Станции утешения: сексуальное рабство по-японски. «Женщины для утешения»: о чем не вспоминают японцы

Женщина для утешения - это термин, который применяют для обозначения женщин, в годы и предшествующее ей время, принуждённых работать в японских военных борделях - так называемых "Станциях утешения".
Японцы яростно открещиваются от факта принуждения, утверждая, что все женщины работали в сфере "утешения" добровольно, а было их, якобы, всего около 20 тысяч. Японские данные опровергаются Китаем, Кореей, Тайванем и другими странами, пострадавшими от имперских амбиций Японии. В одном только Китае более 410 тысяч женщин было принуждено к сексуальному рабству.
Добровольно в японских борделях никто из жительниц оккупированных стран не работал - солдаты похищали и принуждали к проституции молодых девушек и девочек - многие из похищенных не были совершеннолетними.
Первый военный бордель японцы открыли в 1932 году в Шанхае, после того как начали массово поступать сообщения об изнасилованиях и домогательствах со стороны японских солдат к местным женщинам. В начале на первой станции работали проститутки-добровольцы из Японии, а также принуждённые к этой работе японки, несогласные с проводимой государственной политикой. После открытия новых борделей, японских проституток стало не хватать для удовлетворения оккупантов. Началось принуждение к работе на станциях утешения жительниц оккупированных японцами стран...
Количество изнасилований местных жительниц японскими солдатами не уменьшилось - поход в бордель был платным и не все солдаты-оккупанты могли себе это позволить. Несмотря на очевидный провал изначальной задумки, японское военное командование продолжало открывать новые станции-бордели, дабы зарабатывать на своих солдатах.
Всего действовало 400 станций утешения: 280 в Китае и 120 в других странах. Женщины в этих борделях работали в тяжёлых условиях, вынужденные каждый день обслуживать по несколько десятков японских солдат.
Еженедельно проводился медицинский осмотр работниц на наличие беременности и венерических заболеваний, при обнаружении искомого, женщине вкалывали сальварсан (препарат 606) - лекарство от сифилиса, также провоцирующее выкидыш и обладающее широким спектром негативных побочных явлений, особенно губительных для женской репродуктивной системы. Японские врачи не стеснялись насиловать, на своём рабочем месте, приведённых к ним для осмотра женщин для утешения.
Многие японцы демонстрировали на женщинах для утешения свою тягу к садизму - как физиологическому, так и психологическому. Многие жертвы не выдерживали такой жизни и пытались покончить с собой - как правило, эти попытки жесточайшим образом пресекались.
Наиболее сильно страдали китаянки, воспитанные по конфуцианской философии, гласящей, что изнасилование и проституция - страшнейший позор для женщины. Именно женщины чаще всего совершали самоубийства в оккупированном японцами Китае, а выжившие всеми силами стремились скрыть этот тяжёлый период времени своей жизни.
Лишь 28 декабря 2015 года японское правительство признало (но не перестало занижать цифры) ответственность за сексуальную эксплуатацию жительниц оккупированных стран и согласилось выплачивать финансовые компенсации жертвам насилия. Почему не раньше? Ждали, когда большая часть женщин для утешения умрёт, чтобы заплатить поменьше.

14 августа ежегодно отмечается всемирный день памяти «женщин для утешения». Данный памятный день был установлен в 2017 году в Республике Корея.

1932 году в руки генерал-лейтенанта Ясудзи Окамуры попали 223 доклада об изнасилованиях местных женщин японскими солдатами на оккупированной территории Китая. В связи с этим генерал-лейтенант обратился к командованию с предложением о создании «станций утешения», обосновав это тем, что «станции создаются для уменьшения антияпонских настроений, возникавших на оккупированных территориях, а также ради необходимости не допустить снижения боеспособности солдат из-за появления у них венерических и других заболеваний».

Первая «станция утешения» была открыта в 1932 году в Шанхае, куда брались на работу женщины-добровольцы из Японии. Однако со временем число станций увеличилось, а вместе с этим вырос спрос. Тогда женщин стали привозить из индонезийских и филиппинских лагерей для интернированных, а также на оккупированных территориях публиковались объявления о приёме на работу молодых женщин.

По разным подсчётам через «станции утешения» прошло от 50 до 300 тыс. молодых женщин, многие из которых были моложе 18-ти лет. До конца войны дожила лишь четвёртая часть из них ввиду ужасных условий существования; они обслуживали по 20-30 солдат в день.

В Северном Китае находится 100 «станций утешения», в Центральном Китае - 140, в Южном - 40, в Юго-Восточной Азии - 100, в Южных морях - 10, на Сахалине - 10.

В 2017 году ушла из жизни 90-летняя Хуан Юлян - одна из многочисленных жертв сексуального рабства, которое устроили на территории Азии японские милитаристы времен Второй мировой войны. Хуан Юлян, проживала в деревне Идуй островной провинции Хайнань на юге Китая.

Она была последней из «женщин для утешения» на материковом Китае, пытавшейся привлечь к ответственности японское правительство, сообщили директор Центра по изучению истории «женщин для утешения» при Институте гуманитарных наук и коммуникаций Шанхайского педагогического университета Су Чжилян.

Хуан Юлянь изнасиловали японские солдаты в октябре 1941 года, когда ей едва исполнилось 15 лет. Позже девушку отправили в бордель, где ее и многих других землячек принуждали оказывать сексуальные услуги солдатам. Средний возраст «женщин для утешения» было 14-19 лет. Неофициально «станции комфорта» называли «22 к одной», что намекало на норму мужчин, которых одна девушка должна была обслужить за день. Под конец войны эта цифра выросла до 50. Станции стали рассадником заболеваний, передающихся половым путем, которому тогда придавали мало значения. Немало девушек наложили на себя руки, не выдержав издевательств и нечеловеческих условий жизни. Хуан Юлянь пробыла в этом аду два года.

Начиная с 1995 года, 24 китайские «женщины для утешения» подавали иски против японского правительства по четырем делам. Но пока все их усилия оказались тщетными. В июле 2001 года Хуан Юлянь вместе с семью другими бывшими «женщинами для утешения» предъявила иск японскому правительству, требуя извинений за содеянное. Но японский суд в течение десяти лет неоднократно отказывался принимать к рассмотрению их апелляционную жалобу и заявлял о том, что частные лица, не имеют права обвинять государство, сообщает «Синьхуа»…

Исследователи этой трагической страницы истории утверждают, что еще до начала, а также в годы Второй мировой войны японские милитаристы заставили до сексуального рабства около 400 тысяч женщин в азиатском регионе, причем примерно половина из них были китаянками.

Пекин, 10 июля /Синьхуа/ -- Перед посольством Японии в Республике Корея стоит бронзовая статуя девушки. Она сидит на стуле босой с двумя сжатыми кулаками на коленях. Она символизирует сотни тысяч "женщин для утешения" японских солдат во время Второй мировой войны.

"Женщины для утешения" японских солдат остаются болью для всего мира и позором для Японии

Вопрос о "женщинах для утешения является еще не завершенной темной главой в истории Восточной Азии. Боль продолжается для сотен тысяч женщин из оккупированных стран и из других районов, в том числе из Нидерландов, которые вынуждены были присоединиться к японской армии и служить в качестве сексуальных рабынь во время войны.

Японское правительство отказывается и равнодушно подходит к своим обязательствам. Оно продолжает заявлять, что "женщины для утешения" добровольно "служили" японским солдатам, отказываясь признать, что они были вынуждены это делать.

В этом году гражданские группы из Китая, Республики Корея, Японии, китайского Тайваня, Филиппин, Индонезии, Восточного Тимора и Нидерландов уже приложили усилия для того, чтобы включить связанные с "женщинами для утешения" документы в Реестр "Памяти мира" ЮНЕСКО. Данный шаг встретил сопротивление со стороны определенных групп Японии.

Зверский поступок, принесший вечную боль жертвам

"Он /премьер-министр Японии Синдзо Абэ/ ждет, что все мы умрем, однако я не собираюсь умирать, я буду продолжать жить", -- 93-летняя Ян Рюфф О"Герне заявила СМИ в феврале этого года.

Ян Рюфф О"Герне -- голландка, которая родилась в Индонезии. В 1944 году она была отправлена японской армией на "станцию развлечения" японских солдат, где начался ее кошмар.

Одна ежедневно подвергалась изнасилованиям и побоям, принудительным абортам до окончания войны.

Ужасающий опыт в логове монстров преследовал "женщин для утешения" всю жизнь, острая боль в их голосах слышна до сих пор.

"Хотя в комнате были лишь бабушка Хоу и мы, две женщины-адвоката, однако она могла рассказать свою историю лишь шепотом на ухо, опасаясь, что другие люди могут услышать", -- рассказала китайская адвокат Кан Цзянь, представлявшая интересы "женщин для утешения" в исках, описывая сцену у одной из китайских жертв Хоу Цяолянь. "Даже это ей было трудно. От болезненных воспоминаний она падала со стула", -- сказала адвокат.

История другой китайской жертвы Лю Мяньхуань, которая была вынуждена стать "женщиной для утешения" такая же трагичная. "Когда мы вернулись в бывшую "станцию для утешения", бабушка Лю была настолько взволнованна, что она все время искала туалет. В то время она была без одежды заперта в этом доме, и только когда заползала в туалет, она могла немного передохнуть", -- сказала Кан Цзянь.

"Мы юристы -- очень рациональные и выносливые люди, но каждый раз после того, как я исследовала и собирала показания от выжившей "женщины для утешения", я не могла есть и все время плакала", -- сказала Кан Цзянь.

1 июля в провинции Шаньси на северо-западе Китая скончалась Жень Ланьэ, которая в возрасте 13 лет была вынуждена стать "женщиной для утешения" японских солдат. Перед смертью она сказала, что "Япония должна извиниться за то, что она сделала".

Истории этих женщин -- лишь верхушка айсберга. По данным Центра по исследованию вопроса китайских "женщин для утешения", с 1937 года и до капитуляции Японии в 1945 году японская армия построила большое число "станций для утешения". По меньшей мере 400 тыс. азиатских женщин были вынуждены стать сексуальными рабынями для японских солдат.

Директор Центра по исследованию вопроса китайских "женщин для утешения" Су Чжилян заявил, что система "женщин для утешения" применялась государственными силами, использовала меры принуждения, и касалась в основном иностранок, и это национальное преступление стало беспрецедентным в истории человечества.

Отрицание -- еще большее преступление Японии

Пострадавшие женщины для комфорта никогда не получали искренних извинений от правительства Японии, которое тактично избегает ответственности.

В документах, представленных Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин ООН в феврале, Япония заявила, что трудно провести черту между теми, кто добровольно пошел на это, и кто был вынужден стать сексуальными рабынями.

Япония явно отказалась предоставлять компенсации пострадавшим или предпринимать любые законные действия, чтобы передать виновных в руки правосудия.

Токио подписало соглашение с Республикой Корея в конце прошлого года, признав ответственность и установив фонд для компенсаций выжившим пострадавшим, однако в этом не было и следа национального искупления.

Тема "женщин для утешения" также была преднамеренно удалена из японских учебников.

Практически нет никакого внимания СМИ к токийскому Женскому музею войны и мира.

Его директор Ерико Икеда заявила, что Синдзо Абэ старается сделать Японию "красивой страной", которая не терпит таких тем, как "женщины для утешения". "СМИ очень хорошо знают, что тема будет чувствительной", -- сказала она.

Под давлением правительства газета "Асахи симбун" в 2014 году была вынуждена признать сообщения о "женщинах для утешения" "недостоверными". В результате репутация авторитетного издания получила удар, и объем продаж также снизился.

Борьба продолжается

Несмотря на все опровержения японского правительства по проблеме "женщин для утешения", группы внутри и за пределами Японии никогда ни переставали бороться за правду.

Китайский юрист Кан часто ездила в отдаленные сельские районы Китая, чтобы записать последние слова свидетелей. Она также выступала от имени жертв на судебных процессах в Японии.

Ученый Су посвятил более десяти лет исследованию проблемы. Благодаря его работе о китайских "женщинах для утешения" стало известно намного больше.

Южнокорейская консультативная организация по вопросам о "женщинах для утешения" начиная с января 1992 года никогда не прекращала проводить свои еженедельные "встречи по средам", пытаясь тем самым добиться компенсации и извинений.

Прежде чем рак забрал ее жизнь, Мацуи Яери отдала все, что имела, для создания в Токио Женского музея войны и мира, где собраны истории женщин, ставших секс-рабынями японских солдат.

Все они направили свои усилия на правое дело, обнажив миру японские зверства, имевшие место во время Второй мировой войны. Ими движет стремление включить соответствующие документы о "женщинах для утешения" в программу ЮНЕСКО Память мира.

Для данной программы были представлены в общей сложности 2744 документа. Запись каждого свидетеля является доказательством жестокости системы "женщин для утешения".

Истина никогда не будет похоронена навсегда, а воззвания жертв тронут сердца все большего количества людей.

Как отмечалось в докладе Комиссии по правам человека ООН от 1996 года, Токио должно извиниться за то, что японское правительство заставляло женщин в оккупированных странах удовлетворять сексуальные потребности своих солдат.

В 2007 году парламенты США, Нидерландов и Канады, а также Европейский парламент одобрили шаги, направленные на осуждение системы "женщин для утешения", и настоятельно призвали Японию извиниться и взять на себя ответственность. Соединенные Штаты также призвали запретить использование эвфемизма "женщины для утешения" во всех правительственных документах и заменить его на "вынужденные секс-рабыни".

В августе 2014 года тогдашний Верховный комиссар ООН по правам человека Нави Пиллэй призвал Японию принять "незамедлительные и эффективные законодательные и административные меры" для гарантии того, что все случаи сексуального рабства будут расследованы, а виновные привлечены к ответственности.

Статуя девушки напротив японского посольства в Сеуле известна по всему миру. Она напоминает людям об истории, которую Токио так старательно пытается прикрыть.

Для Японии смелость взглянуть в лицо истории является первым шагом к восстановлению доверия с ее ближайшими соседями. Мир ждет от Японии всего лишь этого.

Станции утешения



"Станции утешения " - это учреждения на оккупированных Японией территориях, в которых предоставлялись услуги сексуального характера солдатам японской армии. Эти учреждения также функционировали в 1932-1945 годах на территориях в Восточной и Юго-Восточной Азии .
В 1932 году в руки генерал-лейтенанта Ясудзи Окамуры попали 223 доклада об изнасилованиях местных женщин японскими солдатами на оккупированной территории Китая . В связи с этим генерал-лейтенант обратился к командованию с предложением о создании "станций утешения", обосновывая это тем, что "станции создаются для снижения антияпонских настроений, возникавших на оккупированных территориях, а также ради необходимости не допустить ослабления боеспособности армии из-за появления у солдат венерических и других заболеваний ".
Первая "станция утешения" была открыта в 1932 году в Шанхае , куда брались на работу женщины-добровольцы из Японии . Однако со временем число станций увеличилось, а вместе с этим вырос спрос. Тогда женщин стали привозить из индонезийских и филиппинских лагерей, а также на оккупированных территориях публиковались объявления о приеме на работу молодых женщин.
После захвата в ходе японо-китайской войны в декабре 1937 года Нанкина (Китай ), в городе начались массовые убийства и изнасилования. Несмотря на приказ, запрещавший насилие, военное командование закрывало глаза на зверства как рядовых солдат, так и офицеров. Изнасилование женщин рассматривалось как нормальное поведение на оккупированных территориях. Более того, для контроля над процессом начали организовываться публичные дома, которые стали называть "станциями утешения". Такой дом терпимости под Нанкином был открыт в 1938 году. В дальнейшем в Нанкине было открыто более 40 подобных "станций".
По разным подсчетам, через "станции утешения" прошло от 50 до 300 тысяч молодых женщин, многие из которых были моложе восемнадцати лет. До конца войны выжила только четвертая часть из них, поскольку условия существования были ужасные; они обслуживали по 20 - 30 солдат в день.
"Неважно, утро было или день, - один солдат выходил, другой тут же входил. Мы пытались отговорить друг друга от суицида, но случаи всё же были. Некоторые воровали у солдат опиум и принимали его в больших количествах, погибая от передозировки. Другие пачками принимали незнакомые лекарства, надеясь, что это прервёт их жизнь. Третьи вешались на своей одежде в туалете ", - из воспоминаний бывшей "женщины для утешения" Пак Кум Джу.
На работу изначально отбирали женщин-добровольцев из Японии , но со временем число станций увеличилось и это привело к тому, что женщин стали привозить из Кореи , Китая , Тайваня и насильно заставлять там работать. В общей сложности на "станциях утешения" работали женщины из 17 стан.
Еженедельно женщины проходили медосмотр на предмет венерических заболеваний. В случае заражения им вводили "препарат 606" - это лекарство от сифилиса, созданное химиком Паулем Эрлихом, который в 1906 году начал борьбу с болезнью и перепробовал 605 различных органических соединений мышьяка, пока в 1907 году не получили "Ehrlichschen Präparat 606", 606-й по счёту препарат.
Беременным женщинам тоже вводили этот препарат с целью спровоцировать выкидыш. Препарат обладал нежелательным побочным эффектом, что впоследствии исключало возможность родить здоровых детей или вообще приводило к бесплодию.
Так как с 1910 по 1945 годы Корея была японской колонией, а ее жителей вынуждали учить японский язык, то в приоритете были женщины из Кореи , поскольку с ними было легче общаться по сравнению с женщинами других национальностей. Поэтому огромное количество, по некоторым подсчетам примерно 200 тысяч, корейских женщин были насильно доставлены в эти учреждения.
Количество "станций утешения" росло, покрывая всю территорию Японской империи. 3 сентября 1942 года в сообщении на заседании руководителей министерства армии указывалось, что: в Северном Китае находится 100 "станций утешения", в Центральном Китае - 140, в Южном Китае - 40, в Юго-Восточной Азии - 100, в Южных морях - 10, на Сахалине - 10, всего было 400 "станций утешения". Однако с появлением таких учреждений случаи изнасилований местных женщин не прекратились, поскольку за каждый визит солдатам нужно было платить.
Так как воспитанные в конфуцианской философии женщины, подвергшиеся сексуальному насилию, нередко кончали жизнь самоубийством, а выжившие скрывали свой позор, после войны места расположения "станций утешения" было непросто определить, многие не найдены по сей день.
По японским данным количество "женщин для утешения" было около 20 тысяч, и как правило, их пребывание носило добровольный характер. Китайские историки же указывают на факты похищения и насильственного принуждения девушек к проституции и количество таких женщин доходит до 410 тысяч.
В память о зверствах, которые творились на "станциях утешения" во времена Второй мировой войны, в Мапхогу, одном из районов Сеула , Корея был построен Дом в Шарине в 1992 году. В декабре 1995 года перенесен на нынешнее место в Кёнгидо . Дом размещен на земле, занимающей около 2175 кв. м, которая была подарена госпожой Чхве Юн Ха. Площадь трех домов насчитывает около 600 кв.м., в комплексе это два дома для проживания и одно здание используется как храм.
С целью обратить внимание общественности на проблему "женщин для утешения", при Доме в Шарине был создан исторический музей, в котором собраны официальные документы, старые фотографии и показания нескольких выживших женщин. Есть здесь и картины, созданные в рамках художественной терапии, которой занимаются живущие в доме женщины. Также в музее размещена точная копия "станции утешения", где жили женщины. Музей издает и распространяет информационные буклеты, используя документы, фотографии и другие данные, хранящиеся в архиве.
Ежегодно музей привлекает небольшой, но постоянный поток посетителей из разных стран мира. Основная цель музея заключается в том, чтобы не допустить повторения всех ужасов войны, а также донести информацию до потомков о тех событиях, что случились с женщинами в Азии во время Второй мировой войны.
По данным на 2008 год в доме проживают семь женщин, а также пять штатных сотрудников, включая директора - буддийского священника У Хена. Война закончилась 15 августа 1945 года. Япония безоговорочно капитулировала, но страдания женщин, которые были вынуждены работать в "домах утешения" на этом не закончились. Каждую среду они участвуют в еженедельной акции протеста перед японским посольством в Сеуле , авторами которого являются "Корейский совет по делам женщин призванным на военное сексуальное рабство Японии" для того, чтобы просветить общественность о жестоком обращении японских военных с корейскими женщинами, а также оказать давление на японское правительство для получения официальный извинений.
Мэр Осаки Тору Хасимото высказался в защиту тогдашних борделей. Он объяснил, что они были необходимы для того, чтобы "поддержать дисциплину " и дать военным, которые рисковали жизнью, какую-то передышку. Вместе с тем, Хасимото признал, что женщины действовали "против своей воли ".
Такие высказывания резко осудила министр по вопросам административной реформы Томоми Инада. "Система "женщин для утешения" была тяжким нарушением прав человека ", - заявила она. Все же, 28 декабря 2015 года правительство Японии признало свою ответственность за сексуальную эксплуатацию женщин в годы Второй мировой войны и объявило о готовности выплачивать компенсации жертвам.


Большинство "женщин-утешительниц" уже умерли, многие живут в нищете. Некоторые из-за стыда так и не вернулись на родину, многие остались бездетными, потому что медикаменты сделали их бесплодными. Это несколько историй, рассказанные самими женщинами прошедшими через это.

Ли Ок Сон

Ее история начинается 29 июля 1942 года в корейском городе Ульсан , когда двое военнослужащих в гражданской одежде, японец и кореец, силой увозят горничную. Ли Ок Сон было 15 лет. Девушку доставили в японский армейский бордель в Китае . Похитители вставили ей кляп, связали свою жертву по рукам и ногам и бросили в кузов грузовика, где уже было пятеро других молодых женщин.
В первую же ночь похитители перевезли узниц через границу в провинциальный городок Янцзи на северо-западе Китая . Там действовали два дома "станции развлечений" для японских военнослужащих: крохотные комнатки в деревянных бараках, циновка на полу, раковина на стене. В них работали 9 девчушек, младшей из которых было 11 лет. Каждая женщина обслуживала в день по 40-50 военнослужащих, рассказывает Ли Ок Сон. По воскресеньям очереди перед бараками были длиннее обычного. Ли Ок Сон вспоминает, как 11-летняя девочка однажды не справилась с "работой". Военный рассвирепел, порезал ее ножом, после чего взял силой. Несчастная скончалась от полученных ранений. Другая молодая женщина сильно сопротивлялась - "клиент" вытащил ее из барака и принялся наносить ножевые удары, пока та не умерла.
Так Ли Ок Сон прожила на "станции утешения" три года. В результате инъекций "препаратом 606" и обработки парами ртути, она так и не смогла родить. В 2000 году Ли Ок Сон вернулась в Корею

Пак Ок Сон

Пак Ок Сон родилась на юго-востоке Кореи в 1924 году в бедной семье, где помимо нее были еще семеро братьев и сестер. Так как семья была большая и средств на проживание катастрофически не хватало, она отчаянно искала работу. Однажды ее друг рассказал, что в Китае можно заработать деньги, поскольку там открываются новые рабочие места на заводе текстильных изделий. Не получив разрешения у родителей на работу в Китае , восемнадцатилетняя Пак Ок Сон убежала из дома и среди ночи села на поезд со своим другом. К большому своему удивлению, ее с двадцатью другими девочками сняли с поезда в районе Мулин , Китай . После похищения их отправили на "станции утешения", где она прожила четыре года. После окончания войны Ок Сон вышла замуж за этнического корейца и поселилась в Китае . В 2001 году Пак Ок Сон вернулась в Корею и в настоящее время живет в Доме Шарин.

Кан Ил Чул

Кан Ил Чул родилась в 1928 году в провинции Кёнсан , Корея . В 1943 году, когда ей было шестнадцать лет, офицер военной полиции похитил ее из родного дома, сказав, что она была призвана в Национальную гвардию. Но вместо этого, ее доставили на "станцию утешения" в районе Шэньян , Китай . Работая на "станции" Кан Ил Чул заболела тяжелой болезнью - брюшным тифом. Думая, что она умрет, японские военнослужащие перевели ее за пределы военной базы, чтобы кремировать заживо с трупами. К счастью, ее спасли борцы за независимость Кореи , которые смогли захватить "станцию". После окончания войны Кан Ил Чул работала медсестрой в городе Цзилинь . В Корею она вернулась лишь в 2000 году и в настоящее время живет в Доме Шарин. Также Кан Ил Чул является самой молодой женщиной среди проживающих там женщин.

Ким Сун Ок

Ким Сун Ок родилась в 1922 году в южной провинции Пенган на северо-востоке Кореи . Поскольку ее семья была бедной, она начала работать горничной в возрасте семи лет. Чтобы прокормить и вырастить голодных младших братьев и сестер, ее отец продал Ким Сун Ок в дом кисэн, где она работала очень тяжело, чтобы погасить долг отца. Выплатив долги Сун Ок вернулась домой. Недолго она смогла там пробыть, как отец снова продал ее на "станцию утешения" в Китае . После войны, она не могла даже и думать о возвращении в свой родной город, так что осталась жить в Китае . Ким Сун Ок вернулась в Корею лишь в 2005 году и в настоящее время живет в Доме Ширин.

Пак Он Ен

Пак Он Ен родилась в провинции Чолла юго-западной Корее в 1920 году. В возрасте шестнадцати лет она была замужем и жила в бедной семье. Как только ей исполнилось восемнадцать, она убежала от мужа и вступила в повторный брак. Новый муж после нескольких лет продал ее через бюро по трудоустройству. Так Пак Он Ен в 1941 году была доставлена на небольшой остров Рабаул в Папуа-Новой Гвинее, где размещались базы японских военных. Здесь она работала "женщиной утешения" до окончания войны. Пак Он Ен смогла вернуться в Корею в 1945 году и сейчас проживает в Доме Шарин.
Число выживших постоянно сокращается, и это тревожит тех, кто добивается от Японии признания преступлений, совершенных в прошлом.
".Текст:
,