От без ума 6 букв. Код да Винчи

Эйнштейном нужно родиться или гением может стать каждый? Ученые вплотную приблизились к ответу на вопрос, существуют ли гены гениальности.

Первую попытку измерить интеллект единым мерилом предпринял английский исследователь Фрэнсис Гальтон в 1884 году. Ученый был уверен, что умственные способности можно оценить по физическим параметрам вроде окружности головы и выраженности рефлексов, однако его гипотеза не подтвердилась. Четверть века спустя француз Альфред Бине разработал тест, оценивающий математические способности, пространственное мышление, оперативную память. Попытка Бине оказалась удачной: созданный им тест IQ в несколько измененном виде используется до сих пор. В нем испытуемые могут набрать от 0 до 160 баллов. Чем больше баллов, тем человек умнее.


В XX веке IQ- тесты были очень популярны, однако в начале XXI их стали критиковать за однобокость. По мнению скептиков, испытания проверяют только отдельные специфические умения, не учитывая, к примеру, творческое воображение и эмоциональную отзывчивость, которые также необходимы для успеха в жизни. Однако статистический анализ показал: количество баллов, набранных в IQ -тесте, очень точно предсказывает, насколько хорошо человек будет справляться с любыми задачами. «Многобалльники» получают высшее образование и ученые степени, удачно устраиваются на работу, у них лучше здоровье и выше продолжительность жизни. Мало того, результат в IQ -тестах - один из показателей того, сможет ли пара построить долгосрочные отношения: вопреки расхожему мнению, друг к другу притягиваются не противоположности, а люди со сходными умственными способностями.

Неуловимая наследственность

Чем же определяются эти способности - числом прочитанных книг или удачным набором генов? Оказывается, чтобы ответить на данный вопрос, необязательно расшифровывать человеческую ДНК. Достаточно просто сравнить между собой близнецов - однояйцевых, то есть генетически идентичных, и разнояйцевых, или гетерозиготных. Если по количеству пятерок и двоек однояйцевые братья и сестры больше похожи друг на друга, чем гетерозиготные, значит, наследственная составляющая в интеллектуальных способностях велика.

Результаты многочисленных близнецовых исследований показали: вклад наследственности в умственные способности человека составляет не менее 50%. К этим данным добавились итоги работ, в которых оценивался IQ усыновленных детей. Так, авторитетный психолог Роберт Пломин наглядно продемонстрировал, что умственные способности приемных родителей не влияют на успехи сыновей и дочерей, зато интеллект биологических мам и пап передается отпрыскам, даже если они никогда не общались.


У описанных методов есть минус: близнецов и приемных детей слишком мало, чтобы строить на полученных данных серьезную статистику. В последние годы генетики в сотрудничестве с биоинформатиками и математиками проанализировали образцы ДНК десятков тысяч людей с целью проверить вывод о наследственной природе интеллекта. Первые результаты разошлись с ожиданиями: ученые не смогли найти связь между конкретными генами и IQ .

Расхождение между генетическими и «близнецовыми» данными назвали «исчезнувшей наследственностью». Загадка разрешилась через несколько лет, когда ученые лучше разобрались в механизмах работы генома. Выяснилось, что на интеллект влияют тысячи различных генов. Вклад каждого из них в общее дело едва заметен, но «выигрышная комбинация» может подарить миру Перельмана или Хокинга. Этим и объясняется парадокс: механизм наследственности оказался слишком сложным, чтобы его удалось разгадать с первого раза.


Код да Винчи

Производители сейфов утверждают: нет такого шифра, который нельзя разгадать, но чем сложнее комбинация, тем больше времени уйдет на взлом. Код интеллекта также познаваем, и на его расшифровку ученые тратят время и деньги. Генетики в сотрудничестве с биоинформатиками и примкнувшими к ним математиками создали мощнейшие методы, которые позволяют «вытаскивать» причинно-следственные связи - даже очень слабые - из большого количества данных. Ученые получают образцы ДНК от десятков тысяч людей и выявляют статистическую связь отдельных генов с IQ . Влияние каждого конкретного генетического маркера может быть крайне низким - 0,005% и даже меньше.


Поиск осложняется тем, что отдельные гены вовлечены в сложные взаимосвязи друг с другом, или эпистаз. К примеру, ген, А проявляет себя по максимуму в присутствии генов Б и В, а если имеется только ген В, то, А не работает. При этом каждый из генов может встречаться в нескольких вариантах.

Чтобы в такой ситуации «выцепить» влияние отдельных генов, нужны гигантские выборки. Хорошая новость в том, что методы генетических исследований стремительно совершенствуются и дешевеют. Благодаря этому размеры выборок растут невероятными темпами. В 2017 году в журнале Nature Genetics вышла статья, авторы которой проанализировали связь огромного количества генов и интеллекта. Ученые работали с данными 78 000 человек. Им удалось определить 52 гена, «неудачные» варианты которых снижают умственные способности. Большинство из них регулируют рост и развитие нервной ткани, отвечают за вытяжение отростков нейронов и образование контактов между ними.

Другими словами, мозг людей, которым достались «удачные» варианты генов, изначально формируется немного иначе, чем мозг тех, кому с генами повезло меньше. Исправить эти конструктивные особенности при помощи каких-то занятий если и можно, то незначительно. Точно так же, как тюнингом не получится превратить «запорожец» в «роллс-ройс».


РАЗВИТИЕ
Не интеллектом единым

Высокий интеллект повышает вероятность добиться успеха в жизни, но такая закономерность не абсолютна. Многим знакома ситуация, когда явный умница спивается или бесконечно ругается с начальством и остается внизу карьерной лестницы. И это неспроста: исследования последних двух десятилетий выявили критерий, который коррелирует с жизненным успехом лучше. Это способность контролировать свои импульсивные порывы, или сила воли. Даже гениальному человеку необходимо много трудиться. И если он не в состоянии делать это, то его жизненные итоги окажутся хуже, чем у способных на систематическую работу людей с самым обычным интеллектом.


Не от мира сего

Казалось бы, теперь все понятно: единицам достаются «роллс-ройсы», некоторым - «запорожцы», а основная масса людей довольствуется обычными авто среднего класса. Проблема в том, что с точки зрения математики гений масштаба Эйнштейна - это не «роллс-ройс», а что-то вроде летающей тарелки.

Основная популяция людей живет по законам нормального распределения. Обладателей среднего ума - больше всех. Ярко выраженных умников, которым достался особенно удачный набор генов, гораздо меньше, равно как и явных идиотов. Выдающихся людей - единицы.

Однако гении резко отличаются не только от обычных, но и от выдающихся личностей. Их способности выходят даже за рамки экстремальных значений нормального распределения. Чтобы родился новый Эйнштейн, просто удачного сочетания генов недостаточно. Нужна уникальная комбинация, которая не наследуется от родителей, а возникает из-за мутаций. Именно поэтому гении составляют меньше 0,1% популяции.

Косвенно версию о мутациях подтверждают исследования людей, находящихся на другом краю интеллектуальной шкалы, - таких, у кого есть выраженные умственные проблемы. Американские ученые в 2013 году показали, что уровень IQ братьев и сестер пациентов с серьезной интеллектуальной неполноценностью соответствует среднему для популяции значению около 100. А ближайшие родственники тех, у кого умственные отклонения не настолько выражены, обладают IQ около 85. То есть радикальное снижение интеллекта - результат новых мутаций, которые появились у этого конкретного человека. А вот просто ум «ниже среднего» - генетическое невезение, при котором человек получает неоптимальный (но вполне «рабочий») набор генов по наследству.


Имеющему приумножится

Все эти открытия выглядят ужасно несправедливыми: получается, что одним людям достается более умный мозг, а остальные не могут «дотянуть» свой до такого уровня, даже если будут очень стараться. Иными словами, последние данные о природе интеллекта указывают на изначальное неустранимое неравенство людей.

«Мы не любим говорить об IQ , потому что такие разговоры подрывают наши представления о всеобщем равенстве, - говорит Дуглас Деттерман, профессор психологии и бывший главный редактор научного журнала Intelligence , посвященного исследованиям природы интеллекта. - Мы привыкли думать, что все люди равны, и поэтому мы так гордимся своими достижениями. Мол, я оказался там, где я есть, исключительно благодаря тому, что я упорно трудился».

Разумеется, окружение, воспитание и образование вносят свой вклад в развитие интеллектуальных способностей человека. Вот только очень часто влияние окружающей среды лишь усугубляет изначально заданную наследственную разницу. Способные дети быстрее начинают говорить, и родители раньше учат их читать. А принимая во внимание, что такие дети быстро впитывают новые знания, папы и мамы получают мощное положительное подкрепление своих усилий и продолжают их. Дети, которым буквы и слоги даются с трудом, чаще провоцируют у родителей чувство досады, которое существенно уменьшает их стимул заниматься с ребенком.

Более того, так как интеллект очень сильно предопределен генетически, среда, в которую дети попадают сразу после рождения, обычно стимулирует их естественные склонности. Родители-математики будут покупать ребенку сборники занимательных арифметических задач, в их повседневных разговорах часто всплывают математические термины. Если у таких мамы и папы рождается ребенок с выраженными способностями к точным наукам, ему гораздо проще развивать их, чем малышу, растущему в чуждой для него среде историков или филологов.

Этот феномен называется эффектом Матфея в честь высказывания, встречающегося в одной из притч в Евангелии от Матфея: «...ибо всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то, что имеет».

Фото: GETTY IMAGES, ALAMY / LEGION-MEDIA (X6), DPA / LEGION-MEDIA

Горе без ума

Площадь О"Дельвайса Старец Багурон

Ваша цель: Отправляйтесь к мудрецу за рукописями, которые помогут раскрыть тайну появления Пагубных камней.

Награда: Значок «Легендарное десятилетие» 50 шт.

Для Вас начался квест "Горе без ума". Желаем удачи!

Опушка света Мудрец Панеоник

Доброго дня, мудрец. Похоже, у вас выдалась бессонная ночь.* Вы заметили за спиной мудреца странную тень, движения которой не совпадают с движениями старца.* А это еще что? Мудрейший, кто здесь с вами?

*Протяжно зевает и безучастно смотрит на вас. Тень за его спиной неподвижна, словно хочет остаться незамеченной.*
Эй, ты! Тень, что маячит за спиной мудреца! Думаешь, я тебя не заметил? А ну выходи на свет!

Мрачная тень
*В голосе сквозит злоба.*
Не связывайся со мной, воин! Уходи, пока цел, и забудь все, что видел здесь!
Вот теперь я точно никуда не уйду! Не знаю, что ты сделала с мудрецом, но тебе придется все объяснить! *Достаете оружие.* И немедленно!

*Не успели вы и глазом моргнуть, как Мрачная тень выскочила из-за спины мудреца и оказалась прямо перед вами. Она явно настроена враждебно. Защищайтесь!*

Ваша цель: Отбить атаку Мрачной тени , после этого вернитесь к мудрецу.

Сразу после диалога нападает тень...
Тень подстраивается под ваш уровень. на 12-ом 2000ХП, удар 140-180

Опушка света Мудрец Панеоник

*Морщится и недовольно отмахивается от вас, точно от мухи. Он напоминает обиженного ребенка, который вот-вот расплачется.*
Да вы на себя не похожи! Что же с вами случилось

*Осматриваете комнату и замечаете на полу рядом со стулом мудреца оброненную им кружку, из которой вытекла мутная фиолетовая жидкость.*

Судя по всему, мудрец это выпил! Надо рассказать старейшине.

*Взяв с полки пробирку, вы собрали в нее немного пролитой жидкости и бросили в рюкзак.*
Ваша цель: Отправляйтесь к старейшине, расскажите о произошедшем у мудреца и покажите собранную в пробирку жидкость.

Получено: Загадочная жидкость 1 шт.

Площадь О"Дельвайса Старец Багурон

Рассказать о мудреце

Друг мой, а вот и вы! Как дела у почтенного мудреца? Он подобрал рукописи, которые могли бы помочь нам раскрыть тайну Пагубных камнях?
Дела плохи, старейшина. *Рассказываете о поведении мудреца, о Мрачной тени и найденной на полу жидкости.* Я захватил немного жидкости, возможно, из-за нее мудрец так странно себя ведет.

Что же это за тень? И что ей могло понадобиться от мудреца?

*Хмурится.*
Спасибо, друг мой, что известили! Я немедленно отправлю стражника к мудрецу, чтобы денно и нощно был рядом! Мы позаботимся о нем, не сомневайтесь!
*Задумчиво поглаживает свой подбородок.*
А что касается собранной жидкости, то следует показать ее алхимику.
Ваша цель: Отнесите пробирку с собранной в доме мудреца жидкостью алхимику.

Гильдия мастеров Алхимик Калиостро

Благодарю, алхимик, но сейчас я не собираюсь покупать эликсиры. Мне нужна ваша помощь. *Протягиваете пробирку с жидкостью, собранной в доме мудреца.* Можете определить состав этой жидкости?

Хм…
*Взбалтывает жидкость в пробирке и разглядывает ее на свету.*
Похоже в ней содержится какой-то порошок, воин, и он не до конца растворился. Видите, как при взбалтывании со дна поднялся осадок?
*Проводит ряд экспериментов с жидкостью.*
Хм… Это самый обыкновенный липовый чай, воин, в который добавлен неизвестный мне порошок. Увы, я не могу установить его состав! Странно даже… Погодите-ка!
*Вновь кричит кому-то.*
Прошу прощения, почтенный колдун, не уделите нам минуту внимания?
Почтенный колдун? Уж не пожаловал ли к вам в гости сам…

*Опираясь на магический посох, колдун выходит из соседней комнаты и направляется к вам.*
Сдается мне, алхимик, наша проблема разрешилась сама собой. Этот воин раздобудет для меня Дивные стекла!
*Кивает вам в знак приветствия.*
Я взгляну на жидкость, которую ты принес, воин, но попрошу тебя взамен принести 122 Дивных стекла! Ради них я прибыл в столицу, так что будет справедливо, если каждый из нас получит то, что желает.
Ваша цель: Принесите колдуну Арнабагу, который гостит у алхимика, 122 Дивных стекла.

Нужное количество стекла добыто
*Забирает стекла и благодарно кивает.*
Спасибо, воин. Теперь о жидкости… Не знаю, как она попала в твои руки, но будь осторожен! Порошок, растворенный в ней, имеет отношение к темной магии. Он замешен на крови и лаве, он пропитан смертью. Тот, кто испил этой отравы, потерял себя.
*Передает пробирку с жидкостью.*
Эта магия вне моего влияния, воин, ступай к темному колдуну – он расскажет тебе больше, если согласится…
Ваша цель: Покажите жидкость, найденную в доме мудреца, Некроманту.

Изъято: Дивное стекло 122 шт.

Склепы вассалов Некромант

*Протягиваете пробирку с жидкостью, найденной в жилище мудреца.* Старый колдун заверил меня, что порошок, растворенный в этой жидкости, имеет отношение к темной магии.

*Кладет колбу на ладонь и закрывает другой ладонью. Удовлетворенно кивает.*
Старик не ошибся – порошок замешан на крови и лаве, ради его сотворения были загублены жизни. Но что вам с того, воин? Какое отнош…
*Пронзает вас взглядом.*
Кто-то из ваших знакомых испил жидкость, в которой был растворен порошок? Если так, должно быть, он потерял рассудок. Впрочем, в этом мире достаточно умалишенных! Одним больше, одним меньше…
Это мудрец! Мудрый старец испил жидкость с этим порошком! Прошу, помогите ему освободиться от темных чар. Вы же можете, я знаю!

А плата? Что вы можете предложить взамен, воин?
*Усмехается.*
Я сам назначу цену – Злое око Мясника! И торг не уместен, воин: или Злое око мясника, или ищите другого темного колдуна!
Ваша цель: Добудьте для темного колдуна Злое око Мясника.

Склепы вассалов Некромант

*Извлекает из сундука сосуд с зельем.*
Забирайте, воин, и помните мои наставления!
Ваша цель: Отнесите зелье, разрушающее темные чары, мудрецу.

Получено: Зелье ясного ума 1 шт. Изъято: Злое око Мясника 1 шт.

Опушка света Мудрец Панеоник Страж

У меня зелье, которое может спасти жизнь мудрецу. Если немедленно не пропустите, будете самолично объяснять старейшине, почему проигнорировали мое предупреждение.

Входите, воин! Но имейте в виду, что я глаз с вас не спущу!
*Страж пропускает вас, но идет следом.*
*Осмотреть мудреца*

*На носу у мудреца покоится перышко, которое он тщетно пытается сдуть.*
Пуфффф…. Пуфффф…
Пора вернуть вам благоразумие, мудрец! *Зажимаете мудрецу нос, он открывает рот, и вы небольшими порциями вливаете в него зелье.**Проглотив последние капли зелья, мудрец хватается за горло и начинает истошно кашлять.*
Кхе-кхе-кхе…
*Настороженно наблюдаете за мудрецом. Краем глаза замечаете волнение Стража, который устремляется к старцу.* Погодите! Не подходите к нему!

*Внезапно мудрец убирает руки от горла и выкашливает на стол горсть пурпурно-фиолетовой пыли. Он несколько раз моргает и с изумлением оглядывает комнату, останавливая вполне осознанный взгляд на вас.*
Воин? Что… Что здесь происходит?
*Смотрит на Стража.*
А вы кто такой? Кто-нибудь объяснит мне, что здесь происходит?
Кто-то навлек на вас темные чары, мудрец, и приставил сторожить Мрачную тень.
*Рассказываете обо всем.*
Как вы себя чувствуете?

Вас интересует, в своем ли я уме, воин?
*Наугад открывает одну из рукописей, лежащих на столе, бегло читает и захлопывает.*
Это писание Дромирга Сеудского, посвященное магическим зеркалам!
*Поднимает взор на книжный стеллаж.*
Третья полка сверху – рукописи о таинствах огненной стихии, а сразу под ней – Захватывающая жизнь фицилий в девятнадцати томах Премудрого Рота Свифулжа. Да-да! Я окончательно пришел в себя, воин, и не выжил из ума!
Прекрасные новости, мудрец! Старейшина будет рад услышать, что с вами все в порядке. *Осторожно собираете со стола пурпурно-фиолетовую пыль.* Пыль отнесу ему – будем выяснять, что это! И еще он просил у вас рукописи о…

Кажется, он интересовался Пагубными камнями! Где-то на столе лежали фолианты... Где-то здесь…
*Находит нужные рукописи и передает вам.*
Прошу, воин, вот они! Я вам очень благодарен за все, что вы сделали! И непременно буду ходатайствовать о вашем награждении! Эмм… Если не возражаете, Страж останется здесь – мне так будет спокойнее.
Ваша цель: Отнесите рукописи и Горсть магической пыли старейшине и расскажите обо всем, что произошло.

Получено: Две рукописи 1 шт, Горсть магической пыли 1 шт. Изъято: Зелье ясного ума 1 шт.

Площадь О"Дельвайса Старец Багурон

*Выдает награду.*
Я бесконечно признателен вам за помощь, друг мой. Нам еще предстоит разобраться в этой истории, но я рад, что могу рассчитывать на помощь такого замечательного воина!

Елена Леконцева отзывы: 1 оценок: 1 рейтинг: 0

Школьная самодеятельность

Плохая игра актеров (Чацкий жалок, Софья скорее похожа на Анфису из "Женитьбы Бальзаминова" Островского). Много крика, беготни. Второе отделение поживее, но не спасает спектакль. Текст выучен, прочитан и только. Игры нет (кроме старых актеров Забелиной и т.д). К чему песня В.Цоя? Совсем не понятно.

Gal K отзывы: 49 оценок: 50 рейтинг: 4

Очень поучительно

Неожиданно новый сезон 2018-2019 открыли в театре у Никитских ворот. В прошлом сезоне неоднократно натыкалась на отзывы к спектаклю "Горе без ума", поэтому решение идти даже не обсуждалось.
И сразу же два не вполне ожидаемых вывода: во-первых, за не очень длинный перерыв я безумно соскучилась за театром, во-вторых, оказывается, читая произведение в юности, я не до конца его поняла. И вот сейчас все встало на свои места.
Постановка практически классическая, но при этом очень уместная в наше время. И не понятно, то ли это само произведение настолько "бессмертное", то ли заслуга режиссера. Но смотрится легко, не вызывая ощущения "нафталина". А история стара, как мир. Кого выбрать в мужья и зятья - не очень умного, но услужливого и удобного или умного, но "ершистого", не желающего "служить". Выбор осложняется еще и тем, что оба не богаты. Но при этом есть еще один - военный с большими перспективами. И пусть он недалекий карьерист, но как зять очень соблазнительный вариант. Правда невесту он не устраивает совсем, все же она довольно умна и образована. Но наличие ума не мешает ей ошибиться в избраннике, не видя, что кроется за его услужливостью и "скромностью". Казалось бы, мораль проста - есть Чацкий, который не хочет не перед кем пресмыкаться, прислуживать. Он образован, умен, много путешествовал и повидал. И вроде как он положительный персонаж, пострадавший от недалекости и сплетен глупых людей. Ведь им намного проще поверить в его сумасшествие, чем признать, что он умнее, поэтому ведет такие странные для них речи. Но все не так просто. Лично мне Чацкий не кажется таким уж "белым и пушистым". Его одолевает гордыня, он считает ниже своего достоинства работать, а вдруг придется прислуживать? И именно поэтому миром правят неумные, подлые подхалимы. Они не считают зазорным преклонить голову и "проглотить" свое мнение. Да и в отношении к Софье все не просто. Он никак не может понять, как она могла полюбить Молчалина, неумного, подлого, недалекого. Чацкий даже не допускает мысль, что любить можно "не за что", просто потому что "любовь зла". Нет! У него в голове не укладывается, как можно ему, такому умному, предпочесть кого-то другого. И тем горше его разочарование в Софье, когда он осознает, что она действительно любит недостойного Молчалина.
Да, Чацкий умен, начитан, много всего повидал. Но грош цена всем этим достоинствам, если они спрятаны в сундук и не приносят пользу. При таком отношении к жизни не сложно прослыть сумасшедшим.
Жалко ли Чацкого? Да, жаль. Но мне почему-то больше всего жалко Софью, которая искренне влюблена в Молчалина. Яркий пример женщины того времени. В юности увлечена Чацким, умным и интересным. Но он уехал. Ощущая себя брошенной, увлеклась Молчалиным, скромным, застенчивым и надежным. Ей не нужны деньги карьера мужа. Ей нужен надежный мужчина, который будет любить и ценить ее. Молчалин оказался не тем... Ну а полковник Скалозуб для Софьи - как головой в омут. А кто знает, может он бы как раз любил, холил и лелеял. Но глуп... Вот уж у кого горе от ума, так это у Софьи.
Спектакль очень яркий, как впрочем все в театре у Никитских ворот. Но его яркость и юмор в первом акте, не мешают наполненности смыслом во втором. И актерская игра, как всегда на очень высоком уровне. Очень понравилась Софья в исполнении Линды Лапиньш. Нежная, но сильная. Все эмоции настолько искренние, что кажется эти эмоции испытывает сама актриса. Ожидаемо силен Александр Масалов. Видели его в роли Каренина, а тут он совсем другой. Но образ убедительным от первого до последнего взгляда. Жаль, что не увидели в роли Чацкого Константина Иванова, который покорил нас в других ролях.
Очень понравился финал, когда Чацкий читает стихотворение Александра Пушкина "Не дай мне бог сойти с ума...".
Спектакль однозначно рекомендую всем, от школьников до пенсионеров. Во-первых, он интересен сам по себе. Во-вторых, в нем есть очень много того, над чем можно подумать. Ну и просто красивая и талантливая игра.

Гульнара Дорошкевич отзывы: 2 оценок: 2 рейтинг: 0

Прекрасная постановка. Бережное отношение к классике

В целом - чистый восторг. Спектакль предваряло вступительное слово от режиссёра спектакля Марка Розовского. Вместе с актером (игравшим Фамусова) они зачитали переписку Пушкина и Чаадаева. (Чаадаев - прообраз Чацкого). В конце режиссёр прочёл «К Чаадаеву». Сердце, конечно, замирает, когда слышишь, что звезда пленительного счастья взойдёт. Но как бы не взошла, к сожалению. И впереди ещё много горя у России было. И самовластие никуда не делось.

Я читала «Горе от ума» в школе, конечно же, но уже подзабыла, сколько же крылатых выражений дал нашему языку Грибоедов. Я не перестаю удивляться. Вот что воистину энциклопедия московской жизни того времени. Играли живо. Веселая Лизанька, противный Фамусов. Софья - прямое попадание (в мое представлении) или даже лучше. Чацкий по-моему должен быть повыше, но это уже мелочи. Мелко-мелко насыпаны там и тут отсылки к нашему настоящему (возвращение Крыма, люди, которые не исполняют обещания, тельняшка на скалозубе), но немного и не раздражало. Зал маленький, уютный, слышно хорошо.

Здорово, что я вспомнила это произведение, и даже решила перечитать. Очень многое, думаю, открою заново. Ребёнком разве что можно понять - помимо того, что положено (что учебник по литературе позволит). А ведь чистое наслаждение, должно быть. Хоть и миллион фразочек помнишь наизусть, но иные мысли нужно перечитать (а то витиевато). И так все же, горе без ума или горе от ума? Эх, понять бы.

Elena Smirnova отзывы: 63 оценок: 63 рейтинг: 15

"Театральное воплощение озверения фамусовской Москвы"

Спектаклем «Горе без ума»28.06.18 завершился 35-й сезон на Новой сцене Театра У Никитских ворот (спектакль «Песни нашего двора», запланированный на 30.06, как сказал художественный руководитель Театра, будет идти не на сцене, а во дворе).
Так случилось, что за последнее время я посмотрела три новые постановки по бессмертной комедии в стихах А.С. Грибоедова и все они были поставлены именно у Никитских ворот (вот такая странная география)!!! Это «Чаадский» Кирилла Серебрянникова в «Геликон-опере», «Горе ОТ ума» Павла Сафонова в московском драматическом театре на Малой Бронной и «Горе БЕЗ ума» Марка Розовского в театре «У Никитских ворот».
Свои достоинства и недостатки есть у каждой из этих постановок, даже несмотря на то, что Кирилл Серебренников получил за своего «Чаадского» российскую театральную премию «Золотая маска» как лучший оперный режиссер.

Что же я могу отнести к достоинствам постановки Марка Розовского?

То, что спектакль начинается в зрительском фойе, где Марк Розовский и Андрей Молотков (исполнитель роли Фамусова) озвучивают фрагменты переписки Пушкина с Чаадаевым (который является прообразом Чацкого), а в финале после знакомой всем нам фразы «Карету мне, карету!», Чацкий читает фрагменты «Апологии сумасшедшего» Чаадаева, усиливающую трагизм действия.

Бережное отношение режиссера к тексту этой гениальной пьесы и отсутствие «отвлекающих эффектов» позволяют зрителю в полной мере оценить этот образец русской словесности и поразиться её созвучности сегодняшнему дню. Очень хочу, чтобы его зрителями стала молодежная аудитория!!!

Изумительное музыкальное оформление спектакля – в нем звучит вальс А.С. Грибоедова в переложениях для трио Татьяны Смольской (исполняют Дина Галимова (флейта), Елизавета Федорова (скрипка), Татьяна Смольская (фортепиано), оркестровые аранжировки -Влада Сенчило). «В разных мизансценах он звучит по-разному: то как танго или щемящий душу плач, то как марш, траурный или помпезный». БРАВО!!!
Минимализм в сценографии Александра Лисянского, позволяющий тем не менее, по одной лишь только лестнице (вокруг и на которой разворачиваются все главные действия спектакля) вообразить весь особняк Фамусова.
В спектакле, заявленном как трагикомедия, нашлось место и драматическим сценам, и фарсу. Мне очень понравилось режиссерское решение образов Молчалина (совсем молодой актер Игорь Скрибко играет такого обаятельного подлеца!!!) и полковника Скалозуба (Юрий Голубцов изображает клинического идиота и его игра вызывает просто гомерический смех в зале).
Чего мне не хватило?
Пожалуй, только цельности образа главного героя – Александра Андреевича Чацкого. Актеру (Константин Иванов) прекрасно удавались сцены, в которых он пародирует фамусовское общество, а вот его личные переживания по поводу своего, мягко говоря, неудачного приезда в столицу, ему до меня донести не удалось!!!