Организация психолого педагогического консультирования. Психолого-педагогическое консультирование в деятельности педагога-психолога

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

1. Психокоррекция и ее методы, психолого-педагогическое консультирование

Понятие психокоррекции

Слово «коррекция» буквально переводится как «исправление». Психокоррекция - это система мероприятий, направленных на исправление недостатков психологии или поведения человека с помощью специальных средств психологического воздействия.

Психокоррекции подлежат недостатки, не имеющие органической основы и не представляющие собой такие устойчивые качества, которые формируются довольно рано и в дальнейшем практически не изменяются. Человека, обратившегося к психологу, называют клиентом. Клиент - это нормальный, физически и психически здоровый человек, у которого в жизни возникли проблемы психологического или поведенческого характера. Он не способен самостоятельно разрешить их и поэтому нуждается в посторонней помощи. Объектом коррекции могут выступать личность, семья или группа.

Методы коррекции многообразны, выбор их зависит от того, к какой школе принадлежит психолог. Их можно - достаточно условно - классифицировать соответственно особенностям основных подходов, среди которых выделяются: 1) подход поведенческий; 2) подход деятельностный; 3) подход когнитивистский; 4) подход психоаналитический; 5) подход экзистенциально-гуманистический; 6) гештальт-терапия; 7) психодрама; 8) подход телесно-ориентированный; 9) психосинтез; 10) подход трансперсональный.

Цели психокоррекционной работы

В отечественной психологии цели коррекционной работы определяются пониманием закономерностей психического развития ребенка как активного деятельностного процесса, реализуемого в сотрудничестве со взрослым. На этом основании выделяют три основных направления и области постановки коррекционных целей:

1. Оптимизация социальной ситуации развития.

2. Развитие видов деятельности ребенка.

3. Формирование возрастно-психологических новообразований.

При конкретизации целей коррекции необходимо руководствоваться следующими правилами: 1. Цели коррекции должны формулироваться в позитивной, а не в негативной форме. 2. Цели коррекции должны быть реалистичны и соотнесены с продолжительностью коррекционной работы и возможностями переноса клиентом нового позитивного опыта и усвоенных на коррекционных занятиях способов действий в реальную практику жизненных отношений. 3. При постановке общих целей коррекции необходимо учитывать дальнюю и ближайшую перспективу развития личности и планировать как конкретные показатели личностного и интеллектуального развития клиента к окончанию коррекционной программы, так и возможности отражения этих показателей в особенностях деятельности и общения клиента на последующих стадиях его развития. 4. Нужно помнить, что эффекты коррекционной работы проявляются на протяжении достаточно длительного временного интервала: в процессе коррекционной работы; к моменту ее завершения; и, наконец, примерно полгода спустя можно окончательно говорить о закреплении или об утере клиентом позитивных эффектов коррекционной работы.

Методы психокоррекции

психологический коррекция консультирование поведение

Деятельностная парадигма связывает психокоррекцию с формированием системы действий и чёткой структуризации деятельности. В этом плане выделяются две группы методов: Методы усиления регулирующих функций психики, развитие эмоционального самоконтроля, улучшение психической саморегуляции; Методы нормативно-ценностной коррекции, объектами которой выступают нормативные комплексы, обуславливающие отказ от подчинения совместным принципам, целям, задачам деятельности.

Методы психокоррекции направлены на выработку норм личностного поведения, межличностного взаимодействия, развитие способности гибко реагировать на ситуацию, быстро перестраиваться в различных условиях, группах, то есть на методы социального приспособления.

1. Динамическое содержание периода возрастного развития может быть разнообразным, а значит и результативность одного и того же воздействия не одинакова.

2. Эффективность психокоррекции определяется качеством содержания, своевременностью и адекватностью.

3. Эффективность работы зависит от степени соответствия психокоррекционной работы индивидуальным особенностям психического развития человека.

Симптоматические методы психокоррекции:

· аутогенная тренировка

· метод условных рефлексов

· оперантное научение

· система патогенетической психотерапии

Основные виды психологической коррекции

· По коррекционным задачам:

o семейная коррекция;

o игровая коррекция;

o нейропсихологическая коррекция;

o коррекция личностного роста.

· По характеру направленности:

o симптоматическая коррекция (коррекция симптомов) -- вид психокоррекции, предполагающий, как правило, кратковременное воздействие с целью снятия острых симптомов отклонений в развитии, которые мешают перейти к коррекции каузального типа; каузальная (причинная,) коррекция -- вид психокоррекции, направленный на источники и причины психических отклонений.

· По способу коррекционных воздействий:

o директивные виды;

o недирективные виды.

· По форме организации:

o общая психокоррекция (мероприятия общепедагогического порядка, нормализующие социальную среду ребёнка; нормализация и регуляция психофизических и эмоциональных нагрузок ребёнка, работа по психогигиене и психопрофилактике, педагогической этике, лечебно-оздоровительные мероприятия, организация специальных занятий по плаванию, усиленному питанию детей);

o частная психокоррекция (набор психолого-педагогических воздействий, то есть системы специально разработанных психокоррекционных мероприятий, применяемых в общей системе образовательных процессов. Игровая, музыкальная, драмотерапия);

o специальная психокоррекция (комплекс приёмов, мер, методов, методик, работы с конкретным ребёнком или группой детей по решению психологических проблем)

Психокоррекции подлежат недостатки, не имеющие органической основы и не представляющие собой такие устойчивые качества, которые формируются довольно рано и в дальнейшем практически не изменяются.

Выделяют специфические черты психокоррекционного процесса, отличающие его от психотерапии.

Психокоррекция ориентирована на клинически здоровую личность людей, имеющих в повседневной жизни психологические трудности, проблемы, жалобы невротического характера, а также на людей, чувствующих себя хорошо, однако желающих изменить свою жизнь либо ставящих перед собой цель развития личности. Коррекция ориентируется на здоровые стороны личности независимо от степени нарушения.

В психокоррекции чаще ориентируются на настоящее и будущее клиентов.

Психокоррекция обычно ориентируется на среднесрочную помощь (в отличие от краткосрочной - до 15 встреч - помощи при консультировании и долгосрочной - до нескольких лет - помощи при психотерапии).

В психокоррекции акцентируется ценностный вклад психолога, хотя отклоняется навязывание определенных ценностей клиенту.

Психокоррекционные воздействия направлены на изменение поведения и развитие личности клиента.

Различие между психотерапией и психокоррекцией заключается в том, что психотерапия имеет дело с различного рода нарушениями у людей, страдающих различными видами соматических или психических заболеваний (расстройств). Многие аномалии психики и поведения людей, которые проявляются в заболеваниях, похожи на те, с которыми имеет дело психолог, занимающийся психокоррекцией. Однако людей, обращающихся за помощью к психотерапевту, обычно называют больными или пациентами, а тех, кто нуждается только в коррекционной помощи, именуют клиентами.

Психолого-педагогическое консультирование

Это вид индивидуального психологического консультирования по вопросам психического развития, обучения и воспитания детей и подростков. П.-п. к. направлено на практическое решение важнейшей задачи возрастной психологии -- задачи систематического контроля за ходом психического развития детей в целях его оптимизации и коррекции (Л.С. Выготский, Н.М. Щелованов). В отличие от других видов психологического консультирования, предметом П.-п. к. являются динамика и содержание психического развития ребенка (подростка) на каждой возрастной стадии развития, т. е. индивидуальные особенности возрастного развития. В основе практики П.-п. к. лежит теория психического развития ребенка в онтогенезе. Концепция психологического возраста определяет схему анализа индивидуальных вариантов и особенностей психического развития ребенка, включающую три основных компонента: характеристику социальной ситуации развития ребенка, иерархическую структуру видов деятельности, типичных для данной возрастной стадии, и характеристику уровня развития личности и сознания ребенка. Реализация указанной схемы позволяет решать задачи П.-п. к., включающие проведение психологического обследования, постановку психологического диагноза и формулирование прогноза развития, определение системы психолого-педагогических назначений, реализующих профилактические и коррекционно-развивающие цели.

Принципы П.-п. к. включают этические, стратегические и тактические. Важнейшими этическими принципами являются: принципы соблюдения и охраны интересов ребенка и уважения его личности- принципы добровольности и конфиденциальности обращения за консультацией, неразглашения информации- принцип компетентности и ответственности консультанта. Стратегические принципы, определяющие цели и задачи консультирования и оказания помощи в преодолении психологических проблем и трудностей развития, составляют: принцип нормативности развития (сравнения индивидуальных вариантов развития с возрастной нормой) и принцип системности психического развития, обуславливающий необходимость установления системы причин трудностей и отклонений в развитии ребенка и разработки комплексной программы профилактических и коррекционных мероприятий. Тактические принципы возрастно-психологического консультирования включают: принцип анализа подтекста, выявляющего истинные причины обращения за консультацией- принцип комплексности психологического обследования ребенка, позволяющий дать полную картину актуального психологического статуса ребенка, особенностей развития эмоционально-личностной и познавательной сфер- принцип стереоскопичности диагноза, задающий необходимость исследования особенностей понимания и переживания проблемных ситуаций всеми ее участниками- принцип реконструкции истории развития ребенка (Л.С. Выготский), требующий воссоздания индивидуального жизненного пути ребенка- принцип активного привлечения родителей и других значимых лиц в окружении ребенка к совместной выработке системы профилактических и коррекционно-развивающих мероприятий и их реализации.

П.-п. к. осуществляется в несколько этапов, на каждом из которых осуществляется решение соответствующих задач: 1) этап сбора исходной информации (первичный прием, выявление жалобы, уточнение и формулирование запроса, сбор анамнестических данных)- 2) этап комплексного психологического обследования- 3) аналитический этап (анализ полученных данных, их интеграция, формулирование психологического диагноза и условно-вариантного прогноза- составление психологического заключения, разработка системы психолого-педагогических рекомендаций)- 4) этап собственно консультирования и оказания психологической помощи клиенту (доведение результатов обследования до адресата, совместная выработка рекомендаций по оптимизации развития ребенка, определение плана коррекционной и профилактической работы)- 5) этап реализации коррекционных и профилактических мероприятий. Основными организационными формами проведения П.-п. к. являются специализированные психологические центры городского и районного уровня, школьная психологическая служба, психологические консультации в учреждениях здравоохранения, психолого-медико-педагогические комиссии районных и городских отделов народного образования, психологическая служба помощи семье, профориентационные центры и консультации.

2. Заполните таблицу «Методы психодиагностики»

Разновидности метода

Достоинства метода

Недостатки метода

Наблюдение

Социологическое наблюдение-делает акцент на общей динамике массовых явлений, не затрагивая психологической сущности процесса.

Социально-психологическое наблюдение - ставит акцент именно на психологической сущности этих явлений.

Богатство собираемых сведений (как вербальных так и невербальных).

Сохраненность естественности условий деятельности.

Допустимость использования технических средств.

Не является обязательным получение предварительного согласия испытуемого.

Высокая субъективность.

Невозможность контролировать ситуацию, вмешиваться в ход событий, не искажая их.

Неповторяемость исследования, что ведет к низкой повторяемости результатов.

Большие затраты времени.

Эксперимент

Естественный/полевой- эксперимент проводится в условиях, которые экспериментатор не контролирует.

Лабораторный -условия специально организуются экспериментатором.

Формирующий, или психолого-педагогический эксперимент - может быть и лабораторным и естественным.

Показывает сложность и уникальность индивидуума.

Позволяет изолировать отдельные переменные и манипулировать ими по своему усмотрению.

Устанавливает причинно -- следственные связи; позволяет делать выводы о причинности.

Сбор данных, их запись и анализ объективизированы.

Основным недостатком эксперимента является искусственность условий проведения исследований, что может негативно сказываться на результатах исследования.

Терапевтическая беседа.

Экспериментальная беседа (с целью проверки экспериментальных гипотез).

Автобиографическая беседа.

Сбор субъективного анамнеза (сбор информации о личности субъекта).

Сбор объективного анамнеза (сбор информации о знакомых субъекта).

Телефонная беседа.

Возможность наблюдения непосредственной реакции респондентов.

Оперативность получения данных.

Формальный характер общения с респондентом и формальный характер ответов.

Возможность различного понимания одних и тех же вопросов разными людьми (разное образование, возраст и т.д.).

Тестирование

Объективные методы - измерение результативности способа выполнения деятельности (тесты IQ, тесты достижений, способностей и т.д.).

Субъективные методы-измерение на основе информации, данной испытуемым о самом себе (личностные опросники, анкеты, биографические методики и т.д.).

Проективные методы-измерение при помощи слабоструктурированного стимульного материала, работа с которым запускает механизм проекции (истолкование ситуации, игровая деятельность, рисуночные тесты и т.д.).

По классификации И.Н.Носса

Проективные тесты дают много разнообразной информации о человеке, не требуют много времени для прохождения, и их весьма сложно «обмануть», поскольку эти методики скорее апеллируют к бессознательному, мало соприкасаясь с сознательными установками и убеждениями человека.

Позволяет выявить уровень развития высших психических функций.

Опасность слепых (автоматических) ошибок. То есть испытуемый не понял инструкцию и стал отвечать совсем не так, как требует стандартная инструкция.

Потеря индивидуального подхода к испытуемым.

Отсутствие доверительной обстановки. Бездушный и формализованный характер самой процедуры тестирования оборачивается тем, что испытуемый лишается ощущения того, что психолог заинтересован в нем лично, в том, чтобы помочь в его проблемах и трудностях.

Решите задачу: воспитательнице необходимо было выяснить отношение (5 лет 6 мес.) к маме. Подбирая вопросы для беседы с ребенком, она сформулировала 16 вопросов. Назовите правильные формулировки. Объясните, почему не верны остальные. Перечислите требования, которые предъявляются к формулировке вопросов, используемых в беседе.

Правильные вопросы:

3.Как ты любишь маму?

6.Что ты сделал приятного маме?

7.Как часто ты делаешь маме приятное?

9.А что именно ты сделал маме приятное?

15.Если ты не слушаешься, то мама тебя наказывает?

16.Помнишь, как поступила мама, когда ты ее не послушал?

В беседе используют 3 типа вопросов:

1. Закрытые.

Их задают для получения четкой конкретной информации.

2. Открытые.

Предполагают развернутый ответ респондента. При этом увеличение открытости стимулируют на самостоятельное изложение, и ведет к самоанализу. Данные вопросы применяются для уточнения основного блока информации.

3. Риторические - вопросы, не требующие ответа.

Помогают подвести некий итог и дать возможность респонденту проанализировать их в контексте своей ситуации.

При общении с ребенком важно не задавать сложно построенных вопросов, так как вопросы должны быть понятны ребенку. Вопросы не должны быть внушающими, потому что у ребенка должна быть возможность дать свой собственный ответ, не опираясь на педагога. И как можно больше вопросов должны быть открытыми.

И именно вопросы под номерами 3,6,7,9,15,16 будут понятны ребенку, не являются внушающими и будут информативны для педагога.

4. Заполните таблицу « Профессионально-этические принципы в психодиагностике»

Чтобы предотвратить неправильное употребление психологических тестов, опросников и других методик, что в настоящее время наблюдается очень часто, существует насущная необходимость в соблюдении ряда предосторожностей: относительно самих методик; их оценок; последующего использования результатов. Специалисты разработали основные принципы психолога - диагноста, которым необходимо следовать.

Принципы

Характеристика

Границы профессиональной компетентности

Психологи и психотерапевты занимаются профессиональной деятельностью только в границах своей компетентности, которая определяется образованием, формами повышения квалификации и соответствующим профессиональным опытом.

Принцип личной ответственности.

При привлечении к определенным работам по выполнению психодиагностического обследования каких-то исполнителей, не являющихся аттестованными специалистами в области психодиагностики (в частности, педагогов-предметников), вся полнота ответственности за правильность проведения методики и корректность интерпретации и использования ее результатов целиком лежит именно на психологе.

Принцип профессиональной тайны.

Психологические методики распространяются только среди специалистов.

Принцип обеспечения суверенных прав личности.

Психолог и психотерапевт уважает личность и суверенитет клиента. В отношении клиента недопустима дискриминация на основе его возраста, пола, национальности, вероисповедания, сексуальной ориентации, того или иного физического или психического расстройства, языка, социо-экономического статуса или иного отличительного признака.

Принцип объективности

Установки, впечатления исследователя не должны влиять на результаты психологической диагностики.

Принцип конфиденциальности.

Неразглашение сведений об испытуемом, составляющих содержание интимны, личностных сторон его жизни.

Принцип психопрофилактического изложения результатов.

Результаты должны быть преподнесены в ободряющей, нетравмирующей форме, а так же написаны понятным языком.

5. Составьте реестр методик, направленных на диагностику познавательной сферы дошкольника по следующей схеме: восприятие; внимание (объем, распределение, переключение); память (зрительная, слуховая, объем, опосредованное запоминание); мышление

Методики для дошкольников 5-7 лет.

1. Методика «Узнай, кто это» - направлена на диагностику восприятия.

Ребенку объясняют, что ему будут показаны части, фрагменты некоторого рисунка, по которым необходимо будет определить то целое, к которому эти части относятся, т. е. по части или фрагменту восстановить целый рисунок.

На решение данной задачи отводится 10 сек. Если за это время ребенок не сумел правильно ответить на поставленный вопрос, то на такое же время - 10 сек - ему показывают следующий, чуть более полный рисунок «б», и так далее до тех пор, пока ребенок, наконец, не догадается, что изображено на этом рисунке

Учитывается время, в целом затраченное ребенком на решение задачи, и количество фрагментов рисунка, которые ему пришлось просмотреть прежде, чем принять окончательное решение.

2. Методика «Проставь значки» - направлена на оценку переключения и распределения внимания ребенка.

Эта работа заключается в том, чтобы в каждом из квадратиков, треугольников, кружков и ромбиков необходимо проставить тот знак, который задан вверху на образце, т.е., соответственно, галочку, черту, плюс или точку.

3. Методика «Запомни и расставь точки»- направлена на оценку объема внимания ребенка.

Для этого используется стимульный материал лист с точками, который предварительно разрезается на 8 малых квадратов. Затем эти квадраты складываются в стопку таким образом, чтобы вверху оказался квадрат с двумя точками, а внизу - квадрат с девятью точками (все остальные идут сверху вниз по порядку с последовательно увеличивающимся на них числом точек).

Ребенку последовательно, на 1-2 сек, показывается каждая из восьми карточек с точками. После каждой очередной карточки предлагается воспроизвести увиденные точки в пустой карточке за 15 сек. Это время дается ребенку для того, чтобы он смог вспомнить, где находились увиденные точки, и отметить их в пустой карточке.

4. Методика заучивания десяти слов А. Р. Лурия.

Она позволяет исследовать процессы памяти: запоминание, сохранение и воспроизведение.

Методика представляет собой набор из десяти односложных или двусложных слов, не связанных по смыслу.

Экспериментатор читает ребенку слова медленно и четко. В протоколе он отмечает крестиком или цифрой порядок и точность воспроизведения слов после каждого предъявления. (Порядок воспроизведения слов может быть информативным при анализе способа запоминаемого материала.)

В некоторых случаях для изучения сохранения запоминаемого материала испытуемого просят воспроизвести слова через час или на следующий день.

5. Изучение зрительной памяти дошкольников по методике Векслера.

Ребенку предлагается 4 рисунка:

· Две перекрещенные линии и два флажка.

· Большой квадрат, разделенный на 4 части двумя линиями.

· Большой прямоугольник с маленьким в нем.

· Открытый прямоугольник с правильным углом на каждом краю и четыре маленьких квадрата в большом.

На каждую из картинок ребенку разрешается посмотреть в течение 10 секунд. Затем он их должен воспроизвести на чистом листе бумаги.

6. Методика на исследование опосредованное запоминания Лурия А.Р., Выготского Л.С., Леонтьева А.Н.

Стимульный материал: карточка с написанными в ряд-строчку словами: пожар, труд, дождь, ошибка, горе (5 слов).

Карточки с изображением предметов (5х5 см): 1 - столовый прибор, 2 - школьная доска, 3 - булочная, 4 - расческа, 5 - солнце, 6 - глобус, 7 - кувшин, 8 - петух, 9 - забор, 10 - детские штанишки, 11 - лошадь, 12 - уличный фонарь, 13 - ботинки, 14 - часы, 15 - заводские трубы, 16 - карандаш.

Экспериментатор называет слово, а ребенок выбирает какую-либо картинку, которая поможет ему легче запомнить это слово.

Затем последовательно даются слова «дождь», «труд», «ошибка», «горе». На выбор картинки дается до 1 минуты, и если ребенок не смог, то дается следующее слово. Никакой обучающей помощи больше не оказывается. Время фиксируется. На проведение эксперимента отводится 10-12 минут. Затем ребенок должен вспомнить слова, которые называл экспериментатор, опираясь на выбранную им картинку.

7. Методика «Изучение образной памяти и ее объема».

Ребенку предлагается в течение 30 секунд запомнить 12 образов, которые предлагаются в виде таблицы. После того, как убирают таблицу должен нарисовать или выразить словесно те образы, которые он запомнил.

Оценка результатов тестирования проводится по количеству правильно воспроизведенных образов.

8. Методика «Нелепицы» - направлена на оценку образных представлений об окружающем мире и о логических связях в нем. Определить умение рассуждать логически и грамматически правильно выражать свою мысль.

Ребенку показывается картинка с изображением нескольких нелепых ситуаций, сначала ребенок называет все нелепицы и указывает их на картинке, а затем объясняет, как на самом деле должно быть, на все отводится 3 минуты.

6. Законспектируйте предложенную литературу и выпишите основные понятия в глоссарий

1. Тестология - междисциплинарная наука о создании качественных и научно обоснованных измерительных диагностических методик. В психологии содержание тестологии во многом совпадает с содержанием дифференциальной психометрики.

2. Психометрика - это технологическая дисциплина, содержащая научное обоснование и описание методов измерения психических свойств, в частности методов конструирования психологических тестов.

3. Валидность - показывает, измеряет ли тест на самом деле то, для чего он предназначен.

4. Очевидная валидность - представление о тесте, которое сложилось у респондента.

5. Конструктная валидность - степень адекватности метода интерпретации экспериментальных данных теории, которая определяется правильностью употребления терминов той или иной теории.

6. Критериальная валидность - комплекс характеристик, включающий валидность текущую и прогностическую методики и отражающий соответствие диагноза и прогноза определенному кругу критериев измеряемого явления.

8. Прогностическая валидность - устанавливается как корреляция между показателями теста и некоторым критерием, измеряющим тоже свойство, но в более позднее время.

9. Надежность - степень надежности, или точности, с какой может быть измерен тот или иной конкретный признак. Надежность теста характеризует воспроизводимость его результатов.

10. Надежность параллельных форм - характеристика надежности психодиагностической методики с помощью взаимозаменяемых форм теста. При этом одни и те же испытуемые в выборке определения надежности обследуются вначале с использованием основного набора заданий, а затем -- с применением аналогичных дополнительных наборов.

11. Внутренняя надежность - показывает, насколько согласованны результаты, полученные с помощью разных индикаторов, измеряющих один признак.

12. Ретестовая надежность - характеризуется тем, что одним и тем же испытуемым предъявляется один и тот же тест в похожих условиях и тем самым устанавливается коэффициент корреляции между двумя рядами данных.

13. Надежность частей теста - определяется путем деления опросника на две части (обычно на четные и нечетные задания), после чего и рассчитывается корреляция между этими частями.

Под надежностью понимается устойчивость, или согласованность результатов теста, получаемых при повторном его применении к тем же испытуемым в различные моменты времени, при использовании разных наборов эквивалентных заданий или же при изменении других условий обследования.

Понятие надежности обычно охватывает несколько аспектов устойчивости тестовых показателей. В самом широком смысле надежность теста показывает, в какой степени индивидуальные различия в тестовых показателях могут быть отнесены на счет «истинных» различий в изучаемых свойствах, а в какой могут быть приписаны случайным ошибкам. Говоря более специальным языком, меры надежности теста позволяют оценить, какую долю общей дисперсии (общей изменчивости) тестовых показателей составляет дисперсия ошибок.

Данное терминологическое значение слова «ошибка» унаследовано из более ранней эпохи в развитии психологии, когда интерес ученых сосредоточивался на выявлении общих законов поведения и оценивании испытуемых по таким свойствам, которые считались неизменными базовыми чертами.

В наше время психологи признают изменчивость существенным свойством всякого поведения и потому занимаются выявлением и классификацией многочисленных источников такой изменчивости.

Все типы надежности касаются степени согласованности или соответствия между двумя независимо полученными множествами показателей, их все можно выразить в виде коэффициента корреляции.

По существу, коэффициент корреляции (г) выражает степень соответствия или связи между двумя множествами показателей.

Коэффициенты корреляции можно вычислять разными способами, в зависимости от природы данных. Наибольшее распространение получил коэффициент корреляции произведения моментов Пирсона. Этот коэффициент учитывает не только положение индивидуума в группе, но и степень его отклонения в ту или иную сторону от среднего уровня группы.

Коэффициент надежности.

Коэффициенты корреляции широко применяются в анализе психометрических данных. Одно из применений таких коэффициентов -- это измерение надежности теста.

Типы надежности. Ретестовая надежность. Самый очевидный и понятный метод определения надежности результатов теста -- его повторное проведение. В этом случае коэффициент надежности (г n) просто равен корреляции между показателями, полученными теми же испытуемыми в каждом из двух случаев проведения теста.

Дисперсия ошибок соответствует случайным колебаниям в выполнении заданий от одного сеанса тестирования к другому.

Надежность взаимозаменяемых форм. Один из способов избежать трудностей, с которыми приходится сталкиваться при определении ретестовой надежности, -- использование взаимозаменяемых форм теста.

Одних и тех же испытуемых могут тестировать в первый раз с помощью одной формы, а второй раз -- с помощью другой, эквивалентной формы. Корреляция между показателями, полученными по двум формам теста, представляет его коэффициент надежности.

Как и в случае ретестовой надежности, сведения о надежности взаимозаменяемых форм всегда должны сопровождаться указанием длительности временного интервала между двумя предъявлениями теста, а также характеристикой релевантных событий, происшедших за это время в жизни испытуемых. Если обе формы применяются непосредственно одна за другой, то полученная корреляция показывает только надежность параллельных форм, но ничего не говорит о надежности как временной устойчивости.

Дисперсия ошибок в этом случае обусловлена колебаниями результатов при переходе от одного набора заданий к другому, а не временными флуктуациями показателей.

Надежность эквивалентных половин теста. Меру надежности можно определить и на основании однократного применения единственной формы теста, пользуясь для этого различными процедурами расщепления теста на две равноценные половины. При таком способе каждый испытуемый получает два показателя благодаря разделению теста на две эквивалентные части. Очевидно, что надежность, найденная методом расщепления, дает нам меру согласованности выборочных проверок содержания.

Временная устойчивость показателей в такой характеристике надежности не представлена, поскольку она предполагает только один сеанс тестирования. Этот тип коэффициента надежности иногда называют коэффициентом внутренней согласованности, так как для его определения требуется лишь однократное проведение единственной формы теста.

Надежность по Кьюдеру--Ричадсону. Еще один метод определения надежности, также использующий однократное предъявление единственной формы теста, основан на оценке согласованности ответов по всем заданиям теста.

На эту внутреннюю согласованность влияют два источника дисперсии ошибок: 1) выборочная представленность содержания (как в случае надежности взаимозаменяемых форм и эквивалентных половин теста).

2) неоднородность выборочной области поведения. Чем однороднее эта область, тем выше внутренняя согласованность.

Формула Кьюдера--Ричардсона применима лишь к тем тестам, в которых выполнение заданий оценивается как правильное либо ошибочное, или, в общем, по принципу «все или ничего».

Надежность тестов скорости. При конструировании теста и интерпретации его показателей важно различать измерение скорости выполнения заданий и принципиальной возможности индивидуума справиться с ними. В «чистом» тесте скорости индивидуальные различия между тестируемыми полностью зависят от скорости выполнения заданий. Такой тест составляется из заданий одинаково низкой трудности, чтобы с ними заведомо могли справится все те, на кого рассчитан данный тест. Но при этом лимит времени устанавливается так, что никто не успевает выполнить всех заданий.

В таких условиях показатель испытуемого отражает только скорость его работы.

Чтобы каждый тестируемый мог полностью продемонстрировать, на что он способен, «потолок» теста должен быть заведомо выше его возможностей либо по числу заданий, либо по уровню трудности. Исключение составляет тестирование владения предметом (или видом деятельности).

Стандартная ошибка измерения. Надежность теста можно выразить через стандартную ошибку измерения, называемую также стандартной ошибкой показателя. Эта мера особенно удобна для интерпретации индивидуальных показателей. Поэтому для многих целей тестирования она более полезна, чем коэффициент надежности. Зная коэффициент надежности теста, стандартную ошибку измерения легко вычислить по следующей формуле:

где SD t -- стандартное отклонение показателей теста; r n -- коэффициент надежности, оба вычисленные на одной группе.

Интерпретация различий в показателях.

Особенно важно учитывать надежность теста и ошибки измерения в тех случаях, когда оценивают различия между двумя показателями. Мышление, опирающееся на понятие интервала значений, которые каждый показатель может принимать в зависимости от действия случайных факторов, предостерегает против придания чрезмерного значения небольшим различиям в показателях. Подобную осторожность желательно проявлять как при сравнении показателей теста у разных людей, так и при сравнении показателей различных способностей одного человека. Аналогично этому, изменения показателей вследствие обучения или воздействия других экспериментальных переменных нужно интерпретировать с учетом ошибок измерения. Специально для оценки надежности предметно-ориентированных тестов было разработано больше дюжины различных методов. Некоторые из этих методов подходят для простых решений типа «владеет/не владеет», при которых все ошибки классификации считаются в равной степени серьезными, независимо от того, насколько они отклоняются от критического показателя.

В таких условиях можно провести тест и ретест с параллельными формами, чтобы найти процент лиц, для которых одинаковое решение принимается в обоих случаях. Эти данные можно подвергнуть дальнейшему анализу, вычисляя коэффициенты согласия и определяя их уровни значимости. Другие методы учитывают фактические показатели по двум тестированиям, и позволяют получить числовые характеристики, отражающие отклонение каждого индивидуального показателя в ту или иную сторону от любого заданного значения критического показателя. При выборе конкретного метода следует принимать в расчет характер и области применения теста, положение критических показателей и другие психометрические характеристики используемого теста.

Список литературы

1. Романова Е.С. Психодиагностика: Учебное пособие.-СПб.: Питер, 2005.- 400с.

2. Носс И.Н.. Введение в псхологию психодиагностики: пособие для студентов и психологов/ И.Н.Носс.-М.:Изд. Ин-та Психотерапии, 2003. - 251 с.

3. Основы психологии. 12-изд. Учебное пособие/ Л.Д.Столярко.- Ростов н/Д:Феникс, 2005. - 672 с.(Высшее образование.)

4. Ратанова Т.А., Шляхта Н.Ф. психодиагностические методы изучения личности:учебное пособие/ Т.А.Ратанова, Н.Ф. Шляхта.-Из-во Флинта:МПСИ, 2008.- 320с.

5. Семаго М.М.. Диагностико-консультативная деятельность психолога образования:метод.пособие/М.М.Семаго, Н.Я.Семаго; под ред.М.М.Семаго.-2-е изд.-М.: Айрис- пресс, 2006. - 288 с.- (Б-ка психолога образования).

6. Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. - СПб., 2001. - 688 с.

7. Немов Р.С. Психология:Учеб.для студ. высш. Пед. Учеб. Заведений: в 3 кн. - 4-е изд. - М.:ВЛАДОС, 2003. -Кн.3: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики.-630 с.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Психологическое консультирование взрослых людей по личностным проблемам. Основные теории и классические методы. Теории личности, практика и структура процесса консультирования. Психологическое консультирование при алкоголизме, при переживании утраты.

    реферат , добавлен 17.09.2008

    Краткое практическое пособие, описывающее основные техники и приемы психологического консультирования и стратегии работы с разными типами клиентов. Процесс и технология беседы. Консультирование супружеской пары. Взаимоотношение родителей и детей.

    учебное пособие , добавлен 10.12.2010

    Агрессивное поведение детей как предмет исследований в современной психологии. Специфика агрессивного поведения детей. Работа с агрессивным поведением детей в рамках современной практической психологии: консультирование, психотерапия.

    дипломная работа , добавлен 28.11.2002

    Консультирование в процессе оказания психологической помощи. Основные цели клинического интервьюирования. Обучение навыкам саморегуляции в ходе психологического консультирования. Методики, применяемые при способах психологического консультирования.

    реферат , добавлен 01.08.2010

    Психологическое консультирование как ответ на потребности людей, которые ищут психологическую помощь. Характерные ситуации повышенного риска. Дети "группы риска" и дети, которые пострадали от насилия, оказание им квалифицированной психологической помощи.

    курсовая работа , добавлен 12.10.2009

    Психологическое консультирование как один из видов психологической помощи, выделившийся из психотерапии, его принципы и разновидности. Основные черты людей обсессивной структуры характера. Консультирование обсессивных личностей, их поведение на приеме.

    контрольная работа , добавлен 21.02.2012

    Практическое оказание действенной психологической помощи советами и рекомендациями людям. Объективное наличие психологических проблем. Психологическое консультирование в рамках гештальтпсихологии. Концепция незавершенных действий в гештальт-терапии.

    реферат , добавлен 20.02.2012

    Вопросы психологического консультирования, направленного на снижение агрессии у детей-дошкольников. Специфические черты консультативной психологической работы с младшими школьниками. Психологическое обследование ребёнка в практике консультирования.

    реферат , добавлен 26.06.2011

    Определение консультативного контакта. Основные организационные формы оказания психологической помощи. Психологическое консультирование и его виды. Консультативный контакт-это уникальный динамичный процесс, во время которого один человек помогает другому.

    реферат , добавлен 23.11.2008

    Методы работы психолога-консультанта с будущими родителями. Задачи психолога в консультировании беременных женщин. Внимание к субъективному миру человека. Оказание психологической поддержки клиенту. Фиксация на чувствах и их невербальном выражении.

Консультация – психологическая помощь в психологической проблеме человека.

Психологическая консультация бывает:

По темам обращения (интимно-личностное консультирование, конфиденциальность).

Семейное консультирование (проблемы, связанные с семьей).

Психолого-педагогическое консультирование (проблемы обучения, воспитания, образования).

Также различают деловое и организационное консультирование.

В психолого-педагогическом консультировании важно понимать, чью проблему мы решаем (ученика, учителя или родителей). Чаще всего, важно понять проблему плохого обучения. Основные причины плохого обучения:

- Учебная мотивация.

Обычно учебная мотивация существует на момент поступления в школу. Но чаще всего, неоправданные ожидания ребенка постепенно уменьшают мотивацию. Чтобы она не угасала, важно чтобы была возможность общения со сверстниками, учителем. Нужны необычные формы занятий, включенность учителя. Важно рассказывать детям область применения знаний. Нужно отмечать чему научились и как расширили возможности. Также важно донести до ученика, что образование дает социальный уровень и место в обществе.

- Способности.

Вторая проблема плохого обучения. Бывает на вербальном, невербальном и словесном уровне. Часто дело не в интеллектуальном отставании, нужно обязательно проходить тестирование. Это оценивает специалист, а не психолог и педагог.

В противном случае, нужна коррекционная школа, где специальное обучение по индивидуальным методикам. Здесь поле консультирования связано с индивидуальными способностями ребенка.

- Когнитивные стили.

Когнитивные стили или стили познания. Они индивидуальны, вырабатывающиеся стихийно. Часто им способствует стиль учителя, или смена учителя с разными стилями и учитель не видит своего влияния, либо не принимает другие стили. Важно давать информацию детям в разных стилях.

Импульсивность – рефлекторность (импульсивность быстро выдвигает гипотезу, рефлекторный долго думает и проверяет)

Аналитический (последовательно от отдельных частей к целому)

Синтетический (наоборот)

Словесно логический (формулировки)

Образный (мышление, представление)

- Консультирование по проблемам семейного воспитания

- Консультирование по проблемам воспитания в образовании (стили отношений ученика и учителя, самый эффективный демократический стиль)

- Межличностный конфликт

Формула 4С+Ф. Важный вопрос, что вы можете изменить в этой ситуации? Отношение к ситуации, отношение к человеку, изменить себя, найти выход, проанализировать тип конфликта. Конфликт важно перевести в конструктивную форму и улучшить взаимоотношения между людьми.



- Внутренний конфликт.

Внутренний конфликт с собой. Не согласованность с собой. Существуют конструктивные и неконструктивные выходы из внутренних конфликтов.

Схема принятия решений (6 ролей внутреннего голоса). Жертва ситуации, Роль наблюдателя, Защитник, Совесть, Творческое начало, Эксперт.

Цели психолого-педагогического консультирования:

·​ Эмоциональная поддержка и внимание к переживаниям клиента (клиент является заказчиком психологической поддержки)

·​ Расширение сознания и повышение психологической компетентности. То есть важно увидеть более широко свою проблему и повысить самосознание.

·​ Изменение отношения клиента к проблеме. В ходе обсуждаются различные варианты.

·​ Повышение стрессовой и кризисной толерантности. Помочь не переживать так остро и помочь выйти из кризиса человеку. Работа с собственными эмоциями.

·​ Развитие реалистичности и плюралистичности мировоззрения (принятие своих и чужих мировоззрений, это помогает нам сосуществовать с близкими людьми).

·​ Повышение ответственности и выработки у клиента готовности к творческому освоению (жизни) мира.

Важно! Мы не можем сделать что-то за человека и давать ему советы, мы работаем вместе и человек сам принимает решение к действию.

2. Межличностные отношения: сущность, составляющие, содержание. Развитие межличностных отношений.

Межличностные отношения это субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний, оказываемых людьми друг на друга в процессе совместной деятельности и общения.

Отношения, возникают и складываются на основе определенных эмоций (чувств), рождающихся у людей по отношению друг к другу.



Основные виды или уровни эмоциональных проявлений личности: аффекты, эмоции и чувства .

«Набор» чувств можно свести в две большие группы:

- конъюнктивные – чувства, сближающие людей. В каждом случае такого рода отношений другая сторона выступает как желаемый объект, по отношению к которому демонстрируется готовность к сотрудничеству, к совместным действиям и т.д.

- дизъюнктивные – чувства, разъединяющие людей, когда другая сторона выступает как неприемлемая, может быть даже как фрустрирующий объект, по отношению к которому не возникает желания к сотрудничеству и т.д.

Процесс установления и развития межличностных отношений включает: межличностное восприятие, межличностную совместимость и межличностный конфликт .

Межличностная совместимость рассматривается преимущественно как диадный феномен и предполагает наличие удовлетворения людьми потребностей и поведенческих проявлений друг друга. Применительно к профессиональной группе необходимо говорить о совместимости в сфере профессиональной деятельности и о совместимости в сфере общения.

Общение может реализовываться как в процессе труда, так и вне его, значит правомерно говорить о двух аспектах совместимости в межличностном общении: совместимости в общении, соответствующем профессиональной деятельности, и совместимости в независимом (свободном) общении.

Процесс развития межличностных отношений включает в себя динамику, механизм регулирования межперсональных отношений и условия их развития.

Динамика развития межличностных отношений проходит в несколько этапов: знакомство, приятельские, товарищеские и дружеские отношения .

Знакомства осуществляются в каких-либо условиях (совместная работа, общие увлечения, случайно встреча и т.п.). Приятельские отношения формируют готовность к дальнейшему развитию межличностных отношений. При формировании товарищеских отношений происходит сближение взглядов и оказание поддержки друг другу. Дружеские отношения имеют общее предметное содержание (общее интересы, общие цели в различных видах деятельности и т.д.).

Механизмом развития межличностных отношений является эмпатия – отклик одной личности на переживания другой.

Условия развития межличностных отношений существенно влияют на их динамику и формы проявления.

К основным методам психологического консультирования относятся: беседа, интервью, наблюдение, активное и эмпатическое слушание. Помимо базовых методов в психологическом консультировании используются специальные методы, разработанные в рамках отдельных психологических школ, опирающихся на конкретную методологию и отдельные теории личности.

Беседа . Профессиональная беседа строится из разного рода приемов и техник, используемых с целью достижения соответствующего эффекта. Важную роль играют техники ведения диалога, одобрения мнений клиента, стимулирования высказываний, краткость и ясность речи психолога и др. Цели и функции беседы в психологическом консультировании связаны со сбором информации о психическом состоянии субъекта, установлением контакта с клиентом. Беседа может выполнять психотерапевтические функции и способствовать снижению тревоги клиента. Консультативная беседа служит способом выхода на психологические проблемы, существующие у клиента, является фоном и сопровождением всех психотехник. Беседа может иметь структурированный характер, вестись по заранее составленному плану, программе. Такая структурированная беседа называется методом интервью.

Разновидности интервью:

    стандартизированнное – имеет стойкую стратегию и четкую тактику;

    частично стандартизированнное – опирается на стойкую стратегию и более пластичную тактику;

    свободно управляемое диагностическое интервью – основывается на стойкой стратегии, но имеет совершенно свободную тактику, которая зависит от особенностей клиента, отношений и т.д.

Наблюдение – преднамеренное, систематическое и целенаправленное восприятие психических явлений с целью изучения их специфических изменений в определенных условиях и отыскания смысла этих явлений, который не дан непосредственно. Консультант должен владеть навыками наблюдения за вербальным и невербальным поведением клиента. Первоначальной основой для понимания невербального поведения служит хорошее знание различных видов невербальных языков.

Активное слушание имеет целью точное отражение информации говорящего. Данный метод способствует более точному пониманию партнерами друг друга, позволяет создать атмосферу доверительных отношений и эмоциональной поддержки, а также служит расширению осознания проблемной ситуации клиентом. Активное слушание предполагает использование ряда приемов:

    заинтересованное отношение к собеседнику, демонстрируемое позой заинтересованного слушателя, доброжелательным взглядом, направленным на собеседника;

    уточняющие вопросы: «Правильно ли я понял, что …?», «Вы хотите сказать, что…?»;

    получение ответа на свой вопрос;

    повторения сказанного собеседником «Вы говорите…»;

    переформулирование мысли собеседника: «Другими словами, …»

    поддерживающие реакции: «угу-реакции», «Да-да», поощрение собеседника в выражении мысли: «это интересно», «говорите, говорите»;

    обобщение: «В целом вы хотите сказать…?», «Итак, получается…», «Мы поговорили о…», «Можно сделать вывод…».

Метод «активного слушания» является обязательным методом психологического консультирования, и овладение всеми его приемами – одно из требований, предъявляемых к профессиональным навыкам психолога-консультанта. Нередко дилетантом недооценивается важность применения данного метода, и задача точного отражения информации, сообщаемой клиентом, подменяется желанием консультанта придумать собственную интерпретацию мотивов поступков, личностных проявлений, свойств клиента, а также стремлением дать скорейшую оценку его личности в целом. Использование такого приема «активного слушания» как «повторение» позволяет клиенту укрепиться в мысли, что его внимательно слушают и понимают. Кроме того, этот же прием дает возможность клиенту «услышать себя» со стороны и лучше осознать себя и ситуацию.

Важными характеристиками и средствами эффективного общения (в ходе консультации) являются:

    эмпатия - сопереживание, понимание другого на уровне чувств, переживание тех же эмоциональных состояний, которые испытывает другой человек;

    рефлексия (осознание того, как он воспринимается партнером по общению, способность к самоанализу психических состояний, действий, поступков),

    идентификация (уподобление, отождествление себя с другим человеком, перенесение человеком себя на место, в ситуацию другого человека).

Метод как совокупность психотехник, разработанных в рамках отдельных психотерапевтических и личностных теорий:

    метод личностно-центрированного консультирования,

    метод экзистенциального консультирования,

    метод психоаналитического консультирования,

    метод поведенческого консультирования,

    метод когнитивного консультирования,

    метод консультирования, фокусированного на решении,

    мультимодальное консультирование и т.д.

Теоретические сведения

Психология - удивительная наука. Одновременно она и молода, и является одной из самых древних наук. Уже философы античности размышляли над проблемами, которые актуальны и для современной психологии. Вопросы соотношения души и тела, восприятия, памяти и мышления; вопросы обучения и воспитания, эмоций и мотивации поведения человека и многие другие ставились учеными, начиная со времени возникновения первых философских школ Древней Греции в 6-7 веках до нашей эры. Но древние мыслители не были психологами в современном понимании. Символической датой рождения науки психологии считают 1879 год, год открытия Вильгельмом Вундтом в Г ермании, в городе Лейпциг, первой экспериментальной психологической лаборатории. До этого времени психология оставалась умозрительной наукой. И только В. Вундт взял на себя смелость объединить психологию и эксперимент. Для В. Вундта психология была наукой о сознании. В 1881 г. на базе лаборатории открывается институт экспериментальной психологии (существующий и поныне), который становится не только научным центром, но и международным центром по подготовке психологов. В России первую психофизиологическую лабораторию экспериментальной психологии открыл В.М. Бехтерев в 1885 г. при клинике Казанского университета.

Введение

Происходящие в последнее время политические преобразования, изменения в социально-экономической жизни государства и общества, несомненно, влияют и на семейные отношения, и, в частности на отношения родителей к детям. В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой и физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребенка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. В то же время в ФГТ к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования указано, что, требования к психолого-педагогическому обеспечению направлены на «построение взаимодействия с семьями воспитанников в целях осуществления полноценного развития каждого ребенка, создания равных условий образования детей дошкольного возраста независимо от материального достатка семьи, места проживания, языковой и культурной среды, этнической принадлежности».

Эти два документа отражают сотрудничество детского сада и семьи. В дошкольном возрасте преодоление неблагоприятных психических синдромов достигается главным образом благодаря перестройке взаимоотношений ребенка с родителями и воспитателями, здесь и обнаруживается потребность в своевременной помощи психолога, в его профессионально - компетентностном и тактичном вмешательстве в складывающуюся ситуацию, в процесс формирования взаимоотношений в семье, в процесс становления личности ребенка. Родители, как правило, не уделяют достаточного внимания психологическому здоровью детей, это обусловлено тем, что среди родителей нередко распространены неверные воспитательные установки и представления: недооценка значения личностных форм общения и игровой деятельности в развитии ребенка, идеалы «беспрекословного» послушания, авторитарное отношение к детям, опасения наследственной передачи нежелательных личностных черт родственников и др., а также низким уровнем психолого-педагогической культуры родителей, отсутствием необходимого минимума психологических знаний, при котором возможна правильная и своевременная постановка перед специалистами проблем обучения и развития ребенка.

Поэтому с особой остротой встает вопрос организации психолого-педагогического консультирования родителей воспитанников ДОУ.

Проблемы же, связанные с ранними аспектами развития ребенка, с консультированием родителей в ДОУ, особенно индивидуального консультирования, мало освещены и исследований по этому вопросу недостаточно.С одной стороны, индивидуальное консультирование в детском саду, как одна из форм работы педагога- психолога, предполагает активное взаимодействие со взрослыми, непосредственно контактирующими с ребенком. С другой стороны родители зачастую боятся идти к психологу детского сада, опасаясь услышать,что с их ребенком «что-то не так», считают это ненужным и неуместным, к тому же родители мало мотивированы на долгосрочную работу.

Специфика психолого-педагогического консультирования в образовании.

Главная особенность консультирования в детской психологии в том, что психолог ориентируется одновременно на двух субъектов - ребенка и взрослого (родителя, педагога). Собственно, и сам процесс консультирования как бы разделяется на две составляющие – в отношении взрослых и ребенка. Специфика детского консультирования в том, что заказчиком может выступать специалист другой профессии, или же родитель, но им не является ребенок, в связи с этим возникает различное видение консультативных задач. Основная цель психолога, работающего с родителями, - достижение возможно более глубокого и объективного понимания ребенка. Тактика работы с родителями предполагает: подробное обсуждение конкретных результатов, полученных в ходе обследования ребенка; информирование их о ходе коррекционной или развивающей работы, которую проводит психолог. Установление доверия между психологом и родителями (родителем) - это главное в совместной работе детского психолога с родителем. Психолог должен внимательно выслушивать родителя, проявляя заинтересованность, эмпатию, а также выражать поддержку.

Как пишет Верещагина Н.В., при организации консультирования родителей детей следует учитывать ряд особенностей их личностной сферы, выделяя следующие позиции: мотивацию обращения к психологу, отношение родителей к консультанту, позицию родителей при обсуждении проблемы, а также возможность изменения жизненных установок родителей в процессе консультирования. Следует заметить,что приведенные ниже особенности касаются родителей детей с проблемами развития (нарушениями интеллекта, речи, слуха и др.),так как автор изучала особенности консультирования этой категории родителей.

1. Мотивация с которой родители приходят на консультацию;

Мотивированные родители, которые четко представляют, что хотят, практически всегда выступают инициаторами консультирования. Немотивированные родители не знают, чем им может помочь педагог-психолог, часто не признают проблем ребенка и поэтому не видят смысла тратить время на беседу с психологом. Практически всегда инициатором выступает консультант. Родители, направленные на консультацию к психологу воспитателями или другими специалистами, т.е. под воздействием внешних обстоятельств, пассивны, безучастны или агрессивно настроены. Специалист должен приложить усилия для смены мотивации таких родителей на активную и снять чрезмерное напряжение путем подчеркивания сильных сторон ребенка, имеющего интеллектуальные нарушения.

2. Отношение родителей к консультанту;

От того, как складываются отношения между консультантом и клиентом, зависит исход встреч. Взаимное доверие между участниками консультации определяет успешность терапевтических бесед. Клиенту важно понять, что он может свободно говорить о переживаниях и чувствах, опасениях и тревогах, и будет принят специалистом таким, какой он есть. В большинстве случаев родители изначально настроены на откровенный разговор и уверены в его конфиденциальности. Недоверие к возможностям психологического консультирования и решению проблем ребенка свойственно родителям детей с нарушением интеллекта. Часто такие родители отказываются признавать свою роль в возникновении проблем у ребенка и их наличие вообще.Настороженное отношение к консультанту свойственно родителям детей со сложными нарушениями в развитии, т.к. они не верят в возможность помощи немедикаментозного характера. Через недоверие и настороженность есть те родители,которые приходят к пониманию необходимости психологического сопровождения ребенка.

3. Позиция родителей при обсуждении проблем ребенка;

Активность при обсуждении с консультантом проблем ребенка и выработки стратегий поведения часто характерна для родителей детей без снижения интеллекта, т.к. они видят изменения в развитии ребенка в результате работы специалистов: логопеда, психолога, дефектолога, тифло - и сурдопедагога и готовы к сотрудничеству.

Пассивное отношение к проговариванию трудностей в развитии детей демонстрируют родители, которые не видят существенных изменений ребенка за относительно короткий промежуток времени в результате коррекционных занятий или не признают значительной роли педагогов в накоплении ребенком знаний об окружающем мире.

Псевдоактивное отношение к беседе выражается в признании родителями имеющихся проблем, но без конкретизации, без описания трудностей. При этом они согласны на помощь ребенку извне, но только без собственного участия.

4. Выбор и принятие решения родителями;

Самостоятельное решение демонстрируют родители, которые в ходе консультации испытывают доверие к специалисту, активно делятся трудностями и переживаниями, стремятся к полному сотрудничеству с педагогами. Часто такие решения принимают родители детей без нарушения интеллекта и детей со сложными нарушениями.

Отказываются от психологического сопровождения и не берут на себя ответственность за развитие ребенка родители одаренных детей и детей с нарушениями интеллекта.

5. Изменение жизненных установок родителей;

Предполагается, что по завершению консультации родители сохранят приобретенный положительный опыт в преодолении трудностей в развитии детей. Для этого им необходимо пересмотреть свою точку зрения на окружающее, на соматический статус ребенка, на собственную жизнь и возможности ребенка. Некоторым родителям это удается, некоторым – нет. Возврат к прежним жизненным установкам происходит, как правило, без поддержки и понимания близких в случае отсутствия положительной динамики в развитии ребенка, что характерно для родителей детей со сложными нарушениями в развитии.

Таким образом, учет особенностей личности родителей, имеющих детей со сложными нарушениями в развитии,позволит достичь понимания клиентом проблем ребенка и собственных затруднений в жизни. Спецификой консультирования этой категории родителей является отведение значительной части времени обсуждению медицинских аспектов нарушений в развитии детей, методов лечения и их значения в обучении и воспитании.

Любой вид работы практического психолога образования направлен на обеспечение психологического благополучия ребенка, следовательно педагог-психолог образования планирует консультации взрослых только по тем вопросам, которые непосредственно связаны с конкретными проблемами развития ребенка.

Среди наиболее часто встречающихся проблем и типичных трудностей детей разного возраста можно выделить следующие:

Скрытый характер многих неблагоприятных характеристик;

Незнание родителями возрастных норм развития детей, и как следствие, обращения по поводу «отклонений» в развитии (познавательной и эмоционально-волевой сферы);

Неправомерность требований родителями к детям;

Неадекватное отношение родителей к проявлениям самостоятельности и инициативы;

Проблемы со вниманием;

Проблемы в семье.

Подводя итог, подчеркнем, что в консультировании решаются конкретные консультативные задачи, связанные с разносторонним анализом условий развития и воспитания ребенка, диагностикой возрастных и индивидуальных особенностей его познавательной деятельности и личности, составлением психолого-педагогических рекомендаций и условного прогноза развития ребенка.