Нравственно патриотическое воспитание в подготовительной группе. Проект по нравственно-патриотическому воспитанию детей подготовительной группы «Край родной – милей всего

Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию в подготовительной к школе группе «Путешествие в мир самоваров»

Воспитатель: Казакова Н.С., МАДОУ «Детский сад №79» г. Саратов.

Интеграция образовательных областей: «Игровая», «Социализация», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Познание», «Развитие речи».

Задачи и цели:
- Воспитывать интерес к русской истории.
- Заинтересовать детей происхождением самовара на Руси.
- Формирование первоначальных патриотических чувств.
- Развивать, внимание, мышление, умение анализировать, обобщать,
делать выводы.
- Запомнить новые слова и понятия.
Предшествующая работа:
- Рассматривание иллюстраций по теме НОД.
-Рассматривание предметов старины.
Итоговая работа: Посещение уникального музея самоваров.

Материалы к занятию:
Иллюстрации по теме НОД, презентация, самовар, монеты.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

Дети играют на коврике.
Воспитатель : (обращается к детям) Ребята, я слышу какой-то звук.
А вы слышите что-то необычное. (в магнитотофоне запись жужжания мухи постепенно нарастает)
ответы детей : Да,мы слышим звук.(дети высказывают свои предположения)
Воспитатель : Ребята,давайте встанем вкруг и прислушаемся.
Воспитатель :Да,ребята,вы правы, это муха. А как вы думаете,почему мы слышим именно ее?
Дети : Высказывают свое мнение
Воспитатель : Ребята, давайте попробуем воспроизвести этот звук, может тайна и откроется! Набираем вохдух и при выдохе говорим з-з-з, Сначала тихо, потом громче и в конце опять тише, не торопимся. (2 раза). Молодцы, ребята!
Воспитатель : Ребята посмотрите вокруг ничего в группе не изменилось.
(Ребята находят в природном уголке коробку, открывают, а там лежит письмо и предмет)
Воспитатель : Ребята давайте я вам помогу прочитать письмо.
Письмо: «Здравствуйте, ребята! В сундучке есть предмет (монеты). Догадайтесь как меня зовут? И для чего мне нужны монеты?»
Дети : Муха-Цокотуха. Монеты нужны,чтобы купить самовар.
Воспитатель: Ребята, вы помните кто эту сказку написал?
Дети : Эту сказку написал Корней Иванович Чуковский

Воспитатель: Правильно эту сказку написал Корней Иванович Чуковский.
(на м/м появляется изображение персонажа)

Воспитатель : Молодцы, давайте присядем и послушаем историю.
(Дети садятся полукругом на стульчики)
Воспитатель:Ребята вы знаете,что такое самовар и для чего он нужен.
(Дети дают свои ответы)
Воспитатель : Самовар - устройство для кипячения воды и приготовления чая. Это сейчас мы ставим чайник на газовую плиту или, если он электрический, просто включаем его. А раньше на Руси ничего подобного не было. Воду в заварочный чайник, стакан или чашку наливали исключительно из самовара. И проводили за чаем иногда по несколько часов. Выпить 5-6 чашек этого ароматного напитка, заедая его конфетами, расписными пряниками и баранками было в порядке вещей.
Чай из самовара пила вся страна. Но больше всего его употребляли в купеческих семьях.
Вообще-то это просто так говорится «чашек», а на самом деле, в основном, по русской традиции, чай пили из блюдечек. Сыпать в чай сахар было не принято. Им пользовались, как правило, вприкуску. Когда кто-то заканчивал чаепитие, то переворачивал блюдечко или чашку вверх дном и клал сверху остатки сахара.
Пузатыми самоварами пользовались и в домах простых людей, и в царском дворце.(На м/м царский самовар)

Этот прибор был очень удобным. Во-первых, вода в самоваре закипала очень быстро, а остывала медленно. Во-вторых, на вершине прибора было предусмотрено специальное место для заварочного чайника, который тоже благодаря этому долго не остывал. А в-третьих, самовар как будто притягивал всех к общему столу, вести рядом с ним неторопливые, задушевные разговоры было очень удобно.(На м/м самовар купеческий)


Самовар так долго являлся символом русского застолья, что многие считают это изобретение российским. На самом деле приборами, отдалённо напоминающими самовар, пользовались ещё древние римляне. Но больше всего современный самовар похож на старинное китайское устройство, имеющее и трубу, и поддувало.(На м/м Китайский самовар)


Пётр Первый, который очень много путешествовал по всему миру, часто привозил в Россию что-то новое, ранее в нашей стране неизвестное. Именно при нём русские люди узнали, например, о существовании картофеля и подсолнечника. Благодаря ему же появился и доставленный из Голландии самовар, который назывался в Европе «чайной машиной».
Воспитатель : Ребята, я предлагаю вам пальчиковую гимнастику.
Раз, два, три, четыре,
(чередование хлопков в ладоши и ударов кулачков друг о друга)
Мы посуду перемыли:
(одна ладонь скользит по другой по кругу)
Чайник, чашку, ковшик, ложку
И большую поварешку.
(загибать пальчики по одному, начиная с большого)
Только чашку мы разбили,
Ковшик тоже развалился,
Нос у чайника отбился.
Ложку мы чуть-чуть сломали.
(разгибать пальчики по одному, начиная с большого)
Так мы маме помогали!
(удар кулачками друг о друга, хлопок в ладоши).

А самый первый русский самовар был сделан из меди в 1739 году на Урале. Но там их производилось очень мало. Первую в стране мастерскую, которая занималась только изготовлением самоваров, организовал в городе Туле в 1778 году слесарь Лисицын.
(На м/м Тульский самовар)

Вскоре потребность в «чайных машинах» достигла таких размеров, что подобные производства открылись во многих городах России.
Это уже позже появилось единое определение «самовар», а сначала его называли по-разному: в Курске это был «самокипец», в Ярославле – «самогар», в Вятке – «самогрей».
Интересно, что некоторое время в России производились и так называемые самовары-кухни. Внутри они были разделены перегородками на три части. В двух из них варилась пища, а в третьей кипела вода для чая.(На м/м самовар-кухня)


Можно было купить тогда самовар, рассчитанный на один стакан чая, а можно было приобрести и такой, в который вмещалось и 50 литров воды.
На смену медным пришли со временем самовары из сплава цинка и меди. Можно было купить и серебряные или никелированные, но стоили они гораздо дороже.
Самый большой в мире самовар изготовлен на Украине. Его высота почти 2 метра, весит он 205 кг, и вмещается в него 360 литров воды.
(На м/м самовар-гигант)


Самый маленький на нашей планете самовар был сделан в Москве. Его высота меньше четырёх миллиметров. А вскипятить в нём можно лишь одну каплю воды.
(На м/м самый маленький самовар в мире)


Любителей «чайных машин» осталось теперь не так уж и много. Да и они, в основном, предпочитают не возиться с растопкой, а приобретать электрические самовары.
Раскупают их и как сувениры, напоминающие о старинном русском обряде – неторопливом чаепитии под пироги и варенье.

Физкультминутка:
Я чайник - ворчун
Я чайник - ворчун, хлопотун, сумасброд, (Шагаем на месте.)
Я всем напоказ выставляю живот, (Руки на пояс, повороты туловища влево-вправо.)
Я чай кипячу, клокочу и кричу: (Хлопаем в ладоши.)
- Эй, люди, я с вами чай пить хочу! (Прыжки на месте.)
Воспитатель : Ребята давайте вместе выучим пословицы про самовар.
ЧАЙ ПЬЕШЬ – ДО СТА ЛЕТ ПРОЖИВЕШЬ.
Самовар кипит, уходить не велит.
За чаем не скучаем – по шесть чашек выпиваем.
Воспитатель : А сейчас ребята предлагаю подойти к столам и слепить самовар.(воспитатель объясняет технику).


Воспитатель : Молодцы ребята! Вы хорошо потрудились! За такие хорошие труды вас завтра приглашает в гости «Музей самоваров».

Патриотизм - это социальное чувство, которое характеризуется привязанностью к родному краю, народу, его традициям.

Нравственно-патриотическое воспитание - это система мероприятий, направленных на формирование у граждан чувства долга по отношению к родной стране, национального самосознания, готовность защищать свою Родину.

Актуальность патриотического воспитания

Дошкольников по ФГОС довольно актуально в условиях современности. Это связано с установлением приоритетности материальных ценностей перед духовными в нашем обществе. Однако воспитание подрастающего поколения в рамках уважения и любви к Родине формирует нравственно здоровое, жизнеспособное население.

Дети дошкольного возраста особо эмоциональны, пытливы, готовы к сопереживанию, у них идет процесс формирования личностных ориентиров, поэтому можно наиболее плодотворно проводить воспитательную работу. Этому также способствует особая подверженность дошкольников влиянию взрослых.

Цели и задачи

Патриотическое воспитание в ДОУ проводится с целью воспитания любви к отечеству, ответственного отношения к окружающей природе и людям, становления устойчивой связи поколений. Формирование этих ценностей происходит в результате целенаправленной, систематической работы с ребенком.

Патриотическое воспитание дошкольников по ФГОС подразумевает следующие задачи:

  • формирование нравственно-духовных особенностей личности;
  • формирование чувства гордости за свою нацию;
  • формирование почтительного отношения к национальным и культурным традициям своего народа;
  • формирование либеральной позиции по отношению к ровесникам, взрослым, людям других национальностей.

Формы и методы организации работы

Программа патриотического воспитания в дошкольных учреждениях подразумевает прежде всего организацию внутренней методологической работы в этом направлении. Так как если педагог сам не испытывает чувства любви к отечеству, то он не сможет передать его детям, также воспитателю нужно знать, как наиболее эффективно донести идеи патриотизма дошкольникам. Методологическая работа по патриотическому воспитанию в ДОУ направлена на повышение квалификационного уровня воспитателей, их педагогической грамотности. Для этого проводятся тематические педсоветы, консультации, взаимопосещения занятий.

Вторая часть методологической работы - это семьей ребенка, так как они имеют существенное влияние на формирование личности дошкольника, и важно подсказать им основные направления для успешного развития у детей нравственно-духовных ценностей. С родителями проводятся тематические собрания, беседы, их привлекают к организации и участию в мероприятиях ДОУ.

Патриотическое воспитание дошкольников по ФГОС определяет методы работы с дошкольниками:

  • обустройство патриотических уголков в ДОУ;
  • организация экскурсий по достопримечательностям родного края, посещение музеев, выставок;
  • организация тематических мероприятий (праздники, утренники, соревнования, конкурсы);
  • проведение тематических занятий-рассуждений на тему любви к Родине, чтение соответствующих произведений, заучивание стихотворений, просмотр фильмов, передач.

Ежегодно в ДОУ составляется план по патриотическому воспитанию, который охватывает все формы и методы методологической и воспитательной работы. Примерный перечень мероприятий и тем занятий, предусмотренный планом, включает: мероприятия, посвященные государственным и народным праздникам, спортивные конкурсы, тематические занятия по изучению природы, особенностей, традиций родного края, государственной символики.

Торжественные мероприятия, посвященные государственным праздникам

Мероприятия по патриотическому воспитанию в ДОУ приурочивают обычно к празднованию соответствующих государственных праздников, таких как День Победы, День защитника Отечества, Международный женский день.

При подготовке к проведению мероприятия дети узнают историю возникновения праздника, понимают, кому он посвящен и зачем отмечается.

Например, при подготовке празднования Дня Победы можно провести акцию «Голубь мира», изготовив вместе с детьми белых бумажных голубей как символов мирной жизни. Для самого мероприятия выучить военные песни («Катюша», «День победы» и т. п.), стихотворения соответствующей тематики. Можно организовать встречу с ветеранами или детьми войны в рамках проекта «Такое разное детство: война и мир».

При подготовке празднования Дня защитника Отечества у мальчиков формируется понятие, что они будущие мужчины, сильные и крепкие, опора своей семьи, Родины, ее защитники. В сам праздник можно провести несколько различных мероприятий в зависимости от возраста детей, например, праздник-поздравление отцов стихами, песнями и танцами военной тематики, спортивно-соревновательные конкурсы, занятие-беседу «Нам нужен мир», посвященную армии, которая защищает нашу страну.

Посвящен формированию у дошкольников семейных ценностей и образа матери, женщины как хранительницы семьи. Традиционно мероприятия в этот день посвящены поздравлению мам и бабушек. Накануне дети своими руками делают для них подарки, развивая свои творческие способности.

Народные праздники

Для того чтобы дети воспринимали себя частью своего народа, они должны проникнуться его устоями, понять его самобытность. Для этого в ДОУ организовывают беседы-занятия по ознакомлению с народным бытом, но лучше всего дети осваивают информацию во время игры. Можно отметить народные праздники песнями, танцами, хорошим настроением приобщиться к традициям.

Начинают празднования с Рождества и старого Нового года. Дети учат колядки, потом ходят в гости группами, поют, получая сладости в вознаграждение.

Празднование Масленицы можно организовать во время прогулки, участвовать в нем могут все дети ДОУ одновременно. В представлении принимают участие Зима, Весна, скоморохи. Дошкольники знакомятся с историей возникновения праздника, его сутью и символами. Основной символ Масленицы - блины, к их изготовлению можно привлечь родителей, устроить своеобразную ярмарку.

Свои символы есть и у праздника Пасхи. Проводится занятие по росписи пасхальных яиц. Здесь существует масса методик и техник, которые дают ребенку возможность развивать свои художественные способности.

Спортивные игры

Патриотическое воспитание дошкольников по ФГОС подразумевает здоровой личности. Поэтому физическое развитие является неотъемлемой частью воспитательного процесса. Спортивные игры и конкурсы не только развивают детей, но и формируют чувство команды, единения интересов, укрепляют семейные узы и традиции.

Можно проводить соревнования между одновозрастными группами по соответствующей тематике, например, посвященные русским богатырям. Во время праздника дети знакомятся с русскими былинами о богатырях, с их ратными подвигами. Проводятся такие конкурсы, как:

  • «Меткий стрелок» - метание мячиков в цель.
  • «Быстрый наездник» - соревнование-эстафета по скачкам на резиновых лошадках или больших мячах.
  • «Самый сильный» - выталкивание плечом соперников за границы мата.
  • «Богатырская помощь» - разобрать по кубикам вход в пещеру и спасти прекрасную девицу.

Особую роль играют совместные соревнования детей и родителей. Празднование Дня защитника Отечества для учащихся старшей и подготовительной группы можно организовать военную игру «Зарничка», в которой папы с сыновьями участвуют в эстафетах, а мамы с дочками - в конкурсах для болельщиков. Такая игра воспитывает чувство коллективизма, патриотизма, формирует интерес к выполнению физических упражнений, развивает основные физические качества, приобщает к традициям большого спорта.

Занятия по изучению государственной символики

Патриотическое воспитание дошкольников по ФГОС подразумевает знание государственной символики страны. Для их изучения проводятся соответствующие занятия-беседы, например, «Люби свою Родину», «Символика России».

Цель такого занятия привить детям гордость за свою страну, закрепить и расширить знания о государственной символике, познакомить со значением цветов флага и герба, сформировать простейшие географические знания о своем крае, воспитать чувства уважения к флагу, гербу, гимну, а также привить познавательный интерес к истории своей Родины.

Занятия можно проводить с помощью информационно-комуникационных технологий. Для этого нужно подготовить презентацию по заданной тематике, запастись аудиозаписью гимна.

Последовательность проведения занятия может быть следующая:

  1. Вступительная часть, в которой дети знакомятся с географическим положением и величиной страны.
  2. Знакомство с флагом России, символикой его цветов. Можно провести игру «Сложи флаг».
  3. Знакомство с гербом. Воспитатель объясняет детям само понятие герб, проводит игру «Придумай и нарисуй герб своей семьи».
  4. Прослушивание государственного гимна.
  5. Заключительная часть, в которой проверяется, как дошкольники усвоили материал.

Раскрытие темы малой родины

Любой уголок нашей Родины неповторим и по-своему самобытен. Важно приобщить ребенка к красоте к его традициям и быту.

Одним из способов является организация в ДОУ краеведческого мини-музея. В нем можно собрать коллекцию старинных вещей, характеризующих быт, образцы изделий народного творчества (вышивки, салфетки, скатерти, обереги, посуда, игрушки).

Другим методом познания родного края является проведение экскурсий, посещение достопримечательностей.

Также проводятся познавательные уроки. Для занятий выбираются соответствующие темы по патриотическому воспитанию. Дети узнают о своих знаменитых земляках, об истории возникновения и развития своего родного населенного пункта, о природных особенностях края, изучают народный фольклор.

Систематическая работа, проводимая в ДОУ, позволяет привить дошкольникам первичные знания истории, географии родного края, его особенностей развития и становления.

«Красота родного края, открывающаяся благодаря сказке,
фантазии, творчеству - это источник любви к Родине.
Понимание и чувствование величия, могущества
Родины приходит к человеку постепенно и имеет
своими истоками красоту»

В.А.Сухомлинский

Дошкольное детство – важнейший период становления личности человека, когда закладываются основы гражданских качеств, формируются первые представления детей об окружающем мире, обществе и культуре. Патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач нашего времени. Цель патриотического воспитания детей дошкольного возраста состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками.

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников – сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств ребенка. Любовь к Родине воспитывается у детей под влиянием окружающей жизни. Нормальным явлением становится целенаправленное воздействие родителей и педагогов дошкольного учреждения в воспитании чувств патриотизма.

Знакомство детей с нравственно – патриотическое воспитание начинается с младшей группой. Для маленького ребенка Родина начинается с родных мест – с улицы, на которой он живет, где находится его детский сад. Постепенно дети получают представления о родном городе, селе, знакомятся с достопримечательностями улицы, на которой они живут, узнают о том, чем славится их город, село, начинают гордиться им. Дошкольники узнают о людях, прославивших себя трудом, боевыми заслугами, героическими подвигами, чьими именами названы города, улицы, площади. Расширяют представление о правилах поведения в городе, на природе, правилах дорожного движения, промышленных предприятиях и профессиях людей, которые трудятся на этих предприятиях. А так же знакомятся с сельским хозяйством, животноводством и птицеводством.

Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту и т.д. – так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения с взрослыми и сверстниками.

В подготовительной группе мы детей знакомим с культурным городом, его традициями, с историей города, достопримечательностями (памятниками, театрами, музеями, парками и т.д.), известными людьми, прославившими наш город и их произведениями, творчеством, закрепляем правила этикета в общественных местах. При этом мы сталкиваемся с трудностями, так как мало наглядного и дидактического материала по этой теме. И мною были изготовлены игры по ознакомлению детей с культурным городом.

Для выполнения поставленных задач, мною были созданы дидактические игры:

  • «Воронежские кубики».

Цель игры: познакомить детей с достопримечательностями города Воронежа и людьми прославившие город.

  • «Подбери героев к сказкам» (по сказкам Маршака С.Я.).

Цель игры: закрепить произведения С.Я. Маршака и героев сказок. Развитие связной речи, фантазии, творческого мышления.

  • «Пазлы» (достопримечательности города).

Цель: развивает внимание, память, мышление, мелкой моторики, закрепление знаний о достопримечательностях города Воронежа.

  • «Кому что нужно для работы».

Цель: совершенствовать знания детей о профессиях взрослых; находить предметы, необходимые для определенной профессии; развивать память, сообразительность, мышление.

  • «Где я был»

Цель: закрепить с детьми культурные места города Воронежа

  • «Правила этикета»

Цель: Закрепить правила культурного поведения в транспорте, природе, общественных местах. Развитие связной речи. Формировать у детей умение отвечать на вопросы

  • « Отгадай сказку»

Цель: закрепить сказки С.Я. Маршака, развивать мыслительные операции, связную речь; развивать словарь, формировать умение строить фразы, развивать воображение, память.

  • « Добавь слог».

Цель: закрепить достопримечательности города, развивать мыслительные операции, связную речь; развивать словарь; формировать умение строить фразы; развивать воображение, память.


Виктория Искра
Патриотическое воспитание в подготовительной группе детского сада

Патриотическое воспитание в подготовительной группе детского сада «Радуга»

В каждом дошкольном учреждении одной из главных задач и целей стоит патриотическое воспитание детей .

Патриотизм – это социальное чувство, которое характеризуется привязанностью к родному краю, народу, его традициям.

Нравственно-патриотическое воспитание – это система мероприятий, направленных на формирование у граждан чувства долга по отношению к родной стране, национального самосознания, готовность защищать свою Родину. Работа по патриотическому воспитанию детей в подготовительной группе .

Патриотическое воспитание в детском саду может осуществляться и посредством сказок, и песенного творчества, и интересных рассказов об истории нашей родины, и даже национальными играми и игрушками.

Красивые дымковские или гжельские игрушки, всевозможные свистульки и русские матрёшки, глиняные мишки и зайчики – всё это учит ценить и любить мастерство своего народа, и вызывает чувство долга за красоту, сделанную руками мастеров своей родины.

Таких истинно национальных игрушек должно быть в детском саду как можно больше, ведь именно с них начинается знакомство малышей с родной культурой и творчеством, ремёслами и промыслами, закладывая прочный фундамент патриотизма и любви к своему отечеству.

Проводились беседы «Мой дом. Моя Родина» , «Россия - моя большая Родина» , «Флаг и герб Хакасии, России» .

Изготовление поделок для пап и дедушек.

Чтение художественной литературы.

Экскурсия к памятным местам.

Разучивание стихов и песен.

Проведение народных игр.

Выставка рисунков «Я и моя дружная семья» , «В гостях у сказки» .

Рисование флага Хакасии, России, изготовление аппликации флага России.

Нравственное воспитание дошкольников тесно связано с патриотическим .

Дети учатся уважительно относиться к людям других национальностей, изучают их обычаи и традиции, участвуют в национальных праздниках и обряда - это празднование «Масленницы» , играют в игры народов мира. Приобщение к своей культуре происходит через народные праздники, традиционно отмечаемые в данном регионе.

В возрасте 5-6 лет дети, подготавливаясь к торжеству , учат стихи, песни, изучают его историю. Это и есть патриотическое воспитание дошкольников , т. к. у детей появляются не только знания, но и ценностное отношение к своим традициям. Праздник Победы, День защитника Отечества, День космонавтики, День народного единства и другие – это праздники, формирующие у детей гордость за свою Родину, за своих людей.

В этом возрасте они знакомятся со своим регионом, с его особенностями и достопримечательностями. Патриотическое воспитание дошкольников охватывает несколько образовательных областей. Через область «Познавательное развитие» дети получают сведения о своей Родине, о других странах, о разных народностях и их традициях.

Актуальность патриотического воспитания Патриотическое воспитание дошкольников по ФГОС довольно актуально в условиях современности. Это связано с установлением приоритетности материальных ценностей перед духовными в нашем обществе. Однако воспитание подрастающего поколения в рамках уважения и любви к Родине формирует нравственно здоровое, жизнеспособное население Образовательная область «Коммуникация» позволяет детям наладить общение со сверстниками, изучать языки других народов, получать сведения от старших родственников об истории родного края, слушать и запоминать фольклорные произведения. Области «Музыка» и «Художественное творчество» позволяют детям лучше изучить произведения искусства, освоить навыки изображения росписей и украшения одежды людей тех национальностей, которые проживают в регионе.

Публикации по теме:

Гендерное воспитание младших дошкольников в условиях детского сада Проблема воспитания и обучения ребенка в соответствии с его полом является актуальной задачей педагогической работы с детьми дошкольного.

Рождественское добро» и воспитание на социокультурном опыте. Добрая традиция детского сада "Берёзка" поздравлять жителей ССООЦ «Мечта».

Методическая разработка «Гендерное воспитание в условиях детского сада» Слайд №1 Гендерное воспитание - целенаправленный процесс педагогического сопровождения жизнедеятельности детей дошкольного возраста, заключающийся.

Консультация для воспитателей младших групп детского сада «Воспитание звуковой культуры речи» Дошкольный возраст - наиболее сензитивный период для воспитания звуковой культуры речи. Звуковая культура речи - понятие достаточно широкое,.

Патриотическое воспитание дошкольников. Конспект открытого занятия для детей подготовительной к школе группы "Дети войны" (Встречи с интересными людьми) Конспект открытого занятия для детей подготовительной к школе группы Тема: «Дети войны»..

Цель занятия: расширить знания детей о победе во Второй мировой войне. Задачи занятия: 1. Познакомить детей с такими понятиями, как война,.

Паспорт проекта

Возраст: Подготовительная группа.

Проблема : Отсутствие интереса к Российской армии.

Обоснование проблемы : Недостаточный уровень у дошкольников знаний о Российской армии; отсутствие желания в будущем стать защитником Отечества.

Актуальность проекта : Проблема нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста является одной из первостепенных для современного общества. В настоящее время воспитание патриотизма достаточно трудная задача, решение которой требует терпения и такта. В современных семьях подобные вопросы не считаются важными и заслуживающими должного внимания. Наши дети уже не мечтают стать доблестными войнами и не считают защиту своей Родины - священным долгом. К сожалению, мало кто знает историю праздника – 23 февраля, в связи, с чем он был установлен. Этот проект является отличной возможность воспитать чувство гордости за свой народ, за армию, Родину. А также вызвать желание быть похожими на смелых и отважных воинов своей страны.

Цель проекта: Формирование патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи проекта:

  • Формировать социально - нравственное воспитание, уважительное отношение к взрослым, к защитникам Отечества, ветеранам войны;
  • Познакомить детей с историей и традициями праздника 23 февраля;
  • Систематизировать, расширять и обобщать знания о Российской Армии, родах войск, военной технике;
  • Развивать интерес детей к истории родного Отечества, к истории формирования и становления Российской армии от Древней Руси до современности;
  • Воспитывать чувство гордости за свою армию и вызвать желание быть похожими на сильных Российских воинов.

Тип проекта : Исследовательский, познавательно-речевой.

Вид проекта : Краткосрочный, групповой.

Сроки реализации проекта : Две недели.

Участники проекта : Дети подготовительной группы, воспитатели, музыкальный руководитель, родители.

Предполагаемый результат проекта :

  • Высокий уровень усвоенных знаний и представлений, проектно-исследовательских умений и практических навыков детей, как в ходе самого проекта, так и по его завершению;
  • Расширение представлений детей о Российской армии, её защитниках;
  • Налаживание продуктивного сотрудничества, развитие сотворчества детей и взрослых.

Этапы реализации проекта.

I этап - подготовительный

  1. Изучение методической и специальной литературы по теме проекта.
  2. Подбор наглядного и демонстрационного материала, стихов, загадок, чистоговорок, пословиц по теме проекта.
  3. Подбор мультфильмов «Три богатыря», «Сказка о военной тайне, о Мальчише - Кибальчише и его твердом слове».

II этап - основной

1. Занятия:

1. «Наша Армия родная».

Задачи:

  • Дать детям знания об армии.
  • Сформировать у них пер­вые представления об особенностях военной службы: солдаты тре­нируются, чтобы быть сильными, умелыми, учатся метко стрелять, преодолевать препятствия.
  • Уточнить представления о родах войск, о защитниках Отечества.
  • Воспитывать чувство гордости за свою армию и вызвать желание быть похожими на сильных, сме­лых российских воинов.

«Мой папа в Армии». Составление рассказа.

Задачи:

  • Учить детей составлять рассказ по плану.
  • Закрепить представление детей об армии, родах войск, профессии военных и боевой технике.
  • Воспитывать чувство любви к своей Родине, уважительное отношение к защитникам Отечества, дружеские взаимоотношения.

Беседы:

2. «Военные профессии».

Задачи:

  • Познакомить детей с военными профессиями;
  • Формировать представления о гражданском долге, мужестве, героизме;
  • Воспитывать уважение к людям военных профессий;
  • Развивать внимание память.

3. «Военная техника».

Задачи:

  • Познакомить детей с военной техникой.
  • Учить детей определять, к каким родам войск она относится.

4. Продуктивная деятельность:

1. Лепка «Пограничник с собакой».

Задачи:

  • Закреплять умение лепить фигуры человека и животного, передавая характерные черты образов.
  • Упражнять в применении разнообразных технических приемов (лепка из целого куска, сглаживание, оттягивание и т. д.).
  • Продолжать учить устанавливать вылепленные фигуры на подставке.

2. Аппликация «Гвоздики».

Задачи:

  • Учить детей делать гвоздику из цветной бумаги;
  • Закреплять умение детей составлять сюжетную композицию;
  • Развивать мелкую моторику рук; воспитывать терпение и усидчивость.

3. Рисование «Пограничник с собакой».

Задачи:

  • Упражнять детей в изображении человека и животного, в передаче характерных особенностей (одежда, поза), относительной величины фигуры и частей;
  • Учить детей хорошо располагать изображение на листе;
  • Закреплять приемы рисования и закрашивания рисунков карандашами, цветными восковыми мелками и акварельными красками (смешанная техника).

4. «Военная техника»

Задачи:

  • Учить детей рисовать военную технику: танки, самолеты, вертолеты, подводные лодки с опорой на схемы.
  • Закреплять навыки работы с сухими изобразительными материалами: фломастерами, цветными карандашами, цветными мелками. Предлагать соединять в одном рисунке разные материалы для создания выразительного образа.
  • Развивать умение вписывать композицию в лист, закрашивать весь рисунок. - Развивать воображение и самостоятельность.

5. Ручной труд «Самолёт».

Задачи:

  • Упражнять детей в создании образа предмета, используя конструктивный способ сборки самолета.
  • Закрепить навыки аккуратного наклеивания и соединения частей.
  • Развивать мелкую моторику кистей рук.
  • Воспитывать настойчивость, интерес к конструктивной деятельности.

6. Чтение художественной литературы:

  • О воинах и военной технике; (чтение рассказов Л.Кассиля «Твои защитники», В. Тюрина «Ездим, плаваем, летаем», А.Митяева «Почему армия родная?»
  • Стихотворения, загадки, пословицы и поговорки;
  • Заучивание стихов и песен;

7. Сюжетно-ролевые игры:

  • «Мы военные»;
  • «Военный госпиталь».

8. Подвижные игры.

  • «Самые ловкие» (с мячом) ;
  • «Перетяни канат» (с канатом) ;
  • «Кто быстрее»;

9. Музыка.

  • Танец «Граница» в исполнении мальчиков.
  • Танец «Шествие с флажками».
  • Песня «Я и папа мой», «Про папу», « Защитники Отечества».

10. Работа с родителями:

  • Знакомство с проектом;
  • Помощь в подборе познавательного материала: фотографии, иллюстрации, рассказы, стихи, загадки
  • Пословицы и поговорки на военную тематику;
  • Подготовка к занятию «Мой папа в Армии»
  • Помощь в подготовке музыкально-спортивного праздника.

III этап - заключительный.

  • Выставка детских работ «Мой папа солдат», «Военная техника»
  • Музыкально-спортивный праздник «День Защитника Отечества».

Ожидаемый результат:

  • У детей сформируются чувства гордости за свою Родину, волевые качества: смелость, целеустремлённость, чувство товарищества, желание помочь в беде, эмоционально-положительного отношения к воинам – защитникам, желание подражать им, быть такими же смелыми, отважными, сильными и благородными;
  • У родителей сформируется понимание значимости воспитания патриотических чувств у детей – дошкольников.