Музыкальные игры для малышей в детском саду. Музыкальные игры для детей дошкольного возраста картотека на тему

Многие родители сталкиваются с проблемой – ребенок, который верно и отчетливо повторяет за взрослым все звуки, в обычной речи умудряется их «терять», «проглатывать» или произносить неправильно. Именно поэтому за этапом постановки звукопроизношения следует этап автоматизации.


Проблема в том, что автоматизация в принципе невозможна без многократного повторения, а долгие и монотонные речевые занятия могут утомлять малыша, вызывая негативную реакцию. Любой хороший детский психолог или логопед обязательно обратит внимание родителей на то, что для успешного обучения требуется обоюдное желание двух сторон. Поскольку больше всего дошкольники любят играть, на помощь придут специальные речевые «разминки», веселые конкурсы, песенки и считалки.

Игры со звуком «Ш» и «С» – учимся артикулировать

На этапе постановки звукопроизношения внимание в первую очередь уделяется артикуляции. Но чтобы полученные навыки дошли до автоматизма, следует научить ребенка не только верно повторять отдельный звук, но и слышать его в словах, уметь вычленять и правильно произносить в открытых и закрытых слогах. В этом смысле одними из самых важных считаются игры со звуком «с» для детей – такая проблема, как «шепелявость», встречается едва ли не чаще, чем «картавость».

Существует четкий порядок, к которому прибегают все центры развития детей, использующие логопедические практикумы. Сначала непокорные «с» и «ш» отрабатываются в составе отдельного слога, затем – в словах (которые могут постепенно становиться все длиннее и сложнее). После этого приходит очередь словосочетаний и предложений, и лишь затем – связных рассказов.

Для того чтобы занятия были эффективными, они должны доставлять удовольствие. Лучше всего каждое из них начинать с особой артикуляционной гимнастики, которая выполняется под музыку, сопровождается стишками или песенками. Произнося звуки, их можно рисовать на песке, лепить из пластилина, вырезать из бумаги. Развитие мелкой моторики всегда идет об руку с постановкой звукопроизношения и его автоматизацией.

На заключительном этапе стоит уделить внимание подвижным играм, которые будут сопровождаться скандированием специальных речевок – необходимо следить, чтобы дети проговаривали слова неторопливо, правильно, отчетливо. А закрепить полученные навыки можно, выучив несколько скороговорок на «ш» и «с».


Постановка звука «Ш» в домашних условиях

Если игры со звуком «с» для детей всегда немножечко напоминают уроки художественного свиста, то постановка звука «ш» невозможна без особого «шипения». Это невольно дает идею для веселого занятия, главным действующим лицом которого станет змея. Можно придумать массу заданий, которые должен выполнить добродушный уж или коварная анаконда. Например, проползти по извилистому лабиринту через лес, сопровождая движение особой «змеиной» песенкой. Понятно, что в ней стоит использовать особые слова (вроде «шиплю», «шуршу», «шорохи» и «шелест»).

Прекрасно подходит для закрепления игра на внимание. Взрослый произносит слоги (или слова), в некоторых из которых присутствует «ш» – при его появлении ребенок должен совершить какое-то оговоренное действие (хлопнуть в ладоши, щелкнуть пальцами или просто зашипеть).

Можно совмещать поиски «пропавшего звука» с творческими занятиями – просить ребенка дорисовать или раскрасить картинки, которые имеют отношения к звуку «ш» (например, «лягуШка» или «Шапка»). А заодно – определить, в какой части слова (в начале, середине или конце) находится «беглец». Любой государственный или частный детский сад обязательно использует подобные упражнения, но для того, чтобы эффект был заметен, родителям следует заниматься с малышом и в домашних условиях – регулярно и систематически.

Предлагаю картотеку игр со звуками.

Подготовила: учитель – логопед Брус Светлана Анатольевна

МДОУ «Ягодка»

г. Лабытнанги

ИГРЫ СО ЗВУКАМИ

«Хлопни, если услышишь в слове звук [А] или любой другой звук»

Цель. Учить ребенка выделять заданный звук из слова.

Ход

Взрослый. Я назову цепочку слов. Если ты услышишь в слове звук [А], хлопни в ладоши, вот так (взрослый хлопает один раз). Слушай и будь внимательным.

[А] Аист, роза, мак, лак, рак, бак, астра, автобус, адрес, арбуз, Айболит, Алёнка, апельсин, Аня, арфа, акула, утка, книга, барабан, лестница.

Ель, енот, липа, море, мост, сон, дом, облако, ветер, вишня, торт, вести,

ведро, ежи, шнур, филин, луг, пирожное, дождь, клоун.

[О] Осень, ослик, овцы, пол, дом, сом, кот, слон, сон, пальто, седло, ведро, перо, лето, кино, Оля, осы, очки, крот, облако.

Санки, трава, шар, книга, глаза, белка, щука, лампа, тетрадь, шпага, пенал, жаба, кит, краб, грач, мышь, щенки, звери, мама, камыши.

[Н] Наука, нос, нора,cнаряд, солянка, мужчина,награда, народ, ножницы, кинза, значок, снайпер, баран, капкан, стакан, кабан, барабан, графин, книга, блокнот.

Сумка, самокат, ваза, футляр, фокус, гуси, сорока, губы, колос, голубь, лампа, кашпо, белка, орешки, каша, ёлка, игрушка, стул, шкаф, цветы.

[C] Сад, салат, лес, нос, фокус, роса, песок, колбаса, волосы, кактус, минус, соль, совет, сом, судно, самолёт, листва, ребус, суп, сын.

Цапля, палец, волк, машина, лес, звук, баран, зубр, медведь, школа, виноград, кран, банан, цветок, рот, глаза, диван, малыш, коза, роза.

[И] Ива, игла, имя, осина, руки, лиса, листья, тина, вилка, блины, птицы, ноги, мир, дуги, искра, изба, липа, иволга, Ира, зима.

Дом, кот, трап, музыка, глаза, окно, платье, кресло, медведь, страус, обезьяна, кукла, калач, язык, стрекоза, берёза, страна, заяц, гвоздь, фазан.

[Б] Бал, банка,обман, хобот, шуба, банан, бык, столбы, свадьба, рубашка, обои, робот, зубы, труба, изба, болото, кобра, работа, бочка, бутон.

Палата, гном,пыль, стол, груша, сапоги, тыква, капуста, парк, шкатулка, пыль, полка, поезд, попугай, кнопка, паук, кино,волк, лев, лось.

[М] Мост, рама, самокат, чемодан, камыш, комната, гном, маска, молоко, муха, малыш, дом, шум, шлем, мак, мыло, мультик, малина, Маугли, компас.

Награда, нос, рот, глаза, кнопка, кабан, баран, апельсин, виноград, дождь, нож,слон, ногти, кукла, ночь, чайник, кисель, утка, снегирь, человек.

[В] Ваза, голова, волк, овал, сова,вода, вареники, пчеловод, завод, ворона, воздух, водолаз, Ваня,волосы, вагон, дерево, вафли, автобус, валенки, дрова.

Факел, кнопка, фонарик, стол, телефон, дракон, кофта, пианино, ёлка, фасоль, улыбка, катер, поезд, фазан, лодка, жираф, улица, магазин, флаг, форточка.

[Р] Рама, рак, дорога, кран, трава, шары, икра, повар, сыр, кефир, браслет, корыто, сырок, корова, труд, комар, ружьё, рыбак, рука, рысь.

Лак, мак, слон, лук,булочка, пила, кнопка, улыбка,лопата, компот, капуста, вокзал, лампа, енот, утка,малыш, гуси, платок, флаг, лето.

[Д] Дом,душ, дочка,дрова, мода, медаль, поднос, двойка, вода, дача, дырка, здание, правда, ладонь, дупло, дорога, дым, беседа, гудок,чердак.

Тайна, крот, комната, молоток, гитара, торт, комет, лето, цветы, тыква, рыбак, петух, монета, туфли, бутон,молоко, туман, товар,плита, туман.

[Ш] Шапка, лошадка, ошейник, уши, ландыш, шея, тишина,каша, шиповник, шум, малыш, шар, шайба, машина, шахматы, шило, финиш, карандаш, шарф, ремешок.

Жаба, ролики, жадина, человек, жираф, жук, урожай, пижама, слон, лужа, ежи, крыжовник, ребёнок, мечта, пароход, ножницы, лыжи, журавль, лодка,джунгли.

[Ч] Чайник, калач, кирпич, четверг, плач, ключ, дочь, ночь, чашка, ручей, значок, чудо, грачи, часы, пчела, гречка, внучка, тучка,ручка, печник.

Телефон, темнота, тир,сено, ветер, семья, осень, паутина, метель, тюлень, телега, листья, утята, утюг, север, секрет,лось, василёк, месяц, лисята.

[Щ] Щавель,щука,роща,пища,вещи,борщ,сварщик,лещ,помощь,щётка,щенок,

щека,сыщик,товарищи,щедрость, щегол, щель, морщины, стекольщик, угощенье.

Шахматы, семечки, семья, мешок, шило, шинель, шуба, сирень, лисичка, персик, кисель, беседа, осина, поросёнок, ушиб, камыши, крыша, шуруп, ремешок, крошка.

«Три слова»

Цель. Учить ребенка самостоятельно определять место звука в слове.

Ход

Взрослый. Я назову три слова, а ты назови звук, который встречается в каждом слове: утка, уши, узел.

Ребенок. Звук [У].

Взрослый. Где ты услышал звук [У] в слове: в начале, в середине или в конце слова?

Ребенок. В начале слова.

Рекомендации. Если ребенок успешно выделяет заданный звук в начале слова, то предложите цепочку из слов, в которых звук находится в конце слова, а затем в середине. Надо помнить, что ребенку легче выделять заданный звук в начале и в конце слова и труднее всего услышать звук в середине слова. Учитывайте эту особенность восприятия ребенком звуков из слова.

Ива, игла, изба; искра, имя, ирис;

Лиса, осина, блины; вилка липа птицы; [и]

Руки, быки, сухари; фонари, дуги, ноги.

Осень, ослик, овцы; Оля, осы, очки;

Пол, дом, сом; кот, слон, сон; [о]

Пальто, седло, ведро; перо, лето, кино.

Уши, узел, укол; утро, усы, урна;

Лук, пух, дуб; шум, зуб, шут; [у]

Какаду, иду, сижу; пишу, держу, снизу.

Автобус, аист, арбуз; адрес, апельсин, Айболит;

Бак, лак, мак; рак, платье, палка; [а]

Утка, книга, лестница; книга, ворона, природа.

Майка, мак, малина; марка, мойка, мох;

Камыш, самокат, сумка; грамота, комната, туман; [м]

Дом, крем, шрам; шум, шлем, грим.

Наука, нос, нора; награда, народ, ножницы;

Снаряд, солянка, мужчина; кинза, значок, снайпер; [н]

Баран, капкан, стакан; кабан, барабан, графин.

Цапля, цирк, цех; цепь, цифра, царапина;

Рация, оценка, улица; умница, рецепт, луковица; [ц]

Леденец, огурец, перец; отец; певец; молодец.

Чай, чайка, череда; черника, черепаха, черника;

Ручей, значок, удача; калачи, врачи, бочонок; [ч]

Дочь, грач, калач; ключ, ночь, обруч.

Шапка, шайба, шар; шахматы, шуба, шум;

Машина, ошибка, мешок; тишина, лошадка, мышата; [ш]

Камыш, гуляш, ландыш; малыш, карандаш, финиш.

Щавель, щегол, щель; щука, щётка, щипцы;

Пища, роща, защита; морщины, сварщик, сыщик; [щ]

Лещ, овощ, плющ; клещ, плащ, помощь.

Луна, луч, лотос; ласты, лоб, лаванда;

Малыш, пчёлы, салат; улыбка, палуба, булавка; [л]

Бал, стул, пыл; стол, козёл, пол.

Пальма, пол, посуда; парк, пуля, пыл;

Запах, дупло, лопух; спорт, скрипач, сапог; [п]

Клоп, хрип, клип; сноп, храп, скрип.

Радио, рама, роща; руль, рыба, рука;

Баран, гараж, сорока; карта, парта, корыто; [р]

Двор, катер, повар; мухомор, сахар, помидор.

Сад, судно, сом; самолёт, сани, сын;

Писатель, фасоль, оса; посылка, посуда, лиса; [с]

Лес, рис, автобус; кактус, глобус, фокус.

Тапки, томат, туман; тыква, токарь, туча;

Лопата, платок, потолок; комета, петух, монета; [т]

Крот, плот, автомат; кот, рот, пулемёт.

Фартук, фонтан, фургон; фасоль, факел, фарш;

Сарафан, светофор, шкафы; телефон, кафтан, асфальт; [ф]

Шкаф, сейф, граф; миф, шарф, пуф.

Халат, халва, хобот; хурма, холм, холод;

Ледоход, мухомор, охота; муха, лихач, вездеход; [х]

Лопух, мох, петух; пастух, пух, страх.

«Волшебники»

Цель. Учить детей заменять один звук в слове другим. Вызвать интерес и желание играть со словами.

1 вариант Ход

Взрослый . Сегодня мы будем волшебниками. С помощью звуков мы научимся изменять слова. Я буду называть слова, а ты первый звук в слове будешь заменять звуком [С] или другим…

[с] [т] [б] [г] [з]

том - сом банк-танк дудка-будка код-год суд-зуд

дом – сом пачка-тачка майка-байка кости-гости лов-зов

бор-сор ранец-танец соты-боты кол-гол дуб-зуб

пуп –суп папки-тапки ваза-база корка-горка

зуд – суд румба-тумба крошка-брошка кладь-гладь

ток –сок куча-туча ранка-банка крот -грод

кон –сон пруд-труд фант-бант гонка-конка

тын –сын

лад –сад

[д] [ж] [к] [л] [м]

сом-дом бук-жук галька-калька баки-лаки бак-мак

почка-дочка кара-жара том-ком мот-лот чарка-марка

пушка-душка бор-жор гонка-конка маска-ласка ласка-маска

пух-дух шар-жар торт-корт сани-лани лайка-майка

пороги-дороги мир-жир гость-кость рама-лама пышка-мышка

ночь-дочь весть-жесть туча-куча зайка-лайка пушка-мушка

кочка-дочка грот-крот воск-лоск

лань-дань тачка-качка рай-лай

лавка-давка

[п] [р] [ф] [х] [ц]

вол-пол банка-ранка бас-фас вата-хата мех-цех

сушка-пушка восток-росток бант-фант клоп-хлоп ларь-царь

дух-пух козы-розы кара-фара голод-холод свет-цвет

толк-полк лак-рак база-фаза робот-хобот сель-цель

кони-пони лама-рама сундук-фундук род-ход мена-цена

торт-порт ложь-рожь зонд-фонд салат-халат лапка-цапка

мост-пост мост-рост

Мука-рука

[ч] [ш] [щ]

пас-час ворох-шорох кит-щит

сан-чан кум-шум мука-щука

каша-чаша мах-шах ручка-щучка

сушь-чушь мёл-шёл река-щека

сайка-чайка пик-шик шёлк-щёлк

пасть-часть пар-шар

2 вариант

Получится новое слово, если добавить звук [К] или любой другой звук

[к] [л] [м] [н]

вол-волк ба..-бал гно..-гном апельси..-апельсин

рыба-рыбак козё..-козёл гри..-грим балко..-балкон

моря -моряк ко..-кол гро..-гром карава..-караван

завтра-завтрак по..-пол до..-дом мандари..-мандарин

пар-парк сту..-стул шле..-шлем сарафа..-сарафан

тан..-танк сто..-стол шра..-шрам графи..-графин

носо..-носок пы..-пыл шу..-шум жето..-жетон

телёно..-телёнок хол-холм газо..-газон

лесо...-лесок

[п] [р] [с] [т]

кар..-карп ми..-мир вопро..-вопрос пило..-пилот

су..-суп дво..-двор какту..-кактус зака..-закат

сер..-серп самова..-самовар фоку..-фокус мос..-мост

тра..-трап бо..-бор пару..-парус све..-свет

сиро..-сироп забо..-забор автобу..-автобус кро..-крот

тулу..-тулуп топо..-топор ле..-лес полё..-полёт

сно..-сноп кома..-комар глобу..-глобус запре..-запрет

ши..-шип хо..-хор ребу..-ребус пло..-плот

[х] [ц] [ч] [щ]

Возду..-воздух ледене..-леденец но..-ноч гуля..-гуляш

Лопу..-лопух зая..-заяц мя..-мяч детёны..-детёныш

Сме..-смех коне..-конец тка..-ткач камы..-камыш

Отды..-отдых молоде..-молодец кирпи..-кирпич каранда..-карандаш

Оре..-орех огуре..-огурец сила..-силач ланды..-ландыш

Горо..-горох оте..-отец пла..-плач малы..-малыш

Запа..-запах певе..-певец клю..-ключ мяки..-мякиш

Стра..-страх холоде..-холодец гра..-грач фини..-финиш

Шоро..-шорох рубе..-рубец лу..-луч мы..-мышь

Кле..-клещ помо..-помощь

Ле..-лещ хво..-хвощ

Ово..-овощ [щ] товари..-товарищ

Пла..-плащ хря..-хрящ

Плю..-плющ бор..-борщ

Рекомендации. В начале игры уточните, с какого звука начинается или заканчивается названное вами слово, помнит ли ребенок, на какой звук надо заменить первый или добавить последний звук в слове. Дайте образец ответа.

«Волшебство звуков»

1 вариант

Цель. Учить детей вставлять второй звук в слово для образования нового слова. Вызвать интерес и желание играть со словами.

Ход

Взрослый. Я буду произносить слова, а вы вставьте звук [л] так, чтобы он стал вторым в слове и получите новое слово.

[л] [р]

кок -клок ковать-кровать пуд-пруд

пот-плот кошка-крошка сок-срок

бок-блок топка-тропка койка-кройка

сон-слон такт-тракт мак-мрак

куб-клуб дама-драма

сова-слова кот-крот

кубок-клубок битва-бритва

сух-слух тон-трон

газ-глаз гаммы-граммы

пан-план каска-краска

2 вариант

Цель. Учить детей путем убавления одного звука из слова образовывать новые слова.

Ход

Из каждого слова надо исключить один звук, чтобы получилось новое слово.

Вот так: ГОРСТЬ - ГОСТЬ.

хлев–лев олень-лень косы-осы

уточка–точка клещ-лещ крот-рот

столб–стол мель-ель гром-ром

щель–ель снаряд-наряд шмель-мель

укол-кол град-рад зверь-верь

зубр-зуб скот-кот клей-лей

коса-оса экран-кран плуг-луг

мрак-рак краска-каска смех-мех

полк-пол стол-сто беда-еда

удочка-точка тепло-тело волк-вол

«Путешествие по комнате (группе)»

1 вариант

Цель. Учить ребенка находить предметы, в названии которых есть заданный звук.

Ход

Взрослый. У нас необычная игра. Мы будем ходить по комнате и находить предметы, в названии которых есть звук [С] или любой другой звук. Но чтобы запомнить, кто какие предметы нашел, я кладу синюю фишку, а вы кладите красную фишку на найденный вами предмет. Пошли.

Рекомендации. Не давайте сразу оценку деятельности ребенка, особенно если он допустил ошибку. У вас по четыре фишки: как только они закончились – это сигнал к окончанию игры. Предложите ребенку проверить правильность выполнения вами задания; похвалите, если он самостоятельно заметит допущенную вами ошибку: в названии предмета «диван» нет звука [С]. Затем вы проверяете правильность выполнения задания ребенком и даете оценку.

2 вариант

Цель . Учить ребенка выделять последний звук в слове и подбирать слова с этим звуком. Учить запоминать правила игры и не нарушать их.

Ход

Взрослый. Я назову слово, а ты запомни последний звук в слове и назови слово, которое будет начинаться с этого звука (слова должны быть придуманы из предметов групповой комнаты).

Например: стол – лампа – автобус – самолет-телевизор - ручка и т.д.

«Составь слово из отдельно названых звуков»

Цель. Учить ребенка составлять слово из отдельно названных звуков.

1-й вариант.

Ход

Взрослый. Я назову звуки, а ты назови слово. Звуки: М-А-К. какое слово ты услышал?

Ребенок. Слово мак.

Рак, лак, дым, кот,рот, шар, сор, уши, сок, мох, ток, пух, суп, лук, шум, пол, зал, бал, бак.

Мама, каша, мыло, рама, сани, дача, рука, нога, баба, Вова, щука, жаба, шары, коза, туча, косы, губы, ваза, сова, шуба, муха, розы, нора.

Глаз, брат, стул, друг, двор, флаг, гном, грач, гром, клад, клуб, клык, кнут, краб, кран, крот, квас, плащ, плов, пруд, шкаф, слон, стол, внук, врач.

Бумага, бараны, борода, волосы, вороны, радуга, голова, дорога, заборы заводы, заноза, ворота, комары, коровы, шурупы, лопата, молоко, Наташа, панама, паруса, полосы, посуда работа, рубаха, рукава, бокалы, собака, сорока, Тамара, томаты.

Рекомендации. К сожалению, очень часто взрослые вместо согласных звуков называют буквы:ЭМ – вместо [м]. ребенок воспринимает на слух два звука –Э и М, что вызывает у него затруднения в составлении и восприятии слова на слух.

2-й вариант.

Ход

Взрослый называет звуки слова в нарушенной последовательности: Д, М, О. ребенок путем проб и ошибок составляет слово дом.

Рекомендации. 2-й вариант игры очень сложен для ребенка, и если ребенок затрудняется в назывании слова при последовательном произнесении взрослым звуков слова, то еще рано проводить игру по 2-му варианту. Попробуйте положить на стол картинки с изображением предметов (дом, кот, лук, шар). С опорой на наглядность ребенку легче будет составить слово из отдельно названных вами звуков.

к-р-а - рак р-с-о – сор к-у-р-а - рука д-у-р-п - пруд

к-л-а –лак и-ш-у –уши а-м-а-м – мама г-а-ф-л - флаг

м-д-ы -дым к-с-о – сок а-ш-а-к – каша м-о-г-н - гном

т-к-о - кот х-м-о –мох а-м-а-ш – Маша ч-а-г-р - грач

р-т-о - рот о-к-т – кот а-к-у-щ – щука д-а-к-л - клад

ш-р-а –шар х-п-у –пух а-ч-а-д - дача н-а-к-р - кран

п-с-у - суп к-л-у –лук а-б-у-ш – шуба т-а-р-б - брат

м-ш-у -шум л-п-о -пол а-в-о-в - сова л-у-с-т - стул

л-з-а –зал л-б-а -бал а-к-у-р - рука г-у-д-р - друг

к-б-а -бак м-к-а –мак а-х-у-м – муха т-о-к-р - крот

«В стране имён»

1 вариант

Цель. Учить ребенка выделять заданные звуки из своего имени и фамилии.

Ход

Взрослый. В стране имён не принято называть друг друга по именам или фамилиям. Там говорят только первый и последний звуки.

Ребенок. Вова - [В]- [А]; Серёжа –[С’]-[А] Баранкин- [Б]-[Н].

2 вариант

Цель. Учить детей подбирать имена на заданный звук.

Этот вариант игры можно использовать как индивидуально с каждым ребенком, так и с группой детей как соревнование. Например: «Кто назовет больше имён с заданным звуком – получит звездочку». Такая игра учит детей играть в команде, быстрее думать, сопереживать, радоваться победе.

Женские имена

[А] Алина, Азиза, Акулина, Александра, Алёна, Алиса, Алла, Альбина, Амалия, Анастасия, Ангелина, Анжела, Анжелика, Анита, Анна, Антонина, Анфиса, Арина, Афродита.

[В] Валентина, Валерия, Варвара, Василина, Василиса, Вера, Вероника, Виктория, Виола, Влада, Владислава.

[Г] Галина, Герда, Гертруда, Глафира, Глория, Гортензия, Гульнара, Гюзель.

[Д] Дана,Дарина, Дарья, Джулия, Джульетта, Диана, Дина, Дорофея.

[Е] Ева, Евгения, Евдокия, Евлампия, Екатерина, Елена, Елизавета, Есения, Ефросинья.

[Ж] Жанна, Жозефина, Жюльетта.

[З] Зара, Зарина, Земфира, Зинаида, Зита, Злата, Зоя, Зухра.

[И] Иванна, Ида, Изабелла, Изольда, Илона, Инга, Инесса, Инна, Ирина, Ирма, Ия.

[К] Камилла, Капитолина, Карина, Каролина, Кира, Клавдия, Клара, Климентина, Клеопатра, Констанция, Кристина, Ксения.

[Л] Лада, Лайма, Лариса, Лаура, Лейла, Лидия, Лика, Лилиана, Лилия, Лина, Линда, Лолита, Луиза, Любовь, Людмила,Лючия.

[М] Магдалина, Мадина, Майя, Малания, Мальвина, Маргарита, Марьям, Марьяна, Марианна, Марина, Мария, Марта, Марфа, Мила, Милена, Мирослава.

[Н] Надежда, Наина, Нана, Наталия, Наталья, Нелли, Ника, Нина, Нонна.

[О] Оксана, Олеся, Ольга.

[П] Паулина, Пелагея, Полина, Прасковья.

[Р] Рада, Раиса, Регина, Римма, Рита, Роза, Роксана, Ростислава, Руслана,Руфина.

[С] Светлана, Серафима, Снежанна, София, Софья, Стелла, Степанида, Стефания, Сюзанна.

[Т] Таисия, Тамара, Татьяна.

[У] Ульяна, Устинья.

[Ф] Фаина, Фатима, Фарида, Фёкла.

[Э] Эвелина, Эдита, Элеонора, Элиза, Элина, Элла, Эльвира, Эльза, Эмилия, Эмма, Эсмеральда.

[Ю] Юлианна, Юлия, Юнона.

[Я] Ядвига, Яна, Ярослава.

Мужские имена

[А] Агафон, Адам, Адольф, Аким, Алан, Александр, Алексей, Альберт, Амир, Анатолий, Андрей, Анисим, Антон, Арсений, Аристарх, Аркадий, Арнольд, Артём, Артур, Архип, Асламбек, Афанасий,Ахат, Ахмед.

[Б] Богдан, Борис, Бронислав, Булат.

[В] Вадим, Валентин, Валерий, Вениамин, Виктор, Виталий, Владимир, Владислав, Всеволод, Вячеслав.

[Г] Гавриил, Геннадий, Георгий, Герасим, Глеб, Григорий.

[Д] Давид, Дамир, Даниил, Демьян, Дени,с Дмитрий.

[Е] Евгений, Евдоким, Евлампий, Егор, Елизар, Емельян, Ерофей, Ефим.

[З] Захар, Зосим.

[И] Иаков, Иван, Игнат, Игорь, Иисус, Илларион, Илья, Иннокентий, Иосиф, Ипполит, Ираклий, Исмаил.

[К] Карим, Карл, Кирилл, Константин, Корней, Ксенофонт, Кузьма, Куприян.

[Л] Лев, Леонард, Леонид.

[М] Макар, Максим, Марк, Мартин, Матвей, Мефодий, Мечеслав, Мирослав, Михаил, Мстислав.

[Н] Назар, Никита, Николай.

[О] Олег, Онисим, Осип.

[П] Павел, Пантелей, Пётр, Платон, Поликарп, Порфирий, Потап, Прокл, Прокоп, Прохор.

[Р] Ренат, Роберт, Родион, Роман, Ростислав, Руслан, Рустам.

[С] Савелий, Святослав, Севастьян, Семён, Серафим, Сергей, Станислав, Степан, Султан.

[Т] Тарас, Терентий, Тигран, Тимофей, Тимур, Трифон, Трофим.

[Ф] Фёдор, Федот, Феликс, Феофан, Филарет, Филат, Филипп, Фома.

[Э] Эдуард, Эльдар, Эммануил, Эраст, Эрнест.

[Ю] Юлиан, Юрий.

[Я] Яков, Ярослав.

Литература:

  1. Герасимова А. С., Жукова О. С., Кузнецова В.Г. Уникальная методика развития речи дошкольника. – ЧСПб.: Издательский дом «Нева» М.: «ОЛМА – ПРЕСС», 2002
  2. Гадасина Л.Я., Ивановская О.Г. Звуки на все руки: Пятьдесят логопедических игр. – СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2003 (Серия «Учительский портфель).
  3. Кравченко И. А. Игры и упражнения со звуками и буквами. Пособие для воспитателей и родителей. – М.: Издательство «Гном – Пресс», 1999 (Опыт работы практического педагога).
  4. Колесникова Е.В. Развитие фонематического слуха у детей 4-5 лет. Сценарии 32 учебно – игровых занятий. Издание 2 –е, доп. и испр., - М.: Издательство «Гном и Д», 2001. (Опыт работы практического педагога).

Подборка игр, которые помогут малышу в игровой форме выучить различные звуки и усовершенствовать свою речь.

«Главный звук»

Прочитайте ребенку стихотворение или скороговорку. При этом старайтесь выделить основной звук. Например, можно использовать стихотворения Маршака:

Гриб растет среди дорожки, -
Голова на тонкой ножке.
Панцирь носит черепаха,
Прячет голову от страха.

«Магазин»

Поиграйте с ребенком в магазин. Пусть он будет покупателем. Придя в магазин, малыш должен назвать первый звук товара, который он хочет купить. Например, заказывая морковку, ребенок должен сказать «М-м».

Запрещенные звуки

Данная игра поможет ребенку научиться выделять звуки в слове. Также вырабатывается умение играть по правилам. Договоритесь с малышом, что какой-то звук будет у вас запрещенным. Например, К. Взрослый показывает ребенку предмет или картинку, спрашивая, что на ней нарисовано. Малыш должен ответить, при этом запретный звук нельзя называть. На начальном этапе пусть запрещенный звук у вас находится в начале слова, потом в конце.

Кто плывет по волнам?

Тим и Том

Игра на различение твердых и мягких звуков. Нарисуйте с ребенком двух человечков. Одного зовут Тим, а другого Том. Том – худой, высокий, «твердый», а Тим – кругленький, маленький, «мягкий». Покажите малышу Тома и скажите от его имени:

Привет! Меня зовут Том. Мое имя начинается твердо. Т-т-т. Я люблю пить Томатный Сок, играть в Морской Бой.

Теперь покажите другого человечка.

А я Тим. Мое имя начинается мягко. Ть-ть-ть. Я люблю все, звучит мягко: кушать Тефтели, играть в Мяч, Рисовать.

И вот однажды Тим и Том решили пойти в поход. Как ты думаешь, что с собой возьмет Тим: Рюкзак или Сумку?

Что им еще понадобится в походе? Консервы, сахар, ложки, бинокль, палатка, компас и т.д. Предложите ребенку разобрать вещи, которые понесет Тим. А что будет нести Том?

Можно не только ходить в поход, а идти в лес собирать различные грибы и ягоды (лисички, землянику), ходить на рыбалку или просто в магазин за покупками.

«Позовем звук»

Эта игра поможет ребенку научиться выделять в слове ударный звук. Скажите ребенку, что его игрушки разбежались. Чтобы их найти, предложите позвать звук, потянув ударный.

Ми-и-ишка!

Строим домик

Нарисуйте домик для звуков. Например, возьмите слово «рак» – рисуем три квадратика (комнаты). Предложите ребенку расселить слово по комнатам. Медленно произносите звук и выкладывайте на квадратик карточки.

Р, А, К.

Сложность у ребенка может вызвать средний звук. Удивитесь:

Разве в нашем домике живет «РК»? Нет. Ра-а-ак – тянем звук.

Кто здесь живет?

Рисуем опять домики, но из четырех комнат. Скажите малышу, что в нашем доме хотят поселиться разные звери, но не все они поместятся в нем. Для кого же предназначен этот дом? Даем варианты: КОТ, ЛИСА, ЖИРАФ. Чтобы ребенку было понятнее, нарисуйте еще домики с тремя и пятью комнатами, попросив кроху расселить всех жителей.

Усложняя игру, предложите ребенку находить ударный звук – тянем его долго и раскрашиваем соответствующий квадратик в домике.

Стройка

На стройку со склада машина привезла различные материалы: цемент, песок, стекло, глину, кирпичи. Пусть ребенок будет шофером. Делаем карточки с квадратиками. Количество квадратов должно соответствовать звукам в каждом слове. На каждой карточке заштрихован ударный звук. Это и будут необходимые стройматериалы. Попросите шофера:

Отвези кирпичи.

Задача ребенку – отыскать нужную карточку.

Звуковое лото

Такое лото есть готовое в магазине, а можно его изготовить самостоятельно. Для этого вам понадобятся карточки с изображением растений, животных, транспорта и т.д. и буквы алфавита. Каждому игроку раздаем по карточки с изображениями. Ведущий показывает букву и спрашивает:

У кого есть слово на эту букву?

Загружаем грузы

Возьмите две грузовые машины. На одной прикрепите «К», на другой «М» - это будут марки машины. Ваши грузовые машины должны погрузить груз и отвезти в магазин. В машину «М» грузим карточки, начинающиеся на эту букву, в «К» - аналогично.

Измени ударение

Попробуйте поэкспериментировать с ударениями в словах. Спросите малыша:

Как тебя зовут?

МашА. МАша.

Что ты кушаешь?

КашУ. КАшу.

Укротитель

Возьмите карточки, на которых написаны печатными буквами названия различных диких животных. Предложите ребенку стать укротителем. Для этого нужно поставить ударение (накрыть ударную гласную фишкой) в слове. Например, в слове БИЗОН кладем фишку на букву О. Если ударение поставлено неверно, животное «прячется» или «убегает».

Повтори за мной

Хорошо играть с ребенком и в такую игру, вы четко говорите ребенку какой-нибудь звук вместе с коротким стишком. Например:

А-А-А- Аня гладила кота

Ча-Ча-Ча - Эта чашка горяча

Са-Са-Са - Прилетела к нам оса

Вариантов таких стишков можно придумать великое множество, они очень легко запоминаются, что повышает словарный запас ребенка. А если их сопровождать несложными движениями руками, то получится еще и упражнение для развития мелкой моторики.

Вам понравились игры? Возможно, вы посоветуете еще какие-то игры со звуками?

Музыкальные игры для дошкольников: «Давай познакомимся - и будем дружить!»

Материал адресован педагогам дошкольных образовательных учреждений (музыкальным руководителям, воспитателям), представляет собой подборку и описание музыкальных игр, способствующих знакомству детей, их адаптации в коллективе, формированию доброжелательных и дружеских отношений. Игры предлагаются в нескольких вариантах, соответственно возрастным категориям детей (младший и старший дошкольный возраст). К каждой игре отдельно указаны цели, задачи, необходимые атрибуты, прилагается авторский нотный материал.
Цель: обеспечить успешную социализацию каждого ребенка в детском коллективе.
Задачи:
- создать условия для знакомства детей, доверительного общения с другими;
- формированию у детей интереса друг к другу, способствовать запоминанию имен, внешности других детей (в новом коллективе);
- создать комфортную психологическую атмосферу, обстановку, в которой дети легко вступают в контакт друг с другом;
- развивать коммуникационные умения детей;
- воспитывать доброжелательные отношения к другим детям, положительное отношение к дружбе;
- способствовать развитию музыкальности детей.

«Солнышко ясное»

(сл.народные, муз.И.Куркиной)
Музыкальная игра для детей младшей группы

Цель игры:
вовлечь детей в совместную музыкальную деятельность, способствовать коммуникации детей друг с другом в период адаптации.

Задачи:


- формировать умение выполнять элементарные действия, отражающие содержание текста;
- формировать умение быть «ведущим» в игре, выбирать вместо себя другого «ведущего», соглашаться с выбором.
Атрибуты для игры:
Вариант 1: ширма-домик, шапочка «Солнышко» (ребенок-ведущий сам является «солнышком»).
Вариант 2: платок примерно 35х35 см (шифоновый шарф) голубого или синего цвета («небо»), игрушка «Солнышко» (ребенок-ведущий манипулирует с игрушкой).

Содержание:
Дети сидят на стульчиках, положив руки ладошками на свои колени. Ребенок-ведущий - «солнышко» - находятся напротив них за ширмой (Вар.1), либо (Вар.2) «солнышко» прячется за платком – «небом». «Небо» могут держать два ребенка-помощника или взрослый.
Игра проводится с инструментальным музыкальным сопровождением (либо просто с пением).
С начала песни играющие дети «зовут солнышко»:
«Солнышко ясное! Выгляни в окошко!» . На музыкальный проигрыш «солнышко» выглядывает из-за ширмы либо показывается из-за платочка.


Далее дети продолжением песенки приглашают «солнышко» выйти к ним и переворачивают руки открытыми ладошками вверх: «Выйди, солнышко скорей. Приласкай и обогрей!»
На музыкальный отыгрыш «солнышко» подходит по очереди ко всем детям (в любой последовательности), гладит их по ладошкам.



С окончанием музыки выбирает вместо себя новое «солнышко» (передает игрушку, или шапочку).

«Здравствуй, милый друг»

(сл. и муз. И.Куркиной)
Музыкальная игра для детей средней группы

Цель игры:
после движения врассыпную уметь быстро находить пару, доброжелательно приветствовать партнера, используя для этого выразительное пение и танцевальные движения.

Задачи:
- вызвать положительный эмоциональный отклик;
- формировать умение приветствовать других, используя ласковую, выразительную интонацию голоса, улыбку, доброжелательный открытый взгляд, позу;
- упражнять детей в умении быстро находить себе пару после движения врассыпную;
- упражнять детей в умении ритмично двигаться соответственно характеру музыки – спокойным или бодрым шагом, легким бегом, вприпрыжку (поскоками), останавливаться по звуковому сигналу;
- совершенствовать умение согласованно выполнять элементарные танцевальные движения в паре - качание сцепленных рук вправо-влево, кружение (сцепленные руки опущены вниз);
- способствовать формированию дружеских отношений между детьми.
Содержание:
После вступительных слов взрослого «Отправились как-то ножки путешествовать по дорожке…» дети двигаются врассыпную соответственно характеру музыки (спокойным ритмичным шагом).


На 2ой фразе при повторе музыкальной темы, взрослый обозначает момент остановки движения детей и их организацию в пары: «Повстречали друга ножки на дорожке…».
Следующую часть музыки дети поют друг другу песню, одновременно выполняя движения в парах:
Здравствуй, здравствуй,
Здравствуй, милый друг!
(Смотрят друг на друга, ритмично качают сцепленными руками вправо-влево).
Здравствуй, здравствуй!
Посмотри вокруг!
(Кружатся в паре, сцепленные руки опущены вниз.)
Здравствуй, здравствуй,
Мне ты улыбнись,
И со мною крепче подружись!
(Гладя друг другу в глаза, разводят руки широко в стороны, улыбаются, обнимают друг друга).

Далее игра повторятся со слов взрослого: «Отправились ножки снова путешествовать по дорожке…». Звучит музыкальная тема, но с другим характером исполнения (изменяется фактура аккомпанемента, динамика, темп). Дети вновь двигаются врассыпную, изменив соответственно музыке характер своего движения (бодрый шаг, марш, легкий бег, поскоки).

«Прогулка с прятками»

(муз.Т.Ломовой, модель игры И.Куркиной)
Музыкальная игра для детей младшего дошкольного возраста

Цель игры: запомнить состав детей группы, назвать «спрятанного» ребенка.

Задачи:

- учить использовать ласковые формы имен;
- развивать умение двигаться под музыку в соответствии с ее характером (спокойный шаг), останавливаться с окончанием музыки.
- развивать внимание, память.

Атрибуты для игры:
- платок или покрывало небольшого размера

Содержание:
Дети двигаются под музыку врассыпную, спокойным шагом. Как только музыка закончится, все приседают и закрывают глаза. Взрослый нарывает одного из детей платком (покрывалом) и приглашает всех остальных детей открыть глаза, встать и назвать, кто спрятан под платком. Когда дети отгадывают, кто спрятан, взрослый предлагает позвать его по имени в ласковой форме. «Спрятанный» ребенок после этого отзывается («Вот он, я!») встает, снимает платок и игра повторяется сначала.

*Примечание: для игры может быть использована любая другая небольшая музыкальная пьеса спокойного характера.

«Мы встречаем друзей вот так»

(Белорусская (русская) народная мелодия «На зеленом лугу», сл. И.Куркиной)

Цель игры: доброжелательно приветствовать партнера, используя для этого выразительные жесты, пение.

Задачи:
- вызвать положительный эмоциональный отклик ребенка;
- создать ситуацию для формирования доверительных отношений, контакта со всеми участниками игры;
- упражнять детей в умении выразительно, ритмично и согласованно выполнять в паре жестовые движения, постепенно ускоряя темп их выполнения соответственно музыке;
- способствовать развитию умения выполнять танцевальные пространственные перестроения: встречное движение в двух шеренгах, прохождение «расческой» (танцевальный рисунок «прочес»);
- способствовать развитию координации движений, навыков ориентирования относительно себя (право-лево).

Содержание:
На начало игры дети стоят в двух шеренгах. Каждый знает своего «партнера» (это ребенок, стоящий напротив). Шеренги находятся на расстоянии 4–5 шагов от центральной линии. Дети поют песню игры и одновременно выполняют соответствующие движения:
Мы помашем рукой – вот так! (машем партнеру правой рукой)
Мы помашем другой – вот так! (машем партнеру левой рукой)
Подойдем друг ко другу – вот так! (четыре шага навстречу партнеру – обе шеренги сходятся по центральной линии))
И обнимем друг друга – вот так! (обнимаем партнера)
Улыбнемся друг другу – вот так! (улыбаемся и смотрим на улыбку партнера)
Руку другу дадим – вот так! (на слово «вот» каждый подает правую руку ладонью вверх, на слово «так» - кладет левую руку на правую ладонь партнера)
И подпрыгнем дружней – вот так! (подпрыгивают одновременно вверх – 1 раз на слово «так»)
Вместе нам веселей – вот так! (на слова «вместе нам веселей» раскачиваем 2 раза сцепленные руки, перекрещивая их и разводя в стороны; на слово «вот» хлопок с партнером ладонью правой руки, на слово «так» правой рукой каждый выполняет жест «Во!»)
Далее дети проходят левым плечом мимо партнера на противоположную сторону (меняются линиями-шеренгами как в танцевальном рисунке «расческа», «прочес»). Выполнив 4 шага, они разворачиваются снова лицом к партнеру. Игра повторяется, но уже в более быстром темпе (музыкальное сопровождение и пение каждый раз ускоряются).

«Волчище и зайцы»

(муз.И.Куркиной, сл. народные)
Музыкальная игра для детей старшего дошкольного возраста

Цель игры: запомнить состав детей группы, назвать «спрятавшихся» детей.

Задачи:
- способствовать запоминанию имен, внешности других детей;
- развивать творческие способности, умение выразительно двигаться, передавать через движение образ животных (волк, зайцы);
- развивать внимание, память;
- обогащать опыт взаимодействия детей в условиях ролевой игровой инсценировки.

Атрибуты для игры:
- маска-шапочка «волк»
- ободки «ушки зайчика» (по количеству играющих детей)
- ширма

Содержание:

Игра проводится с песенным сопровождением и участием «руководителя» - это может быть взрослый, либо ребенок. Любой считалкой или по договоренности выбирается водящий - «Волк».
Все остальные играющие дети – «зайцы». Они двигаются прыжками врассыпную в центре зала (условная «поляна»), а «волк» в это время ходит вокруг, внимательно присматриваясь к «зайцам», запоминая их. После того, как «зайцы» закончат петь песню, они останавливаются («замирают») на своих местах. «Волк», еще раз посмотрев и запомнив играющих, отворачивается и закрывает глаза. «Руководитель» игры выбирает жестами одного или 2-3 «зайцев», которые уходят «с поляны» (прячутся за ширму). Затем, по команде «руководителя», оставшиеся «зайцы» говорят хором «волку»: «Раз, два, три! Смотри!» После этого «Волк» должен назвать по именам «зайцев», которых не стало на «поляне». Если он правильно называет отсутствующих, то может после этого «ловить» их. Остальные «зайцы» при этом остаются стоять на своих местах и не двигаются, но могут «мешать» волку, взявшись за руки и тем самым в некоторых местах перегородить ему путь.
Из числа пойманных «зайцев» «волк» выбирает вместо себя нового водящего.
(Если «волк» не смог назвать «спрятавшихся» зайцев, то он никого не ловит, и при повторе игры снова остается водящим).

Лидия Климова
Игры со звуками

Картотека игр на развитие фонематического слуха и восприятия (для родителей и воспитателей) .

«Игры со звуками »

1. Развитие неречевого слуха.

Шумящие коробочки

Нужно взять два комплекта небольших коробочек (для себя и ребенка, наполнить их различными материалами, которые, если коробочку потрясти, издают разные звуки . В коробочки можно насыпать песок, крупу, горох, положить кнопки, скрепки, бумажные шарики, пуговицы и т. д. Взяв коробочку из своего набора, вы трясете ее, ребенок, закрыв глаза, внимательно прислушивается к звучанию. Затем он берет свои коробочки и ищет среди них звучащую аналогично. Игра продолжается до тех пор, пока не будут найдены все пары. У этой игры много вариантов : взрослый трясет одну за другой несколько коробочек, ребенок запоминает и повторяет заданную последовательность разных звучаний. Не забывайте меняться ролями и обязательно иногда намеренно ошибайтесь.

Чудо-звуки

Прослушайте с ребенком аудиозаписи природных звуков : шум дождя, журчание ручья, морской прибой, весеннюю капель, шум леса в ветреный день, пение птиц, голоса животных. Обсудите услышанные звуки - какие похожи , чем различаются, где их можно услышать, какие из них кажутся знакомыми. Начинать надо с прослушивания и узнавания хорошо различающихся между собой звуков , затем сходных по звучанию. Эти же звуки слушайте на прогулке : зимой - скрип снега под ногами, звон сосулек, тишину морозного утра; весной - капель, журчание ручья, щебетанье птиц, шум ветра. Осенью можно услышать, как шуршат листья, шум дождя. Летом стрекочут кузнечики, жужжат жуки, пчелы, назойливо звенят комары. В городе постоянный шумовой фон : машины, поезда, трамваи, голоса людей. А еще не забывайте про запахи - это опоры вашего малыша в жизни.

Что как звучит

Сделайте с ребенком волшебную палочку, постучите палочкой по любым предметам, находящимся в доме. Пусть все предметы в вашем доме зазвучат. Прислушайтесь к этим звукам , пусть ребенок запомнит, что как звучит и находит предметы, которые звучали, по вашей просьбе : «Скажи, покажи, проверь, что звучало. Что звучало сначала, а что потом?» Дайте палочку ребенку, пусть он «озвучит» все, что попадется ему под руку, теперь ваша очередь отгадывать и ошибаться. Не забудьте взять «волшебную» палочку с собой на прогулку. Более сложный вариант - узнавание звуков без опоры на зрение . Ребенок отвечает на вопросы : «По какому предмету я постучала? А сейчас? Что звучит похоже? Где мы слышали похожие звуки

«Прохлопай, как я»

Отрабатываем ритмические структуры. Вы задаете ритм, отстукивая его рукой, например такой – 2 удара-пауза-3 удара.

Ребенок его повторяет.

Варианты игры :

Ребенок повторяет ритмический рисунок правой рукой, левой рукой, двумя руками одновременно, поочередно (хлопки или удары по столу) ;

Ребенок воспроизводит тот же ритмический рисунок ногами;

Ребенок придумывает свои ритмические рисунки и контролирует их выполнение.

РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО СЛУХА

«Красный – зелёный»

Взрослый показывает предметную картинку, громко, чётко называя изображение : «БАНАН» , а затем чётко произносит звукосочетания :

«БАНАН, БАМАН, ПАМАН, БАНАН, ВАВАН, ПАНАМ» .

Если ребёнок услышит правильное название того, что изображено на картинке, то он должен поднять зелёный флажок, а если неправильное – красный.

«Какое слово лишнее?»

Из четырёх слов, отчётливо произнесённых взрослым, ребенок должен назвать то, которое отличается от остальных :

КОМ – КОМ – КОТ – КОМ,

БУДКА – БУКВА– БУДКА – БУДКА;

ВИНТ – ВИНТ – БИНТ – ВИНТ;

КАНАВА – КАНАВА – КАКАО – КАНАВА.

«Самое короткое слово»

Взрослый произносит три слова, а ребенок говорит, какое слово самое короткое.

СТРОИТЕЛЬ – ПЛОТНИК – ДОМ

СОСУЛЬКА – МАЙ – ВЕСНА

ДОЧЬ – ДОЧЕНЬКА – ДОЧУРКА

«Играем в рифмы»

Цель : развитие фонематического восприятия. Дифференциация слов, близких по звучанию :

Игра «Добрый слон» .

Жил на свете добрый слон, сочинял рассказы он.

Книжки добрые писал,

И друзьям их раздавал.

В рифмы он любил играть,

Чтоб с друзьями не скучать.

Вот картина, вот (корзина, машина и т. д. ,

Вот ромашка, вот (букашка, бумажка,

Вот мой домик, вот твой (томик, сомик,

Вот и пушка, вот и (мушка, сушка, кружка,

Вот вам пышка, а вот (книжка, мышка, крышка,

Вот сосед, а вот (обед, кларнет, винегрет) .

Чтоб и нам не скучать,

Будем рифмы подбирать.

Игры со звуками и словами .

«Поймай звук »

Взрослый предлагает «поймать» (хлопнуть в ладоши, если ребенок услышит заданный звук . Рекомендуется выделять заданный звук из ряда других звуков , слогов, слов.

«Отбери картинки»

Взрослый раскладывает перед ребенком картинки, предлагает назвать их, а потом отобрать только те, в названии которых есть заданный звук , например звук [м] .

«Будь внимателен»

Взрослый произносит несколько слов, например : санки, нос, рак, маска. Ребенок должен запомнить и назвать только те слова, в названии которых есть звук [с] .

«Отгадай загадку»

Взрослый предлагает ребенку отгадать загадку, а затем назвать последний (первый) звук в слове-отгадке . Например :

Мягкие лапки,

А в лапках царапки (кот)

Под крышей четыре ножки,

А на крыше суп да ложки (стол) .

«Цепочка из слов»

Взрослый называет слово (например, лес) . Ребенок называет последний звук в слове и подбирает свое слово, начинающееся с этого звука . Например : лес- сок-кот-тапки.

«Квартирка звука »

Для игры используются схемы слов в виде прямоугольников, разделенных на три части : начало, середину, конец. Ребенку предлагается определить, где живет звук в слове : начале, середине или в конце и положить фишку на соответствующее место.

«Разложи картинки»

Ребенку предлагают разложить картинки на две группы : в одну положить те картинки, в названии которых первый звук твердый , в другую - с

начальным мягким звуком .

«Внимательные глазки»

Взрослый предлагает ребенку в окружающей обстановке (сюжетной картинке) найти предметы, в названии которых есть заданный звук ,

определить его место в слове.

«Подбери словечки»

Ребенку предлагают придумать и назвать слова, в названии которых есть заданный звук . Например, звук [к] - кот , молоко, корова, потолок и т. п.

«Отгадай и назови звуки »

Взрослый называет слияния звуков , слогов, слов. Например : иуа, ап, ма, кот и т. п. Ребенку определяет последовательность и количество звуков в слоге (слове) .

«Назови по порядку слоги»

Взрослый произносит слово, ребенок говорит : какой слог 1-й, какой – 2-й. Например : САДЫ – 1-й слог СА, 2-й слог ДЫ. Вначале берутся слова из 2-х слогов (ВОДА, ПОЛЕ, ЛУНА, УТРО, НЕБО, КОСМОС) . Произнося слова по слогам, ребенок на каждый слог делает хлопок в ладоши.

«Флажки»

Взрослый называет звук . Ребёнок, определяя, какой этот звук : гласный, согласный мягкий или согласный твёрдый, поднимает флажок

Игра «Какой слог лишний?»

Взрослый произносит ряд повторяющихся слогов, например, на – на – па – на, и спрашивает ребят, какой слог «лишний» . Затем слоговой ряд усложняется (ва – фа – ва – ва,.)

«А ну-ка, догадайся!»

Какой одинаковый звук есть во всех словах ?

Шуба, кошка, мышь (звук ш ) . Жук, жаба, лыжи – ж; чайник, ключ, очки – ч; щетка, ящик, щавель – щ; коса, усы, нос- с; селедка, Сима, лось – сь; коза, замок, зуб – з; зима, зеркало, вазелин – зь; цветок, яйцо, курица – ц; лодка, стул, лампа – л; липа, лес, соль – ль; рыба, ковер, крыло – р; рис, крепость, букварь – рь.

«Отбей слоги мячом»

Взрослый говорит слово в рамках лексической темы. Ребёнок, отбивая мячом об пол, делит слово на части.

«Отгадай слово по первым буквам»

Взрослый выставляет перед ребёнком сколько картинок, сколько звуков в слове . Ребёнок выделяет первый звук в каждом слове , соединяет их по порядку и называет получившееся слово. Можно выкладывать первую букву каждого слова и затем прочитать, что получилось.

"Сколько звуков

Взрослый произносит слова (один, два или три гласных звука : а, ау, оуи, аэа). Ребенок должен отложить на столе столько палочек, сколько звуков услышал .

«Шифровка»

Положить столько красных кружков, сколько гласных звуков в слове .