Грех ли сделать медикаментозное прерывание беременности. Аборт — смертельный грех

Нынешние времена трудно назвать близкими к идеальным, исходя из православной традиции. Более того, согласно христианскому учению, человечество сейчас ближе к концу времен и пороки охватили общество. Одним из недостатков дня сегодняшнего является предоставленная женщинам свобода делать аборты. Как говорят современные старцы и подвижники православной веры, аборт — это грех, который относится к самый существенным и наиболее характерным именно для современности.

Христианство является одной из наиболее распространенных религий и православная конфессия имеет значительное количество последователей, но если мы говорим о хранителях веры и традиции, то речь, конечно, о монахах, святых подвижниках, священстве.

Простому человеку бывает элементарно трудно следить за каждым грехом, вдаваться в какие-то подробности учения, оценивать нравственные характеристики общества.

Для этого, в том числе, и существуют люди, которые полностью посвящают себя служению Господу.

Они могут указать, будет ли Бог доволен от той или иной деятельности, как не согрешить, достичь Царства Небесного. Так вот, на вопрос является ли аборт допустимым, они отвечают однозначно отрицательно.

Более того, многие современные старцы с Афона и Оптиной пустыни многократно указывали на этот грех современности. По их словам, именно за аборт, который совершают ежедневно в мире миллионы женщин, человечество продолжает подвергаться бедам и страданиям. Многие несчастья даются для того, чтобы вразумить грешников, но не всегда такие указания люди понимают.

Классификация грехов

Прежде, чем вести более глубокое рассмотрение темы прерывания беременности, нужно понять, почему аборт попадает в категорию греховных деяний. Если мы заглянем в Новый Завет, то не увидим советов и предписаний, касающихся вынашивания детей и абортов.

Обратите внимание! В иудаизме есть учение о запрете нанесения вреда животным и поедания их мяса, но такое предписание является идеалом и не проповедуется массам, активно не насаждается.

В православии подобное отношение к животному миру тоже присутствует, но оно тоже относится к идеалу.
Не принимали в пищу мясо животных великие подвижники, как правило, монахи не употребляют мясного.

Снова нужно повторить, такое поведение является примером, но не обязательным правилом для верующих.

Тем не менее, мы можем обратиться к заповедям Моисея, которые нужно соблюдать христианину, где увидим вполне ясную формулировку: «Не убивай», которая относится в частности к человеку и другим живым существам.

Далее рассматривается идентичность плода в утробе живущему человеку. Соответственно, перед женщиной вопрос: можно ли совершать прерывание беременности, равен вопрошанию о допустимости уничтожения любого живого человека.

Более того, если рассмотреть немного глубже, то грех за абортированных детей является существенным, так как лишение беспомощного ребенка жизни выполняется не по неосторожности или незнанию, а сознательно, с ясным мотивом: «другой мне мешает».

Родившийся ребенок может помешать женщине обустраивать собственное существование, станет обузой для нее. Как известно, когда-то Авель мешал Каину, который поддался этому чувству и убил своего родного брата. Поведение женщин, решившихся на аборт, в контексте религиозной этики практически ничем не отличается.

Доктрина о зарождении жизни

Следует привести цитаты, которые указывают на факт зарождения человека не в период выхода из утробы, но сразу после зачатия, то есть вопрос, грех ли делать абортили нет, полностью снимается очевидными утверждениями.

Современные ученые предлагают вести «отсчет» с периода формирования нервной системы: когда формируется мозг и нервные окончания, тогда и появляется человек. Если отнестись к этому утверждению разумно, то такая концепция выглядит весьма абсурдно, даже в рамках строго материалистических взглядов.

Обратите внимание! Процесс появления сознания совсем не так ясен, чтобы утверждать о каком-то точном значении времени, когда кусок плоти становится сознательным, ощущающим себя существом.

Согласно религиозной концепции, зарождение человека происходит в период зачатия, если говорить медицинским языком, когда сперматозоид оплодотворил яйцеклетку, появляется новый человек, пока он не обладает телом, оно только начинает формироваться.

Как известно, православная доктрина включает в себя не только книги Нового Завета, то есть учение, данное Христом и Его последователями, но и Ветхий Завет, то есть Пятикнижие, которое является частью Торы — свода книг иудаизма.

По сути, Талмуд (в который входит Пятикнижие) является сводом правил и предписаний, которому евреи следуют издревле, некоторые из таковых используются и в христианстве, и в православии в частности. Самым характерным примером являются заповеди Моисея.

Однако не станем отвлекаться, а вернемся к сути выяснения того, аборт грех или нет, исходя из писаний. Тут часто используется следующая фраза из книги Исход (часть Пятикнижия, Ветхого Завета).

Нередко современные иудейские проповедники говорят: грех ли действие, за которое взимается только небольшой денежный штраф. Они трактуют (и этому взгляду иногда следуют некоторые христиане) данную фразу, как оценку ценности «вышедшего ребенка» значительно ниже, чем здоровье женщины.

Соответственно:

  • ребенок в утробе не имеет такой ценности, как человеческая жизнь;
  • вред нерожденному ребенку оплачивается только штрафом;
  • аборт является допустимым.

Тем не менее, стоит немного более подробно разобраться в написанном, и тогда появится подлинная ясность. Как говорят филологи и теологи, исследовавшие писание, речь идет совсем не о выкидыше.

Об этом говорят характерные слова, которые используются для обозначения слов:

  • «выкинет»,
  • «выйдет»,
  • «дети»,
  • «ребенок».

Эти слова используются в древнееврейском только для родов и живых детей, то есть подразумевается выкидыш, который может случиться у женщины

По правилам:

  • если такой выкидыш позволит родить живого младенца, то взимается только денежный штраф.
  • если нанесен вред (имеется в виду женщине в целом, то есть с ребенком), то платой станет только идентичное возмездие вредителю. Выкидыш в подобной ситуации, который и используется как аналогия аборту, рассматривается как тяжелый вред, который не искупается только денежным штрафом.

Соответственно, в полемике эту фразу не представляется возможным использовать в пользу абортов, так как здесь ценность плода подразумевается как ценность взрослого человека.

Современная цивилизация

Пожалуй, не требует особенного обоснования факт возрастающего количества искусственных прерываний беременности, в том числе и на существенных сроках. В этом заслуга технического прогресса и благ цивилизации.

Ранее женщины пользовались различными рецептами и услугами повитух или знахарок, которые умели прерывать беременность, но объективно говоря, эти методы не были такими эффективными и являлись более рискованными, поэтому и количество женщин, прибегавших к ним, было меньшим.

Сейчас вопрос, делать ли аборт, исходя сугубо из критериев удобства и риска, практически не возникает. Индустрия в этой области активно развивается, и медицина позволяет снизить дальнейшие риски и позволить женщинам рожать детей даже после неоднократного прерывания беременности.

Обратите внимание! Для ряда женщин использование методов прерывания беременности считается допустимым, как ни странно, по моральным убеждениям.

Многие не хотят рожать ребенка в неблагоприятных условиях, и прежде хотят иметь надежное материальное обеспечение, которое позволит дать малышу нормальные условия для развития. Тем не менее, и это не является оправданием убийства эмбриона в утробе, как искупить грех уничтожения собственного ребенка, мало кто задумывается, не зря говорят «благими намерениями..».

Нетрудно представить, какой соблазн могут испытывать женщины, не задумывающиеся о собственном поведении. Они могут безоглядно блудить с ранних лет, не заботиться о вынашивании детей.

Благодаря прогрессу люди овладели многими телесными процессами, которые меняют на свой вкус, и так легко забывают о Божественном присутствии в этом мире, о значимости каждого поступка.

Искупление греха

Со временем женщины, сделавшие аборт, понимают пагубность своего поведения по отношению к своему
ребенку. Даже когда никто им не объясняет, грех ли они совершили, понимание приходит само собой.

Изначально оно всегда выражается в тяжелом и неприятном самочувствии после самого процесса аборта, даже, когда на физическом уровне самочувствие нормальное, женщина ощущает пагубность своего поведения.

Так же отвратительно чувствуют себя убийцы, ведь они идут против воли Господа, а женщина, выполняющая прерывание беременности, подобна этим преступникам.

Возникает актуальный вопрос, как замолить подобный поступок и облегчить душу. Квалифицированно на такой вопрос может ответить только личный духовник, так как речь идет о деле сугубо индивидуальном и деликатном.

Интересно! в храме святого Андрея Рублева в Раменках

Если говорить в целом, в рамках религиозной традиции, то такой грех относится к категории смертных и является нарушением основной заповеди, что является пагубным не только для земного пути, но и для дальнейшего пути души.

В целом, методы очищения от грехов вполне доступны, но они требуют существенных стараний:

  • молитвы и духовное делание;
  • осознание собственных поступков;
  • дальнейшее следование заповедям;
  • тщательная борьба с собственными страстями и грехами.

Полезное видео

Вывод

Как бы там ни было, в православии аборт считается тяжким прегрешением, требующим глубокого покаяния. Господь милостив и прощает всяческие прегрешения, поэтому не следует никогда утрачивать надежду, которая является одной из основных христианских добродетелей. Также не следует впадать в уныние о собственном грехе, так как это тоже является грехом и признаком неверия в милосердие и всемогущество Господа.

Вконтакте


Отвечает Василий Юнак, 11.06.2007


3.199. Юлия (yuliya_l@???.gov.ua) пишет: "Является ли грехом аборт на раннем сроке беременности - до 8 недель, если нет материальных средств его вырастить?"

Вопрос абортов не такой простой, как иногда кажется. И подчас люди впадают в крайности совершенно необдуманно. В то же время, я не свободен высказывать свое личное мнение, когда необходимо говорить о том, что учит об этом Библия. Что же касается Священного Писания, то она практически умалчивает по поводу абортов, скорее всего потому, что в древности рождение детей всегда считалось счастьем. Единственное близкое по смыслу упоминание об ответственности в подобных случаях можно вывести из . С другой стороны, Библия показывает, что плод является живым ребенком со дня зачатия ( ; ; ). Так что любой вред даже нерожденному плоду наказуем, но не в такой степени, как живому ребенку или взрослому (). Называется ли это грехом? Вероятно. Но с другой стороны, Библия также говорит и о здоровье человека, говоря более конкретно о наказании того, кто наносит ущерб здоровью, будь то своему или чужому ( ; 6:19,20). Потому, когда встает угроза здоровью или жизни матери, аборт не будет считаться грехом, так как в Библии жизнь и здоровье живого человека представлено более ценным, чем жизнь нерожденного плода. Что же касается случаев, связанных с угрозой рождения ребенка инвалида то здесь уже мнения расходятся. А тем более, когда вопрос встает о том, сможет ли семья прокормить и воспитать младенца. Скорее всего, здесь необходимо довериться Господу, который может обеспечить всякого, приходящего к Нему. У Господа есть множество путей для исполнения обетований. Грехом можно считать то, что семья допустила зачатие ребенка при отсутствии возможности вырастить его. Родители несут ответственность за своих детей, и не вправе давать жизнь, которую не в состоянии поддерживать. Господь учит нас о важности планирования своей жизни (). Но мы знаем, что не всегда можно быть достаточно предусмотрительным в этом вопросе. Также мы знаем, что Господь прощает всякого, приходящего к Нему ().

Я не вправе сказать, является ли описанная ситуация грехом, или нет. Но я заверяю Вас, если Вы доверитесь Богу и оставите ребенка, и доверите свои материальные нужды Господу, то Он все совершит, как и обещал ( ; ). Поверьте, я не встречал еще ни одной матери, которая бы пожалела, что доносила своего младенца. Но я встречал множество тех, кто сокрушался и страдал от того, что убил зарождавшуюся жизнь. И это вне зависимости от срока беременности. Доверьтесь Господу и радуйтесь материнству - Господь благословит Вас. (P.S. На одну свою скромную зарплату я кормлю шестерых членов семьи, и Господь еще ни разу не подвел меня!)

Читайте еще по теме "Секс, эротика и интим":

Что такое аборт? Это искусственное прерывание беременности. Как правило, женщина решает сделать аборт на начальном сроке беременности, то есть тогда, когда она узнает о ней и решает, что эта беременность желанной не является. Как церковь относится к аборту? Аборты разрешены церковью или нет? Первая мысль, которая возникает при таком вопросе, это то, что церковь относится к абортивному вмешательству в женский организм негативно. Так ли это и что же действительно церковь думает по этому поводу?

Аборт с точки зрения церкви

Церковь против абортов, и это факт. С давних времен данный социальный институт расценивает прерывание беременности как особо тяжкий грех. Аборт, мнение церкви о котором отрицательно, приравнивается религией (главным образом речь сейчас идет о православии) к убийству. Почему в православии считается именно так? Дело в том, что зачатие ребенка – это Божий дар, именно по этой причине любое посягательство на жизнь плода есть грех, сравнимый с убийством уже живущего на Земле человека.

При этом важно заметить, что отношение церкви к аборту одинаково для всех сроков протекания беременности. Святой Василий говорит о том, что церковь не делает различия между еще не сформировавшимся плодом и тем, который является полностью жизнеспособным, то есть находящемся на позднем сроке своего развития. Иоанн Златоуст высказывался в отношении делающих аборт женщин, говоря, что они ведут себя хуже, нежели убийцы.

Аборт и церковь являются едва ли совместимыми, поскольку церковь считает осуществление абортов символом морального падения человечества и угрозы его будущему существованию. Та свобода, которая на сегодняшний день имеется у женщины в плане принятия решения касательно собственной беременности, церковью никак не может расцениваться позитивно.

Церковь также считает, что аборты наносят неоценимый вред не только современному обществу, но и самой женщине, которая этот аборт совершает. Это неоценимый урон духовному и физическому женскому здоровью. Кроме того, церковь считает своей прямой обязанностью осуществление протекции уязвимых живых существ, кем и являются нерожденные дети. Благословение на осуществление абортивного вмешательства не может быть получено женщиной ни в коем случае.

В церковь после аборта

Прощает ли аборт церковь? Это на самом деле зависит от ситуации. В первую очередь, нужно отметить, что таких женщин впоследствии церковь не отвергает. Они должны совершить покаяние путем молитвы и участия в так называемых спасительных Таинствах. Если во время протекания беременности возникает серьезная угроза женскому здоровью и необходимо по медицинским показаниям такую беременность прервать, церковь показывает свое снисхождение в данной ситуации. Особенно велика вероятность получения снисхождения в том случае, если у этой женщины уже есть дети.

В любом случае женщина должна пойти на процедуру исповеди после совершения аборта. Борьба с абортами, которые совершаются по причине отсутствия у женщины финансов и социальной защиты, должна вестись более активно в нашем обществе, потому что это действительно можно назвать проблемой.

Кто несет ответственность за совершенный аборт по мнению церкви?

Если отец семьи дал согласие на совершение аборта, он несет за это ответственность наравне с женщиной, которая и подверглась абортивному вмешательству. Если женщина совершила аборт, не сказав об этом супругу, такая ситуация может стать причиной для расторжения брака.

Кроме того, совершившим грех считается и доктор, который производил аборт. Церковь агитирует государство на то, чтобы доктора имело право отказаться совершать аборт по соображениями совести. Врач также должен нести полную ответственность за постановку женщине диагноза, который делает необходимым проведение аборта.

Отношение церкви к абортивной контрацепции

К совершению аборта в православии также приравнивается использование гормональных и внутриматочных контрацептивных средств абортивного действия, которые ведут к гибели плода в любой из периодов его развития, будь то эмбриональный, переходный или фетальный периоды.

Противозачаточный эффект таких таблеток в основном базируется на нарушении процесса имплантации оплодотворенной яйцеклетки. Такой механизм считается абортивным и церковью расценивается как грех.

Духовные последствия аборта

С чем сталкивается женщина после проведенного аборта по мнению церкви?

  1. Неконтролируемые вспышки гнева и агрессии. После осуществления аборта женская психика как правило становится очень неустойчивой и меняется в худшую сторону. Женщина порой не может себя контролировать;
  2. Аборт ведет женщину к появлению страха за собственное будущее, особенно касательно деторождения;
  3. После аборта женщина не может полноценно доверять мужчине, а он, в свою очередь, теряет к ней уважение как к представительнице прекрасного пола. Таким образом, между супругами может развиться так называемый скрытый конфликт. Почему так происходит? Когда мать способна на совершение убийства по отношению к собственному ребенку, психически здоровый мужчина в глубине души не может понять этого;
  4. У женщины сильно падает самооценка. Женское начало является неоспоримым и предназначение женщины – это, в первую очередь, нести и продолжать жизнь на Земле. Когда происходит наоборот, стоит ли говорить о последствиях?
  5. Так называемый ранний аборт способен полностью искоренить в женщине чувство материнства. В будущем, если женщине удастся забеременеть и родить ребенка, ее отношение к нему можно будет расценивать как халатное;
  6. Когда женщина сообщает мужу об аборте и он соглашается на совершение такой процедуры, они теряют связь между друг другом. Супруги напоминают двух преступников, которые пошли на убийство своего собственного ребенка;
  7. Поскольку между матерью и плодом существует неразрывная соединяющая нить, при преждевременном извлечении из нее ребенка в ее теле и душе образуется пустота, которую нельзя ничем заполнить впоследствии.

Аборт, детоубийство и отказ от детей были разрешены согласно римскому праву во времена Иисуса . Но, почему тогда аборт никогда не упоминается в библии, несмотря на то, что он практикуется с древних времён различными способами. Тем не менее ряд библейских отрывков имеют отношение к этой проблеме. Они вполне могут указать некоторые общие принципы, которые имеют значение, но ни один из них изначально не предназначался как заявление об абортах.

Вконтакте

Одноклассники

Библия конкретно не затрагивает эту проблему, однако, в Писании есть множество учений, которые рассказывают о том какова точка зрения Бога на этот вопрос. В Иеремии 1: 5 говорится, что бог знает нас до того, как он сформирует нас во чреве. В Псалме 139: 13–16 говорится об активной роли Бога в нашем творении и образовании в утробе матери. Исход 21: 22–25 предписывает смертную казнь - для тех, кто причиняет смерть младенцу в утробе матери. Это ясно указывает на то, что Бог считает ребёнка в матке человеком. Для христианина - это не вопрос права женщины выбирать. Это вопрос жизни или смерти человека, созданного по образу и подобию Бога (Бытие 1: 26–27, 9: 6) .

Аборт грех или нет и можно ли его искупить

Вера в то, что жизнь начинается с зачатия, не имеет явной поддержки со стороны медицинской науки, библии, религиозных традиций или правовых традиций. Некоторые ранние отцы Церкви (например, Тертуллиан) выступали против абортов. Однако ранние христиане, по-видимому, не рассматривали аборты как убийство. В тринадцатом веке католический богослов Фома Аквинский писал, что душа входит в организм мальчика через 40 дней после зачатия для и через 80 дней в организм девочек. Это стало церковной доктриной на протяжении многих веков, а аборт до этого времени не считался

Вера в то, что жизнь начинается при зачатии, по-видимому, имеет своё начало в декрете 1869 года Папы Пия IX. В нём говорится о том, что прерывание в любой момент беременности является карается отлучением от церкви.

Английский общий закон, по-видимому, терпел аборты до «оживления», первых обнаруживаемых движений плода, около пятого месяца. Аналогичным образом, аборт в значительной степени не регулировался в США до середины 1800 годов. Законы о прерывании беременности были приняты около 1900 года, но основные причины были связаны с травмами и смертями в результате работы неквалифицированных врачей и борьбой между противоборствующими группировками за контроль над медицинской практикой.

Общественное мнение

Некоторые активисты, выступающие за выбор, представляют собой другую точку зрения . Они считают, что аборты принципиально не отличаются от других форм контроля над рождаемостью, и они решительно поддерживают право женщины делать собственный выбор, без каких-либо юридических ограничений. Они отмечают, что легализованный аборт не заставляет кого-либо совершать его против её воли, а законы против составляют принуждение к религиозной доктрине людей других конфессий.

Однако позиция «про выбор» игнорирует тот факт, что многие широко принятые законы являются результатом моральных проблем и существует долгая история морального противодействия аборту и правовому регулированию его практики .

Отношение христианства сегодня

Первый аргумент, который всегда имеет место в отношении христианской позиции к абортам:

  • относительно случаев изнасилования;
  • кровосмешения.

Ребёнок, который является результатом изнасилования / кровосмешения, может быть предоставлен в усыновлении любящей семье, неспособной иметь детей самостоятельно, или ребёнок может быть воспитан его матерью. Опять же, ребёнок невиновен и почему он должен быть наказан за злые поступки своего отца?

Второй аргумент , который обычно возникает в связи с христианской позицией - «Почему нельзя делать аборт, когда жизнь матери подвергается риску?». Это самый сложный вопрос для ответа. Во-первых, давайте вспомним, что эта ситуация является причиной менее одной десятой процента. Гораздо больше женщин делают аборт для удобства, чем для того, чтобы спасти свою жизнь.

Во-вторых , Бог может сохранить жизнь матери и ребёнка, несмотря на все медицинские противопоказания. В конечном счёте этот вопрос может быть решён только между мужем, женой и Богом. Любая пара, столкнувшаяся с этой чрезвычайно трудной ситуацией, должна молиться Господу за мудрость (Иаков 1: 5) относительно того, что Бог хотел, чтобы они сделали.

Более 95 процентов выполненных сегодня прерываний беременности включают женщин, которые просто не хотят иметь ребёнка. Менее 5 процентов связаны с изнасилованиями, кровосмешением или здоровьем матери. Даже в более сложных 5 процентах случаев аборт никогда не должен быть первым вариантом. Жизнь человека в матке стоит всех усилий, чтобы позволить ребёнку родиться.

Как и общество в целом христиане разделены по этому вопросу и ​​имеют убеждения начиная от крайней «про жизни» и заканчивая крайней позицией выбора. У христиан нет общего мнения о том, какие ситуации могут оправдывать аборты.

Опросы населения обычно показывают - около 28% людей говорят, что аборт должен легализоваться при любых обстоятельствах. Ещё 17% говорят, что он должен быть незаконным при любых обстоятельствах. Большинство, 54%, предпочитают легальный аборт при некоторых обстоятельствах. Римско-католическая церковь тесно связана с движением за запрещение, но опросы на самом деле показывают, что взгляды католиков по этому вопросу не отличаются от остальной части населения .

Вот некоторые из проблем, которые вызывают озабоченность у такого большинства.

У многих людей есть глубокие и серьёзные сомнения в отношении нравственности прерываний беременности. В то же время они полагают, что в некоторых случаях аборт может быть меньшим злом. Ситуации, которые, как считается, оправдывают аборты, включают с различной степенью приемлемости:

Многие люди с моральными возражениями считают, что противодействие аборту по существу является религиозной темой. Таким образом, они считают, что неправильно использовать закон, чтобы навязывать религиозные убеждения большому сегменту населения, придерживающемуся разных убеждений.

Опасности незаконных абортов

Многие женщины, живущие в странах, где аборт не разрешался просто отправлялись в страны разрешающие аборты. Те, кто не мог позволить себе этот вариант, часто искали кого-то, чтобы выполнить процедуру незаконно. Но многие незаконные аборты выполнялись неквалифицированными специалистами-практиками, и многие женщины подверглись:

  • эксплуатации;
  • сексуальному насилию;
  • травме;
  • инфекции;
  • бесплодию и даже смерти от рук этих целителей.

Эффективность ограничений

Многие люди, которые выступают против доступности абортов в некоторых или во всех случаях, опасаются, что доступность законных абортов сделает любой религиозный запрет в значительной степени неэффективным. В то же время ограничения, скорее всего, приведут к незаконным абортам.

Ни одна из сторон не очень хорошо объяснила свои убеждения таким образом, чтобы удовлетворить большинство. Активисты с обеих сторон повторяют свои лозунги снова и снова, но они редко пытались понять и решить проблемы тех, кто с другой стороны.

Некоторые политики используют эту проблему для политической выгоды. Некоторые сторонники запрета преследовали и обманывали женщин, незаконно блокировали клиники, преследовали врачей и совершали акты насилия, включая убийство. Такие действия явно противоречат библейским учениям и не допускаются господствующими христианскими конфессиями. Тем не менее эти действия создали неблагоприятный взгляд на движение за жизнь в умах многих.

Является ли аборт грехом

Не существует общего согласия между христианами, христианскими богословами или христианскими церквями о том, какие ситуации могут привести к принудительному прекращению беременности.

Некоторые женщины, у которых были аборты или их партнёры, принимавшие участие в решении этого вопроса, могут позже сожалеть . Они могут почувствовать, что они совершили страшный грех, и Бог никогда не простит их. Однако Библия говорит, что Бог простит любой грех, который человек может искупить если он раскаивается (выражает искреннюю решимость отвернуться от греха и к Богу), а также прощает других людей, согрешивших против этого человека.

Сильные эмоции, связанные с проблемой абортов, могут привести тех, кто по обе стороны проблемы, к греху самоправедности. Но Иисус и другие новозаветные лидеры, научили словом и примером не осуждать или дискриминировать тех, кого мы считаем «грешниками» (от Матфея 7: 1–2, 9: 10–13, Луки 7: 36–48, 18: 9–14, Иоанна 8: 1–11).

«Мы никогда не должны брать на себя задачу морального суждения, которое принадлежит только Богу» (от Матфея 22: 37–40, Евреям 10:30, Римлянам 14: 10–13, 1 Коринфянам 4: 5).

«Как христиане, мы должны помнить, что мы все грешники в глазах Бога, Бог любит всех своих детей, даже тех, кто верит иначе, чем мы» (Матфея 5: 43– 48). Мы не можем позволить себе, чтобы наши сильные чувства по поводу абортов несли нас следом за словами Иисуса: «Люби ближнего своего, как самого себя» (от Матфея 22: 36–39).

Ряд церквей, в том числе Объединённая церковь Христа, 18 епископских, 19 пресвитерианских 20 и объединённый методист, не одобряют аборты как средство контроля рождаемости. Тем не менее они поддерживают право женщины, если она считает, что это лучший выбор в её обстоятельствах, и они выступают за то, чтобы аборты были законными. Другие церкви, в том числе римско-католическая, православная и южные баптисты, выступают против всех абортов и предпочитают считать их грехом.

Но для тех, кто сделал аборт, главное, нужно помнить, что этот грех такой же, как, и другие грехи. «Через веру во Христа можно простить все грехи» (Иоанн 3:16, Римлянам 8: 1, Колоссянам 1:14). Женщина, которая абортировала и человек, поощривший это (врач) может быть прощён верой в Иисуса Христа.

Давайте разбираться, как отмолить аборт и всегда ли это нужно.

«Всего неделю назад я совершила преступление. Сделала аборт. Душа болит. Обратно ничего не вернуть. Есть чувство, что я не имею права сейчас переступать порог Храма», - пишет отчаявшаяся женщина в православную редакцию.

И таких несчастных много, не знающих, простит ли Бог за абортированных детей и что для этого делать.

Отношение к аборту в разных конфессиях отличается

Прерывание беременности редко проходит без сложностей. Боли в животе, неприятные выделения, психологические проблемы вроде чувства отчуждения - всё это весьма вероятно в жизни женщины, решившейся на такую процедуру.

Но важно понимать, что ситуации бывают разные и осуждать кого-либо, не побывав в его шкуре, - плохая задумка. Каждая женщина имеет право решать, рожать ей или делать аборт, потому что только ей и никому другому жить с последствиями этого выбора.

Мы здесь не собираемся осуждать или заниматься нравоучениями, а поговорим о том, что делать, когда беременность уже прервана, - медикаментозно или хирургически.

Как простить себя за абортированных детей - дел личное, психологическое, долгое. Прежде всего, нужно возобновить связь с духовным, с Богом. Он даст сил сбросить бремя вины.

Но сперва выясним, для всех ли конфессий аборт - смертный грех, или же есть иные точки зрения.

«Когда дерутся люди, и ударят беременную женщину, и она выкинет, но не будет другого вреда, то взять с виновного пеню, какую наложит на него муж той женщины, и он должен заплатить оную при посредниках».

«Так говорит Господь, создавший тебя и образовавший тебя, помогающий тебе от утробы матерней».

«Ибо ты устроил внутренности мои, и соткал меня во чреве матери моей. Славлю Тебя, потому что я дивно устроен».

(Пс.138:13-14)

«Прежде нежели Я образовал тебя во чреве, Я познал тебя».

Из цитат явствует, что в некий момент эмбрион становится человеком. Но конкретного срока не указывается. Также говорится о наказании чужого за причинение вреда зародышу и беременной, но ничего не говорится о праве матери на аборт.

Это богатая почва для спекуляций. Никакой конкретики нет. Соответственно, вопрос, как искупить грех за абортированных детей, для этого периода не интересен.

Раннее христианство . Вопрос о том, грех ли делать аборт, мало беспокоил библейских и раннехристианских авторов. Но кое-что можно найти.

В тексте Дидахе (учение двенадцати апостолов), датируемом I–II веками, есть такой отрывок: «не употребляй зелий; не умерщвляй зародыша и не убивай рождённых».


Фрагмент текста Дидахе - христианского памятника, осуждающего аборты

Также стоит упомянуть два апокрифических текста: «Евангелие от Варнавы» и «Апокалипсис Петра», которые негативно отзывались об абортах, считая их грехами. Но в христианский канон эти тексты не включены. Сегодня мало кто опирается на них, как на боговдохновенные тексты.

Отцы церкви . Тексты из этой группы чаще всего не утверждали, что делать аборты плохо само по себе. Порицанию подвергалась сама ситуация, из-за которой женщина решалась на подобный поступок.

Например, распутное поведение - это плохо. Кровосмешение - тоже грех. Ещё и блуд. Всё это толкает женщину к аборту, так как ребёнок, зачатый в таких обстоятельствах, не желаем.

Вот, например, что пишет об этом святитель Василий Великий.


Этот известный богослов считает, что женщина в любом случае грешит, ставя под угрозу собственную жизнь. А вот вопрос безопасности плода второстепенен для Василия Великого. Это не общий, но преобладающий взгляд среди Отцов церкви.

Поместные соборы . Аборты преимущественно осуждались, но с некоторыми оговорками. Например, Эльвирский и Анкирский соборы негативно отзывались об абортах как последствиях сексуальных грехов вроде внебрачных связей, а не как об отдельном явлении.

Самый распространённый метод наказания - отлучение от церкви на срок в несколько лет. В редких случаях эта мера распространялась и на отцов абортированных детей. Также в более поздний период возникла практика запретов контрацепции.

Протестантизм . Эта конфессия сильно раздроблена на различные ветви, потому однозначного отношения внутри неё не существует

Например, в начале становления протестантизма, Жан Кальвин, лидеру Реформации, так отзывался об абортах:

«Плод, хотя и сокрытый в утробе матери, уже есть человеческое существо.

Поэтому, если его лишают жизни, которой он еще даже не насладился, то тогда такой поступок есть ничто иное, как величайшее преступление.

Если убить человека в его собственном доме – в самом безопасном месте - считается более кощунственным, чем лишить его жизни в поле, то как же мы назовем преступление, когда плод еще во чреве уже лишается жизни, так и не увидев свет Божий?»

Жан Кальвин

французский богослов

Мартин Лютер поддерживал эти мысли:

«Несомненно, созданное Богом в этот момент [зачатия], должно быть продолжено в потомстве».

Мартин Лютер

христианский богослов

Современный протестантизм часто демонстрирует либеральные взгляды на счёт аборта. Первостепенное значение отводится здоровью матери и её желанию иметь или не иметь ребёнка.

Достаточной причиной для прерывания беременности считается изнасилование, инцест, проблемы женщины со здоровьем или наличие у зародыша каких-либо серьёзных патологий.

В ряде случаев допускается аборт в том случае, если женщина просто не желает иметь ребёнка, без каких-либо для этого медицинских противопоказаний.

Важным аргументом протестантизма является то, что человек, желающий сделать аборт, всё равно найдёт способ это реализовать.

Так зачем ему препятствовать, отнимая возможность квалифицированной медицинской помощи? Неужели лучше, если женщина сделает операцию где-то в нелегальном месте, рискуя собственной жизнью?

Католицизм . Здесь наблюдается радикальный взгляд на аборты.

Сознательное прерывание беременности считается безусловным грехом.

Приведём цитату из католического катехизиса:

«Человеческая жизнь должна пользоваться уважением и защитой в абсолютной мере с момента зачатия. С первого же момента его существования за человеком должны быть признаны все права человеческой личности, среди которых - нерушимое право каждого невинного существа на жизнь.

Это учение не изменилось. Оно остаётся незыблемым. Сознательный аборт, то есть желаемый как цель или как средство, глубоко противоречит нравственному закону. Церковь применяет каноническое наказание отлучения к этому преступлению против человеческой жизни.

Тот, кто производит аборт, если цель достигнута, подлежит отлучению (экскоммуникации) latae sententiae (связывающее силой самого закона), уже из-за самого факта совершения преступления».

Ещё не так давно вопрос того, как вымолить прощение за абортированных детей у Бога, был для католиков большой проблемой. Им приходилось обращаться лишь к миссионерам и епископам.

Но римский папа Франциск предоставил право рядовым священникам прощать грех аборта, что значительно упростило эту процедуру.


Православие осуждает аборты, но иногда делает исключения

Аборт в православии - чаще всего грех, который придётся искупать. Во многом отношение к искусственному прерыванию беременности здесь похоже на католическое: изъятие плода приравнивается к убийству. Но есть некоторые отличия.

Экстренные случаи . Если есть угроза здоровью матери, а тем более жизни, то аборт делать нужно.

Патологии эмбриона . Обычно в православии это не считается достаточной причиной для дозволения аборта. Но отдельные православные представители духовенства высказывают более мягкое мнение на счёт этой проблемы.

Например, Антоний Сурожский высказывался следующим образом:

«Я думаю, что есть случаи, когда лучше бы ребенку не родиться на свет, чем родиться страшно изуродованным психически или физически. Когда думаешь: вот, родился ребенок…

Пока он еще малюсенький, это еле заметно, но этот человек вырастет, ему будет 20 лет, и 30, и еще не столько лет, и в течение всей жизни ничего, кроме физической или психической муки не будет.

Имеем ли мы право присуждать человека на десятилетия психического и физического страдания, потому только, что хотим, чтобы этот ребенок родился и был моим сыном, моей дочерью?…

Я не знаю, как это канонически обусловить, но медицински, думаю, тут есть очень серьезный вопрос, который можно решать врачу, даже верующему, в этом порядке.

Я видел таких детей, которые рождались и были искалечены на всю жизнь; видел, что совершалось в результате с психикой матери, отца и их взаимными отношениями».

Антоний Сурожский

В случае возникновения материальных препятствий для рождения ребёнка православие призывает пристроить ребёнка в другую семью через усыновление или удочерение, но избежать аборта.

Влиятельные православные деятели, в частности доктор богословия Алексей Ильич Осипов, негативно отзываются об идее законодательного запрета абортов, как это принято в некоторых католических странах:

Давайте узнаем, прощается ли грех аборта в православии.

Епитимья - способ искупить грех аборта

Как искупить аборт? Как любой другой грех - через покаяние. То есть необходимо сделать следующее:

  1. Пойти на исповедь после аборта.
  2. Священник назначает раскаявшемуся грешнику перечень благочестивых дел, вроде чтения Покаянного канона какое-то время. Это будет называться епитимья за абортированных детей.
  3. На весь этот период человек отлучается от прав члена церкви.

Есть много спекуляций на тему того, как Бог наказывает за абортированных детей. Но что может быть хуже, чем остаться в стороне от духовного?

Это добровольное испытание и цена за возвращение в полнокровную христианскую жизнь. Если с ним справиться, Бог снимет бремя греха.

За упокой абортированных детей можно поставить свечи, но в неформальном порядке

Православный публицист Сергей Худиев так говорит об этом:

«Наши отношения с Богом носят личностный, а не формальный характер.

В молитве Вы можете просить его о чем угодно - в Священном Писании Бог называет себя Отцом, тем, к кому можно обратиться с глубоким доверием.

Как говорит святой Апостол Павел «Потому что вы не приняли духа рабства, [чтобы] опять [жить] в страхе, но приняли Духа усыновления, Которым взываем: «Авва, Отче!» (Рим.8:15).

Сергей Худиев

журналист

Слово «Авва», которое использует здесь Апостол, означает очень близкое, семейное обращение родного ребенка к Отцу, как русское «папа» или даже «батя».

Но в то же время есть немало покаянных молитв, которые рекомендуются для чтения людям, раскаивающимся в грехах.

Молитва ко Господу нашему Иисусу Христу

Боже, Премилосерднейший Христе Иисусе, Искупителю грешных, ради спасения рода человеческаго Ты оставил еси, Всемилостиве, преславная Небеса и вселился еси во юдоль сию плачевную и многогрешную,

Ты принял еси на Божественная рамена Твоя наша немощи, и понесл еси наша болезни; Ты, о Страдальче Святый, язвлен был за грехи наша и мучим за беззакония наша, а посему и мы к Тебе, Человеколюбче, возносим наши смиренныя мольбы:

приими их, о Преблагий Господи, и снизойди к немощам нашим и грехов наших не помяни, и гневное намерение отмстить за грехи наша отврати от нас. Кровию Твоею Всечестною обновивый падшее естество наше, обнови,

Господи Иисусе Христе, Спасителю наш, и нас, во тли грехов сущих, и утеши сердца наша радостию всепрощения Твоего.

С воплем и безмерными слезами раскаяния припадаем к стопам Твоего Божественного милосердия: очисти нас всех, Боже наш, Божественною благодатию Твоею от всех неправд, беззаконий жития нашего.

Да во святыни Твоего Человеколюбия восхвалим всесвятое имя Твое, со Отцем, и Преблагим, и Животворящим Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Молитва к Пресвятой Владычице Богородице

Милосердия двери отверзи нам, Благословенная Богородице, надеющиися на Тя, да не погибнем, но избавимся Тобою от бед, Ты бо еси спасение рода христианскаго.

Радуйся, Едина Пречистая Мати Единаго Создателя, Господа, Бога и Спаса нашего, Иисуса Христа!

Буди ми Ходатаица в день страшнаго испытания, егда предстану Престолу Нелицемернаго Судии, яко да огненнаго прещения муки избавлюся молитвами Твоими, Едина Благословенная.

Пресвятая Богородице, спаси нас!

Правило схимонахини Антонии - не православная практика

В интернете приобрела популярность литература о том, как отмолить абортированных детей, крестить их и дать имя. Ничего общего с православной традицией эти советы не имеют. Священник максим Обухов выступил с острой критикой идей, изложенных в «Правиле».

Он напоминает, как искупить грех за абортированных детей, - исповедоваться и исполнить епитимью. А вот формулировки схимонахини вроде «Господи, помилуй чад моих, умерших во утробе моей», с его точки зрения, сомнительны.

Как отмечает Священник Обухов, грешник, повинный в прерывании беременности, должен искать милости и задумываться, как отмолить грех за абортированных детей, но никак не вымаливать младенцев.

То есть формально это молитва христианская, но не принимаемая православной традицией.