Прекрасное пробуждает доброе. Опыт работы по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста «Прекрасное пробуждает доброе

Ирина Рогозина

Представляем Вашему вниманию опыт работы

МБДОУ детского сада №7 города Донецка Ростовской области в виде доклада и презентации.

Каждый человек с рождения живет в мире отношений: с родителями, учителями, друзьями. Для верующего человека все отношения определяются величиной константа - законом Божьим. От того, как он относится к Богу, зависят его отношения к окружающему миру, зависит выбор жизненного пути и, в конечном счете, - плоды жизни.

Как помочь современным детям в обретении правильного «духовного» пути?

И какие константные величины может предложить современная система образования?

В настоящее время, как на региональном, так и на федеральном уровне актуализируются задачи духовно-нравственного воспитания детей.

Дошкольный возраст - основа общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влияниям, учить их правилам общения и умению жить среди людей - все эти задачи мы решаем в стенах дошкольного учреждения.

В течение последних лет духовно-нравственное воспитание является приоритетным направлением работы,нашего МДОУ.

Крылатая фраза «Все начинается с детства» - как нельзя больше сочетается с данным вопросом. Задумываясь об истоках нравственных чувств, мы всегда обращаемся к впечатлениям детства. Воспитание чувств ребенка с первых лет жизни является важной педагогической задачей. Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. Какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей, педагогов и окружающих его взрослых, от того, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят его мир.


Мы учим своих воспитанников видеть красоту Созданного Мира.

Вся воспитательная работа ДОУ строится на основе единства знаний, убеждений и действия, слова и дела.

Знакомство с православной культурой строим на основе программы Л. Л. Шевченко «Добрый Мир».


Образовательная деятельность начинается со средней группы, главной целью которой является воспитание нравственных ценностей и познание самого себя в мире людей.


Одной из форм введения детей в духовную культуру,является знакомство с православным храмом, его архитектурной, особенностью, его назначением. Наша первая экскурсии в Державный Храм.



Посетили библиотеку в храме, где русские культурные традиции свято хранят образы героев - защитников Отечества, православных святых.

Детское сознание срастается с ними легко и естественно, т. к. это реальные исторические личности, многие черты характера, поступки и даже высказывания которых бережно сохранены народной памятью и письменной историей.





Взаимодействие сотрудников и родителей в деле духовного воспитания детей проходит через: совместные мероприятия детей и мам, занятия и праздники, на которых обсуждаются насущные вопросы воспитания детей, встречи со священнослужителем. Совместно с родителями в детском саду проходил праздник посвященный «Дню Православной книги».



В течение года обязательно ведётся работа о народных и православных праздниках, с которыми мы знакомим детей - Рождество, Масленица, Пасха, Троица, Покров.

Знакомим детей с произведениями изобразительного искусства, вводящими детей в мир высоких духовно-нравственных образов, мы рассказываем о том, что первыми русскими художниками - живописцами были изобразители церковной живописи.

У нас очень активно работает «Творческая Мастерская» где и родители и дети являются активными участниками. Идет живое духовное обогащение мира души и красоты.

Главный девиз проводимой работы: «Прекрасное, пробуждает добро е». Творческий дар присущ каждому ребенку. Однако умение видеть красоту окружающего мира не дано каждому от рождения в равной степени.

Поэтому задача развития умения увидеть красоту творения является важной на начальном этапе знакомства с православной культурой.

От умения видеть красоту окружающего мира ребенок подводится к пониманию целесообразности его устроения, взаимосвязи явлений, мудрости законов, на основе которых выстроены отношения всего, что его окружает.

Предлагаем Вашему вниманию наши конкурсные работы на тему:"Дорога в Храм!"-





Конкурсные работы муниципального конкурса:"Красота Божьего мира"-


Экспозиция наших лучших работ:







Детство - это период в жизни ребенка, когда формируются ощущения собственных возможностей, потребность в самостоятельной деятельности, основные представления об окружающем мире, добре и зле в нем, представления о семейном укладе и родной земле.

Именно поэтому в настоящее время крайне важно создать функционирующую систему духовно-нравственного воспитания в дошкольных учреждениях; систему, построенную на ценностях традиционной духовной культуры, отвечающую потребностям развития личности ребенка и направленную на развитие душевно и духовно здорового человека.

Надеемся наш опыт будет интересен в работе.

Публикации по теме:

«Работа с родителями по духовно-нравственному воспитанию детей» (сообщение к педагогическому совету) Воспитание духовной личности возможно только совместными усилиями семьи, образовательного учреждения и государства. Одна из проблем современного.

«Что такое жертвенность?»(Занятие по духовно-нравственному воспитанию детей подготовительной группы) Задачи: Приобщать детей к общечеловеческой.

Интегрированное занятие по духовно-нравственному воспитанию детей 2–3 х лет с использованием русских народных игр Цели и задачи: приобщение детей к русской культуре, национальным устоям посредством русских народных игр; развитие духовно-нравственных.

Конспект НОД по духовно-нравственному воспитанию для детей старшего возраста «Праздник Покрова Пресвятой Богородицы» Цели и задачи: воспитывать любовь к ближнему (матери, послушание, непротивление злу; осуществлять знакомство детей с образом Богородицы.

Конспект открытого занятия «Старание и терпение» по духовно-нравственному воспитанию детей Муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 10» КОНСПЕКТ открытого занятия на тему: «Старание.

Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию «Притча для детей о милосердии» Пятая заповедь Блаженства. «Блаженны милостивы, ибо они помилованы будут». ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: Познакомить детей с притчей монаха Варнавы (Евгения.

Перспективное планирование по духовно-нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста Введение. Православное мировоззрение, христианские ценности пронизывают всю нашу культуру, историю, народные традиции. Очевидно, что без.

Непосредственно образовательная деятельность в средней группе по духовно нравственному воспитанию детей Тема: «Загляни в свое сердце» Цель: Познакомить детей с понятием «счастье»; побуждать детей к проявлению внимания и заботы о друге, показать.

Педагогический проект по духовно-нравственному воспитанию детей 2–3 лет Педагогический проект «Духовно-нравственное развитие дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром»

Сценарий спектакля по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста «Соловей» Предлагаю вашему вниманию долгосрочный проект театрализации по мотивам сказки Г. Х. Андерсена "Соловей". Участники проекта - воспитанники.

В основной школе происходит становление и развитие системы ценностных ориентаций и мотиваций личности, поэтому содержание предмета “Музыка” становится особенно актуальным, и представляет собой неотъемлемое звено в системе общего образования. Особенности содержания курса “Музыка” обусловлены спецификой музыкального искусства как социального явления, задачами художественного образования и воспитания.

При изучении музыки закладываются основы систематизации, классификации явлений, алгоритмов творческого мышления на основе восприятия и анализа музыкальных художественных образов, что определяет развитие памяти, фантазии, воображения учащихся, приводит их к поиску нестандартных способов решения проблем. Развитие вышеперечисленных способностей необходимо в любой созидательной сфере человеческой деятельности, делает жизнь человека одухотворенной, яркой, интересной, разумной. (Слайд 1) (Приложение 1)

Сформированные навыки активного диалога с музыкальным искусством становятся основой процесса обобщения и переосмысления накопленного эстетического опыта.

Изучение предмета “Музыка” направлено на достижение следующих целей. (Слайд 2)

Личностное, коммуникативное, социальное развитие учащихся определяется стратегией организации их музыкально-учебной, художественно-творческой деятельности.

Развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий, которые являются инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса. Овладение учащимися универсальными учебными действиями создает возможность самостоятельного успешного освоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, т.е. умения учиться. (Слайд 3) .

Критериями дифференциации видов универсальных действий являются: функции (Слайд 4) , структура и форма, особенности возникновения, в том числе условия организации учебной деятельности. К основным видам универсальных учебных действий относятся. (Слайд 5)

– личностные (самоопределение, смыслообразование и действие нравственно-эстетического оценивания),
– регулятивные (целеобразование, планирование, контроль, коррекция, оценка, прогнозирование),
– познавательные (общеучебные, логические и знаково-символические),
– коммуникативные.

Универсальные учебные действия обеспечивают этапы усвоения содержания курса обучения и тесно связаны с достижением метапредметных результатов, т.е. таких способов действия, когда учащиеся могут принимать решения не только в рамках заданного учебного процесса, но и в различных жизненных ситуациях. Это очень актуально в наше время, потому что в современном мире требуются такие качества человека как мобильность, креативность, способность применять свои знания на практике, умение мыслить нестандартно.

Личностные учебные действия (Слайд 6) по предмету “Музыка” выражаются в стремлении реализации своего творческого потенциала, готовности выражать и отстаивать свою эстетическую позицию; в формировании ценностно-смысловых ориентаций и духовно-нравственных оснований, развитии самосознания, позитивной самооценки и самоуважения, жизненного оптимизма.

Регулятивные действия (Слайд 7) в изучении предмета “Музыка”. Учащимся важно ясно представлять цель предмета, а именно, что музыкальное произведение, представляющее настоящее искусство, – это мысль, выраженная в виде звуков, которая провозглашает духовно-нравственные ценности человечества.

Познавательные универсальные действия (Слайд 8) на уроках музыки. Приобщение к шедеврам мировой музыкальной культуры – народному, профессиональному музыкальному творчеству – способствует формированию целостной художественной картины мира, воспитанию патриотических убеждений, толерантности жизни в поликультурном обществе, развитию творческого, символического, логического мышления, воображения, памяти и внимания, что в целом активизирует познавательное и социальное развитие учащегося.

Коммуникативные учебные действия (Слайд 9) по предмету “Музыка” формируют умение слушать, способность встать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для каждого человека проблем жизни и продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми.

С точки зрения предмета “Музыка” самым близким является понятие моделирование, как универсальное учебное действие.

Мелодия – это мысль, выраженная в знаково-символическом виде, т.е. с помощью звуков. Именно, в интонационном зерне кроется основная идея всего музыкального произведения. Соответственно, слушая музыкальное произведение на уроке, необходимо, прежде всего, обращать внимание на его интонационный анализ.

Некоторые особенности технологии урока в рамках “Стандартов второго поколения”.

Чтобы урок был интересным, захватывающим, он должен строиться с учетом драматургии. Драматургический подход к обучению – это общение на основе совместного проживания урока всеми его участниками. Урок музыки выстраивается по принципу развития и смены эмоциональных состояний, связанных с этапами драматургии урока: вступление (сообщение темы), завязка (постановка проблемы), развитие (изложение материала), эмоциональная кульминация (разрешение проблемы), заключение (вывод).

План проведения имитационной игры мастер-класса

  1. Вступление (сообщение темы). Создание проблемной ситуации.
  2. Завязка (постановка проблемы), Работа в микрогруппах.
  3. Развитие (изложение материала). Познание целостности предложенной школьникам темы в многообразии ее художественных решений.
    1). Анализ произведений искусства.
    2). Письменная творческая работа.
    3). Творческое задание.
  4. Эмоциональная кульминация (разрешение проблемы). Исполнительская деятельность.
  5. Заключение (вывод). Работа в микрогруппах.
  6. 6.Рефлексия

Средства обучения:

Художественный ряд: А.Саврасов “Грачи прилетели”, И.Левитан “Весна. Большая вода”.

Музыкальный ряд: “Как прекрасен этот мир” музыка Д. Тухманова, слова В. Харитонова, музыка С.Рахманинова, слова Ф.Тютчева романс “Весенние воды”, “Белые птицы” слова В.Степанова, музыка О. Юдахиной

Литературный ряд: стихотворения о природе Ф.Тютчева, А.Фета и др.

Портреты: С.Рахманинова, Ф.Тютчева, И.Левитана,

Набор детских музыкальных инструментов.

Практические творческие работы:

  1. Слушание музыки.
  2. Хоровое и сольное пение.
  3. Музицирование на простейших инструментах.
  4. Творческие задания.

Планируемый результат.

  1. Воспринимать музыку, размышлять о ней как способе выражения чувств и мыслей человека, эмоционально, эстетически откликаться на искусство, выражая отношение к нему в различных видах музыкально-творческой деятельности
  2. Соотносить выразительные и изобразительные интонации, воплощать особенности музыки в исполнительской деятельности на основе полученных знаний.

Характеристика деятельности учащихся.

Умения:

  • наблюдать бытование музыки и понимать ее значение в жизни людей;
  • различать чувства, настроения, состояния, выраженные в музыке;
  • слушать, воспринимать, анализировать музыкальные произведения;
  • описывать и характеризовать музыкальные образы;
  • определять и правильно употреблять в речи изученные понятия;
  • исполнять музыкальные произведения на различных музыкальных инструментах;
  • выражать эмоциональное содержание музыкальных произведений и проявлять личностное отношение при их восприятии и исполнении.

Имитационная игра по теме “Прекрасное пробуждает доброе…”

Цели:

– формирование художественного вкуса, умения познавать мир через музыкальные формы и образы;
– становление музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры;
– формирование навыков самостоятельной работы при выполнении учебных и творческих задач,
– развитие музыкального воображения и ассоциативности музыкального мышления, музыкальной памяти и внимания, музыкально-творческих способностей;
– развитие чувства прекрасного, способности испытывать эстетическое наслаждение, увлекаться и покоряться красоте искусства;
– воспитание культуры слушателя, выявление взаимосвязи музыки и жизни.

1.Организационно-психологический момент. (Создание проблемной ситуации).

Важным моментом в организации урока является постановка темы в качестве не конкретного утверждения, а проблемы, которая решается в процессе урока. Ученикам важно видеть и ставить проблемы окружающей их жизни, уметь находить возможные пути их решений через искусство.

Музыкальная заставка “Как прекрасен этот мир…” музыка Д. Тухманова, слова В. Харитонова – фрагмент.

– О чем рассказывает песня?

(Песня рассказывает о том, что наш мир прекрасен)


– Как искусство воздействует на человека?

В ходе урока, мы постараемся с вами найти ответ на данный вопрос.

Я предлагаю вам ряд произведений разных видов искусства: И.Левитан Весна. Большая вода, С.Рахманинов “Весенние воды” , А.Саврасов “Грачи прилетели”, Ф.Тютчев “Весенние воды”.

– Что объединяет все эти произведения? (Изображение природы, весны).

Да, вы действительно правы, все эти произведения искусства объединяет общая тема – природа, весна. Искусства различны, а тема едина. Искусство связано с природой так же тесно, как связана с природой вся жизнь человека. Многие художники, поэты, композиторы обращались к этой теме. Но все образы природы, будучи запечатленными на холсте, в стихах или звуках вызывают сложные чувства, переживания, настроения. Природа в искусстве одухотворена: она печальна и радостна, задумчива и величава; она такова, какой видит ее человек.

2. Работа в микрогруппах.

Задание группе № 1. Все времена года отражены в искусстве.

В живописи природа играет красками, цветами, бликами.

Назовите художников, изображавших природу на своих полотнах, составьте художественный ряд

Задание группе № 2. Человеческая душа несет в себе глубокое поэтическое видение природы.

Назовите поэтов и писателей, посвятивших этой теме свои произведения, составьте литературный ряд.

Задание группе № 3. Тема природы издавна привлекала композиторов. Природа дарила музыке звуки, тембры, которые слышались в пении птиц, в журчании ручьев, в шуме грозы

Назовите композиторов, отразивших в своих произведениях тему природы, составьте музыкальный ряд.

Представители групп озвучивают итоги работы. Примеры работы:

Группа № 1

Группа № 2

Группа № 3

Коллективное оценивание правильности выполнения заданий.

Многие произведения искусства посвящены весне.

– Как вы думаете, почему художники, поэты и композиторы обращались к теме весны?
– С чем это связано? Что происходит в природе весной?
– Какие чувства возникают у вас с приходом весны? (Ощущение радости, свежести, пробуждения).

Да, это закономерно. Образ весны, первого весеннего цветка ассоциируется с пробуждением сил человека после зимнего оцепенения, сумрака морозов и вьюг – к новым чувствам, свету, солнцу. Весна становится символом свежих чувств, символом извечного стремления к жизни.

3. Познание целостности предложенной школьникам темы /природа, весна / в многообразии ее художественных решений.

Основной задачей предмета “Музыка” является формирование и развитие эстетических и духовно-нравственных качеств личности. Известно, что эстетическое означает “чувственное”. Любое чувство – это результат, реакция человека на какие-либо события или явления жизни, его эмоциональная оценка, следствие сознательных и подсознательных мыслительных процессов человека. Следовательно, общаясь с искусством, нужно думать, оценивать, анализировать и обсуждать, не само чувство, а причины породившие его. В результате содержанием музыкального произведения окажутся не только чувства, а общечеловеческие ценности духовного порядка, выраженные в чувствах.

Таким образом, ученик познает музыкальное произведение как воплощение морально-нравственных понятий, что ведет к глубокому осмыслению музыки и духовному росту ученика.

I. Обратимся к репродукциям картин /анализ, сравнение/

– Какой изображена весна на картинах?
– Какое настроение передают художники на картинах?
– Какими выразительными средствами художники изобразили весну?

(Настроение, цвета красок, содержание) Почему?

– Сравните средства художественной выразительности этих двух картин?
– Какие чувства вы испытали, рассматривая эти репродукции? (Радость, добро, свет.)

II. Подберите к этим художественным образам созвучные по настроению стихотворения.

(Чтение стихотворений о весне.)

– Какими выразительными средствами поэты создают образ весны?

(Эпитеты, сравнение) Почему?

– Какие чувства у вас возникли, при чтении и слушании стихотворений?

(Праздник, чистота, любовь)

– Сравните картины художников и прочитанные вами стихотворения? Каждое из произведений искусства (картина или стихотворение) рассказывают о весне, передавая радостное весеннее настроение. При создании образа весны поэты и художники используют свои выразительные средства – краски и слова (текст).

III. С. Рахманинов на слова Ф.Тютчева романс “Весенние воды”. Слушание и анализ музыкального произведения.

С.Рахманинов (показ портрета) <Рисунок 5> и Ф.Тютчев (показ портрета) <Рисунок 6> являются авторами романса “Весенние воды”. Это одно из самых светлых и радостных сочинений всей русской музыки конца прошлого века. Русскую природу композитор воспевал во многих своих произведениях. Природа в музыке Рахманинова почти всегда тихая, спокойная, нежно-певучая. Перед прослушиванием романса, я прочитаю отрывок из рассказа “Весенние мелодии” М.Горького:

“В саду, за окном моей комнаты, по голым ветвям акации прыгают воробьи и оживленно разговаривают, а на коньке крыши соседнего дома сидит почтенная ворона и, слушая говор серых птичек, важно качает головой. Теплый воздух, пропитанный солнечным светом, приносит мне в комнату каждый звук, – я слышу торопливый и негромкий голос ручья, слышу тихий шорох ветвей, понимаю о чем воркуют голуби на карнизе моего окна, и вместе с воздухом мне в душу льется музыка весны…”

С.Рахманинов на сл.Ф.Тютчева “Весенние воды” – слушание.

Я предлагаю вам выполнить самостоятельную творческую работу. Заполните карточку.

ПИСЬМЕННАЯ ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА

Анализ музыкального произведения:

________________________________________________________________

Инструкция:

дайте письменный анализ прослушанной пьесы на основе следующих параметров:

Характер мелодии__________________________________________________

Лад_______________________________________________________________

Темп______________________________________________________________

Фактура___________________________________________________________

Метроритм________________________________________________________

Регистровые и динамические особенности_______________________________________________________

Жанр_____________________________________________________________

Форма____________________________________________________________

Образное содержание______________________________________________

__________________________________________________________________

Прокомментируйте свои творческие работы.

– Какие изобразительные интонации передает музыка? (Движение весенних ручейков, вод).

IV. Повторное слушание. С.Рахманинов на сл.Ф.Тютчева “Весенние воды”. Взаимообмен работами в парах и исправление ошибок. Сделайте вывод об образном содержании произведения.

Вывод: Музыка создает образ “вешних вод”. Мы слышим как маленькие весенние ручейки, стекаясь вместе, превращаются в бурную реку, ломающую остатки льда и стремительно несущуюся вперед. В этом произведении изображена природа буйная, словно восторженный гимн приближающейся весне, гимн радости, гимн обновленной жизни. Ощущение бесконечного простора, наполненности жизни чем-то большим светлым, ощущение величавой красоты, возвышенно-прекрасной взволнованности рождает музыка.

V. Домашнее задание. Найдите стихотворение о весне, придумайте художественный образ, созвучный эмоциональной сфере стихотворения и изобразите его с помощью рисунка.

VI. Творческое задание. Создание “Мелодии весны”.

Я предлагаю вам выполнить еще одно творческое задание – представьте, что вы композиторы и придумайте “Мелодию весны”.

– Какими эмоциональными состояниями вы бы выразили приход весны? (Восторг, радость, свет, праздник).

1. Придумайте музыкальные интонации, выражающие эти эмоциональные состояния.

– Какие явления жизни, происходящие весной, можно передать музыкой? (Весеннюю капель, бегущий ручеек, пение птиц, стук дятла, стрекот сороки).

2. У меня на столе находятся детские шумовые музыкальные инструменты (треугольники, металлофон, свистульки, трещётка, ложки и др.).

3. Выберите музыкальный инструмент, объясните, какие ассоциации со звуками весенней природы он у вас вызывает, исполните свой вариант мелодии.

Треугольник – весенняя капель.
Металлофон – звуки бегущих весенних ручейков.
Свистулька – трель птицы.
Трещетка – стрекот сороки.
Ложки – стук дятла.

А теперь исполним все, придуманные вами, мелодии под руководством дирижера. Выбирается дирижер, который управляет исполнением мелодии.

Спасибо, у вас получилось очень красивая “Мелодия весны”.

– Какой вывод мы можем сделать после знакомства с произведениями литературы, живописи и музыки? Мы можем сделать следующий вывод:

Вывод: Произведения разных видов искусства, каждое своими выразительными средствами, передают красоту весеннего обновления природы и красоту обновления мира и жизни. Анализируя произведения разных видов искусства, созданные на одну тему, мы учимся глубже понимать их смысл, искать ряд схожих образов, настроений. Разные виды искусства красивы именно потому, что рассказывают о красоте природы, а следовательно, о красоте жизни. Знакомясь с произведениями искусства, объединенных темой природы, ощущаешь очарование природой, они учат нас любоваться красотой природы, красотой человеческих чувств. И не только любоваться, но и беречь природу, чистые, добрые человеческие чувства…

Каждый в этом мире должен осознать,
Что природу нужно охранять,
Чтоб цвели луга – золотые ситцы,
Чтоб текла река и пели птицы.

– Подумайте и скажите, о чем бы вы хотели спеть? Какую песню? (“Белые птицы” слова В.Степанова, музыка О. Юдахиной)
– Почему именно эту песню вы хотите исполнить? Чему учит нас эта песня?

(Быть добрым, чистым, открытым человеком, жить в гармонии с природой и самим собой.)

– Вспомните и скажите, как звучит мелодия этой песни, в каком темпе и ритме. Как будут звучать ваши голоса – громко, сильно, тихо или как-то иначе?

Спойте песню в сопровождении фонограммы, передавая ее характер, настроение.

4. “Белые птицы” слова В.Степанова, музыка О. Юдахиной – исполнение песни.

В окно открытое ко мне
Влетела птица в тишине.
Был чист и бел ее наряд,
Как белый яблоневый сад.
Коснулся я ее крыла –
И ночь за горизонт ушла.
Но это был лишь только сон,
При свете дня растаял он.

Отворите окна, отворите,
Белых птиц в сердца свои впустите,
Белых птиц в сердца свои впустите
И слова любви для них найдите.

Кто ощутил тепло крыла,
Уже не сможет сделать зла,
И в час любой, и в миг любой
Твоей чужая станет боль.
Пусть не во сне, а наяву,
Взмывая в неба синеву,
В пути не ведая преград,
К нам птицы белые летят.

– Как вы думаете, у вас все получилось так, как вы задумали?
– Предложите свои варианты исполнения этой песни.

(Солист и ансамбль, ансамбль и хор и.т.п.)

В жизни человека встречаются разные люди: одни действительно воспринимают лишь то, что приносит пользу, выгоду, другие сохраняют в душе стремление к красоте и добру. Даже в мире взрослых такие люди с трудом понимают друг друга. Иногда это приводит к очень тяжелым конфликтам, ошибкам, на исправление которых порой уходит целая жизнь. Весь опыт человечества свидетельствует о том, как опасны люди исповедующие идеалы выгоды, на замечающие ни красоты окружающего мира, ни людской доброты. Они словно слепцы: для них закрыты истинные сокровища жизни.

Но бывает так, что встреча с чем-то настоящим буквально переворачивает жизнь такого человека – и он вдруг обнаруживает в себе способность плакать, смеяться, сопереживать.

И вот прочитанная книга, увиденная картина, услышанная мелодия или встреча с добрым человеком совершает чудо – чудо возращения к самому себе, к своим истокам.

Я предлагаю вам выполнить последнее задание. Ответить на вопросы, поставленные вначале урока:

– Искусство – это прекрасно? Искусство воздействует на человека?

5. Работа в микрогруппах.

Актуальным приемом организации учебной деятельности является дидактический синквейн. (Слайд 10)

Творческое задание по образцу. Подобрать к слову ИСКУССТВО “слово”

  1. Одно существительное.
  2. Два прилагательных.
  3. Три глагола.
  4. Характеристика из четырех слов.
  5. Одно существительное – ассоциацию.

Итог: стихотворение в прозе “Об искусстве”

Задания группам:

Группа № 1 Искусство (литература).
Группа № 2 Искусство (живопись).
Группа № 3 Искусство (музыка).

Из творческих работ:

Итог: Искусство открывает мир – не всегда видимый глазу, не всегда выражаемый в простых понятиях. Оно обращено к глубинной сущности вещей. В любом произведении искусства, будь то поэма, музыкальная пьеса или полотно живописца, мы чувствуем дыхание жизни, познаем ее различные грани

6. Рефлексия.

Состояние души на уроке…

Задание: приведи слова – ассоциации, связанные с твоими эмоциями на уроке.

Некоторые примеры: солнечное утро, пробуждение природы, звонкий ручей и т.п.

Задание: составь синквейн, отражающий твое настроение на уроке.

Из творческих работ: существительное – радость, добро, мир; прилагательные – светлый, яркий, возвышенный, восхитительный; глаголы – гореть, творить, излучать, вдохновлять, любить.

– За что ты можешь себя похвалить?
– Что можете сказать в заключении урока?
– Искусство – оно прекрасно. А прекрасное всегда пробуждает доброе!

Никакая наука не способна вызвать в человеке такой эмоциональный отклик, ничто не выражает так ярко и полно его душу, как искусство. Искусство присутствует в мире как мудрый наставник; оно рассказывает человеку о нем самом, о его слабостях и величии, оно учит ценить себя и других, оно хранит память об ушедших временах.

7. Музыкальная заставка.

“Как прекрасен этот мир…” музыка Д. Тухманова, слова В. Харитонова.

Литература.

  1. Алеев В.В., Науменко Т.И. Кичак Т.Н. Программа “Музыка”. 1-8 классы. М., 2006.
  2. Затямина Т.А. Современный урок музыки: методика конструирования. Сценарии проведения, тестовый контроль: учебно-методическое пособие. М.: Глобус, 2007.
  3. Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Программа “Музыка”. 1-7 классы. М., 2007.
  4. Козлова В.В., Кондакова А.М. Фундаментальное ядро содержания общего образования. – М.: Просвещение, 2009. – 59с.– (Стандарты второго поколения)
  5. Программы образовательных учреждений “Музыка”. 1-8 классы. Авт. кол. под руководством Д.Б.Кабалевского. М., 2006.
  6. Примерные программы основного общего образования. Искусство (Стандарты второго поколения).– М.: Просвещение, 2010.
  7. Ресурсы сети Интернет
    http://standart.edu.ru/
    www.liveinternet.ru /Репродукция картины “Весна. Большая вода”/
    www.artrussia.ru /Репродукция картины “Грачи прилетели”/
    www.liveinternet.ru /Фото Левитан И./
    www.moskva.fm / Фото Рахманинов С./
    www.art-portrets.ru /Фото Саврасов А./
    www.kostyor.ru /Фото Тютчев Ф.И./
    http://www.prosv.ru/umk/perspektiva/
    http://festival.1september.ru/articles/519655/
  8. Рудзик М.Ф. Результативность и качество музыкального образования школьников:
    Банк оценочных средств. Методическое пособие. – Курск: Изд-во Курск. гос. ун-та, 2010.

Есть на улице старинной
Дом, хранимый добротой.
Дом еще постройки царской,
Но душою молодой.
Здесь касаются несмело
Клавиш юные мечты…

Оказавшись в нашем поселке, вы обязательно обратите внимание на красивое двухэтажное старинное здание, из окон которого до вас доносятся музыкальные звуки. Это детская школа искусств, которая всегда приветствует юные дарования и всех желающих приобщиться к миру прекрасного.

Войдя внутрь школы, понимаешь, что это царство музыки и изобразительного искусства: доносятся прекрасные звуки строгого фортепиано, звонких русских народных инструментов. В одном классе играют Бетховена, в другом — Чайковского, в классе музыкальной литературы слушают музыку. Стены коридора украшают картины юных художников: натюрморты, портреты, пейзажи…

В нашей школе 12 уютных, теплых, солнечных кабинетов. Два принадлежат художественному отделению, а остальные десять - музыкальному. Само здание - одно из старейших в нашем поселке, внутри сохранились и изразцовые печи, и лепнина, и высокие потолки.

Музыкальная школа в Большом Мурашкине открылась в 1968 году. Первым директором была Н.И. Морозова, а педагогический коллектив состоял всего из четырех человек - Т.М. Пеньковой, В.И. Крупиной, Л.В. Подмогаева и В.Е. Идолова. В первый класс только что открывшейся школы пришли тридцать учеников, в числе первых выпускников были Александр Поршнев, Ольга Фролова, Галина Масанова, Татьяна Крутикова и Елена Андриянова.

С 1972 года по 2001 год школой руководила Татьяна Михайловна Пенькова. Под ее руководством были открыты филиалы в с. Холязино (преподаватель Светлана Валерьевна Шибаева), в п. Советский (преподаватель Елена Викторовна Фомина).
За первые 17 лет педколлектив в школе постоянно менялся. Приезжали молодые специалисты после окончания музыкального училища, которые, отработав несколько лет, уезжали. Эта ситуация изменилась в 80-е годы, когда в родную школу преподавать вернулись ее выпускники: Лариса Калигина, Марина Башаркина, Лариса Лунина, Ольга Майорова, Наталья Ананьева, Марина Григорьева. В 1981 году после окончания Дзержинского музыкального училища по распределению в нашу школу приехала Елена Григорьева. Встретив свою судьбу, она осталась в нашем поселке навсегда.
С большим энтузиазмом, молодой энергией новый коллектив взялся за работу. В то время в поселке проводилось много интересных, познавательных мероприятий и преподаватели детской музыкальной школы принимали в них активное участие.

В 2005 году в результате объединения музыкальной и художественной школ образовалось новое учреждение - детская школа искусств. Изменившийся статус расширил возможности школы, увеличил контингент учащихся. Обучаясь на музыкальном отделении, дети осваивают игру на фортепиано, баяне, аккордеоне, домре, гитаре. Помимо этого, учащиеся проходят курс теоретических дисциплин. Также дети занимаются в хоре, в ансамбле ложкарей, в вокальном ансамбле. Юных художников учат понимать живопись, рисунок, скульптуру, видеть прекрасное в каждом изменении природы.
В настоящее время педагогический коллектив состоит из 10 человек, которые отдают все свои силы, знания, частичку своего сердца, неиссякаемую любовь к искусству учащимся. Это сплоченная, дружная, творческая команда единомышленников, профессионалов, знающих и любящих свое дело.

С 2001 года директором музыкальной школы стала Ольга Владимировна Шикова (Майорова). Это энергичный, инициативный руководитель, энтузиаст, который по-настоящему любит свое дело. Много сил она вложила в то, чтобы школа жила и развивалась. На плечах этой женщины груз немалый - школа искусств, у которой крепкая материально-техническая база: новые инструменты, звуковая аппаратура, мультимедийная техника, новая мебель в отремонтированных классах.

Любая школа славится своими учениками. За 50 лет было 45 выпусков. Около четырехсот учащихся получили свидетельство о начальном музыкальном образовании. Многие выпускники продолжают дружить с музыкой несмотря на то, что выбрали другие профессии, для некоторых же музыкальная школа стала путевкой в жизнь. Марина Плаксина, Светлана Снегирева, Наталья Ошиткова, Анна Гроздова, Андрей Каплин, Олег Шестов, Тамара Никулина, Ирина Астраханцева, Юрий Матвейцев после окончания профессиональных учебных заведений продолжают трудиться в сфере культуры и искусства. В настоящее время получают среднее музыкальное образование выпускницы школы Юлия Богаткина, Вера Жбанова, Анастасия Гаранина.

Неотъемлемой частью образовательного процесса является концертная деятельность учащихся ДШИ. В школе существуют хоры младших и старших классов, ансамбль ложкарей «Русские потешки», вокальные ансамбли «Радужные нотки», «Созвездие», ансамбль русских народных инструментов, а также педагогические творческие коллективы - вокальный ансамбль «Элегия», трио народных инструментов. Все они являются постоянными участниками районных мероприятий.

Традиционно учащиеся школы вместе с преподавателями выезжают в Нижегородский театр оперы и балета им. Пушкина, Нижегородскую консерваторию, филармонию. Активно ведется в школе воспитательная и концертная работа. На протяжении многих лет проходит праздник «Посвящение в музыканты и художники», где первоклассники из рук выпускников получают символический ключ к музыкальным знаниям.

Стало хорошей традицией проводить несколько раз в год совместно с работниками районной библиотеки литературно-музыкальные гостиные, темы которых очень разнообразны. Эти вечера пользуются большой любовью у большемурашкинцев.

На художественном отделении развивается выставочная работа, в конце каждого полугодия выставляются работы учащихся отделения.

Одной из важных форм работы является подготовка детей к участию в фестивалях, конкурсах, выставках всех уровней. Отрадно, что с каждым годом количество победителей растет. Только в этом учебном году 24 ученика школы стали победителями межрайонных, областных, межрегиональных и международных профессиональных конкурсов и фестивалей.
Будем помнить - прекрасное пробуждает доброе.

От всей души поздравляем коллектив школы искусств, выпускников, учащихся, родителей с Днем рождения нашей любимой школы!

Выпускницы 1979 и 1980 гг. Марина Боголепова (Башаркина) и Лариса Удалова (Лунина)