Дидактические игры для детей: развитие речи, сенсорики, физического развития. Картотека с целями своими руками

Елена Борисова
Картотека дидактических игр для детей первой младшей группы

1. «Найди маму детенышу » Закреплять знания детей о животных и их детеныша . Учить детей узнавать и называть их. Воспитывать интерес к миру животных.

2. «Найди пару» Учить детей находить парные картинки . Развивать логическое мышление, память. Воспитывать усидчивость, заинтересованность.

3. «Что где растет» Закреплять знания детей об овощах и фруктах . Учить группировать картинки по классификации . Развивать связную речь, память, зрительное восприятие картинки .

4. «Оденем куклу на прогулку» . Учить детей последовательности одевания и раздевания куклы. Закреплять знания детей об одежде . Воспитывать аккуратное обращение с одеждой.

5. «Полевые цветы» Учить детей узнавать и называть полевые цветы. Закреплять знания об окружающем мире. Развивать эстетическое восприятие, создавать возможность для обогащения словарного запаса. Воспитывать любовь к природе.

6. «Собери картинку » Учить детей собирать целую картинку и нескольких частей . Развивать логическое мышление, образную память, речь детей , мелкую моторику. Воспитывать умение доводить начатое дело до конца.

7. «Лото» Развивать логическое мышление детей , память, сосредоточенность. Закреплять представления детей об окружающем мире и получить новые сведения в процессе игры.

8. «Шнуровка» Развивать мелкую моторику пальчиков и рук, закреплять умение шнуровать в определенной последовательности (по схеме) .

9. «Посади рыбок в аквариум» .

Учить детей подбирать рыбок по контуру, развивать логическое мышление, зрительную память. Закреплять знания об аквариумных рыбках. Воспитывать любовь к природе.

10. «Собери бабочек на лугу» Учить детей подбирать бабочек по контуру, развивать логическое мышление, зрительную память. Закреплять знания о бабочках. Воспитывать любовь к живой природе.

11. «Из какой сказки гости пришли?» Учить детей узнавать и называть сказку и героев сказки. Развивать связную речь, создавать возможность для обогащения словарного запаса, совершенствования образной грамматической сторон речи. Воспитывать любовь и интерес к русскому народному творчеству.

12. «Времена года» Формировать представления детей о временах года . Учить детей ориентировке в пространстве и времени. Создавать возможность для обогащения словарного запаса, совершенствования звуковой культуры речи. Воспитывать воображение,

Умение воспевать красоту природы.

13. «Собери картинку » (пазлы) Формировать способность детей воссоздавать целую картинку из нескольких частей по образцу. Развивать сообразительность, мышление, зрительную память.

14. «Что мы делаем не скажем, а покажем» Формировать умение детей показывать действия , изображенные на картинке . Развивать произвольное внимание.

15. «Загадки» Развивать умение детей понять иносказание , выделять характерные признаки в загадке. Создавать возможность для обогащения словарного запаса, связной речи. Воспитывать культуру речи.

16. «Волшебная коробочка» Учить детей рациональным приемам осязательного обследования формы предмета. Развивать мышление детей , сенсорное развитие.

17. «Кому что принадлежит» Уточнять представления детей о людях разных профессий, об орудиях труда, необходимым людям той или иной профессии. Расширять представление о человеке, его деятельности и рукотворном мире. Воспитывать уважение к труду людей.

18. «Найди такую же» Упражнять детей в группировке предметов по цвету , форме и размеру. Развивать мышление, умение находить сходства и различия. Формировать развитие связной речи.

19. Лото «Кому что нужно» Развивать кругозор ребенка, сообразительность, наблюдательность. Систематизировать имеющиеся знания детей . Воспитывать усидчивость, терпение.

20. «Собери гусеничку, черепашку, улитку» Формировать умение детей собирать целую картинку из частей . Развивать логическое мышление, память, сообразительность. Закреплять знания о строении тела насекомых, земноводных.

21. «Узнай по описанию» Развивать образное мышление детей , фантазию, внимание. Способствовать совершенствованию звуковой культуры, образной и грамматической сторон речи.

22. «Помоги героям сказки» Учить детей узнавать и называть героев сказки и сказку, группировать героев по сказкам . Развивать зрительную память, мышление, внимание.

23. «Счастье, радость, грусть» Учить детей определять по картинке эмоциональные чувства, называть их. Развивать наблюдательность. Воспитывать желание дарить людям только положительные эмоции.

24. «Сложи геометрическую фигуру» Создавать возможность для возникновения и развития у детей элементарных математических представлений о геометрических фигурах. Упражнять детей в комбинировании фигур, формировать умение видеть взаимоотношение и взаиморасположение частей целого.

25. «Вредно- полезно» . Упражнять детей в умении группировать предметы по их признакам. Развивать логическое мышление, память. Систематизировать имеющиеся знания детей .

26. «Подводный мир» Сформировать у детей целостную картину мира , познакомить с разнообразием подводного мира. Воспитывать интерес и любовь к природе мирового океана.

27. «Когда это бывает?» Закреплять знания детей о частях суток , о деятельности детей в разное время суток. Расширять представления детей о временных отрезках.

28. «Кто что делает?» Закреплять представления детей о труде сельских жителей, о результате труда. Воспитывать уважение к труду селян.

29. Развивающее лото : «Игрушки»

«Животные и птицы»

«Мир животных пустыни» Закреплять представления детей об окружающих их мире, получать новые сведения в процессе игры. Познакомить с разнообразными условиями жизни на Земле.

30. «В гости к кукле» Формировать знания детей о посуде : чайной, столовой, кухонной. Учить группировать посуду по назначению. Развивать память, мышление. Воспитывать чувство гостеприимства.

Публикации по теме:

Картотека дидактических игр Дидактическая игра «Хорошо или плохо?» Цель: формировать умения правильно вести себя в обществе, выполнять культурно-гигиенические нормы;.

Дидактические игры имеют большое значение в процессе образования и развития детей дошкольного возраста. Ведь полноценное освоение учебного.

Картотека дидактических игр, направленных на автоматизацию поставленных звуков у детей дошкольного возраста Чтобы маленькие дети овладели необходимыми умениями и навыками, их надо этому научить. Для обучения детей и созданы дидактические игры.

Картотека дидактических игр по ФЭМП для подготовительной группы Аннотация Формирования элементарных математических представлений осуществляется под руководством педагога в результате систематически проводимой.

Дидактические игры для детей 1 младшей группы

Дидактическая игра

Дидактическая игра - это игра, с четко поставленной целью и системой контроля за ее достижением и процессом игры. Это обучающая игра, в которой смоделированы жизненные ситуации. Дидактические игры для детей очень важны, ведь ребенок учится новому и познает мир именно в игре и чем интереснее и более захватывающей она будет, тем эффективнее пойдет процесс обучения. Дидактические игры учат детей сравнивать предметы, находить их связи, анализировать, наблюдать и узнавать о внешнем мире. К тому же ребенок усталости от занятий чувствовать не будет, наоборот они принесут ему радость.

Какие существуют дидактические игры для детей 2 - 3 лет

Игры, которые связаны с поиском предметов .

1.«Какой игрушки не хватает»

Цель: Развитие памяти, внимания.

Ход игры: Взрослый заранее готовит несколько игрушек. Рассматривает их с ребенком, потом просит закрыть глаза или отвернуться. Когда ребенок поворачивается или открывает глаза, ему задается вопрос: «Какой игрушки не хватает?».

2.«Четвертый лишний»

Цель: Закрепить обобщающие понятия (овощи, фрукты, одежда и т.д.), развивать внимание, память.

Ход игры: Положите на стол четыре предмета, три фрукта и один овощ.

Предложите ребенку найти и показать лишний предмет. Затем разложите другие предметы и повторите игру.

Игры, носящие сюжетно-ролевой характер.

1.«Оденем куклу на прогулку»

Цель: Закрепить знания о последовательности одевания, и в какое время года что одевать.

Ход игры: Взрослый предлагает ребенку помочь одеть куклу (куклу показывает без одежды). Помогите начать одевать куклу вопросом «Как ты думаешь, что надо одеть сначала?», если ребенок затрудняется, помогите ему (трусики, майку, колготки или ночки, платье). Дальше предложите ребенку одеть куклу на прогулку, например: На улице зима, много снега. Во что мы оденем нашу куколку, чтобы она не замерзла? (в коробочке лежит одежда по сезонам: зима, осень, весна, лето)

2.«Уложим куклу спать»

Цель: Упражнять в различении постельных принадлежностей по назначению и величине.

Ход игры: Взрослый показывает кроватку, матрас, постельное белье и куклу. Предлагает ребенку уложить куклу Катю спать, задавая ему вопросы. Куда мы положим куклу Катю? Показывая матрас «Что это и зачем? И т.д. Взрослый обязательно комментирует и обговаривает с ребенком каждый предмет. Можно спеть кукле Кате колыбельную.

Игры, связанные с поручениями для ребенка.

«Сложи палочки в стаканчики»

Для начала нужно вырезать из цветного картона стаканчики разных цветов и обычные палочки к ним (тех же цветов). Потом стаканчики разложить в ряд на столе, а палочки перемешать и оставить в хаотичном порядке. Далее ребенка нужно попросить к стаканчикам подобрать палочки соответствующего цвета. При этом можно попросить ребенка назвать цвет стаканчиков.

«Разложим игрушки по коробочкам»

Цель: Закрепить знания о цветах (красный, синий, зеленый, желтый)

Ход игры: сядьте с ребенком за стол (на пол) и разложите перед собой много игрушек. Начинайте сортировать их по цвету. «Давай выберем все красные игрушки и сложим их в красную коробочку» и т.д.

Игры, связанные с загадками.

Для начала нужно подготовить картинки разных животных и насекомых. Когда картинки будут готовы, их следует разложить на столе и начинать ребенку задавать вопросы, загадки о животных, которые изображены на картинках. Свой правильный ответ ребенок должен показать, выбрав нужную картинку. Примеры вопросов: У какого животного есть хобот? Кто любит грызть морковку? Кто охраняет твой дом? и т.д.

Игры – соревнования .

Из ваты смастерить снежки и разбросать их по полу. Далее ребенку предложить собрать снежки совместно с мамой в разные корзинки (у каждого своя корзинка). И побеждает тот, у кого в конечном итоге в корзинке будет больше снежков.

Настольно-печатные.


Используется как наглядное пособие, направленное на развитие зрительной памяти и внимания.


1. Подбор картинок по парам.
Цель: Учить сравнивать предметы, находить одинаковые.

Ход игры: Взрослый дает ребенку картинку. Ребенок рассматривает её, называет, отмечает особенности. Взрослый предлагает найти такую же картинку.


2. Разрезные картинки и кубики.
Цель: Развивать умение из отдельных частей(2-4 частей) составлять целый предмет.

Ход игры: Сначала покажите ребенку собранную картинку, затем разберите ее и покажите, как собрать заново. Когда у него будет хорошо получаться предложите, ему целую картинку, и попросите ребенка собрать такую же. Предлагайте ребенку свою помощь и обязательно хвалите.

3. Найди такой же предмет.
Цель: Учить детей соотносить предметы, изображённые на картине, с отдельными предметами.

Ход игры: Дайте ребенку карточку с картинкой и предложите ему найти предмет, изображенный на картинке. Ребенок должен поставить предмет рядом с картинкой.

Словесные игры.


Они построены на словах и действиях играющих. Такие игры служат средством развития памяти, внимания, связной диалогической речи, умения и желания выражать свои мысли. Воспитание правильного звукопроизношения, уточнение, закрепление и активизацию словаря.


1. Эхо
Цель: Учить правильно и чётко произносить гласные звуки.
Воспитатель громко произносит А-А-А, ребёнок " Эхо" тихо отвечает: а-а-а. И так далее. Можно так же использовать сочетания гласных звуков: ау, уа и.т.д.


2. Паровоз.
Цель: Отрабатывать правильное произношение гласного звука « У».
Воспитатель предлагает ребёнку позвать паровоз. «У-у-у» гудит ребёнок, и паровоз едет на этот звук.


3. Лошадка.
Цель: Учить правильно, произносить звук «И».
Воспитатель предлагает позвать лошадку. Ребёнок произносит И-и-и, и лошадка скачет, ребёнок заканчивает произносить, лошадка останавливается. Далее лошадку зовёт следующий ребёнок.

Настольные игры

1.« Грибочки ».

Цель: Закреплять умение сопоставлять разнородные предметы по цвету.

Ход игры: Предложите ребенку найти самый большой красный грибочек и поставить его на штырек, потом найти большой красный из остальных и тоже поставить на штырек и т.д. (так же с желтыми, синими, зелеными)

2.«Складывание трехместной матрешки».

Цель: Побуждать выполнять простые действия с предметами, различающимися по величине; ориентироваться при этом на слова: «открой», «закрой», «большая», «маленькая», «такая», «не такая».

Ход игры: Покажите ребенку матрешку, рассмотрите её внимательно. Продемонстрируйте ребенку, как, вращая одну половину матрешки относительно другой, можно разобрать эту игрушку. Предложите ребенку повторить ваши действия. Потом попросите собрать матрешки.

3.«Собери бусы».

Цель: Закреплять умение группировать предметы по цвету, форме, размеру.

Ход игры: Покажите ребенку приготовленные вами бусинки, объясните, что бусины разной формы, цвета, размера. Предложите нанизать только красные(синие, желтые, зеленые), круглые(квадратные, треугольные) или большие(маленькие).

4. «Пирамидки».

Цель: Развивать умение выполнять простые действия с предметами: снимать и нанизывать кольца в определенном порядке.

Ход игры: взрослый ставит собранную пирамидку, в которой кольца чередуются по цвету. Он обращает внимание ребенка на различный цвет (например, кольца красные, зеленые и желтые). Затем взрослый разбирает пирамидку и просит ребенка взять красное колечко и нанизать на стержень. Со следующими колечками совершаются такие же действия.

5.«Вкладыши» (деревянные).

Цель: Способствовать развитию предметно - манипулятивной деятельности.

Ход игры: Взрослый показывает ребенку доску с набором рамок- вкладышей. Предлагает подобрать вкладыши, при необходимости показывает, как нужно отыскивать прорези для вкладышей. Можно подсказать ребенку несколько способов выполнения это задания: ощупывать прорези и искать нужные вкладыши одновременно двумя руками; ощупывать прорезь левой рукой, а соответствующий вкладыш искать и вкладывать правой.

6.«Мозаика».

Цель: Развитие внимания, знакомство с цветом, обратить внимание, что цвет является признаком разных предметов и может быть использован для их обозначения.

Ход игры: Покажите ребенку детали из мозаики, рассмотрите их, определите цвет. Предложите ребенку выложить ряд «ёлочек» (зеленые детали мозаики) и «грибочки» (красные детали мозаики).

Суть дидактических игр заключается не в простом веселом времяпровождении, а в учебе. И поэтому нужно повторять для закрепления пройденный материал.


Представленные дидактические игры на знакомство детей 1 младшей группы с цветом предмета помогут научить им различать и называть те цветовые тона, которые наиболее часто встречаются в их окружении, а также будут решать обучающие задачи.

Перечень игр на знакомство с цветом предмета:

К кукле пришли гости
Цель: воспитывать желание активно участвовать в игре, учить различать цвета, подбирать цвета на глаз, с последующей проверкой.
Оборудование: чайная посуда, 4 куклы в платьях разного цвета.
Ход: дети рассматривают куклу, какая она красивая, называют цвет платья. «К кукле придут гости» (стук в дверь). За дверью машина с куклами. Дети здороваются с куклами и называют цвет их платьев. Затем дети помогают накрыть на стол, для каждой куклы своя чашка, тарелочка, ложечка. Для куклы в зеленом платье – зеленая, в синем платье – синяя. Дети пьют чай с куклами.
Занимательная палитра
Цель: развитие у детей пространственных представлений логического мышления, закрепление знаний детей о цвете.
Оборудование: фишки 6 цветов и одна палитра.
Ход: все дети превращаются в художников. Они договариваются кто какими красками будет рисовать. Затем ребенку предлагается выбрать цвет краски и найти ее место на палитре.
Игрушки
Цель: развивать способность ребенка группировать предметы по единому признаку – цвета, развивать восприятие цвета.
Оборудование: большая карта с 6 цветовыми полями, набор из 30 силуэтных изображений предметов 6 цветов.
Ход: «Посмотрите какие фигурки я вам принесла. Что это за фигурки? У каждой фигурки есть свой домик. Вот эти домики. Все домики разного цвета. Какого цвета этот домик, этот, а этот? Найди для каждой фигуры свой домик, но фигура найдет свой домик тогда, когда спрячется в нем.» Продолжительность игры 15-16 минут.

Найди палочку
Цель: учить детей выбирать предметы двух заданных цветов из четырех возможных, закрепить умение группировать предметы по цвету.
Оборудование: палочки четырех цветов.
Ход: ребенку предлагают перемешать палочки, взять себе любую палочку и найти еще такую же. Так он выбирает все палочки такого же цвета. То же самое и с палочками другого цвета. Затем детям предлагается разместить палочки в виде домика, елочки, лодки, флажка

Одень мишку
Цель: учить различать и называть цвета.
Оборудование: карточки с силуэтным изображением медвежат в шапочках разных цветов и силуэтные изображения «шортики и кофточка».
Ход: детям предлагается посмотреть кто к ним пришел в гости. Обратить внимание детей, что у каждого медвежонка есть свой костюмчик, цвет которого совпадает с цветом шапочки. Дети подбирают соответствующие костюмчики.

Разноцветные ежики
Цель: развивать умение группировать предметы по признаку цвета.
Оборудование: ежики (силуэты) 4 цветов и бельевые прищепки соответствующих цветов.
Ход: детям предлагается посмотреть на разноцветных ежиков и выяснить чего не хватает у ежика (иголочек). Дети закрепляют прищепки соответствующего цвета на ежика.

Светофор
Цель: продолжать учить детей ориентироваться на цветовой сигнал, действовать в соответствии с ним.
Оборудование: плоскостные светофоры и отдельные кружки из плотного картона, игрушка Буратино.
Ход: дети сидят вокруг стола. На столе светофор и кружки. «Кто к нам в гости пришел?» (Буратино)
Буратино здоровается и говорит: «Я к вам очень спешил, а на улице много машин, а на какой свет светофора идти я не знаю, помогите мне». Воспитатель с детьми по очереди закрывает кружок на светофоре и объясняет на какой свет надо идти или стоять. Игра повторяется.

Соберемся на прогулку
Цель: учить детей выбирать нужный цвет, учить различать оттенки цвета.
Оборудование: карточки-пазлы, в верхней части которых нарисована куртка, а в нижней – шапка и шарф такого же цвета.
Ход: дети вспоминают, что надо одеть на улицу зимой, в какой последовательности надо одеваться. Затем воспитатель показывает куртку и шапку (на карточках), выясняют цвет. Затем детям предлагается собрать комплекты одежды (начинаем с двух комплектов).

«Давайте познакомимся!»№1

Цель : закреплять умение детей знакомиться, называть свое имя, употреблять в своей речи вежливые слова. Материал : кукла. Ход игры К детям «пришла в гости» новая кукла. Она желает познакомиться. Воспитатель. Давай познакомимся, меня зовут Анна Александровна, а тебя? Очень приятно! Дети по очереди подходят к кукле и знакомятся. Кто познакомился с куклой, то может знакомиться с детьми группы.

«Кто главный?»№2

Цель: учить детей называть членов своей семьи; подводить к пониманию, что в мире главные - и дети, и взрослые; воспитывать любовь и уважение к своей семье. Материал: «Семейное дерево»; иллюстрации с изображением того, что делает мама, папа, бабушка, дедушка, ребенок. Ход игры Воспитатель предлагает детям по очереди назвать членов своей семьи и назвать: кто чем занимается, кто что делает в семье. Если ребенку трудно назвать, кто что делает в семье, то ему в этом помогут иллюстрации. Дети называют, кто главный в семье и почему они так считают. В конце игры следует определить, что главные в мире все - и дети, и взрослые.

«Найди листочек».№3

Цель: различать и называть листья знакомых деревьев, вспоминать названия деревьев, развивать речь детей; воспитывать у них внимание и эстетические чувства. Материал: у каждого ребенка одинаковые букеты из 3-4 листочков (клена, дуба, ясеня, березы), один букет у воспитателя. Ход игры Воспитатель раздает детям букеты, а один оставляет себе. Затем показывает какой-то листочек, например кленовый и говорит: «Раз, два, три - такой же листочек покажи!» Дети поднимают руки и показывают кленовые листочки.

«Оцени поступок».№4

Цель : с помощью сюжетных картинок развивать представления детей о добрых и плохих поступках; характеризовать и оценивать поступки; воспитывать чуткость, доброжелательность. Материал : сюжетные картинки. Ход игры Дети работают в парах. Каждой паре воспитатель предлагает сюжетную картинку. Дети должны рассмотреть картинку, описать, что видят и оценить поступок. Например: двое детей рассказывают по очереди: «Мальчик забрал у девочки мяч, девочка плачет. Мальчик сделал плохо, так делать нельзя».

«Как зовут членов семьи».№5

Цель: закреплять умение детей четко называть членов своей семьи; развивать память, связную речь; воспитывать любовь к своей семье. Ход игры Дети стоят в кругу и по очереди называют членов своей семьи. Например: «Я живу с мамой Наташей, папой Сашей, братом Владиком. У меня есть бабушка Лида, бабушка Вера, дедушка Гриша и дедушка Павел».

«Мое имя».№6

Цель: закреплять умение детей четко называть свое имя. Материал : мяч. Ход игры Дети стоят в кругу, передают друг другу мяч и называют свое имя.

«Да или нет».№7

Цель : формировать у детей желание беречь здоровье и здоровье других детей; учить понимать: что можно делать, а что - нет. Ход игры Воспитатель предлагает поиграть в игру. Воспитатель. Я буду называть ситуации, а вы, если так можно делать, - хлопаете в ладоши, если нельзя - топаете ногами. Например: можно играть спичками; можно ровно сидеть за столом; во время еды не следует разговаривать: не умываться утром; нельзя брать в руки острых предметов; нельзя прыгать с высоких горок; необходимо мыть руки после возвращения с прогулки и т.д.

«Ласковое слово».№ 8

Цель : учить детей ласково, с любовью обращаться к своим родным; развивать связную речь, мышление; воспитывать любовь к своей семье. Материал : мяч. Ход игры Воспитатель бросает мяч ребенку и предлагает назвать определенное слово ласково: например, мама - мамочка, папа - папочка т.д.

«Комплименты».№ 9

Цель : учить детей говорить друг другу комплименты; развивать речь, мышление; воспитывать дружелюбие. Ход игры Дети образуют круг, берутся за руки. Сначала воспитатель начинает говорить ребенку, которого держит за руку справа. Например: «Миша, ты сегодня такой вежливый!» Далее ребенок обращается к ребенку, которого он держит за руку справа. Если ребенку трудно произнести комплимент, то ему помогают другие дети.

«Вежливые слова».№ 10

Цель : учить детей употреблять в своей речи вежливые слова; учить понимать, что вежливость - это хорошее качество человека; развивать речь детей, память, воспитывать вежливость и обходительность. Материал: котик, сумка. Ход игры Воспитатель предлагает детям «сложить» в сумку вежливые слова и подарить котику эту сумку. Дети по очереди говорят в сумку вежливые слова, например: «пожалуйста», «спасибо», «извини» и т.д.

«Помоги зайчику».№ 11

Ц ель : продолжать учить детей употреблять в своей речи «волшебные» слова; развивать память, речь; воспитывать доброжелательность. Материал : игрушечный зайчик. Ход игры Воспитатель предлагает детям подарить зайчику «волшебные» слова. Дети по очереди подходят к зайчику и говорят ему «волшебные» слова. Например: «спасибо», «пожалуйста», «добрый день» и другие.

«Лишний предмет».№ 12

Цель : учить детей определять лишний предмет по цвету; развивать зрительную память, мышление. Материал : красные треугольники и квадраты разного размера; синие круги разного размера. Ход игры Воспитатель выставляет геометрические фигуры на наборное полотно, а дети

их называют. Затем воспитатель предлагает детям назвать лишний предмет и объяснить, почему он лишний.

«Что нам осень принесла?». № 13

Цель: закреплять с детьми признаки осени и ее дары; развивать память, мышление, речь. Материал: разноцветные листочки, овощи, фрукты, картина «Осень». Ход игры Воспитатель выставляет перед детьми картину «Осень», просит назвать время года, вспомнить, какие дары принесла осень людям. Для подсказки на столе разложены овощи, фрукты, разноцветные листочки.

«Зимние развлечения». № 14

Цель : закреплять знания детей о зимних развлечениях; развивать речь, внимание; воспитывать любовь к разным временам года. Материал : сюжетные картинки на тему «Зимние развлечения». Ход игры Дети рассматривают сюжетные картинки и рассказывают: в какие игры дети любят играть зимой.

«Весна». № 15

Цель : закреплять с детьми признаки весны; учить подбирать прилагательные к существительным; развивать речь, память, мышление. Материал: мяч. Ход игры Воспитатель бросает детям по очереди мяч. Воспитатель. Весна какая? Весной трава какая? Весной солнышко какое? Ребенок отвечает на вопросы и бросает мяч воспитателю.

«Времена года». № 16

Цель: учить детей называть времени года по их признаками, находить соответствующие картинки; развивать зрительную память, внимание. Материал : большие картины с временами года и маленькие карточки с временами года для всех детей. Ход игры На стульях перед детьми стоят картины с временами года. На коврике лежат карточки. Воспитатель предлагает каждому ребенку взять одну карточку и подойти к картине с соответствующим временем года. Далее необходимо назвать свое время года, объяснить, почему ребенок подошел к той или иной картине.

«Когда это бывает?» № 17

Цель : учить детей называть времени года по их признакам; развивать мышление, память, внимание. Материал: картинки с временами года, загадки о временах года. Ход игры Воспитатель загадывает детям загадки о временах года, дети их отгадывают, находят соответствующие времени года на картинках и выставляют их на мольберт.

Снег на полях, Лед на реках

Вьюга гуляет, Когда это бывает? (Зимой)

Сошли снега, шумит вода, Земля уже цветами полна.

Растет травка молодая, Все мертвое оживает, Когда это бывает? (Весной)

Солнце печет, липа цветет, Вишня поспевает,

Когда это бывает? (Летом)

Голые поля, мокнет земля,

Дождь поливает, когда это бывает? (Осенью)

«Что похоже на солнышко?»№ 18

Цель: закреплять знания детей о солнце, его форме, цвете, развивать зрительную память, логическое мышление. Материал: солнышко, предметные картинки. Ход игры На коврике лежат предметные картинки. Воспитатель предлагает детям взять только одну картинку, которая похожа на солнце (например: яблоко, мяч, вишня, апельсин). Дети по очереди показывают свои карточки и объясняют, почему они взяли именно эту картинку. (Например: «У меня мяч, потому что он круглый как солнышко».)

«Что где растет?». № 19

Цель: расширять и уточнять представления детей об овощах и фруктах, развивать память, речь, внимательность. Материал: вырезанные овощи и фрукты, макет дерева, макет огорода. Ход игры Воспитатель предлагает детям по очереди подойти к столу и взять один овощ или фрукт, назвать его, определить, где он растет и соответственно положить на макет огорода или повесить на макет дерева. Например: ребенок берет яблоко и говорит: «Это яблоко, оно растет в саду на дереве», потом подходит к макету дерева и вешает вырезанный фрукт на него.

«Далеко- близко» №20

Цель : учить ориентироваться в пространстве; находить и называть предметы, находящиеся на разном расстоянии.

Ход игры : предложить детям на рисунке или на местности определить местонахождение того или иного предмета и назвать его.

«Кто что ест?». № 21

Цель: закреплять знания детей о домашних животных (что они едят) развивать мышление, внимание, память, воспитывать желание заботиться о домашних животных. Материал: предметные картинки с изображением домашних животных и пищи для них. Ход игры Воспитатель предлагает детям «покормить» животных во дворе у бабушки. Воспитатель вызывает детей парами. Один ребенок называет животное и выставляет его, а второй - ищет для нее пищу, ставит картину рядом с животным.

«Громко - тихо» №22
Цель. Учить детей менять силу голоса: говорить то громко, то тихо. Воспитание умения менять силу голоса.
Подготовительная работа . Педагог подбирает парные игрушки разных размеров: большую и маленькую машины, большой и маленький барабаны, большую и маленькую дудочки.
Ход : Взрослый показывает 2 машины и говорит: «Когда едет большая машина, она подает сигнал громко: «би-би». Как подает сигнал большая машина?» Дети громко произносят: «би-би». Педагог продолжает: «А маленькая машина сигналит тихо: «би-би». Как сигналит маленькая машина?» Дети тихо произносят: «би-би». Педагог убирает обе машины и говорит: «Сейчас будьте внимательны. Как только поедет машина, вы должны дать сигнал, не ошибитесь, большая машина сигналит громко, а маленькая - тихо».
Аналогично обыгрываются остальные игрушки.
Методические указания. В зависимости от количества детей в группе на занятии можно использовать одну пару игрушек или 2-3. Следить, чтобы при тихом произнесении звукоподражаний дети не переходили на шепот.

«Животные и их малыши». №23

Цель: учить детей находить малышей домашних животных и называть их; развивать память, речь, внимание. Материал : серия картинок «Домашние животные с малышами». Ход игры Воспитатель предлагает детям помочь домашним животными. Необходимо найти малышей, которые потерялись. Дети работают парами. Один ребенок берет животное, второй ищет. Дети должны назвать животное и его детеныша.

«Кто где живет?». № 24

Цель : учить детей называть диких и домашних животных; классифицировать их, развивать речь, память, внимание; воспитывать любовь к природе. Материал : наборы игрушек: «Домашние животные», «Дикие животные»; елки; бабушка; дом. Ход игры Дети сидят на стульчиках группами по 4-5 человек. Каждая группа изображает определенных животных или птиц. Воспитатель договаривается с каждой группой детей, голоса кого, животных или птиц они воспроизведут. Затем обходит «домик», стучит и спрашивает: «Кто в этой избушке живет?» Дети отвечают: «Ко-ко-ко!" Воспитатель отгадывает: «Здесь живут куры». Стучит в другой домик. Игра проводится несколько раз, затем она осложняется тем, что угадывает не воспитатель, а сами дети.

« Помири ежиков» № 25

Цель : Развитие умения группировать предметы по величине и цвету.
Материал : Изображение трех ежиков, разных по величине. Три яблока большого размера, три поменьше, три маленьких, красного, желтого и зеленого цветов. (вырезаны из картона)
Ход игры: В начале игры рассказать, что семейка ежиков – папа, мама и сынок - отправились на прогулку. Вдруг увидели большое дерево – яблоню, а под ним много яблок. Стали они между собой спорить, кто какое яблоко будет есть. Предложить ребятам помирить ежиков.
А)раздать яблоки в соответствии с размером ежика

(большое – большому, поменьше ежику - поменьше яблоко, маленькому – маленькое)

Б)раздать яблоки каждому ежику определенного цвета

(большому – только красные яблоки, поменьше ежику – желтые, маленькому - зеленые)

«Подбери по размеру » №26

Цель: Различать у детей умение различать предметы по размеру, соотносить предметы по соответствующему размеру.
Материал: Карточка с изображением цветов большого, среднего и маленького размеров. Набор бабочек, большого, среднего и маленького размеров.
Ход игры : Предложить ребенку выбрать на карточке самый большой цветок и насадить на него большую бабочку, затем цветок поменьше и насадить бабочку поменьше и наконец- выбрать самый маленький цветок и насадить на него самую маленькую бабочку.

«Подбери по цвету » № 27

Цель: Закрепление у детей знания основных цветов, умение соотносить предметы по цвету.
Материал : А) Карточки с изображением трех сарафанов основных цветов (красный, зеленый, синий) Три кармана соответствующего цвета.
Б) Карточки с изображением трех домов основных цветов (красный, зеленый, синий)
Три крыши соответствующего цвета.
Ход игры : Предложить ребенку (пришить) к зеленому сарафану карман зеленого цвета (красного, синего); домам подобрать крышу соответствующего цвета

«Большие и маленькие мячики» №28 .

Дидактическая задача . Учить различать цвет и величину (большой – маленький);развивать чувство ритма; ритмично проговаривать слова.

Игровая задача . Подобрать мячики для кукол.

Игровое правило . Правильно подобрать мячи по цвету и величине.

Ход игры . Воспитатель дает рассмотреть мячики разных цветов (синие, зеленые, красные, желтые) и разной величины (большие и маленькие). Показывает, как они ритмично подпрыгивают, и приговаривает:

Прыг да прыг, Все прыг да прыг, Спать наш мячик Не привык.

Воспитатель выносит две куклы – большую и маленькую – и говорит: «Большая кукла Оля ищет для себя мячик. Маленькая кукла Ира тоже хочет поиграть с мячом». Предлагает детям подобрать куклам мячи. Дети отбирают мячи нужной величины (большой кукле – большой мячик, маленькой кукле – маленький мяч). Кукла Оля капризничает: ей нужен мяч желтого цвета, как ее юбочка. Кукла Ира тоже сердится: ей нужен мяч красного цвета, такой, как ее бантик. Воспитатель предлагает ребятам успокоить кукол: подобрать им нужные мячи.

«Построим башню». № 29

Цель: закрепить понятие «устойчивый - неустойчивый». Материал: кубы разных размеров. Ход игры: Если у вас есть кубы разных размеров, проведите с ребенком эту игру. Пусть он убедится на собственном опыте, что, для того чтобы башня была достаточно устойчивой, внизу должен быть самый большой кубик, выше - меньше, а еще выше - совсем маленькие. Приучайте последовательно отбирать кубики, выбирая каждый раз самый большой. Для сравнения по величине их надо прикладывать один к другому. Построив башню из настоящих кубиков, можно перейти к строительству башен или лесенок из картонных фигур, выкладывая их на столе так, чтобы снизу вверх размер уменьшался. Игра будет проходить намного интереснее, если вы дадите ребенку маленькую куклу и покажете, как она умеет залезать на башню или подниматься по лестнице. Поиграв с куклой, ребенок лучше поймет и смысл последовательного расположения фигур.

«Что катится?» № 30

Цель : познакомить ребенка с формой предметов. Материал : шарики, кубики. Ход игры: Организуйте веселую игру-соревнование - кто быстрее докатит свою фигурку до игрушечных ворот, выстроенных на столе или на полу. А фигурами, которые нужно катить, пусть будут шарик и... кубик . Наверное, вначале ребенку будет все равно, какую фигурку взять. Но после нескольких проб он поймет, что выигрывает только тот, у кого шарик, и будет стараться выбрать именно его. Вот тут и спросите у малыша, почему он предпочитает шарик, и постарайтесь вместе с ним сделать вывод: «Шарик катится, а кубик - нет». Обратите внимание ребенка на острые углы, которые мешают кубику катиться, и на отсутствие таких углов у шара. Нарисуйте шарик и куб. На рисунке они будут выглядеть просто, как круг и квадрат. Поучите малыша рисовать их.

«Кто как кричит?» № 31 Цель : Различать животных по звукоподражаниям,учить малыша копировать голоса животных.

Покажите картинки животных и попросите показать, например, котенка. Спросите: «Как котенок мяукает?» Таким же образом обыгрывайте другие картинки. Материал: мышка, утенок, лягушка, корова, кошка. Ход: В гости к ребенку приходят (приезжают на машине, на поезде) звери, они хотят поиграть. Ребенок должен угадать, чей голос он услышал. - Мяу- мяу. Кто это мяукает? (Кошка.) - Му-у-у - кто так мычит? (Корова.) - Ква-ква - чей это голос? (Лягушки.)

Аналогично обыгрываются остальные игрушки. Можно предложить ребенку правильно позвать игрушку, тогда он сможет поиграть. («Лягушонок, иди ко мне», «Утенок, поиграй со мной».)

«Назови животных на картинке» №32

Цель: учить узнавать животных по их внешнему виду и называть их Показывая малышу разных животных, попросите называть их. В дальнейшем можно усложнить задачу: спросите, где обитает то или иное животное, чем питается, попросите рассказать о его особенностях: хвосте, ушах, хоботе и т.д.

«Назови предмет» № 33

Цель : развивать умение детей узнавать и называть предметы. Обогащение словаря.

Показывая малышу иллюстрации с различными предметами, попросить назвать их. В дальнейшем можно усложнить задачу: спросите, для чего этот предмет нужен.

«Найди пару» №34

Цели: 1. Научить сопоставлять предметы, выделять основные признаки.

2. Развивать внимание, память, мышление, мелкую моторику рук.

3. Закреплять понятия «разные», «одинаковые», «пара».

Оборудование : альбомный лист с двумя одинаковыми картинками (для прочности-заламинировать), два шнурка, парные картинки. Описание игры:

Вариант 1 Педагог раскладывает на столе все картинки рисунками вверх. Затем берет две из них и показывает играющим. Объясняет: «Это мяч и это мяч. Два мяча-пара». После этого предлагает участникам игры самим, точно также подобрать пары, нанизывая их на шнурочки. Игра заканчивается, когда все пары нанизаны на шнурок.

Вариант 2 Один набор картинок раздается играющим. Другой остается у педагога. Педагог описывает картинку, не показывая её детям. Они должны по описанию угадать и назвать предмет. Пару нанизывают на шнурочки.

Вариант 3 Все картинки раздаются детям. Дети описывают свои картинки, обращая внимание на название предмета, его цвет, форму, части. У кого вторая картинка - нанизывает картинку на шнурочки. Игра заканчивается, когда подобраны все пары.

«Выставка игрушек» №35.

Цель : обогащение словаря, развитие зрительной памяти. Рассмотрите вместе с малышом картинки, представленные ниже. Назовите каждую: «Вот кубик, вот машина…». Затем попросите малыша показать игрушку: «Где кукла? Покажи куклу». Пусть он укажет на нее пальчиком. Попросите малыша принести игрушки, которые он видел на картинках.

Игра «Солнце или дождик?»№ 36

Цель . Учить детей выполнять действия согласно различному звучанию бубна. Воспитание у детей умения переключать слуховое внимание.

Ход : Взрослый говорит детям: «Сейчас мы с вами пойдем гулять. Мы выходим на прогулку. Дождя нет. Погода хорошая, светит солнце, и можно собирать цветы. Вы гуляйте, а я буду звенеть бубном, вам будет весело гулять под его звуки. Если начнется дождь, я начну стучать в бубен, а вы, услышав стук, должны бежать в дом. Слушайте внимательно, когда бубен звенит, а когда я стучу в него».

Методические указания. Воспитатель проводит игру, меняя звучание бубна 3 - 4 раза.

«Высоко-низко»№37 Цель игры: научить ребят определять расстояние до предмета (высоко – очень высоко – низко – очень низко), использовать в речи соответствующие слова. Вызывать радость от игры в коллективе сверстников. Развивать внимательность и умение сосредотачиваться на определенном предмете. Оборудование: 2–3 наиболее любимые игрушки среднего размера. Ход игры: воспитатель предлагает детям сыграть в игру, в которой они будут определять, на каком расстоянии от них находятся подготовленные игрушки. Руководитель просит ребят встать в ряд, а одного из них – разместить несколько игрушек в комнате таким образом, чтобы расстояния до них были различными. Далее дети говорят, какая игрушка находится высоко (ребенок не может ее самостоятельно достать), а какая – низко (игрушку можно взять, не прилагая особых усилий). Когда дети хорошо усвоят данные понятия, то можно ввести новые: «очень высоко» (невозможно достать даже воспитателю) и «очень низко» (находится на полу). Таким образом, при помощи сравнения ребята легче усваивают материал. А для его закрепления можно провести небольшое соревнование, в котором дети должны при помощи вопросов (как высоко или насколько низко расположена игрушка?) определить местонахождение искомого предмета. Подобным образом можно ввести такие понятия, как «далеко – очень далеко», «близко – очень близко». Такую игру можно проводить не только в комнате, но и на улице. При этом понятия «далеко» и «очень далеко» будут иными, чем в комнате

«Догадайся, что звучит 1» № 38
Цель:
Познакомить детей со звуками окружающего мира, их вычленять и узнавать.
Ход : Воспитатель показывает предметы поочередно и демонстрирует, как они звучат. Затем воспитатель предлагает отгадать загадки. Закрывает ширму и действует с разными предметами, а дети распознают, каким предметам принадлежат разные звуки. Объясняет, что звуков в мире много и все звучат по-своему.

«Догадайся, что звучит 2» № 39 Цель: Продолжать вычленять и узнавать звуки отдельных музыкальных инструментов.
Ход : Воспитатель показывает музыкальные инструменты поочередно и демонстрирует, как они

звучат. Затем воспитатель предлагает отгадать загадки. Закрывает ширму и действует с разными инструментами, а дети распознают, чему принадлежат разные звуки.

«Назови, что видишь»№40

Цель: учить различать и называть предметы ближайшего окружения, выделять основные признаки (это дом – он высокий, в нём живут люди и др.)

«Кто что делает?»№ 41

Цель: учить называть действия детей, учить подбирать действия к существительным. Оборудование : предметные и сюжетные картинки Ход игры : На столе воспитателя лежат сюжетные картинки с одним действием (изображениями вниз) Воспитатель вызывает ребенка. Тот выбирает картинку, рассказывает о том, что на ней изображено, показывает всем.

«Кому что нужно?» №42 Цель : Закреплять представления детей о предметах и их использовании в трудовых процессах, учить называть инструменты. Знакомить с профессиями. Ход игры . Взрослый раскладывает перед детьми модели ремесел (кузнец, плотник, крестьянин) и просит детей подобрать к ним необходимые орудия труда. Вариант . Взрослый загадывает загадки об орудиях труда, дети отгадывают и показывают карточку с данным орудием труда, обосновывая свой ответ. Вариант . Ведущий показывает орудие труда, а играющие объясняют кто его изготовил (Пример: ведущий показывает топор, а дети объясняют, что лезвие из металла, его сделал кузнец, а рукоятку из дерева, ее сделал плотник) .

«Назови дерево».№ 43 Цель : учить детей узнавать и называть деревья на уличной площадке; развивать зрительную память, воспитывать любовь к природе. Материал: деревья на уличной площадке. Ход игры Воспитатель подводит детей к деревьям и просит напомнить название этого дерева. Воспитатель. Кто быстрее найдет березу? Один, два, три - к березе беги! Дети должны найти дерево и подбежать к определенной березе. Игра продолжается, пока дети не устанут.

Дидактические игры

для младшей группы

Кар тот ека

дидакти ческ их и г р.

1 мл ад ша я гру ппа .

Для детей дошкольного возраста игра является ведущим видом деятельности.

Для обучения через игру и созданы дидактические игры. Дидактическая игра дает возможность решать различные педагогические задачи в игровой форме.

Дети играют, не подозревая, что усваивают какие-то знания, овладевают навыками действия с предметами, учатся культуре общения друг с другом.

Существует три вида дидактических игр:

1. Игры с предметами или игрушками.

Направлены на развитие тактильных ощущений, умения манипулировать с различными предметами и игрушками, развивают творческое воображение, мышление.

2. Словесные игры.

Они построены на словах и действиях играющих. Такие игры служат средством развития памяти, внимания, связной диалогической речи, умения и желания выражать свои мысли. Воспитание правильного звукопроизношения, уточнение, закрепление и активизацию словаря.

3. Настольно-печатные.

Используется как наглядное пособие, направленное на развитие зрительной памяти и внимания.

Олины помощники.

Цель: Образовывать форму множественного числа глаголов.

Ход:

К нам пришла кукла Оля со своими помощниками. Я их вам покажу, а вы отгадайте, кто эти помощники и, что они помогают делать Оле.

Кукла идет. Воспитатель указывает на её ноги.

Что это? (Это ноги).

Они Олины помощники.

Что они делают? (ходят, бегают, танцуют)

Почтальон принёс открытку.

Цель : Учить образовывать формы глаголов в настоящем времени.

Ход:

В дверь кто-то стучит.

Воспитатель :

Ребята, нам почтальон принёс открытки. Сейчас мы их рассмотрим вместе. Кто на этой открытке? Правильно, Мишка.

Что он делает? Да, барабанит. (и т.д.)

Усложнения:

Эта открытка с изображением Мишки, адресована Ане. Аня, запомни свою открытку. Вот эта открытка адресована Саше. Кто изображён, что делает?

Таким образом, дети правильно называют персонаж, и его действия. Затем воспитатель перемешивает открытки, показывает по одной, а дети отгадывают, чья это открытка.

Что за предмет?

Цель: учить правильно, называть предмет.

Ход:

Ребёнок достаёт из чудесного мешочка предмет, называет его.

Разноцветный сундучок.

Цель: Учить детей называть предметы.

Ход:

Воспитатель показывает детям сундучок и говорит:

Я картинки положила

В разноцветный сундучок.

Ну-ка, Ира, загляни-ка,

Вынь картинку, назови.

Дети достают картинку, называют, что на ней изображено.

Волшебный кубик.

Цель : Учить чётко,произносить звуки, подражать голосам животных.

Ход:

Ребёнок бросает кубик и вместе с воспитателем произносит:

- «Вертись, крутись, на бочок ложись».

Затем ребёнок изображает то, что нарисовано на верхней стороне кубика (например - самолёт), произнести соответствующий звук (У- у- у).

Помоги мишутке найти свою тарелку.

Цель : Учить детей сравнивать предметы по размеру (большой - маленький), сопоставлять их (маленькая тарелочка - маленькому мишутке, большая – большому медведю).

Ход:

Воспитатель с детьми рассматривают игрушки (мишка маленький, мишка большой), затем спрашивает:

Какую тарелочку мы поставим Мишке маленькому? (маленькую) - Какую тарелочку мы поставим мишке большому? (большую)

У кого какая шубка.

Цель : Учить детей видеть характерные особенности животных и птиц.

Ход:

Воспитатель показывает картинки и предлагает детям назвать, у кого шубка из меха, а у кого из перьев.

Эхо.

Цель: Учить правильно и чётко произносить гласные звуки.
Ход:
Воспитатель громко произносит А-А-А, ребёнок " Эхо" тихо отвечает: а-а-а. И так далее. Можно так же использовать сочетания гласных звуков: ау, уа и.т.д.

Паровоз.

Цель: Отрабатывать правильное произношение гласного звука « У».
Ход:
Воспитатель предлагает ребёнку позвать паровоз. «У-у-у» гудит ребёнок, и паровоз едет на этот звук.

Лошадка.

Цель : Учить правильно, произносить звук «И».

Ход:
Воспитатель предлагает позвать лошадку. Ребёнок произносит И-и-и, и лошадка скачет, ребёнок заканчивает произносить, лошадка останавливается. Далее лошадку зовёт следующий ребёнок. кар ти нки и куб ики .


Цель: Развивать умение детей, из отдельных частей(2-4 частей) составлять целый предмет.