Описание всех парфюмов в таблице. Какие ароматы бывают? Выбираем свой аромат

Здравствуйте, дорогие читатели самого ТАКтичного журнала!

Мы уже довольно много беседовали о полезных свойствах натуральных компонентов в парфюмерии, о влиянии запахов на человека...

Сегодня расскажу вам простые, но интересные и приятные нюансы. которые в значительной степени помогут разбираться в выборе парфюмерии с позиции эстетического ее восприятия.

Первое, и главное, что нужно знать, для того чтобы ориентироваться в несметном многообразии парфюмерной продукции — это то, как изнутри «устроен» каждый вид парфюмерной продукции: духи, парфюмерная вода, туалетная вода разного вида «звучания».

Вы наверняка слышали: верхние ноты, ноты сердца, нижние ноты? Да, в парфюмерии используются именно музыкальные термины для обозначения структуры аромата.

Цельная структура любого парфюма называется ОЛЬФАКТОРНАЯ ПИРАМИДА. Слово «ольфакторный» в переводе с латыни означает «благовонный, душистый, обонятельный». Запомните это красивое словосочетание - «ольфакторная пирамида», и вы сможете блеснуть своими познаниями в парфюме.

Но шутки шутками, а смысл ольфакторной пирамиды заключается в последовательности аккордов в аромате. Да-да, и снова музыкальный термин. Аккордами называют разделение компонентов внутри ольфакторной пирамиды, и выделяют по степени летучести (по скорости испарения) эфирных масел и иных компонентов те самые три группы: начальные (верхние) ноты, срединные ноты (ноты сердца), шлейфовые ноты (базовые). Как вы уже догадались, верхними нотами являются самые «быстрые» составляющие, а значит — самые легкие: цитрусовые, зеленые, ноты свежести. Эти ноты ощутимы в первые минуты вдыхания парфюма и раскрываются в течении 5-15 минут. Срединные ноты — цветочные, фруктовые, пряные и древесные, звучат в течении последующих 1.5-3 часов. И базовые (шлейфовые) ноты, к которым относятся мускусные, мхи, амбровые, смолы и тяжелые бальзамы, раскрываться начинают вместе с срединными и звучат дольше остальных — от 2-3 часов и более. Если в парфюме в базовом аккорде использованы качественные, низколетучие (долго испаряющиеся) компоненты, его звучание может длиться несколько дней.

Вы спросите: зачем это знать? Все просто: читая состав парфюма вы сможете предполагать, как именно этот аромат будет звучать и как долго будет держаться. Конечно, предположить по описанию, какой именно будет запах в заветном флаконе довольно сложно, но можно по меньшей мере сузить спектр тестируемых при покупке вариантов и упростить поиск любимого аромата.

Итак, вы знаете, что такое ольфакторная пирамида. Что следует знать еще? Конечно, хорошо бы понимать все системы классификации. А их целых три, но они достаточно простые к пониманию, не волнуйтесь.

КЛАССИФИКАЦИЯ ПО ВИДАМ ПАРФЮМЕРНОЙ ПРОДУКЦИИ

Здесь выделяют:

ДУХИ. (PARFUM, EXTRAIT, PERFUME)

Концентрация ароматических веществ не менее 10%. В духах класса «Экстра» - не менее 15%. В концентрированных духах — не менее 30%.

ПАРФЮМЕРНАЯ ВОДА.

Душистых веществ около 10%.

ТУАЛЕТНАЯ ВОДА.

Не менее 4% парфюмерной композиции в составе.

ОДЕКОЛОН (EAU DE COLOGNE).

Здесь должно содержаться не менее 1.5% душистых веществ.

Всем понятно, что для дневного использования больше подходят туалетная и парфюмерная вода, одеколон, а для вечернего духи. Однако, есть любители запахов «покрепче» , вы наверняка обращали внимание на таких громко благоухающих людей? В любом случае, парфюмеры рекомендуют, а выбор за вами.

КЛАССИФИКАЦИЯ ПО КОНСИСТЕНЦИИ

Здесь все совсем просто:

ЖИДКИЕ ДУХИ (парфюмерные воды, туалетные, одеколоны).

Как вы догадываетесь, состоят из парфюмерной композиции (эфирные масла, абсолюты, синтетические душистые вещества) и водно-спиртового раствора.

МАСЛЯНЫЕ ДУХИ.

Тоже не сложно догадаться, что в качестве основы используются базовые жирные масла (виноградной косточки, жожоба, миндальное и прочие, не имеющие собственного выраженного запаха) к которым добавляют все ту же парфюмерную композицию.

ТВЕРДЫЕ ДУХИ.

А здесь все уже интереснее, не правда ли? Но на самом деле все просто — к базовому маслу, как у масляных духов, добавлен... очищенный воск и парфюмерная композиция.

СУХИЕ ДУХИ (еще называются «Саше»)

Такие духи обычно используют для ароматизации одежды, развешивая в шкафах. В качестве основы, в которую добавляют парфюмерную композицию, применяют смесь талька и крахмала.

И самая, пожалуй, важная, для наших носов и носиков система классификации -

КЛАССИФИКАЦИЯ ПО СЕМЕЙСТВУ АРОМАТОВ

А вот здесь все уже не так просто.

В мире уже сейчас существует несколько подходов к определению данной системы: конечно, французская, а также немецкая, американская....

Но нам с вами важно понять лишь смысл такой системы, так что не будет вдаваться в подробности споров между парфюмерами.

Итак, как пример возьмем одну из систем:

АЛЬДЕГИДНЫЕ ароматы.

Альдегид — это такой химический элемент, который имеет приятный запах, и который начали в начале прошлого века использовать парфюмеры. Примером является всем известный Chanel№5. Грубо говоря, это ароматы, в которых довольно выражено звучит тот или иной альдегид. Как вы понимаете, это семейство довольно молодое и пополняющееся в силу развития химической промышленности.

АМБРОВЫЕ.

В некоторых классификациях такого семейства не существует, амбровые ароматы просто относят к восточным. Однако, мы все же говорим о них, как об отдельном семействе в силу их ни с чем не сравнимого, обволакивающего, пудрового и мягкого, влекущего звучания. Наверняка и в вашем окружении есть дамы, которые уверенно заявляют: «Я люблю только амбровые ароматы!». И количество приверженцев данного вида в моей личной практике занимает довольно ощутимый процент. Это один из самых древних видов парфюмерии, т. к. человечество очень давно познакомилось с чудесным ароматом амбры и начало его применять.

ГУРМАНСКИЕ ароматы.

По-другому их еще называют «Кондитерские». Это довольно молодое семейство в истории парфюмерии, к которому относятся духи с нотами печенья, ванили, выпечки, бобов тонка и прочих вкусностей.

ДРЕВЕСНЫЕ.

Тоже давно известный человечеству вид, включает в себя духи с выраженным звучанием таких теплых оттенков, как сандал, пачули, кедр, ветивер, а также хвойных нот.

ЖИВОТНЫЕ.

Понятно, что животные ноты придают духам чувственность и пользуются популярностью. Но как мы уже с вами обсуждали, из-за дороговизны и сложно добычи натуральных веществ, в современной парфюмерии применяются в основном синтезированные компоненты. Однако, звучащие очень похоже на натуральные. И такие духи тоже некоторые причисляют к животным.

ЗЕЛЕНЫЕ.

Все очевидно в данном семействе: духи с запахом свежести, скошенной травы, зелени.

КОЖАНЫЕ.

Довольно модное в последнее время семейство объединяет продукцию, в которой воспроизводится характерный запах кожи с различными оттенками (дыма, сожженного дерева, табака). Обычно звучание «разбавляется» цветочными или иными нюансами.

МОРСКИЕ.

Совсем новое направление в парфюмерии, ему менее 30-ти лет. Ароматы влажного воздуха, озона, наполняющего все вокруг и образовывающегося после грозы, морского бриза. С недавнего времени выделены в отдельную группу.

ПРЯНЫЕ.

Специи и пряности, применимые в кулинарии, в парфюмерии применяются в данном семействе: черный перец, гвоздика, тмин, чабрец, кардамон, кориандр.

ФРУКТОВЫЕ.

Близкие по звучанию к гурманским, однако «ведущую скрипку» играют фруктовые ноты, а не кондитерские: персик, яблоко, слива, смородина, ежевичка.

ФУЖЕРНЫЕ.

Название происходит от французского слова «fougere» - папоротник, и не имеет ничего общего с известным видом бокала:-). Довольно интересна история и этого семейства ароматов, но об этом в другой раз. А пока скажу — уже достаточно давно не используют абсолют папоротника, а определяющими компонентами для фужерного аромата служат лаванда и сено (кумарин).

ЦВЕТОЧНЫЕ.

Самое распространенное семейство духов, главной темой которых является цветок или букет цветов: сирень и ландыш, роза и жасмин, фиалка и нарцисс и пр.

ЦИТРУСОВЫЕ.

По названию и в этом семействе все понятно. Главную роль играют апельсин и бергамот, лимон и мандарин, лайм и грейпфрут. Веселые, яркие и активные ароматы. Однако довольно сложно сделать духи, содержащие в своем составе только цитрусовые ноты в силу того, что эти эфирные масла самые легкие и летучие, и крайне быстро испаряются.

ШИПРОВЫЕ.

Очень интересное семейство, дата рождения которого известна довольно четко — в 1017 году знаменитый Франсуа Коти отдыхая на острове Кипр (откуда и пошло название семейства — Кипр-Шипр) решил запечатлеть в памяти чудесные воспоминания, используя компоненты, произрастающие на дивном острове: дубовый мох, бергамот, лабданум.

Вот, по-моему, минимум информация для человека, который любит ароматы и желает хоть немного в них разбираться.

Я с удовольствием расскажу вам множество интересных историй, порой — исторических баек, о происхождении, применении и выборе ароматов.


Изделия современной парфюмерии выпускаются разных видов и различного назначения. Они могут быть жидкие, твёрдые и порошкообразные.


Основной продукцией парфюмерии являются духи, одеколоны, парфюмерная и туалетная вода.

Духи (Parfum)

Духи – это смесь экстрактов, растворённых в спирте с добавлением закрепителя животного происхождения. Духи содержат 15 -22% парфюмерной композиции, которая растворена в 90% - ом спирте. В смесь входят самые дорогие цветочные и растительные эссенции, доля пахучих масел составляет 20 – 40%, иногда и выше. Такую смесь, наиболее концентрированную, французы называют Parfum, англичане – Parfume. Чаще всего духи выпускают небольшими флакончиками ёмкостью в 7мл или 15мл. Флаконы для духов эксклюзивные, некоторые представляют собой произведение искусства. Поэтому не удивительно, что это самая дорогая парфюмерная продукция. Стойкость духов 5 – 10 часов, может быть и более.

Парфюмерная вода (Eau de Parfum)

На сегодняшний день самый популярный и востребованный вид парфюмерной продукции. Если духи бесспорно по крепости занимают первое место, то парфюмерная вода – второе. Доля пахучего концентрата составляет 15 -25 %. В парфюмерной композиции содержится 12 -13% ароматического сырья в 90% -ом спирте. Парфюмерную воду иногда называют дневными духами, она менее стойкая, чем духи. В среднем запах держится 4 – 5 часов, на одежде гораздо дольше. На одежду надо наносить с осторожностью, например, на шёлк и украшения этого не следует делать.
Продается парфюмерная вода, как правило, в спрее – пульверизаторе, что очень удобно – и для транспортировки и для использования.


Туалетная вода (Eau de Toilette)

В туалетной воде концентрация пахучих веществ от 8 –10% до 20% в 85% -ом спирте. Это более лёгкий вид парфюмерии. Она подходит для использования днём и в жаркое время года, а также для работы. Парфюмерная продукция для мужчин чаще всего представлена туалетной водой, и концентрация душистой смеси в ней несколько ниже – от 6 до 12%. Доля лёгких, освежающих компонентов по сравнению с долей тёплых и стойких несколько выше. Туалетная вода держится
2 – 3 часа. Расходовать туалетную воду в течение дня приходится больше, чем парфюмерную, но многих это устраивает, так как и цена более доступна и разнообразие ёмкостей: 30,50,75,100мл.
Продается туалетная вода чаще всего в виде спреев.



Одеколон (Eau de Cologne)


Это наименее концентрированная продукция – 3 – 5% экстракта в 70 – 80% -ом спирте. Eau de Cologne чаще указано на флаконах с ароматическими жидкостями для мужчин. Однако в парфюмерной продукции общего назначения обозначение Eau de Cologne встречается и для освежающей жидкости с лёгким цитрусовым эффектом. Но вид парфюма, сделанный в США с обозначением cologne, равен парфюмерной воде.


Освежающая вода – спортивная вода – L"Eau Fraiche, Eau de Sport


Этот вид парфюмерии содержит 1 -3% парфюмерной композиции в 70 – 80% -ом спирте. Этот парфюм чаще всего с цитрусовым запахом, лёгкий, прозрачный, воздушный, наполненный ароматом свежести.


Дезодорант


Данный вид парфюмерии используется как средство гигиены, но используется не только по-своему прямому назначению, но и в качестве ароматического средства. Deo Parfum имеет и ароматическое, и освежающее действие.


Лосьон для бритья


Концентрация пахучих веществ достаточно низкая 2 – 4%. Использовать такой парфюмерный продукт как средство гигиены лучше всего с одноимённым парфюмом. В составе Aftershave находятся помимо ароматического сырья различные лечебно- профилактические компоненты, которые увлажняют, смягчают кожу, предохраняют от раздражения.


Сухие духи (саше)


Духи – саше предназначены для отдушивания белья. Это пакетики из ткани или бумаги, в которых растительная масса: лепестки роз, лаванда, измельчённый ирисовый корень и т. д. Пакетиками перекладывается при хранении в шкафу бельё, которое сохраняет запах растений. Саше раньше использовали не только для белья, но подкладывали в подушки или вешали на кровать к изголовью для того, чтобы был приятный ровный сон, чтобы не мучила бессонница, и успокаивалась нервная система.



Курительная эссенция


Эссенция представляет собой спиртовой раствор душистых веществ. Несколько капель такой жидкости, налитых на прогретую металлическую поверхность, достаточно, чтобы выделяющиеся ароматические пары окружили вас своим благоуханием и создали атмосферу уюта, свежести и наслаждения в вашем доме.


Курительная бумага


Полоски бумаги, пропитанные раствором душистых веществ, служат также для ароматизации помещений. Здесь часто используются ладан, мирра и другие смолы. Эти полоски держат над огнём, и атмосфера благоухает и успокаивает.


Лосьон для тела


Это также сопутствующая продукция парфюмерной или туалетной воде. В лосьоне содержатся масла и эмульгаторы, которые тесно сливаются и обволакивают кожу. Им пользуются обычно после ванны.


Масло для ванн


Масло добавляют в ванну. Используется в качестве ароматерапии. Аромат значительно интенсивнее лосьона.


Это были основные виды парфюмерной продукции. А в следующей публикации будет рассказано, как можно экономить на покупках парфюмерии.

Парфюмерия - это приятный запах, эстетическое удовольствие и наш неповторимый шарм. Мир ароматов огромен и разнообразен. Для того, чтобы широкий спектр духов сделать более понятным, их разделили на семейства.

Классификация семейств духов по запахам в соответствии с рекомендациями Технической комиссии Французского Общества Парфюмеров:

. Цитрусовые

В "цитрусовых" ощущаются эфирные масла, полученные выжиманием цедры плодов, таких как лимон, мандарин, бергамот, апельсин, грейпфрут и т.д. В этом семействе находятся первые одеколоны, используемые мужчинами и женщинами. Легкое и свежее чувство этих духов хорошо подойдет для уикэнда, либо для особых случаев.

. Фруктовые

Ароматы в этом семействе включают гурманские ноты яблока, абрикоса, мандарина, бергамота, ананаса, груши, ягод и др. Их отличает искрящееся, сочное, вкусное, оптимистичное звучание.

. Зеленые

В духах семейства нежный аромат зеленых листьев и душистый запах свежесрезанной травы смешивается с осенними бризами. Легкими нотками напоминают о себе свежие овощи и незрелые фрукты.

. Цветочные

Это семейство наиболее важное. Оно объединяет духи, где главной темой звучат запахи цветов во всей их прелести и многообразии. Цветочные духи в основном состоят из комбинации нескольких цветочных ароматов.

. Фужерные

Французское слово "fougere" переводится как папоротник. Семейство названо в честь знаменитого аромата XIX в. Fougere Royale for Houbigant («Королевский папоротник»). Это название не имеет никакого отношения к запаху папоротников, так как папоротники не имеют никакого запаха вообще! В основе лежит композиция, созданная из лавандовых, древесных нот с добавлением дубового мха, кумарина, герани и бергамога. Создает ассоциации свежести, прохлады, терпкости. Аристократичные, элегантные, статусные. Характерны для мужских композиций.

. Шипровые

Своим названием обязано аромату CHYPRE (1917год) Франсуа Коти, созданного с использованием мха, произрастающего на острове Кипр в Средиземном море (фр. Шипр). Успех этого шипра был таким, что он стал главой крупного семейства, которое объединяет духи, основанные, главным образом, на аккордах дубового мха, ладаника-лабданума, пачули, смолы и бергамота. Эти ароматы идеально подходят для любителей природы. Имеют ярко выраженный характер - неотразимая классика. Полны контрастов: сочетают в себе ноты осеннего леса и свежесть цитрусовых фруктов. Бархатистые и глубокие. Характерны для женских композиций. Ассоциируются с натуральным мехом, ювелирными украшениями и роскошью.

. Древесные

Семейство включает духи с теплыми или сухими оттенками. А также в семействе присутствует отдельное направление с морскими, океаническими, озоновыми ароматами. Мужские композиции наряду с древесными нотами содержат цитрусовые и лавандовые.

. Амбровые

Под названием "духи амбровые" группируются композиции с мягкими, пудровыми, ванильными нотами (янтарь, ваниль, мускус, дерево и смолы) и ярко выраженными животными нотами: мускус, амбра. Это глубокие и чувственные ароматы, сексуальные и яркие.

. Альдегидные

Эти ароматы состоят из синтетических компонентов. То есть, запахи создаются искусственным путем. Такие химические соединения называются альдегидами. Они обеспечивают разнообразие оттенков в духах. Когда эти ароматы нагреваются теплом поверхности кожи, то становятся более насыщенными и яркими. Духи семейства пахнут интенсивно. Первым ароматом, в котором использовались альдегиды, были духи Коко Шанель - Шанель № 5.

. Морские (акватические), водные

Появление в мире парфюмерии акватических, или морских, ароматов стало настоящей сенсацией. Желание ощутить легкое дуновением бриза или окунуться в прохладу прибрежной волны в душном и пыльном городе воплотилось в новом семействе ароматов. Содержат синтетические ноты, напоминающие нам о таких вещах, которые невозможно уместить во флаконе: брызги волн, воздух в горах, ноты тумана или росы, аромат природных стихий.

. Ориентальные (восточные)

Это семейство характеризуют тяжелые запахи. Ароматы вызывают ассоциации с насыщенными запахами восточного базара и экзотических цветов. Такие духи лучше всего применять в вечернее время.

. Пряные

Духи этого семейства состоят из композиций специй и цветов, которые имеют пряные ноты, например: имбиря, аниса, перца, корицы и кардамона, а также цветы, имеющие пряные ноты, такие как гвоздика и лаванда. Эти ноты придают ароматам пикантность, остроту, характер.

. Кожаные

Ароматы такого необычного в парфюмерии семейства содержат духи с сухими нотами. В них воспроизводят характерные запахи кожи, дыма, табака, сожженного дерева в комбинации с цветочными оттенками. Эти запахи часто используются в одеколонах и дезодорантах. Призваны подчеркнуть статус, солидность, волевой характер.

. Гурманские (съедобные)

Первым ароматом этого семейства явился "Angel" Мюглера в 1992 году. Ароматы, определяющиеся вкусовыми ощущениями, чаще всего напоминающие по звучанию запах сладостей, фруктов, вкусных десертов и др. "съедобных" компонентов (отчего и происходит название семейства). Могут имитировать ароматы популярных напитков (кока-кола, виски, джин) и необычных пищевых продуктов (напр., суши)


С давних времен попытки классифицировать запахи предпринимались учеными, принадлежащими к самым разным областям науки. Естествоиспытатель Карл Лин-ней в работе «Odores medicamentorum» (1756) разрабо-тал систему из семи классов (пряный, благовонный, амброво-мускусный, чесночный, козлиный, отталкивающий, зловонный); примерно в это же время врач Альбрехт фон
Галлер предложил гораздо более простую классифика-цию всего из трех категорий (приятные, неприятные и «промежуточные» запахи). В конце XIX века голландский психолог Гендрик Цваардемакер переработал систему Линнея, добавив к ней эфирные и горелые ароматы (та-ким образом, получилось девять категорий) и разделив некоторые классы на подклассы:

1. Эфирные запахи (ацетон, хлороформ).
2. Пряные запахи.
2.1. Камфарные (камфара, хвоя).
2.2. Пряные (гвоздика).
2.3. Анисовые (анис, ментол).
2.4. Цитрусовые (лимон, апельсин).
2.5. Миндальные (горький миндаль).
2.6. Прочие (лавр, корица, лаванда).
3. Благовонные.
3.1. Цветочные (жасмин).
3.2. Фиалковые (фиалка).
3.3. Ванильные (ваниль).
4. Амброво-мускусные (амбра, мускус).
5. Чесночные.
5.1. Чесночные (чеснок).
5.2. Мышьячные (мышьяк).
5.3. Галогеновые (бромин).
6. Горелые (поджаренный хлеб, табачный дым).
7. Каприловые, или козлиные (сыр, пот, моча,сперма).
8. Отталкивающие (некоторые разновидности орхи-дей, некоторые насекомые).
9. Зловонные (тухлое мясо, фекалии).

Вскоре появились попытки исчислить запахи не в двухмерной, а в трехмерной перспективе. По замыслу Ханса Хеннинга (1916), любой запах должен был найти свое строго определенное место внутри так называемой «парфюмерной призмы», по углам которой располага-лись базовые, первичные запахи (цветочный, фрукто-вый, травяной, горелый, вонючий, смолистый). Еще одна подобная система, основанная на четырех «психо-логически основных» запахах (приятный, кислый, горе-лый, каприловый), была предложена в 1927 г. амери-канцами Крокером и Хендерсоном: они предлагали при-писывать каждому запаху значение от 1 до 8 по этим шкалам; таким образом, при помощи этой системы тео-ретически можно описать до 8888 различных ароматов.

В 1960-х гг. американский ученый Дж. Амур в рамках своей стереохимической теории запахов вернулся к семичастной классификации (эфирные, камфарные, мус-кусные, цветочные, мятные, едкие и вонючие). Если задача исчисления всех мыслимых ароматов имела в значительной степени теоретический характер, являясь тем самым прерогативой точных наук, то узкая
проблема классификации парфюмерных запахов встава-ла все более остро по мере того, как росла популярность парфюмерии: производитель духов, продавец и покупа-тель нуждались в некоем общем языке.

На рубеже XIX—XX веков многие парфюмеры пыта-лись создать свою классификацию. В 1870 г. Эжен Рим-мель предложил рубрикатор из 18 категорий; в 1887 г. Септимус Пиесс выдвинул свою идею «одофона», помо-гающего создавать гармоничные запаховые аккорды (например, ингредиенты из групп «до», «ми» и «соль» об-разуют в этой системе духи «до мажор»).

В 1926 г. амери-канец Уильям Паучер выпустил книгу «Духи, косметика и мыла», в которой также делал попытку классифицировать

запахи. В 1936 г. появилась классификация французского аптекаря Рене Сербело, в которой было целых 75 клас-сов — слишком много для того, чтобы ее можно было использовать на практике.

Гораздо более удобной была классификация французского парфюмера Анри Робера (создателя ароматов № 19 и «Cristalle» от Chanel), содер-жавшая 18 категорий:

1. Кислые запахи (уксус).
2. Фруктовые запахи (фрукты, мята, анис).
3. Камфарные запахи (камфара, розмарин, хвоя, ти-мьян).
4. Линалооловые запахи (розовое дерево, лаванда, кориандр, бергамот).
5. Запах флердоранжа и жонкили (разновидность нарцисса).
6. Жасминовые запахи (жасмин, иланг-иланг).
7. Растительные запахи (сирень, ландыш, нарцисс, гиацинт и т.д.).
8. Пряные запахи и их основные составляющие (ду-шистый горошек, мускатный орех, имбирь, корица).
9. Медовые запахи.
10. Розовые и гераниевые запахи.
11. Ирис, фиалка, резеда.
12. Древесные запахи (кедр, сандаловое дерево, ветивер).
13. Перечные запахи (пачули, перец).
14. Мхи, лакрица.
15. Табак.
16. Ваниль.
17. Растительно-амбровые ноты, кипарис, шалфей.
18. Животные ноты, бобровая струя, мускус, ци-бетин.

Значительно позже, в 1983 г., несколько известных французских парфюмеров (Раймон Шайян, Юри Гуцац, Жан Керлео, Раймон Пуликан, Анри Себаг, племянник Анри Робера Ги Робер и др.) создали «Технический коми- тет» Французского общества парфюмеров (STPF — Societe Technique des Parfumeurs de France). Одной из основных целей комитета стала разработка классификации, кото- рая бы наиболее полно отражала состояние парфюмерии. В 1984 г. появилась первая версия классификации
французского парфюмерного комитета, покрывавшая только женские ароматы. В ней было пять категорий: цве-точные, шипровые, фужерные («папоротниковые»), ам-бровые и кожаные запахи. Три из них (цветочные, шип-ровые и амбровые) подразделялись, в свою очередь, на подкатегории.

Вторая версия была предложена в 1990 г.: в ней уже присутствовали мужские запахи, были добавлены катего-рии цитрусовых и древесных ароматов, а фужерные и ко-жаные запахи стали делиться на подкатегории. Последняя версия классификации, относящаяся к 1998 г., по-прежнему включает семь категорий, подразде-ляющихся на 45 подкатегорий. В ней
уже нашел отражение тот факт, что в начале 90-х возник совершенно новый парфюмерный тип — «морские» аро-маты, однако было решено не выделять их в отдельную группу, а распределить по «половому» признаку: женские ароматы попали в группу В8 («цветочно-морские»), а муж-ские — в Е7 («древесно-морские»). Однако для так называ-емых «съедобных», или «гурманских», запахов даже тако-го решения не нашлось, их просто раскидали по разным группам.

КЛАССИФИКАЦИЯ ФРАНЦУЗСКОГО ПАРФЮМЕРНОГО КОМИТЕТА (CLASSIFICATION DES PARFUMS ET TERMINOLOGIE, ИЗД. SOCIETE FRANÂIS DU PARFUM, 1999)
A. Цитрусовые
Al Цитрусовые («Eau Folle» от Guy Laroche, «Signoricci» от Ricci)
A2 Цитрусово-пряные («Eau de Lanvin» от Lanvin, «Cacharel pour Homme» от Casharel)
A3 Цитрусово-ароматические («Eau de Dali» от Dali, «Green Water» от Jacques Fath)
A4 Цитрусово-шипро-цветочные («Eau de Rochas» от Rochas, «Eau Sauvage» от Christian Dior)
A5 Цитрусово-древесные («Drakkar» от Guy Laroche, «Armani pour Homme» от Armani)
A6 Цитрусово-древесно-цветочные («СКОпе» от Cal-vin Klein, «Bvlgary» от Bvlgary)

B. Цветочные
Bl Моноцветочные («Diorissimo» от Christian Dior, «Narcisse Noir» от Caron)
B2 Цветочно-лавандовые («English Lavender» от At-kinsons, «Agua Lavanda» от Puig)
ВЗ Цветочный букет («White Linen» от Estee Lauder, «L"Air du Temps» от Nina Ricci)
B4 Цветочно-альдегидные («№ 5» от Chanel, «Ma-dame Rochas» от Rochas)
B5 Цветочно-зеленые («Vent Vert» от Pierre Balmain, «Fifth Avenue» от Е. Arden)
B6 Цветочно-фруктово-древесные («Nahema» от Guerlain, «Kashaya» от Kenzo)
87 Цветочно-древесные («Amarige» от Givenchy, «Fahrengeit» от Christian Dior)
88 Цветочно-морские («Cool Water Woman» от Davidoff, «Acqua di Gio» от Armani)
B9 Цветочно-фруктовые («Les Belles» от Nina Ricci, «So de la Renta» от О. de la Renta)

C. Фужерные
CI Фужерные («Jicky» от Guerlain, «That Man» от Revlon)
C2 Фужерно-цветочные («White Jeans» от Versace, «Para Hombre» от Loewe)
СЗ Фужерно-амбровые («Skin Bracer» от Mennen, «The Dreamer» от Versace)
C4 Фужерно-пряные («Old Spice» от Shulton, «Enigme» от Pierre Cardin)
C4 Фужерно-ароматические («Jazz» от Yves Saint Lau-rent, «Drakkar Noir» от Guy Laroche)
C5 Фужерно-фруктовые («Escape for Men» от Calvin Klein)

D. Шипровые
Dl Шипровые («Chypre» от Coty, «Pour Monsieur» от Chanel)
D2 Шипрово-фруктовые («Mitsouko» от Guerlain, «Sables» от Annick Goutal)
D3 Шипрово-цветочно-альдегидные («Aromatics Eli-xir» от Clinique, «Diva» от Ungaro)
D4 Шипрово-кожаные («Talisman» от Balenciaga, «Deep Forest» от Bogner)
D5 Шипрово-ароматические («Phileas» от Nina Ricci, «Trussardi Uomo» от Trussardi)
D6 Шипрово-зеленые («Miss Dior» от Christian Dior, «Polo» от Ralph Lauren)
D7 Шипрово-цветочные («Donna Trussardi» от Trussardi, «Chromatics» от Estee Lauder)

E. Древесные
El Древесные («Santal de Mysore» от Shiseido, «Vetiver» от Givenchy)
E2 Древесно-цитрусово-хвойные («Bvlgary pour Hom-me» от Bvlgary)
ЕЗ Древесно-пряные («Ricci Club» от Nina Ricci, «Comme des Gargons White» от Comme des Gargons)
E4 Древесно-амбровые («Chaos» от Donna Karan, «Santos» от Carder)
E5 Древесно-ароматические («Xerius» от Givenchy, «D» от Dunhill)
E6 Древесно-пряно-кожаные («Acteur» от L. Azzaro)
E7 Древесно-морские («Kenzo pour Homme» от Kenzo, «Eau d"lssey» от Issey Miyake)
E8 Древесно-фруктовые («Feminite du Bois» от Shi-seido, «Dolce & Gabbana pour Homme» от Dolce & Gab-bana)

F. Амбровые
Fl Мягко-амбровые («Vanilla Muse» от Coty, «Loulou Blue» от Cacharel)
F2 Цветочно-пряно-амбровые («Accenti» от Gucci, «Organza» от Givenchy)
F3 Цитрусово-амбровые («Petits et Mamans» от Bvl-gary, «Habit rouge» от Guerlain)
F4 Цветочно-древесно-амбровые («Tocade» от Rochas, «Obsession for Men» от Calvin Klein)
F5 Цветочно-полуамбровые («Youth Dew» от Estee Lauder, «Le Male» от Jean-Paul Gaultier)
F6 Цветочно-фруктово-амбровые («Nilang» от Lalique, «Fou d"EUe» от Lapidus)

G. Кожаные
G1 Кожаные («Tabac Blond» от Caron, «Derby» от Guerlain)
G2 Цветочно-кожаные («Knize Ten» от Knize, «Centaure Cuir Etalon» от Pierre Cardin)
G3 Табачно-кожаные («Royal Copenhagen» от Swank)

В настоящее время классификация французского парфюмерного комитета получила большое распростра-нение. Альтернативу ей может составить разве что гео-метрическая классификация американской фирмы Dragoco, представляющая себой восьмиугольник — «парфю-мерный октагон». Однако эта четкая форма налагает еще более жесткие ограничения на содержание. Если французские парфюмеры хоть и неохотно, но вынужде-ны добавлять в свою систему новые группы в соответ-ствии с потребностями времени, то классификаторы Dragoco вынуждены «вбивать клинья» в свое детище: в последней версии 2002 г. уже четыре грани из восьми
поделены пополам, так что правильнее было бы назвать эту фигуру двенадцатиугольником (додекагоном). И это, разумеется, не предел. На сегодняшний день классификация устарела и больше не применяется.
В классификациях, созданных другими парфюмер-ными организациями, еще меньше логики и больше курь-езов: к примеру, в американском учебном центре «Per-fumer"s World» преподавание основано на системе, классы которой соответствуют буквам английского алфа- вита — для удобства запоминания. Психологи классифицируют духи с совершенно дру-гой точки зрения: их интересуют не столько свойства са-мого аромата, сколько эффект, который он оказывает на сознание. Один из вариантов такой классификации пред-лагает доктор С. Еллинек. Он выделяет четыре грани женской природы: изысканность, спортивность, есте-ственность и соблазнительность, а духи, по его мнению, можно распределить по двум шкалам: «тепло — холод» и
«романтика— независимость». Например, в романтиче-ской группе прохладные ароматы («Eau de Givenchy» от Givenchy, «Calyx» от Prescriptives) больше подходят жен-щинам, которые ценят гармонию с природой, а теплые («Noa Noa» от Otto Kern, «Tendre Poison» от Dior) — обольстительницам. Что касается классических духов («Rive Gauche» от Yves Saint-Laurent, «Chanel № 5» от Chanel), то они находятся в центре таблицы С. Еллинека и, по его мнению, годятся на все случаи жизни.

И всё-таки каждая женщина должна обладать чутьём и знаниями, позволяющие ей угадывать, какой семье принадлежит тот или иной аромат. И на это есть свои причины.

Зачем нужно в этом разбираться?

Зачем людям знать, какие бывают ароматы и как их можно сгруппировать в семейства? Ведь по статистике 80% женщин выбирают для себя аромат с ходу, потому что уже имеют любимый бренд и меняют его достаточно редко. И ни о каких классификациях они точно не задумываются.

А ведь совершенно напрасно. Существует ряд причин, по которым всё-таки стоит упорядочить в своей голове ароматы, разбив их по семьям, как принято в современной парфюмерии.

  • Во-первых, это позволит вам менять различные ароматы в рамках одной семьи и при этом быть уверенной, что запах подойдёт ничуть не хуже, чем прежний.
  • Во-вторых, вооружившись этими знаниями вы сможете контролировать запахи вокруг себя . Вы никогда не задумывались, почему беспричинно болит голова или вдруг начало подташнивать? Возможно, был приобретен парфюм из той категории ароматов, который вам совершенно не подходит или вступает в конфликт с типом вашего запаха.
  • В-третьих, вы сможете показать себя знатоком в любом парфюмерном магазине , определив необходимый тип духов. Консультанты в бутиках не посмеют предложить низкосортный товар той, кто так хорошо разбирается в классификация запахов.
  • В-четвёртых, это поможет вам ориентироваться в парфюмерных новинках .

К примеру, вы узнали, что какой-то производитель выпустил новую серию духов или туалетной воды. А в примечании будет оговорено, что в композиции присутствуют нотки кардамона, мандарина, жасмина, мускуса и амбры. Если вы знаете, к какой группе ароматов они относятся, то сможете отреагировать соответствующим образом: заинтересоваться или остаться равнодушной.

Обзор общепризнанных классов

Что это за классификация такая, и как она создаётся?

На самом деле разновидностей очень много: каждый парфюмер пытается усовершенствовать старые модели или изобрести что-то своё. Некоторые категории в каждой из существующих классификаций совпадают, а что-то существенно разнится.

На сегодняшний день самыми популярными считаются только два способа систематизации запахов.

По Майклу Эдвардсу

Майкл Эдвардс - специалист и знаток в области парфюмерии, которого в кулуарах называют лучшим «носом» мира. Он предложил свою классификацию ароматов ещё в 1983 году в виде цветного колеса.

У Эдвардса четыре основных семейства: Свежий , Древесный , Цветочный , Восточный .

Каждая семья имеет свои категории. 13 категорий располагаются с внешней стороны колеса таким образом, что схожие нотки соприкасаются друг с другом. Так он решает проблему схожести многих ароматов, когда один запах незаметно перетекает в другой.

  • цветочные;
  • цветочные мягкие;
  • цветочные восточные;
  • восточные мягкие;
  • восточные;
  • древесно-восточные;
  • древесные;
  • мшисто-древесные;
  • древесные сухие;
  • цитрусовые;
  • морские;
  • зелёные;
  • фруктовые.

Внутри своего цветного колеса парфюмер разместил особую, четырнадцатую категорию - фужеры , которые отличаются пряно-горьким вкусом. Кроме того, внутри каждой из групп Эдвард выделил ещё подгруппы: сухие, свежие, классические, глубокие.

Изучая колесо, можно заметить, что такие популярные запахи, как шипры и кожаные, в нём отсутствуют. Они у него просто включены в другие семьи: шипры оказываются в мшисто-древесном семействе, кожаные - в категории сухих древесных ароматов.

Будучи знатоком парфюмерного искусства, Макйл Эдвардс ежегодно публикует целую энциклопедию современных запахов, которая называется «Ароматы мира».

В 1983 году она насчитывала всего 323 аромата, а последнее издание этой своеобразной «Библии парфюмера» содержит уже около 8 000 наименований самых разных запахов.

Кроме того, в 2005 году он представил миру электронную базу ароматов из 10 000 наименований , в которой по каждому запаху имеется исчерпывающая информация: характеристика семейства, пирамида запаха, ноты аккорда, парфюмер-создатель, дизайнер и изображения флакона, компания-производитель, страна происхождения, год выпуска аромата.

Это уникальная база данных, аналогов которой никогда не создавалось, и вряд ли кому-то удастся перещеголять великого парфюмера. К сожалению, доступ к ней предоставляется на платной основе по этому адресу www.fragrancesoftheworld.com

По французскому сообществу парфюмеров

Вторая классификация не уступает по популярности классификации М. Эдвардса.
В 1990 году во Франции собирался целый Парфюмерный комитет (Comite Francais De Parfum) . Итогом их собрания стала классификация, которая получила большую популярность и используется сейчас многими парфюмерными домами и знатоками запахов.

Французы распределили группы ароматов следующим образом.

Цитрусовые: основу составляют эфирные масла, извлечённые из цитрусовых - лимона, апельсина, мандарина, бергамота, помело, грейпфрута, танжерина, юзу и цитрона (L’Eau par Kenzo, Be, One, Dune pour homme, Drakkar Noir, Cerruti 1881).

Цветочные: ароматы цветов - жасмин, нарцисс, сирень, роза, ландыш, фиалка, тубероза (Cool Water Woman, Kenzo, Dune, Eternity for Men, Laura, Gio, Amarige).

Древесные: ароматы тёплых оттенков - пачули, кедр, сандал, ветивер (Salvadoro Dali, Paloma Pikasso).

Восточные: амбре, а также ароматы с ладаника-лабданума, пудровыми, ванильными и животными акцентами (Samsara, Obsession, Loulou, Venezia, Ysatis, Opium).

Кожа: ароматов этой семьи мало, они отличаются сухостью и своеобразными кожными запахами с примесью цветочных (English Leather от Dana, Pour Lui и Royal Copenhagen от Oscar de la Renta).

Шипры: духи, созданные в 1917 году Франсуа Коти, объединяют под своим началом целое семейство; здесь можно уловить ноты ладаника-лабданума, дубового мха, бергамота, пачули (Moments, Paloma Picasso, Ysatis, Beautiful).

Фужерные: ноты дубового и древесного мха, лаванды, бергамота, кумарина (Drakkar Noir).

Принцип разделения ароматов на семьи понятен: их объединяют тождественные нотки, которые смешаны в разных пропорциях. Но кто определяет типы ароматов? Тот, кто обладает тонким обонянием и разбирается в запахах.
Несколько субъективно? Да, многие обвиняют в этом колесо Эдвардса, но нам ничего не остаётся, как довериться экспертам и специалистам в этом тонком деле.

Как же научиться распознавать запахи?

Конечно, знать наизусть все виды ароматов - это ещё не значит стать знатоком парфюма. Однако вы можете попытаться хотя бы навести порядок в собственных понятиях относительно запахов. Как это сделать?

  1. Не хватайтесь за несколько классификаций сразу. Выберите для себя одну (лучше одну из тех общепризнанных, которая указан нами чуть выше), тщательно разберитесь в ней, выясните непонятные для себя моменты, запомните основные семьи, категории и подгруппы.
  2. От теории постепенно переходите к практике. Выучили, какие ноты отличают семью цитрусовых, - пройдитесь по парфюмерным магазинам, изучите эти ароматы. Конечно, придётся потратить на это не один день, но зато в последующем вы станете настоящим ценителями парфюма. Изучив одну семью, переходите к изучению другой.
  3. Консультируйтесь со специалистами, чтобы ошибочное суждение не отпечаталось в вашем сознании как истина. Обращайтесь к консультантам в магазинах, найдите сайты, где могут дать советы, читайте наши рекомендации в разделе F.A.Q.

Отдельное слово о шипровых нотах (Chypre)

Ни одна группа ароматов не вызывает такого беспокойства и недоумения, как шипровые. Давайте разберемся, что значит шипровый аромат и как с ним обстоят дела в данный момент.

Классический аромат шипра был создан в 1917 году знаменитым французским парфюмером Франсуа Коти. Изначально он состоял из ароматов бергамота, мха дуба, пачули, ладана и сандала. Своё название получил от острова Кипра, где произрастал дубовый мох, ставший основой семьи.

Долгие годы в парфюмерии использовали именно этот набор для создания различных шипров:

  • традиционные (Chypre от Coty);
  • фруктовые (Christian Dior Diorella или Guerlain Mitsouko);
  • цветочные (Chance и Coco Mademoiselle от Chanel, Ricci Ricci от Nina Ricci, Gucci By Gucci, Laura Rose от Laura Biagiotti);
  • кожаные (Christian Dior Diorling или Piguet Bandit);
  • ароматические (Карон Ятаган);
  • цветочно-альдегидные (Hermès Caleche или Жан Кутюрье Coriandre);
  • зелёные (Christian Dior Miss Dior).

Ещё несколько лет назад можно было назвать определённые бренды этого семейства ароматов, но сегодня ситуация существенно изменилась. Дело в том, что на тот самый дубовый мох, произрастающий на Кипре и составляющий основу шипра, не так давно были введены ограничения.

Соответственно, изменились и сами ароматы этого семейства . В них либо совсем отсутствует эта нота, либо её так ничтожно мало, что даже самое тонкое обоняние её не почувствует.

Однако название осталось прежним, и парфюмерные дома по неизвестным причинам не отказываются от этого брендового, но уже практически не существующего аромата .

В тех духах, что они предлагают, от прежнего шипра почти ничего не осталось.

Вот такая ситуация складывается в современной парфюмерной индустрии. Всё течёт, всё меняется, а вот непревзойдённые, тонкие, чувствительные, завораживающие ароматы остаются покорять наше воображение. Почувствовать оттенки разных семей ароматов - это такое невыразимое наслаждение, доступное только избранным. Почему бы и вам не оказаться в их числе?