Нарисовать костюм народов удмуртии. Возвращение к корням

Южноудмуртский костюм сформировался среди населения, жившего на стыке лесной и степной зон, где значительно сильнее ощущалось влияние степных скотоводческих культур. В этом костюме сохранились древние культурные элементы, берущие начало с ананьинской эпохи (VIII -III вв. до н. э.), когда местные племена находились под влиянием скифо-сарматской культуры. В более позднее время на южноудмуртский костюм оказали влияние тюрки, вначале — булгары, затем — татары и башкиры.

В данный костюм входят рубаха (шортдэрем), фартук (айшет), нагрудник (кыкрак), высокий берестяной головной убор (айшон), головное полотенце (чалма), налобная повязка (йыркерттэт), платок-покрывало (сюлык), летняя верхняя одежда из тонкого сукна или плиса (дӥсь), кафтан-безрукавка (саестэм), кафтан из полушерстяной домотканины (зыбын), кафтан из шерстяного домашнего или фабричного сукна (дукес), шуба (пась).

Традиционная женская рубаха южных удмуртов конца XIX -начала XX в., в отличие от североудмуртской, шилась из пестряди, имела по два боковых скошенных клина, широкие рукава с клиньями, суживавшиеся к кистям, небольшой стоячий воротник. Вдоль грудного разреза нашивались полосы ситца в виде нагрудника (муресазь). Украшенный аппликацией съемный нагрудник (муресшет, мурескышет) напоминал кабачи северных удмуртов, но в отличие от него надевался под рубаху, непосредственно на грудь. Известен еще один вид нагрудника — кыкрак, который тоже надевался под рубаху. К подолу рубахи пришивали оборку (сӧзул, итэт, карта) в 12-15 см а между нею и станом — узорную полоску.

Из распашной одежды южные удмуртки носили зыбьн, камзол или саестэм, дӥсь, поньток, ӟилян, дукес, шуба. Зыбын, напоминающий русский зипун, шили из красной или синей в черную полоску шерстяной домотканины с отрезной спинкой и присборенной талией. Рукава у кисти обшивали полосками черного сатина. Праздничный кафтан — дӥсь, аналогичный зыбыну, шили из плиса или китайки, полы и подол украшали тесьмой. Камзол шили из красной шерсти или белого холста; идущие от талии клинья отделывали белой, зеленой или черной тесьмой, к подолу пришивали оборку. Камзол подпоясывали вышитым (позднее — аппликативным) поясом. Поньток (от русского — пониток) шили из полушерстяной домотканины, по крою он был приталенным, без сборок.

Женские фартуки (ашшет, айшет), в отличие от североудмуртских, шились с высокой грудкой, к подолу пришивали оборки.

Костюм северной удмуртки

Североудмуртский женский костюм представляет собой один из наиболее древних типов одежды пермских народов.

Летняя одежда северных удмурток состоит из распашного кафтана (шортдэрем), рубахи (дэрем). Дополняют их фартук без грудки (азькышет) и аппликативный нагрудник (муресазь).

Рубаха из белой домотканины туникообразного покроя, рукава из красно-белой домотканины с узорами, выполненными в технике браного ткачества. Композиция узора трехчастная, между частями оставлены белые просветы домотканины. Рубаха получает свое название «пестросаес» по оформлению рукавов. Шейный вырез рубахи овальный, по подолу прошита полоса красно-белой поперечнополосатой домотканины, иногда с включением элементов браного ткачества.

Рубаху обычно носили в паре с распашным кафтаном (шортдэрем). Его кроили как и рубаху, с отложным четырехугольным воротником и короткими рукавами с продольным разрезом на плече, через который продевался богато вышитый рукав рубахи. Полы, воротник, подол шортдэрема украшали вышивкой, иногда пришивали бусы, мелкие монеты, раковины каури; вышивка сопровождалась полоской кумача. В зависимости от способа украшения, цвета отделочных тканей, количества используемого кумача распашные кафтаны назывались по-разному. Биньыса, сирсо диськут. назван по технике вышивки, при которой полы и воротник вышивались двухсторонней гладью и шитьем по выдергу; зӧк кумач понэм отличался отделкой большим количеством кумача; пичи кумач понэм — небольшим количеством кумача; котыр кумач понэм отделывался кумачом по кругу; кӧтуло — полосками красных лент до низа живота; у котрак тачкиё — плечи, подол, полы отделывались вышивкой в сочетании с полосками кумачовых лент, вожен шырем отличался зеленой отделкой по подолу; гордэн шырем — красной отделкой.

Каждая пара женской одежды имела свой вариант вышитого нагрудника (кабачи), который представлял собой четырехугольный кусок ткани размером 20×30 см, сплошь вышитый шелком. Кабачи составляли принадлежность костюма замужней женщины, надевались они поверх рубахи, закрывая грудной разрез. В конце XIX в. на смену вышитым нагрудникам пришли аппликативные (муресазь), сшитые из разноцветных кусков тканей в сочетании с вышивкой. Иногда к ним пришивали монеты, пуговицы.

Неотъемлемую часть женского костюма составляли передники (азькышет) без грудки, их отделывали кружевами, тесемками, вышивкой. Узорные завязки к передникам плелись или ткались на специальных дощечках. В будни подпоясывались только фартуком, а в праздники надевали еще узорный пояс, к которому подвешивали полотенце или платок (урдэс кышет — боковой платок).

Зимой на белую рубаху надевали распашной кафтан, сшитый из клетчатой домотканины (кильымо шортдэрем), с отрезной спинкой, присборенный в талии, рукава втачные, длинные. Поверх распашного кафтана надевался фартук без грудки, при ношении он дополнялся теми же элементами, что и летняя одежда, исключается только нагрудник и треугольный платок. С зимней одеждой женщина надевала четырехугольный платок, сшитый из двух полос домотканины.

Зимой носили шубы из дубленой овчины обычно желтого цвета; праздничные шубы, нагольные или крытые тканью, были черного цвета.

В пище удмуртов наблюдается сочетание степных скотоводческих традиций с обычаями земледельца - жителя лесной полосы северовостока Европы.

Основой питания удмуртов является хлеб (нянь) из ржаной или пшеничной муки, раньше его пекли большей частью из ячменной муки с примесью различных суррогатов. Разнообразны традиционные хлебные изделия удмуртов: лепешки (табань), пресные ватрушки с начинкой из рубленого мяса, яиц и лука (перепеч), пироги со всевозможной начинкой (куа-самнянъ), блины (мылъым) и т. п. Варят различные каши (жук) - ячневую, пшенную и другие, приправляя их маслом или салом.

Подобно соседним народам - татарам, казахам я башкирам - удмурты широко пользуются мукой для приправы различных жидких блюд. Например, они приготовляют толокно, которое едят разведенное квасом, водой или кислым молоком, делают пельмени с начинкой из картофеля и мяса, варят своеобразную лапшу - нугыли, приготовляемую из кислого теста.

Из горячих жидких блюд распространена похлебка шыд с крупой и горохом.

Молочная пища, которая в дореволюционное время занимала незначительное место в питании удмуртской семьи, теперь с развитием животноводства получила большое распространение. Масло, сметана, творог стали каждодневными продуктами питания колхозника-удмурта. Обычным продуктом стало и мясо, которое, как и молоко, раньше было лакомством. В силу старых охотничьих традиций для удмуртов привычно употребление в пищу мяса лесных диких животных и птиц.

С развитием огородничества большое значение в питании удмуртов приобрели картофель и овощи: лук, капуста, огурцы, помидоры.

В качестве напитков^аспространены чай, кофе, подслащенная медом вода (шербет) и квас (сюкасъ); по праздникам пьют домашнее пиво (сур).

В наше время многие удмуртские колхозы имеют общественные хлебопекарни и столовые. В сельских и районных магазинах колхозники покупают сахар, кондитерские и макаронные изделия, крупы и т. п.

Одежда

Одежда удмуртов в прошлом была почти исключительно домашнего производства. Шили ее из белого холста, пестряди и сукон. Изготовлением тканей занимались женщины. Белый холст со второй половины XIX в. стал вытесняться пестрядью, и белая одежда уже в 1930-х годах встречалась редко, в основном у старшего поколения.

Мужской удмуртский костюм утратил национальную специфику значительно раньше, чем женский, и уже в XVIII в. почти не отличался от одежды русских крестьян. Он состоял из рубахи (дэрем), сшитой из домотканой пестряди, а позднее из фабричной ткани, и штанов (эрезъ) из синего холста или сукна. Рубаха была туникообразного покроя с невысоким стоячим воротником и разрезом на правой стороне груди, длиной 60- 70 см. Ее носили поверх штанов и подпоясывали плетеным или кожаным поясом. Старики носили на поясе кожаную сумочку тылдурсы, в которой хранили огниво и трут, а впоследствии спички. У удмуртов южных районов туникообразная рубаха была значительно длиннее (85-90 см) и шире, с разрезом посередине груди, отложным воротником и завязками вместо пуговиц. Такую рубаху носили поверх штанов, без пояса. Этот тип рубахи сближается со старинной рубахой башкир и татар.

Мужские штаны северных и южных удмуртов были несколько различны по покрою. В центральных и северных районах Удмуртии штанины сшивали из перегнутых по продольной нитке холстин, вставляя между ними два треугольника. Верхний край штанов загибали и продевали шнурок, которым штаны удерживались на талии. Позднее штаны стали делать на обшивке, с карманами, разрезом спереди и застежкой на пуговицах. В южных районах Удмуртии штаны шили с широким шагом, как у казахов, башкир и татар. Их носили низко под животом, прикрывая длинной рубахой.

Летней верхней одеждой служил белый холщовый халат (шортдэ- рем), но более распространен был зипун - отрезной в талии суконный кафтан (сукман, дукес); его подпоясывали ремнем.

Зимой мужчины носили дубленые полушубки, нередко крытые сукном, а отправляясь в дорогу, надевали азям - длинную широкую одежду из домашнего полусукна с большим запахом. Аналогичная дорожная одежда бытовала и у соседнего русского населения. В наши дни удмурты носят одежду из фабричных тканей и очень часто покупают готовую.

Головцым убором мужчин служила раньше валяная шляпа кустарного изготовления, теперь носят фетровые фабричные шляпы и кепи. Зимой ходят в мерлушковых и бараньих шапках-ушанках.

В прошлом широко была распространена плетеная лыковая обувь. Удмуртские лапти отличались по форме и плетению от русских, они значительно легче, в особенности женские. Их плели на разных колодках (для правой и левой ноги), с остроконечным носком и прямым переплетением лык в верхней части носка, который на женских лаптях украшали полосками жести или клеенки. На каждой стороне удмуртского лаптя, как и русского, имелись лыковые петли, в которые пропускались лыковые или шерстяные оборы. Теперь в лаптях никто не ходит. Все удмурты носят фабричную обувь - сапоги, ботинки и т. п.

Женщины в качестве верхнего платья и нательной одежды носили рубаху (дэрем), существенно различавшуюся по покрою и материалу в разных районах. У северных удмурток и бесермянок еще недавно (в XIX - первой четверти XX в.) бытовали рубахи из белого холста, туникообразного *покроя, с вышивкой. Теперь женщины средних лет носят платье из фабричной ткани, но покрой его часто остается традиционным. Многие пожилые удмуртки продолжают носить рубаху на кокетке; верхнюю часть ее делают из ситца, а нижнюю из более грубого цветного холста. Старухи- бесермянки еще сохраняют иногда белую рубаху.

В южных районах рубаху шили из домотканой цветной пестряди (ала- ча); по покрою она отличалась от бытовавшей в северных районах. Здесь рубаха была значительно шире в подоле, бока ее состояли из четырех более коротких скошенных кусков холста, сшитых попарно. Рукава - прямые, длинные. Под рукавами вшивали квадратные ластовицы. Воротник - стоячий, застегивался на пуговицу или на крючок. Нагрудный разрез обшивали полосками цветного ситца, тесьмой или кружевами. Под рубахой женщина носила нагрудник (кыкрак), сшитый из кусков разноцветного ситца или бархата. Подол рубахи заканчивался одной или двумя оборками. Такие рубахи-платья, сшитые из фабричной ткани, носят и теперь. Молодые удмуртки шьют платья из ситца и сатина, сохраняя старые традиции в отделке, применяя много цветных нашивок, лент, оборок.

Под рубахой|удмуртки южных районов носили штаны, по покрою аналогичные мужским. На севере удмуртские женщины штанов не носили. В настоящее время повсеместное распространение получило мужское и женское нижнее белье, которого раньше у удмуртов не было.

Поверх рубахи или платья женщины надевали цветной передник (айшет, азъкышет).

Верхнюю женскую одежду, как и мужскую, шили из белого или цветного холста, шерстяных тканей и сукна домашнего изготовления. Летним выходным платьем удмуртки в северных районах был надеваемый поверх рубахи шортдэрем - длинная белая распашная одежда типа халата, с короткими рукавами, украшенная вышивкой и полосками кумача.

У южных удмурток верхней одеждой служил кафтан (зыбын) из цветной, обычно красной, шерстяной ткани, длиной до колен, сшитый в талию со сборами. Более теплой верхней одеждой был суконный кафтан (сукман или дукес), по покрою аналогичный мужскому. Зимой носили шубу (пась) из дубленых овчин. Теперь традиционную верхнюю одежду заменили готовые пальто и костюмы.

Старинные головные уборы удмурток были очень разнообразны. Ношение того или другого головного убора, как и прически, было связано с определенным возрастом и положением женщины в семье. Различались головные уборы девушек, замужних женщин и старух.

По форме и внешнему виду женские головные уборы могут быть разделены на четыре группы. К первой группе отнесем покрывала, платки, полотенца; ко второй - повязки, налобники, венки; к третьей - мягкие шапки, чепцы; к четвертой - высокие твердые уборы конусообразной и лопатообразной формы. В последнюю группу входит айшон - старинный головной убор замужней удмуртки конусообразной или цилиндрической формы, на берестяной основе, покрытый холстом и украшенный вышивкой, цветными лентами и монетами. Бытование айшона по этнографическим материалам прослеживается на протяжении XVIII и XIX вв. среди удмурток Сарапульского, Елабужского и Малмыжского уездов Вятской *губ. Местами он встречался и в начале нашего века (с. Кар- лыган, ныне Марийская АССР).

Аналогичные уборы в форме усеченного конуса или цилиндра известны многим народам Восточной Европы и Средней Азии. К айшону близки головной убор «шурка» луговых мари, «панга» мордвы, «саукеле» казахов, некоторые типы русского кокошника.

Интересна девичья шапочка такъя, сшитая из холста, обшитая кумачом и украшенная монетами или бисером. Она бытовала у удмурток еще в начале нашего века. У бесермянок такъя удерживалась значительно дольше. Из женских головных уборов к группе шапок можно отнести хошпу бесермянок. Это круглая холщовая шапка с открытым верхом, вся зашитая монетами. Такъя и хошпу бесермянок близки к головным уборам чувашек и башкирок, у которых они известны под теми же названиями.

Замужние удмуртки в Увинском, Боткинском и некоторых других районах носили похожие на чепец мягкие шапочки (подурга, йыркышет) из холста, отделанные позументом и разноцветными полосками ситца. По форме и общему виду они напоминают русский повойник или сборник.

Разнообразны налобные повязки удмурток. Такого вида головные уборы широко бытуют также у марийцев, мордвы, чувашей, башкир, татар и у многих славянских народов. Это вышитые полоски холста, обшитые позументом, монетами и блестками. Носили их и девушки, и замужние женщины.

Широко были распространены платки и покрывала, причем наиболее старой формой удмуртского платка можно считать домотканую холщовую косынку куинъ серго («три угла»), обшитую кумачом, цусочками сукна и ситца, украшенную вышивкой и позументом. Девушки носили косынки поверх такъи, женщины поверх подурги, а впоследствии и без этих головных уборов непосредственно на голове. Косынка куинь серго была известна почти повсеместно на территории Удмуртии еще в первой четверти XX в. В южных районах нынешней Удмуртской АССР и среди удмурток, живущих на территории Марийской и Башкирской АССР, бытовало покрывало сюлык из тяжелой парчовой ткани, на подкладке, отороченное бахромой. Сюлык набрасывали на айшон, а впоследствии стали использовать и без него как свадебное покрывало.

К группе покрывал относится также чалма - льняное или хлопчатобумажное полотенце с затканными яркими концами. Чалму носили замужние женщины до наступления старости. Ею повязывали голову и концы спускали на спину. Бесермянки носили полотенчатый головной убор - кышон.

В настоящее время все эти головные уборы вышли из употребления. Самым распространенным современным головным убором девушек и замужних женщин является платок - ситцевый, шелковый, шерстяной; носят также различные шапочки, шарфы, береты, покупаемые в магазинах.

В прошлом удмуртки носили разнообразные металлические украшения, нагрудники, сделанные из монет, перевязи, цепочки, а также браслеты, кольца, серьги и подвески к косам. Традиция носить украшения сохраняется у сельских жителей, но сами украшения несколько изменились. Девушки и женщины носят бусы и ожерелья из раковин и монет, браслеты и кольца.

Одежда удмуртов: женские головные уборы

Удмурты-калмезы проживают в Сюмсинском, Селтинском, Увинском, Вавожском, частично Кизнерском, Можгинском районах Удмуртии, в Унинском, Кильмезском, Вятско-Полянском, частично Малмыжском районах Кировской области. В Унинском районе по соседству были расселены представители двух этнотерриториальных удмуртских групп: одна из них сформировалась на основе племени ватка, их селения расположены по р. Косе, левому притоку Чепцы. А другая – на основе племени калмез, их селения расположены в верховьях рек Лумпун и Лобани, правых притоков Кильмези.

В женском головном уборе йыршет Г. А. Казакова, директор краеведческого музея пос. Уни (Кировская обл.).
Фотография автора. 2002

В 2002 г. во время археолого-этнографической экспедиции в Унинский район Кировской области в крае­ведческом музее пос. Уни при знакомстве с коллекцией традиционной одежды русских, удмуртов-ватка, удмуртов-калмезов моё внимание привлекла одна деталь женского головного убора калмезов в форме маленького чепца или сборника. Передняя налобная часть его декорирована восемью узкими полосками разноцветной ткани: низ обрамлён клетчатой тёмно-синей полоской, последующие четыре полоски красного цвета перемежались последовательно клетчатой зелёной, клетчатой бело-голубой, затем вновь клетчатой зелёной полосками. Сотрудники музея не обладали информацией относительно наименования этой детали составного головного убора и способов его ношения. По счастливой случайности в ходе экспедиционных поездок по району удалось повстречаться с двумя женщинами преклонного возраста – Анной Севастьяновной Ивановой (1911 г. р.) и Александрой Дмитриевной Гусевой (1918 г. р.). Обе они являлись уроженками исчезнувшей ныне д. Маги, представительницами этнографической группы удмуртов-калмезов. Эти женщины вспомнили о существовании старинного головного убора йыршет (букв. «головной платок». – Н. Ш. ) или колпак в виде маленькой шапочки с завязками. Она обшивалась монетами и носилась под покупным платком. Верхний рубеж бытования этого убора относится к началу XX в., ибо именно в этот период, в детстве, его могли видеть информаторы, родившиеся в 1910–1920-х гг., они и сохранили сведения о наименовании, назначении и способах ношения шапочки йыршет. Следующее поколение людей, родившееся в 1930-х гг., уже ничего не помнило об этом уборе.

Деталь составного головного убора удмуртской женщины йыршет.
Фотография автора. 2002

В фондах Национального музея Удмуртской Республики имеется небольшая коллекция подобных шапочек йыршет, собранная среди удмуртов-калмезов Кировской области и в Удмуртии научным сотрудником музея С. Х. Лебедевой и бывшими работниками музея – директором Г. Ф. Сидоровым, заместителем директора В. А. Семёновым. Такая шапочка имеет завязки на затылке, она надевалась на лоб и покрывалась платком. По названию, форме и внешнему виду шапочки аналогичны головному убору из Унинского музея. По свидетельству С. Х. Лебедевой, йыршеты надевались женщиной после рождения ребёнка во время полевых работ или обрядовых игр. Судя по имеющимся этнографическим материалам, ношение шапочек замужними женщинами среди удмуртов не было распространённым явлением. Ношение круглых шапочек отмечено В. Н. Белицер у центральных и северных удмуртов. В Селтинском и Юкаменском районах тоже была известна женская сборчатая шапочка йыршет. Следует отметить, что оба указанных района своими западными рубежами граничат с Унинским районом Кировской области. В Шарканском районе женщины носили белую шапочку подургу под платком, её края обшивались кумачом, оторачивались цепочкой и позументом.

Головные уборы и костюмные комплексы косинских удмуртов (ватка) хорошо сохранились, они используются и в настоящее время фольклорными коллективами. Этот костюм являлся объектом пристального внимания исследователей. Значительно меньше внимания уделяли костюму удмуртов-калмезов, по каким-то причинам он рано вышел из употребления. Сохранились лишь краткие суммарные описания костюма калмезов. Калмезские женщины носили высокий конусообразный головной убор – айшон, поверх которого надевали покрывало сюрйылкышет (букв. «платок на рогатую голову». – Н. Ш. ), в других местах его называли сюлык. Головное полотенце замужних женщин называлось йыркышет (дьыркышет < йыркышет у завятских удмуртов, чалма – у южных удмуртов). Среди калмезов была распространена белая вышитая рубаха туникообразного покроя; вышивка располагалась на рукавах, на груди и на подоле. Впоследствии вышивка уступает место аппликации; белая рубашка из домотканины заменяется пестрядинной; появляется кокетка, верх рубахи до пояса стали шить только из фабричной ткани, чаще из красного цветастого ситца или кумача. Видимо, неслучайно удмурты-ватка, противопоставляя себя калмезам из соседних деревень, говорят, что сами-то они ходят в белом, а калмезы – в красном 1 .

Археологические аналоги унинскому типу убора выявлены автором статьи в Кукморском районе Республики Татарстан. В 1987 г. в процессе раскопок удмуртского могильника XVII–XVIII вв. в д. Ош-Юмья нами были найдены остатки необычного женского головного убора. В погребении № 9 наряду с серьгами, браслетом из бисера и нагрудного (чересплечного) украшения обнаружены остатки головного убора, состоявшего из позументной ленты на лбу и берестяного колпачка, лежавшего над макушкой головы умершего. Датировка могилы устанавливается по семи серебряным копейкам, одна из которых выпущена во времена царствования Алексея Михайловича (1645–1676 гг.), а остальные шесть – при Петре Алексеевиче (1696–1718 гг.). Монеты были пробиты и прикреплены к нагруднику.

Выявленный могильник использовался завятскими (или арскими) удмуртами, проживающими в Кукморском, Балтасинском, Мамадышском районах Республики Татарстан, Мари-Турекском районе Республики Марий Эл, Уржумском и Малмыжском районах Кировской области 2 . Традиционный костюм завятских (арских) удмуртов состоял из двух основных типов головных уборов (девичий такъя, женский ашъян с покрывалом сюлык), рубашки из красно-чёрной мелкоклетчатой пестряди туникообразного покроя с короткими рукавами, с оборкой (ширина 10–15 см), нагрудных и наспинных украшений 3 .

Сведения об удмуртских женских головных уборах с колпачком в этнографической литературе отсутствуют. Близкие аналоги ему известны только в марийской среде. По наличию берестяного колпачка, который надевали на причёску, обнаруженный в д. Ош-Юмье головной убор напоминает марийский шимакш. Последний представлял собой остроконечный колпачок, сшитый из одного куска холста и вышитый шерстью и шёлком. Перед тем, как его надеть, волосы туго стягивали на темени или ближе ко лбу, на причёску надевали берестяной или войлочный колпачок, а сверху накидывали собственно шимакш, конец которого свободно ниспадал на спину 4 . Однако в отличие от марийского убора наша находка включала ещё позументную ленту, украшавшую край налобной повязки или шапочки. На основе археологических наблюдений и марийских аналогий нами был выполнен вариант реконструкции этого убора 5 . И, поскольку такая уникальная разновидность головного убора была обнаружена в удмуртском могильнике, а этнографические параллели имелись среди марийцев, было высказано два предположения: либо прежде у удмуртов существовал какой-то аналогичный убор с берестяным колпачком, либо эту находку следует рассматривать как случай марийского заимствования 6 .

Причёска женщины, носившей головной убор шымакш

Таким образом, существование особого типа составного головного убора замужней женщины в форме шапочки, надеваемой поверх пучка волос надо лбом или на темени, выявленного по этнографическим данным унинских удмуртов, нашло подтверждение и в археологических материалах среди завятских удмуртов. Судя по своим размерам, шапочка-колпачок надевалась на прическу и, очевидно, прежде имела твёрдый каркас (основу) из бересты или луба. Удмурты-калмезы называли этот убор йыршет, наименование его у завятских удмуртов неизвестно. Имеющиеся данные позволяют определять время бытования йыршета второй половиной XVII – началом XX в. Территория его распространения – юго-западные ареалы обитания удмуртского этноса (завятские удмурты и удмурты-калмезы). Этот головной убор имел локальное значение, не использовался повсеместно, поэтому до сих пор не был зафиксирован исследователями. Подобные головные уборы близки русскому повойнику, коми-пермяцкому моршеню, простому чепцу и девичьей шапочке такъе 7 .

Примечания

1 Белицер В. Н. Народная одежда удмуртов: материалы к этногенезу. М., 1951. С. 42, 65 ; Лебедева С. Х., Атаманов М. Г. Костюмные комплексы удмуртов в связи с их этногенезом // Проблемы этногенеза удмуртов / отв. ред. М. Г. Атаманов. Ижевск, 1987. С. 115, 117–118.
2 Лебедева С. Х., Атаманов М. Г. Указ. соч. С. 115.
3 Там же. С. 117 ; Косарева И. А. Традиционная женская одежда периферийных групп удмуртов. Ижевск, 2000. С. 121–154.
4 Крюкова Т. А. Материальная культура марийцев XIX века. Йошкар-Ола, 1956. С. 136 ; Молотова Т. Л. Марийский народный костюм. Йошкар-Ола, 1992. С. 38–39.
5 Шутова Н. И. Удмурты XVI – первой половины XIX в. : по данным могильников. Ижевск, 1992. Рис. 27.
6 Шутова Н. И. Женская одежда удмуртов XVI–XVIII вв. (по данным археологии) // Традиционная материальная культура и искусство Урала и Поволжья / отв. ред. К. М. Климов. Ижевск, 1995. С. 30–31.
7 Белицер В. Н. Указ. соч. С. 65–67.

Удмуртский костюм является культурным достоянием финно-угорской народности. Это не только символ трудолюбия, но и защита от сглаза. Приданое девочки начинали готовить с 6–7 лет. Постепенно сундук наполнялся повседневными и праздничными платьями, обувью, украшениями, нарядами для будущего мужа. Всего можно насчитать в припасах больше 40 изделий.

Удмуртский народ воспитывал детей в лучших традициях трудолюбия. К замужеству девочек начинали готовить с 6 лет . Если детально рассмотреть национальный костюм, то заметно, сколько внимания было уделено работе, продуманы мельчайшие нюансы.

В каждом доме имелся ткацкий станок, на котором и шили одежду. Постепенно девушки мастерски владели устройством и могли создавать действительно впечатляющие наряды.

Традиционная одежда по внешнему виду напоминает современные туники . Одежда северных и южных удмуртов имеет определённые отличия, которые проявляются в фасоне, тканях, цветовой раскраске. Северянины использовали лён для костюмов, а южане – коноплю. Традиционный наряд выполнялся с элементами из овечьей шерсти и шёлка.

Какие фасоны в традиции?

Традиционный мужской фасон отличался простотой . Повседневный костюм включал рубаху-косоворотку, полосатые штаны и пояс. Сначала рубаха была белой с небольшой вышивкой, но потом её вытеснила клетчатая ткань. Фасон брюк напоминал фабричный. Для зимней одежды использовали шерсть.

В холодное время года мужчины носили приталенный шортдэрем, кафтан, дукес. Согревались шубой из овчины, плетёным поясом. Когда намечалась длинная дорога, надевали тулуп, который имел большой воротник.

Особенности формирования различий в женской одежде:

  • принадлежность к северным или южным народам;
  • семейный статус;
  • возраст.

Традиционный женский фасон – длинная рубаха, напоминающая тунику . Наверх надевали нагрудник с вышивкой, халат, пояс, передник. Зимой удмуртки спасались от холодов кафтаном или шубой из овчины. Праздничный свадебный наряд был выполнен в белых цветах, а для повседневной жизни использовали яркие насыщенные оттенки.

Национальная обувь, головные уборы и украшения

О семейном положении женщины можно было судить по головному убору . Незамужние девушки носили круглую или овальную шапку из холста. Сверху она украшалась бисером, монетами. В девичьем возрасте можно было просто носить украшенную бисером, вышивкой, лентами, блёстками повязку или платок из кумача, холста. Некоторые девушки носили повязку с огромным бантом.

Северные замужние удмуртки использовали вышитое полотенце в качестве головного убора. На юге надевали налобную декорированную повязку поверх полотенца, покрывала, айшона.

Важно! Праздничные костюмы обрабатывались бисером, монетами, ракушками, которые использовались для изготовления украшений (серёжек, ожерелье).

В качестве мужской и женской обуви летом выступали лапти. Под них девушки надевали вязаные чулки. Мужчины в этих целях использовали онучи. Праздничной обувью для женщин являлись ботинки, а у мужчин – сапоги . Зимой все носили валенки.

Современный мужской, женский, детский костюмы

Сейчас удмурты не используют традиционную одежду в повседневной жизни. Наряды надевают во время праздников, обрядов, церемоний. Но элементы национальных костюмов дизайнеры пытаются внедрить в современную моду. Так можно увидеть рубашку и платье, которое украшено символическими орнаментами, монетами . Нередко для нарядов применяют традиционную клетку и яркие пояса, который изготавливают исключительно вручную.

Важно! Этно-мода обрела популярность благодаря театралам, которые самостоятельно изготавливали национальные костюмы для спектаклей, основываясь на описаниях или музейных экспонатах.

Популярными являются лёгкие летние платья, для шитья которых используют лён и штапель. Они подчёркивают принадлежность наряда к удмуртскому народу и одновременно соответствуют мировой моде. Женщины могут смело носить платья в повседневной жизни. Разработаны наряды в офисном и официальном стиле как для женщин, так и для мужчин.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

Женские головные уборы Головные уборы северных удмурток Большим разнообразием отличались женские головные уборы: повязки, покрывала, шапки, полотенца. Самым распространенным девичьим головным убором была холщовая шапочка (такья), обшитая кумачом и монетами. Девочки 10-12 лет носили круглую такъю (котрес такъя), 14-15 лет - продолговатую (кузялэс такъя). Невеста на свадьбу надевала обе такъи сразу. Кроме такъи, девушки носили головные повязки из кумача или холста, украшенные вышивкой, блестками, позументом, лентами, а также платки из белого холста, ситца, в праздники - из кашемира и шелка. Замужние женщины, кроме налобных повязок и платков, носили головное полотенце (весяк кышет, йыр котыр), концы которого украшались вышивкой и красными ткаными полосками.

3 слайд

Описание слайда:

Головные уборы южных удмурток Из головных уборов девушки обычно носили платки и налобные повязки (укотуг, тятяк). Укотуг состоял из полосы позумента, нашитого на холст или кумач, густой бахромы с блестками и деревянных подвесок, обвитых позументной нитью. Налобная повязка женщин (йыркерттэт), в отличие от девичьей, украшалась по нижнему краю бусами и монетами. Налобные повязки носились в сочетании с головным полотенцем (чалма, йыркышет), конусообразным убором типа кокошника (айшон) и платком-покрывалом (сюлык). Концы белой льняной или хлопчатобумажной чалмы украшались узорным тканьем, вышивкой, лентами, оборками из фабричных тканей, кружев. Сложенная вдвое по длине, она закреплялась на голове булавками или нитками, на спине - пояском фартука. Чалму носили только замужние женщины. В 50-55 лет ее заменяли холщовой шапочкой (пелькышет) с пришитыми к ней ситцевыми закругленными концами в виде полотенца, которые оторачивались кружевами или оборкой. Удмуртский айшон был аналогичен русскому кокошнику, мордовскому панго, марийскому шымакшу. Его высота колебалась от 7 до 35 см. Берестяная основа айшона обшивалась холстом или кумачом и спереди украшалась монетами, бусами, бисером. Через три года после свадьбы на айшон пришивали так называемый бырттос (от слова бырттыны - вдеть, продеть) из кусочка ткани с пришитыми бусами и монетами. Поверх айшона надевался сюлык. Он представлял собой белый квадратный холст с вышитым или аппликативным узором. Свадебный сюлык украшался черной ковровой вышивкой с древовидным орнаментом, исходящим от углов к центру, края обрамлялись массивными кистями из бордовых или черных ниток. Повседневный сюлык был красного цвета с зелеными шерстяными кистями, вместо вышивки - аппликация из разноцветного материала. Черный сюлык женщина носила в течение трех лет после свадьбы (или до рождения первого ребенка), после чего меняла его на красный, который носила примерно до 50-55 лет. В конце XIX в. айшон стал выходить из употребления, а сюлык в качестве свадебного покрывала бытовал до 40-х гг. XX в.

4 слайд

Описание слайда:

Мужские головные уборы Традиционным головным убором мужчин был сшитый из домашнего сукна колпак цилиндрической формы. В XIX в. получили распространение валяные шляпы с полями. Зимой носили шапки из овчины, круглые или в виде малахая (изьы)

5 слайд

Описание слайда:

Мужская одежда Мужская одежда удмуртов практически не отличалась от одежды русских крестьян: это была рубаха-косоворотка, сшитая из белого холста, позже – из мелкой клетчатой домотканины, штаны (эрезь) из полосатой домотканины темных тонов, по своему покрою приближенные к фабричным брюкам. Зимние штаны обычно шились из полушерстяной домотканины, при этом использовалась черная шерстяная нить естественной окраски. Верхняя одежда шилась из полушерстяной и шерстяной домотканины и тканей фабричного производства. Верхней одеждой мужчин служил приталенный холщовый шортдэрем с отложным, стоячим или шалевым воротником. В холодное время года носили сукман из полушерстяной домотканины, суконный дукес и шубу из овчины; все они шились прямые или приталенные с отрезной спинкой и сборами, подпоясывались широким кушаком или ремнем. Отправляясь в дорогу, надевали длинный суконный или овчиный тулуп с большим шалевым воротником.

6 слайд

Описание слайда:

Обязательным элементом мужского костюма был передник с грудкой из белого холста, который носили и в будни, и в праздники. Большую роль в мужском костюме играли пояса: из сыромятной кожи с медной пряжкой (е), тканый или плетеный домашнего производства из разноцветных шерстяных ниток (кускерттон); широкий шерстяной фабричного производства, чаще красный в полоску (путо). В рабочее время поверх верхней одежды мужчины носили широкие ремни из сыромятной кожи сбоку с железной скобой для топора. Отличалась одежда для молений. Нательную рубаху и распашной кафтан шили из белой льняной домотканины. Его покрой: передние полы прямые, спина приталена, воротник небольшой, отложной. Тканые мужские пояса

7 слайд

Описание слайда:

Женская одежда Северный костюмный комплекс Территория распространения костюмного комплекса верхнечепецких удмуртов – Глазовский и частично Сарапульский уезды Вятской губернии, ныне Ярский, Глазовский, Балезинский, Игринский, Красногорский, Юкаменский, Дебесский районы Удмуртской Республики. Североудмуртский женский костюм представляет собой один из наиболее древних типов одежды пермских народов. Летняя одежда северных удмурток состоит из распашного кафтана (шортдэрем), рубахи (дэрем). Дополняют их фартук без грудки (азькышет) и аппликативный нагрудник (муресазь). Рубаха из белой домотканины туникообразного покроя, рукава из красно-белой домотканины с узорами, выполненными в технике браного ткачества. Композиция узора трехчастная, между частями оставлены белые просветы домотканины. Рубаха получает свое название "пестросаес" по оформлению рукавов. Шейный вырез рубахи овальный, по подолу прошита полоса красно-белой поперечнополосатой домотканины, иногда с включением элементов браного ткачества.

8 слайд

Описание слайда:

Рубаху обычно носили в паре с распашным кафтаном (шортдэрем). Его кроили как и рубаху, с отложным четырехугольным воротником и короткими рукавами с продольным разрезом на плече,через который продевался богато вышитый рукав рубахи. Полы, воротник, подол шортдэрема украшали вышивкой, иногда пришивали бусы, мелкие монеты, раковины каури; вышивка сопровождалась полоской кумача. В зависимости от способа украшения, цвета отделочных тканей, количества используемого кумача распашные кафтаны назывались по-разному: биньыса, сирсо диськут назван по технике вышивки, при которой полы и воротник вышивались двухсторонней гладью и шитьем по выдергу; зӧк кумач понэм отличался отделкой большим количеством кумача; пичи кумач понэм - небольшим количеством кумача; котыр кумач понэм отделывался кумачом по кругу; кӧтуло - полосками красных лент до низа живота; у котрак тачкиё - плечи, подол, полы отделывались вышивкой в сочетании с полосками кумачовых лент, вожен шырем отличался зеленой отделкой по подолу; гордэн шырем - красной отделкой. Каждая пара женской одежды имела свой вариант вышитого нагрудника (кабачи), который представлял собой четырехугольный кусок ткани размером 20x30 см, сплошь вышитый шелком. Кабачи составляли принадлежность костюма замужней женщины, надевались они поверх рубахи, закрывая грудной разрез. В конце XIX в. на смену вышитым нагрудникам пришли аппликативные (муресазь), сшитые из разноцветных кусков тканей в сочетании с вышивкой. Иногда к ним пришивали монеты, пуговицы.

9 слайд

Описание слайда:

Неотъемлемую часть женского костюма составляли передники (азькышет) без грудки, их отделывали кружевами, тесемками, вьшивкой. Узорные завязки к передникам плелись или ткались на специальных дощечках. В будни подпоясывались только фартуком, а в праздники надевали еще узорный пояс, к которому подвешивали полотенце или платок (урдэс кышет - букв, боковой платок). Зимой на белую рубаху надевали распашной кафтан, сшитый из клетчатой домотканины (кильымо шортдэрем), с отрезной спинкой, присборенный в талии, рукава втачные, длинные. Поверх распашного кафтана надевался фартук без грудки, при ношении он дополнялся теми же элементами, что и летняя одежда, исключается только нагрудник и треугольный платок. С зимней одеждой женщина надевала четырехугольный платок, сшитый из двух полос домотканины. Зимой носили шубы из дубленой овчины обычно желтого цвета; праздничные шубы, нагольные или крытые тканью, были черного цвета.

10 слайд

Описание слайда:

Южный костюмный комплекс Южно-удмуртский костюмный комплекс сформировался среди населения, жившего на стыке лесной и степной зон, где значительно сильнее ощущалось влияние степных скотоводческих культур. В этом комплексе сохранились древние культурные элементы, берущие начало с ананьинской эпохи (VIII -III вв. до н. э.), когда местные племена находились под влиянием скифо-сарматской культуры. В более позднее время на южноудмуртский костюм оказали влияние тюрки, вначале - булгары, затем - татары и башкиры. Территория распространения комплекса - Алнашский, Граховский, Завьяловский, Малопургинский, Можтинский, Киясовский, Кизнерский (Бемыжский куст) районы Удмуртской Республики, Агрызский, Менделеевский районы Республики Татарстан. Южная удмуртка в праздничном костюме

11 слайд

Описание слайда:

В данный костюмный комплекс входят рубаха (шортдэрем), фартук (айшет), нагрудник (кыкрак), высокий берестяной головной убор (айшон), головное полотенце (чалма), налобная повязка (йыркерттэт), платок-покрывало (сюлык), летняя верхняя одежда из тонкого сукна или плиса (дӥсь), кафтан-безрукавка (саестэм), кафтан из полушерстяной домотканины (зыбын), кафтан из шерстяного домашнего или фабричного сукна (дукес), шуба (пась)[. Традиционная женская рубаха южных удмуртов конца XIX -начала XX в., в отличие от североудмуртской, шилась из пестряди, имела по два боковых скошенных клина, широкие рукава с клиньями, суживавшиеся к кистям, небольшой стоячий воротник. Вдоль грудного разреза нашивались полосы ситца в Верхняя одежда дукес в виде нагрудника (муресазь). Украшенный аппликацией съемный нагрудник (муресшет, мурескышет) напоминал кабачи северных удмуртов, но в отличие от него надевался под рубаху, непосредственно на грудь. Известен еще один вид нагрудника - кыкрак, который тоже надевался под рубаху. К подолу рубахи пришивали оборку (сӧзул, итэт, карта) в 12-15 см а между нею и станом - узорную полоску. Сюлык

12 слайд

Описание слайда:

Украшения Среди женских украшений XVIII-XIX вв. главную массу составляли металлические украшения: серебряные монеты – русские (в особенности царские рубли и мелкое серебро) и иностранные, жетоны, разнообразные бляхи, пуговицы, металлические накладки и подвески. Дорогие серебряные украшения сохранялись столетиями как семейная драгоценность и в богатых семьях переходили от поколения к поколению. В более бедных слоях населения в качестве украшений применялась имитация монет из олова и жести. Металлические запястья, браслеты, сплошь украшенные орнаментом, серьги, кольца, цепочки – в большом количестве доставлялись разъездными торговцами. Значительно меньшее место среди украшений занимали изделия из стекла – бусы и бисер, в то время как у соседних народов – мордвы, чувашей – бисер и бусы пользуются до настоящего времени чрезвычайно широким распространением.

13 слайд

Описание слайда:

Замужние женщины скрывали свои волосы под головным убором; девушки украшали свои косы накосником. Девичьи накосники представляли собой узкую полосу холста, на которую нашивались жетоны или монеты; вместо холста иногда употреблялась тесьма. Накосник заканчивался металлической пластинкой и прикреплялся сзади к такъе. Другое девичье украшение для косы представляет собой небольшой треугольник из бересты, обтянутый зеленой бумажной тканью; основание треугольника равно 8 см, высота – 6 см; лицевая сторона его покрыта мелкими серебряными и имитированными монетами и мелкими кораллами; на оборотной стороне пришита петля из шнурка для прикрепления к косе около затылка. В ушах девушки и замужние женщины носили серьги (угы), которые чаще всего состояли из мелких серебряных монет. В центре помещалась самая крупная монета, а вокруг нее – более мелкие. Под подбородком проходила веревочка, соединяющая серьги.

14 слайд

Описание слайда:

Широким распространением пользовались ушные подвески (пельугы), которые составляли необходимое дополнение к головным уборам – айшону и такъе. Они состояли из двух больших серебряных монет, привязанных к отдельным ниткам, на которые были нанизаны стеклянные бусы разной формы и цвета; обе нитки сплетались в одну. Пельугы пропускали за ушную раковину и выпускали наружу, поверх всех головных украшений. На руках женщины носили металлические браслеты (поскес) и запястья (суйпос). Поскес и суйпос встречались двух видов: широкие, со вставленными в них цветными камнями, и узкие, сплошь украшенные насечкой из растительного орнамента. Браслеты делались также из нанизанных на нитку раковин (йырпинь) и крупных стеклянных бус (кивесь). Из шейных украшений наиболее широкое распространение получили качек и лага. Качек – плотно охватывавшая шею снизка из мелких монет в 15-20 коп., ряда бус и белых раковин, шириной в 5 см. Лага бытует в настоящее время и состоит из полоски холста, обшитой темно-красным ситцем и украшенной мелкими бусами синего и белого цвета, монетами и раковинами, нашитыми в несколько рядов. Так же женщины носили ожерелье из крупных серебряных монет, общей стоимостью до 40 руб., оно покрывало шею и грудь до пояса, широким распространением пользовалось ожерелье кироскал, состоявшее из нитки, крупных серебряных монет, мелких бус и подвешенного к ним на середине медного креста. Возникновение этого украшения связывают с эпохой христианизации удмуртов. Термин «кироскал» в переводе на русский язык означает шнурок для креста. У удмуртов до недавнего времени существовал обычай подвешивать крест, полученный девочкой при крещении, к украшениям взрослой девушки, например к камали – чересплечному украшению из серебряных монет. До христианизации вместо креста на кироскале носили воршудный знак или дэмдор. Эти жетоны служили эмблемой рода, к которому принадлежала та или другая женщина, носившая часто родовое имя – Можга, Чибья, Докья и т. д.

15 слайд

Описание слайда:

Распространенным шейным украшением были бусы (чыртывесь). Этим термином обозначаются два различных украшения – шейное и нагрудное. Шейное украшение надевалось молодыми замужними женщинами и девушками с праздничным костюмом. Оно имело вид ожерелья из стеклянных желтых бус, нанизанных на проволоку вперемежку с более мелкими голубыми бусами и крупными серебряными монетами в 1 рубль. К началу XX в. чыртывесь исчезает из употреблении, но продолжает храниться в сундуках старух. Нагрудные украшения из серебра особенно широко были распространены в южных районах Удмуртии и известны под различными названиями. Чыртывесь имел форму холщового «ожерелья» и был обшит кумачом, шириной в два пальца. Сзади «ожерелье» завязывалось тесемками, верхний край его был обшит кораллами, нижний – крупными серебряными монетами, в середине шли ряды мелких монет. Спереди к ожерелью пришивались три полосы холста в виде языков, скрепленные между собой и обшитые также монетами, средняя полоса обшивалась более крупными монетами, боковые – более мелкими.

16 слайд

Описание слайда:

Чыркерттэт представлял собой сплошную массу серебра, напоминающую чешуйчатые бока рыбы. Его носили обязательно с шейно-нагрудным украшением, состоявшим из двух рядов монет или подделок под них; в нижнем ряду были крупные монеты (рубли, полтины), в верхнем – мелкие (не выше гривенника). Оба ряда монет были пришиты к нижнему краю полосы цветного холста, имевшей крючок для застегивания позади. Поверх монет на холст были нашиты ряды поддельных кораллов, небольших пуговиц, мелких стеклянных бус. От середины ворота на грудь спускался пришитый к нему угол холста, длиной 25 см и шириной 5 см. Весь язычок холста сплошь был украшен серебряными монетами. Это украшение надевалось на верхнее платье, стоимость его достигала 30 руб.

17 слайд

Описание слайда:

Особую группу среди женских украшений составляют различные виды перевязи, надеваемые через левое плечо под правую руку. Перевязь среди удмуртов известна в нескольких видах и под различными названиями. В бывшем Глазовском уезде наплечное украшение представляло собой широкую ленту с нашитыми на нее серебряными монетами и мягкими красными бусами. Лента спускалась у женщин с левого плеча и прикреплялась другим концом к ожерелью. В Селтинском районе перевязь сюмыс бырттон представляла собой продолговатый кусок холста, шириной в 7-8 см, обшитый черной материей или кумачом; с верхней лицевой стороны к холсту прикреплялись монеты в 15-25 коп. или жетоны, а иногда даже и медные пуговицы. По всей вероятности, в более раннюю эпоху это украшение изготовлялось из сыромятной кожи, о чем свидетельствует сохранившийся термин «сюмыс», что значит кожа. Иногда женщина в качестве украшения спускала с левого плеча две-четыре вышитые серебром или золотом ленты, которые одним концом подвязывались к ожерелью, а другим закладывались вдоль груди; ленты носили название «камали». Такие ленты невеста приготовляла к свадьбе в качестве подарка для свекрови. В современном переводе «камали» значит нагрудник из серебряных монет.

18 слайд

Описание слайда:

Обувь Женщины-удмуртки носили чулки (чуглэс), сшитые из толстого белого или цветного холста, а также связанные из шерсти и портяных ниток. К чулкам прикреплялись завязки, при помощи которых чулки подвязывались под коленками. Холщовые чулки шили без пятки, и они имели вид довольно длинного цилиндрического мешка, сведенного к концу на конус. Такие чулки – наиболее старинные; они были известны и соседям удмуртов – коми-пермякам и коми-зырянам; у последних холщовые чулки сохранились как смертная обувь. Зимой под чулки надевали шерстяные или меховые обертки, а летом – холстинные. Для того, чтобы нога была полной и круглой, ниже икр вкладывались в чулки особые подушечки, набитые тряпками или куделью. Поверх чулок женщины обертывали ноги портянками из белого холста (бинялтон), которые не доходили до колен и оставляли открытой всю верхнюю часть чулка. Наиболее распространенной обувью удмурток были лапти (кут). Они отличались от русских лаптей формой и плетением и заканчивались острым носком, который в праздничных лаптях украшался гусиными перьями, полосками из черной клеенки и жести. Праздничные лапти плели из 11 и 9 лык, будничные - из 7 и 5. Веревочки к лаптям плели из белых льняных и черных шерстяных нитей, для крепости добавляли конский волос. Мужские онучи (бинялтон) были длиннее и шире, чем женские, зимние были из полушерстяной домотканины. Сапоги считались праздничной обувью, их носили в летнее время, валенки - зимой

19 слайд

Описание слайда:

Литература http://vorshud.unatlib.org.ru/Национальный_костюм https://www.google.ru/search?q=краеведческий+музей+г+глазов 1. Лебедева С. Х. Традиционная одежда и украшения / С. Х. Лебедева, Л. С. Христолюбова // Удмурты: ист.-этногр. очерки. - Ижевск, 1993. - С. 125-141. 2.Лебедева С. Х. Удмуртская народная одежда / С. Х. Лебедева. - Ижевск, 2008. - С. 9-13, 13-18. 3.Белицер В. Н. Народная одежда удмуртов / В. Н. Белицер. - М., 1951. - С. 28, 70-80. 4. Владыкин В. Е. Одежда / В. Е. Владыкин, Л. С. Христолюбова // Этнография удмуртов: учеб. пособие / В. Е. Владыкин, Л. С. Христолюбова. – 2-е изд., перераб. и доп. – Ижевск, 1997. - С. 73.