Французский костюм эпохи возрождения.

Это элегантная, модная и качественная одежда, очень удобная и легкая. Французы разбираются в вещах и покупают себе одежду только самого высокого качества, которое могут только себе позволить. Французский стиль в мужской одежде заключается не в том, чтобы купить как можно больше вещей, а в том, чтобы приобрести самое нужное из самого лучшего. Мода для жителей Франции как еда. Они не ходят в огромные гипермаркеты и не нагружают полные корзины огромным количеством продуктов. Они покупают свежие составляющие и несут их домой, для них, чем меньше, тем разборчивее. Французская мода в основе своей состоит из того, чтобы носить элегантные вещи в классической манере.

Существует особый парижский дизайн, созданный из завитушек и росчерков, который делает каждый элемент особенным и эксклюзивным, но не шаблонным. Что же придает французскому стилю в мужской одежде столько шика при такой классичности деталей? Все дело в правильной подборке и комбинации вещей. Красивый фрак французы могут носить с обычными джинсами и простыми футболками, что бы показать элегантность, уместную почти во всех случаях. Если во Франции люди и носят кроссовки, то это является вдохновением от физических занятий, нежели необходимость для спортзала. Не обязательно жить во Франции и быть французом, чтобы быть модно одетым во французском стиле одежды.

Достаточно всего лишь усвоить все необходимые нюансы. Данный стиль одежды заключается не в дизайнерских вещах, а в умении носить их вместе более гармонично. Надо стараться держать равновесие между простотой и роскошью, элегантностью и эксклюзивностью, а главное, быть уверенным в себе и помнить, что все изыски индивидуальны и оригинальны. В нынешнем году во французском стиле в мужской одежды появились новые и очень свежие тенденции.

Во Франции различные модельеры и дизайнеры рассматривают мужскую моду под разными углами. В течение многих сезонов стиль мужчины меняется с метросексуального на ретросексуального. Основное его качество - полная уверенность в себе, как в представителе мужского пола. Его мужественность настойчива и притягательна, но, тем не менее, не превращает его в мачо. В данном случае приставка «ретро» означает способность быть верным издавна сложившимся человеческим ценностям, быть разносторонним и выглядеть всегда модно и современно.

Образ, фигурирующий в нынешней французской моде - молодой человек, любящий путешествовать и предпочитающий изысканные удовольствия. По его натуре он человек, предпочитающий готичный стиль, романтичный и немного циничный. Многие предметы мужского гардероба, такие как верхняя одежда, в виде тренчей и элегантных пальто, остаются актуальными вне зависимости от быстротечных тенденций моды. Немного поэкспериментировав с различными стилями, дизайнеры в этом году вернулись к вечно неизменной классике. Мужские пальто этого сезона характеризуются сдержанностью стиля и цветных оттенков.

На смену красочности и оригинальных покроев, пришли классические элементы. Также в этом сезоне дизайнеры много внимания уделили созданию модных курток, не уступающим по элегантности и красоте модным пальто. Впервые модельеры заявляют, что куртки, модные в нынешнем году отлично подойдут как к брюкам, так и джинсам, хотя раньше считалось, что сочетания этих предметов гардероба - преступление против моды. Самая популярная и модная ткань этого сезона - шерсть, незаменимая для промозглой осенней погоды. Для цветовой гаммы характерны классические цвета. Это черный, бежевый, коричневый цвет и оттенки темно-синего и серого цветов.

С середины 17 века неограниченная власть во Франции принадлежала королю Людовику XIV.
Жизнь при французском дворе подчинялась строгому этикету и представляла собой бесконечно длящийся спектакль, главным действующим лицом которого был король.
Франция, достигшая в этот период небывалого экономического подъема, оказывала большое политическое влияние на другие страны, французский язык стал международным.
Более того, Франция начинает экспортировать модные туалеты и предметы роскоши, сопутствующие моде, - кружева, перчатки, бижутерию, шелковые чулки. В 1672 г. во Франции был основан первый журнал мод - «Mercure galante». Французские моды покорили Европу.
К 17 веку в искусстве сложился стиль барокко - парадный, величественный, декоративный, чопорный. В нем наиболее полно отразились вкусы аристократии того времени. Интерьер стал ярким, красочным - хрустальные люстры, отражающиеся в светлых блестящих полах, расписные потолки, гобелены, множество серебряных безделушек, мебель из черного дерева, инкрустированная золотом и перламутром. С этой фееричностью интерьера гармонировали пышные, украшенные массой драгоценностей, костюмы. Появились новые эстетические представления, для которых красота заключалась в богатстве, монументальности, красочности одежд, на фоне которых сам человек потерялся.

Мужской костюм

"От башмаков до шляпы - банты, ленты, банты,
ленты!.. Распустят до пояса парики из пакли,
штаны наденут, широкие, все в складках -
пузырями, камзол кургузый, рубашку выпустят
сборками над тощим животом!"
Ж. Б. Мольер

Людовик XIV вступил на престол еще ребенком, и за него правила регентша-мать, королева Анна Австрийская. В этот период мода приобрела оттенок «детскости»: подражая малолетнему королю, придворные и аристократическая знать носили короткие курточки и длинные волосы. Важной деталью костюма этого времени была белая рубашка с напуском на талии, пышными длинными рукавами и кружевными манжетами, которые в нескольких местах перевязывались лентами. Поверх рубашки вместо пурпуэна надевали короткую распашную курточку с короткими рукавами («брасьер»), частенько из отдельных лент, скрепленных выше локтя. Из-под них выглядывали манжеты рубашки. Пояс шоссов закрывала маленькая баска.
Пышные широкие панталоны завязывали над коленями; под них надевали белые шелковые чулки с кружевными подвязками - «канонами», чаще всего черного цвета. Поверх панталон носили ставшие модными штаны «ренграв», похожие на женскую юбку; из-под них было видно кружево канонов.
Сверху только на левое плечо накидывали недлинный плащ.
В 1665-1670 гг. в мужском костюме произошли некоторые изменения. Теперь он выглядит строже, вместо коротенького брасьера стали надевать длинный, почти до колен, распашной кафтан - «жюстокор». Вначале его носили военные, но затем он превратился в повседневную и даже придворную одежду.
Жюстокор плотно облегал фигуру, имел длинную талию, множество пуговиц и был пышно украшен впереди. Рукава вначале короткие, позже удлинились, и у них появились широкие цветные манжеты, из-под которых выпускались пышные кружевные манжеты рубашки. Жюстокор застегивался только на груди и до талии, поверх него расправлялось жабо рубашки.
По талии жюстокор можно было подпоясать широким шарфом, который завязывали на боку бантом.
Шили жюстокоры из полосатой ткани, с расходящимися веером складками по бокам.
В мужском костюме появились карманы. У жюстокора впереди было два кармана с клапанами, но их форма и положение часто менялись. Эта одежда дополнялась эполетом из лент на правом плече и перевязью лпя шпаги. Для зимы шили жюстокоры на меху.
Под жюстокор поверх рубашки надевали «весту» - распашную куртку, которая застегивалась на талии до середины груди, чтобы было виднее жабо рубашки.
В 1670-е гг. у жюстокора появились разрезы на полах: задний был предназначен для верховой езды, а боковой - для продевания в него шпаги: шпагу в это время носили уже не поверх кафтана, а под ним.
Шоссы теперь были узкими, более строгими (отсутствовала отделка из лент и кружев) и застегивались под коленом на пуговицу.
Все дворяне носили шпагу - штатские на поясной портупее, военные - на перевязи через плечо.
Верхней одеждой были плащ без рукавов с широким отложным воротником и плаще короткими рукавами, который застегивался на пуговицы («брандебур»).
К 80-м гг. мужской костюм стал еще строже и еще темнее по цвету. Моду диктовал король, в последние годы жизни попавший под влияние иезуитов.
В это время повсеместно начали носить большие муфты, которыми пользовался сам король. Кроме них костюм дополняли перчатки, шпага, часы в виде луковицы, а щеголи носили еще и трость с набалдашником.

Женский костюм

Женский костюм, как и мужской, к середине 17 века тоже стал меняться, особенно в деталях. Под влиянием стиля одежда стала ярче, пышнее. Если в 50-60-е гг. женский костюм сохранял естественные формы и мягкость линий, то уже к 70-м гг. он приобрел вычурность.

Талия зауживается и становится длиннее, узкие рукава украшаются оборками, у юбки появляется шлейф.
Изменилась форма декольте: первоначально овальная, она постепенно превратилась в неглубокое каре. Воротник исчез, вырез лифа обшивался оборкой или кружевами. Одна из излюбленных отделок лифа - «лестница» - декодирование его бантами по всей длине, от выреза до талии (при этом банты сверху вниз уменьшались). Пикантность придавали свободно падающие на декольте завитые локонами волосы.
Рукава платья узкие и укороченные обшивались широкой кружевной оборкой.
В этот период, как и прежде, женщины одновременно носили два платья. Верхнее шилось из дорогих плотных тканей с распашной юбкой, прикрепляемой к лифу шнурками. Сзади у юбки был шлейф, а впереди и с боков ее часто подбирали и заворачивали в виде валиков. Нижнюю юбку нарядно отделывали кружевами и оборками.
В холодное время года женщины накидывали на плечи меховой палантин, а руки защищали бархатными на меху муфтами и длинными, до локтя, перчатками.
Во время прогулок дамы дополняли костюм тростью или зонтиком.

слева: туалет придворной дамы с баской и шляпой а-ля-Рубенс

справа: платье придворного кавалера

слева: мушкетерская мода, шляпа а-ля-Рубенс, сапоги-ботфорты

справа: платье горожанки

слева: парадное платье и прическа-фонтаж

справа: костюм придворного

Обувь

В 17 веке мужчины носили высокие (выше колена) сапоги-ботфорты. Привилегией дворянства были туфли на красном каблуке.
К концу века каблук стал ниже, у туфель исчезают розетки и банты, но появляются большие языки («клюши»).
Для верховой езды мужчины носили высокие узкие сапоги.
Туфли знатных дам шились из бархата или парчи, с узким заостренным носком, на высоком, выгнутом «французском» каблуке.

Прически и головные уборы

В эпоху Людовика XIV вошли в моду парики, состоявшие из массы длинных локонов чаще всего белокурого цвета, расчесанных на пробор посередине.
На лице дворянина красовалась бородка в виде узенькой полоски под нижней губой и две полоски усиков («а la roi»).
В 70-е гг. цвет парика становится каштановым и увеличивается его объем. Парик становится похожим на львиную гриву. При таком обилии волос на голове, с лица они полностью исчезают - даже те крохотные усы, которые еще совсем недавно украшали верхнюю губу.
В 1-й половине 17 века мужчины носили шляпы конической формы с жесткими широкими полями, украшенные страусовыми перьями и лентами.
Во 2-й половине 17 века их сменили треуголки. Круглая широкополая шляпа превращалась в треуголку постепенно: расширившиеся поля шляпы стали вначале загибать по бокам вверх с двух сторон, а затем и с трех. Чтобы поля держали форму, их укрепляли проволокой. Шляпу украшали перьями и надевали обычно углом вперед.
Прически 2-й половины 17 века отличаются большим разнообразием. В 60-е годы волосы расчесывали на прямой пробор, над висками пышно взбивали, а на плечи спускали два длинных завитых локона. В 70-е гг. локоны рядами высоко укладывали - эта прическа напоминала мужской парик. Среди придворных дам был моден так называемый «узел смирения» - гладкая прическа с узлом, сколотым на затылке.
В 90-е гг. в моду входит прическа «фонтанж». Она представляла собой комбинацию уложенных рядами локонов и изогнутого каркаса, которому придавали самые разные формы и украшали рядами полотняных оборок, лентами, бантами, кружевом и пр. Различалось более ста видов фонтанжа - в зависимости от формы, цвета, отделки, и каждая его часть имела свое название - «кошка», «мышка» и т.д.

Украшения и косметика

Косметикой в 2-й половине 17 века пользовались и женщины, и мужчины. Щеголи румянились, чернили брови, наклеивали на лицо мушки, ничем не отличаясь в этом от дам.
Мужской костюм украшался массой драгоценных украшений; бантом с длинными концами, который прикреплялся к левому плечу; перчатками, украшенными лентами и кружевами. В 60-е гг. вошел в моду галстук, или шейный платок - «кроат». Он заменил большие отложные воротники. Кроат обматывали вокруг шеи и завязывали впереди бантом. Эта манера носить галстук была перенята у французских солдат, которые, в свою очередь, заимствовали его у хорватских солдат, составлявших личные полки Людовика XIV («cravate» - искаженное «хорват»). Позднее кроат уже не завязывался бантом, его концы закладывали за борт весты.
У дам особенной популярностью пользовались черные мушки, которые наклеивали на лицо, шею и грудь, привлекая взгляд к определенным местам внешности. Мушки вырезались из черной шелковой или бархатной ткани. Эта имитация родинок пришла с Востока: арабы и персы считали родинку естественным украшением. Дамский туалет дополнялся ювелирными украшениями - кольцами, серьгами, ожерельями и пр., а также веером.

Источник - "История в костюмах. От фараона до денди". Автор - Анна Блейз, художник - Дарья Чалтыкьян

Интересующийся стилем мужчина может научиться чему-нибудь у каждой страны. К примеру, итальянцы известны любовью к идеальному крою, открытым лодыжкам и свободному использованию цвета и деталей. Англичане предпочитают более сдержанные вещи с четкими линиями, удобного кроя, с отсылками к военному стилю. А французы? Французы прославились расслабленным и утонченным стилем, который проявляется в каждом повседневном образе. Для того чтобы научиться этому, вовсе необязательно покупать билет в Париж. Несколько простых уроков стиля от французов можно получить и дома.

Простая палитра наиболее универсальна

Может показаться, что у каждого стильного мужчины большой гардероб, но это совсем не так. Французы очень любят небольшие и функциональные гардеробы, наполненные самыми универсальными вещами. Часть универсальности обеспечивает этим вещам классическая, минималистическая палитра. Темно-синий, серый, черный, белый и несколько других оттенков - темно-зеленый или бордовый. Придерживаясь такой строгой цветовой палитры, куда проще выбирать одежду по утрам, ведь любой свитер будет сочетаться с любыми брюками, в результате у вас будет большое количество сочетаний. Не бойтесь комбинировать нейтральные оттенки, современная мода это только одобряет - к черному свитеру хорошо подойдут синие брюки, а коричневые туфли нормально выглядят с черным костюмом.

Джемпер в полоску - это классика

В 1858 году полосатые джемперы стали официальной униформой французских моряков, отчего полоску даже называют "бретонской". Но любили эту одежду не только военные, но и иконы мужского стиля двадцатого века, к примеру, Пабло Пикассо или Жан-Поль Готье. Джемпер в моряцком стиле подходит для множества образов, вы легко сможете подобрать вариацию, вписывающуюся в ваш гардероб.

Военный стиль подходит для повседневного гардероба

Полосатые джемперы - далеко не все, что французы используют из военного гардероба. Пальто в стиле бушлата - еще одна популярная вещь. Как правило, такие пальто бывают темно-синего или черного цвета, что тоже объясняет их универсальность. Это настоящая классика, которую можно найти в коллекциях многих модных брендов. Такие вещи бывают как достаточно бюджетными, так и люксовых марок. Каждый сможет найти себе подходящий вариант.

Всегда выбирайте лаконичный крой

Отличительная черта французского стиля - это умение сочетать лаконичные вещи простого кроя в изысканных и утонченных образах. Выберите рубашку с воротником-стойкой вместо классической. Купите простые джинсы темного синего или черного оттенка, без молний и крупных карманов. Всегда старайтесь создать максимально простые ансамбли вместо более сложных. Носите белые футболки с плащом или свитер без рубашки под ним. Создайте расслабленный образ, сочетая простые джинсы с элегантным спортивным пиджаком. Не стремитесь к эксцентричности, не выбирайте вещи сложного кроя - они чаще всего хороши только на вешалке, а в реальной жизни не сочетаются с остальными предметами гардероба и выглядят неуместно.

Франция - это страна, которую по праву считают законодательницей мировой моды уже не одно столетие подряд. Люди, для которых вместе с шиком и вкусом - не пустой звук, в первую очередь смотрят на моду из Франции, следуя всем модным парижским правилам. Есть ли свои особенности во французской моде? С какого времени идёт отсчёт господства французский моды в мировой fashion-индустрии? На этих вопросах стоит остановиться и ответить на них развёрнуто.

История французской моды

Понятие “моды” ассоциировалось с Францией ещё со времени правления Людовика XIV, когда страна под контролем правящей власти начала быстрыми темпами развивать промышленную индустрию. Французский королевский двор в связи с этим стал считаться законодателем европейской в стиле барокко стала возможной благодаря производству шелковой ткани и кружев. Дополненные яркими украшениями и искусными драпировками роскошные кружевные и шелковые наряды были атрибутом помпезности и богатства.

В более поздние времена французская мода превратилась в поистине революционную, введя в двадцатом веке мужские элементы одежды в женский гардероб: брюки, пиджаки, строгие рубашки и даже галстуки. Совершила столь смелый переворот от романтизма к модернизму, заставив всю женскую моду пойти по новому пути, известная всем, даже далеким от моды людям француженка Коко Шанель.

Коко Шанель

Практически каждая современная женщина имеет в гардеробе брюки, пиджак и маленькое черное платье - самую великую творческую находку Шанель. Не менее известные модные аксессуары её имени - бижутерия из металла и знаменитая стеганая сумочка на цепочке. То же самое можно сказать и о культовых духах дома Шанель.

Коко Шанель давно нет, но дело ее живёт, и модный дом ее имени продолжает считаться одним из главных домов, участвующих в главной в фешн-индустрии неделе французской моды. Самой Коко до сих пор стремятся подражать, её цитируют и ей вдохновляются, что совершенно оправдано, ведь именно эта великая женщина смогла так смело и необратимо повлиять на моду XX века, основав модный дом Chanel, внедрив совершенно новые образы в женскую моду. Помимо брюк и других удобных вещей из мужского гардероба, помимо универсального и доступного практически любой женщине маленького черного платья, именно Шанель мы обязаны появлением и постоянным присутствием в моде маленьких шляпок, костюмов из твида, бижутерии, как самостоятельного модного и престижного мира украшений и даже стойкой моде на загар.

Диор

Другой именитый дизайнер Франции - Кристиан Диор. Один из самых известных модельеров, придумавший женственные платья в стиле нью-лук и поднявший на новую высоту понятие “французская мода”.

Женщин и их послевоенное настроение, мечты и желания Диор уловил всем чутьем талантливого мастера. Парижанки на тот момент уже устали от укороченных строгих юбок, брюк и почти мужских пиджаков, так что сверхженственная коллекция Диора была встречена с энтузиазмом и восторгами. Яркие краски, роскошные ткани, юбки до щиколотки (пышные или прямые), маленькие округлые плечи, затянутые талии - в этой новой коллекции все кричало об очаровании традиционной женственности. Это была новая французская мода, ставшая вскоре и мировой.

Ив Сен-Лоран

Имя одного из ведущих модельеров XX века, которого сам Кристиан Диор выбрал преемником, навечно вписано в историю моды.

Многие модные идеи Лорана теперь - модная классика. Так, женские смокинги, поразившие воображение модниц, впоследствии стали фирменной визиткой бренда. Именно Ив Сен-Лоран предложил активно носить женские брючные костюмы, свитеры с высоким горлом, куртки из чёрной в стиле сафари, высокие сапоги, этнику - без всех этих вещей уже сложно представить гардероб женщины из любого города мира.

Конечно, это не все французские дома моды, фешн-мир был бы неполон и без несносного и эпатажного Готье, фантазийного Лакруа, шикарного Пьера Кардена, мастера сумок и аксессуаров Луи Виттона, элегантного Юбера Живанши и многих других величайших модельеров.

Современные молодые дизайнеры

Сегодня звания “молодой дизайнер” или “подающий надежды кутюрье” не имеют никакого особенного значения, поскольку Fashion-индустрию наводнили имена юных художников, которые совершают попытки модернизировать традиционное понятие прет-а-порте. Отдельным личностям это удаётся. Например, которому повезло добиться признания в мире моды, грамотно балансируя между традициями Модного дома Balmain и собственным новым молодёжным вкусом. Каждое fashion show бренда Balmain проходит под громкие аплодисменты зала, а западные звезды сами предлагают Рустану дружбу и сотрудничество.

Еще один успешный молодой французский дизайнер - Николя Гескьер - до 2012 года работавший арт-директором Модного дома Balenciaga. Коллекции Гескьера изобиловали элегантными силуэтами в сочетании с геометрией форм, щедро приправленными футуристическим дищайном. С 2013 года Николя Гескьер стал креативным директором другого знаменитого бренда - Louis Vuitton.

Молодой дизайнер Гийом Анри заставил мировую моду вспомнить о практически забытом модном доме Carven, подарив девушкам новую для них любимую марку. По слухам, этому дизайнеру сделали интересное предложение возглавить очередной крупный модный дом с историей — Nina Ricci.

Журналы мод

Со второй половины далекого XVIII века именно во Франции стали появляться первые журналы, специализирующиеся на моде и всём том, что с ней связано. В то время французские журналы мод представляли собой отдельные крупные гравюры, которые раскрашивались вручную акварельными красками и сопровождались описанием каждой модной детали.

Современный модный глянец произошёл из первых изданий о французской моде, таких, как изданный в 1921 году в Париже журнал L’Officiel, старейший из французских модных изданий, чей выпуск продолжается и сейчас. В 1938 году именно этот журнал был первым с цветными фотографиями на страницах.

В 1937 году во Франции появился еженедельник Marie-Claire, также дошедший до современников. Это было новаторское по тем временам издание, рассказывающее не только о том, что такое мировая и французская мода, но и о светских и культурных событиях, о здоровье и рецептах красоты, публикующее письма читателей и ответы на их вопросы, охватывающее другие важные аспекты женской жизни. Таким образом, издание было первым из многочисленной армии женских популярных журналов.

В 1945 году читательницам был представлен французский журнал Elle, основным содержанием которого стали статьи и фотографии, связанные с модой. Первые номера журнала раскупили в рекордный срок, и через пару десятилетий Elle признали самым читаемым журналом в мире.

Уличная мода

Французский стиль, ставший уже пресловутым - это вкус, проявляющийся в стиле и выборе одежды и аксессуаров у французских модников. Во все времена он отличался особой утончённостью и обаянием.

Близость подиумов с высокой модой, конечно, накладывает свой заметный отпечаток, но не только этот фактор влияет на особенный шарм французской уличной моды. Виртуозное владение искусством совмещать несочетаемые, казалось бы, вещи, выстраивая гармоничный и небанальный образ и составляет основу того, что называют французская мода и стиль. Надевая теплое пальто с тонкой майкой или как будто вынутое из сундука прабабушки, с почти мужским твидовым пиджаком, и приправив образ оригинальными аксессуарами по вкусу, французы добиваются совершенно уникального впечатления, являя миру фирменный французский look.

Француженки - европейки до мозга костей, большинство из них проповедуют приверженность европейским ценностям и равноправию полов. Они независимы, делают карьеру, и это не может не отражаться на внешности. Обычно француженки предпочитают легкий максимально натуральный макияж (а зачастую обходятся без него), демократичные бренды и спокойные цвета одежды. В облике подлинной француженки лейтмотивом присутствует легкая небрежность, но никак не неряшливость. Эту небрежность может позволить себе только весьма ухоженная, знающая силу своей привлекательности, женщина, обладающая несомненным вкусом. Самое важное в облике французской модницы - аксессуары и бижутерия. Подобранный комплект делает повседневное платье вечерним. Француженки неравнодушны к украшениям “с историей”, они обожают покопаться в товарах блошиных рынков и антикварных магазинчиков.

Как создать французский образ

Главное отличие французского стиля от других - отсутствие в одежде ярких цветов и пестроты. У женщин Прованса в ходу умелое сочетание белоснежной одежды с ненавязчивыми кремовыми оттенками и черной классикой. Так, обычное черное платье-макси в сочетании с грамотно выбранными украшениями и милыми деталями француженка превратит в восхитительный наряд для вечера.

Платья - это особая статья в гардеробе истинной француженки. Легкие платья и юбки без труда встраиваются в женственный, игривый и в то же время утонченный образ. В предпочтениях у француженок также юбки прямого покроя и юбки-тюльпан как квинтэссенция всего, что предлагает французская мода.

Одежда - это далеко не все, для создания образа не обойтись без аксессуаров. Со времен Шанель дамы продолжают носить шляпки аккуратных форм и спокойных расцветок. В этом сезоне особо востребованными будут шляпы “федоры” и “трилби”.

Сумки француженки предпочитают вместительные, но элегантных фасонов. Мешковатые сумки, похожие на вещмешки, их вряд ли заинтересуют. Классические шопперы для повседневной носки, интересного вида клатч для выхода в свет - вот выбор парижанки.

Длинные стильные ожерелья нам тоже подарила Франция. Но нужно учитывать, что они не слишком подходят женщинам с грудью большого размера. Французский стиль в бижутерии - это оригинальные украшения из металла и дерева благородных сортов. Они подходят к большинству образов.

Французы - виртуозы искусства создания интересных образов. Получившийся в итоге ансамбль состоит из многих слоев. Он сложен и прост одновременно. Дополнения всегда безукоризненно работают на образ владельца, а все вместе составляет загадку вечного французского шарма. Этот шарм в сочетании с демократичностью и делает французский стиль столь притягательным для остальных.

В итальянском ресторане, что сразу рядом с моим домом в 15м округе, каждый день, как по расписанию, обедает и ужинает один грузный пожилой мужчина. Он всегда сидит за столиком в углу у окна и очень медленно ест, потягивает свой бокал красного и как-то отрешенно смотрит в окно. Иногда я встречаю его по пути от метро к ресторану и наоборот: каждый раз на нем темно-серый или черный костюм, белая рубашка, черные туфли. Осенью и зимой к этому комплекту еще добавляется черное пальто и… крохотный черный беретик. Несмотря на то, что полжизни он проводит за поглощением блюд итальянской кухни, он француз. И то, как он одет, можно назвать условным портретом среднестатистического парижанина. Потому что здесь костюм каждый день – это норма не только для офисных работников и не только для тех, кому перевалило за 55, но и для молодых парней, которые ни разу в жизни не сталкивались с тяготами делового дресс-кода.

О стиле французских мужчин, в общем, как-то не принято говорить – такое впечатление, что его формируют только женщины. Хорошие женские бежевые плащи, женские узкие брюки, женские кожаные балетки по 69 евро из маленьких магазинчиков, женские стеганые сумочки, женские кашемировые пуловеры от Eric Bompard, женские маленькие черные платья. Короче, французские мужчины на фоне всей этой умеренно шикарной феерии выглядят неким размытым пятном из шарфов, хорошего парфюма и обаяния.

Помню, когда я только познакомилась со своим бойфрендом и рассказывала о нем кому-то из знакомых в Киеве, меня спросили: «Француз? Значит, брюнет с бородой и вьющимися волосами?» Мой Клеман отвечает этому описанию так же точно, как белая половинка инь-янь похожа на черную. Русые волосы, никакой тебе бороды и уж точно никаких кудрей. Из общепринятых опознавательных знаков к нему можно было применить только тот самый шарф. Я к тому, что образ мужчины или женщины той или иной национальности мы вечно стремимся подвести под некий общий знаменатель, но на деле оказывается, что его нет. Есть канва других привычек, другой ментальности, других традиций и ценностей – и на нее уже можно наложить манеру одеваться.

Если бы нужно было вывести какую-то максимально обобщенную формулу или одно самое яркое различие между французами и украинцами в одежде, это было бы определения стиля casual. Для нас это все-таки джинсы и футболка. А для француза нормальный casual – это брюки чинос из GAP и мятая рубашка, которая только вот высохла за ночь после стирки и опять как новенькая. И когда прохладно – сверху пиджак. То есть, нет разделения на то, что костюм и его элементы – это только, пардон, на свадьбу и похороны, а джинсы и свитер – это нормальная, удобная одежда на каждый день. Костюмом никто никого не пытается впечатлить – его воспринимают как обычный атрибут обычного гардероба обычного мужчины. Нет, джинсы здесь, конечно, тоже у всех есть (а иногда и по несколько пар, ого!), просто с ними вполне достойно конкурируют и брюки. К слову, наверное, именно эта «костюмная» закалка и позволяет парижским мужчинам рассекать по городу на велосипедах в дорогих туфлях и деловых двойках. А то и тройках. Совершенно не испытывая при этом дискомфорт.

Если копнуть немного глубже, в Париже стиль мужчины (и женщины соответственно) зависит от того, в каком округе он живет. Здесь очень хорошо чувствуется классовость, как бы отвратительно это ни звучало по отношению к прогрессивной европейской стране в 21 веке. 16 округ, в котором живут в основном парижане в восьмом колене, пестрит персонажами, одетыми дорого и со вкусом. Чего не скажешь о каком-нибудь 10 или 19. Париж очень часто идеализируют, хотя, это такой же город, как и любой другой в этом мире: с бомжами и гопниками. Последние, кстати, одеты в спортивные костюмы – классика. Поэтому если сравнить двух парижан одинакового возраста, но живущих в разной среде, можно до потери пульса ставить галочки на отличиях между ними.

А если говорить о чем-то, что их объединяет, не могу не вспомнить отличное one-man show, которое я смотрела в Théâtre des Nouveautés, называлось оно «How to become Parisian in 1 hour». В емких, смешных монологах актер Оливье Жиро высмеивает парижан: поведение в метро, такси или ночном клубе, стиль одежды, поход в ресторан и так далее. Так вот, касаемо стиля было сказано следующее: «В основном, парижане одеваются в черное, но если у кого-то сегодня дерзкое настроение, можно надеть… серое!» И еще одно: «Зимой парижане носят шарф. Летом парижане носят… шарф!» И это абсолютная правда, я видела мужчин с шарфиками даже в эти адские +40, которые обрушились на город месяц назад. Звучит как безумие, выглядит как издевка над самим собой.

Далее, нельзя срисовать образ типичного жителя французской столицы, не сбрызнув его парфюмом и не капнув гелем для волос на его шевелюру. Мужчины здесь ухаживают за собой ничуть не меньше, чем женщины. И они точно так же почитают небрежность не меньше, чем хорошее вино. Стиль парижанина я бы назвала растрепанной элегантностью – в прямом и переносном смысле. Есть что-то такое в облике проходящего мимо мужчины, от чего веет легкомыслием, ветреностью, несовершенством и вместе с тем – идеальным сочетанием шарма и мужественности без лишних побрякушек. И все это, опять-таки, уходит корнями в несколько другое представление «нормальности», касаемо стандартов мужской красоты: француз не стесняется любить себя и ухаживать за собой, не считая это чем-то зазорным или лишающим его облик маскулинности.

Так не хотелось обобщать, но именно этим и придется закончить. Отбрасывая такие критерии как возраст и социальный статус, обычно парижанин одет примерно так: неформальные брюки, хорошая кожаная обувь (не всегда чистая, но выглядит будто так и надо), рубашка (которую погладили, а потом скомкали и развернули обратно), хорошая стрижка и легкая укладка, шарф. Простите – Его Величество Шарф.

Ах, да. Как же я могла забыть. Самый главный аксессуар при любой погоде: флирт, который сквозит в его взгляде.