Научная статья по специальности дошкольное образование. Журнал дошкольная педагогика

Дошкольное детство – уникальный возрастной период.

Дошкольное детство – небольшой отрезок в жизни человека. Но за это время ребенок приобретает значительно больше, чем за всю последующую жизнь. “Программа” дошкольного детства поистине огромна: овладение речью, мышлением, формирование взаимоотношений с людьми, первичных навыков планирования своей деятельности и будущей жизни.

В.А. Сухомлинский говорил о важности дошкольного образования: «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. От того, как будет чувствовать себя ребенок, поднимаясь на первую ступеньку лестницы познания, что он будет переживать, зависит весь его дальнейший путь к знаниям».

Подготовка ребенка к школе – один из важнейших вопросов дошкольного образования. Дать на него однозначный ответ сложно прежде всего потому, что необходимо суметь различить главное и второстепенное. Многие полагают, что главное, чему должен научиться ребенок, готовясь к школе, это читать, писать и считать. Здесь мы сталкиваемся с необходимостью различать два таких понятия, как навыки и способности. Трудно спорить с тем, что чтение и счет полезное дело. Однако они не являются самым главным приобретением в дошкольном возрасте.

Школьная программа построена таким образом, что ученик должен постоянно осваивать новое содержание, приобретать все новые и новые навыки, выработка которых зависит не от наличия уже существующих, а от уровня развития соответствующих способностей.

Что же делает способности таким важным инструментом освоения нового содержания? Ответ заключается в характере анализа различных обстоятельств, с которыми сталкивается ребенок. Первоклассник должен не просто уметь считать, а правильно анализировать количественные отношения, отвлекаться от несущественных деталей и сосредоточиваться на важных. Например, если мы разделим квадрат на части и расположим их по-другому, площадь новой фигуры будет равна площади квадрата. Говоря о русском языке, важно, чтобы ребенок мог проводить анализ слов, понимать, например, что слово «палка» короче слова «палочка» и т.п.

Анализ этих и других свойств не строится на умении читать или считать, которое целиком зависит от развития умственных способностей детей, составляющих основу интеллектуальной готовности к обучению в школе.

Но одной интеллектуальной готовности недостаточно. Если мы сравним обучение в школе с игрой ребенка в детском саду, то обнаружим различия. Главное в игре – сама игра. Ребенок играет, потому что ему это нравится. В любой момент, как только ему станет скучно, он может прекратить игру. В школе ребенок учится не потому, что ему нравится, а потому, что он понимает важность обучения как социально значимого дела, которое не всегда должно быть интересным и его не всегда можно прекратить выполнять. Например, уборка квартиры является важным, но, как правило, не самым интересным делом. Ее окончание связано с достижением определенного результата – чистоты и порядка в доме. Если дошкольник не понимает важности обучения в школе, то он даже при наличии развитых умственных способностей будет испытывать трудности, ведь урок – это не только веселье и интерес, это еще и преодоление собственной ограниченности, умение сделать не то, что хочешь, а то, что нужно. Понимание социальной значимости обучения в школе – та организующая основа, которая помогает ученику выполнить требуемое учителем задание. Наличие мотивации социальной значимости учебной деятельности является важным условием готовности к школе. Если такая мотивация не сформирована, то ребенок не будет выполнять домашние задания, и родителям придется прибегать к дополнительным ухищрениям, чтобы ребенок делал не то, что хочется, а то, что нужно.

Умственных способностей и мотивации все же не достаточно для успешной учебы. Важно, чтобы ученики понимали своеобразие ситуаций, которые создаются в классе. Имеется в виду, что будущий ученик должен различать ситуацию общения с учителем и, например, с мамой. Умение принять на себя роль ученика и вступать в контекстное общение является важным моментом готовности к школьному обучению.

Готовность к обучению к школе не сводится к умению читать, писать и считать. Сами эти умения являются вторичными по отношению к сложному комплексу качеств, которые обеспечивают психологическую готовность ребенка к обучению в школе. Чем меньше уровень сформированности данных качеств обнаруживается у конкретного ребенка, тем больше учебная деятельность в школе начинает приобретать свойства образовательного процесса, характерного для дошкольного образования: усиливается интерес содержания деятельности, снижается требовательность к ее результату, вводятся игровые моменты и т.д.

Веракса Николай Евгеньевич – доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой социальной психологии развития Московского городского психолого-педагогического университета.

Сайт в Интернете:

Приоритетными задачами российского дошкольного образования является создание условий для обеспечения рав­ного стартового уровня детей при поступлении в школу и повы­шение доступности образования. Предшкольной образование должно «представлять собой целенаправленный организованный процесс обучения и воспитания детей старшего дошколь­ного возраста, позволяющий контролировать физическое, психологическое, интеллектуальное состояние детей перед по­ступлением в школу».

В Концепции содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено), одобренной и утвержденной Федеральным координационным советом по общему образова­нию Министерства образования РФ 17.06.2003, особое внима­ние уделяется построению преемственности между образовательными программами дошкольного и начального общего об­разования, но, к сожалению, как показывает практика, пока не удается снять остроту проблемы выравнивания стартовых возможностей детей при их поступлении в первый класс.

У родителей есть потребность в доступности подготовки детей к школе для всех социальных групп населения и объеди­нении усилий дошкольных образовательных учреждений и се­мьи в укреплении здоровья, воспитании и обучении детей 6-7 лет.

Основной целью введения предшкольного образования яв­ляется создание условий для достижения единого старта детей дошкольного возраста при поступлении в первый класс. Вырав­нивание уровня развития, интеллектуальной и психологиче­ской готовности детей к поступлению в начальную школу - это важнейшая составляющая успешности их дальнейшего обучения, основа безболезненной адаптации к школьному детству.

Вторая, не менее важная цель предшкольного образования - это обеспечение преемственности дошкольного и начального образования, проблемы, которая уже не один десяток лет настоя­тельно требует своего разрешения. Грамотно выстроенные, науч­но обоснованные, психологически безупречные организация и со­держание предшкольного образования позволят перейти от дуб­лирования предметного содержания начальной школы в детском саду к развитию индивидуальных качеств ребенка, которые обес­печивают успешный переход к обучению в школе.

В-третьих, введение предшкольного образования, осо­бенно для «домашних» детей, позволит своевременно вы­явить и скорректировать незначительные отклонения в физическом, интеллектуальном, речевом и эмоциональном развитии детей старшего дошкольного возраста и, таким об­разом, способствовать сохранению их психического и физи­ческого здоровья.

Особенность модели дошкольного образования заключается в вариа­тивности форм предшкольного образования. Мы выбрали форму 1, это группа полнодневного пребывания детей в школьных образовательных учреждениях реализующих комплексные образовательные программы.

В качестве основной образовательной программы пред­школьного образования используется программа обучения и развития детей 6 лет «Предшкольная пора» («Вентана-Граф», 2007), которая успешно внедряется в ряде регио­нов Российской Федерации. Данная программа по сравнению с аналогичными обладает рядом пре­имуществ:

    по целям - развитие тех качеств ребенка, которые опре­деляют становление устойчивого познавательного интереса, успешности обучения детей в школе;

    по форме - опора на основной вид деятельности ребен­ка 6-7-летнего возраста - игру;

-по системе принципов построения программы (учет возрастных особенностей, сохранение и развитие индивиду­альности каждого ребенка; развитие эрудиции, культуры).

Образовательный процесс организуется с использованием педагогических технологий, обеспечивающих индивидуаль­ное, личностно-ориентированное развитие.

Организация образовательного процесса регламентируется календарным планом, расписанием занятий, составленными в соответствии с требованиями СанПиН 2.4.11.1249-03.

Конкурсный набор и тестирование при комплектовании групп не допускается.

Выбрав данную программу обучения и развития детей для подготовки их к школе, использую разработан­ные авторским коллективом дидактические пособия, входящие в учебно-методический комплект «Предшкольная пора», проявляю твор­чество, вношу новые элементы знаний, применяю другие сред­ства обучения, но пособия данного УМК остаются ос­новными и ведущими.

Организация процесса обучения должна подчиняться определенным педагогическим требованиям, учет которых бу­дет способствовать более эффективному достижению постав­ленных целей, а также созданию благополучного эмоциональ­но-психологического климата в детском коллективе.

В зоне особого внимания педагога должны быть учет психологических особенностей и возможностей детей старшего дошкольного возраста, физическое и психическое состояние каждого ребенка. Это проявляется в следующем:

    Нельзя предъявлять детям требования, которые они не могут выполнить, так как это препятствует формированию по­ложительной учебной мотивации ребенка- отношения к учеб­ной деятельности и, как следствие этого, успешности обучения.

    Нельзя «забегать вперед» и форсировать процесс усво­ения тех знаний и умений, которые будут формироваться в шко­ле. Педагог должен понимать, что в условиях фронтального обучения многие дети усваивают знания без понимания их смыс­ла и поэтому не могут использовать их самостоятельно. Такие знания, накапливаясь, только загружают память и не могут по­ложительно повлиять на развитие мыслительных операций, ре­чи, воображения и др. Недопустимо применение типичных для школы форм и методов обучения (отметки, домашние за­дания, контрольные работы и пр.).

    Учитывая, что ведущей деятельностью это­го периода развития ребенка является игровая, и поэтому имен­но игра стала приоритетной формой организации и ме­тодом обучения.

    Следует создать условия для возможно более разнообразно­го учебного и внеучебного общения детей. Потребность к обще­нию со сверстниками - особая черта детей этого возраста, именно в процессе этой деятельности происходит развитие многих комму­никативных умений, необходимых для обучения в школе.

    Изучаю индивидуальные особенности каж­дого воспитанника и учитывю их в процессе обучения (темп деятельности, особенности внимания, памяти; отношения со сверстниками, индивидуальные эмоциональные проявления и т. п.). Проведение занятий с использованием разноуровневых заданий предусмотрено во всех книгах и рабочих тетрадях УМК «Предшкольная пора».

Методическое обеспечение.

    Программа обучения и развития детей 6 лет «Предшкольная пора» / под ред. Н.Ф. Виноградовой. - М. : Вентана-Граф, 2005. - (Предшкольная пора).

    Полное методическое обеспечение к программе «Пред­школьная пора»:

* Безруких М.М. Готов ли ребенок к школе?

    Виноградова Н. Ф. Придумай и расскажи.

    Виноградова Н.Ф . Рассказы-загадки о природе.

    Журова Л.Е., Кузнецова, Л.И. Азбука для дошкольников. Играем и читаем вместе.

    Журова Л.Е., Кузнецова М.И . Азбука для дошкольников. Играем со звуками и словами.

* Златополъский Д. С. Удивительные превращения.

    Козлова С.А . Я и мои друзья.

    Козлова С.А . Я хочу в школу.

    Куликова Т.А. Что, где, почему?

    Куликова Т.А . Я и моя семья.

    Салмина Н.Г . Учимся думать.

    Салмина Н.Г., Глебова А. О . Учимся рисовать.

При подготовке конкретного занятия я старюсь:

    оценить этап обучения и сформированность у каждого ребенка необходимых знаний-умений;

    предусмотреть разные организационные формы прове­дения занятий (парная, групповая, коллективная), а также ин­дивидуальную работу каждого ребенка;

    учитывать необходимость возвращения (повторения) изученного в новых учебных (игровых) ситуациях;

    предусмотреть взаимосвязь занятий и свободной игро­вой деятельности.

В УМК «Предшколъная пора» игра выступает как приоритетный метод обучения на занятиях по всем указанным разделам программы. Авторы опираются на из­вестное положение психологии об особом значении игровой деятельности для интеллектуального развития дошкольника и становления качеств личности, которые обеспечат разви­тие предпосылок ведущей для младшего школьника деятель­ности - учебной. Реализация такого подхода, по убеждению авторов, удовлетворит возрастную потребность дошкольни­ков в игре и предупредит возможность превращения процес­са обучения на ступени предшкольного образования в вари­ант более раннего школьного обучения. Это особенно важно при обучении грамоте и математике, так как игровая форма обучения способствует более легкому усвоению программно­го материала.

РОЛЬ ИГРЫ В ВОСПИТАНИИ ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К ШКОЛЕ

Подготовить ребенка к школе – это значит воспитать у него осознанное положительное отношение к учебной и общественной деятельности, заставить его понять важность и необходимость обучения в школе: вызвать у него желание стать школьником; возбудить симпатию к ученикам, стремление быть похожим на них, уважение к личности и профессии учителя, понимание общественно полезной значимости его труда; развить потребность в книге, стремление научиться читать.

Успешность подготовки детей к школе во многом определяется тем, насколько педагог учитывает своеобразие деятельности дошкольников и, в частности, как он использует для этой цели игру. Повышенное внимание к учебному процессу в подготовительной к школе группе иногда приводит к тому, что значение творческой, сюжетно-ролевой игры незаслуженно принижается. А между тем она таит в себе огромные воспитательные возможности именно в подготовке детей к школе.

Через игру и в игре постепенно готовится сознание ребенка к предстоящим изменениям условий жизни, отношений со сверстниками и со взрослыми, формируются качества личности, необходимые будущему школьнику. В игре формируются такие качества, как самостоятельность, инициативность, организованность, развиваются творческие способности, умение работать коллективно. Все это необходимо будущему первокласснику.

Методы и приемы, применяемые педагогом для ознакомления детей со школьной, должны дополнять друг друга. Различные занятия нужно сочетать с трудом и игрой. Знания, полученные детьми во время экскурсий, наблюдений, целевых прогулок, следует пополнять и уточнять, читая им произведения художественной литературы, рассказывая им, ведя переписку с детьми других детских садов.

Игра выявляет отношение детей к изображаемому и в то же время содействует закреплению и развитию такого отношения. Детям нравится вновь и вновь переживать восхищение, радость, восторг, удивление, которые они испытали при знакомстве с явлением, объектом, событием. Этим объясняется их устойчивый интерес к играм. Именно в игре дети практически реализуют то, что они хотели бы увидеть в школе, в первом классе.

Любовь и бережное отношение к книге сохраняется у детей и в школе. Те, кто в детском саду с интересом занимаются с учебником; во время внеклассного чтения предлагают разные формы работы с книгой; выступают организаторами викторин по произведениям любимых писателей; оформляют выставки книг.

Потребность детей в книге, желание и умение находить в ней ответы на возникающие вопросы, бережное отношение к книге с первых же дней обучения в школе помогают учителю заинтересовать их чтением, вызвать стремление быстрее научиться читать, поддержать и развить интерес к получению новых знаний.

****

Литература:

Программа обучения и развития детей 6 лет «Предшкольная пора» / под ред. Н.Ф. Виноградовой. - М. : Вентана-Граф, 2005. - (Предшкольная пора).

Доронова Т.Н., Якобсон С.Г. «Радуга» Программа воспитания, образования и развития детей дошкольного возраста в условиях детского сада.

Комарова Т.С. «Детское художественное творчество». Методическое пособие для воспитателей и педагогов. Издательство Мозайка - Синтез, г. Москва, 2006г.

Трофимова М.В., Тарабарина Т.И. «И учёба, и игра: изобразительное искусство». Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль, «Академия развития», 1997 г.

« Дошкольная педагогика» Козлова С.А., Куликова Т.А.
Издательство: Академия 2000 год

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №44 компенсирующего вида Колпинского района Санкт-Петербурга

Статья

Тема

«КАЧЕСТВО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

Учитель-дефектолог: Ушакова Наталия

Владимировна

КАЧЕСТВО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Одним из основных приоритетов современного этапа развития российского образования является повышение качества образования, приведение его в соответствии с мировыми стандартами. В официальных документах, определяющих развитие системы образования в Российской Федерации, отмечается объективная потребность усиления внимания государства и общества к дошкольному образованию. Проблема качества дошкольного образования существовала в педагогической практике всегда. На разных этапах развития нашего государства существовало свое понимание «качества», исходя из которого, определялась государственная политика в области дошкольного образования. Все эти попытки, в целом, носили эпизодический, не системный характер: в большинстве своем «качество» определялось интуитивно, на личностном, житейской уровне. Новые времена определили и новые требования к данной категории. В общегосударственном плане новое качество образования – это его соответствие современным жизненным потребностям страны. В педагогическом плане – это ориентация образования на усвоение воспитанниками не только определенной суммы знаний, но и на развитие их личности, их познавательных и созидательных способностей. Качество дошкольного образования в немалой степени определяет то, 7 каким будет качество последующих уровней системы образования в России. Поэтому поиск путей улучшения системы качества образования в дошкольных образовательных учреждениях является социально-значимой проблемой, стоящей перед педагогической наукой и практикой . Напомним, впервые ориентиры качества дошкольного образования были определены в «Концепции дошкольного воспитания» (1989г.), обозначившей четыре основных принципа: - гуманизация – воспитание гуманистической направленности личности дошкольника, основ гражданственности, трудолюбия, уважение к правам и свободам человека, любви к семье, Родине, природе; - развивающий характер образования – ориентация на личность ребенка, сохранение и укрепление его здоровья, установка на овладение и укрепление его здоровья, установка на овладение способами мышления и деятельности, развитие речи; - дифференциация и индивидуализация воспитания и обучения – развитие ребенка в соответствии с его склонностями, интересами, способностями и возможностями; - деидеологизация дошкольного образования – приоритет общечеловеческих ценностей, отказ от идеологической направленности содержания общеобразовательных программ детского сада. Эти принципы, в основе своей, не потеряли своей актуальности и в настоящее время, и могут быть основополагающими для оценки качества современного дошкольного образования. В середине 90-х годов XX века Министерством образования РФ был предложен временный стандарт дошкольного образования (приказ МО РФ от 22.08.96, № 448), в котором были сформулированы основные требования к психолого-педагогическим условиям воспитания и обучения ребенка в детском саду. Обеспечение качества образовательных услуг рассматривалось как соблюдение требований к программному обеспечению воспитательно- образовательного процесса и педагогическим технологиям, характеру 8 взаимодействия взрослого и ребенка, а также к развивающей среде ДОУ. После почти десятилетней экспериментальной апробации в процессе государственной аттестации дошкольных учреждений, данный стандарт так и не был принят официально. Во второй половине 90-х годов XX века в русле различных теорий управления активизируется разработка подходов к вопросам управления качеством дошкольного образования как на уровне дошкольного образовательного учреждения, так и на муниципальном и региональном уровнях. В это время исследователями проблем дошкольного образования (Л.Л. Иванова, Т.И. Оверчук, И.А. Рыбалова, Л.А. Седельникова и др.) выделяются основные факторы и условия управления дошкольным образованием, от которых, в первую очередь, зависит его качество: финансирование ДОУ, содержание дошкольного образования (особенно подчеркивается роль воспитания в системе дошкольного образования, необходимость построения непрерывного образования между дошкольным и начальным общим образованием, актуальность коррекционного образования дошкольников), кадровое обеспечение ступени дошкольного образования, формирование предметно-развивающей среды детского сада, педагогическая культура коллектива как условие достижения качества образования, положительная мотивация детей и их родителей, методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса и др. Учитывая современные приоритеты государственной политики в области образования, проблема качества дошкольного образования приобретает особый экономический смысл. Это, в свою очередь, уже находит свое отражение в изменениях организационно-структурного, нормативно- правового и педагогического характера. Для последних значительную актуальность приобретают вопросы разработки измерительных процедур и экспертного оценивания качества организации образовательного процесса и качества его результатов. 9 Повышение качества дошкольного образования, создание равных стартовых условий для детей, идущих в школу, требует создания системы оценки качества, которая будет содержательно (то есть в соответствии с современными представлениями о психическом развитии ребёнка дошкольного возраста) и организационно регулировать процессы обеспечения и повышения качества дошкольного образования через процедуру оценки качества. Для определения понятия «качество дошкольного образования» необходимо было первоначально определить сами понятия «качество», «образование», «качество образования». В связи с этим, надо отметить тот факт, что взгляды на сущность образования за последние десятилетия претерпели существенные изменения. Так, если в «Педагогической энциклопедии» (1966г.) образование определялось как «процесс и результат усвоения систематизированных знаний, умений и навыков», то в «Российской педагогической энциклопедии» (1999г.) образование определяется уже «как процесс педагогически организованной социализации, осуществляемой в интересах личности и общества». В свою очередь, под социализацией понимается освоение культуры общества, что обеспечивает возможность для человека выступать в качестве субъекта деятельности, выполняя различные социальные роли. Таким образом, по мнению О.Е. Лебедева (2002г.), образование можно определить как специально организованный процесс развития у обучаемых способности самостоятельного решения проблем, имеющих социальное и личностное значение, в различных сферах деятельности на основе освоения культуры общества.

Список литературы

1. Большая Советская Энциклопедия. Т.11. М.: «Советская энциклопедия», 1988. 2. Закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 г. 3. Скоролупова О., Федина Н. Качество дошкольного образования: концептуальные подходы к определению и оценке // Дошкольное воспитание, № 2. 2012. С.13-26. 4. Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования // утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 23.11.2009 г. № 655. 5. Федеральные государственные требования к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования // утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 20.07.2011 г. № 2151. 6. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования // утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 г. № 1155. СТРАТЕГИЯ КАЧЕСТВЕННЫХ ИЗМЕНЕНИЙ В РАЗВИТИИ 14 ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Майер


Название — Журнал ДОШКОЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА

Аудитория: работники сферы дошкольного образования, родители

Периодичность: 10 номеров в год. Выходит ежемесячно, кроме июня и июля.

Объем: 80 стр.

Издательский дом: Детство-Пресс

Сайт издательства: www.detstvo-press.ru

Оформить подписку:

— 83043 — Роспечать,
— 12816 — Почта России,
— ИД Экономическая газета — 43631.

Описание:

Журнал ДОШКОЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА выпускается с 2000 года.

В подготовке номеров принимают участие сотрудники ведущих педагогических заведений Санкт-Петербурга и Комитета по образованию города.

  • Здоровье наших детей
  • Дошкольная академия
  • Методический кабинет
  • Коррекционная педагогика
  • Семейный круг
  • Психологическая служба
  • Управление ДОУ
  • В копилку педагога
  • Музыкальная шкатулка
  • Отрывные странички
  • Юридическая служба

Журнал дает практические советы по воспитанию детей. Собрано много практического материала: конспекты занятий, подборки игр, музыкальные сценки, спектакли. Для наглядности восприятия практический материал приведен на цветных вкладках.

Каждый найдет себе рубрику по интересу. В рубрике «Дошкольная академия» приводятся результаты экспериментальной работы с детьми раннего возрата. Рубрика «Методический кабинет» предлагает рекомендации по формированию у дошкольников навыков социального общения. Рубрика «Семейный круг» поможет привлечь родителей к коррекционной работе с детьми, в частности в сфере логопедии.

  • >>>
  • >>>

Аннотация. В работе представлены отдельные направления совершенствования образования с учетом современных проблем. Обоснованы сущностные функциональные характеристики поликультурного образования. Раскрыты отдельные подходы к формированию целостного поликультурного образовательного пространства России.

Доступность дошкольного образования

Е. Комарова. Показатели и виды доступности дошкольного образования. Показатели информационной доступности дошкольного образованияФГОС ДО: комментарии и рекомендации

Аннотация. В статье рассматриваются сущностные и отличительные особенности адаптированных образовательных программ дошкольного образования с учетом инновационных установок ФГОС ДО: позитивная социализация, индивидуализация развития, поддержка детской инициативы. Рассматриваются способы создания специальных психолого‐педагогических условий удовлетворения особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья.

Социально‐коммуникативное развитие

Т. Оганян‐Захараш, О. Болдинова. Условия организации процесса социализации дошкольников в группах комбинированной направленности

Н. Быкова. Конкурс чтецов «Маленький ребенок с большими правами». Для детей 6–8 лет

Год российского кино

Н. Герасимова. Кино о детях и для детей

Речевое развитие

Аннотация. В статье представлен анализ феномена «речевое творчество дошкольника» на основе системного подхода. Обосновано авторское определение этого конструкта, и выделены его структурные компоненты (когнитивный, рефлексивный и продуктивный), обусловленные наличием творческой мотивации ребенка и вниманием педагога к его индивидуальным особенностям. Наиболее изученные виды речевого творчества дошкольника дополнены новыми видами интегративного характера, что позволило определить стратегию психолого‐педагогических исследований проблемы.

З. Гриценко. Поэзия детства нынешнего

Л. Зиман. Сказочные образы и романтическая мечта в стихотворениях Романа Сефа

Физическое развитие

Аннотация. Представлены данные об особенностях состояния здоровья и классификация группы часто болеющих детей. Выделены факторы риска, предрасполагающие к повторным вирусно‐бактериальным инфекциям. Описаны клинические типы часто болеющих детей, что позволяет осуществлять дифференцированный подход к проведению их медико‐психолого‐педагогической реабилитации. Определены основные направления оздоровления детей в разные возрастные периоды.

Коррекционная работа

М. Ромусик, С. Шаховская.

Аннотация. В статье представлена система логопедической работы по формированию лексико‐грамматического строя речи детей с недостатками познавательного и речевого развития. Такая система может быть более эффективной за счет внедрения методов и приемов, направленных на анализ, сравнение, дифференциацию лексических и грамматических значений глагола, умений строить простые распространенные предложения. Работа по развитию предикативной лексики на основе формирования пространственно‐временных отношений требует углубленного изучения лексико‐грамматического строя речи у детей с общим недоразвитием речи на примере глагольной лексики, словоизменения глаголов и построения синтаксических конструкций.

Е. Лежнива. Мы – дружные ребята! Тренинг длядетей 6–8 лет

Методическая картотека

Подвижные игры народов России. Л. Куканова. Охота на куропаток. Саамская подвижная игра

В. Ильгова, Е. Сокорева. Подвижные народные игры. Старший дошкольный возраст

Предметно‐пространственная среда

Аннотация. В статье описаны результаты исследования участков детских садов. Был проведен анализ количественного состава и качественных особенностей объектов научастках ДОО: степень востребованности во время прогулки и характер активности детей на разных объектах. В результате выявлены проблемы в организации пространственной среды на территории детских садов, среди которых – дефицит зелени и растений, недостаток свободной площади для двигательной активности, несоответствие оборудования возрастным особенностям детей (в том числе их росту). Наиболее острые проблемы – научастках садов‐новостроек. Самые популярные – объекты, предполагающие вариативное использование (поле, песочница, веранда).

Л. Бабушкина, О. Никифорова. С чего начинается праздник в детском саду?

Научный поиск

Аннотация. В статье раскрываются теоретические аспекты ознакомления дошкольников с технической игрушкой как результатом творческой деятельности человека. Представлена методика ознакомления с технической игрушкой.

Аннотация. В статье представлена часть констатирующего эксперимента, посвященного изучению опыта взаимодействия в ближайшем социальном окружении у детей предшкольного возраста с умственной отсталостью. Показано, что при относительно сходном клиническом диагнозе и оценке психического недоразвития у детей старшего дошкольного возраста с умственной отсталостью отмечается вариативность их жизненной компетентности во взаимодействии с ближайшим социальным окружением, что диктует необходимость разработки дифференцированного содержания коррекционно‐педагогической работы.

Готовимся к празднику

День матери

Л. Понаморева. Моя любимая мамочка. Занятие длядетей 6–8 лет