Пенсионная реформа. Увеличение пенсии по старости

Индексация пенсии в 2018 году в России будет проводиться в три этапа:

Мораторий на индексацию пенсий в 2018 году будет сохранен - то есть трудоустроенные граждане, кто уже на пенсии, смогут рассчитывать только на перерасчет с 1 августа по начисленным пенсионным баллам за предыдущий год. Все пропущенные за время действия моратория индексации они смогут получить .

Помимо индексации пенсионных выплат, в 2018 году также в основах пенсионного обеспечения российских граждан, которые повлияют на условия выхода на пенсию при достижении пенсионного возраста и на формирование пенсионных прав работающих граждан. Еще один вопрос, волнующий пенсионеров в связи с наступлением нового года - будет ли (увы, но нет - в этот раз такой выплаты не будет).

Индексация пенсий в 2018 году

Согласно положениям закона № 400-ФЗ от 28.12.2013 г., страховые (трудовые) пенсии граждан должны индексироваться ежегодно с 1 февраля на уровень инфляции предыдущего года, а при наличии дополнительных материальных возможностей у ПФР индексацию проводят повторно 1 апреля. Но в новом году традиционный порядок индексации трудовых пенсий изменится: их увеличение произойдет на 1 месяц раньше - уже .

Социальные пенсии и иные социальные выплаты, производимые Пенсионном фондом, будут повышены в обычном порядке на фактический уровень роста цен за 2017 год:

При этом прибавка страховых пенсий . Напомним, что индексирование пенсий работающим гражданам было приостановлено в 2016 году в связи с тяжелым экономическим положением в стране. Эта заморозка помогла сэкономить государству 12 млрд. рублей. Однако все пропущенные индексации должны быть компенсированы гражданину уже .

Прибавка пенсии с 1 января 2018 года (последние новости)

В соответствии с принятым Госдумой 15.12.2017 г. законом (внесен Правительством как ) об изменении порядка индексации страховых пенсий в 2018 году все виды этого пенсионного обеспечения (по старости, по инвалидности, по потери кормильца) должны увеличиться с 1 января 2018 года на 3,7% . Прежний порядок повышения трудовых пенсий при этом приостанавливается до начала 2019 года, и это повышение не распространяется на работающих пенсионеров (см. текст закона ниже).

При этом необходимо иметь в виду, что любая страховая пенсия состоит из двух частей:

  • фиксированная выплата (или ФВ) - это постоянная величина, гарантированная государством (для всех категорий получателей устанавливается в твердой сумме);
  • непосредственно страховая часть - это индивидуальная расчетная величина, которая зависит от количества заработанных за время работы пенсионных баллов.

Январская индексация затронет обе части пенсии следующим образом:

  1. Фиксированная выплата будет повышена на 3,7% и составит неизменную сумму 4982 рубля 90 копеек , ее увеличение или уменьшение законодательно установлено для отдельных категорий граждан законом № 400-ФЗ от 28.12.2013г.;
  2. Страховая часть пенсии напрямую зависит от наработанных пенсионером баллов, стоимость которых возрастет с 1 января на 3,7% и составит 81 рубль 49 копеек .

В 2017 году фактическая инфляция по стране зафиксирована на уровне не более 3%. Следовательно, предложенное Правительством повышение пенсий в 1,037 раза в 2018 году формально покрывает рост потребительских цен (хотя, конечно, по своей абсолютной величине это повышение будет очень небольшим - прибавка будет даже меньше, чем в прошлые годы ).

Повышение социальных выплат пенсионерам в 2018 году с 1 февраля

С 1 февраля 2018 года также произойдет повышение (индексация) всех социальных выплат Пенсионного фонда, предусмотренные для различных категорий граждан (инвалидов, ветеранов, героев России и др.). Они предоставлены в виде ежемесячных денежных выплат (ЕДВ), неотъемлемой частью которых также является набор социальных услуг (НСУ).

Вообще НСУ состоит из трех частей (лекарства, проезд и санаторно-курортное лечение) и предоставляется по выбору пенсионера одним из двух способов:

  • в натуральном выражении (то есть непосредственно социальными услугами);
  • в денежном эквиваленте при отказе от натурального.

Стоимость набора таких услуг (каждой части в отдельности) определена законодательно и увеличивается прямо пропорционально росту ежемесячной выплаты (ЕДВ) - т.е. на такой же процент. В 2018 году это повышение планируется на уровне менее 3%, поэтому такой прибавки льготники почти не ощутят. С предварительными значениями ЕДВ и НСУ в 2018 году можно ознакомиться в таблице.

Таким образом, с 1 февраля 2018 год планируется проиндексировать социальные выплаты (в том числе набор социальных услуг) до фактического уровня инфляции прошлого года. В проекте постановления Правительства эта величина была зафиксирована на уровне 3.2%, однако фактическая инфляция составит менее 3%, поэтому размер повышения будет еще меньше (это же касается ).

Индексация социальной пенсии в 2018 году с 1 апреля на 4,1%

Социальная пенсия представляет собой особый вид пенсии, который характерен отсутствием у пенсионера по каким-либо причинам трудового стажа. Такая пенсия назначается в твердой утвержденной законодательством сумме. И, как правило, размеры социальных пенсий существенно ниже расчетных трудовых (страховых) пенсий.

Необходимо отметить, что в последние два года прослеживалось снижение в установленных коэффициентах роста социальных пенсий. Так в апреле 2017 года этот вид пенсий был проиндексирован всего на 1,5%. В 2018 году запланирован выход на привычное (докризисное) повышение уровня этого вида пенсионного обеспечения - прогнозируемый рост социальных пенсий составит в апреле 2018 года ориентировочно 4,1%.

В отличие от трудовых, индексация социальных пенсий привязана к изменению прожиточного минимума пенсионера за предыдущий год. Поэтому величина индексации страховых и социальных пенсий за один и тот же год может отличаться (хотя в обоих случаях она связана с фактическим ростом потребительских цен ).

Таким образом, одним из положительных изменений 2018 года является более ощутимый рост прожиточного минимума (ПМ) в стране, в том числе в отдельности по регионам. При этом установленный ПМ позволяет всем неработающим пенсионерам получать дополнительные выплаты (так называемые социальные доплаты до прожиточного минимума - федеральная и региональная), если размер их пенсий ниже утвержденных величин.

Согласно законодательству, уровень пенсии гражданина всегда должен быть не ниже прожиточного минимума в регионе , в котором он проживает (отсюда берутся кажущиеся странными заявления Правительства о том, что «в России нет малоимущих пенсионеров» - все они получают пенсии в совокупности с другими социальными выплатами в размере не меньше ПМ.

С 2010 года в заявлениях о назначении пенсии уже предусмотрен раздел о получении социальной доплаты. Если же ваша пенсия назначена до 2010 года, и вами не подавалось отдельное заявление о назначении доплаты, а размер пенсии ниже установленного прожиточного минимума в регионе, то необходимо самостоятельно обратиться в территориальные органы Пенсионного фонда.

Увеличение пенсии в 2018 году в России работающим пенсионерам

Никаких изменений для работающего населения, получающего пенсии, на 2018 год принятыми в Госдуме законами не предусмотрено. А это значит, что работающим пенсионерам будут продолжать выплачиваться суммы пенсий без проводимых ежегодно индексации .

Напомним, что индексация пенсий была остановлен в феврале 2016 года тем гражданам, которые продолжают работать, реализовав свое право на пенсионное обеспечение. В планах Правительства закладывалось не индексировать пенсии работающим россиянам вплоть до 2019 года .

Этот мораторий на индексацию пенсий действует следующим образом:

  • Те граждане, которые вышли на пенсию до 1 февраля 2016 года и сохранили за собой рабочее место, остаются без увеличения своих пенсий с февраля 2016 года.
  • Гражданам, ставшим пенсионерами, после 1 февраля 2016 года, при подсчете индивидуального пенсионного коэффициента (ИПК) в расчет учитываются все повышения, состоявшиеся на дату возникновения права на пенсию.
  • При продолжении трудовой деятельности и одновременном получении пенсии, все последующие с момента трудоустройства индексации снова не будут применяться.

У работающих пенсионеров есть право на повышение размера пенсии только через ежегодный перерасчет по данным работодателя. С 1 августа каждого года пенсии таких граждан увеличиваются на количество баллов, учтенных в предыдущем году за период трудовой деятельности и уплаты в это период страховых взносов. Но не более чем на 3 балла в год !

Пример того, как работающим пенсионерам будут пересчитывать индексацию пенсии в ПФР

Женщина 01.05.1962 года рождения вышла на пенсию в 2017 году в установленные законодательством сроки и продолжает работать. Какие индексации будут браться в расчет при определении размера пенсии? И с какого времени пенсия перестанет индексироваться?

Расчет пенсии для этой женщины будет производиться на дату 1 мая 2017 года. При подсчете ИПК будут учтены все утвержденные индексы роста пенсий, начиная с 2015 по 01.05.2017 г.

  • Стоимость одного пенсионного коэффициента будет взята на 01.05.2017 г. - это 78,58 рублей.
  • Фиксированная выплата, входящая в состав страховой пенсии, будет учтена с учетом индексации на дату 1 мая 2017 года и равна 4805,11 руб.

Далее при условии продолжения выполнения оплачиваемой работы, все последующие индексации пении после назначения будут приостановлены . Т.е. индексация, проведенная , к пенсии этой женщины применяться уже не будет. И так будет продолжаться до тех пор, пока она не уволится со своей работы или не будет уволена работодателем.

Индексация пенсии после увольнения работающего пенсионера в 2018 году

В 2017 году был принят закон, согласно которому произошло изменение срока перерасчета пенсии после увольнения. В 2018 году работающие пенсионеры смогут получать пенсию со всеми пропущенными индексами уже со следующего месяца после увольнения . При этом самому пенсионеру дополнительно обращаться в Пенсионный фонд не потребуется, так как данный перерасчет целиком строится на ежемесячной отчетности работодателей!

Ранее, после ухода с работы пенсионеру производился перерасчет получаемой пенсии с учетом всех индексаций за три месяца:

  • первый месяц - это сдача отчетности работодателям в ПФР о работающих в организации гражданах;
  • второй месяц - происходила загрузка данных о факте работы в единый программный комплекс, работающий в масштабе всей страны;
  • третий - принятие территориальным органом ПФР решения о перерасчете.

Для граждан, прекративших трудовую деятельность в 2018 году, уменьшается период начисления пенсии с учетом пропущенных за время работы индексаций. Это будет возможно после вступления в силу с 1 января 2018 года федерального закона № 134-ФЗ от 01.07.2017 года .

Однако сам процесс доначисления пропущенных увеличений будет тем же самым и из технических соображений займет также несколько месяцев . Но после этого при выплате уже перерасчитанной пенсии по истечении 3 месяцев будет производиться доплата за весь период, прошедший после увольнения .

Это нововведение касается только уволенных после 1 января 2018 года . Если пенсионер уволился, например, в декабре 2017 года, то доиндексация его пенсии будет проведена только с 1 апреля 2018 года - без доплаты за период с января по март (иными словами, эти месяцы будут потеряны).

Последние новости и свежие изменения в пенсионном обеспечении

Как уже стало понятно, повышение пенсии в новом году для большинства категорий пенсионеров (малозаметным) или же, как для многочисленной категории работающих пенсионеров - . Зато в новом году повысятся требования к уже сформированным пенсионным правам и уровню заработной платы российских граждан для выхода на пенсию:

Других существенных изменений в пенсионной системе России в 2018 году не ожидается. В частности, ожидаемая многими в размере 5000 рублей в 2018 году выплачиваться не будет - это была однократная, разовая доплата, которая полагалась всем пенсионерам в январе 2017 года взамен пропущенной в 2016 году дополнительной индексации, предусмотренной законом (и никаких оснований выплачивать ее в 2018 году попросту нет).

И одна из немногих действительно хороших новостей для россиян - пока не принято решение по , что актуально для тех, кто еще работает или планирует выходить на пенсию (в том числе мужчины 1958 и женщины 1963 года рождения).

Будет ли единовременная выплата пенсионерам 5000 рублей в 2018 году?

В начале 2017 года получателям всех видов пенсий, не зависимо от факта работы, была произведена дополнительная выплата в размере 5000 рублей. Данная мера была необходима в сложившейся экономически нестабильной ситуации.

На фоне высокого уровня инфляции и невозможностью провести дополнительную индексацию пенсий в 2016 году было принято решение о единовременной выплате к пенсиям граждан (закон от 22 ноября 2016 года № 385-ФЗ). Таким образом были «условно доиндексированы» пенсии россиян, многие из которых восприняли это просто как подарок к Новому году.

В настоящее время, согласно данным Правительства, экономическая обстановка в стране нормализуется. За последние 12 месяцев рост потребительских цен (инфляция) не превышает отметку 3%, а пенсии в 2017 году поднялись суммарно по двум индексациям на 5,78%.

Предстоящая индексация на 3.7%, запланированная на январь 2018 года, превышает уровень инфляции за 2017 год. Поэтому никаких дополнительных единовременных выплат (5 тысяч рублей или любых других) помимо производиться не будет!

Будет ли повышение пенсионного возраста в 2018 году (последние новости)

В последние несколько лет наиболее обсуждаемым и острым для россиян является вопрос об увеличении пенсионного возраста . Во многих других странах, включая постсоветские, соответствующие решения уже приняты и реализуются.

  • Например, с января 2017 года в Белоруссии ежегодно будет повышаться пенсионный возраст на полгода до достижения женщинами 58 лет и мужчинами 63 лет. В Казахстане действуют такие же значения - для женщин в 58 лет, для мужчин в 63 года.
  • Во многих развитых странах, таких как Германия, мужчины становятся пенсионерами в 65 лет, а женщины в 60 лет.
  • В Украине Верховная Рада приняла закон о пенсионной реформе, где также заложено повышение действующего пенсионного возраста.

Теперь этот вопрос назрел и в России. По заявлениям Правительства, в первую очередь он взаимосвязан с тем, что в стране увеличивается продолжительность трудоспособного возраста - т.е. около трети россиян и так прекращают работать позднее выхода на пенсию по возрасту.

Однако пока, из-за большой непопулярности этой меры, Правительством России пока не принято окончательного решения по продлению возраста выхода на пенсию (хотя многие считают этот вопрос решенным и отмечают, что он с большой долей вероятности начнет реализовываться после очередных президентских выборов, которые состоятся в марте 2018 года - но пока это только слухи ).

Сколько баллов и трудового стажа нужно для выхода на пенсию в 2018 году?

С 2015 года действует бальная система начисления трудовых (страховых) пенсий гражданам, при которой уплаченные в Пенсионный фонд работодателем страховые взносы за своих сотрудников переводятся из рублей в относительные величины (баллы). Учтенная за год сумма взносов соотносится с утвержденной Правительством предельной учитываемой суммой взносов, которой соответствуют 10 пенсионных баллов (это максимум, который можно получить за один год).

А вот для получения права выхода на пенсию по старости в общеустановленные сроки необходимо соблюдение трех обязательных условий:

  • наступление возраста, установленного законом;
  • наличие страхового (трудового) стажа;
  • наличие установленной величины индивидуального пенсионного коэффициента (ИПК) или другими словами размер пенсионных баллов.

Следует отметить, что это касается только пенсий по возрасту! Другие виды пенсий по обязательному пенсионному страхованию (по инвалидности, по потере кормильца) назначаются независимо от продолжительности трудового (страхового) стажа и количества полученных баллов.

С 2018 года обязательным условием для назначения пенсии при достижении пенсионного возраста (сейчас это 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин) является наличие 9 лет стажа и 13,8 баллов индивидуального пенсионного коэффициента (ИПК).

Пример расчета пенсионных баллов с 2015 по 2018 год

За мужчину 1965 года рождения имеет официальную заработную плату до вычета подоходного налога (НДФЛ) в размере 30000 рублей (соответственно, за год заработок составляет 360000 рублей). Предположим, зарплата с 2015 года этому гражданину ни разу не повышалась. При этом за него не производятся отчисления на накопительную части пенсии, так ка он рожден ранее 1967 года. Таким образом, работодатель отчисляет за этого мужчину страховых взносов на индивидуальный лицевой счет в размере 16% от заработка до вычета НДФЛ - то есть 16% × 360000 = 57600 рублей в год. Подсчитаем, сколько баллов заработано этим мужчиной за период с 2015 года, когда начала действовать новая пенсионная формула.

Ежегодно Правительством для этих целей утверждается так называемая предельная величина заработной платы , размер обязательных отчислений с которой в ПФР на индивидуальный лицевой счет гражданина составляет 16%. Так, предельная установленная величина зарплаты по стране с 2015 по 2018 годы составляет следующие значения (см. таблицу ниже).

В 2018 году страховая база отчислений в Пенсионный фонд составит 1021000 рублей согласно постановлению Правительства от 15.11.2017 г. № 1378 . Тогда максимальный размер учитываемых за год страховых взносов, принимаемых за 10 баллов, составит 163360 рублей (повышение относительно 2017 года сразу почти на 17%).

Поэтому каждый заработанный рубль в 2018 году «обесценится» при переводе в пенсионные баллы относительно 2017 года сразу на 1 – (1 / 1,17) = 15%, а относительно уровня 2015 года - уже более чем на 30! Поэтому недостаточно иметь только лишь постоянную высокую зарплату для формирования достойных пенсионных прав. Чтобы их объем год от года не снижался, по новой пенсионной формуле зарплата должна расти не менее чем на 10% в год (см. таблицу выше).

Вернемся к нашему примеру. Чтобы перевести ежемесячный заработок 30000 рублей в баллы, нужно соотнести данные по зарплате (взяв от годового заработка 16%, что в рассматриваемом примере составит 57600 рублей в год) к установленным предельным величинам и умножить на 10:

  • 57600 / 113760 × 10 = 5,06 балла заработано гражданином в 2015 году;
  • 57600 / 127360 × 10 = 4,52 балла в 2016 году;
  • 57600 / 140160 × 10 = 4,11 балла в 2017 году;
  • 57600 / 163360 × 10 = 3,53 балла будет заработано в 2018 году.

Таким образом, всего за 4 года при сохранении одного и того же уровня заработной платы (в рассматриваемом примере это 30 тыс. рублей в месяц) количество начисляемых пенсионных баллов сократилось на 30% (в этом примере - с 5,06 баллов в 2015 году до 3,53 в 2018). Таким образом, в современной пенсионной системе

Пенсионное реформирование 2015 года является своего рода следующим шагом в развитии пенсионной системы и законодательства, которое ее регулирует. Однако сейчас как перед аналитиками, так и перед простыми гражданами все острее встает вопрос: а не был ли этот шаг шагом назад? В правильную ли сторону пошла пенсионная система? Разумеется, четкого, а главное правильного ответа на этот вопрос нет.

Для того, чтобы понять суть этой реформы, необходимо проанализировать законодательство, регламентировавшее пенсионную систему до 2015 года, а затем оценить, каким образом оно было изменено действующими новыми законами.

Законодательство до реформирования пенсионной системы

До введения новых законов (именно ее мы будем рассматривать как самую распространенную в Российской Федерации) рассчитывалась и назначалась согласно Федеральному закону от 17.12.2001 N 173-ФЗ . Исходя из этого документа данный можно определить, как ежемесячную денежную выплату, назначаемую застрахованным лицам, которые утратили трудоспособность в связи с , либо если они являлись таких лиц (кормильцев) и перестали получать средства к существованию в связи с их смертью.

При рассмотрении пенсионной системы до 2015 года следует учитывать тот факт, что являлась единой выплатой, состоящей из страховой и накопительной частей .

Закон N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»

Как уже было сказано выше, основным документом до 2015 являлся Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» . Все, что касается выплат и условий, по которым происходило назначение , содержалось именно в нем. Для лучшего понимания изменений, которые принесла реформа пенсионной системы 2015 года, стоит обозначить основные моменты, которые отражены в данном документе.

Виды трудовых пенсий:

  • - данный вид пенсионных выплат назначается лицам, которым была установлена инвалидность ;
  • - выплачивается нетрудоспособным иждивенцам застрахованных лиц в случае их смерти;
  • - назначается мужчинам и женщинам 60 и 55 лет соответственно при наличии у них страхового стажа не менее 5 лет.

Также стоит отметить такое понятие, как - период, в течение которого в Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР) поступали .

Немаловажным фактором являлась в том числе индексация размеров трудовой пенсии, возможность досрочного выхода на нее отдельным категориям граждан, а также реализация перерасчета размеров выплат в случае, если у граждан появились обстоятельства для этого.

До 2015 года основными составляющими формул для расчета трудовых пенсий являлись такие величины как: базовый размер, сумма пенсионных накоплений, ожидаемый период выплат и коэффициент (страховой стаж в месяцах/180 месяцев).

Новая пенсионная реформа 2015 года в России

С 2013 по конец 2014 года Государственной Думой разрабатывались законопроекты, которые должны были в третий раз (за последние 25 лет) реформировать систему, касающуюся трудовых пенсий.

Основным изменением, которое принесла , явилось упразднение трудовой пенсии как таковой: теперь вместо двух ее составляющих частей появилось две самостоятельных пенсии, исчисление и назначение которых регламентируются двумя разными законами - это и .

Кроме того, новое законодательство изменило формулу, по которой рассчитывается страховая пенсия - теперь в ней присутствует индивидуальный пенсионный коэффициент (пенсионный балл или ИПК), а также его стоимость. Именно эти величины являются определяющими с 2015 года при исчислении страхового пенсионного обеспечения.

Изменения в пенсионном законодательстве

В первую очередь, стоит посмотреть на реальные шаги, которые руководство страны уже сделало в этой сфере :

  • повышение пенсионного возраста для госслужащих;
  • заморозка пенсионных накоплений;
  • изменение правил .

Однозначного ответа на вопрос «каким путем будет развиваться пенсионная система?» , конечно, нет. Однако видно, что Минфином и Минтруда лоббируются законопроекты (которые, по мнению экспертов, могут претвориться в жизнь уже в 2017 году), фактически, сводящие на нет те преимущества, которые можно было найти в реформе 2015 года:

  • прекращение выплат пенсии и ;
  • в который раз планируется изменить порядок формирования накопительной пенсии - теперь капитал для нее должен будет формироваться из условно-добровольных взносов.

Заключение

К реформе 2015 года можно относиться по-разному: кто-то увидит в ней плюсы, кто-то будет ратовать на усложнение . Однако единственное, что граждане могут сделать в данной ситуации - стать более подкованными в пенсионной сфере: читать литературу, следить за новостями, наконец, не стесняться обращаться за консультациями к сотрудникам пенсионных отделений.

Со 100% уверенностью сказать, явилось ли реформирования пенсионной системы шагом в нужном направлении, пока что не может никто - даже среди людей, вносивших эти законы на рассмотрение в палаты парламента, до сих пор не утихают споры, так ли она нужна была обществу и стране.

С января 2015 года в российское законодательство было внесено много изменений. Инновационный подход, которым ознаменовался новый закон о пенсии, изменил привычный для граждан принцип расчета. Основанный на баллах и коэффициентах порядок, введенный в 2015 году, непривычен, и до сих пор нуждается в разъяснениях. Чтобы разобраться в новой системе образования пенсионных начислений, следует понять, какие изменения претерпело пенсионное законодательство РФ с 2015 года, из чего теперь состоит пенсия, и следует ли ожидать новых реформ.

Законы пенсионной реформы

За четверть века было предпринято три попытки полностью изменить советский подход к формированию пенсий граждан. За этот период было выработано четыре основных законодательных акта:

Скачать для просмотра и печати:

Каждый из документов в процессе использования подвергался доработкам, и наконец, в 2015 году процесс реформирования принял окончательное направление.

Два базовых закона, внесшие основные изменения в пенсионное законодательство российской федерации тесно связаны с законами об обязательном страховании (федеральный закон № 167 от 15.12.01 и федеральный закон № 360 от 30.11.11), в системе которого также произошли изменения.

Чтобы понять, как изменилась система пенсионных начислений, следует обратиться к тем правилам, которые существовали до начала реализации последней реформы.

Законодательство до реформирования пенсионной системы


Основной пенсией в России до изменения законодательства 2015 года оставалась трудовая.

Она назначалась:

  • по старости, в зависимости от отработанного стажа;
  • по инвалидности, когда человек утрачивал способность полноценно трудиться;
  • по потери кормильца, если гражданин до момента смерти был у умершего на иждивении.

Выплаты осуществлялись ежемесячно, а в основе процедуры расчета и получения лежал 173 федеральный закон о пенсиях (17.12.01).

Критериями для начала выплат по возрасту было:

  • достижение для мужчин 60 лет;
  • достижение для женщин - 55 лет;
  • стаж более 5 лет.

Размер выплат зависел:

  • от периода непрерывного стажа работы, в течение которого в ПФР отчислялись страховые взносы;
  • от индексации;
  • от дополнительных обстоятельств, позволяющих сделать перерасчет общего размера выплаты (повышающим коэффициентом служили, например, награды и звания).

Кроме вышеперечисленных видов пенсионных назначений, выйти на пенсию можно было по «выслуге лет», то есть до достижения пенсионного возраста. Допустимый срок выхода на пенсию в этом случае зависел от сферы деятельности гражданина.

Формулы расчета основывались на таких показателях, как:

  1. установленный минимальный размер;
  2. общая сумма накоплений;
  3. предположительный период осуществления выплат;
  4. дополнительный коэффициент.

В отношении гособеспечения по старости, пенсионное законодательство допускало разделение пенсии на страховую и накопительную части. Выплата обеих частей происходила единовременно.

Новая пенсионная реформа 2015 года в России

Основным отличием новой системы явилось упразднение старого формата расчета пенсионного обеспечения.

Важно! Трудовая пенсия, как и трудовой стаж, были исключены из формулы и заменены новыми показателями.

С 2015 года накопительная и страховая часть стали отдельными величинами. Кроме того, в расчет был введен индивидуальный коэффициент - балл. Балльная система стала основой страховой пенсии.

Она позволяет:

  • более полно учитывать периоды трудовой занятости граждан;
  • дает независимость от вынужденных перерывов в работе;
  • учитывает различные виды деятельности, причисляя их к трудовой занятости.

Общим принципом формирования страховой пенсии, из размера которой определяется обязательное государственное обеспечение, является оплата гражданином (или уполномоченными лицами) страховых взносов в ПФР до достижения установленного пенсионного возраста. Накопительная пенсия, введенная как отдельная величина, была создана с целью формирования дополнительных средств, которую гражданин мог бы регулировать самостоятельно.

Изначально реформа:

  • давала возможность вносить в накопительную часть личные сбережения;
  • позволяла управлять этим видом капитала, доверяя использовать его в инвестиционных целях сторонним аккредитованным организациям;
  • обеспечивала государственные компенсационные надбавки (софинансирование).

Именно на этой части реформы больше всего отразились кризисные годы. Они также спровоцировали изменения в продолжение ежегодной индексации страховой части пенсионных накоплений и повлияли на мнение законодателей о пенсионном возрасте.

Изменения в пенсионном законодательстве

Как поменялся подход к расчету пенсионных выплат, становится понятно при анализе последних законов.

О страховой пенсии (Федеральный закон № 400)

С 2015 года страховая часть пенсии состоит из фиксированной суммы, рассчитанной:

  • из длительности общего страхового стажа;
  • на основе пенсионных баллов.

Чтобы получить пенсию по старости Закон о страховых пенсиях № 400 обязывает гражданина:

  • достичь установленного возраста;
  • иметь страховой стаж более 15 лет;
  • иметь пенсионный индивидуальный пенсионный коэффициент (ИПК/балл) не ниже 30.
Важно! Периоды, которые зачисляются в страховой стаж, определяются временем трудовой занятости и иной деятельности, в результате которых за гражданина производились страховые отчисления.

Федеральный закон о страховых пенсиях относит к ним:

  • официальную работу на территории РФ (и за её пределами, если это определено законодательством РФ);
  • годы службы в вооруженных силах, МЧС и органах внутренних дел РФ;
  • время, потраченное на уход за детьми до 1,5 лет (в расчет берется период, если в общей сложности он не превысил 6 лет);
  • периоды временной нетрудоспособности, по здоровью или по обстоятельствам (если в указанное время гражданин получал пособие или компенсацию по болезни, безработице, при переселении и т.д.);
  • периоды необоснованного содержания в местах лишения свободы;
  • время, потраченное на уход за инвалидом любого возраста и пенсионером старше 80 лет;
  • время, проведенное супругами военных, если на территории службы супруга нет возможности трудоустроиться (учитывается период общей длительностью до 5 лет);
  • время работы граждан и проживания их супругов за границей, связанное с несением международной государственной службы (учитывается период общей длительностью до 5 лет).
Внимание! В зависимости от условий работы, граждане имеют право на дополнительный расчетный коэффициент.

Например, такой устанавливается для лиц, работавших на Крайнем Севере или длительное время (более 30 лет) отдавших сельскому хозяйству. Перечень профессий и условий утверждается Правительством отдельными положениями. Кроме того, право на дополнительный коэффициент, в два раза увеличивающий размер страховой части, имеют граждане, достигшие 80 лет.

Все эти нюансы призвана учитывать балльная система. При этом для подсчета индивидуальных пенсионных коэффициентов/баллов учитывается длительность работы после достижения пенсионного возраста.

Вам нужна по этому вопросу? и наши юристы свяжутся с вами в ближайшее время.

О накопительной пенсии (Федеральный закон № 424)


Накопительная часть пенсии теперь регулируется отдельным документом. При этом он тесно переплетается с ФЗ о страховых пенсиях:

  • средства сохраняются и накапливаются на лицевом счете застрахованного лица;
  • основания для назначения пенсии такие же, какие предусматривает закон о страховых пенсиях (включая досрочное назначение);
  • право на ежемесячную выплату из накопительной части имеют только те граждане, сумма средств, на накопительном лицевом счете застрахованного лица которых равна или превышает 5% от суммы, находящейся на страховом счете;
  • если накопительный счет содержит сумму меньше 5% от страховой пенсии, гражданин имеет права получить её на руки единовременно.
Важно! Важным изменением стала возможность граждан прямо влиять на размер накопительной части.

Увеличить размер выплат можно с помощью:

  • дополнительных взносов, направляемых работодателем по просьбе гражданина (возможность существовала до 2016 года);
  • пополнения счета личными сбережениями;
  • увеличения суммы за счет материнского капитала или его части;
  • участия в программах софинансирования;
  • передачи управления средствами опытным фондам для последующего инвестирования.

Несмотря на то, что копит гражданин этот вид пенсии сам, распоряжаться ею до официального выхода на пенсию он может весьма условно :

  • более консервативным гражданам предложено оставить средства под управлением государства, где накопленная сумма будет более защищена, но и высоких доходов от инвестирования ожидать не стоит;
  • рискованнее, отдать средства под управление негосударственным пенсионным фондам, где можно рассчитывать на более высокую доходность от инвестиционных сделок, при этом существует вероятность потери всей суммы дохода (средства, поступившие на счет, сохраняются в любом случае, риску подвержен только доход, полученный на них).

Кроме того, этот вид пенсионного обеспечения, в отличие от страхового, допущен к наследованию.

О повышении пенсионного возраста (Федеральный закон № 143)


Изменения в пенсионном законодательстве не обошли и тему возраста пенсионеров. С 2017 года согласно документу, изменены сроки выхода на пенсию для тех категорий граждан, которые являются служащими в государственных и муниципальных ведомствах. Документ относится только к тем работникам, которые ещё только собираются уйти на заслуженный отдых.

  • возраст выхода на пенсию с 2017 года составит от 60 до 65 лет, и увеличение будет поэтапным;
  • для отдельных должностей возраст сразу увеличен до 65 лет;
  • руководителям установлен возможный срок ухода на пенсию в возрасте 70 лет (с поэтапным продлением);
  • изменился срок пенсии по выслуге лет (для получения пенсии по данному основанию необходимо будет отработать не 15, а 20 лет).
Внимание! Остро негативное отношение к инициативе увеличения пенсионного возраста и большой общественный резонанс пока не позволили распространить закон на всех граждан.

Прогноз дальнейшего существования действующей пенсионной системы


Уже 2016 год заставил правительство внести незапланированные изменения в пенсионную программу. В средствах на формирование пенсионного фонда возник дефицит.
Главным фактором внесения изменений стали необходимость экономии и новых вариантов пополнения бюджета.

Это выразилось:

  • в отмене ежегодного индексирования пенсий и замены их компенсационной выплатой (некоторым категориям граждан индексирование не отменили, но серьезно урезали);
  • если до 2016 года можно было направить часть страховых отчислений в размере 6% на накопительную пенсию, то теперь взносы на неё добровольные (работодатели перечисляют все средства за граждан только в фонды формирования страховой пенсии по 2020 год включительно);
  • теперь работники вредных производств не смогут выходить на пенсию досрочно, как это было раньше.

До сих пор неясно, заставил ли на такие шаги пойти кризис или расчет работы программы изначально был неверен. То новое в пенсионном законодательстве, что наблюдается последние два года, не дает возможности сделать в отношении пенсионной реформы, положительных прогнозов.

Из плюсов, оставшихся от изначальной пенсионной реформы 2015 года можно перечислить то, что:

  • средства, сформировавшиеся на накопительных счетах пенсионеров до 2016 года, сохранены и по-прежнему инвестируются;
  • можно отдать накопления под управление по своему усмотрению;
  • осталась ежегодная корректировка, которая зависит от сокращения ожидаемого периода выплат;
  • продолжение работы после наступления пенсионного возраста позволяет увеличить сумму выплат за счет увеличения ИПК.

Задумав реформу, соответствующую духу времени, законодатели тормозят её развитие, а каждый последующий закон о пенсии нивелирует достижения 2015 года, когда реформа брала активный старт. В настоящее время в российском правительстве обсуждается вопрос о возможности дальнейшего реформирования пенсионной системы.

Дорогие читатели!

Мы описываем типовые способы решения юридических вопросов, но каждый случай уникален и требует индивидуальной юридической помощи.

28 мая 2017, 12:19 Мар 3, 2019 13:48

Уже несколько лет российское сообщество ждет решения властей в отношении пенсионной реформы. Проект разрабатывался долго, с поправками и доработками. Он был принят депутатами лишь в третьем чтении. В результате новый закон о пенсиях 2017 года был подписан В.В. Путиным в мае текущего года, а вступит в силу в первый день будущего года.

На этом этапе закон предусматривает работников государственных и муниципальных органов. Закон не трогает тех, кто к данному моменту уже заработал право по прежнему законодательству на заслуженный отдых или выслужил определенное число лет.

Содержание нового закона о пенсиях 2017 года

  • повышение возраста выхода на заслуженный отдых работников госорганов до 60 лет, а в будущем предельный возраст составит 65 лет;
  • более продолжительный срок возможен для таких должностей, как советник и помощник государственного лица;
  • те сотрудники, которым уже сегодня установлен возраст в 65 лет, далее продолжать госслужбу не смогут;
  • закон о пенсиях госслужащих 2017 года позволяет руководящим работникам занимать свой пост до 70 лет, но для них изменен порядок утверждения продления;
  • выйти на заслуженный отдых работники государственных и муниципальных учреждений смогут по выслуге лет, но предел будет увеличен, сейчас выслугой считаются 15 лет, начиная с начала будущего года, минимальный стаж для госработника будет постепенно увеличиваться до 20 лет.

Пенсия по достижении возраста или выслуге лет

Закон о пенсиях госслужащих 2017 года содержит графики постепенного увеличения возраста выхода на заслуженный отдых работников государственных и муниципальных учреждений. Он будет возрастать каждый 6-12 месяцев, и в итоге составит для лиц мужского пола – 65 лет, для женщин – 63 года. Но положения нового закона коснутся не только чиновников, но и народных избранников, и сотрудников аппарата государственных органов. По выслуге лет, без выработки стажа госработники смогут выйти на заслуженный отдых в следующих случаях:

  • ликвидация госоргана, где состоит на службе сотрудник;
  • если в аппарате сокращается штат;
  • достижение лимитированного, согласно закону, возраста;
  • по инвалидности или ухудшению здоровья;
  • по заявлению, по достижению установленного возраста.

Пенсия по выслуге лет будет выплачиваться вместе с пенсионными средствами по старости. Депутаты могут рассчитывать на 55-процентную надбавку, если проработают на своем месте не менее 5 лет. Чтобы заслужить 75-процентную надбавку, следует исполнять полномочия не менее 10 лет.

Новый закон о пенсии 2017: изменения для остальных граждан РФ

В новом законе о пенсиях госслужащих 2017 года предусмотрена реформа, в результате которой будут высвобождены денежные средства, которые, согласно положениям, пойдут на увеличение денежного содержания обычных пенсионеров. А это немалые средства, поскольку на сегодняшний день в инстанциях государственного и муниципального формата трудятся более одного миллиона чиновников. По первоначальным подсчетам экспертов, экономический потенциал предполагает только в первые годы 600 миллионов рублей ежегодно.

Развитие экономического кризиса вынуждает чиновников сокращать расходы. Оптимизации подлежат практически все статьи расходов, в том числе направленные на пенсионное обеспечение. Последние новости свидетельствуют о масштабных изменениях в принципах выплаты пенсий в 2017 году, которые обсуждаются в правительстве.

Кризисная пенсия

Падение нефтяных котировок привело к снижению доходов от экспорта «черного золота». В результате проявились структурные проблемы отечественной экономики. Когда стоимость барреля удерживалась выше 100 долларов, с выполнением социальных обязательств не возникало трудностей. В нынешних условиях проблемы пенсионной системы выходят на первый план. Без кардинальных реформ сбалансировать бюджет Пенсионного фонда будет крайне проблематично.

Экономия на пенсионном обеспечении началась еще в прошлом году, когда правительство отказалось идти на полноценную индексацию страховых пенсий. В результате в феврале текущего года выплаты были повышены на 4%. При этом инфляция по итогам 2015 года достигла отметки 12%. В правительстве допускают повторную индексацию пенсий в 2016 году, при условии улучшению экономической ситуации.

Кроме того, индексация не коснулась работающих пенсионеров. Еще на год продлена заморозка пенсий, что вызывает обоснованную критику со стороны экспертов.

С 1 января 2017 года стартует повышение пенсионного возраста для госслужащих – выход на пенсию для мужчин и женщин возможен соответственно с 65 и 63 лет. Данная мера затронет свыше 70 тыс. граждан.

Неизбежность реформ

Реформирование действующей пенсионной системы необходимо осуществить до конца года, считает экс-глава Минфина Алексей Кудрин. Власти должны определиться с ключевыми параметрами и пересмотреть принципы социального обеспечения.

Действующие принципы пенсионного обеспечения не соответствуют экономическим реалиям, что вынуждает чиновников каждый год вносить очередные изменения. Подобная практика увеличивает уровень неопределенности, что оказывает негативное воздействие на российскую экономику.

Ежегодная заморозка добровольных накоплений может подорвать доверие к данному инструменту. Общий объем накопленных средств достигает 3,7 трлн руб. Данные ресурсы инвестируются в развитие экономики, однако неопределенность с дальнейшей судьбой накоплений приведет к последующему оттоку средств.

Кроме того, в нынешних условиях правительство не сможет обеспечить стабильное повышение пенсий. Количество пенсионеров на одного рабочего продолжает увеличиваться, что в среднесрочной перспективе угрожает устойчивости выбранной модели пенсионного обеспечения.

Профильные министерства продолжают обсуждать возможные варианты изменений существующих механизмов выплаты пенсий.

Инициативы Минфина и Минтруда

Проект реформы, предложенный профильными министерствами, отразится сразу на нескольких аспектах выплат пенсий в 2017 году. Чиновники предлагают пересмотреть основные подходы: действующие тарифы, правила индексации, добровольные взносы и компенсации из бюджета.

Минфин рассчитывает повысить эффективность администрирования страховых взносов. Для этой цели сбором платежей будут заниматься представители Федеральной налоговой службы. Кроме того, чиновники планируют перейти на единый страховой тариф, по которому будет облагаться вся заработная плата.

В нынешних условиях, когда девальвация ускорила рост цен, ежегодная индексация пенсий на уровень инфляции является проблематичной. Чиновники продолжают обсуждение возможных вариантов изменения принципов индексации, однако окончательное решение еще не принято.

Премьер-министр Дмитрий Медведев подчеркнул необходимость проведения полной индексации пенсий в 2017 году. При этом многое будет зависеть от темпов восстановления российской экономики. Ранее подобную идею озвучивали представители Минэкономразвития.

Изменения с 2017 года приведут к отмене пенсий для работающих пенсионеров. Также в Минфине предлагают пересмотреть принципы оформления досрочных пенсий. В частности учителя и медики лишатся права выходить на пенсию раньше установленного срока.

Минтруда выступает с инициативой изменения страховых тарифов. Действующий тариф составляет 22% от предельной базы (в 2016 году 796 тыс. руб.) и 10% от суммы превышения. Разрабатывается два варианта повышения тарифов:

  1. Увеличить ставку от базы до 26% и снизить тариф от суммы превышения до 8,75%. В таком случае поступления в Пенсионный фонд увеличатся на 56,4 млрд руб. в следующем году и более чем на 125 млрд в 2018 году.
  2. Сохранить базовый тариф на уровне 22% и ежегодно повышать ставку от превышения до 20% (на 2% в год). В результате поступления в 2017-2018 гг. увеличатся соответственно на 53 и 107 млрд руб.

Тариф для работников, занятых на опасном производстве, планируют повысить с 8 до 15%. Для сотрудников, работающих на вредном производстве, данный показатель будет увеличен с 2-7% до 5-11%.

Повышение страховых тарифов осложнит и без того трудное положение представителей бизнеса, считают в Минэкономразвития. Кроме того, данная инициатива ухудшит инвестиционную привлекательность российской экономики.

В свою очередь представители Минтруда предлагают повысить минимальный стаж для получения страховой пенсии до 30 лет. Данное нововведение позволит сэкономить до 60 млрд руб. бюджетных средств в течение трех лет.

Отдельным вопросом, на котором настаивают представители экономического блока, является тема повышения пенсионного возраста. В частности необходимость данной меры подчеркивает глава МЭР Алексей Улюкаев. Однако представители Минтруда считают подобную инициативу преждевременной и не соответствующей принципам социальной справедливости.

Данные предложения будут обсуждаться на правительственном уровне, после чего будет сформирован итоговый список изменений механизмов выплаты пенсий в России, вступающих в действие в 2017 году. С учетом непопулярности некоторых мер, окончательное решение будет принято после выборов в Госдуму, считают эксперты.