Влияние взрослых на мировоззрение ребенка. Связь ребенка с обществом в раннем возрасте

Стремление одеть в гранитные берега детство - характерная черта недавнего прошлого. Она не изжита и сегодня. Сооружение искусственных берегов началось в 30-е годы. Вопреки решительным призывам выдающихся педагогов тех лет “вернуть детям детство”, избавиться от манеры “всех стричь под одну гребенку”, “прекратить муштру”, наступление на детство приобретало необходимый характер. В общественном сознании сложились стереотипы, подменившие подлинное понимание детства и заботу о нем.

“Детство - этап подготовки к будущей жизни”. Если общество определяет свое отношение к детству исключительно как ко времени “подготовки”, то отрицается самоценность “проживания” эпохи детства ребенком. Между тем условие непрерывности образовательного процесса, связывающее дошкольные и школьные годы, отнюдь нев том, чтобы оценивать настоящее лишь с позиции будущего. Только отношение к детству как самоценному времени жизни делает детей в будущем полноценными школьниками, рождает такие долго действующие качества личности, которые дают возможность шагнуть за пределы детства!

“Взрослый - для того, чтобы учить и воспитывать; ребенок - для того, чтобы учиться и слушаться”. Взаимодействие взрослых с детьми сводится к сумме: охрана здоровья+воспитание+обучение Детей. Все, что не входит в круг этих слагаемых (например, проявление “личных чувств” и т. п.), становится избыточным.

Потребность детей и взрослых в развитии своих личных, неутилитарных взаимоотношений приносится в жертву учебно-воспитательному процессу. От такой жертвы содержание его необходимым образом дегуманизируется, из него выпадает “человеческий радикал”.

“Все лучшее-детям!”-пока этот лозунг-стереотип остается только лозунгом. Исходным пунктом оценки этого предоставления является экономический критерий, выражающий готовность общества осуществлять материальные вклады в детство. Сказать, что в этой сфере действует “остаточный принцип”,- это сказать не всю правду. Дети получают “остатки от остатков”. Последствия экономии на детстве (в таких сферах, как обеспечение материнства, профессиональная подготовка и переподготовка педагогов, пособия и технические средства обучения, строительство, пропаганда педагогических и медицинских знаний и т. п.) непосредственно отражаются на состоянии физического и психического благополучия ребенка, на возможности обеспечить преемственность между различными периодами его жизни.

Необходимо отказаться от “остаточного принципа” в самом народном образовании и социальном обеспечении применительно к детям.

Каждый ребенок имеет право на счастье. Пора превратить это право в обязанность взрослых не утешаться верой в счастливое детство наших детей,

Ключевые позиции обновления советского детского сада - охрана и укрепление здоровья детей (как физического, так и психического), гуманизация целей и принципов образовательной работы с детьми, раскрепощение условий жизни детей и работы воспитателей в детском саду, обеспечение преемственности между всеми сферами социального становления ребенка, радикальное изменение характера подготовки педагогических кадров, условий финансирования дошкольного воспитания и перестройки системы управления.

РЕБЁНОК И ОБЩЕСТВО

Отношения с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в дошкольном возрасте. Первый опыт таких отношений становится тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности. От того, как сложатся отношения ребенка в первой в его жизни группе сверстников - в группе детского сада - во многом зависит последующий путь его личностного и социального развития, а значит, и его дальнейшая судьба.

Как показали исследования, на разных этапах генетического развития ребенка, главная коммуникативная потребность изменяется и усложняется. Так, у детей 2 – 4 лет главной коммуникативной потребностью является потребность в соучастии сверстника, которое выражается в одновременных и одинаковых действиях детей. У детей в возрасте 4 – 6 лет возникает потребность в совместной деятельности со сверстником. В возрасте 6 – 7 лет складываются устойчивые избирательные предпочтения между детьми.

Маленькие дети часто находятся в «плену эмоций», поскольку еще не могут управлять своими чувствами, что приводит к импульсивности поведения, осложнениями в общении со сверстниками и взрослыми. Проблема в том, что дети эгоцентричны, как правило, в отношении к другим людям у них часто преобладает значение собственного «Я».

Задача педагога, взрослого помочь ребенку - дошкольнику сформировать чувство уверенности в себе, научить осознанно, воспринимать эмоциональное состояние свое и окружающих, а также выстраивать отношения во взаимодействии.

Эмоции играют важную роль в жизни детей: помогают воспринимать действительность и реагировать на нее. Маленький человечек сталкивается с многообразием окружающего мира: предметами, событиями, людьми. Родители знакомят его со всем тем, что его окружает. Взрослые всегда в той или иной форме выражают свое отношение к вещам и явлениям с помощью интонаций, мимики, жестов и речи. Познавая окружающий мир, ребенок, получает эталоны отношений, проявляет выраженное и избирательное отношение, как к предметам, так и к людям. Четко ребенок выделяет из окружающих ему людей своих близких, проявляя свое эмоциональное состояние, дает понять близким, что ему нравится, что сердит.

В последние годы происходят значительные изменения в эмоциональной сфере ребенка. На это влияют многие факторы: с одной стороны стрессовые ситуации, проблемы взрослых, низкий жизненный уровень, а с другой стороны - технологизация жизни. Все больше появляется детей с нарушением в психо-эмоциональном развитии, к которым относится эмоциональная неустойчивость, враждебность, агрессивность и тревожность.

Невнимательное отношение взрослого к ребенку значительно снижает его социальную активность: ребенок замыкается в себе, становится скованным, неуверенным, готовым расплакаться или выплеснуть свою агрессию на сверстников.

Главная цель моей деятельности - способствовать психическому и личностному росту ребенка, создание эмоционального благополучного настроения в группе.

Но воспитателю нужна ещё и помощь родителей, ведь мать и отец – первые и главные воспитатели. Они учат детей понимать людей и ценить жизнь. Они передают детям лучшее. Общество – это огромный дом, сооружённый из маленьких кирпичиков – семей. А крепкие кирпичики – это крепкий дом.Интересы отца и матери должны быть направлены на общую цель: вырастить детей физически и нравственно здоровыми.

Родственные чувства становятся для детей школой личных душевных свойств. На этих чувствах дети учатся любви, дружбе, подчинению и руководству, учатся быть мужчиной и женщиной.

Учить ребёнка видеть и понимать людей – это, пожалуй, самое сложное в трудном деле воспитания человека. Родительская любовь должна быть такой, чтобы у ребёнка пробуждалась чуткость сердца к окружающему миру, ко всему, что создаёт человек, что служит человеку, и, конечно, прежде всего, к самому человеку.Чувства, на которые опирается хорошая семья хороших людей, похожи на строительные кирпичики счастья, и из них можно создать островок «домашнего рая». Семья может быть главным месторождением счастья в нашей жизни, но при одном условии: относиться к другим как к себе, стараться давать другим и себе это счастье.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Cоциализация общения-как один из важнейших компонентов вхождения ребенка в общество

В данной работе представлены условия и истоки успешной социализации ребенка дошкольника,актуальность тесного взаимодействия семьи с ДОУ.Представлены основные направления,по которым должен работать пед...

Роль воспитателя в жизни ребенка и общества

«Любить детей -- это и курица умеет. А вот уметь воспитывать их -- это великое государственное дело, требующее таланта и широкого знания жизни» Горький М...

С самого момента его рождения у ребенка завязываются отношения внутри семьи. В первую очередь, конечно же, с родителями. Но кроме них отношения возникают и с сестрами, братьями, бабушками и дедушками. Качество таких отношений является предпосылкой для дальнейшего его социального развития. Они являются фундаментом, на котором ребенок впоследствии будет строить отношения со знакомыми и незнакомыми сверстниками и взрослыми людьми.
На основе этих отношений ребенок впоследствии сможет расширить свои знания, завести отношения с другими людьми, познакомиться с другими местами. Они помогут малышу стать самостоятельным человеком, способным влиться в другие социальные группы. Вместе с развитием ребенка изменяются и его отношения с ближайшим окружением. До школьного возраста эти взаимоотношения меняются в основном благодаря встречам ребенка с другими детьми и взрослыми. По мере взросления в отношениях внутри семьи социальные нормы начинают применяться более строго. Это зависит от того в какой степени ребенок в состоянии усвоить, понять и даже вести обсуждение таких вопросов.
Начальные отношения позволят ребенку создавать новые социальные связи, необходимые для его будущего развития. Их основная задача сводится к тому, чтобы помочь детям проникнуться доверием к окружающим их людям. Таким как воспитателю в яслях и детском саду, преподавателям в школе, а впоследствии и к партнерам во взрослой жизни.
Большое значение имеет и опыт приобретаемый ребенком на следующем этапе его социального развития в яслях, саду и школе. Поступление в эти образовательные учреждения дает понять ребенку, что общение между людьми не сводится лишь к отношению между членами семьи. Хотя такие взаимоотношения и остаются для него наиболее значимыми.
Участие в таких отношениях заставляют ребенка изменять свои взгляды на сторонних людей. Они придают внутрисемейным взаимоотношениям другую тональность. При этом, ни каким образом не нарушая межличностные связи внутри семьи. Они лишь обогащают их благодаря встречам с людьми, принимающими участие в других социальных группах. На основе этого ребенок сопоставляет свой предыдущий опыт с новоприобретенным.
На всем протяжении своего развития ребенок остается участником двух систем - семейной и внесемейной (ясли, сад, школа). В соответствии со своим развитием он может оказаться в гармонии или противоречии с ними. Чтобы избежать замыкания круга общения только на семью ребенок обязан научиться сочетать в себе различные области социализации. Социальные отношения имеют глубокую связь с самостоятельностью, осознанием ребенком себя и окружающих его людей. С его способностью контролировать свои мысли, эмоции, слова и поступки.
Семья и прочие места социализации играют в жизни ребенка различные роли. Имеют разные по своему предназначению функции, планы и представления. Их ценности цели и нормы зачастую настолько различны, что могут даже вступать в противоречия.


Текст © Александр Павлов, 2010 (специально - www.сайт )

Стремление одеть в гранитные берега детство- характерная черта недавнего прошлого. Она не изжита и сегодня. Сооружение искусственных берегов началось в 30-е годы. Вопреки решитель­ным призывам выдающихся педагогов тех лет «вернуть детям дет­ство», избавиться от манеры «всех стричь под одну гребенку»,«пре­кратить муштру», наступление на детство приобретало необходи­мый характер. В общественном сознании сложились стереотипы, подменившие подлинное понимание детства и заботу о нем.

«Детство- этап подготовки к будущей жизни». Если общество определяет свое отношение к детству исключительно как ко време­ни «подготовки», то отрицается самоценность «проживания» эпохи детства ребенком. Между тем условие непрерывности образователь­ного процесса, связывающее дошкольные и школьные годы, от­нюдь не в том, чтобы оценивать настоящее с позиции будущего. Только отношение к детству как к самоценному времени жизни дела­ет детей в будущем полноценными школьниками, рождает такие долго действующие качества личности, которые дают возможность шагнуть за пределы детства.

«Взрослый- для того, чтобы учить и воспитывать; ребенок- для того, чтобы учиться и слушаться». Взаимодействие взрослых с детьми сводится к сумме: охрана здоровья+ воспитание+ обучение детей. Все, что не входит в круг этих слагаемых (например, прояв­ление «личных чувств» и т.п.), становится избыточным.

Потребность детей и взрослых в развитии своих личных, неути­литарных взаимоотношений приносится в жертву учебно-воспита­тельному процессу. От такой жертвы содержание его необходимым образом дегуманизируется, из него выпадает «человеческий ради­кал». «Все лучшее- детям!»- пока этот лозунг-стереотип остает­ся только лозунгом. Исходным пунктом оценки этого представле­ния является экономический критерий, выражающий готовность общества осуществлять материальные вклады в детство. Сказать, что в этой сфере действует «остаточный принцип»,- это сказать не всю правду. Дети получают «остатки остатков». Последствия экономии на детстве (в таких сферах, как обеспечение материнства, профессиональная подготовка и переподготовка педагогов, пособия и технические средства обучения, строительство, пропаганда педагогических и медицинских знаний и т.п.) непосредственно отража­ются на состоянии физического и психического благополучия ребенка, на возможности обеспечить преемственность между различными периодами его жизни.

Необходимо отказаться от«остаточного принципа» в самом народном образовании и социальном обеспечении применительно к детям.

Каждый ребенок имеет право на счастье. Пора превратить это право в обязанность взрослых не утешаться верой в счастливое дет­ство наших детей.

Ключевые позиции обновления советского детского сада- охрана и укрепление здоровья детей (как физического, так и психиче­ского), гуманизация целей и принципов образовательной работы с детьми, раскрепощение условий жизни детей и работы воспитателей в детском саду, обеспечение преемственности между всеми сферами социального становления ребенка, радикальное изменение характе­ра подготовки педагогических кадров, условий финансирования до­школьного воспитания и перестройка системы управления.


Информация, размещенная на сайте, предназначается служить дополнением, а не заменой отношениям между пациентом и его врачом.

Ребенок и «детское общество»

Важное значение для психического развития ребенка имеет общение его с другими детьми. Интерес к сверстнику пробуждается у ребенка генетически несколько позже, чем к взрослым, - в конце первого года жизни. Однако постепенно он становится все более настоятельным, особенно в дошкольные годы.

Трудно найти для ребенка 4-5 лет более тяжелое наказание, чем лишение его возможности общения с другими детьми. С того момента, как ребенок попадает в группу детей, его индивидуальное развитие уже нельзя рассматривать и изучать вне специфики его взаимоотношений с другими членами «детского общества». Важно учитывать это влияние, потому что в нашей стране детские сады становятся всеобщим средством воспитания дошкольников. Характер взаимоотношений ребенка с теми сверстниками, среди которых он живет, положение ребенка в этой группе в немалой степени определяют его развитие.

«Одним из решающих факторов общественного воспитания детей, - отмечала А. П. Усова,- является само общество детей, внутри которого и формируется человек как общественное существо. Несомненно, речь может идти о каких-то самодеятельных формах, в которых такое общество может складываться и развиваться даже и на ранних ступенях общественного развития детей. (...)

Здесь ребенок выступает перед нами главным образом как субъект, лицо, живущее своей жизнью, как член маленького детского общества с его интересами, требованиями, связями, завоевывающий какое-то свое место в этом обществе». Я. Л. Коломинский (1984) рассматривает дошкольную группу как генетически раннюю ступень социальной организации людей, сменяющуюся затем школьным коллективом, имеющую свою внутреннюю структуру и динамику.

Дети тянутся к обществу сверстников, но не всегда легко удается наладить благоприятные отношения с ними. Одни дети ведут себя в группе очень активно, они самоуверенны, им «легко дышится» в среде сверстников. Другие же не встречают здесь благоприятный «эмоциональный климат», чувствуют себя неуверенно, несколько подавленно, нередко находятся в подчинении у первых. Почему? Благоприятные взаимоотношения со сверстниками рождают у ребенка чувство общности с ними, привязанности к группе. Отсутствие же их ведет к состоянию напряженности и тревожности, которые и создают либо чувство неполноценности и подавленности, либо агрессивность. Это плохо в обоих случаях, ибо может способствовать формированию отрицательного отношения к детям, людям вообще, мстительность, враждебность, стремление к уединению.

Интерес в этом отношении представляет исследование В. Кисловской, проведенное с помощью проективной методики. Детям показывали картинки с изображением различных ситуаций: взаимоотношений ребенка с детьми и воспитателем в детском саду, с членами семьи дома. Предлагаемые ситуации могли иметь двойной эмоциональный смысл. Он был заключен в выражении лица главного героя картины, которое давалось в контурах. Ребенку предлагали веселое и огорченное изображение лица, он мог вставить любое из них, какое находил наиболее подходящим для данной ситуации. Идентифицируя себя в значительной степени с героем картинки, одни дети наделяли его веселым, другие - грустным лицом, по- разному объясняли свой выбор в зависимости от того, какие они сами испытывали переживания, связанные с посещением детского сада, с эмоциональным климатом там: «Она рада, что пришла в детский сад» (подставляет «веселое лицо»); «Она любит детский сад» (подставляет «веселое лицо»); «Уже, наверное, Катя пришла, мы с ней дружим»; «Ей грустно (подставляет «грустное лицо»), никто не хотел с ней играть, она потом не хотела сама с ними играть»; «Подставлю девочке грустное лицо, не любит она в детский сад ходить, а мама ее привела и сказала, что ей надо на работу идти» (по материалам В. Кисловской).

Эмоционально положительное отношение к сверстникам, детскому саду, воспитателю выражали, как правило, дети, занимающие благоприятное положение в системе личных отношений в группе. Отрицательное же отношение - те, в чьей группе был неблагоприятный эмоциональный климат.

А как чувствует себя ребенок, если ему в группе симпатизирует только один человек? Большое значение, оказывается, имеет то, взаимная это или односторонняя симпатия. Если она взаимная, этого достаточно, чтобы ребенок испытывал эмоционально-положительное отношение к сверстникам, группе и даже детскому саду в целом. Если же симпатия односторонняя, неразделенная, ребенок может остро переживать свое положение, неудовлетворенную потребность в избира" тельном общении.

Проходит лень, другой. Наташа сторонится и детей, и меня. Мне понятно состояние ребенка, причины его: обиделась на Сему и Лену, досадует, что нельзя участвовать в празднике, да и долгая болезнь сказалась. - Распрями свои сердитки, Наташа, - шутливо говорю я, поглаживая ее нахмуренный лоб.

И тут, не выдержав, Наташа поверяет мне все свои горести. Да, она в большой обиде на Сему за то, что он все время играет с Леной, а на нее не обращает никакого внимания. И Лена с ней не играет. Ира не дает серебряную бумажку. Боря хотел показать электрический фонарик и не показал, наверное, Лена отговорила. Наташа вспоминает, что она всегда всем давала со своей куклой поиграть. Девочка плачет, уткнувшись в мои колени... (по материалам М. М. Скудиной).

Важно, чтобы взаимоотношения дошкольников были благоприятными. Характер взаимоотношений детей, их положение в группе определяются как личными качествами ребенка, так и теми требованиями к нему, которые сложились в группе (Я. Л. Коломинский, А. Б. Ценципер и др.). Особой любовью, популярностью пользуются, как правило, дети, умеющие придумывать и организовывать игры, общительные, дружелюбные, веселые, эмоциональные, развитые в умственном отношении, имеющие определенные художественные способности, активно участвующие в занятиях, достаточно самостоятельные, имеющие привлекательную внешность, аккуратные и опрятные.

В число наименее популярных входят дети, характеризующиеся обычно противоположными свойствами. Это часто замкнутые, крайне неуверенные в себе, малообщительные дети или же, напротив, сверхобщительные, назойливые, озлобленные. Они нередко обижают сверстников, дерутся, толкаются. «Непопулярные » дети зачастую отстают в развитии от своих сверстников, безынициативны, иногда страдают недостатками в речи, во внешнем виде. Воспитатель не должен оставлять без внимания таких детей. Следует выявить и развить у них положительные качества, поднять заниженную самооценку, уровень притязаний, чтобы улучшить положение их в системе личных отношений. Нужно пересмотреть и свое личное отношение к этим детям, ведь в число «непопулярных» входят, как правило, те, кого воспитатели сами не любят (конечно же, такое отношение к ребенку не проходит незамеченным для других).

Опасным может оказаться спокойное отношение воспитателя и к «звездам»- наиболее предпочитаемым детям. Важно, чтобы роль лидера, какую часто занимают эти дети, не развила бы у них зазнайство, высокомерие, желание «командовать во что бы то ни стало», тенденцию унижать других. Воспитатель должен знать, за какие качества, поступки дети добились своего лидерства, на чем построен их авторитет. Ведь не всегда нравственный стержень, ценностные ориентировки «популярных» детей являются положительными. Иногда в роли лидера Может выступать и маленький «деспот». Активный, общительный, порой с организаторскими задатками, такой лидер нередко принимает в свою игру лишь за определенную «взятку» («если ты отдашь мне свою коробочку» и т. п.). Влияние таких людей на других членов группы бывает иногда столь глубоким, что продолжает оставаться даже в момент отсутствия их.

Я подарил ему открытку, потому что боюсь его. А то он будет драться и не будет играть со мной, - говорит экспериментатору робкий, застенчивый Гена (в ходе индивидуальной беседы) про своего сверстника Колю. - Но ведь он же не узнает, кто ему положил? - Все равно я его боюсь... (по материалам Е. А. Панько).

Существенное влияние на развитие личности ребенка имеют его братья и сестры. Об этом свидетельствует опыт воспитания в многодетных семьях, специальные исследования. Братья и сестры входят в ближайшую микросреду ребенка, занимают в ней одно из центральных мест. Не без основания некоторые исследователи приходят к выводу, что с увеличением семейного созвездия уменьшается влияние родителей и увеличивается влияние братьев и сестер. Особой привязанностью и любовью часто окрашены их отношения. В окружении старших братьев и сестер ребенок чувствует себя эмоционально защищенным, а роль старших брата, сестры доставляет немало удовольствия, дает большие возможности проявить свои умения, знания, добрые чувства, опеку, покровительство, организаторские способности: «Брат катает меня на санках. Он сильный и всегда за меня заступается » (Олег); «Я люблю братика Валеру. Он слушает мои сказки, я с ним часто играю» (Таня).

Дети гордятся достоинствами, успехами своих старших братьев и сестер, стремятся им подражать: «Мой брат мечтает сделать робота. Это человек такой железный. Так этот робот будет помогать людям. Мой брат умный» (Андрей); «Это Лена (показывает на рисунок), моя сестра. Она очень хорошая, учится и помогает маме» (Ира); «Мой брат служит в Бресте и охраняет его. Я тоже пограничником буду» (Сергей).

Ценят дошкольники заботливость, доброжелательное отношение к себе, те умения и знания, которые получают с помощью братьев и сестер, возможность поиграть, повеселиться с ними: «Люблю сестричку Марину. Она меня научила читать и писать. Всегда дает все что я ее попрошу» (Оля); «Он (брат) хороший. Не дерется, учит кататься на „Орленке"» (Павел); «Он меня любит, покупает значки, играет со мной» (Яша).

Братья и сестры оказываются способными (иногда даже в большей степени, чем родители) разделить интересы, заботы дошкольника, выразить сочувствие, удовлетворить потребности, в том числе такие важные, как социальную потребность в общении и в новых впечатлениях. Вступая в разные виды общения (эмоциональное, деловое, познавательное, личностное), братья и сестры образуют ложную систему взаимопонимания. Важным является то, какое место занимает ребенок среди своих братьев и сестер, какие функции выпадают на его долю, в какой мере он активно действует в семейном коллективе. Это в значительной степени определяет различие в поведении, характере детей одной семьи, в том числе и близнецов (И. И. Канаев, В. С. Мухина и др.).

Итак, в дошкольном возрасте у ребенка возникают довольно сложные и разнообразные виды отношений с другими детьми, которые в значительной степени определяют становление его личности.

В выявлении системы межличностных отношений детей в группе/классе воспитателю и педагогу помогает наличие психологической и социально-психологической наблюдательности, а также специальные методы исследования (беседы> социометрические методы, выбор в действии, метод одномоментных срезов и др.). Важно изучить эти отношения, с тем чтобы целенаправленно формировать их, чтобы создать для каждого ребенка в группе благоприятный эмоциональный климат.