Ребенок ворует деньги у родителей – советы психолога, что делать. Что делать, если ребенок врет и ворует деньги у родителей, нужно ли его наказывать: советы психолога

Дети и деньги — сложная проблема. В нашей стране как-то не принято говорить на эту тему. Подспудно в некоторых изданиях некоторые специалисты ведут неспешную дискуссию на тему «Необходимо ли финансовое образование детей? Если да, то когда его начинать и что включать в это образование?»

Действительно, становясь взрослым, ребенок все равно как-то сам, естественным путем разберется с финансовыми вопросами. Правда, есть все-таки опасение. Пустив этот процесс на самотек, не вредим ли мы детям, не упускаем ли чего-то важного в их развитии. Например, можем ли мы быть уверенными, что у ребенка само по себе сформируется правильное отношение к деньгам, что не разовьются алчность, жадность или, наоборот, расточительность? И что, собственно такое «правильное отношение к деньгам»? А может быть, мы просто не знаем, как подступиться к сложной задаче передачи своему ребенку навыков взрослой жизни?

Особенно задача обучения детей обращению с деньгами становится явной, когда мы говорим о детях, имеющих нарушения в развитии или ограниченные возможности здоровья. Ведь в этом случае, приходится учитывать:

  • сенсорные проблемы — ребенку нужно уметь на ощупь найти кошелек в сумке или в кармане и вынуть из него банкноты или монеты, что совсем непросто, если у ребенка есть нарушения в сенсорной сфере (сфере ощущений);
  • проблемы визуального восприятия — нужно научить ребенка прежде всего отличать монеты от купюр, различать монеты, похожие по форме, но разного достоинства;
  • умение отличать деньги от других объектов в кошельке: квитанций, кредитных карточек и т. д.;
  • сформированность базового представления о деньгах, то естьребенок должен знать, что на деньги можно обменивать товары и услуги.

Кроме того, ребенок должен понимать ценность предметов, то есть уметь оценить, что дороже, а что дешевле, например, карандаш, шоколадка или компьютер. Только после этого уже можно говорить об:

  • арифметических навыках — умении посчитать стоимость товаров и сдачу;
  • организационных навыках — например, полезности ведения списков покупок;
  • умении планировать бюджет, расставлять приоритеты, принимать решения;
  • о социальных навыках — умении говорить с продавцами, кассирами и др.

Как видим, не такое уж простое дело — умение обращаться с деньгами.

Наши западные соседи считают, что умение распоряжаться деньгами является одним из самых важных навыков, которым стоит научить своих детей, что к проблеме финансового воспитания детей нужно подходить основательно, что правильное отношение ребенка к деньгам формирует личность, учит самостоятельно принимать решения и нести за них ответственность.

Впрочем, несмотря ни на какие взгляды на степень важности воспитания «финансовой грамотности» у детей, очевидно, что отношение ребенка к деньгам формируют, воспитывают родители. Именно перед родителями стоит задача выработать у ребенка разумное отношение к материальной стороне жизни.

Увы, в нашей стране практически нет серьезных исследований по обсуждаемой проблеме, поэтому попытаемся воспользоваться рекомендациями зарубежных психологов, внося, где это нужно поправки, учитывающие отечественные менталитет и реальность.

Американские психологи советуют прежде всего родителям договориться об общих принципах финансового воспитания: открытом обсуждении с детьми финансового положения семьи; об обучении обращению с финансами на основе личного примера. Специалисты заметили, что если у родителей деньги вызывают негативные эмоции: страх, жадность, зависть, то через некоторое время это обязательно проявится и у их детей. Если же родители относятся к деньгам как к инструменту, обеспечивающему достойную жизнь, то и дети будут относиться к деньгам с прагматизмом, без эмоций. Хорошо, если родители умеют спокойно и доходчиво объяснить ребенку, в чем заключаются финансовые трудности, если они случаются с семьей, и как семья собирается с этим справляться.

Важный вопрос: с какого возраста начинать обучение детей обращению с деньгами? Большинство психологов считают, что обучение становится целесообразным тогда, когда ребенок начинает понимать, для чего нужны деньги. Как только к нему пришло понимание, что «симпатичные бумажки» можно обменять на что-то стоящее — мороженное, конфеты, — пора. То есть получается, примерно, лет с трех-четырех.

Начать удобнее всего с игры. В этом возрасте ребенок обычно уже бывает с мамой-папой в магазинах и представляет, хотя бы в общих чертах, процесс обмена денег на товар. Дома вполне можно поиграть «в магазин» или в «кафе», используя в игре предметы, которые сын или дочь обычно просят приобрести. В реальном магазине предложите ребенку самому что-нибудь купить — конфетку, жвачку, машинку… Если он еще не умеет считать, сами отсчитайте необходимую сумму и предложите передать продавцу, кассиру (кстати, это удобный повод научить ребенка пользоваться калькулятором, как отдельным прибором, или находить калькулятор в телефоне и использовать его). Объясните ему, что надо сказать, как взять сдачу. Это разовьет и социально-коммуникативный навык ребенка, то есть умение общаться не по желанию, а по необходимости.

Если вы хотите научить ребенка посещать кафе или ресторан, расскажите, когда принято давать чаевые (обычно они составляют примерно 10% от суммы заказа).

Примерно в возрасте трех-пяти лет можно обсудить тему: почему меня ругают и наказывают, если я ломаю игрушки, рву книжки или одежду? Как раз потому, что эти вещи стоят денег, а деньги даются маме и папе нелегким трудом. Именно поэтому они вынуждены на целые дни уходить на работу, а его (ребенка) оставлять в садике или у бабушки. На новые вещи придется снова потратить деньги, но они нужны для покупки других важных вещей, поскольку количество денег всегда ограничено.

В возрасте пяти-семи лет у детей начинают возникать вопросы типа: почему Вите или Маше купили игрушку (платье, мобильник, игровую приставку и т. д.) за Х рублей, а вы мне не можете? Этот момент очень важен и его нужно не упустить, поскольку он позволяет удобнее всего объяснить ребенку связь между работой, деньгами и потребностями человека. Например, есть профессии, за которые дают денег больше или меньше; чтобы найти хорошую работу, надо хорошо учиться; любую работу надо делать хорошо, потому что за нее платят больше, чем за плохо выполненную работу и так далее.

В этом же возрасте (6-7 лет) можно привлекать ребенка к планированию расходов, к составлению семейного бюджета. Так, услышав от родителей «денег нет», он не надуется, потому что будет представлять, куда, собственно, деньги деваются. Это, кстати, хорошая профилактика детского эгоизма: ребенок любит маму с папой и прекрасно поймет, что папе нужна новая рубашка, маме — туфли, пусть его родители будут самыми красивыми! Вообще сакраментальная фраза «денег нет» должна звучать как можно реже.

Такое включение ребенка поможет, в некотором смысле, улучшить финансовую дисциплину и финансовое планирование семьи в целом, если раньше этому не придавалось особенного значения.

Крупные покупки для ребенка, как и вообще все крупные покупки, могут планироваться заранее. Например, велосипед — к лету, лыжи — к зимним каникулам… Важно, чтобы ребенок и сам принимал посильное участие в накоплении денег, откладывая их в копилку или даже на специально открытый для этого счет в банке (некоторые банки открывают счета детям с 10 лет). Так ребенок научится экономить и делать выбор: покупать жвачку каждый день или некоторое время потерпеть, но купить более дорогостоящую желанную вещь. Такой навык ожидания и самоограничения не только будет полезен сам по себе в более взрослом возрасте, но и разовьет силу воли, приучит ребенка спокойнее относиться и к деньгам, и к возможным ограничениям, связанным с их отсутствием.

Для возможности копить и тратить деньги на какое-то будущее приобретение, нужно, чтобы эти деньги откуда-то появлялись, то есть необходим доход. Понятно, что работать как взрослый ребенок не может. Поэтому, по крайней мере до подросткового возраста, организовать для ребенка доход придется родителям. Наиболее распространенные статьи дохода, обычно, — это карманные деньги, выдаваемые регулярно, и денежные подарки. Поскольку денежные подарки возможны только по поводу каких-то случаев, происходящих время от времени, основным доходом для детей младшего возраста являются карманные деньги.

Чаще всего родители начинают давать карманные деньги ребенку, когда он идет в школу. Специалисты-психологи подтверждают, что как раз в этом возрасте мальчики и девочки уже способны сделать первые шаги в управлении деньгами. Родителям важно иметь в виду, что карманные деньги не должны превращаться в награду за хорошие поступки, премию за успешную учебу или оплату помощи по дому. На самом деле — это важный инструмент воспитания, причем воспитания не только конкретных навыков правильного обращения с деньгами (хотя это тоже очень важно), но и характера, отношения к жизни, позволяющего добиваться в будущем социального успеха и благополучия.

Важно принять семейное правило: карманные деньги дети имеют полное право использовать по своему усмотрению, не отчитываясь ни перед кем. Наличие у ребёнка собственных денег создаёт для него возможность самостоятельно принимать решение о необходимости той или иной покупки. Конкретный размер суммы вынуждает его определять приоритеты и анализировать возможные варианты расходования средств.

Какой может быть сумма выдаваемых карманных денег? Обычно она зависит от финансового состояния и возможностей семьи, а также от возраста ребенка. В любом случае, сначала речь должна идти о совсем небольшой сумме. Выбрать конкретную сумму поможет ответ на вопрос: сколько, на ваш взгляд, ваш ребёнок сможет потратить «с умом» для своего возраста? Конечно, с годами и нужды, и запросы детей растут. Необходимо увеличивать и их карманные поступления. Есть смысл обсуждать с ребёнком, что он будет самостоятельно оплачивать из «собственных средств». По мере взросления увеличивайте сумму, но учитывайте в ней расходы на проезд, завтраки в школе, канцтовары. В плане финансовых навыков пользы от участия ребёнка в оплате собственных расходов будет больше.

Разные семьи имеют разные финансовые возможности, поэтому и суммы, которые они могут выделить детям на карманные расходы, могут сильно отличаться. Это не очень хороший момент и, возможно, есть смысл родителям одноклассников договориться между собой, чтобы различие не было слишком значительным.

Дети, которые только недавно начали получать деньги на карманные расходы, еще не умеют правильно ими распорядиться. Поэтому будет лучше, если они будут получать небольшие суммы чаще (например, 1-2 раза в неделю). Детям постарше можно выдавать уже более крупные суммы на более длительный период времени (например, восьмиклассникам — 1 раз в месяц). Так постепенно у них в сознании будет формироваться понимание бюджета.

  1. Выдача должна быть регулярной и своевременной, поскольку игнорирование выплат или их отсрочка ведут к воспитанию финансовой необязательности.
  2. Не меняйте правил. Если по каким-либо причинам вынуждены пойти на сокращение размера карманных средств, ребёнку необходимо объяснить обстоятельства, вызвавшие это урезание и добиться у него понимания. Все изменения в правилах выплат должны согласовываться с ребёнком.
  3. Не делайте послаблений. Гоните от себя жалость и желание компенсировать своему чаду потерянные или слишком быстро неразумно израсходованные средства. Иначе это подведёт его к мысли, что к родителям можно относиться как к страховой компании, которая в случае необходимости всегда покроет непредвиденные потери и убытки. Кроме того, это пошатнёт основы финансового воспитания и из серьёзного занятия превратится для ребёнка в игру. Финансовые неудачи — часть науки управления деньгами. Поэтому смиритесь с потерями и возможным нерациональным расходованием средств на первом этапе — хорошие уроки бесплатными не бывают.

Бывают ли ситуации, когда стоит на время отложить или прекратить выдачу ребенку карманных денег? По мнению психологов, это следует сделать в двух случаях. Во-первых, если ребенок демонстрирует явно инфантильное, незрелое поведение. То есть не умеет контролировать свои мелкие и импульсивные желания, легко поддается влиянию других людей (покупает то же, что и его друг, «за компанию»; покупает у друга или старшеклассника какую-нибудь «ценную вещь»; может истратить довольно крупную сумму, выданную на покупку необходимой вещи, на разные мелочи и т. п.). В этом случае, следует начать выдавать карманные деньги несколько позже (например, со второго полугодия первого класса или даже со второго класса), не забывая заниматься финансовым воспитанием, как это описано выше. Кстати, неплохим подспорьем в этом воспитании могут стать многочисленные, появившиеся в продаже, экономические настольные игры. Они эффективней, чем игры компьютерные, поскольку партнеры по игре — родители могут пояснять свои ходы ребенку, давать ему советы, обосновывая их. Во-вторых, в некоторых из наших школ иногда проявляется такое позорное явление как «школьный рэкет». Например, старшеклассник может заявить первокласснику: «Эй, мелкий, а ну покажи твой кошелёк. Нужно делиться с друзьями!»… Если Ваш ребенок рассказывает о чем-то подобном, нужно обязательно поговорить с учителем, а может быть и с директором, настаивая на восстановлении в школе нормальной дисциплины.

О принципах правильного обращения с деньгами важно знать еще с детства. Не стоит лишать ребенка карманных средств, контролировать его расходы и оплачивать помощь по дому. Предлагаем детально ознакомиться с этими и прочими ошибками в финансовом воспитании ребенка.

1. Запрет разговоров о деньгах

Многие родители предпочитают не посвящать детей в финансовые дела семьи. Обычно разговор о планировании месячного бюджета проходит без их присутствия. В результате этого у подрастающего поколения может сложиться неправильное представление о назначении денег, а в более зрелом возрасте возникнут затруднения с распоряжением собственными средствами. Помните, что обсуждение семейного бюджета – вполне нормальный процесс, который не стоит скрывать от ребенка. Он помогает понять, каким образом нужно тратить деньги, тем самым формируя финансовую грамотность.

2. Отсутствие карманных денег

Наличие собственных денег позволяет детям чувствовать себя самостоятельными. Примерно с 6 лет попробуйте еженедельно или ежемесячно выделять ребенку небольшие суммы, которые ему можно будет использовать по собственному усмотрению. С возрастом он начнет тратить эти деньги с умом – оплачивать Интернет или приобретать подарки в честь какого-либо праздника.

Читаем по теме: Дети и карманные деньги. Как научить ребенка правильно относиться к деньгам —

3. Постоянное контролирование

Не стоит запрещать ребенку покупать что-либо на карманные деньги или ругать его за очередную ненужную трату. Разумеется, вы хотите научить его правильно обращаться с финансами, руководствуясь лишь благими намерениями. Однако получается, что выделенные средства принадлежат вашим детям лишь формально. Столь жесткий подход порождает чувство неуверенности – ребенок постоянно боится совершить ошибку и прогневить родителей. Готовьтесь к тому, что изначально попытки самостоятельной траты денег будут ошибочными. Только так накапливается ценный опыт и постепенно начинают соизмеряться желания и возможности.

4. Полное отсутствие контроля

Важно не впадать в крайности, стараясь все же принимать участие в финансовом воспитании школьника. Он должен быть уверен в том, что у него есть надежная опора в лице родителей, которые дадут мудрый совет и поддержат. Обязательно озвучьте основные правила обращения с деньгами: брать с собой только мелкие суммы, не рассказывать друзьям о своем «богатстве», избегать азартных игр и споров. Дайте совет, как быстрее собрать необходимую сумму на приобретение вожделенной игрушки.

5. Денежное вознаграждение за достижения

Не рекомендуется использовать деньги в качестве стимула – это касается как хороших оценок, так и примерного поведения. Ребенок учится в школе не для того, чтобы заработать, а стремится обрести необходимые в дальнейшей жизни знания и опыт. Это является практически единственной серьезной задачей школьника на протяжении всего периода пребывания в среднем учебном заведении, поэтому научитесь прививать тягу к знаниям как-нибудь иначе. В крайнем случае пусть подарком за табель с отличными отметками будут полезные вещи – компьютер или экскурсионная поездка в другой город.

6. Оплата помощи по дому

Постоянное вручение денежных средств за тщательно убранную комнату или вовремя политые цветы – не лучшее решение. Дети быстро привыкнут к такому способу «заработка» и в дальнейшем откажутся делать что-то бесплатно. А ведь мать не получает доплату за приготовленный ужин, а отец ремонтирует сломавшийся пылесос совершенно бесплатно. Приучите ребенка к той мысли, что все члены семьи должны в равной степени заботиться о доме и создавать в нем уют. Лучше предоставить подростку нематериальные привилегии за покупку продуктов или помощь в воспитании младшего брата.

Мамам на заметку!


Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...

7. Измерение всего деньгами

Необходимо научить ребенка правильно распределять ценности, не пренебрегая при этом духовным воспитанием. Конечно, финансово успешный человек имеет массу преимуществ, но обеспеченность вовсе не предполагает наличие безграничных возможностей. Стоит объяснить детям, что важность человека измеряется вовсе не его благосостоянием. Сформировать правильное отношение к нематериальным ценностям помогут книги, иллюстрации или фильмы, основной тематикой которых является любовь, дружба, добро и взаимопомощь.

8. Отбирание заработка

Часто подростки хотят немного подзаработать в период летних каникул. Не нужно отбирать у них всю зарплату для пополнения семейного бюджета. Лучше попросите приобрести угощение для всей семьи или предложите частично оплатить общий поход в кино. При этом часть средств все равно должна оставаться у тинейджера для личных нужд. Будет полезным проинформировать его о возможности накопления капитала – например, десятую часть заработанных денег можно ежемесячно откладывать на сберегательный счет.

Читаем также: Как и за что следует поощрять детей? Нужно ли использовать деньги в качестве поощрения? Как не надо хвалить ребенка —

9. Выбор профессии по зарплате

Существует множество профессий, не предполагающих карьерного роста и солидного заработка. Подросток вправе выбирать понравившуюся специальность и реализовывать себя в близкой ему сфере. Вам может не нравиться его выбор, но следует уважать его. Предложите обсудить его планы на ближайшие несколько лет. Спросите, кем он видит себя после окончания института, и поинтересуйтесь, будет ли полностью удовлетворен жизнью, если получит желаемое место работы. Наиболее убедительным аргументом станет пример родителей. Поделитесь с детьми личным опытом выбора профессии, восхождения по карьерной лестнице и собственными достижениями.

10. Манипуляция деньгами

Основная цель выдачи карманных денег – заложение основ финансовой грамотности. С их помощью ребенок чувствует самостоятельность и ответственность за собственные действия. Сделайте процесс получения денежных средств прозрачным и очевидным. Рекомендуется наладить четкую и последовательную схему выплаты определенной суммы, которая никаким образом не должна влиять на отношения между родителями и детьми. Лишать карманных средств стоит только за серьезные проступки.

12 правил выдачи детям карманных денег (личный опыт). Плюс видео консультации специалистов —

Как правильно ответить ребенку откуда у мамы и папы появляются деньги? —

Воспитание: Дети и деньги. Вечерний чай с Н.Ахмедовой

Карманные деньги: зачем и когда давать их детям?

Должны ли родители давать детям деньги на карманные расходы? Когда начинать это делать и о каких суммах может идти речь? На эти очень непростые вопросы отвечает в программе «Розина-мать» финансовый консультант Елена Эйдельман:

Мамам на заметку!


Девочки привет! Сегодня я расскажу вам, как же мне удалось прийти в форму, похудеть на 20 килограммов, и, наконец, избавиться от жутких комплексов полных людей. Надеюсь, информация окажется для вас полезной!

Время чтения: 25 мин

Многие родители, сталкиваясь с новыми детскими «хочу», задаются вопросом: как научить ребенка ценить деньги? Liferead задал этот вопрос экспертам, и получил ответ: прививайте финансовые знания с пеленок!

Многие родители сталкиваются с тем, что с ребенком невозможно выйти в магазин: он сразу просит что-нибудь купить. С детьми постарше не легче: они тут же задают вопрос, почему, скажем, смартфон нельзя купить прямо сейчас? Мы узнали у преподавателя финансовой грамотности для детей Марины Звонаренко, старшего методиста киевского центра «Розумники» Лилии Кудри и детского психолога Валентины Токарь, как научить ребенка ценить деньги.

Чтобы ребенок услышал ваши доводы, научите его ценить деньги

Даже если родители могут себе позволить каждый раз покупать ребенку желаемое, психологи и эксперты по финансовому планированию этого делать не советуют. «Лет с 3—4 нужно объяснить ребенку, откуда берутся деньги: родители на работе делают полезные дела, и за это получают зарплату. Здесь же стоит упомянуть перечень обязательных расходов семьи: коммунальные услуги, еда, одежда/обувь, бензин и т. д. » , — объясняет Лилия Кудря.

Этот разговор стоит продолжать, когда ребенок начинает просить купить то, что не входит в ваши планы. «Вы объясняете, что все расходы уже распланированы. Главное в это время — дать понять неоспоримость сказанного, не „повестись“ на уговоры. Также вы можете предложить ребенку зарабатывать деньги и копить на все, чего он хочет. Сделайте вместе с ним копилку и игру. Смысл игры — за каждое хорошее, на родительский взгляд, дело (уборка, сделанные уроки, выгул собаки…) вы будете продвигать фишку вперед. И когда она сделает 10 шагов — вы заплатите 10 грн. Эта игра нужна, чтобы ребенок не начал требовать деньги за каждый шаг и не ставил условия („Я уберу игрушки только за деньги“). Также он не сможет торговаться („Дашь ли ты деньги за хорошее поведение в гостях?“). Штрафы за плохие дела тоже предусмотрите: шагайте фишкой назад» , — объяснила Лилия. При этом эксперт отмечает: нельзя вообще ничего не покупать ребенку, объясняя все незапланированностью. Нужно все же иногда радовать чадо просто так.

Иногда важно баловать ребенка подарком просто так

До 11—12 лет учить ребенка финансовой грамотности лучше на наличных деньгах: они понятны и визуальны. Если начинать работу с «безналички», то кредитка будет восприниматься как волшебная карточка, за которую все можно купить. «А вот с 11—12 лет ребенку можно открыть специальную карточку для школьников. Заодно в банке „серьезный дядя“, а не родственники, расскажет, как на карточку попадают деньги, как их можно тратить, что такое пин-код и другое. После этого родитель может положить ребенку энную сумму на карточку и посмотреть, как тот управляется с деньгами. Можно нанести и второй визит — чтобы ребенку рассказали о мобильном банкинге, депозите и принципе накопления, кредите под проценты. Конечно, хорошо, если ребенок попробует оформить депозит с помощью интернет-банкинга» , — рассказывает Лилия Кудря.

Также родители могут дать задание отовариться в магазине и расплатиться карточкой, но при этом уложиться в сумму на «пластике». «Это научит школьника рассчитывать стоимость товаров. И либо отказываться от излишнего в списке мамы, либо же обязательно все купить, но выбрать продукты меньшего веса. Но родителям также придется объяснить правила безопасности, рассказать о карточных мошенниках и т. д. » , — уверена эксперт.

Лет в 11−12 начинайте знакомить ребенка с банковскими продуктами

Чтобы научить ребенка ценить деньги, предложите ему составить список желаемого. Это поможет определить, что из этого он хочет первым делом. Маленьким надо знать, достаточно ли у них накоплено или надо подкопить. А детей с 6—7 лет стоит приучать к счету — чтобы они понимали, сколько еще нужно «заработать».

«Уже с 6—7 лет ребенку можно давать и карманные деньги, помимо „копилочных“. Сумма — на усмотрение родителей (на перекус, на проезд и т. д.). Вы можете предоставлять эти средства ежедневно или раз в неделю, на все семь дней. При этом объясните, что школьник должен укладываться в предоставленную сумму. Это научит ребенка планировать расходы» , — считает Марина Звонаренко.

«Многие родители обещают добавить недостающую сумму к крупным покупкам ребенка. Но не стоит этого делать, если вы хотите научить ребенка ценить деньги. Если все же собираетесь пополнить недостающее — представьте это как вознаграждение за особую заслугу или премию. Но в таком случае оговорите, что, когда давать вознаграждение, родители решают сами. Причем за напоминания могут и лишить этих денег. Также не давайте ребенку взаймы: он должен „жить по средствам“ и не привыкать одалживать. А когда сумма накоплена, постарайтесь советовать, но не контролировать покупки. Негативный опыт тоже нужен. Он научит чадо делать правильный выбор, а вы сможете подчеркнуть, что в следующий раз он спланирует покупку лучше» , — добавила психолог Валентина Токарь.

Научите ребенка писать или рисовать список желаемых приобретений

Многие родители, чтобы избежать истерик и объяснений, стараются не брать ребенка в поход за покупками. Однако, по словам экспертов, это тоже неправильно. «В таком случае у него образуется „отложенный спрос“, что позже аукнется необдуманными большими тратами. А еще это лишает ребенка возможности жить взрослой жизнью. В магазине и супермаркете вы должны специально предлагать решать задачи: научиться определять хороший и плохой товар, объясняя, в чем разница, сравнивать цены и т. д. Задавайте вопросы по типу что лучше: 50-граммовый пакет какао за 10 грн или 100-граммовый за 18 грн? Почему?», — говорит Марина Звонаренко. Но психологи советуют все же брать ребенка в магазин не чаще 1—2 раз в неделю. Иначе даже «умняшки», которые любят счет и идут с вами именно с этой целью, в будущем могут купиться на дешевизну ненужного товара.

Не бойтесь брать ребенка в магазин: так вы приучаете его ко взрослой жизни

Что можно и чего нельзя говорить детям о деньгах

По словам Валентины Токарь, есть некоторые табу на распространенные отговорки и действия родителей, если вы действительно хотите научить ребенка ценить деньги.

Нельзя: Говорить фразу «нет денег»: это вызывает тревогу. Также это взращивает комплекс бедности, и уже во взрослой жизни человек всегда будет думать, как сэкономить, а не как больше заработать", — говорит она.

Запрещено: брать деньги из копилки ребенка без его ведома. «Даже если ребенок проявляет понимание и жалость, вы не должны перекладывать на него свои проблемы и нужду в финансах. Несчастье, которое вы обрушили „на его голову“ тоже, и горечь от того, что пришлось расстаться с нажитыми деньгами, он не забудет, даже если вы ему вернете больше, чем взяли», — говорит
психолог.

О бязательно: держите обещания, данные ребенку. Те мамы и папы, которые, например, не практикуют наполнение детской копилки, а обещают, что купят что-то ребенку через неделю, с зарплаты и т. д. , обязательно должны это сделать. Исключение одно: если ребенок перехотел эту покупку.

Поощряйте, но не внушайте «правильный выбор»

Регулярно: давайте деньги даже тем детям, которые не слишком падки на деньги (особенно подростки). Финансовое равнодушие совсем не значит, что им можно никогда и ничего не покупать или не давать карманные деньги. Родители все равно должны их поощрять — аргументируя тем, что когда-то же он что-то захочет, вот тогда и сможет воспользоваться своим накоплением.

Не манипулируйте: Если хотите действительно научить ребенка ценить деньги, не навязывайте ему делать «правильный выбор», отказываясь от покупки в пользу семейного бюджета. «Не прививайте ему чувство вины, намекая, что из-за него семья будет голодать. Перекладывать на ребенка ответственность за всю семью неправильно по отношению к нему. К тому же, вы в любом случае не сможете довести дело до конца (оставить всех без еды), если он настоит на покупке игрушки», — объяснила Валентина Токарь.

Никогда не говорите ребенку «нет денег», и не берите деньги из его копилки

Также узнайте, и . Хотите еще больше интересных материалов? Тогда дайте шанс проявить себя нашему маленькому роботу, который специально для вас подберет увлекательное чтиво! Жмите « !»

Какие чувства испытывают родители, чей ребенок оказался уличен в краже? Нетрудно догадаться, что это, в первую очередь, разочарование и обида. Почему это произошло? Что подтолкнуло ребенка совершить настолько неблаговидный и осуждаемый поступок? И, что немаловажно – что делать, чтобы отучить ребенка от воровства и не допустить повторения им проступка?

Девочка ворует деньги из кошелька

Кражи, совершаемые ребенком – безусловно, серьезная проблема, требующая немедленного решения. Однако не стоит забывать прописную истину: обвинять ребенка в пропаже денег можно только в том случае, если у родителей есть твердая уверенность в том, что именно он совершил кражу. Какими бы сильными не были обида и разочарование, не стоит забывать о том, что иногда даже одно неосторожно брошенное слово может нанести непоправимый вред детско-родительским отношениям.


И все же, что делать, что предпринять, если обнаружилось, что ребенок ворует деньги у родителей? Какие советы психолога могут помочь в этой ситуации?

Почему?

Кражи, совершаемыми детьми, лишенными родительского контроля, вряд ли вызовут у кого-нибудь удивление. Но, что делать, если ребенок ворует ценные вещи и деньги в семьях, где ему прививали совершенно другие установки и ценности? Как правило, именно этот вопрос задает себе большинство родителей, чьи дети были уличены в краже денег. Действительно, что может заставить ребенка перешагнуть через запреты, совершая заведомо неблаговидный поступок?

Для начала, родителям необходимо заглянуть в самую суть проблемы. Психологи выделяют несколько групп факторов, толкающих детей на кражу. Зная об этом можно принять наиболее верное решение и подумать, что делать, если ребенок ворует из дома деньги.

1. Потребность в авторитете среди сверстников

Нередко дети воруют деньги для того, чтобы с их помощью приобрести себе авторитет среди сверстников. Действительно: вокруг ребенка, всегда имеющего при себе определенную сумму, всегда собираются желающие воспользоваться его деньгами. В таких случаях нужно объяснить ребенку, что авторитет нельзя купить за деньги и никакие подарки не позволят ребенку обрести друзей или положение в группе сверстников. Более того: неблаговидные поступки не укрепляют авторитет, а напротив, безнадежно ему вредят. И только доброжелательность и искренний интерес к ребятам могут помощь ребенку найти настоящих друзей.


2. Зависть к другим детям

Если все сверстники вокруг давно обзавелись мобильными телефонами, демонстрируют друг другу дорогие гаджеты, одежду и другие вещи, ребенок неизбежно начинает им завидовать. И далеко не всегда материальное положение родителей может позволить им покупать вещи и делать дорогие подарки, о которых они так мечтают. Но легко ли объяснить это ребенку в том возрасте, когда любое отличие от окружающих воспринимается крайне болезненно? Безусловно, делать это нужно.

В первую очередь, ребенка нужно научить не реагировать на чужое хвастовство и достойно отвечать на провокации со стороны других детей.


Ведь, по сути, всегда найдутся дети, которые будут носить более дорогую одежду, доставать из портфелей более дорогие телефоны. И смысла «гнаться» за кем-то, стараясь доказать свою состоятельность и делать то, что не имеет смысла, нет.

3. Воровство как попытка привлечь к себе внимание

Довольно часто на кражу денег решаются дети, испытывающие недостаток родительского внимания и поддержки. Проступок для них – это шанс спровоцировать близких людей на эмоциональную реакцию и заставить их хотя бы ненадолго вспомнить о его существовании.

В такой ситуации необходимо в корне пересмотреть свои взаимоотношения с ребенком. Всегда ли он может рассчитывать на понимание со стороны своей семьи? Не сводится ли его общение с родными к дежурным вопросам? Именно восстановление отношений с сыном или дочкой, а не разбирательство факта кражи в этой ситуации должно стать приоритетной задачей.


Дети считают, что деньги повысят их авторитет среди сверстников

Стоит отметить, что зачастую после одной доверительной беседы ребенок начинает чувствовать угрызения совести и чувство стыда за совершенное.

4. Непонимание роли и ценности денег

Имея весьма поверхностное представление о том, какой ценой достаются деньги большинству родителей, многие дети могут спокойно брать их без разрешения и тратить на свои нужды. Конечно же, в этом случае одной беседы будет недостаточно. Целесообразно дать ему почувствовать последствия нехватки денег, на время ограничив его траты на развлечения, уменьшив количество карманных денег. Подростку можно также предложить найти подработку (не мешающую его учебе).


Как не допустить кражи денег ребенком?

Любую проблему легче предотвратить, чем после иметь дело с ее последствиями. Именно поэтому очень важно делать все возможное для профилактики совершения краж ребенком. На что следует обратить особое внимание?

  • Очень желательно, чтобы у ребенка было хобби, любимое занятие или любой другой способ направить свою энергию туда, куда следует . Это сыграет неоценимую роль благодаря тому, что занимаясь спортом, читая книги, либо регулярно посещая интересующие его кружки, ребенок гарантированно не будет скучать. Возможность проявить себя в любимом деле позволит избавиться от чувства одиночества и отчуждения. А заодно, если он действительно искренне увлечется своим делом, – найти друзей по интересам.
  • Ребенок должен с детства учиться уважать чужие чувства . И думать о последствиях, которые могут наступить в результате его поступках. Давать советы стоит простым, доступным для ребенка языком. Желательно приводить примеры из жизни, ярко иллюстрирующие, к чему может привести пропажа денег и как непросто порой устранить последствие необдуманных поступков. Не бойтесь использовать советы психолога!
  • Для того, чтобы ребенок не вырос инфантильным, важно чтобы он с ранних лет чувствовал ответственность за кого-то или что-то . Для этого ему можно поручить задание, которое он должен будет выполнять регулярно и ежедневно. Это может быть поливка цветов, забота о домашнем питомце. Более старшим детям можно постепенно доверять уход за младшими.
  • Деньги должны храниться в доме в недоступном для ребенка месте . Зачастую, оставляя деньги в любом удобном для себя месте, взрослые сами провоцируют их кражу или пропажу.

  • Очень важно, чтобы ребенок имел представление о личных вещах, принадлежащих каждому члену семьи и об их неприкосновенности . Поэтому в семье должны быть установлены четкие границы, определяющие, что можно и нельзя делать, какими именно вещами имеет право распоряжаться каждый. Но для этого также важно, чтобы у самого ребёнка было личное пространство и собственные вещи, которые он должен беречь.
  • Детям более старшего возраста можно давать деньги на карманные расходы . Имея в своем распоряжении личные деньги и понимая, что сумма ограничена, он вряд ли будет тратить их на бесполезные вещи, и сможет понять, в чем именно заключается их ценность.
  • По возможности не стоит отказывать ребенку в покупке необходимых для него вещей (при условии, если речь идет о чем-то действительно значимом, а не мимолетном капризе). В случае если у родителя нет средств для покупки определенной вещи, необходимо в простой и доступной форме объяснить это ребенку. Более старшим детям можно предложить договор: часть покупки оплатить самому, а часть денег предложить внести, либо заработать самому ребенку.

  • Важно, чтобы у детей с самого детства формировались правильные установки по отношению к воровству, и он видел в нем осуждаемое деяние, несущее крайне негативные последствия. Ребенок должен знать, что происходит с теми, кто ворует и почему это происходит.
  • Полезные запреты

    Для того, чтобы отучить ребенка от воровства, полезно взять на вооружение не только советы, но и запреты.


    Если кражи денег стали постоянными и начали повторяться и за пределами дома, ребенку потребуется серьезная помощь квалифицированного психолога.


    Отучить ребенка воровать непросто. Но учитывая приведенные в статье советы психолога, можно повлиять на ребенка и вести эффективную профилактику воровства как дома, так и за его пределами.