Почему не нужно торопить физическое развитие ребенка. Воспитание детей: превращение непоседливого упрямца в послушного и дисциплинированного ребенка

Признается 35-летняя Лика. Ее это смущает, но выхода из ситуации она не видит. У Лики трое детей - 11 и 6 лет, а младшему 3 года. Она, конечно, знает, почему торопит их: этого требует ускоряющийся темп жизни и страх, что их опередят другие, если она позволит себе (и им) хотя бы ненадолго притормозить... «И все же я не могу избавиться от ощущения, что есть в этом бешеном ритме что-то неправильное, а средний ребенок - самый медлительный - просто откровенно страдает». Такая картина знакома многим: на детей давят взрослые, а на тех - установки общества, заставляющего жить на максимальных оборотах и показывать наивысшие результаты. «Надо признать, что современная жизнь не принимает во внимание наши естественные ритмы, - говорит детский психолог Галина Цукерман. - От этого страдают и взрослые, и дети, просто у детей меньше возможностей отстаивать собственный темп». Причины, по которым родители вынуждены торопиться, очевидны: они заботятся о детях (что занимает много времени), работают (зачастую оба), ежедневно тратят по два-три часа на дорогу, соглашаются на сверхурочные часы… К тому же многие из них пытаются решить все проблемы сразу - отводя сына в первый класс, они уже думают об институте и армии. И было бы несправедливо обвинять их в этом! «Но это не значит, что мы можем все свалить на общество, оправдывая себя тем, что у нас нет пространства для маневра», - считает Галина Цукерман. Все успеть все равно невозможно, поэтому, продолжает психолог, «важно научиться не жадничать и уметь отказаться от того, что ни нам, ни детям сейчас не по силам». А для этого нужно осознать, что можно снизить темп жизни собственных детей, притормозив в тех повседневных мелочах, на которые мы можем повлиять.

«НАЙТИ ХОТЯ БЫ НЕСКОЛЬКО ЧАСОВ ДЛЯ «МЕДЛЕННЫХ» ЗАНЯТИЙ: ПРОГУЛЯТЬСЯ В ПАРКЕ, ВМЕСТЕ ПОЧИТАТЬ ИЛИ ПОСЛУШАТЬ МУЗЫКУ»

Страх пустоты... и будущего

Александру 42 года. Он развелся год назад и теперь видит своего 9-летнего сына Арсения раз в неделю. «Мне бы хотелось бывать у него чаще, но это невозможно - дорога в одну сторону занимает больше полутора часов. А если я приезжаю к нему после работы, он уже ложится спать, и я могу поучаствовать только в чистке зубов… Обычно все наши любимые занятия мы оставляем на субботу, но и она превращается в сущий кошмар - хочется же все успеть!» Так что ребенок вынужден приспосабливаться к ритму и давлению не только в школе. Ведь родители, чувствуя себя виноватыми в том, что не видят своих детей в будни, в выходные хотят наверстать упущенное… «Между тем именно в эти дни следовало бы не только не спешить, но и всерьез прислушаться к потребностям и желаниям ребенка», - говорит психолог Беатрис Коппер-Руайе (Beatrice CopperRoyer). Для этого взрослым придется внутренне смириться с тем, что невозможно успеть все, считает Галина Цукерман: «Существует несбывшееся: то, чего очень хотелось (и даже был шанс) получить, но не было времени. Это в равной степени относится и к тому, что родители хотят для себя, и к тому, что они хотят для своих детей. Принять эту данность проще, если мы ясно понимаем, что важнее мне (и моему ребенку) сейчас; что доставляет нам обоим наибольшее удовольствие; что точнее соответствует моим (а также его) ценностям. Но для этого нужно хорошо знать и себя, и своих детей».

А как быть, если ребенок не успел сделать даже уроки ? «Надо просто помочь ему доделать хотя бы часть заданий и объяснить учителю в вежливой записке, почему так получилось», - советует психолог. Если же подобная ситуация повторяется каждый день, возможно, ребенок просто не в состоянии справиться с нагрузкой. И может быть, ему стоит сменить школу, чтобы вся жизнь не превратилась в сплошные домашние задания. «Спросите себя: может быть, вы пытаетесь научить его тому, в чем сами не сильны? - предлагает Галина Цукерман. - Сыну не хватает усидчивости - но и отцу она не свойственна; дочь невнимательна, однако и мать часто забывает важные мелочи. В этом случае лучше обратиться за помощью к психологу».

Зачастую от детей требуют, чтобы те двигались быстрее, только ради синхронности: «мы единое целое, у нас общая жизнь, мы живем в одном ритме». Эта (часто бессознательная) установка мешает увидеть и учесть индивидуальные особенности детей. «Родители жалуются, что приходится все время бежать, но поскольку такой образ жизни ими принимается и признается условием успеха, они не могут не навязывать его своим детям», - объясняет Беатрис Коппер-Руайе. Постоянно пребывая в стрессе, они сами становятся источником стресса: родители боятся пустоты собственной жизни и начинают отчаянно вкладываться в будущее детей, превращаясь из матери и отца в коучей.

Школьники и биоритмы

В 1950-х годах немецкий педиатр Теодор Хелльбрюгге (Theodor Hellbrugge) и его коллеги описали биопсихологические ритмы детей в соответствии с их возрастом, развитием и окружением. До этого наука не проявляла интереса к детству и его особенностям, а детей считали взрослыми в миниатюре (в нашей стране первым не согласился с таким подходом педиатр Георгий Сперанский). Благодаря исследованиям Теодора Хелльбрюгге стало понятно, что в начальных классах учебная деятельность эффективна около трех с половиной часов в день. А в средней школе она возрастает до четырех с половиной часов. «Есть два пика активности школьников: утренний (в 9–10 часов) и дневной - он приходится примерно на 16 часов, - поясняет Галина Цукерман. - Но неизбежны и индивидуальные вариации - плюс-минус час. На первом и четвертом уроке часть детей находится на пике формы, а часть не слишком работоспособна. Опытные учителя знают, что наилучшие результаты класс показывает на втором-третьем уроке, и именно на это время планируют самые трудные и ответственные занятия».

Больше доверять

«Активные, быстрые дети в школе имеют преимущество: они могут первыми ответить на вопрос, проявить себя и получить поощрение, - продолжает Галина Цукерман. - А медлительный ребенок проигрывает уже потому, что его труднее заметить. Но это не значит, что он хуже соображает или не такой творческий - он просто другими темпами приходит к своим результатам». Отец и мать в этом отношении солидарны со школой, поскольку видят в скорости и активности преимущества для взрослой жизни. «Мечтательный, задумчивый ребенок их беспокоит, - замечает детский психоаналитик Кристиан Флавиньи (Christian Flavigny) . - Особенно если они зациклены на школьных успехах и сводят образование к сумме навыков, которые отчасти вытесняют процесс созревания личности».

«Обычно дети справляются с достаточно высоким темпом, но при условии, что все, что они делают, они делают с удовольствием. Хорошая школа, пара кружков (что-то для души, что-то для тела): для большинства такая нагрузка необременительна, - говорит Галина Цукерман. - А гиперактивным детям даже полезны нагрузки. Они не могут долго усидеть на месте, постоянно двигаются и переходят от одного занятия к другому, поэтому лучше, если весь их день заполнен до предела, чтобы они к вечеру просто падали с ног. Но в любом случае стоит находить хотя бы несколько часов в неделю для нарочито медленных занятий. Можно, к примеру, прогуляться в парке, разглядывая всякие мелочи - жучков, кору деревьев, прожилки листьев... Но если не получится - не настаивайте, попробуйте что-то другое: вместе почитайте или послушайте музыку».

Если мы вовремя не увидим, что ребенок перегружен, он может сообщить нам об этом в самой неожиданной форме. «Мне всегда казалось, что моя 9-летняя дочь всем довольна, - рассказывает 39-летняя Валентина. - Она никогда не возражала ни против музыкальной школы, ни против бассейна и театральной студии. И уроки английского ее воодушевляли… Но когда перед самым днем рождения она сообщила мне, что мечтает получить в подарок «хотя бы один день, когда можно вообще ничего не делать», я сначала оторопела, а потом подумала: как же тяжело ей было все это время!» «Чтобы этого не произошло, все занятия стоит планировать вместе с ребенком, даже с 3–4-летним, - советует Галина Цукерман. - Не навязывать ему то, что нам нравится, а предлагать, давать возможность пробовать и принимать решение».

Здравый смысл и игра

Что происходит с детьми, которых подгоняют годами? «У них вырабатывается нечувствительность к тому, что им говорят, или накапливается очень сильная обида», - уверена Галина Цукерман. Некоторые дети становятся беспокойными, быстрее устают. Другие стремятся изо всех сил угодить родителям и, если не получается, живут с ощущением «я плохой». А кто-то совсем ничего не хочет. Все это - проявления несформированности их собственного «Я», считает Кристиан Флавиньи: «Постоянно подгоняя детей, мы приучаем их действовать автоматически, причем не только физически, но и умственно, вместо того чтобы мыслить, вырабатывать понятия, свои представления о жизни». А для этого необходимо тратить время на игры. «Родители не дают ребенку играть, мотивируя это, например, тем, что в 10 лет играть уже поздно, - продолжает Галина Цукерман. - Но игра - это то, что создает сам ребенок. Недоигравшие дети ограничены в творческих возможностях, им сложнее мечтать и видеть перспективу. Чем полноценнее игра в 5–10 лет, тем лучше в 15 лет у них выстроено представление о том, какими они хотят быть». Позволяя ребенку играть, как ему нравится, мы даем ему доступ к миру символов, к способности отделять реальное от воображаемого. Он получает разнообразные впечатления, которые помогут ему проверить на практике самого себя, равно как и окружающих, и тем самым продвинуться в понимании мира и самопознании.

Не торопите ребенка взрослеть, дайте ему наиграться, осознать свои переживания, придумать что-нибудь новое. «Кроме игры есть и другие важные вещи, которые каждый человек (и ребенок не исключение) должен делать в своем темпе. Например, спокойно и с удовольствием завтракать, неторопливо одеваться», - говорит Галина Цукерман. Позволяя ребенку жить в своем ритме, мы показываем, что уважаем его именно таким, какой он есть, и радуемся тому, что ему уже удалось достичь - любыми темпами. Возможно, его неторопливость кажется нам тихой забастовкой, но она вполне может стать для нас хорошим уроком. Как говорил писатель Андрей Синявский: «Хорошо, когда опаздываешь, немного замедлить шаг…»

Об этом

«Курс эффективного родителя» Томас Гордон Если мы всерьез стремимся понять, чего нашим детям хочется на самом деле, и привести наши планы в соответствие с их потребностями, нам предстоит освоить искусство конструктивного взаимодействия с собственными детьми, воспользовавшись проверенным методом всемирно известного педагога и психолога Томаса Гордона (Ломоносовъ, 2010).

Алла (Крым): Только что пришла с родительского собрания. Моего сына-первокашку очень хвалили, какой он умный, НО ОЧЕНЬ медлительный — пока он 1 страницу прописи напишет, другие уже напишут три. Как мне помочь ему развиться, чтоб он легче переключался и делал задания быстрее? Стараюсь по-разному к нему подходить. И дисциплиной (сразу в слезы и истерики), и вознаграждениями (ненадолго помогло). Что делать?

Отвечает Виктория Винникова, учитель математики:

Здравствуйте, Алла. Ваши тревоги понятны. Первый класс — это всегда испытание для родителей и детей. Успехи ребенка — болезненный вопрос для родителей. Каждому хочется, чтобы его ребенок хорошо учился и все успевал. А тут на него жалуются. Хотя одновременно признают, что ребенок умный, усидчивый, одно плохо — медлительный. Не успевает за всеми в классе. Что делать? Как ему помочь?

В самом начале обучения у детей формируются базовые навыки и умения. Найти правильный подход к ребенку – задача ключевой важности, чтобы простимулировать его желание учиться, а не отбить его неправильными действиями. Попробуем ответить на ваши вопросы с помощью системно-векторной психологии Юрия Бурлана.

Медлительность как особенность психики

Очевидно, что у всех детей разная скорость усвоения материала, и это нормально. Системно-векторная психология Юрия Бурлана помогает объективно увидеть особенности разных детей и понять, в каком подходе они нуждаются для наилучшего развития.

Согласно СВП есть люди с особым складом психики, им характерно особое мышление — аналитическое. Они очень любят во всем разобраться, чтобы понять до самого конца. Для них спешка равнозначна ошибке. А ошибаться они не любят, наоборот, хотят сделать все чисто и правильно.

Такие дети пока не разложат у себя в голове все по мысленным полочкам, не могут воспринять информацию. Все знания должны быть уже на входе систематизированы и отнесены к определенному классу. Естественно, это требует времени. Таким образом, их медлительность — это обратная сторона их аналитического мышления и стремления к качественному выполнению любой работы. Такими особенностями обладают 20% людей. Системно-векторная психология Юрия Бурлана определяет их как представителей анального вектора.

Каждый вектор – это группа желаний. Желания заданы нам не просто так, а для выполнения определенной роли в обществе. В развитом состоянии люди с анальным вектором — это крупные ученые, врачи, учителя. Ведь именно для этих профессий необходима феноменальная память, умение систематизировать и анализировать огромные объемы информации. И с огромным удовольствием ваш ребенок начинает оттачивать свои свойства в школе. Он очень любит учиться и получает наслаждение от аккуратно выполненной работы.

Является ли скорость выполнения преимуществом?

В противоположность таким ученикам есть другие дети с кожным вектором. Они, наоборот, очень подвижны, сообразительны, быстро схватывают информацию, но не запоминают ее надолго. О таких говорят: «В одно ухо влетело — в другое вылетело». Таких шустрых ребят также сложно учить, ведь им не хватает той самой усидчивости, которая есть у вашего сына.

Как поощрять медлительного ребенка?

Системно-векторная психология Юрия Бурлана точно показывает, что, исходя из разного устройства психического, к таким детям нужен . Кожные дети хорошо воспринимают дисциплину и ограничения. А дети с анальным вектором – похвалу и поощрение. Вы же пытались применить к своему ребенку дисциплину и ограничение, тогда как он к ним просто невосприимчив.

Так что ваша задача — хвалить его за качество и чистоту, за аккуратность и умение разобраться во всех деталях того, что он делает. То есть за те сильные стороны, которые в нем есть от природы и требуют развития. Вы просто увидите, как ваш ребенок будет наполняться радостью. Дайте ему чуть больше времени. Ведь сейчас он отрабатывает базовые навыки. А вы поощряете его за точность и правильность. Найдите нужные слова, чаще говорите ему о том, что он умница и молодец, все так красиво и правильно сделал. Уверяем вас, он получит от этого двойное удовольствие. А когда навык будет освоен, он сможет выполнять задания в нормальном темпе. В скором времени вы будете гордиться успехами сына, а учитель будет ставить его в пример.

Надо просто соединить внутренние и внешние силы. Не позволять внешним силам входить в противоречие с внутренним укладом психики вашего ребенка. Пусть он сам про себя знает, что да, он чуточку медлительный. Но зато он делает правильно и качественно. Если его торопят, он должен уже и сам за себя постоять. Иметь в своем запасе эти аргументы, которые ему озвучивает мама.

Для ребенка с анальным вектором мама имеет особенное значение . От ее мнения зависит все его поведение. Он не очень решителен и зависит от того, что скажет мама. Она для него святая, ее слово – высшая ценность. Ваше понимание особенностей его психики и верный подход к нему необходимы для сохранения чувства безопасности и защищенности – базового чувства, необходимого ребенку для развития.

Надо ли торопить медлительного ребенка?

Требовать от такого ребенка скорости в корне неверно. Вы не получите ни скорости, ни качества. Даже если он будет стараться, у него это не будет получаться. У него другой ритм работы – спокойный, вдумчивый, размеренный. Подгоняя, вы сбиваете его из этого ритма и вместо ускорения получаете ступор – он просто не способен действовать в некомфортных для него условиях спешки, у него буквально парализует мыслительную деятельность. В итоге он замедляется еще больше!

Исключением могут быть только дети, обладающие одновременно и кожным, и анальным вектором. Но подгоняя такого ребенка, вы будете стимулировать его кожный вектор, анальный же вектор не будет в этот момент развиваться, а потом у вас будут уже жалобы на неусидчивость ребенка и неспособность соблюдать порядок.

Так что в вашем случае учиться надо медленно и верно. Правильность и аккуратность — вот ваши союзники. А скорость всегда будет в ущерб качеству. Вы должны знать об этом сами и донести эту информацию до близких людей. Учителя также должны это знать.

Медлительный ребенок. Разговор с учителем

Вам необходимо занять позицию своего ребенка. И обязательно поговорить учителем. Подсказать преподавателю, что вашего сына надо хвалить за качество, аккуратность и точность. И, главное, не торопить, тогда он все освоит и не будет застревать. Делать из него спринтера ни в коем случае нельзя, это приведет к снижению качества и обидам. В итоге вместо отличника будет расти критикан и упрямец, в худшем случае он может и вовсе потерять интерес к учебе.

Разговаривайте с педагогом спокойно, вы оба хотите блага для ребенка. Ведь у учителя много детей в классе. А каждый родитель хочет индивидуального подхода. Но сотрудничество с родителями, которые знают особенности своего ребенка, помогает учителю. Тут важно искать взаимодействие, а не виноватых.

Одновременно четко покажите учителю вашу позицию, что вы на стороне ребенка и понимаете особенности его психики. И не будете вместе с учительницей переделывать его под общие стандарты.

Используя знания системно-векторной психологии Юрия Бурлана, родители и педагоги легко адаптируются под любые особенности ребенка, помогая им развить то лучшее, что в них заложено.

На тренинге Юрия Бурлана родители начинают понимать своего ребенка всем сердцем, а этого достаточно, чтобы вырастить из него творческую гармоничную личность, радостно с ним взаимодействовать и помогать преодолевать трудности в учебе.

Подробнее узнать о вашем золотом ребенке вы можете уже на бесплатных онлайн-лекциях Юрия Бурлана: http://www.yburlan.ru/training/registration-deti

Статья написана с использованием материалов тренингов по системно-векторной психологии Юрия Бурлана

В семейном кругу, у песочницы, в ясельной раздевалке «сравнительный анализ» чужих и собственных детей идет полным ходом. «Как странно, что твоя Лиза в год еще не ходит. А ведь ее двоюродная сестрa вовсю топала в 10-месячном возрасте!»; «Вам не кажется, что для двухлетнего ребенка Артем говорит просто фантастически? Даже не верится, что он младше Полины!»; «Все мои внуки в 2 годика уже ходили только на горшок. На вашем месте я бы спросила у педиатра, почему Маша отстает»... Едва став родителями, мы тут же начинаем усиленно высматривать в детях признаки опережающего развития и приходим в полный ужас, если обнаруживается малейшее отставание от статистической «нормы».

Идеала нет

Психологи и педиатры едины во мнении, что забота о строгом соответствии графикам и нормам развития все глубже внедряется в умы современных родителей. Они получают массу информации о так называемых «нормальных» этапах детского развития и тут же начинают сравнивать. Хотя ни один ребенок в точности не соответствует стандартной модели, описываемой статистикой. Графики, на которых представлены этапы овладения разнообразными навыками и умениями, усреднены. Никогда не следует забывать, что каждый ребенок, как и каждый родитель, абсолютно уникален!

И в самом деле, стоит ли объявлять в семье чрезвычайное положение, если ребенок медлит с тем, чтобы начать ходить, или не кушает ложечкой в полтора года?
Уже лет 20 как известно, что все новорожденные начинают приобретать разнообразные навыки с самых первых часов жизни. Ведь способности у каждого младенца совершенно исключительные! К тому же существует невероятное разнообразие вариантов развития в зависимости от каждого конкретного ребенка. Рамки понятия «нормы» в отношении ходьбы, речи, опрятности, чтения и т. д. существенно расширились. Например, сегодня в европейских странах считается нормальным, если ребенок окончательно отказывается от подгузников в промежутке между 2 и 6 годами, а начинает читать между 4 и 9. Так что, если ребенок не готов приступить к чтению в 5 лет, в этом нет ничего «ненормального» и не надо заставлять его перескакивать через необходимые ему этапы развития, коль скоро ему еще требуется некоторое время, чтобы овладеть этим навыком.

Изменилось понятие о продолжительности периода, за который должны случиться все «эпохальные» события в жизни ребенка. Утверждение, что все решается в возрасте 3−6 лет, неверно, так как в детском развитии существуют так называемые периоды «наверстывания», и дети уже в подростковом возрасте вполне могут нагнать то, что они «проскочили» в детстве. Если ребенок испытывает определенное затруднение в 7 лет, это совершенно не означает, что у него всю жизнь будут какие-то проблемы. Ребенок вполне способен, если его поддержат близкие люди, вновь войти в гармоничный ритм развития.

Только 5% детей статистика считает по-настоящему одаренными.
Этот термин означает, что коэффициент интеллектуального развития у таких детей выше, чем средний показатель их сверстников. Только тесты IQ, проведенные профессиональными психологами, могут подтвердить или опровергнуть гипотезу о сверходаренности.
Многие родители мечтают, чтобы их отпрыск оказался сверхвыдающимся.
Но тут есть риски:

  1. Проблемы со школьной программой – всего 30% сверходаренных детей учатся блестяще.
  2. Возможное неприятие со стороны сверстников − ведь их интересы очень различны.

Бесполезное беспокойство

Что спорить, сегодня мы живем в довольно безжалостном мире. Конкуренция жестока, и у современных родителей есть достаточно оснований, чтобы утверждать: на дистанции, ведущей к успеху, удачнее стартует тот ребенок, который имеет некую фору по сравнению с другими. Ведь в глубине души они желают, чтобы их ребенок раскрыл весь свой потенциал. Действительно, каждый из нас хочет, чтобы его ребенок стал лучшим, самым красивым, сильным и умным. Было бы странно, если бы мы об этом не мечтали! Но... Нельзя забывать, что между реальным и воображаемым ребенком непременно есть разница. Стремления родителей далеко не всегда совпадают с реальными детскими возможностями. Именно эта маленькая нестыковка и рождает такие большие тревоги.

Взглянуть со всех сторон

Любой родитель знает, что ребенка воспитывать трудно. Вот почему малейшее отставание от средней скорости развития вызывает у нас тревогу. Часто мамы упрекают себя: «Это из-за меня дочка не говорит так же хорошо, как другие дети, потому что я вышла на работу и не уделяю ей должного внимания».

Специалисты считают, что мы бы беспокоились гораздо меньше, если бы помнили, что новые достижения наших детей не происходят во всех областях одновременно. Малыш, занятый освоением приемов ходьбы, просто не может интенсивно сконцентрироваться на развитии речи. Ребенок, который вкладывает всю свою энергию в то, чтобы решить проблему хождения на горшок, будет уделять меньше внимания рисованию. Известный американский педиатр Т. Берри Бразелтон утверждает: освоение детьми новых навыков идет неравномерно, за периодами продвижения вперед следуют паузы, во время которых родителям может показаться, что ребенок остановился и даже отступил назад в своем развитии. А на самом деле он просто готовится к новому «броску» , и это может потребовать нескольких месяцев усилий и концентрации. Мы, взрослые, привыкли ориентироваться только на конечный результат, а ведь и эти «периоды покоя» очень необходимы нашим детям: от них зависит гармоничность развития малышей.

Все в комплексе

Каждая особенность развития ребенка должна рассматриваться в контексте его семейных обстоятельств. Какая-то нестандартная ситуация: рождение младшего братика, переезд, развод родителей, болезнь − может замедлить продвижение вперед и даже на некоторое время повернуть события вспять.

В конечном итоге важно оценивать детское развитие в целом, обращать внимание не только на его ритм, но и на все его области − интеллектуальную, чувственную, эмоциональную. Чтобы добиться профессионального успеха и стать всесторонне развитой личностью, гармония эмоций нужна не меньше, чем всем известный IQ − интеллектуальный коэффициент. Общительный, довольный собой, обладающий чувством юмора и окруженный друзьями ребенок так же хорошо «стартует» в жизни, как и тот, кто с 5 лет умеет читать. Если малыш до школы предпочитает играть, а не считать или писать, это не значит, что у него меньше шансов на школьный успех.

Воспитание детей никогда не было делом легким. Потому что любой ребенок, хоть и маленький, но уже самостоятельный человечек. Он обладает своими индивидуальными чертами и особенностями. Родителям же в первую очередь хочется, чтобы детки слушались, выполняли указания, лишний раз не бегали, не прыгали, не ныли и много еще всяких «не…».

Попытки сделать ребенка послушным не приводят к положительному результату, . В некоторых тонкостях правильного общения с детьми мы сейчас и разберемся, чтобы из сорванцов, которые всегда ведут себя неугомонно, при этом упрямятся и частенько обижаются, научиться воспитанию детей дисциплинированных, способных на кропотливый труд и одновременно быстрое мышление.

Воспитание детей: штрихи к портрету

Он не любит сидеть на месте, обожает подвижные игры. Покричать, пошуметь, побегать и попрыгать – самые приятные занятия. Может быть усидчивым, но заставить заниматься кропотливым трудом почти невозможно. В этом случае, как правило, отлично действует поощрение. Торгуется в награде за выполнение просьбы.

Заслышав родительское указание, упирается, как упрямый бычок, и не сдвинется с места, пока не добьется за послушание маленького приза. Порой бывает послушным, стремясь помочь любимой маме, и расцветает, услышав в свой адрес похвалу. На невыполненное родителями общение дует губы; обделенный вниманием или подарками, сильно обижается.

Ссоры с родителями приводят к агрессивному поведению. Бросить в сердцах об пол игрушку или пойти и отыграться на соседской кошке ? Степень агрессии зависит от того, насколько глубоко закрепилась обида.

Воспитание детей, обладающих таким характером, задача на первый взгляд сложная. Но разобравшись во всех тонкостях, мы легко сделаем ее простой, а ребенка счастливым.

Воспитание детей: торопить нельзя подождать

Один из ключевых моментов, с которого начинаются все конфликты, это родительская привычка торопить ребенка, когда он выполняет какое-либо задание.

Убирай игрушки быстрее, мы уходим! Иди, одевайся.

Хватить ковыряться в тарелке, тебе пора уроки делать!

Ну что ты так долго обуваешься, опаздываем ведь…

Казалось бы, такой шустрый ребенок, как ваш, должен и со всем остальным справляться быстро. Но не тут-то было. Вместо этого он начинает спешить, суетиться и, понимая, что ни с чем не справляется, бросает дело на полпути, обидевшись на вас непонятно за что.

На самом деле очень понятно. Такой ребенок обладает двумя типами психики одновременно. Это быстрый кожный вектор и неторопливый анальный вектор. Их свойства совершенно не похожи одно на другое, поэтому возникает сильная путаница в поведении.

Кожный вектор проявляется в ребенке желанием к движению, повышенной активности. Это он не дает ему спокойно усидеть на месте. Анальный вектор наоборот склонен к медленному и тщательному выполнению дел, спокойным сидячим играм.

Ребенок только с кожным вектором подходит к делам с позиции быстроты выполнения и не обращает внимания на качество. Анальный вектор требует от своего обладателя тщательности в выполнении дела.

И если оба типа психики присутствуют в одном ребенке, родителям нужно понять, что когда они дают ему задание, то обязательно необходимо дать ребенку время на его выполнение.

Поэтому, торопить, дорогие родители, нельзя! Подождать пока ваш малыш выполнит одно поручение и только затем обращаться к нему со следующей просьбой, можно. Даже если просьба касается мелочи, не спешите ставить перед ребенком несколько задач одновременно. Иначе внутренняя спешка кожного вектора начнет тормозить свойства анального типа психики, которые могут справляться с заданиями только если человека не торопят.

Воспитание детей: плохие качества, развитые родителями

Человек с анальным вектором при правильном развитии вырастает перфекционистом, любое дело доводит до конца и без единой помарки. Способен он на это естественно только в том случае, если его никто в шею не гонит, а еще в детстве ему позволили спокойно совершенствовать свои свойства.

Защитные функции анального вектора – это ступор и упрямство. Они и гарантируют выполнение любого дела на отлично или невыполнение его вообще, то есть вводят человека в ступор, если его слишком сильно торопят. И задание, таким образом, остается невыполненным, потому что у него полностью пропадает желание что-либо делать. Вместо этого ребенок начинает упрямиться, потому что «быстрее» он просто не умеет.

Но раз наш ребенок обладает и неслабым желанием двигаться, значит, это значительно уменьшает его усидчивость и желание кропотливо трудиться над уроками, например. А частое поторапливание малыша и вовсе сводит к минимуму его природную усидчивость. В этом случае родители могут совершенно не догадываться, что их ребенок вообще способен много времени посвятить одному делу.

В итоге одно из главных качеств анального вектора, перфекционизм, в ребенке совершенно не развивается, а вместо него растет и крепнет на глазах упрямство. Упрямство неразлучно с обидами. Они зарождаются в ответ на все то же неправильное обращение.

Воспитание детей: чудесное превращение

Чтобы ребенок рос без обид и гармонично развивался во всех своих свойствах, нужно правильно ставить перед ним задачи и учитывать особенности обоих векторов.

Кожный вектор требует подвижности, у него логический склад ума. Интересы такого ребенка колеблются от всевозможных активных занятий, которые включают в себя любые виды спорта, до упражнений в быстроте ума, решения логических задач, нахождение интересных путей. Кожный ребенок на это отлично способен, потому что одна из его главных природных особенностей – поиск наиболее выгодных тропинок.

Таким образом, мы видим, что и , нужно лишь правильно подобрать занятие. А свойства анального вектора прибавляют ему еще больше усидчивости и умения анализировать задачи.

Главное в этот момент не срывать ребенка с места и не переключать его внимание на что-то другое. Потому что любящие новизну его кожные свойства тут же увлекаются новым, а старое оказывается забыто.

Старайтесь подбирать для ребенка игры и задания разной направленности, чтобы оба его вектора могли проявить себя. А поощрением будет, во-первых, похвала (она отлично стимулирует анальный вектор) и что-либо материальное (для кожного вектора).

Анальный вектор, если с ребенком обращаются соответственно его свойствам, делает малыша послушным и готовым выполнять поручения по первому требованию родителей.

Кожный вектор подталкивает к действию осознание выгоды, которую он получит, и дисциплина, к которой тем же способом и необходимо приучать. Не обязательно сулить только поощрения, необходимо использовать ограничения на игры, развлечения и так далее.

Если вы сумели разобраться с анальным упрямством, значит уже на полпути к послушанию. Ребенок не станет сопротивляться вашей просьбе просто так. А небольшой акцент на том, что впереди его ждет что-то желанное, прибавит скорости в выполнении дела.

Главная задача родителей в воспитании детей, которых можно охарактеризовать как послушных непосед (при правильном развитии, конечно) сделать так, чтобы в моменты стрессовых ситуаций, а их в жизни каждого человека всегда в избытке, они могли использовать свои врожденные свойства на благо, а не во вред себе.

Потому что обычная ситуация, в которую легко попадает анально-кожный человек, будь то взрослый иои ребенок – это ступор в моменты принятия быстрых решений и мельтешение и спешка в моменты, когда, наоборот, необходимо проявить усидчивость и делать все тщательно.

Чтобы этого не произошло, изучите сочетание кожного и анального вектора и развивайте ребенка гармонично в обоих направлениях.

Статья написана с использованием материалов тренингов по системно-векторной психологии Юрия Бурлана

Устоять перед этим сложно. Еще и потому, что малыш всем своим поведением демонстрирует горячее желание перемен. Но по-настоящему ребенок готов к новым навыкам лишь тогда, когда способен освоить их самостоятельно. Задача родителей - не помогать: чем позже (в разумных пределах) произойдет вертикальная нагрузка на позвоночник и ноги, тем лучше.

Стоит ли сажать ребенка?

Уже в 5–6 месяцев малыши могут какое-то время сидеть с опорой под спину - например, в коляске или шезлонге. Это даже скорее положение полулежа, при котором уменьшена нагрузка на мышцы спины и позвоночник. Но повторять то же самое, обложив ребенка подушками, не стоит - мягкие поверхности недостаточно поддерживают еще слабый позвоночник.

По нормативам сажать детей в стульчике или коляске стоит в возрасте шести месяцев. Если пытаться делать это раньше, можно навредить: давление на кости таза и позвоночника будет чрезмерно сильным и может вызвать искривление костей. Особенно это актуально для девочек: такие деформации таза могут в будущем осложнить роды.

Что касается с сидения без опоры под спиной, большинство детишек способно на это в 7 месяцев. Причем самостоятельно дети делают это не из положения лежа, как взрослые. Они садятся, либо постояв на четвереньках и присев, либо постояв в кроватке. В сидячем положении малыш быстро устает, ваша задача - помочь ему сменить положение тела на более удобное.

Полезно: для развития спины, рук, ног и ягодиц попробуйте упражнение "Тачка": приподнимите и поддерживайте лежащего на животе малыша под таз и колени, чтоб он, опираясь только на вытянутые руки, "шагал" ими вперед.

Когда можно ставить ребенка?

Где-то в 7 месяцев малыш впервые начинает вставать в кроватке. Сначала на минутку, потом все дольше и дольше. Усаживать ребенка обратно насильно, конечно, не получится, но и ставить его специально не стоит. Особенно это касается крупных малышей: чем больше вес, тем сильнее давление на кости ног.

Полезно: после того, как ребенок научился вставать (как правило, это происходит в кроватке), очень важно научить его опускаться обратно, передвигая ручки вниз по прутьям, сгибая коленки и становясь сначала на них, а потом садясь на попу. Самостоятельно освоить этот процесс малыш не сможет, и просто начнет плакать от усталости, а то и упадет назад и ударится.

Нужны ли ходунки?

Самый полезный и физиологичный процесс для ребенка 8–10 месяцев - это ползание. Не перегружая позвоночник, оно обеспечивает работу всем мышцам. Так что, чем больше и активней ребенок ползает, тем лучше.

Что касается хождения за ручки и тем более ходунков, педиатры в один голос называют их вредными. Вождение за руки перегружает опорно-двигательные аппарат, а ходунки нарушают понимание самого процесса ходьбы. Малыш не чувствует земли под ногами, не учится правильно ставить ступни, ведь в ходунках он отталкивается носочками, а не становится на всю стопу. Особенно это вредно для детей с повышенным тонусом нижних конечностей.

Полезно: когда малыш начинает активно перемещаться, держась за мебель, можно стимулировать самостоятельное хождение без поддержки. Но происходит это, как правило, ближе к 11–12 месяцам.