Предательство — это когда кто-то обманывает доверие другого человека, относясь к нему, как к средству, а не цели. Что такое настоящее предательство

Сегодня на почту получил вопрос, вернее просьбу, прокомментировать – что такое Предательство и почему этот так плохо. Вопрос, безусловно ооочень важный и не простой, особенно для нашего, так называемого, демократического общества, в котором нравственных принципов, чести и благородства осталось крайне мало. А многие пороки и даже откровенные преступления причислены к свободному волеизъявлению человека. во многом поменялось местами с .

Разберёмся в этих действительно важных вопросах максимально подробно и назовём всё своими именами.

Что такое Предательство? Определения и разъяснения

Предательство – это нарушение данной клятвы, один из самых тяжких грехов во всех мировых Религиях. Предательство – это намного более тяжёлый грех, чем обман, невыполнение обязательств и т.н. кидалово.

Чтобы осознать степень зла при Предательстве, необходимо понимать, что такое Клятва.

Клятва – это высшая степень обязательств, из всех возможных, и ответственность за нарушение таких обязательств также высшая.

– тот, кто предаёт, то есть нарушает верность кому-либо или чему-либо, вероломно изменяет кому-либо или чему-либо. Википедия

В некоторых странах и современного мира, и древнего, Предательство своей родины, своего монарха и даже супруга – каралось ранее и карается сейчас смертной казнью.

Предательство Бога – карается Небом (), и мы знаем историю с Дьяволом, который был ангелом предавшим своего , и за это он был лишён Любви Бога, крыльев Веры, небесной благодати и низвергнут был в подземные миры ада навсегда.

Супружеская измена – это тоже Предательство, потому что супруги при создании союза дают друг другу клятву верности, а любая клятва, это клятва перед Богом, ибо все браки заключаются на Небесах. Поэтому последствия измен всегда тяжким грузом ложатся на душу изменника, его судьбу и его род. И потомки предателя могут расплачиваться за измены и похоть своего предка тяжкими болезнями в течение сотен лет.

Как относиться к Предательству?

Безусловно, жизнь штука очень многогранная и сложная, но всё равно чёрное всегда будет чёрным, а белое – белым. Поэтому попробуем сформировать адекватное отношение к Преданности и Предательству.

Вначале отвечаем для себя на вопросы, отвечаем максимально честно:

  • Хотели бы вы, чтобы человек, которого вы любите и любили всю жизнь беззаветно, в один «прекрасный» момент предал вас, всадил нож в спину, кинул, продал за 30 Серебренников?
  • Хотели бы вы, чтобы ваш родной ребёночек, цинично подсыпал бы вам яду в чаёк, чтобы побыстрей получить наследство и прибрать себе вашу квартирку?
  • Хотели бы вы, чтобы дорогого вам человека предали, чтобы он разочаровался в дружбе и в людях окончательно.
  • Хотели бы вы, чтобы ваш честный и достойный ребёнок, с прекрасными перспективами по судьбе, вдруг сел в тюрьму на 30 лет из того, что его кинули, подставили, предали? Чтобы он отсидел за другого?
  • Хотели бы, чтобы ваш муж или жена – ходили налево регулярно и обманывали вас всю жизнь?

Нет? И ни один нормальный человек такого бы не хотел!

Так что Преданность этого хорошо или плохо?

А предательство это как, – пустяк? ничего страшного? или это колоссальный грех?

Продолжаем отвечать на вопросы дальше:

  • Хотели бы вы, чтобы ваши любимые близкие, родные и друзья – были искренни, честны и верны вам всегда? Чтобы они были не способны на Предательство?
  • Хотели бы вы быть уверенными в своей второй половинке, что она никогда вас не предаст, не изменит и доверять ей на 100%?
  • Хотели бы вы, чтобы ваши дети были благородны, честны, благодарны и не способны ни на какую подлость по отношению к вам и к другим людям?
  • А хотели бы вы сами быть уверены в себе, что вы не предатель, ибо у вас есть верность, честь и совесть, что вас нельзя купить, как вещь, запугать, как животное, соблазнить, как безвольное похотливое существо и т.п.?
  • Хотели бы вы пользоваться в обществе и среди своих близких репутацией надёжного и достойного человека, который никогда не предаст, не подведёт и всегда сдержит данное слово?

Важные особенности и развенчание оправданий предательства

Любовь, чувства – не могут являться оправдание измены и предательства. Перед тем, как начинать новые отношения, ты должен достойно закрыть старые, и если это возможно, освободиться от прошлых обязательств, прошлой клятвы. Достойно закрыть все свои вопросы.

Преданность и обязательства, которые толкают человека на преступление, на действия против своей и человечности – могут быть расторжены в одностороннем порядке. И отказ от выполнения таких обязательств, по Духовным Законам (перед Богом) – не будет считаться предательством.

Преданность перед Богом, следование законам Чести (нравственным нормам) – всегда выше преданности перед страной и конкретным человеком.

Предательство никогда не может быть ничем оправдано, целенаправленное оно или неумышленное (из за

В истории России было не так много предателей, но они были. Эти люди нарушали присягу, совершали государственную измену, передавали потенциальному противнику гостайну, воевали против своих соотечественников.


Андрей Власов

Андрея Власова можно назвать генералом предателей в русской истории. Его имя стало нарицательным. Власова ненавидели даже фашисты: Гиммлер называл его «перебежавшей свиньей и дураком», а Гитлер побрезговал встречаться с ним. В 1942 году генерал–лейтенант Андрей Андреевич Власов был командующим 2–й ударной армии и заместителем командующего Волховского фронта. Попав в плен к немцам, Власов сознательно пошел на сотрудничество с нацистами, выдал им секретную информацию и консультировал немецких военных, как нужно воевать против Красной армии.

Власов сотрудничал с Гиммлером, Герингом, Геббельсом, Риббентропом, с различными высокопоставленными чиновниками абвера и гестапо. Он организовал Русскую Освободительную Армию (РОА) из русских военнопленных, завербованных на службу к немцам. Войска РОА участвовали в борьбе против партизан, грабежах и расстрелах мирных жителей, уничтожении целых населенных пунктов.

После капитуляции Германии Власов был захвачен советскими солдатами, доставлен в штаб маршала Конева и самолётом отправлен в Москву. В 1946 году он был осужден по обвинению в государственной измене и 1 августа повешен.

Андрей Курбский

Ещё один Андрей в нашем рейтинге - князь Курбский. Его принято в наши дни называть «первым диссидентом». Курбский был одним из самых влиятельных политиков своего времени, входил в «Избранную Раду», дружил с самим Иваном Грозным. Когда Иван IV распустил Раду и подверг ее активных участников опале и казням, Курбский бежал в Литву.

Сегодня уже доказано, что Курбский вел переписку с литовцами ещё до своего официального предательства. Переход Курбского через границу напоминает по своей драматичности пересечение границы Остапом Бендером в конце романа «Золотой теленок». Князь прибыл на границу богатым человеком. При нем было 30 дукатов, 300 золотых, 500 серебряных талеров и 44 московских рубля. Эти деньги были получены не от продажи земель, поскольку имения боярина конфисковала казна и не из воеводской казны; будь это так, этот факт непременно бы «всплыл» в переписке с Иваном IV. Откуда тогда были деньги? Очевидно, что это было королевское золото, «30 серебренников» Курбского.

Польский король пожаловал Курбскому несколько имений и включил в члены Королевской Рады. Для Польско-литовского государства Курбский был чрезвычайно ценным агентом. Когда он приехал в Ливонию, то сразу же выдал литовцам ливонских сторонников Москвы и рассекретил московских агентов при королевском дворе. Из литовского периода жизни Курбского известно, что боярин не отличался мягкостью нравов и гуманизмом ни по отношению к ближним, ни по отношению к дальним. Своих соседей он нередко бил, отбирал у них земли, а купцов даже сажал в чаны с пиявками и вымогал у них деньги.

За границей Курбский написал политический памфлет «Историю о великом князе Московском», переписывался с Иваном Грозным, а в 1565 году участвовал в литовском вторжении в Россию. Курбский в России разорил четыре воеводства и увел много пленных. После этого он даже просил Сигизмунда дать ему 30-тысячную армию и разрешить пойти с ней на Москву. В доказательство своей преданности, Курбский заявил, что «согласен, чтобы в походе его приковали цепями к телеге, спереди и сзади окружили стрельцами с заряженными ружьями, чтобы те тотчас же застрелили его, если заметят в нем неверность». Языком Курбский владел лучше, чем собственной честью.

Генрих Люшков

Генрих Люшков был наиболее высокопоставленным перебежчиком из НКВД. Он возглавлял НКВД на Дальнем Востоке. В 1937 году, во время начала предвоенных сталинских «чисток» Генрих Люшков почувствовав, что скоро придут и за ним, решил бежать в Японию.

В своем интервью местной газете «Ёмиури симбун» Генрих Люшков рассказывал о страшных методах работы НКВД и признавал себя предателем по отношению к Сталину. В Японии он работал в Токио и Дайрэне (Даляне) в разведорганах японского генштаба (в «Бюро по изучению Восточной Азии», советником 2-го отдела штаба Квантунской армии). Бывший НКВД-шник передал японцам исключительно важные сведения о вооруженных силах СССР, составе и дислокации войск Красной армии на Дальнем Востоке, рассказал о строительстве оборонительных сооружений, передал японцам советские радиокоды и даже призывал их начать войну с Советским Союзом. Люшков «отличился» ещё и тем, что лично пытал арестованных на территории Японии советских разведчиков, а также тем, что замыслил невероятное по дерзости дело - убийство Сталина. Операция называлась «Медведь».

Люшков предлагал ликвидировать Сталина в одной из его резиденций.

Для успеха операции японцы даже отстроили павильон в натуральную величину, копирующий дом Сталина в Мацесте. Ванну Сталин принимал в одиночестве - на это и был расчет. Но советская разведка не дремала. Серьезную помощь в обнаружении заговорщиков оказал советский агент под кодовым именем Лео, работавший в Манчжоу-Гоу. В начале 1939 года во время перехода турецко-советской границы у селения Борчка по террористической группе был открыт пулеметный огонь, в результате чего трое были убиты, остальные бежали. По одной из версий, Лео был в числе убитых.

Кончил Люшков плохо. По одной версии, после капитуляции Квантунской армии,19 августа 1945 года Генрих Люшков был приглашён к начальнику Дайрэнской военной миссии Ютаке Такэоке, который предложил ему покончить жизнь самоубийством. Люшков отказался и был застрелен Такэокой. По другой версии, он был задушен японскими офицерами при попытке обмена его на сына бывшего премьер-министра Японии принца Коноэ.

Олег Гордиевский

Олег Гордиевский, сын офицера НКВД и выпускник Московского института международных отношений сотрудничал с КГБ с 1963 года. По его словам, он разочаровался в советской политике, поэтому завербовался в агенты английской МИ-6 в 1974-ом. Есть версия, что Гордиевского сдал советский источник из ЦРУ. 22 мая 1985 года он был внезапно вызван в Москву и подвергся допросу с применением психотропных свойств. Однако Комитет его не арестовал, но взял «под колпак».

«Колпак» оказался не самым надежным - перебежчику удалось бежать в багажнике посольского автомобиля 20 июля 1985 года. Той же осенью разразился дипломатический скандал, когда правительство Маргарет Тэтчер выслало из Британии больше 30 работников советского посольства, работавших под прикрытием. Гордиевский утверждал, что они были агентами КГБ и ГРУ. Также он обвинил ряд высокопоставленных сотрудников английских спецслужб в работе на СССР. Бывший председатель КГБ Семичастный заявил, что «Гордиевский нанес советским спецслужбам больше вреда, чем даже генерал Калугин», а британский историк спецслужб, кембриджский профессор Кристофер Эндрю написал, что Гордиевский был «самым крупным агентом британской разведки в рядах советских спецслужб после Олега Пеньковского».

В июне 2007 года за служение безопасности Соединённого Королевства посвящён в Орден святого Михаила и святого Георгия королевой Великобритании Елизаветой II. Орден вручала сама королева.

Гетман Мазепа

Этот человек в новой российской истории считается самым главным предателем, даже церковь предала его анафеме. А вот в новейшей украинской истории гетман, наоборот, выступает национальным героем. Так в чем же заключалось его предательство или это все же был подвиг?

Гетман Войска Запорожского долгое время выступал одним из самых верных союзников Петра I, помогая тому в Азовских походах. Однако все изменилось, когда против русского царя выступил шведский король Карл XII. Он, желая обрести себе союзника, пообещал Мазепе в случае победе в Северной войне украинскую независимость. Против такого лакомого куска пирога гетман устоять не смог. В 1708 году он перешел на сторону шведов, но всего через год их объединенная армия была разбита под Полтавой. За свою измену (Мазепа присягал на верность Петру) Российская империя лишила его всех наград и титулов и подвергла гражданской казни. Мазепа бежал в Бендеры, которые тогда принадлежали Османской империи и вскоре скончался там в 1709 году. По легенде смерть его была ужасна - его заели вши.

Павлик Морозов

Этот мальчик долгое время в советской истории и культуре имел геройский образ. При этом проходил он под первым номером, среди детей-героев. Павлик Морозов попал даже в книгу почета Всесоюзной пионерской организации. Но история эта не совсем однозначная. Отец мальчика, Трофим, был партизаном и воевал на стороне большевиков. Однако вернувшись с войны, служивый бросил свою семью с четырьмя маленькими детьми и стал жить с другой женщиной. Трофим был избран председателем сельсовета, при этом вел бурную бытовую жизнь - пил и дебоширил. Вполне возможно, что в истории героизма и предательства больше бытовых, нежели политических причин.

По легенде жена Трофима обвинила его в сокрытии хлеба, правда, говорят, что брошенная и униженная женщина потребовала прекратить выдачу фиктивных справок односельчанам. В ходе следствия 13-летний Павел просто подтвердил все то, что сказала его мать. В итоге распоясавшийся Трофим попал в тюрьму, а в отместку юный пионер в 1932 году был убит своими пьяными дядей и крестным. Но советская пропаганда сотворила из бытовой драмы красочную пропагандистскую историю. Да и не вдохновлял как-то герой, предавший своего отца.

Виктор Суворов

Этот перебежчик сделал себя имя еще и в качестве писателя. Когда-то разведчик Владимир Резун был резидентом ГРУ в Женеве. Но в 1978 году он убежал в Англию, где начал писать весьма скандальные книги . В них офицер, взявший псевдоним Суворов, довольно убедительно доказывал, что это именно СССР готовился летом 1941 году ударить по Германии. Немцы просто на несколько недель упредили своего противника, нанеся превентивный удар.

Сам Резун рассказывает, что оказался вынужденным сотрудничать с английской разведкой. Его, якобы, хотели сделать крайним за провал в работе женевского отдела. Сам Суворов утверждает, что на Родине за свою измену заочно приговорен к смертной казни. Однако российская сторона этот факт предпочитает не комментировать. Живет бывший разведчик в Бристоле и продолжает писать книги на исторические темы. Каждая из них вызывает бурю обсуждений и личностных осуждений Суворова.

Виктор Беленко

Мало какому лейтенанту удается войти в историю. А вот этот военный летчик смог сделать это. Правда, ценой своего предательства. Можно сказать, он выступил неким мальчишом-плохишом, который так и хочет украсть что-то, да продать врагам подороже. 6 сентября 1976 года Беленко выполнял полет на сверхсекретном перехватчике МиГ-25. Вдруг старший лейтенант резко сменил курс и сел уже в Японии. Там самолет по деталям разобрали и подвергли тщательному изучению. Естественно, не обошлось и без американских специалистов.

Самолет же был после тщательного изучения возвращен в СССР. А за свой подвиг "во славу демократии" сам Беленко получил политическое убежище в США. Однако есть и другая версия, по которой предатель таковым не являлся. Он просто вынужден был совершить посадку в Японии. Очевидцы говорят о том, что лейтенант стрелял в воздух из пистолета, не подпуская никого к машине и требуя зачехлить ее. Однако проведенное расследование учитывало и поведение летчика в быту, и манеру его полета. Вывод был однозначен - посадка на территории вражеского государства была умышленной.

Сам Беленко оказался без ума от жизни в Америке, ему даже кошачьи консервы показались вкуснее тех, что продавались у него на Родине. Из официальных заявлений трудно оценить последствия того побега, морально-политический урон можно не учитывать, а вот материальный ущерб оценивался в 2 миллиарда рублей. Ведь в СССР пришлось спешно менять всю аппаратуру системы распознавания "свой-чужой".

Можно сделать предположение, что предательство появилось примерно одновременно с осмысленными дружескими и любовными отношениями. По версии христианской религии, подобный поступок был совершен через считанные дни после сотворения мира. И сегодня мы, взрослые образованные люди, любим добавить экспрессии и выкрикнуть во время ссоры: «Я тебе верил, а ты меня предал!». Предательство - это страшно и больно, но действительно ли мы верно понимаем это слово?

Что есть предательство?

Обратимся к толковому словарю. Современное объяснение слова «предал» - нарушил данную клятву, не выполнил своих обещаний. Вам говорят что-то, вызывающее сомнение, или вы собираетесь доверить другу свой самый главный секрет? В таких ситуациях многие машинально просят поклясться, не всегда рационально оценивая степень серьезности данного поступка. Клятва - это священный обет и самое серьезное обязательство, которое только можно себе вообразить. Соответственно, предательство - это худший грех. Еще совсем недавно во многих странах карали смертной казнью вероотступников, предателей отечества и людей, изменивших своему супругу/супруге. Если верить криминальным сводкам, и сегодня значительный процент тяжких преступлений совершается с целью отомстить за предательство.

Что такое хорошо, что такое плохо?

Оценить, является ли тот или иной поступок предательством, можно только по эмоциональному состоянию и восприятию ситуации в целом обманутым человеком. Важно понимать, что с моральной точки зрения совершенно равны девочка-школьница, рассказавшая кому-то секрет подружки, и муж, обманывающий жену много лет подряд. В классической психологии предательство - это происшествие, неминуемо влекущее за собой моральную травму. Оценить же ее масштабы со стороны неспециалист просто не может. Что касается конкретных поступков, существует сотни способов предать: от неосторожно брошенных слов до реальных физических воздействий, способных повлечь за собой причинение вреда здоровью или даже смерть человека.

Любовь и разочарования

Если вы попросите своих знакомых вспомнить известные афоризмы про предательство, цитаты, озвученные ими, в большинстве своем, скорее всего, будут касаться любви и супружеской неверности. И действительно, в реальной жизни воспоминания про ножи, воткнутые в спины, - это редкость. А вот семейные драмы и разбитые сердца есть в истории каждого второго брака. Почему это происходит, ведь в день свадьбы все молодожены дают клятвы верности друг другу и обещают хранить и оберегать союз при любых обстоятельствах?

Вопрос о том, почему люди изменяют, можно считать философским, и ответ на него следует искать в каждом конкретном случае. А между тем предательство любимого человека является одним из самых страшных и болезненных. Люди склонны идеализировать объект своей любви и безгранично доверять ему. Именно по этой причине новость об обмане обычно звучит как гром среди ясного неба.

Если друг оказался вдруг...

К счастью, близкие родственники предают не так уж и часто. Но человек - существо социальное, и у каждого из нас есть друзья. Сближаясь с кем-то, мы делимся своими секретами, рассчитываем на взаимопомощь и поддержку. Все пословицы о дружбе сводятся к тому, что на друзей можно положиться и им следует доверять. Именно по этой причине предательство подруги пережить так же сложно, как мужа или жены. И такие ситуации также не редкость. Масштабы могут быть разными. Женщина, еще вчера воспринимаемая вами практически как родная сестра, может начать распускать сплетни о вашей персоне или вовсе вступить в близкие отношения с вашим мужчиной. Что делать в такой ситуации? Лучший совет для тех, кто пережил предательство другом, - постараться не потерять веру в людей и найти в себе силы жить дальше.

Механизм предательства

Разобравшись с тем, что такое предательство, самое время - попробовать понять, как же совершаются подобные поступки. Все достаточно просто: мы заводим близкие отношения (дружеские или любовные) с каким-то человеком, доверяем ему, а через какое-то время друг или любимый не оправдывает наших ожиданий. Важный вопрос: почему происходит предательство людей? Ответы на него могут быть разными, это и определенный склад характера конкретного человека, безответственность и слабость, к примеру, или же действия в угоду собственным интересам. Нельзя забывать, что люди бывают разными, существуют и те, которые начинают с кем-то близко общаться только ради того, чтоб использовать в своих интересах.

Как избежать греха?

Человеческие взаимоотношения сложны, как и жизнь в целом. Предательство - это великий грех, и если вы хотите не допустить его в свою жизнь, начните с работы над собой. Задумайтесь, обманывали ли вы когда-нибудь кого-то? На самом деле жить правильно и с чистой совестью совсем нетрудно и очень приятно. Постарайтесь избегать сплетен, не участвуйте в разговорах, посвященных обсуждению третьих лиц. Лучше погасить свое любопытство в зародыше, нежели рисковать дружбой и личной жизнью. Постарайтесь избавиться от привычки вообще рассказывать что-то о своих близких посторонним. Ответственно подходите к любым обещаниям и клятвам, и если даете их, пытайтесь держать слово любой ценой.

Особенно щекотливый вопрос - супружеская измена. Действительно, порой чувства в браке угасают, и в этот момент один из супругов может влюбиться вновь в кого-то другого. В таких ситуациях следует поступать по чести и не заводить новых отношений до момента выяснения отношений в семье и принятия решения о расторжении брака.

Защита от предательства

Предательство друзей или любимого человека - это очень больно и неприятно. Любой здравомыслящий человек не пожелает столкнуться с такой проблемой. Можно ли предотвратить предательство и как-то защититься от него заранее? Предать может тот, кому мы доверяем, соответственно, гарантированная защита от людской подлости и слабости - это отказ от близких отношений с окружающих. Но разве будет жизнь в радость без друзей и любви? Разумеется, нет. Правда жизни заключается в том, что никто не может быть уверен, что является полностью защищенным от предательства окружающих.

Полезный совет: впускать в свою жизнь людей постепенно, не стремиться откровенничать на секретные темы с новыми приятелями. Относитесь к самым близким с уважением, старайтесь всегда быть внимательным и отзывчивым. И тогда вероятность того, что вы узнаете, что такое предательство друзей, снизится к минимуму.

Как поступить, если вас предали?

Никому не нравится оставаться в дураках и быть обиженным. Психологи утверждают, что предательство другом - это серьезная моральная травма. Самое главное после данного события - не потерять веру в людей. Что касается самого факта обмана, прощать или нет, решать только вам. Но если вы захотите продолжить общение с человеком, предавшим вас, следует относиться к нему с осторожностью. Когда происходит что-то плохое, мы склонны винить себя. Почему это произошло именно со мной, чем я плох? Примерно такие вопросы появляются в голове после предательства.

Главное - успокоиться и понять, что если раскрыт обман или факт измены, проблемы - не у пострадавшей стороны. Вина того, кого предали, только в том, что он имел неосторожность доверять ненадежному человеку. В большей степени виновен в произошедшем тот, кто совершил недостойный и низкий поступок. Провинившегося остается только пожалеть, если он считает допустимым вести себя подобным образом, вряд ли жить ему будет легко и приятно.

Афоризмы о предательстве

Если вам довелось пережить предательство подруги или друга, не расстраивайтесь - в подобных ситуациях оказывались и многие великие и известные люди. Сложено о данном проявлении слабости человеческой природы немало афоризмов и красивых цитат. Правдиво и емко высказывание Анжелики Миропольцевой: «Предавший однажды предаст навсегда». В некоторых ситуациях можно оспорить данное утверждение, но слишком часто оно оказывается правдивым.

Если говорить про предательство, цитаты открывают только часть сути. В большей степени предрасположенность человека к нарушению данных обязательств закладывается в течение всей жизни. Значение имеют и воспитание, и моральные убеждения, и опыт прожитых лет. Интересна такая мысль: «Предательство, может, кому и нравится, предатели же ненавистны всем». Ее впервые озвучил Мигель Сервантес де Сааведра. Она дает исчерпывающий ответ на вопрос о том, почему следует жить правильно и поступать по совести. Предательство, даже совершенное в собственных интересах, никому не принесет счастья. Помните об этом, старайтесь жить в правде и без обмана. И даже если предали вас, не теряйте веру в окружающих людей.

Главное в этой ЖИЗНИ не предать себя, ибо тот, кто предает себя,

вместе с собой предает и все остальное.

Дмитрий Емец. Таня Гроттер и колодец Посейдона

Предательство как качество личности – склонность не исполнять долг, перестать быть верным, осознанно совершать действия либо бездействия, враждебные объекту, по отношению к которому были приняты добровольные обязательства.

США. Сидит наш разведчик с агентом на лавочке. Тот и говорит: — Послушай, я тебе передал секретную информацию! Это что, я теперь шпион?! Наш успокаивает: — Да нет, шпион это я… А ты просто предатель…

Одну женщину обвинили в сатанинстве и собирались сжечь на костре как колдунью. Но по существовавшему в то время обычаю все должны были подтвердить, что она ведьма. Огромная толпа, словно камни, бросала возгласы «ведьма», только ее сын безмолвствовал среди толпы. — Сжечь и сына, — крикнул кто-то, — он сын ведьмы, значит и он — сатана. Опасаясь за жизнь сына, крикнула несчастная женщина в толпу: — Это не мой сын! И тогда сын заорал вместе с безумствующей толпой: — Ведьма! Ведьма! И в тот же миг запылало пламя у ног невинной. Языки огня лизали уже тело, но не эта боль жгла сердце матери. Вспомнила несчастная, как впервые шевельнулся под сердцем ребенок, словно цветок распустил свои лепестки, вспомнила, как в муках родила она долгожданное дитя, как услышала его первый крик, возвестивший о появлении нового существа на свет божий, вспомнила, как приложила впервые к груди теплый дорогой комочек, как впервые он произнес слово «мама», как сделал первый шаг… Смотрела она в родное лицо, искаженное безумством, и жгучие слезы заливали опаленные огнем щеки.

Носитель предательства как качества личности – это предатель по призванию. Во всех сферах жизни он изначально заряжен сутью своей натуры на предательство, будь то любовь, дружба, бизнес, взаимоотношения с людьми или с Родиной. Вонючая смесь его качеств личности словно поджидает удобный момент, чтобы вылиться на головы ничего не подозревающих близких, друзей, коллег. Совершенно точно сказал Пауло Коэльо: «Предательство – это удар, которого не ждешь».

По ступенькам предательства всегда идёшь вниз. Однажды проститутка пришла к старцу и говорит: — Старец, объясни мне одну простую вещь. Ты прожил много лет, и о твоей мудрости в народе ходят легенды. Твои двери всегда открыты для людей: ты готов помочь каждому, можешь дать любой совет, научить, как выйти из любой самой сложной и запутанной ситуации. Но дорога в твой дом давно поросла травой — люди не идут к тебе. А я — девушка из бедной семьи. Бог не дал мне ни ума, ни возможности получить образование. Да и красота моя со временем поистрепалась… И, несмотря на это дорога к моему дому широка и множество людей постоянно посещают его. Почему так происходит? На что мудрец ей ответил: — Ты знаешь, подниматься всегда тяжелее, чем опускаться. Вот в чем причина.

Люди считают, что в жизни существует множество дорог, нужно только выбрать, как витязь на распутье, одну – единственно правильную. На самом деле в жизни всегда одна дорога – или вверх или вниз, прогресс или регресс, развитие или деградация. Предательство – это всегда дорога вниз, под уклон. Вверх идти тяжело, это означает выстоять, не струсить, принять вызов судьбы, до конца исполнить свой долг, не предать, под влиянием внешних обстоятельств, свои нравственные принципы. Дорога предателя – кубарем катиться вниз, оставляя позади свою совесть, нравственные устои, привязанности, всё то, что было еще совсем недавно сокровенно и дорого. Предательство - это когда человек опускается ниже в своем миропонимании, в знании, как жить правильно. Словом, нельзя человека обвинять в предательстве не понимая его причин и мотивов. А причин для предательства существует великое множество.

В основе предательства больше всего лежит страх, либо за свою жизнь и жизнь близких, либо за своё материальное благополучие. Зачастую причиной предательства становится собственная психологическая проблематика того, кто на это идёт. Например, у него может быть страх перед другим человеком, мешающий честно прояснить отношения, высказаться откровенно и правдиво, заявить о своем несогласии. В такой ситуации возникает соблазн действовать исподтишка, скрытно, а отсюда уже один шаг до предательства.

Уступив страху «полкорпуса», второе место уверенно завоёвывает корысть. На третьей ступеньке «пьедестала предательства» взгромоздились зависть, алчность и жадность. Иуда, как известно, продал своего Учителя за тридцать серебряников. Франсуа Ларошфуко считает, что: «Предательства совершаются чаще всего не по обдуманному намерению, а по слабости характера». Предательство по своим последствиям чрезвычайно болезненно. Недаром Виктор Гюго сказал: «Я безразлично отношусь к ножевым ударам врага, но мне мучителен булавочный укол друга». Солженицын в «Архипелаге Гулаг» пишет: «Ирма Мендель, венгерка, достала как-то в Коминтерне (1926 год) два билета в Большой Театр, в первые ряды. Следователь Клегель ухаживал за ней, и она его пригласила. Очень нежно они провели весь спектакль, а после этого он повез её… Прямо на Лубянку».

Обвинения в предательстве, ярлык «Предатель» зависят от людских оценок, поэтому они далеко не всегда объективны. К примеру, человек, будучи сектантом, не остановился в духовном развитии и пришел к выводу, что его убеждения ошибочны. Поставив об этом в известность членов секты, он заявляет о своем переходе в другую духовную традицию. Если даже ему удастся выскочить из секты живым, всё равно они будут считать его предателем.

Предательство гениально описал итальянский поэт 13 века Данте Алигьери в своем произведении «Божественная Комедия». Он разделил ад на 9 кругов. Чем больше круг – тем суровее наказания. В последнем, девятом круге, мучаются предатели. У Данте этот круг разделен на 4 пояса: а) предатели родных; б) предатели родины и единомышленников; в) предатели сотрапезников; г) предатели учителей.

В контексте ада для предателей, как итога их позорных деяний, написана притча. По пустыне шел Человек со своими верными спутниками - Кошкой и Собакой. Шли они долго, не один день, изнывая от жары и жажды по бесконечной пустыне, мечтая о глотке воды, но оазиса по близости не было. Шли они, шли, и даже не заметили, что умерли… И тут Человек увидел большой камень, возле которого сидел Старик. От камня тянулась дорога, и Человек спросил у Старика: - Нет ли там колодца, мы очень хотим пить? - Идите прямо по дороге, там есть и вода и еда, - отвечал Старик, - но учтите, что животных мы не кормим, только вы можете попить и поесть! - А как называется это место? - спросил Человек. - Это Рай! - отвечал Старик. Человек очень хотел пить и есть, но он посмотрел на своих друзей - Кошку и Собаку, и они пошли дальше, не сворачивая на дорогу. Через некоторое время они снова увидели камень, возле которого сидел другой Старик. Человек задал тот же вопрос, и Старик ответил: - Да, конечно, идите по дороге - там вы сможете и попить и поесть. - А мои спутники? - спросил Человек, - смогу ли я накормить и напоить Кошку и Собаку? - Конечно, - отвечал Старик, - еды и воды на всех хватит. - Как же называется это место? - спросил Человек. - Это Рай! - ответил Старик. - Как же так?! - возмущенно сказал Человек, - Да знаете ли вы, что перед вами находится похожее место, которое тоже называется Раем? - Знаем, - отвечал Старик, - это не Рай, там - Ад! - Но ведь это же неправильно! Ведь многие люди могут ошибиться, приняв его за Рай и остаться там? - Да, - сказал Старик, - там остаются те, кто предает своих друзей!

Гордыня тоже занимает весомое место в причинах предательства. Бывает, что потенциальный предатель еще и не ведает, какое порочное качество личности может в нем проявиться. Перед близкими он хочет казаться сильным, ответственным, уверенным в себе. Хорошая позиция. Но, к сожалению, силы такого человека ограничены. В нужный момент он не сможет оправдать им же поощренные ожидания, окажется неспособным оказать поддержку и предательски покинет жизненное «поле битвы».

Предательства беспринципно. Это его отличительная особенность. Человек, имеющий твёрдые, высокие принципы, никогда не примет сомнительных предложений, которые, хотя и выгодны, но противоречат его нравственным устоям и совести. Для предателя выгода первична, принципы вторичны. Если измена сулит ему какие-то выгоды, он переступит через всё – воинский долг, любовь, дружбу. В «Сказке о Мальчише-Кибальчише» запечатлён момент предательства: «Вот сидят буржуины и думают: что же это такое им делать? Вдруг видят: вылезает из-за кустов Мальчиш-Плохиш и прямо к ним. - Радуйтесь! - кричит он им. - Это всё я, Плохиш, сделал. Я дров нарубил, я сена натащил, и зажёг я все ящики с чёрными бомбами, с белыми снарядами да жёлтыми патронами. То-то сейчас грохнет! Обрадовались тогда буржуины, записали поскорее Мальчиша-Плохиша в своё буржуинство и дали ему целую бочку варенья да целую корзину печенья. Сидит Мальчиш-Плохиш, жрёт и радуется».

Предателем по призванию, несомненно, был генерал Власов. На предательство он пошел осознанно, понимая, какую мерзость совершает. Предательство обожает самооправдания. Власов выставил себя борцом с режимом. А чем отличается от предателя борец с режимом? Тем, что он всегда борется с режимом, а не как Власов - верно служит, а как только карта легла неудачно - сразу борец. И борец с режимом борется с режимом, а не за интересы иностранного государства во время войны. Власова к предательству привела трусость и существующее, но до поры – до времени скрытое в нем качество личности — предательство.
Например, адмирал Небогатов и генерал Власов - оба нарушили присягу, сдав врагу находящиеся под их командованием и ещё способные сражаться силы. Но Небогатов остался только трусом, а Власов ещё стал и предателем, перейдя на сторону врага.
Предательство – это системное поражение личности. Судите сами. Вот написанные в один день письма Власова. Это жене: «Дорогая Аня!.. Я тебя прошу, будь мне верна. Я тебе до сих пор верен. В разлуке с тобой люблю тебя крепче прежнего. Все плохое позабыл. Вернее, плохое с моей стороны. Ты для меня всегда была святая…» Это любовнице Агнессе Подмазенко: «Дорогая Аля!… Не забывай, что это надо, прежде всего, для нашей дорогой крошки. Я здесь буду бить фашистскую сволочь и гнать ее на запад. Мое отношение к тебе знаешь. Я свою жизнь посвятил тебе, моей спасительнице от смерти, а ты делай, как тебе лучше…»

Генерал Ефремов предпочёл застрелиться, но не сдаться в плен. Генерал Карбышев, великий военный инженер (кстати, бывший царский генерал), предпочёл в плену мучительную смерть сотрудничеству с врагом. Генерал Новиков, герой обороны Севастополя, погиб, возглавляя сопротивление в концлагере. Кстати, Новикова пытались завербовать власовцы. И вот что об этом вспоминал один из участников событий, Некрашевич, старший лейтенант в отставке, участник обороны Севастополя: «Фашисты во Владимиро-Волынском концлагере в середине построили кирпичную стену. Каждый день с двух сторон этой стены на железных крюках вешали военнопленных. Это было сделано для устрашения наших воинов. Однажды в лагерь приехали офицеры-власовцы в сопровождении немцев. Они к этой стене поставили стол, накрытый вкусной едой и водкой. - Кто хочет записаться в армию Власова, подходите к столу! - крикнул один из офицеров, однако никто с места не тронулся. «Хорошо, если вы боитесь, ваши генералы покажут вам пример, - сказал власовец со злобой, тут же конвой привел трех советских генералов. Новикова я тут же узнал… - Генерал Новиков! Вы в Севастополе сражались героически. И здесь покажите пример. Первым запишитесь в армию Власова, - сказал ему продажный генерал. Петр Георгиевич встал прямо как под командой «смирно» и крикнул: - Ты, подонок, ты разве не знаешь, что коммунисты никогда не предают свою Родину. Воодушевившись смелому ответу, пленные зааплодировали. Это было неожиданностью для фашистов. Они, не дожидаясь команды, открыли по военным автоматный огонь».

Петр Ковалев

Предательство… От этого слова холодеет в груди. Сразу вспоминается предательство Иуды, а потом ещё много других: исторических и личных. Наверное, мало кому повезло вообще не иметь личного опыта в этом вопросе. Большинство из нас либо сами предавали, пусть ненароком, случайно, по стечению обстоятельств, либо ощущали боль от предательства ближних, окружающих - тех, от кого зависела если не жизнь, то бытование.

Трудно оказаться в роли преданного, но ещё труднее - в роли предателя. И, порой, мы даже не отдаём себе отчёта в том, что это уже случилось…

О предательстве мы беседуем со священником ФЕОДОРОМ ЛЮДОГОВСКИМ, преподавателем и клириком МДАиС.

- Давайте попробуем определить, что такое предательство.

Я бы сказал так: предательство происходит тогда, когда кто-то обманывает доверие другого человека, относясь к нему, вопреки категорическому императиву Канта, не как к цели, а как к средству.

- Каковы могут быть причины предательства?

Бывает по-разному. В наиболее острых и драматических ситуациях - это желание спасти себе жизнь, избавить себя от пыток (солдат, разведчик попал в плен; арестован член подпольной организации; христианина заставляют отречься от Христа - и т. п.). Иногда - гораздо более пошлое желание не создавать себе проблем (молодой человек закрутил роман с девушкой, а она - кто бы мог подумать! - забеременела; всё, дальше его дело - сторона). Часто это вопросы выгоды (деньги, карьера и т. п.). Бывают, конечно, и более экзотические случаи. Тут может быть и желание сделать всех счастливыми, не считаясь с чувствами и судьбами отдельных людей - в том числе самых близких; и чёрный цинизм (чем хуже - тем лучше); и азарт двойного, тройного агента…

Бывает ли предательство простительное и непростительное? Какое простительно и почему? Какое непростительно и почему?

Тут важна корректная постановка вопроса. Либо: всякое ли предательство, совершенное по отношению ко мне, я должен прощать? Либо: могу ли я рассчитывать, что любое предательство с моей стороны будет прощено? Симметрии здесь, пожалуй, нет.

Кроме того, важно, из какой системы ценностей мы исходим. Если из «общечеловеческой» (правда, я не уверен, что такая существует), то, вероятно, на оба вопроса ответ будет отрицательным. Ибо «по-человечески» понятно, что есть поступки, простить которые не достанет сил; что есть поступки, просить за которые прощения просто кощунственно. Но какие именно это поступки - тут многое зависит от конкретных людей, ситуаций, времени, места и т. д.

Но если мы исходим из евангельской этики, то ответ на первый вопрос будет: в идеале - да, потому что не зря же мы просим в молитве Господней: «прости нам грехи наши, как и мы прощаем должникам нашим». А на второй: рассчитывать - нет, но надеяться - да. Ведь Христос уже искупил, уже простил все наши грехи - нам осталось лишь покаяться, т. е. перемениться внутренне.

Раскаявшийся предатель, которого мучает совесть, может ли найти утешение, если последствия его предательства неисправимы (например, в результате погиб друг)? В чём?

Для безрелигиозного, атеистического сознания мне трудно представить, каким могло бы быть это утешение. Разве что попытка убедить себя в том, что и я, и мой друг - всего лишь горстка атомов, не имеющая собственной воли. Но такие радикальные воззрения встречаются крайне редко. Поэтому обычный путь для предателя - цинизм, агрессия или, наоборот, апатия, желание забыться и т. д. Нередкий исход - самоубийство: прямое и быстрое или же растянутое во времени: алкоголь, наркотики и проч.

Если же человек религиозен, если (об этом мне проще говорить) он христианин, то утешение, думается, возможно. Друг погиб - это значит, что его нет в этом мире. Но его душа жива, и друг-предатель может приложить все усилия, положить всю жизнь на то, чтобы исходатайствовать спасение душе своего друга (и, что не менее важно, позаботиться о собственной душе), - и тогда есть надежда, что в вечной жизни они встретятся не врагами, но вновь друзьями. Ну и, разумеется, если у друга была семья - помогать этой семье (если, конечно, эта помощь будет принята).

- Предательство Петра и предательство Иуды - в чем разница?

Разница, во-первых, в причинах. Мы не знаем всех мотивов и мыслей Иуды, но очевидно, что деньги сыграли здесь существенную роль. Поступок Иуды был обдуман, спланирован и успешно осуществлён. Отречение же Петра имело причиной страх - в общем-то, извинительное чувство. С его стороны это было спонтанной реакцией на опасность. Осознав свой проступок, своё предательство, Пётр со свойственной ему эмоциональностью и порывистостью тут же раскаялся в нем.

Во-вторых, есть разница в дальнейшем поведении. Иуда, видя, какой оборот приняло дело (возможно, для него это было неожиданностью), «раскаявшись», как говорит Писание, вернул деньги первосвященникам и старейшинам со словами: «Согрешил я, предав кровь невинную». Он осознал свой грех, но ему, судя по всему, даже не пришло в голову попросить прощения у Учителя. И, скорее всего, причиной тому был не страх ареста, пыток и казни (как это было с Петром): муки совести, которые он претерпевал, были значительно сильнее тех мучений, которые могли причинить ему палачи. Нет, он просто решил: «Такое не прощают». Конечный итог нам известен: Иуда покончил с собой.

Пётр, напротив, как будто не проявляет никаких внешних признаков раскаяния, кроме горьких рыданий - но дорого ли они стоят? Он не пытается более следовать за Иисусом; он, как и прочие ученики (кроме Иоанна), побоялся подойти ко кресту. Не он снимает с креста тело Учителя; не ему приходит в голову мысль помазать тело благовониями. Но он остаётся вместе с другими учениками, с общиной, главой которой до недавнего времени был Иисус. В сердце Петра есть скорбь, есть стыд, но нет отчаяния. Он помнит, хотя и не постигает, слова Учителя о воскресении. Он не теряет надежды на прощение. И он получает желаемое: его, уже и не ученика вовсе (ангел, явившийся мироносицам, говорит: «Идите, скажите ученикам Его и Петру…»), Иисус сам спрашивает… - о чем? О причинах предательства? О гарантиях того, что подобное не повторится впредь? Нет - о любви. «Симон, сын Ионы, любишь ли ты Меня?» И ответ у Петра может быть только один: «Да, Господи, Ты знаешь, что я люблю Тебя».

Смысл предательства. Странный вопрос, я понимаю, но ведь должен быть какой-то смысл, например, у предательства Иуды (бывает ли страшнее?). Вот говорят же, что если бы Иуда не предал, то… Давайте поразмышляем об этом сообща.

Если я правильно вас понял, на сей раз вопрос не о причинах, мотивах, побуждениях (о чем мы уже говорили), а, так сказать, об объективных, не зависящих от воли предателя последствиях его поступка. Ответ на этот вопрос одновременно сложен и прост. Прост потому, что ответить можно довольно кратко: любой поступок, который человек совершает по свой воле (свободной воле!), вступает во взаимодействие с волей Божественной - а Бог способен любое зло обратить во благо. Сложен же этот ответ потому, что мы не только не можем постичь Божью волю в каждом конкретном случае - мы и внутрь человека-то не можем заглянуть. В каком-то смысле человек - тайна не меньшая, чем Бог.

Что касается конкретно Иуды, то можно сказать так: его предательство привело к тому, что Иисус был арестован, допрошен, избит и казнён - а затем Он воскрес, вознёсся и ниспослал на апостолов Святого Духа; но всё же никто из христиан не будет благодарить Иуду за его поступок. Если Евангелие для нас - важнейший источник вероучения, то нам следует со всей серьёзностью отнестись вот к этим словам: «Когда же настал вечер, Он возлёг с двенадцатью учениками; и когда они ели, сказал: истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня. Они весьма опечалились, и начали говорить Ему, каждый из них: не я ли, Господи? Он же сказал в ответ: опустивший со Мною руку в блюдо, этот предаст Меня; впрочем Сын Человеческий идёт, как писано о Нем, но горе тому человеку, которым Сын Человеческий предаётся: лучше было бы этому человеку не родиться». Поэтому гётевский Мефистофель, слова которого Булгаков поставил эпиграфом к своему роману, лжёт (а впрочем, чему здесь удивляться? он - лжец и отец лжи): «Я часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо» - диавол и его служители действительно хотят зла, но благо совершает Бог, а не они.

Бывает так, что человек оказался не готов к какой-то трудной ситуации. У меня есть знакомая, которая боялась, что может не выдержать физические страдания и предать Христа, а потому с детства готовила себя к этому, училась терпеть боль. Но когда пришло время испытаний, оказалось, что ей надо было проявить устойчивость совсем в другом. То есть фокус, в котором она держала себя, оказался неподходящим - она не заметила, что пришло время испытаний, и оказалась не готова. Предательство произошло. Как быть всегда и ко всему готовым? Что помогает человеку осуществлять верный выбор? Ведь в экстремальной ситуации мы ведём себя не вполне адекватно.

Да, знал бы, где упадёшь - соломку б подстелил. Но мы не знаем этого. Может быть, это хорошо. Потому что в конечном счёте нам не приходится рассчитывать на собственные силы - по крайней мере, не стоит рассчитывать исключительно на них. Если мы стараемся сохранить верность Христу - то в качестве подготовки, тренировки к часу икс нам нужно ежедневно делать именно это: хранить верность Христу, т. е. делать то, что Он нам велел, соблюдать Его заповеди, не отрекаться от Него нашими делами.

Знаете, вот вы задали этот вопрос, и я подумал: такая предварительная подготовка (учиться терпеть боль и проч.) - это ведь в иных случаях может быть проявлением страха, что Бог предаст нас, не поможет в минуту испытания, отступится от человека, который оказался в ситуации жизненно важного выбора. Ну и ладно, мол: Бог от меня отвернулся, а я всё равно сильный, я от Него не отрекусь, и никто не сможет меня ни в чем упрекнуть - даже Он.

Должен признаться, что такой страх посещает и мою душу. Но я всё же надеюсь на то, что Господь не даст мне испытаний выше того, что я - с Его помощью - смогу выдержать.

Если человек под страхом смерти отрёкся от Христа или (под страхом тюремного заключения, увольнения, разного рода неприятностей) отрёкся от близкого человека, но лишь на словах, а внутренне по-прежнему их любит - это предательство?

Сложный вопрос. Наверное, сам этот человек ощущает себя предателем. Да и вряд ли может сохраниться та же любовь. Впрочем, глубина предательства, если можно так выразиться, бывает разной. Вспомним Оруэлла, «1984». Главный герой выдал Джулию с головой - но и он, и его мучитель-воспитатель были согласны в том, что он её не предал. Но затем он всё же предал её - тогда, когда захотел избавиться от пытки, отдав на пытку (лишь в намерении, лишь на словах!) свою возлюбленную.

Ну, а если вспомнить мучеников разных эпох, то они не соглашались отречься от Христа даже на словах, отказывались оказать малейший знак почитания («для виду») ложным богам. И именно поэтому мы их почитаем как мучеников - т. е. свидетелей истинности Евангелия.

А как же те, что всё же сказали или сделали нечто для виду? Погибли они или же спаслись? Мы этого не знаем. Но ясно, что подражать следует не им, а тем, кто был твёрд до конца, до смерти.

- Как простить себя?

Это сложно. И тут даже не обязательно говорить о таком тяжком грехе, как предательство. Вот, к примеру, жил-был человек, весь такой благочестивый, в храм ходил, исповедовался-причащался, постился-молился - всё у него было хорошо. И вдруг - впал в блуд. Что делать? Человек умные книжки читал, знает: это смертный грех. Он сам себя отделил от Церкви. Теперь ему положена неслабая епитимья, отлучение от причастия на годы и годы… Как теперь жить? Как мог я - я! а не какой-нибудь там маловерный захожанин - сделать такое? Что обо мне батюшка подумает? Да и Господь - простит ли он меня? - И часто такое смирение паче гордости приводит к тому, что человек уходит из Церкви (что и было истинной целью диавола, когда тот подталкивал христианина ко греху). Но отпадение от Церкви происходит не по причине блуда, а именно из-за неумения и нежелания простить себя самого.

Здесь, мне кажется, уместно вспомнить эпизод из жизни преподобного Силуана Афонского, дошедший до нас в изложении приснопамятного архимандрита Софрония (Сахарова). «В какой-то праздник, когда водили в селе хороводы, Семён [мирское имя Силуана] смотрел, как один мужик, средних лет, его односельчанин, играл на гармонике и плясал. Отозвав этого мужика немного в сторону, он спросил его:

Как же, Степан, ты можешь играть и плясать, ведь ты же убил человека?

Он убил его в пьяной драке. Тогда тот отводит Семена ещё немного далее и говорит ему:

Знаешь ли, когда я был в остроге, то много молился Богу, чтобы простил меня, и Бог мне простил; потому я теперь спокойно играю».

- А что сложнее: простить другого или простить себя? На чем основано прощение в том и другом случае?

Что сложнее - не знаю, ситуации могут быть очень разными. А на чем основано прощение… Тут надо сперва понять, что значит простить. Может быть, разобраться в этом будет легче, если мы посмотрим вот с какой стороны. Каждый христианин совершает те или иные грехи. Он приходит на исповедь в надежде на прощения Богом этих грехов. Что значит, что Господь простил грех? Это значит, как мне представляется, что Господь относится к нам так, как если бы этого греха не было вовсе. Можно сказать даже так: Своим прощением Бог изменяет прошлое. Вот стоят Иван или Марья, очищенные от грехов в таинстве покаяния. Ведь нет на них греха? Нет. Ну так и не было ничего! И не морочьте голову.

Вот так же, думается, и мы должны относиться к обидчикам и к себе. После каждого греха, после каждой обиды, после предательства даже - вновь и вновь, вопреки очевидности, вопреки логике, - верить человеку, вновь и вновь строить с ним отношения с чистого листа, вновь и вновь изменять прошлое. Не было греха! Не было предательства! Ничего не было. Вот он, мой ближний, предстоящий Богу. Вот я грешный, я - и мой Спаситель. Он пришёл, чтобы спасти меня и его - и, я уверен, Он спасёт нас.

Трудно выработать в себе такое отношение к человеку? Не то что трудно - невозможно. Но невозможное человекам возможно Богу.

Когда-то где-то мне довелось прочесть утверждение, что простить можно только того, кто просит прощения, кто осознаёт свою вину и раскаивается. А как вы думаете, если человек причинил страдания и вред, но не раскаивается, не извиняется, можем ли мы его простить? В чем разница между двумя видами прощения: кающегося и нераскаянного человека?

Разница существенная. Дело в том, что Господь настаивает на активном выяснении отношений, а не на молчаливом всепрощении. «Если, - говорит Он, - согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрёл ты брата твоего; если же не послушает, возьми с собою ещё одного или двух, дабы устами двух или трёх свидетелей подтвердилось всякое слово; если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь» (Мф. 18:15–17). Т. е. упорство в грехе, гордость, нежелание признать свой проступок - всё это ведёт к разрыву отношений. Человек с милостивым сердцем, конечно, даже и в таких условиях может простить своего обидчика - но последнему, скорее всего, это не принесёт никакой пользы, а лишь подаст повод для озлобления.

Такое понимание отражено и в церковных канонах, и в уголовном праве. Глава государства (по крайней мере, таковы юридические нормы в России) может помиловать только того, кто просит о помиловании - т. е. признает свою вину и просит прощения. Церковь может воссоединить с собой человека, сколь угодно тяжко согрешившего, давно уже отлучённого, но только если он принесёт покаяние.

И в заключение: можно ли сказать, что в наши дни представления о предательстве изменились по сравнению с предыдущими эпохами?

Не совсем так. Я бы сказал, что изменилось восприятие поступков, которые раньше однозначно бы воспринимались как предательство. Если вернуться к началу нашего разговора, то мы определили предательство как обман, надругательство над чьим-либо доверием. Так вот: сейчас, как кажется, люди меньше склонны верить друг другу, раскрываться навстречу друг другу. Муж ушёл от жены - ну что же, их брак исчерпал себя. (И, что характерно, так думают не только «третьи лица», но и сами супруги.) Человек перешёл на другую работу - ну что же, каждому необходим карьерный рост, прибавка в зарплате и проч. И уже исчезает отношение к работе как к общему делу, как к служению. Мать отказалась от ребёнка в роддоме - ну что же, зато родила, не сделала аборт; это, в конце концов, её право. И так далее. Т. е. существенным образом изменились представления о некоторых типах человеческих отношений. Налицо желание максимально освободить себя и других от ответственности: «так сложилось; это его право; лучше так, чем по-другому».

- А надо ли стараться вернуться назад, к более острым и более ответственным человеческим отношениям?

Думаю, что да, хотя и не во всем это возможно и желательно. Выше я привёл пример с работой - он, наверное, создаёт диссонанс рядом с двумя другими, куда более трагическими. И в самом деле, отношение к работе сильно зависит от типа общества, от взаимоотношений людей. Для японца фирма, корпорация - это (говорят) как семья. А для американца - only business. И здесь вряд ли имеет смысл что-то менять. Но именно в межличностных отношениях - да, конечно. Потому что «другой» - это не только наш партнёр, не только субъект права, не только наш друг, родственник, сосед, но и один из тех, кого пришёл спасти Христос. И потому мерой отношений между человеком и человеком, между человеком и Богом в наши дни, как и прежде, является Евангелие. И нам нужно не переписывать его, а менять нашу жизнь в соответствии с ним. Менять её так, чтобы мы сердцем, нелицемерно смогли услышать Благую Весть и, в свою очередь, стать её глашатаями для других людей.

Беседовала Светлана КОППЕЛ-КОВТУН