Спасительная женская любовь по роману м. шолохова «тихий дон

Негодяи швырнули Михаила Семёновича ничком на холодный шершавый бетон.
Безжалостный сапог промял лопатки.
Михаил Семёнович не сопротивлялся: бессмысленно. Их было человек пять. А Михаила – не больше половины. Человека. Остальное человеческое в нём было растоптано, расплющено коваными кирзачами, расплавлено нещадным утюгом, сплюнуто на пол с последними резцами.

Главарь криво усмехнулся:
- Ну что, клиент готов?

Михаила снова пнули – он понял, что вопрос адресован ему, хоть и говорилось о нём в третьем лице. Возможно, главарь был поляком. Хотя – какая разница?

Готоуу… - тихо провыл Михаил: горькое слово едва протиснулось сквозь окровавленные губы.

Отлично! Подписывай!

И Михаилу подсунули договор, в отдавленные пальцы вложили «паркер». Непослушной рукой Михаил вывел свой вензель. Фирма «Олеастерз лтд», со всеми своими активами, перешла к третьим лицам. К лицам криминальной национальности.

Молодца! – похвалил главарь. – Вот так бы сразу. Долг платежом зелен. Каков обет – таков дебет! Каков кредит – таков…
Главарь задумался над рифмой.

Бандит! – сам для себя неожиданно выпалил Михаил. Его снова пнули за «внерегламентный базар».

Но сам главарь, напротив, обрадовался и гаркнул:
- Правильно, мать твою! – и он тоже лягнул Михаила, но уже не с упрёком, а в знак поощрения, почти что по-дружески. Михаил сплюнул коренной зуб: осталось ещё два.

А теперь, - сказал главарь, - заключительный штришок. Как ты относишься к фильмам Квентина Тарантино? Я – обожаю фильмы Квентина Тарантино! По-моему, они обладают очень высокой художественной и воспитательной ценностью.

Михаил подумал, что сейчас его убьют. Наконец-то!
Он попытался вспомнить всю жизнь – но сознание застили видения утюга и гнусных рож садистов.

Как ты относишься к фильму «Братва»? – продолжал допытываться главарь. – Да, он не так известен, как «Криминальное чтиво» - но в нём есть свой шарм… Как во всём, что американцы снимают про британцев. Шарм – и некий этакий шаловливый детский пиетет к родительской нации. Когда-то я писал диссертацию на эту тему. Меня провалили – и вот мы оба в дерьме. Разница в том, что я стою на твоих плечах. Так ты смотрел фильм «Братва»?

Главарь отбросил руку вбок, с требовательно раскрытой ладонью, как хирург над операционным столом – и в нее тут же вложили мясницкий тесак.

Чья-то немилосердная подошва до хруста прижала правое предплечье Михаила к полу. Он не смотрел фильм «Братва» - но понял…
- Зачем? – закричал он, захлёбываясь воплем и багровой, тошнотворно густой слюной.

Затем! – веско ответил главарь. – Нам на память, тебе на память. И чтоб, чиста, заяву ментам нечем было накатать…

Кто-то омерзительно заржал.
И главарь маханул тесаком…

Михаил очнулся в больнице. Замотанная в бинт культя жестоко ныла, несмотря на обезболивающее. Но куда страшнее телесной боли было сознание непоправимой утраты.

«Я теперь инвалид. Человек обесцененный… Ларка уйдёт… Как пить… Хочу пить! Яду мне, яду!»

Сосед по палате, интеллигентный старичок в пижаме и почему-то в панамке, угостил Михаила тыквенным соком из литровой банки.

«Тебя, парень, на крыльце подобрали, - рассказывал старичок. – И жгутом кто-то руку стянул – а то бы «кровоистощился» весь…»

«Кто отрубил – тот и стянул! – с плазменной ненавистью подумал Михаил. – Нихрена не боятся сволочи! Менты куплены, прокурор на крючке, чекисты на подсосе…»

«Доктор сказал, что тебя бродячие собаки покусали!» – проинформировал старичок.

«Как есть собаки! – мысленно согласился Михаил. – Суки! ВолкИ! Твари! И Ларка – тварь… С шофёром… С замом… Сука! Теперь – точно уйдёт!»

В этот момент дверь распахнулась и в палату влетела жена Михаила, Лариса. С двумя полиэтиленовыми пакетами – настолько тяжёлыми, что ручки оборвались и Лариса прижимала их к груди, видом своим напоминая радистку Кэт, укрывающуюся в берлинской канализации.

Лариса принялась вытряхивать содержимое пакетов – бананы, бритвенный прибор, йогурты, мыло, курицу в фольге, полотенце, и много чего ещё – прямо на койку Михаила.
Тот смотрел отрешенно: к чему бы эти знаки внимания, когда и так всё ясно?

Лариса одной рукой выгребала неисчерпаемые пакеты, по очереди, а другой – всё гладила Михаила по волосам, неотрывно глядела ему в глаза, не стесняясь своей отёчной синей туши, и спрашивала: «Ты как? Ты как?»

«Ничего!» - ответил Михаил, а про себя расшифровал: «В смысле, «ничто». Я теперь – ничто. Полное ничтожество!».

Собравшись с духом, Михаил выдал индульгенцию:
«Лариса! Бросай меня! Зачем я тебе такой?»

«Я – калека! Более того, я нищий калека: они отобрали всё! – с каким-то мрачным мазохистичным упоением увещевал жену Михаил. – Я и раньше был скверным мужем… Гулял направо и налево… Особенно – налево… Приходил пьяный. Хамил. А теперь – и вовсе… Не губи себя, Лара!»

Лариса вдруг утёрла слёзы, складки поплывшего лица её расправились, обрели силу и строгость, глаза полыхнули сухим гневом любви:
«Опомнись! Что ты такое говоришь, Майк! Ты… ты… ты был и есть… - видно, она хотела высказать слишком многое: слова комковались в её натруженном рыданиями горле. Но, наконец, прорвались самые важные и сильные: - Ты – хороший муж! Лучший!»

Дальше Лариса говорила без остановки.
Да, что было – то было. Они ссорились и даже дрались и даже изменяли друг другу. Но это потому что милые – только тешатся. И если уж она не покинула любимого Майка, когда тот был силён и богат – как же может она бросить его теперь, когда он слаб и немощен финансово? И в беде, и в радости… Разве Майк забыл? Пока смерть не разлучит нас… Только смерть. И ничего кроме. А Майку ещё – жить и жить. Подумаешь – рука? Да даже если б он стал, как этот английский профессор в каталке, без голоса… Нет – всё равно и никогда! И думать не смей!

Михаил же внезапно ощутил необычайную теплоту, поднявшуюся из груди, хлынувшую в голову и растопившую его глаза, заиндевевшие от картин мира холодного чистогана и отмороженной криминальной реальности. Он хлопал ресницами – и прозревал. Он будто впервые увидал свою жену. Точнее, нет: после долгих лет чувственного окоченения он вновь увидел её такой, какой видел в беззаботные студенческие годы. «Она назвала меня Майк – совсем как ТОГДА!»

«Мы уедем отсюда далеко-далеко! – думал Михаил. - У меня осталась ещё квартира – я продам её, и мы поселимся в рыбацкой хибаре на берегу моря. Я буду удить рыбу, а Лариса будет её чистить. Потому что держать удочку можно и одной рукой, а скоблить чешую – неудобно. Но я буду держать удочку. Я буду заниматься с эспандером, я так разовью свою левую руку, что смогу вытащить самую большую рыбу… Даже – марлина. А по вечерам мы будем сидеть на пляже и любоваться закатом. Ловить последний зелёный луч солнца, тонущего в морской дали. А ночью мимо будут проплывать величественные белые лайнеры и приветствовать нас огнями своих бортов… О, эти огни их бортов… Огни бортов…»

И Михаил вновь погрузился в забытье – но на сей раз безмятежное, чистое и тёплое, как вода Красного моря, где они отдыхали вместе два года тому назад. Михаил уронил голову на колени Ларисе, а та всё ласкала и ласкала его локоны. С покойной и светлой улыбкой на лице…

P-s.: Эта миниатюра родилась в те времена, когда шла дискуссия о сущности и роли т.н. "постмодерна". И некоторые интересующиеся литературой люди склонялись к тому мнению, что "постмодерн" - это просто эвфемизм "похабщины" и "фекальщины". На самом деле, не совсем так. "Опохабление" и "фекализация" - это наиболее доступные (и для авторов, и для читателей) методы "потмодернизации". Но вполне можно обходиться и без них, когда желаешь цинично постебаться над культурным наследием и разумно сузить его "ангиноидную" распёртость.
Собственно, как пример "чистого" постмодерна, я и написал тогда эту миниатюру. Сейчас - её проходят в ВУЗах. Там - особо непонятливым студентам на пальцах объясняют, где тут "постмодерн". У читателей здесь, на прозе.ру, впрочем, есть возможность ознакомиться с комментариями. И должен сказать, тогдашний Carapax, несмотря на всю его занудность, был истинно Сенека и Спиноза под одним панцирем:-)

Рецензии

здравствуйте, Артём!

Я не по тексту, а просто мысль появилась после прочтения вашего ответа Котовскому

Вот что заставило задуматься:
"Но всё-таки как осознанная идеология постмодерн сформировался именно в новейшее время, когда становилось ясно, что мы будем раздавлены пиететом перед нашим культурным и нравственным наследием, когда не обстебаем всё это и не облегчим это бремя на наших мозгах и душах".

А кто собственно себя раздавленным ощущает? то есть мне понятно кто - те некоторые, кто не может превзойти культурное наследие, а прославиться хочется, и потому убъём, например, Джона Леннона

Но сказать, что население планеты так-таки страдает от бремени культуры и нравственности - это вряд ли...
в общем, я не понимаю, с чего вдруг постмодерн приобрёл (если это так) значение культурного феномена сравнимого, скажем, с Ренессансом
по-моему, это проблема ограниченного круга нереализовавшися художников, не более

Вдобавок, мне думается, культурно-нравственная эволюция имеет пульсационный характер, а не монотонный, и снижение темпа, некий культурный застой, обязательно должен был наблюдаться после того же Ренессанса... а тут ещё две мировые войны... так что всё нормально, ждите и будет новый импульс:)

Но тем неймётся, они хотят здесь и сейчас, а цивилизация на излёте, когда там ещё будет новый взрыв, а им кажется, что они первыми уловили эту фазу торможения, "открыли" её, а значит имеют моральное оправдание - дело дрянь, - вот и убивают леннонов

Где-то так:)

Здравствуйте, Виктор.

Знаете, я бы не сказал, что постмодерн - явление, сопоставимое с Ренессансом. По размаху, я имею в виду. То есть, лет через триста об этом судить будем. Хотя именно "идеологически" - общего много. "Взять и всё опошлить"(довлеющие культурные императивы и догмы). Отсюда - и Рабле с его похабщиной, и Декамерон, и пышные формы в изо, как вызов прежнему аскетизму, и проч.

Насколько культура прежних веков "довлеет" и "гнетёт"? Большинство населения планеты - естественно, не особенно оно гнетёт. Ещё того меньше - их это касалось в Средние Века, когда дай бог процентов десять были в состоянии прочесть Рабле и Декамерон.
Сейчас, конечно, больше людей, по крайней мере, в развитых странах, активно потребляющих культурные продукты. Пусть и - "массовую" культуру, хотя уж не во всех случаях можно понять, где чистый попсовый идиотизм, а где - "латентный постмодерн, пародирующий самое себя и жанровые штампы", как например - фильм "Армагеддон" с Брюсом Уиллисом.

Ещё раз, насколько мешает жить "культурная культура, славное наследие предков"? Да она не мешает, она помогает жить. Но всё же - Вы никогда не встречали благообразных людей, рассуждающих про Пушкина, Шекспира, Толстого, Серебрянный век - неизменно с предыханиями на грани оргазма? Я - встречал во множестве. И эти люди не то чтобы раздражают, но - вызывают почему-то страстное желание постебаться над тем, что для них свято. Собственно, такие позывы наблюдались и у Маяковского ("хрестоматийный глянец"), и у Хармса, and - you name them.

В этом, собственно, мне и видится главный мотив и сущность постмодерна. В избавлении от избыточного, "завораживающего" пиетета перед культурными величиями. Под лозунгом - take it easy. И, конечно, подобной направленности творческое хулиганство бывало и раньше, но почему постмодерн оформился как "концептуальное" явление именно после двух мировых войн? Потому что - после двух мировых войн. Потому что даже на обывательском уровне стало ясно: может случиться и третья, и она, с большой вероятностью, будет последней. А когда так - то что?
"Да расслабьтесь, граждане! Весьма может статься, что все мы умрём куда раньше, чем думали. И всё, что мы сейчас так чтим, - религия, культура, политические доктрины, - всё это завтра не будет иметь никакого значения. Так спрашивается, какого чёрта? Но главное: чем более серьёзными мы будем сейчас - тем больше вероятность, что завтра мы не будем никакими. Поэтому - take it easy, и - "ничего святого" как принцип".
Как-то вот так.

Убийство же Леннона - это просто выходка психопата, а никакой не постмодерн. Постмодерн - это "убийство" Микки-Мауса. Или, скажем, перфоманс Сида Вишеса, когда он со сцены расстреливал из револьвера (холостыми) специально подготовленных зрителей с "кровь-пакетами" на груди. Остальные зрители, которые были не в курсе, конечно, поначалу смутились. И что Сид Вишес был больной на голову сукин сын - не обсуждается. Однако в данном случае это был именно постмодернистский перфоманс. А когда чуть более больной на голову сукин сын берёт два ствола и устраивает бойню в университете, попутно втыкая аллюзии на культовые фильмы, это всё же больше чистая уголовщина, чем искусство.
Насколько родственны эти явления, циничные перфомансы ради стёба и склонность устраивать натуральные бойни? В чём-то - родственны. Корни - всё те же. "Завтра может быть война, последняя война, или эпидемия, тоже последняя - так собственно, who the fuck cares?"
Ну и - отсутствие больших войн и лишений, комфортность нынешнего безбедного житья, на фоне которого, во-первых, усугубляется потребность в зрелищном насилии, за дефицитом реального, а во-вторых - такие очень редкие вспышки действительно патологического поведения особенно заметны.

Что до "культурного застоя" - я бы не рискнул так охарактеризовать состояние последних шестидесяти лет. Литература - немного утратила то значение, какое имела в девятнадцатом веке. Немного. Но что до качества - по-моему, не так уж мало хороших книжек было написано за это время. И это притом, что "лучшие творческие силы" - уходят в кинематограф.

Цивилизация "на излёте"? Это Вы что имеете в виду под словом "излёт"? Расселение по галактике? Нет, до этого пока ещё далеко. Сто тридцать лет, если быть точным:-)

Всего наилучшего,
Артём

У каждого художника можно всегда подметить излюбленную тему, и есть такая тема и у Куприна, ее он подчеркнул, может быть, излишне резко, в рассказе "Гранатовый браслет". Это гамсуновская тема о "неразделенной, невознагражденной, мучительной любви ", тема о той большой любви, которая приходит раз в сто лет, о которой любят так красиво мечтать женщины и герои-романтики у Куприна, да и он сам.

В. Львов-Рогачевский

Тема любви, настоящей, возвышенной, идеальной, не требующей ответа и награды, звучит во многих произведениях А. И. Куприна. Именно любовь, по твердому убеждению писателя, делает человека сильным, решительным, смелым, благородным. Она помогает преодолеть любые преграды и невзгоды, помогает сопротивляться несправедливости и жестокости, которые так часто встречаются в жизни, сопротивляться бездуховности окружающего мира, общепринятой обывательской морали современного общества. Сопротивляться и побеждать - пусть даже ценой собственной жизни.

Любовь - это спасительная сила, сберегающая человека и само человечество от нравственного вырождения. На такую любовь способны далеко не все. Она благословляет только лучших из людей, только людей с открытой, неиспорченной душой, с добрым, отзывчивым сердцем. Именно такими и являются герои лучших повестей и рассказов А. И. Куприна ("Олеся", "Поединок", "Суламифь").

Писатель обращается к теме любви как к одной из величайших загадок бытия. И, наверное, именно поэтому в его произведениях настоящая любовь всегда идет рядом со смертью. Смерть во имя спасения - любимого, себя, своего чувства. Нежная и самоотверженная Олеся полюбила "доброго, но только слабого" Ивана Тимофеевича и ради него совершила настоящий подвиг любви. "Чистый и добрый" Ромашов без малейшего сомнения пожертвовал собой ради расчетливой Шурочки Николаевой. Трепетная Суламифь отдала жизнь за своего любимого. Все эти герои вызывают истинное восхищение - восхищение силой характера, глубиной чувств, богатством духовного мира. Их истории проникают в самые глубины сердца, заставляя нас задумываться над тем, что же такое настоящая любовь, какую невероятную силу таит она в себе.

Особенно впечатляет и волнует история романтической любви, описанная в рассказе "Гранатовый браслет". Как обычно в произведениях Куприна, эта любовь заканчивается трагически - не найдя понимания в сердце любимой женщины - гордой и прекрасной княжны Веры, требующей "прекратить как можно скорее" навязчивые ухаживания, Желтков находит единственное возможное для себя решение - уходит из жизни. Но этот факт только подчеркивает истинность любви героя, которая, по словам генерала Аносова, всегда "должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире!" Любовь должна быть возвышенной и бескорыстной, "дивной, всепрощающей, на все готовой, скромной и самоотверженной". Ее не должны касаться "никакие жизненные удобства, расчеты и компромиссы". О такой любви слагают стихи поэты, ей посвящают свои творения художники и музыканты, о такой любви "грезят женщины". Именно такой была любовь Желткова, но, к сожалению, такая любовь почти исчезла из реальной жизни. Как утверждает автор, "виноваты мужчины... неспособные к сильным желаниям, к героическим поступкам, к нежности и обожанию".

Читая рассказ Куприна, начинаешь верить, что и в наши дни еще можно - пусть и редко - встретить такую любовь. Подтверждением этому является тот факт, что история, положенная в основу "Гранатового браслета", взята автором из жизни. Рассказанная хорошими знакомыми писателя, семьей Любимовых, в реальной жизни она не имела такого трагического продолжения, но реальный Желтиков был таким же простым служащим, как и Желтков Куприна. И точно так же в свое время испытывал чистую, искреннюю и бескорыстную любовь, подлинное восхищение и преклонение перед любимой женщиной. Любовь, не ставшую разделенной, но не утратившую от этого своей прелести и величия.

Внешний облик, социальное положение, манера поведения героя рассказа "Гранатовый браслет" соответствуют образу "маленького человека". Но этого "маленького" человека можно назвать "великим ": нас покоряет богатство его внутреннего мира, благородство его души, глубина и сила его чувства. Его любовью не могут управлять ни он сам, ни, тем более, внешние обстоятельства. Лишить его главного чувства в жизни не способны ни уговоры, ни угрозы. Уходя из жизни, чтобы освободить от своего внимания княгиню Веру Николаевну, Желтков пишет ей последнее письмо. Герой не упрекает свою возлюбленную, наоборот, он благодарен ей за то, что она была в его жизни единственной радостью. И даже просит у нее прощения: "Я не виноват, Вера Николаевна, что Богу было угодно послать мне, как громадное счастье, любовь к Вам. Случилось так, что... для меня вся жизнь заключается только в Вас. Я теперь чувствую, что каким-то неудобным клином врезался в Вашу жизнь. Если можете, простите меня за это".

Просить прощения за любовь, за то, что именно эта женщина оказалась одной из немногих "избранных", удостоенных такого всепоглощающего чувства?! Думаю, на такое способны только по-настоящему сильные личности. "В первую секунду я сказал себе: я ее люблю потому, что на свете нет никого похожего на нее, нет ничего лучше, нет ни зверя, ни растения, ни звезды, ни человека прекраснее Вас и нежнее. В Вас как будто бы воплотилась вся красота земли".

Да, такие слова, наверное, могли бы растопить даже самое черствое и гордое сердце. А Вера, на мой взгляд, не была черствой. В ее душе жила нежность, "которой она в себе не ожидала". Жаль, что только прочитав прощальное письмо, она увидела и поняла всю силу, все бескорыстие любви Желткова к ней, все величие души человека, который столько времени был для нее лишь поводом для досады и негодования.

Уходя, этот человек говорит: "Да святится имя Твое". Эти слова звучат как гимн любви, гимн величию человеческой души, гимн самой жизни. Герой умирает, но чувство его живо. До последней минуты Желтков остается сильным, безмерно любящим и благодарным жизни. Его любовь оказалась "сильна как смерть". Она оказалась даже сильнее смерти. Это была любовь, для которой совершить любой подвиг, пойти на мучение или гибель вовсе не труд, а великая радость. Эта любовь побеждает смерть, потому что тот, кто любит, не боится гибели. Он продолжает славить и благодарить возлюбленную. Эта любовь сильнее всего на свете. И эта сила еще больше подчеркивается музыкой Бетховена, которая звучит в финале рассказа. Музыка великого композитора вызывает в душе героини, да и в наших тоже, такое смятение чувств, что невольно верится в бессмертие души, в великую силу любви, дающей вдохновение мастерам искусства и оставляющей вечную память о себе. А если остается жива память об этой любви, то жива и сама любовь, в людской памяти продолжает жить человек, который оказался способным на такое сильное чувство.

Почти век назад великий мастер художественного слова А. И. Куприн поставил важнейшие жизненные вопросы - о смысле человеческой жизни, о силе характера, о достоинстве и справедливости, об истинных чувствах, о любви и смерти. Ответы на эти вопросы искали многие поколения читателей. Продолжаем искать их и мы. А произведения писателя, наполненные неповторимым светом, оптимизмом, волшебством и нереальной красотой, помогают нам следовать в этих поисках по правильному пути. И верить, что обязательно найдем то, что ищем, когда найдем - испытаем, встретим ту единственную, настоящую, истинную любовь, которая способна победить все. Даже смерть!

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Реферат

по литературе

На тему: «Тема любви в романе «Тих ий Д он» »

Подготовила: Усова Татьяна

студентка группы: 19фм5(2)

Преподаватель: Стеценко Л.А

ВВЕДЕНИЕ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Роман М.А. Шолохова «Тихий Дон» - это прежде всего историческое произведение, отражающее характерные черты и особенности эпохи Первой мировой и гражданской войн. Это один из наиболее сложных периодов в истории нашей страны, коренным образом изменивших судьбы людей, живших тогда. Он нашёл отражение в произведениях многих писателей XX века, роман М.А. Шолохова - одно из самых выдающихся и незаурядных среди них. В нём писатель отражает не только политические взгляды казаков, их восприятие исторических событий, но много внимания уделяет и их быту, жизненному укладу, традициям, взаимоотношениям и, конечно, их душе, чувствам, затрагивая те философские вопросы, которые всегда волновали и будут волновать человечество.

В романах М. Шолохова любят бурно, страстно, трагически. Любовная драма Натальи, трагическая история любви Григория и Аксиньи, любовь Нагульнова и Лушки - всякий раз перед нами открываются новые и новые грани человеческой личности, ее возможности.

Каждая из женщин - героинь романа «Тихий Дон» - - мучительной, но всегда - подлинной.

Тема любви в этом романе является одной из основных, ведь любовь - это чувство, заставляющее совершать подвиги и идти на преступление, чувство, способное свернуть горы, изменить ход истории, чувство, дающее счастье и вдохновение и заставляющее страдать, чувство, без которого жизнь не имеет смысла.

1. СПАСИТЕЛЬНАЯ ЖЕНСКАЯ ЛЮБОВЬ ПО РОМАНУ М. ШОЛОХОВА «ТИХИЙ ДОН»

«Тихий Дон» М. Шолохова - роман о судьбах народа в переломную эпоху. Драматично складываются судьбы основных действующих лиц романа. Сложно складываются и женские судьбы, отмеченные глубоким и ярким чувством любви.

Образ матери Григория Мелехова, Ильиничны, олицетворяет трудную долю женщины-казачки, ее высшие нравственные качества. Жизнь с мужем была для нее несладкой. Порой, вспылив, он тяжко избивал ее. Ильинична рано постарела, много болела, однако до последнего дня оставалась заботливой и энергичной хозяйкой.

Ильиничну М. Шолохов называет «мужественной и гордой» старухой. Ей присущи мудрость и справедливость. Ильинична - хранительница семейного уклада. Она утешает своих детей, когда им плохо, но она же сурово судит их, когда они совершают неправедные поступки. Она пытается отговорить Григория от чрезмерной жестокости: «Ты Бога-то... Бога, сынок, не забывай...». Все ее мысли связаны с судьбами детей, особенно младшего - Григория. Но любит она не только детей и мужа, но и родную землю, терзаемую войнами и революциями.

Внешней и внутренней красотой отличен образ Аксиньи. Она полностью поглощена любовью к Григорию, в борьбе за счастье она проявляет гордость и мужество. Рано испытавшая всю горечь безрадостной доли женщины, Аксинья смело и открыто восстает против патриархальной морали. В ее страстной любви к Григорию выражен решительный протест против загубленной молодости, против истязаний и деспотизма отца и нелюбимого мужа. Борьба ее за Григория, за счастье с ним - это борьба за утверждение своих человеческих прав.

Мятежная и непокорная, с гордо поднятой головой, шла она против предрассудков, лицемерия и фальши, вызывая злые толки и пересуды. Через всю свою жизнь пронесла Аксинья любовь к Григорию. Сила и глубина ее чувства выразилась в готовности следовать за любимым на самые тяжкие испытания. Во имя этого чувства она бросает мужа, хозяйство и уходит с Григорием батрачить к Листницким. Во время Гражданской войны она идет с Григорием на фронт, делит с ним все невзгоды походной жизни. И в последний раз по его зову она покидает хутор с надеждой найти вместе с ним свою «долю» на Кубани. Вся сила характера Аксиньи выразилась в одном всеохватывающем чувстве - любви к Григорию.

Любит Григория и Наталья, женщина высокой нравственной чистоты. Но она нелюбима, и ее судьба отмечена страданием. Однако Наталья надеется на лучшую долю. Она проклинает Григория, однако любит его бесконечно. И счастье приходит, в семье воцаряются согласие и любовь. Она родила двойню - сына и дочь. Наталья оказалась столь же любящей и заботливой матерью, какой была и женой. Но , в конце концов , Наталья не может простить неверность мужа, отказывается от материнства и погибает. Уничтоженной и оскорбленной Наталья не хотела жить, потому что идеал ее жизни - чистота.

Полная противоположность ей - Дарья Мелехова, разбитная, беспутная бабенка, готовая «крутить любовь» с первым встречным. Но вот приходит решающий час - час испытаний, и за этой уличной моралью, за развязностью открывается что-то другое, доселе скрытое, что обещало другие возможности, другое направление и развитие характера. Дарья решила умереть, чтобы не быть обезображенной «дурной болезнью». В этом решении го рдый вызов и человеческая сила.

2. СЕРДЦЕ, УМЕВШЕЕ ЛЮБИТЬ (ОБРАЗ АКСИНЬИ В РОМАНЕ М. ШОЛОХОВА «ТИХИЙ ДОН»)

В романах М. Шолохова любят бурно, страстно, трагически. Любовная драма Натальи, трагическая история любви Григория и Аксиньи, любовь Нагульнова и Лушки - всякий раз перед нами открываются новые и новые грани человеческой личности, ее возможности.

Особым обаянием выделяется образ Аксиньи. Ей присущи и внешняя и внутренняя красота. Она упорно борется за свое счастье, рано испытав всю горечь женской доли, Аксинья смело и открыто восстает против рабского, приниженного положения женщины, против патриархальной морали.

В страстной любви Аксиньи к Григорию выражен решительный протест против загубленной молодости, против истязаний и деспотизма отца и нелюбимого мужа. Борьба ее за Григория, за счастье с ним - это борьба за утверждение своих человеческих прав. Мятежная и непокорная, с гордо поднятой головой, шла она против предрассудков, лицемерия и фальши, отвоевывая свое счастье с любимым человеком, вызывая злые толки и пересуды.

Через всю жизнь пронесла Аксинья любовь к Григорию, сила и глубина ее чувства выразилась в самоотверженности, в готовности следовать за любимым на самые тяжкие испытания. Во имя этого чувства она бросает мужа, хозяйство и уходит с Григорием батрачить к Листницким. Во время Гражданской войны она идет за Григорием на фронт, разделяя с ним все невзгоды походной жизни. И в последний раз по его зову она покидает хутор с надеждой найти вместе с ним свою «долю» на Кубани. Вся сипа характера Аксиньи выразилась в одном всеохватывающем чувстве - любви к Григорию.

Одним из постоянных определений человеческой сущности Аксиньи, ее борьбы за счастье становится в романе эпитет «гордая». У Аксиньи «гордое» лицо, презирая хуторские сплетни, она «гордо и высоко несла свою счастливую, но срамную голову». После ссоры с Мелеховыми она не здоровается с ними, «с сатанинской гордостью, раздувая ноздри, проходила мимо». Неоднократно повторенное определение «гордая» служит для выделения одной из самых существенных черт характера Аксиньи. Аксинья гордится не только своей яркой, волнующей красотой. Гордость ее выражает постоянную готовность отстаивать свое человеческое достоинство, показывает жизненную стойкость, силу и благородство характера.

Тяжкие жизненные испытания не сломали Аксинью, а наоборот, раскрыли в ней все самое лучшее. Если в начале романа она могла под влиянием минутного настроения изменить Григорию с Листницким, оскорбить Наталью, накричать на Пантелея Проко-фьевича, то в последнем томе она изменяется, проявляет любовь и понимание по отношению к другим людям. Новое чувство возникает у Аксиньи по отношению к нелюбимому мужу Степану - она начинает понимать его и жалеть по-своему. Меняется и отношение к Наталье: в последнем разговоре, когда Наталья приходит узнать, действительно ли Аксинья снова «завладала» Григорием, Аксинья уже не глумится над Натальей, как раньше, а здраво, почти как Ильинична, рассуждает: «Знаешь что? Давай об нем больше не гутарить. Жив будет... вернется - сам выберет». Аксинья любит детей Григория со всей полнотой материнских чувств («Они сами, Гриша, стали звать меня матерью, не подумай, что я их учила»). Не случайно Ильинична, так непримиримо раньше относившаяся к отношениям Григория с Аксиньей, как говорит Дуняшка, «прилюбила Аксинью в последнее время».

Мятежный характер Аксиньи, ее всеохватывающее чувство к Григорию открывают читателю красоту и богатство человеческих переживаний. Каждый из характеров, изображенных М. Шолоховым, несет в себе ту неповторимость, которая составляет разнообразие и богатство человеческого мира.

Каждая из женщин - героинь романа «Тихий Дон» - проходит свой крестный путь. Этот путь отмечен любовью не всегда счастливой, чаще - мучительной, но всегда - подлинной.

Тема любви в этом романе является одной из основных, ведь любовь - это чувство, заставляющее совершать подвиги и идти на преступление, чувство, способное свернуть горы, изменить ход истории, чувство, дающее счастье и вдохновение и заставляющее страдать, чувство, без которого жизнь не имеет смысла

3. ЖЕНСКАЯ ЛЮБОВЬ В РОМАНЕ «ТИХИЙ ДОН»

любовь женский дон тихий

Главные женские образы романа Михаила Шолохова "Тихий Дон" - это Наталья Мелехова и Аксинья Астахова. Обе они любят одного и того же казака, Григория Мелехова. Он же женат на Наталье, но любит Аксинью, а та, в свою очередь, замужем за другим казаком, Степаном Астаховым. Образуется очень традиционный любовный треугольник, важная составляющая сюжета романа. Но разрешается он очень трагически. К финалу романа умирают и Наталья и Аксинья. Что же привело двух почти во всем различных между собой женщин к печальному исходу? В самом общем виде на этот вопрос можно ответить так: любовь к Григорию. Наталья не может перенести того, что муж продолжает любить Аксинью, не хочет из-за этого иметь от него еще одного ребенка и совершает самоубийственный аборт, фактически ища смерти, а не просто стремясь избавиться от нежелательной беременности. Аксинью же любовь к Григорию гонит вместе с ним на Кубань. А поскольку Мелехов скрывается от властей, им приходится бежать от попавшегося навстречу патруля. Пуля патрульного случайно ранит Аксинью, и ранит смертельно.

Конец каждой из героинь по-своему закономерен. Наталья - женщина нервная, рефлектирующая. Она трудолюбива, красива, добра, но несчастна. Наталья, только узнав о сватовстве Мелеховых, заявляет: "Люб мне Гришка, а больше ни за кого не пойду!.. Не нужны мне, батенька, другие... Не пойду, пущай и не сватают. А то хучь в Усть-Медведицкий монастырь везите..." Она - человек глубоко верующий, богобоязненный. И чтобы решиться сперва на попытку самоубийства, а потом на убийство не родившегося еще ребенка, она должна была переступить через столь важные для нее христианские заповеди. Только сильнейшее чувство "любви и ревность подвигли Наталью на такие поступки. Горе свое она переживает в себе, не выплескивая его наружу. Аксинья же с самого начала "решила отнять Гришку у счастливой, ни горя, ни радости любовной не видавшей Натальи Коршуновой... Одно лишь решила накрепко: Гришку отнять у всех, залить любовью" владеть им, как раньше", до женитьбы. Но в столкновении двух любящих Григория женщин победителей, как мы знаем, не будет.

Когда из-за измены мужа Наталья временно возвращается в родительский дом, то "ей все казалось, что Григорий вернется к ней, сердцем ждала, не вслушиваясь в трезвый нашепот разума; исходила ночами в жгучей тоске, крушилась, растоптанная нежданной незаслуженной обидой". Аксинья, в отличие от Натальи, любит Григория не только сердцем, но и умом. Она готова бороться за любимого всеми доступными средствами. Аксинья активно стремится к своему счастью, делая при этом несчастной Наталью. Однако доброта свойственна ей в не меньшей степени, чем сопернице. После смерти Натальи именно Аксинья ухаживает за ее детьми, и они называют ее мамой.Натальяезадолгодо смерти склоняется к тому, чтобы вместе с детьми уйти в родительский дом, позволив Григорию уже открыто взять в свой курень Аксинью. Однако мать Григория, Ильинична, по авторскому определению, "мудрая и мужественная старуха", делать ей это категорически запрещает: "Смолоду и я так думала, - со вздохом сказала Ильинична. - Мой-то тоже был кобелем не из последних. Что я горюшка от него приняла, и сказать нельзя. Только уйтить от родного мужа нелегко, да и не к чему. Пораскинь умом - сама увидишь. Да и детишков от отца забирать, как это так? Нет, это ты зря гутаришь. И не думай об этом, не велю!" Тут "все, что так долго копилось у Натальи на сердце, вдруг прорвалось в судорожном припадке рыданий. Она со стоном сорвала с головы платок, упала лицом на сухую, неласковую"землю и, прижимаясь к ней грудью, рыдала без слез". В исступлении Наталья посылает самые страшные проклятия на голову неверного мужа: "Господи, накажи его проклятого! Срази его там насмерть! Чтобы больше не жил он, не мучил меня!.." И обрекает себя на мучительную смерть, пытаясь избавиться от его ребенка. Ильинична собиралась с помощью Пантелея Прокофьевича "отговорить от неразумного поступка взбесившуюся с горя сноху", но не успела. Наталья именно "с горя взбесилась". Аксинья уравновешеннее Натальи. Она тоже хлебнула немало горя, пережила смерть дочки. Однако воздержалась от резких, необдуманных поступков. Аксинье хочется, чтобыони с Григорием могли соединиться навсегда, избавиться от людских пересудов, зажить нормальной жизнью. Ей кажется, что эта мечта может сбыться после смерти Натальи. Аксинья нянчит Мелехов-ских детей, и те почти что признают в ней мать. Но Григорию так и не довелось спокойно пожить с ней. Почти сразу после возвращения из Красной Армии он вынужден бежать из родного хутора, поскольку опасается ареста за старые грехи - активное участие в Вёшенском восстании. Аксинья тоскует без него, боится за его жизнь: "Видно, и ее, такую сильную, сломили страдания. Видно, солоно жилось ей эти месяцы..." Тем не менее Аксинья с готовностью откликается на предложение Григория бросить дом, детей (их Мелехов рассчитывает забрать позднее) и отправиться с ним на Кубань навстречу неизвестности: "Как бы ты думал?.. Сладко мне одной? Поеду, Гришенька, родненький мой! Пети пойду, поползу следом за тобой, а одна больше не останусь! Нету мне без тебя жизни Лучше убей, но не бросай опять!.." Она, разумеется, не подозревает, что в этот раз они с Григорием будут очень недолго, что ждет ее скорая и нелепая гибель. Григорий переживает смерть обеих женщин- Но переживает. по-разному. Узнав, что на роковой шаг Наталью толкнул разговор с Аксиньей, рассказавшей его жене всю правду, Григорий "из горницы вышел постаревший и бледный; беззвучно шевеля синеватыми, дрожащими губами, сел к столу, долго ласкал детей, усадив их к себе на колени..." Он понимает, что виноват в смерти жены: "Григорий представил, как Наталья прощалась с ребятишками, как она их целовала и, быть может, крестила, и снова, как тогда, когда читал телеграмму о ее смерти, ощутил острую, колющую боль в сердце, глухой звон в ушах Как замечает автор: "Григорий страдал не только потому, что по-своему он любил Наталью и свыкся с ней за шесть лет, прожитых вместе, но и потому, что чувствовал себя виновным в ее смерти. Если бы при жизни Наталья осуществила свою угрозу - взяла детей и ушла жить к матери, если бы она умерла там, ожесточенная в ненависти к неверному мужу и непримирившаяся, Григорий, пожалуй, не с такой силой испытывал бы тяжесть утраты, и уж, наверное- раскаяние не терзало бы его столь яростно. Но со слов Ильиничны он знал, что Наталья простила ему все, что она любила его и вспоминала о нем до последней минуты. Это увеличивало его страдания, отягчало совесть немолкнущим укором, заставляло по-новому осмысливать прошлое и свое поведение в нем..." Григорий, который ранее относился к жене безразлично и даже неприязненно, потеплел к ней из-за детей: в нем проснулись отцовские чувства. Он готов был одно время жить с обеими женщинами, каждую из них любя по-своему, но после смерти жены на время почувствовал неприязнь к Аксинье "за то, что она выдала их отношения и тем самым толкнула Наталью на смерть".

Однако гибель Аксиньи вызывает у Григория еще более глубокие страдания. Он видел, как "кровь текла... из полуоткрытого рта Аксиньи, клокотала и булькала в горле. И Григорий, мертвея от ужаса, понял, что все кончено, что самое страшное, что только могло случиться в его жизни, - уже случилось..." Опять Мелехов невольно способствовал гибели близкой ему женщины, и на этот раз она умерла буквально у него на руках. С гибелью Аксиньи жизнь для Григория почти потеряла смысл. Хороня любимую, он думает; что "расстаются они ненадолго...".

В "Тихом Доне" вообще очень много смертей. Умирают почти все члены семейства Мелеховых, и ни один курень на хуторе Татарском не обошла смерть. Так действительно было в гражданскую войну, когда погибло очень много казаков. И гибель двух главных героинь в этом смысле закономерна. Смерть Натальи и смерть Аксиньи, по замыслу писателя, должны углубить одиночество Григория к финалу повествования, оставив его только с единственным уцелевшим сыном Мишаткой: "Как выжженная палами степь, черна стала жизнь Григория. Он лишился всего, что было дорого его сердцу. Все отняла у него, все порушила безжалостная смерть. Остались только дети" (Григорий еще не знает, что дочь Полюшка померла "от глотошной"). Обречены на гибель в шолоховском романе и сильная волевая Аксинья, и более слабая Наталья. Трагедия гражданской войны усиливает трагизм и любовной линии "Тихого Дона".

Братцы, нет мне прощения!.. Зарубите, ради Бога... в Бога мать... Смерти... предайте!.."

Говорит он почти теми же словами, что и казак Егор Жарков, получивший смертельную рану в первую мировую войну и умоляющий товарищей прекратить его мучения: "Братцы, предайте смерти! Братцы!.. Братцы... Что жвы гля-ди-те-е-е?.. Аха-ха-а-а-а-а!.. Братцы, предайте смерти!.."

Мелехов, в отличие от Жаркова, у которого из разорванного живота вываливаются кишки, не ранен, но испытывает почти такие же мучения, что приходится убивать соотечественников, русских людей, казаков, мужиков, матросов... Даже убивая противника в честном бою, он испытывает порой нравственные муки. Что уж говорить об убийстве безоружных. Правда, мстя за Петра, Григорий и так черное дело делает. Но чувство мести быстро проходит. И узнав, что в руки казаков попали убийцы Петра, Григорий спешит в родной хутор не затем, чтобы ускорить их гибель, а наоборот, чтобы спасти от смерти. Но он опоздал: в ходе самосуда Ивана Алексеевича убивает вдова Петра Дарья.

Поистине, "что делается с людьми"! Озверения, вызванного гражданской войной, Григорий не приемлет. И в конечном счете оказывается чужим во всех враждующих станах. Он начинает сомневаться, ту ли правду ищет. Мелехов думает о красных: "Они воюют, чтобы им лучше жить, а мы за свою хорошую жизнь воевали... Одной правды нету в жизни. Видно, кто кого одолеет, тот того и сожрет... А я дурную правду искал. Душой болел, туда-сюда качался... В старину, слышно, Дон татары обижали, шли отнимать землю, неволить. Теперь - Русь. Нет! Не помирюсь я! Чужие они мне и всем-то казакам". Чувство общности испытывает он только с земляками казаками, особенно в пору Вёшенского восстания. Мечтает о том, чтобы казаки были независимы и от большевиков и от "кадетов", но быстро понимает, что никакой "третьей силе" в борьбе красных и белых не остается места. В белоказачьей армии атамана Краснова Григорий Мелехов служит без воодушевления. Здесь он видит и грабеж, и насилия над пленными, и нежелание казаков воевать за пределами области Войска Донского, и сам разделяет их настроения. И так же без энтузиазма воюет Григорий с красными после соединения вёшенских повстанцев с войсками генерала Деникина. Офицеры, задающие тон в Добровольческой армии, для него люди не просто чужие, но и враждебные. Недаром врагом становится и есаул Евгений Листницкий, которого Григорий за связь с Аксиньей избивает до полусмерти. Мелехов предчувствует поражение белых и не слишком печалится по этому поводу. По большому счету война ему уже надоела, а исход едва ли не безразличен. Хотя в дни отступления "временами у него рождалась смутная надежда на то, что опасность заставит распыленные, деморализованные и враждующие между собою силы белых объединиться, дать отпор и опрокинуть победоносно наступающие красные части". ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Каждый человек понимает, что такое любовь, по-своему. В романе М.Шолохова раскрываются все грани этого чувства, автор позволяет нам взглянуть на него с разных сторон, помогает понять, что любви нельзя дать однозначного определения. Даже один и тот же человек может чувствовать так по-разному! Ярким доказательством тому является любовь Григория Мелехова, главного героя романа.

Вообще традиции и моральные устои, сложившиеся в казачьем обществе, не располагают к проявлениям нежных чувств. Нрав казака отличается предельной простотой, отсутствием каких-либо предрассудков, присущих аристократическому обществу. Но в то же время казаки в большинстве своём грубы и жестоки, неуважительны по отношению к женщинам. В самом раннем детстве мальчик видит, как отец пренебрежительно, даже презрительно обращается с матерью, и эту модель отношений переносит на свою семью. Мелехов выделяется из всех казаков особенной чувствительностью, человечностью, способностью сопереживать, тонко чувствовать чужую боль. Он обладает доброй душой, огромным потенциалом теплоты и нежности. Но мягким и жалостливым не пристало быть казаку. Неудивительно, что, боясь насмешек, Григорий заглушает в себе голос сердца и светлые душевные порывы скрывает за напускной чёрствостью. Вспомним, например, эпизод с утёнком, случайно перерезанным косой на лугу: проснувшееся внезапно чувство жалости Гришка стыдливо прячет от других и от себя самого. Он не знает о том, что должно существовать какое-то уважение к женщине, не знает о романтике, и смешно, наверное, ему представить рыцаря, поющего серенады под окном своей возлюбленной. Но вот он встречает Аксинью, свою первую любовь. По представлениям казаков, она несказанно красива. Но не простая её красота, а словно порочная, запретная и оттого ещё больше влекущая. Какая-то загадка и призыв таятся в этих “бесстыдно-жадных, пухловатых” губах, в пушистых завитках на шее, в чёрных глазах, горящих неистовым огнём. Этот огонь будил в душе Григория страсть, а жизнь без душевной бури, без пожара не была для него жизнью. Поэтому Аксинья стала просто необходима ему, словно в её душе он черпал жизненные силы. Тот факт, что она была замужем, только подзадоривал его. И Гришка стал для Аксиньи не безразличен, а любим. Повидавшая в жизни много горестей и страданий, не знавшая ласки, ещё девчонкой изнасилованная собственным отцом, а в замужестве чуть ли не каждый день избиваемая Степаном, она обрадовалась вниманию “чёрного ласкового парня”, потянулась к нему: “На заре, просыпаясь доить коров, она улыбалась и, ещё не сознавая отчего, вспоминала: «Нынче есть что-то радостное. Что же? Григорий... Гриша...»” Это чувство, сначала вроде шутливое и несерьёзное, перерастало в настоящую любовь. Этих гордых, своевольных, свободолюбивых, страстных людей, таких похожих друг на друга, свела сама судьба. Они были предназначены друг другу свыше.

Любовь Аксиньи и Григория была так сильна, что заставляла их пренебрегать общественным мнением, взглядами людей на хуторе.

Шолохов проводит своих героев через испытания. Первое испытание - женитьба Григория. Женившись на Наталье и бросив Аксинью, он поступил подло. Сколько боли, моральной и физической, должна была перенести она из-за эгоистичности Мелехова! “Сучка не захочет - кобель не вскочит”, - отвечал он Аксинье, когда та попыталась его обвинить. Виноваты были, действительно, оба, но ответственность несла одна она.

Григорий был молод и неопытен тогда, но его сердце было мудрее его, оно тянулось к Аксинье. В далёких походах, на войне, в объятиях какой-нибудь жалмерки, где бы ни был Мелехов, всегда он вспоминал свою любимую, её пушистый завиток на шее, и нежность переполняла его душу: “Григорий в мыслях, спутанных, как сетная дель, ворошил пережитое, натыкался в этой ушедшей куда-то в невозвратное жизни на Аксинью, думал: «Любушка! Незабудняя!»” Даже её измена с Листницким не вытравила этого чувства. Как ни пытался Григорий возненавидеть, забыть, всегда перед глазами стоял гордый, “победный” взгляд Аксиньи. Сам Гришка был не без греха, так что же Аксинью попрекать? Пережитые вместе горести и радости роднили их: “А я, Ксюша, всё никак тебя от сердца оторвать не могу. Вот уж дети у меня большие, да и сам я наполовину седой сделался, сколько годов промеж нами пропастью легли... А всё думается о тебе”. Он вновь возвращался к ней, с новой силой загоралась их любовь, в ней они находили силы, и ничто в мире больше не существовало для них.

Но Шолохов дарит своему герою и другую любовь - Наталью. Пантелей Прокофьич женил Гришку как будто со злости, насильно. Сразу после свадьбы Наталья, хотя и милая, добрая, простодушная, открытая, покорная, безответная, заботливая, но по-девичьи несмелая, застенчивая, скромная и неопытная в любви, со своей “равнодушной, медлительной кровью”, опротивела Григорию: “Чужая ты какая-то... Ты - как этот месяц: не холодишь и не греешь. Не люблю я тебя...”

Аксинья тогда занимала все его мысли. А наивная девчонка уже влюбилась в своего мужа без памяти, ещё толком не зная его. Обменявшись с женихом кольцами, Наталья отдала ему душу. Оставив её, Григорий загубил её молодость. Мучительно было несчастной видеть насмешливые взгляды прохожих, узнавать о сплетнях. Легкомыслие Мелехова толкнуло Наталью на самоубийство. Но ей повезло: она выжила. Повезло потому, что не всю жизнь было суждено Григорию причинять людям боль. Он повзрослел, помудрел, в нём возникла потребность в мирном пристанище. Ему надоела вся эта суета, огонь, война, захотелось тишины и покоя. Этот покой он нашёл у себя дома, в преданных глазах своей законной жены Натальи.

Наталья изначально ассоциировалась у Григория с умиротворением, успокоением, а Аксинья - с огнём, с бурей, со стихией. На сближение Натальи и Григория также очень сильно повлияло рождение детей. Дети были тем, что объединяло их, для Мелехова они были подарком: “Детская любовь возбудила у Григория ответное чувство, и это чувство, как огонёк, перебросилось на Наталью”. Он действительно полюбил Наталью так же сильно, как Аксинью, но другой любовью: “Она была рядом с ним, его жена и мать Мишатки и Полюшки... слегка склонив голову набок, сидела она, такая жалкая, некрасивая и всё же прекрасная, сияющая какой-то чистой внутренней красотой”.

Мелехов любил и Аксинью, и Наталью одновременно, он никогда не думал, что одна может заменить ему другую. Для Григория, находившего повсюду лишь жестокость и кровь, единственной жизненной правдой оставалась любовь, которую он пронёс через все трудности и всегда хранил в своём сердце. Для Аксиньи любовь - источник жизни, её единственная радость и её невыразимое страдание. Для Натальи Григорий - сама жизнь.

Вот таким многогранным, разноликим показывает нам М.А. Шолохов это великое, во многом н епонятное, непознанное чувство.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Краткая биография М.А. Шолохова. История создания романа "Тихий Дон". Честь и достоинство в жизни Г. Мелехова. Влияние вешенского восстания на характер героя. Драматические дни Новороссийска в жизни Г. Мелехова. Идея благополучного исхода романа.

    реферат , добавлен 28.11.2009

    Анализ творчества М. Шолохова – писателя советской эпохи, продолжателя реалистических традиций классики в русской литературе. "Мысль семейная" в романе М. Шолохова как отражение внутреннего мира главного героя в романе "Тихий дон". Трагедия Г. Мелехова.

    реферат , добавлен 06.11.2012

    Мастерство М. Шолохова в изображении семейных и любовных отношений (Григорий и Наталья, Григорий и Аксинья). От прототипа к образу: роль женских образов и прототипов в романе-эпопее М. Шолохова "Тихий Дон". Использование исторических событий в романе.

    дипломная работа , добавлен 18.07.2014

    Изучение сюжетной линии романа М.А. Шолохова "Тихий Дон" - произведения, где повествуется о грандиозной революции, о катаклизме, пережитом Россией, но так же рассказывается о драматической, трагической любви главных героев - Григория, Аксиньи и Натальи.

    презентация , добавлен 15.03.2011

    Роман Михаила Александровича Шолохова "Тихий Дон" - повествование о грандиозной революции, катаклизме, пережитом Россией. Трагическая любовь Григория и Аксиньи - любовь или "беззаконная" страсть? Отношение жителей хутора к главным героям и их любви.

    презентация , добавлен 21.11.2011

    Тема Гражданской войны как одна из центральных в русской литературе XX века. Гражданская война и революция: в годину смуты и разврата. История рода Мелеховых в романе М.А. Шолохова "Тихий Дон". Трагедия человека в период великой ломки социальной системы.

    курсовая работа , добавлен 27.10.2013

    Основные черты концепции женственности в русской культуре. Особенности отражения национальной концепции женственности в женских образах романа М. Шолохова "Тихий Дон" и их связи с национальной русской традицией в изображении женщины в литературе.

    дипломная работа , добавлен 19.05.2008

    Михаил Шолохов как один из самых ярких писателей XX века. Основные функции и роль пейзажа в романе-эпопее М.А. Шолохова "Тихий Дон". Природа тихого Дона, далекая степь и просторы как отдельные герои в романе. Отражение реальных событий на фоне природы.

    курсовая работа , добавлен 20.04.2015

    Проблематика, система образов, жанровое разнообразие романа Булгакова "Мастер и Маргарита", история его создания. Особая выразительность и смысловая насыщенность образов. Роман Шолохова "Тихий Дон", история его создания. Реализм женских образов и судеб.

    реферат , добавлен 10.11.2009

    Роман М.А. Шолохова "Тихий Дон" - значительное произведение о трагедии донского казачества в годы революции и гражданской войны. Исследование литературного стиля, значение фразеологизмов и слов-символов. Идеи романа-эпопеи и анализ языкового содержания.

СПАСИТЕЛЬНАЯ ЖЕНСКАЯ ЛЮБОВЬ ПО РОМАНУ М. ШОЛОХОВА «ТИХИЙ ДОН»

«Тихий Дон» М. Шолохова -- роман о судьбах народа в переломную эпоху. Драматично складываются судьбы основных действующих лиц романа. Сложно складываются и женские судьбы, отмеченные глубоким и ярким чувством любви.

Образ матери Григория Мелехова, Ильиничны, олицетворяет трудную долю женщины-казачки, ее высшие нравственные качества. Жизнь с мужем была для нее несладкой. Порой, вспылив, он тяжко избивал ее. Ильинична рано постарела, много болела, однако до последнего дня оставалась заботливой и энергичной хозяйкой.

Ильиничну М. Шолохов называет «мужественной и гордой» старухой. Ей присущи мудрость и справедливость. Ильинична -- хранительница семейного уклада. Она утешает своих детей, когда им плохо, но она же сурово судит их, когда они совершают неправедные поступки. Она пытается отговорить Григория от чрезмерной жестокости: «Ты Бога-то... Бога, сынок, не забывай...». Все ее мысли связаны с судьбами детей, особенно младшего -- Григория. Но любит она не только детей и мужа, но и родную землю, терзаемую войнами и революциями.

Внешней и внутренней красотой отличен образ Аксиньи. Она полностью поглощена любовью к Григорию, в борьбе за счастье она проявляет гордость и мужество. Рано испытавшая всю горечь безрадостной доли женщины, Аксинья смело и открыто восстает против патриархальной морали. В ее страстной любви к Григорию выражен решительный протест против загубленной молодости, против истязаний и деспотизма отца и нелюбимого мужа. Борьба ее за Григория, за счастье с ним -- это борьба за утверждение своих человеческих прав.

Мятежная и непокорная, с гордо поднятой головой, шла она против предрассудков, лицемерия и фальши, вызывая злые толки и пересуды. Через всю свою жизнь пронесла Аксинья любовь к Григорию. Сила и глубина ее чувства выразилась в готовности следовать за любимым на самые тяжкие испытания. Во имя этого чувства она бросает мужа, хозяйство и уходит с Григорием батрачить к Листницким. Во время Гражданской войны она идет с Григорием на фронт, делит с ним все невзгоды походной жизни. И в последний раз по его зову она покидает хутор с надеждой найти вместе с ним свою «долю» на Кубани. Вся сила характера Аксиньи выразилась в одном всеохватывающем чувстве -- любви к Григорию.

Любит Григория и Наталья, женщина высокой нравственной чистоты. Но она нелюбима, и ее судьба отмечена страданием. Однако Наталья надеется на лучшую долю. Она проклинает Григория, однако любит его бесконечно. И счастье приходит, в семье воцаряются согласие и любовь. Она родила двойню -- сына и дочь. Наталья оказалась столь же любящей и заботливой матерью, какой была и женой. Но в конце концов Наталья не может простить неверность мужа, отказывается от материнства и погибает. Уничтоженной и оскорбленной Наталья не хотела жить, потому что идеал ее жизни -- чистота.

Полная противоположность ей -- Дарья Мелехова, разбитная, беспутная бабенка, готовая «крутить любовь» с первым встречным. Но вот приходит решающий час -- час испытаний, и за этой уличной моралью, за развязностью открывается что-то другое, доселе скрытое, что обещало другие возможности, другое направление и развитие характера. Дарья решила умереть, чтобы не быть обезображенной «дурной болезнью». В этом решении гордый вызов и человеческая сила.

Сара Лавджой тайно влюблена в своего босса, греческого магната Алекоса Гионакиса, который не обращает на нее никакого внимания. Но после того, как она решает поэкспериментировать со своей внешностью, Алекос буквально не дает ей прохода, и вскоре их отношения выходят за рамки деловых. Сара мечтает о большой и светлой любви, но оказывается, что Гионакис просто использует ее в своих целях…

Шантель Шоу
Спасительная сила чувств

Глава 1

– Могу я вам чем-то помочь? – вежливо поинтересовался Алексос Гионакис, когда в понедельник утром вошел в свой кабинет и увидел там незнакомую женщину, которая возилась с его кофемашиной.

За последний месяц он поменял четырех персональных ассистенток, потому что ни одна из них не сумела навести порядок в его чрезвычайно напряженном рабочем графике. Но сегодня из отпуска должна была вернуться его сверхспособная личная помощница, и он с нетерпением ждал того момента, когда его жизнь снова войдет в привычное русло. Настроение Алекоса испортилось при мысли о том, что Сара по каким-то причинам может задержаться с выходом на работу и ему придется провести еще один день в компании временной секретарши.

Он быстрым взглядом окинул незнакомку, задержавшись на ее волосах, свободно ниспадавших ей на плечи и вобравших в себя множество оттенков, начиная от карамельного и заканчивая латте. Соблазнительная фигурка женщины была упакована в розовую блузку приглушенных тонов и кремовую юбку-карандаш длиной чуть выше колена.

Алекос с одобрением посмотрел на ее длинные ноги, красоту которых подчеркивали туфли на высоких каблуках и с открытым мыском, в котором виднелись ее пальчики. Он заметил, что лак на них был игриво-розового цвета, который больше подходил для пляжа, чем для престижного офиса "Корпорации Гионакис", находившегося на улице Пикадилли.

– Доброе утро, Алекос.

– Сара? – потрясенно выдавил Алекос.

Но когда женщина повернулась, он понял, что ошибки быть не могло. Несмотря на то что она стояла чуть поодаль, Алекос сразу же узнал эти невероятно зеленые глаза. Они были единственной заслуживающей внимания чертой его личной ассистентки. Точнее, так было раньше, когда Сара на протяжении двух последних лет приходила на работу в темно-синих юбках с пиджаками, которые она дополняла белыми блузками, застегнутыми на все пуговички, или черными водолазками.

До того как Сара вдруг надумала взять месячный отпуск, чтобы отдохнуть в Испании, Алекос описал бы внешний вид своей помощницы как ухоженный, практичный и откровенно скучный. Алекос конечно же не хотел ее отпускать, но она заявила, что не брала отпуск с тех пор, как начала работать в его компании, если не считать один выходной, когда она поехала на похороны матери. Сара тогда выглядела бледнее обычного, и, хоть Алекос не отличался особой чувствительностью, он не мог не признать, что забота о неизлечимо больной матери могла истощить ее силы, поэтому он неохотно согласился и отпустил ее на целый месяц.

Алекос знал, что Сара любит историю, поэтому думал, что она выберет тур по историческим местам Испании. Там конечно же будет полно пенсионеров, и его помощница обязательно подружится с какой-нибудь старой девой или вдовой, которая путешествует в одиночестве и которая будет признательна Саре за присущую ей доброту.

Он был очень удивлен, когда Сара заявила, что собирается в МСО-тур, что значило отдых для молодых, свободных и одиноких. Алекос предположил, что этот туроператор специализируется на организации отдыха для людей двадцати с небольшим лет, которые хотят каждый вечер проводить в клубах или веселиться на пляже. В газетах часто появлялись снимки с оргиями, которые устраивали британцы в Бенидорме. Когда Алекос заметил, что ее тур лучше назвать ДДС – Доступные Для Секса, – Сара захохотала и, к его большому изумлению, сказала, что не против как следует оторваться.

Алекос снова посмотрел на ее волосы. Сара всегда собирала их в аккуратный пучок с помощью целого арсенала металлических шпилек.

– Ты поменяла прическу, – бросил он. – Я пытался понять, почему ты выглядишь по-другому.

– Да, я подстриглась. Волосы были такими длинными, почти до пояса, и мне до смерти надоело каждый раз собирать их в пучок. – Она провела рукой по шелковистым прядям, которые в потоке солнечных лучей, льющихся через окна, заблестели, подобно золоту, и Алекос вдруг почувствовал какое-то внутреннее волнение. – А еще я сменила очки на контактные линзы. Хотя, если честно, я еще не привыкла к ним. Иногда у меня слезятся глаза.

Алекос облегченно вздохнул оттого, что она хлопала своими ресницами не потому, что пыталась соблазнить его, а потому, что ей причиняли неудобство ее контактные линзы. Да, без своих очков в толстой оправе Сара выглядела по-другому. Тут же стали более заметными ее скулы, и ее лицо стало намного более привлекательным.

Ему стало интересно, не сделала ли она что-нибудь вроде пластической операции для своих губ. Алекос наверняка бы запомнил такие пухлые губки. Боже правый, ее нижняя губа была такой соблазнительной, что ему вдруг захотелось поцеловать ее. Алекос отбросил эту нелепую идею и напомнил себе, что перед ним его Серая Мышка. Именно так окрестила Сару одна из легиона длинноногих белокурых любовниц Алекоса.

Это прозвище подходило непримечательному внешнему виду Сары, но никак не ее чувству юмора, острому уму и не менее острому язычку. Алекос уважал свою личную помощницу, потому что Сара Лавджой была единственной женщиной, которая не боялась высказывать свое мнение, даже если оно отличалось от его собственного.

– Я отнесу кофе на ваш стол? – Не дожидаясь ответа, Сара пересекла комнату и поставила чашку на стол.

Алекос с замиранием сердца смотрел, как при ходьбе соблазнительно покачивались ее бедра, а когда она чуть наклонилась над столом, юбка плотнее облегла ее ягодицы.

Он громко прокашлялся и, сжав ручку портфеля, прикрылся им, чтобы Сара не заметила, что он возбужден. Да что, черт подери, творится с ним? Впервые за этот месяц Алекос проснулся в чудесном настроении, зная, что сегодня на работу вернется его суперспособная помощница и они начнут разгребать дела, которые скопились за время ее отсутствия.

Но мысли о работе тут же улетучились, стоило Саре повернуться к нему лицом, и он заметил, как розовая шелковая блузка мягко подчеркивает ее упругую грудь. Две верхние пуговички были расстегнуты недостаточно для того, чтобы увидеть ложбинку, но более чем достаточно для того, чтобы Алекос с лихорадочно бьющимся пульсом представил, как снимает с нее эту блузку и кружевной бюстгальтер, который просматривался под тонкой тканью.

Алекос с трудом оторвал взгляд от груди Сары и посмотрел на ее удивительно тонкую талию. Он снова прокашлялся.

– Ты… Э-э… Кажется, ты немного похудела.

– Вообще-то на два килограмма. Наверное, благодаря активному образу жизни, который я вела в отпуске.

Интересно, чем именно она занималась в этом туре для молодых, свободных и одиноких? Алекос не отличался богатым воображением, но сразу же представил, как его личная помощница забросила все свои экскурсии и наслаждалась жизнью в обществе какого-нибудь испанского ловеласа.

– Ах да, твой отпуск. Надеюсь, ты отдохнула?

Она довольно улыбнулась, отчего стала похожей на кошку, вылакавшую целую миску сметаны.

– Рад за тебя, – натянуто бросил Алекос. – Но теперь ты вернулась на работу, и мне непонятно, почему ты пришла в одежде, более подходящей для пляжа, чем для офиса.

Когда он говорил таким ледяным, неодобрительным тоном, окружающие тут же принимали его ко вниманию и отвечали уважительно, как он того требовал. Но Сара просто пожала плечами и провела руками по юбке.

– Ну, на пляже я носила намного меньше одежды. На Французской Ривьере для женщин вполне приемлемо загорать топлес.

Неужели Сара ходила без бюстгальтера? Алекос попытался не представлять свою личную помощницу с выставленной на всеобщее обозрение грудью.

– Но мне казалось, ты поехала в Испанию?

– В последнюю минуту я передумала.

Пока Алекос переваривал тот факт, что его в высшей степени организованная помощница могла передумать в последнюю минуту и отправиться в совершенно другое место, чем было задумано, она медленно подошла к нему. Почему он никогда раньше не замечал, как поблескивают, словно изумруды, ее глаза, когда она улыбается? Алекос сердился на себя за такие поэтические глупости, но не мог отвести от нее взгляд.

Сара сменила не только прическу и стиль одежды, она также выбрала другие духи: соблазнительный аромат, в котором соединились цитрусовые и насыщенные нотки экзотических цветов. Алекос не смог оставаться равнодушным, чувствуя, как тяжелеет его плоть.

– Итак, чем мы займемся сейчас? – промурлыкала Сара.

– Что? – Алекос застыл, а его воображение тут же нарисовало картинку, где Сара лежала раскинувшись на его кожаном диване, с задранной до талии юбкой и разведенными в сторону ногами, ожидая, когда он займет свое место между ее бедрами.