Пенсионная реформа. На пороге реформы: чиновники предлагают ввести индивидуальный пенсионный капитал

Сложившиеся реалии в экономике и социальной сфере привели к необходимости перемен и совершенствования пенсионной системы, которая была введена в действие с 2002 года. К 2010 году стали видны все ее достоинства и недостатки. Очевидным стал вопрос о внесении изменений в формирование пенсионных прав будущих пенсионеров на условиях сбалансированности и справедливого отношения ко всем.

  • Новые правила, введенные с января 2015 года, основываются на влиянии заработной платы и продолжительности страхового стажа на .
  • Кроме того, более по желанию гражданина также повлияет на размер его будущей выплаты в сторону увеличения.

Новый расчет пенсии стимулирует граждан трудиться и хорошо зарабатывать, при этом каждый ответственен за формирование своего собственного пенсионного капитала и вправе выбирать наиболее эффективный .

Глобальных изменений в пенсионном законодательстве к 2018 году не произошло (за исключением продления отмены индексации работающим пенсионерам и увеличения пенсионного возраста госслужащим), поэтому как таковой новой пенсионной реформы не предвидится в ближайшее время.

Суть проводимой реформы в 2015 году

С начала 2015 года в России были введены новые правила формирования пенсионных накоплений. Если раньше пенсия состояла из трех частей: базовой, страховой и накопительной, то теперь она представлена следующими составляющими:

  • фиксированной выплатой;
  • страховой пенсией;
  • накопительной пенсией.

Одним из нововведений стал расчет пенсии в индивидуальных коэффициентах , а не в абсолютных величинах как ранее. Это позволит лучше защитить пенсионный капитал граждан. В рубли накопленные баллы будут переводиться при .

Важным новшеством стала и возможность : формировать или нет накопительную пенсию. Однако для повышения защищенности пенсионных накоплений в 2016, 2017 и 2018 году был продлен мораторий на их формирование. Одновременно с этим ведется усиленная работа по акционированию негосударственных пенсионных фондов.

Еще в 2016 году также произошли некоторые изменения, к которым можно отнести отмену индексации пенсий работающим пенсионерам и повышение пенсионного возраста для госслужащих до 63 и 65 лет.

Формирование страховой и накопительной пенсии

Ежемесячно на будущую пенсию своих сотрудников работодатели перечисляют для формирования их пенсионных прав. Общий тариф такого взноса составляет 22% зарплаты , из которых 6% - солидарный тариф, который не учитывается на счете застрахованного лица, а направляется на выплату фиксированной суммы действующим пенсионерам.

Остальные 16% взноса могут распределяться по двум вариантам :

  • только на страховую выплату (16%);
  • на страховую и накопительную (10% и 6%).

Эти проценты фиксируются на лицевом счете застрахованного лица, а затем пересчитываются в баллы.

Гражданам старше 1966 года рождения устанавливается . Это основной вид пенсии в России, представляющий собой гарантированную ежемесячную выплату действующим пенсионерам в связи с утратой ими основного дохода.

До 2016 года граждане 1967 года рождения и моложе имели право выбрать вариант пенсионного обеспечения. В настоящее время такое право сохраняется только для тех, кто впервые устраивается на работу. Сделать свой выбор они могут в течение первых пяти лет своей трудовой деятельности.

Основным документом, положившим начало проведению пенсионной реформы в России, стал закон «О страховых пенсиях» № 400-ФЗ от 28.12.2013 г., в котором содержится:

  • разделение трудовой пенсии на два вида (страховую и накопительную);
  • новая формула расчета пенсии, основанная на сумме накопленных индивидуальных коэффициентов и стоимости одного балла;
  • новые условия назначения выплат (наличие минимальной суммы баллов и страхового стажа);
  • введены повышающие коэффициенты при обращении за пенсией позже установленного срока;

Возникновение права на накопительную пенсию, а также условия ее назначения и выплаты содержатся в законе «О накопительной пенсии» № 424-ФЗ от 28.12.2013 г. Страховщиком по формированию такой выплаты в системе ОПС являются различные НПФ, деятельность которых в новых условиях регулируется принятым законом № 410-ФЗ от 28.12.2013 г. «О внесении изменений в Федеральный Закон «О негосударственных пенсионных фондах» .

Для сохранности добровольных вложений граждан введена система гарантирования пенсионных накоплений , что отражено в законе № 422-ФЗ от 28.12.2013 г.

Для решения вопросов относительно досрочных выплат при наличии необходимого стажа на соответствующих видах работ и обязательной уплаты страховых взносов по дополнительному тарифу приняты два закона:

  • № 426-ФЗ от 28.12.2013 г. «О специальной оценке условий труда» ;
  • № 421-ФЗ от 28.12.2013 г. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» .

Расчет пенсий по новому закону

Введенный в нашей стране с 2015 года пенсионных выплат основывается на нескольких основных параметрах:

  • остался неизменным в 60 лет для и в 55 лет для ;
  • чем выше официальная зарплата, тем больше страховых взносов перечисляется на лицевой счет гражданина, тем выше его будущая пенсия (минимальная сумма индивидуальных коэффициентов, начисляемых за каждый год работы должна составлять 30 баллов к 2025 году, постепенно увеличиваясь с 6,6 в 2015 г. (в 2018 году 13,8 баллов));
  • продолжительность составит 15 лет в 2024 году, постепенно увеличиваясь с 6 лет в 2015 г. (9 лет в 2018 году);
  • каждый гражданин, начинающий свою трудовую деятельность вправе выбрать о формировании накопительной пенсии или отказе от нее в течение первых пяти лет работы.

Формула расчета страховой пенсии по новому закону выглядит следующим образом:

СП = ФВ + ИПК х СПК,

  • СП - сумма страховой пенсии;
  • ФВ - размер фиксированной суммы;
  • ИПК - сумма накопленных баллов;
  • СПК - стоимость одного коэффициента.

ФВ является аналогом базовой части трудовой пенсии, она гарантирована государством, устанавливается в твердом размере одновременно с назначением выплаты.

Особенностью ИПК является их начисление и в некоторые нестраховые периоды , такие как служба в армии по призыву, отпуск по уходу за детьми, время ухода за инвалидом первой группы, ребенком-инвалидом.

Таким образом, пенсионные права граждан, накопленные до 2015 года , будут конвертированы в сумму индивидуальных коэффициентов, к которым будут прибавляться баллы за каждый год страхового стажа после 2015 года.

Гражданам, уже получающим выплату, обращаться в ПФР не нужно, их права при конвертации в пенсионные баллы сохранятся и размер пенсии уменьшен не будет .

Пенсионная реформа в 2018 году в России

В начале 2017 и 2018 года ряд положений пенсионного законодательства потерпело изменения :

  • был продлен мораторий на индексацию пенсий для работающих получателей;
  • с 2017 года возраст выхода на пенсию федеральных и муниципальных госслужащих был увеличен до 63 и 65 лет;
  • продлена «заморозка» взносов на пенсионные накопления по системе ОПС.

Некоторые граждане воспринимают такие изменения, как новую пенсионною реформу, однако это не совсем так. Пенсионное реформирование предполагает более глобальные изменения в порядке назначения, расчета и выплат пенсий, а изменения, произошедшие в 2016-х, 2017-х и 2018-х гг. - это всего лишь внесение правок в уже существующие законодательные акты, поэтому их, по сути, «пенсионной реформой» назвать нельзя.

Будет ли повышение возраста выхода на пенсию?

Еще с 2010 года вопрос о повышении возраста выхода на заслуженный отдых неоднократно поднимался для обсуждения в Госдуме, однако сторонников реализации такой теории пока меньше, чем ее приверженцев.

Но не все так просто. Действительно, дисбаланс пенсионной системы, нехватка денежных средств для текущих выплат должны привести к принятию мер, способных изменить ситуацию в лучшую сторону.

  • Первоначально повышение возраста позволит сэкономить бюджетные средства , но позже может произойти обратный эффект, так как выплата будет рассчитана на меньший срок и соответственно в большем размере.
  • Кроме того, может повыситься уровень безработицы и потребуется больше средств для поддержания стабильности в социальной сфере.

Тем не менее, положительные сдвиги в экономической сфере, а также намеченная тенденция к увеличению продолжительности жизни наших граждан дают основание согласиться участвующим в споре сторонам с необходимостью внесения корректив в существующую пенсионную систему к 2019 году .

Увеличение пенсионного возраста госслужащим с 2017 года

Одной из мер по реформированию сложившейся вокруг ПФР ситуации дефицита бюджета стало увеличение возраста выхода на пенсию госслужащим. Соответствующий закон № 143-ФЗ был подписан Президентом 23.05.2016 г.

По новым правилам с января 2017 года следует:

  • повышение пенсионного возраста госслужащих на 8 лет для женщин и на 5 лет для мужчин;
  • повышение предельного возраста пребывания на госслужбе: для руководителей высшего звена - до 70 лет, для остальных - до 65 лет;
  • увеличение минимального количества стажа с 15 до 20 лет.

Стоит отметить, что повышение возраста и требуемого стажа будет проходить постепенно до 2026 года .

Многие аналитики сходятся во мнении, что данная мера подготовит население к увеличению пенсионного возраста для всех граждан . Другие считают, что такой принцип не является главенствующим в госполитике и говорят о важности стимулирования к более позднему выходу на заслуженный отдых самими гражданами.

Индексация пенсий работающим пенсионерам в 2018 году

В связи со сложной экономической ситуацией в стране впервые в 2016 году была тем пенсионерам, которые продолжили свою трудовую деятельность после выхода на пенсию. В феврале этого года выплата была увеличена по состоянию на 30 ноября 2016 года. Причем ренее, уволившимся в период с 1 октября 2015 года по 31 марта 2016 года, необходимо было обратиться в ПФР для проведения индексации.

С апреля 2016 года такая необходимость отпала, так как работодатели ежемесячно представляют , своевременно информируя ПФР о факте осуществления трудовой деятельности своими сотрудниками.

Важно отметить, что при устройстве на работу вновь пенсия не может быть уменьшена.

Мораторий на формирование (заморозка) накопительной пенсии

В 2017 году был продлен запрет на формирование накопительной пенсии граждан. Данная мера никак не сказывается на доходах населения и на размере их будущей пенсии. Все страховые взносы, перечисленные на их лицевые счета, будут учтены в расчете их будущей пенсионной выплаты.

Введение моратория на пенсионные накопления в 2014 году вызвало тем не менее волну критики со стороны граждан. Однако такое решение было вызвано неэффективной работой сложившейся системы накопления и незащищенностью добровольных вложений граждан.

Из-за кризисного положения Пенсионного фонда РФ мораторий продлили и в 2018 году , при этом такая мера продолжит свое действие до 2020 года.

«Заморозка» накопительной пенсии позволила провести масштабную работу по проверке многочисленных НПФ и принятию мер к эффективному управлению вложенных россиянами денежных средств, а также созданию целой системы гарантирования пенсионных накоплений . Теперь для осуществления дальнейшей работы НПФ должен получить соответствующую

Радикальные меры по спасению казны каждую неделю разрабатывает Минфин. Политика «из крайности в крайность» стала обычным явлением в ведомстве и на этот раз затронула тему страховых взносов. Чего и следовало ожидать, так как уже с 1 января 2017 года контроль за выплатами в пенсионный фонд, фонды обязательного медицинского и социального страхования переходят под крыло налоговиков. Однако, идеи ведомства по изменению расчетов этих сборов не так уж страшны и революционны.

26% страховых: много или мало?

Минфин предлагает ввести единую ставку по страховым взносам и зафиксировать ее на уровне 26%. Постепенно снижая, начиная с 29% в 2017 году и 28% - в 2018 году. Сейчас социальные платежи рассчитываются по замысловатой схеме: в ПФР - 22% до 796 000 руб., и свыше этой суммы еще 10%, в ФСС - 2,9% до 670 000 руб., и свыше этой суммы - 0%, в ФОМС - 5,1%. 212-ФЗ , в котором подробно описаны принципы, методика расчета страховых взносов и категории льгот теряет силу с 1 января 2017 года. И выборочно переходит в Главу 34 НК . Возможно, в преддверии перехода за страховыми взносами в ведомство налоговиков, Минфин задумался о налогоплательщиках и решил изобрести поблажки, а соответствующие правки в Налоговом кодексе не заставят ждать. Попробуем развеять мифы относительно новой арифметики страховых платежей.

Миф №1: Фиксированная ставка меньше существующей и сократит выплаты в фонды

Приведение к общему знаменателю сотрет зарплатные границы, на которые опираются сейчас все расчеты. Но озадачит новыми головоломкам те компании, сотрудники которых получают зарплату сверх установленных пределов. Соответственно, страховые платежи с зарплаты свыше 66 334 руб./месяц увеличатся примерно на 3%-7%.

Что касается граждан, со средним уровнем заработной платы (на июнь 2016 года по данным Росстата - 38 447 руб.), то здесь на страховых взносах работодатели сэкономят.

Поэтому, создается двоякая ситуация: и переплачиваем и экономим одновременно. Но данное условие не касается категорий льготников, которые пока никто не отменял. Однако, чиновники в лице Минфина видят целесообразность и выгоду в возможной реализации новой методики расчета. И, на первый взгляд, явное снижение до 26%, на самом деле приведет к увеличению взносов за высокооплачиваемых специалистов.

Миф №3: Сотрудникам с высокой оплатой труда придется платить зарплату в конвертах

Логичное развитие событий, с одним-единственным «НО»:

Раз «страховые налоги» на дорогой персонал увеличатся более чем на 1 пункт, компании начнут искать пути их минимизации… И вернутся назад к старым-добрым зарплатам в конвертах, с которыми уже который год борется правительство. Получается, план «выхода из тени» Минтруда накроется медным тазом.

НО, не стоит забывать, что выплаты в фонды переходят под контроль ФНС. Поэтому увильнуть от налоговиков не удастся. Уже сейчас можно с уверенностью сказать, что появится новое поле для проверок, и карать фискальная служба будет по всей строгости НК. Согласно 122 статье НК за несвоевременную уплату или неуплату страховых оштрафуют на 20% и 40%. Также, раз страховые взносы станут «полноценными налогами», чиновники рассматривают меры наказания за уход от уплаты в особо крупных размерах в соответствии с УК РФ. Новый повод лишний раз подергать бизнесменов принесет плоды уже в следующем году: эффективность ФНС превысит в разы нынешнюю работу фондов. Поступления в бюджет страховых стремительно взлетят, появится новая арбитражная практика, бизнес станет искать пути ухода от 26-процентного сбора… Но увеличится ли размер пенсий и разного рода социальных выплат, станет ли бесплатная медицина действительно бесплатной и доступной?

Миф №3: Белая зарплата «дорогих» сотрудников снизится

Пожалуй, самое страшное и хаотичное последствие - бардак на рынке труда. Независимо от того, на какой отметке остановится процент страховых взносов. Опека ФНС заставит компании сделать выбор:

  • либо в пользу щедрых выплат персоналу и не менее щедрых взносов в пользу социального обеспечения;
  • либо в материальном «равенстве» между рядовым менеджером и управленцем, и экономии для организации;
  • либо использовать законные методы оптимизации страховых взносов .

А о делении зарплаты на «черную» и «белую» придется забыть навсегда. Кому захочется платить штрафы в 40-кратном размере и попасть под статьи Уголовного кодекса?


Мария Морозова

Юрист, налоговый консультант юридической компании «Туров и Партнеры»:

С 2017 года исчисление и уплату страховых взносов будет регулировать Налоговый кодекс, а Федеральный закон от 24.07.09 № 212-ФЗ утратит силу. Исключение составят — взносы на страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и на обязательное медицинское страхование неработающего населения. В первой части кодекса изменения коснулись порядка администрирования. Страховые взносы приравнены к налогам и сборам. Во второй части Налогового кодекса появилась новая глава 34 . Закон был подписан Президентом 3 июля 2016 года.

Что же собственно нам ожидать от этой реформы? В значительной части положения новой главы 34 НК РФ полностью повторяют Федеральный закон № 212-ФЗ . Прежними остались нормы, касающиеся плательщиков, тарифов, объекта обложения и базы для начисления страховых взносов. Предполагалось, что одна из целей изменений — снижение административной нагрузки на плательщиков. Соответственно, будет только один контролирующий орган, который сможет проводить комплексные проверки как в отношении налогов, так и в части взносов, что снизит нагрузку на финансовые подразделения компаний. Но по факту число контролирующих органов не сократится. Страхователи будут представлять расчеты в инспекцию по месту учета. Часть плательщиков смогут по желанию отчитываться в электронном виде. Налоговые органы будут взыскивать недоимки по взносам и соответствующие пени и штрафы, которые образуются на 1 января 2017 года. При этом расчеты на страховые вычеты проверять будет ФСС. А ежемесячный отчет по форме СЗВ-М плательщики по-прежнему обязаны представлять в ПФР. Налоговики и фонды будут обмениваться информацией и уведомлять друг друга о постановке плательщиков на учет. Хочу обратить ваше внимание, что риски связанные с выплатой зарплаты в конвертах значительно увеличиваются. Налоговики будут доказывать, что администрирование взносов им отдали не зря, а учитывая их полномочия, следует готовиться к ужесточению проверок. ФСС также не захочет отставать и усилит контроль за расходами. Причина возврата взносов налоговикам после семи лет администрирования их фондами — недостаточная эффективность. А значит, можно ожидать, что в следующем году инспекции сразу ринутся на проверки. Нужно будет отразить, что показатели собираемости страховых взносов повысились. А как вы знаете налоговики могут проверять три предшествующих года. Налоговые органы смогут производить выемку документов, допрашивать и проводить опросы плательщиков и их сотрудников, взыскивать недоимки и приостанавливать операции по счетам. К проведению выездных проверок в части взносов налоговики смогут по запросу привлекать сотрудников следственных и оперативных органов. К взносам будут применять и нормы кодекса о налоговых санкциях. За несвоевременную уплату или неуплату страховых взносов оштрафуют на 20 и 40 процентов от этой суммы (ст. 122 НК РФ) . Так же напоминаю, что сейчас в разработке находится законопроект, который предусматривает уголовную ответственность за неуплату взносов.

Упрощенцы, которые осуществляют социально значимые виды деятельности, могут применять пониженные тарифы по страховым взносам (подп. 5 п. 1, подп. 3 п. 2, п. 6 ст. 427 НК РФ) . Но здесь есть неприятные ограничения.Можно будет применять УСН, если остаточная стоимость основных средств не превышает 150 млн рублей. Сейчас этот лимит равен 100 млн. А лимит по доходу составит 120 млн за год. Индексировать пороговые суммы дохода в течение четырех следующих лет не будут.

Но начислять страховые взносы по пониженным тарифам смогут только те упрощенцы, у которых доходы за налоговый период не превысят 79 млн рублей (в общем случае лимит — 120 млн руб.). Требование о 70-процентной выручке по льготируемому виду деятельности сохранили.

Подведем итог. Контролирующих органов станет больше, отчетности станет больше, проверки станут жестче. Соответственно платить зарплату в конвертах станет намного опаснее. Лучше использовать легальные методы экономии зарплатных налогов и не находится в постоянном страхе.

Белый бизнес, как итог всех налоговых реформ

Бизнес подведут к чистоте и легальности, ответственности управленцев как за компанию в целом, так и за каждого сотрудника в отдельности. Поэтому, используйте грамотные способы оптимизации, посредством заключения договоров гражданско-правового характера, и привлекайте к сотрудничеству ИП. Это поможет сэкономить и на страховых взносах, и на НДФЛ. Также можно создать обслуживающую компанию, деятельность которой попадает под льготу по уплате страховых взносов на основании главы 34 НК .

Пенсии не будет - именно так можно начинать любую статью о пенсионной реформе. После очередного обострения дискуссии стало понятно, как именно власти собираются лишить граждан возможности не работать в старости и сколько всем нам придется заплатить за эту сомнительную привилегию.

Слаб человек: сколько ему ни говори, что пенсии не будет, он все равно втайне надеется, что правительство что-нибудь да придумает. Свидетельства идущего в правительственных недрах мыслительного процесса появляются регулярно, а перед майскими праздниками их образовался целый ворох: стали известны детали разработанной Минфином и Центробанком , РБК сообщил о предложении Минтруда отказаться от накопительной части и ликвидировать досрочные пенсии, «Ведомости» выяснили, что Минэкономики предпочло бы реформировать солидарную часть пенсии, вернуть накопительную и повысить пенсионный возраст.

В обнаружившемся разнообразии мнений нет ничего плохого: в конце концов, наличие у правительства размышлений подтверждает факт его существования. Хотя с аппаратной точки зрения это и может вызывать тревогу: позиции ведомств не согласованы, а логика трехлетнего бюджетного планирования, к которой правительство намеревалось вернуться в этом году, предполагает, что с планами на послевыборный 2019 год надо определяться уже сейчас. Если эти планы не учесть в ближайшем бюджете, их того и гляди придется отодвигать на 2020-й.

Но гражданину, размышляющему о будущей пенсии, важнее учитывать другое. Все документы, ставшие достоянием СМИ, официально являются неофициальными: как пояснила пресс-секретарь премьер-министра Наталья Тимакова,

«Эти документы становятся официальными только после того, как вносятся в правительство, а это происходит после совещания у профильного вице-премьера. Такого совещания не было. Соответственно, все, что сейчас обсуждается, так и остается лишь предложениями».

Участие населения в обсуждении не предполагается: официальный представитель Минфина Светлана Никитина заявила агентствам, что «было бы неправильно с нашей стороны обсуждать непроработанные и не обсужденные всесторонне предложения». Какое бы решение ни было принято, граждане будут просто поставлены перед фактом. И этот факт в любом случае окажется неприятным: светлого будущего ни одно из предложений не обещает.

Принудительные сбережения

Начнем с того, что о формировании обязательной накопительной пенсии, три года как замороженном, можно будет, по всей вероятности, забыть вовсе. Сохранение этого механизма (с распределением платежей между работником и работодателем) предусмотрено только в предложениях Минэкономики, тогда как и Минтруд, и Минфин с ЦБ предлагают ее ликвидировать. В этом случае все собираемые по ставке 22% пенсионные взносы пойдут в ПФР, а граждане, если захотят, смогут откладывать на пенсию сами. Причем это еще не значит, что государство собирается оставить формирование этих накоплений без внимания.

Предложенная Минфином и ЦБ концепция индивидуального пенсионного капитала предполагает введение дополнительного платежа на эти цели, который работодатели будут перечислять сразу в НПФ (это приведет к росту административной нагрузки на организации, признают авторы документа). Работники при желании смогут зафиксировать ставку этого платежа на любом комфортном уровне. При ставке от 0% до 6% зарплаты сумма платежа не будет входить в базу для расчета взноса в Пенсионный фонд и НДФЛ, и сохранность этих средств будет гарантирована АСВ. На суммы сверх 6% налоговые льготы и гарантии распространяться не будут.

Материалы по теме: Лукашенко, Путину и Назарбаеву будет сложно объяснить невыплату пенсий

Принципы бюджетной экономии

Красиво упаковать предложения, связанные со страховой пенсией, будет куда сложнее, если вообще возможно. Во-первых, исчисление пенсионных прав останется балльным, а правила их индексации если будут меняться, то только с целью сделать эту индексацию по возможности скромной. По мнению Минэкономики, размер индексации должен определяться не уровнем инфляции (как было до 2016 года), а доходами ПФР. Индексацию на уровень прогнозируемой инфляции плюс 1% предлагается рассматривать в качестве максимально допустимой, но не обязательной. Минфин, представители которого ранее высказывали сходные идеи, эту мысль почти наверняка поддержит, хотя в его предложениях речь идет о сокращении индексации только в 2017 году.

Во-вторых, тарифы страховых взносов наверняка вырастут. Минфин еще несколько месяцев назад высказывал идею отменить порог (сейчас - 796 тыс. руб. в год), на сумму сверх которого взносы в ПФР начисляются по ставке 10%. Минтруд предлагает два альтернативных варианта, ничуть не более привлекательных. В первом зарплаты сверх порога облагаются по ставке 8,75%, а ставка взноса с меньших сумм увеличивается до 26%. Во втором сохраняется общая ставка в 22%, а ставка для больших зарплат постепенно, по 2 % в год, вырастает до 20%.

Под вопросом судьба льготных ставок, установленных для ряда отраслей (в частности, IT) и резидентов некоторых проектов (как «Сколково») и особых экономических зон. Минтруд, как пишет РБК, предлагает оказывать им господдержку «не за счет системы обязательного пенсионного страхования», а Минфин, указывают «Ведомости»,- отменить компенсацию ПФР выпадающих из-за этих льгот доходов. В этих условиях отмена льгот может оказаться решением, которое устроит оба министерства. Кроме того, вырасти могут взносы для индивидуальных предпринимателей: Минтруд предлагает в течение пяти лет постепенно увеличить базу для уплаты ИП взносов с одного до двух МРОТ в месяц, при ставке в 26% плюс 1% от доходов свыше 300 тыс. руб. в год.

Одновременно минимальный стаж, необходимый для получения права на страховую пенсию, в Минтруде предлагают увеличить с 15 до 30 лет. А досрочные пенсии - здесь у министерств разногласий нет - ждет реформирование почти до полной ликвидации. Из граждан, получающих пенсию в ПФР, право на досрочный выход на пенсию сохранят только работники вредных и опасных производств, причем платой за это, по предложению Минтруда, станет двукратное увеличение ставки дополнительных тарифов. На вредных производствах ставка составляет сейчас от 2% до 7% в зависимости от оценки условий, а предлагается - 5-11%, на опасных ставка вырастет с 8% до 15%. У врачей, учителей и творческих работников досрочных пенсий не будет. Требуемый для назначения им пенсии стаж увеличится до 40 лет (в 2017-2020 годах - на три месяца в год, с 2021 года - на шесть). Здесь, кстати, можно увидеть намек на будущее развитие дискуссии - порог стажа может быть увеличен для всех.

Материалы

Экс-министр финансов Алексей Кудрин ждет убедительную аргументацию по маневру Минфина. Фото Reuters

Описание новой налоговой системы России под кодовым названием 22/22 на деле оказалось лишь частным мнением министра финансов Антона Силуанова. Новую налоговую конструкцию, оказывается, не поддерживают другие министерства и главный экономический стратег Алексей Кудрин. А президент Владимир Путин вообще осудил вчера «преждевременное обсуждение этого в СМИ, пока нет общего решения». В утечке рассказов о налоговой реформе в конце концов обвинили прессу, которая необдуманно цитировала слова министров правительства Дмитрия Медведева.

Президент РФ Владимир Путин подтвердил вчера на съезде Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) свое главное экономическое задание - опередить среднемировые темпы роста уже к 2020 году. «Хотел бы услышать ваше мнение о проблемах, о барьерах и ограничениях, с которыми сталкивается бизнес при реализации программ повышения производительности, какие изменения в нормативной базе вы считаете целесообразными и необходимыми», – обратился Путин к участникам съезда РСПП.

Но основное внимание бизнес-сообщества президент попросил сконцентрировать на совершенствовании налоговой системы. «Очевидно, что ее (налоговой системы. – «НГ») задача не только в пополнении бюджета, она призвана стать одним из мощных инструментов стимулирования развития отечественной экономики и социальной сферы регионов, муниципалитетов», – считает Путин. А это означает, что налоговая система в России должна быть конкурентоспособной, понятной, прозрачной и предсказуемой. «Конечно, это непростая задача», – констатировал вчера президент, отметив, что к этому нужно стремиться. «Это ключевое условие реализации экономически эффективных, успешных проектов. При этом важно сохранить устойчивость бюджетной системы, обеспечить выполнение социальных обязательств государства перед людьми», – заявил президент РФ.

Между тем главный экономический стратег Алексей Кудрин, которому поручено разработать стратегию нового президентства, назвал главное экономическое задание Путина трудновыполнимым. «Мы хотим выйти на темпы роста выше 3,5–4%, выше среднемировых. Только тогда российская экономика не будет сжиматься в условиях мировой экономики. Это достаточно серьезная заявка, даже несмотря на то что в нулевые годы мы имели темп роста в течение многих лет около 7%. Но сегодня даже 3,5% является большой, трудноподъемной задачей», – заявил Кудрин на съезде РСПП.

Как-то приблизить РФ к этой цели, по мысли Кудрина, в принципе могло бы увеличение бюджетных трат на здравоохранение и образование. «Нужно поднять объем расходов на образование в течение шести лет примерно на 1% ВВП», – сообщил он. Без этого, отметил бывший министр, невозможно будет поднять качество рабочей силы на тот уровень, который необходим современной экономике. Объем финансирования здравоохранения также необходимо увеличить на 1% ВВП в течение шести лет. «Мы должны продлить активный возраст населения, то есть и в 55 лет, и в 60 лет человек должен активно работать», – поясняет он.

Одновременно Кудрин весьма критически отозвался о налоговых проектах своего бывшего заместителя, а ныне министра финансов Антона Силуанова. Аргументацию в пользу повышения ставки налога на добавленную стоимость (НДС) до 22% с одновременным снижением налогов на фонд отплаты труда также до 22% Кудрин назвал недостаточной. «Сегодня обсуждаются страховые взносы – их понизить, НДС повысить, так называемая модель 22/22. Вы знаете, из всех предложений и обоснований, которые я слышал, я не услышал достаточно аргументов для такого решения», – указал он. По его мнению, из-за этого будет меняться вся налоговая система России, так как по-другому будут учитываться права пенсионеров, по-другому будет дотироваться пенсионная система. Следовательно, налоговый маневр нужно рассчитывать с учетом готовящейся пенсионной реформы, резюмировал Кудрин.

В результате налогового маневра по схеме 22/22 трансферт в Пенсионный фонд из федерального бюджета увеличится. Но, по мнению Минфина, система с текущим уровнем страховых взносов в будущем станет более разбалансированной, чем если сейчас увеличить трансферт. В 2019 году в случае введения маневра сокращение поступления страховых взносов, по расчетам ведомства Антона Силуанова, будет чуть меньше 1,4 трлн руб., а поступление НДС вырастет на 1,2 трлн руб. При этом разницу в 200 млрд руб. между этими параметрами будет нейтрализовать экономия на страховых взносах по работникам бюджетного сектора, полагают в ведомстве.

«Этот маневр (22/22) нейтрален для бюджета, с одной стороны. С другой стороны, он позволяет стимулировать предприятия, которые ориентированы на экспорт, потому что при экспорте НДС возмещается», – пояснял ранее глава Минфина Антон Силуанов. При этом в Минфине одновременно раскритиковали схожее предложение Минэкономразвития – маневр 21/21, предполагавший соответственно одновременное снижение страховых взносов до 21% и повышение НДС до 21%. В Минфине такой вариант сочли неприемлемым. «Просчитывались модели с формулой 21%/21% и 21%/22%. Но они показали выпадение доходов от 0,5 трлн до 300 млрд руб. в год. Модель реформы 22%/22% дала положительный результат в пользу бюджетных доходов. Повышение ставки НДС позволит дополнительно собирать в бюджет чуть более 1 трлн руб. в год», – объясняли в Минфине.

И если в Министерстве финансов к маневру 22/22 в целом относятся уже как к делу решенному, то у коллег по правительству относительно него уверенности меньше. Так, еще в понедельник глава Минтруда Максим Топилин сообщал о том, что никакие конкретные предложения по снижению ставки страховых взносов пока не поступали в его ведомство. «Мы не видели еще этих предложений в оформленном виде», – подчеркивал он, добавляя, что вряд ли маневр приведет к легализации теневого сектора, на что надеется Минфин.

Об этом же вчера на съезде РСПП говорил и первый вице-премьер Игорь Шувалов. «В правительстве РФ еще пока нет единого понимания, как и в каких параметрах проводить ненефтегазовый налоговый маневр», – заявил он. При этом правительственный чиновник фактически пожаловался на излишнее внимание СМИ к этой теме. «Тут мы получили замечание от президента на днях, что, ничего не согласовав, основные подходы к налоговым законам выносим на публику, будет это 21%, 22% или еще сколько-то», – цитирует Интерфакс Шувалова.

Эту позицию подтвердил вчера и сам президент. «Вопрос не дискуссии на профессиональном уровне – она, конечно, должна быть открытая… я, например, считаю преждевременным обсуждение этого в СМИ, пока нет общего решения, в том числе выработанного вместе с вами», – замечает глава государства. Участие в дискуссиях принимают представители РСПП и других объединений. «Но решение пока не принято, а мы через СМИ выносим это на широкую публику и можем порождать какие-то либо ненужные ожидания, либо тревоги. А то, что вот я вчера об этом поговорил или позавчера, вы уже здесь это рассказываете. Это говорит о том, что у нас продолжаются утечки из правительства. Ну, ладно, мы люди здесь свои, мы понимаем, о чем говорим», – приводит слова Путина BFM.

Глава РСПП Александр Шохин заверил президента, что все утечки – от журналистов.

В итоге перспективы налогового маневра 22/22 остаются более чем туманными. Впрочем, это не единственное и, возможно, не последнее подобное предложение Минфина. Ранее в ведомстве уже рассказали о «скором» переходе россиян полностью на безналичные расчеты, практически свершившейся пенсионной реформе и предрекали почти неминуемый переход на прогрессивную налоговую шкалу.

Пенсия граждан России «худеет» на глазах: уменьшается её отношение к сред­ней зарплате, к прожиточному минимуму

За достойную пенсию и достойную старость!... / Фото ТАСС

В июле Минфин направил в Пра­вительство России доработанную концепцию ИПК (индивидуального пенсионного капитала), согласован­ную с Банком России и Минэконом­развития. Об этом сообщила пресс-служба финансового ведомства. Но представитель министерства не уточнил, устранены ли разногласия по концепции с со­циальным блоком Правительства. Уже осенью, сказал председатель Комитета Госдумы по финансовому рынку , соответ­ствующий законопроект планирует­ся внести в Государственную Думу.

Очарованные иллюзией

Пенсия россиян «худеет» на глазах: уменьшается её отношение к сред­ней зарплате, к прожиточному мини­муму. Но ждать перемен к лучшему придется долго. Согласно варианту целевого прогноза Минэкономраз­вития до 2035 года, в ближайшие 20 лет реального роста пенсий в России не будет. Это оптимистический про­гноз. Есть более негативный: к этому времени пенсии вообще могут исчез­нуть, а нуждающиеся пенсионеры будут получать государственные пособия. Это вполне возможный и да­же не худший вариант, считает рек­тор Академии народного хозяйства и государственной службы Владимир Мау .

Кстати, отношение средней пен­сии к средней зарплате (так назы­ваемый коэффициент замещения) снизится с 34,7 процента в 2016 году до 32,2 в 2019-м. А Конвенция Международной организации тру­да (МОТ), принятая ещё в 1952 году, рекомендует, что этот коэффициент должен быть не менее 40 процентов. По оценке председателя совета Центра стратегических разработок Алексея Кудрина , в 2025 году этот показатель снизится до 28 процентов. Это, впрочем, не критич­но. Россия не присоединилась к Кон­венции МОТ и придумала свой соци­альный барометр - прожиточный минимум для всех и прожиточный минимум для пенсионеров (ПМП). В этом году он составит около девяти тысяч рублей. Так что всегда легко отчитать­ся: с 2005 года пенсия по старости обгоняет ПМП. Правда, её отноше­ние к минимуму за три года снизит­ся с 1,61 до 1,42.

Такой курс прописан в бюдже­те Пенсионного фонда России на 2017-2019 годы. За это время номи­нальный размер пенсии увеличится на 11,3 процента (до 14 008 рублей), а инфляция - на 14,7. В прежних до­кументах (программа развития пен­сионной системы 2012 года и «Ос­новные направления деятельности Правительства» 2013 года) планиро­валось довести среднее ветеранское довольствие к 2019 году до 2,5-3 прожиточных минимумов. Позже этот показатель исчез из офици­альных бумаг, но недавно вновь по­явился. Но цель в 2,5-3 ПМП пере­несена на 2030 год.

В очередном международном «пенсионном» рейтинге Россия ока­залась на 40-м месте из 43 стран, опередив лишь Бразилию, Индию, Грецию. Председатель Комитета Госдумы по труду, социальной по­литике и делам ветеранов в принципе согласился с вы­водами «Глобального пенсионного индекса»: «Не знаю, насколько точ­но распределяли в рейтинге места, но, к сожалению, положение наших ветеранов безрадостно, и не будем на зеркало пенять».

Согласно варианту целевого прогноза Минэкономразвития до 2035 года, в ближайшие 20 лет реального роста пенсий в России не будет.

Социологические опросы рос­сиян тоже малоутешительны. Их страшит неизвестность - непре­рывная чехарда с пенсиями и пен­сионной системой. За последнюю четверть века Россия пережила шесть пенсионных реформ. Много­кратно изменялись размеры стра­ховых взносов, механизмы их сбо­ра. Только в 2015 году заработала балльная формула, закрепленная тремя новыми законами, а уже в мае 2016 года министр финансов Антон Силуанов заявил о её неиз­бежной перестройке.

Его заместитель Алексей Мо­исеев вскоре рассказал, как ми­нистерство вместе с Центральным Банком, специалистами МВФ и Всемирного банка разрабатывают новую модель пенсионного обеспечения. Процесс, как повторял родоначальник наших перестроек Ми­хаил Горбачев , пошёл. И пошёл с курьерской скоростью. За образец, по словам Моисеева, взяты системы Австралии и Новой Зеландии. Пере­ориентация с родного континента на далекий неведомый - свидетель­ство бесплодности партнёрства с ближними соседями. Новых пар­тнёров, как нельзя кстати, предло­жили международные финансовые гиганты МВФ и ВБ, очарованные удачной, на их взгляд, заменой страховой системы на накопитель­ную. Цель грядущей пенсионной реформы по сценарию Минфина и Центробанка - сформировать в России альтернативную, или скром­нее - вторую, пенсию через систему индивидуального пенсионного капитала.

Бюджет не может обеспечить части наших граждан ту пенсию, которую они хотели бы иметь. По­лучаемые ими средства позволяют только выживать. Но у россиян есть ещё ресурсы, которые они могут вложить в будущее. Уникальность нашего пенсионного ИПК в том, что вашими деньгами будут заниматься профессионалы - соблазняет пер­вый зампред ЦБ Сергей Швецов , словно забыв, что эти профес­сионалы уже управляют - и весьма неудачно - средствами ветеранов.

ИСТОРИЯ С ГЕОГРАФИЕЙ

Сопредседатель экономического клуба имени Шарапова, доктор экономических наук Валентин Ка­тасонов рассказал изданию, что эта «уникальность» с длинной боро­дой - ей за двести лет:

В Англии в начале XIX века в разгар промышленной революции появилась большая армия наём­ных рабочих. Банки придумали, как можно снять с них свою прибыль и предложили отчислять часть зарпла­ты на специальный счет. Его владе­лец лет через 30-40, закончив рабо­ту, будет жить за счёт накопившихся средств и процентов на них. Так по­явилась первая пенсионная услуга - прообраз пенсионной пенсии.

Самая молодая из финансовых систем - пенсионная. По инициати­ве легендарного канцлера Бисмар­ка в Германии в конце XIX века был принят Пакт поколений. Его суть: все работающие немцы отчисляют часть своих доходов в специальный фонд и «кормят» ветеранов. Так на­чала формироваться первая в мире обязательная государственная стра­ховая система. Ей, а её называют солидарной, распределительной, уже около 130 лет. Государство под­держивает фонд серьёзными дота­циями, что сохраняет надёжность и стабильность обеспечения ветера­нов даже после воссоединения двух Германий. Страховой тариф сейчас 19 процентов, выплачивают его по­ровну работник и предприятие.

Действует и частная система, тоже поддерживаемая государством. Европейцы завидуют устойчивости и эффективности страховой системы Германии, хотя у немцев не самые высокие пенсии. Расчётная средняя пенсия - 1230 евро, а реальные - да­же меньше. Немало граждан получа­ют 700-800 евро, что ниже среднего достатка. Но Германия действитель­но социальное государство, которое никого не оставляет на произвол судьбы, она на третьем месте в мире по благополучию пожилых людей.

Опыт немцев в той или иной мере заимствовало большинство европейских государств. Среди них и Великобритания, шагнув­шая далеко вперёд со времен про­мышленной революции. У неё одна из старейших пенсионных систем мира - действует с 1908 года, пре­терпев немало изменений. Каждая из европейских стран выстраивает своё пенсионное обеспечение с учётом национальных, экономических, организационных, демографических особенностей и традиций. Общее для них - многофункциональность. Основа - государственное обяза­тельное страхование, охватываю­щее до 90 процентов населения. Доля обязательного распредели­тельного обеспечения - до 70 про­центов пенсии по старости и свыше 40 процентов замещения прежней зарплаты. Её дополняют корпора­тивные (профессиональные), индивидуальные накопительные пенсии.

У каждой из европейских пен­сионных систем свои особенности, свои источники финансирования… и свои проблемы. В эти нелегкие для экономики времена правитель­ства всех государств пытаются как-то урезать социальные и, в частности, пенсионные расходы. Эти инициативы встречают массовый, организованный профсоюзами от­пор - массы солидарно отстаива­ют святая святых, свой достаток в старости. Основные политические партии вынуждены считаться со своим главным избирателем.

Срочная переориентация

Россия стремительно копирова­ла опыт европейских пенсионных схем, пытаясь найти те, вписавшись в которые, удастся получить быстрый и сильный эффект. Если не догнать, то хотя бы приблизиться по обеспечению ветеранов.

Но чужие одежды редко бывают впору - то жмут, то провисают. Тем более что, копируя европейские си­стемы, мы не стремились наполнить их европейским содержанием. И по­лучилось - те же формы, но внутри пусто. Жизнь россиян немного ко­роче и труднее, чем у европейцев. В монографии «Пенсионные систе­мы и пенсионные реформы» автора-составителя доктора экономических наук Оксаны Дмитриевой есть та­блица «Пенсии по старости и соци­альные пенсии в процентах от ВВП». Этот показатель у Австрии - 12, Бельгии - 8,1, Венгрии - 9,1, Герма­нии - 9,1, Греции - 10,9, Италии - 13, Франции - 12,3, Польши - 10,8, Пор­тугалии - 10,6, США - 6,1, Японии - 10,4, Норвегии -7,1. У России - 7,8 процента ВВП.

Получается, тратим на ветера­нов больше, чем другие страны, но обеспечиваем их гораздо хуже. Объяснение этому одно - неэффек­тивная организация всей системы пенсионного обеспечения. По сути своей - это сообщающиеся сосуды, сколько в один нальётся, столько из другого и выльется. Если четверть века государство упорно и последовательно перекрывает финансо­вые источники Пенсионного фонда России (ПФР), сокращает страховой тариф, предоставляет многочис­ленные льготы по его уплате тер­риториям, отраслям, компаниям, не борется с теневой экономикой, то он неизбежно становится дефи­цитным.

Пенсия россиян «худеет» на глазах / Фото ТАСС

Например: в 2003 году шесть процентов страховых сборов отда­ли на формирование накопитель­ной системы, в 2005 году сразу на восемь процентов снизили страхо­вой тариф. Значит, у 32 миллионов ветеранов отняли 14 процентов казны, из которой финансировали их довольствие. Государству при­шлось срочно перечислить ПФР полтриллиона рублей. С тех пор и перечисляет безостановочно. В про­шлом году трансферт составил уже три триллиона. Этой цифрой опе­рируют экономический блок Пра­вительства и Центробанк, убеждая: так жить дальше нельзя. При всей бухгалтерской точности расчета он - обман, страшилка для обще­ства. В действительности огромный дефицит пенсионного бюджета соз­дан самим Правительством.

Почему же нашим и мэвээфовским финансистам по сердцу при­шлась именно австралийская мо­дель? Она значительно дешевле европейских - затраты на неё все­го около пяти процентов ВВП. При этом Австралия входит в число 12 стран, где лучше всех живётся по­жилым людям. В стране две пенсии: государственная (оплачивается из бюджета страны и предоставляется всем гражданам, достигшим 65-лет­него возраста, не имеющим суще­ственного дохода, собственности) и частная, обязательная накопитель­ная. Тариф - 18 процентов месячно­го дохода. Его пополам оплачивают работник и предприятие.

Большая ошибка

Финансовый блок российского Пра­вительства активно добивается на­чала реформирования пенсионной системы уже с будущего года. Объ­ясняется это тем, что без реформы ПФР превратится в черную дыру федерального бюджета. С такой оценкой не согласен министр Мак­сим Топилин . В интервью телека­налу РБК в феврале этого года он обосновал свое мнение.

«Говорить о дефицитности пенсионной системы большая ошибка. Она дефицитна только из-за наших решений, - зая­вил он. - Иными словами - её дефи­цит рукотворный. И обусловлен он не тем, что пенсионеров больше, чем работников, демографией, а создан исключительно принимаемыми за­конами. Пенсионную систему впол­не обеспечивают страховые взносы. Если убрать все трансферты, не связанные с выплатой пенсии, все трансферты по льготам, то никаких дотаций и не потребуется. Если бы не принимали решения о льготных ставках, о валоризации (надбавках советским пенсионерам), льготным размерам выплат отдельным ка­тегориям граждан, вывели бы досрочные пенсии из системы обяза­тельного пенсионного обеспечения, не потребовались бы и трансферты. В страховой системе в принципе не должно быть никаких льгот»…

Удивительна откровенность ми­нистра, которого нередко критику­ют за неэффективность и несбалансированность пенсионной системы.

«ПФР зачастую выполняет не свои функции: администрирует ма­теринским капиталом, различными региональными выплатами к пенси­ям, софинансированием региональ­ных программ по строительству социальных учреждений. На все это нужны дополнительные деньги, - отметил Максим Топилин в том же интервью. - Государство разрешает некоторым работодателям платить во внебюджетные фонды меньше, чем другим. Например, территори­ям с опережающим развитием уста­новлен тариф страховых взносов не 22, а шесть процентов от фонда оплаты труда. По закону тарифы в ПФР 26 процентов, но каждый год Прави­тельство продлевает льготный та­риф в 22 процента. Это сразу минус 500 миллиардов рублей в год из ПФР. А ещё тарифы в ТОР, в свободных экономических зонах, для малого бизнеса, для IT-отрасли. Принимая решения о льготах, Правительство автоматически перечисляет сред­ства для возмещения потерь пенси­онной системы»…

У ловких людей масса затей

Эта прямота министра говорит о больших проблемах Пенсионного фонда. Но, судя по небывалой ак­тивности Минфина в продвижении новой системы, старая система его уже мало интересует. И уже под­готовлена её замена - ИПК (систе­ма индивидуального пенсионного капитала). Перестройка, вероятно, затронет не только накопления. Не исключена и замена распредели­тельной пенсии на австралийские достойные «пособия по старости», о которых сказал Владимир Мау. Но вряд ли у России есть деньги на это. Австралийское пособие для че­ловека без стажа и страховых взно­сов значительно «солиднее» нашей средней пенсии, ради которой на­до хорошо поработать лет 30. Ещё важнее пособие подкрепляется па­кетом социальных льгот. Это - бес­платные медицина, лекарства, про­езд на территорию штата. Такого у нас нет и не будет. А будет, скорее всего, полтора-два прожиточных минимума. Повторится та же европейская история - хорошая форма при скудном наполнении.

Более своевременна и значима идея разделить страховую и на­копительную пенсии. Глава Цен­тробанка Эльвира Набиуллина уверена: «ИПК позволяет обеспе­чить среднему классу достойную пенсию, прежняя же система это не позволяла». Об этом она сказала на финансовом форуме Минфина про­шлой осенью. Но давайте уточним, сколько же россиян в этом среднем классе. По данным Финансово­го университета при Правитель­стве РФ и Росстата: 2012-й год - 18 процентов населения, 2013-й - 18, 2014-й - 14, 2015-й - 10, 2016-й - 7, 2017-й - 5. А как быть остальным?

Доктор экономических наук Ев­гений Гонтмахер объяснил: те, кто получает более 50 000 рублей в месяц, могут попытаться накопить добавку к государственной пенсии. Таких сегод­ня 19 процентов населения. Осталь­ные, как и прежде, будут жить на скромную государственную пенсию.

Хорошо зарабатывающие и рань­ше имели все возможности копить на свою вторую пенсию. Если ве­рить статистике, более 40 процентов населения участвуют в различных накопительных программах. Общий объём накоплений около четырёх триллионов рублей: в НПФ - 2,1 триллиона, в ВЭБ - 1,8 триллиона, в УПК (управляющих компаниях) - 39 миллиардов. Подавляющая часть этих средств - деньги, изъятые из страховых взносов, которые за 14 лет потеряли из-за инфляции едва ли не половину своей стоимости.

Ещё раз процитируем Макси­ма Топилина. В интервью ТАСС он сравнил НПФ с финансовыми пира­мидами: «За 13 лет формирования пенсионных накоплений НПФ упо­добились финансовым пирамидам, которые не способны работать без постоянных новых влияний. При­чем и работают они с низкой до­ходностью». Тем более странно, что Минфин и Центробанк выстра­ивают свой ИПК на этих фондах. Только они будут иметь право работать с накоплениями россиян. В НПФ должны быть автоматически зачислены по умолчанию все рабо­тающие будущие пенсионеры. Но ес­ли кто-то из них вздумает выйти из системы - пусть пишет заявление. Такая вот демократия или финансо­вая коллективизация. Коммерческие фонды давно мечтали стать монопо­листами на рынке накопительного пенсионного страхования. Неверо­ятными усилиями и ловкостью вы­манивали «молчунов» из ПФР и ВЭБ. И вот мечта, обещающая огромный финансовый капитал, сбывается.

Общий объем накоплений около четырех триллионов рублей: в НПФ - 2,1 триллиона, в ВЭБ - 1,8 триллиона, в УПК (управляющих компаниях) - 39 миллиардов.

В страховании примут участие государство и работодатели. Госу­дарство фактически будет удваивать вносимый взнос за счёт уменьшения НДФЛ, работодатель добавлять ещё половину взноса своего работника. Федеральный бюджет вынужденно пойдет на серьёзные издержки. По расчётам аналитиков «Ведомостей», бюджет может потерять при сегодняшнем количестве участников НПФ (30 миллионов) за два предсто­ящих года 146,2 миллиарда рублей. Если в НПФ вольются и «молчуны» (ещё 20 миллионов человек), то это обойдётся в 243,8 миллиарда рублей. Добавим, что и бюджет ПФР будет терять столько же из-за снижения страховых взносов. Правда, как быть с «молчунами» и их накоплени­ями, ещё не договорились.

Реальны ли планы, подготов­ленные в собственном финансовом круге? Скорее всего, да. К сожа­лению, Минфин и Центробанк не оставляют выбора: или ИПК, или отказ от накопительной пенсии. По мнению Алексея Кудрина, это при­говор действующей системе: «Люди с доходами ниже трёх прожиточных минимумов, имеют средства только на текущее потребление, а таких примерно 60 процентов. В итоге на­копительная система охватит лишь треть россиян». Но он уверен: отказ от неё - стратегический просчёт и большая ошибка. А это касается большинства граждан и обеспечи­вает серьезный объём накоплений. При реорганизации многие из них можно потерять…

Погнались за длинными деньгами - получили длинные проблемы

«Будущих пенсионеров хотят заставить содержать НПФ за счет своих пенсионных накоплений» - Ярослав Нилов
Фото Вячеслава Красноперова

15 лет назад финансисты Правительства добились изменения пенсионной системы, и немалая часть страховых взносов стала изыматься для формиро­вания так называемых на­копительных пенсий. Хотя экспертное сообщество предупреждало: Боливар не вынесет двоих. С ними не спорили, их просто не слышали. Пока бюджеты (и Пенсионного фонда, и федеральный) не оказа­лись в тупике. Теперь те же финансисты навязы­вают свое видение вы­хода из этого тупика. Как и прежде - весьма со­мнительные… Так считает зампредседателя фракции ЛДПР в Государственной Думе, председатель Коми­тета по труду, социальной политике и делам ветера­нов

В завершение весенней сессии большинство депутатов одо­брили в первом чтении из­менения в законы, регулирующие деятельность негосударственных пенсионных фондов (НПФ). Нов­шества, которые оцениваются как радикальные, предусматривают, помимо прочего, введение допол­нительной постоянной части возна­граждения для НПФ и управляющих компаний (УК), которая не будет зависеть (вдумайтесь в это!) от резуль­татов их деятельности. Если проще, то будущих пенсионеров хотят за­ставить содержать НПФ за счёт сво­их пенсионных накоплений.Фракция ЛДПР проголосова­ла против того, чтобы действитель­ные и мнимые трудности преуспе­вающих финансовых посредников переложили на плечи людей.

В основе системы пенсионного обеспечения - обязательные страховые взносы, выплачиваемые работо­дателем за всех своих сотрудников. После реформы 2002 года ПФР пере­числяет шесть процентов этих взносов, по выбору самих россиян государствен­ным и негосударственным управ­ляющим компаниям и пенсионным фондам, которые вкладывают полу­ченные средства в различные проек­ты, чтобы приумножать накопления инвестиционным доходом. И НПФ, и УК занимаются этим не бескорыст­но. Управляющая компания берёт себе до 10 процентов заработанного дохода, перечисляя оставшийся фон­дам, доля которых - 15 процентов «остатка». То есть четверть прибыли от инвестиций уходит управленцам. Казалось бы, беспроигрышный вари­ант - твори и зарабатывай. Но то ли «творчество» подводит, то ли аппети­ты творцов обгоняют возможности реальной экономики.

Теперь им намерены разрешить брать «плату» с будущих пенсио­неров, деньгами которых они рас­поряжаются. Менеджеры и акцио­неры (сейчас идет акционирование НПФ) не уверены в эффективности вложений доверенных им средств и «стелют себе соломку». По мне­нию авторов законопроекта, это будет способствовать повышению эффективности деятельности субъ­ектов инвестирования. Однако в НПФ (их около 50) скон­центрировано более двух трил­лионов рублей. Всего один процент от них - уже 20 миллиардов! Зато о «соломке» для ветеранов - вла­дельцев накоплений законопроект умалчивает. Так что, скорее всего, дополнительное постоянное возна­граждение - премия Правительства фондам, «пострадавшим» от замо­розки накопительных пенсий.

Для бюджета и пенсионеров (нынешних и будущих) было бы гораздо разумнее и эффективнее, если бы государство напрямую вкладывало бы инвестиции в экономику, а не пускало по заведомо убыточному кругу.

Инфляция съедает накопления

Вот уже третий год нет подпитки страховыми деньгами, хотя преж­ние два триллиона остаются в их распоряжении. А заморозка сама по себе подтверждает изначальную несостоятельность реформы 2002 года. Все 15 лет инвестиционный доход, полученный финансовыми посредниками даже при самой до­рогой нефти, не достигал уровня инфляции. Обсуждая общий убыток НПФ (7 процентов, или 200 милли­ардов рублей), заместитель предсе­дателя Правительства Ольга Голодец резко ответила на сетования по поводу заморозки накоплений: «Ес­ли брать зарплату, с которой про­изводятся отчисления сегодня, то представьте, что это будут за день­ги через 40 лет. Вот какая пенсия, которая ожидает людей, когда-то выбравших накопительную пенси­онную систему»…

Её авторы утверждали, что это единственный способ обеспечить до­стойную старость. Накопления как инвестиции будут зарабатывать на неё, а экономика получит длинные деньги. Результат - инфляция сожгла большую часть накоплений, которые не ускорили, а фактически затормо­зили развитие экономики. Пострада­ли и нынешние пенсионеры - им за­ведомо занизили пенсии, изъяв часть страховых средств. Выиграли только финансовые посредники.

Получается, что лишь ради них и была выстроена схема движения де­нег. Простая и хитроумная. Из ПФР в НПФ уходят страховые взносы. На большую их часть фонды покупают государственные ценные бумаги, то есть дают заём федеральному бюд­жету под 6-8 процентов годовых. Федеральный бюджет направля­ет фактически взятый кредит как трансферт в ПФР, чтобы погасить недостачу для выплаты пенсий. Замкнутая схема с отводом для НПФ. Для бюджета и пенсионеров (нынешних и будущих) было бы го­раздо разумнее и эффективнее, ес­ли бы государство напрямую вкла­дывало бы инвестиции в экономику, а не пускало по заведомо убыточ­ному кругу. Бенефициар его - НПФ. Правда, немало выигрывает и Мин­фин. Он, казалось бы, привлекает дополнительные средства в бюд­жет… Увы, за счёт самого бюджета.

Пенсионные фонды в других странах приобретают государствен­ные ценные бумаги как наименее рискованный способ зарабатывания денег. Хотя уже скорее приобре­тали - сейчас это мало выгодно, и приходится рисковать, участвовать в спекулятивных операциях. Но тут по сравнению с Россией колос­сальная разница - они оперируют деньгами своих участников, а не государственными. Вот почему на­ши НПФ так активно охо­тятся за каждым, кто доверил им свои накопления. Агенты негосудар­ственных фондов прибегают к все­возможным ухищрениям, нередко и подлогу, чтобы добыть заявление в их организацию. Немало россиян не­ожиданно узнали о том, что, соглас­но их «собственному» заявлению, их средства пенсионных накоплений формируются в НПФ. Поток лжезаявлений особенно возрос после того, как стало возможно подавать документы, заверенные электронной подписью по Интернету. В прошлом году сотрудники ПФР признали со­мнительными 5,5 миллиона заявле­ний из 12 миллионов. Подтверждают «подписи» 650 удостоверяющих цен­тров, созданных во всех регионах. Судя по результатам, они не несут ответственности за свои действия.

Поразителен анализ, проведен­ный ВЭБ. В 2016 году россияне потеряли 27 миллиардов рублей, переведя свои накопления из госу­дарственного управления в НПФ. 99 процентов переводов оформлялись как досрочные и теряли инвести­ционный доход. Это обусловлено правовой неграмотностью людей, которой пользуются агенты фон­дов, заработок которых полностью определяется количеством привле­ченных граждан.

Год назад в Госдуму был внесён законопроект об изменении порядка перехода из одного фонда в другой. Вряд ли он будет вынесен на обсуж­дение. Минфин и ЦБ разработали концепцию новой пенсионной ре­формы, предусматривающей заме­ну государственной накопительной системы концепцией индивидуаль­ного персонального капитала (ИПК). Он будет формироваться из добро­вольных взносов работника и соплатежей работодателя и государства.

Келейность недопустима

Министр финансов Антон Силуанов на финансовом форуме министер­ства заявил об изменении формата пенсионных накоплений. Судя по публикациям в прессе, форум одо­брил концепцию, и она передана для рассмотрения в Правительство. Наш комитет в разработке и обсуждении ИПК не участвовал, какой-либо по­яснительной документации не полу­чал. Насколько мне известно, финан­систы обошлись и без участия проф­союзов. Все - как прежде. Минфин и ЦБ сами готовят реформу, сами ее утверждают, скоро, вероятно осе­нью, внесут законопроект в Госдуму. Вновь депутатов будут настойчиво, используя все административные ресурсы, побуждать оперативно при­нять его. И главный довод, опять-та­ки, другой возможности сбалансиро­вать пенсионную систему нет.

25 процентов прибыли от пенсионных инвестиций уходит на оплату деятельности управленцев

Не буду комментировать зако­нопроект, с которым знаком лишь по публикациям в СМИ, высказыва­ниям его авторов и их оппонентов. Среди них немало ответственных специалистов социального блока Правительства, ученых, экспертов пенсионного дела. Так что я оцени­ваю не документ, а точки зрения на него. Главное, с чем не могу согла­ситься, - это келейность, закрытость подготовки пенсионной реформы, которая будет существенно опреде­лять жизнь 80-90 миллионов людей. В любой стране такие программы готовятся открыто, при участии все­го общества. Система ИПК, убежден, должна обсуждаться до внесения в парламент. И не на финансовом, а на широком пенсионном форуме, орга­низованном Правительством, ко­митетами Федерального Собрания, профсоюзами, Академией РАНХиГС.

Разговор был бы непростым, за­то программу реформирования рос­сияне действительно восприняли бы как государственную. Традици­онные аргументы о необходимости сбалансировать федеральный или пенсионный бюджет только раздра­жают большинство граждан. Они понимают, что бюджет страдает не от излишних запросов пенсионеров, а от непрекращающейся коррупции, расхитителей разных уровней, безо­тветственности, непрофессионализ­ма должностных лиц. Недавно пред­седатель Счетной палаты Татьяна Голикова сообщила: в прошлом го­ду допущено рекордное количество нарушений бюджета и хищений из него.

Пенсионное обеспечение - отра­жение состояния общества. Рефор­мировать его без изменения эконо­мической, финансовой, налоговой политики невозможно. Концепция ИПК показывает, что Минфин и ЦБ стремятся списать неудачи прошлых реформ, заодно и убедить нас в том, что нашли наконец-то чудо-схе­му прекрасной, достойной жизни в старости. При этом авторы системы, сомневаясь в нашей сознательности, намерены автоматически подклю­чить к ней всех россиян. С таким подходом вряд ли можно согласиться.

Ещё одно общее замечание. По ут­верждению Минфина, сегодня транс­ферты ПФР подрывают федераль­ный бюджет. Но софинансирование потребует от него едва ли не больше средств, чем он расходует сейчас. Пострадает и ПФР, потеряв часть страховых взносов от работодателей. Во имя чего? Все, даже разработчики ИПК, не скрывают: от реформы вы­играет только самая обеспеченная часть среднего класса. В России уже действует два вида пенсионного обе­спечения: обязательное страховое и пенсионное для государственных служащих. Теперь будем формиро­вать третье - систему обеспечения среднего класса. Но вполне можно обойтись и без неё, упорядочив сбор страховых взносов и расчёт пенсий граждан с высокой зарплатой.

И последнее. Система ИПК, веро­ятно, лишь первый шаг в реформе пенсионного обеспечения россиян. О последующих мерах уже тоже не­мало сказано. Это повышение воз­раста выхода на пенсию, налоговый маневр 22-22, предусматривающий уменьшение страхового тарифа, повышение НДФЛ. Подобные пред­ложения и планы бьют по самому главному - по доверию к власти и государству.