Госпитализм: причины патологической тяги быть «вечным» пациентом. Синдром «госпитализма

Вконтакте

Госпитализм – помещение ребенка в закрытые учреждения (детский дом, больница, санаторий, когда нет потери связи с социумом, существует потеря связи с семей).

Депривация развивается и при условии нахождения в семье, но когда близкие не могут обеспечить нормальное развитие ребенка (психически больные родители, родители имеющие сенсорные дефекты, родители игнорирующие родительские обязанности, наличие сенсорных дефектов у ребенка (слепота, глухота, умственная отсталость, аутизм).

Эксперимент английского психиатра Джона Боулби с детьми до двух лет и с их матерями оценивал, как реагируют дети на отсутствие матери. Эксперимент выявил три группы детей, демонстрирующих три типа поведения (устойчивая привязанность, неустойчивая привязанность, нейтралитет). Свойства темперамента закладывают основу характера, но не определяют основу восприятия (гендерные различия).

Возраст ребенка: чем раньше происходит депривация, тем тяжелее последствия. Необходимо учитывать существование сенситивных периодов – когда формируется привязанности к матери, по Боулби пик привязанности к матери приходится на полтора года ребенка. В этом возрасте крайне нежелательна разлука с матерью. К трем годам период формирования привязанности к матери завершается, повышается интерес к событиям социально широкого круга, отпечаток накладывают индивидуальные особенности.

В конце 19 и начале 20 века изучения депривации начались с появления феномена госпитализма. Первый этап: во время первой мировой войны при помещении младенцев в сиротский приют было отмечено, что ребенок начинает отставать в развитии, происходит снижение уровня психической активности, ребенок перестает проявлять интерес и реагировать на окружающую среду. Снижение физиологической активности, снижение аппетита, увеличение продолжительности сна. Острая тоска приводит к гибели ребенка. Госпитализм не связан с качеством медицинского ухода. Боулби обследовал шестимесячных младенцев, находящихся в учреждениях с разной степенью ухода, с разными источниками финансирования, обеспечивающих разное питание, обучение персонала. Вывод: госпитализм связан не с физиологическими причинами, а возникает из-за отсутствия эмоциональной вовлеченности. Второй этап изучения: в 30-х годах в годы второй мировой войны интенсивное изучение этологами и психоаналитиками Мелани Кляйн, Анна Фрейд, которые работали с детьми сиротами. Они пытались компенсировать отсутствие эмоциональной связи с родителями, формируя братско-сестринские отношения в группе. Явление госпитализма в чистом виде практически не встречается. Но существует явление неогоспитализма, присущее обеспеченным семьям, перепоручение ребенка третьим лицам, в силу профессиональной занятости. Нарушение эмоционального контакта с окружающими. При этом явления госпитализма сглажены, но вероятна задержка в развитии. Так же к внешним условиям можно отнести причины — неполная семья, нарушение полоролевой идентификации, несформированность полоролевого взаимодействия.

Эксперименты с детенышами шимпанзе с использованием манекенов в качестве матери, в результате которых был сделан вывод: действительно для развития детеныша важен не факт кормления, а важен факт эмоционального тесного общения. Другой целью было намерение выяснить влияние на психическое развитие, изоляции от сородичей сразу от рождения на сроки разной длительности: от 1 до 6 месяцев, — чем дольше изоляция, тем интенсивнее проявление последствий. Изоляция в течение 6 месяцев приводят к несформированности внешней активности. Нарушение социальных форм поведения: невключенность в иерархическую систему сообщества, проявление агрессии даже на особей высших по рангу. Эксперименты по реабилитации и реадаптации этих особей показали,что даже для крайне депривированных обезьян возможна реабилитация. В клетку помещали более меньшего детеныша, любопытного, с сильной тягой к телесному контакту в силу возраста и не умеющему проявлять агрессивность. Постепенно, с задержкой возвращается способность эмоционально реагировать. В дальнейшем проводили эксперименты с депривированными в раннем возрасте обезьянами, росшими без материнской опеки. Изучали способы их обращения со своими детенышами. Выяснилось, что они их бросали не интересовались, калечили, убивали. Рождение второго ребенка купировало крайности проявления в поведении, поведение становилось более адекватным. Эти исследования наглядно показали: что ранний возраст сенситивный период формирования материнского поведения, то есть основы материнского поведения закладываются в младенчестве.

Факторы оказывающие неблагоприятное влияние на ребенка

  • Неблагоприятная обстановка в семье: неполная семья, алкоголизм, наркозависимость, жестокое обращение в семье, низкий социальный статус, психические заболевания.
  • Неправильное воспитание в семье: гипоопека, гиперопека, эмоциональное отвержение. Классификация предложенная Демилер-Юстицким:
  • доминирующее воспитание, инициатива ребенка задавливается; потворствующая гиперопека, ребенок воспитывается по типу кумир семьи; гипоопека,безнадзорность, педагогическая запущенность, депривация социальных навыков; перфекционизм, ребенок может заслужить одобрение родителей только если тот заслужил поощрение — этот тип воспитания представляет явное или скрытое эмоциональное отвержение (при наличии у ребенка сложных заболеваний, нежелательного пола) . В целом эти факторы могут закрепляться в патологические черты характера.

В медицинской терминологии существует термин госпитализм – это отставание в развитии детей и деградация взрослых в результате длительного пребывания в помещениях закрытого типа. Изоляция от внешнего мира и общения с близкими людьми негативно сказывается на физическом и психологическом состоянии человека. Явление госпитализма наблюдается у пациентов, которые на протяжении долгого времени находятся в больнице, а также у детей из интернатов и детских домов.

В чем суть данного отклонения?

Госпитализм подразумевает наличие ряда соматических и психических расстройств. Возникать синдром может как у детей, так и у взрослых. Ребенок приобретает госпитализм при отсутствии внимания со стороны матери, недостатке общения со своей семьей. Это очень тяжелая патология, приводящая к необратимым процессам. Дети отстают в физическом и психическом развитии. При отсутствии лечения ребенок может попросту умереть.

Госпитализм подразумевает наличие ряда соматических и психических расстройств

Взрослые люди сталкиваются с данным синдромом после проведения продолжительного времени в больнице. Они изолируются от мира, им не хватает общения. Со временем такие люди пытаются не принимать участия в социальной жизни, уклоняются от активных действий, работы, выполнения своих обязанностей. Больным синдромом госпитализма начинает нравиться их пребывание в больнице, они готовы на все, чтобы его пролонгировать.

Чем дольше человек находится в условиях стационара, тем выше шанс развития синдрома госпитализма.

Причины возникновения

Этот синдром не появляется сам по себе. Основные причины госпитализма:

  • госпитализация в медицинском учреждении, которая длится долгое время;
  • разлука новорожденного с матерью;
  • отсутствие внимания со стороны близких людей;
  • проживание в специализированных учреждениях – приюты, интернаты, дома для престарелых, оздоровительные центры.

В группу риска входят дети и взрослые с ограниченными социальными контактами и эмоциональной бедностью.

Одна из причин заболевания - это разлука новорожденного с матерью

Исследования Спитса

Австро-американский психоаналитик и ученый Рене Спитс изучал госпитализм в психологии. В самом начале исследований Спитс считал, что госпитализм у детей, выросших в интернате, появляется из-за гипо- и авитаминозов, малочисленности персонала. Однако после психолог пришел к выводу, что даже при соблюдении санитарно-гигиенических норм в помещении, где ребенок проживает, рациональном питании и употреблении комплекса витаминов может развиваться данный синдром.

Главная причина появления госпитализма у детишек – отсутствие общения с родителями. Ребенок, лишенный контакта со своими самыми близкими людьми, значительно отстает в развитии, у него замедляются механизмы мышления, он начинает позже говорить.

Современные ученные выдвинули теорию, что причиной синдрома может быть не только разлука с родителями, но и их безразличное отношение к ребенку. Для маленьких детей госпитализм опасен, ведь он приводит к психическим и физическим отклонениям, которые будут сопровождать человека всю жизнь.

Госпитализм у новорожденных

Даже новорожденные дети могут страдать от этого синдрома. Ребенок, от которого отказалась мать, имеет такие симптомы:

  • плохой аппетит, стремительная потеря веса;
  • неактивность, ребенок как будто постоянно сонный;

Плохой аппетит у грудничка

  • низкий тонус мышц, вялые движения;
  • отсутствие или слабая реакция на раздражители.

Детки с госпитализмом имеют задержку развития, позже начинают держать головку, сидеть, ходить, говорить. Заметно, что у них проблемы с координацией, неуверенные и неточные движения.

Госпитализм у детей постарше

В дошкольном возрасте дети особенно нуждаются во внимании со стороны родителей и близких. Дети, лишенные общения и эмоциональных контактов, имеют отклонения в психике, часто не могут делать элементарные вещи. Например, ребенок может намеренно биться головой об стену, желая на подсознательном уровне добиться внимания со стороны родителей или воспитательниц в специализированных учреждениях.
Отставание происходит не только в физическом смысле, но и в социальном. Детям родители с детства твердят о необходимости поддержания чистоты. У ребенка с госпитализмом навыки опрятности появляются после пятого года жизни, что очень поздно.

Нередко дети с синдромом страдают от энуреза – недержания мочи, может наблюдаться каломазание. Сон у ребенка неспокойный, поверхностный. Так как дети страдают от недостатка положительных эмоций, они отказываются от контактов с другими людьми.

Дети с синдромом страдают от энуреза – недержания мочи, может наблюдаться каломазание

Отклонения, полученные в младенческом и дошкольном возрасте, могут привести к такой страшной патологии, как умственная отсталость. Часто дети, которым ставится диагноз госпитализм, умирают без надлежащего лечения. Дело в том, что при этой патологии любая инфекция, попавшая в организм ребенка, может благополучно развиваться. Ослабленный иммунитет не в силах дать отпор.

Госпитализм у взрослых людей

У взрослых людей чаще всего синдром встречается после долгого лечения в стационаре или в старческом возрасте, при проживании в своем доме или в специализированных учреждениях.

Больного госпитализмом преследуют такие симптомы:

  • плохой аппетит;
  • апатия;
  • деградация личности;
  • ухудшения памяти;
  • эмоциональная бедность;

Один из симптомов у взрослых - это апатия

  • невозможность адекватно мыслить;
  • потеря интереса к работе и социуму.

При тяжелой форме синдрома пациенту необходимо принимать психотропные препараты. Самая главная проблема в быстром привыкании к медикаментам. Человек не видит смысла в жизни вне больницы. Он теряет интерес к общению, трудовой деятельности. После снижения концентрации психотропных веществ есть вероятность частичного восстановления заинтересованности к окружающему миру.

Лечение

Для лечения детей и взрослых есть два разных механизма. Детский госпитализм – более опасная патология, поэтому требует большего внимания. Ребенку необходимо такое лечение:

  • педагогическая коррекция;
  • работа с психологами;
  • активная социализация.

Для успешного лечения ребенку нужно предоставить возможность общения со своими сверстниками и корректировать его. Дети должны понимать, как им завести друзей и что для этого нужно делать, ведь навыки социализации у них нулевые. Если госпитализм был обнаружен в то время, когда ребенок находился в стационаре, то его нужно скорее выписать и вернуть домой. Самая действенная профилактика госпитализма заключается в том, что родители должны окружить малыша постоянным вниманием и уходом, часто приходить в больницу, проводить там много времени.

Для успешного лечения взрослого человека необходимо в первую очередь узнать причину и устранить симптомы. Реабилитация с профессиональным психотерапевтом и забота со стороны близких людей улучшит состояние пациента и даст возможность ему быстрее вылечиться.

Темы 6-7. Что такое госпитализм, депривация? В чем их причины, каковы возможные пути реабилитации.

Госпитализм определяется как синдром психической и физической отсталости возникающий вследствие дефицита общения с близкими взрослыми, в результате помещения в детское учреждение (дом ребенка, больницу и т. п.). Проявления госпитализма – запоздалое развитие движений, особенно ходьбы, резкое отставание в овладении речью, эмоциональная обедненность, бессмысленные движения навязчивого характера (раскачивание тела и т. п.). Три фазы реакции маленьких детей на госпитализацию. Первая фаза, в ходе которой у детей появляется острое душевное страдание, может быть названа фазой «протеста» - ребенок плачем зовет мать, обнаруживает признаки паники, цепляется за нее, когда она приходит его навестить, и громко плачет, когда она уходит.

Несколько дней спустя на смену этой фазе приходит фаза «отчаяния», в которой ребенок погружается в себя и выглядит жалким и несчастным. Во время второй фазы наблюдаются нарушение процессов кормления и сна, ребенок начинает часто сосать большой палец и раскачиваться, особенно, если ему предписан постельный режим.

После этого может наступить последняя, третья фаза - фаза «отчуждения», когда ребенок теряет интерес к родителям и для него перестает быть важным навещают они его или нет.

Данная реакция развивается отнюдь не у всех детей, помещенных в больницу, или учреждение. У детей наибольшая вероятность появления острых реакций приходится на возрастной период от 7 месяцев до 4-х лет

Однако, явления госпитализма могут возникать и в условиях семьи, если матери равнодушны к своим детям и не уделяют им достаточного внимания.

Депривация.

Если ребенок длительное время не имеет достаточного психологического контакта с родителями, у него возникают нарушения в эмоциональном, интеллектуальном развитии, а также нарушение социальных контактов. Этот феномен называется материнской депривацией.

Следствием депривации почти всегда является более или менее выраженная задержка в развитии речи, освоении социальных и гигиенических навыков, развитие мелких точных движений руки, интеллекта. Проявление последствий депривации может быть различным. Выделяют несколько типов депривации .

Особым значением отличается тип «социальной гиперактивности». Такие дети вступают в контакт без затруднений и, не смущаясь, причем они отличаются выраженными тенденциями к действиям напоказ, однако общение бывает поверхностным и непостоянным. Эти дети чрезвычайно живо интересуются всем происходящим в окружающей их среде, однако сами принимают в этом лишь поверхностное участие. Они увлеченные зрители интересной киноленты, которая развертывается перед их глазами. Обучение в школе и психологическое исследование представляют для них лишь развлекательное, а не серьезное дело.

Социальный интерес явно преобладает над интересом к вещам, игре, задачам. У них не отмечается ни агрессии, ни социальной провокации, которые характеризуют детей из детских домов , попадающих в исправительные учреждения. Эти дети пользуются в общем симпатией персонала.

Другой тип поведения -- «социальной провокации». Уже в возрасте около 1 года такие дети добиваются внимания взрослых особым образом - они провоцируют. Они добиваются игрушек злобными вспышками и ни за что их не отдают. Они требуют различных преимуществ - в своих отношениях к остальным детям они агрессивны и ревнивы. У них не удается организовать ни социальной, ни конструктивной игры. Они конфликтны.

В школьном возрасте агрессивность у таких детей еще более возрастает, они делают все назло, разбивают коллектив , пока не попадают в исправительные учреждения как «не поддающиеся нормальным воспитательным методам». Там, позднее, в обществе старших и более сильных, они быстро теряют свою агрессивность, сохраняя лишь основные черты личности, которые лучше всего можно выразить словом «инфантилизм».

Помимо этих двух описанных типов поведения, формирующихся, по-видимому, только у детей с определенной психической структурой в определенной специфической депривационной ситуации, приходится встречаться у детей из детских домов и с таким типом поведения, как с подавленным типом. Ребенок остается явно пассивным и даже апатичным.

Еще одну группу составляют «хорошо приспособленные» дети . Они спокойно и сдержанно вступают в контакт, вызывая у взрослых спокойное, уравновешенное, однако эмоционально теплое отношение. Опасность для них представляет, несомненно, перемена детского дома, что имеет следствием разрыв имеющихся эмоциональных связей. Так как попытки удовлетворить эмоциональные и социальные потребности в новой среде у данных детей осуществляются так же, как правило, с использованием соответствующих и приемлемых средств, то имеется благоприятная надежда, что они снова «зацепятся».

Помимо материнской депривации существует еще понятие сенсорной депривации, которое связано с недостатком сенсорных стимулов – зрительных, слуховых, тактильных. Сенсорная депривация (особенно сильно проявляющаяся у отказных детей, которые с рождения находятся в больнице, или доме ребенка, также является одной из причин задержек развития.

Подробнее, о явлении госпитализма - смотрите презентации статьи по этим темам.

Ваше задание по этой теме:

Назовите 2-3 характерных признака госпитализма и депривации. Задание выполняется в конференции – до 7 мая .

  • Адаптация диагностических методик при изучении детей с нарушениями зрения
  • Анатомия органов зрения с учетом возрастных особенностей детей
  • Анатомо-физиологические особенности (АФО) центральной нервной системы недоношенных детей.
  • Анатомо-физиологические особенности органов и систем детей периода «молочных зубов»
  • Антимикробная терапия инфекций мочевой системы у детей
  • В ответ на отлучение ребенка от матери, особенно в самом раннем, младенческом возрасте, появляется недостаток общения и воспитания. У ребенка наблюдается глубокая умственная отсталость, задержка физического развития (дефицит роста и массы), отклоняющееся психическое развитие.

    Разлука с матерью – это основная причина развития госпитализма. Явления госпитализма могут наблюдаться не только при длительном пребывании в больницах, но и дома. Стертые симптомы госпитализма проявятся там, где воспитание и уход за ребенком происходит при частичном отсутствии матери или при не достаточном внимании и нелюбви матери к своему ребенку.

    В последние десятилетия сложилась такая социальная ситуация, при которой в обществе приветствуется карьера женщины с уклоном в создание материального благополучия. В такой семье мать присутствует в жизни ребенка формально, кратковременно. Между матерью и ребенком не налажен душевный контакт, нет близости; а есть отстранённость, незнание потребностей, интересов, способностей ребенка. Эта социальная депривация в семье - тоже проявления госпитализма .

    «Сценарий» формирования госпитализма

    Под влиянием сложившихся жизненных обстоятельств бывает, что сначала ребенка оставляют в роддоме или в стационаре, пишут отказ от ребенка или мамы уходят и не возвращаются. После роддома ребенка переводят в детский стационар. Если обнаруживают у ребенка проявления инфекционного заболевания (ОРВИ, пневмония, желтуха), то перевод осуществляют в инфекционную больницу. Если у ребенка присутствуют признаки хирургической патологии (пороки развития), то в стационар хирургического профиля. При наличии симптомов перинатального поражения центральной нервной системы (возбудимости, угнетения, двигательных нарушений, гипертензионно - гидроцефального синдрома, эпилептических приступов или других пароксизмальных состояний), маленького пациента переводят в отделение патологии новорожденных в стационар неврологического профиля.

    В условиях стационара дети часто пребывают до 3-4 –месячного возраста. Далее врачи стационара оформляют перевод в Дом малютки. С 1,5 лет переводят ребенка в детский дом.

    Находясь в стационаре, ребенок поступает под курацию лечащего врача. Осматривая ежедневно ребенка, врач осуществляет лечебную работу (назначение медикаментов), контролируя уход за ребенком. Уход осуществляет постовая медицинская сестра, проводя кормление из бутылочки, смену пеленок и подгузников, гигиенические процедуры. На посту на одну медсестру приходится около 20 детей. Если сравнить время, внимание и участие мамы с постовой медсестрой, то станет понятно, сколько недополучит заботы младенец в стационаре без опеки мамы.

    Госпитализм является следствием нахождения ребенка без мамы в детских воспитательных и лечебных учреждениях с длительным пребыванием.

    Факторами, приводящими к феномену госпитализма, являются: недостаток человеческого внимания и заботы, эмоционального контакта, бедность психологического окружения.

    У детей постепенно формируется эмоциональная недостаточность и пассивность.

    Следует отметить, что синдром госпитализма наблюдается не у всех, длительно находящихся в стационаре. Степень выраженности и клинические проявления симптомов госпитализма зависят от предрасположенности к заболеваниям, преморбидного фона.

    При синдроме госпитализма у детей замедленно развиваются моторные навыки:

    позже начинают держать голову - с 2- 5 месяцев,

    позже ползать - с 8-12 месяцев,

    позже начинают садиться самостоятельно - с 9-15 месяцев,

    позже начинают ходить самостоятельно - с 14-24 месяцев.

    Дети менее моторно ловкие; их движения менее координированные, менее плавные, неустойчивые, неуверенные.

    При синдроме госпитализма у детей замедляется психо - речевое развитие:

    гуление - с 2-4 месяцев,

    гуление протяжное – с 3-8 месяцев, и менее активное,

    лепет – с 9 – 18 месяцев, и обеднен,

    первые слова - с 14 – 36 месяцев и позже, с просьбой или требованием.

    Для детей с проявлениями феномена госпитализма характерно - отсутствие слежения взглядом за предметом, отсутствие поворота головы на звук голоса, отсутствие комплекса оживления и ответного гуления на приветливый голос; слабый длительный частый «беспричинный» плач.

    У детей с проявлениями феномена госпитализма часты навязчивые действия: раскачивания тела вперед-назад, самоукачивание при засыпании, покачивания в стороны, движения головой по типу «нет-нет»; яктации; сосания пальцев, кончиков волос, кончика одеяла; часто мы видим, как ребенок намеренно достаточно сильно и продолжительно бьется головой об пол или стены.

    Такие дети гораздо позже овладевают навыками опрятности – после 3-5 лет. Энурез и дневное недержание мочи, энкопрез (или каломазанье) наблюдается у 50-90% детей (у младших детей чаще).

    При неудовлетворительном гигиеническом уходе за ребенком, не оптимальном температурном режиме, снижении иммунитета присоединяются частые соматические заболевания: респираторные инфекции, инфекции мочевыводящих путей, нарушения усваивания пищи, нарушения стула. Это приводит к задержке роста и дефициту массы тела – отставание в росте от сверстников на 5-15 см; масса тела ниже на 10 – 40%, чем у сверстников.

    Признаки синдрома госпитализма:

    задержка темпов моторного развития, задержка темпов речевого развития; обеднение положительных эмоций, негативизм; навязчивые движения; отставание от сверстников в росте и весе; неустойчивость к инфекциям, снижение иммунитета; нарушение адаптации к новым условиям.

    У детеймладшего возрастас синдромом госпитализма отмечается худощавость, мышечная гипотония, общая вялость, сонливость (но сон поверхностный, прерывистый), апатия. Для младших детей характерен отказ от контактов: не прослеживают глазами за предметом, не вокализируют в ответ на голос, не тянутся к людям; слабо плачут, закрываются, отворачиваются, не смотрят в глаза, мало играют игрушками. Кроме интеллектуального дефицита, идет нарушение формирования личности: эмоциональная депривация приводит к искажению «Я – концепции».

    Психическое и физическое неблагополучие может приводить к тяжелым психическим расстройствам, например, аутизму , умственной отсталости тяжелой степени; а иногда к летальному исходу (чаще в результате присоединения инфекции). Эти дети инвалиды с детства.

    Синдром госпитализма – это весьма интересное явление, которое изучается психологией. В какой-то степени его можно назвать заболеванием, встречающимся как у взрослых, так и у детей, а причиной его становится слишком долгое нахождение людей в больнице.

    Детское заболевание

    Чаще всего феномен госпитализма отмечается у детей, поэтому он более тщательно изучен, чем отклонения такого рода у взрослых. Когда ребенок долгое время живет в детском доме, приюте или находится в больнице, он становится психологически бедным, а его навыки ухода за собой и умение общаться с другими сводятся к минимуму.

    Удивительного в этом ничего нет, поскольку такие дети привыкают к тому, что за ними ухаживает обслуживающий персонал учреждения, а общение их фактически сводится только к тем людям, которые находятся в больнице или интернате. В самых сложных случаях явление госпитализма может сопровождаться нарушением моторики, рахитом и порой даже умственной отсталостью.

    Одним из первых понятие госпитализма начал изучать психолог Р. Спитс. Он ввел это определение для описания детского синдрома у ребятишек, которые живут в домах малютки или приютах. Причинами данного явления он считал:

    • Недостаток витаминов в питании, да и в целом плохой и неразнообразный рацион.
    • Ограниченную численность персонала, общающегося с детьми, которой недостаточно для полноценного их развития.

    Эти факторы, конечно, неблагоприятно влияют на психическое и физическое здоровье ребенка. Но позже ученый установил, что даже при высоком уровне развития детского учреждения у ребятишек может появляться изучаемый нами синдром. В связи с этим он стал объяснять госпитализм как следствие психоэмоционального одиночества ввиду того, что дети лишены общения с близкими людьми, прежде всего с мамами.

    Изучением госпитализма в психологии стали заниматься и другие ученые. Они пришли к выводу, что это явление может возникать не только в приютах, но и в оздоровительных учреждениях, когда дети проводят там много времени. Этому способствует психологический, а иногда и физиологический дискомфорт больничных условий, который связан подчас с болезненными процедурами. Как правило, дети в таких условиях начинают испытывать страх и закрываются от общения.

    Наиболее опасным является синдром, который возникает в раннем детском возрасте, в результате этого может появиться заторможенность развития: ребятишки поздно начинают ходить, говорить, мало интересуются тем, что происходит в окружающей жизни. Наиболее ярким проявлением эффектов госпитализма служат случаи, когда дети растут среди животных, – приучить их к жизни в нормальных условиях потом бывает очень трудно, и они практически никогда не достигают уровня своих сверстников, живущих в обычных условиях.

    Проявления в раннем возрасте

    Среди самых главных симптомов детского госпитализма можно выделить следующие:

    • Неправильное физическое развитие.
    • Запоздалая способность ходить, говорить, а также нарушение мелкой моторики.
    • Психологическая, мимическая и эмоциональная скудность.
    • Ненужные, постоянно повторяющиеся движения – щелканье пальцами, раскачивание на стуле, качание головой и т.п.
    • Склонность к инфекционным болезням, в основном к простудам, и низкий иммунитет.

    У малышей до года синдром проявляется в том, что они медленно набирают вес и отказываются от еды, много спят и практически не активны, имеют слабый мышечный тонус, не проявляют ответной реакции на голос и другие раздражители. Сегодня ни для кого не секрет, что нормально ребенок может развиваться, только если чувствует родительскую любовь.

    В случае, когда у малыша нет родителей, с ним редко играют, не занимаются физической культурой, не учат правильно двигаться. Некоторые психологи считают, что если у каждого ребенка, который долго находится в больнице или живет в интернате, была бы личная няня, которая могла стать хотя бы на время матерью, о синдроме госпитализма у детей не было бы речи в современном мире.

    Во взрослом периоде

    Современной науке известно, что у взрослых тоже может быть госпитализм. Тому есть масса примеров, а причины возникновения синдрома у взрослых приблизительно такие же, как и у детей. Это прежде всего изолированность от общения с широким кругом людей из-за длительного пребывания в условиях госпиталя, а также недостаток внимания со стороны детей или других близких родственников. Госпитализм часто наблюдается у одиноких пожилых людей.

    Старикам, которые оказываются в больнице, необходима не только забота со стороны медицинского персонала, которая проявляется в основном в виде медицинских манипуляций и элементарного гигиенического ухода, но самое главное, что им нужно, – это любовь. Если они ее получают, то такое явление, как госпитализм, не появится, даже если люди очень долго находятся в больнице.

    У взрослых рассматриваемый нами синдром проявляется в том, что они теряют аппетит, не испытывают ни к чему интереса, часто болеют простудами из-за снижения иммунитета, да и попросту деградируют.

    Что делать

    Чтобы избавиться от синдрома, нужно предпринять ряд определенных действий. Причем лечение отличается у детей и у стариков. Наиболее важно лечить в раннем возрасте, потому что детский синдром более опасен, а избавиться от него не так уж и легко.

    Чтобы вернуть ребенка к нормальной жизни, нужно создать для него хорошие семейные условия. Но и этого порой оказывается недостаточно, поэтому возникает необходимость в психологическом консультировании и сопровождении, а также в расширении круга общения, прежде всего со сверстниками. Это если речь идет о детях из приютов. Когда же проблемная ситуация выявляется в условиях стационара, необходимо обеспечить ребенку постоянные посещения, в идеале мама должна находиться с ним круглые сутки.

    У пациентов старшего возраста нужно в первую очередь устранить симптомы заболевания, из-за которого они находятся в больнице, а по возможности вылечить их. Вторым этапом становится привлечение психотерапевта, а также забота со стороны родных и близких. Автор: Елена Рагозина