Современные подходы к организации взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения. Методические рекомендации по взаимодействию доу с семьёй «современные подходы к изучению семьи

Конференция: Современный детский сад

Организация: МАДОУ д/с №269

Населенный пункт: Алтайский край, г. Барнаул

С 1 января 2014 года введен в действие Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования который разработан на основе Конституции Российской Федерации и законодательства Российской Федерации с учётом Конвенции ООН о правах ребёнка.

В условиях реализации новых нормативно-содержательных подходов перед дошкольным образованием поставлены целевые ориентиры, предполагающие открытость, тесное сотрудничество и взаимодействие с родителями. Задачи, стоящие сегодня перед системой образования, повышают ответственность родителей за результативность учебно-воспитательного процесса в каждом ДОУ, так как именно родительская общественность непосредственно заинтересована в повышении качества образования и развития своих детей. (ФГОС ДО ч. I п. 1.6 п. п. 9)

Характерной тенденцией современного периода в развитии отечественного образования является стремление образовательных учреждений к открытости, которая предполагает и участие общества в жизни ДОУ. (ФГОС ДО ч. III п. 3.1 п. п. 5, 6)

Немаловажную роль в процессе становления открытости играют родители, которые являются основными социальными заказчиками ДОУ. И взаимодействие педагогов с ними просто невозможно без учета интересов и запросов семьи.

Проблема вовлечения родителей в единое пространство детского развития в ДОУ решается в трех направлениях:

  • повышение педагогической культуры родителей.
  • вовлечение родителей в деятельность ДОУ,
  • совместная работа по обмену опытом.

Перед нами поставлена цель: сделать родителей активными участниками педагогического процесса, оказав им помощь в реализации ответственности за воспитание и обучение детей.

Для достижения данной цели, для координации деятельности детского сада и родителей мы работаем над решением следующих задач:

  • Установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника.
  • Объединить усилия семьи и детского сада для развития и воспитания детей.
  • Создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, позитивный настрой на общение и доброжелательную взаимоподдержку родителей, воспитанников и педагогов детского сада.
  • Активизировать и обогащать умения родителей по воспитанию детей.
  • Поддерживать уверенность родителей (законных представителей) в собственных педагогических возможностях

В ДОУ мы проводим работу с родителями с дифференцированным подходом, учитываем социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью дошкольного учреждения, повышаем культуру педагогической грамотности семьи.

Семья и детский сад взаимодействуя друг с другом, создают оптимальные условия для полноценного развития ребенка, накопления определенного социального опыта.

Организация общения педагога с родителями воспитанников остается одной из наиболее сложных проблем в деятельности дошкольного образовательного учреждения. Современные родители в большинстве своем люди грамотные, осведомленные и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих детей. Поэтому позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний сегодня вряд ли принесет положительные результаты. Гораздо эффективнее будут создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, демонстрация заинтересованности коллектива детского сада разобраться в проблемах семьи и искреннее желание помочь. Мы всеми возможными способами объясняем родителям, что дошкольник не эстафетная палочка, которую семья передает в руки педагога. Очень важен не принцип параллельности, а принцип взаимопонимания и взаимодействия между детским садом и семьёй.

В своей группе мы активно сотрудничаем с родителями, используя разные формы работы:

  • нетрадиционные формы организации родительских собраний,
  • мастер-классы,
  • дни открытых дверей,
  • совместные праздники, досуги, развлечения, чаепития,
  • участие родителей в семейных конкурсах, выставках,
  • оказание дополнительных образовательных услуг,
  • организация совместной трудовой деятельности,
  • наглядное оформление стендов, уголков, фотовыставки,
  • консультации,
  • анкетирование,
  • индивидуальные беседы и др.

Для эффективной работы с родителями в новых условиях мы начинаем с анализа социального состава семьи, их настроя и ожиданий от пребывания ребенка в детском саду. Изучение семьи ведется последовательно, системно. Мы воспользовались наиболее распространёнными методами изучения семьи: анкетирование и личные беседы, наблюдения взаимоотношений и общения родителей и детей, посещение семьи, Все эти действия помогают нам правильно выстроить работу с родителями, сделать ее эффективной, подобрать интересные формы взаимодействия с семьей.

Метод анкетирования позволяет собрать данные, интересующие нас как педагогов о потребностях каждой семьи, их настроя и ожиданий от пребывания ребенка в детском саду, о проблемах воспитания и развития ребенка, возникающих в семье. Что дает возможность учесть ее индивидуальные особенности. Проведение анкетирования, личных бесед на эту тему поможет правильно выстроить работу с родителями, сделать ее эффективной, подобрать интересные формы взаимодействия с семьей.

Очень важно в индивидуальной работе с родителями посещать семьи. Это позволяет нам как воспитателям познакомиться с условиями, в которых живет ребенок, составом семьи (с сестрами и братьями, бабушками и дедушками и т. д.), с общей атмосферой в доме, с семейным укладом и традициями, опытом семейного воспитания, хобби, интересами и желаниями в отношении воспитания детей в семье и детском саду. В результате этого посещения мы можем дать родителям более обоснованные рекомендации, мы находим вместе оптимальные пути создания единой линии воздействия на ребенка в детском саду и дома.

Наблюдение как индивидуальный метод изучения семьи . Мы заранее определяем, с какой целью, когда, в какой ситуации нужно наблюдать родителей, их взаимодействие с ребёнком. Обычно это бывает в часы утреннего приёма и во время ухода ребёнка из детского сада. Если внимательно наблюдать в глаза бросаются многие особенности взаимоотношений взрослого и ребёнка, по которым можно судить о степени их эмоциональной привязанности, культуре общения. По тому, о чём расспрашивают родители ребёнка вечером, какие наказы дают ему утром, можно сделать вывод о приоритетах современного воспитания, об отношении к дошкольному учреждению.

Для наблюдения полезно использовать специальные ситуации, которые помогают глубже изучить вопрос взаимодействия и общения родителей с детьми:

  • совместный труд (приглашаем родителей для оказания помощи в ремонте группы, уборки территории и подготовке участка к летней оздоровительной работе, подготовка участка к зимним забавам
  • проводим совместные досуги, развлечения, викторины;
  • выявление творческих родителей и детей в группе, приглашаем принять участие в смотрах-конкурсах,

Таким образом, изучая семью, опыт семейного воспитания мы подбираем наиболее эффективные методы работы с воспитанниками, учитывая интересы и потребности каждого ребёнка.

Взаимодействие ДОУ с родителями по созданию благоприятных условий, комфортной, разнообразной, содержательно – насыщенной, доступной и безопасной развивающей предметно – пространственной среды (ФГОС ДО ч. III п. 3.3 п. п. 1, 6) помогает спланировать и провести многогранную работу с родителями:

  • Участие в мастер-классах, направленных на помощь в организации детской деятельности в домашних условиях (нетрадиционным техникам рисования, работы с бумажными салфетками и лепке из соленого теста.), а так же на организацию игр в вечерние часы и выходные или праздничные дни.
  • Совместно с родителями организуем мини – музеи. Данная форма работы способствует формированию культуры поведения, систематизации ранее полученных знаний у детей.
  • Открытые занятия с участием родителей, как носителей новой интересной информации о своей работе, или как сказочного персонажа для повышения интереса к изучаемому материалу, или как мастера для передачи своего опыта и умений;
  • Одной из новых форм вовлечения родителей в образовательный процесс является проектная деятельность. Разработка и реализация совместных с родителями проектов позволяет заинтересовывать родителей перспективами нового направления развития детей и вовлекать их в жизнь нашего ДОУ. Результат данной деятельности участие родителей в образовательном процессе и заинтересованность в формировании предметно – пространственной среды.
  • Организация и проведение дней открытых дверей;
  • туристические походы, прогулки-экскурсии с родителями;
  • в конце года с участием родителей проводим творческий отчет по итогам года.

Родительское собрание.

Любое, даже самое небольшое мероприятие по работе с родителями необходимо тщательно и серьезно готовить. Главное в этой работе - качество, а не количество отдельно взятых, не связанных между собой мероприятий. Поэтому подготовку к родительскому собранию начинаем задолго до его проведения. Важную роль играет анкетирование, которое позволяет изучить интересующие родителей темы по воспитанию, собрать разнообразный материал, выбрать формы предоставления этой информации (фотовыставки, презентации игр, литературы, методических пособий) Предварительно готовим с детьми приглашения на собрания, подбираем материал к конкурсам, изготавливаем памятки, оформляем благодарности. Собрания проводим в форме дискуссий, круглых столов по обмену опытом.

Праздники и подготовка к ним. В результате подготовки (выступление детей в костюмах, изготовленных родителями.) и проведения праздничных встреч формируются положительные взаимоотношения родителей со своими детьми, устанавливается эмоциональный контакт. Проводимая работа позволяет повысить педагогическую компетентность родителей в вопросах детско-родительских отношений.

Здоровые дети - надёжное будущее.

В систему физкультурно-оздоровительных мероприятий включили День здоровья как эффективную и активную форму работы с детьми и, что очень важно, с их родителями. Родители помогают в изготовлении своими руками интересных для детей игровых тренажеров, атрибутов для игры.

В педагогической практике нами используются различные виды наглядности:

  • уголок для родителей, в котором содержатся материалы информационного характера: правила для родителей, распорядок дня, объявления, расписание работы специалистов и медицинского персонала;
  • разнообразные выставки совместного творчества взрослых и детей к праздникам и традиционным мероприятиям ДОУ, фотовыставки и фотоотчеты о работе группы на сайте ДОУ;
  • Информационные листки : объявления о собраниях, событиях, экскурсиях; просьбы о помощи; поздравления с днем рождения и праздниками.
  • Памятки для родителей , на интересующие их темы и с целью просвещения.
  • Папки–передвижки : «Чтобы наши дети не болели», «Безопасность», «Это важно для ребенка», «Готовимся к школе» и многие другие. Когда родители ознакомятся с содержанием папки-передвижки выясняем о пользе прочитанного материала, отвечаем на возникшие вопросы, выслушиваем предложения.

Хотелось бы сказать об одном важном моменте в системе работы с родителями. Каждый человек, сделав какую-нибудь работу, нуждается в оценке своего труда. В этом нуждаются и наши родители. Мы не забываем хвалить наших родителей. Приятно видеть счастливые глаза взрослых, когда они слышат слова благодарности в свой адрес и особенно радостно за детей, которые с гордостью смотрят на своих родителей.

На сегодняшний день можно сказать, что у нас сложилась определённая система в работе с родителями. Использование разнообразных форм работы дало определённые результаты: родители, стали активными участниками встреч и помощниками воспитателя, создана атмосфера взаимоуважения.

Об эффективности, проводимой в дошкольном учреждении работы с родителями, свидетельствуют:

  • проявление у родителей интереса к содержанию образовательного процесса с детьми;
  • увеличение количества вопросов к педагогу, касающихся личности ребенка, его интересах, способностях и потребностях;
  • стремление взрослых к индивидуальным контактам с воспитателем и специалистами;
  • совместная деятельность родителей, педагогов и детей положительно влияет на воспитанников.
  • размышление родителей о тех или иных методах воспитания;
  • повышение их активности в совместных мероприятиях.

Вывод: Развитие ребенка возможно только при тесном взаимодействии ДОУ и родителей. Работа с родителями направлена на создание теплых отношений между всеми участниками образовательно - воспитательного процесса.

Список использованной литературы:

  1. Березина В.А, Виноградова Л.И. Волжина О.И. Педагогическое сопровождение семейного воспитания: Программы родительского всеобуча. С.-Пб.: Каро, 2005 .
  2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. № 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
  3. Михайлова-Свирская Л.В.Работа с родителями. - М.;Просвещение,2015.-126с.
  4. Формы работы с родителями в соответствии с ФГОС ДО. 2016 г.

Гордиенко Елена Валентиновна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБОУ гимназия "Лаборатория Салахова"
Населённый пункт: г. Сургут ХМАО–ЮГРА
Наименование материала: статья
Тема: "Современные подходы к организации взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников в рамках формирования эффективного социально–педагогического партнёрства."
Дата публикации: 28.05.2018
Раздел: дошкольное образование

Гордиенко

Валентиновна

гимназия

Лаборатория

Салахова

Современные подходы к организации взаимодействия ДОУ с семьями

воспитанников в рамках формирования эффективного

социально-педагогического партнёрства.

«От того, как прошло детство, кто вёл

ребенка за руку в детские годы, что вошло

в его разум и сердце из окружающего мира –

от этого в решающей степени зависит, каким

человеком станет сегодняшний малыш».

В. А. Сухомлинский

Сегодня в обществе идет становление новой системы дошкольного образования. В

законе «Об образовании» РФ записано, что родители являются первыми педагогами.

заложить

физического,

нравственного,

интеллектуального,

личностного

развития

родителями

деятельности

педагога,

включающая

повышение

педагогических

родителей, умений, навыков, помощь педагогов родителям в семейном воспитании.

Концепция

модернизации

российского

образования

подчеркивает

исключительную

воспитания

подрастающего

поколения.

Признание

приоритета

семейного

воспитания

взаимодействия

детского сада.

дошкольном

учреждении

сложилась

взаимодействия

родителями

воспитанников.

образовательного

процесса

является формирование единого сообщества: родители – дети – педагоги, основанного

гармоничных

партнёрских

отношениях,

создания

пространства

детского

развития.

взаимодействия

дошкольного

учреждения

является создание необходимых условий для развития доверительных, ответственных

отношений с семьями воспитанников, обеспечивающих целостное развитие личности

дошкольника,

повышение

компетентности

родителей

воспитания.

последние

отмечается

заинтересованность

родителей

всестороннем развитии и образовании своих детей. Работа с родителями должна иметь

дифференцированный подход, учитывать социальный статус и микроклимат семьи, а

также родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью

современном

модернизации

образования. Признание

педагогическим коллективом приоритета семейного воспитания с учетом социальной

окружающей

отношений

дошкольного

учреждения.

способов

реализации

поставленных

сотрудничества

педагогов и родителей – организация их совместной деятельности, в которой родители

пассивные

наблюдатели,

активные

участники

процесса.

Включение

деятельность

актуализирует

потребности

образовании

собственного

способствует

педагогическому

просвещению

родителей

основных

заказчиков образовательных услуг.

Сотрудничество предполагает не только взаимные

действия, но и взаимопонимание, взаимоуважение, взаимодоверие, взаимопознание,

взаимовлияние. Активная совместная работа педагогов и родителей позволяет лучше

способствует

усилению

взаимоотношений.

Выстраивая

взаимодействие с родителями, можно развивать и использовать как традиционные

формы – это родительские встречи, лекции, практикумы, так и современные – устные

экскурсии,

родительские

семейные

конкурсы,

конференции, оздоровительные мероприятия, игры и т.п.

Планируя ту или иную форму работы, мы как всегда исходим из представлений о

современных родителях, готовых к обучению, саморазвитию и сотрудничеству. С

выбираем

следующие

требования

взаимодействия:

оригинальность, востребованность, интерактивность.

Взаимодействие с родителями начинается задолго до прихода ребенка в детский сад.

сложатся

отношения

участниками, во многом зависит дальнейшее взаимодействие родителей и коллектива

дошкольного

учреждения.

дошкольном

учреждении

существует хорошая традиция - дни открытых дверей, когда детский сад, принимает

родителей своих будущих воспитанников и родителей детей, посещающих дошкольное

учреждение.

открытых

является

родителями,

предоставляет

возможность

познакомиться

дошкольным

образовательным

учреждением, его традициями, правилами, задачами воспитательно-образовательного

процесса.

проведения

мероприятия

ознакомление

родителей

воспитанников детского сада с условиями воспитания, обучения и развития детей

дошкольного возраста, установление доверительных отношений между родителями и

педагогами,

определение

совме стного

во спитания

реализация.

Знакомство

родителями

воспитанников

стараемся

наполнить

направленным

установление

доверительных

отношений,

изучение

повышение

психолого-педагогической

культуры

родителей. Наша цель – создание наиболее благоприятных условий для адаптации

ребенка к детскому саду. Коллектив педагогов стремится показать родителям, что в

учреждении

безопасная,

педагогически

грамотная

психологически

комфортная среда для развития ребенка и укрепления его здоровья.

Одна из форм информационно-аналитической работы – почтовый ящик. Родители

могут класть записки со своими идеями и предложениями, обращаться с вопросами к

специалистам, заведующей или методисту. Такая форма работы позволяет родителям

делиться своими мыслями с коллективом учреждения и эффективна, когда нехватка

времени мешает педагогам встретиться с родителями лично.

протяжении

проводится

воспитанников детского сада. Участие в конкурсе помогает повысить уровень личной

комфортности

взрослых,

сформировать

позитивный

семейного

воспитания,

затруднения

детско-родительских

отношений,

организовать

кулинарных блюд, спортивными достижениями, увлекательно рассказывают о своих

семейных увлечениях, проявляют творчество. Активность родителей подтверждает,

что данная форма является успешной.

В прошлом году торжественно открылся «Папа-клуб», для пап, которые хотят стать

лучшими в вопросе воспитания своего ребенка. Наша цель объединить отцов между

собой, заинтересовать вопросами воспитания своих детей и позволить им общаться,

делиться опытом воспитания друг с другом. Помочь завоевать истинный авторитет у

ребенка, сблизить детский сад и семью. Участникам клуба может стать папа каждого

малыша ДОУ.

Исключительно в мужском кругу «замыкаться» папы не собираются, в

планах – активное общение и с мамами.

Самая популярная и любимая форма как у родителей, так и у детей – практикумы с

элементами тренинга – это активная форма работы с родителями, которые хотят

изменить свое отношение к поведению и взаимодействию с собственным ребенком,

сделать его более открытым и доверительным («Лаборатория чудес», «На пороге

школьной жизни», «Агрессивный ребенок: кто он и как ему помочь?», «Играем всей

семьей» и др.).

Организуются по инициативе родителей ежегодные конференции по организацию

питания в ДОУ с дегустацией блюд, где предоставлена возможность лично оценить

качество и разнообразие детского меню.

Традиционным стало проведение ежегодных экологических акций «Ёлочка-зеленая

иголочка»,

«Вырасти

«Накорми

животное».

направлены

сотрудничество семьи в рамках формирования экологической культуры и воспитания

детей, повышения роли и ответственности родителей в воспитания ребёнка. Данные

акции являются как общесадовскими, так и групповыми.

результате

проведения

создаётся

благоприятная

повышения

количества

контактов

родителей

педагогами,

формируются

положительные

досуга. В результате проведения акций создается благоприятная среда для повышения

количества контактов родителей с педагогами, сформировываются положительные

отношения родителей к учреждению, вырастает потребность в организации семейного

заключение

необходимо

отметить,

преимущества

инновационных

взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников неоспоримы и многочисленны.

Мы считаем, что чем лучше налажено социально-педагогическое партнёрство ДОУ с

семьёй, тем большую поддержку получит ребенок, тем вероятнее, что его жизнь в

детском саду будет полна впечатлениями, любовью и доверием к окружению, а первый

социальный опыт будет успешным.

Семья и дошкольное учреждение – два важных социальных института социализации

ребенка. Без родительского участия процесс воспитания невозможен, или, по крайней

мере, неполноценен. Опыт работы с родителями показал, что в результате применения

современных форм взаимодействия позиция родителей стала более гибкой. Теперь они

не зрители и наблюдатели, а активные участники в жизни своего ребёнка. Такие

изменения позволяют нам говорить об эффективности использования современных

форм в работе с родителями.

Литература:

Антипина,

родителями

современном

[Текст] / Г. А. Антипова // Воспитатель ДОУ. - 2011. - №12. – С.88 – 94.

Давыдова, О.И. Компетентностный подход в работе дошкольного

образовательного учреждения с родителями[Текст] / О.И.Давыдова. – СПб.:

ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО ДЕТСТВО ПРЕСС», 2013. – 128с.

Тонкова, Ю.М. Современные формы взаимодействия ДОУ и семьи. [Текст] / Ю.

М. Тонкова // Проблемы и перспективы развития образования: материалы межд.

заоч. конфер. - Пермь: Меркурий, 2012. – С. 71 – 74.

В основе новой концепции взаимодействия семьи и дошкольного учреждения лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность. Уходит в прошлое официально осуществляемая в нашей стране политика превращения воспитания из семейного в общественное.

Социально-экономические преобразования, которые произошли в нашей стране в конце ХХ - начале ХХI в., повлекли за собой изменения привычного уклада жизни и нравственно-ценностных ориентаций и не могли отразиться на воспитании детей в семье.

В настоящее время наблюдается:

  • - ухудшение состояния здоровья детей (психического, физического, социального);
  • - стратификация общества; ведущая к увеличению процента социально-незащищенных родителей и детей, росту социально- психологической тревожности, усталости;
  • - перераспределение материально-экономических функций внутри семьи;
  • - трудности строительства семейной жизни на фоне кризисов;
  • - личные проблемы родителей (усталость, психическое и физическое перенапряжение; тревога в связи с снижением безопасности жизни; рост чувства одиночества (особенно в неполных семьях), отсутствие понимания; событийные кризисы);
  • - глобальные проблемы, определяющие развитие взрослых и детей (экологические проблемы; локальные и региональные войны; эпидемии, наркомания, алкоголизм, психические проблемы; научно- технический прогресс, ведущий к быстрому устареванию знаний и др.)

Из всего этого следует, что семье нужна поддержка и сопровождение. В сложившихся социально-культурных и экономических условиях взаимодействие с семьей является важным направлением деятельности детского дошкольного учреждения, выполняющего интегральную функцию в развивающей личность ребенка сложной системе «семья - улица - детский сад».

Взаимодействие представляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется на основании социальной перцепции и с помощью общения. В «Словаре русского языка» С. Ожегова значение слова «взаимодействие» объясняется так:

взаимная связь двух явлений;

взаимная поддержка.

Главный момент в контексте «семья - дошкольное учреждение» - личное взаимодействие педагога и родителей по поводу трудностей и радостей, успехов и неудач, сомнений и размышлений в процессе воспитания конкретного ребенка в конкретной семье. Неоценима помощь друг другу в понимании ребенка, в решении его индивидуальных проблем, в оптимизации его развития (23,с.64).

Взаимодействие родителей и педагогов в воспитании дошкольников рассматривается как взаимная деятельность ответственных взрослых, позволяющая совместно выявлять, осознавать и решать проблемы воспитания детей, а также обеспечивающая необходимые глубинные связи между воспитывающими взрослыми в контексте развития личности ребенка, позитивно отражающиеся на его физическом, психическом и социальном здоровье.

К сожалению, в практике работы детского сада с семьёй ограничивающее взаимодействие педагогов и родителей используется чаще, чем поддерживающее и развивающее взаимодействие.

Ограничивающее взаимодействие педагогов и родителей характеризуется парциальностью, четко очерченными границами и формальностью общения.

Взаимодействие по решению актуальных проблем воспитания детей при обоюдной готовности воспитывающих взрослых является поддерживающим взаимодействием или поддержкой.

Взаимодействие в зоне ближайшего развития детско-родительских отношений в семье, предупреждающее возникновение проблем «отцов и детей» и направленное на освоение продуктивных способов взаимодействия педагогов и родителей, является развивающим, продуктивным.

Взаимодействие ДОУ и семьи - двухсторонний, циклический процесс, разворачивающийся по спирали. Переход от ограничивающего к продуктивному взаимодействию (от низкого к высокому уровню спирали) в системе «детский сад - семья» возможен, если каждая сторона проявляет активность и ответственность на всех фазах цикла: с момента поступления ребенка в ДОУ и до его выпуска в школу.

1 фаза. Открытие.

Задачи. Знакомство с достижениями сторон (семьи и ДОУ) в сфере воспитания ребенка. Активное восприятие, анализ, оценка.

2 фаза. Прояснение ожиданий.

Задачи. Выяснение семьей и ДОУ ожиданий от сотрудничества: предъявление и обсуждение своей роли и роли другого в решении задач воспитания ребенка.

3 фаза. Согласование.

Задачи. Согласование точек зрения и прогнозирование развития взаимодействия ДОУ и семьи с опорой на ответственность сторон.

4 фаза. Оформление документов.

Задачи. Составление договора о сотрудничестве детского сада и семьи.

5 фаза. Проектирование взаимодействия.

Задачи. Совместное создание программы и плана взаимодействия ДОУ и семьи в проблемном поле воспитания дошкольников.

6 фаза. Социально-педагогический мониторинг.

Задачи. Постоянное наблюдение за развитием взаимодействия ДОУ и семьи (в системах «родители-дети», «педагоги- дети», «педагоги-родители»); анализ, оценка получаемых результатов; уточнение программы и плана взаимодействия.

7 фаза. Рефлексия.

Задачи. Критический анализ и оценка результатов взаимодействия ДОУ и семьи, осмысление роли каждого участника процесса в жизни ребенка и друг друга.

Переход от ограничивающего к продуктивному, развивающему взаимодействию затрагивает все уровни управления ДОУ, которым относятся:

  • - заведующий, Совет ДОУ, Совет педагогов.
  • - медико-психологическая служба, старший воспитатель, заместитель заведующего по АХЧ;
  • - педагоги, специалисты дополнительного образования, коллектив родителей;
  • - детский коллектив.

Сотрудничество с родителями - это общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.

Перейти к новым формам отношений родителей и педагогов невозможно в рамках закрытого детского сада: он должен стать открытой системой.

Результаты зарубежных и отечественных исследований позволяют охарактеризовать, из чего складывается открытость дошкольного учреждения, включающая «открытость внутрь» и «открытость наружу».

Придать дошкольному учреждению «открытость внутрь» - значит сделать педагогический процесс более свободным, гибким, дифференцированным, гуманизировать отношения между детьми, педагогами, родителями. Создать такие условия, чтобы у всех участников воспитательного процесса (дети, педагоги, родители) возникла личная готовность открыть самого себя в какой-то деятельности, мероприятии, рассказать о своих радостях, тревогах, успехах и неудачах и т.д.

Пример открытости демонстрирует педагог. Педагог может продемонстрировать свою открытость детям, рассказав им о чем-то своём - интересном увиденном и пережитом в праздничные дни, инициируя тем самым у детей желание участвовать в беседе. Общаясь с родителями, педагог не скрывает, когда в чем-то сомневается, он просит совета, помощи, всячески подчеркивая уважение к опыту, знаниям, личности собеседника. Вместе с тем педагогический такт, важнейшее профессиональное качество, не позволит педагогу опуститься до панибратства, фамильярности.

Личной готовностью открыть самого себя педагог «заражает» детей, родителей. Своим примером он вызывает родителей на доверительное общение, и они делятся своими тревогами, трудностями, просят помощи и предлагают свои услуги, свободно высказывают свои претензии и т.д.

«Открытость детского сада внутрь» - это вовлечение родителей в образовательный процесс детского сада. Родители, члены семьи могут значительно разнообразить жизнь детей в дошкольном учреждении, внести свой вклад в образовательную работу. Это может быть эпизодическое мероприятие, которое по силам каждой семье. Одни родители с удовольствием организуют экскурсию, «поход» в ближайший лес, на речку, другие помогут в оснащении педагогического процесса, третьи - чему-то научат детей, других родителей.

Некоторые родители и другие члены семьи включаются в проводимую систематически образовательную, оздоровительную работу с детьми. Например, ведут кружки, студии, обучают малышей некоторым ремеслам, рукоделию, занимаются театрализованной деятельностью и т.д.

Таким образом, от участия родителей в работе дошкольного учреждения выигрывают все субъекты педагогического процесса. Прежде всего - дети. И не только потому, что они узнают что-то новое. Важнее другое - они учатся с уважением, любовью и благодарностью смотреть на своих пап, мам, бабушек, дедушек, которые, оказывается, так много знают, так интересно рассказывают, у которых такие золотые руки!

Педагоги, в свою очередь, имеют возможность лучше узнать семьи, понять сильные и слабые стороны домашнего воспитания, определить характер и меру своей помощи, а иногда просто поучиться.

Таким образом, можно говорить о реальном дополнении семейного и общественного воспитания.

«Открытость детского сада наружу» означает, что детский сад открыт влияниям микросоциума, своего микрорайона, деревни, готов сотрудничать с расположенном на этой территории социальными институтами, как то общеобразовательная школа, библиотека, сельский Дом культуры и др. Так на базе библиотеки проводится «Книжкин праздник», в котором принимают участие старшие воспитанники детского сада; ученики близлежайшей школы готовят для детей детского сада концерты, ставят спектакли; дети, сотрудники и родители вовлекаются в мероприятия, организуемые сельским Домом культуры ко Дню села, Дню Победы, Рождеству, Масленице и другим традиционным праздникам. Дошкольное учреждение представляет на выставки народного творчества, проводимые в Доме культуры работы своих воспитанников, их родителей, сотрудников дошкольного учреждения.

Содержание работы детского сада в микросоциуме может быть весьма разнообразным, во многом определяется его спецификой. Её несомненная ценность - упрочение связи с семьёй, расширении социального опыта детей, инициировании активности и творчества сотрудников детского сада, что в свою очередь работает на авторитет дошкольного учреждения, общественного воспитания в целом.

Чтобы детский сад стал реальной, а не декларируемой открытой системой, родители и педагоги должны строить свои отношения на психологии доверия. Родители должны быть уверены в хорошем отношении педагога к ребенку. Поэтому педагогу необходимо выработать у себя «добрый взгляд» на ребенка: видеть в развитии его личности прежде всего положительные черты, создавать условия для их проявления, упрочения, привлекать к ним внимание родителей. Доверие же родителей к педагогу основывается на уважении к опыту, знаниям, компетенции педагога в вопросах воспитания, но, главное, на доверии к нему в силу его личностных качеств (заботливость, внимание к людям, доброта, чуткость).

В условиях открытого детского сада родители имеют возможность в удобное для них время прийти в группу, понаблюдать, чем занят ребенок, поиграть с детьми и т.д.

Педагоги не всегда приветствуют такие свободные, незапланированные «визиты» родителей, ошибочно принимая их за контроль, проверку своей деятельности. Но родители, наблюдая жизнь детского сада «извнутри», начинают понимать объективность многих трудностей (мало игрушек, тесная умывальная комната и др.), и тогда вместо претензий к педагогу у него возникает желание помочь, принять участие в улучшении условий воспитания в группе. А это - первые ростки сотрудничества.

Познакомившись с реальным педагогическим процессом в группе, родители заимствуют наиболее удачные приемы педагога, обогащают содержание домашнего воспитания.

Наиболее важным результатом свободного посещения родителями дошкольного учреждения является то, что они изучают своего ребенка в непривычной для них обстановке, как он общается, занимается, как к нему относятся сверстники. Идет невольное сравнение: не отстает ли мой ребенок от других, почему он в детском саду ведет себя иначе, чем дома?

«Запускается» рефлексивная деятельность: все ли я делаю, как надо, почему у меня получаются иные результаты воспитания, чему надо поучиться.

Линии взаимодействия педагога с семьёй не остаются неизменными.

Ранее предпочтение отдавалось непосредственному воздействию педагога на семью, поскольку во главу угла ставилась задача научить родителей, как надо воспитывать детей. Такую сферу деятельности педагога называли «работа с семьёй». Для экономии сил и времени «обучение» велось в коллективных формах (на собраниях, коллективных консультациях, в лекториях и т.д.). Сотрудничество детского сада и семьи предполагает, что обе стороны имеют что сказать друг другу относительно конкретного ребенка, тенденций его развития. Отсюда - поворот к взаимодействию с каждой семьёй, следовательно, предпочтение индивидуальных форм работы (индивидуальные беседы, консультации, посещение семьи и др.)

Взаимодействие в малой группе родителей, имеющих сходные проблемы домашнего воспитания, называется дифференцированным подходом.

При организации дифференцированного подхода к родителям должны соблюдаться следующие условия:

  • - соблюдение такта, чуткости, отзывчивости по отношению к родителям;
  • - учет своеобразия условий жизни каждой семьи, возраст её членов, уровень подготовленности в вопросах воспитания;
  • - сочетание индивидуального подхода к каждой семье с организацией групповой работы;
  • - осуществление взаимосвязи разных форм работы с родителями.

Актуальным является вопрос обновления содержания работы с семьей за счет расширения круга проблем, связанных не с формированием знаний умений и навыков, а черт личности, условий и возможности развития ребенка. При обсуждении таких проблем родителям не даются готовые ответы на их вопросы, обсуждение их строится так, чтобы способствовать развитию умений, анализировать собственную педагогическую деятельность. Тем самым до родителей доводится истина, что право и обязанности воспитания их детей принадлежат им самим, у родителей воспитывается чувство уверенности в своих силах и мудрости.

Основная цель всех форм и видов взаимодействия ДОУ с семьёй - установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, объединение их в одну команду, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать.

Итак, отношения дошкольного учреждения с семьёй должны быть основаны на сотрудничестве и взаимодействии при условии открытости детского сада внутрь и наружу. В рамках концепции модернизации системы дошкольного образования меняются подходы к взаимодействию с семьей: изучаются потребности в образовательных услугах, на смену традиционным родительским комитетам приходят попечительские советы, претерпевают изменения формы взаимодействия с семьями.

У семьи и детского сада - единые цели и задачи, однако содержание и методы воспитания детей специфичны. Недостатки и положительные стороны общественного и семейного воспитания приведены в табл. 1, разработанной Е.П. Арнаутовой и В.М. Ивановой.

Достоинства и недостатки общественного и семейного воспитания

Таблица 1

Детский сад

Деловая форма общения воспитателя с детьми, сниженная интимность, эмоциональная недостаточность Смена воспитателей с разными программами поведения, методами воздействия на ребенка Обращенность воспитателя ко всем детям, недостаточность индивидуального общения с каждым ребенком Жесткий режим дня

Сравнительно мягкие отношения между родителями и ребенком, эмоциональная насыщенность отношений

Постоянство и длительность педагогической программы поведения родителей, воздействия их на ребенка

Индивидуальная обращенность педагогических воздействий к ребенку

Подвижный режим дня Возможность общаться с деть ми- родственниками разных возрастов

Преимущества

Недостатки

Общение с детьми одного возраста

Наличие программы воспитания и обучения дошкольников, педагогических знаний у педагогов, научно-методических пособий

Отсутствие программы воспитания, наличие отрывочных представлений у родителей о воспитании, использование случайной педагогической

Целенаправленный характер воспитания и обучения детей

литературы

Стихийный характер воспитания и обучения ребенка, использование отдельных традиций и элементов

Условия жизни и быта детей научно разработаны в целях воспитания и обучения

целенаправленного воспитания Стремление взрослых создать в семье условия для себя, непонимание ими важности создания условий для ребенка

Применение методов воспитания, обучения, адекватных возрастным особенностям и возможностям дошкольников, понимание их духовных потребностей

Непонимание возрастных особенностей дошкольников, представление о детях как об уменьшенной копии взрослых, инертность в поисках методов воспитания

Окончание табл.

Психолого-педагогические и социологические исследования показали, что семья остро нуждается в помощи специалистов на всех этапах дошкольного детства. Исходя из этого, одной из важнейших задач современного общества является формирование педагогической культуры родителей, оказание им помощи со стороны педагогов (Е.П. Арнаутова, Л.В. Загик, О.Л. Зверева, Т.В. Кротова, Т.А. Маркова и др.). Необходимость решения этой задачи вызвана рядом обстоятельств. Так, исследователи выделяют изменение современного ритма жизни, повышение общего уровня образования, усложнение требований к уровню социализированное - ти и воспитанности детей, а также увеличение количества неполных семей, семей с неблагоприятным психологическим климатом, т.е. кризисными процессами, все более охватывающими современную семью и влияющими на ее воспитательный потенциал.

В 70--80-х гг. прошлого столетия осуществлялся педагогический всеобуч для родителей. Задачи и тематика занятий всеобуча конкретизировались в сборнике приказов и инструкций Министерства просвещения РСФСР. Большая роль отводилась педагогическому всеобучу в «Основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы» (1984), где сказано, что педагогический всеобуч улучшит семейное воспитание.

Парадоксален тот факт, что, несмотря на обилие форм просветительской работы с родителями, все равно существовали определенные дефекты воспитания. Причина кроется в том, что специалисты обращались к «усредненным» родителю и ребенку. Присутствовали некая обязательность, формализм, например, в некоторых случаях педагоги даже не отдавали родителям детей из детского сада, чтобы родители посещали в обязательном порядке собрания.

В «Концепции дошкольного воспитания» (1989) показаны новые подходы к сотрудничеству с родителями, которые базируются на взаимосвязи двух систем - детского сада и семьи. Сущность данного подхода состоит в объединении усилий дошкольных учреждений и семьи для развития личности как детей, так и взрослых с учетом интересов и особенностей каждого члена сообщества, его прав и обязанностей.

Термин «взаимодействие» - сравнительно молодой, он предполагает общение, обмен мыслями, чувствами, переживаниями.

На современном этапе семейное воспитание признано ведущим, что отражено в Федеральном Законе «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 18). В законе сказано, что родители - первые педагоги ребенка. В помощь семье существуют дошкольные образовательные учреждения. Современные родители достаточно грамотны и образованны, многие из них имеют доступ к педагогической информации.

О типичных ошибках родителей сказано немало в педагогической литературе, много опубликовано материала о негативных факторах семейного воспитания. Родители нуждаются в поддержке со стороны специалистов, хотя некоторые из них и не осознают этой потребности. Роль педагога в просветительской работе с родителями возрастает, ее ничем нельзя заменить. Общение педагога с родителями воспитанников обладает рядом преимуществ: непосредственностью контактов, возможностью оказывать конкретную адресную помощь, наличие «обратной связи» между педагогами и родителями.

Педагог владеет информацией о конкретных детях, посещающих группу, где он постоянно с ними общается изо дня вдень, видит их достижения и недостатки, проблемы в развитии.

Как показали исследования В.М. Ивановой, воспитатель дошкольного учреждения выступает одновременно и официальным лицом и доверительным собеседником. Путь к установлению контакта с родителями видится в том, что педагог обеспокоен неудачами ребенка или гордится его успехами, проявляет искреннюю заинтересованность его развитием. Он может доходчиво рассказать родителям о режиме дня, об организации занятий, прогулок и других видов деятельности детей в ДОО, помочь адаптироваться ребенку к ДОО.

В настоящее время педагогические знания буквально обрушиваются на родителей из теле- и радиопрограмм, популярной педагогической литературы, журналов, Интернета.

Сегодня телевидение, радио, популярные публицистические издания предлагают родителям возможность получить грамотно и доступно изложенную информацию, касающуюся разнообразных аспектов воспитания детей. Многие телевизионные программы, представляющие новые методики воспитания детей, периодические издания «Игра и дети», «Мой Кроха и Я», «Родители», «Наш малыш», «Материнство», «Счастливые родители» и другие созданы специально в помощь родителям. Знакомясь с ними, родители имеют возможность получить заочную консультацию специалистов в области медицины, психологии, педагогики. Данные передачи и издания затрагивают актуальные вопросы воспитания ребенка в современном мире: ребенок и компьютер, ребенок в мире мобильной связи, взрослый мир в детских мультфильмах, гиперактивные дети и др.

В.В. Ксенофонтовым отмечаются достоинства телевидения как средства педагогической пропаганды: в силу визу- альности оно подкрепляет слою изображением, показом, привлекает квалифицированных специалистов из разных областей науки. Преимуществами средств массовой информации являются также доступность, доверительность контакта, интимность, обращенность в лирической форме к каждому зрителю лично. Современное развитие телевидения и радиовещания позволяет быть не просто зрителем, но и соучастником программы. Позвонив, зритель, слушатель имеют возможность лично обратиться с волнующим вопросом к специалисту в студии.

Однако следует отметить, что они не могут заменить непосредственного общения педагога с родителями.

Получение информации по каналам радио и телевидения, публицистики не предполагает наличия «обратной связи», к родителям обращаются как к «усредненному слушателю», не зная специфики семейного воспитания, особенностей конкретной семьи, испытываемых ею трудностей. Поэтому сведения, поступающие от средств массовой информации, нельзя считать достаточными.

Психологи, специалисты по ораторскому искусству рассматривают преимущества устного выступления педагога, непосредственного общения с аудиторией перед просмотром родителями телепередач и прослушиванием радиопередач, чтением книг и статей (АЛ. Леонтьев, Н.И. Мехонцев, Н.Н. Михайлов, Н.Ф. Ненашев, Е.А. Ножин). Телезрители, радиослушатели рассредоточены не только пространственно, но и психологически. Просмотр программ происходит без объединяющего мотива, цели, интереса, предварительной установки, часто они оказываются случайными зрителями.

В то же время оратор нс видит своей аудитории, он лишен возможности регулировать средства воздействия на слушателей, сообразуясь с их реакцией. При непосредственном контакте выступающий имеет возможность постоянно наблюдать аудиторию, оценивать реальное состояние слушателей по их внешнему виду, вниманию, скорректировать свое выступление или предпринять усилия к достижению поставленной цели в соответствии с реакцией слушателей.

Говоря о применении Интернета можно добавить, что в некоторых дошкольных учреждениях родители и педагоги переписываются по электронной почте. Но порой родители сетуют на то, что, вроде бы, и знания есть, но они не могут их применить в конкретной ситуации.

Чтобы знания «работали», актуализировались, родителям нужно обладать педагогическим тактом, выдержкой, соблюдением единства требований к ребенку со стороны всех взрослых членов семьи. Помимо сообщения родителям знаний о воспитании, необходимо формировать у них рефлексивное отношение к своей воспитательной деятельности.

Е.П. Арнаутова считает, что нынешнему поколению родителей требуется более глубокая психолого-педагогическая компетентность в вопросах воспитания. Компетентное родительство включает в себя разум, чувства и действия. Основным полем благополучного взаимодействия родителей с ребенком рассматривается интегрирование разных аспектов личного родительского опыта: когнитивного, эмоционального, сенсорного, коммуникативного, рефлексивного и др. Качество родительской компетентности, по мнению ученого, будет обнаруживаться в способности взрослого находить в любой ситуации общения точный и искренний язык контакта с ребенком. Когда выбор реагирования на поведение ребенка осознан родителями, он становится свободным от привычных стереотипных реакций и «автоматизмов» поведения.

Приведем некоторые примеры автоматизма родительского поведения.

Родители говорят: «Меня лупили, я буду лупить».

Папа во время прогулки с маленьким ребенком уронил на землю соску, поднял, облизал ее и дал ребенку. На вопрос, почему он это сделал, папа ответил: «Не знаю, просто так».

Одна мама в беседе с педагогом по поводу поиска методов воспитания ответила: «Мне проще дать ребенку подзатыльник».

Иногда родители хотят видеть мгновенный результат своих воспитательных воздействий на ребенка.

К новым подходам взаимодействия педагогов и родителей относятся следующие:

  • - учет личного опыта родителей;
  • - подвижность образовательных программ;
  • - вариативность содержания, форм и методов образования родителей.

Современные исследователи Е.П. Арнаутова, В.П. Дуброва, Т.В. Кротова, О.Л. Зверева, В.М. Иванова рекомендуют руководствоваться взаимосвязанными принципами построения общения педагогов с родителями. К ним относятся:

  • - доверительность отношений;
  • - личная заинтересованность родителей;
  • - утверждение их самоценности,
  • - принцип их эмансипации.

Важно заинтересовать, увлечь родителей рассматриваемыми проблемами, опираться на имеющийся у них положительный опыт воспитания, не поучать их. Для организации общения педагогов и родителей принципиально значимыми являются ориентация на актуальные проблемы, влияющие на развитие детей. Поэтому важен учет запросов и пожеланий родителей в знаниях, установление «обратной связи». Общение педагога с родителями строится по принципу «спрашивали - отвечаем». Потребности родителей в знаниях можно выявлять посредством анкетирования, бесед, наблюдения.

С целью изучения потребностей родителей в знаниях могут быть использованы и «почтовые ящики», или, как их называют, информационные корзины, куда родители помещают листочки с вопросами. Старший воспитатель или психолог обрабатывает их, готовит ответы в разной форме: индивидуально, в папках-передвижках, на заседаниях «круглого стола», вечера вопросов и ответов и др.

Как показывает практика, родителям приятно, когда они видят стенд, на котором написано «Консультация по вашей просьбе», «Спрашивали - отвечаем» или проведение «Вечеров вопросов и ответов», «круглых столов» с участием специалистов в области детской психологии, дошкольной педагогики и др. В хорошем смысле слова педагог «идет на поводу» у родителей.

К принципам общения относятся партнерство, искренность, открытость.

В общении с родителями необходимо отказаться от критики собеседника, от оценивания «правильно - неправильно». Педагоги должны помнить, что родители - не ученики, а партнеры, субъекты воспитания.

Девиз общения педагога с родителями должен быть: «Мы помогаем родителям, а не учим их воспитывать собственных детей, и то, что мы предлагаем родителям, должно быть интересно и полезно».

Оценочный характер общения «педагог - семья» не способствует установлению подлинного диалогического сотрудничества сторон. Преобладание оценочного стиля общения все еще остается серьезным источником конфликтов между педагогом и родителями, взаимной критики, претензий, конфронтации, конкуренции. Монополия на знания педагогов о том, как семья должна воспитывать ребенка, отдаляет их от семьи, ее потребностей. Иногда сотрудничество с семьей превращается в навязывание знаний родителям, и они не воспринимаются должным образом.

Наиболее благоприятный путь достижения доверительных партнерских отношений с семьей каждого ребенка лежит через установление диалога с ней, а значит через доверие педагогической компетентности родителей, личностный безоценоч- ный стиль общения с каждой семьей. Важный принцип общения - установление диалога между педагогами и родителями.

Диалог педагога с родителями - личностно равноправное общение, совместное приобретение опыта. В установлении диалога важно придерживаться принципа безусловного принятия другого человека. Например, не «вы должны», а «вы, возможно, знаете, как надо именно вам, что для вас хорошо». Диалог предполагает способность общающихся людей искренне выражать испытываемые ими чувства. Использование «Ты-сообщений»: «Правильно ли я вас поняла, или - значит, вас беспокоит...». Использование «Я-со- общений»: «Когда я вижу, чувствую», «Мне было страшно, как вы посмотрели на сына». Такое высказывание не содержит прямых оценок личности другого, позволяет сохранить уважение к нему, искренне и честно выразить свои чувства по поводу действий или слов другого родителя. В общении с родителями должна быть соблюдена конфиденциальность.

На современном этапе предлагаются новые темы для общения с родителями. Темы должны быть актуальны и востребованы родителями.

Так, в 30-х гг. прошлого века для родителей создавались консультационные пункты, и в плане работы консультации прямо говорилось: «Дать матери почитать книгу...». Не учитывались ее интересы, имеющийся опыт воспитания ребенка, потребности в знаниях.

Или еще один пример, в пособии Т.А. Марковой «Детский сад и семья» предлагаются такие темы: «Забота Советского государства о детях», «Чему нас учит воспитание в семье Ульяновых», «Охрана материнства и детства в СССР» и др.

Не умаляя значения старых педагогических изданий, многие темы уже не интересуют современных родителей.

В Городской долгосрочной Программе «Московская семья - компетентные родители», авторы Е.П. Арнаутова, К.Ю. Белая (2007), даны актуальные темы для практики семейного воспитания детей от 1 года до 7 лет. Все темы, несмотря на их многообразие, посвящены одной «формуле родительского счастья».

Приведем некоторые примеры актуальных тем из Программы.

  • Родителям детей от 1 года до 3 лет предлагаются темы: воспитание аккуратности у ребенка и опрятности без насилия, способы поддержки малыша в исследовании мира, капризы и упрямство, наказания детей, жизнь ребенка в детском саду, как обогащать двигательный и речевой опыт малыша в повседневном общении с ним дома.
  • Для родителей 4-летних детей темы: «Что такое совместный язык контакта с ребенком», «Домашние игры, развивающие речь» и др.
  • Для практики воспитания 5-летних детей в семье авторы предлагают темы: «Как помогать ребенку выражать запретные чувства», «Удовлетворение социальных потребностей ребенка», «Дошкольник и семейный туризм: “за” и “против”».
  • Для родителей дошкольников 6 лет актуальны темы: «Как эмоционально поддержать ребенка в роли будущего школьника», «О реалистичности родительских ожиданий на пороге школы», «Домашняя подготовка к школе - “игры на ходу”», «Как воспитывать у ребенка выборочное отношение к телевизионным передачам».

Ранее взаимодействие ДОУ и семьи развивалось преимущественно по пути поиска разнообразных форм пропаганды педагогических знаний. Сегодня акцент должен ставиться не только на знаниях, хотя они, безусловно, необходимы, но и на умении применять их на рефлексивной основе.

В настоящее время педагоги используют разнообразные формы взаимодействия с родителями - это наиболее исследованная область в современной педагогике, представленная во многих пособиях для воспитателей.

Сейчас накоплен богатый опыт в дошкольных учреждениях проведения «Педагогических гостиных», совместных досугов, викторин, спортивных праздников, участия родителей в мероприятиях детского сада, занятиях и т.д. Чтение докладов уходит в прошлое.

Т.В. Кротова разработала классификацию нетрадиционных форм общения педагога с родителями. К ним относятся информационно-аналитические, досуговые, познавательные, наглядно-информационные. Эти формы направлены:

  • - на выявление интересов, запросов родителей,
  • - установление эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми;
  • - ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей;
  • - формирование у родителей знаний и умений о воспитании детей.

Информационно-аналитические формы направлены на выявление интересов, потребностей, запросов родителей. Это стенды, «Почтовый ящик», куда родители могут помещать письма с волнующими их вопросами.

Досуговые формы - установление эмоционального контакта между педагогами, родителями, детьми. Это совместные досуги, праздники, выставки.

К познавательным формам организации общения педагога с родителями относятся КВН, «Педагогическое поле чудес», «Ток- шоу», Устный педагогический журнал, «Клуб почемучек» и др.

Наглядно-информационные формы позволяют правильно оценить деятельность педагогов, приобщить родителей к детскому саду, пересмотреть методы и приемы семейного воспитания.

Они условно разделены на две подгруппы: информационно-ознакомительную и информационно-просветительскую.

Задача информационно-ознакомительной группы - знакомство родителей с дошкольным учреждением, особенностями его работы, с педагогами, преодоление поверхностных мнений о работе ДОО. Например, это дни открытых дверей, открытые занятия для родителей, просмотр видеороликов, фотографий, выставки детских работ.

Задачи информационно-просветительской группы близки к задачам познавательных форм и направлены на обогащение знаний родителей об особенностях развития и воспитания детей дошкольного возраста. К ним относятся: выпуск газеты для родителей; компьютерная презентация текста, рисунков, диаграмм; создание библиотеки для родителей.

Специфика этих форм заключается в том, что общение педагога с родителями здесь не прямое, а опосредованное.

В ходе использования разнообразных форм можно применять методы активизации родителей, например, вопросы, приведение примеров, использование видеоматериалов, аудиозаписи детских высказываний и др. Методы активизации нацелены на возникновение ин тереса к обсуждаемому материалу, ассоциаций с собственным опытом, желания родителей активно участвовать в обсуждении. Благодаря применению активных методов родители оказываются в исследовательской позиции и, вместе с тем, могут чувствовать себя в отношениях с другими комфортнее и безопаснее, так как начинают получать друг от друга обратную связь и эмоциональную поддержку.

Таким образом, нами рассмотрены новые подходы в установлении контактов педагогов и родителей в ДОО.

Поскольку не все дети дошкольного возраста посещают дошкольное учреждение, помощь семье оказывается разными путями. К новым явлениям во взаимодействии с родителями можно отнести и появление консультативных пунктов. Такие пункты создаются для родителей, дети которых не посещают дошкольные учреждения. Положение о консультативном пункте дано в Приложении к приказу Департамента образования Москвы от 12.04.2006 г. N° 202. Суть его в том, что консультативные пункты организуются в государственных образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы дошкольного образования. Консультативный пункт является самостоятельным структурным подразделением ГОУ, реализующим программу дошкольного образования. Консультативный пункт создается для родителей (законных представителей) и детей в возрасте от 1 года до 7 лет, не посещающих дошкольные учреждения. Цели создания консультативного пункта - оказание всесторонней помощи родителям и детям 5-6 лет, не посещающим ДОО, в обеспечении равных стартовых возможностей при поступлении в школу. Оказание консультативной помощи родителям (законным представителям):

  • - по различным вопросам воспитания, обучения и развития ребенка дошкольного возраста;
  • - оказание содействия в социализации детей дошкольного возраста, не посещающих ДОО;
  • - проведение комплексной профилактики различных отклонений в физическом, психическом и социальном развитии детей дошкольного возраста, не посещающих ДОО;
  • - обеспечение взаимодействия между государственным образовательным учреждением, реализующим образовательную программу дошкольного образования, и другими организациями социальной и медицинской поддержкой детей и родителей.

Для детей с проблемами в развитии создана система психолого-педагогического сопровождения семей, воспитывающих таких детей. Лекотека - это новая форма взаимодействия с семьей.

Новым социально-педагогическим явлением стало гувер- нерство. В предыдущих главах мы рассматривали историю развития гувернерства, или домашнего воспитания. В 90-х гг.

XX в. в России сложились предпосылки к возрождению гу- вернерства как социально-педагогического явления. Среди особенностей образовательной деятельности современного гувернера, которые делают эту профессию востребованной на рынке образовательных услуг, можно назвать следующие:

  • - гибкость графика работы и режима детской деятельности, что обеспечивает адаптацию воспитанника к условиям окружающей среды (особую значимость имеет при работе с детьми, отнесенным к специальным группам коррекции);
  • - возможность расширения образовательного пространства и личностно-ориентированная модель обучения, что позволяет создавать оптимальные условия для развития и формирования личностных качеств дошкольника;
  • - технологии подготовки гувернера к образовательной деятельности могут моделироваться с учетом ценностных ориентаций семьи и национальных традиций воспитания;
  • - открытость и постоянно действующая система контроля за деятельностью гувернера, которая требует формирования установки на саморазвитие и самообразование, как одного из показателей профессиональной компетенции;
  • - в условиях смены образовательной парадигмы взаимодействие гувернера и воспитанника сгроится на принципах субъскт-субъектных отношений, в рамках деятельности сотрудничества, что позволяет при организации образовательного процесса учитывать индивидуально-психологические характеристики личности;
  • - профессиональная деятельность гувернера не исключает (а в идеале предполагает) педагогическое сотрудничество с родителями и другими членами семьи, через оказание семье консультативной психолого-педагогической помощи;
  • - возрастание потребности в услугах гувернера связывается с возможностью оказания семье многопрофильных образовательных услуг (уход за больным ребенком, диагностика и коррекция индивидуального психического развития, формирование и развитие способностей).

Анализ состояния системы дошкольного образования на современном этапе в целом, и гувернерства в частности, позволяет выявить специфические особенности педагогической деятельности современного гувернера и выделить ряд нерешенных проблем: неопределенность статуса гувернера, неразработанность механизма его социальной защиты и нормативно-правовой базы этой деятельности.

Поэтому актуален вопрос о необходимости подготовки такого специалиста в системе высшего и среднего профессионального педагогического образования.

В настоящее время устанавливается взаимодействие с родителями детей, которые не посещают ДОУ. Несмотря на огромную роль семьи в социализации ребенка, общественное воспитание может дополнить семейное воспитание, оказать родителям всестороннюю помощь.

Вопросы и задания

  • 1. Перечислите новые подходы к взаимодействию ДОО и семьи.
  • 2. Определите сходство и отличие в формах общения педагога с родителями в 20-30-е гг. XX в. и на современном этапе.
  • 3. В чем заключается, на ваш взгляд, принципиально новый подход к общению педагогов и родителей?

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Исторические и современные подходы к организации взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения. Рекомендации по использованию нетрадиционных форм взаимодействия дошкольного учреждения с семьей. Познавательные формы взаимодействия.

    дипломная работа , добавлен 24.09.2015

    Современные условия деятельности дошкольного образовательного учреждения. Совершенствование форм организации взаимодействия педагогов с родителями через нетрадиционные формы работы. Изучение профессиональной подготовки студентов педагогического колледжа.

    дипломная работа , добавлен 15.08.2014

    Сотрудничество с семьей как важное направление деятельности детского сада. Экспериментальное исследование развития профессиональной компетентности педагогов дошкольного учреждения посредством использования разных форм взаимодействия с родителями.

    курсовая работа , добавлен 21.04.2014

    Подходы к пониманию семьи и факторов семейного воспитания. Проблемы и основные условия взаимодействия семьи и детского сада в истории педагогической практики. Результаты реализации педагогического сотрудничества с родителями дифференцированных групп.

    дипломная работа , добавлен 13.05.2012

    Исследование методов работы с родителями в дошкольном учреждении, необходимых для повышения активности родителей как участников воспитательного процесса. Современные подходы к организации взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения.

    курсовая работа , добавлен 21.02.2014

    Роль детского образовательного учреждения (ДОУ) в организации взаимодействия с семьей. Основные формы и методы взаимодействия ДОУ с семьей. Повышение педагогической культуры конкретной семьи. Роль семьи в сохранении психологического здоровья ребенка.

    отчет по практике , добавлен 26.03.2016

    Характеристика структурно-функциональной модели взаимодействия воспитателя ДОУ и семьи детей. Исследование роли дошкольного учреждения в повышении педагогической культуры семьи. Изучение психолого-педагогических основ сотрудничества педагога и родителей.

    курсовая работа , добавлен 22.06.2012

    Изучение опыта организации работы по обеспечению взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьями по воспитанию и образованию детей. Разработка рекомендаций по повышению психолого-педагогических знаний родителей, родительской компетенции.

    контрольная работа , добавлен 20.08.2017