Что делать если еще синий чулок. "Синий чулок": значение фразеологизма, происхождение и особенности употребления

Всем известно, что молчание - золото, и оно действительно имеет особое значение в жизни любого человека. Промолчать в нужный момент порой оказывается гораздо вернее, чем произнести какие-либо слова. В повседневных ситуациях желательно уметь вовремя определить не только то, когда лучше не сказать ни слова, но и то, когда не лишним будет и высказаться. Но главное - это суметь промолчать, когда это действительно необходимо. Как же это сделать? Как научиться молчать?

Для чего необходимо молчание

Необходимость молчания обусловлена сложившейся ситуацией. Очень часто возникают обстоятельства, когда лучше молчать, чем говорить. Следует контролировать свою речь и избегать необдуманных слов при решении серьезных вопросов, связанных с личной жизнью, в процессе деловых разговоров, при общении с посторонними людьми или же детьми. Человек - существо разумное и должен оставаться таковым в большинстве жизненных эпизодов, иначе последствия могут быть крайне неприятными. Молчание обладает рядом преимуществ. Оно способно:

  • создать пространство для работы мысли;
  • освободить от пустословия и суетливости;
  • обострить восприимчивость к своему внутреннему и внешнему мирам;
  • обеспечить осознанность и осмысленность поступков;
  • дать возможность наиболее полно впитать информацию извне.

Проявления молчания в повседневной жизни

В нашей жизни молчанию отводится особая ниша. Существует ряд ситуаций, когда не ставится вопрос о том, как научиться молчать, поскольку в этом нет необходимости. Молчание является естественным и обязательным в случаях:

  1. Ритуалов - особые события или люди заслуживают того, чтобы их почтить минутой молчания.
  2. Обязательств - своеобразный вариант монашеской аскезы, считающийся достойным особого уважения - обет молчания.
  3. Права - формулировка «вы имеете право хранить молчание» предполагает наличие времени для обдуманной речи.
  4. Тайны - умение что-то скрыть и не выдать чужих секретов всегда оценивалось высоко в любом человеке.

Общение в обществе

Человек - создание социальное, и без общения внутри этого самого социума ему не обойтись. Поэтому выговориться и высказаться является естественной психологической потребностью. При этом происходит новое осмысление ситуации, снятие нервного напряжения, облегчение душевного состояния. Однако первоначально всегда следует понять, нужен ли вам предполагаемый диалог вообще. Не являются ли ваши сведения или же ваш вопрос бесполезными? Может, сказать себе: «Лучше молчи». Всегда при диалоге следует знать, с кем и о чем можно говорить. Не стоит превращать общение в пустую и бесполезную трату слов. При разговоре требуется ориентироваться на собеседника. Кому-то вы можете высказать практически все что угодно, например психологу или близкому человеку, который способен вас понять. Но с большинством людей лучше ограничиться схемой:

  • задать вопрос - получить информацию;
  • сделать предложение, просьбу или требование - получить согласие либо отказ;
  • высказать сомнение, претензию, мнение - получить объяснение.

Молчание в семье

Семейные отношения - очень сложная и тонкая материя, причем абсолютно неоднозначная. Молчание в семье не приветствуется, наоборот, для взаимопонимания нужно уметь разговаривать, потому как от недомолвок могут возникать нешуточные ссоры, недопонимание, конфликты. Но иногда бывают такие ситуации, когда следует молчать как рыба. Особенно это актуально для тех случаев, когда доминирует не разум, а эмоции, и негативное отношение к своей половине выражается в форме гневных эпитетов и ничего хорошего впоследствии не приносит. Как научиться молчать, когда хочется высказать все то, что накопилось в душе? Очень часто для этого требуется собрать в кулак всю имеющуюся в наличии волю. Позже, несомненно, вы сможете более адекватно мыслить и выразить свои претензии, найдя для этого правильные слова.

Молчание на работе

Человек, умеющий молчать, всегда будет цениться на работе гораздо больше, чем тот, который не может держать язык за зубами. Ведь это будет подразумевать под собой то, что работник умеет слушать собеседника, проявлять к нему внимание, а также сохранять конфиденциальность любой полученной информации. Как научиться молчать на работе? Способы сохранить молчание в трудовом коллективе идентичны общим методам обретения внутреннего равновесия и самоконтроля. Так же как и во всех других случаях, в любом социуме молчание - это проявление достоинства. В иных случаях - способность избежать противостояния взглядов в спорах, умение отстраниться от ситуации, когда это разумно. Однако всегда следует помнить и о том, что постоянное молчание также может быть оценено негативно. Ищите золотую середину.

Основные способы сохранить молчание

Как научиться молчать? Психология - это наука, которая одной из первых стала разрабатывать эту проблему и искать решения, способные помочь большинству людей. Для того чтобы научиться промолчать в нужный момент, воспользуйтесь следующими приемами:


Способы сохранить молчание в критических ситуациях

Как научиться молчать в таких ситуациях, когда эмоции бьют ключом и нет возможности сесть и спокойно помедитировать или же уединиться, а слова так и рвутся наружу, и вы абсолютно точно уверены, что потом о них придется пожалеть?

  1. Дыхание. Когда возникает критическая ситуация, в которой эмоции берут верх и хочется высказаться, а этого делать никак нельзя, многим помогают дыхательные упражнения. Делается очень глубокий вдох и продолжительный выдох. Многим достаточно подышать несколько минут. Мозг перенасытится кислородом, и физическое состояние изменится.
  2. Вода. Для того чтобы промолчать, можно занять рот другим делом - выпить воды или же что-нибудь перекусить, хорошо прожевывая это и не отвлекаясь на посторонние раздражители.
  3. Физические упражнения. Если есть возможность, хорошим способом отвлечения от ненужных слов может послужить физическая активность. Все, что наиболее тяжело для вас: приседания, отжимания, пресс. В иных случаях от неприятного разговора можно просто убежать в прямом смысле этого слова.
  4. Болевые ощущения. Боль способна отвлечь вас практически от всего на свете. Так уж физиологически устроен наш организм, что при наличии болевых ощущений он отвлекается исключительно на них, все остальное теряет свою значимость. Можно просто себя ущипнуть. Но современные психологи давно придумали более интересный метод: обычная резинка для перевязывания денежных купюр надевается на запястье, а в экстренных ситуациях оттягивается и отпускается. В данном случае можно путем оттягивания резинки на различную длину регулировать величину боли. Кстати, данный способ в настоящее время имеет широкое распространение и позволяет не только избежать ненужных слов в конкретной ситуации, но и не допустить подобного в будущем, поскольку организм вырабатывает сболтнул лишнее - получил боль.

Когда лучше говорить

К Сократу пришел человек и спросил:

А знаешь ли ты, что говорит твой друг о тебе?

Сократ ответил:

Прежде чем ты скажешь мне эту весть, просей свои слова через 3 сита. Первое - сито правды. Ты уверен, что твои сведения истинны?

Это слухи.

Второе сито - сито добра. Доставит ли эта весть мне доброе и приятное?

Вовсе нет.

И третье сито - сито пользы. Будет ли эта весть для меня полезной?

Вряд ли.

Теперь суди сам: ты хочешь рассказать мне весть, в которой нет ни добра, ни правды и, ко всему прочему, она бесполезна. Зачем тогда ее говорить?

Отсюда вывод: прежде чем что-то сказать, всегда стоит подумать, для чего это нужно сделать.

Фразеологизм «синий чулок» - blue stocking (о женщине-педантке, ученой женщине, старой деве) - служит символом погруженности в науку или работу с добровольным отречением от личной жизни; это символ безликости, отсутствия женственности и обаяния, присущих каждой настоящей женщине.

При этом, согласно «Словарю символов» Джека Тресиддера, исторически синий цвет символизирует бесконечность, вечность и истину, преданность, веру, чистоту, целомудрие, духовную и интеллектуальную жизнь - ассоциации, которые возникали во многих древних культурах и выражали общую мысль, что синий цвет неба - наиболее спокойный и в наименьшей степени «материальный» из всех цветов. Деву Марию и Христа часто изображают одетыми в синее. Синий цвет является атрибутом многих небесных богов, таких как Амон в Древнем Египте, греческий Зевс (римский Юпитер), Гера (Юнона). Согласно народной традиции, в Европе синий цвет связан с милосердием и мудростью. Он символизирует также сознание и мечтательные размышления, так как смотрится тихо и спокойно. Светло-синий как бы свободен от земного притяжения, он «парит», мысли человека при его созерцании свободны. Но этот цвет означает и тоску, стремление - мысли отворачиваются от реальности, возникает желание унестись в «голубые дали» (Тресиддер, Дж. Словарь символов / Пер. с англ. С. Палько. - М.: Фаир-Пресс, 1999. - С. 334. - ISBN 5-8183-0049-8).
Происхождение выражения
Венецианская версия. В интернете распространено утверждение, что название «синий чулок» восходит к кружку интеллектуалов эпохи Кватроченто (ХV в.) в Венеции - мужчин и женщин, занимавшихся изучением наук, а синие чулки были их отличительным атрибутом одежды. Затем этот обычай будто бы был позаимствован неназванными «парижскими интеллектуалами» в 90-х годах XVI в.
Однако эта версия не выдерживает исторической критики. Во-первых, чулки как самостоятельная часть одежды не были известны до XVI в. Во-вторых, действительно, в Италии XV-XVI вв. существовали общества молодых (средний возраст - 18-20 лет) аристократов - compagnie, которые организовывали различные игры, праздники и состязания; этим обществам власти поручали проведение гражданских торжеств и других мероприятий - карнавалов, регат и т.д. Compagnie также устраивали частные вечеринки «для своих»; они были весьма шумными и предоставляли возможность продемонстрировать своё богатство и социальное превосходство. В Венеции подобные общества появились в сер. XV в. и были известны как «Compagnie Dell calza» (букв. перевод – «Компании чулок»). Под «чулками» подразумевались мужские штаны-чулки «кальцони»; отсюда родственное слово «кальсоны» - узкие облегающие трико из эластичного сукна; вверху они прикреплялись шнурком к поясу короткой, до талии или бедер, плечевой одежды («соттовесты»). Юноши из различных «compagnie Dell calza» носили такие разноцветные «кальцони», украшения на которых указывали, к какому из обществ они принадлежали (их можно увидеть на картинах Капраччо); различались общества не только цветами трико, но и нарукавными эмблемами. Compagnie Dell calza назывались по-разному: Floridi, Uniti, Concordi, Ortolani, Zardinieri... Информации о венецианском обществе под названием «Синий чулок» нет; сведений о том, что в эти общества допускались женщины, тоже нет. Compagnie Dell calza занимались не «изучением наук», а были чем-то вроде шоуменов. Поэтому попытки связать их с парижскими салонами XVII-XVIII вв. и английским «Обществом синих чулок» XVIII в. представляются искусственными и неубедительными. Интересно, что «венецианская версия» в русскоязычном Интернете имеет один источник - заметку о значении различных цветов.
Парижская версия. В XVII в. в Париже уже существовали салоны, в которых заметную роль играли женщины. Любопытную фразу можно найти в «Лексиконе прописных истин» Гюстава Флобера: «Синий чулок. - Презрительный термин для обозначения женщины, интересующейся вопросами интеллектуального порядка. В подтверждение цитируйте Мольера». В примечании издателей говорится, что речь идет о комедии Мольера «Ученые женщины» (1672), высмеивающей «светских лжеученых педантов». Однако в самой комедии Мольера нет термина «синий чулок». Скорее всего, у Флобера возникла следующая цепочка ассоциаций: «синий чулок» (термин, уже популярный во Франции его времени) - дамы, увлеченные наукой - пьеса Мольера «Ученые женщины». Может быть, однако, имеется в виду и комедия Мольера «Смешные жеманницы» (1659), которая полемически упоминается в иронической поэме члена английского «Общества синих чулок» Анны Мор «Bas-bleu, или беседа» (1787). Французская Википедия говорит о том, что словосочетание «bas-bleu» пришло во Францию из Англии и быстро приобрело негативную коннотацию, как и мольеровское «femmes savantes» («учёные женщины»). В литературе (Figes E. Patriarchal Attiudes. NY, Persea Books, 1987. P. 93.) можно найти указание на то, что будто бы существовали некие «bas-bleu собрания» в парижском в салоне мадам де Полиньяк, «где ношение синих чулок было всеобщим увлечением: некоторые мужчины вместо принятых по этикету шелковых белых или черных чулок ради эпатажа приходили на собрания в синих». (Статья «Салон» английской Википедии, правда, приписывает этот обычай парижскому салону Мадлен де Скюдери, годы жизни: 1607–1701). Подтверждения этим сведениям о «синих чулках» во Франции до XIX в. нет. Напротив, Анна Мор в упомянутой выше поэме утверждает, что французское название «bas-bleu» родилось в результате буквального перевода неким иностранцем уже устоявшегося английского «bluestocking».
Английская версия. Согласно более традиционной и научно аргументированной версии, словосочетание «синий чулок» («bluestocking») появилось в Англии, откуда довольно быстро распространилось и в другие страны.
В литературе есть несколько версий его происхождения. По одной из них, выражение «синий чулок» впервые появилось в 1756 г. в письме Элизабет Монтэгю и связано с «чудачествами» Бенджамина Стиллингфлита - ученого-ботаника, переводчика, издателя и малозаметного поэта XVIII в. Леди Монтегю и ее ирландская подруга Элизабет Веси (Vesy) использовали выражение «синий чулок» в своей переписке, называя так интеллектуалов-мужчин, с которыми они дружили. В переписке женщин встречаются также словосочетания bluestocking doctrine, bluestocking philosophy для обозначения их особой философии «как средства против грубого мира политики». Позже название перешло на сам лондонский интеллектуальный кружок.
По другой (более распространенной) версии, рассказанной современницей, Фани Бёрни, Б. Стиллингфлит был приглашен на прием к Э. Веси на модном английском курорте. Окинув взглядом свой гардероб, он обнаружил, что у него нет шелковых чулок, приличествующих для светского раута. Он хотел было отказаться от приглашения, но миссис Веси сказала: «Ничего страшного, приходите в Ваших синих чулках» (т.е. по-домашнему; сегодня сказали бы: «без галстуков»). Немного отличающийся вариант этой истории и роли Б. Стиллингфлита в ней изложен Джеймсом Босвеллом в его «Жизни Джонсона»: «Он [Стиллингфлит] был таким превосходным собеседником, что его отсутствие воспринималось как большая потеря, и мы, бывало, говорили “Мы не можем обойтись без синих чулок”, и так понемногу это название прижилось». Стиллингфлита высоко ценили в Лондоне. Интеллектуальная элита называла его уважаемым философом и не представляла себе, как можно без него проводить диспуты на эстетические, духовные и интеллектуальные темы. Постепенно словосочетание «синий чулок» стало применяться по отношению ко всем людям, которые посещали салоны и клубы, предпочитая интеллектуальные дискуссии, философские обсуждения, чтение стихов и т.п. обычным развлечениям: игре в карты и проч.
Согласно третьей версии, адмирал Эдуард Боскавен (1711–1761), известный как «Неустрашимый старина» или «Кривошеий Дик», был мужем одной из наиболее восторженных участниц кружка. Он грубо отзывался об интеллектуальных увлечениях своей жены и насмешливо называл заседания кружка встречами «Общества синих чулок».
Известный английский исследователь международных фразеологизмов Майкл Куиньон говорит: «Даже если Анна Мор, Джеймс Босвелл и Фани Бёрни излагали лишь своего рода ранний городской миф об обстоятельствах появления этого понятия, нет сомнений, что английское слово «bluestocking» выкристаллизовалось в результате этих интеллектуальных бесед в середине XVIII столетия». Составители Кембриджской «Истории английской и американской литературы» в 18 томах (1907–1921) также не видели оснований сомневаться в том, что термин обязан своему происхождению кружку Монтегю и Веси (т. 11, гл. 15, § 2).
Дальнейшее развитие значения фразеологизма
Первоначальный смысл словосочетания по мере его распространения во многом изменялся. Это было связано реакцией на движение за эмансипацию женщин. В это время в ряде стран Европы, в особенности в Англии и Франции, женщины часто посещали художественные и литературные салоны, играя в них далеко не последние роли. В то же время в таких смешанных компаниях, как правило, мужчины всё же предпочитали уединяться и обсуждать многие проблемы лишь в своем кругу. Не желая удовлетворяться прежней бессодержательной и пустой жизнью, женщины из состоятельных слоёв общества начали прилагать усилия для разносторонней реализации своих способностей: они писали стихи, усиленно изучали языки, делали превосходные переводы, например, с греческого, латинского, испанского, древнееврейского языков, занимались литературным творчеством.
Некоторые женщины становятся лидерами эстетических салонов, посещаемых большим количеством мужчин, часть из которых является их поклонниками. Здесь встречаются учёные, писатели, актёры, врачи, философы, представители высшего света. Траверс приводит данные о том, что в подобных салонах проводили время Джонатан Свифт, английский писатель-мемуарист Уолпол, композитор Гендель, художник-портретист Рейнольдс и др. Эти руководимые женщинами салоны получают название «синечулочной клики».
Женщины, находившиеся в центре деятельности салонов, активно проявляли себя и в других сферах жизни. Они занимались благотворительностью, основывали воскресные школы, воспитательные учреждения для малоимущих и сирот, выступали за демократизацию общественной жизни, за отмену рабства и т.д. Этих женщин всё настойчивее называли «синими чулками». Постепенно выражение приобрело ироническое, а затем и оскорбительное значение, что отражало отрицательное отношение к растущей эмансипации женщин.
Выражение особенно распространилось, когда Байрон употребил его в своей сатире на кружок леди Монтегю «The Blues» - «Синие» (иногда переводят - «Синие чулки», 1820). После этого появилось большое количество анекдотов, высмеивающих женщин, занимающихся творчеством, наукой, принимающих активное участие в общественной жизни.
Историки приводят некоторые типичные остроты на эту тему: «Многие женщины становятся синими чулками, так как никто не интересуется цветом их подвязок», «непонятая женщина становится синим чулком».
В середине XIX в. в Европе были очень популярны сатирические картины серии «Синий чулок», нарисованные французским художником-карикатуристом Оноре Домье, на которых женщины изображались в виде отталкивающих бесполых существ, погруженных в философские рассуждения или охваченных жаждой творчества, а вокруг них - неустроенность быта, грязь и запустение. Эти рисунки сопровождались короткими пояснениями типа: «Женщина, как я... и пришить пуговицу... Ты сошел с ума!». «Дела идут все лучше: сейчас она уже не удовлетворяется тем, что носит брюки - нет, она должна мне их бросить на голову!..»; женщина, смотрящаяся в зеркало: «Невероятно, как в этом зеркале исчезают бедра и грудь!..» «Мадам де Сталь и мистер Буффон провозгласили: ... гений не имеет пола»; «мать, сжигаемая творческим огнем, а ребенок в бадье с водой».
А.П. Чехов в рассказе «Розовый чулок» писал: «Что хорошего быть синим чулком. Синий чулок... Черт знает что! Не женщина и не мужчина, а так середка на половине, ни то, ни се».
Кого сегодня называют «синим чулком»
В наши дни выражение «синий чулок» практически всегда имеет негативную коннотацию.
Те, кого так называют, как правило, в школе и в институте хорошо учатся - причем не всегда в силу природного ума, а часто из-за повышенной усидчивости и трудолюбия. Учеба становится смыслом жизни: они не пропускают лекций, но на студенческих вечеринках практически никогда не бываают - зачем тратить время, когда можно посидеть в библиотеке или написать еще один реферат? Позже такое же отношение переносится и на работу. Такие женщины не спешат домой, стараются не брать больничных и готовы сутками находиться в офисе, чтобы «довести до ума» и без того идеальный отчет.
Мужа или бойфренда у них нет и, скорее всего, никогда не было. Во-первых, это «легкомысленные глупости», которые не должны интересовать серьезного человека. А во-вторых, мужьям и любимым было просто неоткуда взяться - «строить глазки» на работе эти женщины считают ниже своего достоинства, а больше они нигде не бывают. Если кто-то всё-таки пытается обратить на них внимание, что случается крайне редко, они делают такое возмущенное лицо, что мужчины тут же оставляют свои робкие попытки поухаживать. А женщины потом придумывают себе массу оправданий: кавалер всё равно был недостоин их внимания, а если даже он был не так уж и плох, то безусловно ушел бы к другой, «несерьезной» женщине при первой возможности.
Отчего это бывает
Синдром «синего чулка» часто является результатом чрезмерно строгого воспитания. Обычно таких девочек воспитывают бабушки или мамы-учительницы. С раннего детства им внушают, что всё, что не касается учебы или работы, не заслуживает внимания и вообще вредно. Красивая одежда, косметика и украшения - шелуха, которая мешает разглядеть их внутреннюю сущность. Но встречают-то по одежке, особенно в подростковом возрасте, поэтому никто и не пытается разглядеть их прекрасный внутренний мир, заключенный в непрезентабельную оболочку.
В силу особенностей характера. Девочка ставит перед собой цель - например, стать ветеринаром или пожарным, и строго ей следует, забывая при этом об остальной жизни. Случается так, что достигнутая цель не приносит удовлетворения, а жизнь «прошла мимо».
Из-за отношения сверстников. В возрасте «гадкого утенка» девочки не пользуются популярностью в компаниях. Их редко зовут на вечеринки, да и общаются с ними неохотно, считая их занудами и зубрилами. Тогда девочки сами убеждают себя в том, что им все это не нужно, и пытаются реализовать себя каким-то другим способом, чаще всего через учебу. Кроме того, за примерное поведение они получают одобрение старших, их все время ставят в пример, повышая этим их самооценку. Только вот отношения со сверстниками от этого отнюдь не улучшаются.
Возможные последствия
Рано или поздно у большинства «синих чулков» наступает прозрение. Они начинают понимать, что всю жизнь были обделены простыми человеческими радостями.
Далее события могут развиваться по трём вариантам.
Вариант 1
→ Женщина ставит крест на своей личной жизни и превращается в брюзжащую «старую деву». В этой ситуации она начинает портить жизнь окружающим бесконечными нотациями и причитаниями по поводу упадка нравов в обществе и развращенности молодежи. Все, кто от неё отличается, вызывают сильнейшее раздражение. В результате она на всю жизнь остается одинокой и вечно всем недовольной ворчуньей.
Вариант 2
→ Поняв, что жизнь проходит, «синий чулок» начинает судорожно пытаться наверстать упущенное, т.е. пускается «во все тяжкие», причем с той же настойчивостью и упорством, с которыми раньше училась и работала. И дело может кончиться весьма плачевно: опыта общения с людьми нет, и «синие чулки» становятся жертвами обманщиков и аферистов; в лучшем случае просто находят мужчин, которые ими беззастенчиво пользуются. Тогда они беспрекословно выполняют все их капризы, считая это абсолютно нормальным.
Вариант 3 (предпочтительный)
→ Преодоление синдрома «синего чулка» и ресоциализация.
Как преодолеть синдром «синего чулка»
Невозможно превратиться из «синего чулка» в «роковую соблазнительницу», просто сменив свой гардероб и косметику. Изменить нужно прежде всего отношение к самой себе и к окружающему миру. Для начала просто полюбить себя, а затем постепенно изменить свой имидж, и окружающие обязательно заметят это. Тогда можно начинать общаться с ними, а со временем разобраться, кто чего стоит. Не следует отказываться от участия в коллективных, корпоративных мероприятиях. Однако не стоит идти на вечеринку только ради того, чтобы найти себе мужа - просто нужно стараться хорошо провести время. Спутник жизни тоже со временем отыщется, кроме того, появятся друзья, и жизнь может стать приятной и удивительной.

В народе существует довольно сильное заблуждение, что синий чулок (значение фразеологизма рассмотрим сегодня) - это старая дева. Убеждение сие не соответствует действительности, и чтобы доказать это читателям, раскроем тему подробнее.

Происхождение

Конечно, выражению этому много лет и даже не одно столетие. Возникло оно в Англии 18-го века. Источники гласят, что все началось с нонконформистского жеста Бенджамина Стиллингфлита, который был ботаником, писателем и переводчиком. Может быть, из вредности, а может быть, из соображений стиля, но интеллектуал пренебрегал этикетом и предпочитал черным чулкам синие. А история стала достоянием общественности благодаря известному в ту пору салону Элизабет Монтегю. Она была не просто держателем салона, но и писательницей. Правда, судя по всему, в английские классики она не попала, зато мы ее помним благодаря выражению «синий чулок» (значение фразеологизма выясним в процессе исследования). Таким образом, первым синим чулком был мужчина, потом вообще салон переименовали в честь этого прекрасного элемента гардероба, но, правда, сделали это злые языки. Интересная история скрывается за темой «“Синий чулок”: значение и происхождение фразеологизма». Но самое захватывающее впереди.

Значение

Конечно, учитывая крепкие, почти неразрывные связи Англии и Франции, выражение перекочевало к соотечественникам Мольера без всяких хлопот. И стало означать женщин, которые внешне и внутреннее походят на мужчин и интересуются всем тем, что обычно увлекает представителей мужского пола. Но не то, о чем сейчас подумал читатель. Синий чулок (значение фразеологизма следует далее) - это, прежде всего, женщина, которая интересуется интеллектуальной культурой, политикой. Другими словами, всем тем, что отдано на откуп мужчинам. Причем совершенно неважно, могут те высказать хоть одну дельную мысль по существу или нет.

Такие женщины не хотят замыкать себя в строгих гендерных представлениях. Сейчас эта же установка выражается в словах: «Ты же девочка!». Сегодня, как и тогда, находятся прекрасные создания, которые бунтуют против сведения их жизни к стереотипу, причем мужскому, но об этом еще поговорим чуть позже. Так как тема происхождения заблуждения относительно значения фразеологизма «синий чулок» касается нас напрямую.

Скажем также, что в Россию выражение было завезено из Франции. В нашем отечестве к таким женщинам относились тоже очень скверно, но мысленно делаем скидку на время.

Исток заблуждения о смысле выражения

Почему до сих пор некоторые уверены, что синий чулок - это старая дева? Все очень просто. Меняются местами причина и следствие, причем это мужская логика. Считается, что жена не должна быть умнее мужа, ибо последнего такой факт как-то компрометирует. Остается неясным, правда, в чьих глазах. Но оставим это.

Поэтому людская молва полагает, что интеллектуалкам дорога в брак заказана, а семейное счастье не светит. Так ли это? Вопрос спорный. Да, творческие люди часто остаются в одиночестве. Иногда из-за того, что они долго ищут подходящий вариант, но чаще потому, что не могут найти родственную душу. Ведь чем человек умнее, тем труднее ему найти пару. Брак - это не только вкусный обед, но и темы для разговоров. А что делать, если потенциальные мужья или жены не блещут и ничего не слышали о Кафке, Ницше или даже не читали Л. Н. Толстого? Кто-то скажет: «Это снобизм!». Может быть, но для некоторых культурная реальность не менее важна, чем предметная действительность. Да, кстати, с другой стороны, когда людям нечего обсуждать, они не могут поругаться и развестись.

Есть ли поводы для оптимизма? Конечно! Читатель теперь с легкостью ответит на вопрос о том, какое значение у фразеологизма «синий чулок».

Эмансипация шагает по планете

Сейчас в развитиях странах, в которых нет проблем с едой, водой и образованием для населения, женщина-интеллектуалка уже не вызывает того отвращения и ужаса, которые можно было наблюдать у представителей мужского пола раньше. Наоборот, феминная особа, которая полагается во всем на мужчину, а сама она может только «быть женщиной», скорее вызывает недоумение, чем сильная независимая женщина (заметьте, без всяких кавычек). Да и надо учитывать требования времени: это к тому, что замечательные, ухоженные, умные мужчины выбирают общество себе подобных. Этот факт сужает приемлемый выбор красивой и талантливой женщины.

Успокаивает только то, что людей и так слишком много. Другими словами, полагаться сейчас нужно только на себя как мужчинам, так и женщинам. И тогда проблем будет меньше.

Мы уже выяснили, каково значение фразеологизма «синий чулок», сейчас изучаем его в исторической перспективе.

Изменение отношения к женщине-интеллектуалке

В доказательство того, что синим чулком быть не так уж страшно, а даже в некотором смысле почетно, можно вспомнить разные фильмы: один советский и несколько зарубежных. Вспомните, например, фильм Эльдара Рязанова «Служебный роман» (1977). В нем показано, как женщине плохо без любви, мужа и детей. Л. П. Калугину поглотило одиночество, сделало ее серой, невзрачной, старой. Понятно, что в некотором смысле фильм должен был вписываться в советскую систему ценностей, где семья - это ячейка общества.

Теперь снимают другие фильмы. В них действуют смелые девушки. Они по-мужски решительны, целеустремленны и независимы. Правда, ни один русский фильм на ум не приходит, но зато западных хоть отбавляй. Приведем в пример «Люси» (2014) или «Солт» (2010), а чуть раньше были кинокартины «Солдат Джейн» (1997) или «Долгий поцелуй на ночь» (1996).

Но самый интересный в этом смысле образец нежизнеспособности феминной женщины снял недавно Вуди Аллен. Он назвал кинокартину «Жасмин» (2013). Это как раз история о женщине, которая была женой очень богатого человека, потом в силу определенных причин она осталась одна, без денег, образования и работы. Финал там совсем печальный.

Идеал женщины, он какой?

Этот вопрос довольно трудный, потому что идеал - это явление подвижное, живое. Все меняется от эпохи к эпохе. Сегодня говорить о застывшем образце глупо, потому что слишком велика свобода. Кому-то нравятся очаровательные дурочки, а кому-то татуированные особы, слушающие тяжелый рок и не желающие рожать детей. Последние считают, что жизнь слишком коротка и прекрасна, чтобы тратить ее на распашонки и пеленки. Кто может в них кинуть камень? Для самой женщины неплохо иметь несколько планов, ролей и образов в запасе.

Но одно можно сказать совершенно точно: синий чулок в качестве возможного даже нравственного ориентира - это не так уж плохо. Человек должен уметь позаботиться о себе сам.

Вопрос меня заинтересовал, и мне пришлось потратить несколько дней на его исследование – возможно, из этого даже может получиться научная статья. Вкратце ознакомлю вас с результатами.

Во-первых, давайте посмотрим на ту ерунду, которая написана в Википедии, и попробуем ее прокомментировать:
«Выражение “синий чулок” по отношению к ученой даме восходит к 15 веку, когда в Венеции собиралось общество мужчин и женщин, занимающихся изучением наук, синие чулки были их отличительным атрибутом одежды. Этот обычай был позаимствован парижскими интеллектуалами в 1590-х годах. Сам термин возник в Англии в 1750 годах».
Вопрос 1. Как может выражение «восходить к 15 веку» в Италии, когда оно появилось в XVIII в. в Англии???
Вопрос 2. Насчет дам XV века в синих чулках. Историческая справка: «В средние века чулки как самостоятельная часть одежды не были известны; … до XVII века, носили цветные панталоны. В средние века ноги от ступни через икры вплоть до колена обматывались узкими полосками материи. Только в XVI веке в Испании получили всеобщее распространение чулки, связанные вручную. Английский король Генрих VIII получил из Испании одну пару чулок в качестве дорогого дара. Испанские чулки украшались цветными вышитыми клиньями. В 1589 году английский священник Уильям Ли изобрел первый вязальный станок для чулок. Чулки, связанные на станке, начинают вытеснять модные тогда чулки, сшитые из шелка и бархата. Но полностью они их заменили только в конце XVIII столетия».
www.perchatki.com.ua/main.php?...
«Первой англичанкой, позволившей себе шелковые чулки, стала королева Елизавета I: в 1562 году она удивила придворных новым аксессуаром».
www.wlal.ru/news/stocking.shtml
«В XVI в. [в Италии] впервые появляется нижнее женское белье и чулки. Самыми модными считались флорентийские чулки, сшитые из белоснежной ткани».
mysterya.green.tsu.ru/library_...
Итак, венецианские дамы эпохи кватроченто не ходили в синих чулках. Нижнего белья в это время как такового тоже не было. Итальянки носили одновременно два верхних платья до пят из дорогих парчовых и бархатных тканей – отрезные по талии, с узким лифом и длинной, в складку или сборку юбкой, а также обувь на высокой деревянной «платформе» – «цокколи».
Вопрос 3. Какими «парижскими интеллектуалами» конца XVI в. и у кого был «позаимствован» обычай (кстати – какой обычай: носить синие чулки или называться «синими чулками»)?
Действительно, в Италии XV-XVI вв. существовали общества молодых (средний возраст – 18-20 лет) аристократов – compagnie, которые организовывали различные игры, праздники и состязания; этим обществам власти поручали проведение гражданских торжеств и других мероприятий – карнавалов, регат и т.д. Compagnie также устраивали частные вечеринки «для своих»; они были весьма шумными и предоставляли возможность продемонстрировать свое богатство и социальное превосходство. В Венеции подобные общества появились в сер. XV в. и были известны как «Compagnie Dell calza» (букв. перевод – «Компании чулок»). Под «чулками» подразумевались штаны-чулки «кальцони»; отсюда родственное слово «кальсоны» - узкие облегающие трико из эластичного сукна; вверху они прикреплялись шнурком к поясу короткой, до талии или бедер, плечевой одежды («соттовесты»). До ХV в. обе половинки штанов не сшивались между собой, позднее их соединили с помощью переднего и заднего клиньев и дополнили гульфиком, который вверху и сбоку пристегивали на пуговицы или шнуровали. Юноши из различных «compagnie Dell calza» носили такие разноцветные «кальцони», украшения на которых указывали, к какому из обществ они принадлежали (их можно увидеть на картинах Капраччо – it.wikipedia.org/wiki/Compagnie_della_calza); различались общества не только цветами трико, но и нарукавными эмблемами. Сенат принял законы против роскоши, но они лишь повлекли за собой изменения в моде: чтобы обойти закон, однотонные одежды надевали поверх красочных и надрезали, чтобы показать скрытые цвета – это привело к широкому распространению мужских «разрезных» моделей одежды в XV в. Compagnie Dell calza назывались по-разному: Floridi, Uniti, Concordi, Ortolani, Zardinieri... Информации о венецианском обществе под названием «Синий чулок» нет; сведений о том, что в эти общества допускались женщины, тоже нет. Compagnie Dell calza не занимались «изучением наук», а были чем-то вроде «массовиков-затейников», шоуменов. Поэтому любые попытки связать их с парижскими салонами XVII-XVIII вв. и английским «Обществом синих чулок» XVIII в. представляются искусственными и неубедительными.
Интересно, что «венецианская версия» в русскоязычном Интернете имеет один источник –бродячую переводную заметку о значении различных цветов. Отдельной статьи, посвященной «синим чулкам» в русской Википедии (forajump’у на заметку!), нет. В материалах на других языках я обнаружил ссылки на «Compagnie Dell calza», но, как было показано, они не имеют отношения к происхождению обсуждаемого понятия.

Теперь о «парижских интеллектуалах». Мне ничего не известно об интеллектуалах эпохи религиозных войн во Франции, которые бы именовались «синими чулками» или отличались ношением таковых. Что касается XVII в., то в это время уже существовали парижские салоны, в которых заметную роль играли женщины. Любопытную фразу можно найти в «Лексиконе прописных истин» Гюстава Флобера: «Синий чулок. – Презрительный термин для обозначения женщины, интересующейся вопросами интеллектуального порядка. В подтверждение цитируйте Мольера». В примечании издателей говорится, что речь идет о комедии Мольера «Ученые женщины» (1672), высмеивающей «светских лжеученых педантов». Однако в самой комедии Мольера нет термина «синий чулок». Скорее всего, у Флобера возникла следующая цепочка ассоциаций: «синий чулок» (термин, уже популярный во Франции его времени) – дамы, увлеченные наукой – пьеса Мольера «Ученые женщины». Может быть, однако, имеется в виду и комедия Мольера «Смешные жеманницы» (1659), которая полемически упоминается в иронической поэме члена «Общества синих чулок» Анны Мор «Bas-bleu, или беседа» (1787). Французская Википедия говорит о том, что словосочетание «bas-bleu» пришло во Францию из Англии и быстро приобрело негативную коннотацию, как и мольеровское «femmes savantes» («ученые женщины»).
В литературе (Figes E. Patriarchal Attiudes. NY, Persea Books, 1987. P. 93.) можно найти указание на то, что будто бы существовали некие «bas-bleu собрания» в парижском в салоне мадам де Полиньяк, «где ношение синих чулок было всеобщим увлечением: некоторые мужчины вместо принятых по этикету шелковых белых или черных чулок ради эпатажа приходили на собрания в синих». (Статья «Салон» английской Википедии, правда, приписывает этот обычай парижскому салону Мадлен де Скюдери, годы жизни: 1607 –1701 – en.wikipedia.org/wiki/Salon_ (gathering)). Подтверждения этим сведениям о «синих чулках» во Франции до XIX в. у меня нет. Напротив, Анна Мор в упомянутой выше поэме утверждает, что французское название «bas-bleu» родилось в результате буквального перевода неким иностранцем английского «bluestocking» – www.english.upenn.edu/~curran/...

Вот более традиционное объяснение:
«В 1780-е годы в Англии образовался литературный кружок у леди Монтегю, где обсуждались и научные темы. Самым активным и видным членом этого кружка был ученый Бенджамин Стеллингфлит, который всегда носил синие чулки. Когда он пропускал заседание кружка, там говорили: “Мы не можем жить без синих чулок, сегодня беседа идет плохо – нет синих чулок!” Таким образом, прозвище “синий чулок” первым получил мужчина, а сам кружок стали иронически называть “Обществом синего чулка”. Позднее “синим чулком” стали называть женщин, которые интересовались литературой и наукой, пренебрегая домом и семьей».
www.junior.ru/students/gavrilo...
Кстати, здесь тоже допущена ошибка – годы жизни Бенджамена Стиллингфлита (Benjamin Stillingfleet, а не Стеллингфлит) – 1702-1771. То есть, неудивительно, что он «пропускал» заседания ученого кружка в 80-е гг. :-D

В действительности в литературе есть несколько версий происхождения названия. По одной из них, выражение «синий чулок» впервые появилось в 1756 г. в письме Элизабет Монтэгю (кстати, «отвечанты» на mail.ru перепутали её с кузиной – Мэри Уортли Монтэгю,1689 –1762 – otvet.mail.ru/question/9419949/) и действительно связано с «чудачествами» м-ра Стиллингфлита – ученого-ботаника, переводчика, издателя и малозаметного поэта XVIII в. Леди Монтегю и ее ирландская подруга Элизабет Веси (Vesy) использовали выражение «синий чулок» в своей переписке, называя так интеллектуалов-мужчин, с которыми они дружили. В переписке женщин встречаются также словосочетания bluestocking doctrine, bluestocking philosophy для обозначения их особой философии «как средства против грубого мира политики». Позднее название перешло на сам лондонский интеллектуальный кружок.
По другой (более распространенной) версии, рассказанной современницей, Фани Бёрни, Б. Стиллингфлит был приглашен на прием к Э. Веси на модном английском курорте. Окинув взглядом свой гардероб, он обнаружил, что у него нет шелковых чулок, приличествующих на светском приеме. Он хотел было отказаться от приглашения, но миссис Веси сказала: «Ничего страшного, приходите в ваших синих чулках» (т.е. по-домашнему; сегодня мы бы сказали: «без галстуков»). Немного отличающийся вариант этой истории и роли Б. Стиллингфлита в ней изложен Джеймсом Босвеллом в его «Жизни Джонсона»: «Он [Стиллингфлит] был таким превосходным собеседником, что его отсутствие воспринималось как большая потеря, и мы, бывало, говорили “Мы не можем обойтись без синих чулок”, и так понемногу это название прижилось».
Согласно третьей версии, адмирал Эдуард Боскавен (1711– 1761; почему-то отвечанты с mail.ru обозвали его голландцем – otvet.mail.ru/question/9419949/)), известный как «Неустрашимый старина» или «Кривошеий Дик», был мужем одной из наиболее восторженных участниц кружка. Он грубо отзывался об интеллектуальных занятиях своей жены и насмешливо называл заседания кружка встречами «Общества синих чулок».
Итак, «образованные дамы изгнали из своих салонов карточную игру и стали глубокомысленно беседовать. Умные разговоры с мужчинами вывели английское дамское общество из изоляции и принесли ему европейскую славу, вечеринки с беседами входят в моду… Чтобы заслужить звание “синего чулка”, нужно было принадлежать к дамской элите… “Синие чулки” соперничали между собой, но... им была чужда болезненная ревность к успехам конкурентки в обществе... К 1800 году это славное общество распалось. Мир английских салонов... коснеет в педантизме и скороспелом суфражизме. “Синие чулки” оказываются “синими чулками” в том смысле этого выражения, в каком мы его теперь понимаем».
www.jerusalem-korczak-home.com...
В добавление к этому:
Выражение особенно распространилось, когда Байрон употребил его в своей сатире на кружок леди Монтегю "The Blues" – "Синие" (иногда переводят – «Синие чулки», 1820):
letter.com.ua/phrase/index.php...

Итак, подведем итог. Связывать «синие чулки» с Венецией оснований нет. Были ли в парижских салонах такие вечера «без галстуков» и назывались ли они «bas-bleu»? Версия заманчивая, но не нахожу ей документальных подтверждений. Склонен согласиться с известным английским исследователем международных фразеологизмов Майклом Куиньоном: «Даже если Анна Мор, Джеймс Босвелл и Фани Бёрни излагали лишь своего рода ранний городской миф об обстоятельствах появления этого понятия, нет сомнений, что английское слово «bluestocking» выкристаллизовалось в результате этих интеллектуальных бесед в середине XVIII столетия»
www.worldwidewords.org/topical...
P.S. Кстати, Кембриджская «История английской и американской литературы» в 18 томах (1907-1921) также не видит оснований сомневаться в том, что термин обязан своему происхождению кружку Монтегю и Веси (т. 11, гл. 15, § 2)

Т. Роулендсон. Карикатура на даму «Bluestocking»

Также читайте:

В наше время прозвищем «синий чулок» чаще всего награждают старых дев, пожертвовавших личной жизнью ради карьеры или науки, хотя подобная интерпретация этого словосочетания не имеет ничего общего с первоначальным значением. Фразеологизм появился в Англии в XVIII веке, и те, кого называли «синими чулками», не только не огорчались по этому поводу, но имели все основания гордиться своим званием. К тому же первыми такие прозвища получили мужчины.

«Синие чулки» появились в Англии

Выражение «синий чулок» (bluestocking) впервые было зафиксировано в 1756 г. в Англии, в переписке Элизабет Монтегю и Элизабет Веси — участниц кружка интеллектуалов, встречавшихся для бесед об искусстве и науке. Душой общества, собиравшегося в 1750—1760-х гг. в салоне Элизабет Монтегю, был ученый Бенджамин Стиллингфлит, пренебрегающий модой: этикетом предписывалось носить шёлковые белые или черные чулки, а он носил синие шерстяные. И в своей переписке женщины так называли интеллектуалов-мужчин, с которыми общались в этом кружке. Они также употребляли словосочетания «bluestocking doctrine», «bluestocking philosophy» для обозначения их особой философии «как средства против грубого мира политики».

Также читайте:

Типичное современное представление о «синем чулке»

Д. Босвелл так объясняет появление выражения «синий чулок»: «Стиллингфлит был таким превосходным собеседником, что его отсутствие воспринималось как большая потеря, и мы, бывало, говорили: „Мы не можем обойтись без синих чулок“, и так понемногу это название прижилось». А позже «синими чулками» начали называть остальных членов кружка и всех тех мужчин и женщин, которые предпочитали интеллектуальные дискуссии и философские беседы обычным развлечениям вроде игры в карты.

Р. Сэмюэль. Портреты Муз в храме Аполлона, 1778. На этом фрагменте картины изображены участницы кружка «Bluestocking»

Для Англии той эпохи подобные салоны были абсолютным новшеством — раньше обсуждение серьёзных вопросов было прерогативой мужчин в клубах, кофейнях и кондитерских. В салонах при дамах подобных диалогов никто не вёл — это считалось неприличным. Однако со временем женщин, интересующихся искусством и занимающихся литературным творчеством и переводами, в обществе становилось всё больше.

Также читайте:

Элизабет Монтегю

Со временем звание «синего чулка» стало восприниматься как весьма почётное, и его наличие свидетельствовало о принадлежности к интеллектуальной элите. Постепенно в обществе формируется новый идеал английской леди — интеллектуально развитой и духовно независимой. Традиционная роль безропотной и послушной супруги высмеивалась и осуждалась. Так, леди Монтегю иронично писала о главном правиле подобных браков: «Целуй меня и молчи!».

Ханна Мор

Одной из участниц кружка «синих чулок» была Ханна Мор, чья судьба сложилась совсем не типично для женщин той эпохи. В 22 года она встретила состоятельного джентльмена, на 20 лет старше неё. Он сделал ей предложение, однако по каким-то причинам брак так и не состоялся. Но мужчина назначил Ханне содержание, благодаря которому она могла безбедно жить в свое удовольствие. Тогда она отправилась в Лондон, где стала членом кружка интеллектуалов под названием «Bluestocking». Ханна Мор открыла несколько школ для бедных и посвятила свою жизнь обучению детей и литературной деятельности. Она так никогда и не вышла замуж.

Т. Роулендсон. Карикатура «Потасовка в клубе Bluestocking», 1815

Однако к 1800 г. кружок «Bluestocking» распался, а в обществе изменилось отношение к образованным женщинам. Байрон в 1820 г. употребляет это выражение в пренебрежительном значении по отношению к салону леди Монтегю. Вслед за ним мужчины начинают высмеивать женщин, предпочитающих семейной жизни интеллектуальные занятия. В XIX в. появилось множество анекдотов и карикатур, порицающих женщин, увлеченных творчеством, наукой или общественной деятельностью. Одна из расхожих острот гласила: «Многие женщины становятся синими чулками, так как никто не интересуется цветом их подвязок».

«Синий чулок». Фото Е. Земцова

Удивительно, но там, где зародился этот фразеологизм, его давно уже не используют, а вот у нас выражение «синий чулок» является очень распространённым и всем известным. В одном из своих рассказов А. Чехов писал: «Что хорошего быть синим чулком. Синий чулок… Чёрт знает что! Не женщина и не мужчина, а так середка на половине, ни то, ни се».

Катя Пушкарева — воплощение распространённых стереотипов о «синих чулках»

Первоначальный смысл фразеологизма изменился под влиянием реакции общества на движение эмансипе. Поэтому выражение «синий чулок» приобрело ироническое, а затем и оскорбительное звучание.