Афганистан: женщины в зоне риска. Фоторепортаж

Кровопролитное противостояние продолжается в Афганистане в течение многих десятилетий, а надежды на скорое разрешение конфликта нет. Сегодня страна является настоящей миной замедленного действия, которая может подорвать шаткий мир во всем регионе. «Талибан» удалось отстранить от власти в 2001 году, но представители радикального исламистского движения и по сей день представляют в Афганистане серьезную силу, с которой приходится считаться.

При режиме талибов произошли значительные изменения, которые коснулись жизни женщин в Афганистане. Многие гендерные проблемы по сей день остались неразрешенными, но в настоящее время, к счастью, ситуация постепенно начинает налаживаться. Намного хуже все было в восьмидесятых-девяностых годах прошлого века, когда женщин фактически лишили всех прав.

Основные ограничения

С восьми лет девочке запрещалось контактировать с мужчиной. Исключение составляли только муж и родственники мужского пола, которых называют махрам. Не позволялось появляться на улице без сопровождения мужа или родственника и без мусульманской одежды, которая полностью закрывает лицо и тело, оставляя только глаза. не могли носить обувь на каблуках, потому что звук шагов может раздражать мужчину, а это недопустимо.

Кроме того, представительницам прекрасного пола запрещалось громко разговаривать в общественных местах. Их разговор ни в коем случае не должен был услышать ни один посторонний человек. Все окна первых этажей зданий заколачивались или закрашивались, чтобы с улицы не было видно женщин, которые находятся внутри. В частных домах вместо этого часто устанавливали высокий забор.

Женщин в Афганистане нельзя фотографировать и снимать на видео, их изображения не допускается размещать в книгах, журналах, газетах или даже в собственных домах. Все словосочетания, в которых присутствовало слово «женщина», видоизменялись. Например, «женский двор» менялся на «весенний двор». Афганки не могли появляться на балконах любых зданий, выступать на радио или телевидении, присутствовать на любых культурных мероприятиях.

Как в Афганистане относятся к женщинам из-за этих ограничений, уже понятно. Ограничения были искажены до неузнаваемости, хотя создавались на основе исламского дресс-кода и шариата. Действия талибов были фактически направлены на ущемление прав женщин, так как в шариате нет закона, согласно которому представительницы прекрасного пола не могут работать, самостоятельно передвигаться, прятать руки и лицо. Наоборот, получение образования только приветствуется.

Внешний вид

Женщины в Афганистане не могут носить яркую одежду, так как талибы считают это сексуально привлекательным. Указ от 1996 года гласит, что афганки, которые носят обтягивающую и яркую одежду и украшения, никогда не попадут на небеса. Все салоны красоты оказались под запретом, как и косметика или лаки для ногтей. Женщины должны были прикрывать все тело, в том числе и лицо. Особенно поощрялось ношение бурки (паранджи, чадры) - свободного халата с длинными рукавами и закрывающей лицо сеткой.

Передвижение

Без мужа или родственника мужского пола афганская женщина оказывалась фактически под домашним арестом. Строгие ограничения делали невозможным практические любое передвижение. Например, Латифу, афганскую женщину, избила толпа талибов за то, что она ходила одна по улице. Но у Латифы на войне убили отца, у нее не было братьев, мужа или сыновей. А в приюте в Кабуле после прихода к власти талибов около 400 девочек оказались заперты в здании практически на год.

Кроме того, представительницам слабого пола не позволяется водить автомобиль (даже если есть сопровождающий - муж или родственник-мужчина), вызывать такси. Женщины и мужчины не могут вместе ездить на общественном транспорте. Подобные ограничения в меньшей степени повлияли на жизнь женщин в Афганистане из маленьких поселков, которые работали в пределах своей территории. Но и они не могли путешествовать в соседние селения.

Занятость

Талибы утверждали, что на работе женщина может вступить в половой контакт с коллегой в рабочее время, что противоречит законам шариата. Так что в сентябре 1996 года все женщины в стране были отстранены от любого вида наемной работы. Это массовое увольнение стало настоящей катастрофой для экономики, особенно в сфере домохозяйства и образования, где работали в основном представительницы слабого пола.

Тогда верховный лидер заверил, что женщины, которые работали на государственных должностях или в образовании, будут получать ежемесячное пособие (5 долларов). Члены радикального движения приветствовали соблюдение патриархальных ценностей и выделение средств для выплаты пособий.

Единственная сфера, где могли остаться женщины, - это медицина. Женщины-врачи нужны были, чтобы лечить представительниц слабого пола, но и на них накладывался ряд строгих ограничений. Многие добровольно покинули рабочие места из-за половой сегрегации и практики преследования. По этой причине женщины-врачи, количество которых в одной только из больниц Кабула сократилось с 200 человек до 50, очень ценились. Только они способны были оказать медицинскую помощь (в том числе родовспоможение) другим женщинам.

После падения режима талибов в Афганистане сложилась обстановка гуманитарной катастрофы. Многие женщины нуждались в квалифицированной медицинской помощи, тогда как женщины-врачи фактические отсутствовали. На работе разрешили остаться и представительницам гуманитарных организаций. По мнению талибов, они могли оказывать помощь другим беспомощным женщинам и пропагандировать полезность введенных норм.

Образование

Права женщин в Афганистане повсеместно нарушаются. Это же касается и сферы образования. Формально талибы поощряли образование, но только до восьми лет. Объяснялось, что такие меры предпринимаются для предотвращения контакта с мужчинами и как дополнительная мера безопасности. Учебная программа была изменена: она стала более «исламизированной», побуждала юных афганских девушек к совершению джихада.

В Кабуле от учебы были отстранен более 100 тыс. девочек, уволены практически 8 тыс. учителей, 63 школы сразу закрылись из-за нехватки кадров. Некоторые учители продолжили преподавать подпольно, они обучали взрослых женщин и афганских девушек в своих домах. Это огромный риск, потому что учителя могли в лучшем случае попасть в тюрьму, а в худшем и вовсе лишиться жизни.

Здравоохранение

До прихода к власти талибов врачам-мужчинам в экстренных ситуациях было разрешено оказывать медицинскую помощь женщинам, но после указа, что мужчине запрещено касаться тела чужой женщины, это стало невозможным. В результате стала повсеместной ситуация, когда представительницам слабого пола приходилось ездить на достаточно значительные расстояния, чтобы получить помощь.

В Кабуле существовали неофициальные клиники в собственных домах, которые обслуживали семью и соседей, но нужные медикаменты они предоставить, конечно, не могли. Значительно возрос процент преждевременных смертей среди женщин. Семьи, которые располагали достаточными финансами, имели возможность получать медицинскую помощь в соседнем Пакистане. В 1998 году запрещено было посещать больницы, медицинскую помощь можно было получить только в специальных палатах. В Кабуле, столице Афганистана, такие были только в одном госпитале.

В 1996 году женщинам запретили посещать бани, так как это (по мнению представителей радикальной организации) противоречило религиозным законам. Баня являлась для многих женщин в Афганистане единственной возможностью соблюдать правила личной гигиены, так что этот запрет вызвал всплеск инфекционных заболеваний.

Брак и дети

Девочек выдают замуж очень рано. Афганские свадьбы часто являются принудительными. Мужчине разрешается иметь одновременно до семи жен, но ни одна при этом не должна быть обделена его вниманием, все женщины должны быть обеспечены материально. Сейчас не многие афганцы имеют несколько жен - это слишком дорогое удовольствие.

Самую большую опасность для женщин в Афганистане представляет даже не Талибан, а собственная семья. Сегодня многие представительницы слабого пола страдают от жестокого обращения и угнетения, подвергаются физическому, сексуальному и психологическому насилию. Некоторые находят помощь в приютах, но большинство возвращается в семьи, где их обижали, потому что другой альтернативы просто нет.

Культура

Женщины и их изображения не могут присутствовать в любых СМИ, а любые словосочетания со словом «женщина» заменялись на альтернативные. Представительницам слабого пола нельзя было заниматься спортом и ходить в спортивные клубы. Все это сказалось на состоянии афганских женщин. Опрос показал, что 91 % из них испытывают симптомы депрессии.

Наказания

Наказаниям женщины подвергались публично, чаще на стадионах или городских площадях. В 1996 году одной афганской женщине отрезали большой палец за то, что у нее были накрашены ногти, в том же году 255 женщин избили плетью за нарушение правил дресс-кода. В 1999 некая Зармина была приговорена к казни за убийство мужа, который оскорблял и избивал ее. Женщина подверглась пыткам, не сознавалась в убийстве, которое фактически совершила ее дочь, а не она сама.

Афганка Айша Биби в двенадцать лет была насильно выдана замуж. Через шесть лет она попыталась сбежать и вернуться в родную семью, но отец сдал дочь командиру талибов. Несчастной девушке отрезали нос и уши, а затем оставили умирать в горах, но она выжила.

Были случаи, когда мужчин наказывали из-за женщин. Например, наказывали таксиста, который принимал женщину без сопровождения муж или родственника-мужчины, мужей тех представительниц слабого пола, которые в одиночку занимались стиркой белья у реки, и так далее.

Так было не всегда

Права женщин в Афганистане не всегда ущемлялись. В 1919 году, например, жительницы страны получили возможность голосовать на выборах, а в середине прошлого века им было разрешено не носить паранджу. В 1960-м в Конституции появилась норма о равных правах (без учета половой принадлежности). Но смута, бедность, отсутствие юридической и социальной защищенности, сиротство и вдовство сделали афганских женщин полностью зависимыми от мужчин. Все усугубилось, когда к власти пришло радикальное движение «Талибан».

Женщины-военные

Сейчас ситуация немного наладилась. Но все же есть серьезные проблемы, которые мешают женщинам в Афганистане спокойно жить. Сейчас есть даже женщины, которые служат в армии. Они получают доступ там, где это невозможно для мужчин, обучены поведению в разных ситуациях, изучают местные традиции и пуштунский язык. Правда, женщины-военные в Афганистане - это в основном американки, очень редко встречаются афганки-переводчицы.

Известные женщины

Сегодня многие женщины делают все, что в их силах, чтобы улучшить положение местных жительниц. Например, Фавзия Куфи, бывший депутат парламента, продвигает законы в защиту прав женщин, Робина Мукимьяр Джалалай участвовала в Олимпийских играх в 2005 году, а затем баллотировалась в парламент, а Мождах Джамалзадах чем-то похожа на азиатскую Опру Уинфри, девушка произвела настоящую сенсацию на телевидении.

Известна на Западе и Шарбат Гула, которую долго называли просто афганской девочкой. Она стала известной благодаря фотографии, которая попала на обложку журнала National Geographic. Удивительное фото Шарбат Гулы, сделанное в 1984 году, сравнивают с портретом Моны Лизы. Тогда Гуле было приблизительно двенадцать лет.

Международному дню солидарности трудящихся женщин всего мира посвящается этот пост.

До конфликта и гражданской войны положение женщин в Афганистане было неплохим. Афганские женщины получили право голоса в 1919 году, в 1950-х отменили ношение паранджи, а в 1960-х годах женщины добились равенства, которое было закреплено законодательно - в Конституции Афганистана.

Два либеральных правителя

«Женский» вопрос возник в Афганистане около 120 лет назад. В 80-х годах XIX века страной правил эмир Абдур Рахман-хан, и он первым предпринял попытки запретить ранние и насильственные браки, законодательно закрепить права женщин. Жена эмира подавала собственный пример: не носила чадру, представляла мужа на заседаниях суда, каталась на лошади, участвовала в политической жизни. Абдур Рахман-хан хотел дать право женщине инициировать развод.

В 1920-е годы, после англо-русского соглашения, который гарантировал независимость Афганистана, правящий эмир Аманулла-хан, внук Абдур Рахмана, начал модернизировать Афганистан. Он провел политические и социальные изменения, которые расширяли личную свободу и гарантировали равные права всех афганцев. Социальные реформы дали возможность женщинам и мужчинах носить западную одежду.

Его жена, королева Сорайя, призвала женщин стать свободнее, и подавала свой пример. В 1926 году Сорайя обозначила свое мнение о положении женщин: «не думаю, что наши женщины созданы только для того, чтобы служить мужчинам. Женщины также должны принимать участие в общественной жизни, вносить свой вклад в развитие Афганистана, и этот вклад невозможно сделать без знаний. Поэтому я считаю, что необходимо давать женщинам знания».

Амануалах Серадж аль Банет, участница борьбы за права женщина, была согласна с Сорайей: «знание не должны быть монополизированы мужчинами. Женщины заслуживают того, чтобы быть образованными».

В 1920-е эмансипация женщин идет по всему миру, и афганки принимали участие в этом движении. В 1921 году была открыта первая школа для девочек «Мастурат». Среди выдающихся выпускниц были будущие министры, члены правящего совета и профессора университетов. В 1923 году женщинам юридически предоставили права на свободу в выборе супруга.

В 1928 году первая группа афганских женщин покинула страну, чтобы посещать школу в Турции. Одна из них была матерью основательницы афганской женской организации в Торонто, Адины Ниязи. Адина вспоминает: «Моя мать чувствовала, что ей очень повезло, ведь она одна из первых афганских женщин получила образование за рубежом».

Положение женщин в 1960-х

После того, как женщины получили право получать высшее образование, в 40-х и 50-х годах появилось много учителей, врачей и медсестер. Много женщин училось на юридическом факультете Кабульского университета. К 1960-м годам женщины могли свободно двигаться без паранджи по улицам Кабула без сопровождения мужчин.


Женщины получали высшие государственные посты, первые женщины-сенаторы были назначены 1965 году. В период 1966-1971 году 14 женщин получили пост судей исламской юрисдикции. В этот период появилось много технических специалистов-женщин, административных работников-женщин, афганки работали в Министерстве здравоохранения и образования. Были женщины и в полиции, армии, они работали в авиакомпаниях и в промышленности: текстильной, керамической и пищевой. Были даже афганки-частные предприниматели.


В 1973 году Мухаммед Дауд стал во главе Афганистана. В это время фундаменталистские экстремисты начали работать против Дауда и его реформ.
Важным периодом в развитии курса на улучшение положения женщины были и 80-е годы, период так называемого коммунистического правления и присутствия в Афганистане советских войск. Работали программы по борьбы с неграмотностью среди женщин.


Для них создавались специальные образовательные и профессиональные курсы, возможность получать высшее и среднее специальное образование за рубежом. Афганки могли устроиться на работу в государственные структуры, при равной с мужчинами оплате труда. Все эти мероприятия способствовали повышению уровня самосознания афганок, их вовлеченности в общественную жизнь.

Книжный магазин в Кабуле в годы "советской оккупации":


Мода в Афганистане

В 1960-е больше двух третей женщин Кабула одевались на западный манер. Афганское пальто стало визитной карточкой модного Кабула. Одной из культовых фигур афганской моды стала Жанна Бичер. Бичер создала швейную школу при поддержке Vogue Pattern Services - это одна из немногих компаний, которая имеет право копировать модели известных дизайнеров.

В 1969 году молодой дизайнер Сафия Тарзи привлекла внимание журнала Vogue.


Тарзи помогла размыть границы между мужской и женской одеждой, «мешала» западный и восточный стиль в одежде. Разрабатывала тюрбаны и жилеты на западный манер, чтобы их можно было носить с юбками и чулками. В 1969 году был выпущен знаменитый номер Vogue, в котором представили историю афганской моды и назвали «Афганской авантюрой». Помимо моделей и древних руин в номере появилась Сафия Тарзи.

Жанна Бичер после выхода журнала заметила интерес кабульских женщин к западной моде. Она создала план по организации швейной школы в Кабуле, чтобы научить женщин жить одежду по западным лекалам. Жанна Бичер смогла договориться с Vogue Pattern Services, чтобы кампания пожертвовала 200 моделей для школы. Курсы окончили 32 афганки, которые учились шить под руководством дух американских инструкторов. В школе подготовили 15 модельеров, что для того времени было прорывом в области Высокой моды Кабула.

Гражданская война

Однако начавшаяся гражданская война приостановила, а затем, после смены режима, и вовсе повернула вспять процесс социально-политической модернизации Афганистана. Сотни тысяч афганок были вынуждены покинуть родину, многие погибли или были ранены во время боевых действий, стали вдовами. Нищета, социальная и юридическая незащищенность, пережитый психологический шок свели на нет все усилия предыдущих десятилетий.

Последним сокрушительным ударом по гендерному равноправию стал приход к власти талибов, и установление средневекового режима, основанного на слепом следовании буквальному пониманию норм шариата.

В 1994 году талибы появились в Кандагаре, а затем пришли к власти в Кабуле в 1996 году. Они сразу же навязали свои понятия и жизнь женщин по «законам Шариата», хотя это больше напоминало «гендерный апартеид». Женщинам запретили работать, закрывались школы для девочек. Женщины лишись всех прав, которых добивались и над которыми работали в последние десятилетия. Теперь им даже не разрешалось покидать свои дома, они могли это сделать только в сопровождении родственника мужского пола и полностью окутанные в паранджу. Женщины были заключены в тюрьму, подвергнут пыткам и казнены за «моральные преступления», такие как «проституция» и «неверность», их часто избивали талибанские полицейские за то, что был видны лодыжки или запястья. Департамент талибов по поощрению добродетели и предотвращению порока становился все более мощным, и находил новые способы наказания за несоблюдение правил в отношении женщин и девочек.

Афганистан – одна из самых древних стран мира. В 6 веке до н. э. Афганистан вошёл в состав персидской империи Ахеменидов. Страна поочередно находилась под властью индийских, греческих, арабских, иранских и монгольских правителей. В Афганистане нет официального языка, так как население в разных регионах говорит на узбекском, персидском, туркменском и многих других языках.

В стране очень слабо развито образование и медицина, а также высока женская смертность. Афганские женщины необыкновенно терпеливы, им приходится жить в нелёгких условиях, в стране действуют законы шариата. По оценкам ООН, 90 % афганских женщин страдают от насилия в семье в той или иной его форме.
До сих пор невозможно забыть историю афганской девушки Аиши Мухаммадзаи , которой в 17 лет муж отрезал уши и нос.Девушке удалось бежать и спустя некоторое время, лицо Аиши попало на обложку журнала "Time" . Афганка Аиша стала популярной на весь мир и превратилась в символ угнетенных женщин Афганистана .
Большинство известных афганок вынуждены заниматься музыкой, актёрской мастерством, модельной карьерой за пределами своей страны, так как в самом Афганистане такая женщина может быть жестоко наказано. В Топ-11 самых красивых афганок вошли известные актрисы, певицы, модели и победительницы конкурсов красоты, которые имеют афганские корни.


8. Энн Мари Кхан / Anne Marie Khan (род. 1990 г Онтарио, Канада) - канадская модель и писательница, её отец - афганец, мать из Шри-Ланки.


3. Мозда Джамалзада / Mozhdah Jamalzadah (род. 7 декабря, 1985 г, Кабул, Афганистан) - афганско-канадская поп-певица.


Женщины – это товар, который передается от отца к мужу. Афганка не может себе позволить почти ничего, в том числе и выйти на улицу без мужчины, заговорить с прохожим. Она будет женой того, кого выберут ей родители, и тогда, когда они захотят.

Тут становятся мамами в подростковом возрасте, ежедневно умирают при родах, стыдятся дочерей, клеймят позором тех, кто не способен подарить мужу сына.

Отправляясь в Кабул, журналист Дженни Нордберг не рассчитывала, что знакомство с афганкой-политиком Азитой откроет для нее совершенно другой мир с дикими для современного общества традициями.

В семье Азиты четыре дочери, но одна из них – сын. Это явление носит название «бача пош». Для многих афганок лжемальчики становятся спасением от позора и сплетен – самых сильных орудий общества, в котором не существует прав женщины. Если твоя репутация будет испорчена, не пожалеют даже родные, они же могут забить камнями…

Здесь в каждой школе есть одна-две девочки, переодетые в мальчиков. В будущем им предстоит стать настоящими женщинами, если их психика сможет адаптироваться к такой «смене пола». Подобная практика не фантастика, это норма, коллективная ложь во спасение, которая существует столетиями, но о ней не принято говорить вслух.

Книга Нордберг «Подпольные девочки Кабула» показывает не изнанку, а реальную жизнь женщин в одной из самых закрытых стран мира. Она неприятная, отталкивающая и местами нечеловеческая. Подобные вещи хочется забыть сразу после прочтения. Но это не сборник ужасов из разряда «как страшно жить», а другая, привычная другим людям реальность, окунувшись в которую заново осознаешь ценность простых, обыденных для тебя и невероятных для сотен тысяч женщин Афганистана вещей.

У нас есть свобода и мы сами как личности, а не как чья-то собственность.

«Подпольные девочки Кабула». Глава 4

Здесь заботятся о каждом изможденном, с запавшими глазами ребенке, внутрь приглашают каждую беременную женщину. Мужчины будут ждать снаружи, рядами рассевшись на скамьях вдоль желтой каменной стены на фоне заснеженных гор, в то время как в больнице решается судьба их семей. Большинство одето в типичную деревенскую одежду, состоящую из белых хлопчатобумажных брюк, кафтанов и закрученных тюрбанов, с открытыми сандалиями или пластиковыми тапочками-сланцами, даже в самую ледяную зиму.

Внутри же смуглые, раскрашенные хной руки стягивают с тел и лиц бурки, хиджабы и платки. Эти руки часто выглядят старше, чем лица под одеждой – лица с нежными щеками и глазами, еще не обведенными морщинами. Некоторые будущие матери сами лишь достигли подросткового возраста.

Каждые несколько часов старания какой-нибудь женщины родить сына завершаются здесь, внутри отделанной белым кафелем палаты, где три гинекологических кресла покрыты черными пластиковыми мешками. Младенец мужского пола – это победа, успех. Младенец женского пола – унижение, неудача.

Барановская написала книгу об Аршавине

  • Подробнее

Мальчик - бача, так называют ребенка-сына. Девочка - «другая», дохтар. Дочь. Женщину, которая возвращается домой с сыном, могут чествовать церемонией нашрах, во время которой играет музыка и возносятся молитвы. Гостей будут обильно кормить и поить. Новоиспеченной матери преподнесут подарки: дюжину кур или несколько фунтов сливочного масла, чтобы помочь ей кормить грудью своего маленького сына - пусть тот растет здоровым и сильным. Она получает более высокий статус среди женщин. Та, что способна рожать сыновей, - успешная, достойная зависти женщина; она - воплощение удачи и образа хорошей жены.

Если же рождается дочь, молодая мать нередко покидает родильное отделение в слезах. Она вернется в свою деревню с опущенной от стыда головой, и, возможно, ее станут высмеивать родственники и соседи. Ей могут несколько дней отказывать в пище. Муж может избить жену и выгнать из дому, ей придется спать вместе со скотиной в качестве наказания за то, что принесла в семью еще одно бремя – дочь.

А если у матери новорожденной уже есть несколько дочерей, над ее мужем станут потешаться как над слабаком, с которым отказывается сотрудничать природа, называя его мада пошт. Перевод: «тот, чья женщина родит только девочек».