Применение камешков марблс в работе логопеда. Как логопед использует в своей работе камешки марблс

Мошкова Светлана Владимировна,

воспитатель

МАУДО «Детский сад № 9»,

город Ялуторовск, Тюменская область

« Истоки способностей и дарований детей на кончиках пальцев.

От пальцев идут тончайшие ручейки,

которые питают источник творческой мысли».

В.А. Сухомлинский

Цель: - рассмотрение современной методики применения коррекционной технологии в образовательной деятельности с детьми;

Задачи:

Познакомить родителей с нетрадиционной технологией использования камешков Марблс в обучении детей;

Мотивировать родителей на применение камешков Марблс в домашних условиях;

Использовать нетрадиционные методы работы для повышения эффективности процесса коррекции речевых нарушений;

Оборудование:

1. листочки бумаги круглой формы для записи имени;

2. фломастеры;

3. подносы;

4. камешки Марблс разного цвета, формы, текстуры, размера;

5. картинки для работы: «Цветочная полянка», «Мозаика» - игрушки, фрукты, овощи, буквы, цифры, «Торт», лабиринт, улитка, жираф, судоку, поле для крестиков-ноликов, разноцветные полоски, поле для тучки и цветочков, гроздь винограда, игры - бродилки

6. чудесный мешочек

Ход мероприятия:

1. Приветствие

Добрый день, уважаемые родители! Я рада вас всех приветствовать на моем мастер-классе.

2. Вступление

Тема моего мастер-класса «Камешки Марблс – разноцветное счастье детей», т.е. как можно использовать камешки Марблс в работе с детьми дошкольного возраста. Для того, чтобы начать мастер-класс, мне нужно знать, как к вам можно обращаться по имени. Напишите на листочке свое имя и прикрепите слева на груди.

Вся жизнь ребенка – игра. И поэтому процесс обучения не может проводиться без неё. Тактильные ощущения, мелкая моторика, мыслительные операции развиваются в детской игре. Работа с ребенком должна быть игровой, динамичной, эмоционально приятной, неутомительной и разнообразной. Это подтолкнуло меня к поиску как традиционных, так и нетрадиционных игровых приемов и средств работы с детьми. Одним из таких приемов является специально организованная деятельность с использованием интересных камешков, которые называются Марблс.

3. Теория

Марбл – это шарики или сплюснутые овальной или круглой формы. Они могут быть сделаны из глины, дерева, пластика или чаще всего из стекла. Они имеют разнообразные оттенки, цвета, красота которых завораживает настолько, что и взрослым и детям хочется к ним прикоснуться, подержать в руках. А главное их предназначение это веселые, полезные и простые игры. С какого возраста можно использовать данные камешки – с 2-3 лет и старше. Но помните, что детки младшего возраста могут свободно брать в их рот, поэтому рекомендуется брать более крупные Марблс и обязательно играть под присмотром взрослых.

Имеется богатый и разнообразный практический материал – комплексы игр с использованием камешков Марблс. И сейчас с некоторыми из них я хочу вас познакомить.

4. Практическая часть

Все что мы сейчас с вами будем делать, это делают мои детки.

А) ОБСЛЕДОВАНИЕ КАМЕШКОВ

Что в этих вазах? Как вы полагаете?

Опустите свои руки в вазы и обратите внимание на форму, цвет, текстуру и расскажите какие они (гладкие, скользкие, прохладные, шершавые и т.д)

Посмотрите на цвет камешков и назовите одним словом, какие они? (цветные, разноцветные)

А теперь подумайте, как взрослые, что можно кроме формы, цвета и текстуры предложить детям?

А сейчас давайте попробуем тактильные ощущения, они бывают:

ü Кулачковые (как можно больше возьмите в кулачок камешков, и раскрыв кулачки, определите визуально, не считая в каком кулачке больше (можно и считать)

ü Щипковый захват (обеими руками возьмите камушки (ведущая рука захватывает больше)

ü Пинцетные (взять камешек большим и первым пальцем обеих рук, абсолютная тишина, мы еще и послушаем речевые звуки, один камешек уронили в вазу, второй на стол)

Что за звуки мы услышали? (в вазе – звон, на столе – стук)

(взять красные камешки большим и третьим) и т.д. Можно упражнять все пальчики в любом порядке слева направо

Еще раз взяли двумя ладонями и уронили в вазу.

Что услышали? (шум)

Вот так на простом материале дети различают не речевые звуки.

Вопрос: как вы думаете, что можно развивать во время использования таких упражнений? (моторику пальцев, сосредоточенность, тактильные ощущения)

Б) ПРОСТРАНСТВЕННАЯ ОРИЕНТАЦИЯ

Первый человек – возьми зеленый камень правой рукой и положи слева от себя;

Второй человек – возьми красный камень левой рукой и положи справа от себя;

Третий человек – возьми оранжевый камень и положи перед собой;

Четвертый – возьми желтый камень и положи сзади посуды;

Вопрос: Какие понятия можно формировать этим упражнением?

(закрепляем понятия слева, справа, сзади, впереди и т.д)

В) РАБОТА НАД АНТОНИМАМИ ПРЯМОЙ – КРИВОЙ

Слева сидящие выкладывают прямую тропинку любого цвета, можно чередовать

Справа сидящие – кривую (можно чередовать по цвету, форме, размеру)

А сейчас, соберем и устроим грохот.

Г) РАБОТА НА ТЕКСТУРОЙ КАМЕШКОВ

Найдите как можно больше гладких камешков и шершавых (шершавыми можно считать камни у которых есть грани) и потрогайте пальчиками.

Д) РАБОТА С КАМНЯМИ БЕЗ ОБРАЗЦА

Представьте, что скоро у мамы праздник. Какой подарок можно сделать из камней?

(торт, цветок, бабочку, бантик и т.д)

Можно выложить из квадратов и кругов машинку.

Все что можно выложить из палочек, то можно и выложить из камней.

Е) ИГРЫ

Я предлагаю использовать камешки Марблс для организации следующих игр:

v Игра «Цветочная полянка»

Задание: - слева сидящие выложить цветочную полянку, где у цветочков нет серединок и на стебельках добавить листочки

Справа сидящим – наоборот добавить лепесточки у цветка и выложить недостающие стебли и тоже добавить листочки.

v Игра Мозаика»

Задание - на картинке соответствующим цветом нужно заполнить кружочки (желательно подобрать по размеру и цвету)

v Игра «Украсим торт»

Задание - верхний ряд у торта – с чередованием двух цветов, средний одним цветом, а нижний ярус – крупными Марблс

v «Чудесный мешочек»

Задание – по очереди вынуть из мешочка предметы. Что вы вынули из мешочка? (разноцветные камешки)

Какого цвета камешек, такого цвета предмет (например: желтый камушек – желтый лимон)

v Игра «Лабиринт»

Задание – выложить лабиринт любым цветом или по цвету полосок лабиринта

v «Буквы» - запоминают их зрительно

Задание – выложить буквы разного цвета и составить слово (например: шина). Придумайте слова, которые начинаются с этих букв.

v « Зеркало»

Задание – выложи букву в зеркальном отражении

v «Техники»

Задание – почини сломанные буквы

v «Цифры» - запоминают образ цифр

Задание – выкладывает цифры нужного цвета. Чего бывает два?

v «Крестики – нолики»

v «Разноцветная полоска»

Задание – найдите самый прозрачный камень и он будет путешествовать и менять цвет - двигайте его по полоске, называя каким цветом стал камень и добавляя (например белый, как снег и т.д)

v «Выложи по образцу»

Задание – нужно выложить по образцу похожую картинку.

Но можно в играх использовать не только камешки овальной и круглой формы, но форме определенного предмета. Но с такими камешками возникает много новых идей. И это будут более сложные игры, которые способствую развитию навыков чтения, письма, т.е мы будем учиться делить слова на слоги, определять первый и последний звук в слове, последовательность звуков

v «Гроздь винограда»

Задание - нужно на веточку прикрепить ягодки винограда синего цвета. (например взрослый показывает картинку или называет слова, а ребенок делит слово на слоги и на веточке винограда ищет маленькую веточку из нужного количества слогов)

Слова: кошка, сок, колесо, лимон, вода, машина, дом, рука и т.д

v «Тучка и дождик»

Задание - нужно подобрать слово на заданный звук. (например из тучки должен политься дождик капельками и полить цветок со звуком К в начале слова, со звуком Ш – в середине, со звуком А – на конце и т.д)

v «Жираф»

Задание – определение первого звука в слове (украсить жирафа пятнышками, после того, как определят первый звук в слове.

Можно использовать разные игры для определения второго, последнего звука в слове.

Слова: стул, улица, цапля, туча, кошка, арбуз, книга и т.д.

v «Судоку»

Задание – заполнить все клеточки, чтобы цвет камней не повторялся.

v Игры бродилки – для автоматизации звуков в словах

Помоги Белоснежке добраться до домика семи гномов и угостить их конфетами. Для этого ты должен правильно назвать картинки (или повторять слова за мной). С каждым правильно произнесённым словом ты берёшь камешек и выкладываешь дорожку Белоснежки к домику 7 гномов. Говори красиво, выделяй звук [Л]. В конце игры можно посчитать количество камешков на дорожке, назвать цвета выложенных камешков. Для такого варианта игры листы с предметными картинками можно разрезать, чтобы получились карточки с отрабатываемым звуком;

Посмотри внимательно на картинки (в данном случае лист с картинками не разрезается). Назови мне те картинки, где звук [Л] стоит в начале слова (середине, конце);

Назови и покажи домашних животных, диких животных, фрукты, овощи, продукты (используются листы с предметными картинками);

Помоги добраться до острова. Говори правильно звуки З – ЗЬ

Помоги мальчику добраться до бассейна. Говори правильно звуки Р

Помоги рыбке подняться на поверхность. Говори правильно звук Ж

(можно все картинки разрезать и перемешать и предложить детям выбрать свои картинки на определенный звук)

Для развития цветовосприятия можно выкладывать камешки разных цветов...

Игр по использованию камешков Марблс очень и очень много. При работе с данными камешками нужно ребенку давать четкую инструкцию для выполнения.

При использовании камешков Марблс у детей обогащается речь, развивается внимание, мышление и творческое воображение. Дети становятся уверенными в себе и обогащаются положительными эмоциями. Данные игры способствуют речевой активности детей и могут быть использованы как в под групповых и индивидуальных занятиях, так и свободной деятельности.

5. Рефлексия

А сейчас еще раз опустите свои руки в вазочки с камнями и ощутите, какая от них идет положительная энергия.

Скажите, что развивают камешки Марблс?

Разделы для работы с камешками Марблс:

Þ Развитие тактильно-двигательного восприятия;

Þ Формирование сенсорной культуры (сенсорные эталоны – форма, цвет, величина);

Þ Развитие зрительного восприятия;

Þ Развитие восприятия пространства;

Þ Развитие творческих способностей;

Þ Развитие речи;

Þ Формирование буквенного анализа;

Я предлагаю вам в завершении оценить наш мастер-класс. Выложите смайлик с улыбкой, кто много интересного и полезного получил на мероприятии и грустный смайлик– кому не очень понравилось.

СПАСИБО ЗА УСПЕШНУЮ И ПЛОДОТВОРНУЮ РАБОТУ!

Литература:

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

Марина Соболева

Новые ФГОС предъявляют особые требования к среде развития детей дошкольного возраста – она должна быть содержательно – насыщенной, вариативной, доступной. Педагогам предписано творчески осмыслить содержание учебного материала, с тем, чтобы отыскать такие его варианты и комбинации, которые способствовали бы возникновению у детей стойкой мотивации к познанию и творчеству.

Камешки марблс материал который отвечает требованиям ФГОС, может быть успешно использован в работе с детьми разного возраста, с разными образовательными потребностями.

Марбл (англ. marble, также означает «мрамор» ) - небольшая сферическая игрушка, обычно - разноцветный шарик, изготовленный из стекла, глины, стали или агата.

Камешки Марблс , являются замечательным средством развития мышления, речи, общения, воображения детей разного возраста. Этот материал является настоящей находкой для использования в коррекционной работе с детьми , имеющими нарушения речи, так как позволяет решить широкий спектр задач (их вы видите на экране) :

Развивать мелкую моторику, упражнять в последовательной смене тонуса мускулатуры рук ребенка

Упражнять в ориентировке на плоскости листа

Упражнять в согласовании прилагательных и числительных с существительными

Обогащать словарный запас, упражнять в употреблении предлогов , наречий, прилагательных, глаголов

Развивать связную, фразовую речь, эмоциональную лексику

Упражнять в звукобуквенном разборе слова , закреплять правильный образ буквы

Проводить профилактику дисграфии, работу по автоматизации поставленных звуков

Развивать глазомер, тактильные ощущения, эстетическое восприятие

Развивать образное мышление, зрительное внимание, память

Развивать умение сосредотачиваться, способность доводить начатое дело до конца

Предлагаю игры на постановку и автоматизацию поставленных звуков

1. Выложи звуковую дорожку повторяя поставленный звук . Фотография № 1,2

2. Найди букву в сухом бассейне, которую ты учишь. Фотография № 3

3. Найди все игрушки на изучаемый звук в сухом бассейне . Фотография № 4

4. Заполни слоговую дорожку с поставленным звуком . Фотография № 5

5. Выложи букву, которую ты учишься говорить. Выложи слог. Фотография № 6

6. Выложи слово из букв с автоматизированным звуком . Фотография №7

7. Собери из разрезанных картинок слово с автоматизированным звуком и сделай звукобуквенных разбор слова . Фотография № 8

8. Заполни дорожку камешками , проговаривая картинки на поставленный звук . Фотография №9 Автоматизация звука С .

9. Пройди лабиринт и проговори слова на закрепляемый звук . Ребенок наклоняя коробку перемещает шарик по лабиринту. Фотография № 10 Автоматизация звука Р .

10. Выложи рисунок и проговори чистоговорку, стихотворение на поставленный звук . Фотография № 11,12,13,14,15,16

11. Укрась картинку к тексту. Перескажи текст на поставленный звук . Фотография № 17

Приятные на ощупь, эстетически красивые камешки «Марблс » вызывают бурю эмоций и взрыв творческой энергии. Обладают они и расслабляющим эффектом. С этим материалом дети работают с большим удовольствием, и благодаря этому в своей работе мне удалось добиться очень хороших, а главное быстрых успехов в постановке нарушенных звуков у детей . Значительно сократились сроки постановки и введения звуков в свободную речь .

Фотография № 1

Фотография№2

Фотография № 3


Фотография № 4


Фотография № 5


Фотография № 6

Фотография № 7


Фотография № 8


Фотография № 9


Фотография № 10


Фотография № 11


Фотография № 12

Фотография № 13


Фотография № 14

Фотография № 15

Фотография № 16

Фотография № 17


Публикации по теме:

«Автоматизация поставленных звуков в играх и игровых упражнениях в ДОУ и семье» «Автоматизация поставленных звуков в играх и игровых упражнениях в ДОУ и семье» Учитель-логопед высшей категории МБДОУ детский сад №7 Гончарова.

Не секрет, что для того, чтобы закрепить поставленный звук, его надо произнести в разных позициях много-много раз. Чтобы это занятие не.

Игра «Поможем ёжику собрать яблочки» Цель: автоматизировать и дифференцировать звуки в словах, развивать мелкую моторику. Оборудование:.

Использование инновационных технологий в логопедической работе В настоящее время одной из актуальных задач коррекционно-развивающей работы в сфере социальной реабилитации и психолого-педагогической помощи.

Использование камешков Марблс в коррекционной работе логопеда по развитию речи у детей старшей логопедической группы с ОНР. Дидактическое.

Статья об использовании камушков «Марблс» в преодолении речевых нарушений.

История Марблс

Одна из самых популярных детских игр на Западе – это игра в камешки или, как ее еще называют, игра в марблс. Можно с уверенностью предположить, что игра в марблс ведет свою историю от времен нашего пещерного предка, когда маленькие неандертальцы играли в свободное время мелкой галькой или шариками из глины. Изделия в виде шариков были обнаружены в различных археологических зонах всего мира. Марблс делались из кремня, камня и обожженной глины. Шарики из глины, предназначенные для игры, были найдены в пирамидах Египта и на местах древних городов Ацтеков.

Изготовление Марблс

Веками марблс изготавливались из натурального материала. Приблизительно двести лет назад западный мир впервые познакомился с китайскими керамическими шариками. О появлении в обиходе фарфоровых шариков рассказывается в самой первой книге о марблс, изданной в 1815 году в Англии. В 1848 году один немецкий стеклодув изобрел специальный инструмент, похожий на ножницы, с помощью которого можно было быстро изготавливать большие партии марблс.

Первые марблс, произведенные при помощи фабричных станков, появились в 1890 году сначала в Германии, а чуть позже в Соединенных Штатах, так как поступление шариков из Европы из-за войны стало затруднительным.

В середине прошлого века теперь уже из Японии пришла еще одна технология изготовления марблс, путем смешения стекла и натурального мрамора, что позволяет добиться очень красивых разводов. Началась новая эра в производстве марблс.

Современные марблс делаются из силикатного песка, золы и соды, которые расплавляются в печи при 650 градусах Цельсия. С помощью специальных красителей стеклу придают самые разнообразные расцветки, например, добавляя кобальт, получают синие шарики, селений — красные.

После выхода из печи расплавленную массу режут на небольшие кусочки, с помощью механических роликов им придается сферическая форма, после чего получившиеся шарики в течение суток охлаждаются. Новые технологии изготовления марблс позволяют добиваться очень эффектных интересных расцветок, что поднимает простые шарики для игры на уровень художественных изделий и делает интересными для коллекционеров.

Кроме того, эффектные марблс полюбились дизайнерам, и они охотно используют их в качестве оформительского материала. Красота марблс завораживает настолько, что и взрослым и детям хочется к ним прикоснуться, подержать их в руках, поиграть с ними. Так эстетическая привлекательность марблс усилила интерес к этой игре у современных детей, в противовес новейшим, высокотехнологичным игрушкам.

«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». В.А.Сухомлинский

Вся жизнь ребенка — игра. И потому процесс обучения ребенка не может проходить без нее. Тактильные ощущения, мелкая моторика, мыслительные операции развиваются в детской игре.

Движения пальцев рук стимулируют деятельность ЦНС и ускоряют развитие речи ребенка. Постоянная стимуляция зон коры головного мозга, отвечающих за мелкую моторику, — необходимый элемент в системе логопедического воздействия.

Применение камушков «Марблс» — это один из нетрадиционных приемов обучения, интересный для детей.

Это универсальное пособие представляет собой готовые наборы стеклянных камушков разного цвета и различные задания с ними.

Перечень игр с марблс и их описание

1. Использование камушков Марблс при изучении лексических тем.

Цель: Закрепление знаний по изучаемой теме и их классификация. (слайд 3)

2. Выложи по контуру.

Цель: Закрепление знаний по изучаемой теме и их классификация. (слайд 4)

3. Звуко-буквенный анализ слов.

Цель: развитие навыков звукового анализа и синтеза

Фишки-камушки выкладывать под буквами.

1 . С какого звука начинается слово? Гласный он или согласный? Какие еще слова можно придумать с этим звуком?

2. На каком мест находится звук (:) (в начале, середине, конце?)

3. Сколько в слове гласных, сколько согласных? (слайд 5)

4. Составление предложений.

Цель: Развитие связной речи, закрепление предложно-падежных конструкций.

1. Составление предложений с предлогами.

2. Составление предложения с заданным словом.

5. Развитие пространственных представлений

1. Помоги бабочке долететь до цветка.

2. Помоги двум друзьям встретиться.

3. Поможем Дюймовочке выбраться из болота, построив дорожку из камешков, называя при этом слова с уменьшительно-ласкательным суффиксом ИК. Например: мячик, столик, фантик и т. д.

Цель: Учить детей образовывать существительные с уменьшительно-ласкательным суффиксом.

Задание: Педагог дает устные задания типа:

  • Положите красный камушек в центр листа. Синий — в левый верхний угол, зеленый — в правый верхний угол, синий — в правый нижний; зеленый — в левый нижний. Проверку задания можно выполнить через предъявление эталона к заданию и через устный контроль педагогом.

Педагог предлагает эталон разложенных камушков на плоскости, ребенку необходимо повторить рисунок.

4. «Волшебный мешочек».

1 вариант.

Ребёнок достаёт из мешочка камешек (зелёного, синего или красного цвета) и придумывает слово на соответствующий звук (синий цвет — твёрдый согласный звук, красный-гласный звук, зелёный — мягкий согласный звук).

2 вариант.

Ребёнок достаёт камешек любого цвета из мешочка и соотносит цвет с предметом, учась при этом правильно согласовывать слово-предмет и слово-признак:

  • зелёный камешек — зелёный огурец, лук, крокодил и т. д.
  • жёлтый камешек — жёлтая репка, жёлтое солнце, и т. д. (слайд 8)

5. Упражнение «Найдем предмет» или «Угадай-ка».

Цель: развитие тактильных ощущений; развитие умения выбирать предметы, отличающиеся от камушков «Марблс» (Например: небольшой строительный материал, киндер-игрушки и т.д.)

Оборудование: емкость глубокая, камушки «Марблс», игрушки из киндер-сюрпризов.

Задание: педагог предлагает найти игрушки, спрятанные в камушках с открытыми глазами, сначала одной, затем другой рукой. Усложнение: поиск игрушек закрытыми глазами, определить что это. (слайд 9)

6. Работа по коррекции дисграфии.

Игра «Зеркало».

Детям рассказывается история о буквах — модницах, которые так любили смотреть в зеркало, что, в конце концов, запутались; где они и где их отражения. Детям предлагается помочь буквам, убрать их неправильные отражения.

Игра «Техники».

Восстанавливаем сломанные слоги (АП, КИ, УХ).

Игра «Разгляди буквы». (слайд 10)

7. «Знакомство с буквой».

Цель: закрепить зрительный образ изучаемой буквы, развитие мелкой моторики рук.

Оборудование: камушки «Марблс», карточки с образцами букв для наложения камушков. Для детей с низкими моторными навыками специально подготовленные камушки и образцы (слайд 11)

8. «Лабиринты».

Цель: Развитие пространственных отношений (слайд 12)

9. «Лабиринты на автоматизацию звуков».

Цель: Закрепление произношения автоматизированного звука. (слайд 13)

Спасибо за внимание!

Презентация
«Марблс в преодолении речевых нарушений»:

Воронина Ирина Николаевна,
учитель-логопед,
МДОУ детский сад общеразвивающего вида «Солнышко»,
Архангельская область п. Коноша

Вся жизнь ребенка – игра. И потому процесс обучения ребенка не может проходить без неё. Тактильные ощущения, мелкая моторика, мыслительные операции развиваются в детской игре. Движения пальцев рук стимулируют деятельность ЦНС и ускоряют развитие речи ребенка. Постоянная стимуляция зон коры головного мозга, отвечающих за мелкую моторику, - необходимый элемент в системе логопедического воздействия. Применение камушков "Марблс" это один из нетрадиционных приемов обучения, интересный для детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование стеклянных камушков «Марблс» для развития мелкой моторики и мыслительных операций.

Вся жизнь ребенка – игра. И потому процесс обучения ребенка не может проходить без неё. Тактильные ощущения, мелкая моторика, мыслительные операции развиваются в детской игре. Движения пальцев рук стимулируют деятельность ЦНС и ускоряют развитие речи ребенка. Постоянная стимуляция зон коры головного мозга, отвечающих за мелкую моторику, - необходимый элемент в системе логопедического воздействия. Применение камушков "Марблс" это один из нетрадиционных приемов обучения, интересный для детей.

В ходе упражнений предусмотрено, с одной стороны, решение сенсорных задач с учетом различных умений и навыков детей, с другой – приобретение детьми новых знаний и умений, которые они могли бы использовать в разных видах деятельности.

М.М. Кольцова пришла к заключению, что "морфологическое и функциональное формирование речевых областей совершается под влиянием кинестетических импульсов от рук". Она особо подчеркивает, что влияние импульсов с мышц руки очень значительно в детском возрасте, пока идет формирование речевой моторной области. Это относится к детям и с нормальным, и с нарушенным речевым развитием. Систематические упражнения для пальцев не только стимулируют развитие речи, но и являются, по мнению М.М.Кольцовой, "мощным средством повышения работоспособности головного мозга".

Логопедические дети имеют ряд особенностей (нарушение звукопроизношения, трудности в различении акустико- и артикуляторно сходных звуков, недоразвитие лексико-грамматического строя речи) встречается неполноценность динамического праксиса, слухо- и оптико-моторной координации, что препятствует автоматизации графомоторного навыка. Наряду с этим отмечаются дефицит зрительной и слуховой памяти; недостаточный уровень процессов внимания, нарушение формирования самоконтроля и произвольной регуляции поведения. И это далеко неполный перечень возможных расстройств.

Шарики получили свое название от английского «марблс» (то есть мраморные). Современные Марблс делаются из силикатного песка, золы и соды, которые расплавляются в печи. С помощью специальных красителей стеклу придают самые разнообразные расцветки. Красота камушков завораживает настолько, что и взрослым и детям хочется к ним прикоснуться, подержать их в руках, поиграть с ними. Так эстетическая привлекательность Марблс усилила интерес к этой игре у современных детей, в противовес новейшим, высокотехнологичным игрушкам.

Далее предложенные задания предназначены для детей от 3-х лет и до 7-8 летнего возраста, а также для детей с отклонениями в развитии (ДЦП, ЗПР, ОНР, ФФНР - это те диагнозы, с которыми бала апробация). Для детей имеющих нарушения в опорно-двигательной сфере предлагается оснастить пособие дополнительной устойчивостью, т. е. на обратную сторону стеклянного камушка приклеить липучку игольчатой стороной вниз и организовать шершавую поверхность для работы с ними (ковролин, драп и т.д.). Все упражнения могут варьироваться в зависимости от возраста ребенка, его умственной и моторной способности, а также заинтересованности в игре.

В занятие, проводимое педагогом, может включаться одно или несколько видов упражнений. Каждое упражнение проводят несколько раз, постепенно их усложняя. Комплектование, загруженность и продолжительность занятия варьируется педагогом.

Цели использования данного пособия:
1. Формировать правильный захват шарика кистью руки;

2. Развивать сложно координированные движения пальцев и кистей рук;
3. Развивать в ориентировку на плоскости;
4. Работать над дифференциацией цветов;

5. Упражнять в счете;
6. Обогащать словарный запас;
7.Развивать фразовую речь;
8. Развивать внимание, память и мышление;
9. профилактика дисграфии;
10. Воспитывать положительный эмоциональный настрой ребенка на занятии.

Перечень игр с Марблс и их описание:

1. Использование камушков Марблс при изучении лексических тем.

«Собери по образцу». Предлагается картинка - образец, как в мозаике, по которому и необходимо собрать свою картинку.

Упражнение "Помоги"

Цель: развитие умения различать цвета, находить цвет по образцу и по словесному обозначению; стимулирование зрительно-поисковой деятельности. Усвоение названий цветов.

2. Выложи по контуру.

Цель: Закрепление знаний по изучаемой теме и их классификация.

«Продолжи». Продолжить узор или ряд.

3. Звуко-буквенный анализ слов.

Цель: развитие навыков звукового анализа и синтеза.

Фишки-камушки выкладывать под буквами.

РАК

1 . С какого звука начинается слово? Гласный он или согласный? Какие еще слова можно придумать с этим звуком?

2. На каком месте находится звук (:) (в начале, середине, конце?)

3. Сколько в слове гласных, сколько согласных?

«Волшебный мешочек».

1 вариант. Ребёнок достаёт из мешочка камешек (зелёного, синего или красного цвета) и придумывает слово на соответствующий звук (синий цвет - твёрдый согласный звук, красный-гласный звук, зелёный - мягкий согласный звук).

2 вариант. Ребёнок достаёт камешек любого цвета из мешочка и соотносит цвет с предметом, учась при этом правильно согласовывать слово-предмет и слово-признак: зелёный камушек - зелёный огурец, лук, крокодил и т. д. жёлтый камушек - жёлтая репка, жёлтое солнце, и т. д.

"Гусеничка-модница"

Взрослый называет ряд слов, а ребёнок определяет первый (последний) звук в каждом слове и последовательно выкладывает соответствующий камушек (синий цвет - твёрдый согласный звук, красный-гласный звук, зелёный - мягкий согласный звук).

4. Составление предложений.

Цель: Развитие связной речи, закрепление предложно-падежных конструкций.

1. Составление предложений с предлогами.

2. Составление предложения с заданным словом.

5. Развитие пространственных представлений

1. Помоги бабочке долететь до цветка.

2. Помоги двум друзьям встретиться.

3. Поможем Дюймовочке выбраться из болота, построив дорожку из камушков, называя при этом слова с уменьшительно-ласкательным суффиксом ИК. Например: мячик, столик, фантик и т. д. Цель: Учить детей образовывать существительные с уменьшительно-ласкательным суффиксом. Задание: Педагог дает устные задания типа: Положите красный камушек в центр листа. Синий - в левый верхний угол, зеленый - в правый верхний угол, синий - в правый нижний; зеленый - в левый нижний. Проверку задания можно выполнить через предъявление эталона к заданию и через устный контроль педагогом. Педагог предлагает эталон разложенных камушков на плоскости, ребенку необходимо повторить рисунок.

«Разноцветные дорожки» Следуя, по дорожке описывай свой путь. Например: «Я иду по зеленой дорожке, которая идет вверх, направо, вверх налево, вверх, направо, вверх». Я иду по красной дорожке. Дорожка идет налево, вверх, налево, вниз, налево, вверх, направо, вверх. Я иду по желтой дорожке. Желтая дорожка идет: вверх, налево, вверх, направо, вниз, направо, вверх, направо.

Последнюю дорожку выложи камушками синего цвета, опиши ее маршрут, используя слова направо, налево, вверх, вниз.

«Лабиринты». Цель: Развитие пространственных отношений

6. Развитие тактильных ощущений.

Упражнение «Найдем предмет» или «Угадай-ка».

Цель: развитие тактильных ощущений; развитие умения выбирать предметы, отличающиеся от камушков «Марблс» (Например: небольшой строительный материал, киндер-игрушки и т.д.) Оборудование: емкость глубокая, камушки «Марблс», игрушки из киндер-сюрпризов. Задание: педагог предлагает найти игрушки, спрятанные в камушках с открытыми глазами, сначала одной, затем другой рукой. Усложнение: поиск игрушек закрытыми глазами, определить что это.

«Золушка».

А). Разбери по цвету.

В общей емкости большого объема находятся цветные камешки одной формы, но разных цветов, необходимо разобрать в меньшие емкости камешки по цветам.

Б). Разбери по форме.

Так же, как и предыдущая, только камешки разной формы – овальные, круглые.

В). Разбери по размеру.

Так же, как и предыдущие, только камешки разных размеров – большие и маленькие.

7. Работа по коррекции дисграфии.

Игра «Зеркало». Детям рассказывается история о буквах - модницах, которые так любили смотреть в зеркало, что, в конце концов, запутались; где они и где их отражения. Детям предлагается помочь буквам, убрать их неправильные отражения. Игра «Техники». Восстанавливаем сломанные слоги (АП, КИ, УХ). Игра «Разгляди буквы».

7. Знакомство с буквой .

Цель: закрепить зрительный образ изучаемой буквы, развитие мелкой моторики рук. Оборудование: камушки «Марблс», карточки с образцами букв для наложения камушков. Для детей с низкими моторными навыками специально подготовленные камушки и образцы.

8.Развитие внимания, памяти и мышления.

«Крестики – нолики»

Как обычные крестики - нолики, только фигурами одного размера, но разного цвета; разного размера; разной формы.

9. Развитие счета.

"Весёлый счёт"

Выложить столько камешков на столе, сколько:

У человека носов?

Сколько пальцев на одной руке? на двух?

Сколько ушей у собаки?

Сколько глаз у кошки?

Сколько крыльев у птицы?

Сколько ножек у стола? и т. д.

10. Положительный эмоциональный настрой.

Самостоятельные игры. Дети придумывают сюжет сами.

Игра в Марблс признана детскими психологами одной из самых полезных для подрастающего поколения: она развивает меткость, скорость, точность и моторику, а красивые оттенки стеклянных камушков пробуждают в ребенке чувство прекрасного.

Надеюсь, что такое доступное и привлекательное пособие, как камушки Марблс, поможет разнообразить логопедические занятия и повысить интерес к коррекционной деятельности.


«Использование шариков Марблс в логопедической работе

с детьми».

Учитель – логопед Руденская Надежда Сергеевна

Вся жизнь ребенка - игра. И потому процесс обучения ребенка не может проходить без нее. Тактильные ощущения, мелкая моторика, мыслительные перации развиваются в детской игре.

Движения пальцев рук стимулируют деятельность ЦНС и ускоряют развитие речи ребенка. Постоянная стимуляция зон коры головного мозга, отвечающих за мелкую моторику, - необходимый элемент в системе логопедического воздействия.

Применение камушков «Марблс», и камешков – кабошонов - это один из нетрадиционных приемов обучения, интересный для детей.

Шарики Марблс берут свое начало от развлечений древних римлян и греков. Они объединяют в себе морскую волну, звездную пыль, янтарь и каплю воды. Игры с шариками Марблс – это физическое и умственное развитие ребенка.

Работа с разноцветными камнями так же по силе воздействия на ребенка вызывает положительную реакцию: радость, улыбку, положительные эмоции. А если эти задания еще и доступны по возрасту, тогда у них вообще праздник.

На занятиях их можно использовать в разных видах работ, в зависимости от поставленных целей и задач, а также от возраста и речевого дефекта.

Цели:

  1. формировать и закреплять правильный захват шарика кистью руки;;
  2. упражнять в последовательной смене тонуса мускулатуры руки ребенка;
  3. развивать сложно координированные движения пальцев и кистей рук;
  4. развивать мышление;
  5. развивать в ориентировку на плоскости;
  6. профилактика оптико-пространственных нарушений;
  7. работать над дифференциацией цветов;
  8. упражнять в счете;
  9. обогащать словарный запас;
  10. развивать фразовую речь;
  11. профилактика дисграфии;
  12. формировать и закреплять правильный образ буквы.
  13. развивать фантазию ребенка.

Предлагаю вам игры и игровые приемы при работе с данным материалом.

«Помоги Зайчишке»

Логопед читает сказку о том, как трудно зайцу беляку осенью, но пришла зима, выпал первый снег. Затем предлагает помочь зайцу, запутать заячьи следы. Дети подбирают шарики определенного цвета, размера располагают их на листе.

Вопросы:

  1. Каким бывает лес зимой?
  2. Какого цвета зимняя шубка у зайца беляка?
  3. Почему зайцы обрадовались снегу?

Составляют предложение по картинке.

«Домик из мухомора»

По возможности, показываю детям, что шляпки у мухоморов разных цветов: красного, оранжевого, желтого, коричневого.Украшаем картинку шариками, пересчитываем шарики.

Назови один — много:
Один гриб — много грибов;

один мухомор —

одна шляпка –

один пень —

Закрепляем звук [Р]. Стихотворение «Мухомор»

В красной куртке мухомор,

Гордо сел на косогор,

Нам не нужен мухомор,

Не пойдем на косогор.

«Любопытные гусеницы»

Дети подбирают камешки определенных цветов и размеров и украшают гусениц.

Предварительно рассказать о том, как гусеница превращается в куколку, а потом в бабочку, чем питается и т.д.

Затем обратить внимание, что гусеницы ползут к норкам, а кто может жить в этих норках. Далее идет работа с шариками.Подбор по цвету, счет, заполнение норок мелкими блестящими бусинками.

Придумать продолжение сказки

Жила – была маленькая гусеничка. она знала, что однажды станет прекрасной бабочкой. Но время шло, шло, все ее подружки уже давно порхали над цветами, а бедная гусеничка никак не могла превратиться даже в куколку………Продолжение сказки придумывают дети.

Игра «Бабочка красавица»

Цели:

  • развивать фантазию ребенка,
  • обогащать словарь, подбирать камешки определенных размеров и цветов.

Игра «Капли дождя»

Цели:

  • развивать общую моторику;
  • развивать ритм, темп;
  • развивать речь ребенка (сочиняем сказку о лягушонке, который боялся дождя).

Просим ребенка придумать для лягушонка имя. Сочиняем сказку о лягушонке, который боялся дождя.

Игра «Точки на цветочке».

В эту игру можно играть, как индивидуально, так и подгруппой.

Цель:

  • закреплять основные цвета;
  • сопоставлять цвет лепестка и шарика;
  • развивать мелкую моторику, словарь.

Ребенок отбирает шесть шариков — камешков такого цвета, как лепестки и размещает их на белом круге. Вот такие тычинки получились у твоего цветка.

«Веселые сороконожки»; «Праздничный салют в лесу»; «Украсим елку»; «Помоги мышатам.

собрать лесные ягоды»; «Ромашки»; «Собери горошины»; «Помоги бабочке долететь до цветка»; «Помоги двум друзьям встретиться»

Идёт работа на запоминание цветов, на ориентировке в пространстве.

Работа по коррекции речи, фонематического восприятия и дисграфии.

Игры и упражнения

  1. На каком мест находится звук (в начале, середине, конце?)
  2. Сколько в слове гласных, сколько согласных?
  3. Составление предложений.
  4. Сосчитать сколько слов в предложении.
  5. Развитие пространственных представлений.
  6. Знакомство с буквами.

«Волшебный мешочек».

Ребёнок достаёт камешек любого цвета из мешочка и соотносит цвет с предметом, учась при этом правильно согласовывать слово-предмет и слово-признак:

  • зелёный камешек - зелёный огурец, лук, крокодил и т. д.
  • жёлтый камешек - жёлтая репка, жёлтое солнце, и т. д.

«Знакомство с буквой».

Цель: закрепить зрительный образ изучаемой буквы, развитие мелкой моторики рук.

Игра «Зеркало»

Детям рассказывается история о буквах — модницах, которые так любили смотреть в зеркало, что, в конце концов, запутались; где они и где их отражения. Детям предлагается помочь буквам, убрать их неправильные отражения.

Игра «Техники»

Восстанавливаем сломанные слоги (АП, КИ, УХ).

Упражнения на ориентировку в пространстве.

Задание:

  1. Положите красный камушек в центр листа. Синий - в левый верхний угол, зеленый - в правый верхний угол, синий - в правый нижний; зеленый - в левый нижний. Проверку задания можно выполнить через предъявление эталона к заданию и через устный контроль педагогом.
  2. Предложить разложить камушки на плоскости, ребенку необходимо повторить рисунок.
  3. Игра «Выложи цифру».
  4. Самомассаж шариками «Марблс».

Работа с шариками Марблс — удовольствие, попробуйте и вам понравится!