Рисование для малышей 3 лет. Рисование с малышами

Мы рады нашей новой встрече, дорогие читатели, и надеемся, что радость эта взаимна. Сегодня мы с вами обсудим, как грамотно организовать рисование для детей 3-4 лет.

После прочтения статьи вы узнаете:

  • зачем рисование трёхлетке;
  • чего ждать от трёхлетнего художника;
  • как организовать занятие рисованием в домашних условиях;
  • как рисовать с ребёнком, если рисовать не умеешь.

Почему важно заниматься рисованием с трёхлеткой

Мы уже о том, какими плюсами обладает рисование для дошкольника. В возрасте трёх-четырёх лет занятия с гуашью и акварельными красками, фломастерами и карандашами, цветными ручками и мелками вносит огромнейший вклад в формирование личности ребёнка:

  • прививают навыки самостоятельной работы;
  • развивают эмоциональную отзывчивость;
  • способствуют воспитанию усидчивости;
  • учат настойчивости и аккуратности;
  • взращивают чувство прекрасного;
  • стимулируют воображение.

Если рисованием с вашим ребёнком занимаются профессионалы развивающих центров или воспитатели в детском саду, дома вы можете рисовать по аналогии или предоставить малышу полную свободу творчества. Но если малыш «домашний», вам необходимо озадачиться этим вопросом и организовать занятия так, чтобы в них гармонично сочетались польза, эффективность и удовольствие.

Особенности рисования в 3-4 года

К трём годам ребёнок уже хорошо понимает, что такое форма, размер и цвет. Он сопоставляет изображения с реальными объектами. Внимательно рассматривает пейзажи. Рисуя в этом возрасте, дети пытаются воссоздавать образы знакомых им предметов, воплощать на бумаге свои фантазии и реальные представления о мире. Но, конечно, серьёзно говорить об изобразительной технике пока не приходится.

Малыши только-только осваивают простейшие приёмы:

  • штриховку;
  • закрашивание;
  • штамповку;
  • рисование пальцами и ладонями и пр.

Создавая в домашних условиях благоприятную среду для рисования, вы стимулируете малыша творить так, как ему хочется, и тогда, когда ему хочется. Это очень важно для формирования стойкого интереса к художествам, воспитания творческой свободы. Но также важно творческие способности формировать и направлять, совершенствуя изобразительные навыки, эстетические представления, восприятие ребёнком форм и цветов.

Важно, чтобы в этом возрасте интерес к самому процессу рисования перерос в интерес к качеству созданного рисунка. Обсуждайте творения своего художника. Пусть он рассказывает, что изобразил на листе и почему сделал это именно так: какие цвета выбрал, где разместил нарисованные объекты и т. п.

Как организовать занятие по рисованию

Создайте игровую ситуацию

В понятной, простой и интересной форме поставьте перед ребёнком задачу.

Например, можно объявить: сегодня мы будем создавать рисунок на тему «весна».

  • Обсудите, что происходит весной с природой.
  • Рассмотрите вместе репродукции «весенних» картин известных художников: Ивана Шишкина, Алексея Саврасова, Исаака Левитана, Павла Брюллова и др.
  • Предложите, что можно нарисовать в рамках обозначенной темы: цветы, сочную траву, яркое весеннее солнышко, разлившуюся речку, покрытое молодой зеленью дерево, прилетающих из тёплых краёв птиц.

Можно превратить занятие в игру: сказать, что весна не может вступить в свои владения, потому что заблудилась. Нам надо помочь ей найти дорогу, украсив путь красивыми картинками.

Фантазируйте, придумывайте свои сюжеты, используйте любимых персонажей вашего наследника или наследницы.

Позвольте малышу создать рисунок самостоятельно

Постарайтесь так проговорить задачу на первом этапе, чтобы непосредственное рисование ребёнок выполнил самостоятельно.

  • Заранее пошагово обсудите, что будет рисовать кроха.
  • Покажите ему на отдельном листе, как изобразить предмет.
  • Предложите образец, созданный тут же или заранее.

Но дайте ребёнку возможность поработать самостоятельно. Не подгоняйте его. Не рисуйте за него. И, самое главное, не критикуйте его старания.

Помогите доработать изображение

Когда рисунок готов, обратите внимание юного творца на то, как можно доработать отдельные детали его творения. Какие цвета будут уместны в данном случае. Как подправить форму того или иного нарисованного объекта. Доработайте рисунок самостоятельно или предложите это сделать автору.

Проанализируйте результаты

Детские рисунки, создаваемые в столь нежном возрасте, прекрасны все без исключения. Не стесняйтесь хвалить своего художника.

Он действительно молодец:

  • учился;
  • старался;
  • творил,
  • внимательно вас слушал;
  • управлял пока ещё непослушными пальчиками.

Важно, чтобы в итоге он получил одобрение и признание. Но при этом не забудьте мягко и аккуратно обсудить, как в следующий раз нарисовать ещё лучше, ещё интереснее, ещё красивее.

Штампуют все

В 3-4 года практически все малыши приходят в восторг, рисуя штампами. Хотя штамповка обычно рассматривается как нетрадиционная техника рисования, в последнее время она получила такое распространение, что по популярности не уступает более привычным способам нанесения изображения на полотно.

Преимущества рисования штампами очевидны:

  • Позволяет создавать интересные рисунки без художественных навыков.
  • Помогает изучить цвета.
  • Стимулирует желание рисовать.
  • Развивает мелкую моторику.
  • Тренирует нестандартное мышление.

При штамповке рисуют пальчиками и ладошками, ватными палочками и поролоном, картофелем и цветной капустой… Тут практически нет ограничений для фантазии. Причём изготовление штампов, которое, естественно, ложится на родительские плечи, отлично развивает творческие способности взрослых. Вы удивитесь, как, оказывается, интересно вырезать для любимого чада звездочки и сердечки из моркови или придумывать, что бы ещё приспособить под это невероятно затягивающее занятие. Вы будете рисовать со своим ненаглядным крохой, даже если прежде полагали, что рисовать не умеете.

Есть пожелания, замечания или вопросы? Пишите нам - мы всегда рады обратной связи от наших читателей.

Счастливого вам родительства, дорогие друзья!

Рисование для детей 4 лет - любимое занятие, где есть возможность самовыражаться. Поэтому важно как можно чаще приобщать малышей к этому увлекательному делу.

Что рисуют дети?

Чаще всего рисование для детей 4 лет связано с тем, что их окружает, что им хорошо известно, знакомо и интересует. Кроме того, следует учитывать навыки и возможности ребятишек. Ведь в случае неудачи многие малыши глубоко переживают своё несовершенство, неумение что-то сделать хорошо. Поэтому рисование для детей 4 лет лучше всего акцентировать на том, что вокруг: природе, домашних питомцах или любимых игрушках. Способов изображения на картине выбранного сюжета существует множество.

Рисование для дошкольников по шаблону

Самым простым способом является изображение выбранных объектов при помощи шаблонов. Говоря по-иному, это практически раскрашивание, только контуры объекта не даются ребёнку уже готовыми, как в так называемых раскрасках, а наносятся самостоятельно при использовании Рисование с помощью шаблонов предполагает самостоятельное нанесение частей рисунка внутри самого контура, например, изображение мордочки животного, панциря у черепахи, лица человека и т. д.

Рисование медвежонка с использованием геометрических фигур

На ребята получают первые уроки рисования. Детям 4 лет можно предложить изобразить любимого плюшевого мишку, используя круги и овалы. Причём не следует акцентировать внимание именно на том, что рисунок будет строиться при помощи геометрии. Но во время работы можно называть детали их научными названиями.

  1. Голову медведя можно изобразить при помощи круга.
  2. Второй круг может быть чуть-чуть крупнее - это будет туловище. Обе фигуры должны соприкасаться в месте, где голова соединяется с телом.
  3. Два маленьких круга, расположенных в верхней части головы, - это ушки, они тоже соприкасаются с окружностью головы.
  4. Все четыре лапки лучше нарисовать овальными. Они крепятся к туловищу, поэтому их рисуют таким образом, что овалы соприкасаются с нижним кругом.
  5. Теперь на мордочке прорисовываются глазки и носик, от носика ведутся дуги - это ротик.
  6. Раскрашивают мишку в коричневый цвет, оставляя белыми овал около носа со ртом, круги на ушках и большой овал на животике.

Игра-занятие «Дорисуй картинку!»

Интересный приём в обучении изобразительному творчеству - дорисовывание сделанного взрослым. Для такого занятия нужно заранее подготовить картинки для рисования детям, переведя рисунок через стекло. Нужно начертить линиями контур объекта, но не полностью, сделав их кое-где прерывистыми.

Сказка про черепашку Франсуазу

Можно сделать такое занятие более интересным и даже сказочным, рассказав малышам удивительную историю.

«У мальчика Феди жила-была нарисованная черепашка по имени Франсуаза. Они очень крепко дружили, вместе ходили гулять в парк, вместе смотрели мультфильмы, вместе летом купались в речке. Но как-то раз Фёдор забыл на ночь убрать нарисованную черепаху в альбом. А игривый глупенький котёнок разыгрался, расшалился с ластиком и стёр почти всё изображение с картинки. Наутро мальчик горько заплакал: от Франсуазы на листке остался лишь бледный контур, да и то в некоторых местах и он был стёрт начисто. Ребята, давайте поможем мальчику и дорисуем его дорогую черепашку, раскрасим её красками и вернём Феде любимого друга!»

Важно наряду с набросками давать и образец картинки для рисования детям, чтобы они могли сравнивать свои рисунки с оригиналом.

Мастер-класс «Рисование черепашки»

Уместно после сказки про Франсуазу и Федю предложить малышам изобразить новую подружку мальчику. Такое рисование дети 4-5 лет воспринимают как весёлую и увлекательную игру. Изобразить черепаху ребятам не составит особого труда в том случае, если им предложить мастер-класс. Рисунок также может быть построен на геометрических фигурах.

  1. Сначала изображается овал.
  2. Нижняя часть овала отсекается отрезком прямой, лишнее стирается ластиком. Это будет тело черепахи в панцире.
  3. Чуть выше нижнего отрезка панциря следует нарисовать голову черепахи. Её форма может быть круглой, овальной или неровной, но снизу она, подобно панцирю, ограничивается отрезком прямой.
  4. По краям нижней части панциря нужно изобразить лапы короткими отрезками прямых, которые внизу немного шире, чем сверху. Их можно сделать не ровными, а с несколькими пальцами.
  5. Сзади пресмыкающемуся необходимо пририсовать короткий хвостик.
  6. Обязательно следует нанести на мордочку глазки и ротик, иначе Франсуаза умрёт от голода и не сможет видеть своего лучшего друга Федю!
  7. Панцирь животного имеет рисунок, поэтому надо попросить детей нанести орнамент и на картинке.
  8. Для раскрашивания подойдут оттенки зелёного и коричневого.

От простого - к сложному

После усвоения самых простых навыков рисования уместно двигаться в этом направлении дальше. Взять, к примеру, объектом для изображения кошку Маруську, которая живёт в соседнем дворе и частенько нежится на солнышке рядышком с детской площадкой в то время, когда дети бывают на прогулке. Малыши наверняка давно уже хорошо её рассмотрели. А чтобы проблем с рисованием было меньше, можно предложить юным художникам мастер-класс, где дана подробная пошаговая инструкция. Хотя огромную пользу принесёт совместное рисование. Для детей 4 лет очень важно со стороны наблюдать, как взрослые сами делают то, что просят сделать малышей.

Текущая страница: 1 (всего у книги 3 страниц) [доступный отрывок для чтения: 1 страниц]

Д.Н. Колдина
Рисование с детьми 3–4 лет
Конспекты занятий

От автора

К концу третьего года жизни ребенок усваивает основные представления о цвете, величине, форме; слушает сказки; учится сравнивать реальные предметы с их изображениями на картинах; рассматривает пейзажи.

Маленькому ребенку легче выразить свои впечатления с помощью изобразительной деятельности (объемное изображение – в лепке, силуэтное – в аппликации, графическое – в рисовании). Он передает образы предметов с помощью пластилина, цветной бумаги, красок. Эти материалы должны быть у ребенка всегда под рукой. Но этого недостаточно. Нужно развивать творческие способности малыша, показывать приемы лепки, учить вырезать из цветной бумаги, знакомить с разнообразными техниками рисования. Для совершенствования изобразительных навыков следует формировать восприятие формы, цвета, ритма, эстетических представлений.

Ребенок 3–4 лет умеет очень многое: мыть руки, чистить зубы, самостоятельно есть, одеваться и раздеваться, пользоваться туалетом. У малыша появляются простые речевые рассуждения. Он с удовольствием отвечает на вопросы взрослых, тянется к общению с другими детьми; развиваются его игровые навыки и произвольное поведение. У ребенка появляется интерес к рисованию, лепке и аппликации. Сначала ему интересен сам процесс рисования, но постепенно малыша начинает интересовать качество рисунка. Он стремится как можно натуральнее изобразить предмет, а после занятия полюбоваться на свою работу, рассказать, какой цвет он выбрал и почему, что может делать этот предмет, какой у него получился рисунок.

Для развития детского творчества и овладения изобразительной деятельностью необходимо учитывать интересы детей, использовать разнообразные темы занятий и формы организации (индивидуальные и коллективные работы). Очень важно создать доброжелательную обстановку на занятии.

В данном пособии предлагаются конспекты увлекательных занятий по рисованию цветными карандашами, гуашью и акварельными красками традиционными и нетрадиционными способами. Эти занятия способствуют развитию эмоциональной отзывчивости и воспитанию чувства прекрасного; развитию воображения, самостоятельности, настойчивости, аккуратности и трудолюбия, умения доводить работу до конца; формированию изобразительных умений и навыков.

Занятия составлены по тематическому принципу: одна тема объединяет все занятия (по окружающему миру, по развитию речи, по лепке, по аппликации, по рисованию) в течение недели. Занятие по рисованию с детьми 3–4 лет проводится один раз в неделю и длится 15 минут. В пособии представлены 36 конспектов комплексных занятий, рассчитанных на учебный год (с сентября по май).

Заранее внимательно прочитайте конспект занятия и, если вам что-то не подходит, внесите изменения; подготовьте необходимый материал и оборудование. Важна и предварительная работа (чтение художественного произведения, ознакомление с окружающими явлениями, рассматривание рисунков и картин). Лучше проводить занятие по рисованию после того, как дети уже лепили и выполняли аппликацию на эту тему.

Наблюдая за каждым ребенком на занятиях или в игре с другими детьми, вы можете больше узнать о нем и справиться с трудностями в его поведении.

Если ребенок бросает свое занятие , как только у него что-то не получилось, значит, он не умеет преодолевать препятствия. Этому можно научить, предлагая ему другие способы достижения желаемого. Ребенок поймет, что из любой ситуации есть выход. Например, если малышу не удается нарисовать снеговика, предложите ему вместе с вами сделать снеговика из пластилина.

Если ребенок быстро теряет интерес к занятию , возможно, оно слишком простое или сложное для него. Поймите причину и усложните или облегчите задание. Например, ребенку нужно нарисовать большую картофелину. Если для него это слишком просто, предложите нарисовать репку с ботвой. Если же задание слишком сложное, малыш может нарисовать пальчиками много точек, изображая картофелины в мешке.

Если ребенок быстро устает , не может высидеть и пяти минут, попробуйте развить его выносливость, используя массаж, закаливание, спортивные упражнения; на занятиях чаще чередуйте активные и спокойные действия.

Для того чтобы ребенок понимал задание и выполнял его , необходимо развивать внимание и умение сосредотачиваться. Поиграйте с ним в игру «Что изменилось?» Положите перед ребенком 3–4 игрушки, а потом незаметно для него спрячьте одну игрушку или поменяйте игрушки местами. Старайтесь привлечь ребенка к логическому завершению задания («Давай нарисуем ежику дорожку, по которой он сможет попасть домой», «Давай нарисуем для рыбок побольше воды в аквариуме, а то им негде плавать»).

Занятия по рисованию строятся по следующему примерному плану:

Создание игровой ситуации для привлечения внимания детей и развития эмоциональной отзывчивости (загадки, песни, потешки; сказочный персонаж, нуждающийся в помощи, игры-драматизации, упражнения на развитие памяти, внимания и мышления; подвижная игра);

Изображение предмета (рассматривание и ощупывание предмета, в некоторых случаях показ приемов изображения);

Доработка рисунка дополнительными элементами (нужно обращать внимание детей на выразительные средства – правильно подобранные нужные цвета, интересные детали);

Рассматривание полученной работы (детским рисункам дается только положительная оценка; дети должны радоваться полученному результату и учиться оценивать свои работы).

Интересные сюжетно-игровые задания вызывают у детей желание выполнить свою работу как можно лучше.

Перечислим способы рисования, используемые в работе с детьми 3–4 лет.

Рисование пальчиками . Ребенок смачивает пальчик в мисочке с водой, набирает гуашь на кончик пальца и прижимает его к листу бумаги, делая точки.

Рисование поролоновым тампоном . Ребенок держит тремя пальцами поролоновый тампон за кончик, а другой его конец опускает в гуашь, разведенную водой и затем рисует им линии или закрашивает предмет внутри контура.

Рисование ладошкой . Ребенок опускает всю ладонь в мисочку с гуашью, разведенной водой, и делает отпечаток на бумаге внутренней стороной ладони.

Оттиски печатками картофеля . Ребенок берет печатку из картофеля за кончик, опускает другой ее конец в гуашь и прижимает к бумаге для получения отпечатка, потом берет другую печатку и делает новые оттиски другого цвета.

Рисование кистью и красками (гуашевыми и акварельными) . Ребенок держит кисть тремя пальцами чуть выше железного наконечника, опускает в воду кончик кисти и набирает краску только на ворс; проводит всем ворсом кисти широкие линии или старается аккуратно и ровно закрашивать поверхность, не выходя за линии контура.

Рисование цветными карандашами . Ребенок держит карандаш в правой руке между большим и средним пальцами, придерживая сверху указательным, не слишком сжимая пальцы и не слишком близко к отточенному концу; при рисовании не нажимает сильно на бумагу, проводит штрихи в одном направлении, без просветов.

Тычки жесткой полусухой кистью . Ребенок набирает на сухую кисть совсем немного гуаши и, держа кисть вертикально, делает «тычки» («стучит каблучком туфельки»), заполняя нужное пространство.

Рисование восковыми мелками . Ребенок держит мелок в правой руке между большим и средним пальцами, придерживая сверху указательным, не сжимая сильно пальцы и не слишком близко к отточенному концу; при рисовании не нажимает сильно на бумагу, проводит штрихи в одном направлении.

Для занятий по рисованию вам понадобятся: цветные карандаши, гуашь, акварельные краски, восковые мелки, мягкая и жесткая кисточки, поролоновый тампон, стакан с водой, клей ПВА, клеенка-подкладка и тряпочка.

Предполагаемые навыки и умения ребенка к 4-м годам:

Имеет сформированный интерес к рисованию разными материалами и способами;

Знает и называет материалы, которыми можно рисовать, и умеет ими правильно пользоваться (держит кисть и карандаш тремя пальцами, не слишком близко к рисующему концу; добивается свободного движения руки с карандашом и кистью во время рисования; набирает краску только на ворс; перед тем как набрать краску другого цвета, хорошо промывает ворс в банке с водой; неотрывно закрашивает в пределах контура цветными карандашами, накладывает штрихи в одном направлении);

Знает и называет цвета (красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, фиолетовый, черный, серый, белый) и умеет правильно подбирать их для изображения предметов;

Умеет передавать различие предметов по величине;

Умеет ритмично наносить штрихи и пятна (трава, узоры на платье);

Умеет украшать изделие разными способами (узоры на сарафане, чашке, пасхальных яйцах);

Умеет рисовать линиями и мазками простые предметы (дорога, падающие с дерева листья);

Умеет рисовать предметы, состоящие из сочетания линий (елочка, забор, железная дорога);

Умеет создавать изображение отдельного предмета округлой, овальной, прямоугольной и треугольной формы и предметов, состоящих из нескольких деталей (светофор, флаг, колобок);

Умеет создавать простые по композиции и несложные по содержанию сюжеты (хвойный лес, ежик бежит по дорожке);

Знаком с нетрадиционными техниками рисования: пальчиками, ладошкой, поролоновым тампоном, оттисками печатками из картофеля.

Желаем успеха!

Годовое тематическое планирование занятий по рисованию

Конспекты занятий

Тема недели «Игрушки»
Занятие 1. Мячики для котят

Цель. Учить детей рисовать поролоновым тампоном круглые предметы и аккуратно закрашивать их. Воспитывать отзывчивость и доброту.

Демонстрационный материал. Две мягкие игрушки – котята.

Раздаточный материал. Альбомный лист, на котором нарисованы два котенка; поролоновый тампон, гуашь, мисочка с водой.

Ход занятия

Прочитайте детям стихотворение В. Берестова «Котенок»:


Если кто-то с места сдвинется,
На него котенок кинется.
Если что-нибудь покатится,
За него котенок схватится.
Прыг-скок! Цап-царап!
Не уйдешь из наших лап!

Попросите малышей угадать, кто сейчас придет к ним в гости. Если они угадают правильно, скажите: «Правильно, ребята! Сегодня к нам в гости пришли два маленьких котенка. Котята очень грустные. Давайте спросим, что у них случилось. Оказывается, котятам скучно, им не во что поиграть. Во что любят играть котята?» (Мячики, клубки ниток, веревочки.)

Положите перед каждым ребенком альбомный лист, на котором нарисованы два котенка, и предложите нарисовать мячики для котят. Покажите детям, как нужно держать поролон за кончик правой рукой, а другой кончик опускать в гуашь и набирать на него краску. Сначала предложите малышам потренироваться – рисовать мячики сухим поролоновым тампоном в воздухе и на листе бумаги, а потом уже рисовать мячи поролоном с краской. На первом занятии лучше использовать краску одного цвета.

В конце занятия скажите детям: «Теперь наши котята стали веселыми – у них много круглых мячиков!».

Тема недели «Овощи»
Занятие 2. Картошка и свекла
(Рисование кистью. Гуашь)

Цель. Развивать умение детей рисовать и закрашивать округлые формы; закреплять умение набирать краску на кисть. Развивать речь и мышление.

Демонстрационный материал. Разрезанная на две части картинка с изображением картофеля и разрезанная на четыре части картинка с изображением свеклы; натуральные картофель, морковь и свекла.

Раздаточный материал. Альбомный лист, гуашь, кисть, стакан с водой.

Ход занятия

Покажите детям овощи – картофель, морковь и свеклу – и попросите назвать их. Расскажите ребятам, как выращивают овощи (когда распахивают землю, как и куда сажают семена, как ухаживают за растущими овощами, как и когда собирают урожай). Вместе с детьми соберите разрезанную на части картинку с картофелем, потом картинку со свеклой.

Покажите ребятам, как нужно держать кисть тремя пальцами и набирать на ворс краску. Рассмотрите с ними картофель и дайте малышам возможность самим нарисовать его сначала сухой кистью, а затем краской на листе в виде круга и закрасить.

Рассмотрите с детьми свеклу. Определите, что у нее есть хвостик и корень.

Свеклу рисовать сложнее, чем картофель, поэтому в случае необходимости подойдите к ребенку и направьте его руку или нарисуйте простым карандашом контур рисунка.

Тема недели «Фрукты»
Занятие 3. Апельсин и мандарин
(Рисование кистью. Гуашь)

Цель. Учить детей рисовать и закрашивать кистью округлые формы большого и маленького размера; учить правильно держать кисть, набирать краску на ворс, тщательно промывать кисть. Развивать речь и мышление. Учить осознанно переключать внимание.

Демонстрационный материал. Два игрушечных зайца (большой и маленький), натуральные фрукты – апельсин и мандарин.

Раздаточный материал. Альбомный лист (его нужно согнуть пополам, а затем разогнуть), гуашь, кисть, стакан с водой.

Ход занятия

Покажите детям двух игрушечных зайцев и спросите: «Чем отличаются эти зайчики?». (Один большой, другой маленький.)

Проведите подвижную игру. Посадите зайцев в разных местах комнаты. По вашей команде: «Бежим к большому зайцу!» дети должны подбежать к большому зайцу, по команде: «Бежим к маленькому зайцу!» – подбежать к маленькому зайцу.

Проведите физкультминутку. По вашей команде: «Большой!» дети поднимают руки и встают на носочки, по команде: «Маленький!» – приседают.

Покажите детям фрукты – апельсин и мандарин, сравните их по размеру (большой и маленький) и форме (оба фрукта круглые). Положите перед каждым ребенком согнутый пополам, а затем разогнутый альбомный лист и предложите изобразить большой апельсин на правой половине листа, а маленький мандарин на левой половине сначала сухой кистью, потом кистью с краской.

Тема недели «Ягоды»
Занятие 4. Виноград
(Рисование пальчиками. Гуашь)

Цель. Учить детей рисовать точки плотно прижатыми пальчиками. Развивать чувство ритма. Воспитывать отзывчивость.

Демонстрационный материал. Игрушечная ворона (или другая птица), картинки с ягодами (земляника, красная рябина, виноград, вишни).

Раздаточный материал. Половинка альбомного листа, гуашь, кисть, мисочка с водой, тряпочка.

Ход занятия

Покажите детям игрушечную ворону и скажите: «Ребята, сегодня к нам в гости прилетела ворона. Поздоровайтесь с ней и послушайте, о чем она вас просит».

Ворона . Я очень голодная. Накормите меня, пожалуйста.

Спросите у вороны: «А что ты любишь кушать?».

Ворона . Я очень люблю кушать ягодки. Только я не помню, как называются мои любимые ягоды.

Помогите вороне вспомнить названия ягод: покажите ей и детям картинки с разными ягодами и назовите их.

Ворона . Я вспомнила! Я люблю виноград! Нарисуйте мне, пожалуйста, виноград.

Еще раз внимательно рассмотрите с детьми картинку, на которой изображен виноград, определите форму и цвет виноградин. Обратите внимание малышей на то, что виноградины плотно прижаты друг к другу.

Покажите детям, как нужно смачивать пальчик в мисочке с водой, набирать гуашь на кончик пальца и прижимать его к листу бумаги, делая точки. Точки должны близко прилегать друг к другу и идти в ряд. Первый ряд – длинный, второй покороче, третий еще короче и т. д., пока не получится ряд из одной-двух ягодок. Затем нужно подрисовать кисточкой веточку с виноградным листочком.

В конце занятия вместе с малышами предложите вороне поклевать виноград.

Тема недели «Грибы»
Занятие 5. Грибы прячутся в траве

Цель. Учить детей правильно держать карандаш, не сильно сжимая его; рисовать карандашом короткие штрихи, располагая их по всей поверхности листа. Учить находить большие и маленькие предметы.

Демонстрационный материал. Большая и маленькая корзины, вырезанные из картона грибы разного размера.

Раздаточный материал. Альбомный лист, на котором нарисованы грибочки, цветные карандаши.

Ход занятия

Предложите детям пойти в лес за грибами: «Ребята, сегодня мы с вами отправимся в лес. Встаньте друг за другом и идите тихо-тихо, чтобы никого в лесу не потревожить. Вот перед нами болото. Придется прыгать с кочки на кочку. Прыгаем. А вот и лесная поляна. Давайте поводим на ней хоровод.


Мы в лес пойдем,
Грибов наберем.
Маму громко позовем:
«Ау! Ау! Ау!»
Никто не откликается,
Лишь эхо отзывается
Тихо: «Ау! Ау! Ау!»

(Так же можно позвать папу, бабушку, дедушку.) Разложите вырезанные из картона грибы на полу и скажите ребятам: «На поляне появились грибы». Предложите им собрать в большую корзину большие грибы, а в маленькую корзину – маленькие грибы. Похвалите малышей за то, что они собрали очень много грибов. Положите перед каждым ребенком альбомный лист, на котором нарисованы грибочки, и предложите спрятать грибы в травке. Научите детей правильно держать карандаш: тремя пальцами, чуть выше заточенной части, не сильно сжимая его; в процессе работы придерживать левой рукой лист бумаги. Покажите, как нужно рисовать зеленым карандашом траву короткими штрихами, свободно располагая их по всей поверхности листа.

Тема недели «Осенние деревья и кусты»
Занятие 6. Осенний листопад
(Рисование кистью способом «примакивания». Гуашь)

Цель. Учить детей рисовать кисточкой способом «примакивания», меняя цвет краски; закреплять умение правильно держать кисть, набирать краску на ворс, промывать кисть. Учить различать и называть цвета. Развивать речь, мышление.

Демонстрационный материал. Корзина, вырезанные из картона разноцветные листья деревьев (желтые, зеленые, красные, оранжевые).

Раздаточный материал. Альбомный лист, на котором нарисовано дерево, гуашь, кисть, баночка с водой.

Ход занятия

Начните занятие с физкультминутки.

Прочитайте детям стихотворение и предложите выполнить соответствующие движения:


Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо.
Ветер тише, тише, тише,
Деревцо все выше, выше.

На первые две строчки стихотворения дети поднимают руки и раскачивают туловище в разные стороны, на третью строчку – тихонько приседают, на последнюю – медленно встают.

Спросите у ребят: «Что осенью сыплется с деревьев?» (Листья.)

Разбросайте по полу разноцветные листья, вырезанные из картона, и предложите детям собрать в корзину сначала только желтые листья, потом зеленые, красные, оранжевые. Листья также можно собирать в четыре коробки соответствующих цветов. Затем положите перед каждым ребенком альбомный лист, на котором нарисовано дерево, и предложите нарисовать осыпающиеся листья. Напомните, что кисть нужно держать большим и средним пальцами, придерживая сверху указательным, не слишком близко к отточенному концу.

Покажите детям, как нужно набирать краску на ворс и прикладывать его боковой стороной к листу. Сначала можно поупражнять ребят в приеме «примакивания» сухой кистью.

Побуждайте малышей распределять листья по всему листу. Напоминайте, что для того, чтобы сменить цвет, нужно тщательно промыть кисточку в воде и набрать другую краску.

Тема недели «Осень»
Занятие 7. Осенний дождик
(Рисование цветными карандашами)

Цель. Учить детей рисовать цветными карандашами короткие линии, передавая падающие капельки дождя; закреплять умение правильно держать карандаш. Учить анализировать и понимать содержание стихотворения.

Демонстрационный материал. Игрушечный заяц.

Раздаточный материал. Альбомный лист, на котором нарисованы или приклеены тучки и изображен заяц, сидящий на скамейке, цветные карандаши.

Ход занятия

Покажите детям игрушечного зайца и прочитайте стихотворение А. Барто «Зайка»:


Зайку бросила хозяйка,
Под дождем остался зайка.
Со скамейки слезть не мог,
Весь до ниточки промок.

Спросите у ребят: «Кого бросила хозяйка? (Зайку.) Где остался зайка? (Под дождем.) Почему зайка промок? (Не мог слезть со скамейки.) Какой зайка?» (Мокрый, грустный, длинноухий, замерзший.)

Предложите малышам нарисовать дождик. Положите перед каждым ребенком альбомный лист, на котором нарисованы или наклеены тучки и изображен сидящий на скамейке зайчик. Напомните детям, как нужно правильно держать карандаш и рисовать им короткие штрихи, свободно располагая их по всей поверхности листа.

Тема недели «В лесу»
Занятие 8. Ежик
(Рисование поролоновым тампоном. Гуашь)

Цель. Учить детей рисовать поролоновым тампоном линии. Развивать мелкую моторику рук.

Демонстрационный материал. Вырезанный из картона силуэт ежика, бельевые прищепки, скомканный лист бумаги или газеты.

Раздаточный материал. Альбомный лист, на котором нарисован ежик, гуашь, поролоновый тампон, клей-карандаш.

Ход занятия

Предложите детям пойти на прогулку в лес: «Отправляемся в лес. Встаньте друг за другом и идите по тропинке. Слышите? Кто-то шуршит! (Незаметно пошуршите скомканной газетой.) Кто это? Ежик! (Покажите детям вырезанного из картона ежика). Поздоровайтесь с ежиком».

Предложите малышам рассказать ежику стихотворение:


Шли по лесу не спеша, -
Вдруг увидели ежа.
Ежик, ежик, – мы друзья,
Дай погладить нам тебя.

Вместе с детьми погладьте ежика и обратите их внимание на то, что он какой-то странный – не колючий.

Ежик . У меня почему-то нет колючек, и все звери в лесу меня обижают. Сделайте мне, пожалуйста, колючки.

Пусть ребята самостоятельно прикрепят бельевые прищепки по краю спины ежика.

Скажите детям: «Теперь нужно нарисовать ежику иголки». Положите перед каждым ребенком альбомный лист, на котором изображен ежик, и предложите нарисовать иголки. Дети должны рисовать линии на спинке ежика сначала сухим поролоном, а потом – поролоном, пропитанным краской.

В конце занятия ежик благодарит детей: «Спасибо, ребята. Теперь у меня есть иголки и мне не страшны ни злой волк, ни лиса». Предложите детям нарисовать дорожку, по которой ежик пойдет домой в лес.

Внимание! Это ознакомительный фрагмент книги.

Если начало книги вам понравилось, то полную версию можно приобрести у нашего партнёра - распространителя легального контента ООО "ЛитРес".

Детские «каляки-маляки» - не что иное как действенный способ развить мелкую моторику и художественный вкус ребенка. При рисовании фантазия ребенка хватается за образы и трансформирует их в черточки/точки/кляксы. В общем, нельзя недооценивать всю пользу от этого нехитрого, но очень увлекательного занятия.

Начинать рисовать с ребенком можно с 8-9 месяцев: сначала пальчиковыми красками, потом добавляя другие инструменты. К 2-3 годам ребенок уже ясно представляет, что это за процесс, понимает значение цвета, формы.

Если ваш ребенок сидит дома или ходит в ясли, то преподавателем художественного мастерства придется выступать вам (как правило, в яслях с малышами рисуют «абы как» - слишком «хлопотное» занятие).

Что понадобится для рисования?

Чем можно рисовать малышу?

Не бойтесь экспериментировать с разными инструментами. Все, что оставляет след, может быть использовано для ваших занятий.

Стандартные средства:

  • Пальчиковые краски. Цена - от 250 рублей. В сети можно найти много рецептов, как сделать подобные краски самостоятельно.
  • Восковые карандаши и мелки.
  • Обыкновенные мелки. Рисуйте на асфальте, грифельной доске, камешках и т.д..
  • Грифельные карандаши.
  • Краски: акварель, гуашь.
  • Маркеры и фломастеры.

Некоторые мамы говорят, что карандаши и тонкие фломастеры в 2 года ребенку давать рано, так как из-за «неслабого детского нажима» грифель будет ломаться, а стержни вдавливаться. Но аргумент «за» - это предоставление выбора, разнообразия, ассортимента. Не жалейте фломастеров и карандашей (и не покупайте самые дешевые, которые реально плохо рисуют).

В магазинах типа «Fix Price» иногда можно купить какие-нибудь необычные средства для рисования. Пусть это будет занятие «на раз», но разнообразие (повторюсь) очень важно. Например, комплект для рисования блеском по бархатной бумаге. Или фломастеры, в которые надо дуть.

На чем рисовать?

Чаще всего детям предлагают листы формата А4. Это достаточно бюджетный вариант, с учетом того, что малыш может провести кисточкой одну линию через весь лист и потребовать чистый, для нового «сюжета». Но будет замечательно, если урок рисования пройдет на большом листе ватмана, разложенном на полу. «Масштабное рисование» очень полезно для ребенка. Он еще только осваивает окружающий мир и «способы воздействия» на него. Вполне возможно, что он захочет разрисовать себя. Или походить разукрашенными ножками по полу, испытывая при этом необыкновенный восторг.

Вместо дорогих листов ватмана можно использовать рулон дешевых бумажных обоев белого цвета.

Кроме бумаги вам придется запастись: стаканчиками-непроливайками (иногда можно выставлять посуду с водой покрупнее), палитрой для смешивания красок. Очень хорошо, если в доме появится двусторонняя доска (с одной стороны можно рисовать мелом, с другой маркерами).

Что и как рисовать с ребенком в 2-3 года?

Двухлетний малыш способен повторять простые визуальные формы: линии, точки, круги, треугольники, многоугольники. Если вы изучаете алфавит, то и буквы (этой теме будет посвящен отдельный материал).

В этом возрасте дети уже понимают, что можно изобразить на бумаге окружающий мир. Часто просят взрослых нарисовать что-то конкретное, начинают предпринимать попытки это сделать самостоятельно.

Ребенок может закрашивать нарисованные взрослым формы . Закрашивание (штрихование) - хороший способ быстрее овладеть инструментом и развить зрительно-моторную координацию рук. И пусть сначала штриховка «вылазит» за границы, со временем у малыша будет получаться все лучше и лучше.

Чтобы заинтересовать ребенка, можно придумывать игры и сюжеты. Нарисуйте мышку и кошку. «Ой, кошка сейчас поймает мышку! Давай поможем ей спрятаться!»

- Проведение линий. Играть в дорожки-проводилки тоже очень интересно. Нарисуйте у одного края листа животных, у другого - еду, которую они едят. Например: мышь, белка, заяц и сыр, орех, морковка. Предложите нарисовать дорожки, по которым каждый зверек сможет дойти до своего обеда.

- Рисование точек. Дождик, зернышки для курочки, песок на пляже, семечки в спелом арбузе - эти и другие сюжеты можно обыграть, чтобы научить ребенка ставить точки. Параллельно обращайте внимание на нажим, рассказывайте малышу, какой будет результат, если нажимать на карандаш сильнее/слабее.

- Штампирование. В магазинах FixPrice или в канцелярских отделах можно купить простые штампики с фигурками животных, листиками, каплями. Научите малыша ими пользоваться, а потом «нарисуйте» свою историю. Кроме отпечатков история может «содержать» в себе персонажи-наклейки.

Можно сделать штампы самостоятельно. Вырежьте из фасовочной подложки ПВХ фигурку (на таких подложках продают в магазинах зелень, расфасованные кондитерские изделия). Наклейте на кусочек пенопласта, используя горячий клей-пистолет. Пенопласт должен быть такой формы и размера, чтобы ребенку удобно было его держать. Пропитайте губку окрашенной водой или чернилами, чтобы окрашивать штамп.

- Использование стирательной резинки. Покажите, как пользоваться ластиком. «Вот дорожка (рисуете простым карандашом). Пришла зима, подул сильный ветер, он замел дорожку снегом и ее не стало видно». Можно придумать и другие истории.

Еще одно замечательное упражнение на стирание: рисуете мелом на грифельной доске, даете сыну/дочке кисточку и стаканчик с водой. Задача - стереть нарисованные линии мокрой кисточкой. Если подобное кажется пока сложноватым, то уж стирание обычной тряпкой подойдет обязательно!

- Рисование по трафарету, обведение фигур. Сам ребенок сможет рисовать по трафарету уже ближе к 3 годам и старше. Но в 2 начать знакомить его с этим способом изображения предметов - ничуть не рано! Начните обводить ручки, ножки… может, малыш полностью ляжет на ватман и вы его обведете - это так увлекательно! Показывайте, как обводить трафареты снаружи и внутри (сами вырежьте фигуры из плотного картона, края можно обклеить скотчем, чтобы прослужили дольше).

Альтернативный способ работы с трафаретом - использование валика. Обмакните валик (небольшого размера) в краску и проведите по поверхности бумаги внутри трафарета. Пусть малыш повторит. Не беда, что сильно будет выезжать за границы, рисунок все равно получится хороший.

Самое главное - не ограничивайтесь приведенными уроками! Применяйте фантазию, играйте с малышом, помогайте развиваться его чувству прекрасного и переносить задуманное на бумагу. Вот еще несколько способов порисовать.

Примеры нестандартного рисования

Способы можно адаптировать для детей младшего и старшего возраста.

Рисование на песке/манке пальцем/палочкой.

Способ нравится всем малышам. Он развивает мелкую моторику и тактильную чувствительность. Если есть возможность, соорудите что-то вроде лайт-куба - коробку с прозрачной крышкой, внутри которой горит лампочка. Рисовать на тонком слое песка на такой коробке очень занимательно.

Раскрашивание поделок из соленого теста.

Дополнительная литература о рисовании с детьми

Я не специалист, но мне интересен вопрос развития творческого начала в моем ребенке. Если вы тоже хотите глубже изучить тему рисования с малышом, могу порекомендовать книги, которые читала:

Е.А.Янушко «Рисование с детьми раннего возраста 1-3 года». Методическое пособие, издавалось в 2010 году издательством «Мозаика-Синтез». Вы найдете описание и примеры занятий (книга рассчитана на воспитателей детского сада и таких мам, как я:))). Если старое пособие не найдете, можно взять эту же переизданную книгу (она стала в 2,5 раза больше, к ней прилагается диск). Купить книгу в Лабиринте , на Озоне .

Марина Озерова «О детском рисовании» - в свое время очень понравилась книга (читала в электронном варианте). В ней рассказывается о детском рисовании, стадиях, которые проходит детский рисунок. Там вы найдете практические советы для развития и поддержания творческого потенциала ребенка без навязывания шаблонов. Купить книгу в Озоне .

Анжелика Никитина «Нетрадиционные техники рисования в детском саду» (в Озоне , в Лабиринте).

Что касается нетрадиционных техник рисования в детском саду, то, пожалуй, полнее и интереснее будет такая книжка Давыдовой Г.Н. в двух частях (ссылок не даю, ее в продаже тоже нет, старенькая).

Дарья Колдина «Рисование с детьми 2-3 лет» (не читала, пока стоит в очереди на прочтение). Купить в Озоне . В библиотеках можно найти старое издание, книга переиздана в 2015 году (и стоит дороже).

Еще очень хочу порекомендовать книгу замечательной мамы, блоггера и рукодельницы Костиковой Натальи «Творчество с малышами. Рисование, лепка, игры с детьми до 3 лет» (в Лабиринте , на Озоне). Это большая энциклопедия, собранный кладезь знаний и мастер-классов, переработанных, красиво сфотографированных и оформленных. Наталья выкладывала на своем блоге достаточно описаний с занятиями, но книгой, на мой взгляд, пользоваться удобнее. Желаю, чтобы у всех занятых мам на столе появилась такая книга:)

Светлана Шкуренко
Мастер-класс для воспитателей «Рисование с детьми 3 лет»

В три года дети приходят в детский сад. Они все такие разные, такие любознательные и эмоциональные. Они активно познают мир, себя, учатся общаться и впитывают все новое как губка. Немало важную роль в развитии детей играют первые успехи в обучении. Наиболее значимым и актуальным в данном возрасте является рисование . Рисование – очень интересный и в тоже время сложный процесс. Используя различные техники рисования , в том числе и нетрадиционные мы прививаем детям любовь к изобразительному искусству, вызываем интерес к рисованию . В детском саду могут использоваться самые разнообразные способы и приемы нетрадиционного рисования . Многие ученые считают, что все виды нетрадиционного рисования можно вводить с раннего возраста, знакомя детей с особенностями техники.

Отличие состоит лишь в степени участия воспитателя в процессе рисования .

Техник рисования очень много и они все такие разные. Как выбрать те, которые помогут детям с самого начала получить положительный результат. Рисовать нужно быстро и результат этой работы должен помочь детям обрести уверенность в своих силах и закрепить желание рисовать и творить .

В самом начале своей работе с малышами по рисованию мы используем различные способы печатания.

-Рисование стеблем сельдерея . Связав пучок сельдерея нитками и отрезав нижний край мы получаем отличный штамп для рисования цветов .

-Рисование срезом болгарского перца. Таким штампом очень хорошо получаются листья и цветы.

-Рисование комочком бумаги . Все, что имеет шероховатую поверхность можно рисовать шариком из бумаги . Налив в блюдце гуашь и обмакнув в нее шарик из бумаги можно рисовать природу , цветы, зверей и птиц.

- Рисование листьями пекинской капусты.

Для работы нужно разобрать кочан пекинской капусты на листья. Нанести на них слой гуаши и печать для деревьев готова. Деревья могут быть осенние, летние. Можно рисовать на тонированной бумаге зиму.

-Рисование картофельной печаткой.

Разрезав картофелину пополам, на срезе вырезать любую печать и обмакнув в гуашь печатать что захочется.

- Рисование срезом лука или лимона поможет создавать рисунки на темы природы, космоса, волшебная кулинария.

-Рисование ватным диском . Сложите ватный диск 2 раза пополам и закрепите угол бельевой прищепкой. Инструмент для рисования готов . Особенно красивы розы. выполненные в такой технике. В работе можно использовать сразу несколько цветов, обмакивая край диска в разные краски.

Отпечатки коктельной трубочкой. Разрежьте край трубочки ножницами и отогните их в стороны. Получится маленький цветок. можно рисовать салют , цветы, снежинки.

Узоры карандашной резинкой. Таким простым штампом можно украшать разнообразные рисунки (ягоды, снег, пятнышки на жирафе, небольшие раскраски и т д)

-Рисование пластиковой тарелкой. Этот способ рисования дает возможность развивать у ребенка фантазию и позволяет выражать свои эмоции. нужно только взять гуашь понравившегося цвета и обильно нанести на дно тарелки. Получившиеся отпечатки можно добавлять мелкими деталями прорисовки . А можно аппликативно добавить сюжетные картинки или узоры.

Плетенка нитками. Рисовать плетенку могут не все дети, поэтому такой способ поможет деткам быстро освоить рисование корзинки , дорожки из плиточек, шахматной доски и т д

-Рисование зубной щеткой . Этот способ рисования подходит для всех «мохнатых» . Растения, звери, сказочные персонажи получаются как живые и объемные.

-Рисование пластиковой бутылкой. Обмакивая в гуашь донышко большой пластиковой бутылки можно рисовать цветы , снежинки цыплят, или просто разноцветные узоры.

Рисование мочалкой . Все что вы нарисуете мочалкой будет выглядеть воздушно , легко и иметь объем.

-Рисование поролоновыми шариками. Шарики можно вырезать из любой губки. Чтобы не пачкать пальчики, удобно держать шарик прищепкой.

-Рисование круглой щеткой . Такой простой бытовой предмет поможет детям быстро и оригинально рисовать все круглое и пушистое.

-Рисование ободком бумажного стаканчика. Это способ подходит для рисования волшебных картин , космических происшествий и просто для удовольствия.

-Рисование воздушными шарами поможет воспитателю и детям быстро нарисовать или оформить большой лист ил плакат.

-Рисование пластиковой вилкой . Любые колючки, веточки, лучики. Цветы за долю секунды расцветут на листах, и будут радовать вас и детей своей красотой и необыкновенным исполнением.

Используя все предложенные способы рисования и штамповки , вы поможете детям полюбить рисование , раскрыть свои таланты и способности и выражать их в своем творчестве.

Публикации по теме:

Мастер класс для воспитателей подготовительных групп по Правилам дорожного движения с детьми. Инвентарь: Гимнастические палочки, мягкие.

Добрый вечер, дорогие МААМовцы! Мне было предложено поучаствовать в городском конкурсе "Чудесные видения сказочной страны" (герои сказок).

Цель. Продемонстрировать педагогам метод интеллект-карт для использования в проектной деятельности с детьми дошкольного возраста. 1 часть.

На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка имеет познавательная.

Существует много способов нетрадиционного рисования - кляксография, рисование ватными палочками,раздувание краски да многое другое. Проведение.