Библия и хэллоуин. Православная церковь о празднике Хэллоуин: праздновать или нет

Шамиль (Павел) ЗАРИПОВ

Приближается 31 октября, когда множество людей внезапно начинает готовиться к так называемому хэллоуину (Halloween) — «Дню всех святых». Причём тут тыква, зачем молодёжь наряжается в демонов и чудовищ, и причём тут святые? Информация бралась из самых разных источников, отдельное спасибо сайту Русской Православной Церкви в Лондоне (РПЦЗ) за публикацию интересной проповеди .

Кельтский праздник урожая… и смерти

Праздник Хеллоуин появился среди кельтских племен Англии, Ирландии и северной Франции (Галии) в дохристианскую эпоху. Являясь язычниками, кельты верили в зарождение жизни из смерти. Начало «нового» года, новой жизни вообще, они отмечали глубокой осенью, в ночь с 31-го октября на 1-ое ноября, когда начиналась пора холода, тьмы и смерти. Есть распространённая среди католиков, православных и протестантов точка зрения, что кельты почитали бога смерти по имени Самайн, умилостивляя его жертвами, а другие источники говорят, что «Самайн» (Саман, Сауин и так далее) следует переводить с ряда языков кельтского происхождения как «конец лета».

Кельты считали, что в этот день бог умирает, чтобы позже родиться вновь. Потому в ирландском Samhain — это ноябрь, и в этот день начинается новый год. Также в этот день завершали складирование зерна, резали скот, делая запасы на зиму. Люди прыгали через костры. По преданию, в этот день умирали люди, нарушавшие обрядовые табу.

И в современных северных областях Ирландии и Шотландии проводятся всевозможные ритуалы умилостивления духов и в канун «новогоднего торжества» друиды (кельтские жрецы) тушили домашние очаги, огни, костры, светильники. Вечером следующего дня они зажигали огромный костер, на котором совершались жертвоприношения князю тьмы и смерти.

Друиды верили, что если бог смерти (или просто духи) останется довольным жертвенными воздаяниями своих верных, он разрешит душам умерших посетить в этот день свои дома. Отсюда и берет начало укоренившийся в языческом мире обычай бродить в ночь на Хеллоуин разряженными в костюмы приведений, ведьм и всяких других духов, символизирующих общение с загробным миром и нечистой силой.

Важной частью языческого культа является также и «забава» Trick-or-Treat (кошелёк или жизнь), представляющая собой ритуализированный акт приношения темным силам, состоящим на службе у Самхаина. Считалось, что души умерших, воцарившиеся в мире тьмы, холода и смерти, в день своего посещения мира живых испытывают неутолимый голод. Поэтому кельские язычники готовили угощения блуждающим во мраке ночи духам, ибо верили, что если они не будут умилостивлены приношениями, то гнев и проклятия Самхаина обрушатся на людей.

Видно, что праздник, в конечном итоге, выходит довольно-таки грустным и имеет мало отношения к христианству. Но почему же он сохранился в христианском мире?

Миссионерская дипломатия

Со дня Пятидесятницы (дня создания Церкви), служителям Христовым было необходимо вести миссионерскую деятельность в языческой среде. И порой вступали в смертельную конфронтацию, когда проповедников убивали. Но следом приходили новые люди, рассказывали о Христе, и в конце концов, Церковь победила. Почти трёхсотлетний опыт борьбы церкви с римским синкретизмом показал, что христианство победило не административной и не военной силой, а чем-то другим. Сверхъественной силой Святого Духа, который вдохновлял сотни и тысячи мучеников на их подвиг во имя Христа.

Также неправомочно считать, что христианство навязал Римской империи Константин Великий. Христиан в то время было не более десяти процентов, но просвещённый Святым Духом неглупый правитель понимал, что разрозненное противоречивое язычество не в состоянии что-либо противопоставить таинственной Силе, которая в ночь перед решающей битвой явила ему крест и сообщила «этим победишь!». Показать римлянину крест (орудие казни!) как оружие победы – это по-настоящему сильно. Но Константин поверил и вошёл и в историю и в святцы.

В Восточной Римской империи христианство стало государственной религией со всеми плюсами и минусами этого положения. У Церкви появился тот самый административный ресурс, и порой это поворачивалось и против неё самой – и снова оказывалась в позиции, казалось бы, безнадёжно гонимой. А иногда христианские правители силой или указами подавляли деятельность еретиков. Всё это было. Но Церковь всегда могла показать, чем она победила на самом деле.

В 7 веке в Англии бенедиктианский учёный монах Беда Достопочтенный составил «Церковная история народа Англов», где приводит историю миссионерской деятельности Церкви среди островных народов. И приводит интересное письмо самого святителя Григория Великого к посланному им аббату Меллиту.

«Когда Бог Всемогущий приведет вас к нашему преподобнейшему брату епископу Августину, сообщите ему мое решение, принятое после долгих раздумий относительно народа англов. Я решил, что храмы идолов этого народа не должны быть разрушены. Уничтожив находящихся в них идолов, возьмите святую воду, и окропите эти капища, и воздвигните в них алтари, и поместите святые реликвии. Ибо если храмы выстроены прочно, весьма важно заместить в них служение идолам службой Истинному Богу. Когда эти люди увидят, что святилища их не разрушены, они изгонят заблуждения из своих сердец и с большей охотой придут в знакомые им места, чтобы признать Истинного Бога и молиться Ему.

Также можно заменить каким-либо праздником присущий им обычай закладывать быков в жертву демонам. Так, в день освящения даров или в праздники святых мучеников, чьи реликвии помещены в храме, следует позволить им возводить вокруг храма шалаши из веток и праздновать там. Не давайте им приносить животных в жертву дьяволу, но пускай они сами употребляют их в пищу, благодаря Творца всех созданий за Его щедрые дары. Так через внешние радости им легче будет прийти к радостям внутренним; ведь невозможно в один миг лишить всего их неподатливые умы.

Человек, намеревающийся взойти на вершину, карабкается по уступам вместо того, чтобы перепрыгивать через них. Так и Господь, явив себя израильтянам в Египте, повелел им служить Ему теми же жертвами, что до того они приносили дьяволу, и приказал им закладывать животных в жертву Ему. Уже с иными чувствами они откладывали часть жертвы и оставляли прочее, и хотя они закладывали тех же самых животных, но приносили их в жертву Истинному Богу, а не идолам, и, значит, это была уже иная жертва. Это вы и должны передать нашему брату, дабы он в своем положении рассудил, как лучше это сделать».

И именно эта методика миссионерства, которая привела к наибольшей эффективности и во многом сформировала наш богослужебный круг. Так, у нас сегодня есть праздники, заместившие когда-то языческие. Например, доподлинно неизвестно когда именно родился младенец Иисус Христос. Но 25 декабря в Римской империи праздновали день Непобедимого Солнца (по разным версиям, Митры или Сола).

И вот, в 4 веке священноначалие принимает решение установить празднование Рождества Христова – с целью рассказать людям о праздновании рождения «Истинного Солнца Правды». В Писании и песнопениях Господь Иисус Христос называется Незаходимым Светом (Откровение, главы 21-22), и Солнцем правды (Малахия 4:2). В праздник заложена радость о том, что Господь пришёл в мир, чтобы принести нам спасение, в песнопения заложено догматическое поучение об учении Церкви. Сравните это с рекомендациями святителя Григория Великого, и вы будете смеяться над «разоблачениями», в которых утверждается, что православные празднуют языческие праздники.

Хеллоуин — дипломатический провал… или реакция?

Святые отцы раннехристианской Церкви, которая в то время была строго православной, старались противостоять языческой традиции кельтов и примерно в 5 веке установили в этот же день христианский праздник Всех Святых (в Восточной Церкви поминание Всех Святых совершается в первое воскресенье по Пятидесятнице, то пятидесятый день после Пасхи плюс неделя).

От праздника Всех Святых и происходит слово Хеллоуин — т.е. Аll Hallows’ Even, что значит «канун Всех Святых,» которое со временем сократилось до «Hallow E’En.» К сожалению, по незнанию или невежеству людей, языческое празднество, отмечаемое в один день с христианским праздником Всех Святых (на Западе), стали ошибочно называть Хеллоуин.

Приверженность западного общества языческому празднику свидетельствует о том, что попытки Западной церкви заманить языческое празднование христианским праздником и понятиями не имели успеха. Но почему языческий культ, явно противоречащий православной вере, так прочно укоренился среди многих христиан? Причины всего этого коренятся прежде всего в духовной апатии и вялости христиан, которые обильно питают безбожие, атеизм и богоотступничество.

Общество, убеждая нас в том, что Хеллоуин и подобные ему праздники, несмотря на свои явные языческие истоки и идолопоклонническую сущность, безвредны, невинны и не имеют большого значения, подрывает тем самым наши духовные устои, способствует распространению маловерия и атеизма.

Как в случае со многими неоязыческими культами (в том числе славянским), христианству удалось побороть сущность религиозной системы кельтов. Люди забыли страшную суть некоторых праздников, обрядов. Но Церковь, в рамках своей миссионерской дипломатии, попыталась взять от неё важное и достойное, чтобы дать людям старое содержание на новый лад – то есть память предков и почитание умерших.

Насколько успешно это получилось – можно судить по тому, что 31 октября в Западной Церкви память всех святых всё же чтится – там, где есть такое почитание. Люди вспоминают именно святых и молятся об усопших. Но параллельно существует некое остаточное явление от языческого праздника – со всеми известными атрибутами.

Отдельные участники хэллоуина зачастую считаются христианами и совершенно спокойно в этот день рисуют и вырезают тыквенные рожицы, одеваются в страшные костюмы и идут на тематические мероприятия, не осознавая несовместимости демонского обличия со званием христианина. Тогда как большая часть вообще отрицает религиозную подоплёку происходящего и даже могут быть атеистами. Но это особенно страшно, ведь человек вступает в праздное общение с тёмными силами, отвергая Бога. И становится игрушкой в руках этих сил.

На усилия Церкви побороть языческий праздник антихристиански настроенные люди ответили еще большим проявлением ревности в этот вечер. Mнoгие обряды совершались при осквернении и издевательстве над христианскими богослужениями, люди наряжались скелетами в насмешку над почитанием Церковью мощей святых, украденные кресты и даже Св. Дары употреблялись для кощунственных действий.

Фонарь Джека

Посмотрим в википедии, что из себя представляет фонарь Джека (он же зловеще улыбающаяся тыква). «Традиция вырезания лица из тыквы имеет многовековую историю. Согласно ирландской легенде (очевидно, что созданной уже после принятия христианства) жадный до денег кузнец-выпивоха Джек предложил как-то властителю преисподней пропустить с ним пару стаканчиков в трактире.

Когда пришло время расплачиваться, предприимчивый ирландец попросил дьявола обратиться монеткой. После чего Джек, не мудрствуя лукаво, быстро положил её к себе в карман, где как раз лежал серебряный крестик. Дьявол оказался в ловушке - «у Христа за пазухой». И, как ни старался, он не мог принять первоначальное обличье. В конце концов, дьявол добился своего освобождения, пообещав взамен год не строить Джеку козни, а также после его смерти не претендовать на его душу.

Во второй раз хитрый кузнец обвел вокруг пальца доверчивого Сатану, попросив его залезть на дерево за фруктами. Как только нечистый взгромоздился на раскидистую крону, Джек нацарапал на стволе крест. Так он выторговал себе ещё десять лет беззаботной жизни. Воспользоваться полученными привилегиями выпивоха Джек не смог, потому что в скором времени умер. После смерти грешника не допустили в рай. Ни Богу, ни дьяволу Джек оказался не нужен.

Неприкаянный ирландец в ожидании Судного дня был вынужден бродить по земле, освещая себе путь кусочком угля, который ему напоследок бросил лукавый. Джек положил тлеющий огонек в пустую репу и пустился в странствование. Отсюда и название фонаря - англ. Jack-o-lantern, сокращённое англ. Jack of the Lantern».

История интересная и даже в чём-то поучительная, но опять же, имеющая мало отношения к Православию. Но она отвечает на вопрос о том, кого же показывает нам светящаяся тыквенная голова. Точнее, изначально репы. Там же мы читаем интересное дополнение о распространении хеллоуинской резьбы по тыкве:

«Впервые «светильники Джека» появились в Великобритании, но первоначально для их изготовления использовали брюкву или репу. Считалось, что подобный плод, оставленный в День всех святых около дома, будет отгонять от него злых духов. Когда традиция празднования Хэллоуина распространилась в США (благодаря шотландским и ирландским мигрантам), светильники стали делаться из тыкв, более доступных и дешёвых. Впервые создание тыкв-светильников в Северной Америке было зафиксировано в 1837 году; этот ритуал, проводившийся во время сбора урожая, не имел никакого отношения к Хэллоуину вплоть до второй половины XIX столетия».

Подобная история есть и в текстах для чтения наших школьных учебников английского языка. Итак, мы узнаём из открытых источников (которые легко проверить другими), что традиция использования тыквы чрезвычайно поздняя. Но даже более древняя традиция изготовления подобных светильников исходит из легенды о падшей неприкаянной душе. В Православии нет учения о призраках людей. Неприкаянно бродят по земле, причиняя людям неприятности, только бесы.

Колядки или Кошелёк-или-Жизнь?

Я вырос в маленьком военном городке, и помню, что на рождественские святки по домам ходили всем известные детишки из неблагополучных семей. С некоторыми из них я учился в параллельном классе, и нам никогда не было жалко для них конфет, печенья и мелких денег.

В биографии отца реформации Мартина Лютера я встречал момент, что в юности, учась на юридическом факультете, он едва сводил концы с концами и зарабатывал на пропитание пением под окнами псалмов и других песнопений. По всей видимости, это была нормальная практика в католических странах. Получается, что эту традицию церковный народ также вполне успешно воцерковил.

Но если воцерковлённая молодежь сегодня поёт «Слава Богу родился Христос», тропари и кондаки, то народные колядочные песенки довольно жёсткие – кто не подаст, тому что-то будет («Кто даст, Тот - князь, Кто не даст - Того в грязь!»). Но что остаётся петь человеку, для которого не существует радости о родившемся Господе? А как мы уже знаем, с похожей мотивацией ходила по домам кельтская молодёжь. Кто не подаст (не принесёт жертву) – на того прогневаются духи, предки и так далее.

В самих колядках нет ничего языческого, если человек приходит попросить, неся в ответ светлую радость христианского праздника.

Ночь нечистой силы или о свободе быть человеком

В том, как отмечает хэллоуин современный секулярный мир, нет ничего христианского. Это очередной разнузданный праздник, спекулирующий на его якобы целиком христианском происхождении. Ясно об этом и говорит стремление приодеться пострашнее. Люди одевают костюмы скелетов, бесов, вампиров, зомби, красят лица страшным гримом и собираются на вполне разгульные действия, где часто рекой льётся алкоголь.

Люди приравнивают себя к нечисти забывая о высоком достоинстве человека. Светские гуманисты много говорят об этом, при этом отношение к религии выражают через категории свободы. Но Библия и Православная Церковь говорит о высшем предназначении человека. Человек свободен, он волен выбрать и путь полного порабощения себя стихиям мира сего, но при этом, как не парадоксально, потеряет свободу. Свободу быть человеком.

Отец Павел, совсем скоро часть нашего населения устремится в ночные клубы, выйдет на улицы, чтобы отметить «праздник» под названием . О том, что это плохо, всем православным христианам и так известно, поэтому хотелось бы поговорить о другом: как вести себя в той ситуации, когда часть родных и знакомых начинает сходить с ума?

Мне, как приходскому священнику, неоднократно приходилось слышать вопросы от родителей детей и подростков, которых в школе тем или иным образом втягивают во все это; иногда даже подобная инициатива исходит от администрации школы, от учителей. Особенно празднование характерно для частных учебных заведений. И хотя в школах учатся люди совершенно разных взглядов на жизнь, разных конфессий, с этим, тем не менее, совершенно не считаются. Когда я учился в школе, у нас тоже проводились балы-маскарады, карнавалы, и родители должны были помочь своему ребенку сделать какой-то костюм, чтобы он был в нем на новогоднем или ином балу. Но сейчас устраиваются специальные костюмированные вечеринки с надеванием масок вампиров, зомби, ведьм, всевозможной нечистой силы, и, конечно, дети, не имеющие еще духовного опыта, не очень понимают происходящее. Тем более что они воспринимают все с доверием, раз это исходит от учителя - взрослого, авторитетного человека.

Как в этом случае действовать? Во-первых, как мне кажется, нужно, прежде всего, разобраться в том, что вообще нам навязывают. Наверное, многим из различных источников известно, что имеет чисто языческие корни, хотя формально называется вечером накануне дня Всех святых. На самом деле - это чисто языческий праздник жертвоприношения кельтскому богу смерти во время праздника Самайн. Люди, служащие князю тьмы, надевали на себя маски всевозможных страшилищ, изображая мертвецов, которые вернулись в свои дома, если бог был удовлетворен. Постепенно этот языческий праздник фактически заменил и вытеснил память о празднике Всех святых, отмечаемом Западной Церковью в этот день, и не осталось между ними иной связи, кроме календарной. Так что Хэллоуин не имеет никакого отношения к христианству и является языческим праздником. А для каждого христианина даже формальное участие в язычестве, в языческих обрядах является изменой Христу.

Христианин должен всегда чувствовать свою ответственность за то, что происходит вокруг него, и в первую очередь - за свои собственные поступки. И как сказано в Священном Писании, человек даст ответ на Страшном суде не только за поступок, но даже за каждое праздное слово. Уж тем более за действие, связанное с языческим культом.

Вспоминаются жития мучеников за веру, которым предлагали формально (это известно из протоколов) отречься от креста. Им говорили: «Оставайтесь христианами, кланяйтесь Христу, молитесь Ему. Не надо даже никакого отречения произносить, просто опустите благовония на жертвенник Зевсу или Артемиде… Этим самым вы засвидетельствуете свое примирение с язычеством и законопослушность нашим языческим законам…» Но христиане не шли на это никогда, они понимали, что даже молчанием предается Бог, а не то что прямым участием в языческом культе.

Здесь - то же самое: нас пытаются втянуть в совершенно чуждое нам по культуре и по идеологии действие, чужое и по нашей национальной принадлежности, и по вероисповеданию. Мы, православные христиане, не можем участвовать в языческих обрядах. Известно, что данный «праздник» вышел из ирландских и кельтских культов и распространен в англоязычных странах, а нам-то он зачем?

Почему в Америке он настолько популярен? Когда происходит некое явление массового безумия, беснования, всегда следует задать вопрос: кому это выгодно? Это очень легко выяснить, потому что есть реальные цифры. Ежегодно шоу, аттракционы, связанные с Хэллоуином, дают доход от 300 до 500 млн. долларов, и это только в США. А ведь в других англоязычных странах этот праздник тоже весьма распространен. Только в 2006 году доходы от продажи костюмов, масок вампиров, оборотней и прочей нечисти в тех же Соединенных Штатах составили около 5 млн. долларов. Понятно, что Хэллоуин кроме совершенно безбожной, оккультной, темной основы имеет и чисто коммерческую составляющую, как и . Это такой маркетинговый ход, необходимый определенной группе лиц, чтобы продать побольше товаров и развлечений.

Хотелось бы подчеркнуть еще раз, что в любом случае даже формальное участие в язычестве всегда очень и было равносильно измене вере.

Но в некоторых школах могут настаивать на участии в Хэллоуине и православных детей - вместе со всеми другими одноклассниками. Что должны предпринять православные родители, чтобы уберечь своих чад от этого?

Я думаю, что этот праздник совершенно не обязателен для всех, он не имеет никакого отношения к системе образования. Поэтому можно просто уклониться от участия в нем под каким-то предлогом или напрямую объясниться с учителями. Во времена не столь отдаленные многие мужественные верующие люди шли даже на то, что не соглашались на вступление своих детей в пионеры. Почему? Потому что там было нужно принести клятву «жить, учиться и бороться, как завещал великий Ленин, как учит Коммунистическая партия», красное знамя целовать, то есть тоже пройти своего рода языческие обряды посвящения. Некоторые принимали это, повязывали пионерский галстук, некоторые - стойкие люди - нет. Все зависело от степени веры и личного мужества. Но сейчас все гораздо проще: мы свободны в своем выборе. В нынешнее лукавое время, когда мир глубоко агрессивен духовности и нравственности, наша задача - все время в детях наших воспитывать твердость и силу духа, показывать, что христианин - это человек, который не может вести себя как все, жить как все, даже если никакого осуждения его поступкам нет. Как говорил преподобный Варсонофий Оптинский : «Старайся жить, как Бог велит, а не как все живут, потому что мир во зле лежит». Мир во зле лежит - это как раз про наше время.

Каждое время имеет свои вызовы. Советский период, например, имел какую-то нравственность, порядочность, но делал свои вызовы - коммунистические, атеистические, и задача родителей была показать детям, почему учителя - вроде бы люди авторитетные, уважаемые - иногда говорят неправду и не всегда их нужно слушаться. Помню, когда я учился в школе, у нас вплоть до конца 1980-х годов был уголок атеиста. По непонятной причине помещался он в кабинете химии, там были собраны какие-то атеистические книжки и брошюрки. Сейчас время затишья, время, про которое можно сказать словами Александра Васильевича Суворова: «Тяжело в учении - легко в бою», время, когда мы должны учиться противостоять этим вызовам и привыкнуть к тому, что вера наша ни под каким предлогом не должна быть скрываема, что мы не должны ее стесняться. Наоборот, сейчас мы должны воспитать детей в том, что это совершенно естественно - зайдя, например, в кафе, помолиться перед едой; проходя мимо храма, перекреститься на церковь. Этому я стараюсь учить своих детей. Если за это над нами кто-то смеется, то это не комплекс неполноценности в нас воспитывает, а умение противостоять, наращивать броню, тренировать силу воли. И наоборот, когда человек плывет по течению, он является слабым. Кто верен в малом, тот и в большом будет верен, а кто в малом не верен, тот проявит слабость и в другой ситуации.

И, может, будет еще предложен какой-то другой праздник, гораздо худший. Мы не знаем, что нас ожидает в будущем, «что день грядущий нам готовит», хотя все равно известно, что мировая история должна закончиться большими гонениями на христиан и . Может быть, мы не доживем до этого, может быть, наши дети или внуки до этого доживут. И наша задача - воспитать воинов Христовых, а не безвольных хлюпиков, которые будут толерантны к любой инфекции.

Какими словами ребенку объяснить, что Хэллоуин - это не просто веселье? И как ему привить понимание того, что это чуждая нам традиция?

В Интернете, в других источниках очень , о его языческих, оккультных корнях - в наше время информация очень доступна. Но если мы хотим ребенку что-то запретить, несомненно, мы должны обосновать наш запрет. От ребенка просто окриком, принуждением ничего не добьешься. Мы должны с ним разговаривать как с личностью, как с взрослым человеком - обоснованно, аргументированно. Поэтому необходимо собрать побольше информации и провести с чадом беседу. У меня есть знакомый папа - можно сказать, подвижник семейного воспитания: у него не только свои, но и приемные дети, очень большая семья. Так вот, он регулярно после ужина проводит по вечерам беседы со всем своим многочисленным семейством: о вреде сквернословия, курения, винопития и т. д. - и это дает свои плоды. Тем самым он наносит вот такие упреждающие удары, потому что знает: дети все равно с этим столкнутся. Тем более это обязательно надо делать, если уже видишь у своих детей какие-то подобные проявления. Так что с детьми надо беседовать, и, конечно, рассказывать им о своих праздниках, о своих традициях.

Сейчас мы видим, как одна идеология, которая имела свои праздники, рухнула, и людям понадобились какие-то другие псевдопразднования, потому что «душа хочет праздника», как говорил главный герой фильма В. Шукшина. Но этот персонаж, как и современный, оторванный от духовных корней человек, не знал, в чем настоящий праздник, что такое подлинная . А желание праздника, радости, чего-то яркого, каких-то переживаний, эмоций - обычное человеческое желание. И тем более этого жаждет детская душа. Детские впечатления о праздниках всю жизнь вспоминаются. Помните, у И. Шмелева , в его знаменитых книгах «Лето Господне» и «Богомолье», самыми радостными, запоминающимися воспоминаниями детства предстают именно праздники?

Мы, православные, - счастливые люди: недостатка в праздниках у нас нет. Только надо позаботиться об организации празднований. Например, скооперироваться с другими родителями и во время каникул организовать рождественский и пасхальный праздники для детей на приходе, со спектаклем, концертом, раздачей подарков. На выпустить птиц после службы. У нас в храме приходские детишки каждый год обязательно помогают в Великую субботу при освящении куличей, поют кондак праздника и ходят с батюшкой, собирая в корзинку пожертвования - яйца и куличи. И конечно, ребенок должен почувствовать атмосферу праздника дома. Если детям будет интересно и радостно дома с родителями, братьями, сестрами и друзьями, они не захотят уже убегать на какие-то сомнительные школьные вечеринки.

Когда человек вступает во взрослую жизнь, что в основном остается из детства? Что-то такое яркое, позитивное. Плохое забывается - хорошее остается. И дай Бог, чтобы у наших детей было воспоминание о ночном пасхальном крестном ходе, о праздновании , о том, как вместе ездили с родителями в какую-нибудь поездку, например по Золотому кольцу, какие посетили святыни, как искупались в источниках. Вот это должно остаться в детской памяти, а не страшные уродливые маски и какие-то беснования.

Мне кажется, у любого нормального человека все эти беснования иных чувств, кроме отвращения, не вызывают. Хотя, конечно, у некоторых людей есть тяга ко всяким ужасам, миру инфернальному. А к чему это приводит, еще Николай Васильевич Гоголь очень хорошо описал в своей повести «Вий»: Хома Брут проявил любопытство, посмотрел на Вия, хотя ему был внутренний голос не глядеть, - и тем самым открыл двери нечистой силе, которая прорвалась через защищающий его барьер… Что дальше произошло, мы знаем. У каждого человека есть, конечно, определенная такая тяга к неизведанному, но это влечение совсем нездоровое и небезопасное.

А какие примеры привести, объясняя, почему нельзя на себя надевать личины ведьм, вампиров, вурдалаков и просто нечистой силы?

Иногда нам говорят, что, конечно, есть сатанисты, есть оккультисты, которые совершенно реально во все это верят, в этом упражняются, служат сатане и совершенно сознательно являются реальными почитателями нечистой силы, а - это всего лишь некое шоу… Мол, и в Америке в нечисть тоже не верят. Но там, по-моему, скорее всего вообще ни о чем не задумываются: просто срабатывает очень мощная реклама, очень мощная пропаганда Хэллоуина. Но они все-таки связаны своими корнями с этим праздником, в отличие от нас. У нас в России тоже сохранились некоторые рудименты язычества: гадание на святках, сжигание масленицы, пляски на Ивана Купалу - и с этим тоже надо бороться.

Так вот, кто-то может сказать, что все это несерьезно, понарошку, и нет разницы, надевать костюм вампира или, скажем, костюм Чебурашки на утреннике. Однако разница большая. Не будем забывать, что для ребенка игра и реальность всегда немножко переплетены. Например, подсесть ребенку на компьютерную игру гораздо легче, чем взрослому, который и психически крепче, и для него виртуальная игровая реальность и реальность обычная всегда имеют четкую границу. А для ребенка эта грань очень сильно размыта, поэтому на нем даже косвенное участие в языческих обрядах может серьезно сказаться.

Мне приходилось беседовать с людьми творческими, с актерами, которые занимаются лицедейством. Лицедейство - это надевание какой-то личины, маски для того, чтобы дальше изображать что-то, представление какого-то образа. И вот даже для этих людей подобное не проходит бесследно. Эти люди в общем-то по-своему несчастны, потому что, с одной стороны, они очень чувствительные, они тянутся к вере, им даже легче, может быть, прийти к вере, к Богу, чем людям каких-то технических специальностей, более приземленным, - но духовную жизнь им вести гораздо сложнее, потому что им, чтобы войти в какой-то образ, особенно если человек является профессиональным актером, требуется перевоплощение, а не формальное вхождение. Одна женщина, которая раньше была актрисой, мне рассказывала, что сейчас она от этого отошла, занялась другой деятельностью потому, что необходимые перевоплощения, вживание в образ, работа над ролью очень сильно мешали ее духовной жизни. Скажем, если человек играет героя-любовника, ему самому иногда нужно переживать те же страстные эмоции, влюбленность, которую он собирается играть. Некоторые актеры становятся просто влюбленнозависимыми. Не случайно у актеров, актрис создание полноценной семьи, отношений на всю жизнь - очень-очень большая редкость, потому что они постоянно влюбляются то в одного, то в другого, то в третьего и уже не могут жить без этого. Бывает, что они заигрываются: играя любовников на сцене, на одной съемочной площадке, часто становятся любовниками и в жизни.

Так что даже на нервную систему взрослого человека, с уже сложившейся психикой, на его психическое и духовное, в первую очередь, здоровье лицедейство очень сильно влияет. Он становится уже своего рода носителем того образа, который воплощает, особенно темного. И очень многие верующие актеры отказываются, когда им предлагают играть нечистую силу; среди актеров также очень распространено, например, предубеждение к сценам, где надо играть собственную смерть: существует мнение, что это может плохо кончиться.

Повторюсь: человек за каждое праздное слово - не только за праздное действие - несет ответственность перед Богом.

Ничто не проходит бесследно. Любой человек, который смотрел фильм ужасов, тоже долго находится под впечатлением от увиденного, его долго потом преследуют эти образы, являются во снах. На то и эффект, чтоб пощекотать нервы человеку и серьезно повлиять на его ум, на его подсознание.

А личное участие в язычестве, оккультизме, даже просто формальное, безо всякой к тому веры, не может пройти даром. Люди открывают ворота этим самым сущностям, которых изображают, в которых дети пытаются играть, надевая личины демонов, вампиров и прочей нечисти.

Интерес к инфернальной, демонической теме не проходит бесследно. В Китае были запрещены несколько фильмов ужасов, поскольку школьники стали копировать поведение их персонажей. У нас в России группа подростков, насмотревшись фильмов про вампиров, заманила в лес девушку, убила ее и выпила кровь.

Так что наша задача как родителей, как воспитателей непременно следить за тем, что смотрят наши дети, с кем они общаются, в какие игры они играют и какие праздники отмечают.

Спрашивает Полина
Отвечает Инна Белоножко, 06.08.2011


Полина пишет: "Добрый день! Задавала Вам вопросы, и ответы на них многое разьяснили для меня. Огромное Вам спасибо!
Но я хотела бы спросить у Вас ещё кое о чём. Сейчас в школах Украины и России всё больше начинает интересовать учеников праздник Хеллоуин. В нашей школе у нас висят плакаты на этот праздник, иногда дети приносят тыквы. Вот мне стало интересно: а может ли христианин праздновать такие праздники? Ведь в Англии и США этот праздник празднуют и дети из христианских семей?"

Мир Вам, Полина!

Вы правы. К сожалению, этот "праздник" все больше интересует школьников, которым просто нравится наряжаться в костюмы-страшилки, пугать людей и требовать конфеты, часто не зная при этом, что означают все эти атрибуты.

Когда-то еще у древних кельтов была традиция: в ночь на 1 ноября они наряжались в звериные шкуры и бегали вокруг своих жилищ, отпугивая привидения. Так они верили в злых духов, принося в жертву животных и выставляя им на улице угощения. Такой языческий обычай передавался от поколения к поколению и, может быть, да и забылся, но получилось, что в IX веке Папа Григорий III обозначил 1 ноября - как празднование дня всех святых.

Сегодня взрослые вместе с детьми играют в ведьм, вампиров, злых духов, разрисовывая себя в мертвецов и вырезая в тыквах-фонариках страшные физиономии. В этот день, а точнее ночь, они позволяют себе заигрывать с темными силами, устраивают "страшные" розыгрыши над другими людьми, танцуют и веселятся до упаду под мрачную демоническую музыку. Вы, наверное, видели детей в масках бесов и вампиров, которые хотят совершить что-то злое, но согласны взять "выкуп" в виде угощений, чтобы не творить своих черных дел.

Празднуют ли Хеллоуин дети из христианских семей? Отвечу Вам так: мои дети - не празднуют . Все просто: они знают, что так поступал бы Иисус. Он так не делал и нам не говорил делать.

Понимаете, Полина, "...что общего у света со тьмою?" ()Хеллоуин - это попытка соединить свет и тьму, добро и зло, подружиться с нечистой силой. Это языческие обряды, которые набирают новую силу и популярность среди детей и молодежи. Это виток оккультизма, и его ловко использует дьявол, внушая людям, что это замечательный безобидный праздник, на котором просто весело и интересно.

Христиане не празднуют такие праздники, потому что они отдаляют от Бога и приближают к тьме. Хеллоуин диктует смерть и скорбь, а Библия говорит о жизни с избытком, об истинном счастье и радости.

"...отвращайтесь зла, прилепляйтесь к добру" ().

"И не участвуйте в бесплодных делах тьмы, но и обличайте" (Ефесянам 5:11).

"Наконец, братья (мои), что только истинно, что честно, что справедливо, что чисто, что любезно, что достославно, что только добродетель и похвала, о том помышляйте" ().

Благословений и радости!

С уважением,

Читайте еще по теме "Пасха, праздники":

15 апр

На территории одних школ России Хэллоуин официально запрещен, на территории других спокойно отмечается. Православная церковь и мусульмане резко против этого, в Краснодаре по случаю Хэллоуина даже создан специальный «православный патруль», но менее популярным действо от этого не становится. В чем же причина такого положения дел?

Дебаты о том, что это за праздник такой – Хэллоуин – и стоит ли перенимать России эту западную традицию, ведутся уже не первый год, как минимум с начала «нулевых», а то и раньше. Представители традиционных российских религий, в первую очередь Русской православной церкви и исламской уммы, категорически против. Но, невзирая на это, Хэллоуин продолжает отмечаться если не повсеместно и официально, то в рамках частных и коммерческих инициатив довольно широко.

С Хэллоуином, православные!

«Вампирские клыки с кристаллами Сваровски у тебя или модный мобильный телефон – какая, по большому счету, разница?»

В этом году День всех святых неожиданно стал предметом околополитической повестки. Губернатор Крыма Сергей Аксенов заявил, что в школах полуострова никаких мероприятий, связанных с Хэллоуином, быть не должно в принципе. Проследить за выполнением своего требования он обязал Министерство образования республики. «Специалисты – педагоги, психологи – высказывают обоснованные опасения, что игры с образами зла могут быть опасны для неокрепшей детской психики», – он.

Вопрос по данному поводу журналисты впоследствии адресовали пресс-секретарю президента России. Дмитрий Песков уведомил, что данная тема в Кремле вообще не обсуждается, так как «полно других вопросов на повестке дня». «А вообще, это не совсем наш праздник, и, судя по всему, формально такого празднования ни в каких школах нет», – он.

Формально Песков не совсем точен. Мероприятия, связанные с праздником, проводятся и в некоторых школах, например, на Сахалине «в рамках знакомства с традициями англоязычных стран ». Такая формулировка представителей церкви обычно не успокаивает.

Одним из первых публичных высказываний на тему праздника стала реплика отца Всеволода Чаплина в 2003-м: «Когда как бы в шутку обращаются к злой силе, прославляют ее, заигрывают с ней, это отражается на судьбе человека, потому что приучает его к мысли о допустимости зла, о нормальности греха, о том, что нечистая сила – это нечто приятное, веселое или, по крайней мере, неопасное».

Фото

В 2011 году протодиакон Андрей Кураев, который частенько транслирует по общественным вопросам иную точку зрения, нежели Чаплин, Чаплина весьма однозначно поддержал. «Для Католической церкви это День всех святых, праздник рая, а здесь предлагается, напротив, что-то радикально антихристианское вспомянуть и натянуть на себя данную харю. Может, и можно было бы играть в эти хари в обществе традиционно христианском, где есть представление о норме. Когда есть норма, то можно и пошутить. А здесь, напротив, происходит возвеличивание того, что считают исключением из нормы, и эту анормальность дают в качество нормы», – подчеркнул он.

А в прошлом году о Хэллоуине в числе прочих резко высказался и отец Димитрий Смирнов: «Люди надевают маски бесов, всяческое кривляние, отвратительное поведение – это скорее похоже на всякие ужастики, нежели на праздник всех святых. Это совершенно выхолощенная европейская традиция. У нас в России совершенно другая традиция. У нас даже, когда в некоторых районах России ходили ряженые – на Рождество, это носило более милые формы, и то Церковь всегда говорила о том, что совершенно неприемлемо всякое паясничанье в высокоторжественный и святой день, когда Христос пришел на землю ».

В этом же монологе отец протоиерей задает риторический вопрос: а почему бы тогда в России наряду с Хэллоуином не прославлять индийского бога Ганешу? И как в воду глядел – вопрос оказался не риторическим. В 2015-м резонансным событием в религиоведческих кругах стало проведение в ряде регионов страны «индийского фестиваля красок Холи». Это мероприятие с очень четким индуистским и религиозным контекстом, и в нем тоже идет речь о борьбе божеств с демонами. В общем, некие попытки культурной инфильтрации имеют место быть не только с Запада, но и с Востока.

Накануне нынешнего Хэллоуина ряд богословов тоже высказались вполне определенно. И не только православных. Например, имам-хатыб Белой мечети Татарстана Руслан хазрат Фархутдинов заявил : «Ребенку необходимо объяснить смысл этого праздника. Любой адекватный человек, отличающий белое от черного, понимает, что никакой пользы от этого праздника нет. Если детям нужны чудеса, то их лучше искать в христианстве и исламе. Иисус Христос и Магомет сотворили много чудес. Они были пророками, и Господь наградил их даром творить чудеса. А в омерзительном сатанинском празднике Хэллоуине нет ничего чудесного. Наоборот, он угнетает детскую психику. Сейчас идет насаждение чужой идеологии, близкой по духу самому шайтану – сатане. Но надо объяснить детям, что в сатанизме не стоит искать чудеса – их надо искать в традиционных религиях».

Вторит словам имама клирик Татарстанской митрополии, иерей Сергий Карпухин: «У российских народов своя культура и свои религиозные традиции, поэтому для нас Хэллоуин – это не праздник. Хэллоуин насаждается извне, с Запада. Русская православная церковь четко говорит, что этот праздник языческий и бесовский, поэтому христиане не должны его отмечать. Мы должны соблюдать свои традиции, в том числе и религиозные».

Согласен с этими тезисами и скандально известный депутат питерского Закса Виталий Милонов, который придумал , чем заменить празднование Хэллоуина в России. По его словам, «если в том же парке имени Бабушкина позвать диаспоры – чеченскую, татарскую, крымско-татарскую, эвенков – и сказать: «Ребята, давайте так – приходите и делайте фестиваль своих кухонь», знаете, сколько людей придет с удовольствием? И с детьми, и без детей, и пенсионеры».

Не все православные, однако, готовы бороться с западной традицией столь мирным путем. Например, в Краснодаре православные общественники и активисты планируют «провести несколько рейдов по клубам, где будет праздноваться Хэллоуин». Об этом заявил в СМИ лидер «Православного союза» Роман Плюта, пояснив, что «при возникновении каких-либо эксцессов участники патруля планируют делать замечания нарушителям общественной морали». «В случае откровенного пренебрежения правилами общественного поведения активисты намерены обращаться с заявлениями в органы правопорядка – полицию и прокуратуру», – он. В общем-то, благое дело, но почему только в этот праздник? Ввели бы «православный общественный патруль» в каждый пятничный вечер. Поучили бы морали отдыхающих.

В этом контексте куда более позитивной выглядит инициатива с «оправославленным Хэллоуином», который пройдет в Хабаровске. Мероприятие проводит православная молодежь из движения «Курс-Восток». В программе молебен и тыквенный пирог с лекцией о сути праздника Дня всех святых.

Культ потребления

В общем, если пройтись по медиаполю, то вырисовывается довольно странная картина. Ни один из федеральных спикеров ничего хорошего о пресловутом празднике не говорит. Либо плохо, либо ничего. Но очень многие люди продолжают его праздновать. Как и День святого Валентина или святого Патрика, как тот же праздник Холи, уже упоминавшийся выше. Отчего так?

Многие богословы говорят о некоем «навязывании с Запада». Но кто эти «навязыватели» и как вообще можно навязать праздник? Навязать можно тяжелый труд, который из-за самого факта навязывания будут выполняться из-под палки и чисто формально. С тем же Хэллоуином проблема скорее в том, что он красочен, шумен и, безусловно, глуп, как и большинство карнавалов – в этом их задача. Карнавальное действо – это отдых для разума. И его при этом, конечно, не навязывают, а раскручивают коммерчески.

В Европе и США любой праздник, будь то Хэллоуин или Рождество – это, в первую очередь, коммерческий проект, который в рамках каких-то ритуальных условностей единого культа потребления увеличивает добровольные траты населения и, соответственно, прибыль разного рода структур. От магазина тыкв до фабрики ёлочных игрушек – в зависимости от праздника.

Что же до школ, то там это самодеятельное празднование вызвано отчасти тем, что нужно чем-то загрузить отчетность по внеклассной работе. Сахалинский педагог эту остаточную (еще с 90-х годов) тенденцию обозначила с хрестоматийной четкостью: «с традициями знакомим». На практике, добавим мы.

Однако, учитывая медийный резонанс, думается, что в ближайшие пару лет Хэллоуин из школ и прочих учебных заведений уйдет, оставаясь в клубах, барах и пабах, и то далеко не всех. В принципе, наверное, это правильно. Запрещать народу проводить время именно таким образом, если это не нарушает закон, значит, стимулировать массовый интерес. И без того подогреваемый коммерчески.

Но рекомендовать не участвовать – почему бы и нет? В стране свобода слова. Свобода праздников, даже самых экзотических, тоже относится к этому. С религиозной же и, паче чаяния, моральной точки зрения говорить в случае Хэллоуина нужно, скорее, не о сатанизме или оккультизме. Граждане, которые подходят к вопросу этого праздника именно так и называют его, как правило, Самайн, тоже имеются, но это уже отдельная история, которая скорее в компетенции сектоведов, правоохранителей и психиатров (в зависимости от «хардкорности» церемоний, проводимых особо идейными гражданами).

В случае же с Хэллоуином речь, скорее, идет об эклектике постмодерна в рамках стимуляции жажды потребления. Этот потребительский культ потому так легко и проникает везде и всюду, что может мимикрировать под самые разные формы, оставаясь в основе своей простым, максимально материальным и основанным на простых вещах (таких как жажда статуса и успеха) действом. Вампирские клыки с кристаллами Сваровски у тебя или модный мобильный телефон – какая, по большому счету, разница?

Тем, кто хочет поиграть в древних кельтов

Следует помнить, что у них это был вполне мирный и безмятежный вечер в канун дня Всех святых. Вплоть до начала ХХ века мы не встретим в нём ничего крамольного. У нас, православных христиан, тоже есть такой праздник, он отмечается в первое воскресенье после Дня Святой Троицы.

До того, как кельты стали христианами, на эти дни у них приходился праздник осени, завершения сбора урожая и начала нового года. Хотя за язычниками обычно числятся всякие мерзости вроде колдовских ритуалов и человеческих жертвоприношений, ничем таким кельтский Самэйн не отличался, хотя языческих богов в этот день и чествовали и, безусловно, приносили им жертвы. Когда же кельты обратились в христианство, они просто продолжили отмечать Новый год, который теперь практически совпадал с днём Всех святых и стал так и называться - All Hallows’ Eve - «канун дня Всех святых», которое в разговорной речи трансформировалось в Halloween.

Овощные и другие традиции

В течение столетий у кельтов-христиан сохранялись народные традиции и атрибуты праздника - обычай выставлять на видном месте около дома репу или брюкву с вырезанным на ней человеческим лицом, которая в представлении древних должна была отгонять злых духов от дома, где находился собранный урожай. Позже брюкву стали заменять на тыкву - на ней было очень удобно вырезать рожицы. Высушенные тыквы использовали как светильники, поставив внутрь свечу, и так появился обычай украшать дом тыквой. Прочно ассоциироваться с тыквой праздник стал лишь в 1850-х годах.

Помимо овощных традиций, в канун кельтского Нового года, точно так же, как в канун Рождества, бедняки и дети ходили по домам и выпрашивали сладости. В день Всех святых был обычай поминать усопших. Бедняки стучали в дома и собирали списки тех, о ком нужно помолиться. За поминание им давали сладости или какую-то другую еду.

Среди других традиций Нового года, дошедших из дремучих языческих времён, были гадания: шотландские девушки срезали кожуру с яблок и кидали через плечо. Считалось, что упавшая кожура принимала вид первой буквы фамилии суженого. О похожей традиции у нас пишет поэт Василий Жуковский в своей поэме: «Раз в крещенский вечерок девушки гадали. За ворота башмачок, сняв с ноги, бросали…».

Вот, пожалуй, все традиции Хэллоуина - пока не пришёл двадцатый век с его всеобщей коммерциализацией, секуляризацией и отрицанием всего святого. Тогда же в западном обществе возник непонятный интерес к нечистой силе, всему потустороннему и оккультному. Интерес тут же поставили на коммерческий поток.

Что страшного в страшном празднике?

Именно в ХХ веке древний, языческий Хэллоуин возродили сатанисты, и не просто возродили, а придали ему уже открытый характер поклонения нечистой силе. «Страшный праздник» стал завоёвывать популярность.

Появились новые атрибуты переосмысленного Хэллоуина - решено было его встречать в костюмах ведьм и вампиров, а дом тоже украшать соответственно. Естественно, в таких клыкастых нарядах дети стали выпрашивать сладости с соответствующими шутками: «Конфетка или жизнь». О сборе имён для молитвы в процессе этого речь уже не шла.

Коммерческий размах способствовал популяризации Хэллоуина. После того, как к делу подключились представители киноиндустрии и производители музыки, он стал известен далеко за пределами Европы и США.

История Хэллоуина ещё раз подтверждает: праздник - это смысл, который в него вкладывают. Если кто-то хочет устраивать торжество в честь чертей и вампиров - в добрый путь, вернее, в совсем не добрый.

Ну, а просто понаряжаться-то можно?

Насколько опасны демонические атрибуты «светского» праздника для тех, кто не стремится вкладывать в них какой-то серьёзный смысл, - комментирует священник.

Протоиерей Николай Марковский, настоятель Покровского храма в Зайцево г. Горловка:

Когда мы празднуем какой-то праздник, мы должны представлять его историю. Когда детям предлагают нарядиться в такие «безобидные» костюмы, для начала им нужно объяснить, что именно мы празднуем.

Хэллоуин - праздник древних кельтов. Они делили год на две части - зиму и лето. Когда наступал период зимы - 31 октября - отмечался Новый год. Начало зимы, темноты, гибели, как считали древние кельты. В эту ночь зажигались большие костры и кельты поклонялись языческому богу Самхэйну. Они считали, что в эту ночь открываются двери из мира мёртвых в мир живых и тёмные силы приходят в наш мир. Чтобы задобрить их, чтобы тёмные силы были благосклонны к людям, живущим на земле, им приносились всевозможные жертвы и угощения.

Когда православный ребёнок, ходящий в храм, причащающийся, живущий христианской жизнью, одевается в наряды бесов, ведьм, вампиров, он отождествляет себя с нечистым духом - тем, с чем Церковь ведёт непримиримую борьбу. Мы одеваем своего ребёнка в этого нечистого духа, смеёмся, хлопаем в ладоши и говорим: «Ах, как это весело», - но весело ли это? По-моему, это большая трагедия.

Святые отцы говорят о том, что можно быть либо с Богом, либо против Бога, «нейтрального пути» нет. Если мы своего ребёнка одеваем таким образом либо позволяем ему праздновать Хэллоуин, то с Богом ли этот ребёнок? По-моему, этот ребёнок оказывается не с Богом, а совсем с другой стороной.

Для примера приведу одну фразу. Её сказал Антон ЛаВей, основатель «церкви сатаны» и автор «сатанинской библии»: «Я рад, что родители христиан позволили своим детям поклоняться дьяволу хотя бы одну ночь в году. Добро пожаловать в Хэллоуин».

О каких безобидных нарядах, о каких безобидных празднествах мы можем говорить, когда есть прямое поклонение сатане, когда отмечающие этот праздник напрямую смеются над христианами и христианскими ценностями? Сегодня Хэллоуин существует не в шутку, совершенно всерьёз как праздник поклонения бесам.

Дьявола называют отцом лжи. То, что Хэллоуин - шутка и весёлый праздник, обман. На первый взгляд - ничего не значащий антураж, тыква со свечкой, но это ложь. Дьявол так и действует - методом лжи. Он обманывает людей: «Да оденься, да повеселись, ничего страшного не произойдёт», а страшное происходит, потому что такими действиями, по сути, мы предаём Христа, христианскую веру. Мы предаём то, во что мы верим.

Как отмечал бывший сатанист Джон Рамирес в своей книге «На свободу из дьявольского котла», «мы думаем, что мы не совершаем каких-либо демонических ритуалов или человеческих жертвоприношений, но знаете ли вы, что как только вы нарядитесь, вы тут же принадлежите врагу? Потому что, сделав это, вы передали свои законные права, и вы посвятили себя и своих детей празднованию праздника дьявола. Вы только что заключили пакт с противником и уже пожертвовали своими детьми духовно, наряжая их в соответствующие костюмы».

Протоиерей Николай Марковский:

Тем не менее, православному христианину не нужно как-то особо выделять этот день - вооружаться против нечистой силы, носить святую воду в бутылочке. Если человек по воскресеньям приходит в храм, молится, исповедуется, причащается Святых Христовых Таин, живёт христианской жизнью, это достаточная защита против любых нечистых сил. Ему не надо бояться нечистой силы, пускай она сама его боится. Если ты утром встал, прочитал утренние молитвы, чего тебе бояться?

Хэллоуин в школе: как вести себя родителям?

Православные родители должны быть в курсе того, что такое Хэллоуин, и объяснить своим детям, что он символизирует, чтобы ребёнок не относился к этому как к какой-то игре или ничего не значащему празднеству. Настоятель храма на проповеди должен объяснить взрослым прихожанам и детям историю этого праздника и отношение Православной Церкви к празднованию Хэллоуина.

Если такие «торжества» происходят в детском саду, школе, училище, православный ребёнок должен отстраняться от этого, ясно и правдиво сказать преподавателю: «Я православный христианин, и этот сатанинский праздник я отмечать не буду». Я не думаю, что какой-то учитель будет сегодня настаивать, чтобы ребёнок принимал участие в этом празднике.

У меня трое детей-школьников. Мои дети прекрасно знают, что такое Хэллоуин, у нас были беседы на эту тему, и они не стесняются в школе сказать, если проходят такие мероприятия: «Мы в этом принимать участие не будем». В этом нет ничего ни зазорного, ни постыдного. Это чёткое отстаивание своей веры, своих христианских взглядов.

А с тыквой что делать?

Предложим несколько рецептов. Надеемся, вам понравится!

Тыквенный пирог

тыква - 300 г
яблоки - 1 шт.
сливочное масло - 100 г
сахар - 150 г
яйца куриные - 2 шт.
мука - 200 г
разрыхлитель - 1 ч. л.
подсолнечное масло - 1 ч. л.
корица молотая - 1 ч. л.
мёд - 1 ч. л.

Время приготовления: 1 час 30 минут.

Тыкву и яблоки натереть на крупной тёрке и смешать в одной ёмкости, добавить 50 г сахара, корицу и мёд. Также можно добавить немного размоченного изюма и мускатного ореха. Все перемешать и подогреть, пока тыква не даст сок, а сахар хорошо растворится.

Растереть предварительно подогретое сливочное масло с остальным сахаром, добавить яйца и перемешать до однородной массы.

Соединить две смеси: тыкву с яблоком и масло с яйцами. Хорошо перемешать.

Добавить муку. Если тыква дала много сока, муки нужно больше. Если сока мало, наоборот, меньше. Муку смешать с разрыхлителем. Добавлять маленькими порциями, каждый раз хорошо вымешивая. Тесто должно получиться очень густое.

Вылить тесто в смазанную маслом форму и выпекать в духовке при температуре 180°С. Среднее время выпекания - 40 - 45 минут. Поглядывайте за тестом, проверяйте готовность спичкой. Если тыква даст очень много сока, пирог будет готовиться дольше.

Тыквенное печенье

Тыква - 250 г
Яйцо - 1 шт.
Масло сливочное (комнатной температуры) - 200 г
Сахар - 200 г
Мука - от 300 г (до 3-4 стаканов)
Корица - 1 ч. л.
Мускатный орех - 0,5 ч. л.(не обязательно)
Сода - 0,5 ч. л.
Соль - 1 щепотка

1. Тыкву нарезать кусочками и сварить в чуть подсоленной воде до мягкости (минут 20). Затем слить воду и размять тыкву.
2. Взбить размягченное масло с сахаром, добавить яйцо, пряности.
3. Добавить тыкву, перемешать.
4. Добавляя просеянную муку и соду (при желании можно погасить соду лимонным соком или уксусом), замесить мягкое тесто - такое, чтобы из него можно было сделать печенье.
5. Тесто раскатать в пласт, вырезать печенье любой формы (у меня получилось 13 штук). Выложить его на противень (можно покрыть противень пергаментом).
6. Разогреть духовку до 190-200 градусов, поместить тыквенное печенье в разогретую духовку и выпекать минут 20-25, до румяности.

Тыквенное печенье получается очень мягким и вкусным.

Цукаты из тыквы

Тыква очищенная - 1 кг
Сахар - 1 кг
Вода - 200 мл

Возьмите 1 кг сахара и стакан воды - из них мы будем варить сироп.
Берём вкусную, сладкую тыкву. Нарезанной тыквы должно быть 1 кг.
В большую кастрюлю кладём сахар и выливаем стакан воды. Ставим вариться сахарный сироп. Когда сироп закипит, ставим его на маленький огонь и варим до загустения.
Тыкву нарезаем мелкими кубиками.
Когда сироп загустеет, выкладываем в него кусочки тыквы и перемешиваем.
Тыкву в сиропе варим 10 минут.
После того, как тыква сварилась, выдерживаем ее в сиропе сутки.
Затем нужно процедить сироп через дуршлаг. (В оставшимся сиропе можно сварить, например, яблоки. Получится яблочно-тыквенное варенье.)
Кусочки цукатов из тыквы разложим на пергаментной бумаге - они должны высыхать около 2-х суток.
По истечении двух суток тыквенные цукаты подсохли и выглядят как конфетки.
Цукаты обсыпаем сахарной пудрой.
Хранить их можно в стеклянной банке.
Приятного чаепития!