Развитие ребенка от года до двух лет. Ребенок в возрасте от полутора до двух лет: особенности развития и поведения

Достигнув возраста в 1 год, ребенок переходит от материального удовлетворения своих потребностей к интеллектуальной пище: малыш активно развивается в психологическом и социальном плане. Еда и сон обеспечивают его физиологические потребности, но весь период бодрствования направляется на накопление и совершенствование умственных способностей. Конечно же, он продолжает расти и крепнуть телом. Большую роль играет и грамотное воспитание, которое дают малышу родители.

Показатели физического развития

Если первый год жизни ребенок рос и развивался нормально, то к 1 году его вес должен увеличиться в три раза по сравнению с тем, сколько он весил при рождении. Прибавляет малыш и в росте. По статистике, к первоначальному росту, с которым малыш родился, прибавляется примерно 25-29 сантиметров. Происходит развитие головного мозга: в год его объем должен составлять 60% от объема мозга взрослого человека.

Двигательные навыки

Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать у меня, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !

Ваш вопрос:

Ваш вопрос направлен эксперту. Запомните эту страницу в соцсетях, чтобы следить за ответами эксперта в комментариях:

Арсенал двигательных навыков, с которым дети встречают свой первый год после рождения, позволяет говорить о возросшей самостоятельности маленького человечка. Многие детки к этому времени уже начинают ходить. Если же ваш малыш еще не пошел, не пропустите момент его первых шагов. Снимите на камеру событие, которое переводит жизнь ребенка на новую ступень.


В возрасте около года малыш переходит на принципиально новую ступень развития - он начинает осваивать самостоятельные шаги и становится менее зависимым от мамы и папы

Развивается мелкая моторика:

  • Ребенок берет еду ручками, учится держать ложку.
  • Помогает маме листать странички книжек, которые ему читают.

Одеваясь, подает ручки и ножки. Распознает назначение бытовых предметов, знает, для чего нужна расческа, веник или телефон. Пытается повторить манипуляции взрослых с этими предметами. Движения могут быть неловкими, но они явно осознанные. Еще далеко до того момента, когда ваше чадо полностью избавится от родительской опеки, но без вас ему и не прийти к самостоятельности.

Особенности развития

После того как ребенку исполнится год, частота посещений педиатра сокращается - как правило, профилактические осмотры проводятся 1 раз в 3 месяца (см. также: ). Связан такой регламент с индивидуальными особенностями развития каждого ребенка. Часто психология выходит на первое место по отрицательному результату. Происходит это из-за неопытности молодой мамы, не сумевшей выработать у себя чувство терпимости к капризам малыша. Отклонения от установленных норм могут быть и у недоношенных детей. С 1 до 2 лет они немного отстают физически и интеллектуально, но, как правило, после 2 лет быстро догоняют своих сверстников во всех сферах.

Характер ребенка, вклад родителей в занятия с малышом, психологическая и социальная обстановка корректируют прогресс в ту или иную сторону. Если мама хочет, чтобы ее чадо развивалось быстрее остальных, она должна быть терпеливым воспитателем - вдумчивым, ответственным, рациональным.

Календарные периоды

Наблюдая за своим чадом, мамочке будет легче определить степень его развития, если разбить весь срок от года до двух лет на календарные периоды. Наш импровизированный календарь привязан к частоте посещений педиатра: это значит, что собираясь на прием к врачу, вы будете иметь представление о том, на какие нюансы в поведении малыша доктор обращает внимание. Кроме того, сможете самостоятельно оценить уровень развития вашего сокровища и правильность его воспитания. Каждый пункт календаря прописан по нарастающей - от простого действия или умения к сложному.

12-15 месяцев

Вот, что может карапуз:

  • начинать играть самостоятельно, без подсказки взрослых;
  • выполнять простые просьбы - например, обнять маму;
  • пользоваться вилкой и ложкой;
  • идти вверх по ступенькам лестницы;
  • замечать забавные вещи и смеяться над ними;
  • подражать речи и действиям родителей;
  • говорить на собственном языке;
  • жестами показывать то, что он хочет;
  • хлопать в ладоши;
  • помимо слов «мама», «папа», «деда», «баба», произносить еще одно слово;
  • быстро ползать;
  • ходить, опираясь на мебель;
  • без чьей-либо помощи снимать носки;
  • делать несколько шагов без поддержки;
  • понимать простые просьбы;
  • замечать реакцию родителей на его действия;
  • уверенно стоять;
  • ходить, держа маму или папу за руку;
  • качать головой, давая отрицательный ответ;
  • пить из кружки;
  • пробовать «рисовать» фломастерами и карандашами;

Ждать от ребенка художественных шедевров в таком возрасте не стоит: сейчас он только начинает чувствовать цвета и фактуры. Следует позволить малышу творить так, как он хочет, дав ему свободу самовыражения
  • помогать родителям одевать его, поддерживая ручки и ножки в удобном положении;
  • наклоняться за упавшим предметом;
  • узнавать себя в зеркале и радоваться своему отражению;
  • поднимать более тяжелые предметы;
  • играя в мячик, катать его вперед и назад;
  • подкреплять слова жестами, чтобы его поняли;
  • вытаскивать и закладывать игрушки в ящик или коробку;
  • показывать свои глазки, ручки, носик и другие части тела по просьбе взрослого;
  • бегать;
  • обозначать требование тишины жестом «тссс»;
  • «помогать» маме по дому.

15-18 месяцев

  • переворачивать книжные страницы при чтении сказки;
  • испытывать привязанность к животным и любимым игрушкам;
  • уверенно ходить;
  • петь и делать это с наслаждением;
  • истерить, если чем-то недоволен;
  • пятиться спиной;
  • забираться на разные поверхности, одновременно исследуя их;
  • говорить до 15 различных по смыслу слов;
  • самостоятельно снимать носки или штанишки;
  • спать один раз в день после обеда вместо двух;
  • быстро бегать;
  • сортировать вещи по размеру, форме, цвету (рекомендуем прочитать: );
  • играя, «кормить» кукол или мягкие игрушки;
  • складывать из слов фразы;
  • самостоятельно «читать» книжку», рассматривая картинки;
  • уверенно справляться с ложкой, есть с помощью нее;
  • чистить зубки под присмотром родителей;
  • говорить понятнее для взрослых.

Малыш до полутора лет уже способен самостоятельно чистить зубы под присмотром взрослых. Необходимо внимательно наблюдать, чтобы кроха не глотал зубную пасту

18-21 месяцев

  • говорить около 50 слов;
  • понимать значение около 200 слов;
  • составлять из слов простые предложения;
  • самостоятельно снимать одежду;
  • , контролируя акты дефекации и мочеиспускания;
  • умываться и чистить зубки под контролем мамы или папы;
  • знать и называть части своего тела (ручки, ножки, ушки, носик);
  • имитировать больше действий взрослых - например, выбрасывать мусор в ведро;
  • строить из кубиков башни;
  • давать описания несложным рисункам из книг;
  • открывать и закрывать в доме и шкафах двери.

21-24 месяца

  • проситься в туалет;
  • быстро учить новые слова или действия (10 слов за один день);
  • повторять все за другими людьми;
  • собирать несложные пазлы;
  • проводить прямую линию;
  • спускаться по ступенькам за ручку с мамой;
  • различать холодно - жарко, много - мало, большой - маленький;
  • надевать и снимать одежду самостоятельно;
  • различать людей по половому признаку (мальчик-девочка, дядя-тетя);
  • прыгать;
  • понимать хорошее и плохое (поведение, слово).

К двум годам ребенок обычно усваивает очень своевременное и полезное умение - проситься в туалет, сдерживая на время физиологические позывы (подробнее в статье: )

Как подавать информацию?

После года начинается период активного умственного взросления малыша. Все его действия – это жадный интерес к окружающему миру, к его внутреннему и внешнему устройству. Проще всего дать ему эти знания через игру. Составьте для себя план занятий с ребенком, введите в него . Ваша задача – обеспечить малышу грамотное социальное и эмоциональное развитие. Создавайте в процессе игры ситуации, с которыми ребенок может столкнуться в реальной жизни (рекомендуем прочитать: ). Такой метод подачи информации оптимален для малыша 1-2 лет, он лучше запоминает все и проще координирует свое поведение.

Моменты, связанные с реальной жизнью, объясняйте тогда, когда ребенок может видеть их наглядное воплощение: о личной гигиене говорите, когда моете с малышом ручки, а об опасности на дороге - когда стоите с малышом возле мчащихся автомобилей. Информация, не подкрепленная яркими образами, плохо воспринимается и не закрепляется в сознании крохи. Помогите своему маленькому сокровищу развиваться правильно.

Отклонения в развитии

Прекрасно, если малыш вписывается в нормы поведения, прописанные для его возраста. Небольшие отклонения от стандарта могут быть связаны с индивидуальными особенностями ребенка, и они, как правило, не вызывают тревоги у специалистов. Есть и критические моменты, на которые стоит обратить особое внимание. Оценивая физические и интеллектуальные способности ребенка, проверьте, нет ли у него подобных проблем:

  • к 15 месяцам малыш все еще не понимает функции простейших бытовых приборов;
  • не стремится имитировать действия взрослых;
  • достигнув возраста 18 месяцев, малыш так и не научился ходить;
  • в этом же возрасте говорит менее 15 слов;
  • в 2 года не умеет составлять слова в предложение (подробнее в статье: ).

Медики считают, что приведенные отклонения чаще всего связаны с недостаточным старанием родителей в обучении ребенка. Причиной проблемы может стать и нехватка общения. Только от родителей зависит, насколько правильно будет идти развитие маленького человека. Дайте ему столько тепла, знаний и навыков, сколько могут дать любящие и заботливые мама и папа.

Годовалый малыш уже не требует такого ухода от родителей, как было до этого, в первый год. Это, конечно, радует родителей, малыш становится более самостоятельным, к тому же видны изменения и в развитии. Но, наряду с этим, малыши требуют большого внимания от родителей, так как большинство малышей уже начинают ходить самостоятельно, могут спокойно выбираться из манежа, подниматься в кроватке.

В этот период необходимо быть особенно внимательными. Годовасик уже может выражать свои эмоции, смеяться, или наоборот показывать свои характер, реагирует на запреты. Кроме того, если заниматься с малышом, он расскажет где у него, ушки, глазки, носик и животик, и на всякий случай напомнит родителям, а то вдруг они забыли. Если малыша попросить что-нибудь подать или принести, то малыш с радостью выполнить просьбу. Словарь малыша постепенно расширяется, и уже составляет около 10 – 15 слов в начале года и до 200, а то и больше в конце. Он применяет словосочетания из простых слов, например «папа, дай» или активно прощается со всеми, при этом говоря «пока».

Развитие годовасика.
Вес мальчиков-годовасиков составляет 7,7 – 12 кг, при этом рост 71 – 80,5 см. Девочки немного скромнее в росте и весе 7,0 – 11,5 кг, рост 69 – 79,2 см. Так же как у малышей раннего возраста, у них измеряют окружность головы: у мальчиков – 43,5 – 48,6 см, у девочек: 42,2 – 47,6 см.

Это средние нормы, и не стоит расстраиваться, если малыш не соответствует этим параметрам, прежде всего, необходимо учитывать конституциональные особенности. К тому же у малышей должна быть в наличие хотя бы пара зубов, а для определения количества зубов можно пользоваться формулой. Возраст малыша необходимо перевести в месяцы, и отнять 4 от этой цифры. Например, малышу год и два месяца, следовательно, возраст 14 месяцев, количество зубов должно быть 10. Формула эта так же не точна, и то количество зубов, которое получается - не аксиома.

С достижением года рост несколько замедляется, некоторых мам беспокоит то, что малыш за месяц не прибавляет в весе ни грамма. Не стоит поддаваться панике, если малыш очень заводной, круглосуточно резвится, бегает, то в этот период сжигается та энергия, которая предназначалась для увеличения массы тела. К тому же если малыш чувствует себя отлично, нет ничего патологического, что малыш не прибавляет в весе.

Рост малыша, так же как и вес замедляется, и его темпы зависят от наследственности и конституции ребенка. Многие мамы связывают замедление роста с недостаточным содержанием белков в рационе питания ребенка, но если меню малыша соответствует его потребностям, то дело не в питании. Уже с года малыши растут и прибавляют в весе исключительно индивидуально. Но для исключения каких-либо нарушений доктора оценивают рост, вес и пропорциональность тела. При рождении у малыша большая голова и маленькое тело с короткими ножками и ручками. Но после того, как ребенок встал и начал ходить, постепенно фигура его приходит в норму, выравниваются все части тела по отношению друг к другу.

Особенности малышей.
Малыши, которые уже научились ходить и бегать, могут попадать в различные неприятные ситуации. В таком возрасте малышу все интересно, все необходимо контролировать исключительно самому, все надо просмотреть и заглянуть в каждый уголок. К тому же при беге малыши еще не совсем координированы и часто падают, да и «где тормоз» малыши еще не совсем понимают, по этим причинам детки не могут вовремя остановиться, и могут происходить различные неприятные столкновения.

Если оставить табуретку рядом с какой-либо полкой или возвышением, малыш обязательно залезет и проверит что там лежит. Это любопытство может закончиться падением или испугом, так как малыш залез наверх, а слезть страшно. По этим причинам нельзя оставлять малыша одного, без присмотра. Отрастите себе лишнюю пару глаз на затылке, либо следуйте за малышом неотступно на расстоянии вытянутой руки.

Со второго года жизни необходимо следить за осанкой ребенка, именно с этого возраста начинается окостенение позвоночника. Продолжается развитие сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Замедляется частота пульса по сравнению с новорожденными, и составляет 120 – 125 ударов в минуту. К тому же увеличивается объем циркулирующей крови. Происходит увеличение объема легких, из-за чего происходит снижение частоты дыхания. Но неприятным моментом является возможное нарушение в работе органов и нарушение их функции.

Развитие малыша.
Если до года малыша можно было накормить, чем вы запланировали, положить или посадить туда, куда вам угодно, то с годовасиком так уже не получится. Детки уже осознают, что они личность, у них есть свои желания и предпочтения, как в еде, так и в провождении времени.

Каждое утро, когда малыш просыпается, лежать в кроватке он уже не будет, это уже не интересное занятие. Вокруг столько всего интересного, столько нужно узнать, потрогать. Родителям нельзя запрещать ребенку познавать мир. Если есть опасные предметы в доме, с которыми малыш не должен «познакомиться», то этих предметов не должно быть в поле зрения малыша вообще. Все что увидит малыш, вызывает у него большой интерес, родителям важно помогать в познавании мира, рассказывать и показывать предметы. Нужно показать, что это за предмет, зачем он нужен и т.д. Эти действия помогут мамам контролировать процессы обучения, и уберечь малыша от возможных опасностей.

Годовасики все меньше спят, обычно это послеобеденный сон, и больше времени проводят в играх. Причем для игр используются не только игрушки, а все, что попадется под руку, порой самые неожиданные предметы. Это отличное время для развивающих игр, малыш в игре познакомится с большим количеством предметов, научится ими пользоваться, например, собирать кубики в пирамидку или прятать кубики в различные коробки.

Кроме того, малыш уже может активно управляться с ложкой, некоторые малыши умеют это делать уже до года. В большинстве случаев это зависит от самих родителей. Чем раньше будут проведены первые ознакомительные занятия, тем быстрее малыш приучится к приборам. Малыша необходимо брать с собой за стол, тем самым подавая собственный пример. После того, как малыш проявит интерес к этому предмету, родителям нужно запастись терпением. Крохи, перед тем как научиться кушать из ложки, обычно перемажутся в каше сами и наведут «ремонт» на кухне.

Большинство малышей за столом начинают баловаться, отвлекаясь на посторонние предметы. Родителям важно пресечь эту вредную привычку сразу, иначе это может перерасти в настоящую привычку, и с этим уже ничего не поделаешь. Простой и самый действенный способ - это забрать у малыша тарелку с едой, если с первого раза не помогло, проделать это необходимо до тех пор, пока баловство за столом не прекратится. Постепенно малыш понимает, что баловаться за столом не в его интересах.

Воспитание годовасика.
В этот период закладываются все основы существования ребенка. И как раз через родителей, через их поведение, у малыша закладываются основы семьи и общения. Ребенок познает весь окружающий мир при помощи родителей. Кроме того, малыши уже начинают осознавать свое собственное «я» и его отличие от родительского. В этот возрасте закладываются первые симпатии и отношение к окружающим, доверие и любовь. Малыш проявляет характер, а в каких-то вопросах проявляет еще и упрямство.

Годовасики очень переменчивы во внимании, легко переключаются с одного предмета на другой. Многие родители воспринимают это как неправильное воспитание, но это не так. Если малыш увидел предмет, который его заинтересовал, и он не может до него добраться, то естественно он будет всяческими способами попытаться его получить. Первоначально это будут какие-либо знаки маме, кроха может показать пальчиком, в случае отказа малыш может капризничать, и в случае, если мама не обратит внимания и после этого, может случиться настоящая истерика. А это не может не беспокоить родителей. Важно, чтобы родители сразу пресекли эти капризы и истерики, малышу сразу надо дать понять, что есть личные вещи каждого, которые ему не доступны. Самое главное, не срываться на ребенке, не ругать его, а объяснить. Но как поступать, решает каждый родитель самостоятельно.

В этом возрасте малыши начинают говорить свое первое «нет». Сначала, конечно, не словами, какими-то действиями, не желанием выполнять просьбу родителей, а потом и словами. Как только малыш осознает весь этот процесс, он может отказываться даже от тех действий, которые ему нравятся. Мамочки это называют «упрямством». Нельзя подавлять в нем этот чувство, в противном случае вырастет человек, который не может сказать нет, и все этим будут пользоваться.

Конечно – это не все особенности детей и обсуждение возраста с года до двух мы продолжим во второй части материала.

  • Вес ребенка в начале второго года жизни в 3 раза больше, чем на момент появления на свет.
  • Рост также существенно увеличивается – от 25 до 29 см.
  • Развивается центральная нервная система , и в особенности головной мозг. К концу первого года жизни его размер составляет уже 60% от «взрослого».

Крупная и мелкая моторика детей

Движения вашего годовалого ребенка стали намного увереннее и разнообразнее – теперь он самостоятельно стоит, и, возможно, сделал свои первые шаги. Ну а если этого пока не произошло – держите наготове свою видеокамеру, ведь совсем скоро вам удастся запечатлеть этот великолепный момент.

К своему первому дню рождения малыш уже обладает некоторыми навыками, которые позволяют ему почувствовать себя самостоятельным:

  • кушает ручками либо неуверенно держит ложечку;
  • помогает родителям одеть себя;
  • листает книжки с любимыми сказками.

информация В этом возрасте ребенок уже начинает понимать назначение некоторых предметов ежедневного пользования – расчески, ложки, телефона, даже если еще не совсем научился управлять ими.

Сон и питание

К этому возрасту детки уже переходят на «ночной сон», но, скорее всего, послеобеденный отдых еще надолго останется в их привычке.

информация Пищеварительная система ребенка уже достаточно развита, для того чтобы он . Если вы до сих пор практикуете – вы можете задуматься об отлучке (но это не обязательно), ведь теперь ваше чадо получает все питательные вещества из продуктов.

Но будьте внимательны, не оставляйте ребенка одного во время трапезы - в этом возрасте очень велик.

Развитие ребенка после года

  1. Не понимает функцию простых бытовых предметов в возрасте 15 месяцев.
  2. Не имитирует никаких «взрослых» действий к концу этого периода.
  3. В 18 месяцев ребенок не ходит.
  4. К 24 месяцам не может составить простое предложение.

важно Врачебная практика показывает, что зачастую вышеуказанные проблемы появляются именно по причине недостаточного общения и обучения. Развитие детей является важной задачей для каждого родителя, ведь инвестируя свои силы, время и любовь в вашего малыша, вы даете ему пропускной билет в отличное будущее.

Время с маленьким ребенком пролетает очень быстро. Совсем недавно малыш был крохотным комочком, не умеющим ни поднять голову, ни произнести какие-либо звуки, ни сфокусировать взгляд. За первый год младенец кардинально изменился, стал многое понимать, произнес первые слова, сделал первые шаги и продолжает познавать окружающий мир. Давайте узнаем, как определить, нормально ли развивается ребенок, а также как стимулировать дальнейшее развитие годовалого малыша.


Физиологические изменения

  • Ребенок к 12 месяцам обычно утраивает вес, с которым он родился. Теперь темпы прибавки веса и увеличения роста по сравнению с первым полугодием жизни значительно замедляются.
  • Стопы годовалого ребенка пока еще плоские, а свод у них отсутствует. Если малыш только начал самостоятельно ходить, на его стопах еще имеются жировые подушечки. По мере освоения ходьбы они исчезают, а у ступней появляется изгиб.
  • Средним количеством зубов, которое имеется у годовалых малышей, является 8. При этом у одних деток уже может быть 12 зубов, а у других – лишь 1-2 первых зуба. Это все варианты нормы, не требующие обращения к врачу. Проконсультироваться с педиатром нужно лишь при отсутствии зубов в 1 год.

Физическое развитие

За двенадцатый месяц жизни малыш набирает примерно 350 грамм веса, а его рост удлиняется еще на 1-1,5 сантиметра. И окружность головы, и окружность груди ребенка в этом возрасте увеличивается в среднем на 0,5 сантиметра.

Разные детки развиваются физически с разной скоростью, но на основе показателей у большого числа малышей определенной возрастной категории специалисты установили границы нормы для таких показателей. Эти границы вместе со средними показателями для годовалых детей мы отметили в таблице:

При ударе о предметы мебели некоторые родители учат ребенка давать «сдачу». Стоит ли это делать, смотрите в следующем видео Ларисы Свиридовой.

Рассчитайте календарь прививок

Укажите дату рождения ребенка

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 Января Февраля Марта Апреля Мая Июня Июля Августа Сентября Октября Ноября Декабря 2019 2018 2017 2016 2015 2014 2013 2012 2011 2010 2009 2008 2007 2006 2005 2004 2003 2002 2001 2000

Сформировать календарь

Что малыш умеет?

  • Ребенок 12 месяцев двигается очень активно и много. Большинство карапузов к годовалому возрасту уже умеет самостоятельно ходить и постоянно совершенствует этот навык. Тем не менее, некоторые детки в 1 год еще нуждаются в маминой поддержке во время ходьбы или не спешат начать ходить, предпочитая быстрое передвижение на четвереньках.
  • Также ребенок одного года уже может сидеть на корточках и самостоятельно подниматься из этого положения. Кроха уверенно поднимается по ступенькам и залезает на диван.
  • В одну руку малыш одного года способен взять 2 небольших предмета. Пуговицы и другие крохотные предметы ребенок берет указательным и большим пальцем.
  • У годовалого ребенка получается собирать пирамидку и строить башни из кубиков.
  • Речь ребенка включает примерно 10-15 простых слов из 1-2 слогов. Одно слово карапуза может иметь несколько значений. Кроха еще не выговаривает все буквы и может путать местами слоги.
  • Ребенок 1 года хорошо понимает речь родителей. Ему известно значение слов «можно», «нельзя», «дай», «возьми», «подойди» и многих других. Также он знает имена людей, с которыми часто общается. Малыш уже может ответить на простой вопрос.
  • Кроха может выполнять несложные поручения, например, помыть овощи, разложить столовые приборы, протереть пыль.
  • Малышу нравится прятать и искать игрушки, бросать игрушки, создавать из кубиков постройки и разрушать их, наполнять ящики и коробки, а затем опорожнять их.
  • Двенадцатимесячный малыш интересуется сюжетными играми и знает, как в них играть. Кроха может уложить игрушку спать или покормить ее.
  • Услышав музыку, кроха будет пританцовывать и пробовать подпевать.
  • Малыш знает многих животных и может показать их как на прогулке, так и на картинках.
  • Кроха знает способ использования разных предметов.
  • Долговременная память ребенка развивается – малыш уже способен запоминать события нескольких дней назад.
  • Ребенок становится более самостоятельным с каждым днем. За столом он уже управляется с ложкой и сам пьет из чашки. У карапуза уже имеются определенные предпочтения в пище – какие-то продукты крохе совсем не нравятся, а какие-то, напротив, ребенок ест с большим удовольствием.


Для проверки, в нормальном ли темпе развивается ребенок, вам следует:

  • Оценить, умеет ли кроха ползать, стоять, держась за вашу руку, а также делать несколько шагов с вашей поддержкой.
  • Убедиться, что малыш использует хотя бы один жест, например, отрицательно крутит головой или машет рукой «пока».
  • Проверить, понимает ли ребенок ваши простые просьбы, например, взять игрушку или отдать ее вам.
  • Убедиться, что в речи ребенка есть минимум одно осмысленное слово.
  • Проверить, есть ли у малыша хотя бы один зуб или признаки его появления в ближайшее время.

Если при такой проверке что-либо вас насторожило, расскажите об этом педиатру во время планового осмотра в год.


Занятия для развития

  • Основным навыком, над которым «работает» годовалый ребенок, является ходьба. Если малыш продолжает ползать и не спешит делать первые шаги, можете привлечь кроху любимой игрушкой. Некоторые детки боятся утратить равновесие, поэтому ему может помочь начать ходить игрушка в руках.
  • Если существует возможность, давайте крохе походить босиком по земле, песку или траве.
  • Для стимуляции крупной моторики предлагайте ребенку играть с крупными машинками, мячами и другими игрушками большого размера.
  • Продолжайте заниматься с ребенком развитием мелкой моторики. Например, можно прицепить прищепки для белья на края банки от кофе и предложить ребенку их снимать. По-прежнему интересны и полезны ребенку игры с фасолью, крупой, песком, водой.
  • Также продолжайте речевое развитие карапуза. Много разговаривайте с ребенком, чтобы малыш мог изучать большое количество новых слов. Описывайте все, что вы делаете и предметы, которые видит малыш.
  • Играйте вместе с карапузом, но при этом позволяйте малышу делать самостоятельно то, что он может. Разыгрывайте вместе разные сюжеты с игрушками, например, как зайка делится с медвежонком печеньем, кукла купается в ванночке, мышонок приглашает в гости медвежонка.
  • Включайте ребенку музыку разных жанров, а также звуки разных предметов. Так вы будете стимулировать развитие слуха.
  • Занимайтесь с крохой рисованием, позволяя карапузу выводить первые каракули пальчиковыми красками, мелками или фломастерами. Малышу также понравится творить, используя пластилин и соленое тесто.
  • Ходите с малышом в песочницу, предлагая поиграть с совочком, формочками, ситом, грабельками.
  • В солнечный день обратите внимание крохи на ваши тени. Предложите наступить на вашу тень.
  • Давайте ребенку возможность играть с другими детками. Если у крохи нет сестрички или брата, приглашайте в гости знакомые семьи с малышами-дошкольниками.
  • Сделайте для малыша фотоальбом, в котором будут находиться фото всех близких родственников, а также картинки животных. Карапуз будет подолгу его рассматривать.
  • Ежедневно немного времени уделяйте совместному чтению с малышом. Приобретите для крохи детские книги с яркими иллюстрациями. Давайте возможность ребенку самому выбрать, какую книжку он будет «читать» сегодня.
  • Во время купания бросьте в ванночку маленькие игрушки, способные плавать, а затем дайте крохе сито или совочек, предложив собрать плавающие предметы в ведерко.


Разнообразьте день занятием по методике «Маленький Леонардо» О. Н. Тепляковой – эксперта по интеллектуальному развитию.

Психическое развитие

Развитие психической сферы годовалого малыша продолжает оставаться очень интенсивным. Ребенок дольше бодрствует и способен в течение нескольких минут концентрироваться на интересной игре с мамой. Именно поэтому все развивающие занятия должны проводиться только в форме игры.

На основе общения с мамой у крохи к первому дню рождения формируется доверие либо недоверие к миру, который его окружает. Если данный опыт общения будет позитивным, малыш будет ощущать себя в безопасности, а также будет проецировать положительные эмоции на окружающий мир.

На втором году жизни у ребенка активно продолжается сенсорное и познавательное развитие. Малыш узнает свойства предметов, их форму, цвета. В играх родителям следует постоянно направлять годовалого карапуза, поскольку без помощи и подсказок извне действия крохи будут оставаться однообразными. Проводя несложные занятия с малышами 1 года, родители помогают карапузу сравнить и различить предметы, развить память, освоить бытовые навыки.

Чтобы оценить психическое развитие ребенка в 1 год, можно воспользоваться такими тестами:

  • Дать малышу 2 кубика и показать, как построить башню. Ребенок не будет бросать кубики или тащить их в рот, а поставит один на другой. К 18 месяцам малыш уже будет способен применить для постройки башни 3-4 кубика.
  • Предложите крохе игрушку, в которой нужно вкладывать геометрические фигуры (рамку-вкладыш или сортер). Годовалый малыш должен вложить круг в отверстие для него.
  • Дайте карапузу пирамидку, предложив ее собрать. Малыш в 1-1,5 года попробует нанизывать кольца, но при этом не будет учитывать их размер. Правильно складывать пирамидку с учетом размера колец детки обучаются лишь к 2-летнему возрасту.
  • Оцените наличие навыков использования предметов быта. Карапуз 12-15 месяцев уже умеет правильно использовать ложку и чашку. В 1,5 года ребенок способен снимать носки, шапочку и варежки.

Играйте вместе с крохой и стройте с ним башни из разных фигурок, объясняйте, почему башня падает

Моторика

Для оценки крупной моторики крохи выясните, умеет ли малыш длительно ходить, научился ли наклоняться и приседать, способен ли вставать с коленей и взбираться на диван. Упражнения, развивающие крупную моторику, будут включать:

  • Прыжки. Держите карапуза под мышки или за руки и пусть кроха прыгает на месте.
  • Залезание на диван и опускание обратно на пол. Для этой цели можно привлекать карапуза любимой игрушкой.
  • Лазание. Предложите крохе проползти под стулом, залезть в большую коробку и вылезти из нее.
  • Перешагивание. Разложив на полу разные предметы, погуляйте по комнате с карапузом, держа ребенка за руку. Когда кроха будет подходить к препятствию, показывайте, что сначала нужно поднять одну ножку и перешагнуть предмет, а затем сделать такой же шаг второй ногой.
  • Игры с мячом. Учите малыша бросать мяч на пол, при этом сначала давайте мячик крохе в руки, а затем положите рядом, чтобы ребенок сам взял мяч. Далее учите ловить мяч. Чтобы развивать глазомер, можете бросать мяч в коробку.


Чтобы развивать мелку моторику годовалого ребенка, можно:

  • Рисовать карандашами. Сначала придерживайте ручку крохи с карандашом и просто оставляйте на бумаге следы. Постарайтесь заинтересовать младенца рисованием.
  • Рисовать красками. Дайте малышу сухую кисточку и покажите, как оставлять мазки, а после этого приступайте к освоению рисования красками.
  • Лепить из пластилина. Скатайте шарик и покажите малышу, как из него можно сделать лепешку, после чего предложите карапузу повторить.
  • Втыкать в пластилин камешки, пуговицы, трубочки.
  • Лепить из соленого теста.
  • Приклеивать наклейки на себя или на листок.
  • Рисовать пальчиковыми красками.
  • Играть со шнуровками.
  • Наматывать нитки на клубок.
  • Играть с водой, крупой или песком, используя сито и ложку.
  • Закручивать и откручивать крышечки.
  • Играть с сортером и рамками-вкладышами.
  • Учиться справляться с крючками, липучками, кнопками, пуговицами.
  • Играть с прищепками.
  • Заниматься с сенсорной коробкой.


Развитие речи

На втором году жизни происходит становление речи малыша, а также быстрое ее совершенствование. Сначала кроха начинает понимать речь, а дальше в высоком темпе пополняет словарный запас и начинается этап активной речи. Одновременно происходит обогащение мимики и жестовой речи карапуза. В один год одно слово малыша может обозначать целую фразу.

Чтобы стимулировать речевое развитие годовалого ребенка, можно:

  • Рассматривать картинки в книжках, озвучивая нарисованное и задавая ребенку простые вопросы по рисунку, например, «где собачка?».
  • Читать с крохой считалки и потешки, короткие сказки и стишки, а также петь песенки.
  • Выполнять артикуляционную гимнастику.
  • Делать гимнастику и массаж пальчиков.
  • Рассказывать крохе обо всем, что способно заинтересовать карапуза – о природе, животных, времени года, домах и многом другом.

Пальчиковые игры помогут развитию крохи. Посмотрите видео Татьяны Лазаревой, где она показывает то, как можно играть с ребенком 1 года.

Примерный план на неделю по развитию годовалого ребенка

Чтобы занятия не надоедали крохе, не повторялись и включали все важные направления развития, стоит планировать их заранее минимум на одну неделю. Это позволит маме охватить все сферы развития карапуза и заранее подготовить материалы для развивающих игр.

Мы предлагаем пример недельного распорядка развивающих занятий для ребенка в возрасте 1-1,5 лет:

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

Суббота

Воскресенье

Физическое развитие

Игры с мячом

Гимнастика под музыку

Упражнения на фитболе

Ходьба с препятствиями

Гимнастика по видео-уроку

Познавательное развитие

Собираем пазл

Находим целое по части

Игры с кубиками

Изучаем фрукты

Сортируем предметы по цвету

Игры с пирамидкой

Ищем пропавшую игрушку

Сенсорное и музыкальное развитие

Слушаем звуки музыкальных инструментов

Изучаем запахи

Изучаем материалы на ощупь

Слушаем детские песенки

Изучаем вкусы

Игра с сенсорной коробочкой

Слушаем классическую музыку

Мелкая моторика

Пальчиковая гимнастика

Игры с крупой

Игры со шнуровкой

Пальчиковая гимнастика

Игры с прищепками

Игры с наклейками

Игры с песком

Речевое развитие

Чтение сказки

Артикуляционная гимнастика

Обсуждение сюжетной картинки

Чтение стихов

Артикуляционная гимнастика

Рассматривание картинок и их обсуждение

Чтение потешек

Творческое развитие

Рисование пальчиковыми красками

Аппликация

Рисование карандашами

Лепка из соленого теста

Рисование красками

Игра с конструктором

Лепка из пластилина

Это лишь примерный план, который следует изменять для каждого конкретного ребенка. Обязательно включайте в свой недельный распорядок занятия, которые нравятся малышу. В конце недели сделайте анализ выполненного, на основе которого можно добавить какие-либо занятия или сократить список игр на день.

Игрушки от 1 до 2 лет

Игрушки помогают крохе развивать и физическую, и эмоциональную сферу. С их помощью ребенок познает мир, изучает окружающую обстановку, развивает воображение, становится инициативным и узнает причинно-следственные связи.

О том, какие игрушки стоит приобрести для крохи 1-2 лет смотрите в видео Анны Гапченко.

Среди игрушек ребенка 1-2 лет должны быть:

  • Кубики.
  • Сортер с несколькими несложными отверстиями.
  • Пирамидка с 3-4 кольцами.
  • Стаканчики квадратные и круглые.
  • Коробочки разного размера.
  • Игрушки для улицы – лопатка, формочки, машина с кузовом, ведро.
  • Игрушки, которые тянут или толкают.
  • Мягкие игрушки, которые малыш сможет укладывать спать, кормить.
  • Игрушки для игры с водой.
  • Пластмассовая посуда.
  • Игрушечный телефон.
  • Игрушки, имитирующие бытовые предметы.
  • Музыкальные игрушки.
  • Картонные или тканевые книжки.





  • В гостях у знакомых с детьми обращайте внимание, какие игрушки больше всего заинтересовали карапуза. Это даст вам возможность пополнить свой запас игрушек предметами, которыми кроха наверняка будет играть.
  • Многим детям нравится играть предметами из обихода (крышками от кастрюль, простынями, зеркалом и другими). Не запрещайте, но проследите, чтобы такие игры были безопасными.

  • Игры с крупой являются одними из самых любимых у крохи. Как проводить такие занятия, смотрите в следующем видео.

    Уход

    Гигиенические процедуры выступают важным элементом ежедневного распорядка в жизни годовалого карапуза. В утреннее время ребенка умывают и подмывают. Также малышу важно чистить зубки и обязательно мыть ручки перед едой и после прогулок. Перед сном кроху традиционно купают, совмещая эту водную процедуру с веселыми играми в воде.

    Режим дня

    К году у всех детей имеется определенный распорядок дня, сменившись за 12 месяцев жизни несколько раз. Его поддержание важно для хорошего самочувствия малыша. Основными моментами режима дня ребенка 12 месяцев являются организация сна и бодрствования, а также питания.


    Сон

    Дети 1 года бодрствуют больше, но по-прежнему спят около 14-15 часов в сутки. Ночной отдых в среднем длится 10-11 часов, а днем ребенок 12 месяцев спит дважды. При этом первый дневной сон обычно длится дольше (2-2,5 часа), а второй – менее длительный (1,5 часа). К одному дневному сну дети начинают переходить примерно в 18 месяцев.

    Бодрствование

    В режиме дня 12-месячного ребенка есть активные и спокойные игры, гимнастические упражнения, чтение книг, прогулки, визиты в гости и многое другое. В первую половину дня активные игры лишь приветствуются, а вечером их следует избегать. Гимнастику с ребенком нужно выполнять за час до приема пищи.


    Прогулки

    Гулять с годовасиком советуют 2 раза в день, причем в хорошую погоду хотя бы один из дневных снов стоит организовать на прогулке. Выходить с крохой на улицу рекомендуют утром в 10-11 часов, а в послеобеденное время – в 16-17 часов. Длительность прогулок должна составлять от 2 часов и больше. На нее будут влиять погодные условия, например, в теплые летние дни малыш вполне может проводить на прогулке 5-6 часов. Если же на улице мороз ниже -10, сильный дождь или очень ветрено, от прогулки стоит воздержаться.

    Питание

    Ребенок 1 года по-прежнему ест 5 раз в день с паузами между приемами пищи 3,5-4 часа. Рекомендуется придерживаться режима питания, предлагая малышу еду примерно в одно время, а также не допуская длительных перерывов. Определить общее суточное количество пищи для годовалого малыша можно, разделив массу тела крохи на 9. В среднем детки этого возраста съедают в день 1000-1300 мл пищи. Разделив такой объем на число кормлений, вы получите средний объем порции в 200-260 мл.

    Питание малыша на грудном вскармливании включает все больше блюд прикорма. Малыш прикладывается к груди в основном около снов, в течение дня (например, если упал) и после еды (запить прикорм). В ночное время сохраняются активные подутренние кормления, которые бывают в 4-8 часов утра.


    Детей на искусственном вскармливании можно продолжать кормить адаптированной смесью, предлагая ее в два кормления (первое и перед ночным сном). При необходимости смесь уже можно отменить, предлагая на завтрак крохе кашу и заменив смесь перед сном кисломолочным напитком.

    В питании годовалого ребенка появляются специи, зелень, соль, некоторые виды сладостей (пастила, зефир). Таким детям по-прежнему рано знакомиться с жареными блюдами, колбасами и сосисками , копченостями, жирными видами мяса, экзотическими фруктами, грибами и шоколадом.


    Рассчитайте свою таблицу введения прикорма

    Уважаемые читатели сайта Малышата, здравствуйте! Мы растем, растем, растем Развитие ребенка до двух лет . Кроха заметно подрос, ему уже год!!!

    • Малыш многому научился, со многими вещами познакомился. Но впереди еще столько всего интересного, столько достижений и замечательных открытий.
    • На втором году жизни у крохи совершенствуются такие основные движения, как ходьба, ползание, и даже бег.

    Бежим мы, пока держась за руку взрослого, но… Мы!!! уже бежим.

    Год и месяц

    • может самостоятельно пройти по лежащей на полу доске, шириной 30 - 35 см.
    • Он с огромным удовольствием ползает по полу. Но этого ему уже мало, поэтому начинает преодолевать препятствия. Перелезает на четвереньках через бревно или не очень высокую лавочку.
    • Прекрасно понимает, обращенную к нему просьбу взрослого - показать глаза у зайчика, руки, ножки у куклы. И не просто понимает, но и показывает глаза, ноги, руки.
    • Хорошо различает предметы или игрушки одинаковые по форме (курочка, петушок).
    • Четко выговаривает слова «мама, дай».

    Год и два месяца

    • Переступает через небольшие предметы, лежащие на полу. Например, веревку, кубик или палку.
    • Начинает понимать картинки, рисунки (кошка, собачка, мяч, корова).
    • Учиться аккуратно пить из чашки, самостоятельно держать ложку в правой руке и кушать густую кашу, а чуть позже и любую пищу. Хотя сначала ложкой чаще всего выбивается барабанная дробь на столе, но это уже первое умение и навык ребенка.

    Год и три месяца

    • Малыш пробует подниматься на горку. Естественно родители должны быть рядом, должны быть начеку.
    • Самостоятельно перекидывая ноги, перелезает через бревно.
    • Держит в руках мяч диаметром 50 – 60 см, и старается бросить его вперед двумя руками. Если с малышом играть каждый день, то мячик может отлететь на расстояние до 50 сантиметров.

    Год и четыре месяца

    • У крохи хорошо развивается память и мышление. Он подбирает и раскладывает одинаковые по форме предметы – маленькие, большие; по цвету –желтые, красные, синие.
    • Словарный запас увеличивается, ребенок хорошо понимает смысл простых предложений, сказанных мамой или папой. При этом идет интенсивное речевое общение, малыш старается грамматически правильно произносить слова, фразы. В два года правильно строит небольшие предложения, а в три - правильно согласовывает окончания слов в предложении.

    Год и пять месяцев

    • Прекрасно пользуется словами, если он что-то хочет или ему что-то нужно. Речь ребенка становится средством развития памяти и мышления.
    • Поднимается вверх по наклонной доске. Но пока не самостоятельно, пока с помощью взрослого, ребенка нужно держать за руку.
    • Может перешагнуть веревку, палку или кубик, приподнятые от пола на высоту 5 – 10 см.

    Развитие ребенка до двух лет

    Год и семь месяцев

    • Малыш понимает сюжет картинки, фото или рисунка.
    • Бросает уже не двумя, а одной рукой сначала правой, потом левой, малые мячи (диаметром 15 – 20 см) в горизонтальную цель (обруч, корзину или коробку диаметром 60 см). Цель при этом положена на пол, на расстоянии 20 – 40 см от ног ребенка.

    Год и восемь месяцев

    • Развивается координация движений руки. Кроха берет в руки кубики, и учиться делать сюжетные постройки. Аккуратно ставит кирпичики друг на друга, получается башня, или рядышком, получается дорожка, трасса или поезд. После этого может выложить стол, кроватку, ступеньки.
    • В речи вместо слов «гав-гав», «ко-ко» появляются слова «собачка», «курочка».
    • Во в ремя игры ребенок старается подражать старшим братьям, сестрам или родителям.

    Год и десять месяцев

    • Геометрические формы, такие как шар, куб, пирамида для малыша уже знакомы, он хорошо их различает.
    • Понимает разговор взрослых об каких-то событиях. Например, весело или не очень реагирует на предложение пойти к бабушке и дедушке, поиграть или пойти погулять. Реакция малыша зависит от того, нравиться ли ему такое действие или не очень.
    • Учится аккуратно кушать, мыть руки с мылом, пользоваться полотенцем или салфеткой, частично одевается. Именно в этот период кроха приучается к опрятности и чистоплотности. Но ребенок еще очень маленький и эти навыки пока не прочны. Поэтому заигравшись, может забыть попроситься на горшок, не нужно его ругать, лучше почаще напоминать об этом.
    • Теперь ребенок уже взрослый!!! Он может подняться на опрокинутую вверх дном коробку или ящик, высотой 15 см и самостоятельно сойти с нее.
    • Перешагнуть через кубик или палку, поднятую над полом на высоту 15-20 см.

    Год и одиннадцать месяцев

    • Все больше развивается речь малыша, он учиться правильно называть свои действия «сел, упал».
    • Его речь состоит из предложений с двумя-тремя словами. Начинает употреблять слова « я, он, она, малый, большой».
    • Именно в этом возрасте надо много говорить с детьми и побуждать их повторять разные слова и фразы. Задавать простые вопросы и учить отвечать на них.

    Два года

    • Когда малышу исполняется два года, он может самостоятельно забираться на стул, подниматься по лестнице, держась за перила. Уверенно бегает, охотно залезает на горку и спускается с нее. Быстро ползает, охотно пролезает под дугой, рейкой или веревкой, натянутой на высоте 50 см над полом. Подпрыгивает на месте, может перешагивать из обруча в обруч, положенных рядышком.
    • Играет с огромным удовольствием, во время игры может толкать игрушки впереди себя и также тянуть их за собой на веревочке.
    • Любит играть с песком, водой, строить небольшие песочные горки и туннели. Свободно наклоняется, вперед, поднимает предмет или игрушку, и при этом уже не падает.
    • У малыша все больше проявляет такая черта как любознательность, часто задает взрослым вопрос «а что это»?
    • Может выполнить простые поручения, например, принести мишку или куклу, подать кубик или мяч.
    • Взрослым нужно заниматься, играть с детьми в спокойной обстановке от 6 до 10 минут. Этого времени достаточно, чтобы малыш весело поиграл и не устал.

    Важно отметить и тот факт, что малыш от года до двух лет может абсолютно спокойно манипулировать родителями и старшими сестрами или братьями, и не стесняется это делать.

    • Все он хочет увидеть и потрогать, сунуть свой маленький носик, может дразниться. Громко протестует, если не получает желаемого.

    Малыш от года до двух лет еще не способен, не умеет ждать. Поэтому он требует пристального к себе внимания, часто перебивая разговор взрослых.

    • Если в магазине понравилась какая-то игрушка ребенок будет требовать от родителей купить ее здесь и сейчас, никакие уговоры на него не действуют.

    Поэтому малыш от года до двух летможет запросто устроить истерики на рынке или в магазине. Но об этом позже, будет написана отдельная статья.

    А сейчас родителям нужно запастись огромным терпением и пониманием. Пониманием того, что у крохи еще плохо развита система самоконтроля, и он не может, не способен думать логично.

    • Но это не значит, что у вас плохой ребенок, нет! Даже самый агрессивный, непослушный и жадный кроха вырастает прекрасным человеком. После двух-трех лет этот сложный период непослушания, понемногу ослабевает.

    Уважаемые взрослые, если Вам была полезна статья Развитие ребенка до двух лет , поделитесь с друзьями, нажмите на кнопочки. Спасибо

    *********************************************