Бить жену можно, но только осторожно.

«В этой главе я расскажу, что делать, если женщина, которая имеет счастье быть твоей женой, идёт неправильным путём. Правильный путь такой женщины имеет четыре составляющих: покорность, скромность, трепет перед мужем и осознание призвания матери и жены. Все эти составляющие рождают смирение в браке, а брак, как известно, основа общества и устройства мира.

Если твоя жена непокорна, своенравна в изречениях, забросила домашнее хозяйство и воспитание детей, отказывается от выполнения супружеского долга или относится без уважения к твоим родителям, то она может считаться сбившейся с пути и должна получить физическое наказание, как получает его домашний скот, выходящий за пределы пастбища. Истинно говорю тебе: женщина, идущая неправильным путём, должна быть наказана мужем и тем самым, возвращена на правильную тропу.

Проблемы с послушанием и недостойным поведением твоей жены возникают по двум основным причинам, первая из которых – твоё попустительство и мягкость с ней, а вторая – попустительство и мягкость её родителей и прежде всего – отца. Если отец был чрезмерно добр с дочерью, и она не знала розги, а лишь ласки и всепозволения, то она становится непокорной женой, не признающей главенства мужчины. Брак с такой женщиной сулит лишь разочарования. Твои собственные попустительство и мягкость происходят оттого, что в твоей семье отец не был пастухом над женщиной, а лишь частью стада. И ещё страшнее, если он позволял твоей матери быть пастухом – главенствовать в семье, определять, куда тратить деньги и как воспитывать детей. Есть сейчас и те семьи, в которых матерям позволено поднимать руку на мальчиков. Хороший отец ударит по такой руке розгой, ведь мальчик которого наказывала мать, не может вырасти мужчиной.

Возможно, ты подвержен современным веяниям, которые говорят о равенстве между мужчиной и женщиной. Если так, то ты, скорее всего, будешь разочарован и окажешься в несчастном положении, ибо женщина не может вести корабль семьи к процветанию. Без мужского руководства она становится капризна и хаотична, правя корабль на рифы.

Только слепец не видит, что женщина стоит ниже мужчины и если ты из таких, то я приведу тебе три главных причины, которые говорят о главенстве отца и мужа над женой и дочерью: прежде всего муж стоит выше жены потому, что на супружеском ложе он отдаёт из себя. Вторая, состоит в том, что женщина живёт эмоцией, а мужчина мыслью. Мозг мужчины больше и именно ему принадлежит право думать и определять путь. Третья причина состоит в том, что мужчина сильнее телом, а значит, именно он добывает еду, строит дом и защищает женщину. Считать женщину равной — всё равно, что поощрять независимость кошки, которая ест из хозяйской миски.

Женщина должна вкладывать свои усилия в услаждение мужа своей красотой, исполнение супружеских обязанностей, ведение домашнего хозяйства, воспитание детей и помощь супругу в его делах. Оставшееся от этих обязанностей время, женщина может посвятить какому-нибудь делу, приносящему ей радость, вроде занятий искусством, чтению религиозной литературы или бесед с умными людьми. Умный же муж не станет поощрять общение своей жены с подругами, в особенности с теми, кто не имеет детей или предается праздному образу жизни.

Теперь я расскажу тебе о том, как надо наказывать женщину, сбившуюся с верного пути, а именно – не вкладывающую свои лучшие силы в семейное благоденствие или перечащую мужу и своенравную. Не стоит прибегать к физическим наказаниям сразу. Для начала следует составить список того, что не устраивает мужа – делается плохо или игнорируется. Может быть, жена не встречает мужа в нарядном платье, ходит с утра не наложившей макияж, не считает нужным снимать одежду с мужа, когда он заходит в дом. То же самое касается омовения ног мужа и даже принесения ему домашней обуви. Многие мужья даже и не знают, что такое настоящие ласка и уход, потому, что жены увлечены не заботой о них, а своими делами, которые начинаются от сплетен с подругами до праздного шатания по магазинам или сидения в социальных сетях. Деятельная забота о мужчине должна занимать женщину. Именно в этом она может достичь вершины своего развития, если ей посчастливится иметь того мужа, который укажет ей правильный путь.

Итак, составив такой список, муж указывает жене на плачевные результаты её действия или бездействия и обсуждает новое поведение жены, которое будет устраивать его. Конечно же, всем мужьям стоит применить к себе разумность и объём этих требований, ведь жена не является прислугой. Однако не стоит быть и слишком мягким. Стоит обсудить с ней каждое из требований и возможно прийти к компромиссу устраивающему обоих. Если уже на этапе такого обсуждения или позже, когда женщина должна приложить все усилия к тому, чтобы выполнить требования, она обнаруживает непокорность, своенравие, халатность в отношении требуемого, мужу необходимо применить к ней физическое наказание.

Опять же, хочу удержать мужей от применения такого наказания сразу. На первом этапе неплохо действует отлучение жены от супружеского ложа. Для мужчины, который знал многих женщин и имеет много жён, не секрет, что любая женщина зависима от мужских интимных ласк и очень серьёзно воспринимает такое наказание. Для начала, мужчине стоит установить, что жена, которая не выполняет возложенных на нее требований или проявляет своенравие, отлучается от супружеского ложа на три или четыре дня за каждый такой проступок. Среди жён есть и такие, кто не считает эту меру наказанием. Или те, кто будет делать вид, что наказание ей в радость. К несчастью вразумить такую женщину может лишь розга.

Как же правильно бить жену? Для начала мужчина должен ещё раз обратить внимание жены на тот факт, что она не вняла его увещеваниям и повторно зачитать список требований, заострив внимание на тех, которые не выполнялись. Может быть, это вызовет улыбку, но первый раз необходимо бить жену при помощи зубочистки. Мужу стоит подойти к жене и нанести три удара зубочисткой по любой части тела, после чего предупредить её, что в следующий раз наказание будет осуществлено при помощи розги. И эту розгу жене показать. Розга, которую хороший муж выбирает для наказания жены, не должна быть тоньше мизинца или толще среднего пальца его руки. Она должна быть из дерева. На розге не должно быть выступов, металла или любых острых частей, также она не должна быть из сухого дерева, которое грозит расщепиться. Это может повредить кожу жены и сделать её уродливой.

У хорошего мужа, практикующего последовательность и тщательность в поступках, может возникнуть вопрос: по каким частям тела и как бить жену? Всех вариантов предусмотреть невозможно, но есть как минимум два типа женщин и два типа ударов. Худых женщин, которых, по моему мнению, Создатель посылает для наказания мужчин, следует бить резкими и лёгкими ударами. Полным, обладающим настоящей восточной красотой, следует наносить редкие, медленные, но тяжёлые удары. Никогда не следует бить женщину рукой. Во-первых, можно повредить руку, во-вторых мужская рука не должна ассоциироваться у женщины с болью.

Ни в коем случае не стоит бить женщину по следующим местам: лицу и затылку, животу – особенно в нижней части, пояснице, а так же предплечьям, кистям рук, ногам и голеням. И в частности мужчины часто спрашивают меня, почему нельзя бить жену по пояснице? На что я отвечаю: наказанная таким образом жена с трудом выполняет домашнюю работу, например, моет полы и стирает белье, а так же она совершенно не может поднимать тяжести и приносить мужчине домашнюю обувь. Что касается предплечий, кистей, ног и голеней, то это открытые части, которые должны услаждать мужской взор, а не пугать его синяками. Наносить удары следует по ягодицам, верхней части рук и спины, бёдрам. Не стоит гоняться за женой по дому с криками и оскорблениями, такое поведение недостойно мужчины. Для начала следует подойти к ней и с вежливостью попросить, принять наказание, встав на корточки или четвереньки. Жена должна предварительно снять платье, либо же приспустить его верхнюю или нижнюю часть. Если же она сопротивляется, то следует очень бережно, но сильно скрутить ей руки и возможно зафиксировать их бечёвкой, после чего, предварительно склонив её к полу или бережно зажав её голову между своих коленей, произвести наказание розгой.

Мужчины так же спрашивают, какое количество ударов, можно наносить? Я отвечаю, что в любом случае количество ударов не должно превышать одного удара, на два года жизни жены. Ни в каком случае не стоит требовать от неё молчания, предоставьте ей возможность плакать и кричать. Это правило распространяется на следующие два часа после наказания. Однако же, если по прошествии этого времени, крики и слезы не прекратятся, стоит потребовать от женщины тишины, и если она не услышит такого требования – наказать повторно. Добавлю, что путь воспитания жены сбившейся с правильного пути, это очень большое испытание для мужа, требующее от него множества сил. Однако же, оно стоит того, ведь мы знаем многих женщин, которые получив подобающее, начинали жить в покорности, скромности и смирении.»

Шейх Хифир аль Сиддих, трактат «Наставления для молодых мужей», гл. 18.

Саудовский семейный терапевт Халед Аль-Сакаби выложил в сеть ролик, обучающий битью жен. Ничего нового саудит не открыл, но полиция Петербурга получает до 20 звонков в сутки от тех, кто не читал Коран и «Домострой».

Свои советы по правильному наказанию плохих жен Аль-Сакаби записал еще в феврале, но широкая общественность начала изумляться увиденному только после того, как врача в середине апреля «пропиарил» Институт по исследованию средств массовой информации Ближнего Востока. На сегодняшний день у ролика, обучающего «вайф-битингу» в youtube, около 230 тысяч просмотров. Не самый выдающийся показатель, но для вселенского крика оказалось достаточно: на откровения Аль-Сакаби обратили внимание и в России, и на Западе.

На чем же акцентирует внимание семейный терапевт? Перво-наперво, как и подобает специалисту, Аль-Сакаби предупреждает об опасностях, подстерегающих правоверного мусульманина на пути вразумления проштрафившейся супруги:

«…Эта тема таит множество опасностей, но по воле Аллаха мы сможем удержаться на мосту благочестия».

Перед наказанием мусульманке следует напомнить о ее обязанностях - дав последнюю возможность немедленного раскаяния. Саму экзекуцию следует проводить никак не колющим или режущим предметом; для вразумления отлично подойдет платок. Науки ради следует прекратить общение с женой в постели. Свой рассказ Аль-Сакаби завершает констатацией тревожного факта, что многие жены стремятся к равноправию с мужьями, а это нехорошо.

Повторимся - ничего новаторского сказано не было. Аль-Сакаби просто напомнил традиции семейной жизни, заложенные в Коране. Женщины (как и мужчины) призываются священной книгой мусульман к целомудренному поведению:

«Скажи верующим женщинам, чтобы они опускали свои взоры и оберегали свои половые органы» (сура 24, аят 31).

Наказание жене за прелюбодеяние - смерть, но не публичная и без приложения сил. Вот как об этом говорится в признанном одним из самых удачных стихотворном переводе Корана, выполненном Валерией Пороховой.

А если кто из ваших женщин
Поступок мерзкий совершит,
То призовите четырех свидетелей из вас.
И если (грех сей) будет ими подтвержден,
Держите ваших жен в домах,
Пока их не постигнет смерть
Или пока Господь другим путем распорядится ими (сура 4, аят 15).

Нелетальному наказанию супруга может быть подвергнута за остальные грехи. В Коране указана последовательность действий наставляющего мужа.

А что касается тех женщин,
Непослушания которых вы боитесь,
(Сначала) увещайте их,
(И если это не поможет),
Вы отлучайте их от ложа,
(А коль и это не поможет),
Вы можете (слегка) ударить их.
И если станут вам послушны,
То не ищите ссоры с ними.
Поистине, Господь возвышен и велик! (сура 4, аят 34).

Итак, вопрос «бить или не бить» в Коране не стоит. Ясно, что бить - но по какой методе? И здесь на помощь приходят разные толкователи. Сайт «Положение женщины в исламе» конкретизирует аспекты вразумления:

«…Слабое побивание, не ломающее костей и не оставляющее следов и не попадающее по лицу, поскольку его цель - воспитание, а не мучение, чтобы она почувствовала, что её поведение неприемлемо… имеется в виду лёгкое побивание, а что касается мучительного, то его запретил ислам… Побивание - это последний этап воспитания».

В Санкт-Петербурге ислам пока не занял место доминирующей религии, поэтому, откликаясь на ставшую злободневной тему, будет справедливым обратить внимание и на «титульное» вероисповедание. Библия, определяя порядок взаимоотношений мужчины и женщины, призывает в Новом Завете:

«Каждый из вас да любит свою жену, как самого себя; а жена да боится своего мужа».

Больше конкретики можно найти в энциклопедии семейной жизни Древней Руси - знаменитом «Домострое». Расхожее мнение о том, что в нем прописана норма «бить жену по пятницам», является не более чем домыслом пустоголовых людей, принимающих на веру каждый звон. Тем не менее кое-какие указания на путь к семейному счастью там есть.

«Домострой» четко определяет критерии хорошей супруги: «Жена добрая, и трудолюбивая, и молчаливая — венец своему мужу… пьяный муж дурно, а жена пьяная в миру не пригожа» . Если супруга не отвечает вышеуказанным требованиям, то наказание должно воспоследовать. Правда, мудрая книга обходится без конкретики: «…должен муж жену свою наказывать, наедине вразумлять ее страхом, а наказав, простить и приласкать».

Правда, вывод о том, что не все было на Руси с бытовым насилием так уж шоколадно, можно сделать, почитав «Домострой» чуть дальше. Среди методов вразумления и увещевания проштрафившихся слуг встречаются пояснения, что русским женщинам, случись они в прислуге, порой крепко доставалось на орехи:

«Когда в сердцах или с кручины так бьют, многие беды от того случаются: слепота и глухота, и руку и ногу и палец вывихнут, наступают головные боли и боль зубная, а у беременных женщин и дети в утробе повреждаются. В наказание бить плетью, — и разумно и больно, и страшно и здорово».

О царившей в России реальности в своем труде «Очерк домашней жизни и нравов великорусского народа в XVI - XVII столетиях» писал историк Николай Костомаров:

«Обращение мужьев с женами было таково: по обыкновению у мужа висела плеть, исключительно назначенная для жены и называемая дураком; за ничтожную вину муж таскал жену за волосы, раздевал донага, привязывал веревками и сек дураком до крови — это называлось учить жену; у иных мужьев вместо плети играли ту же роль розги, и жену секли, как маленького ребенка, а у других, напротив, дубина — и жену били, как скотину. Такого рода обращение не только не казалось предосудительным, но еще вменялось мужу в нравственную обязанность. Кто не бил жены, о том благочестивые люди говорили, что он дом свой не строит и о своей душе не радеет и сам погублен будет и в сем веке, и в будущем, и дом свой погубит».

Несмотря на то что прошли века, многие петербуржцы по-прежнему скрепляют свои семьи по заветам предков, независимо от конфессиональной принадлежности. По неофициальным данным, полученным «Фонтанкой» от источника в правоохранительных органах, в полицию Санкт-Петербурга ежедневно поступает от 10 до 20 жалоб на домашнее рукоприкладство. В первую очередь, это касается спальных районов, более конфликтным считается юг города. Многие заявления забираются назад. На насилие жалуются в самых разных семьях, независимо от социального статуса. А в десяти процентах случаев на тяжелую руку супруги жалуются попавшие под раздачу мужья.

Татьяна Востроилова,
Евгений Хакназаров,
«Фонтанка.ру»

Муж жену бьет. Лубок. Из сборника "Русские народные картинки".

Чем оправдывается власть мужа?

Для традиционных обществ, к которым относится и допетровская Россия, свойственна патриархальная семья, где глава семьи - мужчина авторитарно господствовал над всеми домочадцами 1 . Авторитет главы семьи подкреплялся и позицией церкви, которая, опираясь на Евангелие, проводила параллель между властью Бога над Христом и Христа над людьми с властью мужа над женой: "Всякому мужу глава Христос, жене глава - муж, а Христу глава - Бог" 2 .

Такая власть главы семьи над женой и остальными домочадцами, включая право применять насилие по отношению к ним, не только нашла свое отражение в народных обычаях, но была обоснована религиозными поучениями и закреплена нормами канонического права.

В "Слове Иоанна Златоустого о добрых женах" власть мужа над женой объяснялась происхождением последней: "От мужа взята еси и той тобою да обладает, ты же в молчании повинися ему". Это произведение так определяло характер отношений между супругами: "Услышите жены заповеди Божия, и научитеся в молчании повиноватися мужем своим... И не супротивляйтеся жены мужем своим, но во всем покоряйтеся им, и повинуйтеся жены мужни воли" 3 .

Обязывая мужа учить и воспитывать супругу, "Домострой" указывал, что если муж "жены не учитъ...", то "о своей души не радит" и будет "погублен в сем веце и в будущем, и дом свой погубит", поэтому "добрый муж о своем спасении радит, и жену наказует...". В семье, в которой муж поучает жену "с любовию и благоразсудным наказаниемъ... все будет споро, и всего будет полно" 4 .

Рекомендации учительной литературы нашли закрепления в нормах канонического права. Так церковный устав князя Ярослава вменял мужу "казнить" жену в случае, если она у "мужа крадет", "клеть крадеть" и "аще жена будеть чародеица, наузница, или волхва, или зелейница" 5 .

Свидетельством глубокого проникновения в народное сознание мысли о необходимости применения насилия к жене являются пословицы и поговорки. Для сохранения семейного счастья они рекомендовали мужьям начинать воспитательный процесс сразу после женитьбы ("Бей жену в младости, покой будет при старости") и повторять наказание регулярно ("Бей жен к обеду, к ужину опять, чтобы щи были горячи, каша маслена") 6 .


Рекомендации по правилам наказания жены, которая по-мужнему "научению и наказанию не живет", подробно расписаны в "Домострое". Воспитывать провинившуюся рекомендовалось наедине, "а люди бы того не ведали и не слыхали". Суровость наказания должна была зависеть от размера вины, степени "ослушания, и небрежения". В любом случае супругу рекомендовалось только "плеткою вежливенько побить за руки держа". При этом муж должен был соблюдать сдержанность и бить "бережно" без гнева. В этом случае, считал автор, наказание достигнет цели, будет "и разумно и больно, и страшно и здорово". По выполнении своего супружеского долга муж обязан был жену "пожаловати, и примолвити" 7 .

"Домострой" запрещал даже "с сердца или с кручины" бить жену "по уху, ни по виденью не бити, ни под сердце кулаком, ни пинком; ни посохом не колоть; никаким железным или деревянным не бить", так как подобная суровость могла привести к тяжелым для здоровья последствиям: "слепота и глухота, и руку и ногу вывихнут, и перст, и главоболие, и зубная болезнь" 8 .


Жестокая правда жизни

В жизни мужья не всегда следовали этим "гуманным" советам. Многочисленные источники рисуют страшную картину внутрисемейного насилия, царившего в России. В большой семье в воспитательном процессе принимали активное участие не только законный супруг, но и его ближайшие родственники, чаще всего отец. Так, Матренка Климантова дочь сбежала из дома "для того, что де ее муж и свекор били и увечили" 9 . Крестьянин Гришка Попов жаловался, что его зять Ведений и сват Арист "не любя дочеришко моего, били и увечили на смерть без вины" 10 .

Иногда на помощь мужу приходили и другие родственники. Аксинья Гурьева, жалуясь на жестокость своего зятя по отношению к дочери Натальице, писала: "Зять мой, держит... свою женку, Натальицу незаконно: повсегда и з дядею своим с Иваном биють и мучат без вины" 11 . А Дарья Мазлыкова в насилии и грабеже обвиняла своего мужа Шумило и его брата Прокопия: "А он Шумило с тем братом своим с Прокопьем... пришод во дворишко ко мне, и меня... оне хотели убить полением до смерти..." 12

Бывали вопиющие случаи, когда пособником главы семьи становился его сын. Так, в явке посадского Устюжского человека Кузьмы Попова указывалось, что "выдал я Куземка свою падчерицу Олександру... за того Тимофеева...; и тот Тимофей с своим сыном падчерицу мою... держали незаконно, били ее не по делу" 13 .

Как показывает актовый материал, воспитательные методики тоже были далеки от рекомендованных "Домостроем". Вместо "вежливенького" и "бережного" наказания плетью в грамотах практически всегда говорилось, что жену не только били, но и увечили. Так, в уже упоминавшейся челобитной Григория Попова автор жаловался, что он дважды был вынужден забирать домой избитую до полусмерти дочь Иринку, а в третий раз "сват мой Арест... у соные правю руку долонь розшиб, и от того удара жилы и персты сволокло крюком, никакие работы работать не может; и сын его Ведений дочеришко мое бьючи изувечил, - руками и ногами немочна ж" 14 .

За что били жен?

Каковы же причины столь широкого распространения семейного насилия в России и его жестокости? Порой женщины давали повод для недовольства. Как указывал в своем "Описании путешествия в Московию" Адам Олеарий, в основе супружеских конфликтов бывало недостойное поведение самой жены: "Если между мужем и женой у них часто возникают недовольство и драки, то причиною являются иногда непристойные и бранные слова, с которыми жена обращается к мужу... Иногда же причиной является то, что жены напиваются чаще мужей или же навлекают на себя подозрительность мужа чрезмерной любезностью к чужим мужьям и парням. Очень часто все эти причины встречаются у русских женщин одновременно" 15 .

Актовый материал подтверждает слова Олеария. Так, пеший казак Семейко Лученин "зашол [застал] ... под клетью" свою жену Оксиньицу, когда "воровала [изменяла мужу] она с конным казаком с Первушкою Сидоровым" 16 . А стрелецкий десятник Нефед Сидоров жаловался, что его жена Онтонидка "для своего пьянсково воровства заложила свое ожерелье жемчюжное..., а иной... живот, шапку и серьги, она, не ведаю где, испроворовала безвесно" 17 .

Однако гораздо чаще женщина становилась жертвой семейного насилия без какого-либо повода с ее стороны. Иногда, опасаясь за свою честь, муж бил жену только по подозрению в супружеской измене. Так, Н.И. Костомаров писал, что ревнивый муж приставлял к супруге "шпионов из служанок и холопов, а те, желая подделаться в милость к господину, нередко перетолковывали ему в другую сторону каждый шаг своей госпожи" 18 .

В некоторых случаях мужья использовали побои для расторжения надоевшего брака, путем склонения жены к принятию монашества. Например, Гаврилка Олександров "бил и увечил розными муками на смерть" свою жену Татьяницу, пока она уже "силно беременна" не согласилась постричься в монастырь. А сам Гаврилка "как ее постриг неделю спустя на другой женился жене" 19 .

Побоями принуждали гулящие мужья своих жен платить их долги. Так, некий Авраамка, большой любитель азартных игр, "зернью играет, кабалы на себя наигрывает, а жену свою...бьет и мучит: с собою в те зерновые кабалы велит писатца" 20 . Пьянство мужей часто становилось проблемой для имущества и безопасности жен. Устюжанка Анна Осокина сетовала на мужа своего Клемента, который мало того что пропил двор на Устюге, "поносил неведомо куда из домишка" платье Аннино, и "всякой житейский завод...", так еще, как придет домой пьяный, ее "бедную бьет и увечит на смерть по многое время, и... хвалитца убийством" 21 . О распространении практики пьяного насилия в семье свидетельствуют и народные поговорки: "Дома сидят пьют да жену бьют" 22 .

Сильнее бьет - больше любит?

В России бытовало представление о взаимосвязи между крепостью супружеской любви и побоями. В качестве аргумента обычно приводится рассказ, содержащийся в "Записках о московитских делах" Сигизмунда Герберштейна. В нем говорится о том, что некий немецкий кузнец по прозвищу Иордан женился на русской, и супруга обвинила его в нелюбви к ней на основании того, что Иордан ее ни разу не побил. И как писал Герберштейн, "немного спустя он весьма жестоко побил ее", и позже "в этом занятий он упражнялся очень часто", пока "наконец, сломил ей шею и голени" 23 .

Однако здесь стоит согласиться с мнением Олеария, который заметил: "Чтобы, однако, русские жены в частом битье и бичевании усматривали сердечную любовь, а в отсутствии их - нелюбовь и нерасположение мужей к себе... этого мне не привелось узнать, да и не могу я себе представить, чтобы они любили то, чего отвращается природа и всякая тварь, и чтобы считали за признак любви то, что является знаком гнева и вражды..." 24 Многочисленные жалобы избитых жен и их родственников, обращенные представителям светской и духовной власти, говорят о том, что они не видели в проявлении мужней жестокости признаков какой-то особенной любви.

В актовом материале обращают на себя внимание многочисленные проявления немотивированной жестокости: "Били и увечили на смерть без вины", "биють и мучат без вины". Скорее всего причины семейного насилия коренились в особенностях общественных отношений в России в рассматриваемый период. Государство воспринималось правителем как личная вотчина, а все его подданные независимо от их социального статуса считались холопами государевыми. Аналогичным образом в собственной семье муж мог ощутить себя полновластным владыкой, имевшим право карать и миловать жену, отданную ему в безраздельную власть. Самоутверждаясь за счет бесправной супруги, мужчина частично компенсировал свое ущербное общественное положение. Поэтому многие главы семей в отношении к женам руководствовались принципом "убью и застегаю до смерти, яз над нею волен" 25 .


Жены в бегах

Вследствие бесчеловечного обращения жены бежали из семей, предпочитая скитания "меж двор" регулярным побоям. Так, Матрена Горбовских шесть лет жила в бегах, пока не была возвращена мужу Стенке 26 . "Неведомо куды" после постоянного битья "ушла безвесно" из дома жена Ивана Моховика Александра. И положение ее, по всей видимости, было столь отчаянное, что отчим Александры высказывал подозрение о возможном суициде несчастной женщины ("в воду потопитца") 27 .

Если же жертва семейного насилия не уступала требованиям мужа принять постриг или у нее не хватало сил и храбрости уйти из семьи, все могло закончиться серьезными увечьями, как в случае с Иринкой Поповой, которую муж изувечил так, что она "руками и ногами немочна" стала 28 .

Порой угрозы мужа убить жену реализовывались на практике. Супруг, как писал Н.Н. Костомаров, мог бить жену по десять раз на день, и тогда она умирала медленно 29 . А мог убить ее сразу в состоянии алкогольного опьянения, как это сделал, например, стрелец Еремеев 30 . Бывали случаи, когда мужья лишали жен жизни в состоянии аффекта. Например, Ивашко Долгой "убил де ту жену свою до смерти за то, что она от него воровала блудно" 31 , а крестьянин Баженов за то, "что утаила она у него два аршина сукна сермяжного" 32 .

Что касается ответственности мужа за убийство своей жены, то она отличалась мягкостью и зависела от степени виновности самой жертвы. Так, упоминавшийся выше стрелец Еремеев, убивший жену беспричинно, был казнен "смертию". А пьяный стрелец, зарезавший супругу "за невежливые слова", и крестьянин Баженов - за утайку аршина сукна - убили жен "не за великое дело", но все-таки не без вины со стороны погибших, поэтому были приговорены к отсечению левой руки и правой ноги, а потом переданы на поруки 33 . Причина же убийства жены Ивашкой Долговым показалась судьям настолько уважительной ("она от него воровала блудно"), что "за смертное убивство" было "учинено ему, Ивашке, наказание бить кнутом и отдать на чистые поруки" 34 .

Таким образом, русской семье допетровского периода были свойственны патриархально-авторитарные отношения, характерной чертой которых являлось господство мужа над женой и другими домочадцами. Распространению семейного насилия способствовала практически безграничная власть мужа над женой, часто вырождавшаяся в произвол, и низкий уровень юридической ответственности за семейное насилие.

1. Миронов Б.Н. Социальная история России периода империи (XVIII - начала XX в.). СПб, 2003. Т. 1. С. 267.
2. Библия книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. Канонические. М., 1968. С. 212.
3. Памятники древнерусской церковно-учительной литературы. СПб., 1897. Вып. 3. С. 119.
4. Домострой. Сильвестровского извода. СПб., 1891. С. 27-29, 38.
5. Российское законодательство Х-ХХ веков. М., 1984. Т. 1. С. 191.
6. Архив историко-юридических сведений относящихся до России, издаваемый Николаем Калачовым. М., 1854. Кн. 2. Ч. 2. С. 78.
7. Домострой. С. 37-38.
8. Там же. С. 38.
9. Русская историческая библиотека. СПб., 1890. Т. 12. Ч. 1. Стб. 858.
10. Там же. Стб. 867.
11. Русская историческая библиотека. СПб., 1908. Т. 25. Кн. 3. Стб. 36
12. Там же. Стб. 89.
13. Там же. Стб. 123.
14. Русская историческая библиотека. Т. 12. Ч. 1. Стб. 867.
15. Олеарий А. Описание путешествия в Московию и через Московию в Персию и обратно. СПб., 1906. С. 218-219.
16. Русская историческая библиотека. СПб., 1884. Т. 8. Стб. 561.
17. Русская историческая библиотека. СПб., 1894. Т. 14. Ч. 2. Стб. 79-80.
18. Костомаров Н.И. Очерки домашней жизни и нравов великорусского народа в XVI-XVII столетиях. СПб., 1860. С. 104.
19. Русская историческая библиотека. СПб., 1875. Т. 2. Стб. 947.
20. Русская историческая библиотека. Т. 14. Ч. 2. Стб. 740.
21. Русская историческая библиотека. Т. 25. Кн. 3. Стб. 305.
22. Архив историко-юридических сведений, относящихся до России. С. 94.
23. Герберштейн С. Записки о московитских делах. СПб., 1908. С. 73-74.
24. Олеарий А. Указ. соч. С. 219-220.
25. Русская историческая библиотека. Т. 14. Ч. 2. Стб. 740.
26. Русская историческая библиотека. Т. 12. Ч. 1. Стб. 858-860.
27. Русская историческая библиотека. Т. 25. Стб. 123.
28. Русская историческая библиотека. Т. 12. Ч. 1. Стб. 867-874.
29. Костомаров Н.И. Указ. соч. С. 106.
30. Соловьев С.М. История России с древнейших времен. М., 1991. Кн. VII. Т. 13-14. С. 127.
31. Полное собрание законов Российской империи. СПб., 1830. Т. 1. С. 586.
32. Соловьев С.М. Указ. соч. С. 127.
33. Там же.
34. Полное собрание законов Российской империи. Т.1. С. 586.

Преступления против жизни и здоровья 0 комментарии Рукоприкладство со стороны мужа по отношению к жене – распространенная ситуация, но оставлять ее просто так нельзя, особенно, если в ходе конфликтов женщина получает серьезные телесные повреждения. Следует задуматься о том, чтобы обратиться в полицию с соответствующим заявлением. Но, дело будет рассматриваться только при наличии состава преступления. Последний определяется в ходе медицинской экспертизы, оценивающей ущерб, нанесенный здоровью пострадавшей.

В россии официально разрешили бить жен, но не очень часто

Самыми распространенными видами бытовых преступлений являются:

  • нанесение легкого вреда здоровью;
  • побои;
  • истязания.

Гораздо реже встречаются, но тоже, к сожалению, происходят в результате семейных драм:

  • причинение средней тяжести вреда здоровью и тяжких повреждений;
  • неосторожное причинение вреда здоровью.

Закон выделяет побои в самостоятельный вид преступления и отличает от легких телесных повреждений. Несмотря на это, побои, как и другие виды преступлений, причиняющих физические страдания и нарушающие определенные функции организма, являются преступлением, направленным против человека, и подлежат наказанию..

Побоями является нанесение от двух и больше ударов или другие действия насильственного характера, которые причиняют физическую боль.

Позволяет ли новый закон мужу бить жену безнаказанно?

Но, эксперты считают, что лучше всего обращаться в травмпункт или бюро МСЭ в течение 1-2 суток, когда еще можно составить полноценное представление об интенсивности физического воздействия и его характере. С указанной выше справкой пострадавшая должна обратиться в полицию и написать соответствующее заявление в двух экземплярах, один из которых останется у нее на руках.

Далее сотрудники правоохранительных органов проведут расследование, по итогам которого составят постановление о возбуждении уголовного дела или об отказе в нем. Если дело возбуждено, дальнейшее рассмотрение проводится в суде.

Можно миновать полицейский участок и обратиться сразу в прокуратуру или суд – все зависит от тяжести имеющихся повреждений. Если на лицо очевидная беспомощность заявительницы, на ее стороне может выступить прокурор.

Государственная дума принимает закон о том, как правильно бить жену?

Инфо

Если обидчик совершил такое преступление впервые, раскаялся, помирился с потерпевшей стороной и загладил свою вину, уголовное законодательство предусматривает возможность освободить его от ответственности. В случае если обидчик повторит свою попытку причинить побои, вы сможете обратиться в суд или в полицию с заявлением повторно.


В этом случае суд учтет и предыдущее дело, которое завершилось миром. Особенности категории дел частного обвинения Как правило, уголовные дела по таким бытовым преступлениям, как побои и причинение легкого вреда здоровью (ст.
115, 116 УК РФ), относятся к категории дел частного обвинения. По сравнению с обычными уголовными делами они имеют ряд особенностей, предусмотренных Уголовным процессуальным кодексом:
  • Возбуждаются по заявлению потерпевшего, которое подается непосредственно мировому судье по месту совершения преступления.

Уголовная ответственность за избиение жены по статье 116 ук рф, побои

Доброй ночи! Если мой муж решит раз в год меня ударить, то с новым законом он имеет на это полное право, заплатив штраф? А также в полиции от меня заявление даже не примут, а если примут, то адвоката не предоставят? Синяки ведь не являются угрозой здоровью, не так ли? Ирина Есть ответ Отвечает Алексеев Дмитрий Николаевич Юрист Ваше сообщение не содержит казуса как такового, а лишь рассуждение применения законодательства. Напомню, что закон применим к конкретным отношениям, а не возможности их применения.
Терпите побои от мужа — пишите заявление, не помогает — разводитесь.

Теперь избивать жену и детей можно!

Вопрос о таком прекращении уголовного преследования будет решаться в таком же порядке, который установлен для прекращения уголовного дела в связи с примирением сторон. Законопроектом также предлагается увеличить размер суммы хищения чужого имущества, после чего наступает уголовная ответственность, с одной до 2,5 тысячи рублей.
Между тем правозащитники считают, что декриминализация данных статей может привести к росту домашнего насилия, а также к безнаказанным нападениям на инакомыслящих. Согласно статистике ежегодно в России в результате домашнего насилия гибнут 12-14 тысяч женщин, то есть одна женщина – каждые 40 минут.

Forbidden

Вроде как и не страшно, что нельзя мириться, но выходит глупо: если лёгкий вред здоровью (нос сломал), то вообще не будет ответственности, если никто иск не подаст в порядке частного обвинения. А если подаст, то можно в суде примириться. Если же чуть слабее ударить и лишь фингал под глазом поставить, то тогда государство покарает и примириться будет невозможно! Выходит, что выгоднее сильнее бить? Законопроект о декриминализации побоев в семье 11 января поддержали 368 депутатов от «Единой России», «Справедливой России» и ЛДПР.
Один воздержался. Против проголосовал один человек, и это сын Жириновского Игорь Лебедев. Фракция КПРФ (42 человека), отказавшись голосовать, в полном составе покинула зал в знак протеста.Среди проголосовавших «за» - два депутата Госдумы от Якутии: Галина Данчикова («Единая Россия») и Федот Тумусов («Справедливая Россия»).

Что делать, если избил муж, куда обращаться

Внимание

За ослушание же и нерадение,– рубашку задрав, плеткой постегать, за руки держа и по вине смотря, да поучив попенять: «А и обиды бы не было, а и люди бы о том не слыхали, а и жалобы бы о том не было».» С тех пор немало воды утекло, но слава душегуба Грозного, и всяких бандитствующих государевых слуг, не дает покоя нынешней опричнине, в лице ПЖВ. Измученная бездельем, партия «Единая Россия» планирует разработать поправки к Уголовному кодексу о переводе семейных побоев из сферы уголовных нарушений в разряд административных.


Об этом рассказал руководитель фракции и зампред Госдумы Владимир Васильев. По его словам, которые приводят СМИ, законопроект призван сбалансировать и нормализовать отношения в обществе.
Чтобы сотрудники правоохранительных органов могли классифицировать преступление по соответствующей 117 статье УК РФ, тому должны быть документальные подтверждения – справки, заключения от медицинских экспертов. Легкий вред здоровью – статья УК РФ 115. Здесь говорится о незначительных телесных повреждениях и временном ухудшении самочувствия, которые наступили в результате неправомерных действий мужа, предполагающих применение физической силы.

Как должна действовать жена и куда ей обращаться Прежде всего женщина должна обратиться в травмпункт. Здесь она пройдет медицинское освидетельствование, получит на руки заключение – справку о побоях, где будут перечислены имеющиеся телесные повреждения, вероятные причины и давность их появления.

Важно! Точных сроков для снятия побоев нет.

Может ли муж бить жену по новому закону

В этом случае постановление о прекращении уголовного дела по примирению сторон будет доказательством виновности в гражданском процессе.Бьет муж – что делать? Пошаговая инструкция Исходя из требований законодательства, женщинам, ставшим жертвами бытового насилия, в случаях нанесения побоев и причинения легких повреждений защищать себя приходится самостоятельно. В связи с этим необходимо с особой тщательностью подойти к процедуре подготовки к судебному разбирательству. Итак, что необходимо сделать женщине, решившей привлечь к ответственности мужа-тирана:

  1. Зафиксировать телесные повреждения. Сделать это нужно не позднее трех суток с момента совершения преступления.
    Удостовериться, что в медицинских документах, составленных в травмпункте, были указаны все нанесенные повреждения.
  2. Составить заявление и обратиться в судебную инстанцию.

Восточные порядки порой приводят в ужас среднестатистического европейца: супругов детям выбирают родители, женщина должна беспрекословно повиноваться мужу и проч. И вот ОАЭ вновь шокирует "цивилизованный" мир: Верховный суд разрешил мужчине физически воспитывать своих домочадцев. Главное условие — не оставлять следов, ну и не переусердствовать…

Поводом к постановлению стало дело в отношении местного жителя, который, уча взрослую дочь уму-разуму, наделал синяков не только ей, но и жене. Женщине супруг разбил губу, а нерадивой дочери руку и колено.

Верховный суд решил, что мужчина в воспитании явно перегнул палку и злоупотребил данным ему священным правом. По законам шариата мужчина имеет право "дисциплинировать" домочадцев, в том числе рукоприкладством, если не помогли две других меры воздействия: замечание и отказ делить с женой постель. Правда, местные законотворцы не могут придти к единому мнению: где же заканчивается воспитание и начинается банальное избиение? Единственное, с чем соглашаются все учёные умы — бить надо не слишком сильно!

В случае уже упомянутого жителя ОАЭ просчёт был двойной: жену он "воспитал" уж очень серьёзно, а к дочери вообще не имел права прикасаться. Ведь ей 23 года, а значит — поучать физически девушку уже нельзя. Как говорится, что выросло, то выросло.

Мужчина оправдывался как мог: вредить никому не хотел, а супруге так вообще досталось случайно — по зубам женщина получила по ошибке.

Несдержанного гражданина ОАЭ приговорили к крупному штрафу, и он несколько раз пытался оспорить приговор, но суды разных уровней лишь подтверждали наказание.

"Хотя закон разрешает мужу использовать своё право дисциплинировать членов семьи, он должен соблюдать границы дозволенного", — заявил председатель Верховного суда Эмиратов.

Он также добавил, что за злоупотребление глава семейства обязательно должен нести соответствующее провинности наказание. Кроме того, суд запретил воспитывать рукоприкладством взрослых детей. По шариату — это юноши и девушки, достигшие половой зрелости.

Местные эксперты соглашаются с мнением судьи — во всём должна быть мера. "Ранить и незаконно оскорблять достоинство жены — недопустимо", — говорят специалисты. По их словам, избиение супруги идёт вразрез с исламскими учениями о том, что мусульманин должен жить со своей женой в любви.

А вот доктор Ахмед аль Кубэйси из университета ОАЭ, говорит, что иногда хороший подзатыльник способен сохранить семью. "Если жена сделала что-то не так, то муж может пожаловаться на неё в полицию, но если провинность несерьёзная и не хочется о ней сообщать посторонним людям, то удар — лучший выбор", — уверен учёный.

Ещё один ученый декан местного колледжа Яссим аль Шэмси считает, что закон не должен разрешать мужьям бить жён, но при этом должен освобождать мужчин от наказания, если таковое все же произошло.

"Любовь и уважение важнее любого физического воздействия, но если рукоприкладство всё же было, то мужчина не может быть наказан, если на теле избитой не осталось никаких следов", — говорит декан. По его словам, избиение ради дисциплины это совсем не то, что избиение из злости, а значит, видимо, ничего дурного в нём нет.

Мусульманские законы, особенно по отношению к женщинам, у европейцев вызывают, мягко говоря, изумление. С одной стороны, мужчины на Востоке практически безнаказанно могут издеваться над жёнами, отрезая им носы и уши, считая супругу собственностью. С другой, в какой "цивилизованной" европейской стране женщина может потребовать через суд, чтобы муж подарил ей обещанные до свадьбы 124 тысячи роз, как произошло пару лет назад в Иране?

Не стоит забывать и о том, что бесчинства и насилие в семье свойственны не только "диким" странам. У нас, например, мужчину, разбившего жене губу, даже в районное отделение милиции не заберут, какой уж там суд! Так что при ближайшем рассмотрении неизвестно, кто ещё окажется более диким.