Развивающий материал для детей 2 3 лет. Развивающие занятия состоят из нескольких блоков

Тесто

Тесто вполне можно использовать за место пластилина – замечательный материал для лепки! Оно легко мнется, меньше пачкается, и не будет ничего страшного, если ребенок случайно проглотит кусочек. Тонкий, раскатанный пласт теста может использоваться как основа для картины из любого подручного материала – пуговиц, желудей, спичек, круп, веревочек, ниток, проволоки семечек, веточек и т. д. Разминание теста – увлекательное занятие для малыша, пока мама на кухне.

Пластиковая бутылка.

Для развлечения малышей можно сделать игрушку для развития мелкой моторики. Взять пустую 5-ти литровую пластикувую бутылку с широким горлом, и крышки от пластиковых бутылок из под лимонада или мин.воды. Ребёнок будет с удовольствием сначала доставать крышечки, а потом их обратно засовывать. Дети с удовольствием играют в эту игру, а потом можно крышки ещё раскладывать по цвету в кучки.

Поиграем в макарошки (от 2 лет)

Приготовим макаронные изделия, чтобы они были не мелкие (спиральки, бантики,ракушки и др.) Лучше купить для игры специально разноцветные, перемешать их в пластиковом судочке. Усадить кукол, поставить им тарелочки из детской посудки и разложить каждой куколке свою кашку. Можно ставить её на плиту варить, тщательно размешивать. А мальчикам можно раскладывать в несколько маленьких машинок – грузовичков и пусть отвозят на стройку стройматериалы(брёвнышки, трубы и др.)Можно придумывать разные сюжетные игры. Играть под присмотром взрослых. Автор Л.Исакова.

Кукольный театр

Можно устроить с ребенком, взяв для него нераскрашенные деревянные ложки. Раскрашиваем в тех героев, которые нам понадобятся, одеваем одежки на резиночке. Куклы готовы! А за деревянную спрятанную ручку очень удобно держать даже самым маленьким.

Шнурочки

Дайте ребёнку пару листов плотного разноцветного картона и дырокол. Попросите ребенка сделать на картоне множество дырок с помощью дырокола. Когда работа будет закончена, вручите малышу шнурок. Закрепив его в одной из дырочек узелком,попросите создать узоры. Это похоже на развивающие игры под названием«шнуровка», но ведь полотно полностью сделано самим ребенком! А потому игра будет воспринята совершенно по-другому. Создавать узоры можно по-разному, используя разноцветные шнурки, почему бы не попытаться шнурком «рисовать» знакомые и незнакомые образы и фигуры. Автор Л.Исакова.

Баночки, скляночки, тюбики, пузырьки

Одна из излюбленных детских «игрушек». Часто родители боятся их давать детям – мало ли разобьют, поранятся. Но небольшую стеклянную банку, например, из под детского питания, очень не просто разбить. В прозрачные баночки гораздо интереснее все складывать – видно же все. Маленькие баночки можно использовать для обучения ребенка пересыпанию круп, переливанию жидкостей. Переливать с маленьким ребенком лучше в ванне, иначе все вокруг будет залито водой.
Огромное удовольствие ребенку доставляет откручивать и закручивать крышки. Дайте годовалому малышу чисто вымытый тюбик из под крема, и вы его займете минут на 30. В банку можно насыпать крупу (гречку, горох, пшено) или семечек, или мелких орешков. Получится отличная погремушка!

Волшебная сумочка

Возьмите свою старую сумку, положите в нее баночки от старых кремов, пудры, и губных помад (вымытые), пустые коробочки, крупные пуговицы, ручки без стержней, старый телефон, пульт от телевизора, блокнотик, карандашик и прочую ерунду (не острую, не грязную и не опасную для малыша). Можно разложить во внутренние карманчики и закрыть замочки и дайте ребенку на растерзание. Дети с игрушками столько не возятся, сколько с этими «сокровищами». А уж если Вы не поленитесь засунуть в пустые коробочки всякие мелочи, у Вас появится масса свободного времени, а малыш получит замечательное развлечение. Маленького человека интересуют только «взрослые» вещи! Автор Л.Исакова.

Игрушки из киндер-сюрприза.

Насыпать в коробку крупу, спрятать туда игрушки из киндер сюрприза. Ребенок наблюдает. Потом предложить их найти. Малыш с удовольствием разгребает крупу и находит спрятанные игрушки. Эта игра проводится только под присмотром взрослого!

Помпоны, клубки

Помпоны – замечательные маленькие мячики! Если оторвались от шапки – не спешите выбрасывать. Можно придумать с ними множество увлекательных . Можно использовать просто как мячик – кидать, ловить, мять такой одно удовольствие. Можно играть с ним в «стаканчики». Берем несколько одинаковый стаканчиков одним накрываем помпон и меняем местами стаканчики. А малыш пытается найти. Можно катать с гладкой наклонной поверхности, изучать по ним цвет и счет. Заинтересовался клубком – замечательно! Пусть крутит его, вертит, мотает, тянет за ниточку. Попробуйте вместе смотать клубок. Так же можно использовать в детской игре вышедшие из строя технические приборы (телефоны обычные и сотовые, калькуляторы). Настоящие предметы нравятся малышам значительно больше, чем игрушки.

Крупные скрепки

Высыпьте на лист белой бумаги коробочку очень крупных цветных скрепок. Оказывается,из них можно создавать различные силуэты и обводить их. А также можно соединить длинную цепочку возить автомобиль, или соединить несколько автомобилей, бусы для мамы или бабушки. Занятие очень продолжительное и увлекательное. Чем старше ребёнок тем мельче скрепочки. Моя дочь играла с ними с удовольствием! Попробуйте сами, а потом предложите своему маленькому творцу. Автор Л.Исакова.

Контейнеры от Киндер-сюрпризов

Для самых маленьких, месяцев с 4-х: в контейнеры из под киндера насыпать разную крупу: горох, рис, гречку, манку, макароны, получаются погремушки с разными звуками. Чтобы малыш не рассыпал и не засунул крупу себе куда-нибудь, можно использовать полиэтилен для пасхальных яиц.Так же отрезаете, одеваете, опускаете в кипяток. Готово! Красиво, привлекательно, безопасно!!!

Молнии, шнурки, завязки, веревочки, застежки

Мы часто покупаем специально для тренировки мелкой моторики развивающие игрушки, шнуровки, планшеты, которые состоят из всевозможных молний, застежек, завязок. Только зачем покупать, если пряжки есть на каждом ремне и туфлях, на ботинках- шнурки, на одежде – пуговицы крючки и молнии, пуговицы.. Покажите назначение этих предметов на настоящей одежде. В любом доме есть старая, вышедшая из строя одежда и обувь, которую можно вычистив, отдать малышам для игр. Покажите малышу как плести косички из ленточек, шнурков и веревочек, как застегивать пряжки.

Полотенца, простынки, тряпочки, мешочки

Тренируем тактильное восприятие. Их малышам очень полезно мять и щупать. И даже грызть. Ведь полотенца и тряпочки из различных тканей могут иметь совершенно разную структуру. Совсем маленькие могут играть в «ку-ку» или в прятки мять щупать и грызть ткани различной текстуры. Из полотенца или пеленки можно сделать импровизированный мешочек, накидку, под который складываем различные предметы, а ребенок их на ощупь пытается узнать. Можно из простынок и полотенец делать домики, даже гамаки и качели для кукол. Тут малыши могут сами учится вязать узлы и конструировать.

Крупы, соль

Обычная крупа скрывает в себе огромное количество возможностей по развитию мелкой моторики Мелкую крупу и соль можно использовать для пальчикового рисования. Для этого надо высыпать крупу на поднос ровным слоем. Сначала порисуйте сами. Главное – заинтересовать, увлечь малыша. Проведите пальчиком по крупе. Поучится яркая контрастная линия. Потом возьмите пальчик ребенка. Пусть малыш сам нарисует несколько хаотичных линий. Когда ребенок освоится, можно переходить к рисованию узоров. Сначала рисует мама, затем пробует малыш. Рисовать можно все, что угодно: хаотичные линии, домики, круги, заборы, облака, спирали, лица.Можно изучать форму, буквы и цифры. Рисованием лучше всего заниматься на кухне и сажать малыша так, чтобы он не рассыпал поднос с крупой в трудно доступные места, куда не залезает пылесос Крупную крупу (гречку-ядрицу, горох, фасоль) можно использовать для выкладывания картинок, так же как и из спичек, пуговиц и ватных палочек. Соответственно, подходит она и для аппликаций. Пересыпать крупу интереснее всего в прозрачной посуде.

В возрасте 2-3 лет ребенок совершает значительный рывок в развитии, переходя из состояния малыша в период младшего дошкольного возраста. Психологи считают, что знания и навыки, заложенные в это время, составляют базу всего последующего развития ребенка.

Целенаправленные занятия помогут сформироваться таким полезным качествам как интерес к получению знаний, творчеству, стимулируют мышление, устойчивость внимания, развивают речь.

На что обратить внимание

Многие родители предпочитают не водить детей в развивающие центры, а заниматься дома. Это возможно, если у ребенка нет каких-либо нарушений, которые требовали бы коррекции специалистом.

Что должен уметь ребенок в 2-3 года:

  1. Понимать и выполнять просьбы, состоящие из 2-3 последующих действий.
  2. Рисовать картинки, собирать кубики и конструктор по возрасту.
  3. Знать и называть части тела.
  4. Использовать в речи простые предложения из нескольких слов. При этом к трем годам должны быть освоены и сложные конструкции предложений.
  5. Знать бытовую лексику, иметь активный словарный запас более 1000 слов.
  6. Быть способным удерживать внимание в течение некоторого времени, выполняя несложные задания.

Правила проведения развивающих занятий в 2-3 года

  • Все «уроки» должны проходить в игровой форме. В этом возрасте игра - это естественный вид деятельности ребенка.
  • Обязательна частая смена видов занятий, так детям пока еще трудно заниматься чем-то одним в течение длительного времени. Не требуйте от своего чада усидчивости - порисовали, теперь можно и побегать.
  • Занятия должны длиться не более 15-20 минут. Если что-то не доделано - не дорисована картинка или не собран пазл, помогите ребенку. Тем самым вы показываете, как важно получить результат.
  • Обязательно хвалите и подбадривайте своего «ученика». Не важно, что заяц из пластилина больше похож на медведя! Главное, что ребенок старался, пробовал что-то новое.
  • Подробнее о развивающих .

Примерные игры для проведения развивающих занятий

Для формирования правильного речевого дыхания:

  • Сдуваем снежинку. Положите на ладошку ребенку легкий кусочек ваты и предложите ему подуть так, чтобы «снежинка» улетела. Можно поиграть в «футбол», задувая ватный мячик в ворота.
  • Дети очень любят задувать огонек свечи. Конечно, делать это можно только с родителями.
  • Не забывайте нюхать цветочки. Иногда дети путают процессы вдоха и выдоха, вырабатывайте автоматизм.

Артикуляционная гимнастика поможет в правильной постановке звуков. Язычок может чистить зубки, облизывать воображаемое мороженое с губ, сворачиваться в трубочку, изображать чашечку, цокать как лошадка и т. п.

Для развития словарного запаса побольше читайте ребенку. Рассматривайте картинки, задавайте по ним вопросы. Пусть ребенок старается сам рассказать, что он видит и что происходит на изображении.

Учите короткие детские стихи - это прекрасно развивает память и речь.

Развитию общей моторики способствуют подвижные игры и занятия логоритмикой . Подберите стихи, в которых описываются какие-либо движения, и предложите ребенку их показывать. Один из вариантов - песенка маленьких утят. Потанцуйте вместе!

Обязательно уделите время развитию мелкой моторики:

  • Творческие занятия - рисование, лепка, аппликация.
  • Игры-шнуровки.
  • Рисование пальцами на крупе, перебирание гороха и фасоли (вспомните Золушку, которой надо было отобрать горох от чечевицы, прежде чем она сможет поехать на бал).

Игра «Волшебный мешок» развивает сенсорные ощущения и поможет в обучении ребенка основам логики, изучения геометрических фигур, развитию речи. Положите в мешочек разные игрушки. Ребенок должен узнать их на ощупь и назвать. Помогите ему объяснить, как он рассуждал - к примеру, огурец длинный, овальный, апельсин круглый и т. д.

Игрушки помогут вам формировать у ребенка логическое мышление и немного позаниматься математикой:

  • «Больше-меньше». Из кубиков составьте длинный «поезд» для кукол. Посадите их около вагонов. Все ли куклы смогут поехать в гости? Что делать, если их больше, чем вагонов у поезда? Сколько нужно добавить вагончиков, чтобы всем хватило места?
  • «Подбери пару». Подойдет игрушечная посуда или даже настоящая. Ребенок должен подобрать к каждой кастрюле подходящую по размеру крышку. (Посуду брать не обязательно. Используйте коробки, шкатулки). Похожий принцип у игрушек-сортеров, в которых нужно подобрать фигуру, подходящую к конкретному отверстию.
  • «Кто что ест». Пригласите игрушек на обед. Надо угостить каждого той едой, которая подходит ему в природе.

Для развития ребенка в этом возрасте совсем не обязательно организовывать специальные занятия. Всему можно научить в процессе игр, прогулок и обычного каждодневного общения. Больше разговаривайте, задавайте вопросы, поощряйте к беседе, новым «открытиям». Играя во всем известные «Ладушки», вы развиваете у малыша координацию движений и внимательность, строя башню их кубиков - стимулируете логическое мышление и пространственное воображение. Не упускайте возможность поиграть и пообщаться! Тем самым вы помогаете своему ребенку расти и развиваться, закладываете базу его интеллектуальных способностей.

Физические навыки ребенка уже не развиваются так быстро как раньше просто потому, что к двум годам его тело уже скоординировано, он совершает все действия осознанно, волевому импульсу. Он прыгает на одной и двух ногах, активно бегает, легко стартуя и останавливаясь, и при это не задевает препятствия на своем пути.

Совершенствуется с каждым днем мелкая моторика. Малыш аккуратно берет мелкие предметы, используя пинцетный захват, может построить достаточно высокую башню из кубиков, переворачивает страницы книги по одной, режет бумагу ножницами.

В возрасте двух лет ребенку понравится играть в кинетический песок. Это очень увлекательная и занимательная игра для детей всех возрастов. Кроме просто развития мелкой моторики, она поможет ребенку успокоиться и переключиться с активной деятельности на более спокойную. Например, можно использовать для подготовки ко сну.

Чему учится

В два года можно учить ребенка четырем простым цветам – желтый, красный, синий, зеленый, а также трем простым формам – круг, квадрат, треугольник. Простые пазлы или кубики увлекут его надолго. Рамки-вкладыши и магнитная рыбалка нравятся многим детям.Пытается повторять за взрослыми разные слова. Часто слова повторяет очень близко по звучанию к оригиналу. Большинство слов, которые произносит ребенок, понятны для окружающих. Использует множество гласных в . Малыш говорит «спасибо» и «пожалуйста» (если подсказать ему, что это нужно сделать) или показывает это жестами (например, кивает вместо «спасибо»). Говоря о себе, начинает употреблять местоимения «я», «мне».

Развиваем ребенка от 1,5 до 2 лет – ничего ли Вы не упустили?

Когда занимаешься развитием малыша, часто возникает вопрос – что нужно развивать? Чем бы еще заняться? Во что поиграть с ребенком?

Честно говоря, подобные вопросы периодически возникают и у меня. Чтобы помочь другим мамам, я решила составить примерный список направлений развития ребенка в возрасте от 1,5 до 2 лет.

Как развивать ребенка от 1,5 до 2 лет:

Развитие логики.

1. «Собери только» (учиться выбрать из разбросанных предметов только определенные - по заданию мамы. Например – сложи в коробочку только шишки, только красные предметы и т.п.).
2. Учиться сортировать предметы (по форме, по размеру, по цвету).
3. Собирать простейшие пазлы или картинки разрезанные на части (в полтора года это будут пазлы из двух деталей, более сложные формы средний ребенок обычно учиться складывать самостоятельно после двух лет).
4. Собери из частей – игры из мягких конструкторов (ковролин, фетр) или бумажных шаблонов, играя с которыми, ребенок учится складывать простейшие фигурки - домик, грибочек и т.п. из 2-3 деталей (самодельные конструкторы подойдут намного лучше, так как у мамы возникает возможность сделать конструктор, исходя из индивидуальных особенностей ребенка):
5. Игры с рамками-вкладышами и их бумажными аналогами:
6. Ближе к двум годам – собирание пирамидки из кубиков разного размера:
7. Сложи стаканчики, построй башню из стаканчиков:
8. Задание на усложненную классификацию по типу «найди большой желтый кружок», «найди маленький синий квадрат» (такие задания больше подойдут детям ближе к двум годам, при условии, что ребенок уже хорошо различает предметы по форме и цвету и освоил простейшую сортировку) .
9. Игры со всевозможными сортерами.
Развитие внимания.
Игра в «Найди пару» - с носочками, варежками, карточками (лото).
Игра «Что в этой комнате?» - по заданию мамы искать «что в этой комнате красное, твердое, мягкое и т.п.».
Игра «Где в этой комнате»? (найди, где в этой комнате белый медвежонок, твоя любимая кукла и т.п.).
«Найди по звуку» - мама прячет в комнате играющую музыкальную игрушку – малыш должен найти ее по звуку.
«Найди маму» - игра в прятки (мама прячется так, чтобы найти ее было очень легко, иногда подсказывает – зовя малыша к себе).
«Найди похожий узор» - разновидность игры «найди пару» - найди предметы (платочки, варежки, шапочки) с одинаковым узором (обычно для этого используют нарисованные или распечатанные пособия).
Изучение свойств предметов:
Большой-маленький.
Названия цветов (как базовых – синий, красный и т.п. так и нетипичных – салатовый, розовый и т.п.).
Изучение геометрических фигур (круг, квадрат и т.п.).
Один-много.
Горячий-холодный.
Высокий-низкий.
Вверх-вниз.
Предлоги.
Грустный-веселый.

10. Твердый-мягкий.
11. Грязный-чистый.
12. Спереди-сзади.
13. Сухой–мокрый.
14. Колючий.
15. Гладкий.
16. Шершавый.
17. Легкий –тяжелый.
Лексические темы:
Посуда.
Рыбы.
Растительность (деревья, кусты, трава, цветы, листья).
Машины.
Кораблик.
Домики.
Цветы.
Грибы.

9. Мой дом (кухня, ванная, туалет, прихожая, гостиная, спальня, детская, шкафы).
10. Город (улицы, дома, дворики, проезжая часть, общественный транспорт, парки).
11. Овощи, фрукты.
12. Продукты, еда.
13. Животные домашние.
14. Животные дикие.
15. Одежда.
16. Мебель.
17. Птицы.
18. Части тела, части лица.
19. Насекомые (муравей пчелка и т.п.).
20. Солнышко, тучки, месяц, луна, звезды, дождь, снег, лужи.
Творчество.
Рисование: восковыми мелками, красками, фломастерами (лучше брать на водной основе (“washable”) – они хорошо отстирываются). Карандашами в этом возрасте деткам рисовать как правило трудновато – нужно делать сильное усилие, чтобы оставить след на бумаге, кроме того они быстро ломаются.
Учить пользоваться красками – мыть кисточку после каждого цвета, смачивать кисточку в воде.
Рисование пальчиками.
Рисование губкой (полосочками и штампиками, вырезанными из губки для мыться посуды, для рисования губкой используется гуашь или пальчиковые краски).
Рисование силуэтов: из листа бумаги делается трафарет - внутри листа вырезается простой силуэт - например, елочка, домик, грибочек. Трафарет накладывается на чистый лист бумаги, малыш разукрашивает окошко трафарета (силуэты елочки, грибочков и т.п.). В конце работы трафарет удаляется и на нижнем листе бумаги остается симпатичное детское творчество.
В игровой форме начинать учиться рисовать линии (вертикальные, горизонтальные), ближе к 2 годам – кружки. Важно – навыки рисования линий и кругов в этом возрасте очень индивидуальные, кто-то учится этому позже, кто раньше, обязательно нужно учитывать интерес и способности малыша.
Ближе к двум годам можно начинать осваивать раскрашивание (тоже очень индивидуально - все - таки большая часть детей успешно осваивают это умение где-то после двух). Учиться раскрашивать лучше красками – такая техника намного легче для ребенка. Можно начинать обучение, раскрашивая вырезанные из бумаги силуэты рыб, грибочков и т.п.
Лепка из пластилина, теста – учить отщипывать комочки, прикреплять их к бумаге (выполнять композиции «покорми курочку зернышками, сделай собачке котлетку" и т.п.), делать колбаски, лепешечки, прятать в пластилин/тесто предметы и находить их, резать тесто ножичком, раскатывать скалочкой, оставлять на тесте отпечатки, вырезать фигурки специальными формочками (похожими на формочки от печенья). В описанных навыках лепки все также индивидуально – что-то ребенок легко усвоит в 1,5 года, что-то «придет» уже после двух – у всех по-разному.
Аппликация из бумаги (различной фактуры), аппликация из рваной бумаги, аппликация из «скомканной» бумаги.

10. Аппликация крупой.
11. Аппликация на тесте (на тесто выкладываются различные предметы (фасоль, мозайка, желуди и т.п и вдавливаются в тесто - получаются интересные орнаменты).

12. Поделки, сочетающие в себе различные техники (лепка и моделирование, аппликация и лепка и т.п.).
Моделирование.
Строить дорожки из кубиков, конструктора, книжек.
Учиться делать аппликации из 2-3 элементов (например: домик (3 элемента) – крыша, дом, окно; дерево (два элемента) – ствол и листва). Важно: сначала ребенок должен хорошо научиться делать аппликации из одного элемента и аппликации из нескольких объектов.
Строить домики из конструктора (квадратик и треугольная крыша).
Играть в конструкторы по типу «Лего» (спонтанное моделирование).
Развитие мелкой моторики в 1,5 года.
Развивать моторику, занимаясь творчеством – лепкой, рисованием, аппликацией.
Рвать бумагу.
Развертывать «сюрпризы» (предметы завернутые в фольгу или несколько слоев бумаги).
Пересыпать крупу – ложкой, руками, стаканчиками, искать в ней спрятанные предметы, готовить суп куклам.
Игра с сортерами, рамками-вкладышами.
Учиться собирать губкой воду со стола.
Учиться выжимать губку.
Игры с пирамидкой (учиться нанизывать).
Учиться нанизывать бусы (специальные детские).

10. Игры с крупной мозайкой (ближе к двум годам, индивидуально).
11. Игры с песком – учиться делать куличики, пирожки, насыпать, пересыпать.
12. Игры с конструктором типа «Лего» (соединение деталей, разъединение деталей).
13. Игры с прищепками.
14. Кубики – строить башни, строить домики.
15. Учиться открывать-закрывать всевозможные замочки – либо играть с настоящими, либо сделать или купить специальную доску:
16. Учиться складывать матрешки.
17. Играть со стучалками и забивалками:
18. Доставать мелкие предметы ложкой из блюда (сначала столовой ложкой - это легче, потом чайной):
19. Вылавливай мелкие предметы ложкой из воды.
20. Переносить округлые предметы в ложке по комнате.
21. Переливать воду стаканчиками (идеально – играть в ванной во время купания).
23. Переливать воду из детского чайника в чашку.
23. Вылавливать шарики в воде маленьким ситечком.
24. Взбивать мыльную пену венчиком (в тарелку с водой добавляется пару капель моющего средства).
25. Оставлять отпечатки на тесте различными фигурками и формочками.
26. Рисовать палочкой на земле или песке на улице.
27. Рисовать пальчиком на манке.
28. Клеить наклейки.
29. Коробочки, баночки с крышечками, мешочки – учиться открывать и закрывать.
30.Игра «наклей фигурку на свое место»:
31.Маленькие резиночки – учиться надевать на пальчики, палочку от пирамидки, на небольшие резиновые игрушки:
32.«Копилка» - опускать различные предметы небольшого размера (пуговицы, монетки, фасоль, макароны) в небольшие прорези на коробочках и баночках:
33.Учиться пищать пищащими игрушками.
34.Брызгаться брызгалками в ванной.
35.Массировать пальчики массажным мячиком (например в сопровождении с потешками).
36.Игра с мелкими предметами (если соблюдены правила безопасности) – пуговицами, камушками, бусинами и т.п.
37. Застегивать-расстегивать липучки (на обуви, в специальных игрушках).

Развитие речи и артикуляции.
Продолжать учиться звукоподражанию, учить как говорят животные (ква-ква, бум-бум и т.п.) - если малыш еще плохо говорит. Если развитие речи в норме – продолжаем осваивать те звукоподражания, которые еще не освоили – тренируем речевой аппарат (учимся произносить сложные звуки в простых звукосочетаниях).
Учимся дуть (выдуваем мыльные пузыри, задуваем свечки, сдуваем ватные шарики и т.п.) – навык индивидуальный – у многих он развивается уже после двух лет.
Выполнять пальчиковую гимнастику, развивать моторику.
«Мама-радио» - стараемся много говорить с ребенком, сопровождать обсуждением большинство действий и дел (давай одевать шапочку, штанишки, сейчас будем кушать, смотри, какой цветочек и т.п.). Стараемся говорить с ребенком медленно и четко (чем медленнее и четче в обычной жизни говорит мама, тем легче, быстрей и правильней начинает говорить ребенок. Представьте себе учительницу китайского, которая бубнит себе под нос со скоростью 300 слов в минуту - как быстро вы заговорите на китайском?).
Читать книги.
Если ребенок говорит достаточное количество слов – совместно рассказывать стихи (мама начинает – «наша Таня громко…» ребенок продолжает– «плачет!») - обычно это возможно осуществить в среднем - к двум годам (у всех индивидуально).
По возможности - побуждать ребенка к речи и звукоподражаниям (скажи «дай!», «скажи, что это», «скажи, как мяукает кошечка», и т.п.).
Обыгрывать различные ситуации с игрушками, в процессе которых ребенок будет говорить простые слова и звукоподражания («давай покачаем куклу, спой ей „а-а“, „побибикай машинкой - “би-би», «попроси у мишки чашку, скажи, „дай, мишка!“ и т.п.).
Развитие музыкального слуха, чувства ритма.
Логоритмика - танцы под музыку (например Железновых).
Игра на детских музыкальных инструментах (в том числе самодельных).
Знакомимся с понятиями «громко – тихо» (играем на ложках, барабане громко-тихо).
Знакомимся с понятиями «быстрая - медленная музыка».
«Прислушайся! (прислушиваемся к разным звукам – как капает вода из крана, чирикают птицы, шумят деревья, едет машина и т.п.).
Знакомимся с понятиями «шум – тишина».
Прослушивание классической музыки фоном.
Активное слушанье классической музыки – обсуждение («вот это быстрая и веселая музыка, она расказывает нам как быстрые птички летают по небу, мы вот так быстро и весело танцуем под нее. А вот грустная, спокойная музыка, это кошечка скучает - мы вот так медленно танцуем под нее» – ребенок вслушивается в музыку, интуитивно начинает понимать, что у каждой музыки свой характер и особенности).
Просить ребенка выполнять просьбы шепотом (развивает слух – „принеси куклу, дай мячик“).
Развитие сенсорики.
Игра с разными материалами – кусочками ткани разной фактуры, клубочками, щеткой и т.п.
Аппликация из материалов разных фактур (гофрированной, бархатной, наждачной бумаги, ваты, ткани и т.п.).
Ощупывание различных предметов дома (диван мягкий, пол твердый, чашка с чаем теплая, кефир из холодильника холодный, кошечка пушистая, щетка колючая и т.п.).
Ощупывание природных материалов на улице – кора деревьев шершавая, вода мокрая, листик гладкий, стебель тысячелистника, одуванчик, верба – пушистые, железная скамейка твердая и холодная и т.п.)
Играть в игру «найди пару» с кусочками ткани.
Гимнастика и развитие координации.
Логоритмика – танцы под музыку Железновых и др.
«Пройди по комнате, не задевая предметов» - передвижение по комнате, загроможденной различными препятствиями.
Учиться ходить по дорожке (из книжек, ленточек и т.п.).
Перешагивать препятствия (высоко поднимая ноги).
Катать мячики, машинки.
Кидать мячики.
Учиться прыгать на месте (можно учиться прыгать на фитболе или батуте).
Бить по мячу ногой.
Ползать по лабиринту (покупному или самодельному - из стульев и т.п.).
10. Лазать: на детской площадке (горки, стеночки и т.п.) и дома: на спорткомплексе, на диван - с дивана, забираться на стул и т.п.
11. Учиться переносить различные предметы на подносе.
12. На улице – побольше ходить (но не заставлять ребенка ходить, если он не хочет). Если ребенок отказывается идти – значит устал или не может! К трем годам малыш окрепнет и сам с удовольствием будет топать на значительные расстояния (проверено миллионами мам трехлетних детей), если торопить события и «заставлять» ребенка ходить - это может негативно сказаться на развитии суставов и костей.
13. Ходить по наклонным поверхностям - в горку, с горки, по пандусу, по лестнице.
14. Толкать тележку, игрушечную коляску.
15. Тянуть за собой предметы на веревочке.
16. Играть с мамой в догонялки.
17. Игры на фитболе по возрасту.
18. Простая зарядка по возрасту, сопровождающаяся потешками.
19. Ходьба по массажным коврикам и массирующим поверхностям (камушкам, каштанам, песку, траве и т.п.).
20. Учиться водить с мамой хоровод (ближе к 2 годам).
21. Висеть на кольцах, перекладинах, ходить на руках.
23. Учиться катать машинку через “тоннель”.
24. Играть в разные способы ходьбы (как мишка, широко расставив руки и ноги; как зайчик, подпрыгивая; как лошадка, поднимая ноги; как солдат, маршируя).
25. Ловить выпущенные мамой мыльные пузыри и лопать их.
Ролевые игры.
Положи куклу, мишку спать (качаем, поем а-а).
Покорми, умой куклу.
Шофер - отвези игрушку на машинке-грузовичке.
Ближе к двум годам – игра с посудкой, в кухню.
Стираем и развешиваем белье.
Изображать других животных (ходить как мишка, прыгать и квакать как лягушка и т.п.).
Развивающие упражнения в быту.

(Выполнять, исходя из способностей ребенка, значительную роль играет интерес малыша, если не интересно – ребенок может отказаться выполнять задания).

1. Учиться есть ложкой (у всех индивидуально, упор делаем на слово «учиться» - т.е. важен процесс, а не результат, не нужно форсировать события. Очень хорошо помогает освоить еду с помощью ложки игра «пересыпь крупу ложкой из мисочки в чашечку»).
2. Пить из трубочки, из чашки.
3. Учиться соблюдать чистоту во время еды («учиться» - концентрироваться на процессе, а не на результате, показывать, что пролитое нужно вытереть, рассыпанное собрать, что лучше не проливать на одежду и т.п. Не ругать за неопрятность, но учить опрятности.)
4. Учиться вытирать со стола.
5. Учиться собирать губкой воду и отжимать губку.
6. Переносить легкие, но крупногабаритные предметы (»помоги поставить тазик на место").
7. Поливать цветы (лучше всего из леечки летом на улице – не страшно облиться и залить все кругом).
8. Помогать маме развесить белье (подать одежду, повесить одежду и прикрепить прищепкой).
9. Помогать маме готовить кашу – насыпать крупу в кастрюлю, с помощью мамы открывать кран (клапан) и мыть крупу, наливать воду в кашу.
10. Снимать шапку, варежки (некоторым по силам снять носки и штаны).
11. Помогать маме разбирать сумки после магазина (учить названия продуктов, запоминать места где они лежат, класть их вместе с мамой на место).
Социальные навыки.

Все указанные ниже рекомендации очень индивидуальны, главный критерий обучения социальным навыкам в этом возрасте – большинство действий должны совершаться легко, а если есть затруднения – значит конкретно для вашего малыша еще не пришло время осваивать такие навыки.
Здороваться и прощаться (ручкой или голосом).
Жалеть (совершать действия по просьбе мамы – гладить, по настоящему сопереживать чужое горе ребенок научится позже).
Делиться и меняться (не настаивать и не заставлять. Просто учить, показывать собственным примером). Не давить на ребенка, если он не хочет отдавать игрушку – уважать его право играть своими игрушками.
Помогать маме (для мамы это будет шуточная помощь, для ребенка - настоящая) – вешать белье, приносить предметы и т.п.
Показывать ребенку кукольный спектакль с использованием мягких игрушек, в котором небольшие короткие сценки учат доброте, сопереживанию, дружить, делиться, не драться и т.п.

Но этот список был бы воистину неполным, если бы я не рассказала еще кое о чем:

Я лично была знакома с довольно развитыми детьми, мамы которых с ними почти не занимались или занимались мало. Секрет развития их ребенка был прост - мамы очень любили своих детей безусловной любовью, принимали их такими, какие они есть, много с ними общались, проводили достаточно времени на свежем воздухе и загородом, обеспечивали (вольно или невольно) хорошую развивающую среду (не ограничивая познавательный интерес ребенка, разрешали ему активно изучать окружающий мир (трогать, крутить, играть с множеством предметов). И результат не заставил себя ждать!

Добавлю, что все рекомендации о том когда, что и как развивать у детей стоит применять индивидуально. Здесь приведены примерные направления для обучения «среднестатистического» ребенка. У каждого конкретного малыша развитие идет своим ходом (иногда скачками), поэтому может случиться, что какие-то навыки ему будет освоить сложнее (но только пока, именно на данный момент), а какие-то, в отличие от большинства своих сверстников, он наверстает шутя. Также стоит понимать, что если ребенку только-только исполнилось полтора года – многие из нижеперечисленных игр и занятий могут быть для него более сложными, чем если бы ему было почти два года.

Игры для ребенка от 2,5 до 3 лет носят совершенно иной характер чем тогда, когда он был еще совсем малюткой. Оно и понятно. Малыш стал совсем взрослый. Если до 2 лет главным человеком в его жизни была мама, то теперь ребенок больше стремится к общению со сверстниками. Большую радость ему может доставить общение с бабушками, дедушками, т.е. с теми людьми, которых он видит не очень часто.

В играх максимальный акцент нужно сделать на развитие речи, внимания, творческих способностей. Ребенка нужно научить планировать свои действия. Но главное не переусердствовать, сделать все в легкой и непринужденной форме.

Игры могут быть абсолютно любые, их можно выдумывать «на ходу», тут же при ребенке мастерить необходимые «аксессуары». Отличным примером может служить тактильное лото, про которое на сайте написано .

Что еще можно сделать? Как правило, в этом возрасте ребенок уже ходит в детский сад, там с ним занимаются педагоги. Но по вечерам и в выходные дома можно заняться чем-нибудь простым, но интересным. Например, помочь маме с приготовлением печенья - раскатывать тесто так здорово!

Или, пока мама нарезает овощи для жаркого, можно построить небоскреб, нанизывая макаронинки и колечки от сухих завтраков на спагетти. Несмотря на кажущуюся легкость, задача может быть сложной для ребенка 2,5 лет, так как спагетти легко ломается. Требуется аккуратность и сосредоточенность. Если малыш сильно расстраивается или «психует» от неудач, то лучше вспомнить про эту игру через месяц-два.

Как вариант для младшего возраста: возьмите вместо спагетти палочку (для японской кухни, наверняка есть) и пусть ребенок нанизывает на нее сушки. Это гораздо проще.

О других играх с крупами и макаронными изделиями - .

Можно делать аппликацию из тонкого строительного скотча:

Или стирать кисточкой нарисованный мелом на доске рисунок:

Помните, что игры доставляют детям большую радость, а жизнерадостный ребенок – это счастье для всех родителей. Вот еще несколько примеров игр.

«Договори слово»

Цель игры

Развить мышление, слуховое восприятие, сообразительность и речевую активность ребенка.

Описание игры

Говорите ребенку первые слоги знакомых ему слов, а он должен закончить слово.

Примечание. Каждый раз выбирайте более сложные слова, если ваш ребенок благополучно справился с предыдущим занятием.

«Рисуем клубочки»

Цель игры

Сформировать зрительное восприятие и развить мышление ребенка.

Реквизиты

Фломастеры, карандаши и бумага.

Описание игры

Посадите ребенка за стол. Нарисуйте несколько клубочков разной величины и цвета перед ним. Затем покажите ребенку, как нужно рисовать клубочки. После этого возьмите руку малыша в свою и нарисуйте клубочек вместе. Дайте возможность ребенку самостоятельно нарисовать эту фигуру.

Чтобы заинтересовать малыша этой игрой, нарисуйте рядом котенка и объясните ему, что вы рисуете клубочек для котенка. Также можете прочитать следующее стихотворение:

Как у нашего кота
Шерстка очень хороша,
Как у котика усы
Удивительной длины,
Он очень смелый,
Наш котик белый.

Примечание. Можно нарисовать клубочки разного размера и цвета и сравнить их вместе с ребенком.

«Намотай нитку»

Цель игры

Развить координацию и мелкую моторику рук ребенка.

Реквизиты

Для игры вам понадобятся катушка ниток, фломастер или карандаш.

Описание игры

Участники игры должны разделиться на пары. Каждой паре выдается фломастер или карандаш и катушка с нитками.

После условного сигнала детям нужно наматывать нитки на карандаш или фломастер. Выигрывает пара, справившаяся с поставленной задачей быстрее всех.

Примечание. Следите за тем, чтобы все фломастеры были плотно закрыты.