Подвижные игры для малышей. Подборка подвижных игр для детей разного возраста

Совместная игра детей разного возраста полезна и большим и маленьким. Старшие дети знают множество игр, задают общую линию поведения, распределяют роли, а малыши с удовольствием им следуют, приобретая при этом игровой опыт. Если у маленького что-то не получается, старший поможет, успокоит. Малыш видит, каким он станет через год-два, у него появляется пример для подражания. Для старшего ребенка игра с малышом - урок ответственности, первое серьезное дело, которым он руководит. Маме остается только предложить направления игровой деятельности и ненавязчиво руководить процессом.

Сюжетно-ролевые игры

Сюжетно-ролевые игры - одни из самых любимых у детей всех возрастов. Они великолепно подходят как для двух-трехлетних малышей, так и для старших дошкольников, создают условия для совместной деятельности. В сюжетно-ролевых играх ребенок старается как можно ярче проявить себя, применить весь накопленный опыт, все свои знания и умения. «Семья» - пожалуй, одна из самых популярных сюжетно-ролевых игр. Нетрудно догадаться, что роль взрослых членов семьи (папа, мама) достается старшему ребенку, а роль ребенка - младшему участнику игры . Распределением ролей и «разработкой сценария» чаще занимается старший ребенок (можно в соавторстве с мамой), малыши же с удовольствием принимает условия, приобретая при этом игровой опыт. «Семья» ходит на работу и в детский сад, болеет, ездит отдыхать, ссорится и мирится. Создавая свою игрушечную семью, дети создают собственную модель семейного поведения, основанную на поведении и привычках членов своей реальной семьи. Наблюдая за своими играющими отпрысками, мама может получить для себя массу интересной и полезной информации о том, что тревожит малышей, какой они видят свою семью на самом деле, чего боятся и чего бы хотели изменить в отношениях с родителями и братом (сестрой). Если маме интересно узнать, как же дети ведут себя, когда её нет рядом, можно предложить им поиграть в «Детский сад». Мама услышит и интонации строгой воспитательницы, и рассказ о задире Вовке, который обижает малыша, а сказать об этом взрослым ваш ребенок боится. В игре «всплывают» все тонкости отношений в детском коллективе и родителям будет полезно о них узнать. «Больница» - замечательная игра для отработки навыков социального поведения и расширения кругозора. Старший ребенок «лечит» малыша, помогая тому запомнить названия разных частей тела, процедур, проводимых доктором. Если у ребенка есть страх перед докторами, игра поможет с ним справиться. Мама может помочь соорудить белый халат из старой простыни или папиной рубашки, рассказать, какие бывают доктора, какие болезни они лечат, а заодно провести познавательную беседу о здоровом образе жизни, закаливании и профилактике. Существуют готовые наборы для игры в доктора, которые продаются в магазинах, но лучше использовать предметы- заменители. (Например, градусником может послужить деревянная палочка, а стеклянной трубочкой для взятия крови - стержень от ручки.) Это помогает развитию фантазии и воображения. Вообще, сценарий игры может быть абсолютно любой, главное, чтобы предлагаемые в игре обстоятельства были знакомы как старшим, так и младшим участникам. Играя вместе, дети начинают учитывать желания и действия другого ребенка , отстаивать свою точку зрения, строить и реализовывать совместные планы. Все ролевые игры детей (за очень небольшим исключением) наполнены социальным содержанием и служат средством вживания во всю полноту человеческих отношений, поэтому интересны и полезны для всех возрастов. Кроме традиционных сценариев (семья, магазин, больница), в сюжетно-ролевых играх можно также использовать и другие сценарии. Например, многие дети путешествуют с родителями с самого раннего возраста. Так почему бы старшему ребенку не соорудить «Поезд» и не повезти на нем к морю пассажиров - младшего братика, маму и всех плюшевых зверей? Или поиграть в игру «Аэропорт», в которой можно строить самолеты из диванных подушек? В этой игре маленькому достанется роль пассажира самолета, а ребенку постарше – роль летчика, диспетчера или стюардессы. Мама может выступить в роли Начальника Аэропорта и рассказать детям о работе разных служб этого места. Игра поможет детям усвоить правила поведения в общественных местах, больше узнать о разных профессиях. Если все старые сценарии наскучили и малышам хочется чего-нибудь необычного, мама может предложить поиграть в «МЧС». Главная цель этой игры - не только познакомить ребят с трудной и почетной профессией спасателя, но и научить их в случае необходимости действовать четко и слаженно. Для этого вовсе не надо поджигать квартиру или заливать водой соседей. Достаточно разыграть проблемные ситуации и разработать алгоритм поведения людей в них. Старший ребенок – отважный спасатель, который может быть и врачом, и альпинистом, и пожарным, и водителем! Малыш вполне может побыть пострадавшими, а мама - тележурналистом и оператором, освещающим чрезвычайную ситуацию. Творчески мыслящий ребенок найдет смысл и идею в самых обыденных и банальных, с точки зрения взрослого, вещах, поэтому не ограничивайте фантазию своих детей, пусть любой самый неожиданный поворот сценария будет реализован в игре.

Игры-сказки

Игры-сказки также интересны детям разного возраста. Двухлетний карапуз, который пока не очень понимает смысл происходящего, но очень хочет участвовать в забаве, с удовольствие изобразит репку; плюшевый Микки-Маус - мышку, бабушкина болонка - Жучку. Старший ребенок может стать режиссером «мини-спектакля», исполнять роль «деда» или «бабы», управлять игрушками-персонажами, а мама - вслух читать сказку, чтобы все участники не забыли свои роли. Итак, «репка» изо всех сил держится за стул, и каждый новый персонаж пытается её «вытащить». Но получится это только тогда, когда мягкие игрушки, старший брат и мама с папой соберутся вместе. Веселая куча-мала, когда репку наконец оторвут от стула - достойное завершение игры , надо лишь соблюдать технику безопасности. «Колобок» - еще одна интересная сказка-игра, позволяющая самому маленькому участнику побыть в роли самого проворного и хитрого. Ну и что, что колобка все же съели, от всех остальных героев он все-таки ушел! По сравнению со старшим братом или сестрой малыш ощущает некоторую неполноценность, а эта игра поднимет крохе самооценку и поможет ему раскрыться в новой для себя роли. Старший может побыть сказочником, или хитрой лисой. От мамы потребуется предварительная приватная беседа со старшим ребенком: «Мы с тобой придумаем игру для братика (сестрички), чтобы он(а) себя почувствовал(а) большим, сильным и ловким, как ты! Помоги братику, если потребуется, но дай и ему самому почувствовать себя главным, это ведь про него сказка!»» Также можно использовать и другие сказки, в которых присутствуют различные герои, большие и маленькие животные. («Теремок», «Бременские музыканты»). Недостающими «актерами» могут побыть игрушки, друзья или мама с папой.

Побегаем, попрыгаем

Подвижные игры любят все дети независимо от возраста. Они важны как для развития двигательной активности, так и для формирования социального поведения. Старший в таких играх учится быть не только ловким и быстрым, но также терпеливым и великодушным по отношению к малышу. Обычные догонялки не подходят для разновозрастных детей, старший заведомо быстрее, а бегать «в полсилы» 5 - 6-летние малыши еще не умеют. А вот поиграть в прятки и жмурки дети вполне смогут. Также можно предложить старшему ребенку придумать танец под веселую любимую музыку и попробовать научить малыша. Только обязательно следует предупредить «учителя танцев», что ученик только начинает обучение, и не все движения у него получаются также хорошо, как у старшего. Пусть придумывает несложные комбинации. А на выступление вечером соберется вся семья!

Развиваем внимание

Если бегать и прыгать надоело, можно занять детей играми на развитие внимания. Запутывалки. Один из детей - ведущий. Он произносит вслух «Ухо!» и должен при этом взяться за ухо. Произнося «нос!» - за нос. Второй ребенок повторяет его действия. Через некоторое время ведущий начинает запутывать второго игрока, «ошибаться»: например, говорит «нос!», а берется за ухо. Задача второго игрока не сбиться. С функцией ведущего вполне справится малыш любого возраста. Что изменилось? Один из малышей ставит на стол несколько игрушек, второй внимательно их рассматривает и запоминает. Теперь второй игрок должен отвернуться или закрыть глаза ладошкой. Первый игрок убирает одну из игрушек. Когда второй ребенок повернется, он должен определить, какой игрушки не хватает. Чем младше ребенок , тем меньше предметов используется в игре. Постепенно, в зависимости от успехов и возраста детей игру можно усложнять. Например, увеличить количество предметов, ставить похожие игрушки (кубики, различающиеся по цвету, и т.д.). Или не убирать предметы, а просто менять их местами. Когда игрок повернется, нужно спросить: «Что изменилось?» Игра развивает зрительную память и внимание. Музыкальная живопись. Для этой игры необходимы 2 листа бумаги, карандаши или краски, и музыкальное сопровождение. Дети сидят поодиночке, каждый со своим листом бумаги и красками и слушают музыку, а потом подбирают подходящие цвета, образы и формы, чтобы выразить характер музыки. Каждый рисует на своем листе. Малышам на бумагу можно заранее нанести контуры, которые они будут раскрашивать. Дети могут рисовать и вдвоем на большом листе, только при этом им не нужно разговаривать. Часто в этой игре рисунки самых маленьких оказываются самыми интересными и неожиданными, видимо, малыши чувствуют музыку иначе, чем детки постарше. Построй не глядя . Для этой игры понадобится набор кубиков. Один ребенок садится на колени возле ящика с кубиками и ему завязывают глаза. Он начинает строить как можно более высокую башню. Второй ребенок громко считает, сколько кубиков удалось использовать, прежде чем башня обрушится. Теперь очередь следующего ребенка строить башню. Канатоходец. Для этой игры понадобится толстый канат. Его раскладывают на полу с множеством перекрестков, петель и изгибов. Игрок ходит вдоль каната босиком, осторожно, стараясь на него не наступить. Для участников постарше задачу можно усложнить, предложив перепрыгивать через канат на одной ноге, идти с закрытыми глазами или бежать как можно скорее.

Жестовые игры

Интересными для детей будут и жестовые игры . В этих играх старший ребенок может быть ведущим, то есть показывать движения и читать вслух стихотворение, малыш же с удовольствием повторяет.
В такой игре для каждого ребенка есть что-то привлекательное: для малыша - разнообразные движения, для старшего, ритм, содержание, и возможность научить маленького чему-нибудь новому. Для этих игр лучше выбрать стихи небольшие по объему, но очень яркие, образные - например, «Дождь» Самуила Маршака: По небу голубому
Проехал грохот грома, (хлопаем в ладоши над головой)
И снова все молчит. (палец к губам)
А миг спустя мы слышим, (ладонь к уху, прислушиваемся)
Как весело и быстро,
По всем зеленым листьям, (соединяя ладони, шуршим)
По всем железным крышам, (топаем ногами)
По цветникам, скамейкам, (стучим пальчиками по стульям)
По ведрам и по лейкам (стучим пальчиками по полу)
Пролетный дождь стучит. Можно использовать маленькие забавные стихотворения: Спит (ручки под щечку) на льдине (небольшой полукруг руками)
Целый день (большой круг руками)
Толстый (надуваем щеки)
Маленький (изображаем двумя пальцами)
Тюлень. (руки вдоль тела, пальцы в разные стороны, покачиваемся)
У ленивого растяпы (ручку под щечки)
Превратились в ласты лапы (руки вытянули вперед, ладони попеременно вверх-вниз).

Мирись, мирись, мирись…

Отдельно хотелось бы сказать о конфликтах, которые могут возникнуть в процессе игры . Появление их неизбежно, так как дети и в 3, и в 6 лет уже имеют собственное мнение, но в силу возраста еще пока не могут поставить себя на место другого и посмотреть на ситуацию со стороны. Эгоизм у малышей - вещь естественная, стыдить за него не надо, а вот помочь разобрать конфликт стоит. Предложить детям разбираться самостоятельно не совсем правильно, лучше маме вмешаться, пока дело не дошло до драки, в противном случае совместная игра закончится слезами и обидами. Маме ни в коем случае не следует говорить старшему ребенку: «Уступи братику, потому что он маленький, а ты вон какой большой!». Старший малыш может никак не проявлять свою ревность, но в душе у него всегда есть страх, что с появлением младшего его стали любить меньше. И он искренне не понимает, какая связь между возрастом братика, и совместной игрой, и почему он, собственно, должен уступать. Но если мама так говорит, значит маленьким быть лучше и любят их больше. В тоже время нельзя и младшему позволять «пользоваться возрастным преимуществом». Поэтому при разборе конфликта возраст вообще не должен фигурировать. Маме не следует забывать, что в сложной ситуации чаще бывают виноваты оба. Лучше по очереди выслушать каждого ребенка , не перебивая, и не позволяя другому перебивать. Потом каждому в присутствии другого объяснить, в чем именно он был не прав и как можно поступить, чтобы решить проблему. А потом постараться организовать между детьми конструктивный диалог, в процессе которого всем вместе найти компромиссное решение. Поощряйте совместные игры ваших детей, пусть даже у малышей уже разные интересы, предпочтения и пожелания. Придумывайте забавы вместе с ними, ведь брат или сестра и через много лет останутся самыми близким, родным и любимым людьми, так пусть у них останутся светлые воспоминания о совместно проведенном веселом детстве.

Здравствуйте, уважаемые читатели, гости, друзья. Я очень часто получаю от вас вопрос о том, как заниматься сразу с несколькими детьми разного возраста. Так как я могу рассказать вам об этом только в теории, то я постаралась найти маму, которая имеет опыт таких игр. Знакомьтесь, Анна Игнатеня, автор блога «Весёлые будни» и мама троих очаровательных детей.

Наверное, каждая мама, у которой больше одного ребенка, задается когда-либо этим вопросом. Ведь это так удобно, если дети играют вместе, если можно провести игры-занятия сразу с двумя-тремя (и более) детками. Да, мама одна, и времени у нее в сутках как было 24 часа, так и осталось, а количество деток растет, иногда значительно. Я часто слышу вопрос, как мне удается увлечь игрой одновременно детей разного возраста? Для меня этот вопрос был архиважным, ведь между старшими разнополыми детьми разница в 6 лет. А я мечтала, очень желала, чтобы дочка и сын стали настоящими друзьями. Позже родился наш младшенький. С сестрой у него разница в 8,5 лет, а с братом 2 года и 3 месяца. И вот эту разношерстную компанию хотелось держать вместе: чтобы и игры, и развлечения, и занятия, и чтение, и дружба. И мне удалось. Не всегда все гладко, есть и ссоры, и разные интересы, и самостоятельные игры, и личное время у каждого, но мои дети играют вместе, праздники общие, даже тематические занятия. А с чего все начиналось?

Самые первые правила были с рождения. Правила не для детей, а для мамы.

Первое правило, в котором я уверена на все 100%: старшему ребенку мама нужнее, чем новорожденному.

Очень часто при рождении младшенького, мама окунается в заботы о младенце, а старший ребенок предоставлен сам себе, или заботу о нем берут другие родственники – папа, бабушка. Я считаю, что такую ошибку ни в коем случае нельзя совершать. Самая частая картина, которую можно было застать в первый год после рождения второго ребенка у нас дома, — это мама вместе со старшей дочкой играет или занимается, а малыш в слинге с нами вместе, в шезлонге или на одеяле, позже в ходунках или просто ползает рядом. Мы были вместе. Причем занятия в основном были ориентированы на старшую дочку. С малышом я занималась и играла между делом, когда дочка была в школе.

Правило второе: старшего ребенка нужно привлекать к уходу за малышом.

Чем старше ребенок, тем больше ему можно доверить. Моя шестилетняя дочка присматривала за крохой, играла с погремушками, переодевала подгузники. Даже на ручки иногда брала. Когда пошел прикорм – кормила. Но никогда я не настаивала. Всегда предлагала и разрешала, если дочка хотела, но никогда не требовала.

Правило третье: все, что можно делать вместе, нужно делать вместе.

Купаться, гулять, играть, читать. Когда Артур был еще маленьким, я брала его на ручки или клала в шезлонг и шла укладывать спать дочку. Я читала детям книги, а они слушали и засыпали. Когда сын стал купаться в большой ванной в стульчике, я позволила детишкам купаться вместе. В школу за дочкой я шла вместе с Артуром, на прогулке малыш был в коляске, а Эллинка на роликах возила малыша.

Правило четвертое: жизнь старшего ребенка не должна стать менее активной и интересной, чем раньше.

Эллина посещала кружки, мы много гуляли, устраивали праздники и приглашали друзей, ездили на выставки и мастер-классы. И все это время рядом с нами был Артур.

Чем старше становился малыш, тем интереснее с ним было играть и общаться старшей дочке, она все время стремилась его чему-то научить, а я не препятствовала.

Мы никогда не делили игрушки – это твои, а это сестры. Нет, конечно, у старшей дочки были личные вещи, но они просто лежали так, чтобы малыши не могли их взять, никогда я не говорила: «Это Эллинкино, не трогай!» Мы просто убирали подальше. Дочка в силу возраста большинство малышковых игрушек брала в руки только для того, чтобы поиграть с братишками.

Между мальчиками все же больше соперничества, конечно, подарки лично каждому мы делаем, и дети имеют право на первоочередное пользование ими. Но, как правило, через недельку-другую игрушки становятся сами собой общими, и соперничество уже выглядит иначе: не мое, а я первый взял. В то же время и у сыновей есть только их любимые игрушки, которые сохраняют свой статус «личное», но чаще всего мальчики спокойно дают друг другу пользоваться этими игрушками.

Все эти правила привели к тому, что дети научились быть вместе. Это был первый шаг на пути к совместным занятиям и играм. Дальше – дело техники. Конечно, в каждом возрасте свои потребности. Если малышу нужно трясти погремушкой, то ребенку постарше интересно построить башню из кубиков, а младшему школьнику интересно поиграть в настольную игру. Что делать?

Под аккомпанемент погремушки строить башню посреди игрового поля, вокруг которого «бегают» фишки. Конечно, это слегка утрированно, но именно терпимости к младшим я в первую очередь училась сама и учила детей.

А дальше обратила внимание на то, что каждый малыш тянется к старшему ближайшему по возрасту, а каждый старший любит быть наставником и покровителем. Именно это я взяла за основу в совместных занятиях с детьми.

Чаще всего игры и задания в первую очередь ориентированы на среднего ребенка. Если детей двое, то сначала на старшего, а потом по очереди – то на малыша, то на более взрослого. Чтобы младший и старший не заскучали, всегда готовлю игру так, чтобы поучаствовать могли все, с учетом их особенностей. Есть игры, которые одинаково нравятся всем детям.


Сенсорные игры.

Если вы думаете, что в 10 лет уже не интересно копаться в песке, то вы ошибаетесь. Помять глину, слепить что-то из теста, построить мир в песочнице интересно всем детям без исключения, даже не только детям. И если самый маленький будет просто копаться в этом самом песочке, средний построит гору-замок, а старший вылепит объемную фигуру. При этом дети играют рядом, старший помогает, младшие стараются повторять.


Подвижные игры.

Чем больше росли дети, тем больше подвижных игр проникало в нашу повседневную жизнь. Практически любую подвижную игру можно проводить с разновозрастными детками, малыши не всегда все успевают, но им можно и поддаться, сделать снисхождение иногда, а для того, чтобы не заскучал старший, существует мама, которая не даст расслабляться.


Творческие занятия.

С одними и теми же материалами дети рядом могут создавать различные работы, самым маленьким поможет мама, если нужно, а старшие сделают свое и сами. Когда дети научатся терпимости, то можно пробовать и совместные проекты, когда малыш творит, а старший все это обыгрывает так, чтобы получилось красиво. За одно и учится фантазировать.

Очень важно во всех занятиях отключить перфекционизм. Ведь самое важное – это общение, игра, процесс, а результат – это просто голая картинка, которая совершенно не важна детям до определенного возраста. Пусть лучше сами, вместе, но не так красиво, зато интересно и с пользой.

Я очень люблю проводить тематические занятия, чтобы целая серия игр на одну тему. Чем это удобно? Можно чередовать занятия по сложности, то одному интереснее, то другому, при этом тема изучается углубленно – со всех сторон.

В последнее время мы увлеклись географическими путешествиями, я выбираю одно государство и мы проводим серию в среднем из 20 занятий про эту страну. Польза от такой игры и старшему ребенку, ведь я ищу информацию, которая еще не знакома детям, предоставляю данные о стране, ее культуре, животном и растительном мире. На практике все это лучше усваивается. Старшая дочка часто участвует в обсуждении, отвечает на вопросы, объясняет, рассказывает о том, что говорили в школе. При этом все проигрывается. Средний сын усваивает меньшую часть информации, но он в это время играет, поэтому наши разговоры и рассказы его не напрягают, не воспринимаются как скучное занятие. Малыш больше просто занят игрой, хотя даже он после всего изученного может и на карте показать, и про животных рассказать. Потому что он с этим играл. Например, мы строим государство в домашней песочнице. Для младшего это просто сенсорный опыт и оперирование фигурками животных. Для среднего это и усвоение некоторых простых понятий, кроме самой игры. А дочка в таком виде лучше запоминает – что где находится и кто живет, что растет и почему.

Старшую дочку я часто прошу о помощи в проведении игр, она сама их готовит и иногда даже организовывает настоящие тематические дни. Для нее в этом тоже большое значение – сбор информации, умение ее адаптировать, новые знания, фантазия, организаторские способности – все развивается. А потом ребенок удовлетворяет свой наставнический интерес.

Очень удачны для совместных игр всевозможные квесты, потому что искать сюрпризы любят все, причем этапы можно тоже чередовать – трудные и легкие, чтобы каждый мог внести свою лепту. Малышам же и вовсе часто достаточно бегать за братом-сестрой, а потом радоваться сюрпризу.

Разный возраст детей очень удачно можно использовать в театральных играх, различных музыкальных постановках, концертах, когда каждый показывает что-то доступное ему. Малышу можно доверить роли без слов и незамысловатые танцы, а старшие дети могут и песни петь, и на музыкальных инструментах играть, и значительные роли на себя брать, а то и вовсе самостоятельно все организовывать.

Еще хорошо объединяет исследовательская работа. Различные опыты, наблюдения. Малыши часто подмечают намного больше, чем старшие детки, а школьники успешно ведут записи, делают дневники.

Обычная прогулка с заданием: находить разные предметы какого-то цвета, признаки времени года, фантазийный поиск следов великана (какие предметы могут служить великану и чем), наоборот, следов гномов, букв в окружающих предметах, морских существ, а может быть еще каких-то волшебных и сказочных вещей, — все это нравиться детям совершенно разного возраста.

Самое главное для увлекательного времяпровождения – быть вместе, поощрять все попытки малыша, и все старания старшего, упрощать и усложнять задания по мере необходимости. И всегда помнить – не важно, чем заниматься, не важно, какой видимый результат получится, главное, чтобы всем было весело и интересно.

P.S. Данная статья авторская и всецело предназначена исключительно для частного использования, публикация и использование ее на других сайтах или форумах возможна только с моего письменного согласия. Использование в коммерческих целях категорически запрещено. Все права защищены.

С одним ребёнок заниматься очень просто — сел напротив или рядышком и вперёд! С одной стороны — очень удобно, в тишине, размеренно. А с другой стороны… нет шансов побегать наперегонки, посоревноваться. Или просто вместе решить задания.

И если дети погодки или вообще близнецы, то это, конечно, уже мини-класс. С ними заниматься удобно. Задания можно придумывать один и те же.

А если дети очень разные? С разницей в 2-3-4 года или даже больше? Тут у многих мама наступает ступор — с одним позанимайся, потом с другим отдельно, потом и с третьим…. Не хватит сил и времени!

Но это не всегда так! Оказывается можно и для троих разных детей устраивать интереснейшие занятия!

Вот вам занятие многодетной мамы Нади Здобновой на «Школе чтения» .
Заниматься в школе «пришёл» Семён. Ему на тот момент было около пяти лет. Ваньке было примерно 2,8.
Все игры Надя придумывает сама на основе упражнений и рекомендаций, выложенных мною в школе чтения.

Кай и Герда! Роли распределял Семен. Сначала была игровая завязка: осколок, катание на горке, Снежная королева, сани…
И вот Герда (Ванечка) пошла искать брата и попала в чудесный сад. Волшебница наказывает следить за садом, ухаживать за цветами

Собираем слова из кучки букв. Сложно! СНЕГ, ВОДА сам не собрал, только после подсказки слова

На оборотной стороне картинок – надписи. Прочитал – возьми карточку себе, не прочитал – Королеве остается.

Детям очень понравилась игра! Для Семы это был мозговой штурм – около 70 слов довелось ему почитать за час игры! Но это было весело и захватывающе.

Конечно, игра немного запутанная (по сюжету) и не совсем по сказке. Но это не важно! Важно, что и самый младший был при деле и старший помогал. И основной учащийся пользу получил.

На общем занятии каждый из детей разного возраста решает свою персональную задачу, даже если с виду — делают одно и то же.

Конечно, не просто вот так вот взять и научиться придумывать такие интересные игры-сказки. И непросто вообще организовать себя на занятия, когда в доме несколько детей.

Если у вас двое или больше детей разного возраста, и вам интересно, как ещё можно организовывать занятия, обратите внимание на вебинар .

На вебинаре вы узнаете:

  • как организовывать занятия;
  • как планировать темы занятий;
  • как проводить занятия;
  • как увлечь детей разного возраста,;
  • как не разорваться между детьми.

Опыт показывает, что можно проводить общие занятия для детей разного возраста и понемногу, по чуть-чуть что-то давать каждому свое.

Послушайте аудиоанонс вебинара:

Аудиозапись: Adobe Flash Player (версия 9 или выше) требуется для воспроизведения этой аудиозаписи. Скачать последнюю версию . К тому же, в Вашем браузере должен быть включен JavaScript.

Можно скачать запись аудиоанонса:

Сценарий любого веселья должен быть легким для восприятия, увлекать маленьких зрителей и радовать их.

Игры и развлечения должны быть доступными (правила понятны для всех детей, учтены возможности их исполнения), содержательными, занимательными , познавательными, интригующими , содержать сюрпризы .

При написании сценария лучше придерживаться следующих правил:

Ин тересный сюжет;

Основа праздника - игра;

Единая игровая тема;

Чередование зрелищных моментов с активными действиями детей;

Построение программы на хорошо знакомом материале;

Включение двигательных и общеразвивающих, подвижных игр;

Продолжитель ность праздника, соответствующая возрасту детей.

Кроме того, при выборе детского сценария для праздника необходимо учитывать не только количество приглашенных гостей, увлечения и особенности детей, особенности места проведения, но и обязательно возраст аудитории.

До года

Первый праздник малыша (до 1 года) не стоит организовывать очень бурно, ведь он очень маленький и быстро устает.

Можно просто украсить комнату воздушными красочными шарами. На этот праздник лучше пригласить не много гостей, достаточно будет самых близких людей и нескольких сверстников.

Праздник должен быть ярким и насыщенным, но длиться не дольше 2-3 часов.Так же важно не вносить изменения в обычный режим ребенка.

Этот праздник намного важнее для мамы и папы, чем для самого именинника.

Важно! Важнейшая задача такого праздника - не переутомить малыша .

2-3 года

Для деток 2-3 лет характерна бóльшая выносливость, но свое берет капризность и конфликтность таких малышей. На день рождения такого ребенка очень важно приглашать минимум гостей, которых он хорошо знает, чтобы не испортить праздник.

Подбирая игры для праздника, рассчитанного на детей в возрасте2-3 лет,особый упор следует делать на развитие координации движений, в том числе мелкой моторики рук. Именно в этом возрасте очень быстро идет развитие речи и резко возрастает число употребляемых слов, начинает формироваться воображение. Играя, расширяется кругозор ребенка, увеличивается словарный запас, развивается речь и память.

Однако в 2-3 года,конечно же не следует ждать от малышей, что они поймут смысл всего происходящего вокруг и будут принимать активное участие в играх. Не настаивайте, пусть ребенок сам проявит инициативу. В качестве подарка для деток такого возраста можно приобрести, к примеру, паровозик или машинку, мячик, книжки или паззлы, конструктор или кубики.

Для деток до 3-хлет лучше всего организовывать такие мероприятия до обеда, пока они бодры и веселы. Время празднования не должно превышать больше2-3 часов,чтобы дети не перевозбудились и не начали капризничать.

4-5 лет

С детьми от 4 до 5 лет чуть посложнее, ведь они уже имеют друзей и мнения на некоторые вещи. Важно перед праздником посоветоваться с ними по поводу приглашенных. Можно совместно сделать некоторые приготовления к празднику - выбрать торт, разукрасить открытки, подготовить место праздника и так далее.

Для деток дошкольного возраста нужно организовать праздник, который получится радостным и запоминающимся. Для этого можно пригласить на торжество веселых аниматоров, которые проведут этот праздник. Это могут быть забавные клоуны или сказочные персонажи, которые будут не только играть с детьми в подвижные игры, а показывать различные фокусы и шоу мыльных пузырей.

Дошколята с удовольствием играют не только в подвижные игры, но и в те, где нужно подумать. Упор в играх рекомендуется делать на развитие наблюдательности, запоминания, логики, воображения и навыков речи, а в подвижных играх - на совершенствование координации, скорости, ловкости и внимательности.

Идеальное время для деток этого возраста - это обеденное или послеобеденное время. Подвижные конкурсы очень выматывают детей, и они быстро устают, поэтому не стоит устраивать подвижные праздники дольше, чем на 2 часа.

Важно! Дети дошкольного и младшего школьного возраста не могут долго фокусировать внимание на повествовании.

6-9 лет

К 6-9 годам дети , как правило, уже определились, с кем дружат, и кого пригласить на праздник выберут сами. Сценарий в детском саду могут помочь составить воспитатели или родители приглашенных друзей ребенка.

В возрасте6-7лет можно все большее внимание уделять спокойным играм, развивающим логику, математические способности, память и расширяющим кругозор. При этом не забывайте и активные игры на развитие скорости реакции, выносливости и силы.

Для школьников можно устраивать подобные торжества ближе к вечеру.

Важно! Не забывайте, это праздник для детей , а не родителей, поэтому все силы и внимание должны быть сконцентрированы на развлечения и игры с детьми.

10-12 лет

Для ребят 10-12 лет оптимальным вариантом будет включение в детский сценарий для праздника энергичных, спортивно-эстафетных игр, а также квест-программ, интерактивных, музыкальных или театрализованных программ, тимбилдинга.

Можно устроить настоящее приключение. Например, в первобытных временах, с динозаврами, охотой, дикарями и т.д.

Важно! Обязательно выберите единую тему и идею для такого сценария.

Для детей разных возрастов

В домашних условиях бывает, что на праздник могут прийти друзья и родственники с детьми разных возрастов от 1 года до 12 лет . И тогда перед взрослыми встает проблема: «Как сделать этот праздник интересным не только для именинника, но и для всех его гостей?».

В таком случае, рекомендуется проводить программы с игровыми упражнениями под разные возрастные группы детей. При этом упражнения необходимо чередовать: сначала задание для маленьких детей, следующее - для более взрослых и т.д. Также необходимо чередовать спокойные игры с подвижными. На некоторых этапах детского праздника можно привлекать старших детей в помощь младшим. Если же весь праздник будет подчинен определенной увлекательной идее, например «Поиск сокровищ» или «Волшебное путешествие», интересно будет детям любых возрастов.

1. При проведении праздника и в процессе подготовки необходимо использование совместной деятельности, т.к. участие в общем деле формирует у детей чувство общности. Только при этом условии праздник пройдет успешно и оставит яркие воспоминания у всех его участников

2. Начать праздник можно «издалека», то есть задолго до самого торжества. Например, вместе с ребенком или детьми нарисовать красочные авторские приглашения и разбросать их по почтовым ящикам тех, кого вы хотите пригласить.

3. Помощь в украшении комнат, стола, создании костюмов способствует развитию творчества детей.

4. Речевой материал к празднику нужно подбирать, ориентируясь на активный словарь детей. При этом важно учитывать индивидуальные возможности каждого ребенка, состояние его устной речи.

5. Основной принцип подбора игр и викторин на праздник: «участвовать должны все» . Конечно, бывают исключения, когда кто-то из приглашенных детей отказывается принимать участие в конкурсах, но при грамотно организованном празднике, это скорее исключение, чем правило.

6. Для того чтобы поддерживать внимание детей, важно дать им возможность в нужный момент расслабиться, поиграть, отдохнуть. Постоянная смена видов деятельности позволяет поддерживать интерес ребенка.

7. В ходе праздника взрослые должны помогать детям ориентироваться в происходящем действии, если возникает необходимость, разъяснить то, что непонятно кому-то из детей.

8. И не забудьте заранее приобрести призы и подарки для игр.

На что еще следует обратить внимание:

Праздники для мальчиков должны отличаться от праздников для девочек.

Большое внимание стоит уделить характеру и увлечению ребенка.

В сценарии в зависимости от возраста детей можно включать:

Подвижные игры, подходящие данному возрасту;

Веселые конкурсы;

Театрализованные представления;

Шоу мыльных пузырей;

Шарикомоделирование (изготовление фигурок из воздушных шариков);

Незатейливые фокусы;

Загадки, шарады;

Тимбилдинг;

Аквагрим;

Эстафеты, спортивные состязания;

Творческие мастер-классы:

Песочная мастерская (картины цветным песком и рисунки на песке)

Художественная мастерская (картины на холсте, бумаге, картоне)

Работа витражными красками (любые стеклянные поверхности)

Рисунки на воде (марморирование)

Лепка из полимерной глины.

Создание праздничных открыток (скрапбукинг)

Мастерская гримера

Дорогой друг, через 5-6 дней мы поговорим о заданиях, которые дети любят выполнять все вместе, конкурсах, а также Вы сможете скачать и распечатать раздаточный материал.

«Труд облагораживает человека» — сказал классик. Но пока этот человек еще маленький, его «облагородит» игра. Как говорят психологи, основной вид деятельности ребенка до 7 лет - игровая деятельность.

То есть мир познается не через свод родительских правил и нотаций, а через игру.

Но часто бывает так, что в семье двое или больше детей. Естественно, их возраст различен. Возиться с каждым отдельно не представляется возможным, а увлечь чем-то детей просто необходимо.

Игры-роли

Первая группа игр для разновозрастных детей — это игры-роли.

«Детский сад»

Пусть дети представят, что они в детском саду. При этом они, сами не ведая, воспроизведут все тонкости детсадовских отношений. Вы увидите и воспитательницу, ее манеру общения, и взаимоотношения детей в группе.

"Мирилки"

А еще маме просто необходимо иметь в запасе так называемые «мирилки» , поскольку в процессе игры неизбежно возникнут ссоры или, возможно, проявится детская ревность. Ведь, малыши уже имеют свое мнение насчет игры, но не всегда могут быть терпимы и поставить себя на место другого.

Вот несколько вариантов «мирилок»:

Мирись, мирись,
Больше не дерись.

Если будешь драться,
Я буду кусаться.
А кусаться – ни при чем,
Будем драться кирпичом.
Нам кирпич не нужен,
Давай с тобой подружим!

Не дерись, не дерись,
Ну-ка быстро помирись!

Пальчик за пальчик
Крепко возьмем
Раньше дрались,
А теперь ни по чем.