Как изменить судьбу? жизненный сценарий личности. Как переписать свой жизненный сценарий

Задумывались ли вы о том, что многие события, происходящие в вашей жизни, счастье, успех, интересы и отношение к людям могут зависеть от ценностей, наставлений и запретов, переданных вам родителями и близкими людьми, и от ваших решений, принятых в детстве?

Это действительно так. Ребёнок пишет свой жизненный сценарий примерно до 7-и лет, а вся его последующая жизнь является воплощением этого сценария. В результате может получиться комедия, трагедия или мелодрама, а возможно даже «кино не для всех». Всё зависит от совокупности посланий.

Сегодня я расскажу о том, какими бывают жизненный сценарии, и как переписать свой жизненный сценарий, если он Вам не нравится!

ВЫИГРЫШНЫЙ СЦЕНАРИЙ

Сценарий может быть выигрышным в случае, когда жизнь главного героя состоит из циклов, в которых герой достигает своей цели, и это делает его счастливым. Например, Фёдор мечтал совершить кругосветное путешествие, и, осуществив мечту, чувствует удовлетворение. Выигрышный сценарий положительно влияет на жизнь человека и не требует корректировок.

ПРОИГРЫШНЫЙ СЦЕНАРИЙ

Сценарий считается проигрышным, если тот же Фёдор отправился в кругосветное путешествие, но пройдя пару-тройку километров, понял, что ему слишком давит на плечи рюкзак, мучает жажда, да и вообще он предпочёл бы смотреть на мир по системе «всё включено». В проигрышном сценарии герой никогда не достигает своей цели, или, достигая её, обычно чувствует себя несчастным.

БЕЗВЫИГРЫШНЫЙ СЦЕНАРИЙ

Третий вид жизненных сценариев - безвыигрышный. Здесь главный герой реализует свои мечты, планы, цели только частично, никогда не срывая «джек-пот». В таком сценарии Фёдор мечтает о большом путешествии, но боится рисковать, и поэтому вместо кругосветки раз в год отправляется на 2 недели в пансионат в Геленджике. То есть, Фёдор вроде бы и путешествует, но не совсем так, как хотел бы. В последствии, Фёдор может сожалеть, что так и не реализовал мечту всей жизни из-за своих опасений.

Если ваш жизненный сценарий безвыигрышный или проигрышный, вы устали от неудач и мечтаете достичь успеха, вам необходимо осознать все установки, которые мешают вам выигрывать.

Только осознав свой жизненный сценарий, его можно переписать!

Проанализировав, в каких сферах жизни «проигрываете», вы сможете перестроить своё поведение и начать побеждать.
Если всё так просто, спросите вы, почему бы не сделать это прямо сейчас?

Проблема в том, что большинство людей не осознают, что живут по сценарию, потому что на этапе его формирования, в детстве, могли принимать родительские установки без критики, не обдумывая. Так же могут забываться и собственные решения, которые приводили к определённым последствиям и установкам. Поэтому, для того, чтобы осознать и изменить жизненный сценарий, часто требуется специалист, который увидит и поможет вам проанализировать повторяющиеся закономерности в вашей жизни.

Однако, уже сейчас я дам инструмент - практическое задание, которое позволит вам увидеть свой сценарий.

В прошлой статье я говорила о том, как влияют на жизненный сценарий и давала инструкцию по выявлению разрушающих родительских посланий. Сейчас Вам понадобится перечень этих посланий для осознания Вашего жизненного сценария.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ:

1. Возьмите лист бумаги и ручку.
2. Вспомните значимые повторяющиеся ситуации из вашей жизни.
3. Подумайте, чем эти ситуации похожи, что может их объединять? Думайте именно о своих чувствах, мыслях и действиях в этих ситуациях.
4. Если вы выделили несколько типов похожих ситуаций, значит вы нашли несколько сюжетных линий.
5. Теперь направьте внимание на те линии, которые вы хотите изменить.
6. Рассмотрите каждый тип похожих ситуаций отдельно, сравнив их с записаными родительскими посланиями и вашими выводами из событий далёкого прошлого, которые могли привести к повторяющемуся циклу событий.
7. Теперь вы можете делать выбор осознанно и предотвращать повторение своих мыслей и действий, ведущих к проигрышу.

Помните, у каждого из нас сценарий уникален и у разных людей понятия о счастье и победе могут быть диаметрально противоположными, поэтому судить о том, какой ваш сценарий - проигрышный или выигрышный, можете только вы!

О написании игрового сценария часто говорят, что "написание - это переписывание". Вы иногда можете слышать об успешном фильме, основанном на сценарии, который написали за пару недель. Более типичный случай - это знаменитый фильм с Томом Хенксом "Изгой", работа над которым длилась 5 лет, сценарий был переписан 250 раз, прежде чем был доведен до совершенства и превратился в успешный фильм со множеством наград.

Кинематографисты должны принять тот факт, что чем больше они будут заниматься переписыванием сценария, тем лучше он будет становиться, - только если делать это правильно.

Если вы хотите сделать совершенным свой сценарий, написанный в первый раз, то вы никогда это не закончите. Как только вы обозначили действующие лица и сюжет истории, дальнейшие ваши коррективы будут только в деталях и мелочах. Это занимает от 2 до 4 недель. Если вы обнаружили, что потеряли нить и растеряны, то вы врядли сможете завершить работу с хорошим результатом. Попробуйте сделать шаг назад, прежде чем продолжать.

У вас в руках есть первый вариант вашего сценария? Поздравляю вас! Возьмите пару недель отдыха.

Серьезно! Вам нужно время, чтобы очистить разум и посмотреть после на вашу работу свежим взглядом, прежде чем начинать первое переписывание сценария.

Только если у вас нет помощника по написанию, настоятельно не рекомендую вам показывать ваш первый вариант кому бы то ни было. Найдется много опечаток и мелких недоработок, которые не понравятся читателю, не посвященному в творческий процесс. Вы можете приберечь их мнение на потом, когда уже переработаете сценарий до того уровня, на который вы способны.

Не показывайте ваши работы окружающим, пока не выполните некоторые шаги, приведенные ниже. А затем показывайте только тем, кто поймет, что это рабочий процесс. Скажите им, что это только первый вариант. Профессионалы так и делают. Прежде чем объявить о том, что у них на руках есть первый вариант сценария, они переписывают его множество раз.

Переписывание сценария

Переписывание сценарие само по себе уже искусство. При работе сценаристов над проектом это требует специальный склад ума и способностей. Это очень важная составляющая процесса кинопроизводства.

Большинство начинающих сценаристов представляют, что переписывание заключается в перечитывании сценария строчка за строчкой и исправлении грамматические ошибки и опечатки. После пары подобных прочитываний это их утомляет, а сценарий по-прежнему никуда не годится. Переписывание вашего сценария займет время, но вы можете выполнить это так быстро, как это возможно, и, что более важно, сумеете внести значительные исправления, если будете следовать некоторым советам.

Чтобы суметь повысить эффективность во время вашей работы над сценарием, нужны организованность и обзор картины в целом. Работайте над теми элементами, которые могут повлиять на наибольшую реструктуризацию сценария, и по нисходящей переходите к менее важным и глобальным деталям, на уделение внимания которых достаточно пары слов.

В любой момент можете взять перерыв в несколько дней, если чувствуете, что вам необходим отдых и свежий взгляд на вещи. Затем переписывайте сценарий так, как это делают профессионалы. Отметьте ряд шагов в вашей работе, каждый раз концентрируясь только на одном или двух элементах. Обратите внимание на каждый пункт приведенного ниже списка, и продумывайте эти пункты, проходя по сценарию каждый раз. Вероятно, прежде чем перейти к пункту 7, вы сделаете лишь некоторые заметки. Вам необходимо время, чтобы обдумать все и принять необходимые изменения.

  1. Является ли герой действительным героем , а злодей - настоящим злодеем ? Так ли это очевидно? Являются ли они действительно энергичными, умными и обворожительными персонажами, и достойны ли они друг друга? Осуществляет ли герой в конце настоящий подвиг или значимые действия? Вашему зрителю будет не интересна банальная мягкая концовка. Перепишите героев и злодеев, пока они не станут достойными восхищения.
  2. Является ли конфликт между героем и злодеем действительно впечатляющим и мощным? Имеются ввиду вопросы жизни и смерти, а не какие-то мелкие недоразумения. Они оба хотят что-то, нуждаются в чем-то, но не могут заполучить это одновременно. Перепишите это, пока ваш конфликт не затронет вас эмоционально.
  3. Являются ли действующие лица интересными, реальными, энергичными, правдивыми и последовательными? Final Draft позволяет вам сформировать отчет любого отдельного персонажа, увидеть список диалогов, где участвует лишь этот человек. Когда вы читаете диалоги с каждым персонажем вслух, действительно ли они правдоподобны и соответствуют тому, с кем и о чем они говорят? Отличается ли отдельный персонаж чем-то от остальных? Достаточно ли раскрывается сущность персонажа, чтобы читающий смог определить пол, уровень образования, социальный статус, где он вырос и примерный возраст человека, только на основании данного сценария? Перепишите диалоги, пока каждый ваш персонаж не станет уникальным и однозначным.
  4. Являются ли второстепенные персонажи такими же правдоподобными и уникальными в своем роде, как главный герой или злодей? Никогда не описывайте персонажей обобщенно. Вместо варианта МИЛИЦИОНЕР №1 лучше написать НИКОЛАЙ ИВАНОВ, 50-летний полный милиционер с двумя детьми, учащимися в университете, и у которого есть секрет, любовница. Все это вряд ли всплывает в вашей истории, но наличие подобных описаний личностей, даже второстепенных героев, сможет обогатить ваш рассказ и сделать диалоги и действия более правдивыми.
  5. Какова лучшая и наиболее запоминающаяся ваша сцена? А теперь какая сцена худшая ? Вырежьте ее. Если сцена скучна, то исправьте это или вовсе удалите ее, а то, что необходимо, поместите в другой сцене. Одна слабая сцена делает слабым и менее впечатляющим весь сценарий. Удалите слабое звено в цепи, и цепь становится сильнее. Когда текущая сцена исправлена, найдите следующую худшую сцену и поработайте над ней. Делайте это до тех пор, пока ваш рассказ не станет настолько емким, что удаление каких-либо сцен окажется невозможным.
  6. Каковы основные мотивы поведения различных ведущих персонажей? В общей сложности, мотивов должно быть 3 или более. Возможно, это вопросы власти, силы, жизни и смерти. Правдоподобно ли эти идеи раскрыты? Возникают ли конфликты при решении данных проблем?
  7. Теперь пройдитесь по тексту снова и перепишите сценарий первый раз , основываясь на заметках и записях, которые вы сделали до этого. Киноценарии - это детальный план для построения вашего кинопроекта. На этом этапе не стоит бояться существенно изменить ваш рассказ. Чтобы была возможность вернуться назад, сохраняйте предыдущие версии.
    ---
  8. Является ли ваша история в плане эмоций настоящими "американскими горками" от начала до конца? Просто, когда в сюжете страсти утихают, должно произойти что-то новое, чтобы снова возникла напряженность. Перепишите и переместите сцены так, чтобы не было безжизненных эпизодов.
  9. Соответствуют ли предложения темпу вашей истории, разная ли длина предложений? Для быстрых сцен предложения должны быть краткими и сбивчивыми. Для медленных действий - длинными и более содержательными.
  10. Удалите все прилагательные, наречия, предложения и параграфы, которые не являются абсолютно необходимыми. Вашей аудитории не удасться увидеть словесные картины, которые вы изображаете в своем тексте, поэтому ваша идея должна звучать как можно более компактной и емкой.
  11. Есть ли среди ваших персонажей те, кто находится постоянно под стрессом и им в каждой сцене что-то требуется ? Даже если персонажу нужен стакан воды, вы должны предоставить мотивы, какие-то действия и устремления. Продолжайте переписывать.
  12. Прочтите первое предложение на первой странице. Достаточно ли оно интересно, чтобы заставить вас продолжить чтение далее? Переписывайте, пока у вас не возникнет такое желание. Прочтите первую страницу. Достаточно ли она интересна, чтобы заставить вас перевернуть страницу? Продолжайте переписывать, пока не добьетесь этого. Если бы вы не были автором этого текста, заинтересовал бы он вас? Сравните ваш сценарий с вашими любимыми и лучшими сценариями, рассказами. На самом деле ли вам нужно это медленное вступление, или лучше перейти к первой большой захватывающей сцене, а медленную сцену поставить позже? Начинается ли ваша история и каждая сцена в ней в то самое время, которое вам кажется наилучшим? Завершается ли каждая сцена тем моментом, который предопределяет главную идею?
  13. Попробуйте поменять порядок слов в предложении, чтобы посмотреть, будет ли оно звучать лучше и более естественно. Зачитайте их вслух. В Final Draft есть опция зачитывания текста вслух. Голос механический и весьма плоский, но это то, что вам нужно. С хорошим озвучиванием ерундовый текст может хорошо зазвучать. Если ваш сценарий захватывающий, и диалоги, воспроизводимые компьютером, хорошо звучат, только вдумайтесь, как хорошо это может звучать, когда это зачитывают профессиональные актеры.
  14. Уберите ваши "детища" . Ваши любимые сцены и образы, которые вам безумно нравятся, вероятно, не подходят для вашего сценария. Часто первые образы, которые приходят на ум при формировании идеи к фильму, в результате оказываются неуместными в итоговом сценарии. Творцы часто защищают свои "детища" независимо от того, наскольно ужасны и неподходящие они на самом деле. Если сцена не является абсолютно обязательной, ее нужно убрать. Все профи знают, что любимые сцены обычно удаляются.
  15. Если ли места, где на протяжении 2 страниц не происходит ничего визуального ? Перепишите этот кусок, добейтесь, чтобы что-то происходило. Кино само по себе - это движение. После 2 минут просмотра разговаривающих лиц фильм наскучит зрителю, независимо от того, насколько интригующи диалоги. Представьте 14-летнего мальчика с синдромом дефицита внимательности. Если вы сумеете задержать его внимание на протяжении всего периода болтовни, значит у вас все хорошо. Подложите бомбу под стол, за которым герой беседует с Андре ("Мой обед с Андре"), и зрители не найдут себе места на своих креслах.
  16. Если один из героев говорит в диалоге более, чем 3 предложения, сокращайте текст. В реальной жизни никто не даст вам говорить так много, не прервав вас, либо не переключившись на что-то другое. Перепишите сценарий так, чтобы каждые несколько предложений было прерывание или параграф действий.
  17. Является ли начало вашего фильма самым интригующим началом из всего, что вы когда-либо видели? Проходит ли оно "попкорн" тест, когда зритель так взволнован начальными сценами, что забывает, что собирался выйти и купить себе попкорна, пока идут титры?
  18. Является ли концовка фильма логичным завершением истории? Не обязательно финал должен быть счастливым, но он должен быть четким и точным. Даже когда в фильме нет победителей, переписывайте сценарий до тех пор, пока не будет сомнений, где ваши герои оказываются, и какие события и дела ждут их. Что почувствует зритель, когда увидит ваш неожиданный конец? Вы - рассказчик. Вы должны контролировать ситуацию с вашими зрителями.
  19. Используете ли вы правильные слова, надлежащую грамматику и правописание ? Этот момент является менее важным, нежели сильная история, поэтому этот пункт указывается в конце списка, однако он также важен. Если в вашем тексте присутствуют слабые фразы, неточные формулировки, неподходящие конструкции, исправьте это. Позже вы можете привлечь друга, хорошо владеющего правилами правописания, чтобы он перепроверил вашу работу.
  20. Выполните исправления по всем остальным заметкам, которые у вас остались, и отложите на пару недель работу в сторону. Когда ваша голова освежится, вернитесь и заново прочтите свой сценарий. Начните с первого шага и снова проработайте все пункты. Перепивывайте, исправляйте все, что мешает зрителю полностью погрузиться в вашу историю.

Примите поздравления! Вы закончили с переписыванием, но это еще не все. Теперь у вас есть "первый вариант", который можно показать вашим наиболее заинтересованным друзьям-читателям, чтобы получить отзывы. Обсуждайте с ними по-одиночке, чтобы у вас была возможность обдумать, учесть все интересные предложения и переделать текст до того, как текст прочтет следующий критик.

Не оспаривайте никакие предложения, которые люди вам дают. На данном этапе не стоит пользоваться фразами типа "Да вы не поняли... Я пытался тут показать, что...". Если читатель не понял ваш замысел, значит, проблема в недостатке ясности описанной мысли, а не в читателе. Не оправдывайтесь, не извиняйтесь. Просто слушайте и делайте заметки, которые будете вносить в следующей версии сценария.

Если человек действительно хочет услышать ваше объяснение чего-то, дождитесь, когда все предложения и советы будут высказаны. Избегайте каких-либо действий, которые могут прервать поток идей со стороны критика и поменять их первоначальное впечатление.

Ведите себя вежливо, записывайте все, что они говорят, стимулируйте их к более подробным комментариям, добейтесь от них наиболее искреннего мнения. Затем уединитесь и тщательно обдумайте все, что было высказано, прежде чем у вас появится время ощутить собственный провал и осознать, что им не понравилось практически каждое слово в вашем сценарии.

По сути, если ваш читатель очень впечатлен, либо ему крайне не понравилась ваша работа, это хороший знак. Если их реакция слабая, значит, вы не смогли передать эмоции в должной мере, и это большой минус. Основное правило в кинопроизводстве - это то, что ваша сценарий должен быть впечатляющим, и в противном случае не ограничивайте количество и глубину исправлений в тексте. Найдите историю получше.

Сценарий готов

Если вы прошли все шаги переписывания сценария, получили отзывы ваших читателей, значит, ваш сценарий готов. Серьезно! Можете расслабиться.

Если вы получили отличные отзывы, то можете переходить к следующим шагам, превращая рассказ в отличное кино. Если отзывы не достаточно хороши, отложите сценарий в ящик, и возьмитесь за новые идеи.

Многие сценаристы застревают в своей работе, думая, что некоторые исправления в их посредственном сценарии смогут сделать его Отличным сценарием. Не попадайтесь в эту ловушку. Переходите к новому проекту. У вас есть масса отличных идей, готовых быть раскрытыми. Дайте шанс и им.

Практика доводит до совершенства

Некоторые сценарии просто не созданы, чтобы стать успешными, независимо от того, сколько усилий вы приложите в их переписывание.

Дов Сименс любит говорить: "Ваш первый сценарий - это чушь собачья! Любой первый сценарий - это чушь собачья!"

Он прав. Мы все обожаем наши первые творения, и мы не способны объективно оценивать его. Когда вы закончите писать свой первый рассказ, последуйте совету Дова и сожгите сценарий. В конце концов вы поймете, насколько ужасен он был, когда вы напишите пару новых работ, и когда у вас за плечами будет уже некоторый опыт. Хорошим кинематографистам присуща объективность в своей работе.

Сценаристы и писатели не начинают заявлять о себе и своих талантах, пока не напишут свою 5-ю или 6-ю работу. Переписывание улучшает сценарий, но лишь написание новых сценариев сделает вас профессионалом. Если сценарий, над которым вы закончили работать, не вызвал восторга у всех, кто его прочитал, просто отложите его в сторону.

Если вы не верите, отправьте ваш драгоценный сценарий на оценку профессиональному Голливудскому чтецу. Их вы можете найти в профессиональных журналах или на сайтах. Это будет стоить вам немалых денег, но вы получите настоящий, качественный и объективный отзыв от человека, прочитавшего тысячи сценариев, и знает, какой сценарий можно назвать Отличным.

Не пытайтесь сотрудничать с некоторыми персонами, предлагающими долгосрочные и дорогостоящие программы консультаций. Они будут уверять вас, что сценарий великолепен, за исключением некоторых нюансов, которые только они способны исправить.

Пройдут годы, десятки мелких нюансов будут исправляться, и уйма денег уйдет на переписывание, после чего вы все еще будете исправлять последние неточности. Вместо того, чтобы тратить годы на доработки, вы можете делать лишь одну вещь, которая сможет реально усовершенствовать ваши способности. Просто пишите новые сценарии.

Практика доводит до совершенства. Большинство сценаристов, пока не напишут несколько полноценных сценариев к художественным фильмам, либо равнозначных рассказов и коротких повестей, даже не пытаются заявить о себе и своих способностях.

Если вы все еще не верите, отправьте мне пару тысяч долларов, и я расскажу вам, насколько замечателен ваш сценарий, за исключением некоторых деталей, которые я могу поправить.

Правда ли, что наши судьбы предопределены кармой и мы не можем выйти за рамки родовых программ? Что делать, если вы чувствуете "груз прошлого" и понимаете, что живёте в рамках сценария, написанного не вами? Сегодня обсуждаем тему родительских установок и программ.

Обычно люди глубоко задумываются о жизни, когда их настигает какая-то серьезная проблема или потрясение. Тогда мы усиленно ищем ответы на вопросы «Почему так произошло?», анализируем своё поведение и пытаемся что-то изменить в ходе нашей жизни. Признаюсь, для меня таким испытанием стало длительное одиночество – я училась, строила карьеру, познавала мир, но мне не хватало надёжного плеча рядом. И именно тогда я начала всерьёз задумываться о том, почему так происходит. В этих поисках я серьёзно пересмотрела свои и добралась до родительских программ. Родительские программы не так-то просто и увидеть, особенно, когда воплощаешь их сам. Нужно посмотреть на себя как бы со стороны – как на постороннего человека, увидеть повторяющиеся фразы, действия, а затем связать это всё с действиями своих родственников предыдущих поколений. И затем может оказаться, что проблема одиночества – не твоя личная, а тянется в роду не одно поколение. Ну, и, конечно, следующие вопросы – почему так происходит? что к этому приводит? и как прервать эту закономерность? Впрочем, о женском одиночестве я подробно писала в предыдущих статьях ( и ) – сейчас же поговорим более подробно о том, как обнаружить в себе действующие родительские программы.

Родительские программы

Родительские программы – это, на самом деле, не всегда плохо. Условно родительские программы можно разделить на позитивные и негативные.

В семьях с негативными программами – множество проблем, которые передаются из поколения в поколение. Эти проблемы иногда называют «кармой», «злым роком», «плохой судьбой» - я же называю их негативными программами, которые активно действуют в рамках того или иного рода, живут и подпитываются негативной энергией. В чём отличие названий, если они означают одно и то же явление? А отличие в том, что когда человек говорит «эта судьба», «это мой крест», «это моя карма» и так далее в таком духе, - он как бы смиряется заранее с таким положением вещей, опускает заведома руки и даже не пытается что-то изменить, пересмотреть своё поведение или обнаружить корни своих проблем. Такое отношение к «своей плохой судьбе» только усиливает действие негативных и разрушительных программ, делает из человека безвольную марионетку, добавляет к имеющимся проблемам новые и закручивает в вихре негативных событий. В таких семьях поколениями живут одиночество, безбрачие, безденежье, неудачи, подлость, хитрость, обман, страхи и обиды. Члены таких семей вместо поддержки критикуют, обвиняют, подавляют, унижают, умышленно или нет причиняя друг другу страдания. Даже благие, на первый взгляд, намерения осуществляются жёсткими методами и имеют разрушительные последствия (например, уберечь детей от «ошибок»). Женщины в таких семьях часто оказываются бездетными и род просто вырождается – это следствие и итог действия негативных родительских программ: когда в роду слишком много зла – он просто самоликвидируется.

Позитивные родительские программы – это созидательные программы, направленные на процветание рода: достаток, благополучие, развитие, расширение рода, богатство. Такие семьи – жизнерадостные, оптимистически настроены, веселы. В их домах царит приятная атмосфера, они – гостеприимны и отзывчивы к другим людям. Люди в таких семьях нацелены на развитие, обучение, рост в карьере. У них как бы всё получается само собой – они положительно настроены и не зацикливаются проблемах и препятствиях. А если уж таковы встретились на их пути – то положительно настроенные люди сосредотачиваются на решении проблем, а не превращают их в непреодолимое препятствие и повод для бездействия. Неудачи воспринимаются как жизненный урок, пища для размышлений, из которых можно вынести важные выводы для дальнейшего движения. В таких семьях люди поддерживают друг друга, помогают раскрыть друг другу потенциал и двигаться к целям – без давления и лишнего назидательства.

Так почему мы повторяем судьбы наших матерей?

Этот вопрос беспокоит не одно поколение – так действительно: почему же так часто дочери повторяют судьбы своих матерей и проживают такие похожие жизни без мужей, или с мужьями, но алкоголиками/изменщиками/тиранами? Можно было бы сказать – всё дело в мужчинах: перевелись «нормальные»! Так нет же – есть и другие примеры: когда женщины проживают благополучные и счастливые жизни и подобно своим матерям, выбирают достойных мужчин в мужья. Так, наверное, всё-таки дело не в мужчинах, а в том, кого притягивает женщина в свою жизнь и как реагирует на действия и поведение?! То, что дна женщина готова прощать и терпеть всю жизнь, - другая сразу же отметет как недостойное, ненужное, не подходящее ей. И опять таки дело в установках: каким может быть мужчина; а каким – нет, что он должен делать, а чего не должен; что позволительно, а что – «уже совсем за гранью».

Мы идём по протоптанным тропинкам нашими матерями и повторяем их путь, наступая поколениями на одни и те же «грабли» – пока кто-то из женщин одного рода не додумается изменить своё поведение и изобрести новый вариант взаимодействия с мужчинами.

Мы повторяем судьбы наших матерей, потому что просто не умеем вести себя по-другому.

Нас не учили вести себя по-другому, а если и говорили – мы не слушали, а только наблюдали за живыми примерами перед глазами. Мало знать теоретически, что «нужно выбрать хорошего мужа», «нужно жить долго и счастливо», «нужно иметь голову на плечах» и т.д. – это всё общие фразы и пустые советы, которые лишены конкретного содержания и практической пользы. Ведь всем известно, что, например, «нужно себя правильно вести с мужчинами» - но, когда «дело доходит до дела», мы не знаем, как это делается, что значит «правильно» в каждом конкретном случае и как необходимо себя вести. Зато человек может повторить увиденные раньше действие, скопировать чьё-то поведение в подобной ситуации – и как раз здесь на автопилоте срабатывают родительские программы. Это своего рода стереотипные алгоритмы поведения, которые помогают человеку существовать без активного включения мозга – и многие из них очень даже полезные. Ведь те элементарные программы, которые мы переняли в детстве от своих родителей, помогают нам быть самостоятельными личностями, устанавливать социальные связи, поддерживать отношения, вести себя определённым образом с разными людьми – одним словом, жить в обществе. Если у родителей где-то произошёл «сбой программы» и они растеряли эти навыки – то и ребёнок соответственно не сможет перенять те программы, которые отсутствуют в родительском базовом наборе. Ему придётся вырабатывать и прокачивать их самостоятельно, но для начала – нужно осознать отсутствие тех или иных навыков, а не перекладывать ответственность за свои неудачи на других людей и «непреодолимые обстоятельства».

Есть у меня замечательная знакомая – умная, красивая, обеспеченная, самостоятельная, но совершенно несчастная в личной жизни. Годы идут, а она всё одна и одна. Но если посмотреть на её мать – то мы увидим ту же историю: отношения она построить ни с кем так и не смогла, раз за разом подпуская к себе недостойных кандидатов, ближе к 40 родила для себя дочь – и так они жили вдвоём. И зря мать надеялась, что дочь станет счастливее чем она, - невозможно передать положительный опыт создания семьи, если его нет. Таких примеров множество – дочь разведённой женщины разводиться со своим мужем, дочь жертвы непременно приносит себя в жертву и терпит все выходки горе-мужа, а дочь «сильной женщины» выходит замуж и начинает «тянуть на себе» всю семью… При чём многие женщины напрочь отрицают схожесть своей судьбы с материнской, восклицая «У меня так никогда не будет!», а если и осознают – то просто не знают, что делать с проблемами, которые так явно тянутся из прошлых поколений, закрывают на них глаза,живут по накатанной и передают дальше такой сценарий в наследство своим дочерям. Вот в чём парадокс – мы вроде бы свободные люди, не живём в закрытых каст, но часто продолжаем действовать в рамках одних и тех же семейных сценариев, повторяя одни и те же ошибки, совершая поразительно одинаковые поступки через поколения.

Так значит ли это, что наши судьбы предопределены и мы не можем выйти за рамки родовых сценариев? Что делать, если вы понимаете, что живёте в рамках сценария, написанного не вами? Возможно ли преодолеть зависимость от этих родовых сценариев?

Как обнаружить родительские программы?

Порой сложно обнаружить негативные программы в роду – но это возможно при условии внимательного изучения своего рода, особенно его тёмных страниц и забытых историй. Женщинам стоит обратить особое внимание именно на женские судьбы своего рода – при чём как со стороны матери, так и отца. Женщины склонны повторять именно женские судьбы – очень часто в семьях прослеживаются родовые сценарии: если женщина сама воспитывала детей или же всю жизнь терпела мужа-деспота – её дочь повторит такую же судьбу; если в роду были разводы – то они с большей вероятностью повторятся в следующих поколениях чем в семьях,где родители прожили вместе всю жизнь. И это далеко не мистика – всё дело в манере вести себя определённым выстраивать отношения с окружающими в соответствии с усвоенными в детстве установками: что «можно» делать, а чего - «нельзя»; как правильно поступать, а как неправильно; как «красиво» вести себя, а как – недопустимо. Эти представления, конечно, определяются не только родительскими программами – многие нормы поведения человек берёт на вооружение сам, заимствует у окружающих (друзей, знакомых) или копирует наиболее расхожие взгляды в обществе. Родительские программы определяют базовый уровень человека, его фундамент и исходные позиции – вот почему одним нужно учиться всю жизнь для того, чтобы выйти на тот уровень, который у других безусловно дан буквально «с молоком матери». В любом случае у каждого человека – свои вызовы и задачи для проработки, а поиск родительских программ – это один из путей наочно их увидеть.

Для того, чтобы обнаружить родительские программы, необходимо внимательно изучать свой род, проанализировать повторяющиеся сценарии и увидеть закономерности в разных, на первый взгляд, судьбах.

Вот примеры вопросов, которые помогут увидеть то, что сокрыто в глубинах семейной истории:

Установки про модели женского поведения и судьбы:

К какому роду я себя причисляю? с кем я чувствую большее родство – с папиным или с маминым родом? какими были женщины в этом роду?

Были ли счастливы женщины в моём роду? (записать имена тех, кто был счастлив и тех, кто нет) чем оно определялось и как проявлялось?

Есть ли в судьбах женщин моего рода похожие истории, повторяющиеся сценарии?

Есть ли в моей семье семейные истории, легенды, которые оказывают большое влияние на представления членов рода о самих себе?

Есть ли в нашей семье устойчивые самоопределения? (например, мы – оптимисты, мы – бизнесмены, мы – спортсмены)? какой оттенок имеют эти устойчивые самоопределения – позитивный или негативный? (например, негативные самоопределения: «мы – невезучие, нам всегда не везёт, у нас никогда ничего не получается, в нашей семье никогда не было счастливых/богатых/здоровых людей»; позитивные самоопределения: «в нашем роду всегда были красивые женщины», «в нашем роду всегда умели зарабатывать деньги», «в нашем роду есть в кого родиться крепким и здоровым», «в нашем роду всегда были образованные и умные люди» и т.д.)

Установки про успех:

Есть ли в моём роду успешные люди? в чём мои родные могут быть примером?

–были ли в моём роду образованные люди, которые добились успеха в карьере и обрели положение в обществе? в чём был секрет их успеха? как они себя вели? какими правилами руководствовались?

Установки про отношения с мужчинами:

Как вели себя женщины моего рода с мужчинами? какая модель женского поведения преобладала? насколько успешной она была?

Какими были отношения между супругами в моём роду?

Какими были мужья и жены в моём роду? кто из них может быть примером для подражания?

Было ли в моём роду у женщин то самое «женское счастье»? если да – что было его залогом, фундаментом (поведение, установки, ценности)? если нет – что этому помешало?

Ну, и, наконец, самый важный вопрос: какие из семейных установок продолжают жить во мне? какие мои действия приводят к повторению семейных сценариев?

Составьте генеалогическое дерево, чтобы наочно увидеть ветки своего рода и истории отдельных людей. Восстанавливайте недостающие знания, расспрашивая и совершая поиски отсутствующих членов рода в генеалогическом дереве. На помощь вам придут не только старожилы вашей семьи, а и архивы, ЗАГСы, краеведческие музеи.

Как переписать родительские программы

Во-первых, не нужно обижаться на свою семью и обвинять близких за то, что «они испортили вам жизнь» и передали в наследство багаж негативных установок (если вы их обнаружили).Первый шаг к избавлению от родительских программ – это взять полную ответственность за свою жизнь на себя. Никто не может изменить твою жизнь, кроме тебя самого: ни друзья, ни близкие, ни мама, ни папа. Твои проблемы – это только твои проблемы. И только ты в состоянии их решить. Именно в тот момент, когда ты освободишься от желания обвинять кого-то в своих проблемах – у тебя появиться шанс их преодолеть. По-другому - никак.

Повторюсь, родители не могут передать нам тот опыт, которого нет у них, который, в свою очередь, не передали им их родители. А вот если перестать обвинять своих родителей и прародителей, а проникнуться к ним сочувствием и состраданием – тогда вы увидите, что эти люди сами были лишены того, чего не дали вам. Если человек жесток к своему ребёнку – значит он сам познал в детстве жестокость; если он холоден и не проявляет к своему ребёнку любви – это потому что сам не получил этого и не научен любить по-настоящему; если человек критикует, унижает, самоутверждается за счёт других – значит именно так к нему относились в детстве и теперь только таким образом может почувствовать свою ценность, поставив себя на место сильного… На всё есть свои причины – и даже на то, почему человек рождается в определённой семье. Если нам дан в жизни тот или иной опыт – значит он нам нужен. Значит душа в этом воплощении выбрала именно тех людей и те отношения, в которых может «добрать» недостающий опыт.

Единственный вариант освобождения от обид – это прощение и примирение.

Кстати, отличным способом избавления от обид (в том числе от обид на родителей) являются терапевтические письма. Терапевтические письма – это когда вы берёте лист бумаги и пишите всё-всё, что хотели бы сказать определённому человеку: вопросы, обиды, претензии. Пишите до тех пор, пока у вас не закончатся слова. Пишите – даже если вам больно и неприятно: это замечательный способ освободиться от того, что мучает вас годами. Отправлять такие письма, конечно же, никому не нужно. А вот сжечь их вместе со своими обидами – это можно. Пишите определённому человеку столько писем сколько потребуется – до облегчения, примирения и принятия. Вы сами почувствуете, когда можно прекратить. Такие письма хороши тем, что они очень экологичны по отношению к другим – вы можете писать всё, чего не скажете близким.

Писать такие письма можно кому угодно – маме, папе, женщинам своего рода, преподавателям, коллегам, учителям, бывшим – всем, кто когда-либо заставил испытать сильные чувства.

В процессе письма вы можете осознать корни той ли иной проблемы, посмотреть на неё с другой стороны и, в идеале, испытать благодарность за полученный опыт. И реальные отношения с близкими чудесным образом наладятся.

Во-вторых, для того, чтобы переписать родительские программы – их нужно чётко увидеть и глубоко осознать их неблагоприятное действие для себя. Ведь даже если человек знает и видит, что он повторяет негативные сценарии, но не намерен их переписывать – он будет жить годами в их рамках и передаст эти установки дальше своим детям. Только осознание того, что «я заслуживаю лучшей жизни и могу жить по-другому», только настоящая решимость действовать, чтобы сломать негативный сценарий и попытаться создать новый – может смотивировать человека начать жить по-другому.

Ну и, наконец, в-третьих. Для того, чтобы выйти за рамки предписанных родовых программ, нужно быть максимально осознанным, наблюдательным по отношению к себе, терпеливым и настойчивым на выбранном пути. Ведь одно дело «знать» - совершенно другое дело «делать». Я скажу вам сразу, что это очень сложно – поменять своё поведение, отношение к людям (да и к себе!) только лишь из умозрительного желания и теоретических знаний. Хотя бы потому что у нас есть набор привычек и стандартных реакций на ту или иную ситуацию – нам достались в наследство от родителей даже привычка якобы вскрывать причинно-следственные связи и мы считаем, что знаем объяснения тех или иных явлений – хотя на самом деле за ними может стоять элементарная установка (типа установки «Кто тяжело и много работает – тот хорошо живёт», которая, на самом деле, далеко не всегда соответствует действительности). В идеале – для того, чтобы переписать негативные установки нужно иметь перед глазами другой образец: семьи с положительными программами (но и тут нужно быть крайне внимательным и наблюдательным – ведь часто за внешне привлекательной картинкой может скрываться крайне непривлекательное содержание)

Практики для работы с родительскими установками

Практика 1. Возьмите лист бумаги и ручку. В одной колонки напишите «Мои проблемы в жизни», во второй «Корни этих проблем в роду», в третьей – «Родительские установки». В первую колонку выпишите всё-всё, что вас тревожит – это может быть неумение зарабатывать деньги, выстраивать отношения, поддерживать отношения, проблемы с детьми, с работой, с жильём, со здоровьем и так далее. Во второй колонке выпишите все проблемы, связанные с вашей, которые присутствовали в вашей семье. А в третьей колонке постарайтесь вспомнить все-все установки и утверждения относительно вашей проблемы – даже самые нелепые и смешные. Для облегчения задачи распишите проблемы и установки по сферам – отношения, деньги, друзья, работа, отдых/досуг, отношение к себе, жизненные ценности и приоритеты, увлечения/хобби и т.д. Вы можете сами удивиться, какие установки живут в вашем сознании, а обнаружив – получите возможность их опровергнуть и преодолеть.

Например:

Мои проблемы в жизни Корни этих проблем в роду Родительские установки
Я не умею зарабатывать деньги Бедность в семье, отсутствие денег в двух поколениях. Отсутствие навыков зарабатывать деньги, обращаться с ними и правильно ими распоряжаться. «Хотеть зарабатывать деньги – это непорядочно и унизительно» «Деньги – это не самое главное в жизни», «Нужно всегда экономить», «Богатство портит человека», «Честным путём не разбогатеешь», «Тот, кто хочет заработать, - корыстный человек», «Бизнесмены – это торговцы и купцы, только и думающие о деньгах», «Деньги и богатство могут вызвать зависть, сглаз и порчу» и т.д.

Кстати говоря, не все проблемы в жизни могут иметь корни в роду и быть вызваны родительскими установками. Негативные установки могут быть усвоены не только из семьи – а навязаны телевидением, общественным мнением или отдельным человеком. В любом случае выписывайте их – важен не столько источник происхождения негативных установок, сколько их наличие и соответственно их переписывание и, по возможности, устранение.

Эти устойчивые словосочетания и утверждения, которые вам удалось выудить из подсознания, если вы серьёзно подошли к выполнению предыдущей практики, - можно и нужно переписать. Как это сделать? Сначала вам нужно убедить мозг в обратном – даже если вам навскидку кажется очевидной нежизнеспособность той или иной установки. Для того, чтобы мозг воспринял новую установку, нужно опровергнуть старую – при чём сделать это нужно понятным разуму путём: при помощи логических доводов и контраргументов.

Например:

Установка/программа Её логическое опровержение Как переписать на практике

(антиустановка)

Установка на бедность Это нормально, когда человек оценивает в денежном эквиваленте своё время, свои усилия и проделанную работу. Брать деньги за свою работу также нормально как отдавать деньги, получая взамен услуги и товары. Чем качественнее/уникальнее продукт/услугу ты предоставляешь – тем выше твоя стоимость на рынке.

То есть, необходимо определить свои сильные стороны, совершенствоваться как профессионалу, предоставлять качественные услуги, создавать интересные/востребованные товары - и не забывать о своих личных интересах.

Зарабатывать деньги – это хорошо, нормально, необходимо, в конце концов. Нормально брать плату за свои услуги и оценивать затраченные усилия (не нормально не работать" и не зарабатывать).

Богатство - это хорошо, прекрасно, замечательно.

Быть обеспеченным - это фундамент достойной жизни.

Переписывание негативных установок – это дело не одного дня. Это осознанная постоянная работа, в начале которой успехом уже можно считать, если вы начнёте замечать, когда действуете и говорите согласно родительских программ. В особо острых ситуациях задавайте себе вопрос – почему я испытываю ту или иную эмоцию? кто сказал, что я должен реагировать тем или иным образом на данную ситуацию? можно ли на эту ситуацию посмотреть с другой стороны и по-другому на неё реагировать? нужно ли тратить энергию и мысли на ту или иную ситуацию? почему меня это задевает? почему я веду себя тем или иным образом? зачем это мне?

Будьте внимательны к себе и своим мыслям, анализируйте свои слова и поступки, доверяйте внутреннему голосу и слушайте душу – и вам обязательно удастся избавить своё сознание от сорняков и прийти к гармоничному и осознанному существованию!

C пожеланием внутренней красоты,

Мир меняется непрерывно, ты тоже меняешься. Любой психолог успокоит тебя сравнениями с текучей рекой, растущим деревом и прочими. Он на пальцах объяснит тебе закон перемен и даст твердую уверенность – ты изменишься.

Я не психолог, а практик, поэтому скажу тебе горькую правду – не все меняется. Есть вещи базовые, а потому неизменные. Исключения, такие как пережитый концлагерь или клиническая смерть, двадцать лет отшельничества в горах или пятнадцать в тюрьме, действительно меняют людей полностью. Но ты же не собираешься умирать или становиться отшельником?

При каких обстоятельствах происходят изменения судьбы?

Обстоятельства могут быть какими угодно, но, по сути, варианта три:

Первый – человек переживает клиническую смерть. В его мозге происходят необратимые изменения – глубокая перестройка нейральных связей. Это физиология. Если брать духовный опыт – это опыт смерти/возрождения с возможным выходом за пределы сферы материального мира. Пережившие трансфизический опыт никогда не возвращаются к прежней жизни.

Второй – человек попадает в невыносимые для себя условия. Все его силы и способности мобилизуются для выживания. Если время пребывания в пограничных условиях продолжительно, картина мира необратимо меняется. Соответственно, происходит изменение судьбы.

Третий вариант – человек ценой невероятных усилий перелепливает свою жизнь или применяет специальные техники, основанные на недоступных общей массе знаниях.

Не стоит надеяться, что, пройдя какой-то курс или тренинг, ты это сделаешь – поменяешь ценности, перепрошьешь свои программы и тому подобное. Возможно, если действительно поработаешь, у тебя получится. Возможно – нет. Все зависит от твоей целеустремленности и содержания тренинга.

Большинство авторов в лучшем случае дадут тебе приемы, эмпирически собранные психологами и психоаналитиками, энелперами и дианетиками. Так как их работа ведется по принципу черного ящика и основана на предположениях, прострелит у тебя или нет – дело случая.

Честно говоря, и я сам с этого начинал, с соответствующей результативностью.

О психологических штампах

Школы позитивной психологии или НЛП-миксы, например достигаторы (Тимур Гагин), вообще берут в качестве рабочей модели одни качества и опускают другие как несущественные и вредные.

Чтобы не быть голословным, привожу слова тренера достигаторства Светланы Пожаровой: «Для любви как отношений подойдет одно универсальное правило: ты мне – я тебе. Ты мне быт – я тебе поддержку. Я тебе заботу – ты мне материальный достаток. Ты мне общность интересов – я тебе принятие твоих “тараканов”».

Вот так жестко и цинично. Ни о каком духовном росте, альтруизме и так далее речи не идет. И это школа мастера НЛП международной категории. Модели менее компетентных и талантливых людей даже рассматривать не хочется.

Про всевозможных фантазеров другого перекоса, например а-ля «Секрет», сведших Вселенную к гипермаркету, а любовь – к валюте, мы уже говорили. Если ты пропустил это, пожалуйста: «Работает ли "секрет притяжения "?», «Секрет притяжения – белые пятна », «Как нас обманывают психологи – страшная правда о визуализациях ».

Причины низкой эффективности психотехник

Причин низкой эффективности приемов, созданных для изменения жизни к лучшему и тем более изменения своей судьбы, много. Одного их перечня хватит на огромную статью, поэтому мы остановимся на двух важнейших.

Первая причина – слабая вовлеченность. Человек надеется получить новую жизнь арифметически. Я остаюсь таким же, и мир остается таким же, но прибавляется то-то и то-то, а другое отнимается.

Нам почему-то не приходит в голову, что человек, уже имеющий нужное нам материальное положение и/или психические характеристики, совсем другой. По-другому оценивает мир, людей, себя, имеет другие приоритеты, радости и слезы, другие неведомые нам страхи и огорчения.

Арифметический подход не прокатывает. Каждое развиваемое качество исподволь меняет все остальное. Отказ от чего-то делает то же самое. Неосознанно мы знаем об этом и боимся неизвестности. Никто и никогда тебе не скажет, что на самом деле ты получишь в итоге.

Вторая причина низкого КПД существующих техник – неправильно расставленные акценты. Ты убираешь плохое в пользу хорошего и слабое заменяешь сильным. Как ты уже понял, по Гагину это будет одно, у Козлова – другое, а у позитивных психологов с эзотерическим уклоном, например Свияша, – совершенно иное.

На самом же деле нет плохого и хорошего, слабого и сильного в тебе.

Все эти определения рождены сравнением с кем-то или еще хуже с абстрактным каталогом качеств. Тот, с кем ты сравниваешь себя, – изначально совершенно другой. У него отличный от тебя рисунок генов и лабиринт судьбы.

Принять кем-то придуманные идеалы, сравнивать себя с ними, а потом страдать от несоответствия им (когнитивный диссонанс) – вообще признак инфантильности и умственной несостоятельности. Однако даже на вид вполне взрослые дяди и тети находятся под пятой запущенных давно и запускаемых сейчас мемов и не рыпаются.

Все эти равнения на успех, лафстайл и прочие выверты – всего лишь тренды, присущие нашему времени. Всего лишь мемы. Вчера одни, сегодня другие, завтра третьи. Все зависит от векторов общественного развития. Надо укреплять общество – больше коллективизма и морали, надо разрушать – эгоизма и гедонизма.

Еще раз повторю – нет плохого и хорошего, слабого и сильного в тебе.

Есть качества, чему-то мешающие, например обучению, общественному признанию или общению с противоположным полом, и качества, помогающие этому. В других обстоятельствах осужденные тобой качества востребованы и даже необходимы для выживания.

Надо не заменять одно другим, а НАХОДИТЬ ПРОТИВОПОЛОЖНОЕ и УРАВНОВЕШИВАТЬ ПОЛУЧЕННОЕ. Таким образом происходят быстрые и ненасильственные изменения. Все видят результат, не замечая, какие рычаги и отвесы за ним стоят. Им этого и не нужно.

Главное понимать – все противоположности УЖЕ ЕСТЬ В ТЕБЕ, ничего принципиально нового ты не привьешь, это просто невозможно. Рыбы не скачут по деревьям, а кроты не парят в поднебесье. Из кувшина можно вылить только то, что в нем налито, и ни капли больше.

Системы координат

Отношение к жизни вообще можно уподобить фигурам в координатной сетке притязания – ответственность.

Притязания – сколько тебе надо от жизни.

Ответственность – кто отвечает за твою жизнь (в том числе счастье и успех).

Чтобы координатная сетка, в рамках которой фигурируют базовые психологические конструкты, стала совсем понятна, приведу примеры.

Получение материальных и прочих благ

Все люди в этом отношении делятся на несколько категорий:

  1. Те, кто идут и забирают блага; готовы жертвовать своими силами.
  2. Те, кто идут и ищут, у кого можно их отнять каким-то образом.
  3. Те, кто идут и ищут, у кого их можно выпросить.
  4. Те, кто надеются на авось и ждут, когда блага придут сами.

Соответственно, 1 и 2 расположатся в зеленом секторе ответственности, а 3 и 4 – в сером.

Одни, если есть минимум для выживания, предпочтут отдых работе. Другие не смогут довольствоваться этим минимумом и пойдут зарабатывать больше. Первые располагаются в сером секторе притязаний, вторые – в красном.

Если ты глубоко-глубоко проникнешься следующей мыслью, статья прочитана не зря.

Ты есть то, что можешь себе позволить!

Именно так и никак иначе.

Один может себе позволить жить в нищете и забываться в компании себе подобных за бутылкой, другой – нет.

Один может себе позволить ставить любого на место, другой – нет.

Один может претендовать на власть, другой – не может.

Психологи и коучеры обычно берут внешний вектор претензий и заставляют клиента работать именно с ним. Это очень тяжело и, как правило, дает короткоживущий результат.

Если отбросить наличие внутренних ограничивающих программ, то потому, что внутренний вектор не задействован.

Пролистни вверх и прочти о плохом и хорошем в тебе, о замене и акцентах. Уловил? Два вектора – два рычага. Начинаешь давить на один, не прикладывая сил ко второму, система накреняется, а потом приходит в равновесие. Обычно с побочным эффектом в виде депрессии и озлоблении на себя, психологов и весь мир.

Теперь рассмотрим матрицу притязания – ответственность подробней. Ты должен четко определить свое место в ней на данный момент.

Если отталкиваться от иллюзий – изменения будут иллюзорными.

Твое место в матрице

Матрица притязаний – ответственности в расширенном виде:

Прежде чем идти дальше, открою сразу неудобную для психологов и психотерапевтов тайну. Лет так эдак с 14-17, в зависимости от умственного развития и свойств нервной системы, наш базовый сценарий жизни уже закреплен. Разрушить его практически нереально и лучшее, что можно сделать, – косметический ремонт.

С 14-17 лет мы ничего не формируем и даже ничего не закрепляем – поздно! Все, что мы делаем, – осваиваем выбранное с рождения до 4-5 лет пространство.

Плохая новость

Хорошая новость

Успешным может быть каждый. Но не потому, что каждый может достигнуть всего. Кто так пишет, или лжец, или невежа. Все намного проще – меру успеха и что вообще им считать ты определяешь для себя сам.

От неуспешности и нереализованности страдают живущие по чужим лекалам.

Узнать, кто ты есть, проще простого. Для этого не нужно проходить тесты и медитировать. Достаточно честности.

Если объективности не хватает, можно использовать тест, взятый у Н. Козлова. (последний брал, вроде как, у М. Качалова). Хоть на него-то ответь, не кривя душой. Сначала ответь, а потом смотри результат. Записывай или помечай буквы – утверждения, с которым безоговорочно согласен.

А В наше время настоящая дружба встречается редко.
Б Я очень люблю Ее Величество ХАЛЯВУ.
А Я скорее погибну, но честь свою не уроню.
В Я готов делать неинтересную, но очень нужную для всех работу.
Г Стать богатым, сделав это своими руками, – вот самая прекрасная цель.
Б Я хотел бы попасть в авиакатастрофу, зная заранее, что останусь невредим.
В Если я получу большое наследство, то буду работать не меньше, чем сейчас.
Г Интересы моей любимой семьи – превыше всего.
В Я готов отдать свою левую руку, если это спасет жизнь сотне людей.
Г Я могу почти весь год копить деньги на классный отпуск.
А Я очень жалею всех бездомных животных.
Б Когда никто мне не помогает, я очень переживаю из-за этой несправедливости.
А Для меня самое главное в жизни - Свобода.
Б Я выбираю болеть за ту спортивную команду, которая обычно побеждает.
Г На тонущем «Титанике» я любой ценой попал бы в число спасшихся.
В Между достойным другом и недостойным братом, я выберу друга.

Расшифровка теста

Любой из этих представителей может быть ведомым или доминантом.

Основная часть здорового общества (около 80%) – потребители.

Матрица притязаний – ответственности (о которой мы сейчас поговорим) накладывается на матрицу благополучия – сценарий, закрепленный уже к 4-5 годам.

Эту матрицу мы обкатывали в статьях и тренингах. Синий сектор принадлежит психически здоровым счастливчикам, остальные секторы – всем остальным. Представителей синего сектора, как правило, 1-5%, в зависимости от формата общества.

Если у тебя возникло возмущение, читай статьи сайта, да и вообще материалы по психологии. Матрица показывает не то, что ты говоришь себе и другим. Она отражает позицию внутреннего ребенка.

Работать по этой матрице мы не будем, на то есть тренинги «Психодопинг » и «Рывок ».

Твои источники энергии

Сейчас много говорят об источниках энергии вдохновения и работы. Что только об этом не пишут, а по сути они целиком зависят от твоего места в приведенных матрицах.

Давай сразу условимся в понятиях. В психологии под источниками энергии понимают психические состояния, дающие мотивацию и влияющие на тонус. В этом ключе они и будут рассматриваться.

Сейчас модно рассуждать о ресурсных состояниях, давая этому термину совершенно разные и противоречивые определения. Сайты «про НЛП» и форумы пикапа, блоги психологов, саморазвивающихся юношей и просто любителей научить тому, о чем сами знают понаслышке. ?

Чтобы поднять тебе настроение, привожу пример одного из распространенных определений: «Ресурсное состояние (или – быть в ресурсе) – наличие физических, душевных и духовных сил, энергии для решения предстоящих задач». Как говорится, без комментариев!

Вспомни Хуана Матуса, он абсолютно правильно говорил, что для понимания чего бы то ни было требуется энергия сознания. Мало энергии – понимания не будет. Если перевести, это как мощность сигнала в нейросети и сложность нейральных связей, все становится ясным.

Для творчества энергии должно быть еще больше, если это творчество, а не его имитация.

Для решения задачек, подбрасываемых нам жизнью, требуется творчество и скорость. Мышления, принятия решения, отрывания своего зада для выполнения решения. Скорость – это энергия.

Изменить свою судьбу – это прежде всего энергетическая задача. Именно поэтому даже косметические изменения для большинства людей просто невозможны. Мы – каждый из нас – находятся на своем месте в матрице со всеми вытекающими в виде разделяемых иллюзий последствиями. Мы постоянно подпитываем свои сценарии через эмоции, мысли и поступки.

Сценарии требуют подтверждения, и мы их подтверждаем.

Подтверждение наших ценностей, стереотипов и комплексов требует энергии. Требует постоянно. Мы хотели бы изменить жизнь к лучшему, но на это просто нет сил. Ведь изменения требуют постоянства.

Утечки энергии

Когда мы находимся здесь и сейчас, наша энергетика стабильна. Иммунитет на максимуме. Хаотические токи не возбуждают мозг и нервную систему. Когда мы начинаем предаваться грезам наяву, мы включаем переживания. Частота колебаний сердца и биоэлектрики увеличивается. Появляются «белые шумы» в нейропередатчиках, надпочечники и прочее хозяйство выбрасывают гормоны, метаболизм меняется. Это физическая сторона. На уровне биоэнергетики мы начинаем строить фантом и усиленно накачивать его. Правда, чаще всего поддерживаем уже существующие – шаблоны. Если это переживания прошлого, именно туда и течет сила. Если переживания от несуществующих раздражителей, энергия просто рассеивается. Да и Бог бы с ней, но есть одно но…

Это энергия необходима как для поддержания физической формы (метаболизм и в частности регенерация), так и для внимания (способность конструировать из внешних сигналов образы мира и удерживать их) сознания. Сила нашей осознанности (от которой зависит полнота ощущения бытия) держится исключительно на энергии внимания.

А мы рассеиваем энергию и растим фантомы.

С точки зрения физики фантом – это участок самовозбуждений или пейсмейкер. Психология говорит о импринтах и сценариях, которые мы закрепляем стрессами любого рода. Последние – это просто отклонения от эмоциональной нормы. Говоря по-русски, мы способны запустить процесс, который сам себя питает. За наш счет, естественно. Встречаем сходный раздражитель и опять запускаем эту шарманку. Это обобщенная схема.

Источники ресурсов

Как ты догадался, речь пойдет не о еде, воде, кислороде и сне. Хотя последний попадает в сферу изменения судьбы, да только все, что связано с внутренними пространствами и психоэнергетикой, я рассматриваю в других разделах сайта.

Источником наших ресурсов являются состояния психики – страх, ярость, радость, смех.

Физиологически это определяется повышением и конфигурацией гормонального фона. В одних случаях выбросы адреналина, в других – норадреналина и серотонина и так далее. Рисунков биохимических коктейлей много, но сами они – следствие. Причина в сигналах нервной системы, а еще глубже – в алгоритмах работы разума.

О нем, а точнее его связи с нашим опытом мы и поговорим.

Цепочка повторений и поиск ресурсов

Ты озаботился изменением жизни – хочешь добиться всего и вся и по возможности очень быстро. Думаешь, дело только в «тараканах» в твоей голове. Вот возьму ментального дихлофоса, полью, они передохнут или разбегутся, вот тогда..! А что, собственно, тогда произойдет? Коллеги по работе сразу и скопом зауважают? Красавицы кинутся в объятия? Возьмешь джекпот по случайно купленному лотерейному билету? Что тогда?

Вот алгоритм будней: встал – собрался – поел – поехал на работу – отработал – приехал – отдохнул и поел – чуть развлекся – спать.

Могут быть нюансы, не спорю: общался с ребенком, выпил, побрехался с женой, посетил любовницу/ка, спорт или хобби, Дарова почитал опять же.

К чему это все? Не пытайся поймать меня в привычную колею. Я не про лафстайл и прелести фриланса говорю. Оставил эту тему молодым гуренышам Рунета. Наш разговор куда важнее и глубже. Речь идет о величине обода конкретно твоего беличьего колеса.

Стоп. Прочти еще раз. Мы сейчас поговорим о величине обода беличьего колеса твоей жизни. О его связи с ресурсами (состояниями сознания) и возможностью изменения судьбы. Возможностью столь грандиозной, сколь и простой.

Возможностью, о которой тебе не расскажут психологи, опирающиеся на штампы школ, подходов, иерархий.

Создавали прорывы такие, как Юнг или Бендлер. Удел прочих исследователей – застраивать коммуникациями, оставленные первопроходцами территории. Те же, с кем ты имеешь дело (психологи консультанты и коучеры), – этими коммуникациями пользуются. Чувствуешь разницу?

Посмотри на обобщенный таймлайн:

Горизонталь показывает время (t по оси x), вертикаль – яркость отпуска или иных незапланированных, но, безусловно, позитивных событий.

Не поленись, построй свой таймлайн ярких и счастливых моментов последних 3-5 лет, и ты выяснишь несколько печальных закономерностей:

  1. Всплески периодичны и стремятся к одному и тому же интервалу (поверь, это не от работы и климата зависит).
  2. Всплески стремятся к одной высоте по вертикали и с годами снижаются.
  3. С годами редеют.

Я хочу в ближайшее время дать совершенно новые инструменты убойной силы. Да вот загвоздка, воспользоваться ими смогут только хоть немного подготовленные читатели. Те, кто научился анализировать свою жизнь, используя предлагаемые мной статистические методы. Этот один из них.

Ты ищешь не просто острова приятных событий – ты, как кладоискатель, ищешь ресурсы. Не для того, чтобы вспомнить и поставить якорь или побаловаться прочими фишками НЛП. Ради этого я не стал бы огород городить и на 12 страниц Word раскатывать вводную.

Эта статья написана для практиков, которые все обдумают и в сухом остатке определят свое место в матрице притязания-ответственности, а также нарисуют таймлайн, потратив полчаса на приятные воспоминания. Для тех, кто подписался на рассылку и следит за анонсами, чтобы не пропустить следующую статью, в которой будут рассказаны законы, определяющие наше пространство свободы и что с этим можно сделать.

На этом круглюсь и желаю тебе хорошо и с пользой провести время!

С уважением и признательностью, Владимир Даров.

Итак, последнее слово дописано, точка поставлена - сценарий лежит перед вами. Конечно, вам хочется рассказать об успехе всему миру, вы уже готовитесь разослать подписанные копии всем из списка контактов, но позвольте дать вам короткий совет: не стоит. Все авторы знают, что писательский труд - это переписывание. Роберт Родат (Robert Rodat) создал 11 черновиков «Спасти рядового Райана», прежде чем показать его Paramount для первичного обсуждения. Известные авторы Джоан Дидион (Joan Didion) и Джонн Грегори Данн (John Gregory Dunne) 29 раз переписывали потрясающий «Близко к сердцу» с Мишель Пфайффер и Робертом Редфортом. М. Найт Шьямалан десять раз полностью переписал «Шестое чувство» (каждый раз начиная с чистого листа, вручную на листах блокнота). Даже романист Владимир Набоков утверждал: «Я переписал - может быть несколько раз - каждое слово из когда-либо опубликованных мной работ. Мои карандаши сильнее ластиков».

Для большинства профессионалов киноиндустрии самым серьезным поводом отказать в приеме сценария будут ваши слова: «Возможно, это еще стоит переписать, но что ты про это думаешь?». Конечно, чудеса случаются и история может быть спасена, изредка найдется действительно крепкая структура и живые персонажи, достигшие максимума своего драматического потенциала с первой попытки. Но это всего лишь исключение и еще одна причина для того, чтобы писатели развивали дисциплину, сглаживая углы и добиваясь совершенства.

Не имеет значения, сколько раз вы переписали каждую строчку в своем первом черновике. Неважно проводили ли вы чтения по ролям, удаляли ли лишнее, полируя все ваши диалоги. Кое на что вы закрыли глаза, приближаясь к завершению работы, не так ли? Не выброшены лишние сцены и не добавлены нужные, сюжетные «дыры» проигнорированы, диалоги оставлены неидеальными? Этот сценарий, которому потребовалось столько времени для рождения, все еще просто незаконченный первый черновик. Отправьте его сейчас и окажете величайшую медвежью услугу и себе, и своей истории. Второго шанса не будет.

Вместо этого отложите черновик на неделю - другую. Сходите в кино. Возьмите отпуск. Прочтите книгу. Влюбитесь. Займитесь всем тем, что вы отложили ради написания сценария. Вернитесь обновленным и проверьте: какие чувства текст вызывает у вас сейчас - с новой перспективы. Поставьте себя на позицию рецензентов. Их беспокоит только одно - будет сценарий замечательным или нет. Не хорошим. Не возможно хорошим, если его еще раз переписать. Это должен быть великий сценарий, или он не пройдет.

На самом деле, даже если это отличный сценарий, даже если его купят - ему все еще предстоит череда переписываний, часто еще и кем-то кроме вас. Но уже сейчас вы можете сделать так, чтобы количество правок было минимальным. Начните со структуры. Как хороший садовник, отбросьте сухие ростки и убедитесь, что уделили внимание всему важному, расставьте по местам все нужное. Вернитесь к началу, если вы находите свой финал не выдерживающим критики. Убедитесь, что конец соответствует ожиданиям зрителей, или найдите повод для несоответствия. Устраните «дыры» в сюжете, изучите визуальную или метафорическую ценность подтекста, услышьте каждую произнесенную вслух строку.

Диалоги всегда можно сократить, проходы и переходы между сценами - очистить, действия - выразить точнее. Есть ли у актеров физическая необходимость вести все эти бесконечные диалоги? Можно ли поместить сцены в более интересные локации? Не будет ли трудно смотреть фильм из-за идущих один за одним ночных эпизодов? Не слишком ли затянуты сцены от первого лица с главным героем? Будьте хладнокровны и расчетливы, устраняя лишние камеры, сцены или действия актеров. Сделайте сценарий чистым и удобным для чтения.

Теперь, держа это напутствие в уме, прочтите наши 10 способов переписывания сценария.

1. Если конфликт персонажей кажется слабым…

Проследите за главным героем и его оппонентом. Посмотрите на их взаимодействие, реакции и разнящееся поведение. Проверьте, что повествование о них соответствует сюжетной линии, что каждый играет свою роль и находится в постоянном конфликте с другим. Всем ли ясны их ставки? Растут ли ставки со временем? Достаточно ли они высоки? Каждый ли из них упорно достигает своей цели? Ясны и убедительны ли их мотивы? Насколько они правдоподобны и интересны как противники? Есть ли у них необходимые навыки и правдоподобные ограничения? Почему нам не все равно кто из них победит, а кто проиграет?

2. Если главный герой кажется скучным…

Достаточно ли сильная у него мотивация? Есть ли у него убедительные личные проблемы (предыстория) в дополнение к основной теме повествования? (Подумайте о сильной второстепенной линии). Есть ли читаемый подтекст в том, что персонаж говорит и делает, поддерживает ли он загадку и интерес к герою, заставляет ли нас сопереживать ему?


3. Если история постоянно кажется плоской…

Слишком много повествования будет замедлять историю. Вырежьте все, что написано для создания настроения или описания окружения, если это может быть выражено в действии. Отбросьте диалог, если нужную информацию можно донести с помощью поступка, а не рассказать. При этом сильные диалоги могут спасти даже катастрофически слабые эпизоды. Динамика сцены должна быть такой, чтобы актеры могли импровизировать диалог, если вы его им не напишите. Ну и, наконец, прислушайтесь к себе: не вызывают ли некоторые сцены ощущения, что мы это уже где-то видели?

4. Если в сюжет невозможно поверить…

Действуют ли герои в соответствии с тем, кто они есть или кем хотят казаться? Существуют ли спецэффекты, соответствующие тону повествования? Есть ли достоверные причины и следствия развития сцены? Перепроверьте, что воспоминания, сны, склейки и/или повествование используются именно в качестве выразительного инструмента - не стали ли они просто «костылями» для разваливающейся истории? (Подсказка: если вам нужны подобные приемы для рассказа вашей истории, поищите «дырку» в своем сюжете).


5. Если диалоги звучат заезжено…

Проверьте, что у каждого персонажа свой голос. Не «застряли» ли герои, разглагольствуя об увиденном или собственной истории? Попробуйте передать переживания персонажей и их историю в действиях. Героя легче выразить через его поведение. Ну и, наконец, не придется ли зрителю «выпытывать» историю из ваших персонажей? Есть ли у них, что рассказать?

6. Если сцены и персонажи кажутся скучными…

Можете ли вы удалить часть сцен или объединить несколько героев в одного? Получилось ли наделить второстепенных персонажей собственным голосом? Не затянуты ли сцены? Чем экономнее сцена, тем меньше déjà vu - «я это уже где-то видел или слышал» - будет в ней.

7. Если сценарий кажется переполненным разговорами…

Как много слов можно выбросить из каждой сцены или из каждого обмена репликами? (Подсказка: выбросьте так много, как сможете, не лишая сцену смысла). Реакция актера - например, приподнятая бровь - часто может заменить диалог. И потом, если героиня ставит на стол стакан воды, неужели ей действительно нужно говорить: «Вот твоя вода»?!

8. Если вы не устояли перед соблазном поруководить прямо на страницах…

Убедитесь, что указания камере необходимы, а описания сцен не включают точные описания гардероба и декораций (для этого есть настоящие профессионалы). Вы уверены, что все вводные указания для актеров необходимы? Если да, то ваша сцена написана недостаточно понятно.

9. Если сценарий слишком длинный…

Вам нужны все эти дополнительные истории? Не появились ли повторы? Не появился ли еще один персонаж с той же целью, что и предыдущий? Вы удалили указания для камеры, музыкальные сигналы и другие элементы, отвлекающие от драматических событий истории? Самые впечатляющие сценарии содержали по 100 - 130 страниц (что превратилось примерно в 1 минуту экранного времени на страницу). Ваш может быть длиннее или короче, если его размер может оправдать его качество.

10. Если сценарий слишком короткий…

Ваша история или ее герои, может быть, недостаточно проработаны? Поможет ли второстепенная история, например, рассказывающая больше подробностей о личных взаимоотношениях главного героя? Может быть, вы перестарались с переписыванием, выплеснув ребенка вместе с грязной водой? Убедитесь, что вы не пожертвовали сложностью персонажа, личными мотивами и яркими увлекательными сценами ради скорости развития сюжета.

Когда закончите с этим, соберите впечатления от пары близких друзей (друзей, а не коллег - писателей, которые могут быть ревнивы или хотеть стать соавторами). Выслушайте их. Это не означает, что вы должны с ними соглашаться. Если они полюбят вашу историю, если им не захочется поменять ни единого слова - отполируйте ее еще один раз, пока вы не сможете сказать: «Этот сценарий уже не будет лучше, он может стать только другим». И вот тогда остановитесь.