Организация театрально игровой деятельности в дошкольном учреждении. Театральная игровая деятельность

Передовой педагогический опыт в детском саду

«Инновационные методы работы с родителями в ДОУ»

Минаева Анна Александровна, воспитатель Д/С №30 «Золотая рыбка» г.Туапсе

В законе от 1995 года «об образовании» говориться:

- «Закон обязывает педагогов и родителей стать не только неравнодушными, но и равноответственными участниками образовательного процесса».

В Федеральном законе «об утверждении федеральной программы развития образования от 2010 говориться следующее:

- «обязывать работников дошкольного образования развивать формы взаимодействия с семьями воспитанников, так как система образования должна быть ориентирована не только на задания со стороны государства, но и на общественно - образовательный спрос на реальные потребности образовательных услуг»

Сегодня в обществе идет становление новой системы дошкольного образования от 23. 11. 2009 года Приказом Министерства образования и науки РФ, были утверждены Минюстом России от 08. 02. 2010 года Федеральные Государственные Требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (Ф. Г. Т.)

Документ ориентирует на взаимодействие с родителями, родители должны участвовать в реализации программы, чтоб не упускать важнейший период в развитии личности ребенка, а не просто наблюдателями.

В наше время, когда большинство семей озабоченно решением проблем экономического, а порой физического воспитания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личности развития ребенка. Родители, не владея в достаточной мере знаниями возрастных индивидуальных особенностей развития ребенка, которой осуществляют воспитание вслепую, по старинке, интуитивно. Все это, как правило, не приносит позитивных результатов.

В статье 18 РФ говориться:

- «Родители являются первыми педагогами, они обязаны заложить первые основы физического, нравственного, интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте.

Семья и Детский Сад - два общественных института, которые стоят у источников нашего будущего, но зачастую. Не всегда хватает взаимопонимания и терпения между родителями и педагогами, хотеться, чтоб родители услышали воспитателя и поняли друг друга.

Не секрет, что многие родители интересуются только питанием ребенка, считают, что д/с - место, где просто присматривают за их детьми. И от этого мы педагоги испытываем большие трудности в общении с родителями. Как сложно порой бывает достучаться до Мам и Пап.

Бывает нелегко объяснить родителям, что ребенка нужно не только накормить и красиво одеть, но и общаться с ним, учить его думать, размышлять, сопереживать.

Как изменить такое положение?

Как заинтересовать родителей в совместной работе?

Поэтому в 2012 году набирая группу малышей, я сразу продумала работу с родителями по новому, по современному, используя инновационные методы.

В далеком 1988 году я писала дипломную работу на тему «Взаимодействия детского сада с семьей».

Думала это интересно и актуально, вот прошло почти 25 лет, но и сегодня актуальность не только не уменьшилась, но даже стала еще острее.

По вовлечению родителей в совместную деятельность ДОУ я веду по четырем направлениям:

Информационно-аналитическое

Познавательное

Наглядно - информационное или мастер класс

Досуговая или по-современному «семейная ассамблея»

Коротко о каждом направлении:

1. Информационно-аналитическое: Работу с родителями я начала с анкетирования. Родительский курс - на основе этих анкет я получила реальную картину семей и развития каждого ребенка, выработала тактику своего общения с каждым из родителей. Анкета «Наш детский сад 2012» - которая лучше помогла мне ориентироваться в педагогических потребностях семьи их возможных предложениях по улучшению работы д/с, следующим шагом в знакомстве с родителями было посещение им д/с и «Будьте, как дома», так как взрослые часто проявляют робость, неуверенность, осторожность - стремилась к тому, чтобы родителями раскрылись и доверились мне, для создания новой большой семьи - под названием «Второй Дом наших детей».

Позднее я выделила для себя качественные показатели определённых семей их инициативность, ответственность, отношение мам и пап к совместной, новой для них деятельности.

Анкетирование и общение с родителями позволили мне выделить следующие группы родителей:

Родители - лидеры: идут на любой контакт, с удовольствием участвуют в воспитательном - образовательном процессе, они видят ценность любой работы детского учреждения.

Родителя - исполнители: они принимают участие при условии значимой мотивации, выслушав, задавая вопросы.

Родители наблюдатели (к счастью таких мало) мягко говоря равнодушные к работе д/с, живущие по принципу «меня воспитывали так же».

2. Познавательное - обогащение родителей знаниями в вопросах воспитания детей дошкольного возраста.

В моей группе созданы условия для тренинга, в этом мне помогают педагог - психолог, заведующая д/с, методист, муз. руководитель. Тренинги в наше время приобретают все большую популярность.

Для скоординированной работы ДОУ и родителей поставила перед собой следующие задачи:

Установление доверительных отношений с родителями.

Вовлечение семьи в единое образовательное пространство.

Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей.

Работа в тесном контакте с семьями воспитанников.

Поощрение родителей

Для этого использую следующие формы и методы работы:

Общие и групповые собрания,

Занятия с привлечением родителей,

Дни посещения,

Работа с родительским комитетом,

Совместное создание предметно-развивающей среды,

Совместное оформление альбомов, газет, фотовыставок «Наша дружная семья»

Утро, вечер - открытых дверей,

Телефон доверия

Продолжая налаживать тесный контакт с родителями, первое собрание на тему «Будем знакомы» я повела в нетрадиционной форме вместе с малышами, под музыку с играми. Втрое собрание было в деловой форме, но главной линией звучала тема «благодарим родителей за содружество с д/с»:

- «Папы, мамы - молодцы!

Во всем помогают, белят, красят и поют

В классики играют!»

Родители активизировались, научились взаимодействовать друг с другом.

3. Наглядно - информационное или мастер класс:

Родительские уголки,

Вернувшиеся папки передвижки,

Семейно - групповой альбом «жили-были»,

Фотовыставка к праздникам,

Эмоциональный уголок «Я такой смешной...», «Поляна Ромашек»...

Форма работы через «Родительские уголки» традиционна, для того чтобы она стала действенной я предложила родителям самим вести две рубрики: - «Что говорят малыш дома», и «Носики - курносики» - где родителя делятся друг с другом событиями и полезными советами.

4. Досуговая или по современному «семейная ассамблея»: - развитие культуры взаимопониманий.

Так как группа у нас очень молодая, поэтому я решила создать клубы по интересам:

- «Клуб молодых бабушек»,

- «Моя любимая семья»,

Сейчас у нас очень активно идет подготовка к новогоднему утреннику, это естественно елка, подарки, хороводы, кроме этого родители предложили организовать «семейный театр» и поставит сказку для малышей, с приготовлением атрибутов.

Я убеждена, что праздник в д/с - это радость, веселье, торжество не только для детей, но я для их родителей.

В современных условиях д/с трудно обойтись без поддержки родителей, а именно поэтому у нас в группе многое сделано руками мам и пап наших воспитанников, это и пособия для занятий, и одежда для кукол, вязанные коврики и дорожки, много игрушек соответствующих раннему возрасту.

На сегодняшний день могу смело сказать, что у нас родилась большая дружная семья, а у меня сложилась определенная система в работе с родителями используя все выше сказанное, мои родители от наблюдателей с тали участникам и созидателями!

Стали проявлять искренний интерес к жизни группы, научились выражать восхищение результатами своей и детской деятельности.

В заключении хочу повториться:

Семья и Детский сад два воспитательных феномена, каждый из которых по своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают те условия, которые нужны для вхождения маленького человека в большой мир.

Взаимоотношения родителей и ДОУ редко возникают сразу. Это длительный процесс, долгий и кровопролитный. Хочется верить, что мне это удастся, я не останавливаюсь на достигнутом ищу новые пути и сохраняю наработанное.

Ведь у нас одна цель - воспитание будущих созидателей жизни.

Верю, что мои, наши дети, когда вырастут, будут любить и оберегать своих близких и родных.

Спасибо за внимание.

МАМИНА КОЛЛЕКЦИЯ

ИГРАЕМ ВМЕСТЕ С ПАПАМИ

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Инновационные формы работы с родителями в ДОУ»

Как сложно бывает достучаться до пап и мам!

Как нелегко порой объяснить родителям, что ребенка надо не только накормить и красиво одеть, но и общаться с ним, научить его думать, размышлять.

Как заинтересовать родителей в совместной работе?

Как создать единое пространство развития ребенка в семье и детском саду, сделать родителей участниками воспитательного процесса?

Наше дошкольное образовательное учреждение в течение многих лет проводит планомерную целенаправленную работу с родителями. Ведущие цели нашей работы по взаимодействию детского сада с семьёй – создание в детском саду необходимых условий для развития ответственных и взаимозависимых отношений с семьями воспитанников, обеспечивающих целостное развитие личности дошкольника, повышение компетентности родителей в области воспитания.

В августе воспитатели каждой возрастной группы обязаны разработать план взаимодействия с семьёй на учебный год. Этот план фиксируется в общем годовом плане учреждения.

Воспитатели при составлении календарного планирования в начале каждого месяца планируют работу с родителями, где указывают темы родительских собраний, индивидуальных и групповых консультаций, тематику наглядной информации, и другие формы взаимодействия с родителями.

Групповые формы работы включают в себя систему родительских собраний (дискуссия, день «открытых дверей», и др.) и массовых мероприятий (мини-поход, конкурсно-развлекательные программы, психологический час и т.п.), содержащих в своей основе досуговую и интеллектуально-познавательную деятельность. Всё это способствует не только повышению психолого-педагогической компетентности родителей, но и формированию их коммуникативной культуры в процессе общения с педагогами и детьми.

Основная форма работы с коллективом родителей - групповое родительское собрание, которое обычно проводится раз в квартал.

На этих собраниях воспитатели систематически знакомят родителей с целями и задачами, формами и методами воспитания детей данной возрастной группы в детском саду и семье. Это может быть доклад или информация воспитателя, врача, музыкального работника, заведующего. Подводятся итоги работы за определенный период. Тематика педагогических бесед и докладов на групповых собраниях определяется воспитателем в соответствии с годовым планом работы детского сада. При этом учитываются также интересы и пожелания родителей.

Полезно, если кроме педагога, врача или других сотрудников детского сада, на собраниях выступают и сами родители.

Встреча родителей и воспитателей делается оживленной, если она сопровождается показом детских работ, видеоматериалом, экскурсией по детскому саду.

На родительских собраниях мы используем такие методы и приёмы, которые активизируют внимание родителей, способствуют более лёгкому запоминанию сути бесед, создают особый настрой на доброжелательный, откровенный и деловой разговор.

Первое групповое собрание - организационное. Оно обычно назначается в сентябре - октябре. Итоговое собрание проводится в мае; собрание по итогам летней оздоровительной кампании - в августе и еще одно - по различным вопросам воспитания - в январе-феврале. Контроль за посещением групповых собраний осуществляется воспитателем совместно с активом родителей.

Каждое собрание выносит решения, касающиеся как детского сада, так и семьи. Содержание их должно быть конкретно и направлено на улучшение воспитательной работы. С отчета о выполнении решении собрания должно начинаться следующее собрание.

Исходя из плана работы, индивидуальных бесед с родителями, посещений семьи, наблюдений за поведением детей в группе, мы подбираем материал для коллективных бесед-консультаций, групповых и общих родительских собраний. Консультации для родителей могут быть плановыми и внеплановыми

На групповые консультации мы приглашаем родителей разных групп, имеющих одинаковые проблемы или, наоборот, успехи в воспитании (капризные дети; дети с ярко выраженными способностями к рисованию, музыке).

Целями консультации являются усвоение родителями определенных знаний, умений; помощь им в разрешении проблемных вопросов.

Формы проведения консультаций различны: квалифицированное сообщение специалиста с последующим обсуждением; обсуждение статьи, заранее прочитанной всеми приглашенными на консультацию и.т.д.

Время и сроки проведения плановых консультаций намечают заранее (это может быть и постоянное число). О сроках и теме консультации оповещаем родителей.

Внеплановые консультации назначаются как по инициативе воспитателя, так и по просьбе самих родителей.

Важным и обязательным звеном в индивидуальной работе с родителями является посещение семьи . Оно позволяет воспитателю познакомиться с условиями, в которых живет ребенок, с общей атмосферой в доме. В результате воспитатель может дать родителям более обоснованные рекомендации, найти оптимальные пути создания единой линии воздействия на ребенка в детском саду и дома.

Посещая семьи своих воспитанников, воспитатель знакомится с опытом семейного воспитания. Кроме того, такие посещения дают воспитателю возможность общаться не только с матерью и отцом, но и с остальными членами семьи, часто принимающими участие в воспитании ребенка (с сестрами и братьями, бабушками и дедушками т. д.). Первый визит в семью, особенно если ребенок еще не ходит в детский сад,- ответственный момент, часто он определяет, будут ли родители доверять воспитателю, прислушиваться к его советам, наладится ли у них контакт и взаимопонимание. Воспитателю целесообразно подготовиться к такому посещению: заранее узнать состав семьи, выяснить, где работают родители, наметить, какие сведения о ребенке нужно получить, продумать ответы на возможные вопросы.

Повторные посещения планируются в зависимости от результатов предварительного знакомства, поведения ребенка в коллективе детей, отношения родителей к своим обязанностям, их участия в жизни детского сада.

Положительный опыт семейного воспитания, воспитатели пропагандируют в беседах с другими родителями, на собраниях.

Все посещения фиксируются в тетради посещений.

Наглядное информирование семьи – это разнообразные формы от педагогических информационных стендов, фотомонтажей, выставок, папок-передвижек и мелкомасштабных памяток до практических форм (например, кармашек «Вместе с ребенком!»), позволяющих родителям активно участвовать в жизни ребёнка, а педагогам поддерживать «обратную связь» с семьёй.

Работу по вовлечению родителей в совместную деятельность ДОУ мы ведём по четырем направлениям.

  • Информационно-аналитическое,

Из сравнительно новых форм сотрудничества детского сада с семьей следует отметить создание официального сайта в сети Интернет нашего детского сада.

На сайте содержится информация для родителей: о направлении работы ДОУ, об оказании дополнительных коррекционно-развивающих, эстетических и оздоровительных услуг. На форуме происходит виртуальное общение родителей, с воспитателями и специалистами детского сада, где они высказывают свои предложения, пожелания, пишут отзывы о работе ДОУ.

Так же информационно-аналитическое направление направлено на выявление интересов, запросов родителей.

Анкета , как один из видов работ воспитателя с родителями. Мы с помощью анкеты получаем данные, информацию о какой-либо стороне семейного воспитания одновременно от большого количества родителей. Через анкеты выявляем степень вовлеченности семей в образовательный процесс, уровень родительских требований, уровень педагогической культуры семьи. Анкеты бывают разные по темам. Отвечая на вопросы, родители сообщают о методах воспитания в семье, о стиле общения между взрослыми и детьми, о том, как проводят досуг, какие книги читают детям, в какие игры они играют и др. Проанализировав ответы, мы делаем выводы о взглядах родителей на вопросы воспитания детей. Нам важно знать, над чем работать в течение года, опыт каких семей нам пригодится.

  • Досуговое;

Досуговое направление в работе с родителями оказалось самым привлекательным, востребованным, полезным, но и самым трудным в организации. Это объясняется тем, что любое совместное мероприятие позволяет родителям: увидеть изнутри проблемы своего ребенка, трудности во взаимоотношениях; апробировать разные подходы; посмотреть, как это делают другие, то есть приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребенком, но и с родительской общественностью в целом, например, совместные досуги, праздники;

  • Познавательное направление;

В нём мы стремимся обогатить родителей знаниями в вопросах воспитания и обучения детей. Это способствует реализации образовательной программы, обеспечивает педагогическое сопровождение семьи на всех этапах дошкольного детства, делает родителей действительно равноответственными участниками образовательного процесса.

К познавательному направлению относятся семейные художественные студии – это своего рода художественные мастерские, объединяющие семьи воспитанников для занятий творчеством в сопровождении педагога: художника, хореографа. Творческое взаимодействие педагога, детей и родителей в студии может быть разнообразным по форме: совместные специализированные занятия, мастер-классы для родителей по рисунку, живописи, рукоделию, флористике (по выбору родителей).

Силами воспитателя по изобразительной деятельности в течение года организуются выставки совместного творчества детей и родителей, мастер-классы «Основы флористики», «Тестопластика – это интересно». Родители с удовольствием участвуют в таких формах работы, которые уже становятся традиционными и вызывают огромный интерес детей, и желание родителей заниматься со своими детьми изобразительным искусством.

  • Наглядно-информационное направление включает в себя:
  • - родительские уголки,
  • - папки – передвижки;
  • - семейный и групповые альбомы;
  • - библиотека – передвижка,
  • - фотомонтажы;
  • - фотовыставки;
  • - семейный вернисаж;

В своей работе мы используем самые разнообразные формы работы с родителями, считаем, что пропаганда педагогических знаний ведется через родительские уголки , где помещаются консультативные материалы. В специальных папках имеются подборки методических рекомендаций для родителей, составленных педагогами и специалистами.

По вопросам сохранения и укрепления здоровья детей выпускаются санитарные бюллетени старшей медсестрой и инструктором по физической культуре согласно годовому плану работы. Оформлены специальные “Уголки здоровья”, где родители могут получить всю интересующую их информацию по вопросам оздоровления детей.

Наглядно–информационное направление дает возможность донести до родителей любую информацию в доступной форме, напомнить тактично о родительских обязанностях и ответственности.

Действенной формой педагогической пропаганды является специально подготовленное посещение детского сада родителями. Дни открытых дверей - не только средство удовлетворения естественного интереса к тому, как живут дети в детском саду. Это прежде всего способ познакомить родителей с условиями, содержанием, методами и приемами воспитательно-образовательной работы, а также преодолеть иногда очень стойкое у части родителей поверхностное мнение о роли детского сада в жизни и воспитании ребенка. Знакомство с организацией педагогического процесса, с приемами работы воспитателя, его манерой общения с детьми может многому научить

В этот день приглашаются все родители красочным приглашением. Внимание родителей обращаем на то, как в группе осуществляется забота о здоровье детей:

В группе проветрено;

Воспитатель следит за осанкой;

Активизирует их подвижность;

Предупреждает утомляемость;

Показ занятий, прогулки;

Показ режимных моментов;

Самостоятельная деятельность детей.

После просмотра воспитатели проводят небольшую беседу, в которой родители обмениваются мнениями, получают совет, рекомендации.

Все большую актуальность приобретает такая форма совместной деятельности воспитывающих взрослых и детей, как проекты . Они меняют роль воспитывающих взрослых в управлении детским садом, в развитии партнерских отношений, помогают им научиться работать в «команде», овладеть способами коллективной мыслительной деятельности, ориентированной на творческое развитие субъектов образовательного процесса; освоить алгоритм создания проекта, отталкиваясь от потребностей ребенка; достичь позитивной открытости по отношению к коллегам, воспитанникам и родителям, к своей личности; объединить усилия педагогов, родителей и детей с целью реализации проекта.

Идеями для проектирования могут стать любые предложения, направленные на улучшение отношений педагогов, детей и родителей, на развитие ответственности, инициативности, например, организация семейного летнего отдыха детей, проведение Дня семьи в детском саду, создание сетевого интернет-сообщества и др.

Традиционным в нашем детском саду стало проведение ежегодной акции: «От всей души» и «Подари книгу детям»

У многих дома есть книги и игрушки, из которых дети «выросли». Сколько воспитательных моментов таит в себе эта маленькая акция! Это и бережное отношение к старым вещам; при этом дети учатся не только принимать подарки, но и делать их – это большой труд, воспитание души.

Сразу для родителей это оказалось непросто, но искренняя и неподдельная радость в глазах наших детей заставила их быть добрее, внимательнее, честнее к окружающим. И вслед за одними, потянулись все остальные. Ведь наша задача была организовать это так, чтобы взрослые сами захотели помочь, принести игры и книги. Пусть не новая игра, но теперь, играя в нее с друзьями, ребенок может познакомить их с вариантами этой игры в семье. А любимая книга стала еще интереснее и звучит по – новому в кругу друзей. Теперь у нас в группах целая библиотека, созданная благодаря родителям.

Основная цель таких мероприятий – укрепление детско-родительских отношений. В результате у детей воспитывается трудолюбие, аккуратность, внимание к близким, уважение к труду. Это начало патриотического воспитания, любовь к Родине рождается из чувства любви к своей семье.

Специфика взаимодействия педагога с родителями – это задача любого педагога обучать и воспитывать не вместо, а вместе с родителями. При этом очень важно авансировать взрослых доверием. Ведь некоторые вещи родители лучше знают, чем воспитатели. Действительно родители много умеют и многое знают, чем педагоги, поэтому как бы представляя родителям возможность проявить себя, мы тем самым больше поддерживаем того ребёнка, к которому пришли эти родители. И тем самым повышаем общий уровень развития детей этой группы. И наверное самое главное избегать директив. т.е. не надо навязывать своё собственное мнение и командовать процессом взаимодействия с родителями, а проще всего наверное подключиться к тому, что они предлагают или предложить им интересную деятельность, тогда это будут более интересные находки в работе с детьми и родителями.

МАМИНА КОЛЛЕКЦИЯ

Играя с ракушками можно обсудить их цвет, размер, форму, пофантазировать на что они похожи.

Ребята с энтузиазмом пытаются создать свои коллекции. Ведь так увлекательно превращать створки раковин в парусник, цветы, в бабочку.

ИГРАЕМ ВМЕСТЕ С ПАПАМИ

Приход папы в детский сад для сына – это большой праздник. А если ещё папа и играет вместе с его друзьями, то это большая гордость для сына. Вот в гости к ребятам средней группы пришёл папа Жоры. Он увлечённо катает машинки, отвечает на детские вопросы, рассказывает мальчишкам, как важно соблюдать правила дорожного движения.

Встречи в семейном клубе – это эффективная форма взаимодействия педагогов и родителей. Основной задачей организаторов семейного клуба «Здоровячок» - помочь родителям освоить навыки физического воспитания детей. Желательно чтобы в семейный клуб приходили не только родители детей, но и бабушки, дедушки, старшие и младшие братья и сёстры.

Совместное участие в упражнениях, подвижных играх, тренингах, радость, веселье сплачивают детей и взрослых. В эти игры потом можно играть в свободное время, на прогулке, в транспорте. Да, спортивный зал имеет свои преимущества. Здесь можно в парных упражнениях помериться силой с папой, и перетянуть на свою сторону маму.

Массаж – прекрасный способ тактильного взаимодействия. На занятии в семейном клубе педагог обучает родителей расслабляющему массажу, который в нужное время и успокаивает расшалившегося малыша и окажет поддержку ребёнку неуверенному в себе.

Подвижная игра доставляет детям радость и удовлетворение, позволяет приобрести необходимый двигательный опыт, а взрослым помогает, хоть немного сбросить груз каждодневных проблем, почувствовать себя детьми. Хотя дети любят больше соревновательные игры, в семейном клубе больше приветствуются объединяющие игры. Как уверенно и радостно чувствует себя ребенок, когда его ладонь лежит в сильной руке взрослого.

Группа кратковременного пребывания

В этом году в нашем детском саду была открыта группа кратковременного пребывания для детей раннего возраста.

Одной из особенностей организации таких групп активное включение родителей в образовательный процесс. Родители вместе с детьми приходят в детский сад 5 раз в неделю с 9.00 до 11.00 и на протяжении всего этого времени находятся в группе.

Главная задача стоящая перед сотрудниками группы кратковременного пребывания - это сформировать у детей доверительное отношение к детскому саду, помочь родителям научиться содержательному взаимодействию с собственным ребёнком.

Уже в раннем детстве необходимо развивать у ребёнка интерес к музыке, побуждать к эмоциональному отклику на неё. Педагог показывает родителям, как при исполнении песенки про зайца, мишку можно использовать имеющиеся дома игрушки. Действуя с ними в зависимости от содержания песни и вовлекая ребёнка в активное действие, взрослые поощряют звукоподражание, подпевание ребёнком отдельных слов.

Музыкальный руководитель показывает разнообразные приёмы игры на ложках, и потом уже мамы передадут своё умение детям.

Далеко не все родители обладают достаточными знаниями в области музыкального воспитания детей, поэтому педагоги рекомендуют использовать для домашнего музицирования аудиокассеты с записью произведений, с которыми ребёнок знакомиться на занятии. Под музыку плясового характера можно танцевать, взяв ребёнка за руки, а под спокойную тихо посидеть, посадив малыша на колени.

Семинар-практикум широко используемая форма работы с родителями в нашем детском саду.

Музыкальным воспитателем был подготовлен и проведен семинар-практикум для родителей детей группы кратковременного пребывания под названием «Поиграем, пошалим!»

Музыкальный руководитель предложил мамам представить себя на месте ребенка, почувствовать, как важно их детям в первую очередь внимание. Они смогли убедиться в том, что чем эмоциональнее будет их общение с малышом, тем интереснее пройдет игра. Педагог показал им несложные способы изготовления необходимого для игр оборудования, мамы научились простым, но очень важным приемам для вызова эмоционального отклика ребенка на игру. Примечательно, что семинар прошел в форме диалога: мамы не только слушали и выполняли предлагаемые педагогом действия, но и говорили сами, предлагали свои варианты игр, задавали много вопросов. И, прощаясь, выразили желание встречаться как можно чаще, что особенно приятно.

Один раз в неделю с родителями и детьми группы кратковременного пребывания занимается учитель-логопед детского сада.

Каждое занятие состоит из нескольких частей.

Приветствие направляет детей и взрослых на положительные эмоции. Малыш называет своё имя и имя того, с кем он пришёл. Ребенка приветствует вся группа, и он точно знает, что ему здесь рады.

Сказка (потешка) является логическим завершением каждого занятия. Такие мини-спектакли не только создают хорошее настроение у всех присутствующих, но и обучают родителей содержательному взаимодействию с собственными детьми.

Педагог показывает, как инсценировать понравившееся литературное произведение и использовать в качестве декораций и персонажей предметы, имеющиеся в каждом доме.

Хотелось бы сказать об одном важном моменте в системе работы с родителями. Каждый человек, сделав какую-нибудь работу, нуждается в оценке своего труда. В этом нуждаются и наши родители.

«Похвала полезна хотя бы потому, что укрепляет нас в доброжелательных измерениях», - писал Ф. Ларошфуко. Мы думаем, что это актуально всегда и везде. Не забывайте хвалить своих родителей. Мы всегда делаем это при любом удобном случае, и родители платят нам тем же.

В конце года на последнем собрании мы отмечаем благодарственными письмами активных родителей. Такое внимание воспринимается родителями как высокая дорогая награда за сотрудничество и творчество.

Мы убеждены, что успешно решать все наши проблемы воспитания и развития детей можно лишь в тесном контакте с семьей, при единстве и сплоченности наших усилий.

Положительные результаты в воспитании детей достигаются при умелом сочетании разных форм сотрудничества, при активном включении в эту работу всех членов коллектива дошкольного учреждения и членов семей воспитанников.

Семья и детский сад не могут заменить друг друга; у каждого из них свои функции, свои методы воспитания. И конечно, им надо научиться взаимодействовать в интересах ребенка!


Дюсупова К.К.

Воспитатель , КГКП ясли – детский сад « Дәншік »

Кокпектинский район

ДОКЛАД

Тема: «Инновационные методы работы с родителями»

Всем сотрудникам дошкольных учреждений хорошо известно, что семья и детский сад составляют для ребенка основную воспитательную – образовательную микросферу. Многочисленные исследования, проведенные в нашей стране и за рубежом, убедительно показали, что семья и детский сад два воспитательных феномена, каждый из которых по-своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом. Они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.

Вне сомнения, информативный компонент общения с родителями – вещь неизбежная и естественная. Эмоциональная бедность общения, не затрагивающая сознания и чувств родителей, оставляет их равнодушными к работе детского сада.

Задачи:

Поиск новых путей и подходов к работе с родителями.

Ребёнок – главная точка отчёта работы с родителями.

Изучение возможностей родителей.

Соблюдение индивидуальности и конкретности в работе с родителями.

Пропаганда лучшего опыта семейного воспитания.

В начале учебного года нужно провести тестовый опрос педагогов и родителей, как партнеров по общению.

Педагоги и родители заполняют бланки.

Бланки опроса родителей; Бланки опроса педагогов;

Затем провести обработку данных тестирования. Данные тестирования позволяют выявить: - единодушия мнений; наличие противоречивых точек зрения; наличие уклончивых точек зрения, т.е. мнений, лишенных искренности.

Проблема дефицита взаимного доверия педагогов и родителей и поиск способов его роста является наиболее актуальной задачей. Провести опросник для воспитателей, например Мои «плюсы» и «минусы» в общении с родителями. Изучения мнения родителей о профессиональных качествах воспитателя во взаимоотношениях с ребенком. Анализ опросника помогает в определении тематики консультативной помощи.

При осуществлении консультативной помощи педагогам в общении с родителями используем активные методы обучения. Это тренинговые упражнения, игровые задания и другие.

Нужно заполнять бланк анкет для родителей по изучению «Социального семейного воспитания».

Обязательно провести анкеты для отца.

Тесты для родителей такие, как:

Стиль воспитания ребенка в семье; готовы ли мы отдать своего ребенка в школу; Памятки для родителей, памятки для педагогов и.др., например:

Чтобы это у меня получалось «Я не забуду»; «Наши принципы общения с родителями».

Дошкольные учреждения – это первый опыт пребывания ребенка вне семьи, а члены семьи хотят быть в курсе его успехов. Положительные результаты в воспитании детей достигаются при умелом сочетании разных форм сотрудничества. В основу программы взяты такие формы: письменные, формы общения, брошюры, пособия, бюллетени, еженедельные записки, личные блокноты, ящик предложений, творческие отчёты. В записках отмечаются успехи ребёнка, изменения в его поведении или желания…Записки называются «счастьеграммы», их получают и взрослые – «Благодарим!». Также можно о каждой семье, о каждом ребенке сказать что-то хорошее. Важно найти и отметить это. Формы работы с родителями очень разные. Можно использовать формы радиостанция – радиогазеты. Особенно в дни праздники много слушателей. Родители слышат о себе слова благодарности за помощь воспитателям, или принимают поздравления от детей, которые желают им счастья, добра, здоровья (запись на магнитофоне).

Следующая форма работы индивидуальная. Известно, что индивидуальный контакт с родителями, установление с ними дружеских, доверительных отношений, уважение, которые удается воспитателю завоевать, подчас оказывают решающее действие на всю дальнейшую работу с семьей. Своеобразие влияния семьи на ребёнка может определяться не только непосредственным отношением к нему родных, но и, косвенными факторами: количественным составом семьи, степенью родственных отношений, традициями и даже возрастом её членов. Поэтому работа воспитателя с родителями должна строиться на индивидуальном, дифференцированном подходе его как к разным семьям, так и отдельным их членам. Противоречия во взглядах на воспитание отца, матери и бабушки часто создают условия, пагубно влияющие на формирования личности ребёнка. В таком случае воспитателю нужно поговорить с каждым из них в отдельности, подобрав для этого соответствующие ситуацию и слова. Только при систематической, продуманной индивидуальной работе с семьями между воспитателями и родителями устанавливаются взаимоуважительные отношения. Это дает возможность обеспечить оптимальные условия воспитания ребенка как в детском саду, так и дома, наметить пути оказания действенной помощи семье.

Очень важна форма проведения беседы. Каждый собеседник должен уметь не только говорить, но и слушать. При знакомстве с родителями особенно необходимо соблюдать. Рассказывая о требованиях, предъявляемых к ребенку в детском саду, о тех новых условиях, в которых предстоит ему находиться, нужно обязательно подчеркнуть, что все это будет входить в жизнь детей постепенно, а сотрудники детского сада постараются учесть индивидуальные особенности и склонности своих воспитанников.

Важным этапом в работе с родителями является знакомство воспитателя с условиями, в котором живёт ребёнок, в общей среде, в доме. Учитывая это, воспитатель даст родителям более обоснованные рекомендации, сумеет найти оптимальные пути и средства построения единого мнения воздействия на ребенка в детском саду и дома.

Индивидуальные беседы с родителями могут происходить по инициативе педагога.

Нельзя беседовать с родителями в присутствии ребенка, если не уверены, что ваша похвала или осуждения сына или дочери воспримется правильно. Например: Миша – воспитанный, хорошо развитой мальчик. Но он избалован дома, ленив. Всегда старается переложить свои обязанности, трудиться с большим нежеланием. Стремясь остановить на этом внимание родителей, воспитатель в присутствии мальчика рассказывает им о том, что, как Миша не захотел убрать пособие после занятия, разбросал игрушек: «Ну, это еще не самое страшное, потрудиться он ещё успеет. Пусть немножко пошалит. Уж вы его не ругайте слишком, он у нас хороший мальчик. Правда «Мишенька, говорит мама». Слыша такой ответ, ребенок лишний раз убеждается в том, что ему всё можно. В индивидуальных беседах воспитатель не только учит, подсказывает, как, например, поднять авторитет родителей или членов семьи, но и сам активно помогает этому, влияя на ребенка в группе.

Интересными и действенными формами пропаганды педагогических знаний среди родителей становятся организуемые многими садами циклы лекций, педагогические кружки, вечера вопросов и ответов, конференций по обмену опытом семейного воспитания, школы молодых родителей, университеты педагогических знаний. Эти разнообразные формы работы при умелом сочетании дополняют друг друга.

Программы лекторий продумываются воспитателями и заведующим детским садом. Содержание их может быть различными в зависимости от потребности. Осветить родителям тот или иной вопрос в воспитании детей. Поэтому ставятся задачи, в плане работы на данный год. Например:

«Как подготовить ребенка к школе» (Консультации. Музыка в жизни детей)

Тематика проведения лектория для молодых родителей особая. Система занятий в таком лектории носит несколько своеобразный характер. Молодым папам и мамам следует дать не только теоретические знания, но и научить их применять эти знания на практике. Как успокоить ребенка, если он капризничает. Как привить мальчику культурно-гигиенические навыки, правильно убрать комнаты.

Занятия в педагогических кружках имеют основной целью вооружить родителей разнообразными практическими знаниями и умениями, которые могут им понадобиться в процессе организации жизни и воспитаний детей. Интересно проходят занятия, на которых родители узнают, как следуют читать детям, разучивать с ними стихи, слушать музыку, рассматривать художественные произведения. Все эти знания преподносятся родителям с практическим показом и приемом.

Эффективной формой работы с родителями, является организация тематических выставок. Такие выставки позволяют знакомить родителей с различными вопросами воспитания детей, пропагандировать лучший опыт семьи в доступной и привлекательной форме, представлять демонстрационный материал. Содержание выставок обуславливается «Программой воспитания», «Материалами по защите прав и достоинств маленького человечка», планом работы с родителями, специальной организации воспитательно – образовательного процесса по данной группе, уровнем развития детей, условиями их жизни в семье. Материалы тематических выставок могут освещать широкие педагогические проблемы:

«Пример родителей в воспитании детей», «Воспитания детей – главная обязанность родителей», «Отец в семье».

Оформление тематических выставок зависит от условий жизни группы, детского сада. Материал тематических выставок тщательно отбирается. Он должен быть краток, четко сформирован, точно соответствовать выбранной теме.

Кроме тематических положений, родители должны найти в нём практические советы, рекомендации. Текст иллюстрируется фотографиями зарисовками, подделками детей. Групповые выставки целесообразно оформлять на стендах. Можно привлечь родителей не только к оформлению выставок, но и к обсуждению их содержания, отбору интересных материалов. Например: «Выставки», рассказывающие о необходимости правильно и красиво одевать детей, поручить мамам или бабушкам смыть образцы одежды. Написать советы о правильном выборе одежды и обуви, чтобы детям было удобно, комфортно и главное не вредно для здоровья. Хорошо разнообразить представленный материал фотографиями.

Посещения родителями детского сада «дни открытых дверей», непосредственное знакомства с работой детского сада в процессе посещений и наблюдение за детьми в отдельные отрезки времени, привлекают родителей, является действенной формой педагогической пропаганды. Дни открытых дверей – не только средство удовлетворения естественного интереса и любопытства родителей к тому, как живут их дети в детском саду. Это прежде всего знакомство с условиями, содержанием, методами и приемами, воспитательно – образовательной работы, а также преодоление иногда очень стойкого, участия родителей, поверхностного суждения о роли детского сада в жизни и воспитании ребенка. Знакомство с организаций педагогического процесса, с приемами работы воспитателя, его манерой общения с детьми, тоном, речью, обращенной к ребенку, многому может научить родителей.

Как организовать дни открытых дверей, чтобы родители увидели всю сложность и многогранность работы педагогического коллектива, обратили внимание на главное, выделили из всей суммы впечатлений именно, то, что необходимо. Прежде всего, следует тщательно продумать и наметить содержание работы на этот день.

В младших группах это прежде всего режимные процессы, закаливающие процедуры. Родителей детей этого возраста волнует, как их ребенок справляется с новыми многочисленными обязанностями, как он самостоятельно себе обслуживает. Таким внимание родителей нужно обратить на то, что с детьми проводятся занятия.

В средних группах показать как дети осваивают трудовые навыки, как учиться помогать и уступать друг другу, как постепенно приучаются трудится в коллективе и для коллектива.

В старших группах показать, как дети готовятся к школе, в процессе занятий, труда и повседневной жизни. Остановить их внимание на особенностях, характеризующих детей этого возраста.

Заранее продумывается, кто встретит родителей, проводит их по группам, где они разместятся во время занятий, приема детьми пищи. Очень важно, чтобы в процессе предварительной беседы родителям рассказали, что во время работы воспитателя с детьми ему нельзя задавать вопросы, делать замечания, что нельзя отвлекать детей, нарушать установленный в группе порядок и.т.д.

Все родители должны прийти в назначенное время, иначе они будут нарушать обычный распорядок жизни детского сада.

После просмотра с родителями проводится небольшая беседа, в которой они обмениваются мнением об увиденном, получают советы и рекомендации, как использовать опыт воспитателей в семье.

Родители должны быть частыми гостями в детскому саду.

Это также должны быть такие формы работы:

Круглые столы; совместный досуг взрослых и детей; семейные вечера; тренинг, КВН; телефон доверия; группы поддержки; чаепития; пикники; видеоролики; караоке; распродажи. Родители становятся доброжелательными, помощниками на постоянной основе. Родители принимают участие в принятии решении, помогают определить основные направления работы в группах.

Наша задача быть всегда готовыми оказать поддержку родителям, независимо от того, на каком этапе родители или другие члены семьи ребенка предпочтут принять участие в процессе работы в группе.

Поэтому родители являются полноправными участниками воспитательно – образовательного процесса в детскому саду.

Литература:

    «Воспитателю о работе с семьей» О.Н.Урбанская, М.Пр.1977г.

    Детский сад и родители. Е.И.Колоярцевой, М.Пр. 1969г.

    Отбасы және балабақша № 5, 2007ж.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное Учреждение детский сад «Алёнка»

Семинар

«Театрально-игровая деятельность в детском саду»

Подготовила и провела:

старший воспитатель

Мячина С.В.

Р.п. Дмитриевка

2015 г.

Цель: систематизация знаний педагогов по организации театральной деятельности детей дошкольного возраста.

Оборудование и материалы: презентация, жетоны 2 цветов, разные виды театра, буклеты, бумага, фломастеры, памятки, наборы одноразовой посуды, цветная бумага, цветной картон, ножницы на подгруппу участников, клей ПВА, столы и стулья для участников, фланелеграф, магнитная доска, воздушные шары для оформления, музыкальное сопровождение мероприятия.

Предварительная работа:

    Оформление методической выставки дидактических игр «Такой разный театр»;

    Подбор литературы и оформление выставки для педагогов «Все о театре»;

Ход проведения:

I ЧАСТЬ (теоретическая).

Звучит веселая музыка, всех участников театрального ринга встречает директор театра (заведующий ДОУ). Он объявляет об открытии театрального сезона и предоставляет слово режиссеру-постановщику (старшему воспитателю)

- Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня мы с вами собрались в театральной гостиной, чтобы поговорить о великой силе театрального искусства. Предлагаем Вам разделиться на команды по возрастным группам (2 младшие и средняя с подготовительной). Прошу команды занять свои места! Итак, определились наши команды для участия в игре «Театральный ринг».

- Разрешите представить Вам, уважаемые коллеги, наших жюри, которые сегодня присутствуют и будут оценивать знания наших команд. За каждый правильный ответ - команда будет получать по жетону.

Для того, чтобы было удобно обращаться к командам, предлагаю в течение 1 минуты посовещаться и придумать название команде и представить ее. У нас две команды.

Представление команд.

Церемония представления участников театрального ринга окончена.

- В педагогике и психологии активно обсуждается проблема взаимосвязи личности и творчества. Дошкольная педагогика ищет сегодня пути развития детей в сугубо детских видах деятельности в противовес обучению школьного типа. Именно игра и должна преимущественно использоваться педагогами. Л.С. Выготский определил игру как ведущую деятельность в дошкольном возрасте. Л.И. Божович считает необходимым, чтобы ведущая деятельность составляла основное содержание жизни самих детей. Таким образом, игра является своеобразным центром, вокруг которого сосредоточиваются главные интересы и переживания детей. Театрализованная деятельность является разновидностью игры. Итак, сегодня на нашей игре «Театральный ринг» мы будем говорить об организации театральной деятельности в ДОУ.

Итак, I раунд

«Разминка»

- Театрализованная деятельность в детском саду организационно может пронизывать все режимные моменты, она способствует тому, чтобы сделать жизнь детей в группе увлекательнее, разнообразнее.

Вопросы всем командам:

    Что такое театрально-игровая деятельность ?

Театрально-игровая деятельность детей:

Разновидность художественной деятельности, где интегрируется со следующими видами деятельности: литературная, музыкальная и изобразительная;
творческая сюжетная игра, бытующая в самостоятельном игровом опыте ребенка.

- Совершенно верно.

2. Какие театрально-игровые умения должны быть сформированы у дошкольников?

В дошкольном возрасте у детей в процессе театрально-игровой деятельности развиваются специальные игровые умения.

Первая группа умений связана с освоением позиции "зритель" (умение быть доброжелательным зрителем, досмотреть и дослушать до конца, похлопать в ладоши, сказать спасибо "артистам").

Вторая группа умений обеспечивает становление позиции "артист", включающей умение использовать средства выразительности (мимика, жесты, движения, сила и тембр голоса, темп речи) для передачи образа героя, его эмоций и переживаний, развитие способности выражать свое отношение к идее спектакля, герою.

Третья группа умений - освоение позиции "режиссер-сценарист" , т.е. умение создавать игровое пространство, наполнять его игрушками и фигурками по своему усмотрению в режиссерской игре, воплощать свои замыслы не только собственными силами, но и организуя деятельность других детей.

Четвертая группа умений позволяет ребенку овладеть основными умениями "оформителя-костюмера", т.е. способностью обозначать место "сцены" и "зрительного зала", отбирать, творчески использовать предметы-заместители и самостоятельно изготовленные атрибуты и элементы костюмов, изготавливать афиши, приглашения и пр.

Пятая группа умений - это умение взаимодействовать с другими участниками игры, использование позитивных приемов общения со сверстниками в процессе планирования игры, по ее ходу.

Подведем итог первого раунда. (жюри объявляет кому отдан первый жетон))

II раунд «Объяснялки»

- В дошкольном учреждении ребенок проводит большую часть времени. Здесь он может и должен получить удовлетворение всех своих духовных потребностей, в том числе и потребности театрализованной игровой деятельности. Не все время дети стремятся заняться искусством или художественным творчеством, но для тех, кто хотел бы, должны быть созданы условия, посредством которых ребенок удовлетворит свои запросы и стремления, а его потребности найдут воплощение в системе действий.

Объясните, кто такой «Актёр».

Объясните термин «Зритель»

III раунд. «Размышлялки».

Задание №1. Конкурс капитанов

- В ДОУ для каждой возрастной группы используются свои виды театров. И сейчас, я приглашаю капитанов от каждой команды, которые представят вашему вниманию некоторые виды театров.

Задание №2. Перечислите соответствующие виды театра, которые можно использовать с детьми в разных возрастных группах.

1 младшая

2 младшая

Подготовительная к школе группа

Пальчиковый театр – способствует лучшему управлению движениями собственных пальцев.

Театр кукол на столе – способствует владению техникой управления куклами настольного театра (куклы из бумажных конусов, цилиндров, коробочек, игрушки из ткани, меха, поролона и т.д.

Театр ложек, верховые куклы (бибабо) – знакомство детей с театральной ширмой, основами кукловождения.

Знакомство с куклами-марионетками, куклами с «живой рукой», обучение технике управления этими куклами.

Знакомство с куклами с «живой рукой», людьми-куклами и тростевыми куклами; обучение технике работы с этими куклами.

Подведем итог третьего раунда. (Жюри объявляет, кому отдан жетон)

IV раунд «Антракт».

- Как известно, в любом театре всегда есть время для отдыха зрителей и артистов. И оно называется …..(все вместе) АНТРАКТ!

Сейчас для Вас элементы психогимнастики представит член жюри, педагог-психолог.

Театрально-игровая деятельность с детьми 6-7 лет проводится ежедневно, во второй половине дня, и осуществляется по двум взаимосвязанным направлениям.

Первое направление - занятия на развитие внимания, воображения, движений детей.

С одной стороны, очень важно сохранить богатство, живость и непосредственность передачи различных эмоциональных состояний. С другой стороны, необходимо вооружить детей элементарными приемами актерской техники. Как это сделать? Предлагаем начать со специальных упражнений.

. Упражнения на напряжение мышц:

    «рубить» дрова;

    волочить «тяжелый» ящик;

    нести очень «тяжелый» чемодан;

    дотянуться до высоко висящего яблока, сорвать его и быстро спрятать.

. Упражнения на расслабление мышц:

    «заснуть» на стуле;

    сидя на стуле, «смахнуть» с кистей рук капли воды;

    сидя на стуле, медленно напрячь пальцы правой руки, следя за тем, чтобы были напряжены только пальцы, а локоть и плечо - свободны. Уметь двигать локтем и плечом, оставив пальцы в напряжении.

Упражнения на развитие воображения:

    передавать друг другу веревку, произнося слово «змея»;

    передавать друг другу кубик со словами «мороженое»;

    передавать друг другу пустую коробку, по очереди «вынимать» оттуда что-либо воображаемое и обыгрывать это.

В ходе работы над такими специальными упражнениями дети постепенно овладевают средствами выразительности, которые помогут им добиться успеха, почувствовать уверенность в себе и своих возможностях.

I I ЧАСТЬ (практическая)

V раунд - практический.

- Для осуществления театрализованной деятельности в ДОУ необходимы различные виды театров, которые способны, с одной стороны, удивить ребенка интересной игрушкой, привлечь его внимание игрой, занимательным сюжетом, выразительной интонацией, движениями. С другой стороны, для ребенка главное – получить радость от общения со взрослыми, сверстниками. И сегодня мы с вами, уважаемые коллеги, превратимся в волшебников и попробуем создать театр для дошкольников.

Вам предлагаем сделать театр на конусах, который команда будет создавать в течение 5 минут и презентовать в течение 1 минуты, в форме небольшой инсценировки сказки.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ ИЗГОТОВЛЕННОГО ТЕАТРА - 1 минута.

- И наконец: сейчас судейская коллегия подведёт итог сегодняшней борьбы, а мы подведём итоги нашего театрального ринга. Слово предоставляется жюри.

Победителям вручаются дипломы и памятки.

- Уважаемые коллеги! В ходе игры «Театральный ринг» мы еще раз убедились, что через различные виды театральной деятельности проходит самореализация детей дошкольного возраста (дошкольники переносятся в сказочный, увлекательный мир; познают, что такое дружба, доброта, честность, правдивость; учатся перевоплощаться в роль; используют свои средства выразительности: мимику, пантомимику, интонацию.

Заключительное слово заведующего ДОУ.

Уважаемые коллеги, вот и закончился наш театральный ринг. Хочу поблагодарить всех участников

- Театрализованная деятельность – неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству. В результате ребенок познает мир умом и сердцем, выражая свое отношение к добру и злу; познает радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе.

В нашем мире, насыщенном информацией и стрессами, душа просит сказки-чуда, ощущение беззаботного детства.

    Хочется отметить, что театрализация – это, прежде всего импровизация, оживление предметов и звуков.

    Это искренний интерес, увлеченность, как со стороны взрослых, так и со стороны детей.

    Взрослый не пытается надеть на себя маску всезнайки и честно признается ребенку тогда, когда он чего-то не знает или не умеет

    Взрослый чувствует и понимает, в чем ребенок талантливее его, старается предоставить ребенку возможность проявить инициативу, самостоятельность и пытается многому научиться у детей.

    В процессе творческого взаимодействия с ребенком взрослый, прежде всего, озабочен процессом воспитания, а не обучения.

    Воспитание детей включает и воспитание их родителей (участие родителей в театрализованных развлечениях), что требует от педагога особенного участия, такта, знаний и терпения.

В Вашу «Копилку воспитателя» уходит памятки и рекомендации по театрализованной деятельности, которые мы надеемся, помогут Вам в работе с воспитанниками.