Календарь развития по месяцам. Возрастные этапы развития ребенка от рождения до года

Новорожденному малышу за первые 12 месяцев жизни предстоит научиться многим вещам. Ведь он не умеет ни сидеть, ни стоять, ни поворачиваться, ни даже держать головку и улыбаться! Развитие малыша с каждым месяцем происходит все стремительнее. Практически каждый день он приобретает новые навыки и умения. Вот кроха в первый раз улыбнулся маме, вот научился уверенно держать головку, сумел дотянуться до красочной игрушки, вот в первый раз перевернулся со спинки на животик. На первом году жизни ребенок из абсолютно беспомощного новорожденного превращается в маленького самостоятельного человечка.

Очень часто у родителей возникают вопросы, касающиеся правильности развития их малыша и своевременности приобретения того или иного навыка. Таблица развития ребенка по месяцам поможет родителям ориентироваться в новых достижениях ребенка. Однако не стоит забывать, что каждый ребенок индивидуален, и календарь развития – не святая всех святых. Если развитие малыша на месяц отстает или опережает календарные данные, то это – нормальное явление и не нужно думать что с ребенком что-то не так.

Таблица развития ребенка по месяцам

Возраст ребенка

Физическое развитие

Поведение и приобретенные навыки

Вес, кг

Рост, см

1 месяц 4,1 – 4,3 53 – 54 — пытается поднять голову, лежа на животе- улыбается- может останавливать взгляд на предмете или лице взрослого

— кряхтит, издает отдельные звуки

— вздрагивает при резких звуках

2 месяца 5 – 5,3 56 – 58 — приподнимает и несколько секунд удерживает голову- следит за перемещением предмета- рассматривает близко расположенные неподвижные предметы

— отвечает на звук поворотом головы

3 месяца 6 – 6,3 59 – 61 — прислушивается к разговору взрослого- при общении с взрослыми активно проявляет радость- на руках у родителей может держать голову вертикально

— опирается на локти из положения, лежа на животе, несколько минут держит голову

— если взрослый держит за подмышки, крепко упирается ножками

4 месяца 6,5 – 6,9 62 – 64 — опирается на ладони и приподнимается из положения, лежа на животе- переворачивается на спину- хватает висящие игрушки (движения рук становятся целенаправленными)

— узнает родителей

— радость выражает смехом

— если слышит какой-то звук, оборачивается, ищет его источник

5 месяцев 7,4 – 7,8 64 – 68 — переворачивается на живот со спины- пытается ползти- берет игрушки из рук, крепко их держит

— отличает «чужих»

— если держать за подмышки, устойчиво становится на ножки

6 месяцев 8 – 8,7 66 – 70 — сидит- пытается ползти- перекладывает предметы из руки в руку

— ест из ложечки

— понимает, когда к нему обращаются по имени

7 месяцев 8,3 – 8,9 68 – 71 — хорошо сидит- ползает- хватает маленькие вещи и предметы всей ручкой

— длительное время играет с игрушкой

— пьет из чашки с помощью взрослого

8 месяцев 8,5 – 9,5 70 – 72 — встает и переступает с ножки на ножку, держась за опору- садится, ложится- понимает вопрос «где?»

— делает «ладушки»

— радуется другим детям

— может самостоятельно держать и кушать твердую пищу, например хлеб

— понимает запреты родителей

9 месяцев 9,3 – 9,9 71 – 73 — встает- «танцует»- осознанно играет (машинку катает, коробочку открывает и закрывает, погремушкой гремит)

— находит предметы на вопрос «где?»

— подражает другому ребенку

10 месяцев 9,5 – 10,4 72 – 74 — ходит, держась за взрослого двумя руками- отвечает на просьбы «дай», «принеси», «открой»- играет в «ку-ку», «сороку»
11 месяцев 9,8 – 10,5 73 – 75 — самостоятельно стоит (8-12 мес.)- делает первые шаги- берет маленькие предметы двумя пальцами

— умеет собирать пирамидку, складывать кубики

12 месяцев 10,1 – 10,7 74 — 76 — ходит (10-14 мес.)- пьет из чашки- складывает мелкие предметы в емкость с маленьким отверстием

— «рисует» карандашами

— понимает значение называемых предметов

— узнает на картинках знакомые ему предметы

— понимает значение понятий «можно» и «нельзя»

С тех пор, как жизнь большой семьей сменилась отдельным проживанием вновь созданной семьи, у молодых мам появилась неуверенность и ощущение беспомощности после родов в правильности и своевременности развития новорожденного.

Не имея богатого опыта «няньканья» с маленькими детьми, женщину повергает в ступор буквально все, что связано с особенностями физиологического и психического развития своего малыша, особенно на первом году жизни ребенка.

Предлагаем вам краткий обзор про развитие ребенка до года. Первый месяц жизни, самый сложный в плане подстройки друг под друга молодой мамы и малыша, рассмотрим более подробно — по неделям.

Неделя первая, знакомимся

Органы чувств новорожденного. Долгожданное возвращение домой. Теперь малыш может в спокойной обстановке познакомиться с мамой, с новой стороны увидеть, услышать, обонять и осязать окружающий его мир, уже заочно знакомый ему по глухо доносящимся звукам извне во время внутриутробной жизни.

Зрение у только родившегося ребенка расплывчатое, он может различать лишь крупные предметы, расположенные вблизи, что является своеобразной защитой перед внезапно нахлынувшим многообразием красок и форм. Слух, обоняние и осязание у новорожденного достаточно развиты, эти органы чувств получили развитие еще при жизни внутри мамы.

Грудное вскармливание

В первую неделю после рождения очень важно наладить грудное вскармливание. Свыкнитесь с тем, что первое время после рождения ребенок в моменты бодрствования будет почти все время у вас на руках и постоянно требовать грудь.

Дело даже не столько в голоде, сколько в потребности ощущения разорванного с мамой единства. Прикладывание к груди в недельном возрасте, пожалуй, единственный и самый действенный способ успокоения плачущего ребенка.

Первое купание

Первое купание после рождения — самая пугающая молодых мама и пап процедура. Постарайтесь ее провести правильно и спокойно, чтобы не испортить все с первого раза и не вызвать неприязнь малыша к воде.

Физиологические особенности новорожденного, наиболее часто вызывающие беспокойство:

  • Срыгивания. Многие мамы переживают, что малыш часто и много срыгивает и не наедается. Срыгивания — нормальное явление для младенца до 6 месяцев.
  • Происходят они из-за несформированности пищевого тракта, незрелости нервной системы и неверной организации процесса грудного вскармливания, при котором заглатывается воздух.

    Для недельного малыша нормой является срыгивание после каждого кормления объемом не более 2-х столовых ложек и один раз в день «фонтаном». Проверить количество срыгиваемого молока можно, вылив на пеленку 2 столовые ложки воды и сравнив образовавшиеся от воды и молока пятна.

  • Потеря веса. В первые дни после рождения малышам на грудном вскармливании свойственна потеря веса. Это нормальное и временное явление. Вес они нагонят, когда полностью наладится кормление грудью.
  • Желтуха. Вы можете отметить, что спустя 2-3 суток после родов оттенок кожи новорожденного приобрел желтый цвет. Явление также нормальное, представляет собой адаптивный процесс, в результате которого в крови образуется избыток билирубина, окрашивающего кожу в желтый цвет. Если желтуха не носит патологический характер, то проходит самостоятельно за 7-14 дней.
  • Косоглазие. Иногда может показаться, что глазки новорожденного косят. Это происходит из-за слабости мышц глазного яблока и неспособности сфокусировать взгляд. Помогите малышу научиться пользоваться глазами — повесьте над кроваткой по центру крупную, яркую игрушку, и глазки станут двигаться синхронно через несколько дней или недель. В очень редких случаях косоглазие может затянуться до полугода, что еще не является поводом для беспокойства.
  • Вздрагивания во сне. Ваш малыш резко вздрагивает во сне? Вовсе не обязательно, что у него проблемы с нервной системой. Запеленайте на время сна его потуже, чтобы создать похожие условия существования во время беременности и крохе станет спокойней. Такие вздрагивания проходят в среднем к 3-4 месяцам после рождения ребенка.
  • Шелушение кожи. После родов у младенца не очень приглядный вид из-за специальной смазки, которая покрывает его тело для облегчения процесса родов и первоначальной защиты кожи от контакта с воздухом. Снимать ее первые 2-3 дня не надо. Потом она впитывается и кожа ребенка адаптируется к новым условиям, следствием чего становится шелушение.

Как определить у новорожденного понос и оказать первую помощь

Не используйте моющие средства, при сухости кожи смажьте ее, лучше любым растительным маслом, предварительно стерилизованным на водяной бане. При прогулках обеспечьте изолированность малыша от порывов ветра и прямых солнечных лучей. При соблюдении этих рекомендаций шелушение вскоре пройдет.

Неделя вторая, осваиваемся

Прошла неделя. Для новорожденного — огромный срок, включающий в себя массу новых впечатлений, знакомства со своим телом и окружающим его миром. Заживает пупочная ранка. Кроха полностью приспосабливается к новому способу получения пищи. Количество кишечных испражнений нормализуется и составляет 3-4 раза в сутки.

Начинается прибавка в весе. Малыш все больше интересуется тем, что происходит вокруг и начинает прислушиваться к окружающим звукам и более внимательно разглядывать предметы. Рассмотреть все детали он может с расстояния 20-25 см. В это время начинает развиваться мимика — ваш любимец может даже порадовать вас первой улыбкой.

Сейчас омрачить ваше счастье могут начавшиеся кишечные колики, сопровождающиеся долгим плачем и поджиманием, сучением ножек. Можете приступить к борьбе с ними, но единого мнения врачей как о причине их возникновения, так и способах облегчения состояния не существует. Совет один: запасайтесь терпением, рано или поздно они прекратятся.

Неделя третья, маленькие победы

Третья неделя знаменуется первыми достижениями в жизни вашего малыша. Лежа на животике, он пытается приподнять голову и осмотреть окружающие предметы. Удается ему это пока ненадолго. Движения крохи становятся все более упорядоченными, он делает попытки дотянуться до подвешенных над ним игрушек.

Когда вы обращаетесь к нему, то малыш затихает, смотрит в лицо говорящего, реагирует на интонацию голоса и в ответ может гулить и улыбаться. В этот период кроху сложнее успокоить, для снятия напряжения переполненной новыми впечатлениями нервной системы, он может продолжительно плакать. Для некоторых малышей нормой становится 20-ти минутный плач перед засыпанием. Интонация плача становится все более требовательной.

Неделя четвертая, подводим итоги

Подходит к концу первый месяц жизни. Малыш из новорожденности переходит в стадию младенчества. Совершенствуется вестибулярный аппарат ребенка — он ощущает положение своего тела в пространстве, что позволит ему вскоре переворачиваться и захватывать предметы.

Мышцы-сгибатели все еще сильнее мышц-разгибателей и конечности находятся в полусогнутом положении.

Мышечный гипертонус является нормальным физиологическим состоянием для детей младше месяца.

По прошествии месяца после рождения ребенка вам необходимо пройти медицинский осмотр, на котором врачи оценят физиологическое развитие и соответствие его возрастным нормам.

Что должен уметь делать ребенок к завершению четвертой недели жизни:

  • фокусировать взгляд на рассматриваемом предмете, поворачивать голову в сторону исходящего звука;
  • узнавать родителей и оживляться при их появлении в поле зрения;
  • пытаться непродолжительно удерживать голову в положении лежа на животе.

Рост и вес

Приводим средние показатели, разработанные Всемирной организацией здравоохранения. В скобках будем указывать критические значения, свидетельствующие о необходимости проведения медицинского обследования. Все, что укладывается в этот диапазон, является вариантом нормы.

Второй месяц

Период характеризуется установлением подобия режима сна и бодрствования. Спит кроха по прежнему много, но теперь маме известно, когда и сколько примерно времени ему требуется на отдых. Сейчас он может крепко ухватиться за все, что попадает ему под ручки.

Что должен уметь делать малыш:

  • фокусировать взгляд не только на движущихся, но и на неподвижных предметах;
  • переворачиваться с бочка на спинку;
  • непродолжительно удерживать головку из положения лежа на животике, пытаться приподниматься на ручках, выгибая спину, поворачивать голову на звук;
  • демонстрировать рефлекс опоры: чувствовать опору под ножками и отталкиваться от нее;
  • демонстрировать «комплекс оживления» при появлении взрослых: улыбаться, шевелить ручками и ножками, выгибаться, «гулить», издавая протяжные гласные звуки.

Меню 9 мес. ребенка при грудном вскармливании

Третий месяц

Если развитие идет в соответствии со средними темпами, то ребенок в трехмесячном возрасте научился переворачиваться со спинки на животик и приподниматься с животика на ручках, удерживаясь в таком положении до нескольких минут.

Не волнуйтесь, если у вашего малыша не получается, он нагонит упущенное к 4-5 месяцам.

За счет увеличения подкожно-жировых отложений младенец приобретает округлые формы, на ручках и ножках появляются припухлости со складочками. Ребенок все тянет в рот и пробует на вкус. В три месяца вам нужно пройти второй по счету медицинский осмотр.

Умения и навыки:

  • комплекс оживления получает дальнейшее развитие, ребенок пытается разговаривать с помощью «агуканья» и очень рад видеть маму или папу;
  • переворот со спины на живот;
  • упор на руки с поднятием корпуса лежа на животе и удерживание в таком положении.

Четвертый месяц

У большинства деток к этому возрасту заканчиваются проблемы с кишечными коликами, и мамы могут вздохнуть спокойно, но не надолго — вскоре могут полезть первые зубки. Кому-то суждено и не дождаться долгожданной передышки.

Умения и навыки:

  • удерживание с легкостью небольших предметов;
  • лепет, гуление, произнесение слогов «ба», «ма», «па» и других;
  • реакция на свое имя;
  • уверенное удерживание головки при вертикальном положении на руках у взрослого;
  • захват, подтягивание к себе и проба на вкус заинтересовавших предметов;
  • первые попытки приседания.

Пятый месяц

Двигательная активность малыша настолько повысилась, что самое лучшее место для него сейчас — это пол, где он может с удовольствием проделывать всяческие трюки. Кроватка к этому времени ему успела уже наскучить. Теперь за непоседой нужен зоркий присмотр. У большинства начинают резаться зубки, что сопровождается зудом, беспокойством и обильным слюнотечением.

Что должен уметь делать ребенок:

  • переворачиваться со спинки на живот и обратно, подтягиваться на руках, делать первые попытки ползать и садиться;
  • играть с игрушками самостоятельно по 5-10 минут;
  • «разговаривать» слогами, отдаленно напоминающими человеческую речь.

Шестой месяц

Ребенок пытается ползать, и у многих это неплохо получается. Попытки сесть оборачиваются триумфом, но позвоночник еще не обладает прочностью, и долго сидеть карапуз не может. Он активно познает мир, проявляя капризность из-за беспокоящих его зубов. В шесть месяцев вам нужно пройти очередной медицинский осмотр.

Навыки и умения:

  • непродолжительное сидение в подушках, детском стульчике, коляске;
  • ползание;
  • смех, бормотания, и даже нечто похожее на пение;
  • прыжки на руках взрослого при поддержке за ручки, которые становятся любимым занятием карапуза.

Седьмой месяц

Ребенок к этому сроку научился понимать смысл многих слов, на заинтересовавшие предметы тычет пальчиком. Он понимает, что фокус с исчезнувшими вещами — всего лишь фокус, и их можно отыскать.

Многие карапузы начинают испытывать страх при расставании с мамой, что является высоким показателем развития психики.

Навыки и умения:

  • ребенок встает с помощью опоры и передвигается стоя;
  • уверенно ползает, но бывает и так, что период ползания малыш пропускает, и сразу начинает передвигаться, держась за опору.

По какой причине ребенок плачет после или во время кормления

Восьмой месяц

Ваша кроха учится добиваться своего, проявляя настойчивость и измеряя рамки дозволенного. Он уже хорошо понимает слово нельзя, которое весьма огорчает маленького человека. Проявляются черты характера. У ребенка уже могут появиться 4-6 зубов, но четких сроков прорезывания нет, у всех детей процесс проходит индивидуально. Еще больше возрастает уровень недоверия к незнакомым людям.

Что умеет делать ребенок:

  • самостоятельно садиться;
  • кидаться игрушками и перекладывать их из одной руки в другую;
  • делать первые шаги, держась за руки взрослого.

Девятый месяц

Ребенок растет на глазах. Некогда беспомощный, теперь он старается все делать самостоятельно, несмотря на то, что это плохо получается. Хорошо получается у крохи сидеть, вставать и ходить с помощью опоры. Развиваются речевые навыки, некоторые детки уже произносят первые слова.

Ребенок может объясняться, пользуясь мимикой, жестами, слогами и словами. Хорошо копирует интонацию взрослых.

В 9 месяцев для оценки развития малыша необходимо пройти медицинский осмотр.

Что умеет ребенок:

  • держит ложку в руках и пытается самостоятельно кушать, пьет из кружки или поильника;
  • по просьбе взрослого берет предметы, которые ему называют;
  • самостоятельно садится, сидит, ползает и ходит с опорой;
  • трансформирует лепет в слова.

Десятый месяц

Получают дальнейшее развитие навыки и умения, полученные на 9 месяце жизни.

Здравствуйте, дорогие читатели! С вами психолог-дефектолог Ирина Иванова. Сегодня я хочу рассказать вам о том, как развивать ребенка до года по месяцам. Недавно мне пришлось присутствовать при дискуссии, которая развернулась в компании молодых современных женщин.

Речь шла о популярном теперь . Все мамы с воодушевлением рассказывали о достижениях своих деток. Кто-то водит их в студию раннего развития, которых теперь открылось очень много. Кто-то в домашних условиях пользуется методикой , и их дети уже к трем-четырем годам знают буквы и чуть ли не готовятся читать книги самостоятельно.

Нашлись даже приверженцы подзабытой ныне, но от этого не ставшей менее ценной, системой воспитания семьи Никитиных, очень популярной в конце прошлого века. Ну, а уж пособия не использует теперь только тот, кто вообще ничем не интересуется. Но… все это касалось малышей старше полутора-двух лет. А как же дети, которым не исполнилось и года? Неужели им нужен только здоровый сон и полноценное питание?

Просветить аудиторию на этот счет взялась одна из участниц дискуссии — девушка, работающая в развивающем детском центре психологом. Я хочу познакомить вас с тем, что она нам рассказала. Во-первых, она привела нам авторитетное мнение многих известных специалистов в области детской психологии. Оказывается, не стоит возлагать неоправданные ожидания на искусственную стимуляцию развития.

Каждое умение придет к малышу только тогда, когда для его освоения психика, клетки мозга и весь организм в своем развитии поднимется на определенный уровень. Это генетически заложенное в человеке свойство. Ведь вы не сможете сразу сесть на шпагат, если никогда не занимались гимнастикой? Даже если на одно яйцо посадить двух куриц сразу, цыпленок все равно вылупится только на 21-й день.

Да, подготавливать базу для новых умений и навыков нужно. Когда придет пора, зерно упадет в подготовленную почву, но чрезмерно форсировать события излишне. Что касается грудничков до года, то развивать их можно и нужно, но в соответствии с возможностями малыша.

Чем заниматься с ребенком грудного возраста

Нет слов, очень важно, чтобы и «попка была сухая», и «животик работал, как часы», но нужно помнить и о том, что каждый день жизни младенца бесценен для его развития. Вот несколько рекомендаций о том, как развивать малыша по месяцам, чем с ним играть и заниматься.

  • Первый месяц

Не нужно ухаживать за ребенком в полном безмолвии. Разговаривайте с ним спокойным ласковым голосом, и к концу месяца он станет задерживать свой взгляд на вашем лице, а вы дождетесь первой драгоценной улыбки – приглашения к дальнейшему общению. Повесьте над кроваткой на расстоянии 60 см яркую погремушку, пусть он пробует сосредоточить на ней свой взгляд. На первое время этого достаточно.

  • Второй месяц

Берите чаще младенца на руки, да он и сам предпочитает такое положение. Так реализуется генетически заложенное в человеке стремление к познанию. Причем, когда вы держите кроху, не вздумайте с кем-то спорить в это время или злиться. Только добрая мимика, только спокойный и ровный тон разговора. На этом этапе развития главное – удовлетворение ориентировочного рефлекса.

  • Третий месяц

Выкладывайте грудничка на животик, положив перед ним яркий предмет. Разговаривайте с ним, откликайтесь на его гуление: а-а-а, гу-гу, бу-бу . Пойте песенки, включайте мелодичную музыку, не оставляйте надолго плакать в кроватке, чтобы «приучить» занимать себя самостоятельно. Это предпосылки для будущего невроза.

  • Четвертый месяц

Как можно красочнее оформите интерьер, в котором младенец проводит больше всего времени – яркие цвета тканей, карусель с мелодичной музыкой, или двигающиеся модули создадут нужное настроение, подготовят к освоению форм и оттенков цвета. Вкладывайте в его ручку погремушки, подвешивайте их на уровне рук, чаще меняйте положение крохи: то в кроватке, то в манеже, то на руках.

  • Пятый месяц

Это месяц проявления интереса к игрушкам. С этого времени ребенок может сам их взять, захватить, потянуть к себе. Теперь научите его заниматься с ними: постучать, переложить из ручки в ручку, внимательно рассмотреть. Демонстрируйте ему движущиеся игрушки – прыгающие, кружащиеся. Развитие внимания – основа будущего успешного обучения. Не забывайте отвечать на гуление, которое к пятому месяцу становится активным и очень мелодичным. Так вы помогаете развивать речь, основы которой закладываются именно сейчас.

  • Шестой месяц

Ребенок стремится к тому, чтобы начать ползать, и теперь нужно создать для этого условия. Лучше, если это будет специальный манеж, но и часть ковра, закрытая плотным одеялом, тоже подойдет. Выкладывайте перед малышом, лежащим на животике, игрушки. Он будет к ним тянуться и попытается ползти, возможно, на животике или на четвереньках.

Главные развивающие игры в этом месяце – всевозможные коробочки и модули, в которые можно вкладывать и доставать из них предметы. Желательно, чтобы они были снабжены крышками, которые младенцу очень нравится открывать и закрывать.

  • Седьмой месяц

Это период интенсивного развития понимания речи. Разговаривайте с вашей крохой, показывайте предметы окружающего мира, игрушки, называйте их. Так развивается пассивный словарь и предпосылки к тому, чтобы он сам начал разговаривать. Самые лучшие игрушки на данный момент – коробка или ящик с кубиками и шариками, небольшими игрушками. Пусть ребенок их достает оттуда и вкладывает обратно.

Очень полезны игры с водой во время купания, с плавающими в ней предметами. С этого возраста нужно разумно вводить в обиход понятия «можно» и «нельзя». Не стоит забывать о том, что потакание капризам – почва для развития истеричности, а излишняя строгость – предпосылки для воспитания или бунтаря, или нерешительного в будущем человека.

  • Восьмой месяц

Не выкладывайте много игрушек сразу, лучше периодически прячьте их и доставайте по очереди. Для того чтобы развивалось мышление, нужно разыгрывать с ними небольшие сценки, понятные малышу. Пусть куклы ходят, едят, спят, кормят кошечек и собачек. Сопровождайте эти спектакли понятными комментариями и звукоподражаниями. Они принесут гораздо больше пользы для развития интеллекта и речи детей, чем самые лучшие развивающие мультики.

  • Девятый месяц

Поиграйте в прятки, когда вы будете прятать под платком или пеленкой себя, вашего малыша или игрушку. У детей в этом возрасте появляется модулированный лепет. Выделяйте из него слоги, похожие на слова родного языка, повторяйте их выразительно несколько раз. Так вы создаете предпосылки для того, чтобы их произнес ваш малыш.

Включайте музыку для слушания, пусть это будут легкие мелодии или детские песенки. Стоя на полу или в манеже, дети будут пританцовывать под них. Играйте с игрушками вместе, показывайте их возможности, называйте цвет и форму предметов, просите подать вам определенную вещь. Цепкая память крохи сохранит эти знания, и скоро он сам будет оперировать этими понятиями.

  • С 10 месяцев до года

В это период нужно неустанно разговаривать с ребенком. Говорите все, что угодно, нельзя только молчать. Сопровождайте комментариями ваши действия, рассказывайте о том, что происходит в доме, что вы видите на прогулке, за окном.

Всевозможные пирамидки, вкладыши, игры, где требуется что-то куда-то вложить (типа игры «почтовый ящик»), колечки, надевающиеся на штырьки, матрешки, крупные пазлы из пластика – вот минимальный набор развивающих игр и игрушек. Дайте малышу лист плотной бумаги и мягкий карандаш. Он уже способен оставить след на листе, провести черточку. Читайте книжки, играйте в пальчиковые игры, пойте ему песенки и рассказывайте потешки.

Развитие малыша находится под неусыпным контролем медиков, в особенности первый год после появления на свет. Мама ежемесячно должна являться на прием к участковому педиатру для того, чтобы проверить рост, вес, окружность грудной клетки и головки малыша. Все эти мероприятия производятся для того, чтобы вовремя выявить возможные отклонения в его развитии.

Доктора в педиатрической практике руководствуются таблицей развития ребенка до 1 года по месяцам. У невролога же существует своя, которая позволяет следить за психическим развитием младенца. Конечно, все мы понимаем, что четких возрастных норм быть не может - все детки растут по индивидуальному графику, но прислушиваться к усредненным показателям таблицы параметров развития ребенка до года все же стоит.

Таблица развития ребенка до года (рост и вес)

Одни малыши рождаются настоящими богатырями – более 4 кг и с большим ростом от 58 см, другие же имеют субтильное сложение, а потому могут недобирать положенных килограмм и сантиметров.

Все эти параметры в таблице варьируются от минимального, до максимального, а вот отклонения от нормы уже вызывает некоторую обеспокоенность медиков. В первые месяцы жизни детки набирают до одного килограмма, но впоследствии снижают эту планку и уже не растут так интенсивно, прибавляя лишь около 300-600 грамм за месяц.


На рост педиатры обращают не столь пристальное внимание, так как он не отражает того, правильно ли питается малыш, а лишь указывает на его генетическую составляющую. Но рост совместно с весом используется в формуле расчета минимального и максимального индекса массы тела, а значит, все же должен измеряться. Вычисляется параметр по следующей формуле:

ИМТ=вес/рост ребенка в квадрате.


Той же информативностью, что и вес с ростом, обладают показатели объема грудной клетки и головы. Слишком активно растущая головка может указывать на гидроцефалию или рахит. С таблицей физического развития детей до года можно ознакомиться непосредственно на приеме у педиатра.

Таблица нервно-психического развития детей до года

В один месяц, в три, в полгода и в годик педиатр направляет малыша на прием к детскому неврологу. Доктор должен убедиться, что психомоторное развитие малыша соответствует норме, которая указана в специально разработанной таблице. В определенное время ребенок должен начать реагировать на окружающих, гулить, переворачиваться со спинки на живот и обратно, ползать, сидеть, ходить.

Если почему-то малыш отстает в развитии от своих сверстников, доктор назначает комплексное обследование и лечение, которое включает как медикаментозную, так и физиотерапию.

С появлением малыша у новоиспечённых родителей возникает много вопросов относительно того, как происходит развитие ребенка по месяцам до года, мальчика и девочки. Какие навыки приобретает маленький человечек с течением времени? Что должен уметь кроха в том или ином возрасте?

Примерные нормы развития ребенка до года по месяцам

Развитие ребенка по месяцам до года девочки и мальчика не отличаются. При этом будет несколько различаться лишь набираемый вес и рост.

1 месяц

С самого рождения малыш различает звуки, причём уже сейчас новорожденный может отреагировать на них собственным плачем. В это время дети почти всегда спят. Во время бодрствования карапузы обычно сосут грудь. У младенцев очень сильно выражены рефлексы, например, если легонько прикоснуться к их губам, новорожденные начнут искать грудь и совершать сосательные движения. Если вложить палец в ручонку крохи, он сильно сожмёт его – это проявление хватательного рефлекса. Подошвенный рефлекс проявится, если провести пальцем по стопам, в ответ тут же сожмутся пальчики ног.

В течение первых 30 дней жизни карапузы учатся фокусировать взгляд на предметах. Особенно нравится им мамино лицо. К концу месяца ребёночек может одарить вас первой улыбкой и даже попытается удерживать голову на 1-2 секунды, если положить его на животик. К концу первого месяца дети набирают в среднем от 500 г до 1 кг веса и вырастают в длину примерно на 2-3 см.

2 месяц

Второй месяц жизни крохи характеризуется некоторыми изменениями в поведении. Малыш уже более осмысленно рассматривает предметы, его взгляд фокусируется на них, и ребёнок может следить глазами за вашими движениями. Кроме того, малыш поворачивает голову, когда слышит какой-то звук, он пытается найти его источник. Карапуз всё чаще улыбается, особенно оживляясь, когда с ним ласково разговаривают. В ответ на внимание может проявлять свои чувства, активно двигая ножками или ручками.

Находясь в положении на животе, ребёночек приподнимает головку и держит её несколько секунд. Хотя мышцы шеи уже немного окрепли, всё же следует придерживать голову сына или дочки, когда вы берёте их на руки. Большинство детишек уже с лёгкостью совершают переворот с бока на спинку, заинтересованно рассматривают свои пальчики и изучают их с помощью губ и языка. К концу второго месяца чадо может улюлюкать в ответ на ваши нежные слова. Сон ребёнка становится более упорядоченным – он спит три раза в день и ночью.

3 месяц

Трёхмесячный младенец уже узнаёт лица родных, оживляется, когда они попадают в его поле зрения. Если же к нему никто не подходит, проявляет недовольство своим криком и хныканьем. Повесив над кроваткой игрушки, родители могут наблюдать, как сын или дочка стараются ухватить их ручками. Если же дать в ручки погремушку, он внимательно изучит её визуально и попробует на вкус. Важный этап развития на этом возрастном периоде – дети уже уверенно держат голову, вертят ею, рассматривая всё вокруг. Некоторые девочки и мальчики приподнимаются на локотках. Становятся сильнее и мышцы ног – если придержать кроху подмышки, маленькие ножки рефлекторно упрутся в твёрдую поверхность. У некоторых деток в этом возрасте полностью раскрываются кулачки.

4 месяц

Четырёхмесячный карапуз уже не довольствуется простым лежанием в кроватке, ему нравится двигаться. Уже сейчас многие детишки учатся переворачиваться с животика на спинку и обратно. Теперь кроху нельзя оставлять без присмотра, он легко может скатиться с кровати. Четырёхмесячные младенцы открывают для себя новый объект для исследований – собственные ножки. Они пинают висящие над кроваткой игрушки, берут руками пальцы ног и даже кладут их в рот!

Теперь кроха способен различать голоса родных людей. Его реакция на привычные и незнакомые вещи различна. Малыш уже отдаёт предпочтение каким-то игрушкам, тогда как другие не вызывают у него интерес. Уже сейчас младенец понимает, когда его называют по имени, и иногда реагирует на него, поворачивая головку. В этот период детишки уже произносят некоторые звуки, напоминающие слоги.

5 месяц

Чадо становится всё более подвижным, ему уже не интересно лежать без дела. Он постоянно пытается приподниматься, встаёт на предплечья и даже на ладони, лёжа на животике. Пятимесячные дети могут вставать на колени и раскачиваться взад-вперёд, что вызывает умиление близких. В этот период некоторые малыши уже пытаются сидеть, опираясь на подушку. Они берут то одну игрушку, то другую, пробуя все на вкус, а затем с силой бросают их. Малышам нравится, что падающие предметы издают грохот, их это забавляет.

В этом возрасте кроху интересует всё вокруг, он пытается достать ручками все неизученные ранее предметы, с любопытством рассматривает яркие изображения. Малыш легко распознаёт голоса и отличает незнакомцев от родных по лицам. Кроме того, некоторые мальчики и девочки проявляют настороженность по отношению к людям, которых видят впервые. Дети активно играют с маминой грудью или бутылочкой. В этом возрасте может прорезаться первый зубик. Сейчас меняется режим сна – мальчики и девочки перестраиваются на двухразовый дневной сон.

6 месяц

Когда карапузу исполняется полгода, можно заметить, что он стал более эмоциональным – весёлый звонкий смех часто сменяется плачем, настроение нестабильное. Просто мальчиков и девочек переполняют эмоции, а что с ними делать, детишки не знают. Теперь малыши умеют складывать предметы в коробку и снова вынимать их.

Им нравится наблюдать за цепочкой «причина-следствие». Развитие мальчика и девочки доходит до того, что они бросают предмет на пол и провожают взглядом, чтобы посмотреть, куда полетит или закатится игрушка. Детишки в это время настолько активны и подвижны, что запросто перемещаются по кровати, причём некоторые делают это ползком на животе, другие с помощью переворотов. Шестимесячные мальчики и девочки сидят более уверенно. Самые активные малыши приподнимаются на ножки, держась за бортик кроватки. Они любят повторять звуки, в речи проскальзывают многие слоги – па, ба, ма, гу, та, да.

Кроха понимает, о каком предмете вы говорите, реагирует на своё имя, может показать то, что вы просите, например, нос, глазки, какую-то игрушку. В полгода обычно вводят прикорм, а у чада вырабатываются собственные вкусовые пристрастия, - если ему не понравилась пища, он откажется кушать.

7 месяц

Семимесячные мальчики и девочки учатся ползать, причём, если не получается двигаться вперёд, они ползут назад. Карапузы уверенно стоят и даже переступают ногами, когда держатся за опору. Семимесячные малыши осваивают и более сложный переворот – с живота на спину, если им это не удалось сделать раньше, а сидеть получается всё дольше. Если в руки крохи попадает маленький предмет, мальчик или девочка с интересом перебирает его пальчиками. Большие игрушки семимесячные дети удерживают обеими руками. Сейчас крохе интересны жестовые игры, особенно увлекает игра в ладушки.

Развитие девочки и мальчика таково, что они уже могут неуверенно пить из чашки и есть из ложечки. Крохе нравится вкладывать небольшие предметы в крупные, листать плотные страницы книги с яркими изображениями. В этом возрасте дети начинают испытывать болезненную привязанность к маме, боятся с ней расставаться. Чадо умеет произносить имитирующие звуки «би-би», «ав-ав», «бе-бе». Кроха понимает запрещающий тон мамы, равно как и распознаёт похвалу и одобрение с её стороны.

Месяц 8

Начинается тот самый период, кода родители могут впервые услышать от сына или дочки слова мама и папа. Способность передвигаться ползком открывает перед малышом новые возможности – теперь совсем несложно оказаться где угодно и взять любой интересующий предмет. Кроха уверенно встаёт, придерживаясь за опору, пританцовывает, если слышит музыку, умиляется своему отражению в зеркале, стучит по нему ладошками и целуется.

Страх при расставании с мамой ещё больше обостряется, а чужих карапуз сторонится. Мальчики и девочки в данном возрастном периоде с удовольствием грызут печенье или сушки, пробуют жевать пищу, содержащую небольшие фрагменты (обычно в этом возрасте уже прорезались 3-5 зубов). Однако многие дети упорно продолжают есть только пищу с жидкой консистенцией. Карапузы понимают, о чём их просят. Можно начинать высаживание на горшок.

9 месяц

Теперь чадо не только ходит у опоры, но и подпрыгивает и приседает. Его любопытству нет предела – исследователь засовывает маленькие пальчики во всевозможные отверстия, поэтому стоит быть более внимательными к тому, чем занимается карапуз. Ловкость и силу рук можно натренировать, давая малыш разминать глину. Море удовольствия приносит игра с бумагой. Что касается речи, то младенец чаще имитирует тон голоса, звуки и мимику взрослых. Девятимесячные мальчики и девочки легко показывают почти все части тела на себе или кукле.

В этом возрасте у ребёнка может обостриться чувство собственности, ему не понравится, если кто-то заберёт игрушку или спрячет её. Подросшие малыши готовы повторять снова и снова действие, за которое получили похвалу и одобрение. Некоторые детки уже способны подняться из положения сидя без опоры.

10 месяц

Маленькие карапузы теперь передвигаются по дому очень быстро, используя все возможные способы – на четвереньках, на ногах, придерживаясь за диваны и тумбы. Малыш залезает на кровать или диван, учится сам спускаться. Одно из любимых занятий – заглядывать в шкафы, доставать оттуда предметы обихода и перебирать вещи. Карапузы подражают взрослым в различных действиях – пытаются мести веником, пользоваться пылесосом, играют с кастрюлями и другими предметами быта. Особенный интерес вызывают мелкие игрушки. Теперь карапуз может легче расстаться с мамой, начинает интересоваться другими детьми.

Теперь имеет смысл ежедневно бывать на детской площадке хотя бы четверть часа, чтобы ребёнок наблюдал за играми других деток, попробовал покачаться на качеле, походил с мамой вокруг песочницы. Уже сейчас крошкам интересны песочные принадлежности, и он охотно ими воспользуется, повторяя за малышами. Десятимесячные мальчики и девочки пытаются самостоятельно держать ложку и набирать еду, хотя пока это получается не слишком хорошо. Некоторые детишки в этом возрасте уже готовы перейти на единоразовый дневной сон, который длится примерно с 12 часов дня до 15 часов.

11 месяц

Теперь кроха самостоятельный, разве что первые шаги ему даются с трудом, но переставлять ножки, держась за руки мамы и папы, ему доставляет море удовольствия. В этом возрасте дети начинают говорить и другие слова, кроме «мама», «баба» или «дай». В лексиконе появляются простые слова типа «дядя», «тётя» и даже «что это». Порой не сразу удаётся их разобрать, но всё же малыш потихоньку учится говорить.

Карапузы зачастую имитируют взрослые беседы, лепеча что-то на своём языке. Мальчики и девочки умеют посылать воздушные поцелуи и обниматься. Любимые игры – мяч, кубики, по-прежнему мелкие игрушки. Дети в этот период интересуются, как всё устроено, например, заглядывают в телефон, чтобы понять, де же там уместилась бабушка. Оттачивается мастерство самостоятельно есть ложкой и пить из чашечки, ребёнок лучше жуёт пищу с мелкими фрагментами. Кроха уже может висеть на перекладине, удерживая свой вес почти в течение минуты, а также залезать на 2-3 перекладины по шведской стенке!

12 месяц

В годик чадо уже произносит около 15 слов, самостоятельно ходит, сам складывает игрушки, ест ложкой и пьёт из чашки, хорошо жуёт, понимает, о чём говорят взрослые. В ответ кивает утвердительно или отрицает, просит то, что ему нужно, может самостоятельно поиграть несколько минут. Кроха умеет проявлять любовь и нежность. В этом возрасте дети интересуются техникой – пультами, мобильными телефонами, планшетами. Любят, когда им читают сказки. Карапуз способен сам построить невысокую пирамиду из кубиков, скатывать колбаски из пластилина. Особый интерес вызывают игрушки-каталки.

Мамам и папам важно понимать, что все дети индивидуальны и вышеприведённые нормы развития не являются догмой. Не стоит бить тревогу, если первый зуб появится не в 5 месяцев, а в 10. То же самое касается развития речи и других показателей. Развитие до года, приведенное тут среднестатистическое.