Как исправить дислексию упражнения. Дислексия у младших школьников: ее виды, способы коррекции и упражнения

Возможно, Вы слышали о том, что многие дети пишут слова зеркальным способом. Или читают слова задом наперёд, иногда заменяя в них звуки на похожие. Норма ли это для ребёнка? Да, но иногда такие признаки могут стать звоночком для беспокойства. Что такое болезнь дислексия, и каковы её признаки?

Краткое описание

Дислексия - расстройство навыков чтения из-за плохой сформированности или распада некоторых функций психики, отвечающих за процессы зачитывания и письма. Выражается расстройство в постоянно повторяющихся недочётах при чтении и письме.

Если рассматривать с точки зрения психолингвистики, то дислексия - нарушение в связях зрительного, речедвигательного и речеслухового анализатора. Дело в том, что зачитывание задействует все анализаторы, заставляет поэтапно включать зрительное восприятие, соединение букв со звуками, слияние этих звуков в слоги, а затем, в слова, слияние слов в предложения, а их в рассказ.

При этом происходит постепенная обработка информации, включающая не только воспроизведение, но и понимание прочитанного. Если в этом происходит сбой, начинает проявляться дислексия.

Формы дислексии

Существует несколько классификаций форм заболевания, однако, наиболее распространённой считается описанная ниже. Она включает такие виды, как:

  • фонематическую;
  • семантическую;
  • аграмматическую;
  • оптическую;
  • мнестическую;
  • тактильную;

Фонематическая

Механизм основан на общей недоразвитости функций фонематической системы. Дислектик в этом случае при произношении путает звуки, отличающиеся по смыслоразличительному признаку (б-п, с-ш и т. п.). Может наблюдаться перестановка букв и некоторых частей слов в словах при зачитывании и на письме.

Семантическая

Часто называется как «механическое чтение» из-за того, что нарушается понимание прочитанных слов, предложений и целых текстов. При этом само зачитывание не страдает. При семантической дислексии слова воспринимаются лишь частично, из-за чего теряется их связь с другими словами в тексте.

Аграмматическая

Форма характеризуется изменениями в падежных окончаниях, числе существительных, различного рода согласований, а также в глагольных окончаниях. Наиболее часто встречается у детей с системными недоразвитиями речи.

Оптическая

При оптической дислексии ребёнку трудно усваивать и различать схожие по написанию буквы. Буквы при этом могут различаться несильно (С-О, Р-В) или же состоять из схожих частей, но при разном их расположении на бумаге (Г-Т, П-Н).

Мнестическая

Данная форма характеризуется трудностями в понимании букв. Ребёнок не может связать звук с конкретным графическим его изображением.

Тактильная

Может быть только у слепых детей. Выражается в проблемах с пониманием букв на таблице Брайля.

Причины дислексии

Последние исследования заболевания показали сильное влияние наследственной предрасположенности. Зарубежные врачи склоняются к тому, что дислексия может быть связана с латентным левшеством.

Основная причина дислексии - мозговая дисфункция , которая может быть вызвана воздействием некоторых биологических факторов, например:

В перинатальном периоде дислексию может вызвать повреждение головного мозга , к чему может привести:

  • анемия матери;
  • порок сердца матери и плода;
  • асфиксия;
  • затяжные роды;
  • фетоплацентарная недостаточность;
  • преждевременная отслойка плаценты;
  • обвитие и аномалия развития пуповины;

Токсические поражения ЦНС , что могло дать:

  • алкогольная и медикаментозная интоксикация;
  • гемолитическая болезнь плода;
  • желтуха у новорождённого;

К дисфункции могут привести и инфекционные поражения по причине:перенесённых во время беременности заболеваний (кори, краснухи, гриппа и т. п.);

Повредить мозг механическим путём можно при:

  • плодоизгоняющих манипуляциях;
  • затяжных родах;
  • внутричерепных кровоизлияниях.

Даже если у ребёнка не наблюдалось ничего из вышеперечисленного, после рождения есть факторы, приводящие к задержке созревания коры головного мозга , что и приводит к дислексии. К этим факторам относится:

  • нейроинфекция;
  • инфекции вроде краснухи, кори, ветряной оспы, полиомиелита и подобных;
  • тяжёлые хронические заболевания;

Дислексия может сопровождать :

  • умственную отсталость.

Это связано с патологиями зон мозга.

Существуют также социальные неблагоприятные факторы , например:

  • дефицит речевого общения;
  • педагогическая запущенность;
  • билингвизм.

Симптомы

Может показаться, что дислектики из-за проблем с произношением и письмом могут меть отставание в развитии. На самом деле это не так. При всех своих недостатках они очень часто бывают талантливыми, иногда даже гениальными людьми. Альберт Эйнштейн, Леонардо да Винчи, Мэрилин Монро, Уолт Дисней, Владимир Маяковский - все они были дислектиками, но это не помешало им стать достойными известными людьми.

Изучение дислексии показало, что дислектики:

  1. имеют широкий кругозор;
  2. любопытны в отношении явлений окружающего мира;
  3. имеют отличное воображение;
  4. обладают развитой интуицией;
  5. могут оценивать и рассматривать привычные нам вещи с других сторон.

Дислексия может проявится по-разному, что зависит от возраста пациента. Для удобства восприятия ниже симптоматика разбита на несколько подгрупп.

Ранние признаки

Эти симптомы вынесены в отдельную категорию, поскольку их наличие может говорить о запущенном процессе развития заболевания. Заметив больше 5–7 таких признаков, следует обратиться за консультацией ко врачу.

  • изменение порядка букв при составлении слов;
  • нежелание читать вслух и писать сочинения;
  • изменение порядка букв, слов или чисел во время письма и зачитывания;
  • затруднения с изучением алфавита, таблицы умножения;
  • путаница в простейшем ориентировании (право-лево и т. п.);
  • невнимательность;
  • плохая память;
  • затруднения с выполнением простейших указаний;
  • неуклюжий захват ручки;
  • затруднения в изучении правописания и принципов чтения.

В дошкольном возрасте

  • Позднее начало развития речи.
  • Затруднения в произношении и изучении слов.
  • Плохая память, особенно касается слов (путает или подолгу не может вспомнить нужное слово.
  • Проблемы в общении со сверстниками.
  • Проблемы в освоении простейших навыков чтения и письма.
  • Путаница в расположении слов и букв в словах, при пересказе или рассказе.

Младшая школа

  • Проблемы с декодированием слов.
  • Замена одних слов на другие, часто схожие по звучанию и смыслу (ящик — коробка).
  • Транспозиция и инверсия при зачитывании.
  • Разворот слов и букв (э-е и т. п.).
  • Путаница в арифметических знаках (вместо + -).
  • Затруднения в запоминании фактов.
  • Нарушенная координация движений.
  • Импульсивность и неловкость.
  • Медленное освоение новых навыков.

Средняя школа

  • Уровень чтения ниже, чем у одноклассников.
  • Упорное нежелание читать вслух и писать.
  • Плохая память, что влияет и на планирование.
  • Затруднения в общении и нахождении общего языка со сверстниками.
  • Плохое восприятие языка тела и выражения лица.
  • Плохо читаемый почерк.
  • Затруднения с произношением и написанием слов.

Старшая школа

  • Медленное зачитывание с большим количеством ошибок.
  • Недостаточный навык письма.
  • Проблемы в пересказе, изложении и обобщении материала.
  • Неправильное произношение слов.
  • Плохое восприятие информации.
  • Плохая память.
  • Медленная скорость работы.
  • Затруднения в приспособлении к любым изменениям.

Взрослые

  • Затруднения в восприятии звуковой и письменной информации.
  • Плохая память, невнимательность и рассеянность.
  • Труднопонимаемое произношение.
  • Путаница в последовательности чисел и слов, неспособность воспроизвести их в правильном порядке.
  • Отсутствие навыков письма или их недостаточная развитость ().
  • Проблемы с планированием и организацией своего времени.
  • Слабые организационные навыки.

Диагностика

Диагностическое исследование начинается с посещения детского педиатра, который, рассмотрев все признаки, должен направить ребёнка к логопеду.

Логопед начинает обследование со сбора подробного анамнеза, включающие такие аспекты, как:

  • как протекала беременность матери;
  • имеются ли генетические предрасположенности к такого рода заболеваниям;
  • имеются ли врождённые заболевания у ребёнка;
  • как протекало развитие ребёнка в первые годы жизни.

После сбора анамнеза логопед выясняет:

  • сформированность навыков речи, письма и чтения у ребёнка;
  • особенности формирования этих навыков;
  • состояние артикуляционного аппарата;
  • состояние моторики;
  • успеваемость школьника по русскому языку и литературе.

После сбора данных врач может провести несколько тестов, включающих:

  • зачитывание вслух;
  • списывание текста;
  • письмо на слух.

В зависимости от результатов обследования может понадобиться консультация невролога и офтальмолога. Аппаратное обследование в таком случае включает ЭЭГ и ЭхоЭГ.

Тест на дислексию

Недавно иностранные учёные создали специальный тест на дислексию, подходящий для детей от 3 лет. Прохождение его занимает примерно 10 минут, а сам он рассчитан на выявление проблем у маленьких детей, не приступивших даже к дошкольному обучению.

Механизм теста основан на том, что дети при построении слов особо внимательным к произношению звуков. Если у ребёнка есть проблемы с произношением, то могут наблюдаться проблемы и с зачитыванием, письмом. Так, попутно, у детей можно диагностировать и дисграфию.

Для диагностики дислексии могут проводиться и классические тесты, занимающие 1,5–2 часа. Проводятся они врачом-логопедом.

Лечение и коррекция дислексии

Традиционным методом лечения дислексии считается логопедические коррекционные работы. Данный метод предполагает работу над исправлением всех патологий речи и неречевых процессов.

Метод логопедического исправления зависит от конкретной формы заболевания:

  • Оптическая дислексия требует работу над зритетельно-пространственным представлением, зрительным синтезом и анализом.
  • Тактильная предполагает работу над разбором и пониманием схем и развитием пространственного представления.
  • При мнестической необходимо развивать слухоречевую и речезрительную память.
  • При фонематической форме требуется корректировать звукопроизношение, формировать представления о звукобуквенном составе слов.
  • Семантическая требует развивать слоговый синтез и словарь, проводить работу по усвоению ребёнком грамматических языковых норм.
  • При агроматической форме следует проводить работу по формированию грамматических систем.

У взрослых дислектиков методы исправления предполагают более расширенные занятия. Однако по механизмам они не отличаются от занятий с детьми.

Посмотрите видео, в котором затрагиваются вопросы причин и коррекции дислексии:

Дислексия - достаточно распространенное нарушение речевого аппарата у дошкольников и деток до 11 лет. Что же представляет из себя этот недуг? Как с ним бороться? Ответы на этот и многие другие вопросы вы сможете узнать в нашей статье.

Что такое дислексия?

Дислексией называют одно из самых распространенных речевых расстройств, по причине которого ребенку трудно овладеть навыками чтения. Данное нарушение считается наследственным, из-за чего некоторые отделы головного мозга функционируют неправильно или ограниченно, именно поэтому многим детям достаточно трудно научиться читать. Довольно часто дислексия проявляется вместе с дисграфией (когда ребенок путает буквы местами во время письма или искажает слова). Лечением дислексии необходимо заниматься незамедлительно, во избежание дальнейшего ее прогрессирования.

дислексия - это комплекс расстройств, которые мешают ребенку освоить чтение, в результате ему тяжело дается учеба в начальных классах

Основные виды дислексии

Существует несколько основных видов дислексии. Давайте рассмотрим каждый из них более детально.

Фонематический тип

Фонематическая дислексия довольно часто проявляется у младших школьников. Это расстройство связано с недоразвитостью фонематического слуха ребенка. При данной форме дислексии ребенок на слух путает и смешивает звуки, не понимает разницу между мягкостью и твердостью произношения букв, глухостью и звонкостью.

Семантический тип

Семантическая дислексия имеет другое название «механическое чтение». Такое расстройство характеризуется нарушением понимания прочитанного или услышанного предложения, текста или даже слова, но при этом ребенок читает правильно и достаточно четко. Чаще всего семантическая дислексия проявляется у детей в возрасте после 7-ми лет.

Аграмматический тип

Аграмматическая дислексия в основном ставится в качестве диагноза детям, которые страдают от общего системного недоразвития речевого аппарата. Эта форма дислексии характеризуется: изменением падежных окончаний, неправильностью согласований падежей (к примеру, «красивую роза», «длинным хвоста»), изменением окончания существительных и глаголов, которые относятся к 3-му лицу прошедшего времени.

Оптический тип

Оптическая дислексия выражается в некоторых затруднениях, которые связаны со зрительным «усвоением» и смешиванием букв, похожих друг на друга графически. К примеру, ребенок может путать такие буквы, как: «М-Л», «З-В», «П-Н», «Ё-Е».

Мнестический тип

Мнестическая дислексия проявляется в виде затрудненного восприятия букв и звуков, то есть ребенку очень трудно разобраться, какая из букв соответствует определенному звуку.

Причины дислексии

Такое речевое расстройство, как дислексия может начать развиваться по следующим причинам:

  • патологические состояние внутриутробного развития ребенка;
  • поражения центральной нервной системы малыша;
  • сложные роды, повлекшие за собой асфиксию, отслойку плаценты, а также трехкратное обвитие пуповиной вокруг шеи младенца;
  • сильные удары или какие-либо другие травмы головы и головного мозга, в том числе сотрясение;
  • нервно-психическая незрелость;
  • умственная отсталость;
  • нарушения слуха или зрения;
  • генетическая предрасположенность;
  • недоразвитие отдельных участков головного мозга ребенка.

Симптомы проявления дислексии

Понять, что у вашего ребенка дислексия, можно по следующим признакам:

  • затрудненное усвоение слов и восприятие услышанной информации;
  • дезориентация в пространстве, неуклюжесть;
  • дезорганизованность;
  • непонимание прочитанного;
  • ошибки в произношении букв и звуков;
  • повышенная гиперактивность.
при дислексии ребенка сложно обучить чтению, у него появляется отставание в учебе, при этом данное состояние поддается коррекции при помощи упражнений со специалистом

Методика обследования ребенка с дислексией

Выявить и утвердить диагноз «Дислексия» вам поможет логопед, психолог, также дефектолог. Рекомендуется посещение и консультация каждого из этих специалистов. Обследование проводится в игровой форме в виде тестирования, в ходе которого специалист проверяет слуховую, зрительную и тактильную систему. Лучше всего, чтобы родители были рядом с малышом, поддерживали его. В случае, если тест проводится в школе или детском саду, постарайтесь прийти для того, чтобы ребенок чувствовал себя более уверено.

Способы лечения

Лечение дислексии достаточно трудоемкий и длительный процесс, но несмотря на это, важен окончательный результат. Способы коррекции будут зависеть от разновидности и степени «тяжести» дислексии у ребенка. Существует довольно большое количество различных способов и упражнений, помогающих справиться с данным нарушением. Давайте рассмотрим каждый из них более детально.

Популярные методы

При борьбе с дислексией наиболее эффективными и распространенными считаются методы, рассмотренные далее.

Метод Дэвиса

Метод Рональда Дэвис достаточно часто применяется при лечении дислексии. Данная методика условно разделена на несколько этапов: работа над координацией, изучение символов при помощи лепки из глины или пластилина (ребенку предлагается слепить какую-то букву или цифру), а также чтение в разных направлениях (например, слева-направо и наоборот).

Диктант

Диктант формирует у ребенка зрительную и слуховую память, помогает запоминать правильность написания различных букв. Вначале продиктуйте малышу небольшой текст длиной в пару предложений, постепенно увеличивая нагрузку. После завершения диктанта необходимо проверить текст на наличие ошибок, которые рекомендуется выделять зеленым или черным цветом. Затем все неточности нужно показать ребенку и попросить переписать все заново.

Артикуляционная гимнастика

Артикуляционная гимнастика проводится с применением различных дыхательных упражнений, список которых выдает логопед или дефектолог. Все будет зависеть от типа дислексии, найденной у ребенка.

Скороговорки

Скороговорка - это определенная последовательность слов, которые похожи друг на друга по звучанию. Такой метода помогает ребенку ощутить разницу между некоторыми звуками и научиться произносить их правильно. Например, «Шла Саша по шоссе и сосала сушку» или «Во дворе - трава, на траве - дрова».

Чтение

Дети, страдающие от дислексии, должны как можно больше читать, поэтому эффективным методом по борьбе с этим недугом является чтение. Попросите ребенка прочитать небольшой отрывок из какой-либо известной ему сказки или же рассказа, только очень медленно, вдумываясь в каждое прочитанное им слово. Делайте маленькие перерывы, примерно 5-10 минут.

Упражнения

Давайте рассмотрим самые результативные упражнения, которые помогают справиться с такой проблемой, как дислексия.

Резиновый мячик

«Резиновый мячик» - это интересное упражнение-игра, во время которого ребенок учится читать слова по слогам. Мяч необходим для того, чтобы во время произношения того или иного слога, малыш сжимал его со всей силы в ладошках, демонстрируя правильное выполнение задания.

Буксир 1

Смысл упражнения «Буксир 1» заключается в совместном чтении ребенка и взрослого. Вначале кто-то из родителей вслух читает сказку или рассказ вместе с малышом, то есть в один голос. Также не забывайте подстраиваться под ритм чтения вашего чада, ведь он может не успевать за вами.

Буксир 2

«Буксир 2» несколько отличается от первого варианта данного упражнения, а именно, вначале вслух читается взрослый, затем ребенок, а уже потом каждый прочитывает какой-либо текст про себя.

Губы

Взрослый произносит команду «Губы». Ребенок должен плотно сжать губы и приложить к ним палец левой руки и читать текст про себя. Как только педагог говорит «вслух», ученику необходимо убрать палец и прочитать вслух. Данное упражнение учит ребенка правильно произносить слова.

Найди ошибки

Ребенку дается текст, в котором специально допущены нелепые ошибки, и он их должен исправить. Например, «Бьется как рыба о мёд», «Коля и Петя - два родных врата», «Не купи кита в мешке». Это упражнение формирует внимательность и правильное произношение слов.

Слово наоборот

Педагог подготавливает слова, которые можно прочитать наоборот. Ребенок должен найти из списка эти слова и выделить цветным маркером. Например, «казак, шалаш, река, рюкзак».

Закрытая строка

Выбирается несложный текст. Во время чтения педагог закрывает рукой или закладкой верхнюю часть строки так, что ребенок видит только нижнюю, не отвлекаясь на нее. Ведь, когда мы читаем, уже прочитанная информация немного отвлекает, именно поэтому такое упражнение помогает малышу концентрироваться.

Лодочка-замочек

Сочетание согласного и гласного звука называется «лодочкой», ребенок должен произнести его плавно, например, «ма-ши-на», а союз двух подряд идущих согласных звуков обозначается «замочком», который необходимо проговаривать отрывисто, к примеру, «стр-ах», «зл-ость».

Окончание слова

Ребенку даются карточки со словами, которые не имеют окончания, а педагог просит их дописать. К примеру, «соба… (ка)», «доми..(к)», «телефо..(н)».

Кроссворд

Педагог составляет простой кроссворд и перечень вопросов к нему. Ребенок должен полностью заполнить все пустые клеточки. Это упражнение формирует сообразительность и скорость мышления, что крайне необходимо при чтении.

Пишем по памяти

Ребенок запоминает определенное слово и пытается воспроизвести его на бумаге. Если малыш справился, то необходимо усложнить задание, например, предложить словосочетание или предложение.

Отремонтируй слово

Взрослый предлагает ребенку набор из слогов, из которых необходимо составить несколько слов. Если у малыша возникли некоторые затруднения при выполнении упражнения, то можно показать ему картинки-подсказки.

Уменьшительно-ласкательное название

Взрослый просит малыша приписать к слову уменьшительно-ласкательное название, к примеру, «стул-стульчик», «дом-домик», «кот-котик».

Играем в слова

Многие из нас помнят такую игру, как «Города», когда на последнюю букву одного города называют название другого. На основе этой игры и проводится данное упражнение, к примеру, «комната-ананас-сыр-рыба».

Профилактика дислексии

В качестве профилактических мер от дислексии следует выполнять следующие действия:

  • развивать зрительно-пространственные функции у ребенка такие, как внимательность, сообразительность, фантазия;
  • читать большое количество книг, причем как познавательные (энциклопедии), так и сказки, повести, рассказы;
  • посещать творческие занятия, например, рисование, лепка, танцы;
  • совершенствовать мелкую моторику.

Дислексия считается достаточно распространенным диагнозом у многих современных детей. Родители не должны впадать в панику, главное, помните, что чем быстрее вы начнете лечение и занятия, тем быстрее будет первый положительный результат. В нашей статье были приведены наиболее эффективные способы и упражнения по борьбе с дислексией, которые помогут вашему ребенку научиться хорошо читать и произносить звуки.

Дислексия – это заболевание, которое скорее всего имеет генетический характер и чаще всего встречается у детей до десяти лет. Чаще всего заболевание встречается в мальчиков, девочки им болеют намного реже.

Чтобы понять, что такое дислексия, нужно будет копнуть немного глубже. Дислексией врачи и ученые называют расстройство восприятия письменной речи. Но, если посмотреть на практике, то у детей 7-8 лет начинаются проблемы со чтением в младшей школе. Это проявляется в том, что намного хуже, чем другие дети, путает слоги и не может составить слова из букв. Но при этом у таких школьников не нарушается умственное развитие.

Дислексия, что это? Как это быть дислексиком?

Виды дислексии у детей

У школьников, в результате того, что в некоторых участках мозга понижается активность, и как результат – развиваются разные виды дислексии. Они могут быть такие:

  1. Фонематическая,
  2. Семантическая,
  3. Ааграмматическая,
  4. Оптическая,
  5. Мнестическая.

Фонематическая дислексия обычно характеризуется тем, что малыш начинает заменять одни звуки на другие, похожие по звучанию. Семантическая дислексия заключается в том, что у младших школьников отсутствует понимание того, что они читают. Ребенок читает механически, не может пересказать, о чем он прочитал.

Ааграмматическая дислексия заключается в том, что малыш во время чтении не правильно произносит префиксы, суффиксы, окончания слов, окончания падежей. Оптическая дислексия – расстройство, при котором у младших школьников возникают проблемы при различении букв, которые очень похожи при написании. Мнестическая дислексия заключается в том, что малыш не может запомнить, какая буква соответствует какому звуку.

Симптомы и причины

Чтобы понять, не болеет ли ваш ребенок дислексией, вы должны знать симптомы этого расстройства. Родители могут это понять, если увидят что малыш:

  1. Трет глаза при чтении.
  2. Быстро утомляется.
  3. Не выполняет домашнее задание по чтению.
  4. При чтении упражнения держит книгу очень близко к глазам.
  5. Читает одним глазом, другой глаз прикрыт рукой.
  6. Пишет слова наоборот.
  7. Почерк очень плохой.

Стоит отметить, что дислексия и нарушение при чтении и устной речи также проявляются в скудном словарном запасе, не правильном произношении звуков, смешении звуков, искажении слоговой структуры слов, зеркальном чтении и не понимании прочитанного. Часто дислексия сопровождается еще и таким расстройством как дисграфия.

Чаще всего причинами дислексии, как показывает диагностика, у учеников младших классов являются:

  1. Наследственность.
  2. Мозговая дисфункция.
  3. Анемия и болезни сердца будущей мамы.
  4. Неправильное развитие пуповины.
  5. Трудные и долгие роды.
  6. Перенесенные внутриутробные болезни.
  7. Черепно-мозговая травма, инфекционные заболевания, операции.

Дислексия всегда связана с поражениями головного мозга, поэтому чаще всего она выражена у деток, которые страдают детским церебральным параличом, умственной отсталостью, задержкой психического развития.

Как лечить

Очень желательно, чтобы методы коррекции дислексии при чтении были выбраны до того, как малышу исполнится 10 лет. Лучше показать ребенка логопеду или более узкому специалисту по лечению дислексии, тогда диагностика будет более точной.

Коррекция оптической дислексии должна происходить под присмотром офтальмолога, чтобы ребенок научился смотреть на предметы двумя глазами. Кроха обязательно должен делать упражнения для коррекции остроты зрения, в результате произойдет устранение спазмов глазных мышц. Обязательно ограничьте время, которое вам ребенок проводит за компьютером.

Фонематическая дислексия нуждается в коррекции при помощи обучения малыша ориентированию в пространстве. Кроха должен научится отличать лево и право, в том числе и визуальную, мелкую моторику рук, запомнить правила русского языка.

Семантическая форма дислексии очень тяжело поддается коррекции. Обычно при такой форме ребенок при чтении упражнения читает механически и совершенно ничего не запоминает. Устранение и преодоление проблемы возможно, используя методику Дейвиса. Эта методика позволяет воспринять слова и символы и воссоздать их образы без искажения. Малыш должен освоить механизм переключения сознания таким образом, чтобы он смог воспринимать окружающий мир и его символы правильно.

5 эффективных упражнений

Существуют разные упражнения, которые направлены на устранение и проведение коррекции дислексии при чтении.

Суть первого упражнения заключается в том, что вы должны каждый день давать малышу небольшой текст и просить его зачеркивать в нем названные вами буквы. Сначала лучше начать с гласных, потом можно добавить согласные. Когда малыш хорошо справиться с этой частью задания, усложните его. Попросите ребенка теперь обводить кружком согласные, а гласные подчеркивать. Делайте упор на те буквы, которые даются малышу с трудом. Задание нужно выполнять каждый день не менее 2 месяцев.

Игра в «Колечко» должна развивать мелкую моторику рук, память, внимание, речь. Нужно лишь пробовать каждый пальчик на руке замыкать в колечко с большим пальцем. Заниматься нужно не менее 15 минут утром каждый день два месяца подряд. Это прекрасная профилактика и вариант коррекции дислексии при чтении.

Задание на зеркальное рисование поможет улучшить ребенка. Нужно лишь положить перед малышом чистый лист бумаги и попросить кроху нарисовать простой рисунок двумя руками одновременно. Делайте упражнение каждый день на протяжении двух месяцев.

Очень эффективно такое задание, которое называется «Буксир». Вы, как взрослый, будете водящим. Возьмите интересную книгу и начните водить пальчиком по строкам, читая по себя. Задача ребенка – произносить слова и читать с заданным темпом.

Прекрасные результаты дает задание, когда вы просите своего малыша почитать вслух в течение одной минуты. Тренируйтесь каждый день, отмечая, как много ребенок успел прочитать. При позитивному результате у малыша поднимается самооценка и он будет хотеть заниматься больше и дольше.

Игровые способы коррекции дислексии

Если вы понимаете, что ваш ребенок попадает в группу риска по той или иной форме дислексии, как показывает его характеристика, вы можете использовать разные игровые методы, чтобы подкорректировать его развитие. Лучше всего использовать такие способы как:

  1. Разгадывание кроссвордов, ребусов и загадок. Так вы сможете помочь ребенку развить образное мышление, обогатить словарный запас, сформировать ассоциации.
  2. Задание «лодочка-замочек». Покажите наглядно ребенку, что согласный и гласный звуки можно обозначить лодочкой и произносить плавно. А вот сочетания двух согласных обозначают замочков и произносят резко.
  3. Игра «Вторая половинка». Ребенку можно предложить угадать окончание слова, увидев его первую половину. К примеру – зон(тик), марме(лад).

Пропущенные буквы. Например, при написании слова «чемодан» пропускают 2 или 3 буквы, ребенок должен узнать слово и произнести его.

Как бороться с дисплексией?

Дислексия у детей – это специфическое нарушение развития ребенка, которое выражается в частичном поражении способности писать и читать. Такого рода заболевание встречается чаще у мальчиков, нежели у девочек. Ученые и медики до конца не могут определить, почему это заболевание имеет свойство развиваться у детей, но больше склоняются к тому, что этот недуг имеет наследственный характер.

Как проявляется дислексия у детей: симптомы и формы дислексии в таблице

Дислексия имеет неврологическую природу и явственно проявляется у младших школьников, которые полностью погружаются в обучение. У дошкольников выявить дислексию практически невозможно, так как детки только начинают осваивать новые навыки и могут допускать ошибки при чтении и письме.

Основными признаками дислексии у детей являются:

  • Систематичные ошибки при чтении, а именно: неправильное произношение букв, подмена слогов, замена звуков, непонимание прочитанного.
  • Неправильный перевод букв в звуки (декодирование информации).
  • Неспособность правильно и быстро распознавать слова.
  • Трудности с пониманием элементарных навыков правописания.

Дислектики сталкиваются еще с такими проблемами:

  • Полная дезорганизация.
  • Нарушение координации и мелкой моторики.
  • Трудность при восприятии информации.
  • Плохая память.
  • При высоком уровне интеллекта плохие навыки чтения.
  • Ребенку трудно показать верх и низ, путается в определении правой и левой стороны.

Заболевание подразделяется на несколько типов, которые и определяют форму дислексии. В данной таблице представлена полная информация о формах этого заболевания.

Виды дислексии у детей

Тип дислексии Особенности детей с определенным типом дислексии
Фонетическая Эта форма заболевания характеризуется недоразвитием функций фонематической системы, которое проявляется в том, что ребенок не может различить звуки, отличающиеся по смыслоразличительному признаку. Например «дом-том-ком» или «пила-липа». Такие дети смешивают звуки и путаются в прочтении слов.
Семантическая В этом случае, малыш не может понять прочитанный текст в целом или смысл отдельных предложений. Эта форма дислексии не отражается на скорости чтения или внятности произношения. Ребенок не может пересказать прочитанную информацию и выделить суть. В этом случае у ребенка нарушен мыслительный процесс, так как он воспринимает все слова по отдельности.
Аграмматическая Данный вид дислексии сопровождается недоразвитием речи. Малыш неправильно склоняет слова, неграмотно произносит окончание слов. Например, «прекрасная день, красивый девочка», а также малыш неправильно употребляет окончание глаголов «сидю, а не сижу; говору, а не говорю» и т. д.
Оптическая Для малыша, который учиться в школе, наибольшую трудность представляет написание букв, которые состоят из похожих элементов. Например, «С-О, Ь-Ы, Н-П».
Мнестическая При этой форме дислексии малышу трудно определить, какой звук соответствует определенной букве.

Почему ребенку трудно читать: причины развития дислексии у младших школьников

Основная причина дислексии – мозговая дисфункция, которая сопровождается как биологическими, так и психологическими факторами. Стоит утешить родителей, объяснив им, что причина дислексии не в умственных или интеллектуальных способностях ребенка, а в неправильном функционировании определенного участка мозга.

Возможные причины дислексии у ребенка:

  • Патологии внутриутробного развития.
  • Тяжелые роды, которые влекли за собой асфиксию, обвитие пуповиной, отслойку плаценты.
  • Поражение ЦНС у малыша.
  • Генетическая наследственность.
  • Травма головы, сильные удары, сотрясение мозга.
  • Заторможенность некоторых участков мозга у ребенка.

Эффективные методы коррекции дислексии у школьников

Метод Рональда Дейвиса

Врач Р. Дейвис разработавший свою систему лечения дислексии сам эффективно поборол этот недуг. По утверждениям врача, дислектики — это одаренные люди, которые имеют богатое воображение. Данное заболевание также наблюдалось У А. Эйнштейна, Уолта Диснея, У. Черчиля и многих других знаменитых личностей, которые достигли таких успехов не из-за дислексии, а скорее благодаря ей. Так описывает Рон Дейвис эту болезнь в своей книге «Дар дислексии». В чем же заключается его методика?

Суть методики: помочь ребенку запустить свой мозг методом «выключения» дезориентации и научиться воспринимать окружающий мир без искажений. Эта методика помогает детям заполнить пробелы в памяти и обучить восприятию буквенных форм. В 99% случаях метод Р. Дейвиса помогает детям избавиться от дислексии.

Методика состоит из комплексных процедур, которые помогают ребенку побороть дислексию. Методика Р. Дейвиса состоит из занятий, которые называются:

  • Способность восприятия . Учит ребенка создавать мысленные образы и познавать мир с помощью «умственного глаза».
  • Переключение . Упражнения, нацеленные на «включение и выключения» дезориентации.
  • Разрядка и проверка. Ребенок обучается разряжать воображение специальными упражнениями.
  • Точная настройка. Малыш учится находить точку ориентации.
  • Координация . Ребенок учиться распознавать «право» и «лево».
  • Освоение символов.
  • Легкое чтение.
  • Освоение символов относительно слов.

Методика Корнева

А.Н. Корнев разработал методику по ранней диагностике дислексии у детей в 1982 году. Он предлагает бороться с заболеванием посредством определенных тестов, таких как:

  • Рядоговорение.
  • Ритмы.
  • Субтест «повторение цифр».
  • Кулак-ребро-ладонь.

Много интересных методов по коррекции дислексии можно найти в книгах С. Ортона «Нарушения письма, чтения и речи у детей», М. Кричли «Дислексия развития», З. Матейчека «Нарушения формирования чтения».

Оксана Макерова, логопед-дефектолог выделяет следующие методики по работы с детьми-дислексиками:

  • Дыхательная, зрительная и артикуляционная гимнастики.
  • Метод кинезиологической коррекции.
  • Стимулирующий массаж и самомассаж кистей и пальцев рук.
  • Ритмико-речевая, музыкальная и витаминная терапия.
  • Зеркально-симметричное рисование обеими руками.
  • Упражнения для развития зрительно-моторных координаций, оперативного поля чтения, антиципационного восприятия слова.
  • Модифицированные зрительные диктанты Федоренко-Пальченко.
  • Интеллектуально-развивающие словесные игры: анаграммы, изографы, ребусы, криптограммы, перевёртыши, волшебные цепочки, словесные лабиринты, слова-матрёшки и другие.
  • Поисковые таблицы слов «Фотоглаз».
  • Метод «озвученного» чтения.
  • Метод словесных анаграмм.
  • Автоматизация оперативных единиц чтения по специальным слоговым таблицам.

Как проводить занятия с детьми с дислексией: 3 эффективных упражнения для коррекции

Коррекция дислексии заключается в специально разработанных упражнениях, которые восстанавливают устную и письменную речь постепенно. При работе с ребенком не нагружайте его большим потоком информации, ведь усвоить все и сразу у него не получиться. Упражнения, представленные ниже, мягко и непринужденно воздействуют на сознание ребенка.

Упражнения для коррекции дислексии у детей

Упражнение «Корректурная проба»

Каждый день в течение 5 минут предоставляйте ребенку любой текст и попросите его зачеркивать в нем названные вами буквы. Сначала согласные «а, о, и т. д.». Затем и согласные. Когда ребенок сможет отчетливо зачеркивать нужные буквы, усложните задание и предложите гласные буквы обводить кружочком (назовите любую), а согласные – подчеркивать. Например, обведи все «о» в кружочек, а все «в» подчеркни. Ориентируйтесь на те согласные и гласные буквы, которые ребенку даются сложнее всего. Это упражнение позволит малышу запоминать буквы и убережет его от ошибок в чтении и написании в будущем. Заниматься следует каждый день в течение 2 месяцев.

Упражнение «Колечко»

Эта развивающая игра поможет у, память, внимание речь и устраняет признаки дислексии. Покажите малышу следующее действие: поочередно перебирайте пальцами рук, замыкая каждый палец в колечко с большим пальцем. Начинайте от указательного, заканчивая мизинцем. Затем начините обратный отсчет. Сначала упражнение выполняется одной рукой, а затем двумя. Заниматься с ребенком нужно 10-15 минут утром и днем на протяжении двух месяцев.

Упражнение «Зеркальное рисование»

Это упражнение активно воздействует на мозг, улучшая его работу в целом. Положите перед ребенком чистый лист бумаги. Дайте ему любимые фломастеры или карандаши. Начните рисовать обеими руками зеркально-симметричные рисунки или буквы. Сначала беритесь рисовать вместе с малышом, чтобы он понял принцип упражнения, а затем пусть он самостоятельно попробует что-нибудь изобразить. Упражнение нужно делать ежедневно, не пропуская ни одного дня.

Дислексия у детей — мнения экспертов и врачей

Дислексия — продукт мысли и особый способ реагирования на ощущение спутанности сознания (Р.Д. Дейвис )

Ребенок, испытывающий трудности при обучении чтению, совсем не обязательно дислексик: многие дети, которые на начальном этапе медленно осваивают чтение, потом успешно догоняют своих одноклассников (сами или с помощью родителей). Но есть особая группа детей, которые переживают огромные и стойкие трудности при освоении чтения, несмотря на нормальный интеллект, отсутствие нарушений зрения и слуха, регулярное посещение школы. Способность овладеть навыком чтения у таких детей на порядок хуже и ниже, чем способности к другим предметам. Именно эту группу детей специалисты называют дислексиками. (кандидат медицинских наук, доктор психологических наук, профессор Санкт-Петербургской государственной педиатрической медицинской академии, вице-президент Ассоциации логопатологов Санкт-Петербурга, автор книг «Дислексия и дисграфия у детей»А.Н. Корнев )

Как такового диагноза дислексия или дисграфия не существует, они входят в общую группу расстройств под названием «задержка психоречевого развития». Причем и такой «приговор» нельзя назвать болезнью, это лишь следствие нарушений кровообращения головного мозга. По опыту работы могу сказать, что практически у всех детей-дислектиков наблюдаются проблемы с кровообращением сосудов головного мозга, но их диагностика проводится слишком поздно. Причиной этому служит непросвещенность наших родителей и «старые» методы лечения таких заболеваний, ведь стандартный сценарий действий родителей, заметивших у своего ребенка тревожные симптомы — поход к педиатру, который направляет их к логопеду. Оптимальный вариант действий: с самого начала полностью обследовать ребенка (проконсультировать с психологом, невропатологом, логопедом-дефектологом, психиатром), обязательно провести томографию и ультразвуковую диагностику головного мозга. Только тогда можно ставить окончательный диагноз и в зависимости от формы расстройства и степени запущенности назначать индивидуальный курс лечения. Большинство детей обходится только коррекционной терапией. Медикаментозное вмешательство возможно только при тяжелых формах дислексии, которая наблюдается у ребенка в комплексе с другими психическими заболеваниями (при ДЦП, аутизме и т.д.). Легкую форму «словесной слепоты» при своевременном выявлении можно устранить за 3-4 месяца. (врач медицинского центра «Истина» И. Бабий )

Дислексия - проблемы с навыками чтения - совсем не так распространена, как это кажется. Истинная дислексия имеет неврологическую природу, а та, с которой мы сталкиваемся, как правило, возникает потому, что в доме вообще ничего читать не принято. Это как если бы я сказал, что 99 % современных детей страдают неспособностью развести костер. А откуда у них эта способность возьмется, если они никогда не видели, как родители добывают огонь? А откуда у них возьмутся навыки чтения, если они родителей с книгой в руках никогда не видят?

Большинство звезд (и не только голливудских) половину детства проводят не с книгой в руках, а кривляясь перед зеркалом, и потом дают интервью, жалуясь на тяжелую жизнь. Резюме: случаев дислексии полно, но в большинстве случаев это проблема педагогическая, а не медицинская. (педиатр Е.О. Комаровский)

Профилактика дислексии – как научить ребенка читать правильно

Для того чтобы у ребенка уменьшить риск проявления дислексии и , необходимо с раннего возраста заниматься с ним специальными упражнениями, которые нацелены на освоение норм грамотной речи и письма. Профилактика дислексии должна основываться на развивающих играх, а не на специальных уроках по 45 минут.

Игры способствуют умственному развитию детей, а также помогают мыслить, анализировать, ориентироваться. Детям важно на начальном этапе обучения показывать как можно больше образов: букв, животных, слов. Им легче воспринимать информацию визуально. В памяти откладываются все эти образы, и в будущем у них не возникнет таких проблем, как дислексия. Еще в садике детям всегда представляют информацию в виде картинок и красочных карт.

Игры для профилактики дислексии

  1. Предложите ребенку такую игру: напишите легкое предложение, чтобы каждое слово у вас было написано на разных карточках. Озвучьте ребенку предложение и попросите, чтобы он его составил из имеющихся слов.
  2. Также можно использовать методику «Пишем вслух». Продиктуйте ребенку маленький отрывок из его любимой сказки и наблюдайте за тем, как он будет писать. Главное, чтобы текст, который вы ему будете диктовать, нравился малышу.
  3. Для развития фонетических способностей поиграйте с ребенком в игру «Найди слово». Вы должны подготовить разные картинки и подписать их с тыльной стороны. Называя слово, ребенок должен найти соответствующую картинку. Например, дерево или солнце. Также можно собирать слоги. Напишите названия животных по слогам и попросите кроху сложить слова. Например, «со-ва» или «со-ба-ка».

Такими играми вы научите ребенка не только грамотно читать, но и писать, ведь зрительная память детей очень развита, поэтому им легче запоминать все «на глаз», так сказать.

Дислексия считается одной из распространённых проблем обучения у малышей. Ребёнку, который страдает дислексией трудно научиться письму и чтению, даже несмотря на удовлетворительный уровень интеллекта, хороший слух и зрение. Ребёнок плохо воспринимает написанную информацию, у него нарушена координация, имеются проблемы с освоением орфографии. Развивается гиперактивность и синдром дефицита внимания.

Исследования в области данного заболевания продемонстрировали, что в большинстве случаев большое влияние оказывает наследственная склонность. Главные причины дислексии – мозговая дисфункция, вызванная действием многих факторов. Так, в период внутриутробной жизни плода, к нарушению головного мозга могут привести долгие роды, анемия или порок сердца у мамы, раннее отсоединение плаценты, обвитие пуповины, что также приводит к ОНР и ЗПР.

Также причинами дислексии у ребёнка могут быть токсические поражения центральной нервной системы из-за алкогольной или медикаментозной интоксикации, желтухи у новорождённого и .

Причины могут быть и такие: перенесённые инфекционные заболевания матерью в период беременности. Есть вероятность нарушить работу мозга механически через долговременные роды, внутричерепные кровоизлияния и плодоизгоняющие манипуляции, которые приводят к ОНР и ЗПР.

Даже если во время ношения плода вышеуказанные факторы не замечались, то имеются признаки, которые приводят к медленному созреванию коры мозга. Такое может произойти из-за хронических болезней, инфекций, нейроинфекций. Как правило, дислексией могут сопровождаться ДЦП, афазия, ЗПР, и алалия, ОНР.

Имеют место и социальные факторы, влияющие на развитие дислексии и ЗПР у ребёнка. Среди них билингвизм, дефицит речевого общения, педагогическая запущенность.

Среди других причин может быть ОНР (общее недоразвитие речи) или ЗПР (задержка психического развития). ОНР представляет собой несформированную звуковую и смысловую сторону речи, которая выражается в грубом либо остаточном недоразвитии таких процессов, как лексических, грамматических и фонетических. Дети с ОНР, имеющие речевую патологию, составляют 40% всех учащихся, а ОНР или ЗПР рано или поздно могут привести к дислексии.

Симптомы

Следует начать с самых ранних симптомов. Заметив первые признаки, стоит обязательно обратиться к доктору. Прежде всего, это перестройка порядка букв в процессе составления слов, видоизменение порядка чисел, отказ от того, чтобы читать вслух и писать, трудности в изучении алфавита, невнимательность, неуклюжесть, плохая память, путаница в ориентировании.

  • В дошкольном возрасте признаки могут быть следующими: позднее развитие речевого аппарата, плохое запоминание простейших вещей, трудности в изучении и произношении слов. Также наблюдаются проблемы в общении со сверстниками, и появляется путаница в расположении букв в словах, развивается ЗПР.
  • В 1-3 классах у ребёнка могут быть проблемы с декодированием слов. Он может делать разворот слов и букв, заменять одни похожие по звучанию слова на другие. С дислексией , трудно читать, запоминать факты, медленно осваиваются новые знания, проявляется импульсивность, тревожность, неуклюжесть.
  • В средней школе детьми с такой болезнью, затруднительно получается читать. Они отказываются писать и читать в голос. Почерк плохо читается, проявляются затруднения с произношением слов и их написанием. Обучение проходит медленно и трудно. У ребёнка плохая память, проявляются трудности в восприятии языка тела.
  • В старшей школе ребёнку с дислексией трудно произносить слова, в процессе зачитывания выявляется много ошибок, трудно читать. Проблемы также проявляются в пересказе и плохом восприятии информации. Отмечаются такие симптомы, как медленное обучение, трудности к приспособлениям в новых условиях, тревожность.
  • У взрослых детей с дислексией имеется такая характеристика и симптомы: трудности в восприятии письменной и звуковой информации, плохое запоминание, неразборчивое произношение слов. Такого ребёнка трудно научить организовывать и планировать своё время. Он путается в последовательности чисел и слов.

Диагностика

Дети с дислексией проходят обследование, в процессе которого проверяются навыки чтения, слуха, речи. Дополнительно проводится психологическое обследование, благодаря которому определяются функциональные особенности ребёнка и обучение, которое для них лучшего всего подходит.

Также проводится обследование, которое помогает установить степень понимания текста в ходе чтения и при слушаемой речи. Такое исследование способно определить, какое обучение будет более эффективным для ребёнка. Таким образом, осуществляется характеристика пассивной и активной речи, проходит обследование памяти и внимания, оценивают произношение и язык.

Метод психологической диагностики сможет помочь установить эмоциональные аспекты, из-за которых больным дислексией трудно читать. Для этого собирается анамнез семьи, включающий эмоциональные нарушения и психические расстройства.

Речевая карта

Логопеды используют для диагностики речевую карту. Речевая карта является универсальной и предназначена для проведения профессиональной, а также систематической проверки речевого развития детей. С помощью карты можно детально изучить речевое развитие каждого человека и в результате установить оптимальные способы коррекции речевой патологии.

  • Читайте также:

Лечение

Лечение дислексии, а также ОНР и ЗПР, подразумевает логопедические коррекционные работы. Данный метод является эффективным и направлен на исправление речевых патологий и неречевых процессов. Лечение дислексии также зависит от определённого вида заболевания.

  • При оптической форме болезни требуется работа над зрительно-пространственным представлением;
  • При тактильной необходимо работать над изучением и пониманием схем;
  • При мнестической форме нужно развивать речевую, слуховую и зрительную память.

Не пренебрегайте прочтением:

  • Лечение фонематического вида болезни требует корректировки произношения звуков, формирования представления о звуковом и буквенном составе слов.
  • При семантическом виде надо научить пациента грамматическим языковым нормам и развивать слоговой синтез.
  • Лечение аграмматического типа подразумевает проведение работы по созданию грамматических систем.

Для взрослых, болеющих дислексией, ОНР или ЗПР применяются иные методы корректировки, предполагаются расширенные занятия. Но по механизму они мало отличаются от занятия, которое проводится с детьми.

Упражнения

Лечение подразумевает проводить всевозможные упражнения, которые в будущем благополучно отражаются на психическом и умственном здоровье детей.

Зачеркнуть букву

Упражнение нужно проводить ежедневно. Дети должны в продолжение пяти минут зачёркивать определённые буквы. Например, гласную букву «А» зачеркнуть, а согласную букву «Б» обвести. Со временем можно дать задания с парными буквами. Через 2 месяца такие упражнения приведут к тому, что качество письма станет лучше, но это при условии, если делать их каждый день.

  • Интересно почитать:

Диктанты

Следующие упражнения предлагают ежедневно писать небольшие диктанты. Тексты по 200 символов не утомят детей, и при этом они будут делать меньше ошибок. В диктанте ошибки не исправляются, а просто помечаются на полях чёрной или синей ручкой, но только не красной. Затем необходимо дать тетрадь малышу, чтобы он нашёл собственные ошибки. Такие упражнения нацелены помочь избавиться от ошибок в словах и предложениях.

Тренировка артикуляции

Также стоит дать упражнения на медленное чтение с чёткой артикуляцией и переписыванием. Работая с ребёнком, вы обязаны дать почувствовать ему хоть малый успех, после огромного числа двоек на школьных занятиях. Не нужно требовать от него читать на скорость. Ребёнок и без этого испытывает огромный стресс при медленном чтении с акцентом и ошибками, а здесь ещё необходимо быстро читать на время. Как результат, может развиться невроз.

В целом, упражнения могут быть не объёмными, а качественными. Лучше написать и прочитать меньше, но сделав при этом минимум ошибок.

Обучение

Обучающие занятия с логопедом очень важны. Так лечение проходит быстрее и эффективнее. Специалист даёт задания в виде игры. Ребёнок должен найти конкретную букву в небольшом тексте или к большой печатной букве подставить маленькую письменную, может вырезать на бумаге буквы и прочитать некоторые сочетания букв. В процессе используется магнитная азбука для того чтобы складывать слова. Таким образом, можно научить малыша произносить конкретные звуки и слова.

  • Возьмите на заметку:

Тренировка проводится через многочисленное повторение слов, написанием диктанта, подборки словоформ.

Как научить читать

Ребёнок, приступающий к изучению чтения, воспринимает букву как сложную графическую деталь, которая не так проста по своему графическому содержанию. Буквы состоят из некоторых составляющих, по-разному находятся в пространстве. В ходе изучения оптического образа, проявляется способность запоминать и в дальнейшем воспроизводить слова. Но если ребёнок затрудняется в ходе чтения, стоит уделить ему больше внимания и разработать определённую схему лечения и корректировки чтения.

Самое главное начать проводить коррекцию речевого нарушения как можно раньше. В итоге можно рассчитывать на высокую эффективность касаемо ликвидации речевых патологий. В связи с этим, есть возможность предупредить появление нарушения чтения.

  • Советуем почитать:

И помните, чем раньше вы осуществите диагностику и проведёте коррекционную работу, тем легче будет адаптировать маленького человека к обществу и свести к минимуму неврозы и психологические проблемы.