Показательное занятие по ознакомлению с окружающим. Ольга Дыбина - Занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе детского сада
Валентина Какоша
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Беседа о человеке»
Методическая разработка по ознакомлению с окружающим (подготовительная группа)
Конспект НОД по образовательной области «Познавательное развитие "
Какоша Валентина Валерьевна- воспитатель ГБОУ СОШ п. Просвет структурное подразделение «Детский сад «Росинка» .
Тема : «Беседа о человеке »
Задачи : Формировать у детей представление о себе, как о человеке ; о его отличительных особенностях; о половом различии. Развивать наблюдательность, уметь находить отличия от других людей. Воспитывать заботливое отношение друг к другу.
Оборудование : Мольберт; энциклопедия; плакат «Человек » ; картинки (растения, животные, человек ) для работы в паре; картинки для игры «Цепочка» (малыш- дошкольник- школьник- студент- взрослый человек- пожилой человек ); плакат или картинкии «Полезные и вредные продукты»
Ход : Дети проходят на ковер и встают в круг
Воспитатель : 1) Ребятки, посмотрите какое солнышко светит к нам в окна, давайте улыбнемся друг другу и подарим хорошее настроение.
Дети садятся на ковер.
Воспитатель загадывает загадки
1 Если б не было его, Не сказал бы ничего. (Язык)
2 На ночь два оконца сами закрываются, А с восходом солнца сами открываются (Глаза)
3Он бывает очень разным : добрым, вредным. Гордым, важным, длинным, маленьким, горбатым. Толстым, тонким, конопатым. (Нос)
4Два одинаковых столба идут по дороге, Мне никак без них нельзя- ведь это мои (Ноги)
5Нескучаюшки- подружкам днем и ночью вместе. Если делают ватрушки- обе будут в тесте. (Руки)
Стих «Пять маленьких братьев»
Пять пальцев на руке своей, Назвать по имени сумей. ПЕРВЫЙ палец- боковой- Называется БОЛЬШОЙ.
Палец ВТОРОЙ- указчик старательный, - Не зря называют его УКАЗАТЕЛЬНЫЙ. ТРЕТИЙ твой палец- как раз посредине, Поэтому СРЕДНИЙ дано ему имя. Палец ЧЕТВЕРТЫЙ зовут БЕЗЫМЯННЫЙ, Неповоротливый он и упрямый. Совсем как в семье, братец младший- любимец. По счету он ПЯТЫЙ, зовется МИЗИНЕЦ.
2) На мольберте нарисовать
Точка, точка, запятая. Вышла рожица кривая. Ручки, ножки, огуречик- Получился- человечек !
О ком сегодня пойдет разговор? Плакат «Человек »
- Человек- это живой организм , как растение, животное. Он умеет передвигаться, ходить, бегать, дышать, чувствовать (слышать, ощущать запах, боль, голод, окружающую температуру ). Для того, чтобы жить, он должен иметь органы и части тела целыми и нормально работающими. Энциклопедия Человек в отличии от растений и животных - существо разумное : он думает, говорит и действует осознанно . Человек – также как растения и животные нуждается в определенных условиях среды : воздухе, воде, пищи.
Игра «Найди отличия» проводится в паре. На столах картинки растение- животное, растение- человек , животное-человек . Нужно найти отличия между этими живыми существами.
3) Вы нашли сейчас отличия, а теперь скажите, чем же отличаются люди друг от друга? (рост, цвет волос, глаз, кожи, национальностью)
Игра «Как можно сказать?»
Если глаза голубые – голубоглазый, зеленые -зеленоглазый, карие- кариглазый, черные- черноглазый.
Если кожа белая- белокожий, желтая- желтокожий, черная- чернокожий.
Если маленький- лилипут, высокий- великан.
Если мальчик, а становится- мужчиной, девочка- женщиной.
Игра «Собери цепочку» -дети делятся на две команды, на двух столах лежат картинки (малыш (ка, дошкольник (ца, ученик (ца, студент (ка, мужчина- женщина, бабушка-дедушка) .
Каждая команда должна разложить картинки по порядку и потом определить свое место в этой цепочке.
4) У человека есть части тела , давайте правильно их назовем и покажем на себе.
Игра «Назови правильно» я буду называть части тела у животного, а вы у человека .
Пасть- рот шерсть- волосы лапы- руки клыки- зубы морда- лицо когти- ногти брюхо- живот.
Физминутка У меня есть голова, Направо- налево раз, два. Она сидит на крепкой шеи, повертели- повертели. Затем туловище идет- наклон назад, наклон вперед, Поворот, поворот! Умелые руки есть у всех вверх- вниз, вниз- вверх. Ноги нам нужны, чтобы бегать, Прыгать, приседать, стоять. Вот такое мое тело! С ним все сделаещь на пять!
5) - Чтобы наше тело было здоровым,что нужно делать для этого? (мыться, есть витамины)
Кто же наши враги (микробы) Картинки
Как с ними бороться?
Игра «Полезная –вредная еда» дети делятся на две команды,на столах картинки. Нужно положить в ряд полезные продукты питания и вредные для нашего организма.
Если плакат –найти полезные и вредные продукты питания.
Стих воспитатель читает, дети показывают на себе.
Есть на пальцах наших –ногти, На руках- запастья, локти. Темя,шея, плечи, грудь. И животик не забудь! Бедра, пятки, двое стоп, Голень и голеностоп. Есть колени и спина, Но она всего одна! Есть у нас на голове- уха два,
И мочки две. Брови, скулы, и виски, И глаза, что так близки. Щеки, нос и две ноздри, Губы, зубы посмотри, Подбородок под губой. Вот что значит мы с тобой!
6) Игра «Скажи ласково»
Нос- носик, глаз- глазик, рот- ротик и т. д
Итог О чем беседовали ?
Как нужно относиться к своему телу, что для этого делать?
Как относиться к окружающим тебя людям и живым существам?
| Занятия по ознакомлению с окружающим миром
Народная культура и традиции. Познавательное занятие «Эх, лапти мои, лапти липовые…» Программные педагогические задачи : формировать потребность в познании рукотворного мира ; совершенствовать знания о предметах народного быта (их цвете, форме, величине, материале, назначении, развивать связную речь. Планируемые результаты : проявляет познавательный интерес к...
Конспект НОД по ФЦКМ «Влияние семьи на становление личности ребенка» в подготовительной группе (национально-региональный компонент) Программные задачи : - приобщать детей к истокам осетинской народной культуры; - закреплять знания о быте, характере и традициях осетинского народа (предметы осетинского быта, трудолюбие и гостеприимство осетинского народа); - воспитывать...
Занятия по ознакомлению с окружающим миром - Конспект НОД по ознакомлению с пейзажной живописью «Зимний пейзаж» в средней группе
Публикация «Конспект НОД по ознакомлению с пейзажной живописью «Зимний пейзаж» в...» Задачи: Систематизировать и закреплять представления детей о сезонных изменениях в природе зимой, познакомить с пейзажной живописью; обратить внимание на красоту этого периода года; формировать обобщённые представления о признаках природных объектов и явлений, устанавливать...
Библиотека изображений «МААМ-картинки»
Цель: уточнить и расширить знания детей о труде помощника воспитателя. Задачи: * закрепить знания детей о предметах, необходимых для работы помощнику воспитателя; * воспитывать уважительное отношение к труду взрослых; * желание помогать взрослым и заботиться о них. Интеграция...
Мастер-класс по опытно-экспериментальной деятельности «Космические эксперименты» Мастер-класс «Космические эксперименты» не только перенесет всех участников в мир звезд и планет, но и познакомит с целым рядом серьезных понятий. Участники запомнят интересные факты о космосе и даже попробуют представить себя космонавтами! Подготовила: Никулина Светлана...
Конспект НОД по исследовательской экспериментальной деятельности «Лимон и его свойства» Конспект непосредственно образовательной деятельности Возрастная группа: подготовительная группа Тема НОД: «Лимон и его свойства». Цель: расширение представлений ребенка о растении – (лимон и его свойства) Задачи: 1. Развивать познавательную активность детей в процессе...
Занятия по ознакомлению с окружающим миром - Конспект занятия «Знакомство с соленым тестом» от 1 года до 3 лет
Занятия по лепке для детей от 1 года до 3 лет Во время лепки развиваются мелкая моторика пальцев рук, воображение, формируются навыки ручного труда, дети учатся координировать движения рук, приобретают сенсорный опыт – чувство пластики, формы, веса. Наиболее подходящими...
Задачи: Расширять знания детей о транспорте, учить называть средства передвижения одним словом. Подводить к пониманию, что относится к транспортным средствам. Материалы: Набор картинок " транспорт ", набор картинок "Игрушки" (кукла, Мишка, зайчик, котик. Содержание...
В пособии представлены планирование работы и конспекты занятий по ознакомлению с окружающим миром (предметным окружением и явлениями общественной жизни) детей 5–6 лет на год.
Книга адресована широкому кругу работников дошкольного образования, а также студентам педагогических колледжей и вузов.
Ольга Витальевна Дыбина - Занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе детского сада. Конспекты занятий 1
Ольга Витальевна Дыбина
Занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе детского сада. Конспекты занятий
Введение
Данное пособие поможет успешно организовать и провести работу по ознакомлению детей 5–6 лет с окружающим миром (предметным окружением и явлениями общественной жизни).
Для того чтобы педагогам было легче планировать работу по данному разделу программы, содержание работы представлено темами. Каждая тема раскрыта: предлагаются примерный ход занятия, игры-занятия или игры. Педагог может проявить при планировании занятий творчество, включить вариативные игровые, проблемные ситуации, что позволит сделать работу с детьми еще более успешной, значимой.
Изучение каждой темы может завершаться игровым заданием (ребусы, загадки, рисунки-отгадки и т. д.). Игровые задания представлены в рабочей тетради (Дыбина О.В. Я узнаю мир: Рабочая тетрадь для детей 5–6 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2009).
Особое внимание педагогам следует обратить на то, что при ознакомлении с окружающим миром нельзя:
– ограничиваться только монологом-рассказом о предметах, явлениях действительности – необходимо включать в занятия как можно больше действий (посидеть на стуле, диване, надеть одежду и походить в ней, пригласить маму, угостить бабушку и т. д.);
– перегружать детей большим количеством вопросов;
– сводить организацию работы с детьми только к форме познавательных занятий.
Ознакомление с окружающим миром необходимо осуществлять в соответствии с психологическими особенностями, выбирая адекватные формы, средства, методы и приемы взаимодействия, чтобы сделать данный процесс более доступным и результативным.
В старшей группе ознакомление с окружающим миром проводится и в форме игр-занятий, и в форме собственно дидактической игры, когда игровое правило регулирует действия и взаимоотношения детей, а правильное решение задач является достижением цели игры. При организации и проведении игр-занятий, дидактических игр важно создать атмосферу, позволяющую каждому ребенку реализовать свою активность по отношению к окружающему миру.
Дидактические игры могут использоваться как в совместной деятельности детей и взрослого, так и в самостоятельной деятельности дошкольников, а также для стимулирования активности детей в процессе познания окружающего мира.
В пособии представлен дополнительный материал: варианты игр-занятий, игр, упражнений, развлечений, предназначенных для использования в работе с детьми вне занятий, на прогулке.
Дарья Семенова
Занятие по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе
Тема : Ознакомление с материалом (деревом) .
Цель :
1. Развитие исследовательских умений.
2. Развитие эстетических чувств.
Задачи :
1. Познакомить со свойствами дерева.
2. Закрепить знания о свойствах металла, познакомить со свойствами
3. Упражнять в речедоказательстве.
4. Развивать у детей фантазию и творчество.
Словарь : плотник, столяр.
Оборудование : таз с водой, металлические предметы (гвоздь, ложка,
пластинка); деревянные предметы (карандаш, ложка, дощечка, заготовки для
лодок, для парусов – береста, бумага, палочки.
Ход занятия.
Воспитатель обращает внимание детей на стол, на котором лежат предметы :
гвоздь, металлическая пластинка, железная и деревянная ложки.
Игра «Что лишнее?»
Что из этих предметов лишнее?
(Заслушиваются ответы детей.)
А чем отличаются и чем похожи ложки?
Дети подходят к столу, рассматривают, трогают предметы. Затем заслушать
ответы детей (обе ложки гладкие на ощущение, издают звук при ударе (от
металлической - звонкий, от деревянной – глухой звук, твердые, не меняют
форму при простом взаимодействии с ними, металл более холодный, чем
А вы хотите узнать, чем еще отличаются они друг от друга? Давайте
проведем с ними опыт
На ваших столах стоят тазики с водой и ложки деревянная и железная.
Опустите обе ложки в воду и скажите, что с ними случилось?
Вместе с детьми делаем вывод : железная ложка утонула, а деревянная нет.
Значит, дерево легче воды, а металл – тяжелее.
А как вы думаете, что будет с ними, если мы их опустим в горячую воду?
В стакан с кипятком опускаются ложки. Из опыта видно - металлическая
ложка нагрелась, а деревянная – нет. Вывод : металл быстро и сильно
нагревается, а дерево – нет.
Сейчас мы с вами убедились в том, как похожи и как различны свойства
металла и дерева. -И вот вам ситуация : вы зашли в магазин и увидели две сковородки. Одна –
железная, черная, тяжелая, некрасивая. Другая – деревянная, легкая,
красивая.
Какую вы купите и почему? (ответы детей) .
(Купят железную, т. к. деревянную нельзя ставить на огонь – сгорит.)
Так чем еще отличается дерево от металла? (дерево горит, металл – нет)
Сейчас вы знаете, чем отличаются металл и дерево.
Назовите мне предметы из металла.
Назовите мне предметы из дерева.
А сейчас подумайте и назовите предметы, которые бывают и деревянными и
железными. (грабли, лопаты, колеса, ложки.)
Физкультминутка. «1,2,3,4,5 - будем прыгать и скакать»
Проблемный вопрос : Сейчас, зная свойства дерева, назовите для чего его
можно использовать?
Вы правильно сказали, для чего нужно дерево.
Посмотрите, какие прекрасные предметы сделаны из дерева руками
человека. (демонстрация слайдов с изображением предметов хохломы,
матрешек, скульптур, домов)
Это очень красиво и полезно для здоровья – жить в деревянных домах.
Кто знает, люди каких профессий работают с деревом?
Какие инструменты, предметы помогают им в работе?
Я вам тоже предлагаю сделать поделку из дерева. В младшую группу
подарили стол для игры с водой. Но у них нечем играть. Давайте сделаем им
лодки и подарим их малышам. (Дети подходят к заготовкам и делают лодки.)
Публикации по теме:
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе Конспект НОД по образовательной области «Познавательное развитие» в старшей группе. Какоша Валентина Валерьевна- воспитатель ГБОУ СОШ п.
НОД по ознакомлению с окружающим в старшей группе «Мы едем в зоопарк» Цель: обобщить и систематизировать представления детей о животных в нашей стране и других странах. Задачи: 1. воспитывать культуру поведения;.
Открытое интегрированное занятие в старшей группе по ознакомлению с окружающим «Поход в природу» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 14 «Ягодка» общеразвивающего вида Интегрированное занятие.
Программное содержание -Расширить представления детей об обитателях Чёрного моря. -Познакомить детей с ещё одним из обитателей подводного.
«Волшебная тарелка». НОД по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе Конспект НОД по ознакомлению с окружающим в старшей группе. «Волшебная тарелка» МБДОУ детский сад №1 «Чебурашка» филиал №2 Логопед: Н. Е.
Занятие по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Путешествие в космос» Занятие в старшей группе по ознакомлению с окружающем: Путешествие в космос Цель: Уточнить и закрепить знание детей о космосе и солнечной.
1 Занятие по ознакомлению с окружающим миром
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Семья - это счастье!»
Образовательная область: Социум
Раздел организованной учебной деятельности : Ознакомление с окружающим миром.
Тема: Семья - это счастье.
Цель: продолжать формировать у детей представление о семье и своём месте в ней.
Образовательная задача: учить детей называть членов своей семьи; знать, что в семье все заботятся и любят друг друга; понимать роль взрослого и ребёнка в семье.
Развивающая задача: Развивать познавательный интерес, логическое мышление.
Воспитательная задача: Воспитывать у ребёнка гордость за свою семью.
Используемый материал: картинки «солнышко» и «тучка» на каждого ребёнка, фото или иллюстрация мальчика.
Словарная работа: обязанности, член семьи.
Ход занятия:
Мотивационно-побудительный этап.
Круг радости:
«Собрались все дети в круг.
Я - твой друг и ты – мой друг.
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся».
Воспит-ль: Здравствуйте, какое у вас сегодня замечательное настроение! И я с удовольствием приглашаю вас в гости к мальчику Никите. Он вместе со своей семьёй очень любит принимать гостей. Вы согласны отправиться в гости?
Дети соглашаются.
Организационно-поисковый этап.
Воспит-ль: Чтобы узнать, с кем живет Никита, нам надо отгадать загадки:
1. Перед сном надев пижаму,
2. Ароматное варенье,
Пироги на угощенье,
Вкусные оладушки
У любимой… (бабушки)
3. Он трудился не от скуки,
У него в мозолях руки,
А теперь он стар и сед
Мой родной, любимый… (дед)
4. Кто научит гвоздь забить,
Даст машину порулить
И подскажет, как быть смелым,
Сильным, ловким и умелым?
Все вы знаете, ребята,-
Это наш любимый… (папа)
5. Кто весёлый карапузик
Шустро ползает на пузе?
Удивительный мальчишка-
Это младший мой… (братишка)
6. Кто любит и меня и братца,
Но больше любит наряжаться?
Очень модная девчонка
Моя младшая… (сестрёнка)
Воспит-ль: Вот какая большая семья у Никиты.
Семья - это группа людей живущих вместе. Как вы думаете, зачем нужна семья?
Верно! Что бы помогать друг другу, растить и воспитывать детей, заботится о стариках.
Никите очень захотелось узнать о ваших семьях, расскажите, ребята, о том, какая у вас семья.
Наводящие вопросы:
С кем ты живёшь?
Кто самый старший в вашей семье?
Кто самый младший?
Как ты заботишься о членах своей семьи?
Ты любишь своих близких? Почему?
Молодцы! Хорошо, что есть семья, где любят друг друга, помогают и заботятся друг о друге.
А вы любите помогать своим близким?
Мы знаем, что у каждого члена семьи есть свои домашние обязанности. А какие домашние обязанности есть у вас?
Ответы детей.
Воспит-ль: Вы, наверное, устали? Давайте отдохнём.
Физминутка «Семейная зарядка»
Д/игра «Радость и печаль»
Воспит-ль: Ребята, а как мы выражаем любовь к своим близким? (ответы детей)
Верно! А ещё мы совершаем хорошие поступки и никогда не делаем плохих, чтобы не огорчать наших родителей. Как вы думаете, на что похожа радость (печаль) на солнышко или на тучку?
Я буду называть поступки. Если вы считаете, что этот поступок огорчит маму, поднимаете тучку, если порадует - солнышко.
Нарисовали красивую картину;
Подрались с другом;
Съели манную кашу;
Убрали игрушки на место;
Порвали книгу;
На прогулке замарали куртку.
Воспит-ль: Молодцы, ребята, вы правильно понимаете, что приносит вашим родным радость, а что огорчение.
Давайте попрощаемся с Никитой и пригласим его в гости в наш детский сад.
Дети прощаются с Никитой.
Рефлексивно-корригирующий этап.
Воспит-ль: У кого в гостях мы сегодня побывали?
Для чего нужна человеку семья? Что вам понравилось на занятии? (ответы детей)
Воспит-ль хвалит детей за активность и отзывчивость.
Ожидаемый результат:
Что ребенок знает (Знать): членов своей семьи.
Как ребенок освоил материал (Иметь)/: представление о том, что у каждого в семье должны быть свои обязанности.
Как освоенный материал ребенок применяет в деятельности (Уметь)/: рассказывать о своей семье с помощью наводящих вопросов.