История оригами: как все начиналось. Занятие на тему " история возникновения оригами"

Оригами с детьми 3-7 лет. Методическое пособие Дегтева Валентина Николаевна

Из истории оригами

Из истории оригами

Слово «оригами» японского происхождения и состоит из двух слов: «ори» - сложенный и «ками» - бумага. Оригами - это способ создания и конструирования из бумажного квадрата разнообразных поделок и игрушек. В Японии процесс складывания удачно иллюстрировал некоторые мировоззренческие идеи философии Дзен. Существует также связь между складыванием из бумаги и религиозными ритуалами, ведь слово «ками» имеет и другое значение - Бог. Первые оригами появились в синтоистских храмах. Один из ритуалов состоял в изготовлении небольших бумажных коробочек Санбо, в которые помещали кусочки рыбы, овощей, предназначающиеся в дар богам.

В период Камакура (1185–1333) и Муромати (1333–1573) оригами достигает императорского двора. Аристократия и придворные в обязательном порядке должны были владеть навыками складывания. Записки, сложенные в форме бабочки, журавля, цветка, были символом дружбы или доброго пожелания для любимого человека, а бумажный японский журавлик стал пожеланием счастья, долголетия, своеобразным символом Страны восходящего солнца. Умение складывать стало одним из признаков хорошего образования и изысканности манер. Различные знатные семьи использовали фигурки оригами как герб и печать.

В период Адзути - Мамояма (1573–1603) и Эдо (1603–1867) оригами из церемониального искусства превратилось в популярный способ времяпрепровождения. Появилось много авторских моделей.

Во второй половине XX в. появляются система записи процесса складывания, а также базовые формы, являющиеся основой множества новых моделей. В 1978 г. Акира Йошизава - один из наиболее известных мастеров - посещает СССР и демонстрирует свое искусство в Москве, Ленинграде и Находке. К тому времени европейцы и американцы уже достаточно хорошо были знакомы с оригами. Еще в XIX в. складывание как мощный педагогический прием рекомендовал немецкий гуманист Фридрих Фребелъ. Позднее и другие известные всему миру люди обращают свое внимание на оригами: англичанин Льюис Кэрролл - автор книги «Алиса в стране чудес», американки Лилиан Оппенгейрер и Элис Грей, а также множество людей из Австрии, Австралии, Бельгии, Бразилии, Канады, Колумбии, Ирландии, Дании, Финляндии, Франции, Германии, Израиля, Италии и т. д. - всего более 30 стран мира.

В России мощный толчок развитию отечественного искусства оригами дали две общественные организации - Московский и Петербургский центры оригами, созданные в 1989 и 1991 гг. соответственно.

Складывание из бумаги - это не просто забава: чтобы сложить фигурку (даже по готовому чертежу), требуются определенные навыки работы с бумагой. А применение получившихся оригами может быть самым неожиданным и удивительным.

Сегодня оригами активно используется в педагогике. Ведь складывание бумажных фигурок развивает пространственное воображение и творческие способности на ранних этапах развития ребенка - в детском саду или первых классах начальной школы. Оригами вводится как дополнительный предмет или факультатив в ряде школ страны. Появляются кружки и клубы оригамистов. В октябре 1995 г. вышел в свет одобренный Министерством образования РФ учебник для начальной школы «Уроки оригами в школе и дома».

Развитие отечественного оригами происходит быстро и буквально на глазах. Оригами нашло применение в промышленности, архитектуре, дизайне и даже медицине - как хорошее психотерапевтическое средство. Модульный принцип позволяет создавать самые разнообразные формы, например, он используется в космонавтике для организации плоскостей солнечных батарей, которые должны занимать минимальный объем и быстро раскрываться в открытом космосе.

Из книги Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений автора Серов Вадим Васильевич

Уроки истории заключаются в том, что люди ничего не извлекают из уроков истории Из эссе «Случай добровольного невежества» (1959) английского писателя Олдоса Леонарда Хаксли (1894- 1963).В оригинале: Главный из всех уроков истории заключается в том, что люди не слишком многое

Из книги Япония и японцы. О чем молчат путеводители автора Ковальчук Юлия Станиславовна

Оригами На одной из станций в вагон зашел мужчина лет пятидесяти в слегка выцветшем синем плаще с хозяйственной сумкой. Засовывая конфету себе в рот, он уселся напротив. Достал из сумки ножницы и, сложив вдвое обертку от конфеты, разрезал ее пополам. Посмотрев пару секунд

Из книги Оригами с детьми 3-7 лет. Методическое пособие автора Дегтева Валентина Николаевна

Занятие 1. Что такое оригами Цели и задачи1. Учебно-образовательные: знакомить детей с оригами, вызвать интерес к этой технике; рассказывать о правилах оригами, различных сортах бумаги.2. Воспитательные: учить работе с материалом (бумагой), бережному отношению к бумаге и

Из книги Оригами автора Згурская Мария Павловна

Оригами — это искусство из Японии по созданию различных моделей цветов, предметов, животных, птиц методом определенного сгибания листа бумаги. Бытует мнение, что первые фигурки появились из техники драпировки ткани, необходимой при изготовлении японской одежды. С древних времен, ни одно поколение внесло свой вклад в данное искусство, передавая от поколения к поколению умения складывания листа бумаги в изящную фигурку, совершенствуясь с каждым годом и отбирая для потомков самые лучшие творения.

История возникновения и развития в мире

Оригами берет свои истоки из Китая. Почему из Китая? Дело в том, что именно в Китае научились делать столь обыденный на сегодняшний день материал — бумагу. Конечно, ее изобрели не для складывания фигурок, необходимость возникновения данного материала обусловлена письменностью. До изобретения бумаги для письма использовали деревянные дощечки и шелк. Однако дощечки были не удобны с точки зрения хранения больших объемов текста, а шелк был дорогим удовольствием.

В результате долгих экспериментов великие древние умы Китая додумались изготавливать бумагу. Секрет изготовления держался в строжайшем секрете, можно сказать за семью печатями. Все же согласно легенде в седьмом веке нашей эры буддийский монах Дан Хо добирается до Японии, где делится секретами производства бумаги с японцами. Произошло это событие согласно утверждениям Японской хроники в 610 году нашей эры. Прошли столетия, и японцы уже изготавливают бумагу собственного производства, по качеству превосходящую даже китайскую.

Кстати в Японии наряду с высокотехнологичными фабриками даже сегодня изготавливают ее ручным трудом по технологии предков. Такая бумага очень дорогая и по качеству очень высокая, у нее даже есть свое название “ваши”. Она очень прочная способна выдержать более тысячи сгибов. К примеру, на “ваши” после второй мировой войны был подписан мирный договор в Версале.

Хотя Китай и открыл бумагу и первые поделки в технике оригами были именно там, наибольшими успехами в технике создания фигур из нее достигли Японцы. Первой японской книгой по оригами, вышедшей в 1787 году, считается книга “Семба-цуру-ориката”, что в переводе означает “как сложить тысячу журавлей”. Эта книга посвящена складыванию всего лишь одной модели — журавлика. Автором данной книги считается настоятель из храма Рокан.

В 1845 году на свет выходит книга “Кан-но мадо”, в переводе означает “окно середины зимы”, в нее входит описания создания десятков классических моделей и рисунки готовых изделии. Именно в этой книге впервые напечатана схема складывания формы “лягушка”, и ее модели.

В 1885 году Окамоту Консеки выпустил книгу под названием “Ориката”, которая впоследствии была переведена на английский язык.

Искусство складывания бумаги развивалось своим путем и в других странах мира, хоть и не так искусно как в Японии. Описания складывания из бумаги менее задокументированы, нежели в Японии. Известно, что технология изготовления дошла до арабов в восьмом веке нашей эры. До Испании бумага дошла в одиннадцатом веке. Примерно с этого времени в Испании и с пятнадцатого века в Германии развивается техника складывания из бумаги. К семнадцатому веку Европа имела свои традиционные модели лодки, шляпы, домики. А в начале девятнадцатого века Фридрих Фрёбель предложил это занятие в качестве обучения в детских садах, чтоб развить детскую моторику.

Развитие оригами после второй мировой войны связано с таким выдающимся мастером как Акиро Ёсидзава. Именно он предложил и описал схематично технику складывания, которой пользуются и по сей день. С помощью данных условных знаков удалось описать пошаговую сборку создания сложной фигуры. Акиро Ёсидзава изобрел сотни новых моделей и показал миру искусство перевоплощения плоской бумаги в объемную фигуру.

В начале двадцатого века Япония открыла свои двери миру. Европейцы познакомились с классическими фигурками — журавликом, лягушкой, цветком ириса, рыбой.

Виды техник оригами

В современном мире разделяют различные виды техник оригами:

  1. Классическое оригами подразумевает создание фигурок методом складывания без клея и ножниц квадратного листа бумаги
  2. Модульное оригами — предполагает создание сложных композиции и моделей путем соединения мелких отдельно взятых модулей, своего рода бумажное лего

Методы складывания

  1. Простое оригами — предполагает складывание, только используя складки горой и долиной. Этот метод был придуман оригамистом из Британии Джоном Смитом. Цель данного метода является облегчение создания фигуры неопытными начинающими оригамистами — детьми, людьми с ограниченными двигательными навыками.
  2. Складывание по Паттерну — подразумевает создание модели по предварительному чертежу, на котором изображены складки модели. Паттерны используют при создании новых моделей.
  3. Смоченное складывание — было придумано Акирой Ёсидзавой и подразумевает смачивание бумаги перед складыванием для придания фигуркам плавных линий, либо жесткости в зависимости от задумок автора. Данный метод очень эффективен при создании цветков, различных животных, при этом они выглядят более естественно и наиболее похожи оригиналу.

Благодарю за внимание. Следите за выходом новых статей и подписывайтесь на наш семейный блог. Пока, пока.

Оригами - искусство изготовления бумажных фигурок путем складывания листа бумаги. Родиной оригами считается Япония - Страна восходящего солнца. Но несмотря на то, что оригами является культурным наследием японского народа, начало оно берет в другой восточной стране - Китае, где была изобретена технология изготовления бумаги.

Поначалу бумага использовалась только для письма, затем ее применение расширилось: на ней стали рисовать, складывать из нее фигурки.

Многие десятилетия под страхом смертной казни китайцы хранили тайну создания белого листа. Но со временем вместе со странствующими китайскими монахами стали «путешествовать» и некоторые тайны.

И в VII веке буддийский монах Дан-Хо, который умел делать тушь и бумагу, научил японских монахов изготавливать бумагу по китайской технологии. Очень скоро в Японии наладили массовое производство бумаги, намного обогнав Китай. Слово «оригами» состой из двух иероглифов, которыми обозначают слова «бумага» и «складывание». Это искусство - оригами - стало неотъемлемой частью японской культуры.

Согласно японским традициям, в бумажных моделях ценился не столько реализм в передаче форм птиц, животных или цветов, сколько ощущение духа, присущего тому или иному созданию природы. Это ощущение передавалось с помощью всего нескольких складок на листе бумаги. В качестве основы оригами выбран квадрат, и это не случайно. В Древней Японии он считался воплощением мира, находящимся под куполом неба. Именно квадрат способен бесконечно меняться и преобразовываться, воссоздавая множество новых форм.

С этим связан и строжайший запрет разрезать квадрат в процессе складывания фигурки, чтобы не нарушить целостности мира. Со временем оригами становится обязательным занятием во многих японских семьях. Мамы передавали свои знания дочкам, показывая немногие известные им фигурки. Искусство существовало много веков как храмовое, чрезвычайно регламентированное по технике выполнения.

Количество фигурок было невелико. Но приемы работы с бумагой как с материалом, на котором можно не только рисовать, но и особым образом сворачивать его, тщательно шлифовались. Если обратиться к истории разных стран, то практически везде, где существовало производство бумаги, сложились свои традиции создания из плоского листа различных фигурок.

Так было, например, в Северной Африке или Латинской Америке. Но именно Япония подарила миру искусство оригами. Взрыв популярности оригами произошел после Второй мировой войны благодаря Акиро Иошидзава, который решил посвятить себя развитию этого искусства. Именно он создал то, что сегодня называется «оригамная азбука».

Условные обозначения, символы, графические знаки, придуманные Акиро, позволили зафиксировать на бумаге процесс складывания оригамной фигуры. Это замечательное открытие позволило оригами стать универсальным международным языком. И сегодня все книги, посвященные искусству оригами, используют ори-гамную азбуку Акиро Иошид-завы.

Сейчас оригами популярно во всем мире . Оно перестало быть просто искусством. Оригами - великолепный способ снятия стресса, прекрасный метод обучения, да и просто увлекательное занятие.

По всему миру объединяет интересное хобби – складывание фигурок из бумажных листов. Сегодня все мы знаем, что оно называется оригами и пришло к нам из Японии. На этом знания большинства людей, не увлекающихся оригами, и заканчиваются. А ведь о нем существует немало интересных фактов…

Первые упоминания о поделках из бумаги (правда, мало похожих на современное оригами) относятся еще к эпохе Хэйан. Тогдашние самураи делали друг другу небольшие подарки, к которым прикрепляли так называемые носи – украшения из бумажных лент.

Японцы считают оригами настоящим искусством. Как для любого искусства, для него действуют свои каноны. Фигурка должна появляться только одним способом – путем сгибания листа. Если в ход пускают клей и ножницы, оригами перестает быть оригами. Складывание фигурок проводится в особом порядке. Эта система была разработана только в 20-м веке, ее автор — Акира Ёсидзава.

Современное «бумажное искусство» не так строго, как можно было бы подумать. И даже сами японцы охотно нарушают введенные Ёсидзавой правила. Например, делая не плоские, как предписывает классическая техника, а объемные сердечки из бумаги. Или складывая поделки не из одного цельного листа, а из нескольких. Также вопреки установленому канону использовать только квадратные листы определенного размера, в настоящее время всё чаще делают оригами из бумаги которая более распространена сейчас в мире, а именно применяют офисный стандартный формат А4.

В древности фигурки оригами использовали в двух целях: светской и культовой. Знать занималась изготовлением бумажных поделок, чтобы развеять скуку. Сложенных из бумаги бабочек клали на стол молодоженам, дабы они принесли новой семье счастье.

Поделки оригами широко использовались в религиозных ритуалах. У японцев также было принято подвешивать над постелью тяжелобольного шар, сложенный из бумаги. Этот шар становился оберегом, защищавшим человека от злых духов. Известны случаи, что когда больной все-таки умирал, оберегавший его шар падал и рассыпался на кусочки.

Но на самом ли деле фигурки оригами наделены живительной силой? Специалисты в области парапсихологии решили это выяснить и провели замеры биоэнергетики нескольких помещений, одни из которых были украшены поделками оригами, а другие нет. Результаты удивили даже скептиков: позитивный энергетический фон в комнатах, где стояли или висели фигурки из бумаги, оказался намного выше.

Про них сложено много прекрасных легенд – с хорошим и не очень хорошим концом. Одна из них рассказывает о юноше, безнадежно влюбленном в прекрасную девушку. Что он только не предпринимал, чтобы добиться ее благосклонности, но сердце красавицы оставалось холодным. Тогда, уже отчаявшись, молодой человек подарил возлюбленной бумажный цветок. Девушка с удивлением отметила, что фигурка оригами в форме нарцисса пахнет как настоящий нарцисс, и поверила в силу любви своего воздыхателя.

С оригами связаны и вполне реальные жизненные события. В 50-х годах весь мир облетела история о девочке Садако, безнадежно больной лучевой болезнью. Малышка помнила легенду о тысяче журавлей, способных исполнять желания, и была уверена, что если сложит из бумаги тысячу журавликов, то обязательно выздоровеет. Но успела сложить только 644 фигурки. Уже после смерти Садако работу закончили ее друзья. С тех пор бумажный журавлик считается одним из символов мира наравне с голубем.

Ограничение складывания бумаги пополам в среднем составляет не более 7-8 раз. (в зависимости от выбраной бумаги). Рекордом же считается складывания в 12 раз.

Их образы можно обнаружить даже в кинематографе и в компьютерных играх. В фильме «Бегущий по лезвию» появляется фигурка единорога, сложенная, правда, не из бумаги, а из фольги. В игре «Heavy Rain» действует маньяк по прозвищу Мастер оригами.

Япония – это удивительная страна, мне всегда хотелось, как можно больше узнать об этой стране, о её истории, архитектуре, музыке, поэзии, изобразительном искусстве. Например, японцы выработали умение создавать икебана – это букеты-повествования, в которых каждый цветок несёт определённую смысловую нагрузку. Искусство бонсай – это искусство выращивания миниатюрных деревьев, а также сами эти деревья. Основа японского искусства – краткость и лаконизм, такова же и японская поэзия:

В стране моей родной

Цветет вишневым цветом

И на полях трава (Ёсано Акико)

В Японии, в Европе и в США, взрослые и дети увлекаются изготовлением фигурок и даже целых композиций из сложенной определённым образом бумаги – оригами. И это искусство больше всего увлекло меня и стало объектом моего исследования. Меня всегда удивляло то, что из квадратного листа бумаги можно сотворить чудо, будь это цветок или насекомое, животное или геометрическая форма, или целая композиция. Как будто ты режиссер сказочного представления, и все в твоих руках: и декорации, и персонажи, и сценарий – и все зависит только от тебя одной, как это здорово!

Цель исследования – на основе принятых в оригами условных международных знаков разработать несколько композиций из оригами.

Задачи исследования:

Осветить историю возникновения оригами;

Проанализировать связь оригами с математикой и показать способы сложения геометрических фигур с помощью оригами;

Обосновать использование новых способов сборки в модульном оригами;

Создать собственные композиции.

Методы исследования:

Анализ статей из книг, журналов и Интернет сайтов;

Выполнение чертежей и схем;

Зарисовка и описание последовательности складывания моделей с использованием принятых в оригами условных международных знаков;

Фотофиксация.

В основном при написании работы я опиралась на книгу Афонькин С. Ю. , Афонькина Е. Ю. «Веселые уроки оригами в школе и дома». Рассмотрела несколько сайтов, в частности, сайт Московского центра оригами (www. origami. ru) и сайт «Эхо российского журнала «Оригами» , где приводятся данные из истории оригами, подробно описываются базовые формы, принятые в оригами условные международные знаки и т. д.

Апробация работы на уроках математики, я показала одноклассникам, как с помощью оригами очень просто можно сложить геометрические фигуры. На уроках изобразительного искусства я продемонстрировала целый театр оригами. На занятиях студии «Оригамилка» ребята попробовали повторить мои собственные модели. В приложении представлен фотоматериал с занятий, а также чертежи некоторых работ.

Глава 1. Ученичество как приобщение к знанию

Увлечение оригами, предполагает владение разными знаниями по математике, биологии, географии, истории. Для того чтобы сделать, например, птичку или животное в технике оригами, необходимо знать их форму, движения и повадки: иначе собака не будет похожа на собаку, а воробей на воробья. Хорошие результаты можно получить только тогда, когда будут правильно и последовательно соблюдаться и выполняться все правила и приемы в оригами, когда по собственному сценарию из листа бумаги последовательно выполняются персонажи и необходимые предметы.

1. 1. История возникновения оригами

Оригами (яп. яз. «ори» означает складывание «ками» - бумага) – это древнее искусство складывания фигурок из бумаги. Своими корнями оно уходит в древний Китай, где и была открыта бумага. Афонкины С. Ю и У. Ю. отметили что, несмотря на то, что сама бумага появилась в Китае, именно в Японии искусство складывать из бумаги удивительные по своей красоте фигурки получило широкое распространение. Может быть, свою роль здесь сыграло и то, что по-японски слова "бумага" и "бог" очень похожи. Как гласит легенда, в VII веке один странствующий буддийский монах Дан-Хо, который умел делать тушь и бумагу, «пробирается» в Японию и обучает монахов изготавливать бумагу по китайской технологии. Очень скоро в Японии наладили свое массовое производство бумаги, во многом обогнав Китай. Первые листочки бумаги, сложенные в необычные фигурки появляются сначала в монастырях. Фигурки из бумаги имели символическое значение. Их использовали в религиозных церемониях, ими украшали стены храмов, и помещали на жертвенный костер. До наших дней дошли одни из первых фигурок из бумаги - коробочки "санбо", в которые японцы вкладывали кусочки рыбы и овощей, предназначенные в дар богам. Через некоторое время умение складывать фигурки из бумаги стало обязательной частью культуры японской аристократии. Это умение передавалось из поколения в поколение. Некоторые знатные семьи даже использовали оригами как герб и печать.

Если рассматривать историю Японии подробно, то можно обнаружить такие факты, например, в периоды Камакура (1185-1333 гг.) и Муромати (1333-1573 гг.) оригами выходит за пределы храмов и достигает императорского двора. А когда массовое производство бумаги позволило снизить на нее цену, искусство складывания проникло в быт дворянства. И тогда появилось искусство самураев. В те времена считалось признаком хорошего воспитания умение богатого дворянина развлечь свою даму на балу складыванием бумажных фигурок. Тогда же возникло и искусство сворачивания тайных писем. Используя свое умение, самураи так складывали свои записки, что только посвященный мог развернуть его. Кроме того, оригамные фигурки часто использовали в свадебной церемонии, украшении домов или праздничных шествиях.

В периоды Адзути – Момояма (1573-1603 гг.) и Эдо (1603-1867 гг.) оригами из церемониального искусства превратилось в популярный способ времяпрепровождения. Начиная с конца XVI века оригами из церемониального искусства превращается в любимое развлечение японцев. Именно в этот период времени появилось большинство классических фигурок. Со временем оригами (этот термин возник только в 1880 году) становится обязательным занятием во многих японских семьях. Мамы передавали свои знания дочкам, показывая немногие известные им фигурки. Если обратиться к истории разных стран, то практически везде, где существовало производство бумаги, сложились свои традиции складывания из плоского листа различных фигурок (например, в Северной Африке или Латинской Америке).

Но именно Япония подарила миру искусство оригами. Появление большого числа авторских работ связано с именем знаменитого японского мастера Акиры Йошизавы. Именно он придумал "нотную азбуку" оригами, которая позволила записывать и передавать процесс складывания фигурок.

Условные обозначения, символы, графические знаки, придуманные Акиро, позволили зафиксировать на бумаге процесс складывания оригамной фигуры. Это замечательное открытие позволило оригами стать универсальным международным языком. И сегодня все книги, посвященные искусству оригами, используют оригамную азбуку Акиро Йошидзава. Во второй половине xx века он уже активно пользуется придуманной им системой записи процесса складывания и извлекает из хорошо известных базовых форм множество новых моделей.

Анализируя историю оригами в России, мы узнали любопытные факты, оказалось, что складывать фигурки из бумаги умел писатель Лев Толстой. В черновике к статье "Что такое искусство" он пишет: "Нынешней зимой одна мама научила меня делать из бумаги, складывая и выворачивая ее известным образом, петушков, которые, когда их дергаешь за хвост, махают крыльями. Выдумка эта от Японии. Я много раз делал этих петушков детям, и не только дети, но всегда все присутствующие большие, не знавшие этих петушков, и господа, и прислуга развеселялись и сближались от этих петушков, все удивлялись и радовались: как похоже на птиц эти петушки махают крыльями. Тот, кто выдумал этого петушка, от души радовался, что ему так удалось сделать подобие птицы, и чувство это передается, и потому, как ни странно сказать, произведение такого петушка есть настоящее искусство".

В 1978 году СССР посетил Акиро Йошидзава, он демонстрирует свое искусство в Москве, Ленинграде и Находке, но в это время страна была еще не готова в ответ на одиночный визит мастера начать развивать это направление творчества самостоятельно - не хватало опыта и книг на русском языке.

Развитию отечественного оригами способствует создание в 1989 и 1991 гг. двух общественных организаций - Московского и Петербургского центров оригами. Для демонстрации современного состояния развития оригами в ряде городов проводятся выставки: Нижний Новгород (1992), Чебоксары (1993), Йошкар-Ола (1993), Москва (1993), Туапсе (1993), Ростов-на-Дону (1994). Оригами демонстрируется в Музее этнографии народов СССР в Петербурге (1993). В 1994 г. изделия в технике оригами выставляются в Кунсткамере вместе с сокровищами из ее восточных фондов. В октябре 1995 года выходит в свет одобренное Министерством образования Российской Федерации первое издание «Уроки оригами в школе и дома» учебник для начальной школы. С 1996 года в Москве издательская фирма «Аким» начинает печатать журнал «Оригами. Искусство складывания из бумаги». В марте 1996 г. в Петербурге проходит Первая Всероссийская конференция «Оригами и педагогика», материалы которой издаются отдельным сборником.

В истории отечественного оригами имело большое значение творчество Михаила Максимовича Литвинова. В судьбе Михаила Максимовича Литвинова, подобно векторам прослеживаются три составляющих: авиация, математика и искусство. Нельзя сказать, что в каждом из этих направлений он стремился к абсолюту. Но, глубоко связав себя с этими профессиями, он, суммировав накопленные за годы знания, привнес их в совершенно новую область, которая на первый взгляд кому-то даже могла казаться несерьезной. И здесь оказала добрую услугу его природная ироничность. Он связал свою судьбу с оригами, привнеся в это искусство новое содержание Не будучи инженером, математиком и художником, одновременно, нельзя понять всей гениальной простоты метода, благодаря которому плоская поверхность в руках мастера оригами может превратиться в сложнейшую пространственную конструкцию. Исходя из этого, Михаил Максимович предложил ввести понятие "оригамика", произведя тем самым идеологическое и стилистическое соединение оригами с выдающимися достижениями неэвклидовой геометрии.

1. 2. Математика и оригами

Очень многое в оригами связано с математикой. Идея оригами проста: преобразовывая складыванием квадратный листок бумаги, необходимо получить какую-то определенную фигуру. В классическом оригами при этом не нужны ни ножницы, ни клей, а требуется лишь лист однотонной бумаги.

Свойства квадрата и его частей используются при складывании любой модели. Но для начала нужно знать, что такое квадрат, что означает равенство сторон (углов), и как его можно проверить, что такое диагональ квадрата, на какие части она его делит, какие элементы квадрата совмещаются при сгибе по диагонали, взаимное расположение двух диагоналей, что такое средняя линия квадрата, на какие части она его делит и. наконец, какие элементы квадрата совмещаются при сгибе по средней линии.

Построение простейших моделей классического или модульного оригами начинается с построения либо диагонали, либо средней линии квадрата. И складывание многих фигурок продолжается созданием хорошо известных несложных конструкций, которые называются базовыми формами. Базовые формы играют роль своеобразных “дебютов”, исполнив которые можно начать свою собственную “партию”. В связи с этим необходимо обращать внимание на базовые формы изделий, анализировать свойства геометрических фигур, встречающихся и используемых при их построении. Это и определяет, дальнейший порядок знакомства с геометрическими объектами. В связи с этим я обратила внимание на то, что:

Во-первых, мастера оригами выделяют разное количество основных базовых форм. Так, например, Афонькины С. Ю. и Е. Ю. рассматривают всего девять форм, у Сержантовой Т. Б. их двенадцать, Выгонов В. В. выделяет семнадцать базовых форм.

Во-вторых, проанализировала паттерны базовых форм. Паттерн получается при разворачивании собранной модели до исходного квадрата. Из сетки линий, которая возникает в процессе работы над моделью, выбираются только те, по которым физически согнута бумага в готовой модели. Паттерн является наиболее компактной формой записи готовой сложенной модели на плоскости.

Это позволило сделать вывод о том, что основными линиями на них являются:

Одна или две диагонали квадрата;

Одна или две его средних линии;

Одна, две или три биссектрисы треугольников, получившихся при складывании.

Также можно выделить паттерны, имеющие общие линии.

В-третьих, в процессе построения базовой формы каждая линия делит его на определенные геометрические фигуры (треугольники и четырехугольники). При построении моделей оригами важно иметь представление для следующих вопросах, связанные с математикой:

Какие характерные признаки выделить в четырехугольнике;

Что такое диагональ, на какие части она делит изучаемую фигуру;

Какие элементы четырехугольника совмещаются при сгибе по диагонали;

Взаимное расположение двух диагоналей;

Что такое средняя линия, на какие части она делит изучаемую фигуру, какие элементы совмещаются при сгибе по средней линии;

Взаимное расположение двух средних линий.

В процессе работы исследователи-практики так формулируют определения диагонали и средней линии произвольного четырехугольника:

Диагональ – отрезок прямой, соединяющий две вершины многоугольника, не лежащие на одной стороне.

Средняя линия четырехугольника – отрезок, соединяющий середины двух его противоположных сторон.

При выполнении работ я столкнулась с некоторыми сложностями построения сгибов, совмещающих, например: противоположные стороны ромба;

Смежные стороны прямоугольника;

Вершину и центр прямоугольника и т. д.

Изучая такую геометрическую фигуру как квадрат самый симметричный из всех видов четырехугольников, и складывая ромб по средней линии, пыталась при этом совместить не только стороны, но и вершины ромба. В связи с этим при каждом построении я старалась изучить вид четырехугольника, свойства линии сгиба.

Итак, из всего выше сказанного можно сделать вывод о том, что оригами учит таким понятиям как “плоскость”, “геометрическое тело” и их взаимоотношения, определение горизонтальных, вертикальных и наклонных линий и т. д. При помощи этих знаний легче усваиваются и закрепляются геометрические понятия.

Глава 2. Оригинальное оригами бывшего ученика

Японцы считают, что “великий квадрат” не имеет предела. Квадрат в оригами выступает как оригинальный конструктор – его можно трансформировать бесконечно, бывают поделки из 240-250 пунктов сборки. Свои первые работы я начала складывать, начиная с простых моделей. Складывала по инструкциям, которые даются в книгах. Приобретя, какой-то опыт, овладев этой техникой, я начала собирать модели. На первом этапе были собраны модели на основе простых базовых форм.

Чайник и стаканчик (собственная разработка)

При изготовлении чайника была использована белая тонкая бумага в форме квадратов, основной модуль «Цветок на конфетке».

1 этап – основание чайника выполнено из трех модулей «Цветок на конфетке».

2 этап – носик чайника выполнен из одного «универсального» модуля.

3 этап – крышка из модуля «воздушный змей».

4 этап – крышка из модуля «воздушный змей».

Стаканчик выполнен из белой тонкой бумаги, основание повторяет сборку основания чайника, но добавляется еще одно основание.

Некоторые полученные изделия я оформила в композиции (объемная бумагопластика + оригами)

«Веселые старты» (собственная разработка композиции)

1 этап – изготовление лилий (сборка по книге В. Соколовой. «Оригами: Игрушки бумаги из бумаги»)

2 этап – листья для цветов выполнены с помощью модуля «воздушный змей»

3 этап – камыш выполнен в технике «закручивания»

4 этап – лягушка (сборка по книги С. Нестерова «Оригами для всей семьи»)

«Деревня»(собственная разработка композиции)

1 этап – изготовление людей (сборка по книге В. Соколовой «Оригами: Игрушки бумаги из бумаги»)

2 этап – изготовление животных птиц (сборка по книге В. Соколовой «Оригами: Игрушки бумаги из бумаги»)

3 этап – изготовление елок (сборка по книге В. Соколовой «Оригами: Игрушки бумаги из бумаги»)

4 этап – изготовление домика (сборка по книге В. Соколовой «Оригами: Игрушки бумаги из бумаги»)

5 этап – составление композиции.

Также я создала серию работ собранных из модульного оригами. Модульное оригами даёт много возможностей для творчества. Фигуры или композиции создаются из маленьких модулей – свёрнутых кусочков цветной бумаги. Для этого годятся даже старые журналы с картинками. Из модулей можно сделать любые мотивы – малые и большие формы. Модули вкладываются друг в друга без клея. В зависимости от того, как их соединять между собой, и какие размеры модулей использовать, можно получить ту или иную конструкцию.

2. 2. Зоопарк модульного оригами.

Тигр (собственная разработка)

Голова тигра.

1 ряд. Ставим модули первого ряда на короткую сторону, второго – на длинную.

В третьем ряду количество модулей удваиваем - на каждый лучик предыдущего ряда надеваем по модулю. Всего 12 модулей, первые два ряда - по 6 модулей.

4 ряд - прибавляем равномерно еще 6 модулей. Всего- 18 модулей. Модули прибавляем через один - один надеваем, как всегда -на два лучика соседних, два следующих модуля- на лучики одного.

5 ряд - прибавить еще 3 модуля, всего 21 модуль.

6 ряд- всего 23 модуля, т. е надо прибавить 2 модуля: надеваем 8 оранжевых модулей, дальше 15 желтых(в двух местах на 1 модуль надеваем два, по модулю на каждый лучик.

7 ряд - 8 оранжевых модулей, 16 желтых модулей(всего 23).

8 ряд - 8 оранжевых модулей, 17 желтых модулей (всего 25).

9 ряд - 8 оранжевых модулей, 18 желтых модулей (всего 26).

10 ряд - 8 оранжевых модулей, 19 желтых модулей (всего 27).

Теперь над оранжевыми модулями будем надевать желтые модули и, наоборот - над желтыми - оранжевые.

11 ряд - 9 желтых модулей короткой стороной наружу, 18 оранжевых модулей, так же короткой стороной наружу.

12 ряд: добавляем 7 модулей. В этом ряду 10 желтых, 24 оранжевых.

Всего 34 модуля. Прибавление делается таким образом: сразу после желтых надеваем два модуля на лучики одного модуля предыдущего ряда, дальше, как обычно, два модуля, потом опять два модуля на лучики одного модуля предыдущего ряда, два модуля обычным способом.

13 ряд: 11 желтых модулей, 5 оранжевых модулей, 1 черный модуль, 11 оранжевых модулей, 1 черный модуль, 5 оранжевых модулей.

14 ряд: 10 желтых модулей, 5 оранжевых модулей, 1 черный модулей, 12 оранжевых модулей.

15 ряд: 11 желтых модулей, 4 оранжевых модулей, 1 черный модуль, 13 оранжевых модулей, 1 черный модуль, 4 оранжевых модулей.

16 ряд: 10 желтых, 1 оранжевый, 1 черный, 20 оранжевых, 1 черный, 1 оранжевый

17-19 ряды - 32 модуля оранжевого цвета, 2 модуля черного цвета, все модули надеты длиной стороной наружу. При этом черные модули предыдущих рядов смещаются от лба тигренка.

20 ряд- все модули оранжевого цвета.

21 ряд: сзади (или снизу - кому как угодно)- 9 модулей черного цвета, остальные оранжевые.

24 ряд: убавляем количество модулей до 23 модулей.

25 ряд: 23 оранжевых модуля.

Все модули как можно ближе свести вместе, чтобы отверстие сзади головы было как можно меньше.

1 ряд - 7модулей, 2 ряд - 6 модулей.

3 ряд - 5 модулей, посередине черный, 4 ряд- 4 модуля, 5 ряд – 3 модуля, по краям черные, 6 ряд- 2 модуля.

Туловище.

Собираем два ряда по 30 модулей оранжевого цвета. Сразу собираем третий ряд- 5 черных модулей, 25 оранжевых.

В четвертом ряду надеваем 4 желтых модуля так, чтобы черные модули предыдущего ряда остались с правой стороны, 26 оранжевых.

5 ряд- 5 желтых, 5 оранжевых, 5 черных, 15 оранжевых.

6 ряд - 6 желтых, 24 оранжевых.

7 ряд - 7 желтых, 23 оранжевых

8 ряд - 8 желтых, 14 оранжевых, 5 черных, 3 оранжевых.

9 ряд - 7 желтых, 7 оранжевых5 черных, 11 оранжевых.

10 ряд - 8 желтых, 22 оранжевых.

11 ряд -7 желтых, 23 оранжевых.

12 ряд - 6 желтых, 22 оранжевых.

Лапы верхние.

Все модули (и первого и второго ряда оранжевого цвета) ставятся на короткую строну. Всего 9 модулей в ряду.

Сразу собираем третий ряд - 1 черный, 8 оранжевых.

4 ряд - 1 черный, смещаем его на один лучи влево, 8 оранжевых.

5 ряд - 1 черный, снова смещаем его на один лучик влево, 3 оранжевых, черный (начинаем еще одну полоску), 4 оранжевых.

6 ряд - 1 черный(смещаем его вправо на один лучик), 8 оранжевых.

7 ряд - В этом ряду всего 5 модулей: 1 черный, смещенный на один лучик вправо, и по бокам от него – по 2 оранжевых.

8 ряд - 4 оранжевых.

Вторую лапу делаем аналогично, только первую черную полоску смещаем наоборот вправо, а вторую - влево.

Лапы нижние.

Начинаем собирать первые два ряда по 11 модулей так же, как верхние. В первом ряду все модули оранжевые, во втором- 1 черный, 10 оранжевых. Сразу начинаем собирать третий ряд- 1 черный, смещаем его так же как в верхних лапах (на одной лапе - влево, на другой вправо).

4 ряд -1 черный, смещаем его, 10 оранжевых.

5 и 6 ряды – по 11оранжевых.

Модель готова.

Зайка (собственная разработка).

Туловище.

Собираем три ряда треугольных модулей по 24 модуля в каждом. Можно собирать все три ряда в одну линию, а потом замкнуть их в кольцо и вывернуть. Надеваем ещё два ряда белых модулей. Теперь возьмём цветные модули для платья того же размера и вставляй их между уголками каждого модуля.

Понадобятся 200 модулей. Складываем треугольные модули оригами. Для первого ряда ставим модули на короткую сторону, для второго - на длинную. Собираем три ряда по 19 модулей в каждом и замкни их в кольцо, выворачиваем кольцо, поднимаем вверх все наружные лучи одновременно. Получаем фигуру.

Продолжаем надевать по 19 модулей в каждом ряду длиной стороной наружу.

Вся фигура состоит из десяти рядов, включая первый. Примерно с пятого ряда уделять внимание формированию шара. Пальцами изнутри раздвигай бока в стороны. Последние ряды должны всё ближе сходиться уголками к центру. Можно нажимать на шарик сверху, чтобы приплюснуть его. Далее всю модель собираем в единую форму.

Заключение

Занятия в студии оригами оказывают положительное влияние на развитие детей. Специалисты-медики считают, что оно позволяет полнее использовать ресурсы психики, гармонично развивая оба полушария головного мозга. У ребят совершенствуются мелкая моторика рук, движения пальцев становятся более точными (что немаловажно для школьников начальных классов, овладевающих письмом), вырабатывается усидчивость. За всеми этими процессами я наблюдала, когда помогала учащимся начальной школы осваивать этот вид искусства на занятиях в студии оригами. Ведь чтобы получилась красивая фигурка, нужны аккуратность, внимание, сосредоточенность. Кроме того, оригами развивает память, мышление, пространственное воображение, сообразительность. Неспроста это занятие применяют в своей практике врачи-логопеды. Помогает оно и людям с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с психическими расстройствами.

Лично для меня оригами стало новым увлечением, которое поглотило меня с головой. Сейчас я освоила не только азбуку оригами как прилежная ученица, но и смогла собрать по инструкциям японского мастера Акиры Йошизавы более сложные модели, и это привело меня к самостоятельному творческому подходу в сборке новых моделей и композиций. Изготовление бумажных моделей приносит мне огромную радость и желание творить и развиваться в этой области искусства.