Что должна уметь девочка в 1.5 года. Что умеет ребенок в полтора года

Здравствуйте, дорогие родители. Сегодня пришло время поговорить о правильном развитии ребенка 1,5 года и о том, что должен уметь такой карапуз. Он уже многого добился по сравнению со своим первым днём рождения. А что именно способен теперь делать ваш малыш вы узнаете, прочитав эту статью.

Физические параметры

По сравнению с годом малыш подрос, окреп, стал больше весить. Средними значениями физических показателей ребёнка являются следующие цифры:

  1. Мальчишки уже весят от 10,2 кг до 13,6 кг, у них рост от 78,5 см до 86,2 см.
  2. Девочки весят от 9,7 кг до 12,6 кг, а рост при этом – от 76,8 см до 85,4 см.

Но не торопитесь с выводами, увидев, что ваш малыш недобирает до этих цифр или наоборот. Возможно у него такая конституция, хоть и не стоит исключать проблемы с пищеварением. Поэтому, если расхождения с этими цифрами значительны, то лучше обратиться за советом к врачу.

Разговорные способности

В разговорных навыках малыша уже заметны улучшения. Девочки и вовсе могут начать разговаривать.

В год и пять месяцев малыш умеет:

  1. Произносить не меньше тридцати слов, но всё ещё не совершенных в произношении.
  2. В его лексиконе могут появляться новые слова, но в них ещё почему-то будут пропадать буквы, преимущественно согласные. Например, вместо «машина» ребёнок скажет «ашина».
  3. Создавать свои первые словосочетания.
  4. Может давать однозначные ответы на задаваемые вопросы.
  5. К его речи добавляются эмоциональные всплески руками.

Моторные навыки

Малыш уже умеет совершать сложные действия. Теперь ему свойственно:

  1. С лёгкостью ходить, может топать по кругу, переступать через небольшие препятствия.
  2. Практически отсутствует риск падения. Он уже научился смотреть себе под ноги, когда топает.
  3. Потихоньку может начинать бегать.
  4. Умеет сидеть на корточках.
  5. Играет мячом, подкидывает, пинает его ногой.
  6. Самостоятельно открывает дверь и переступает через порог.
  7. Способен медленно подниматься по ступенькам.

Психологическое развитие

Тут у малыша происходят видимые изменения, вот что он теперь умеет:

  1. Рисовать прямые, кривые линии и даже целые геометрические фигуры.
  2. Знает два-три цвета, умеет их различать и находить на картинке.
  3. Складывает сортер.
  4. Видит разницу в предметах (благодаря их разной форме).
  5. Может найти одинаковые объекты.
  6. Собирать пирамидку, строить башенку.
  7. Находить предметы, название которых были произнесены взрослым.

Социальная сфера и эмоции

Малыш может проявлять свои чувства не только с помощью слёз и криков, но и благодаря действиям, жестам.

Что теперь свойственно ребёнку:

  1. Может повторять гримасу, увиденную на чьём-то лице.
  2. Разными способами привлекать к себе внимание мамы.
  3. Расстраиваться из-за собственных ошибок.
  4. Проявлять знаки сочувствия (обнимает, гладит, целует).
  5. Может быть агрессивно настроен против каких-то детей или взрослых.
  6. Девочки очень любят танцевать и подпевать, но и среди мальчиков встречаются такие умельцы.
  7. Малышу всё ещё очень необходимо присутствие мамы и чувство защищённости.

Попытки следить за собой

А что ребёнок уже умеет делать из повседневных дел, без помощи мамы:

  1. Умеет держать свою ложку, может сам пить из обычной чашки.
  2. Приносит вещи по вашей просьбе.
  3. Пытается умываться и мыть ручки без помощи мамы.
  4. Сам ходит на горшок и просится в туалетик, когда того нет рядом.
  5. Ему не нравится, когда одежда намокла или испачкалась. Будет пытаться всё с себя стянуть.

Дневной режим

Спит малыш до 14 часов в сутки, 10 часов приходятся на ночное время. Днём он по-прежнему видит сны два раза. Первый дневной сон длится дольше, а после обеда не больше часа. Хоть это всё индивидуально. Некоторые малыши уже переходят на одноразовый сон в дневное время. Спят после обеда не дольше трёх часов.

Прогулки на свежем воздухе стоит совершать не меньше двух раз в день. При условии, что на улице хорошие погодные условия, не идёт дождь или снег. Старайтесь, чтоб малыш хотя бы один раз спал на свежем воздухе, для него это будет полезным.

Я с полугодовалого возраста старалась хотя бы раз в день, хоть на полчаса (в зависимости от времени года и погоды) бывать с сыном на улице. И так подбирала время, чтоб он мог поспать.

В год и пять месяцев ребёнок кушает до пяти раз в день, не чаще чем каждые четыре часа. Старайтесь приучать малыша к режиму. Пусть приём пищи каждый день будет в одно и то же время. У ребёнка выработается рефлекс, и слюна будет выделяться ко времени кормления. А это будет способствовать лучшему пищеварению и усваиванию пищи. Объём еды за сутки составляет до 1 литра и 300 грамм пищи, так в среднем одна порция должна весить 230 грамм.

Мальчишки и девчонки

Разнополые дети заметно отличаются по своему поведению в этом возрасте. Давайте разберёмся, что им свойственно.

Что должен уметь мальчик в полтора года:

  1. Эмоциональная устойчивость.
  2. Спокойное поведение, уравновешенность.
  3. Не стесняется, проявляет интерес к девочкам.
  4. Готов подарить даже любимые игрушки деткам, к которым проявляет симпатию.

Мой племянник, когда выходил во двор, раздаривал все свои игрушки. Вот такой он у меня общительный и щедрый. И далеко не все мальчики отвечали ему взаимностью. Могли с лёгкостью принять в дар его машинку, а сами не давали даже посмотреть на свои игрушки. Бывало и такое.

Что должна уметь девочка в полтора года:

  1. Эмоциональна и имеет повышенную чувствительность.
  2. Обладает сильной привязанностью к родственникам, особенно к маме.
  3. Любит обнимать, целовать своих родителей
  4. Слишком ранимая, может расстраиваться даже из-за пустяка.

Как правильно влиять на развитие ребёнка

Вот несколько советов по этому поводу:

  1. Покупайте малышу качественные и яркие игрушки. Старайтесь приобретать наборы для развития ребёнка, состоящие из предметов разной формы, цвета или пирамидки, кубики.
  2. Обязательно читайте книги и не только сказки, рассматривайте картинки, называйте изображения.
  3. Разговаривайте с ребёнком, как можно чаще. Причём не коверкайте словами. Малыш должен слушать вас и учиться самостоятельно разговаривать.
  4. Разрешайте ребёнку иметь право выбора, позволяйте ему самому принимать решения.

Здравствуйте, уважаемая Светлана Александровна!

Меня зовут Анна, я много лет работаю психологом в детском саду. К счастью, помочь вам очень легко, все, что делает ваш сын, надо принять как данность. По возможности, найдите любую книгу о детях раннего возраста и прочтите возрастные особенности и вы сразу поймете как себя надо вести с ребенком 1,5 лет.

Во-первых, детям раннего возраста (от 1 до 3) свойственно быть подвижными, активными, все время находиться в действии. Причем их интересует не результат, а процесс, построив башенку, ребенок тут же может ее сломать, ему интересно уже новое действие.

Во-вторых, заниматься одним делом ребенок может в среднем 5-10 минут, в зависимости от увлеченности. Поэтому говорить о неусидчивости ребенка 1,5 лет не совсем верно. Меня как психолога, наоборот, настораживают дети пассивные, малоподвижные, с низкой эмоциональной реакцией, с низким интересом к окружающей среде. Ребенок раннего возраста должен все хотеть и везде лезть. Обратите внимание на те игры и игрушки, которые вы предлагаете ребенку, на способы вовлечения ребенка в игру, на то, как долго ваш ребенок может играть один или с вами. В этом возрасте ребенок манипулирует игрушками и предметами: стучит, собирает, разбирает, разбрасывает, складывает, засовывает, пробует на вкус и т.д. Ваша задача в данный момент поддержать интерес ребенка эмоциональной реакцией, назвать действие, которое производит ребенок, показать, как можно по другому или с другим предметом, рассказать стишок в тему, спеть песню и т.д. и т.п. Потом эмоционально переключить ребенка на другую игру или другое действие.

Игрушек не должно быть много или часть из них надо просто периодически убирать, так как ребенок легко отвлекается и у него не вырабатывается привычка какое-то время играть с одной игрушкой. Игрушки должны быть сборно-разборные, движущиеся, звучащие, из разных материалов, ярких цветов, книги с четкими конкретными большими картинками, понятными ребенку.

Еще очень важная особенность: ребенок в этом возрасте живет своими желаниями, на эмоциональном порыве, он не может контролировать свои действия, поступки, желания. Поэтому, даже если вам удалось «заставить» (слово абсолютно неприемлемо для малышей) ребенка начать собирать игрушки, то через минуту он уже забудет об этом и будет весело катать машинку. В этом возрасте мы побуждаем ребенка к тем или иным действиям, заинтересовываем его игровыми приемами, делаем все вместе с малышом: «Повезли машинку в гараж, вот какой молодец (имя), сам поставил машинку в гараж. Папа, посмотри, какой у нас (имя) большой, все игрушки спать положил» или «Ой, помоги скорей мишке мячик в домик закатить». Не допускайте, чтобы ребенок разбрасывал много игрушек по комнате, это создает привычку к беспорядку и неоргонизовнности. Часть игрушек незаметно подбирайте сами в течение игры, периодически побуждайте ребенка помогать вам.

Помните и о том, что ребенок активно отстаивает свою самостоятельность, свои границы, уважайте его, договривайтесь с ним, советуйтесь, используйте прием выбор без выбора, когда вы предлагаете ребенку два варианта, вас устроит любой, а ребенок будет чувствовать себя большим. Ребенка в этом возрасте легко отвлечь, увлечь, переключить. Конечно, это требует дополнительных усилий со строны родителей, но все это окупиться сторицей. Чем больше вы будете заставлять ребенка, принуждать его к тем или иным действиям, тем вероятнее усиление капризов, истерик, непослушания.

Ребенок должен понимать «нет» или «нельзя», но, во-первых, запретов не должно быть много, только то, что касается безопасности ребенка или окружающих, поэтому желательно очень ценные или опасные вещи убрать с глаз ребенка. Во-вторых, когда говорите, что что-то нельзя, тут же покажите что можно, делайте акцент на позитиве, напрмер: «Нельзя стучать по стеклу, оно может разбиться и ты порежешься, давай постучим по барабану (или по дивану, по коврику, по дощечке и т.д.), как громко стучит (имя ребенка), папа, бабушка, послушайте».

Ребенка обязательно надо приучать к играм, к взаимодействию, учить играть, максимально организовывайте жизнь ребенка, чтобы он приучился всегда быть при деле. Но и учите ребенка занимать себя самостоятельно, поиграли немного, увлекли игрой, оставьте одного, пусть позанимается сам, увидели, что начинает отвлекаться, подбросили новую идею, игрушку, задачу и т.д.

Помните, что ребенок даже в 1,5 года уже человек со своими потребностями, желаниями, интересами, им надо не управлять, а учиться жить вместе, рядом, на равных.

Светлана Александровна, у вас еще есть время все исправить, удачи.

Всего доброго. Анна Перель.

Ваш ребенок уже преодолел возрастную отметку в 1,5 года и стал более самостоятельным. Он может ходить, бегать, танцевать, пытается сам кушать и, скорей всего, уже что-то говорит.

В связи с этим у многих мамочек возникают вопросы: «Что должен говорить ребенок в 1,5 года?», «Не отстает ли мой малыш от нормы?» и «Как я могу помочь своему сыну/дочке заговорить быстрее?» . На все эти вопросы я отвечу в этой статье.

Что должен говорить ребенок в 1,5 года?

Итак, в 1,5 года ребенок уже произносит почти все гласные звуки и некоторые «легкие» согласные. Согласные звуки произносит не всегда четко и внятно. В некоторых словах он смягчает согласные. Например, вместо «дай» говорит «дяй», вместо «на» -«ня». Дети в возрасте 1,5-2 года часто вместо полных слов говорят их сокращенные варианты (кукла – ку, спать – па) или звукоподражания (собака – гав-гав, кот – мяу и так далее). Стоит отметить, что один и тот же слог может обозначать несколько слов, в зависимости от ситуации (например, «па» это спать, пить, помидор и так далее). Это нормально, со временем такие укороченные слова заменятся на полные, если вы будете ненавязчиво поправлять ребенка (Например, «гав-гав» – Да, побежала собака, собака говорит «гав-гав!»)

В некоторых словах ребенок может пропускать слоги или заменять звуки (машина – «маина», собака – «бака»). В речи малыша уже появляются интонации. Он может говорить что-то с большим воодушевлением или как будто что-то спрашивает у вас. В этот период очень забавно разговаривать с детьми, но всё же лучше не повторять неправильные слова за ребенком. Потому что, какой смысл учиться говорить правильно, если мама тебя и так понимает и говорит на «твоем» языке? (но не употребляйте прием «непонимания» для стимулирования активной речи ребенка – лучше создавайте ситуации, которые будут побуждать ребенка обращаться к вам с речью; как это делать – смотрите в конце статьи).

Примерно с 1,5 лет дети начинают связывать слова во фразы и предложения. Начало фразовой речи – характерная особенность данного периода. Ребенок может говорить «Дай ку» («дай куклу») или «Ляля па» («малыш спит»), выполнять поручения (выключи свет, принеси игрушку).

Также с этого периода малыш начинает постигать грамматику родного языка – например, начинает изменять слова в соответствии с предложением («уица» – улица, «поси на уицу» – пошли на улицу).

Развитие речи у детей 1,5-2 лет: норма

Что касается норм речевого развития для детей 1,5-2 лет, то показатели примерно следующие:

1,5 года – ребенок говорит от 15-20 слов (в том числе укороченных и звукоподражаний), начинается фразовая речь.

2 года – ребенок говорит от 40 до 300 слов, строит фразы и предложения из 3-4 слов

Хочу отметить, что все дети развиваются по-разному. Кто-то к 2 годам уже вовсю строит предложения и разговаривает со взрослыми, а некоторые в 2 года произносят лишь понятные маме фразы и несколько слов.

Для того, чтобы определить на какие стороны развития речи стоит обратить внимание , понаблюдайте за ребенком и ответьте на вопросы:

  1. Отвечает ли ребенок на простые вопросы (Что это? Кто это?).
  2. Может ли выполнить поручение (принести книгу, выключить свет).
  3. Повторяет ли за взрослыми слова и фразы?
  4. Сколько и какие звуки ребенок произносит четко?
  5. Из какого количества слов малыш строит предложение?
  6. Насколько часто малыш самостоятельно заводит разговор со взрослыми и другими детьми?

На каком бы этапе развития ни находился ребенок, наша задача как родителей помочь малышу овладеть и обогатить активную речь. Причем помочь ненавязчиво, гармонично, – одним словом, играя.

  • Еще очень важный момент, который упускают многие родители: создавайте ситуации, в которых ребенок вынужден обратиться к вам с речью. Например, малыш подходит к столу и хочет взять печенье. Мама молча дает печенье, малыш также молча уходит. В этой ситуации мама создала условия, когда у ребенка нет необходимости что-то говорить, было бы правильнее спросить: «Что тебе дать?» . Если малыш пока не отвечает, можно уточнить: «Печенье(показываем на печенье)? Хорошо, держи печенье. Кушай! Вкусно?»
  • Читайте стихи, потешки. Отлично развивает правильное звукопроизношение прослушивание и пропевание звуков и слогов.
  • В периоде от 1,5 до 2 лет взрослым следует развивать у ребенка понимание речи, умение повторять звуки, слоги и слова. Рассказывайте малышу об окружающих предметах на прогулке, дома. Например, покажите ребенку на улице машину. Скажите «Это машина. Машина большая, белая. А вот у тебя игрушка – машина (показываем игрушку), она маленькая, красная. Вот машина едет по дороге, а эта машина стоит» и так далее. Расскажите ребенку про размер (большой, маленький, средний), форму, цвета, что этот предмет может делать (ехать, стоять, сидеть, спать и так далее), не забывайте вводить в речь предлоги (машина едет по дороге, стоит на траве). Очень важно, чтобы малышу в это время было интересно вас слушать, объект должен находиться в поле видимости и привлекать внимание. Если ребенок бежит кататься на горку, то ваш рассказ про машину будет благополучно «прослушан мимо ушей». После вашего рассказа, задайте малышу открытые вопросы: «Какая это машина?», «Какого цвета?», «Что машина делает?». И обязательно после вопроса делайте паузу, чтобы у ребенка было время подумать и ответить. Конечно, сначала вы и будете отвечать на свои вопросы, но потом малыш будет включаться в беседу.

Как выглядит полуторагодовалый малыш? Изменения в крохе видно сразу: его лицо приобрело более осмысленное выражение, чем это было пару месяцев назад, тело заметно вытянулось. Он продолжает изучать окружающий мир при помощи родителей. Общее развитие ребёнка в 1 год и 6 месяцев предполагает повышенную физическую активность малыша, когда он старается побывать во всех интересующих его местах сразу. Поэтому родителям стоит уделить повышенное внимание его безопасности.

Что уже умеет полуторагодовалый малыш:

  1. Ходит без посторонней помощи и неуклюже бегает.
  2. Самостоятельно залезает на диван и слезает с него.
  3. Сам кушает, используя столовый прибор.
  4. Проявляет интерес к заводным игрушкам, пытаясь самостоятельно их завести.
  5. Пробует рисовать карандашом, выводя смешные каракули.
  6. Умеет складывать конструкции из кубиков.
  7. Распознает обозначение частей своего тела.
  8. Приучается к горшку, может сам проситься на него.
  9. Умеет кататься на трехколесном велосипеде.
  10. Пытается самостоятельно одеваться.

Речевое развитие малыша в 1,5 года

Ребенок в этом возрасте уже неплохо разговаривает. Может произносить простые слова или задавать нехитрые вопросы: «Что это? Куда идешь?». Малыш подражает взрослым и имитирует их слова и выражение. Речевое развитие ребенка в 1,5 года подразумевает умение ребенка распознавать несколько цветов и животных на картинках. Речь малыша сопровождается жестами и мимикой, которые выражают его чувства на данный момент.

Социальное развитие ребенка в 1 год и 6 месяцев

На данном этапе развития у ребенка преобладает эгоцентрическое представление о мире. Для него не существует понятия «делиться». Он считает, что все окружающие его предметы и игрушки принадлежат только ему. Если он не получает желаемого, то может громко кричать, плакать и биться. Для него характерно толкнуть или ударить соседского мальчишку, отобрав у него желаемую вещь.

Очень часто ребенок в этот период не слушается маму, дерется, кусается, бьется с другими детьми. Но это всего лишь очередной способ утверждения своей автономности, определения предела собственных возможностей и приобретение навыков отстаивания своих интересов. Следует реагировать на эти факторы спокойно, без криков и упреков.

Физическое развитие ребенка

Со стороны родителей существует необходимость совершенствовать самостоятельную ходьбу ребенка, его ориентацию в пространстве и координацию движений.

Несколько упражнений этой направленности:

  • Ставим пустую корзину на пол, и кидаем в нее поочередно с малышом игрушки, отойдя на небольшое расстояние. Это упражнение развивает глазомер и точность движений в пространстве.
  • На прогулке с крохой меняем направления: сначала идем к качелям, потом к дереву или лавочке. Это упражнение поможет освоить перемену ориентиров.
  • Учим малыша ходить по узкой тропиночке или наклонной доске, поддерживая за ручки. Можно также перепрыгивать бугорки, канавки и другие препятствия.

Кормление ребенка в 1,5 года

В этот преиод у малыша уже четырехразовое питание. Молоть всю пищу необязательно – достаточно слегка разминать ее вилкой. Ягоды, мягкие фрукты и вареные овощи можно давать целиком или порезав на кусочки.

Жареные блюда малышу давать нельзя – еда должна быть сварена или приготовлена на пару. Если малыш плохо ест, возможно, у него изменились потребности в еде. Поэтому меню у ребенка должно быть разнообразным и постоянно совершенствоваться.

Сон малыша

К 1,5 годам ребенок спит в течение дня всего один раз. Второй сон может быть коротким – всего 40 минут. Ночной сон занимает около 12 часов. Этого вполне достаточно, чтобы зарядить кроху энергией для исследования окружающего мира в течение дня. Следует организовать день так, чтобы основная физическая активность приходилась на первую половину дня.

Вечер же стоит провести более спокойно, за складыванием кубиков и рассматриванием картинок. Излишняя вечерняя активность может стать причиной того, что ребенок кричит по ночам и капризничает перед засыпанием.

Игры для полуторогодовалого малыша

Как развивать ребенка в этот период? Чем можно заинтересовать этого непоседу? Для качественного сенсорного развития рнебнка в 1 год и 6 месяцев, необходимо проводить с крохой игры разных видов:

  • Строительные – при помощи конструктора или кубиков делать различные приспособления для кукол (кроватки, домики).
  • Сюжетные забавы – купаем, кормим, укладываем кукол или мишек, летаем с самолетиком, прыгаем с зайчиком.
  • Дидактические – для этих игр используем матрешки, пирамидки с кольцами.

Полет фантазии у родителей не должен быть ограничен. Ведь главное, чтобы крохе было весело. Можно играть с крупой, пересыпая ее из одной емкости в другую. Это развивает мелкую моторику рук.


Отправить

Тревожные звоночки для родителей:

  1. Ребенок в 1 год и 6 месяцев не говорит ни одного связного слова.
  2. К 1,5 годам малыш не ходит.
  3. Элементарная игра в «ладушки» дается ему с трудом.
  4. Все свои потребности малыш выражает только при помощи крика и плача.
  5. Ходит только на носочках.
  6. Умышленно бьет головой о бортики кроватки или другие предметы.

Эмоциональное развитие ребенка:

  • удивляется новым предметам и пугается неожиданных действий
  • без труда переключается из одного предмета на другой
  • радуется и смеется, когда у него что-то получается
  • выражает свое несогласие криком
  • знакомых людей воспринимает радостно, незнакомых – с опаской
  • «заражается» эмоциями – может заплакать, если кто-то около него плачет и наоборот

Уход за малышом

Из-за того, что малыш уже знаком с горшком, отпадает необходимость в частом мытье. Однако ежедневные гигиенические процедуры остаются прежними: чистка зубов, купание и умывание. Обязательны прогулки на свежем воздухе – не менее 2 часа.

Иногда на этом этапе развития малыш сам проявляет первые признаки чистоплотности: вытирает запачканные ручки или просит помыть их протягивая в перед.

Параметры полуторагодовалого ребенка

Для мальчиков нормальным считается рост около 77 см. Для девочек – немного больше 79 см. Вес у мальчиков должен быть около 11-11,5 кг, у девочек – около 10,5. В это время у малышей появляются верхние клыки и первые коренные зубы. Очень часто прорезывание клыков сопровождается дискомфортом у ребенка, поэтому стоит использовать различные успокаивающие мази и гели.

Для полуторагодовалого ребенка очень важна достаточная физическая активность. Он умеет ходить, многие дети умеют бегать, прыгать и приседать. Сейчас примите для себя за правило ежедневно гулять с ребенком хотя бы 2 часа вне зависимости от погоды/дождя/снега, Лучше если будет две прогулки по 2 часа. Это очень важно не только для развития физических навыков, но и для сохранения здоровья малыша, и для уменьшения частоты заболеваемости ОРВИ.

Питание малыша уже вполне приближено к питанию взрослых, и в большинстве случаев отпадает необходимость готовить ребенку отдельно (конечно, если вы не едите слишком острое, солёное, консервированное или маринованное). Если у ребенка была непереносимость белка коровьего молока, то, вероятнее всего, уже развилась толерантность. Поэтому в рацион ребенка можно вводить молочные продукты. Начинать стоит либо с каши на молоке, либо с творога (эти блюда проходят процесс нагревания, и белок в них распадается).

Помните про список продуктов, которые нельзя давать детям: виноград/вишня/черешня целыми ягодками (его нужно разрезать хотя бы на половинки вдоль, либо на четвертинки), сосиски, колбасу (и другие суррогаты мяса), леденцы, карамель (это самые жестокие деструкторы зубов), сырую морковь/яблоки – ребенок может откусить и вдохнуть кусочек.

Психология и эмоциональное развитие

Вероятно, вы заметили, что любимое слово малыша в этот период – «нет». Он говорит его на всё и регулярно. Таким образом ребенок учится чего-то хотеть, а чего-то не хотеть. Это нормально.

Кроме этого, ребенок уже осознает себя отдельной личностью. Тут очень сильно проявляется борьба за власть, особенно если дома есть старшие дети.

Помните, что лучшая война – это та, которой удалось избежать. Пытайтесь отвлечь ребенка, переключить его внимание.

Именно в этот период дети могут начать кусаться. У них слишком мал словарный запас и они еще не могут выразить свои эмоции. Именно поэтому они могут начать кусаться, чтоб выразить какой-то негатив. Если такое случилось, то прежде всего обратите внимание на укушенного ребенка, убедитесь, что с ним всё в порядке. Будьте спокойны с обоими детьми. Вы ничего не добьетесь криком на ребенка, который укусил. Он, скорее всего, сам был ошеломлен собственными эмоциями, которые не мог контролировать.

На самом деле, ребенок, который укусил, может плакать гораздо сильнее укушенного . Просто скажите, что кусаться нельзя, что это больно. Обратите внимание на то, что происходило во время инцидента. Вторглись ли в личное пространство ребенка, пытались ли что-либо отнять или, может быть, это произошло близко ко времени сна. В следующий раз вы сможете предотвратить проблему, если будете знать, что такое «триггеры».

Никогда не пытайтесь научить ребенка, что кусаться нельзя, кусая его ответ. Это научит ребенка лишь тому, что иногда кусаться можно.

В незнакомой обстановке даже общительный ребенок немного растеряться. А уже дети-интроверты могут и вовсе заплакать. Отнеситесь к этому с пониманием, малышу страшно, постарайтесь почаще обнимать его, взять на руки, дайте привыкнуть к обстановке.

Навыки и умения

Ребенок уже хорошо и устойчиво ходит, умеет взбираться на небольшие возвышения и спускаться с них. Далее происходит развитие мелкой моторики. Ребенок учится складывать головоломки, простые и крупные пазлы. Вообще это период увлечения ребенка . Пирамидки, кубики, крупные конструкторы – всё это составляет основу развития логики и моторики полуторагодовалого малыша.