Впервые был запрещен детский труд. B_a_n_s_h_e_eуже много чего писала про ужасы викторианской жизни: про…: anna_warvick

Детство – это время, которое должно быть посвящено учебе и воспитанию, играм и прогулкам. К сожалению, во многих странах мира, в том числе и в России, многим детям приходится в раннем возрасте работать.

Трудовая деятельность для подростков строго ограничена возрастными рамками. Дети растут, они не могут переносить тяжелые физические нагрузки. Все это может негативным образом сказаться на их здоровье в будущем.

Незаконный детский труд имеет название – эксплуатация детского труда. Ст. УК РФ, регламентирующая подобного вида нарушения, вовсе отсутствует, что осложняет осуществление контроля за эксплуататорами.

В данной статье мы расскажем, что такое эксплуатация детского труда, и какие в нашей стране есть ограничения на труд подростков.

Дети – особо защищаемый объект правоотношений в любой стране . Грань между принудительной эксплуатацией и добровольной помощью ребенка очень тонкая.

Многие семьи считают в порядке вещей ситуацию, когда их ребенок наравне со взрослыми копает поля картошки или месит бетон для строительства семейного коттеджа.

У нас в стране нет законных оснований для привлечения к ответственности таких родителей . А ведь после такого детства у детей появляются то межпозвоночные грыжи, то сердечно-сосудистые отклонения.

Эксплуатация детского труда – проблема мирового масштаба. Именно поэтому ее регулирует большое число международных правовых актов и конвенций.

Борьба, прежде всего, развернута в рамках освобождения от рабства детей в бедных странах. Там дети часто трудятся на сексуальном поприще или вообще распродаются на органы.

Итак, эксплуатация детского труда недопустима на основании следующих документов:

  • Международная Конвенция по правам ребенка 1989 года. Наша страна, наряду с сотней других стран, ратифицировала данный документ. Согласно ему, страны обязаны защищать детей от эксплуатации, обеспечивать их реабилитацию.
  • Конституция РФ. Ст. 37 закона гарантирует свободу труда и право на его достойную оплату.
  • ФЗ №273 «Об образовании» запрещает привлечение ребенка к труду вне системы образования в школе.
  • Трудовой Кодекс строго регламентирует правила приема на работу несовершеннолетнего.

Среди правоведов и общественности давно говорят о необходимости закрепления эксплуатации детского труда в УК РФ.

Сейчас на 2019 год в кодексе есть только ст. 127.1 и ст. 127.2, которые регулируют процессы торговли людьми и принуждение их к рабству.

Фактически наказаниям за эксплуатацию детского труда подвергаются только недобросовестные работодатели, которые должным образом не оформляют трудовые отношения с ребенком или вовсе не удосуживаются осведомиться о его возрасте.

Ни родители, ни школы не привлекаются за такие нарушения. Их в принципе никто не контролирует.

Итак, все основные правила официального трудоустройства подростков прописаны в ТК РФ. В частности, ст. 63 ТК РФ устанавливает минимальный возраст для старта трудовой деятельности.

В России подростки могут работать с 16 лет. Это общее правило, которое имеет свои частные случаи и исключения.

Так, например, если ребенок уже закончил школу в 9 классов или продолжает дальнейшее обучение заочно или на вечерних курсах, он имеет право начать работать с 15 лет.

Право на заключение трудового договора подросток имеет с 14 лет. Но для работы в таком возрасте установлены строгие требования. Труд не должен мешать учебе, причинять вред ребенку и происходить только в свободное время в легкой форме.

Продолжительность рабочего дня также имеет свои ограничения:

  • До 16 лет – не более 24 часов в неделю;
  • С 16 до 17 лет – не более 35 часов в неделю.

Во время учебного процесса нормы продолжительности рабочего дня подростка уменьшаются ровно вдвое.

Для того, чтобы официально оформить трудовые отношения с работодателем, ребенку потребуется лишь паспорт и медицинская справка, подтверждающая его хорошее здоровье.

Подписывать договор ребенок будет самостоятельно, если ему больше 15 лет . Если же ему только 14 лет – подпись в договоре будет ответственности родителей.

В принципе, и до 14 лет ребенок может начать работать . Но для этого установлены определенные трудовые сферы и области.

Такое трудоустройство возможно только с согласия родителей или опекунов и с разрешения органов опеки.

Сам ребенок, который стремился к быстрейшему трудоустройству, не будет нести никакой ответственности, равно как и его родители, допустившие незаконный труд. Нести ответственности в такой ситуации будет только работодатель.

Итак, если работодатель официально не регистрирует трудовые отношения с подростков или допускает ошибки в это регистрации к нему может быть применена штрафная санкция.

А именно:

  • Штраф от 1000 до 5000 рублей – на должностных лиц;
  • На ИП – штраф от 1000 до 5000 рублей или административное приостановление деятельности до 90 суток;
  • Для юридических лиц – штраф от 30 000 до 50 000 рублей или административное приостановление деятельности до 90 суток.

Такие меры прописаны в ст. 5.27 КоАП РФ и наступают за нарушения законодательства о труде и его охране.

За каждое отдельное нарушение правил ТК РФ предусмотрено наказание в соответствии со ст. 4.4 КоАП РФ.

Работодатели часто не боятся нарушать нормы ТК РФ, и эксплуатируют детский труд, обманывая подростков и не выдавая им заработную плату. Мало кто из них пойдет жаловаться на поведение компании, в которой они трудились.

Нередко дети становятся объектами сексуальной эксплуатации или рабства . Их принуждают вести половую жизнь, участвовать в съемках порнографических фильмов или заниматься проституцией.

Все это те же вариации трудовой эксплуатации, только с наличием отягчающих обстоятельств в виде насилия. Дети доверчиво вступают в непонятные им сексуальные отношения, стыдясь рассказать об этом родителям или другим людям.

Подростки дают отклик на сексуальное рабство из меркантильных интересов, ведь преступники обещают им высокий доход и тайну участия.

С такими преступлениями в нашей стране намного жестче. В УК РФ есть несколько статей, регламентирующих такую эксплуатацию.

В частности, возможны следующие варианты ответственности:

  • Торговля людьми в отношении несовершеннолетних наказывается в соответствии со ст. 127.1 УК РФ лишением свободы от 3 до 10 лет.
  • Принуждение к занятию проституцией в соответствии со ст. 240 УК РФ наказывается лишением свободы от 3 до 8 лет.
  • Создание порнофильмов с участием детей в соответствии со ст. 242.1 УК РФ наказывается лишением свободы до 10 лет.

В Международной Конвенции по правам ребенка вопросам сексуальной эксплуатации отведены ст. 34 и ст. 35.

Особо остро проблема эксплуатации детского труда стоит в странах развивающихся или в странах третьего мира.

Особенно это развито в странах Африки и Азии . Там дети с малого возраста вынуждены торговать наркотиками или круглосуточно работать, чтобы не умереть с голоду.

Эксплуатация детского труда в России – это проблема, которая полностью не решена и требует детальной проработки в законодательстве РФ.

Необходимо не только жестко регламентировать в УК РФ наказание на незаконный труд несовершеннолетних, но и проводить информационно-воспитательные беседы в российских семьях, пропагандируя свободное и счастливое детство.

В последние десятилетия XVIII в. в Англии впервые в мире начали широко применяться машины в промышленности. Это был крупный шаг вперед в развитии человечества (см. стр. 305).

В наше время, в условиях социализма, каждая новая машина облегчает труд людей и повышает благосостояние общества. Иное дело при капитализме, в обществе, разделенном на эксплуататоров и эксплуатируемых. Появление машин там принесло новые беды и страдания трудящимся. Раньше, когда машин не было и производство велось вручную, оно требовало физической силы, сноровки, умений, приобретавшихся иногда в результате длительной выучки. Изготовлением промышленных изделий занимались главным образом мужчины. Первые же машины были крайне просты по своему устройству. Работать на них могли женщины и дети. Капиталисты предпочитали нанимать их на работу. Платить детям можно было значительно меньше, чем взрослым мужчинам; дети не могли оказать сопротивления фабрикантам и защитить свои интересы.

Долгие годы рост английской промышленности происходил за счет жесточайшей эксплуатации труда не только взрослых рабочих, но и сотен тысяч детей.

Беспросветная нужда заставляла родителей посылать своих детей на фабричную каторгу. На фабриках работали дети семи, шести и даже пяти лет. Работа начиналась в половине шестого утра и продолжалась до 8-9 часов вечера, т. е. 14-15 часов в сутки. В дни промышленной горячки, когда возрастал спрос на товары, рабочий день еще удлинялся. Бывали случаи, когда работа начиналась в 3 часа ночи и заканчивалась в 10 часов вечера. С трудом поднимали по утрам родители своих детей, измученных непосильным трудом. Опаздывать было нельзя, за это надсмотрщики жестоко избивали малолетних рабочих.

В течение всего рабочего дня дети стояли у машин. Садиться строго воспрещалось. Нельзя было разговаривать, отвлекаться от работы.

На фабриках изготовлялись хлопчатобумажные ткани. В рабочих помещениях стоял удушливый запах смеси машинного масла, хлопковой пыли и чада от сальных свечей. Хлопковая пыль так насыщала воздух, что все казалось как в тумане. Вдоль длинных рядов машин копошились маленькие фигурки. К ногам малышей были подвязаны высокие деревянные колодки, чтобы они могли доставать до машин. Посторонним посетителям фабрики сразу бросался в глаза изнуренный вид детей: лица их были по-старчески сморщены или болезненно одутловаты, взоры безжизненны или полны тоски.

Два раза в день устраивались получасовые перерывы для еды. Но и в эти минуты дети работали: они смазывали остановленные машины. Принесенную с собой скудную пищу они проглатывали на ходу.

Мучения детей становились нестерпимыми к вечеру, когда особенно сказывались усталость и изнеможение. Невольная дремота смыкала их глаза. То и дело надсмотрщики пускали в ход плеть.

Дети росли хилыми и слабыми, от долгого стояния за машиной у многих искривлялись ноги и позвоночник. Маленькие рабочие часто получали тяжелые увечья.

Дети трудились и под землей, в шахтах. Там они грузили уголь в вагонетки и катили их по рельсам. Самые маленькие открывали и закрывали воздушные заслонки. Проходы в шахтах часто бывали такими низкими, что приходилось ползти на четвереньках, привязав вагонетку к поясу и пропустив ремень между ног.

Женский и детский труд вытеснял труд мужчин. Многие рабочие семьи существовали на гроши, которые зарабатывали женщины и дети. Случалось, что ребенок был единственным кормильцем целой, семьи, а взрослые безуспешно пытались найти работу.

Рабочий Джо отправился однажды навестить своего друга Джека, которого не видел несколько лет. Разыскав лачугу Джека, он спустился в низенький подвал. В углу Джо увидел охапку соломы, покрытую старыми простынями. Она служила постелью. Джек сидел на обрубке дерева перед огнем и чинил чулки жены.

Черт возьми, Джек, что ты делаешь! Где твоя жена? - воскликнул Джо.

Жена на фабрике. Она отправляется туда в половине шестого утра и работает до восьми вечера. Когда Мэри возвращается, она совсем разбита и ничего делать не может. У меня нет работы, и не было ее уже три года. Да, Джо, есть достаточно работы для женщин и детей в нашей местности, но нет для мужчин. Легче сто фунтов стерлингов найти на улице, чем найти работу. Все теперь стало вверх ногами. Мэри должна работать, а я сидеть дома, смотреть за детьми, подметать, стирать, стряпать и штопать. Знаешь, Джо, это очень тяжело для человека, который привык к другому труду.

Об этой горестной беседе кто-то из приятелей Джо и Джека поведал в письме, которое попало в руки Фридриха Энгельса, и он опубликовал его в своей книге о положении рабочего класса в Англии.

Энгельс приехал в Англию в конце 1842 г. С глубоким интересом он стал изучать положение пролетариата в этой передовой в то время капиталистической стране. Энгельс прочел множество книг и документов, касающихся положения рабочих. Он посещал кварталы, где ютились рабочие, и своими глазами наблюдал ужасающую нищету. Энгельс ходил по узким кривым улочкам, окруженным высокими фабричными зданиями и покрытым вечной копотью. Грязные многоэтажные дома от подвала до самой крыши были битком набиты жильцами. Он видел хилых, болезненных детишек, одетых в лохмотья женщин, которые вылезали из сырых подвалов на дневной свет. Энгельс заходил в квартиры рабочих, где часто в одной небольшой комнате ютились по две семьи и пять или шесть человек спали на одной кровати.

Энгельс написал яркую и правдивую книгу «Положение рабочего класса в Англии». Она вышла в свет в 1845 г. и явилась грозным обвинительным актом против капитализма и буржуазии. И до Энгельса многие изображали страдания пролетариата. Эти люди обращались к капиталистам с просьбами помочь рабочим. Энгельс первый сказал, что пролетариат не только страдающий класс. Борющийся против капитализма пролетариат сам может изменить свое положение.

И действительно, рабочие Англии мужественно и стойко боролись с капиталистами. Они требовали сократить рабочий день, увеличить зарплату, оградить детей от беспощадной эксплуатации.

В 30-40-х гг. XIX в. в Англии развернулось могучее чартистское движение (см. стр.350).

В августе 1842 г. произошла стачка рабочих Ланкашира, получившая название «пробочной забастовки». Бастующие уносили с собой пробки от паровых котлов, чтобы не допустить возобновления работы на фабриках. Забастовщики ходили от фабрики к фабрике, призывая всех рабочих присоединиться к ним. В несколько дней стачка охватила десятки тысяч рабочих. Она была подавлена только при помощи войск и полиции.

В марте 1844 г. 40 тыс. углекопов северных районов Англии, узнав о намерениях владельцев шахт снизить зарплату, побросали свои кайлы и начали забастовку. Чтобы принудить рабочих к покорности, владельцы шахт и домов предложили рабочим очистить занимаемые ими квартиры. Все 40 тыс. семей оказались выброшенными на улицу. Больных и слабых, стариков и детей безжалостно вытаскивали из постелей и выталкивали из домов. И все-таки рабочие не сдавались. Только на шестой месяц забастовки, оказавшись под угрозой голодной смерти, рабочие прекратили сопротивление. Энгельс писал, что углекопы вели борьбу с выдержкой, сознательностью и мужеством, которые вызывали восхищение.

Борьба рабочих вынудила английский парламент принять меры к ограничению эксплуатации детей. В 1833 г. был принят закон, по которому труд подростков от 13 до 18 лет был ограничен 12 часами, труд детей в возрасте от 9 до 13 лет - 8 часами, а труд детей моложе 9 лет запрещен (за исключением шелкоткацких фабрик). Но закон этот остался на бумаге. Понадобилось еще несколько лет борьбы, прежде чем рабочие добились в 1844 г. принятия нового закона, по которому был установлен контроль над соблюдением условий труда детей. В 1847 г. рабочие Англии добились ограничения труда подростков 10 часами в день. Фактически и мужчины стали работать по 10 часов, так как трудились в одну смену с женщинами и детьми. В те годы это было большим завоеванием пролетариата Англии.

С конца 40-х гг. XIX в. применение труда детей стало сокращаться. К этому времени появилось много усовершенствованных сложных машин, управлять которыми детям было не под силу.

Бесчеловечная эксплуатация детей в первые десятилетия фабричного производства в Англии убедительно показывает, какой ценой был достигнут прогресс промышленности и рост богатств в этой передовой капиталистической стране Европы.

Детский труд применялся не только в Англии. Так было и во Франции, в Германии, России, США, Японии и в других странах. Да и теперь в капиталистических странах дети рабочих и бедноты не ограждены от эксплуатации.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Согласно переписи населения 1900 года, в Соединенных Штатах насчитывалось 1,7 млн. несовершеннолетних, вынужденных трудиться наравне со взрослыми. Уже к тому времени детский труд во многих штатах был под запретом, но едва ли где-то соблюдался. Лишь в 1908 году запрет распространился на всю страну, но и после этого понадобились еще годы, пока с проблемой не начали бороться по-настоящему. С 1910 по 1918 год фотограф Льюис Хайн документировал детский труд в США. По заданию организации National Child Labor Comittee (NCLC) он объездил всю страну, правдами и неправдами проникал на фабрики и шахты, немало рисковал. Во многом именно его снимки, а также лоббистская работа NCLC изменили в США взгляд на проблему.

(Всего 25 фото)

Спонсор поста: Центр персональной диетологии «Палитра питания» – ваш личный диетолог

1. Декабрь 1908 года, работница текстильной фабрики Mollahan Mills в Ньюберри, Северная Каролина.

2. 8-летний Ричард на лесопильном заводе в Истпорте, штат Мэн. Это 1911 год. Обратите внимание на перебинтованный палец.

3. Янаварь 1911 года. Работа за прядильным станком в Мэйконе, Джорджия.

4. Июль 1915 года. На сборе урожая сахарной свеклы в возде Шугар-Сити, Колорадо: 6-летняя Мэри, 8-летняя Люси и 10-летняя Итан.

5. Сигарная фабрика Englahardt und Co. в Тампе, Флорида.

6. 7-летний торговец газетами Феррис в городе Мобайл, Алабама. Октябрь 1914 года.

7. 8-летняя Дженни на сборе клюквы в Пембертоне, Нью-Джерси. 1910 год.

8. Август 1915 года, в западном Массачусетсе: 8-летний Джек на перевозке молочных бидонов. По свидетельству фотографа он сам их загружал.

9. 7-летняя Рози на разделке устриц в Блаффтоне, Южная Каролина. Снимок сделан в феврале 1913 года, к тому времени Рози работала уже 3 года.

10. Корзинное производство в Эвансвилле, Индиана. Октябрь 1908 года.

12. Сбор сахарной свеклы в Висконсине, июль 1915 года.

13. Октябрь 1916 года: 11-летняя Калли на сборе хлопка в графстве Поттаватоми, Оклахома. Привет, Узбекистан 21-го века!

17. В Нью-Йорке.

18. 11-летний курьер Перси в ноябре 1913 года в Шривпорте, Луизиана. На самом деле он в хорошем настроении: только что получил хорошие чаевые.

Прежде всего, необходимо уточнить, что не входит в понятие «детский труд». Выполнение детьми и подростками работ, которые не влияют на их здоровье и развитие, а также не препятствуют получению образования, обычно считается положительным явлением. К таким видам работ относятся помощь ребенка родителям по дому или в семейном деле, зарабатывание карманных денег после школы или во время школьных каникул. Все это способствует развитию ребенка и благосостоянию семьи, помогает ребенку получить навыки и опыт, которые потребуются в будущем для того, чтобы стать полноценным членом общества.

Эти виды деятельности не входят в понятие «детский труд». Под детским трудом понимаются виды работ и деятельности, которые:

  • в психическом, физическом, социальном или моральном отношении сопряжены с опасностью для детей или причинением вреда детям; и
  • лишают детей возможности учиться в школе из-за того, что:
    • они не имеют возможности ходить в школу;
    • они вынуждены совмещать обучение в школе с тяжелым и продолжительным трудом.

В своих экстремальных формах детский труд - это закабаление детей, отрыв их от семей, создание угрозы их жизни и здоровью, и/или вынуждение вести самостоятельную жизнь на улицах больших городов, причем зачастую с самого раннего возраста.

«Детский труд» - это работа, которая лишает детей детства, человеческого достоинства, возможности развить свой потенциал и наносящая вред их физическому и психическому развитию.

Конечно, невозможно дать точное определение понятию «детский труд», которое было бы пригодным по отношению к любой ситуации и любому государству. Как провести грань между «допустимыми» формами труда, выполняемого детьми, и «детским трудом»? Существует ли зависимость между отнесением того или иного вида работ к «детскому труду» и возрастом ребенка, выполняющего эту работу, условиями, в которых она выполняется, и целями, преследуемых каждым конкретным государством? Ответ на этот вопрос будет различным не только для каждого от государства, но и секторов внутри него.

Эта вопрос будущего любой нации

Очень важно обеспечить детям достойное детство и помочь им получить в будущем достойную работу, то есть такую работу, которая приносит пользу обществу и помогает человеку поддерживать достойное существование. Привлечение детей к работе, которая разрушает их чувство собственного достоинства, пагубно влияет на их здоровье, нравственность и лишает их возможности получить образование, серьезно подрывает экономическую жизнеспособность общества и долгосрочные перспективы его развития.

Детский труд необходимо рассматривать не только как причину, но и как следствие нищеты и низкого уровня развития. Дети, вовлеченные в наихудшие формы детского труда и не получившие даже базового образования, скорее всего превратятся в неграмотных, физически и интеллектуально ограниченных взрослых людей, у которых нет практически никакой возможности выбраться из плена нищеты, в которой они были рождены, и которые не могут способствовать развитию общества в целом. Так же, как и у них самих, и у их детей будет очень мало шансов на дальнейшее развитие. В нынешнем конкурентном мире процветание любого государства принципиально зависит от качества ее человеческих ресурсов; терпимость к наихудшим формам детского труда не позволяет осуществлять значительные инвестиции в человеческий капитал, что является задачей любого общества, думающего о своем будущем.

Даже если бы от использования детского труда и можно было получить краткосрочные экономические преимущества, их необходимо оценивать на фоне тех долгосрочных потерь в развитии нации, которые эти преимущества за собой повлекут.

В России закон 1 июня 1882 г . устанавливал запрет на работу детей до 12 лет , для детей 12-15 лет ограничивал время работы 8 часами в день (притом не более 4 часов без перерыва) и запрещал ночную (от 9 часов вечера до 5 часов утра) и воскресную работу, а также запрещал применение детского труда во вредных производствах.
Владельцы предприятий должны были «предоставлять возможность» детям, не имевшим свидетельства об окончании по меньшей мере одноклассного народного училища или приравниваемого к нему учебного заведения, посещать школы не менее 3 часов в день или 18 часов неделю.

Введение закона тут же вызвало противодействие со стороны промышленников.

Челябинск. Чаеразвесочная фабрика Высоцкого.

Ложкарное производство. Кустарные промыслы России 1910-е гг.

Столярное производство. Кустарные промыслы России 1910-е гг.

Производство деревянных трубок. Кустарные промыслы России 1910-е гг.

Окрашивание деревянной посуды. Кустарные промыслы России 1910-е гг.

Рабочие и работницы Товарищества ситцевой мануфактуры Альберта Гюбнера

Сначала была введена оговорка о том, что его действие будет ограничено лишь фабриками.
Затем отсрочили его ввод на год (до 1 мая 1884 г)., причем еще два года по разрешению министра финансов допускались «в случае надобности» работа детей 10-12 лет и ночная работа (не более 4 часов) детей 12-15 лет.


Развеска чая в московской развесной товарищества "Губкин и Кузнецов"

В 1885 г. был принят закон «О воспрещении ночной работы несовершеннолетним и женщинам на фабриках, заводах и мануфактурах». По нему воспрещалась ночная работа подростков до 17 лет и женщин на хлопчатобумажных, полотняных и шерстяных фабриках. Вступил в силу с 1 октября 1885 г.

Однако, его распространили только на вредные работы в фарфоровом и спичечном производствах .
В 1897 г. закон был распространён также на все текстильное производство .


Цех Никольской мануфактуры. Местечко Никольское Владимирской губернии Нач. ХХ в.

Рогожное производство. Кустарные промыслы России 1910-е гг.


Из книги: Курская А.С. Производство часов в Москве и Московской губернии. М., 1914 г.

Законы 1882 и 1885 гг. имели значение временных правил с последующей доработкой.

Но в 1890 г. Законопроект, внесённый в 1890 г. уже ослаблял значение первоначальных законов.
Малолетних рабочих отныне могли, «когда по роду производств это окажется необходимым», привлекать к работе 9 часов в две смены по 4,5 часа. В стеклянном производстве разрешалось даже ставить малолетних на 6 часов ночной работы.
Законодательно определенное ночное время в определенных случаях было сокращено до промежутка с 10 часов вечера до 4 часов утра. Этот закон («Об изменении постановлений о работе малолетних, подростков и лиц женского пола на фабриках, заводах и мануфактурах и о распространении правил о работе и обучении малолетних на ремесленные заведения») был принят Государственным советом и высочайше утверждён 24 апреля 1890 г.

Рабочие во дворе типографии товарищества "Сытин И.Д. и Ко" в Москве на Пятницкой улице 1910-е гг

Накатчики Товарищества ситцевой мануфактуры Альберта Гюбнера 1884 г

В действительности же детей продолжали эксплуатировать, и, если в крупных городах производилось инспектирование, то в глубинке детский труд и детское бесправие существовало вплоть до 1917 года, пока не был принят первый кодекс о труде, гарантировавший 8-часовой рабочий день и запрещение использовать детей на работах до 16-ти лет.


Село Верховье, Солигаличского уезда. 1910-1914. из альбома Татьяны Дроздовой


В России даже во второй половине ХХ столетия от сельских жителей Карелии можно было услышать рассказы о том, как местные купцы помимо дров, сена, дичи поставляли в Петербург и живой товар. Они собирали малолетних детей у бедняков, обремененных большими семьями, и отвозили их в столицу, где детский труд был широко востребован.
Торговля детьми, скупка и доставка в Петербург дешевой рабочей силы становилась специализацией отдельных крестьян-промышленников, которых в быту именовали «извозчиками» или «рядчиками».
Мальчиков обычно просили разместить в магазины, а девочек — в модные мастерские. Родители снабжали ребенка одеждой и провизией на дорогу, паспорта же вручали промышленнику. С момента увоза судьба детей всецело зависела от случая и, прежде всего, от возницы-промышленника. «Извозчику» не платили за перевоз, он получал деньги с того человека, которому отдавал в обучение ребенка.
За каждого ребенка, сданного в учение на 4—5 лет, «извозчик» получал от 5 до 10 рублей. При увеличении срока обучения цена возрастала. Она в 3—4 раза превышала сумму, отданную скупщиком родителям, и в значительной степени зависела от внешних данных, состояния здоровья и расторопности малолетнего работника. Лавочник или хозяин мастерской оформлял ребенку вид на жительство, обеспечивал его одеждой и питанием, получая взамен право всевластно им распоряжаться.

Охрана детского труда законодательно распространялась лишь на крупное производство, где надзор за исполнением законов осуществляла фабричная инспекция. Ремесленные и торговые заведения оказывались вне этой сферы. Законодательно возраст вступления в ученичество не оговаривался. На практике обычно не соблюдалось и установленные «Уставом о промышленности» ограничения продолжительности рабочего дня учеников — с 6 утра до 6 вечера, и тем более, назидание мастерам: «…Учеников своих учить усердно, обходиться с ними человеколюбивым и кротким образом, без вины их не наказывать и занимать должное время наукою, не принуждая их к домашнему служению и работам». Условия жизни, в которых оказывались подростки, толкали их на преступления. Треть всех правонарушений, совершаемых малолетними в начале ХХ века (а это были в основном кражи, вызванные недоеданием), приходилась на учеников ремесленных мастерских .
( , старая не работает)
***



Фабрикант и рабочие.г. Юрьевец Костромской губ. (ныне Ивановская обл.),
1894-1917 из альбома Павла Маслакова


В 1894 году была запущена фабрика братьев Кухтериных - известных и удачливых томских купцов
Рабочий класс немедленно встал в очередь на новую фабрику - даже пристроить сюда ребятишек на набивку коробков родители считали великим счастьем, хотя... детский труд здесь был официально запрещен
На фабрике Кухтериных работало около 400 рабочих: мужчины, женщины и дети. Многие дети начинали работать в 7-8 лет.
Дети набивали коробки спичками. Набивать надо было так, чтобы ни одна спичка не упала. За каждую упавшую спичку платили штраф, за плохое отношение к машинам, станкам, инструментам платили штраф от 15 коп. до 1 руб. В то время коробка спичек стоила 9 копеек, столько же сколько стоило одно яйцо. Работали по 12-14 часов с перерывом на обед и чай / полдник/.
Норма для детей 400 коробков.
***http://ann-vas1.narod.ru/Artikle/s-istori.html

Из архивных источников известно, что весной с началом таяния снега у симских рабочих забирали детей в возрасте от 12 до 16 лет и отправляли на Бакальские рудники. Там их селили в казармах и заставляли дробить руду. Каждому ребенку давали урок - за день надробить и свезти на склад 50 пудов и получали они всего по 3 коп. в день.
***http://unilib.chel.su:6005/el_izdan/kalend2009/sim.htm

Рабочие на руднике Тетюхе-рудник, Приморский край, 1910 из альбома Елены Малининой

Но что представляли из себя шахты Питкяранты в шестидесятые-семидесятые годы XIX века? Вот как пишет об этом первый гидрограф Ладоги, полковник корпуса флотских штурманов А.П.Андреев в своем труде "Ладожское озеро":
"Во всем руднике не только что песни, но и голоса не слышно: стук молотка какой-то глухой, все мертвенно-могильно! ... Ночник маслянный и висит на палке, воткнутой в щель стены; подле него висит маленькая берестяная котомка с каким-то съедобным запасом. Под ногами валяются доски, поленья, куски руды - обстановка незавидная!..подле этой шахты есть здание, где множество мальчиков разбивают на мелкие куски вынутую из шахты руду и ее сортируют... "
http://pitkaranta.onego.ru/index.php?mod=plant
***


Подросток - уральский горнорабочий Пермская губ., 1900 из альбома Валерия Москалькова:

Эта фотография дробильщиков сделана на шахте в Пенсильвании, но условия на шахте в Питкяранте вряд ли были лучше

Бутылочный завод на одну стекловаренную печь был построен в 1898 году в 4-х километрах от поселка Султановский на берегу реки Кумы...К 1906 году на заводе работало уже 250 человек...
Вот что рассказал первый стеклодув завода Василий Арестович Мартыненко: «Главная фигура на заводе - это стеклодув. Обмакнет он тяжеленную полуметровую металлическую трубку в ванне, намотает на нее ком расплавленного стекла и бежит к станку, выдует бутылку и передаст ее отбивщику, а сам бежит в своих башмаках с деревянными подошвами, за новой порцией стекла. Жара невыносимая, но никаких вентиляторов, никаких механизмов очистки воздуха тогда не было.
В таких же условиях находились и подсобные рабочие: повертывальщики, отбивальщики, смазыватели форм и относчики. Их работа еще более однообразная и нудная».
Работали по 12 часов в смену. Бригада, состоящая из 8 человек, за смену могла в таких условиях выработать в среднем 1200 бутылок и получала за каждую сотню принятой приемщиком посуды по 60 копеек. Деньги распределялись среди бригады. Стеклодув получал за смену 2 руб. 60 коп., а подсобные значительно меньше: повертальщик - 24 коп., относчик - 18 коп.
На подсобных работах использовались дети, начиная с 8 - 9 лет. Поэтому хозяин с удовольствием брал на работу многодетные семьи, чтобы использовать дешевый детский труд.
***http://www.smga.ru/minvody_dorevolucionnoe_vremya.htm

Внутренний вид гуты (стеклодувного цеха) Никольского хрустального завода Бахметьевых Пензенская губ. ХIХ в. (?)

Перепись Иркутска 1864 г. зафиксировала применение и детского труда — 23% детей до 14 лет имели какое-либо занятие: 0,1% были заняты в государственной службе (были писцами); 1,5% в торговле (торговали, либо состояли купеческими приказчиками, конторщиками); 3,3% занимались различными ремеслами (больше всего было портных, сапожников, столяров, плотников, папиросников, скорняков, маляров, но были и мясники, каменщики, печники, прядильщики и др.); домашней прислугой, поденщиками и чернорабочими числилось 8,3% подростков до 14 лет; и больше всего — 9,8% были заняты домашним хозяйством, огородничеством и т.п. Дети, рано начинавшие свою трудовую деятельность, в большинстве своем были несчастны. Многие хозяева лавок, мастерских в крупных и губернских городах, не хотели прекращать работу даже на праздники, не желая, видимо, терять прибыль, а ведь у них большинство подмастерьев составляли малолетние, которые таким образом лишались не только отдыха, но и возможности учиться или по собственному желанию распоряжаться своим досугом в выходные и праздничные дни.

***http://new.hist.asu.ru/biblio/gorsib2_1/128-135.html


Строители ж/д мостов на транссибирской магистрали под Красноярском. Красноярск, 1906. из альбома Александра Ошурко

Глуховского прядильщика или ткача среди толпы можно было узнать по зеленому, землистому лицу.
Станки и машины в цехах были расставлены так тесно, что пробираться между ними можно было только боком, с опасностью для жизни. Экономя на всем, стремясь из всего выжать побольше прибыли, Морозов каждый клочок площади использовал с выгодой для себя. Движущиеся части машин — шестерни, ременные передачи, трансмиссии — не были ограждены точно так же из экономии, и на фабриках, из-за этого, каждый день происходили несчастные случаи. То рабочий во время чистки попадет рукой в машину, то он зацепится рваной рубахой за шестерню, то его затянет ремнем под вал трансмиссии. Больше всего страдали дети. Несчастные случаи с ними приключались наиболее часто; дети были менее осторожны, более подвижны, сильнее уставали на работе, нежели взрослые. Из статистических данных явствует, что в 1882 году 67 процентов всех несчастных случаев на Богородско-глуховской мануфактуре происходили с детьми.
Маленьких, худых ребятишек, из которых многим еще не миновало и восьми лет, заставляли таскать тяжелые тюки с хлопком, корзины с пряжей, коробки со шпулями. Жалкие, оборванные, едва держащиеся от усталости на ногах, они обтирали ветошью машины, подметали полы, топили печи. Они были разносчиками, рассыльными, ткацкими учениками. Они при полном рабочем дне с трудом зарабатывали на хлеб. Расчет производился с ними по очень простому
принципу: сколько каждый из них принесет корзинок или тюков, — а перепадало на каждого не более десятка, — столько и получит копеек.

*** http://www.bogorodsk-noginsk.ru/narodnoe/gluhovo20/1.html

Пусть их Россия остаётся их Россией там, за рубежом. Пусть продают своих детей в рабство. Там, на их родине.
= =
См. так же " "