Ребеночку 3 месяца. Новорожденный ребенок на третьем месяце жизни

В горизонтальном положении он держит голову прямо, однако ее все же нужно поддерживать: спина у младенца еще слабая. Конечности, напротив, обретают все больший тонус. Движения малыша делаются более многообразными, более активными. Он может переворачиваться со спины на бок. Развивается координация движений. Ребенок может сознательно удерживать предметы, которые учится узнавать на ощупь, однако основной способ познания мира на этом этапе развития - рот. Младенец начинает брать в рот все, что оказывается у него под рукой.

Ритм ребенка

Сон

На смену почти постоянной дремоте первых недель приходят достаточно длинные и регулярные периоды настоящего сна. Многие младенцы спят не менее чем по шесть часов за ночь, а также подолгу бодрствуют, особенно в конце дня. Малыш начинает различать события, задающие ритм дня: сон, кормления.

Питание

Если вы все еще кормите ребенка грудью, он просит грудь пять-шесть раз в день и при этом, возможно, делает перерыв на ночной сон. Если малыш на искусственном вскармливании, он выпивает в день порядка пяти бутылочек искусственной смеси по 150 мл.

Органы чувств ребенка

Слух

Младенец уже хорошо слышит. Он поворачивает голову в сторону источника шума, прекрасно узнает и локализует звуки. Ему нравится музыка, но более всего ему приятны голоса родителей и родственников.

Зрение

Периоды, когда младенец наблюдает за окружающим миром, значительно удлиняются. Он открывает для себя свои руки и поворачивает голову, следя за движущимися предметами. Ему очень нравится наблюдать за движением и смотреть на яркие цвета. Теперь он видит все очень четко и понимает, что предметы различаются по размеру и расстоянию до них. Это особенно заметно, когда он пытается взять их в руки.

Когда малыш бодрствует

Малыш начинает много общаться, прежде всего за счет движений тела. Так, он съеживается, отказываясь ложиться спать, тянется по направлению к желанному предмету. В это время также возникают самые первые зачатки речи - гуление, которое становится все более многообразным и радует всех окружающих, в том числе и самого ребенка: ему так нравится себя слушать! Кроме того, в три месяца ребенок впервые смеется. Младенца крайне интересует все, что его окружает; он может подолгу изучать свои ноги и руки. Он познает мир взглядом, ему очень нравится находиться в компании. Для него очень важны каждодневные ритуалы: они ему нравятся, он их ждет.

Этот разнообразный мир

Малыш с увлечением рассматривает собственные ручки и в какой-то момент совершает первое управляемое действие - хватает одной рукой другую. Возьмите большую цветную резинку для волос и надевайте ее крохе то на одно, то на другое запястье. Яркий предмет еще больше привлечет внимание, и малыш будет с увлечением тренировать хватательные движения.

Разглядывать ножки - занятие не менее интересное, особенно если вы наденете на них цветные носочки. Еще лучше, если носочки будут разных цветов, чтобы развивалось не только восприятие цвета, но и ощущение контраста.

К третьему месяцу малыш уже не просто разглядывает предметы, но и начинает ими манипулировать. Поэтому надо позаботиться о том, чтобы в его арсенале были игрушки с самыми разнообразными свойствами.

Игрушка-пищалка учит анализировать причинно-следственные связи: «Если я нажимаю, она пищит. Если не нажимаю - не пищит». Для ребенка это не просто игра, это огромный шаг вперед в умении координировать и осознавать свои движения, ведь до сих пор они носили хаотичный характер.

Для познавательного развития очень важно, чтобы игрушки отличались друг от друга на ощупь. Это могут быть разные колечки: гладкие, шершавые, ребристые, пластмассовые, матерчатые... Попеременно вкладывайте их то в правую, то в левую руку ребенка (нужно развивать обе руки).

Совет : Отличные развивающие игрушки для этого возраста можно сделать своими руками. Возьмите маленькие пластиковые баночки из-под питьевого йогурта с завинчивающейся крышкой. Они как раз подходящего размера, чтобы ребенок легко захватывал их ладошкой. Наполните бутылочки горохом, гречкой, пшеном, манкой, фасолью. Получатся погремушки, причем все разные - разного веса, с разным звуком. Времени на изготовление таких игрушек уйдет совсем немного, а для ребенка это станет увлекательной игрой, знакомящей его с новыми ощущениями. Если крышка плотно закручивается, можно налить в бутылочку воду.

Сенсорный коврик . Ребенок уже достаточно много времени проводит на животе, так что пора выкладывать его на коврик. Сенсорный коврик должен быть составлен из элементов, отличающихся по фактуре, чтобы и ручки, и ножки ребенка знакомились с разными ощущениями.

Совет : Соберите кусочки ткани - мешковину, шелк, бархат, ситец. Сшейте несколькими стежками и дайте ребенку. Для него это будет очень интересная игрушка, ведь каждый лоскуток ощущается по-своему. Так происходит сенсорное развитие.

Пора осваивать понятия «вверх» и «вниз». Играем в «самолетик»: «Полетели-полетели, - поднимаем ребенка на руках. - Вверх! Вниз! Вверх! Вниз!»

Психологи и логопеды говорят, что в три месяца появляются первые предпосылки к речи . Если раньше звуки, которые издавал малыш, были никак не связаны с ситуацией, то теперь вы можете заметить, что в одних случаях, например, при удивлении, он говорит «кхе», при появлении мамы «кху» и т. д. Это первая попытка что-то сказать без крика и плача.

Ребенок активно познает и усваивает эмоции, наблюдает за выражением лица взрослого. Раньше я советовала повесить над кроваткой фотографии улыбающихся мамы и папы. Пришла пора вносить разнообразие и в мир чувств. Купите или сделайте сами двустороннюю рожицу , с одной стороны веселую, а с другой - грустную. Подвесьте ее над кроваткой так, чтобы она крутилась, и малыш видел то одну, то другую сторону. Чтобы игрушки, подвешенные над кроваткой, не приедались, можно их чередовать: один день карусель, один день рожица, один день сенсорное панно - его можно прикрепить на стенку кроватки.

Эмоции должны появляться и в песенках-потешках. Если раньше они были очень короткими, мелодичными и убаюкивающими, то теперь пора включать в них и отрицательные эмоции. Например, грозным голосом: «Идет коза рогатая за малыми ребятами». Тот же «волчок», который «укусит за бочок», уже может звучать не так безобидно. Так мы учим ребенка понимать, осознавать и выражать свои чувства. Конечно, мы только в самом начале пути. Все, что он сейчас поймет, - это «грустный», «веселый», «испуганный». Но важно этот путь начать. Проблема в том, что часто сами взрослые оказываются недостаточно эмоциональными. А бывает, что мама или папа стесняются проигрывать перед ребенком разные чувства, боясь показаться смешными. Особенно это относится к папам. «Я что, ненормальный, чтобы кривляться?» - возмущаются они на предложение изобразить печаль или испуг. Постарайтесь объяснить вашему мужу, что это совсем не кривляние, а серьезное, важное дело, которое очень нужно сейчас вашему ребенку.

В играх с малышом можно использовать матерчатую куклу, надетую на руку. Младенец воспринимает куклу как отдельное существо, постороннее и непонятное. И очень важно, чтобы этот посторонний был ласковым и дружелюбным - пусть он погладит, обнимет малыша. Материал, из которого сделана кукла, должен быть мягким и приятным на ощупь. Эта игрушка учит тому, что не только мама может быть ласковой и нежной. Мы можем получать тепло и ласку от совершенно незнакомых, посторонних для нас существ. Да, пока это только кукла. Но так мы начинаем готовить ребенка к появлению незнакомых людей в его жизни, учим его воспринимать их без страха - позитивно и спокойно.

Пустышка

Давая младенцу пустышку, мы, разумеется, преследуем самые благие цели. Но с самого начала надо понимать, что рано или поздно от пустышки придется отказаться. Это может стать проблемой, и я считаю, что пустышку лучше вообще не давать. Если уж совсем невозможно обойтись без дополнительного сосания, пусть это лучше будет бутылочка с водой. Психологи говорят, что для очень небольшой категории детей, особенно возбудимых и тревожных, лишенных непосредственного контакта с мамой, пустышка нужна. Но мы сейчас говорим не о сверхтревожном, а о хорошо и правильно развивающемся ребенке, за которым ухаживает мама. На мой взгляд, ему пустышка не нужна. Подумайте о будущем. Малыш, приученный успокаиваться через сосание, скорее всего, сохранит эту привычку и во взрослом возрасте. Это значит, что впоследствии он будет «заедать» напряжение, грызть ногти и курить, потому что других механизмов преодоления стресса у него не выработается.

Но что делать, если вы уже приучили ребенка к пустышке? Помните, что отучить в три месяца гораздо проще, чем в полгода или в год. Но отучить - не значит просто отнять. Необходимо предложить что-то другое взамен. Взрослые, чтобы бросить курить, часто начинают грызть сухарики, семечки. А с маленьким ребенком можно начать играть. Вот он заплакал - дали бутылочку с водичкой. Выплюнул бутылочку - взяли на руки, начинаем гулять по комнате. Поддерживайте активное состояние малыша, обращайте его внимание на игрушки, разговаривайте. Так вы даете ему возможность успокоиться какими-то другими способами. Конечно, некоторое время он будет плакать. Но чем дальше, тем труднее вам будет избавиться от пустышки. Бывает, что дети ходят с ней и в три года, что с психологической точки зрения абсолютно бессмысленно. В этом возрасте дети успокаиваются другими способами, а пустышка - это уже просто привычка, от которой трудно избавиться и которая к тому же портит прикус.

Режим дня

Одних родителей раздражает то, что режим никак не складывается, другие не понимают, зачем он вообще нужен. Образ жизни по принципу «как сложилось, так и хорошо» обычно ведут те мамы, которые кормят по требованию и все время носят ребенка с собой. Если и маме, и ребенку это удобно, то можно жить и без режима.

Но мне намного чаще приходится сталкиваться с противоположной проблемой: «Ни до чего руки не доходят. Хочу уже, наконец, точно знать, когда он ест, когда спит, чтобы жизнь вошла в свой ритм, и можно было как-то планировать день». Лично мне такая позиция ближе. Мир устроен таким образом, что человеку приходится подчинять свою жизнь каким-то условиям. Мы выходим на работу в одно и то же время, мы возвращаемся с работы в одно и то же время. Хорошо, если мы получаем пищу в одно и то же время - для здоровья это полезнее. Иногда мы сами себе придумываем какие-то ограничения, которые дают нам возможность чувствовать себя спокойнее. Например, в одно и то же время ложимся спать. Или смотрим по вечерам одну и ту же передачу. И ребенку наличие режима также дает уверенность в каждом следующем дне. Пусть в три месяца это еще не важно, но пройдет совсем немного времени, и вы заметите: он соглашается есть только из одной бутылочки - и никак иначе. Потом он в сотый раз захочет послушать одну и ту же сказку. «Якоря» стабильности нужны всем - и детям, и взрослым.

Одним из таких «якорей» у малыша может стать ритуал укладывания. Казалось бы, какие ритуалы могут быть на третьем месяце? Это с детьми постарше можно пойти помыть ручки, уложить кукол. На самом деле с маленьким ребенком ритуализировать жизнь еще проще. Если мы будем совершать одни и те же действия, допустим, задергивать шторы, включать одну и ту же музыку, менять освещение, ребенок постепенно привыкнет к тому, что в это время пора засыпать.

Для чего это нужно? Дело в том, что рано или поздно возникнет необходимость выйти из дома, оставить малыша на другого человека. И ритуал вам поможет: исчезновение одного источника стабильности (мамы) будет компенсировано присутствием всех остальных. Если вы таким образом тщательно выстроите весь режим дня, то ваш выход на работу пройдет безболезненно, - разумеется, при условии, что малыш будет доверять тому человеку, который с ним останется.

Мама: «Я не железная!»

На третьем месяце женщина может почувствовать, что в ней копится раздражение. Оно приходит из-за усталости, из-за неопытности, из-за отсутствия помощи и ощущения потери того мира, в котором она жила раньше. Третий-четвертый месяц - это период, когда молодые мамы достаточно часто обращаются за помощью к психологу, чтобы понять, что с ними происходит.

Раздражительность иногда приводит к тому, что мы кричим на собственных детей, даже на грудничков. За криком следует чувство вины, которое потом может преследовать долгие годы. Некоторые мамы на консультации признавались мне, что и через десяток лет продолжают корить себя за то, что когда-то в раннем детстве накричали на свою кроху. Надо сказать, что такое непроходящее чувство вины крайне непродуктивно. Ребенку наше самоедство ровным счетом ничего не дает, более того, оно может сильно исказить детско-родительские отношения. Родитель, чувствующий себя виноватым, задабривает ребенка, а это уже совсем никуда не годится.

Так что же делать с раздражительностью? Как с ней справляться?

Прежде всего, помните: если вы злитесь на своего ребенка, это не значит, что вы его не любите. Раздражение - совершенно нормальная эмоция, возникающая на фоне недосыпа, хронической усталости, больших нагрузок, отсутствия помощи и прочее. Есть у него и физиологическое объяснение. Счастливы те, кто по-прежнему не испытывает проблем с кормлением грудью, но статистика показывает, что именно на третьем-четвертом месяце количество молока часто начинает сокращаться, а вместе с ним - и количество серотонина и эндорфинов, которые выделяются организмом женщины. В результате мама начинает острее переживать свои неудачи, больше тревожиться за ребенка. Могут даже случаться приступы беспричинной грусти, когда женщина просто сидит и плачет, непонятно почему.

Если раздражение подавлять, копить и не признаваться себе в нем, то рано или поздно оно прорвется наружу в виде крика на ребенка, крика на мужа. Поэтому очень важно не обманывать себя, не отворачиваться от неприглядной реальности, а осознать свои чувства и честно сказать себе: «Я раздражена». Ничего постыдного в этом нет.

Просите о помощи.

Случай из практики: «Я совсем из сил выбилась. Он иногда кричит по несколько часов. Этот крик разрезает мне мозг, душу разрывает, я не знаю, куда деться. Хожу с ним по комнате - не успокаивается. Пою - не успокаивается. И чем больше он кричит, тем больше я раздражаюсь. А чем я больше злюсь, тем сильнее он кричит».

Да, это действительно замкнутый круг. У раздраженной, уставшей мамы и младенец будет уставшим и раздраженным. В этот момент вы не в состоянии его успокоить, вам самой нужна помощь. Срочно отдавайте ребенка на руки мужу, бабушке. Может помочь любой человек, к которому ребенок уже привык, - ваша сестра, тетя, дядя. Отдали - сами ушли в ванную, отдышались, успокоились. Одна моя знакомая называла это так: «Пойду делать для ребенка маму!» Вам действительно нужно немного передохнуть и прийти в себя. Проще всего включить кран с водой. Вода очень хорошо снимает напряжение. Умойте лицо, помойте руки, выпейте стакан воды, посмотрите на себя в зеркало (это помогает вернуться к себе из хаоса бурных эмоций). А дальше - возвращайтесь в комнату, выключайте свет, ложитесь на кровать вместе с малышом. Никаких активных действий! Дышите медленно и размеренно, пусть он почувствует спокойный ритм вашего дыхания. Иногда это срабатывает.

Главная причина вашего напряжения - не сам по себе крик ребенка, а беспокойство за него и чувство своего бессилия. Найдите какие-нибудь слова или действия, которые бы вас успокаивали в ситуации, когда вы ничего не можете сделать. Мне, например, помогала фраза: «Все пройдет. И это тоже». Кто-то начинает про себя напевать определенную мелодию. Это называется «концентрация на простых действиях». Повторение этих действий помогает нам сосредоточиться на них, обрести опору и успокоиться.

Одна из причин раздражительности - повышенная тревожность.

Случай из практики: «Я все время боюсь, что у моего ребенка заболят уши. Как только он начинает кричать, первым делом кидаюсь на них нажимать, как меня учили подруги. Я нажимаю - он кричит еще больше. И мне кажется, что это точно отит. Бегу звонить врачу. Мой страх еще ни разу не подтвердился, но я все равно боюсь. Врач говорит, что я слишком впечатлительная. Да я и сама понимаю, что уже замучила его своими ложными тревогами».

Тревога свойственна любой матери. Иногда она принимает гипертрофированные формы, и мамы начинают придумывать различные ужасы. Тем не менее материнская тревога - это совершенно нормальное чувство.

Но как сделать так, чтобы тревога не «зашкаливала»? Прежде всего, больше спать, больше гулять и осваивать больше навыков. Если вы чего-то боитесь, нельзя бездействовать. Не позволяйте страху завладеть вами и не становитесь его пассивной жертвой. Осознайте свой страх и начинайте работать. Боитесь, что младенец простудится, - займитесь закаливанием. Боитесь отитов - прочитайте как можно больше об их профилактике. Боитесь, что в подростковом возрасте ребенок попадет в дурную компанию, - читайте литературу о том, как помочь ребенку найти друзей. Чем больше мы знаем, тем меньше боимся.

Телесный контакт с папой

О контакте «кожа к коже» обычно говорят в связи с мамой. Но такой контакт необходим и с отцом. И к третьему месяцу его вполне уже можно осуществить. Начинайте устраивать малышу воздушные ванны: попросите мужа раздеться по пояс, взять на руки голенького ребенка и походить с ним по квартире. Пусть вместе закаляются. Если в более раннем возрасте многие мужчины не решаются брать младенца на руки, то ближе к трем месяцам страх отступает: малыш уже не выглядит таким хрупким и беспомощным, держит головку и, самое главное, позитивно реагирует на происходящее, выдавая комплекс оживления.

Введите такой ритуал закаливания в свой распорядок дня. Скажем, каждый день 5 минут перед кушанием гуляем по квартире у папы на руках. Если ребенок находится на искусственном вскармливании, то папа может и покормить из бутылочки. И это кормление тоже надо использовать для контакта «кожа к коже». Это сближает папу и малыша. В папе пробуждаются отцовские чувства, а малыш проникается к нему доверием, сильнее привязывается и начинает более ярко на него реагировать. А мы уже знаем, что мужчине пока следует доверять только те процедуры, которые вызывают положительные эмоции и укрепляют в нем ощущение своей значимости и своей состоятельности.

Здоровье ребенка

Третий месяц: посещение участкового педиатра

Как в первый и во второй месяцы, врач проверяет физиологическое состояние ребенка, его общее психическое и физическое состояние, состояние его иммунной системы, а также измеряет его.

  • Мальчики - рост порядка 60см и вес 5,8 кг, окружность черепа порядка 41,5 см.
  • Девочки - рост порядка 59 см и вес 5,5 кг, окружность черепа порядка 41см.

Архаические рефлексы почти полностью исчезли. Врач снова оценивает функционирование всех основных органов и систем - проводит обследование сердечной, дыхательной, сосудистой системы. Характеристики нормального функционирования этих систем почти аналогичны тем, которые мы приводили в связи с первым и вторым посещением врача.

Прививки

Если вы начали прививать младенца еще в роддоме, вам будет предложено провести второй этап вакцинации, в частности ввести вакцины от дифтерии, столбняка, полиомиелита, коклюша.

Для каждой проблемы со здоровьем найдется решение.

Насморк

Это первичное воспаление всей ухо-горло-носовой области, вызванное распространяющимися в зимний период вирусами; ему может сопутствовать жар. Воспаление приводит к появлению насморка-или заложенности носа, болезненному раздражению всех слизистых, может давать и другие проявления.

Врач-аллопат предложит вам болеутоляющие и жаропонижающие средства, такие как сироп, и посоветует промывание носа. Если есть риск вторичного заражения, он выпишет антибиотики.

Некоторые виды естественной терапии

Гомеопатия

  • При появлении первых симптомов используйте комбинированный, несложный, но весьма эффективный метод лечения: комплексный препарат «Аллиум цепа».
  • Ночью нос заложен, утром малыш чихает, в течение дня у него скорее светлые выделения из носа: «Рвотный орех 9 СН».
  • Постоянные водянистые выделения из носа и чихание залпами вне зависимости от времени дня; помимо этих симптомов, еще и жар: «Аллиум цепа 9 СН».
  • Приступы сухого кашля без отделения мокроты, ухудшение состояния ночью или при приступах, которые могут перейти в рвоту: «Дрозера 9 СН».
  • Сухой кашель, ощущение жжения и «щекотки» в горле, хриплый голос, обветренные губы: «Арум трифиллюм 9 СН».

Дозировка: по 2 гранулы выбранного препарата (не более 3 препаратов одновременно) на прием; принимать в зависимости от частоты проявления симптомов. Удлиняйте перерывы между приемами или прекращайте прием по мере развития болезни.

Фитотерапия и ароматерапия

Хорошо увлажняйте воздух в комнате ребенка, добавляя в воду не более 5 капель одного или нескольких эфирных масел, обладающих противовоспалительным и антивирусным действием: лаванда лекарственная, коричник камфорный, чайное дерево, пальмароза. Помимо этого, давайте настои из растений, обладающих противовоспалительным и успокаивающим действием.

Бронхиолит

Это респираторная инфекция, которую вызывают сезонные вирусы, получающие распространение в зимнее время. Обычно заболевание не опасно, однако порой оно дает серьезные осложнения, в особенности в случае с грудными детьми до одного года. Это заболевание - одна из основных причин госпитализации детей такого возраста.

Бронхиолиту часто предшествует обычный ринофарингит, сопровождающийся сухим кашлем. О бронхиолите свидетельствует появляющееся через один-два дня затрудненное дыхание. Дыхание учащается, выдохи становятся шумными, свистящими и трудными. Причина этого - скопление в бронхиолах малыша слизи, которая не может выделиться (из-за того, что гладкие мышцы стенок бронховтеряют тонус), а также собственно бронхиальный спазм. Вторичная бактериальная инфекция может спровоцировать осложнения.

В зависимости от состояния ребенка врач пропишет вам сеансы дыхательной кинезитерапии (этот вид терапии обычно пугает родителей, однако он хорошо способствует отделению мокроты); спрей «Вентолин», который применяют при помощи детского ингалятора (бэбихалера) для того, чтобы «открыть» бронхи и впустить в них воздух; кортикоиды (противовоспалительные средства), вводимые обычным способом и/или с помощью ингалятора, а также, возможно, антибиотики - если есть подозрение на вторичную инфекцию.

Природные препараты часто позволяют обойтись без обращения к перечисленным аллопатическим методам.

Гомеопатия

При непроходяшем кашле с приступами удушья систематически применяется препарат «Пертуссинум 15 СН», по 1 дозе в неделю; препарат следует давать ребенку в течение месяца после полного выздоровления.

В зависимости от типа кашля применяются также:

  • при влажном кашле, выделении вязкой, густой и желтоватой мокроты (усиление симптомов после пробуждения и ночью): «Калиум бихромикум 9 СН»;
  • при попеременно влажном и сухом кашле, незначительных выделениях мокроты, хрипах в бронхах и затрудненном дыхании (усиление симптомов ночью): «Калиум карбоникум 9 СН»;
  • при непрекращающемся кашле, доходящем до рвоты, обильном отделении мокроты, приступах сухого кашля (усиление симптомов ночью): «Кошениль 9 СН».

Дозировка: по 2 гранулы выбранного препарата (не более 3 препаратов одновременно) на прием; принимать в зависимости от частоты проявления симптомов. Удлиняйте перерывы между приемами или прекращайте прием по мере угасания болезни.

Фитотерапия и ароматерапия

  • Сироп из растений, способствующих разжижению мокроты: цветки и листья алтеи, мальвы, мака или медвежьего ушка; либо из растений, обладающих противокашлевым и отхаркивающим действием: надземные части будры плющевидной или плюща обыкновенного. Дозировка: 1 соответствующая возрасту доза 3 раза в день в течение 6-8 дней.
  • Массаж грудной клетки и верхней части спины: эфирное масло эвкалипта лучистого, оказывающего противоинфекционное действие на легкие. Растворите 2 капли масла в небольшом количестве мази, делайте массаж утром и вечером.

Какой термометр выбрать для ребенка?

Вашему ребенку хорошо подойдет классический (ректальный) термометр. Однако его использование требует частого раздевания, которое не нравится малышу и может его рассердить. Ушные термометры гораздо дороже, однако благодаря сменным наконечникам их может использовать вся семья. Лобные термометры весьма надежны и просты в использовании, однако дороги.

Позади три первых месяца жизни малыша. Трехмесячный малыш уже многое умеет, но еще большему ему предстоит научиться. Период адаптации к жизни в большом мире уже успешно закончился, малыш наконец стал похожим на пухленьких обаятельных младенцев из рекламы. Чтобы подытожить пройденный путь с самого рождения любящим родителям обязательно хочется знать, что же должен уметь делать ребенок в 3 месяца?

Развитие ребенка в 3 месяца

Под бытовым вопросом, что должен уметь делать ребенок медики понимают так называемое психомоторное развитие ребенка, которое включает психическое развитие и моторное (двигательное). Оцениваются как приобретенные навыки ребенка, так и врожденные рефлексы, а также зрение, слух.

Темпы формирования двигательных и эмоциональных реакций, развития речи в возрасте трех месяцев у мальчиков и девочек примерно одинаковы и больше зависят от состояния здоровья и темперамента малыша, чем от пола. Различия в темпах развития только-только намечаются и проявляются позже, примерно с 6-8 месяцев.

Двигательные навыки

  1. Врожденные рефлексы (опоры и автоматической ходьбы) почти полностью вытеснены более сложными условными и осознанными реакциями.
  2. Прослеживается начальная координация движений.
  3. Малыш лежит на спине без дополнительной опоры и уверенно держит головку лежа на животе.
  4. Если карапуза удерживать вертикально, придерживая подмышки, он может отталкиваться от опоры и попытается толкнуть ножкой предложенный мячик.
  5. Лежа на животике, ребенок опирается на предплечья, прогибается «лодочкой», интуитивно выполняя действия для укрепления мышц спины.
  6. Мышцы маленького человека уже окрепли настолько, что он может поворачиваться на бочок, некоторым деткам даже удается перевернуться на животик.
  7. Физиологический гипертонус окончательно остается в прошлом, ручки больше не сжаты в кулачки, малыш свободно растопыривает ладошки, учится играть с мобилем или другими подвешенными игрушками.
  8. Он уже может целенаправленно прикасаться или ударять по игрушке и с каждым днем у него получается все лучше. Доставать игрушки малыш старается даже лежа. Предлагая ребенку игрушки, мама стимулирует его к дальнейшим действиям.

Бывают и довольно редкие случаи, когда малыш на четвертом месяце жизни способен принять полусидячее положение, но если ваш ребенок этого не делает, пытаться его сажать нельзя. Детский организм, не испорченный ожиданиями социума, сам «знает», к чему он готов, а к чему нет. Следует заметить, что темпы физического развития во многом зависят от отношения родителей к пеленанию – чем большая свобода действий предоставлена крохе, тем быстрее он обучается.

Познание окружающего мира (перцепция)

  1. Трехмесячный ребенок подолгу рассматривает ручки и ножки, тянет их в рот, сводит и разводит, и даже уже может сцепить ручки в замок.
  2. Малыш уже способен определить, где находится источник света или звука, активно ищет его, поворачивая голову.

Речевые навыки

  1. Звуки, которые издает малыш, приобретают эмоциональную окрашенность.
  2. Малыш начинает активно гулить, выражая свое настроение и пытаясь привлечь внимание окружающих.

Взаимодействие с окружающими людьми

  1. Кроха осознанно реагирует на происходящие вокруг события, он улыбается родителям и другим членам семьи, смеется.
  2. Малыш внимательно изучает мамино лицо и ему нужно разрешать прикасаться к разным частям лица, называя их.

Сравнивать темпы развития грудных детей – неблагодарное и бессмысленное занятие, даже если речь идет о родных братьях и сестрах. Если ваш малыш здоров, но пока чего-то не умеет – значит, его время еще не пришло, однако существуют признаки, на которые следует обращать внимание и вовремя корректировать.

Видео календарь развития ребенка от 3 до 4 месяцев

Отклонения в развитии

Важно помнить, что даже совершенно здоровые дети развиваются с разной скоростью и не всегда физическое и психическое развитие идут вровень. Богатейший спектр эмоций и речи, опережающий средневозрастную норму, у таких крошечных деток может сочетаться с некоторой задержкой формирования двигательных навыков и наоборот. Стоит учесть и характер маленького человечка, который начинает проявляться в столь нежном возрасте.

Некоторые малыши, едва освоив новый навык, начинают его активно использовать, протестуя против попыток взрослых как-либо ограничить свободу движения. Другие напротив, долго взвешивают, стоит ли тратить силы на столь «бесполезное» занятие, что им дает новое умение, и к активному применению переходят через несколько недель или даже месяцев.

Следует обратить внимание, если:

  • ребенок в 3 месяца не может следить глазами за предметом;
  • при сильном звуке никак не реагирует;
  • вы еще ни разу не видели, как ребенок улыбается;
  • лежа на животе, голова младенца остается лежать на поверхности и ребенок не пытается ее поднять;
  • отдельные звуки не произносятся ребенком.

Как заниматься с ребенком в 3 месяца

Уже в столь раннем возрасте можно и нужно начинать развивать малыша.

Песенки и потешки

Три месяца – отличный возраст для знакомства с детскими песенками и потешками. Даже если вы по каким-то причинам не делали этого раньше, стоит воспользоваться моментом и обогатить взаимное общение с малышом. Разнообразие звуков и интонаций очень важно для становления речи. Ребенок часто развлекает сам себя, «распевая» произвольные сочетания звуков, в гулении прослушиваются первые согласные.

Подражание речи и движению

При любом общении с малышом желательно комментировать свои и его действия. Это нужно для формирования пассивного словарного запаса крохи. Разумеется, понимать значение слов он научится к более старшему возрасту, но чем больше разговаривать с крохой, тем раньше это произойдет. При общении с грудничком можно и нужно подражать его агуканию и использовать утрированную мимику. Малыши – прекрасные имитаторы и через некоторое время ребенок будет повторять движения мамы.

Прятки

В три месяца уже можно предлагать грудничку простейшие игры, прятаться за пеленкой или прятать от него игрушку, сопровождая появление объекта наблюдения восклицанием «ку-ку».

Лежа на животе трехмесячный ребенок опирается на ладошки и приподнимает уже не только голову, но и верхнюю часть туловища. В таком положении намного удобнее рассматривать окружающую обстановку. Трехмесячного малыша нельзя оставлять без присмотра ни на минуту, ведь он стал таким шустрым!

Рост и вес ребенка 3 месяцев

К концу третьего месяца ребенок набирает от 800 до 900 г. Вырасти он может примерно на 2,5 см.

Показатели нормы*. Возраст ребенка - 3 месяца

Нижняя граница нормы

Верхняя граница нормы

Вес мальчиков, кг

Вес девочек, кг

Рост мальчиков, см

Рост девочек, см

Окружность головы мальчиков, см

Окружность головы девочек, см

*Данные указаны согласно центильным таблицам отечественных педиатров

Что умеет ребенок в 3 месяца:

Узнавать игрушки, которые мама прячет на несколько дней, а потом показывает;

Активно двигать руками и ногами, рассматривая их;

Почти выпрямлять руки;

Узнавать близких людей и просто знакомых;

Удерживать в кулачке погремушку и играть ею;

Опираться на всю стопу, когда папа поддерживает подмышки.

Развитие ребенка в 3 месяца

Игрушки для ребенка трех месяцев

Главная роль в развитии ребенка в три месяца принадлежит игрушкам. Хорошо, если они разные - по фактуре, цвету, назначению, например, звенящие погремушки и матерчатые куколки, которые удобно держать в руке. Во время бодрствования ребенок все активнее двигается, он уже может познакомиться с подвесными игрушками и мобилем.

Совсем скоро он будет тянуться к погремушке осознанно.

Зрение ребенка 3 месяцев

С этого месяца зрение ребенка изменилось - он начал видеть предметы почти так, как взрослый. Если раньше он воспринимал мир каждым глазом отдельно, то сейчас его зрение становится бинокулярным. Малыш уже может рассматривать предметы с близкого расстояния: он хорошо фокусирует взгляд и видит детали предметов. Кроме того, ребенок знает, что игрушка не исчезает совсем, а только прячется. Покажите малышу игрушку и спрячьте его за спину. Ребенок понял, что игрушка временно пропала из поля зрения. Он вытянет шею и будет ждать, когда же игрушка появится снова.

Слух ребенка в 3 месяца

Слух маленького человека тоже становится острее. Поэтому надо использовать любые способы для его развития. С трехмесячного возраста специалисты рекомендуют включать ребенку разную музыку: быструю и медленную, тихую и в меру громкую. Чтобы ему было еще интереснее, хлопайте в ладоши в такт мелодии. Читайте ребенку детские стихи - их четкий ритм положительно влияет на развитие слуха, пойте песенки. Повесьте крохе на руку колокольчик и научите его сознательно звонить им. Благодаря этому упражнению ребенок знакомится со своим телом и тренирует слух. Ребенок ищет источники звука, поворачивая голову в его сторону. У него уже появляются «любимые» и «нелюбимые» звуки. Например, малыш с удовольствием прислушивается к своему гулению, которое с каждым днем становится все разнообразнее.

Здоровье ребенка в три месяца: витамин Д, прививки, плановый осмотр

Чтобы рос ребенок здоровым, не забывайте о ежемесячных плановых посещениях участкового педиатра. В три месяца у вас следующий план:

Сдайте анализы. Перед прививкой врач проверит мочу и кровь. Запасы железа в организме ребенка, накопленные еще до рождения, истощились, поэтому нужно следить за уровнем гемоглобина.

Сделайте ребенку комбинированную прививку от дифтерии, столбняка и коклюша (АКДС), а также от полиомиелита и гепатита В.

Обеспечьте профилактику рахита у детей с помощью витамина D. Если вы заметили у ребенка признаки рахита: ребенок стал больше потеть, у него появилась залысина на затылке, повысилась возбудимость, то, скорее всего, дело именно в нехватке витамина Д. Это распространенное явление на третьем - четвертом месяце жизни. Скажите об этом педиатру, он подберет препарат для лечения рахита у ребенка и определит дозу и длительность приема.

Психология детей 3 месяцев: почему ребенок плачет

Психологи установили интересный факт: оказывается, существует взаимосвязь между тем, понимает ли мама причину плача ребенка, и его интеллектуальным развитием после года. Конечно, в первые два месяца жизни ребенок плачет часто, и разобраться в причинах непросто. Но немного практики - и у вас все получится. К третьему месяцу вы уже научились понимать, что именно хочет «сказать» вам ребенок. Ведь плач - это в первую очередь способ общения. Как же еще малыш может объяснить, что он проголодался или что ему надоело смотреть на розового слона?

Если внимательно наблюдать за настроением ребенка, легко уловить различные оттенки его плача. Он может выражать просьбу, протест, испуг. «Голодный» плач слышится приблизительно каждые 3 часа. По первому звуку понятно, что ребенок настойчиво требует молока. А вот на мокрые подгузники малыш пока может не обращать внимания. Поэтому мама сама следит за этим.

Ребенок 3 месяцев часто плачет, когда хочет спать. Его глаза закрываются, а он изо всех сил этому сопротивляется. Такая дилемма нарушает его душевное равновесие, и… малыш начинает плакать. Его голосок в это время звучит очень обиженно. Крик ребенка ни в коем случае нельзя игнорировать. Он спокойнее себя чувствует, если наверняка знает, что его услышат и помогут. Не забывайте, что у каждого ребенка свои оттенки плача. У вашего малютки они особенные. И если в ответ на мамины действия он успокаивается, значит, вы хорошо понимаете друг друга.

Упражнения для детей трех месяцев

1. Ходьба

В упражнениях для новорожденных детей активно используются рефлексы. Одно из них - врожденное «умение» ходить. Возьмите ребенка подмышки и держите в вертикальном положении, чтобы он чуть прикасался ступнями к поверхности. Кроха рефлекторно сделает пару шагов. Если же у него не возникнет желания «пройтись», слегка наклоните верхнюю часть туловища вперед, и он наверняка шагнет. Только не переусердствуйте: помните, что мышцы и кости у ребенка еще очень слабые.

2. Разведение бедер

Положите ребенка на спинку и согните его ноги в коленях. Поддерживая за область коленных суставов, полукруговым движением осторожно разведите бедра в стороны.

3. Ползание

Положите ребенка на живот, разведите колени в стороны и согните ножки. Дайте малышу упереться стопами в ваши ладони. Ребенок оттолкнется от них и чуть-чуть проползет.

Что делать, если:

- у ребенка появилась сыпь

В большинстве случаев высыпания на коже ребенка это потница, опрелости или аллергия. С высыпаниями у детей легко справиться: чаще меняйте подгузники, устраивайте ребенку воздушные ванны, исключите аллерген. Но если на коже ребенка появились гнойнички, есть повод вызвать врача.

Гнойничковые заболевания кожи обычно провоцируются стрептококками и стафилококками. У новорожденных эти возбудители вызывают пузырчатку. Появлению сыпи у ребенка способствует недостаточно тщательный уход за кожей младенца. Также источником инфицирования может быть ухаживающий за ребенком человек с гнойничковыми заболеваниями.

Симптомы пузырчатки: на шее новорожденного, в подмышечных впадинах, на животе и в паховой области появляются маленькие пузырьки, наполненные серозно-гнойным содержимым; оболочка пузырей очень тонкая и легко прорывается, из них вытекает инфицированная жидкость, которая заражает соседние участки кожи. Болезнь обычно протекает с температурой, но при лечении длится 6-8 суток и заканчивается выздоровлением.

Так как заболевание очень заразно, оно может быстро распространяться в родильных домах. Поэтому как только вы принесете ребенка домой, осмотрите внимательно его кожные покровы. И если заметите что-то похожее на пузырьки, то сразу же скажите об этом лечащему врачу. Помните, что лучший способ избежать заболевания - это его профилактика. Следите за состоянием кожи младенца, а также за своим здоровьем, и высыпаний на коже у ребенка не будет.

- у ребенка 3 месяцев судороги, дрожь в ручках и ножках

Нервная система ребенка еще только развивается, иногда она не поспевает за семимильными шагами, которые делает ваш ребенок на пути своего развития.

Если вы заметили, что ваш ребенок пытается перевернуться, потягивается и при этом у него возникает дрожь в конечностях, то, скорее всего, это не опасно. Скоро движения ребенка станут более четкими, скоординированными, дрожь исчезнет. Однако всегда говорите с вашим педиатром о том, что вас тревожит дрожь у ребенка.

Нравится

В первый год кроха развивается стремительно быстро, радуя родителей новыми умениями каждый месяц. Трехмесячный карапуз меняется внешне и в эмоциональном плане. Давайте узнаем, какие именно новые навыки приобретает кроха в этом возрасте и как родители могут помочь карапузу развиваться.

С ребенком становится все интереснее, он осознанно реагирует на ваши действия

Физиологические изменения

  • Подкожно-жировая ткань ребенка развивается, поэтому к трехмесячному возрасту у крохи появляются пухлые щечки, а также складочки на ручках-ножках.
  • Мышечная система карапуза развивается сверху вниз. Кроха уже освоил удержание головы и начал владеть своими ручками. Гипертонус ручек уже полностью прошел, что позволяет младенцу активнее изучать свое тело и игрушки, трогая все руками.
  • Многие рефлексы новорожденных уже угасают. К примеру, поискового рефлекса (поворота головы при поглаживании в уголке рта), хоботкового рефлекса (вытягивания губ при прикосновении к ним), а также рефлекса Бабкина (открывание рта при надавливании на ладошку) у трехмесячного ребенка быть не должно. Такие же рефлексы, как ползания, сосания или Моро, в 3 месяца еще очень выражены.
  • Пищеварительная система малютки развивается. Желудок увеличивает свою емкость и может вмещать уже больше молочка, но другое питание кроме грудного молока либо адаптированной смеси, ребенок воспринимать пока еще не готов. Единственным добавлением в детский рацион может быть дополнительный витамин Д, который часто предписывают 3-месячным детям, как профилактическое средство против рахита.
  • Стул трехмесячного ребенка более однородный и регулярный. У получающего лишь грудное молоко карапуза периодичность стула бывает от 1 раза в 2-5 дней до 5 раз в сутки. Если стула у ребенка исключительно на грудном вскармливании не было несколько суток, при этом ребенок ведет себя нормально, а стул после такой длительной паузы мягкий, никаких дополнительных стимуляций для испражнения ребенка не требуется.

О том, как можно поиграть с трехмесячным малышом, смотрите в следующем видео с экспертом по интеллектуальному развитию О. Н. Тепляковой.

Физическое развитие

В среднем за третий месяц жизни младенец увеличивает свой вес на 750-800 грамм, а его рост становится на 2,5 сантиметра больше, чем был в 2 месяца. Увеличение окружности головы происходит примерно на 1 см, а окружности груди – на 1-1,5 см (к четырехмесячному возрасту эти два параметра становятся одинаковыми).

Рост, масса тела и другие показатели физического развития ребенка определяются многими факторами – наследственностью, наличием заболеваний, типом вскармливания и другими.


Чтобы быть уверенным в нормальном развитии ребенка, следите за его динамикой

Медиками определены средние показатели, а также границы нормы, по которым родители могут определить, нормально ли развивается физически их трехмесячный ребенок. Они представлены в таблице:

Что малыш умеет?

  • Лежа на животе и пребывая в вертикальном положении, младенец уже научился удерживать голову. Если поддерживать малютку в вертикальной позе под мышками и поставить на прочную поверхность, ребенок будет опираться ножками. Кроме того, лежа на спине, кроха уже научился поворачивать на бочок.
  • Зрение крохи активно развивается. Малыш длительное время рассматривает предметы вокруг, обращая внимание и на неподвижные, и на быстро движущиеся объекты. Чтобы лучше видеть все в позе лежа на животике, кроха приподнимается на предплечьях.
  • Звуки, издаваемые трехмесячным младенцем, стали разнообразнее. К гласным добавляются согласные. Пребывая в хорошем настроении, малыш подолгу гулит.
  • Ребенок в 3 месяца очень эмоциональный. Малыш бурно радуется появлению мамы и общению с ней. Комплекс оживления возникает также при пении взрослого, звуках музыкальных инструментов и виде игрушек. Если кроха чем-то недоволен, вы услышите громкий плач. Отрицательные эмоции возникают у 3-месячного ребенка, когда прекращается общение с мамой, внезапно исчезает игрушка, резко меняется окружающая температура, появляется ограничение движения или боль.
  • К трем месяцам малыш начинает более активно осваивать мир на вкус, посасывая все, что сможет взять ручками. В первую очередь младенец сосет свои кулачки или пальцы.


Способствуйте развитию малыша посредством различных игр, от которых получите удовольствие и вы, и ваш малыш

Занятия для развития

Теперь кроха бодрствует дольше, чем в первые два месяца жизни, и время, когда малютка готов воспринимать новую информацию и общаться, нужно использовать продуманно.

  • В утреннее время выполняйте с малюткой небольшую зарядку. Мягко сгибайте и разгибайте ножки и ручки, чтобы улучшить состояние связок. Также можно заниматься с малюткой на фитболе – укладывая на мяч ребенка на животик или на спинку, держите ребенка за ножки и осторожно катайте.
  • Регулярно выполняйте массаж всего тела малютки, так как он будет стимулировать мышцы крохи и другие органы, а также улучшать самочувствие крохи. Начните с поглаживаний спинки и шеи, а в завершение массажа легко разомните суставы коленей и локтей.
  • К ежедневной гимнастике, которую мама выполняет с младенцем, в 3-месячном возрасте стоит добавить упражнения, которые будут готовить малютку к переворотам. Правую ногу лежащего на спине малыша поверните налево так, чтобы она стала перекинутой через тело. Именно это движение дается малышам сложнее всего и именно оно дает импульс для переворота.
  • Для стимуляции умения поднимания головы и плеч в позе лежа на животе (когда малыш опирается на предплечья) чаще выкладывайте ребенка на живот с одновременным раскладыванием вокруг младенца ярких игрушек. С этой целью также часто используются специальные развивающие коврики .
  • Вкладывайте в ручки ребенка погремушки, чтобы кроха учился держать игрушки самостоятельно и изучал их. Также подвесьте над кроваткой младенца мягкие игрушки так, чтобы малыш мог доставать их руками. Будет здорово, если внутри таких игрушек будут колокольчики и после удара по ним карапуз будет слышать звенящие звуки.
  • Пойте песенки крохе, а также чаще разговаривайте с малюткой. При этом в разговоре стоит делать небольшие паузы, давая карапузу возможность «отвечать» вам своим гулением. Чаще называйте кроху по имени, а также сопровождайте объяснениями любые свои действия.
  • Показывайте ребенку его отражение в зеркале. Также стоит познакомить малыша с изображениями животных и разных предметов.
  • Для стимуляции тактильной чувствительности давайте малышу щупать предметы с разной текстурой, например, скрученный из ниток мячик, кухонную прихватку, плюшевого медведя, мягкий кубик с колокольчиком внутри.
  • Включайте ребенку музыку разных стилей. Когда младенец бодрствует, включите что-то ритмичное и веселое, а перед сном стоит послушать с малюткой какие-то спокойные мелодии. Слушая с крохой ритмичную музыку, хлопайте в ладоши в такт.
  • Если у вас есть домашнее животное, наблюдайте за ним вместе с малышом. Также показывайте крохе животных во время прогулки.
  • Во время купания бросьте в воду несколько ярких мячиков или резиновых игрушек. Пусть кроха попробует их ловить в воде.

Потешки сделают массаж веселее.






Посмотрите следующее упражнение Татьяны Лазаревой, вы сможете делать его в любое свободное время.

Уход

Начинайте утро малютки с гигиенических процедур, протирая младенцу лицо и глазки, а при необходимости – носик и ушки. После дефекации и нескольких мочеиспусканий подмывайте малыша под проточной водой. Если с кожей крохи все в порядке, злоупотреблять применением детской косметики не стоит.

Ноготки крохи нужно проверять ежедневно, а срезать их лучше всего после купания, когда ногтевые пластинки более мягкие. Если младенец протестует против такой процедуры, можно подстригать ногти у спящего ребенка. Пользуйтесь для этой цели специальными ножницами для малышей и обязательно проверьте ногти после стрижки (проведите по ним пальцем), чтобы убедиться в отсутствии острых краев.

Для закаливания крохи используйте воздушные ванны (их длительность – до 10 минут), прогулки, во время которых малыш будет спать на свежем воздухе, умывание, обтирания. Купайте кроху ежедневно, лучше всего перед ночным сном, но можно и в другое удобное для вас время. Например, если купание возбуждает кроху, его стоит перенести на более раннее время.


Налаживайте режим дня: вам будет легче, а кроха станет спокойнее

Режим дня

К трехмесячному возрасту у большинства деток появляется собственный режим дня. Малютки бодрствуют и спят примерно в одно время каждый день, что позволяет маме планировать свои дела. Как и раньше, большая часть суток ребенка отведена под сон и кормление. Ребенок трех месяцев спит в сутки примерно 17 часов. Около 10 часов занимает ночной сон, а остальное время распределяется на три-четыре сна в дневное время. Обычно один-два дневных сна длятся дольше (1-2 часа), а остальные – более короткие (до 40 минут).

Гулять с 3-месячным ребенком рекомендуют дважды в день. Наиболее подходящим временем выйти на прогулку считают утро (10-11 часов) и время после обеда (16-17 часов). Длительность прогулок определяется температурой на улице и другими погодными условиями. Летом с 3-месячным малышом можно проводить на улице до 6 часов. Не выходить на прогулку стоит лишь при сильном морозе, порывистом ветре или ливне.

Кормление грудничков, получающих лишь мамино молоко, как и прежде, проводится по требованию. Большинство малышей просит мамину грудь перед сном и сразу после него. Среднее количество грудных кормлений в этом возрасте – 10-12 днем и 2-4 в ночное время. При этом кроха часто отрывается от маминой груди в процессе кормления. Средний перерыв между длительными кормлениями – от 2,5 до 3,5 часов.

Если ребенок получает молочную смесь, то у него будет более строгий режим кормлений, предусматривающий шесть приемов пищи с промежутками 3,5 часа. Для определения суточного объема смеси для ребенка его вес следует разделить на 6. Далее эту цифру делят на количество кормлений в сутки. В среднем младенец 3 месяцев съедает 800-900 мл смеси в сутки и до 180 мл за одно кормление. Вводить прикорм в этом возрасте даже деткам-искусственникам еще рано.

Разнообразьте день следующим упражнением от Татьяны Лазаревой.

Обычный день

С трехмесячным карапузом общаться становится все интереснее, а утро многих мам начинается с очаровательной улыбки от младенца. Ваш день с ребенком 3 месяцев может выглядеть так:

Пробуждение для первого кормления, утренний туалет.

Первый дневной сон.

Пробуждение для второго кормления, период бодрствования.

Прогулка и сон на свежем воздухе.

Возвращение домой, пробуждение для третьего кормления, период бодрствования.

Третий дневной сон.

Пробуждение, развивающие игры.

Четвертое кормление, после чего прогулка и сон на свежем воздухе.

Возвращение домой, пробуждение и период бодрствования.

Купание, пятое кормление, укладывание на ночной сон.

Пробуждение для шестого кормления и сразу после него засыпание.

Следует отметить, что темперамент у разных деток отличается, поэтому все рекомендации в отношении режима лишь приблизительные. Родителям в первую очередь следует учесть особенности их ребенка и подстроить предлагаемые педиатром схемы под потребности малыша, то есть следовать режиму, который будет приспособлен под биоритмы конкретного ребенка.


Рекомендации по развитию являются лишь ориентиром, выполнять их нужно только в том случае, если ваш ребенок и вы получаете от них удовольствие

Частые проблемы

  1. Недостаточная прибавка массы тела. В норме кроха на грудном вскармливании прибавляет в месяц 500-2000 грамм. Если цифра прибавки меньше, возникает вопрос о докорме адаптированной смесью. Многие мамы подозревают малое количество молока из-за более беспокойного поведения крохи у груди и уменьшения чувств приливов молока, однако эти признаки вовсе не указывают на гипогалактию. Малыши 3 месяцев действительно чаще отвлекаются во время кормления из-за их желания постоянно изучать окружающий мир, а чувство прилива молока может пропасть вследствие того, что лактация уже установилась и молоко приходит во время кормления в нужном ребенку количестве. Объективными причинами докармливать ребенка являются малая прибавка массы за 2 недели и сниженное количество мочеиспусканий в сутки.
  2. Беспокойный дневной сон. Нервная система многих трехмесячных деток еще недостаточно устойчива и довольно быстро утомляется. Это становится причиной плохого сна, который в дневное время длится 20-30 минут или даже меньше. Улучшить работу нервной системы малютки помогает правильная организация режима дня – сна и бодрствования. Родители должны проследить, чтобы кроха не бодрствовал дольше 1,5-2 часов, а имел возможность поспать.
  3. Побочные реакции на прививки. В 3-месячном возрасте ребенку вводят первую вакцину АКДС, которая часто оказывает побочное действие на детский организм. У каждого четвертого младенца в первые сутки после введения данной вакцины повышается температура и наблюдаются местные изменения (краснота, отек, болезненность, уплотнение). У 10% малышей могут быть такие побочные эффекты, как снижение аппетита, понос, сонливость, рвота и другие. При повышенной температуре ребенку дают жаропонижающий препарат, а изменения в месте введения вакцины никакого лечения не требуют. Если же состояние ребенка сильно ухудшилось, местная реакция очень выраженная или появились другие настораживающие симптомы, кроху следует немедленно показать врачу.

На что необходимо обратить внимание в 3 месяца, посмотрите в видео Ларисы Свиридовой. Если вы заметили у ребенка данные проблемы, сообщите об этом доктору.

Рассчитайте свою таблицу введения прикорма

В три месяца ваш сынуля или дочурка уже гораздо взрослее, и с уверенностью можно сказать, что в уходе за ним дни мамы пролетают очень быстро. Детишкам в этом возрасте характерны сосание рук и рассматривание их, хватание игрушек и поворачивание головки, гуление и улыбка. Что еще отличает трехмесячного малыша от новорожденного, и каковы физиологические особенности таких деток?

Трехмесячный ребенок уверенно и прямо лежит на спинке. Его ручки подняты, малыш может играть с ними, сосать свои пальцы, рассматривать их. Ручки и ножки крохи в период бодрствования учатся хватать.

Ребенок в 3 месяца также может лежать на животике, держать головку , поворачиваться влево и вправо. Обычно ножки малыша расставлены в стороны, а коленки повернуты наружу.

Здоровый трехмесячный малыш одинаково хорошо кладет головку и на левую, и правую стороны. У него одинаковые складочки на ручках и ножках.

Сколько должен весить ребенок в 3 месяца

По данным отечественных педиатров, в три месяца вес мальчиков составляет от 4,9 до 7 килограммов, девочек - от 4,8 до 6,3 килограммов. Минимальный показатель роста мальчиков - 56,5 см, максимальный - 62 см. У девочек эти показатели составляют соответственно 56,2 см и 61,8 см. Данные ВОЗ несколько отличаются. Так, вес мальчиков составляет от 5 до 8 килограммов. Девочек - от 4,5 до 7,5 килограммов.

Сколько должен спать ребенок в 3 месяца

Ночной сон трехмесячного малыша длится приблизительно 10 часов. Днем дитя такого возраста спит несколько раз. Обычно это два длинных периода сна (по часу-два) и два коротких дневных периода сна (минут по 30-40). Малыш в этом возрасте может долго засыпать, посасывая грудь. Засыпание длится по 20 минут. Следует отметить, что в этом возрастном периоде дети уже могут реагировать ухудшением сна на смену погоды и на полнолуние. Это может быть и более длительное засыпание, и беспокойный, прерывистый сон ночью.

Сколько должен съедать ребенок в 3 месяца

В трехмесячном возрасте нормой считается 9-10 кормлений днем и 2-3 кормления ночью. Количество кратковременных прикладываний малыша к груди существенно сокращается. А еще во время кормлений дитя часто может отрываться от груди. В этом возрастном периоде перерывы между кормлениями составляют 2,5-3,5 часа. Если говорить о детях на искусственном вскармливании, то в сутки они съедают уже до одного литра детской смеси .

В этом возрасте педиатры советуют постепенно вводить в рацион ребенка фруктовый сок. Однако будет лучше, если это сделать после прививки через несколько дней. Сок можно давать, начиная с 2-3 капель, и в течение месяца эту дозу увеличивают до 2-3 чайных ложечек. Иногда рекомендуется сок разводить с водой. В 3,5 месяца при отсутствии противопоказаний можно ввести в рацион фруктовое пюре. Это нужно делать постепенно, после консультации с вашим педиатром.

Как часто должен какать ребенок в 3 месяца

В три месяца стул малыша на грудном вскармливании уже становится однородным и более регулярным. При этом его периодичность разная. Грудничок может какать ежедневно приблизительно в одно и то же время. Частота стула - 5 раз в день.

Но бывает, что ребенок какает лишь один раз в день или один раз в два дня. Для детей 3-4 месяцев это не является отклонением от нормы. Если малыш находится только на грудном вскармливании, то при такой периодичности не требуется клизм и слабительных при условии, что он хорошо себя чувствует и не капризничает.

Три месяца - это период активного гуления. Гласные уже превращаются в слоги. Повторением слогов „гу” и „агу” дитя может даже несколько минут „поддерживать” беседу с мамой или другим приятным ему собеседником.

Вообще в этом возрасте дитя требует больше внимания в виде общения, разговоров мамы. Речь ребенка развивается, появляются другие интонации. Это могут быть звуки в сочетании с эмоциями в ответ на увиденное, услышанное. Малыш гораздо больше проявляет желания общаться.

Когда с ним говорит мама, папа или другой родственник, он внимательно слушает или прислушивается. Да, пока он не понимает смысла ваших обращений, но уже отвечает взаимностью - улыбкой либо агуканием на ласковые слова мамы, хныканьем на речь незнакомого человека и незнакомый тембр голоса. Многим малышам нравится слушать музыку в этом возрасте. Одни любят тихую и спокойную, другие - танцевальную.

Часто малыши в 3 месяца разговаривают сами с собой. Играя с руками, они издают одни звуки, рассматривая погремушку, - другие. Ученые доказали, что детки, которым до года не хватало общения, в будущем станут шумными и неспокойными. Таким образом, они как будто восполняют дефицит общения с ними в возрасте до 12 месяцев.

Психологи советуют мамочкам озвучивать все свои действия и чаще разговаривать с малышом. Переодевая дитя, называйте предметы, с которыми взаимодействуете, части тела. Дитя быстрее будет вникать в названия частей тела, одежды, рисунков, на ней изображенных. Таким образом, уже в этом возрасте вы постепенно будете развивать будущие навыки речи ребенка, формировать его пассивный словарный запас.

Ребенок в 3 месяца плохо держит голову

Если к трехмесячному возрасту дитя еще не научилось самостоятельно и уверенно держать головку, не бейте тревогу. Вполне возможно, что все в норме, потому что не у всех детей развитие мышц одинаковое. Это зависит от комплекции, способности к динамическому поведению. Медленные, спокойные, флегматичные дети и головку держать начинают позже, а шустрые - гораздо быстрее. Развитие навыка держания головы может быть индивидуальным.

Конечно же, нормой является умение держать ее к достижению трехмесячного возраста. Некоторые детки уверенно проделывают это уже и в два месяца.

Понятие “удерживать головку” - это способность ребенка держать ее уверенно и прямо, если его поднимают вертикально, поднимать ее в положении, лежа на животе.

Если вас такое отставание тревожит, то сходите с ребенком на прием к невропатологу. Он поможет вам установить причины такого отклонения от нормы. Обычно это могут быть:

  • травмы ребенка при родах;
  • слишком слабый тонус мышц шейно-плечевого пояса;
  • проблемы с кормлением;

Иногда в три месяца дитя держит головку не прямо, а под углом, как бы на бочок. Очень вероятно, это патология - кривошея либо парез мышц шеи. Чтобы эту проблему устранить, невропатолог, скорее всего, назначит вам курс массажа. Возможно также в тяжелых случаях использование ношения ортопедической подушки, а в самых худших случаях - операционное вмешательство.

При кривошее у ребенка маме нужно заботиться о том, чтобы все игрушки и интересные ребенку предметы находились с проблемной для него стороны. Так дитя будет само прилагать усилия для поворота шеи и развивать ее.

Отсутствие координации глаз - норма для новорожденных. Это обусловлено природной незрелостью отделов мозга, которые отвечают за прямой взгляд. Каждый ребенок может несколько месяцев «стрелять глазами». Обычно такое явление проходит самостоятельно. У большинства деток выравнивание взгляда происходит к двум месяцам, у некоторых - к трем, иногда это происходит и в период с 3 до 5 месяцев. Это средние временные рамки.

И все же важно не проморгать проблему. Поэтому необходимо с малышом, который все так же косит в 3 месяца, нанести визит офтальмологу.

Врач грамотно оценит двигательные функции глаз вашего малыша. Он подскажет, как же именно избежать проблемы. Отметим, что сегодняшние методы исследования зрения детей не причиняют малышу беспокойства. Но они позволяют выявлять разные нарушения в виде близорукости и дальнозоркости, астигматизма и врожденной катаракты, аномалии зрительного нерва и патологию нервов, которые управляют движением глаз.

Особое внимание проблеме косоглазия у деток в 3 месяца следует уделить тем родителям, в семьях которых есть проблемы со зрением. Ведь генетический фактор - это уже серьезно. Сигнал тревоги для папы и мамы - отсутствие в этом возрасте реакции ребенка на включаемый свет, а также фиксации детского взгляда на игрушках, лице мамы.

Педиатры советуют лучше перестраховаться, нежели упустить время вследствие родительских сомнений по поводу проблем со зрением.

Если врач имеет сомнения или заподозрил отклонения в развитии зрительных органов вашего ребенка, то не стоит отмахиваться от его рекомендаций, надеясь на авось. На сигналы о нарушениях зрения нужно реагировать без промедления. Например, следствием затянувшегося косоглазия может быть недоразвитость бинокулярного зрения (то есть способности воспринимать изображение от правого и левого глаза как единое целое).

Ребенок в 3 месяца встает на носочки

Если в три месяца дитя пытается встать на носочки, то это может быть проявлением тонуса мышц стопы. Такое случается и от ходунков, но в более позднем возрасте. Если же вы несколько раз заметили попытки вставать на носочки, то обратитесь, опять же, к детскому невропатологу. Возможно, он направит вас с ребенком и к ортопеду.

Иногда вставание на носочки бывает связанным с проблемами позвоночника (это может быть и защемление), головы ребенка. В любом случае самостоятельно вам не удастся решить эту проблему. Так что обратитесь за помощью к специалисту.

Специально для - Диана Руденко