Методическая разработка на тему: Методические рекомендации Заповеди вожатого. Заповеди вожатого (информация повышенной секретности!) вожатый - «универсальный солдат» нашей команды: честен с детьми (никогда ничего не обещает!), тактичен

Заповеди вожатого

  1. Приехав в лагерь, оставь свой образ жизни дома, и руководствуйся идеологией и отношениями, сложившимися до тебя.
  1. Предъявляя требования к ребятам, в первую очередь, выполняй их сам.
  1. Каждый имеет право сказать другому, что, по его мнению, плохо, но только если сам знает, как сделать, чтобы стало хорошо.
  1. Не обсуждай своих товарищей в присутствии ребят, не говори плохо о своем напарнике, лучше поищи пути сработаться с ним.
  1. Не обещай ребятам того, что не можешь выполнить.
  1. Допустил ошибку - признай её. Не бойся отменить свое распоряжение, согласившись с доводами ребят.
  1. Умей удивлять и поражать ребят, а если надо - покорять, - вожатый должен быть интереснее кино.
  1. Будь жизнерадостным человеком, и пусть ребята знают и видят это.
  1. Помни: все сотрудники лагеря - воспитатели. Относись к ним с уважением.
  1. Самоуправление - это когда сами придумываем, сами делаем и сами анализируем. Убери одно из звеньев, и от самоуправления ничего не останется.
  1. Знай все о ребятах, но в нужный момент умей не расслышать, не заметить, не понять.
  1. Хочешь получить умный ответ - научись умно спрашивать. Высказывай свое предложение и мнение, начиная со слов: "Как вы считаете?".
  1. Не злоупотребляй приказаниями. Кто не может взять лаской, не возьмет и строгостью.
  1. Помни - человек сложен, даже если ему десять лет. Не считай себя умней детей. Возможно, у тебя больше мудрости, т.е. жизненного опыта, но вот ум дается от природы.
  1. Работая с ребятами, чаще вспоминай, каким ты сам был в этом возрасте.
  1. Не только оберегай ребят от дурного, но и учи сопротивляться ему.
  1. Не спеши переделать ребят по своему образу и подобию. Воспитатель - это тот, кто помогает человеку стать самим собой.
  1. Учись сравнивать свои дела не только с тем, что было, но и с тем, что должно было быть.
  1. Постоянно показывай ребятам, что их работа и жизнь - это часть работы и жизни лагеря.
  1. Какие бы дружеские чувства и симпатии ты не испытывал к детям, помни, что ты - воспитатель, прежде всего, и поэтому всегда соблюдай дистанцию.

Нравственные принципы вожатого.

Принцип «красной линии». За «Красную линию» выходят панибратство, лжедружба, наказуемая интимность отношений. Не заигрывайся с детьми.

Принцип «могучей кучки».

Хочешь иметь успех, хочешь высвободить дополнительную энергию души детей в неподражаемом мире досуга, найди единоверцев, окружи себя и своих детей сотоварищами, которые способны на «безумные» идеи, на дерзость, фантазию, на воодушевление детей, на организацию высоких образцов досуга.

Принцип «фельдмаршала

Кутузова». Наблюдать и ждать. Главное помочь понять детям, как осуществить ту или иную идею.

«Принцип горы».

Нельзя терять высоты. Ни в чём!!!

«Принцип антиканонов».

Помочь детям выйти за грани стереотипов.

«Принцип камня, брошенного в воду».

Надо, чтобы каждый ребёнок самореализовался.

«Принцип положительного в ребёнке».

Ищи в ребёнке хорошее.

Принцип «репутации напарника».

Поддерживай «репутацию напарника».

Советы вожатому:

Внимание и доброжелательность к детям – основа всех основ.

Волшебные слова “творчество” и “порядок” удивительно связаны между собой. Там, где детей не побуждают выдумывать хорошее, они придумывают дурное.

Старайтесь чаще хвалить детей, даже самых трудных, не жалуйтесь родителям.

Первый день ребята вас испытывают, обратите все в шутку.

Главный результат работы – настроение каждого ребенка и отряда в целом. Скука в отряде – это ЧП. Создай атмосферу доброжелательности, умения выслушать другого, уважать мнение каждого в отряде.

Забудь слова “Нельзя; я требую; я за все отвечаю; ты должен делать так; я хочу, чтобы…”, заменяя их словами “У нас так не принято; твой поступок некрасив; я бы посоветовала тебе обратить внимание


Те, кто следил за моей работой на протяжении многих лет, могут спросить, на что бы я мог пойти, составляя список из семи заповедей для работы с молодежью. Я всегда утверждал, что не существует простой формулы для работы с людьми, поскольку они динамичны (постоянно меняются) и, как правило, эмоциональны и нерациональны. Несмотря на то, что я всегда понимал использование подобных списков, работа вожатых не столь проста. Что же особенного в этом списке? Читая их, Вы столкнетесь с утверждениями, которые являются очень специфичными, что они, по сути, сводятся к универсальным истинам. Воплощенные и безупречно реализованные, они способны оказать значительное положительное действие на лагерную культуру и судьбы людей, пребывающих в лагере. И наоборот, вспомните прошлые ошибки и заметьте, скольких из них можно было бы избежать, если бы эти «заповеди» соблюдались. Данная информация предназначена для рассмотрения во время подготовки сотрудников, и даже может быть внесена в специальное руководство. Я рекомендую несколько раз за лето возвращаться к этому перечню и просматривать его. Когда Вы прочтете его, Вы поймете почему.

Никогда не думайте, что Ваш шутливый сарказм, особенно использование прозвищ, будет воспринят так, как Вы предполагаете.

На самом деле, учтите, что в какой-то момент, ситуация может обернуться так, что Вы сильно об этом пожалеете. Чувство юмора в большей степени культурное и личное понятие, оно не универсально. Однако, немного людей, осознают это. Многие, в особенности мужчины, настолько привыкли в детстве к различным издевкам, что они уже даже забыли, когда научились ставить эмоциональный барьер от острой боли, причиняемой такими действиями. Это не хорошо. Так срабатывает защитный механизм, который подрывает свободу общения и доверие к другим людям. Многие дети еще не дошли до этой стадии, и с Вашей помощью, к счастью, никогда не дойдут. Лучший вариант. позитивное взаимодействие и пример для Ваших лагерников, как можно общаться без постоянных «шуток». Это потребует определенных усилий, но результаты стоят того!

Всегда делайте то, что пообещали. Никогда не обещайте того, что не можете выполнить.

Давайте только такие обещания, которые Вы на 100% сможете выполнить. Это касается всего и всех, а не только вознаграждений и результатов. В момент воодушевления легко дать обещание с наилучшими намерениями, однако, когда наступает время выполнения обещания, возникают препятствия. Это особенно актуально, когда приходится иметь дело с последствиями, особенно в эмоционально ответственный момент. Дети обладают поразительной способностью запоминать мельчайшие детали того, что им говорят взрослые. Невыполнение обещаний ведет к потере доверия, а доверие сложно обрести вновь, если оно было однажды утрачено. Непоследовательность взрослых - это одна из тех вещей, с которыми дети сталкиваются наиболее часто. Таким образом, обратное утверждение тоже верно: если человек всегда выполняет свои обещания, это неизмеримо повышает его статус в глазах лагерников. На самом деле, одним из самых распространенных качеств, которым оперируют дети в разговорах о взрослых, является доверие взрослым. Это простой момент, однако от него многое зависит.

Всегда вмешивайтесь, если слышите, как дети критикуют друг друга. Никогда не верьте, если ребенок говорит: «Меня это не волнует».

В нашей жизни мы либо вырастаем теми, кем мы можем стать, либо вкладываем энергию в защиту того, кем мы являемся. Мы не можем иметь и то, и другое одновременно. Лагерь. это одно из тех мест, где мы можем контролировать внешнее окружение, чтобы дать детям широкую возможность для развития.Слишком много существует историй о детях, которые попали в трудные ситуации из-за невинных прозвищ и взрослых, которые не придали этому значение, когда у них была возможность как-то повлиять на ситуацию. Если хотя бы один раз пустить этот вопрос на самотек, это значит, что Вы потворствуете такому поведению, или, по крайней мере, что Вы прореагируете только в случае крайней необходимости. Неважно, насколько Вы опытны в этом вопросе, достаточно просто сказать что-то типа, что это «не хорошо» или «не круто», чтобы прекратить происходящее. Вмешивайтесь постоянно, и Вы установите культуру, не допускающую такое негативное поведение. Кто знает, возможно, поступая таким образом, Вы когда-нибудь спасете чью-то жизнь.

Ежедневно общайтесь с каждым лагерником и задавайте правильные вопросы.

При том количестве событий и взаимодействий, которые происходят в лагере ежедневно, для одного человека слишком сложно полностью быть в курсе всего. Даже те вожатые, которые ответственны за небольшую группу лагерников (8-12 детей) делают все возможное, чтобы быть осведомленными обо всем. Легко может пройти несколько дней без непосредственного общения между вожатыми и лагерниками один на один, особенно если дети веселятся и хорошо себя чувствуют. Чтобы противостоять этой тенденции, возьмите себе за правило каждый раз во время приема пищи сидеть рядом с разными детьми, проводить индивидуальные мероприятия с Вашими лагерниками во время тихого часа, и перед отбоем спрашивать каждого из них, как они провели день. Пусть ежевечерним ритуалом станут ответы ребят на вопросы: «Что было самым лучшим в сегодняшнем дне?», «Что было самым сложным в сегодняшнем дне, и какие уроки ты извлек?». Вы будете удивлены узнав, что на самом деле волнует ребят. Что наиболее важно, Вы будете готовы реагировать на любые ситуации, и ничто не пройдет мимо Вас. Важно непременно делать это ежедневно и не искать предлогов, чтобы не делать этого.

Превратите в нечто особенное свободное время, например, время перед сном.

Большинство самых лучших моментов во взаимоотношениях лагерников и вожатых происходят в периоды свободного времени, например, игры, тихий час, время перед сном. Это также те периоды, когда вожатые проводят меньше всего времени со своими лагерниками, вместо этого они устраивают себе перерывы или спешат заняться вечером своими делами. Если Вы будете проводить это время со своими лагерниками, Вы обнаружите очарование в лагере и взаимоотношениях лагерников и вожатых.Ценность создания вечерних ритуалов просто безмерна. Особенно, давняя традиция рассказывания историй. Между взрослыми и детьми возникает мощная связь, когда они собираются вместе и рассказывают истории, которые рождают путешествия в воображении детей. Вопреки тому, как думают многие люди, рассказывание историй не подлежит оцениванию Вашими лагерниками. Рассказ любой соответствующей их возрасту истории достаточен для возникновения взаимосвязи и ощущения единства с Вами. Ваши усилия, затраченные каждый вечер, окупятся сполна уважением и близостью, которые они будут чувствовать по отношению к Вам в течение дня. Это также обеспечит Вам наилучшие воспоминания о лете.

Если сомневаетесь, не делайте!

Каждый раз, когда ребята спрашивают Вас, можно ли делать что-то, а Вы на 100% не уверены хорошо ли это, остановитесь и хорошо подумайте, прежде чем ответить. Ваша самая важная обязанность как лагерного вожатого, которую необходимо выполнять, - этообеспечение безопасности лагерников. Большинство несчастных случаев происходят из-за небрежных ошибок, которых легко можно было бы избежать. Очень часто нарушаются элементарные правила, которые молодые вожатые не считают важными: например, запрет бегать на причале или бегать босиком там, где не нужно. Эти правила часто являются результатом прошлых ошибок. Соблюдайте их, и Вы сможете учиться на чужих ошибках, а не на своих собственных. Многие другие проблемы возникают, когда вожатые разрешают проводить мероприятия, чреватые внезапными травмами, например, «нападения», шалости, «подушечные бои». Некоторые травмы происходят под контролем, но некоторые являются результатом потери контроля. Помните, что дети гораздо больше подвержены испытывать сильное эмоциональное напряжение во время игры, чем действовать из соображений безопасности. В действительности, Вы должны понимать, что в некоторый момент Вы должны сказать «нет», хотя они не поймут почему. Это не прибавит Вам популярности в тот момент, но зато Вы сможете сохранить их здоровыми, пока они не успокоятся.

Всегда лучше быть замечательным вожатым по мнению Вашего директора, чем быть «классным» в глазах Ваших лагерников.

Этим летом большую часть времени Вы проведете с людьми, которые младше Вас. Для большинства вожатых это новый и необычный опыт. Не всегда легко установить необходимые барьеры, особенно если Вы устали и утомлены. Опытные лагерные сотрудники рассказывают истории о том, как они убегали и занимались личными делами или «растворялись» в поведении лагерников, а потом жалели об этом!

Работа с детьми должна быть веселой, и способность к игривости для более тесной связи с лагерниками просто необходима для Вашего успеха. Просто всегда будьте уверены, что Вы помните, что Вы являетесь взрослым человеком и наняты как специалист в своей области. Подумайте о тех взрослых, которые сыграли наиболее важную роль в процессе Вашего взросления. И хотя временами они действительно были «классными», они всегда преследовали Ваши интересы в хорошем смысле слова. Не смотря на то, что они всегда на Вашей стороне, это не означает, что они всегда согласны с Вашим мнением. Используйте этот подход в общении с лагерниками, и Вы также сможете оказать положительное влияние на их жизни, как когда-то те люди оказали на Вашу жизнь. А Ваша ценность для лагеря необыкновенно возрастет!

ЗАПОВЕДИ ВОЖАТОГО (информация повышенной секретности!) Вожатый - «универсальный солдат» нашей команды: честен с детьми (никогда ничего не обещает!), тактичен и воспитан, чуток к болям и радостям подопечных, ответственен по отношению ко всему и всем! Способен контролировать себя и свои эмоции. То, что написано ниже запомни, как «Отче наш» - это больше чем мантра или молитва. Это спасёт тебя от ошибок.






ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ВОЖАТОГО С ДЕТЬМИ В общении с детьми инструктора и вожатые часто впадают в крайности, т. к. не знают, как себя вести, какую позицию по отношению к детям занять. Лучше всего встать в позицию старшего товарища. Не забывайте, что вы уже взрослый человек, просто очень молодой. Попробуем нарисовать портрет вожатого. Какой он? ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНЫЙ. Каждый ребенок в команде должен быть уверен в хорошем к себе отношении. Нельзя «воевать» с ребятами, уходить от конфликта вожатый должен всеми способами. Ребенок должен чувствовать со стороны вожатого уважение к себе. ВНИМАТЕЛЬНЫЙ И ТАКТИЧНЫЙ. Как легко может обидеть ребенка взрослый человек недостаточным вниманием! Своим вожатым должен вас считать каждый ребенок в отряде, а не только ваши любимцы. Постарайтесь уделить внимание каждому, независимо от ваших личных симпатий и антипатий. Но не стоит без приглашения вторгаться в жизнь ребенка, в его взаимоотношения с другими людьми, в его внутренний мир. Важнее заслужить это приглашение. ТРЕБОВАТЕЛЬНЫЙ. Не бойтесь требовать, если ваши требования разумны. Дети это поймут и примут. У «добреньких» взрослых дешевый авторитет.


СПРАВЕДЛИВЫЙ. Не забывайте, что у ребенка есть своя точка зрения. Мало просто самому считать, что поступаете правильно и справедливо, надо, чтобы и ребенок это понимал. Убедите его в этом, и вам будут верить. ИСКРЕННИЙ И ЧЕСТНЫЙ. Степень откровенности с детьми вам поможет определить чувство меры и осознание разницы в возрасте. Но дети очень чутко чувствуют фальшь. Поэтому, если затрудняетесь ответить на какой-то вопрос или дать обещание, лучше не делайте этого. БОДРЫЙ И ЖИЗНЕРАДОСТНЫЙ. Ваши проблемы не должны касаться детей. Вожатый должен быть эмоциональным и энергетическим аккумулятором для своих детей. ТЕРПЕЛИВЫЙ И СДЕРЖАННЫЙ. Множество вопросов, детские проблемы, которые вам могут показаться не существенными, необходимость все повторять несколько раз все это может вывести из себя, если себя не сдерживать. Вожатый не имеет права не срыв. Дети видят, слышат, думают, понимают и действуют по-своему. К этому надо приспособиться. После отдыха в лагере дети не вспомнят, что им говорил вожатый. Вспомнят только его отношение к ним, заботу о них, его личный пример. Дети запомнят сплочённость и дружбу, речёвки, которые кричали хором, девиз, запомнят творческую часть отдыха. Вожатый должен помочь детям раскрыть себя в лагере в какой-то деятельности, проявить себя, стать более уверенными в своих возможностях, уверенными в себе.


ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ НАПАРНИКОВ Начнем со знакомства. Вы знакомитесь со своим будущим напарником. Расскажите друг другу о себе то, что считаете нужным. Особенности своего характера и темперамента, чего от вас можно ожидать в критических ситуациях, в случае переутомления и, особенно в общении с детьми. Какой опыт работы с детьми у вас есть, какой багаж за плечам и, с каким настроением едете на смену, какие есть опасения. Помните, в том, что касается работы, у вас друг от друга не должно быть секретов. И как бы в дальнейшем ни сложились ваши личные отношения, для детей вы должны быть идеальной парой и любимыми напарниками. Все ваши ссоры, выяснения отношений, несогласия не при детях. Видите, что напарник неправ, не стоит мгновенно реагировать и «спасать» ситуацию. Отзовите в сторону и поговорите. Прислушивайтесь друг к другу, поддерживайте авторитет своего напарника. Соблюдайте в работе равноправие и единство требований. Будьте принципиальны друг с другом (вы работаете с детьми), но в то же время внимательны, терпимы и доброжелательны. Не давайте друг другу умереть на работе. Вас двое, иногда кто-то может выспаться (извечная вожатская проблема). Разумно распределяйте работу, чтобы кто-то из вас не был «всю смену на арене». Сотрудничайте!


ПРИНЦИПЫ ОТНОШЕНИЙ С ДЕТЬМИ. ПРИНЦИПЫ ОТНОШЕНИЙ С ДЕТЬМИ. Гарри Лэндрет: Игровая терапия: искусство отношений Я не всезнайка. Поэтому я не буду пытаться быть им. Я хочу, чтобы меня любили. Поэтому я буду открыт любящим детям. Я хочу больше принимать в себе ребенка. Поэтому я с интересом и благовением позволю детям освещать мой мир. Я так мало знаю о сложных лабиринтах детства. Поэтому я позволю детям учить меня. Я лучше всего усваиваю знания, полученные в результате собственных усилий. Поэтому я объединю свои усилия с усилиями ребенка. Иногда мне нужно убежище. Поэтому я дам убежище детям. Я люблю, когда меня принимают таким, каков я на самом деле. Поэтому я буду стремится сопереживать ребенку и ценить его. Я делаю ошибки. Они свидетельствуют о том, каков Я – человечный и склонный ошибаться. Поэтому я буду терпелив к человеческой сущности ребенка. Я реагирую эмоционально и выразительно на мир собственной реальности. Поэтому я постараюсь ослабить свою хватку и войти в мир ребенка. Приятно чувствовать себя начальником и знать ответы на все вопросы. Поэтому мне придется много работать чтобы защитить себя от детей. Я единственный кто может прожить мою жизнь. Поэтому я не буду стремиться к тому, чтобы управлять жизнью ребенка. Я научился почти всему, что знаю, на собственном опыте. Поэтому я позволю приобретать детям свой опыт. Я черпаю надежду и волю к жизни внутри себя. Поэтому я буду поддерживать и признавать чувство САМости у ребенка. Я не могу сделать так, чтобы страх, боль, разочарование и стрессы ребенка исчезли. Поэтому я буду стараться смягчать удар. Я чувствую страх, когда я беззащитен. Поэтому я буду прикасаться к внутреннему миру беззащитного ребенка с добротой, лаской и нежностью.


У каждого вожатого должен быть план работы с отрядом. Он составляется на основе плана – сетки и концепции смены. Основные этапы подготовки отрядного дела: 1.Получение задания, определение целей и задач определенного дела 2.Обеспечение работы. (условия, средства, исполнители.) 3.Планирование работы и определение обязанностей (творческая группа, инициативная группа, совет дела) 4. Координация действий 5. Анализ и подведение итогов работы.



В течение всего дня форма одежды дежурного вожатого и детей, дежурящих по территории – рекомендуется парадная. Организует в течение всего дня дежурство детей в вожатской комнате (КВ) (1-2 чел) Следит за чистотой в КВ, выполнением дружинного плана на день, соблюдением режимных моментов, осуществляет своевременное обеспечение вожатых оперативной информацией. При необходимости получает на почте корреспонденцию для лагеря. Требования к заправке кроватей.

Утром, после подъема, ребята приступают к заправке кроватей.

Это требует определенных навыков. Первые дни вожатый должен объяснить и показать ребятам, как правильно заправлять кровати, а затем на протяжении нескольких дней контролировать правильность выполнения.

В первую очередь надо встряхнуть простыню, покрывающую матрац, а затем застелить ее так, чтобы на поверхности не оставалось морщин.
Вторую простынь аккуратно сложить и положить вдоль всей кровати.
Одеяло сворачивается пополам и укладывается по ширине всей кровати.
Все это накрывается покрывалом.
Концы покрывала заправляются под матрац.
Подушка взбивается и аккуратно ставится “уголком” в изголовье кровати.
Многие дети кладут под матрац грязные носки, белье, сырые плавки, купальники и т.д.
Это категорически запрещено.
В тумбочках могут храниться только предметы личной гигиены, письменные принадлежности, личные предметы (в чистом виде).
Верхняя одежда храниться в шкафу на вешалке или в полиэтиленовом пакете.

ЗАПОВЕДИ ВОЖАТОГО

1. Прими все, что есть в ребенке (кроме того, что угрожает его жизни, здоровью).
2. Ищи истину вместе с ребенком,
3. Старайся ничему не учит ребенка напрямую - учись сам.
4. Искренне восхищайтесь всем красивым, что есть вокруг.
5. Считайте своим основным педагогическим методом осознанное наблюдение за ребенком.
6. Помни, серьезное разрушается смехом, смех - серьезным.
7. Помни, что ты существуешь ради ребенка, а не он ради тебя.

ЗАПОВЕДИ ВОСПИТАТЕЛЯ от Дэвида Льюиса

1. Воспринимайте вопросы и высказывания ребенка всерьез.
2. Покажите ребенку, что его любят и принимают безусловно,т.е. таким, какой он есть, а не за успехи и достижения.
3. Помогайте ему строить свои собственные планы и принимать решения.
4. Не унижайте ребенка, не давайте ему почувствовать, что он чем-то хуже вас.
5. Приучайте ребенка мыслить самостоятельно.
6. Хвалите ребенка только за конкретные успехи и поступки и делайте это искренно.
7. Давайте ребенку возможность самостоятельно принимать решения и нести ответственность за них.
8. Учите ребенка общаться со взрослыми любого возраста.
9. Развивайте в ребенке позитивное восприятие его способностей.
10. Поощряйте в ребенке максимальную независимость от взрослых.
11. Верьте в здравый смысл ребенка и доверяйте ему.