Ребенок 7 лет не хочет учить уроки. Ребенок не хочет делать уроки: советы психолога, мамы и преподавателя

Часто дети не хотят выполнять домашние задания, и родителя м приходится заставлять их совсем не педагогическими методами. Чтобы избежать конфликта в этой ситуации, необходимо сначала определить причину нежелания работать. Зная причину, нетрудно будет определиться с правильной мотивацией.

Причины и их устранение

Дети чаще всего не проявляют особого желания делать домашнее задание, когда:

  • Устали.
  • Не смогли полностью освоить материал, поэтому не уверены, что справятся.
  • Задание им неинтересно, и они не видят смысла в его выполнении.
  • Привыкли делать домашнюю работу вместе с родителями.
  • Им лень: патологическая лень встречается очень редко, поэтому не стоит ставить такой диагноз, если ребенок хотя бы что-то делает с увлеченностью достаточно долгое время.
    Определив мешающий фактор, приступают к его устранению.

Усталость

В школе дети занимаются долгое время умственным трудом – не менее трех часов при учебной нагрузке 4 урока в неделю (старшеклассники «работают» еще дольше), а если еще и внеурочная деятельность, то и того больше. Поэтому после занятий они должны отдохнуть. Восстановившись физически и интеллектуально, дети будут лучше и быстрее усваивать материал, аккуратнее делать записи.

На выполнение заданий желательно отводить определенное время. Идеально – с 3 до 6 часов вечера, так как мозг в это время функционирует лучше. Приступать следует сначала к самым сложным заданиям, оставив легкие напоследок.

Уменьшить усталость в течение дня позволит соблюдение режима труда и отдыха.

Обратите внимание , правильное питание, умеренная физическая нагрузка (занятия спортом), полноценный сон помогут предотвратить усталость и избежать стрессовых состояний. Четкое соблюдение режимных моментов способствует воспитанию дисциплинированности и самостоятельности.

Неуверенность

В современных учебниках обычно нет объяснений к формулировкам текста: подразумевается, что ребята самостоятельно придут к какому-то выводу на уроке. Если ученик не понял, то самостоятельно разобраться ему будет весьма сложно. Негативные высказывания родителей и педагогов по поводу неправильности действий также способствуют развитию неуверенности в собственных успехах.

Что делать в этом случае:

  • Чаще хвалить (но не восхвалять!) – всегда найдется повод, за который можно ребенка похвалить.
  • Предложить сначала самому попытаться выполнить задание на черновике , а если не справится – помочь (главное, чтобы ребенок знал, что ему при необходимости окажут помощь).
  • Меньше критиковать (в идеале – вообще избегать таких высказываний).
  • Предложить позаниматься с репетитором , если нет возможности дать ребенку необходимые знания (например, по иностранному языку).

Не стоит решать сложные задания за своих детей . Они все равно не поймут, как их решать, но сделают для себя вывод, что родители смогут сделать за них любое задание. Как следствие – взрослые делают домашние задания даже за старшеклассников!

Нет интереса

Ребенок не заинтересован в выполнении домашнего задания, когда он не осознает его необходимости. В этом случае и какую роль играет домашнее задание в учебном процессе.

Не стоит прибегать к угрозам: «Не выполнишь домашнюю работу – поставят двойку!». Такие высказывания будут эффективны только для младшего школьника (особенно, если в семье воспитывается любовь и уважение к хорошим отметкам). По мере взросления ценность отметки снижается, тогда родители меняют мотивацию, предлагая школьникам «получать зарплату». С точки зрения психологов, такое поведение в корне неправильно. Вместо душевного тепла и поддержки родители предлагают детям финансовое вознаграждение (или материальное), что может привести к конфликтной ситуации.

Правильнее будет поощрить хорошую учебу , например, походом в кинотеатр, поездкой за город. Но сделать это не условием («Будешь хорошо учиться …»), а следствием («Ты закончил четверть хорошо, поэтому …»).

Нет самостоятельности

Не любят выполнять задания дома неорганизованные дети. Им сложно себя заставить что-либо делать, организовать свой досуг. Чтобы избежать скандала при выполнении домашней работы, следует постепенно приучать их к самостоятельности.

Здесь важно школьнику объяснить, что выполнение домашних заданий – это его обязанность, а родители не всегда смогут помочь, поэтому делать он их должен сам.

Желательно на практике показать последствия принятых им решений:

  • Выполнил задание быстро – осталось больше свободного времени, которое может потратить на игру.
  • Сделал самостоятельно – родители за это время успели приготовить вкусное блюдо или отремонтировать сломанный велосипед.
  • Не захотел делать вовремя – тратит на это свободное время.
  • Родителям пришлось контролировать, стоя рядом – школьник будет вместо них делать то, что они не успели (помыть посуду, прибраться в комнате).

Не сразу, но постепенно ребенок поймет, что лучше делать уроки сразу и самостоятельно.

На что следует обратить внимание?

Замедляют выполнение домашней работы такие ситуации:

  • Неправильный пример

Требовать от детей организованности можно только в том случае, если родители сами собранные. Если мама постоянно откладывает какие-то дела на «потом», то дети будут вести себя так же.

  • Большие нагрузки

Порой взрослые перекладывают на детей некоторые обязанности («Когда сделаешь уроки, помой посуду!»), забывая о его праве на отдых. Конечно, школьник будет оттягивать этот неприятный момент до последнего.

  • Нетерпение и критика

Постоянно подгоняя ребенка, унижая их достоинство постоянной критикой («Как черепаха!», «Это же просто, как можно не понять!»), невозможно добиться хороших результатов. С возрастом ученик вообще перестанет что-либо делать («Я же тупой!», «Все равно не понимаю!»).

В процессе контроля выполнения домашнего задания следует придерживаться правила: «Ошибаются все, не все могут найти и исправить ошибки».

Не следует уделять большое внимание полученным отметкам, ведь их ценность постепенно снижается. Лучше мотивировать тем, что домашнее задание, равно как и обучение в целом, способствует саморазвитию и самосовершенствованию .

Инструкция

Чтобы заставить ребенка делать уроки самостоятельно, необходимо помочь ему осознать данную необходимость уже с первого класса. Есть родители, которые помогают своему чаду в выполнении домашних заданий на протяжении нескольких лет учебы, совершая тем самым большую ошибку. Такие дети становятся неуверенными в своих силах, боятся допустить ошибку и постоянно нуждаются в поддержке взрослых, когда сталкиваются со сложными заданиями. Роль родителей заключается в том, чтобы показать ребенку, как нужно делать уроки, а не выполнять домашнее задание за него.

Для начала вы можете просто наблюдать за процессом выполнения ребенком домашнего задания или не находиться в этот момент рядом вовсе. Позвольте ученику сделать уроки самостоятельно, а потом просто проверьте их правильность. Даже если вы найдете ошибки, не ругайте его, а спокойно укажите на них и помогите исправить. Не переживайте, если ошибок будет много, и ребенку придется переписывать всю работу заново: очень скоро он получит необходимый навык для того, чтобы сводить количество исправлений к нулю.

Каждый день интересуйтесь тем, как у ребенка обстоят дела с учебой в школе. Если его успеваемость снижается, ученик начнет становиться еще более неуверенным в своих силах, а не поддающиеся освоению дисциплины становятся слишком ненавистными, чтобы еще и выполнять по ним домашнее задание. Спокойная беседа об успеваемости в школе без скандалов станет залогом того, что ребенок не станет скрывать свои оценки. Родители же в свою очередь должны попытаться помочь ученику не отставать от своих сверстников.

Узнайте, какие возможности предоставляет учащимся школа. Для учеников младших классов обычно работает секция продленного дня, когда учителя занимаются с детьми, помогают лучше освоить материал и объясняют, как правильно делать уроки. Старшие школьники могут посещать дополнительные занятия по тем дисциплинам, которые не поддаются освоению. Также вы всегда можете нанять репетитора, который «подтянет» отстающего ребенка.

Сложнее всего заставить ребенка делать уроки самостоятельно, если он очень не усидчив и предпочитает развлекаться, нежели тратить время на учебу. В этой ситуации внимательно изучите его распорядок дня, интересы и увлечения. Будет лучше, если после школы ученика будет встречать дома кто-то из родителей. Нужно проследить за тем, чтобы ребенок немного отдохнул, например, пообедал и сходил на непродолжительную прогулку, после чего уже приступал к урокам. Компьютерные игры, просмотр телевизора и другие шумные развлечения необходимо оставить на потом. Они должны служить поощрением за своевременное и аккуратное выполнение домашнего задания.

Выполнение домашних заданий – обязательное условие школьной успеваемости. Но не все дети готовы после уроков снова садиться за уроки . Чтобы учеба не превратилась в наказание, необходимо выработать определенный режим дня для школьника.

Инструкция

После отдыха можно и за уроки садиться. Начинайте с самых сложных предметов – русского языка или математики. Такие предметы требуют время на подготовку, а загруженные дополнительными занятиями дети его часто не имеют. Поэтому основные предметы необходимо выполнять дома в первую очередь. Все остальные – по мере возможности. Все сложные моменты заданий вы должны обсудить вместе с ребенком. Сначала он должен записать все в черновик, а переписывать только после вашей проверки. И хотя дети очень не любят одно и то же несколько раз, только таким образом можно добиться в тетрадях. Ведь за одну помарку или исправление могут снимать по 0,5 балла.

Если ребенок сильно занят на внеклассных занятиях или спортивных секциях, у него остается мало времени на домашние задания. Но делать их все равно нужно. Здесь необходимо не перейти грань и не делать их за ребенка, мотивируя, что он итак устает. Ваша медвежья услуга сыграет в будущем плохую роль – у ребенка может проявиться необязательность в делах и поступках. Вы можете помогать, учить вместе стихотворения или готовить доклад, когда вы вместе едете в транспорте. Используйте любую свободную для выполнения уроков.

Видео по теме

Ваш ребенок не хочет учить уроки . Что это - лень, простое упрямство, желание кому-то что-то доказать или просто неуспеваемость? Причин множество, и в каждом возрасте они разные. Родители не могут пускать сложившуюся ситуацию на самотек, они должны повлиять на проблему с учебой, пока не поздно.

Инструкция

Уберите отвлекающие предметы из поля зрения или слуха: телевизор, компьютер, игрушки и сладости.

Составьте вместе с режим дня, учитывающий и его пожелания. Уроки желательно выполнять не сразу, как только ребенок пришел из . Отведите ему время для отдыха и обеда. Не затягивайте время отдыха допоздна - к вечеру ваш школьник устанет и будет хотеть

Учёба в школе далеко не всем детям доставляет радость, а выполнение домашней работы порой становится настоящим испытанием для всей семьи. Ребёнок готов заниматься чем угодно, только не скучными заданиями. Родители, не зная, как себя вести, часто совершают ошибки, только усугубляя ситуацию. Как же убедить школьника делать уроки? Как сделать так, чтобы учебный процесс стал для него интересным и занимательным?

Выяснить причину - половина успеха

Прежде чем решать проблемы с учёбой, взрослые должны выяснить, почему конкретно ребёнок не хочет учиться и выполнять домашние задания. Такая позиция может объяснять самыми разными причинами:

  1. Нет мотивации к учёбе, понимания того, зачем вообще она нужна.
  2. Элементарная лень (обусловлена самим характером ребёнка).
  3. Школьник боится совершить ошибку, зная, что родители будут его ругать.
  4. Переутомление. Помимо школы ребёнок посещает ещё, например, кружок рисования и спортивную секцию.
  5. Конфликты в учебном заведении. Если сына или дочь в классе обижают, высмеивают, естественно, учёба отодвигается на второй план, ведь ребёнок погружён в психологические проблемы.
  6. Ученик плохо понимает определённый предмет, и домашнее задание по нему, соответственно, воспринимает как продолжение школьной пытки.
  7. Зависимость от гаджетов. Ребёнку просто не интересно учиться, когда под рукой есть такие увлекательные достижения современных технологий.

Прежде всего нужно выяснить, почему ребёнок не хочет делать уроки - возможно, он боится ошибиться и разозлить родителей или, например, не складываются отношения одноклассниками

Видео: почему дети не хотят учиться

Как правильно воздействовать на ребёнка

После выяснения причины нежелания учиться (в ходе откровенной беседы с ребёнком, учителем, путём своих наблюдений) следует уже принимать конкретные меры. Главное - вести себя предельно деликатно, проявлять терпение, но в то же время настойчивость.

  1. Создание мотивации. Необходимо доходчиво объяснить своему чаду, зачем ему нужно учиться, используя для этого не туманные понятия («ты должен сделать карьеру, занять определённое положение в обществе»), а вполне простые: нужно получить профессию. Это позволит найти хорошую работу, чтобы покупать себе всё необходимое, ездить отдыхать, в свободное время заниматься любимым делом. Кроме того, важно указать и духовную составляющую учёбы: результатом станут ценные знания, которые нельзя купить за деньги.

    Очень важно создать у ребёнка мотивацию к учёбе - нужно получить профессию, чтобы зарабатывать деньги на желаемые вещи, например, на автомобиль

  2. Личный пример. Прежде чем наставлять ребёнка, взрослые должны проанализировать свою личность - собственное отношение к работе, домашним обязанностям. Хорошо продемонстрировать, что учёба, например, для папы всегда была на важном месте, а мама и сегодня продолжает учиться: самостоятельно осваивает ещё один иностранный язык, онлайн-курс живописи или какую-нибудь интернет-специальность.

    Замечательно, если мама или папа продолжает учиться, самосовершенствоваться, например, осваивает онлайн-курс живописи

  3. Подтянуть конкретный предмет (например, физику или химию, которые хорошо понимают не все дети). Взрослый может сделать это сам, в трудных случаях стоит нанять репетитора.

    Если у школьника трудности с конкретным предметом, необходимо родители должны уделить ему пристальное внимание или же нанять репетитора

  4. Уделить внимание здоровью, скорректировать режим дня, чтобы устранить усталость. Возможно, придётся отказаться от посещения секции или кружка, если это, действительно, отнимает у ребёнка много сил (иногда младшие школьники ходят на дополнительные занятия не столько по своей воле, сколько из-за амбиций родителей). Интересно, что специалисты выяснили, что наилучшее время для выполнения домашнего задания - это период с 15.00 до 18.00: в это время мозг школьника проявляет высокую работоспособность. После школы не нужно сразу же сажать ребёнка за уроки: обязателен обед и отдых хотя бы в течение 30 минут.

    Режим дня очень важен - после школы ребёнок должен обязательно пообедать и какое-то время отдохнуть и только потом приниматься за уроки

  5. Бороться с зависимостью от гаджетов (планшета, компьютера, телефона). Не нужно полностью запрещать их, а только ограничивать время пользования, убеждать сына или дочь, что есть множество других интересных занятий.
  6. Разрешение школьных конфликтов с одноклассниками. Часто помогает откровенная беседа с учителем (особенно в начальной школе). Если же всё очень серьёзно, стоит решать вопрос кардинально - поменять класс или даже школу.

    Иногда разрешить конфликты с одноклассниками помогает откровенная беседа с учителем, в трудных ситуациях возможен перевод ребёнка в другой класс и даже школу

  7. Вырабатывать у школьника организованность, самостоятельность. Важно объяснить своему чаду, что выполнение уроков для него - это обязанность (то же самое, что для родителей работа). Здесь нужно на практике показать последствия действий ребёнка: например, быстро и качественно выполнил задание - осталось время на игру, сделал всё сам, без помощи мамы - она в это время приготовила вкусное блюдо, маме приходится сидеть рядом и контролировать процесс - придётся вымыть за неё посуду.
  8. Хвалить школьника за малейшие успехи и достижения, вселять уверенность, что будут ещё большие результаты. Нужно чаще употреблять фразы типа «У тебя получается всё лучше и лучше!», «Будешь продолжать в том же духе, скоро будешь делать всё на отлично!». Даже если старания ученика привели к неудаче (плохо написал контрольную), нужно успокоить сына или дочь, уверить, что в следующий раз всё будет намного лучше, главное - заниматься.

    Очень важно хвалить ребёнка за малейшее достижение, вселять в него уверенность, что в следующий раз всё будет ещё лучше

  9. Чаще подчёркивать положительные качества ребёнка, даже если они непосредственно не связаны с учёбой. Например, это обаяние, желание помогать другим и пр. Самооценка будет повышаться, и школьник почувствует большую уверенность в своих возможностях.

Родители должны помочь ребёнку организовать сам процесс выполнения домашнего задания. Например, начинать лучше с наиболее сложных предметов (например, для моего сына-второклассника, как и для многих других детей, это русский язык), а затем уже переходить к более лёгким. Ни в коем случае не нужно акцентировать внимание, что предстоит трудное задание (даже если оно на самом деле такое), наоборот, следует внушать школьнику, что всё просто, и он без труда справится.

Возрастные особенности проблемы

Очень часто нежелание учиться и выполнять домашние задания возникает уже в первом классе. Часто родители сами виноваты в такой ситуации - они жалеют «малыша», считают, что не должны нагружать ребёнка, чтобы он лучше адаптировался. На самом деле первый год обучения в школе - это «золотое время», от которого во многом зависят дальнейшие успехи в учёбе. С самого начала нужно дать понять первокласснику, что началась новая жизнь, и домашние задания - её обязательная, очень важная часть.

Родители изначально должны внушить малышу, что началась новая жизнь, и учиться и выполнять домашние задания нужно обязательно

Здесь большое значение имеет личность первого учителя. Если ребёнок любит его, доверяет, то проблемы возникают очень редко. Когда же малыш боится педагога, между ними нет взаимопонимания, это плохо сказывается на его учёбе и желании выполнять домашнее задание.

Часто проблемы с учёбой возникают в переходном возрасте (12–13 лет). Это связано с психологическими трудностями данного периода - начинается половое созревание, подросток конфликтует с окружающими взрослыми, стремится к самовыражению, порой переживает первую влюблённость. Многие дети на фоне всего этого забрасывают учёбу, прогуливают уроки, пренебрегают домашним заданием, что, естественно, сказывается на оценках.

Задача родителей - не «наседать» на сына или дочь, а постараться добиться взаимопонимания, чаще разговаривать с ребёнком, вникать в его переживания, чтобы вместе преодолеть трудности переходного возраста.

В нелёгком подростковом возрасте многие дети начинают пренебрегать учёбой, а родители усугубляют ситуацию своими упрёками

Видео: как помочь ребёнку, который не хочет делать уроки (советы психолога)

Типичные ошибки родителей

Пытаясь заставить сына или дочь учиться, выполнять домашнее заранее, взрослые часто совершают ошибки (часто потому, что с ними аналогично поступали родители в детстве). Между тем некоторые вещи делать недопустимо - они только усугубят проблему:

  1. Ругать за неудачу. Многие дети от этого только замыкаются в себе, желание учиться отпадает окончательно. Делать ошибки - естественно, это способ получения опыта.
  2. Обещать подарки за хорошие оценки, выполнение конкретного задания. Взрослые считают это хорошей мотивацией, на самом же деле запросы ребёнка будут только расти, он не осознает, что учёба - это ежедневная обязанность, которая необходима, прежде всего, не родителям, а ему самому.
  3. Делать уроки вместо ребёнка (обычно это начинается в начальной школе). Малыш понимает, что его обязанность - просто переписать выполненное задание. В итоге у него возникает уверенность, что для достижения цели необязателен личный труд, всё можно сделать за счёт других. А это породит большие проблемы - как в школе, так и в целом в жизни.
  4. Излишний контроль за успеваемостью своего чада. У ребёнка создаётся впечатление, что всё в мире «вращается» только вокруг учёбы. Конечно же, она очень важна, но остальные сферы жизни тоже имеют немалое значение (семейные традиции, спорт, общение с друзьями, воспитание ценных моральных качеств).
  5. Чрезмерные амбиции родителей. Иногда у взрослых, действительно, завышены требования: они стремятся не просто заинтересовать школьника учёбой, приучить делать уроки, а вырастить юное дарование. Так, мама заставляет переписывать домашнее задание из-за мелочей, добиваясь идеального выполнения. Естественно, у ребёнка возникнет ещё большее нежелание делать что-либо.
  6. Использование физических методов наказания (пресловутый «ремень»). Если держать школьника в страхе, он, конечно, будет учиться, выполнять задания, но ни о каком психологическом контакте со взрослым не может быть и речи. Рано или поздно наступит момент, когда ребёнок подрастёт и сможет ответить взрослому в том же духе. Другой вариант - формирование сниженной самооценки и массы комплексов.

Чтобы убедить ребёнка учиться, недопустимо наказание, тем более использование физических методов

Учёба для школьника - это самая настоящая работа с успехами и проблемами, взлётами и падениями. И бесполезно заставлять своё чадо учиться силой, делать уроки из страха наказания. Родители должны проявить весь свой такт и терпение, уважать в своём сыне или дочери личность. Главное - создать у ребёнка правильную мотивацию, тогда появится стремление к достижению цели, и попутные трудности легко разрешатся при участии близких людей.

Здравствуйте, дорогие читатели. Думаю, практически все родители школьников сталкивались с проблемой, когда ребенок не хочет учить уроки. Это довольно распространенная ситуация. Поэтому данная статья будет весьма актуальной. Вы узнаете, какие причины могут вызывать нежелание выполнять домашнее задание, а также, что с этим делать, как помочь малышу.

Возможные причины

Некоторые родители, сталкиваясь с проблемой нежелания ребенка учиться, могут даже не подозревать о том, что провоцируют такое поведение. Главное, не ругать ребенка, попробовать разобраться в сложившейся ситуации, найти вероятные причины и решить их. Давайте рассмотрим, на чем чаще всего основано нежелание делать уроки.

  1. Обычная лень. Однако, предполагать у своего малыша эту причину стоит, если вы и раньше замечали за ним нежелание что-то делать или доводить начатое до конца. Если же он отказывается выполнять исключительно домашнее задание, причина не в лентяйстве. Нужно искать другие варианты.
  2. Страх ошибок. Малыш может волноваться, что не справится с выполнением поставленной задачи. Как правило, понаблюдав за таким школьником, можно заметить, что он тратит много времени на прочтение одного урока. Вот только после этого в голове практически ничего не остается. Весь процесс учебы сопровождается сильным стрессом и волнениями.
  3. Сложности с пониманием конкретного предмета. Возможно, ранее этого не было и проблемы возникли с новой темой. Если вы видите, что малыш не хочет выполнять один урок, к тому же ранее все было в порядке, скорее всего, причина в непонимании предмета.
  4. Способ привлечь внимание. Ребенок может специально не делать задание, чтоб родители обратили на него внимание. Особенно часто так происходит с детьми, недополучающими любовь и ласку своих родителей. В частности, когда они постоянно на работе.
  5. Нежелание выполнять домашнее задание самостоятельно. Некоторые дети нуждаются в вашей помощи и поддержке. Такие малыши с радостью делают уроки в компании с мамой, но совершенно не хотят выполнять в одиночестве. Тут нужно быть осторожным, ни в коем случае не делать задания за него, а лишь только объяснять и направлять.

Мой сын старается делать уроки без моей помощи. Но он очень радуется, когда мы вместе садимся за книги. Ему хочется показать, какой он умный, как легко получается решать примеры по математике или, как быстро он способен выучить стих. Для сына очень важна похвала и мое одобрение. Поэтому я всегда отвожу время на выполнение его уроков. Иногда он сам пытается мне объяснить темы и рассказать, как и что нужно сделать, представляет себя в роли учителя. Вместо него делать уроки мне не приходится, но я всегда помогаю при возникновении сложностей при выполнении заданий.

  1. Избалованность. Возможно, ребенку в детстве позволяли многое делать. Теперь вам сложно заставить малыша отойти от телевизора или прекратить играть на компьютере . Очень сложно усадить за уроки.
  2. Боязнь критики. Возможно, ваш малыш волнуется, что выполненное им задание будет раскритиковано, его назовут «тупицей» или «неучью». Такой страх не может рождаться на пустом месте. Вероятно, малыш и ранее слышал подобное от родителей или от учителя.
  3. Сильный стресс. Дети, которые растут в неблагополучных семьях или у них дома часто слышны скандалы, или в школе кто-то обижает, не могут сосредоточиться и начать выполнять задания. Им тяжело сконцентрироваться из-за накопившихся волнений. Нередко, и положительные эмоции не дают возможность собраться и начать выполнять поставленную задачу.
  4. Проблемы с учителем. Известны такие ситуации, когда ребенок регулярно приносит домой двойки и категорически отказывается выполнять какой-то один урок из-за того, что педагог предвзято к нему относится.
  5. Наличие раздражающего фактора. Ребенок может испытывать трудности с выполнением домашних заданий, если в это время стоит грохот или играет музыка, или даже, мама пылесосит, плачет младший братик.

Как действовать

Если ребенок не учит уроки, что делать становится главным вопросом родителей. Давайте рассмотрим возможные варианты.

  1. Привейте своему ребенку вкус успеха. Расскажите ему, что при получении хороших оценок, за выполнение домашних заданий, его будут хвалить, ставить в пример. А ведь это так приятно, стимулирует еще лучше учиться. Помните, что ему и в жизни это очень пригодится.
  2. Если у вашего малыша не хватает сил выполнять все уроки на «отлично», то можно основные усилия направить на любимые предметы. Нет ничего страшного в том, что ребенок не будет круглым отличником или у него появятся тройки в табеле. Это гораздо лучше, чем растрачивать нервы малыша и свои, заставляя правильно выполнять все уроки.
  3. От ребенка, особенно в подростковом возрасте, родители могут услышать что-то типа «зачем мне вообще ходить в школу и учиться». Тут главное вовремя сориентироваться и объяснить своему «ученику», что это он делает в первую очередь не для вас или учителей, а для себя. Расскажите, как благодаря своей учебе, вы смогли удачно поступить в университет, закончить его и найти хорошую работу. А ведь в будущем это пригодиться и вашему отпрыску.
  4. Для младшего школьника хорошим примером станет рассказанная история о каком-то ребенке или сказочном персонаже, который, благодаря отличной учебе, смог добиться больших успехов. Детям нравятся такие сказки.
  5. Первокласснику привить любовь делать домашнее задание можно с помощью их выполнения в игровой форме. и цифры, изображая их на листке бумаги в виде веселых персонажей. Читайте книги, разыгрывая целые сценки.
  6. Объясните ребенку, что не можно близко к сердцу воспринимать свои ошибки. Он на них только учится. А чужая критика должна восприниматься нормально и рассматриваться, как способ повышения своих знаний и недопущения ошибок в будущем.
  7. Если ребенок находится в сильно угнетенном или, наоборот, в возбужденном состоянии, сначала успокойте его, поговорите, пусть малыш выскажется. Только потом садитесь за уроки.
  8. Если проблемы с деланьем уроков основаны на присутствии отвлекающих факторов, позаботьтесь о том, чтоб их не было. Малышу важно сконцентрироваться для правильного выполнения задания.

Как нельзя поступать

  1. Не приклеивайте ярлыки своему ребенку. Родители совершают глубокую ошибку, если говорят своему малышу, что он «бестолочь» или «лентяй». Своими высказываниями вы заставляете его поверить в свою несостоятельность. Такими поступками, вы не добьетесь улучшений его поведения. К тому же, вы серьезно травмируете его психику, что будет проявляться и по мере его взросления.
  2. Не применяйте шантаж, крики или физическое насилие, заставляя выполнять домашнее задание.
  3. Не перехвалите ребенка. Нередко частая похвала может приводить к тому, что малыш начинает чувствовать себя сверхчеловеком, превозносит себя над другими детьми. В один прекрасный момент решит, что больше нет необходимости учиться. Он и так лучше всех.
  4. Нельзя говорить, что вы «будете очень рады» или, что вы «очень разочарованы». Ребенок должен понимать, что выполняет задание не для того, чтобы порадовать или огорчить маму, а сам для себя.
  5. Не превышаете допустимую опеку. Нельзя выполнять уроки вместо своего малыша. Помогать делать домашнее задание следует до определенного возраста, постепенно уменьшая свое участие. Но не стоит и прогонять ребенка, если даже в старших классах у него возникают трудности с выполнением, например, задачи по химии или упражнения по английскому язык у.
  6. Не стоит часто мотивировать малыша материальными презентами. Всего должно быть в меру.

Возможно, в вашей голове возникает вопрос, как заставить ребенка учить уроки? Главное, не забывайте, что это нужно делать без скандалов и применения силы и, конечно, с учетом индивидуальных особенностей и физических возможностей малыша.

Если вы хотите, чтоб ребенок не терял желания заниматься уроками и добросовестно выполнял домашние задания, следует установить правильный распорядок дня и придерживаться его ежедневно.

  1. Важно выполнять домашнее задание только в хорошем настроении и при положительных эмоциях.
  2. Не заставляйте малыша делать уроки сразу после возвращения со школы. Ученик должен отдохнуть от уроков и писанины, не менее часа. Покормить ребенка, если нужно, положите спать или отправьтесь с ним на прогулку.
  3. Позаботьтесь о проветривании помещения. Повышение уровня кислорода в комнате значительно улучшит работоспособность мозга.
  4. Учите ребенка в первую очередь выполнять самые тяжелые задания, постепенно переходя к легким.
  5. Если юный школьник не справляется с выполнением, помогите ему, подскажите, объясните, но не делайте уроки вместо него.
  6. Желательно выполнять все задания до наступления 19:00. После этого времени работоспособность мозга значительно снижается, ребенку намного сложнее запоминать или выполнять упражнения.
  7. Помните, что нельзя или кричать на него. Эффективности от ваших действий не будет, кроме того, может пострадать психика.
  8. Не разрешайте ребенку есть во время выполнения уроков, максимум можете предложить ему что-то попить.
  9. Не оставайтесь безразличными к вопросам малыша. Отвечайте на них.
  10. Проявляйте особый интерес к жизни ребенка за пределами квартиры. Не забывайте посещать родительские собрания, наладьте контакт с учителем. Будьте в курсе всех школьных событий, не забывайте об этом разговаривать со своим ребенком.
  11. Помните о перерывах между выполнением уроков. Нет необходимости напрягать психику малыша в течение двух часов, он и так полдня провел в школе. Пусть сделает треть заданий и небольшой перерыв, потом еще треть — сможет, к примеру, посмотреть мультфильм, а потом — последнюю треть.
  12. Обязательно хвалите малыша за успешное выполнение домашнего задания.
  13. Разрешайте своему «ученику» проводить досуг, так как ему хочется.

Теперь вам известно, как учить уроки с ребенком. Помните, что силой и угрозами вы ничего не добьетесь, а только усугубите сложившуюся ситуацию. Родители должны вовремя выяснить, в чем причина такого поведения и помочь малышу с ней справиться. И не ставьте завышенные требования, не ждите отличных отметок по всем предметам. Позвольте ребенку учиться, так, как он на это способен. Не заостряйте внимание на его провалах и не забывайте хвалить за успехи.

Ребенок не хочет делать уроки: советы психолога, мамы и преподавателя в одном лице

  • Ах ты бестолочь такая!
  • У всех дети как дети, а у меня эта/этот…
  • Ну почему такой тупой/тупая?
  • Мозги есть вообще?
  • Я тебя сейчас прибью/убью!
  • Что за тупорылый, безмозглый ребенок!

Страшные высказывания, не так ли? А ведь именно их часто слышат беззащитные создания, которых мы называем детьми. Очень хочется верить, что от вас ваши дочки и сыночки не слышат подобной брани даже тогда, когда ребенок не хочет делать уроки.

Когда лично я слышу или вижу, как родители ругают своих малышей, ощущаю непреодолимое желание подойти к ним поближе и врезать по заднице так, чтобы те подскочили и взвыли от боли, а потом еще на ухо выкрикнуть все то, что они «говорят» своим крохам. Но глубоко в душе я жалею их - бестолковых родителей, которые сами, видимо, недополучили любви, заботы, ласки, которые не в силах (не знают, как) справиться со своими эмоциями.

Ребенок не хочет учить уроки, что делать?

Будучи мамой второклассника, преподавателем, имея за плечами 15-летний опыт работы с малышами, хочу посоветовать следующее:

  1. Если ребенок не хочет учить уроки, давайте будем орать на него. Почему? Потому что он кажется тупым, потому что он не имеет право побаловаться, покривляться (дети вообще должны ходить по струнке смирно), ведь мы устаем на работе и дома, нас бесит совершенно все, начиная от недосыпа, маленькой зарплаты, непутевого партнера по жизни и заканчивая школой, плохими отметками, а потому нам обязательно надо сорваться на беззащитном создании - собственном ребенке.
  2. Если ребенок не хочет самостоятельно делать уроки, давайте доведем его до слез. Плачущая дочь или рыдающий сын - это жалкая картина. Но ничего, мы можем потерпеть это, потому что мы, родители, имеем полное право доводить детей до слез. Пусть они знают, что жизненный путь тернист, пусть с детства учатся проглатывать слезы. Кто как не родные мама и папа сделают детское сердце закаленным. Обязательно надо научить ребенка обижаться и жить с обидой в душе.
  3. Если ребенок не хочет учить уроки, давайте будем его бить… бить ремнем, ладошкой, палкой, наконец. А что? Сдачи он не даст, лишь скрючится от боли, а когда боль пройдет, он сразу же возьмется за ум и все быстро напишет/прочитает/порешает.

Как родители делают с детьми уроки, так они и обращаются с ними при других обстоятельствах: дома, на улице, в гостях и т.д.

Вот примерно какие крики слышала из соседнего дома, когда какая-то придурошная (уж простите за откровенность) мама заставляла школьника выполнять домашнее задание:


Знает ли эта женщина, как делать уроки с ребенком без криков и наказаний, когда малыш не хочет этого? Не думаю. Но ее счастье, что крики прекратились.

Дорогие родители, пишу статью, а самой рыдать хочется. Детки приходят в этот мир чистыми листочками, а мы, мамы и папы, записываем на этот листочек основу жизни. Наши дочки и сыночки - это наше с вами отражение. Помните ли вы об этом?

А знаете ли вы, что делать уроки с ребенком без криков и наказаний можно лишь в том случае, если вы действительно любите и уважаете свое чадо, если учитываете особенности его психотипа (эннеатипа), знакомы с особенностями развития его возраста и помните, что постоянный контроль отбивает у детей желание делать уроки самостоятельно?! Не надо все сваливать на характер. Он формируется в процессе становления личности. И именно вы в большей степени влияете на это.

Ребенок не хочет самостоятельно делать уроки: как помочь ему?

«Пока с ребенком делали уроки,

все соседи выучили таблицу умножения,

а собака может пересказать повесть.»

Как помочь ребенку делать домашние задания, если он не хочет:

  1. Перестаньте все делать за него: пусть он/она сам(-а) достает учебники из портфеля, выполняет посильные задания без посторонней помощи.
  2. Помогайте ему лишь тогда, когда уверены, что задача ребенку не под силу.
  3. Приучайте доводить начатые дела до конца. Не приступайте ко второму предмету до тех пор, пока не сделает первый.
  4. Хвалите родное чадо как можно чаще. Хвалите даже в том случае, если домашнее задание сделано не совсем идеально. Подарите сыну/дочке уверенность. Ваша похвала будет лучшей наградой за старания.
  5. Чаще произносите такие фразы, как «ты это сможешь», «я верю в тебя», «если постараешься, ты … (решишь пример, напишешь без ошибок, хорошо выполнишь задание)», «у тебя обязательно все получится».
  6. Не навредите своей любовью и гиперопекой. Выбрали хорошую школу, лучшего учителя, купили школьные принадлежности и одежду? Вот на этом и остановитесь! Не надо делать за ребенка его дела: усаживать за уроки, собирать портфель, читать ему задания, решать за него задачи и т.д. Если все это делаете, не удивляйтесь тому, что ваш школьник/ваша школьница начнет вами манипулировать, а учителю будет говорить: «папа не сделал», «мама не положила», «бабушка забыла». Позвольте сыну или дочке чувствовать ответственность за выполнение домашнего задания или любого иного дела.
  7. Будьте терпеливы. Не подгоняйте. Уж тем более, не кричите. Когда захочется повысить голос, вспомните вот какую ситуацию: представьте, у вас на плите жарится картошка, она жарится-жарится и вдруг начинает подгорать, (Что вы будете делать?), вы же не будете орать на подгорающее блюдо, а спокойно снимете сковороду с плиты или уменьшите огонь (Правда?).
  8. Давайте советы, подсказки, но не решайте за ребенка, что и как ему сделать. Используйте фразы: «Попробуй сделать так…», «Наверное, ты торопился…», «Быть может, ты не заметил…».
  9. Развивайте интерес к учебе. Будьте чуточку не как все. Будьте креативны в своем подходе к выполнению домашнего задания. К примеру, можно устроить квест, совместить настольную игру с уроками (сделали математику - прошли один уровень, прочитали рассказ - прошли второй уровень и т.д.), можно сделать дополнительные пособия, с которыми вашему ребенку будет реально интересно возиться (допустим, у меня сын любит учить словарные слова, составляя их из вырезанных букв, или мы выполняем тесты онлайн), можно придумать мини-призы за хорошо выполненное домашнее задание, за отличное настроение, старание и пр. Вариантов разнообразить учебный процесс в домашних условиях бесконечно много. Делитесь ими в комментариях.
  10. Никогда не говорите об учителе плохо. Он - пример для подражания. Да, нам повезло с учителем. Наша Нина Николаевна - педагог от Бога. Дети ее обожают, родители ценят и уважают. Если у вас не такой учитель, можно перевести ребенка в другой класс. Но ни в коем случае никогда не говорите плохо об учителе. Это… как если бы вы сказали сыну/дочери, что у него/нее плохой отец или непутевая мать. К чему бы это привело? Верно, к серьезной психологической травме.
  11. Не сравнивайте свое чадо с другими детьми. Зачем топтать их и так хрупкую самооценку? Они у нас уникальные!
  12. Не старайтесь реализовать через ребенка свои мечты, собственные амбиции. Это, как минимум, глупо. Как максимум, подобное желание чревато страшными последствиями. Помните, ребенок - это отдельная личность, он проходит свой путь, а ваш вы уж как-то сами проходите дальше. Детки чувствуют, когда не оправдывают ожидания своих родителей, они очень болезненно это переживают, а соответственно, теряют интерес к учебе, становятся беспокойными, капризными и неусидчивыми.

Поверьте, при грамотном подходе вы будете делать уроки с ребенком без криков и наказаний. Больше того, ваш ребенок захочет самостоятельно делать уроки.

От себя еще добавлю: у ребенка должна быть и понимание того, зачем ему делать уроки. Уж точно не для того, чтобы быть отличником. Правда?) У моего сына есть мечта: открыть собственный ресторан. И он понимает, что для этого ему нужно иметь много знаний. А знания дает школа, поэтому уроки делать важно и нужно.

Ребенок не хочет делать уроки (видео «Что советует психолог, когда ребенок не хочет делать уроки самостоятельно»):


Как делать уроки с ребенком без криков и наказаний: личный пример

Давайте я расскажу о том, как мы делаем уроки. Итак, у меня сынишка ходит во второй класс. У него вторая смена: учится с 13:30 до 17:45. Программа, на мой взгляд, сумасшедшая. Постоянно какие-то доклады, рефераты, рисунки, песни, конкурсы, контрольные… Кажется, что заданиям нет ни конца ни края. Понятное дело, что это вызывает стресс у ребенка и доводит родителей до отчаянья. Что можно сделать? Как вариант, можно попросить учителя задавать меньше. Но, скажем, наш учитель и так бережно относится к деткам, задает то, что положено в рамках программы. А программа, как уже говорила, сложная.

Как мы делаем уроки с ребенком без криков и наказаний:

  • После школы у сына есть час времени для себя. Да, это всего лишь час, но что поделать… Он или смотрит мультик, или гуляет на улице, или собирает свое бесконечное лего.
  • Садится делать уроки в 19:30. Мы договорились, что в это время он уже за своим столом раскладывает учебники. К слову, у нас всегда идеальный порядок на его столе: ничего лишнего, лежат лишь книги, тетради по тому предмету, который он делает.
  • На уроки у нас уходит в среднем 1,5-2 часа. Меньше можно, больше нельзя). Но это время он реально делает уроки, а не кушает яблочки, не бегает к телевизору, не рисует посторонние рисунки и пр. Не успел – будь готов получить двойку. Как правило, успевает). Если не успевает, просит дать ему еще несколько минут. Таким образом, ребенок самостоятельно делает уроки до 21:00-21:30. Я лишь время от времени подглядываю и помогаю в действительно сложных вопросах. Портфель собирает, конечно, сам. Было такое, что пару раз забывал тетради, ему становилось неловко в школе, теперь собирает все более тщательно. Не скрою, время от времени я перепроверяю портфель. И если вижу, что что-то не положил, спрашиваю: «Сыночек, ты уверен, что ничего не забыл положить в портфель?»).
  • Если справился быстрее (а это для него серьезный стимул), он может еще позаниматься чем-то своим. Если не справился, моется, чистит зубки и спать.
  • Утром у него есть 3 часа для своих желаний. Параллельно он старается помогать по дому (это приятно).
  • С 10:00 до 11:00 у нас разные дополнительные обучающие занятия.
  • С 11:30 до 12:30 у него снова есть время для себя. Потом уже обед и сборы в школу. Плюс мы повторяем стихи, песни, которые учили вчера.
  • Да, в выходные один день он вообще ничего не делает из уроков, а во второй день старается делать домашнее задание по тем предметам, которые будут во вторник, среду, четверг, пятницу. Их не так много). Кстати, уроки на понедельник он делает, как правило, в пятницу.

Вот по такому примерно графику мы и живем. Порой бывают форс-мажоры). Я стараюсь не перегружать ребенка дополнительными занятиями, нам пришлось отказаться от нескольких курсов. Но здоровый и веселый малыш куда важнее, чем уставший и грустный родной школьник.

Когда сын ленится, капризничает (и при этом я понимаю, что это никак не связано со здоровьем) и вдруг говорит, что не хочет учить уроки, то его ждет худшее из наказаний: мама не будет с ним рядом в процессе выполнения домашнего задания, она не подскажет, не проверит уроки, не выполнит его последующие просьбы. Я позволяю сыну самостоятельно справляться с последствиями невыполненного или плохо выполненного домашнего задания. Если мой ребенок не хочет учить уроки, пожалуйста, пусть не делает, но ответственность за результат будет нести он. А я в свою очередь проведу вечер в раздумьях: в чем я, как мама, допускаю ошибку, почему мой ребенок не хочет учить уроки самостоятельно, что я могу сделать, чтобы у него было это желание…

Помню, как бабушка платила деньги моим младшим братьям за то, чтобы они ходили в музыкальную школу. Больше всего денег доставалось младшему, он бросил обучение через месяц, средний продержался чуть больше. Я же закончила музыкальную школу, потому что мне никто ничего не платил:) . Поэтому своему ребенку за оценки деньги не плачу, но, понятное дело, стимулирую к достижению максимально возможного результата. К примеру, эту четверть он закончил прекрасно - как и планировали (мечтали, хотели), за что был вознагражден игрушкой своей мечты (лего Nexo Knights ), плюс ко всему, мы сразу поехали отмечать победу в торгово-развлекательный центр (это был потрясающий день). К слову, у нас всегда есть выбор между наградой: за лучший и получившийся результат. То есть, я придерживаюсь стратегии « win - win », где нет проигравших.

Как-то шли с парка (ходили собирать листья для поделки «Шляпка осени»), и у нас случайно состоялся вот такой диалог:

Мама, а почему ты не любишь 4-ки?

Сынуля, ну почему же я не люблю четверки?! Люблю. Просто если есть возможность получить 5, зачем получать 4?

Но четверки же тоже относятся к хорошим оценкам!

Относятся. А когда мы ходим по магазинам, почему ты выбираешь себе самое большое лего, а не маленькое или среднее, оно ведь тоже относится к хорошим игрушкам?)

Мы оба рассмеялись, но каждый сделал свои выводы. Я, к примеру, и не догадывалась, что сына волнует мое отношение к оценкам. Этот диалог расставил многие точки над и + помог скорректировать мое поведение в отношении маленького наследника. Здорово, что диалоги между родителями и малышами существуют! Правда?

Берегите детей! Не отнимайте у них детство! Они так быстро вырастают(.

С пожеланиями удачи всем родителям, Зоя Гегеня =