Влияние сенсомоторики на психику дошкольника. Особенности формирования сенсомоторных навыков у детей дошкольного возраста

Дошкольный возраст является сенситивным периодом для развития способностей. Потери, допущенные в этот период, невосполнимы в полной мере в последующей жизни. Недостаточное сенсомоторное развитие детей раннего и дошкольного возраста приводит к возникновению различных трудностей в ходе дальнейшего обучения.

Профессор Н.М. Щелованов называл дошкольный возраст “золотой порой” сенсомоторного воспитания и важно предоставить детям в этот период все возможности для обогащения их чувственного и двигательного опыта.

Вот что писал Ушинский о детской деятельности: "Дитя мыслит формами, звуками, ощущениями вообще, и тот напрасно и вредно насиловал бы детскую природу, кто захотел бы заставить мыслить иначе. Дитя требует деятельности беспрестанно и утомляется не деятельностью, а её однообразием и односторонностью".

И.М. Сеченов говорил: «Движения руки человека наследственно не предопределены, а возникают в процессе воспитания и обучения, как результат ассоциативных связей между зрительными, осязательными и мышечными изменениями в процессе активного взаимодействия с окружающей средой».

Выдающиеся зарубежные ученые в области дошкольной педагогики (Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли), а также известные представители отечественной дошкольной педагогики и психологии (Е.И. Тихеева, А. В. Запорожец, А.П. Усова, Н.П. Сакулина и др.) справедливо считали, что сенсомоторное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсомоторного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания.

Значение сенсомоторного развития ребенка для его будущей жизни выдвигает перед теорией и практикой дошкольного воспитания задачу разработки и использования наиболее эффективных средств и методов сенсомоторного воспитания в детском саду. Задача детского сада - обеспечить наиболее полное развитие воспитанников с учетом возрастных характеристик на этапе завершения дошкольного образования, подготовить их к обучению в школе. Уровень развития сенсомоторики - один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития сенсомоторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь. В дошкольном возрасте важно развить механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенком сенсорного, двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.

В каждом возрастном периоде стоят свои задачи сенсомоторного развития, и решать их следует путем разработки и использования наиболее эффективных средств и методов сенсомоторного воспитания с учетом последовательности формирования функции восприятия в онтогенезе.

Круг задач сенсомоторного воспитания:

  • 1. Совершенствование двигательных функций (развитие и совершенствование общей (крупной) и ручной (мелкой) моторики, формирование графомоторных навыков.
  • 2. Тактильно-двигательное восприятие.
  • 3. Развитие слухового восприятия.
  • 4. Развитие зрительного восприятия.
  • 5. Восприятие формы, величины, цвета.
  • 6. Восприятие особых свойств предметов (вкус, запах, вес).
  • 7. Восприятие пространства и времени.

Средства для решения задачи:

  • 1. Научно-методическая литература
  • 2. Изучение передового опыта
  • 3. Диагностика
  • 4. Игры, упражнения, задания на развитие сенсорных эталонов
  • 5. Фронтальные и подгрупповые занятия
  • 6. Создание развивающей среды
  • 7. Работа с родителями

Отечественная наука выделяет два основных сенсомоторных метода --обследование и сравнение.

Обследование -- специально организованное восприятие предмета (объекта) с целью использования его результатов в какой-либо практической деятельности.

Сравнение -- это и дидактический метод, и одновременно мыслительная операция, посредством которых устанавливаются черты сходства и различия между предметами (объектами) и явлениями. Сравнение может идти путем сопоставления предметов или их частей, путем наложения предметов друг на друга или приложением предметов друг к другу, ощупывания, группировки по цвету, форме или другим признакам вокруг образцов-эталонов, а также путем последовательного осмотра и описания выделенных признаков предмета, способом выполнения планомерных действий.

В ходе обследования происходит как бы перевод свойств воспринимаемого объекта на знакомый ребёнку язык, каковым являются системы сенсорных эталонов. Ознакомление с ними и способами их использования занимает основное место в сенсомоторном развитии ребёнка.

Освоение сенсорных эталонов не только значительно расширяет сферу познаваемых ребёнком свойств, но и позволяет отражать взаимосвязь между ними. Сенсорные эталоны - это представления о чувственно воспринимаемых свойствах объектов. Эти представления характеризуются обобщённостью, так как в них закреплены наиболее существенные главные качества. Осмысленность эталонов выражается в соответствующем названии - слове. Эталоны не существуют отдельно друг от друга, а образуют определённые системы. Например, спектр цветов, шкала музыкальных звуков, система геометрических форм и пр., что составляет их системность. Ознакомление с каждым видом эталонов имеет свои особенности, поскольку с разными свойствами предметов могут быть организованы разные действия. Так, при ознакомлении с цветами спектра и особенно с их оттенками большое значение имеет самостоятельное получение их детьми (например, получение промежуточных цветов). В ознакомлении с геометрическими формами и их разновидностями существенную роль имеет обучение детей приему обведения контура с одновременным зрительным контролем за движением руки, а также сопоставление фигур, воспринимаемых зрительно и осязательно. Ознакомление с величиной включает выстраивание предметов (и их изображений) в ряды убывающей или нарастающей величины, иными словами -- создание сериационных рядов, а также освоение действий с условными и общепринятыми мерками. В процессе музыкальной деятельности усваиваются образцы звуковысотных и ритмических отношений и т. д. Постепенно дети усваивают связи и отношения между эталонами -- порядок расположения цветов в спектре, группировка цветовых тонов на теплые и холодные; деление фигур на округлые и прямолинейные; объединение объектов по отдельным протяженностям и др.

Роль воспитателя в основном состоит в раскрытии детям тех сторон явлений, которые могут остаться незамеченными, выработке отношения детей к этим явлениям. Чтобы помочь малышу лучше овладеть своими движениями и сенсорными знаниями, важно создать активную подготовительную среду, способствующую развитию координации, совершенствованию двигательных навыков и освоению сенсорных эталонов. Многочисленные исследования (Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина и др.) показывают, что прежде всего это действия с предметами (подбор предметов в пары и др.), продуктивные действия (простейшие постройки из кубиков и др.), упражнения и дидактические игры. В современной системе сенсомоторного воспитания определённое место отводится занятиям, которые проводятся в форме организованных дидактических игр. На занятиях такого рода сенсорные и двигательные задачи воспитатель ставит перед детьми в игровой форме, связывает с игрой. Развитие восприятий и представлений ребёнка, усвоение знаний и формирование умений происходит в ходе интересных игровых действий.

Ценность раннего обучающего воздействия давно подмечена народом: им созданы детские песенки, потешки, игрушки и игры, которые забавляют и учат ребёнка. Народная мудрость создала дидактическую игру, которая является для дошкольника наиболее подходящей формой обучения. Богатые возможности для сенсорного развития и совершенствования ловкости рук таят в себе народные игрушки: башенки, матрёшки, неваляшки, разборные шары, яйца и многие другие. Детей привлекают красочность этих игрушек, забавность действий с ними. Играя, ребёнок приобретает умение действовать на основе различения формы, величины, цвета предметов, овладевает разнообразными новыми движениями, действиями. И всё это своеобразное обучение элементарным знаниями и умениям осуществляется в формах увлекательных, доступных ребёнку.

Игра - универсальный способ воспитания и обучения маленького ребёнка. Она приносит в жизнь ребёнка радость, интерес, уверенность в себе и своих возможностях. Почему акцент в выборе игр для детей стоит делать на сенсорные и моторные игры? Сенсомоторный уровень является базовым для дальнейшего развития высших психических функций: восприятия, памяти, внимания, воображения, мышления, речи.

Классификация игр, необходимых для развития детей дошкольного возраста:

Сенсорные игры. Эти игры дают опыт работы с самыми разнообразными материалами: песком, глиной, бумагой. Они способствуют развитию сенсорной системы: зрения, вкуса, обоняния, слуха, температурной чувствительности. Все органы, данные нам природой, должны работать, а для этого им необходима «пища».

Моторные игры (бег, прыжки, лазание). Не всем родителям нравится, когда ребенок бегает по квартире, залезает на высокие предметы. Безусловно, прежде всего надо подумать о безопасности ребенка, но не стоит запрещать ему активно двигаться.

Задача педагогов в детских учреждениях заключается в организации игрового места для детей, насыщении его такими предметами, игрушками, играя с которыми малыш развивает движения, учится понимать их свойства - величину, форму, а затем цвет, так как правильно подобранный дидактический материал, игрушки привлекают внимание малыша к свойствам предметов. Гармоничность сочетания разнообразных форм, размеров, фактуры, цветовой гаммы предметов, естественные качества природных материалов не только позволяют детям освоить новые ощущения, но и создают особый эмоциональный настрой.

Очень важной частью развития сенсомоторных способностей являются «пальчиковые игры». «Пальчиковые игры» -- это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Из поколения в поколение передаются забавные народные потешки: «Ладушки-ладушки», «Сорока - белобока», «Коза рогатая» и другие пальчиковые игры. Педагог Василий Сухомлинский писал: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». Известный немецкий ученый Эммануил Кант называл руки видимой частью полушарий головного мозга. Мария Монтессори говорила, что каждое движение ребёнка -- это ещё одна складочка в коре больших полушарий. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и т.д. Трехлетние малыши осваивают игры, которые проводятся двумя руками, например, одна рука изображает домик, а другая -- кошку, вбегающую в этот домик. Четырехлетние дошкольники могут играть в эти игры, используя несколько событий, сменяющих друг друга. Более старшим детям можно предложить оформить игры разнообразным реквизитом -- мелкими предметами, домиками, шариками, кубиками и т. д. Пальчиковые игры - это упражнения для улучшения подвижности пальцев, развитие их силы и гибкости и, как следствие, снижение физической усталости, массаж «активных точек» на пальцах и ладонях.

Оптимальный вариант развития мелкой моторики - использование физкультминуток. Физкультминутка, как элемент двигательной активности предлагается детям для переключения на другой вид деятельности, повышения работоспособности, снятия нагрузки, связанной с сидением. Традиционно физкультминутки проводятся в сочетании движений с речью детей. Проговаривание стихов одновременно с движением обладают рядом преимуществ: речь как бы ритмизуется движениями, делается более громкой, чёткой, эмоциональной, а наличие рифмы положительно влияет на слуховое восприятие.

Для развития ручной умелости, а так же детского творчества, артистизма у детей используются различные виды инсценирования, в которых принимают участие все дети. Игры, напоминающие театральные представления, требуют кропотливой совместной работы детей и взрослых: пальчиковый театр, «Театр рукавичек», театр теней и т.д. В этих инсценировках (где действуют пальцы и руки) большие возможности для развития ручной ловкости, движений кисти и пальцев рук, умелости, точности, выразительности движений и развития речи.

В современных детских садах есть комната сенсорного развития. Это окружение, которое состоит из различного рода стимуляторов (проекторы, световые трубки, фиброоптические волокна, сухие бассейны, мягкие покрытия, разгрузочные сиденья, генераторы запахов, специальная музыка и т.д.), Это маленький рай, где все журчит, звучит, переливается, манит, и воздействует на все органы чувств человека.

  • 1. рисование пальцами, кистью, кусочком ваты и т.д.;
  • 2. лепка из глины, пластилина, теста;
  • 3. игры с крупной и мелкой мозаикой, конструктором;
  • 4. застёгивание и расстегивание пуговиц;
  • 5. всевозможные шнуровки;
  • 6. нанизывание колец на тесьму;
  • 7. вырезание
  • 8. аппликация из разного материала (бумага, ткань, пух, вата, фольга);
  • 9. конструирование из бумаги (оригами);
  • 10. макраме (плетение из ниток, веревок);
  • 11. собирание пазлов;
  • 12. сортировка мелких предметов (камушки, пуговицы, желуди, бусинки, крупы, ракушки), разных по величине, форме, материалу.
  • 13. использование массажных мячей
  • 14. «Шариковые» ванны»
  • 15. «Осязательные ванны»
  • 16. тактильные панно
  • 17. «Сенсорная тропа для ног»
  • 18. самомассаж
  • 19. игры с водой, песком
  • 20. дидактические игры
  • 21. подвижные игры

Сенсомоторное развитие ребёнка происходит в ходе специальных игр-занятий, в процессе дидактических игр и упражнений, в продуктивных видах деятельности (аппликация, рисование, лепка, конструирование, моделирование), в процессе труда в природе, в повседневной жизни детей: игре, на прогулке, в быту, в процессе практических действий с предметами и наблюдений. Развитие ручной умелости невозможно без своевременного овладения навыками самообслуживания: к старшему дошкольному возрасту у ребёнка не должно быть затруднений в застёгивании пуговиц, завязывании шнурков на обуви, узелков на платке и др. Важно и посильное участие детей в домашних делах: сервировке стола, уборке помещения и т.п. Эти повседневные нагрузки имеют не только высокую нравственную ценность, но и являются хорошей систематической тренировкой для пальцев руки. Наиболее эффективными являются те виды деятельности, которые выдвигают перед восприятием ребенка все более сложные задачи и создают условия, способствующие усвоению сенсорных эталонов.

Таким образом, можно сделать вывод, что для сенсомоторного развития необходимо руководство со стороны взрослого, который включает ребенка в деятельность и формирует действие и восприятие:

  • 1. выделяет эталоны словом; слово обобщает, т. е. вносит то, что дает
  • 2. чувственный опыт, и что сам ребенок не может выделить в предмете, явлении.
  • 3. учит обследовать объект по-разному в зависимости от целей обследования и самих обследуемых качеств.

Осваивая под руководством взрослых эталонные значения качеств на основе предшествующего собственного сенсорного опыта, ребенок поднимается на новый, более высокий уровень знаний -- обобщенных, систематизированных.

Знание эталонов позволяет ребенку анализировать действительность, самостоятельно видеть знакомое в незнакомом и выделять особенности незнакомого, накапливать новый сенсорный и двигательный опыт. Ребенок становится более самостоятельным в познании и деятельности.

Дорогие гости! Мы рады встрече с вами на официальном сайте МАОУ детского сада № 27 "Лесовичок".
МАОУ детский сад № 27 «Лесовичок» - дошкольное образовательное учреждение для воспитанников в возрасте от двух месяцев до прекращения образовательных отношений.
Основная цель деятельности Учреждения - осуществление образовательная деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми.
Основные виды деятельности Учреждения:
- реализация образовательных программ дошкольного образовательного образования, в том числе адаптированных для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
- присмотр и уход за детьми;
- организация охраны здоровья воспитанников (за исключением оказания первичной медико-санитарной помощи, прохождение периодических медицинских осмотров и диспансеризации);
- создание необходимых условий для организации питания воспитанников и работников Учреждения.
Девиз: Детский сад живи всегда на века и на года! Пусть звучит весёлый смех и сопутствует успех!
Кредо: Принцип адаптивности, креативности, индивидуализации, готовность к принятию творческих решений, профессионализм, ответственность. >>>

Наши группы


Первый год жизни ребенка − один из самых насыщенных. Умения появляются буквально на глазах, поэтому важно не упустить возможность развивать сенсомоторные навыки при помощи упражнений в первом полугодии жизни и дополнить их первыми играми с момента освоения навыка удержания туловища в положении сидя.

  1. Посмотри на игрушку
  • Когда начинать: с первой недели жизни.
  • Необходимые предметы: яркие погремушки.
  • Частота: 2 раза в день.
  • Время: 1-2 минуты.

Взрослый располагает игрушку на расстоянии 70 см от глаз ребенка. Когда малыш сконцентрирует свое внимание на предмете, необходимо медленно передвигать погремушку влево и вправо на 5-7 см. После усвоения навыка перемещения взгляда за предметом нужно усложнить упражнение, передвигая предложенный объект в разные стороны, ближе и дальше от крохи.

  1. Слушай и хватай
  • Когда начинать: 2 месяца.
  • Необходимые предметы: погремушка-гирлянда для кроватки.
  • Частота: 2 раза в день.
  • Время: 5-8 минут.

В кроватке прикрепляется гирлянда на расстоянии вытянутой руки крохи. Привлеките внимание карапуза к игрушке легким шумом. Заинтересовавшись предложенной игрушкой, малыш будет стараться дотянуться и потрогать предложенный предмет, закреплять связь между звуком игрушки и ее внешним видом. Для усиления воздействия периодически (минимум раз в неделю) необходимо производить замену гирлянды.

  1. Изучаем мамино лицо
  • Когда начинать: 2 месяца.
  • Частота: 2-5 раз в день.
  • Время: 1-2 минуты.

Возьмите малыша на руки под мышки перед собой. Постарайтесь привлечь его внимание к себе песенкой или звуками. Постарайтесь задержать его внимание на своем лице.

  1. Знакомимся с игрушками
  • Когда начинать: 3 месяца.
  • Необходимые предметы: игрушки разной формы, цвета, фактуры.
  • Частота: 2 раза в день.
  • Время: до потери интереса.

В руку малыша помещаются разнообразные предметы, отличающиеся цветом, формой, звучанием, поверхностью. После изучения крохой предметов в положении лежа на спине положите его на животик и разместите игрушки перед ним. Опираясь на локти, кроха будет стремиться до них дотянуться, попробовать на ощупь, вкус.

  1. Массаж
  • Когда начинать: с рождения.
  • Частота: 1-2 раза в день.
  • Время: 5-7 мин.

Основным способом развития психомоторики в первый год жизни является расслабляющий массаж, позволяющий ребенку ощутить свое тело, изучить возможности. Нужно обязательно проводить эту процедуру теплыми руками, смазанными детским кремом. Отдельное внимание следует уделять ладоням и стопам малыша: на них располагаются точки стимуляции развития отдельных органов и головного мозга.

  1. Послушай
  • Когда начинать: 1 месяц.

Для активации сенсомоторных навыков обязательным условием является применение с первых дней жизни речи, обращенной непосредственно к ребенку в самых разнообразных формах. Песни, байки, прибаутки, простые звуки. Ближе к 6 месяцам можно употреблять различные картинки, озвучивая изображенных на них животных и предметы. Во время игр называйте предметы, избегайте уменьшительно-ласкательных слов, подмены на простые формы.

Варианты сенсомоторных игр от 6 месяцев до года

  1. Пальчиковые забавы

«Сорока-ворона», «коза-рогатая» и другие пальчиковые игры, требующие разминки ладошки и сопровождаемые рифмованными историями.

  1. Рисование пальчиками

Двигая пальчики, смоченные в краске, по листу бумаги помогите крохе изучить разные цвета, ощутить разные структуры материалов.

  1. Лепка

Базовую лепку из теста хорошо начинать как можно раньше, можно дополнительно раскрашивать или украшать полученные колбаски, кружочки. Пластилин целесообразно вводить не ранее 11 месяцев: он имеет более плотную структуру и тяжело поддается преобразованию.

  1. Сенсорные кубики, коврики, мягкие бизиборды

Наполненные разными крупами, с нашитыми предметами разной величины, издающие звуки и в дополнение массажирующие тело крохи, предметы идеально подходят для детей от 6 месяцев для развития сенсомоторных навыков.

  1. Конструирование

К 7-8 месяцам предлагаются кубики для построения простых башенок. Хорошо, если вместе с классическими твердыми экземплярами в игру будут включены их мягкие аналоги и сенсорные мешочки. К 11-12 месяцам можно предложить конструктор с крупными деталями.

  1. Знакомство с классической музыкой

Музыка позволяет малышам переживать новые ощущения, получать новый опыт изучения мира, стимулирует работу нейронов головного мозга. Общее положительное влияние на сенсомоторику оказывает прослушивание классической музыки и попытка выразить внутренние эмоции через движение (танец).

Упражнения и игры на развитие сенсомоторных навыков у ребенка от 1 до 2 лет

К году малыш уже достаточно хорошо координирует свои движения, улучшает крупную и мелкую моторику, различает формы, цвет и вкус различных предметов, но не может их назвать. Основной целью родителей в этот период становится расширение понимания о функциональной принадлежности предметов, увеличение разнообразия действий с предметами, установление различий между игрушками по весу, форме, материалу в словах. Целесообразно ввести в этот период первые учебные игры на развитие логического мышления, обучить созидательному типу игры.

  1. Конструирование

Кубики и конструкторы в этот период продолжают играть большую роль, но качество игры возрастает. От простых башенок хорошо переходить к выстраиванию других форм и предметов, знакомых ребенку (дом, гараж, лестница, мост).

  1. Лепка, рисование, аппликации

С года хорошо вводить различные варианты прикладного творчества. При помощи пластичных материалов развивать зрительное, тактильное, двигательное восприятие. Рисуя красками, карандашами, мелками, поролоном давать стимул зрительно-двигательному навыку. Простыми методами аппликации (мять, рвать, клеить) развивать звуковые, зрительные, тактильные и двигательные умения.

  1. Шнуровки и нанизывание предметов

Простые игры со шнуровкой оказывают благоприятное влияние на координацию, тренируют зрительно-двигательные навыки.

  1. Сортеры и сенсорные панели

В зависимости от размещенных предметов происходит координация различных сенсорных навыков. Сортеры используются для дополнительного изучения предметов, предназначенных для игры.

  1. Игры с природными материалами (вода, песок, камушки, растения)

Общение ребенка с естественными материалами благоприятно сказывается на его эмоциональном состоянии. Предложите крохе переливать воду из разных сосудов, построить из песка горку или фигурку из формочки, постучать камушки друг о друга, понюхать растения.

  1. Танец и пение

Актуальным для возраста от 1 до 2 лет является прослушивание классической музыки. Дополнительный стимул взаимодействия сенсорных ощущений и двигательных навыков придает использование детских музыкальных композиций, разучивание простых танцев. Стремление крохи подпеть любимой песне указывает на общую положительную тенденцию в освоении зрительно-звуковых навыков.

Развиваем сенсомоторику с ребенком от 2 до 3 лет

При достаточном внимании со стороны взрослых до 2 лет малыши этого возраста уже имеют хороший опыт сенсомоторных навыков и легко откликаются на предложение изучить новые варианты. Проявляется желание созидать, создавать выдуманные образы. Координация и моторика позволяют вводить в жизнь крохи новые варианты стимуляции сенсомоторных функций. Благодаря освоению первичных навыков речи, базируясь на полученном опыте, появляется повышенная любознательность. Именно этот навык станет главным двигателем в изучении новых знаний.

Игры для детей от 2 до 3 лет:

  1. Подвижные игры с предметами

Игры с мячом, со скакалкой, канатом и другими предметами позволяют совершенствовать полученный навык зрительно-двигательной координации.

  1. Творческие занятия

К 2 годам постепенно ребенок начинает отходить от предметной деятельности к сюжетно-ролевой, процесс развития сенсомоторики переходит на новый уровень. Использование новых техник, цветовых решений, образного мышления позволяют раскрывать творческий потенциал, базируясь на полученном сенсомоторном опыте.

Для равномерного развития разных навыков хорошо использовать поочередно разные виды творческих занятий: рисование, лепка, аппликация, оригами, музыка.

  1. Мозаики, шнуровки, макраме

Актуальным вопросом для ребенка 2-3 лет является усиление внимания на развитие мелкой моторики. Увеличение времени, проведенного за действиями, требующими работы пальчиками, благоприятно сказываются не только на этом навыке, но и стимулируют получение разнообразного сенсорного опыта.

  1. Дидактические игры

В 2 года можно начинать применять простейшие дидактические игры. Большинство магазинных пособий предназначено для детей от 3 лет, но применять их можно и раньше, вводя правила постепенно, обучая принципам игрового поведения.

  1. Музыка, театр, пение, танец

Для стимуляции развития речи, слуха, координации разных сенсорных ощущений хорошо применять музыку (классическую, детскую) и пение, сопровождаемые танцем. Целесообразно уделить внимание отображению эмоций перед зеркалом, наблюдениям как выглядит пение со стороны.

Прежде чем раскрыть значение сенсомоторного развития для детей старшего дошкольного возраста нам необходимо рассмотреть, что собой представляет сенсорное и моторное развитие детей.

Сенсорное развитие дошкольников

Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т.п.

Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребенка в детском саду, в школе и для многих видов труда.

Начальные этапы познания действительности обеспечиваются процессами ощущения и восприятия. Непосредственное чувственно восприятие окружающего составляет основу представлений. Характер этих представлений, их точность, отчетливость, полнота зависят от степени развития тех сенсорных процессов, которые обеспечивают отражение действительности, т.е. от развитости ощущений и восприятий. Особое значение чувственное познание имеет в дошкольном детстве.

Логическое познание, в котором ведущая роль принадлежит мышлению и речи, вырастает из чувственного опыта, отражает его и формируется на его основе. Логическое мышление и речь перестраивают чувственное познание. Восприятие становится «думающим», приобретает характер наблюдения. Обобщенные и осмысленные знания ускоряют распознавание, накопление новых чувственных данных, способствуют включению этих новых данных в ранее накопленные системы. Таким образом, мышление и речь становятся условием дальнейшего сенсорного развития человека, культуры чувственного познания.

Сенсорное развитие является условием успешного овладения любой практической деятельностью. Установлено, что большинство человеческих способностей имеет ярко выраженную сенсорную основу. Так, в деятельности художника, архитектора, конструктора точное восприятие, различение и представление форм, их пространственного расположения, отношений по величине и т.д. Это показывает, что сенсорное развитие человека - одно из условий успешного овладения любой деятельностью.

Богатство и разнообразие чувственных впечатлений человека, получаемых из окружающей действительности, являются необходимым условием и его эмоционального состояния, оптимальной деятельности коры головного мозга. Известно, что недостаток впечатлений, бедность их понижает тонус, обусловливают появление отрицательного эмоционального состояния человека, а их однообразие вызывает утомление. Важно формировать у человека умение пользоваться системами анализаторов, обеспечивая живую и многогранную связь с окружающим миром, активность коры головного мозга, положительное эмоциональное состояние.

Дошкольный возраст - это возраст, когда складываются и развиваются сенсорные процессы. Поэтому сенсорное воспитание в этот период занимает важнейшее место.

Под сенсорным воспитанием в педагогике понимается система педагогических воздействий, направленных на формирование способов чувственного познания и совершенствование ощущений и восприятий.

Содержание сенсорного воспитания представляет собой круг свойств и качеств, отношений предметов и явлений, которые должны быть освоены ребенком дошкольного возраста. Этот объём определяется, с одной стороны, многообразием особенностей окружающего мира ребенка, а с другой - разнообразием видов деятельности, которые начинают складываться в дошкольном возрасте и имеют сенсорные основы.

Для каждого вида деятельности необходима способность целостного восприятия и представления (предметов, звуков речи, действий, отношений), а также анализирующего восприятия и представления.

Важным является умение воспринимать и представлять действия не только в целом, но и выделять в них отдельные движения, соблюдать их последовательность, длительность направление, величину размаха движения, усилие и т.д. и регулировать на этой основе свои действия. Это необходимо в любой деятельности для усвоения действий, операций.

Для выделения белее сложных качеств, отношений, системы признаков требуется не единое действие, а система действий, производимых в определенной последовательности. Так, чтобы выяснить, из чего сделан тот или иной предмет, необходимо выявить признаки материала: прочность, твердость, прозрачность, особенности поверхности и т.д.

Сенсорное воспитание наиболее успешно осуществляется в условиях обучения.

В программу сенсорного воспитания, кроме перечисленных свойств, качеств, отношений, имеющихся в окружающей действительности и соответствующих им перцептивных действий, включена и система эталонов.

Многообразный сенсорный опыт ребенок получает в процессе деятельности. Он сталкивается с конкретными проявлениями цветов, форм, величин, материал, звуков, количественных и пространственных отношений. Ориентировка в многообразном конкретном опыте требует обобщений, сведения многообразия к общим типичным явлениям, т.е. усвоения меры качеств - эталонов, выработанных человечеством. Это эталоны цвета (цвета спектра), форм (геометрические плоскостные и объемные формы), материалов, эталоны пространственного положения и направлений (вверху, внизу, слева, справа и др.), эталоны величин (метр, килограмм, литр и др.), длительности времени (минута, секунда, час, сутки и др.), эталоны звучания звуков речи, звуковысотных интервалов (тон, полутон) и т.п.

Осваивая под руководством взрослых эталонные значения качеств на основе предшествующего собственно сенсорного опыта, ребенок поднимается на новый, более высокий уровень знаний - обобщенных, систематизированных, в известной мере отвлеченных. Знание эталонов позволяет ребенку анализировать действительность, самостоятельно видеть знакомое в незнакомом, замечать особенности незнакомого, накапливать новый сенсорный опыт. Ребенок становится более самостоятельным в познании и деятельности.

Таким образом, сенсорное воспитание детей дошкольного возраста предусматривает накопление ими широкого сенсорного опыта (многообразия сенсорных эталонов и перцептивных действий, т.е. способов обследования).

Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Выдающиеся зарубежные ученые в области дошкольной педагогики (Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли), а также известные представители отечественной дошкольной педагогики и психологии (Е.И. Тихеева, А.В. Запорожец, А.П. Усова, Н.П. Сакулина и др.) справедливо считали, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания.

Развитие мелкой моторики дошкольников.

Период дошкольного детства является наиболее благоприятным для формирования необходимых психических функций и социально значимых качеств личности. Именно в это время закладываются предпосылки будущей учебной деятельности ребенка, идет активное развитие его познавательных возможностей.

Моторика - это сфера двигательных функций организма. У грудного ребенка в начальном периоде жизни моторика является первым и единственным аспектом развития, который доступен объективному наблюдению.

Понятие мелкой (или тонкой) моторики человека обозначает точные двигательные способности его рук. Развитие мелкой моторики и, соответственно, координации движений рук ребёнка находится в прямой зависимости от состояния развития его мышления.

Почему так важно для детей развитие тонкой моторики рук? Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко. Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь.

Специалисты в области детской психологии уже давно установили, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени развития тонкой моторики руки. Если движения пальцев развиваются «по плану», то и развитие речи также в пределах нормы. Если же развитие пальцев отстает, отстает и развитие речи.

Почему же две эти составляющие так взаимосвязаны? Дело в том, что наши предки общались при помощи жестов, добавляя постепенно возгласы, выкрики. Движения пальцев постепенно совершенствовались. В связи с этим происходило увеличение площади двигательной проекции кисти руки в мозге человека. Речь развивалась параллельно. Примерно так же развивается речь и мелкая моторика у ребенка, т.е. сначала начинают развиваться движения пальцев рук, когда же они достигают достаточной тонкости, начинается развитие словесной речи. Развитие движений пальцев рук как бы подготавливает почву для последующего формирования речи.

Развитие тонкой координации движений и ручной умелости предполагает известную степень зрелости структур головного мозга, от них зависит управление движениями руки, поэтому ни в коем случае нельзя ребёнка заставлять.

Развитие моторной функции улучшает (способствует) развитие познавательной функции, восприятие поступающей информации.

Анализ и синтез при обработке информации в центральной нервной системе обеспечивает, сознательны отбор наиболее отточенных моторных функций. Ребенок осознает, что при улучшении моторных функций он чувствует себя более комфортно в любой среде.

Моторная функция ребенка - это интегрированная составная часть познавательной функции головного мозга.

В старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе, в частности, к письму.

Таким образом, нормальное развитие моторики свидетельствует о нормальном развитии ребенка. Тонкая моторика отражает интеллектуальные способности.

Сенсомоторное развитие

Сенсомоторное воспитание, в широком понятии этого слова, способствует интеллектуальному развитию детей, успешной готовности детей к обучению в школе, овладение детьми навыками письма и другими навыками ручной умелости, а главное их психоэмоциональное благополучие.

Обратимся к понятиям, что такое сенсомоторика?

Дословно: «сенсомоторика» - «сенсо» - чувство, «моторика» - движение. Сенсорные процессы неразрывно связаны с деятельностью органов чувств. Предмет, который мы рассматриваем, воздействует на наш глаз; с помощью руки мы ощущаем его твердость… Таким образом ощущения и восприятие - непосредственное, чувственное познание действительности.

Ребенок открыт всему миру. Известно, что ребенок усваивает огромный объем информации. «От пятилетнего возраста до меня один шаг, а от новорожденного до пяти огромное расстояние », - писал Лев Николаевич Толстой. Путь дошкольника очень ответственный. Он трудный и радостный, где много разных встреч и открытий. Ребенок реагирует на впечатления от конкретного события, действия, человека. Поэтому нам надо помнить: все, что происходит в непосредственном окружении малыша, преобразуется в его душе.

Крик новорожденного - первая реакция на земной мир, первое непосредственное чувствование этого мира.

Ребенок сначала познает окружающий мир только чувственным образом. Чувственный мир безграничен, так как лишен стереотипов. Ребенок чувствует себя в нем свободно, и мир открывается ему словно в процессе рисования - постепенно и завораживающе.

Все, что взрослым уже знакомо все, что, как им кажется, до конца понятно, объяснено и уложено в схемы, ребенок видит впервые, и его восторг так силен, что ему хочется продлить это «впервые» до бесконечности. Но лишь немногие взрослые, которых мы называем людьми искусства, сохраняют в себе способность бесконечного первооткрытия мира. Здесь и возникают вопросы о том, как же помочь ребенку не превратиться из «маленького гения» в заурядного человека и почему детская восторженная и трепетная оживленность сменяется иногда школьной апатией?

Чем больше дети дошкольники познают, тем богаче будет их сенсорный опыт, тем легче и проще им будет развивать моторику, и все это позволит легче учиться. А после интересных занятий ребенку не придется при рассматривании какого-либо предмета тратить силы на ненужные движения головы. Следовательно, малыш не будет так уставать, и процесс обучения пойдет гораздо быстрее.

Чтобы легко учиться, чтобы на высоком уровне определить форму предмета, объем, размер, у ребенка должны быть не только хорошо развиты около глазные мышцы, позволяющие двигаться глазам, мышцы шеи, помогающие ей быть не подвижными или по желанию поворачиваться в разные стороны, но и скоординированные движения мышц обеих рук. Чтобы познакомиться с каким-то предметом, его нужно изучить: трогать руками, сжимать, гладить, т.е. совершать какие-то действия, которые называют моторными. Если он не может схватить этот предмет, то его не сможет и ощутить. Значит, если мы научим руки ребенка быть ловкими и умелыми, то он сможет ими познать многое и разное. И чем больше мы дадим в его руки новое, неизученное, тем быстрее они станут умелыми. Все это, безусловно, облегчает развитие и обучение детей.

Здоровье ребенка, физическое и духовное, зависит от того, каким он видит окружающий мир, каким его представим. Одна из главных задач - дать ребенку как можно больше естественных заданий для более точного выражения себя и своего видения. Важно чтобы задание было обогащено развивающей предметной средой. Дизайнеры пытаются разрешить поставленные нами вопросы. Разработаны игрушки, игровые пособия, стимулирующие зрительные, тактильные, обонятельные ощущения. Используется широкая цветовая гамма во всех видах изобразительной деятельности. Учитывается сила цвета. При грамотно подобранной цветовой гамме снимается напряжение, оптимизируется эмоциональный настрой, облегчается процесс социоэмоционального взаимодействия.

Дошкольный период - один из наиболее важных и ответственных в жизни человека, что именно в этот период появляется и, возможно, раз и навсегда исчезает стремление постигать мир и себя.

Природное желание ребенка узнавать новое постепенно сталкивается с педагогической схоластикой, с упрощенной и сухой подачей знаний об окружающих предметах и явлениях. У ребенка не реализуются одна из главных способностей этого возраста - эмпирическое, то есть чувственное, познание мира. Ребенок ждет не объяснения путем логических выкладок, а демонстрации качеств предмета. Суть предмета постигается через качества, а не через абстрактный для ребенка утилитаризм предмета. Если ребенок не приобретает живого непосредственного опыта, не переживает эмоций, связанных с приобретением этого опыта, он становится рабом уже сформированных суждений. Жизнь, данная в описаниях, снижает у ребенка интерес к явлениям.

Поначалу ребенок доверяет тому, что говорит ему взрослые о сущности явлений и предметов, но потом проявляется очевидный дефицит истинного опыта и интерес, в том числе к знаниям, снижается. Ребенок становится обладателем не пережитого опыта. И это не только заглушает его сенсорные способности, но и делает затруднительными последующие стадии обучения, которые основаны на умении оперировать логическими и аналитическими категориями.

Каким образом открыть перед малышом мир, в котором он пришел, помочь не потеряться в нем, воспринять добро, красоту с трепетом и улыбкой - это то, что волнует педагогов.

Чтобы легче, понятнее и нагляднее было понять и изучать сложные процессы сенсомоторного развития необходимо изучить структурно-функциональные изменения в развитии организма ребенка. Это поможет открыть наиболее короткие и продуктивные пути развития и обучения ребенка.

Психофизиологические особенности развития дошкольника

Один из ведущих факторов развития ребенка - активное взаимодействие его с окружающей средой (перцептивное, кинетическое, пространственное и др.), которое формирует систему восприятия.

Связь организма с внешним миром обеспечивают анализаторные системы, состоящие из центральных и периферических отделов.

Урунтаева Г.А. выделяет три периода сенсомоторного развития:

В младенчестве - высшие анализаторы - зрение, слух - опережают развитие руки, как органа осязания и органа движения, что обеспечивает формирование всех основных форм поведения ребенка, а значит, определяет ведущее значение в этом процессе.

Особенности сенсорного развития в младенческом возрасте:

Ш складывается акт рассматривания предметов;

Ш формируется хватание, приводя к развитию руки, как органа осязания и органа движения;

Ш устанавливаются зрительно-двигательные координации, что способствует переходу к манипулированию, в котором зрение управляет движением руки;

Ш устанавливаются дифференцированные взаимосвязи между зрительным восприятием предмета, действием с ним и его называнием взрослым.

В раннем детстве - восприятие и зрительно-двигательные действия, остаются очень несовершенными.

Особенности сенсорного развития в раннем детстве:

Ш складывается новый тип внешних ориентировочных действий - примеривание, а позднее - зрительное соотнесение предметов по их признакам;

Ш возникает представление о свойствах предметов;

Ш освоение свойств предметов определяется их значимостью в практической деятельности.

В дошкольном возрасте - это особая познавательная деятельность, имеющая свои цели, задачи, средства и способы осуществления. Игровое манипулирование сменяется собственно обследовательскими действиями с предметом и превращается в целенаправленное его опробование для уяснения назначения его частей, их подвижности и связи друг с другом.

К старшему дошкольному возрасту обследование приобретает характер экспериментирования, обследовательских действий, последовательность которых определяется не внешними впечатлениями ребенка, а поставленной перед ними задачей, меняется характер ориентировочно-исследовательской деятельности. От внешних практических манипуляций с предметом дети переходят к ознакомлению с предметом на основе зрения и осязания.

Важнейшей отличительной особенностью восприятия детей 3-7 лет выступает тот факт, что, соединяя в себе опыт других видов ориентировочной деятельности, зрительное восприятие становится одним из ведущих.

Особенности сенсорного развития в дошкольном возрасте:

Ш зрительные восприятия становятся ведущими при ознакомлении с окружающим;

Ш осваиваются сенсорные эталоны;

Ш возрастает целенаправленность, планомерность, управляемость, осознанность восприятия;

Ш с установлением взаимосвязи с речью и мышлением, восприятие интеллектуализируется.

Сенсомоторное развитие в процессе деятельности

Взаимосвязь восприятия и деятельности долгое время фактически игнорировалась в психологии, и либо восприятие изучалось вне практической деятельности, либо деятельность рассматривалась независимо от восприятия.

В начале 30-х годов, известные педагоги-психологи определили, что как деятельность в целом, так и входящие в ее состав перцептивные процессы, развиваются не спонтанно. Их развитие определяется условиями жизни и обучения, в процессе которого, как справедливо указывал Л.С. Выготский, ребенок усваивает общественный опыт, накопленный предшествующими поколениями. В частности, предполагает, усвоение выработанных обществом систем сенсорных эталонов (система геометрических форм, цвета спектра и др.). Индивид использует усвоенные эталоны для обследования воспринимаемого объекта и оценки его свойств.

Начиная с 3-4-х месяцев, у ребенка формируются простейшие практические действия, связанные с захватыванием предметов и манипулированием ими, с передвижением в пространстве

Позже, начиная со второго года, ребенок под влиянием взрослых, начинает воздействовать одним предметом на другой. В связи с этим, изменяется его восприятие. На данной генетической ступени становится возможным перцептивное предвосхищение не только динамических взаимоотношений между собственным телом и предметной ситуацией, но и известных преобразований меж предметных отношений (например, предвидение возможности протащить данный предмет через определенное отверстие, переместить один предмет при помощи другого и т.д.).

Переходя к дошкольному возрасту (3-7 лет), дети, начинают овладевать некоторыми видами продуктивной деятельности, направленной не только использование уже имеющихся, но и на создание новых объектов (простейшие виды ручного труда, конструирование, лепка и т.д.).

Исследование роли конструктивной деятельности (А.Р. Лурия, Н.Н. Подьяков, В.П. Сохина и др.), а также рисования (З.М. Богуславская, Н.П. Сакулина и др.) в развитии зрительного восприятия показывают, что под влиянием этих деятельностей, у детей складываются сложные виды зрительного анализа и синтеза, способность расчленять видимый предмет на части и затем, объединять их в целое, прежде чем, подобного рода операции будут выполнены в практическом плане.

Так Вайнерман С.М., Большов А.С. считают, “что наиболее значимым в предметно-практической деятельности детей 3-4 лет является сенсомоторное развитие на уровне сенсорной и моторной стимуляции. Еще не зрелые анализаторные системы требуют моторного обеспечения и, наоборот, для обеспечения целенаправленного движения требуется сенсорная поддержка.

В изобразительной деятельности выделяют уровни развития и этапы для каждого возраста:

1-й этап - сенсорной и моторной стимуляции,

2-й этап - сенсомоторной координации,

3-й этап - психосенсомоторной координации.

А у детей 4-5 лет наиболее значима сенсорная интеграция (координация), обработка более тонко дифференцированных движений под контролем системы восприятия.

В 5-6 лет ведущим считается психосенсомоторное развитие, обогащение функционального восприятия психосоциальным опытом и эмоциями”. С.Л. Рубинштейн утверждал, что отрыв психического образа от физиологического процесса отражения приводит к «уничтожению самого предмета психического исследования». Процессу восприятия свойственна динамика, зависящая от особенностей и этапов формирования поведенческого акта и характера ответной деятельности организма. С.Л. Рубинштейн отмечал, что «всякое действие есть взаимодействие, внешние причины действуют через посредство внутренних условий». А.Н. Леонтьев предполагал, что возможные нарушения в системе восприятия на любом этапе увеличивают «неосознаваемость» сигнала, отражая его меньшую «презентированность».

Системное развитие (пластичность) позволяет объяснить многие функции и определенные механизмы развития моторных функций у ребенка.

Конечный эффект стимуляции сенсорной системы состоит в поведенческой реакции организма. При этом рефлекторный ответ необязателен; в большинстве случаев создаются внутреннее воспроизведение, внутренне осознаваемый образ стимула, после чего мы соответственно действуем. Этот процесс формирования внутреннего образа называется восприятием (перцепцией). Оно включает опознание того, что стимуляция имела место, и нашу способность различать разные свойства стимула.

Все системы в организме ребенка развиваются совместно, и нет таких систем, которые бы развивались автономно (независимо). Развитие соматической сенсорной системы выглядит в виде последовательных этапов формирования восприятия. Если рассматривать все эти этапы, то можно установить связь между развитием соматической сенсорной системы и других сенсорных систем (функций) и развитием моторной системы ребенка. Эти этапы условны, но они отражают направление развития (рис. 1).

структура

структура

структура

Рис. 1. Система структурно-функционального развития

сенсомоторный развитие дошкольник аппликация

Одной из особенностей раннего развития ребенка является восприятие размера и пространственного объема предметов. Уже в первые годы жизни ребенок может и должен не только различать размер и объём предмета (маленький, большой, короткий и др.), но и определять его структуру (мягкость, жесткость, плотность и др.). Ритмические движения ладошками, пальчиками по предмету, ритмические перемещения рукой по предмету способствуют развитии тактильной чувствительности. С помощью этих движений совершенствуются способности ребенка определять вес предмета и его структуру. При совершенствовании бимануального (двумя руками одновременно) исследования ребенок может изучать форму, объем предмета; так развивается объемное восприятие.

Развитие сенсорной системы тесно связано с развитием моторной системы. Чтобы взять предмет одной рукой, ребенок должен быть уже «моторно-готовым» к этому. Если ребенок не может схватить и ощутить его. При бимануальном (двумя руками) ощущении предмета происходит его пространственное изучение. При таком действии ребенок должен иметь тонкую и совершенную координацию движений рук. Развитие моторики обеспечивает развитие других систем.

Способность к пространственному бинокулярному зрению (скоординированной работе двух глаз) тоже, прежде всего, основана на моторике. Значение моторики заключается в том, что прежде чем возникает способность к пространственному зрению, ребенок должен научиться координированному положению глаз. Глубина наблюдения (объемное восприятие) ребенка распространяется и на исследуемый предмет (глубину пространства).

У ребенка пространственное восприятие четко связано с перемещением положения мышц шеи, т.е. происходит постоянное лоцирование (поиск) этого предмета с разных сторон. Если у ребенка развито бинокулярное зрение, то ему не надо двигать головой.

Для того чтобы эффективно определять форму, объем и размер предмета, ребенок должен иметь хорошо развитые скоординированные движения мышц обеих рук, мышц глаз и мышц шеи. Таким образом, три группы мышц обеспечивают функцию восприятия.

Развитие происходит благодаря созданию совершенной карты чувствительности в коре головного мозга, в которой каждая функция (моторная, сенсорная, перцептивная) получает свои специфические представительства. В итоге в процессе образования многочисленных связей в моторной и сенсорной коре и интеграции систем получается картирование перцептивной зоны коры. В этом плане очень важно применять на занятиях по изотворчеству технику и методику, соответствующие уровню психосоциоэмоционального развития и сенсомоторных координаций ребенка. Полноценное сенсомоторное развитие способствует снятию утомления за счет уменьшения перенапряжения сенсорных и моторных систем, что способствует укреплению психического статуса, регуляции поведенческих реакций.

Улучшая локомоторную (перемещение в пространстве) функцию ребенка, одновременно развивают его интеллектуальные функции.

Обогащение сенсорной и двигательной активности приводит к увеличению количества межсинаптических связей, что играет большую роль в улучшении функции исследования.

Из визуальной области коры импульсы поступают в нижнетемпоральные области, где расположен центр узнавания предметов. Из нижнетемпорального центра импульсы поступают речевой центр (таким образом, ребенок не только узнает предмет, но и говорит, что это за предмет).

Развитие двигательной функции активизирует развитие центров памяти и речи. Чем лучше ребенок двигается (точно, координировано), тем лучше он будет говорить (рис. 2).

Рис. 2.

Уже с первых дней жизни у ребенка существует связь между визуальным контролем и поисковым движениями руки, другими словами, к моменту рождения у ребенка запрограммирована глазо-кистевая координация, но еще не сформировалась координация, но еще не сформировалась координация системы глаз - туловище - рука. Если фиксировать голову ребенка рукой, поддерживая её, то его движения становятся более точными и аккуратными. Растопыренные пальчики в период поиска свидетельствует о том, что еще не сформировано пространственно-визуальное восприятие.

Первый раз выполняемое упражнение сильно тормозится, поэтому оно не такое быстрое и эффективное. При тренировке движение становится четким и аккуратным. Если ребенок делает движение под контролем зрения, то движение должно быть сбалансированным как минимум между тремя суставами, и главная задача заключается в развитии координации в работе всех суставов, участвующих в движении.

Отдельно следует выделить рефлекторный компонент на уровне развития глазо-ручной координации. Если у ребенка не интегрированы (реализованы, отработаны) шейно-тонические рефлексы, то он находится как бы «в плену» своих же движений шеи; при повороте головы в сторону рефлекторно изменяется мышечный тонус верхних и нижних конечностей на этой же стороне.

Познание ребенком окружающего мира и его объектов, их основополагающих геометрических, кинетических и динамических свойств, законов пространства и времени происходит по трем схемам.

1. Познание через крупную моторику - это схема взаимодействия, формирования, развития и тренировки органов чувств, нервной системы, опорно-двигательного аппарата, а также висцеральных (внутренних) органов через движение. Моделирование в нервной системе образов движения, способствующих формированию нервных центров подкорки и коры, их взаимосвязей (белого вещества), межполушарной асимметрии будет замедлено и даже видоизменено.

2. Развитие нервной системы через тонкую моторику. После формирования в нервной системе человека геометрии образа движения объекта внешнего мира и построения движения ребенок моделирует движение во внешней среде через тонкую моторику на уменьшенной копии внешней среды - на листе бумаги, при лепке и др.

Двигательная система включает пассивную и активную части. Подвижность запястья относительно лопатки и подвижность предплюсны относительно таза насчитывают по 7 ступеней, кончика пальца относительно грудной клетки - 16 ступней. Например, движение кончика пера, пока он не отрывается от поверхности бумаги, отличается двумя ступенями свободы. При этом очевидно, разнообразие доступных траекторий движения совпадает с разнообразием всего того, что когда-либо могло быть или было написано и нарисовано пером на листе бумаги.

Н.А. Бернштейн указывал, что переход от одной степени свободы, т.е. от вынужденного типа подвижности, к двум или нескольким степеням знаменует собой возникновение необходимости выбора. Между одной и несколькими степенями свободы выбора существует очень важный качественный скачок.

3. Развитие нервной системы через осмысление ощущения или восприятия, через создание образа модели (образца) с включением в социоэмоциональную среду совосприятия своих собственных движений.

Целостность созданного образа определяет границы его содержания согласно смысловой и чувственной составляющим, характеризует уровень восприятия информации.

Информация, которую мы получаем при визуальном наблюдении, в звуках, запахах и естественных химических соединениях, неисчерпаема. Наблюдатель может до конца своих дней открывать все новые и новые факты о мире, в котором он живет, и у этого процесса нет и не может быть конца.

Восприятие представляет собой процесс непосредственного контакта с окружающей средой, процесс переживания впечатления о предметах в рамках социоэмоционального развития наблюдателя. Это психосоматический акт.

Этапы восприятия:

Ш Афферентный синтез; анализ свойств объекта и предметной среды, зоны отображения.

Ш Межсенсорное взаимодействие: при восприятии объекта и предметной среды, зоны отображения происходит сравнение зрительного, звукового, обонятельного и других сигналов, взаимодействие анализаторов, тренировка ассоциативных процессов в полушариях головного мозга.

Построение движения (модели движения) в нервной системе:

Ш Формирование сенсорной модели объекта предметной среды, траектории движения на различных уровнях организации мозга, на уровне пространственного поля и корковых центров анализаторов зрения, движения, вестибулярного аппарата.

Ш Формирование в нервной системе эфферентной модели копирования объекта в зоне отображения через согласование чувствительного образа с двигательными системами коры, ствола мозга, мозжечка и спинного мозга.

Осуществление движения рукой, кистью, функционирование кинематической цепи опорно-двигательного аппарата по программе нервной системы; параллельное обогащение афферентации через мышечно-суставное чувство (проприорецепцию) - обратную связь с суставом и сухожилий мышц руки в центральный отдел двигательного анализатора. Образование глазо-ручной двигательной координации.

Ш Формирование обратной связи, сличение, повторный афферентный синтез.

Понимание взаимосвязи между психическим и моторным развитием ребенка имеет непосредственное отношение к реализации целей и использованию методов развивающей педагогической работы с детьми.

Тонкая моторика является составной частью моторных способностей индивида и оптимального двигательного стереотипа социализированных движений. Ее развитие базируется на основе формирования оптимальной статики тела, оптимального двигательного стереотипа локомоций и движений конечностей, музыкально-ритмических движений.

Под термином «тонкая моторика» мы понимаем высокодифференцированные точные движения преимущественно небольшой амплитуды и силы. В социализированных движениях это движения пальцев руки и элементов артикуляционного аппарата.

Тонкая моторика соответствует высшему уровню оптимального двигательного стереотипа моторного развития человека. С одной стороны, она граничит со статическими положениями мелких сегментов, с другой стороны, тонкая моторика имеет зону перехода к крупной, или грубой, моторике. Тонкую моторику необходимо развивать в системе параллельного формирования всех основных видов моторных способностей, на основе грубой моторики, с целью создания оптимального двигательного стереотипа.

Таким образом, у ребенка поэтапно моделируются и апробируются основополагающие свойства пространства внешнего мира, происходит социоэмоциональное развитие, взаимосвязь между психическим и моторным развитием. С развитием высшей нервной деятельности произвольная двигательная деятельность в целом приобретает все большее значение в поведении ребенка.

Содержание:

Детские психологи наравне с учеными считают возраст ребенка с момента рождения до трех лет уникальным. И что важно именно эти три года являются стратегическими для последующего развития и воспитания личности человека. Если говорить о новорожденном малыше, то до шести месяцев жизни его мозг достигает 50% потенциала от мозга взрослого человека. Три года это формирование на 80% к 10 годам мозг сформирован полностью. Это все говорит о том, как важно сенсомоторное развитие детей раннего возраста.

Возрастные этапы развития ребенка разделены на группы, которые отвечают за определенное воздействие окружающего мира на мозг. Стоит отметить, чем меньше ребенок, тем больше он чувствителен и значение развития мозга очень важно именно в тот момент, когда для этого созданы самые благоприятные условия. Успех умственного развития, эстетического восприятия мира в большинстве своем зависит от сенсомоторного развития детей раннего возраста.

Возрастные особенности сенсомоторного развития детей

Недостаточное сенсомоторное развитие будущего члена общества приводит к возникновению трудностей связанных с этапом начального уровня образования. Стоит рассмотреть этот вопрос подробнее и понять в чем особенность сенсомоторного развития исходя из возраста малыша. Большинство деток раннего возраста слабо выражают, общий интерес к окружающему миру, практически нет реакции на новые впечатления. Для таких детей каждый день похож один на один, это означает только то, что ребенок плохо развивается.

Координация таких малышей снижена, внимание неустойчиво и носит чисто формальный характер. Также очень заметно несоответствие работы глаз и рук в содружестве. Все это проявляется, прежде всего, в отсутствие игрового интереса ребенка.

Самый ранний этап развития это формирование ориентировки широчайшего спектра. Ребенок с правильной сенсомоторной практикой воспринимает формы, цвета, величину каждого отдельного предмета. Также он свободно анализирует шумы, звуки, речь. Необходимость точно и полно воспринимать свойства предметов ясно возникает перед ребенком в тех случаях, когда он должен эти свойства воссоздать в процессе своей деятельности, так как от того, насколько успешно осуществляется восприятие, зависит результат.

Важнейшим моментом сенсомоторного развития детей является усвоение сенсорного способа обследования предметов, прежде всего . Это своего рода общепринятые виды и свойства предметов. Каждый из предметов упорядочен по своему типу.

Как развить сенсомоторику

Для того чтобы малыш стал усваивать сенсорные способы обследования он должен быть к этому подготовлен определенным способом. Сам процесс эталонного развития достаточно длительный и растягивается на несколько лет после рождения малыша. Все происходит, постепенно переходя с каждым новым этапом все к более сложному по своей форме восприятию.

Известно, что на первом году жизни восприятие малыша очень неустойчиво он различает лишь некоторые цвета, и то преимущественно яркие. Также малыш ориентируется на величины, предпочитая фокусировать взгляд на большом и ярком предмете. Чуть позже он уже начинает ощупывать предмет и опять же тот, который ярче и больше. Именно по этой причине выпускается большое количество именно ярких и разных игрушек и погремушек. Но сам предмет он отражает приблизительно. На данном этапе очень важно обогнать процесс восприятия и занять ребенка предметами, которые разные по своей структурной составляющей. Это создаст своеобразный фундамент для скорейшего становления сенсомоторного восприятия.

После двух лет жизни ребенка рекомендуется использовать дидактические игры, которые также помогут правильному развитию малыша. Но стоит заметить факт того, что этот этап является лишь ознакомительным, так как осознание придет немного позже, но когда это случится, сенсомоторика ребенка будет развита. Главное правило соблюдать цветовой спектр и конструктивную особенность предметов, которые находятся у малыша в пользование. Чем больше составляющих имеет предмет, тем активнее ребенок развивается.

После трех лет необходимо формировать у ребенка общее понимание геометрии фигуры, и тут к вам на помощь придут многочисленные игры, в которых преобладает структурное соединение геометрических фигур. Геометрия поможет малышу правильно сформировать движение рук. И также сопоставление фигур воспринимается осязательно и зрительно.

Дети, с которыми проведена подготовительная работа, выделяют и главное называют огромное количество признаков каждого предмета, так например, на кубики они увидят не только рисунок и сам кубик, они смогут четко обозначить, что это квадрат который является геометрической фигурой. Практика показывает интересный факт, проведенная работа по сенсомоторному развитию детей раннего возраста наиболее эффективно выделяет виды деятельности, которые ставят перед ребенком задачи на уровень сложнее, но с которыми он успешно справляется. Ребёнок начинает очень быстро узнавать предметы, замечать их структуру и различие, выполняя основные перцептивные действия в уме. Это показывает то, что сенсомоторное развитие малыша стало внутренним психическим процессом.

Что должен понимать ребенок младшего возраста для того чтобы правильно развиваться?

  • Различать по форме предметы: круглые, квадратные, овальные, треугольные.
  • Измерять визуально и сравнивать длину предметов, ширину, высоту.
  • Различать цвета и оттенки цветов.
  • Выражать словами в свободной форме то где находится предмет по отношению к нему справа, слева (но не с боку)
  • Понимать на ощупь теплое и холодное.