Костюм древнегреческой эпохи. Национальная одежда в Греции

В VII -I вв. до н. э. в южной части Балканского полуострова расцвела замечательная культура Древней Греции.

Природные условия Греции, ее теплый морской климат, плодородные равнины и горные пастбища, богатые полезными ископаемыми недра земли определили основные занятия и быт древних греков.

Политическое устройство Греции резко отличалось от восточных деспотий древнего мира. Его основы - демократия (управление народного собрания) и рабовладельческий строй. Греческое искусство носило реалистический характер. Сознание ценности и красоты человеческой личности, вера в безграничные творческие способности человека, простота и ясность художественного языка, правдивое отражение действительности - таковы те основные черты, благодаря которым античное искусство имело огромное значение для всей европейской культуры в будущем.

Быт древних греков носил общественный характер. Народные собрания проходили с песнями, танцами, спортивными состязаниями, которые являлись государственной проверкой физического состояния народа. Эти особенности быта и культуры Древней Греции нашли свое глубокое отражение в эстетическом идеале красоты человека и его костюме.

ЭСТЕТИЧЕСКИЙ ИДЕАЛ КРАСОТЫ

Так же как и все греческое искусство, античные представления о красоте во многом остаются для нас нормой и образцом для подражания. Впервые в истории человечества в основе эстетического идеала красоты человека лежит гармония духа и тела. Патриотизм, высокое гражданское сознание, развитый умственный кругозор и нравственный багаж должны сочетаться с физической красотой: сильным тренированным телом, пропорциям которого уделяется много внимания в трудах мыслителей, художников и поэтов.

Идеал атлета-гражданина воплощен греческим художником Поликлетом в бронзовой статуе «Дорифор» («Копьеносец»). Скульптор написал теоретический трактат «Канон», в котором изложил свои взгляды на наиболее гармоничные пропорции человеческой фигуры. За единицу измерения была принята длина тела человека, голова составляет одну седьмую ее часть, лицо и кисть руки - одну десятую, ступня - одну шестую.

Несмотря на ограниченные права женщины в греческом обществе, женские образы в искусстве также отражают идеал разносторонне развитой, здоровой, цельной личности. Такова, например, статуя богини Афродиты, известная под названием Венеры Милосской. Красоту лица богини составляют правильные прямые линии носа и подбородка, невысокий лоб, обрамленный короткими завитками волос с прямым пробором. Большие выпуклые глаза подчеркнуты округлой линией бровей. По окраске древнегреческих статуй и описаниям героев литературных произведений можно судить о том, что древние греки предпочитали светлый колорит - златокудрые волосы, голубые глаза, светлую кожу.

Однако требования гармонического развития личности распространялись в Греции лишь на представителей имущих классов и не распространялись на рабов и ремесленников.

ДРАПИРОВКА – ОСНОВА ДРЕВНЕГРЕЧЕСКОГО КОСТЮМА

Греческий костюм больше, чем у любого другого народа, связан с выражением эстетического общественного идеала. Благородную простоту и достойную осанку, развитые формы тренированного тела, гармоничные пропорции, динамизм и свободу движений прекрасно выявляла драпировка - основа античного греческого костюма. Прямоугольный кусок ткани различной длины и ширины, драпируясь на теле, прекрасно подчеркивал гармонию тела и одежды

Искусство одевания и умение носить одежду входило в обязательный курс обучения молодежи имущих классов.

Ритм, расположение и форма складок, драпировок диктовались основной архитектурной формой эпохи: высокой мощной каннелированной колонной дорического ордера (рис. 12). Они же должны были наиболее эффектно подчеркивать движения человеческого тела. «Драпировка оживляет мертвую ткань, придавая эстетическую цельность фигуре. Складки, в свою очередь, аккомпанируя движению тела, свисают с рук, окутывая округлости, и плавно обволакивают статичное тело. Застывшие в мгновении покоя, они начинают двигаться вместе с телом, выявляя движение в большом или малом напряжении его» . Одновременное ношение двух одежд создавало ясно выраженную гармонию ритмов, объединяющую ансамбль.

ТКАНИ ИХ ОФОРМЛЕНИЕ

Для своей одежды греки использовали мягкие, эластичные, прекрасно драпирующиеся ткани. Об их внешнем виде и основных свойствах можно судить по описаниям, рисункам и скульптуре, а также образцам поздних греческих тканей, представленным в Государственном Эрмитаже.

Их ткали ручным способом на вертикальном станке шириной до двух метров. Искусство ткачества ценилось очень высоко. По мифологии все богини Олимпа и другие героини были искусными ткачихами, состязаясь между собой в этом ремесле.

Волокнистый состав греческих тканей - шерсть или лен. Существует также предположение, что на острове Кос и в Лидии ткали тончайшие шелковые ткани. К хлопку греки относились с удивлением, увидев его впервые в Индии во время похода Александра Македонского; они называли хлопок «шерстью дерева». Основной интерес греков привлекала не конструктивная, а живописно-пластическая сторона костюма. Поэтому ткани с рисунком, очень распространенные в период греческой архаики, в классический период (V - IV вв. до н. э.) были вытеснены одноцветными синими, красными, пурпурными, зелеными, желтыми, коричневыми и особенно белыми тканями со скупым, четким орнаментом вышивки, аппликации или раскраски. В одном из греческих мифов рассказывается, что богиня Афина победила одну из лучших ткачих Греции Арахну, выткав однотонную прекрасную ткань вместо узорной.

Наиболее характерные греческие орнаменты связаны с природой, носят геометрический или растительный характер (рис. 13).

Мужской костюм

Мужская одежда состояла из двух частей: хитона и гиматия. В соответствии с нашими представлениями хитон был нижней одеждой. Чаще всего его изготовляли из куска шерстяной или льняной ткани, сложенной по вертикали вдоль левого бока туловища и скрепленной на плечах двумя пряжками - фибулами. Хитон могли сшивать по боку или оставлять с одной стороны открытым (рис. 14).

Длина хитона могла быть различной, но чаще всего доходила до коленей. По талии завязывали пояс, образуя напуск (рис. 15). Самой распространенной верхней одеждой был гиматий - прямоугольный кусок шерстяной ткани размером 1,7×4 м, драпировавшийся вокруг фигуры различными способами. Один из применяемых способов драпировки был такой: «… один конец ткани, слегка задрапированный или заложенный в складки, спускали с левого плеча на грудь. Оставшуюся ткань располагали на спине и пропускали под правую руку, оставляя руку свободной, и, уложив ткань красивыми складками, перебрасывали через левое плечо на спину» . Чтобы ткань не соскальзывала, сзади зашивали груз - кусочки свинца. При драпировке гиматия другими способами могли быть закрыты обе руки или одна правая рука (рис. 16).

В Спарте шерстяной гиматий носили прямо на теле без хитона.

Еще одним видом плаща была хламида - прямоугольный кусок плотной шерстяной ткани, который набрасывали на плечи и скрепляли на одном плече или на груди фибулой. Военачальники носили хламиды пурпурного цвета. Одежда ремесленников и рабов обычно состояла из грубого шерстяного хитона или набедренной повязки.

Обувь греков - повторяющая форму ступни, на пробковой или веревочной подошве, с ремешками, переплетавшимися на икрах. Так же как и в других странах древнего мира, носила ее только знать.

Декоративное значение сандалий в костюме повышалось за счет использования цветной, золоченой кожи, украшенной металлическими бляшками и расшитой жемчугом. Специально для театральных представлений применялись котурны - сандалии на подставках, чтобы актеры выглядели выше.

Головные уборы носили в основном в непогоду или во время путешествий. Круглая фетровая шляпа с полями и низкой тульей - наиболее распространенный головной убор. Ее носили также на ремешке отброшенной за плечи. В классический период прическа мужчины состояла из коротко остриженных волос, круглой бородки и усов. Юноши брили лицо и носили длинные завитые локоны, подхваченные обручем. Греки считали бороду достоинством мужчины. Скульпторы изображали великих людей с молодым лицом, возраст же подчеркивали бородой.

Женский костюм

Женская одежда, как и мужская, состояла из хитона и гиматия, но была значительно красочнее и разнообразнее.

Отличительной особенностью женского хитона раннего времени (хитона дорического) является отворот его верхнего края, так называемый диплоидий (рис. 17, фигура слева). Он играл большую декоративную роль в костюме, украшался вышивкой, аппликацией, расписным орнаментом, мог выполняться из ткани другого цвета. Длина отворота могла быть различной: до груди, бедер, коленей. В зависимости от соотношения длины диплоидия и других частей хитона создавались определенные пропорции фигуры.

Некоторые виды женских хитонов были без отворотов. Для их декоративного решения использовались мягкие складки тонкой ткани, гофрировки, цветовые сочетания основной ткани, украшений, вышивки.

Так же как и мужской хитон, женский скреплялся на плечах фибулами - пряжками и подпоясывался с напуском - колпосом. Более поздний ионический хитон из очень тонкой мягкой ткани обильно драпировался и опоясывался по талии, бедрам и крестообразно на груди. Благодаря большой его ширине создавалось подобие рукавов (рис. 17, фигуры справа).

Спартанки носили хитон - пеплос; его правые боковые срезы оставляли не сшитыми и украшали каймой орнамента и фалдами драпировки (рис. 18). В пеплос одеты знатные девушки Афин, изображенные в торжественной процессии на восточном фризе Парфенона греческим скульптором Фидием.

Верхней одеждой гречанок служил гиматий, который можно было драпировать различными способами.

Женский гиматий был меньше мужского, но гораздо богаче орнаментирован. В романе известного советского ученого - палеонтолога и писателя И. Ефремова «Таис Афинская» имеется интересное описание цветового решения костюма гречанки: «Тончайший ионийский хитон Наннион прикрыла синим, вышитым золотом химатионом с обычным бордюром из крючковидных стилизованных волн по нижнему краю. По восточной моде химатион гетеры был наброшен на ее правое плечо и через спину подхвачен пряжкой на левом боку. Таис была одета розовой прозрачной, доставленной из Персии или Индии тканью хитона, собранного в мягкие складки и зашпиленного на плечах пятью серебряными булавками. Серый химатион с каймой из синих нарциссов окутывал ее от пояса до щиколоток маленьких ног, одетых в сандалии с узкими посеребренными ремешками».

Обувь гречанок - сандалии различных форм, нарядные, из кожи ярких расцветок, украшенные золотом и серебром.

Головные уборы гречанки носили редко. В основном они ходили с непокрытой головой, при-крываясь в непогоду верхним краем гиматия или хламиды.

Танагрские статуэтки изображают девушек в круглых соломенных шляпах, предохраняющих лицо от загара.

Прически гречанки делали из длинных и коротких волос. Греческий узел сохранился и в наши дни. Это расчесанные на прямой пробор волосы, завитые волнами, низко спущенные на лоб (между бровями и волосами расстояние не больше ширины двух пальцев) и вдоль щек, сзади приподнятые и уложенные узлом на затылке.

Короткие стрижки украшали обручем или лентой.

Украшениями к прическе были также сетки из золоченых шнуров, диадемы, шпильки, гребни.

Дополнениями к костюму служили зонтик от солнца и веер в виде листа.

В античной Греции было высоко развито ювелирное искусство, представленное в женском костюме образцами металлического литья,филиграни, гравировки. Это - серьги, ожерелья, интальи, камеи, пряжки, браслеты, перстни, диадемы из золота или серебра с драгоценными камнями и чеканным узором орнамента.

Костюм женщин бедных слоев общества по силуэту и формам повторял костюм женщин знатных слоев, но был меньшего объема, из дешевых тканей, без дорогих декоративных украшений. Рабыни носили костюм своей родины.

На уцелевших сосудах и фресках древних греков мы видим в основном людей с непокрытыми головами. Эта особенность, как и вообще «открытость» античной одежды, объясняется не столько мягкостью средиземноморского климата, сколько этическими и эстетическими представлениями эпохи. Античный человек стремился открыть себя, свое тело и взглядам и природе.

Греки надевали головной убор только тогда, когда этого требовала практическая необходимость, например, для работы или в дорогу. В основном это была шляпа с полями - петасос. Поэтому и бога Гермеса, посыльного богов, изображали обнаженным, но в петасосе. Этот головной убор носили и эфебы - свободно рожденные юноши от 18 до 20 лет, проходившие подготовку к гражданской и военной службе.

А танагрийские глиняные статуэтки изображают мужчин и женщин в шляпах-зонтиках, защишавших их от палящих лучей южного солнца. Войлочные колпаки без полей - пилосы - были на головах ремесленников, моряков и другого трудящегося люда. Но не рабов, так как во времена античности такие колпаки были привилегией свободного человека. Люди состоятельные и служители культа отдавали предпочтение венкам, налобным повязкам.

Греческие головные уборы, так же как и прически, были просты и одинаковы как для мужчин, так и для женщин. Имея от природы густые волосы, свободные греки редко носили головные уборы. Однако отправляясь на многочасовые театральные представления, в длительные путешествия, на прогулки за город, в походы, греки надевали шапки, шляпы разного цвета, изготовленные из фетра, войлока, разных сортов кож.

Распространена была шляпа кюне в форме полушария. Носили конусообразный войлочный пилеус, фригийский колпак, каусию. Каусия имела округлую форму, изготовлялась из материалов разного цвета — часто по цветам можно было определить профессию. Кроме перечисленных носили еще петас и пилос, но эти головные уборы надевали только люди низшего сословия.


Их изготовляли из соломы, грубо выделанных войлока и кожи. Солдаты в походах надевали шлемы разных форм с гребнями и хвостами. Хвосты были из волос лошадей, яков или овец.

Кроме того, головы украшали венками. Ими награждали победителей спортивных соревнований (Олимпийских игр), выдающихся ораторов и актеров, полководцев и именитых, почетных граждан. Они были обязательным головным убором на пирах, шествиях, празднествах. Венки делали из цветов, веток, листьев.

Художественное сплетение должно было выделить самый красивый цветок, которому полагалось быть в центре. Так, например, полководец Алквиад появлялся перед согражданами на форуме всегда в венке из плюща и фиалок. Верили, что плющ спасает от опьянения.

Многие носили из пахучих трав, веток плюща, мирта, роз и дубовых листьев, а также веток тополя, сосны, олив, лавра. Часто растения в венках обозначали сан, заслуги, свидетельствовали о положении в обществе. Женщины при выходе из дома накрывали голову краем плаща. В жару надевали соломенные шляпы — долии, узорчатые мешки, чехлы, тканые платки. В торжественных случаях прическу покрывали вуалью, при этом закрывалась не только прическа, но и часть лица. Носили венки из мирта и лавра.

Костюм Древней Греции(1)Одежда,обувь.

Древняя Греция располагалась в южной части Балканского полуострова (ее материковая часть), на островах Эгейского и Ионического морей и на узкой полоске западного побережья Малой Азии.




Горные гряды и морские заливы делили территорию Древней Греции на изолированные друг от друга области. Такое географическое положение служило естественной защитой от вражеских набегов и способствовало созданию достаточно самостоятельных в культурном, экономическом и политическом отношении общин (впоследствии — городов-государств).





Скудная почва была малопригодна для земледелия. Зато море, со всех сторон омывающее Грецию и связывающее ее с соседними восточными и южными странами, способствовало развитию мореплавания, а также ремесел, обмена и торговли.




Характерной чертой древнегреческого общества было отсутствие крупного рабовладения. Это, в основном, и обусловило возникновение и развитие античной демократии. Великая древнегреческая культура — это культура свободных граждан. Она нашла свое отражение и в их внешнем облике и в костюме.



Древние греки создали совершенный тип драпированного костюма. Он изготовлялся из прямоугольных кусков ткани, одинаковых по форме и величине, но благодаря множеству драпировок, создававших свой особый ритм и динамику, каждый костюм отличался от другого.

Первоначально было два варианта греческого костюма: ионический и дорийский (ионийцами назывались малоазиатские греки, а дорийцами — обитатели материковой Греции).



Одежда древних греков на протяжении всего периода их истории по способу изготовления оставалась одинаковой, изменялись только ее размеры, ткань, отделка, украшения.



Греческий хитон

Греческий костюм состоял из нижней одежды и плаща, или накидки. Хитон носили все: и мужчины, и женщины, и дети. Он не выкраивался и не шился, его изготавливали из цельного длинного прямоугольного куска ткани.




Хитоны могли быть из шерсти или льна — эти ткани изготавливали сами греки, или привозили из колоний. Ткани имели рыхлую структуру и легко драпировались. Позже, с развитием торговли, в Грецию стали привозить узорчатую персидскую материю, сирийский шелк, финикийские пурпурные ткани.



В начале ионийско-аттического периода носили одежду только домашнего изготовления и в основном белого цвета. Но с развитием ткацкого и красильного ремесла появились разноцветные ткани с узорами. Одежда греков становится наряднее.

Ионийцы носили длинные, ниспадающие пышными складками одежды с восточными мотивами. Но постепенно азиатский стиль орнамента приобрел иную форму и возник прекрасный, изящный греческий орнамент. Знатные греки, одевавшиеся в белые одежды, украшали им ворот, подол, рукава. Орнаменты вначале были узкими, но когда греки начали использовать тяжелые дорогие ткани и одежда стала объемнее, орнамент тоже стал шире и массивнее.






Мужской костюм Древней Греции


В VII-VI вв. до н. э. мужчины еще ходили в набедренной повязке, но уже обретали популярность широкие хитоны с короткими рукавами. Изображения людей в этой одежде сохранились на аттических вазах VI в. до н.э.



Греческий гиматий


Верхней одеждой древним грекам служил «гиматий» — плащ из прямоугольного куска ткани. Носили его по-разному: накидывали на плечи, обертывали вокруг бедер, перекидывая конец через руку или заворачивались в него полностью.



В древнегреческом демократическом обществе, которое сложилось в V в. до н.э., ценились сдержанность и умеренность — в том числе и в одежде. В классический период мужчины носили короткие хитоны без рукавов.



Мужской и женский гиматий


Изготовлялись они следующим образом: прямоугольный кусок ткани складывался вдвое в долевом направлении, края сшивались, на плечах ткань закреплялась «фибулами» — специальными застежками. Хитон завязывали на талии одним или двумя поясами. Подол подшивали. Неподшитые хитоны носили только рабы или во время траура.



Мужской и женский хитон


У хитона могли быть короткие рукава — такие носили свободные граждане. А у рабов он был с одним рукавом, который прикрывал только левое плечо.



Греческая хламида

Для путешествий у греков была особая одежда: плащ-хламида, украшенный орнаментом, сандалии или короткие сапожки с отогнутыми голенищами и шляпа-«петас» с широкими полями. В V в. до н.э. гиматий значительно увеличился, а способ его драпировки стал более совершенным.


Женский костюм Древней Греции


Женская одежда периода архаики состояла из узкого хитона, длинной юбки и короткой кофточки без рукавов (в разделении костюма на две части — лиф и юбку — сказывалось влияние крито-микенской культуры). На смену этому костюму пришел плиссированный хитон, поверх которого накидывали через одно плечо драпированный шарф — «фарс». Эта одежда трансформировалась в ионийский хитон с длинными широкими рукавами.


Наиболее ранним дорийским костюмом был «пеплос». Делали его из прямоугольного куска ткани, который складывали в длину пополам, сверху отгибали приблизительно на 50 сантиметров, и даже длиннее, и застегивали на плечах фибулами. Отворот — «диплоидий», украшали каймой, драпировали. Диплоидий можно было накинуть на голову.



Пеплос не сшивался и при ходьбе с правой стороны распахивался.

Были и «закрытые» пеплосы, состоявшие из хитона без рукавов с диплоидием. Все складки пеплоса располагались строго симметрично.

В V в. до н.э. костюм гречанки состоял из хитона, изготовленного из двух широких кусков ткани.



Ткань скреплялась застежками от плеч до запястий. От талии до груди хитон крестообразно подвязывали поясом и драпировали, образуя напуск из глубоких складок — «колос».





Греческий гиматий

Молодые дорийские девушки носили хитоны, в которых на сгибе делался разрез для руки, а верхние концы ткани закреплялись на другом плече застежкой. Края хитона не сшивались.

Длина одежды была различна. Хитон мог достигать колен, а у знатных ионянок и афинянок до самых пят с рукавами до локтя, а иногда и до кисти руки.

В качестве верхней одежды женщины использовали гиматий. Хитоны и гиматии дорийских женщин изготовлялись из шерстяных тканей голубых, желтых, пурпурных, лиловых цветов.



В особенно торжественных случаях женщины надевали длинный хитон и дорийский пеплос.

Молодые девушки наряжались в короткие хитоны без рукавов, удобные для гимнастических упражнений. Поверх них надевалась «паллула» и подвязывалась поясом.

Рабыни не имели права носить гиматии и длинные хитоны.


На мужчине: хитон, плащ-хламида. На ногах щитки-кнемиды и сандалии


На женщине: пеплос с декоративной каймой



На мужчине: плащ с фибулой, короткий хитон, сандалии


На женщине: пеплос с двойным напуском, головная повязка. Причёска - греческий узел



Костюм древнегреческих воинов

Воины под доспехи надевали хитон, а поверх доспехов накидывали хламиду. Доспехи воинов были легкими: металлическая кираса с подвижными частями на плечах и бедрах; поножи («кнемиды»), защищавшие ноги; сандалии на толстой двойной подошве («крепиды»); шлем, который мог быть разной формы. Беотийский шлем закрывал голову, щеки и нос, у дорийского было низко спущенное забрало, а коринфский почти полностью скрывал глаза.


Костюм путешественника: гиматий, длинный хитон и шляпа-петас


Костюм воина: короткий хитон и панцирь-пояс, шлем с наличником и высоким гребнем


Обувь в Древней Греции


Древние греки долго ходили босыми. Но постоянные военные походы, путешествия, торговля с дальними странами «заставили» их обуться.

Обувью древним грекам служили сандалии, которые подвязывали к ногам переплетенными ремнями. Само слово «сандалии» в переводе с греческого означает «подошва, прикрепленная к ноге ремешками».




Ремешки могли нарезаться из самой подошвы. Обувь на толстой подошве, которая привязывалась к ноге ремнями или закреплялась кожаными шнурами, называлась «крепиды».

Греки также носили «эндромиды» — высокую шнурованную обувь, в которой оставались открытыми пальцы ног. В эндромидах было удобно быстро передвигаться, поэтому ее носили охотники и участники состязаний в беге. Согласно древнегреческим мифам, эндромиды носили Артемида, Геракл, Дионис, фавны.


Древнегреческие актеры выходили на сцену в «котурнах» — обуви с очень высокой и толстой пробковой подошвой.

Греки первыми стали делать обувь для левой и правой ноги.


Женщины обувались в изящные сандалии из мягкой цветной кожи, чаще всего пурпурного цвета. Они были наряднее мужских, крепились к ногам ремнями с красивыми пряжками. Женщины также носили башмаки на шнуровке из красной кожи.




Прически и головные уборы в Древней Греции

Прически греки носили разные, обязательным был лишь уход за волосами. Густые пышные волосы считались главным украшением (Гомер называет греков «пышнокудрыми»). В более древние времена, до персидских войн, волосы заплетались в косички или связывались в пучок. Спартанцы вначале носили короткие стрижки, но после победы над агривянами стричься не стали.



В Афинах и Спарте густые длинные волосы и борода являлись признаком мужественности и аристократизма, а короткие волосы указывали на низкое происхождение. С IV в. до н.э., при Александре Македонском, зрелые мужчины стали брить бороду, а волосы коротко стричь или завивать мелкими кудрями. Длинные волосы носили только мальчики до шестнадцати лет и старики.



Обычно греки не покрывали голову. Шапки или шляпы они надевали во время путешествий, на охоте или в непогоду. Войлочный пилеус имел форму конуса. Фригийская шапка была похожа на спальный колпак с загнутой вперед верхушкой, она завязывалась ленточками под подбородком.




Войлочная шляпа петас с плоской тульей и широкими полями, закреплялась под подбородком ремешком и могла болтаться на спине. По преданию, такой головной убор носил греческий бог Гермес.


Петас надевали эфебы — свободнорожденные юноши восемнадцати-двадцати лет, которые проходили подготовку к гражданской и военной службе. Позже петас носили римляне, а в средние века этот головной убор стал обязательной частью костюма правоверных иудеев. Носить его предписывали власти тех европейских стран, в которых жили евреи, — очевидно, чтобы напомнить людям, что у них временный статус.

У греческих женщин прическа должна была закрывать лоб: высокий лоб считался некрасивым.




Укладывали волосы гречанки по-разному: зачесывали назад и собирали в пучок, закалывая на затылке; завивали по всей голове в локоны и поднимали вверх, подвязывая лентой; заплетали в косы и обвивали ими голову. Прически женщин гармонировали с их одеждой.

Гетеры носили более сложные прически, украшая их диадемами, золотыми сетками.




Голову женщины покрывали вуалью, ниспадавшей густыми складками, или повязывали большие пестрые платки. Во время путешествий голову защищала все та же шляпа-петас, а позже — плетеная шляпа.

В жаркие дни гречанки покрывали голову гиматием, а сверху прикрепляли соломенную шляпку.

Интересные данные об истории традиционного костюма в Греции приводит в книге «Народные танцы и их преподавание. Анализ ритмического рисунка и движений» Николаос Й. Ваврицас, доцент, преподаватель греческого народного танца отделения физкультуры и спорта Университета Аристотеля в Салониках.

Опираясь на вступительное слово М. Мераклиса к докторской диссертации М. Врелли-Заху (2003), Ваврицас говорит, что история и развитие национального костюма тесно связаны с общественной жизнью человека; известно, что одежда характеризовала личность. Изначальная цель ее — защита от непогоды, однако с течением времени одежда стала отражать и социальное положение человека. Поэтому костюм как социальный показатель является важным источником информации о личностной и социальной идентичности и может быть исследован с точки зрения истории, экономики, психологии, социологии и географии. Таким образом, «эволюция костюма всегда была тесно связана с историей и особенно изменениями в жизни общества», — отмечает Ваврицас.

Как и любое проявление народного творчества, национальный костюм приобрел свой современный вид после множества изменений с античных времен и до наших дней. В византийскую эпоху перемена в греческом костюме было особенно революционной не только благодаря использованию дорогих тканей, расшитых серебром, золотом и драгоценными камнями, но также из-за его прочности и элегантности.

В османский период истории Греции, несмотря на все гонения, разорение и грабежи, которым подвергалось греческое население, после второй половины XVIII века начали появляться замечательные творения, основанные на византийской церковной и светской традиции, в частности в ювелирном искусстве: в мастерских Эпира и Аркадии производили удивительные вещи.

Большое разнообразие и красота традиционной одежды в различных регионах Греции, с одной стороны, поражают тех, кто решил посвятить себя ее исследованию, а с другой, вызывают немало трудностей. В давние времена вид одежды каждого человека зависел от рода занятий, возраста, пола, социального статуса, географического положения региона и так далее, в результате чего возникло поистине уникальное и в то же время огромное разнообразие видов традиционного костюма. «Особое место в истории занимают элементы женского костюма, в основном те, которые были созданы мастерами, портными и ювелирами, представлявшими общую художественную традицию региона» (Кириакиду — Несторос, 1975, с. 137-141).

Греки, как пишет Ваврицас, производили необходимые материалы для изготовления одежды, используя необработанное сырье, в основном овечью и козью шерсть. Матери принимались шить традиционную одежду для своих детей сразу же после из рождения, в том числе и в качестве приданого. Каждая женщина с самого раннего возраста должна была среди прочего учиться обрабатывать шерсть. Она была обязана уметь прясть, ткать, вязать, шить, вышивать и в целом обращаться с необработанной шерстью. На женщинах лежала вся ответственность за обработку и производство тканей, необходимых для создания одежды. Кустарное производство достигло такого уровня, что в итоге создавались настоящие шедевры, особенно в области рукоделия и вышивки.

Процесс обработки материала требовал определенных действий. Сначала собирали шерсть после стрижки овец и коз, затем следовало промыть (а если нужно, то и окрасить), высушить шерсть, разобрать, вычесать. Вслед за этим шерсть пряли, вытягивали нить и, наконец, скручивали в мотки. Готовую пряжу в мотках наматывали на специальную палку — мотовило, после чего делали основу и уток (вместе они образуют ткацкое переплетение). Уток накручивали на ручную прялку и переметывали на челнок, и тогда только можно было прясть уже на ткацком станке, который был в каждом доме. Обычно, чтобы облегчить процесс, шерсть красили до того, как она превращалась в нить. Ткани, которые делали на станке, затем обрабатывали сукновальной машиной, чтобы они стали мягче. Позднее, в XVIII-XIX веках, кроме домотканых материалов стали использовать и покупные (штоф, бархат и другие ткани), которые привозили в Грецию из крупных городов Европы.

© Из личного архива Николаоса Й. Ваврицаса

Из вступительного слова Иоанну-Яннара мы узнаем следующее: «Три самых известных вида греческого костюма — повседневный, праздничный и свадебный — и подробный анализ и изучение материалов, которые женщины использовали для шитья одежды, привели Ангелики Хадзимихали к интересному наблюдению. Она заметила, что на создание костюма влияли два основных фактора: возраст человека (девочка, невеста, молодая жена, замужняя женщина, пожилая женщина — и то же самое для мужчин) и социальный статус. Эти данные определяли способ создания каждого элемента одежды, ведь каждый получал в жизни определенную роль, которая напрямую зависела от социального положения. Получив полную картину на основе анализа собранного материала, Ангелики Хадзимихали создала новую классификацию, морфологическую, весьма значимую для всего исследования. По ее словам, вид одежды, которую носит каждый человек, попросту говоря, — его отражение. Так, вся женская одежда делилась на три основные категории: костюм с сигуни (домотканое платье), с кавади (длинная зимняя одежда) и с юбкой. То же и с мужской одеждой — фустанела или широкие штаны».

Папандониу (1973) делит типы костюмов в целом на три (горные, равнинные и островные), а их в свою очередь на городские и деревенские. По ее словам, большинство женских костюмов состоит из рубашки, одежды вроде полупальто, сшитой, как правило, из дорогого материала, и платья (сделанного из черного домотканого материала, известного в Греции с древних времен). Кроме того, любой женский костюм включал широкие штаны (белье) и сложный головной убор, который женщины носили, выйдя замуж.

© Из личного архива Николаоса Й. Ваврицаса

Говоря о мужском костюме, Папандониу (1974) подчеркивает, что история его уходит корнями в глубокую древность. Мужчины носили одежду строгих цветов и простую с точки зрения украшений. В целом одежда была двух категорий: одну носили в море, другую на суше. Как и в случае с женским платьем, каждый вид делился на городской и деревенский. По словам Папандониу, почти везде в качестве белья носили сорочку и кальсоны, а также короткую рубашку. Во Фракии также были пундури — род темных шерстяных брюк. В Македонии — черные рубашка и брюки. На Пелопоннесе, в Аттике и на материковой Греции в целом встречается фустанела — белая юбка с множеством складок, ставшая неотъемлемым элементом национального греческого костюма. В прибрежных районах и на островах встречаются также различные варианты широких брюк.

Наконец, по классификации Христоса Бруфаса, женская одежда бывает трех типов. Деревенская, как правило, домотканая, с хлопковой рубашкой, платьем из грубой шерсти и шерстяным жилетом сверху. Так одевались в Алоне (Флорина), Коринфии и Карагуне. Городская одежда восточного образца, с кавади, длинным платьем с рукавами или без (цумбес), сшитым из дорогих тканей. Раньше его носили в Янине, у берегов Черного моря, в Конье (современная Турция) и почти во всех городских центрах. Третий тип — более новый костюм западного городского образца, характерным элементом которого было длинное плиссированное платье из дорогого штофа, заменившее кавади, которое надевали поверх традиционной хлопковой рубашки. Верхней одеждой служило либо домотканое шерстяное пальто (сегуни), встречавшееся в Мецово, Вовусах и Властах, либо жилет из войлока с тонкой золотой вышивкой, как в Верии, Наусе, Касторье и Самарине.

Трикала: Текст корреспондента Апостолиса Зоиса

Национальный греческий костюм.

Фустанелла Цолиас (Foustanella/Tsolias)

Фустанелла Цолиас , которые носили политики и воины, этот костюм был объявлен национальным костюмом для мужчин; он носился в гористых областях и носился главным образом в Центральных и Южных частях Греции. Костюм получает свое название от плиссированной белой юбки (Foustanella), сделанной частями ткани, имеющей треугольную форму, названной «ланголия (langolia)», которые сшиты вместе по диагонали.

Фустанелла

Юбка Фустанелла состоит из 400 складок, символизирующих годы, в течение которых Греция была под Оттоманским правлением. Греческие революционные борцы 1821 года носили фустанеллу, борясь с турками. Сегодня эта юбка служит официальной униформой для Эйзонес (Evzones), Президентской Охраны, которая держит бессменную вахту на Могиле Неизвестного Солдата в Афинах. Остаток от костюма составлен из белой рубашки с очень широким плавным рукавом, и вышитого шерстяного жилета, названного «фермели (fermeli)» . Жилет может быть синим, черным или цвета марон, последнего цвета носит капитан охраны. Пояс носят вокруг талии, и вдобавок к костюму одевают ботинки, которые знали как царугиа (Tsarouhia) , которые носили для горного восхождения.

Врака

Врака (Vraka) — это костюм, который носят с некоторыми изменениями на всех Эгейских островах, является классическим типом мужского платья. Этот костюм состоит из панаваки (белый предмет нательного белья), белая рубашка, карамани (мешковатые брюки), коумбоури (традиционный жилет без рукавов), пояс, зака (внешний жакет), и мегало феси (кепка).

Карагоуна

Карагоуна

Карагоуна является известным женским костюмом в Фессалии, в Центральной Греции. Костюм Карагоуна — подвенечное платье с яркими цветами, символизирующими богатство долины Фессалии. Название произошло от способа, которым женщины могли двигать только своими головами из-за веса костюма и их драгоценностей. Этот костюм состоит из предмета нательного белья, который является белым платьем с толстым черным краем, шерстяного пальто с кисточками ручной работы на краях рукавов и вышивкой, белое пальто без рукавов «сайияс» с украшенным аккуратным, коротким красным шерстяным богато вышитым жилетом, и бархатные нарукавные повязки с черными или разноцветными краями. Носившийся вокруг талии красный передник с группами вышивки, которую обычно вышивали золотой нитью, и, наконец, черный вышитый шарф — платок, который оборачивали вокруг головы и украшали золотыми монетами через лоб.


Карагоуна

Отличительными особенностями этого костюма является множество рядов из цепей с монетами, что символизирует богатство невесты. Передник также украшен брошкой и серебряной или золотой частью цепи.

Дефина

Дефина (Sterea Helladas) . Женская дефина является крестьянским платьем области Фокида в Греции. Кисточки и края украшают белый покрытием. Вообще сам костюм представляет собой белое длинное платье с рукавами, на верху длинный белый жилет, украшенный черно-красным шнуром и яркий красный бархатный передник, который закрепляется выше талии, обычно вышит золотой нитью.

Женщины острова Крит носят панталоны, так как это распространено на южных островах Греции. Они также носят передники в передней и задней части тела. Их черные бархатные жакеты богато украшены золотой вышивкой, и они носят ожерелье золотых монет. На их головах они носят связанный крючком «мандили», что символизирует траур за потерю Византийской Империи, Константинополя (современный Стамбул). Свисание кисточек в их глазах, как говорят, представляет слезы за тех людей, которые были потеряны при взрыве монастыря в Аркади на острове Крит.