1 младшая развитие речи. Картотека игр по развитию речи в первой младшей группе
Растения распространены по всему земному шару. На огромных пространствах они образовывают леса, степи, луга. Растут даже на скалах и в сыпучих песках.
Растения обогащают воздух кислородом, который нужен для дыхания людям и животным, делают его чище и свежее. Поэтому растения называют Зелёными лёгкими Земли.
Где бы они не росли, им всегда нужен солнечный свет, тепло, воздух, вода и почва.
Наука, изучающая растения, называется БОТАНИКОЙ.
На земле существует огромное множество растений.
Но есть и похожие по строению растения.
Чтобы удобнее было изучать растения ученые-ботаники разделили их на группы по определенным признакам:
- строение растений (наличие корня, стебля, листьев, цветов, плодов)
- особенности жизнедеятельности (среда обитания)
У большинства растений есть корень – эта та часть растения, которая находится в земле. Корнем растения держатся, чтобы не упасть. Ещё корень впитывает воду из земли. Это похоже на то, как мы пьём сок через соломинку.
Растения бывают самые разные. Например, деревья : у них есть одна общая черта – это ствол дерева (или несколько стволов), на котором держится крона, то есть ветки и листва. Деревья живут долго и вырастают очень высокими – даже выше многоэтажного дома.
Ещё есть кусты . У кустов нет ствола, а есть несколько веток, которые отходят от корня. Кусты обычно вырастают не выше 2-го этажа и живут не так долго, как деревья.
Ещё есть трава . У травы нет ни стволов, ни веток. Вместо них у травы есть стебли, от которых отходят листья. Почти у всех трав стебли каждый год бывают новые. Трава меньше по размеру, чем кусты.
Кроме деревьев, кустов и травы ещё бывает мох . Мхи растут во влажных местах. Мхи низкорослы, у них отсутствуют корни и цветы, а стебли и листья слабо различимы.
Растения есть не только на земле, но и под водой. Растения, которые живут под водой, называются водорослями- это низшие растения. Их тело не разделено на стебель, корень и листья.
СПАСИБО
Экологическое воспитание - одно из основных направлений в системе образования, это способ воздействия на чувства детей, их сознание, взгляды и представления. Дети испытывают потребность в общении с природой. Они учатся любить природу, наблюдать, сопереживать, понимать, что наша Земля не сможет существовать без растений, так как они не только помогают нам дышать, но и лечат от болезней. Мы должны беречь и сохранять их, уметь правильно пользоваться их лечебными свойствами.
Расширять и формировать знания детей о лекарственных дикорастущих растениях, их ценности для здоровья, правил пользования. Развивать речь: обогащать словарь, побуждать задавать вопросы, составлять рассказы - описания, сказки, загадки; развивать игровое творчество, смекалку, навыки поведения в экстремальных ситуациях. Воспитывать у детей любознательность, бережное отношение к растениям, любовь к родному краю.
Исследовательские: опыты, вопросы проблемно - поискового характера, наблюдения; наглядные: тактильно – мышечная наглядность; словесные: беседы, чтение литературы, консультации для родителей и педагогов, объяснения, указания, словесные инструкции; слушание музыки.
1. Наблюдение « Наш верный друг – подорожник » Орожник » 2. Составление рассказов детей от имени растений (перевоплощение): « Я - подорожник …», « Я - ромашка …», « Я - крапива …» 3. Дидактическая игра « Вершки корешки », « Собери картинку " 4. Экскурсия по территории детского сада.
1. Занятие « Лесная аптека на службе человека » 2. Проведение дидактических игр « Что лечит это растение?», « От какого растения часть ». 3. Собран гербарий из лекарственных растений 4. Создание « Паспорт лекарственных растений » 5. Проведение КВН « Знатоки лекарственных трав » 6. Подведение итогов реализации проекта 7. « Мой педагогический опыт по реализации проекта « Лекарственные растения » (педсовет). Подведение итогов реализации проекта.
Кол - во детей Имеет представление о лекарственных растени-ях, умеет различать и называть их Знает простейшие способы использования некоторых растений для лечения человека Знает названия и различает комнатные растения Охотно выпол-няет поруче-ния по уходу за расте-ниями, помогает при пересад-ке Проявля- ет чувство ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья Май 1824% 30%48%10% Август 1888%76%87%96%80% Диагностика уровня развития детей в рамках проекта
Вот так постепенно в процессе работы мы старались воспитывать у детей доброту, экологически грамотное поведение, отзывчивость. В ходе работы над проектом предполагаемые результаты были достигнуты: мы обогатили и обобщили опыт детей в сфере экологического воспитания путем применения научных методов и приемов. Мы собрали материал о лекарственных растениях. Родителями совместно с детьми был оформлен « Паспорт лекарственных растений ». В период работы над проектом дети обогатили словарь и пополнили словарный запас, если к началу работы над проектом дети знали 3-4 названия лекарственных растений, то к концу – более 8. В ходе экспериментальной деятельности у детей развивали воображение, мышление, сформировали навыки элементарной исследовательской деятельности. Решили продолжить работу по данной теме в течении учебного года.
1. Зеленые сказки. Т. А. Шорыгина Москва Прометей Книголюб Цветы. Какие они? Т. А. Шорыгина. Серия « путешествие в мир природы. Развитие речи ». Москва Система экологического воспитания в ДОУ, О. Ф. Горбатенко Волгоград изд. « Учитель », Изобразительная деятельность в детском саду, И. А. Лыкова Москва изд. « КАРАПУЗ - ДИДАКТИКА », Зеленая тропинка. А. А. Плешаков Москва « Просвещение » Экологические занятия с детьми 6-7 лет Т. М. Бондаренко Воронеж. ТЦ « Учитель » Добро пожаловать в экологию, О. А. Воронкевич С.- Пб. « ДЕТСТВО – ПРЕСС » 2008
Программное содержание:
1. Учить детей составлять вместе с педагогом рассказ об игрушке.
2. Продолжить учить детей с помощью анализаторов различать и называть игрушки, их качества.
3. Воспитывать выдержку, формировать умение выслушивать ответы своих товарищей.
4. Закрепить произношение звуков «э – э – э». Звукосочетаний «пи – пи – пи», «гав – гав», «иго – го», «мяу».
5. Обогащать словарь детей прилагательными «большой», «мягкий», «маленький», «пушистый».
Демонстрационный материал
Игрушки – собака, лошадка, кошка, медведь, заяц, цыпленок, пчелка, чудесный мешочек.
Раздаточный материал
Атрибуты лошадки.
Предварительная работа
Провести беседу, кто узнает по описанию игрушку. Рассмотреть иллюстрацию с игрушками. Поиграть в игру «Узнай и назови».
Ход Занятий
Дети сидят полукругом, раздается стук в дверь, дверь открывается – залетает пчелка с мешочком – «Жу – жу – жу».
Пчелка: - Это детский садик?
Воспитатель: - Да!
Пчелка: - Я прилетела к вам в гости, еле – еле долетела. Устала нести мешочек, да еще замерзла, потому, что на улице зима, а зимой я в своем домике сижу. Но мне стало грустно одной, вот я прилетела к вам повеселиться, лето вспомнить. Летом тепло, светло, кругом зелено, травы и цветов много. Вот я летаю летом с цветка на цветок и про себя стихи читаю:
Жу-жу-жу, жу-жу-жу
Я на цветочке сижу,
Я на цветочке сижу,
И букву «ж-ж-ж» твержу
Ну, ребятки, вместе со мной повторите ж-ж-ж-ж.
Дети: Ж-ж-ж, ж-ж-ж, ж-ж-ж.
Пчелка: - Вот так, детки, молодцы, порадовали меня. За это я вас угощу. Но в начале со мной поиграйте. А игра у нас проста.
Воспитатель: - Пчелка, что это за игра?
Пчелка: - Вот мешочек не простой, в нем много игрушек. Я буду показывать игрушку, а вы вместе с воспитателем расскажите, что знаете об этой игрушке.
Воспитатель: - Ребята, поиграем?
Дети: - Да! (Хором)
Пчелка: - (достает игрушку – кошку). Что это за игрушка?
Дети: - Кошка!
Воспитатель: - Арина, расскажи пчелке все что знаешь о кошке, а вы ребята, помогайте.
Наводящие вопросы – ответы детей.
Дети: - Кошка пушистая, у нее есть лапки, хвостик – длинный, ушки – маленькие, шкурка мягкая и есть усы.
Воспитатель: - Ребята, давайте повторим про кошку все вместе.
Пчелка: - Умница, Арина, о кошке знает многое.
Воспитатель: - Пчелка, а ты послушай потешку.
Как у нашего кота
Шубка очень хороша,
Как у котика усы,
Удивительной красоты.
Глазки смелые, зубки белые.
Вот какой наш котик.
Пчелка: - Ой ребята, смотрите, кто это? Пушистый, уши длинные.
Дети: - Заяц!
Воспитатель: - Саша. Расскажи пчелке о зайчике, а вы дети, помогайте
Дети: - У зайки длинные уши. Хвостик маленький, шубка пушистая, передние лапки короткие, задние длинные. Живет он в лесу.
Пчелка: - Ребята, ну – кА повторите все вместе.
Дети: - (хоровые ответы)
Пчелка : - А что заяц любит?
Дети: - Морковь!
Воспитатель: - Пчелка, а про зайчика хочешь стих послушать?
Жил, был зайчик
Длинные ушки.
Отморозил зайчик
Носик на опушке,
Отморозил хвостик
И поехал в гости
К ребятишкам греться.
Пчелка: - Ай да умненький зайчик! Ребята, а это кто?
Дети: - Мишка!
Воспитатель: - Катя, расскажи пчелке про мишку косолапого, а вы ребята слушайте внимательно.
(Наводящие вопросы – ответы детей).
Дети: - он большой и косолапый. Живет в лесу, собирает шишки. Любит мед.
Воспитатель: - Ребята, покажите, какой он большой?
(дети имитируют, показывают величину, рост медведя)
Детки, а как он рычит?
Дети: - э-э-э-э-э-э-э-э.
Воспитатель: - А давайте мы покажем, как идет медведь по лесу?
Мишка косолапый
По лесу идет
Шишки собирает
И карман кладет,
Вдруг упала шишка
Мишке прямо в лоб,
Мишка рассердился и ногою – топ.
Вот видишь, пчелка, детки какие молодцы, они про мишку много чего знают.
Пчелка: - Посмотрите. Посмотрите, да кто же это такой?
Дети: - Цыпленок!
Воспитатель: - Ксюша, расскажи нам пожалуйста что ты знаешь про цыпленка?
(Наводящие вопросы – ответы детей.)
Дети: - Цыпленок маленький, желтенький. У него есть крылышки, лапки, клюв, глазки синенькие.
Пчелка: - Ребята, повторите еще раз, чтобы я запомнила, как пищит цыпленок?
Дети: - Пи-пи-пи.
Воспитатель: - Цыпленок маленький, он очень хочет тихо пищит, поможем ему хором! (хоровые ответы).
Пчелка: - Вот так – то лучше, молодцы. Вот посмотрите еще одну игрушку, кто это?
Дети: - Собачка!
Воспитатель: - Маша, Расскажи пчелке и всем нам про собачку.
(Наводящие вопросы – ответы детей.)
Дети: - У него хвостик, лапки, ушки, есть клыки и зубки.
Воспитатель: - Пчелка, наша собачка не кусается, она добрая. Она играет. Детки, а как собачка лает?
Дети: - Гав-гав-гав.
Пчелка: - Тогда я с ней тоже поиграю (гладит собачку).
К нам пришла собачка,
Хвостик закорючкой,
Зубки острые, шерстка пестрая.
Раздается громко «Иго – го, иго – го».
Воспитатель: - Ребята, а мы никого не забыли?
Дети: - Лошадку! Это она так кричит!
Пчелка: - Ну – ка, ну – ка покажите, все, все про нее расскажите, все, все про нее расскажите!
Воспитатель: - Юля. Помоги мне. Пожалуйста, рассказать про лошадку.
Дети: - У лошадки есть грива, длинный волосяной хвост, ушки, ножки.
Пчелка: - Юля, а стишок знаешь про лошадку?
Воспитатель: - Стой, стой, пчелка, стишок мы тебе расскажем все вместе.
Я люблю свою лошадку
Причешу ей шерстку гладко,
Гребешком приглажу хвостик.
И верхом поеду в гости.
Ребята, а у нас есть еще маленькие лошадки, давайте и мы поскачем, (воспитатель раздает атрибуты, дети едут).
Гоп, гоп! Конь живой,
И с хвостом, и с гривой
Он качает головой,
Вот какой красивый!
Пчелка: - Ребята, мне у вас очень понравилось, но надо возвращаться домой. Спасибо вам большое! А вот вам и угощение (пчелка угощает детей). Я вас не забуду, еще к вам прилечу. Я полетела, до свидания, ж-ж-ж-ж.
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ
В 1 МЛАДШЕЙ ГРУППЕ:
«ПУТЕШЕСТВИЕ В ЛЕС»
Программное содержание:
Расширять кругозор детей о предметах.
Учить называть предметы, знать их значение.
Учить выделять характерные особенности внешнего вида животных, называть части тела.
Воспитывать заботливое отношение к животным. Развивать раговорную речь.
Предварительная работа.
Разучивание песенок, игр: «Лиса и зайцы», «Собери шишки».
Материал к занятию.
Елочки, пенечки, шишки, муляжи грибов, угощение для зайчика (морковка, капуста), предметы-атрибуты в шкатулке по количеству детей, руль, магнитофон, корзинка.
Ход занятия.
Воспитатель.
Дети, мы сегодня с вами поедем в лес на машине (машина составлена из стульчиков), а шофером у нас будет Глеб. Сейчас мы с вами сядем в машину, а Глеб возьмет руль и повезет нас на машине. Проходите в машину и занимайте свои места (во время движения дети исполняют песню «Машина»).
Вот мы с вами и приехали в наш сказочный, волшебный лес. Послушайте, какая музыка нас встречает в лесу. (звучит пение птиц).
Воспитатель: Ребята, посмотрите, а что же на полянке под елочками лежит?
Дети: Шишки.
Воспитатель: А сколько шишек лежит?
Дети: много.
Воспитатель: давайте поиграем с шишками. (проводится игра «Собери шишки»).
Какие вы молодцы, как быстро собрали все шишки.
Воспитатель: ребята, посмотрите внимательно, а что под елочками растет?
Дети: грибы.
Воспитатель: а сколько грибов выросло?
Дети: много.
Воспитатель: а сейчас мы поиграем с грибочками. (проводится игра «Гриб-грибочек»).
Воспитатель: ребята, а на полянке пенек стоит и на ребяток глядит. Пойдемте подойдем поближе и посмотрим, кто на пенечке сидит.
Дети: зайчик.
Воспитатель: дети, а зайчик что-то хочет мне на ушко сказать.
Его зовут Степашка. Он хочет, чтобы мы с ним поздаровались. Здравствуй, Степашка. Посмотрите, какая у Степашки красивая шубка: мягкая, пушистая. А ушки у него какие?
Дети: длинные.
Воспитатель: а какой у него хвостик?
Дети: короткий.
Воспитатель: а что наш Степашка любит кушать?
Дети: морковку, капусту.
Воспитатель: Ой, какие вы молодцы, все познакомились со Степашкой. Ребята, а мне кажется, что Степашка грустный, кто его мог обидеть? Давайте спросим у него (Степашка шепчет на ухо воспитателю).
Воспитатель: Ребята, у Степашки был день рождения. Приходили к нему зверюшки в гости, принесли много подарков, целый сундук. А Степашка не знает, что с ними делать, как поступить. Давайте поможем ему (дети по одному подходят к сундучку, достают по одному предмету и объясняют, что это такое и для чего нужно).
Воспитатель: вот и опустел наш сундучок. Наш Степашка обрадовался, стал веселым, жизнерадостным. Сейчас он хочет с нами поиграть. Мы по волшебству превратимся в зайчат и будем играть. (проводится игра «Зайцы и лиса»).
После игры дети угощают Степашку морковкой и капустой. Наше путешествие заканчивается, нам пора возвращаться в детский сад. Дети прощаются со Степашкой, рассаживаются по местам.