Психологическое развитие ребенка: с рождения до трех лет. Раннее развитие детей от рождения до трех лет Развитие ребенка от рождения до 3 лет


1

РАЗВИТИЕ И ВОСПИТАНИЕ

ВОСПИТАНИЕ
МАЛЫША
В СЕМЬЕ

ОТ РОЖДЕНИЯ
ДО ТРЕХ ЛЕТ

Советы психолога

ИЗДАТЕЛЬСТВО

АРКТИ

В 76


В 76

Воспитание малыша в семье от рождения до трех лет: Советы психолога / Е. О. Смирнова, Н. Н. Авдеева, Л. Н. Галигузова, А. О. Дробинская, Т. В. Ермолова, С. Ю. Мещерякова. - М.: АРКТИ, 2004. - 160 с. (Развитие и воспитание ).

ISBN 5-89415-370-0

Первые три года жизни - важный и ответственный этап в развитии ребенка. В это время закладывается фундамент личности , основы будущих качеств и способностей. Однако родителям часто не хватает знаний о развитии психики и личности малыша. Данное пособие восполняет этот пробел. Его авторы - психологи, много лет изучавшие развитие ребенка. В книге молодые родители найдут необходимую информацию о психическом и личностном развитии ребенка, множество полезных советов по его воспитанию. Содержащийся в пособии материал представляет интерес и для воспитателей ДОУ.


УДК 159.9
ББК 88.8

ISBN 5-89415-370-0

© Коллектив авторов, 2004

© АРКТИ, 2004


3

Первые годы жизни... Как много они значат - первая улыбка, первые шаги, первые слова. Наверное, никакое время не остается в памяти родителей таким ярким, насыщенным событиями и таким счастливым, несмотря на многочисленные трудности. Посмотрите любой семейный альбом и вы наверняка убедитесь, что большую его часть занимают фотографии первых лет жизни. С каким интересом вглядываются родители в своих детей: на кого больше похож? Какого цвета глаза? Но за этим таким родным, симпатичным и хорошо знакомым внешним обликом кроется загадочное и еще малопонятное существо. О чем он думает (и думает ли вообще?), что чувствует, как воспринимает нас, взрослых? Что ему нравится? Почему он плачет и чему радуется? Эта книга поможет вам понять своего ребенка.

Большинство взрослых видят свою главную задачу по воспитанию маленьких детей в правильном уходе и в соблюдении режима дня. Конечно, все это важно. Но не к этому сводится жизнь ребенка даже на первом году. Младенец - это активная и быстро формирующаяся личность.

Первые три года жизни оставляют неизгладимый след не только в памяти родителей, но и в душе ребенка. За это время он проходит громадный путь в своем развитии. Он научается видеть мир, понимать значение окружающих предметов и пользоваться ими, общаться с людьми, ходить, говорить и многое-многое другое. Именно в первые годы закладывается его отношение к людям, к себе, к миру. Первые детские впечатления накладывают неизгладимый отпечаток на дальнейшую жизнь человека. Ведь здесь начало всех его будущих качеств и способностей. То, что ребенок не получит в своем младенчестве, очень трудно, а порой и невозможно компенсировать в более позднем возрасте. Поэтому первые три года жизни - чрезвычайно важный и ответственный этап, который во многом определяет дальнейшее развитие человека. Какими они будут - зависит от вас, близких взрослых.

Для того чтобы правильно воспитывать малыша, необходимо знать и понимать его психологию: что для него важно, а что не очень, какие игры и игрушки ему нужны, что развивает его мышление, чувства, способности, а что тормозит их развитие. К сожалению, в современных молодых семьях существует острый

дефицит знаний о маленьких детях. Детской психологии не учат ни в школах, ни в большинстве вузов. Бабушки, имеющие опыт воспитания детей, нередко живут отдельно.

В нашем пособии мы попытались восполнить этот дефицит. Авторы его - детские психологи, которые много лет занимались исследованием развития ребенка начиная с первых дней его жизни. В книге вы найдете множество важных и необходимых сведений об интеллектуальном, эмоциональном, речевом развитии ребенка, о его интересах и предпочтениях, о его радостях и трудностях. Мы даем также множество полезных советов по воспитанию малыша, которые основаны на современных научных данных.

В основной части пособия даны подробные психологические характеристики разных возрастных этапов - новорожденности (первый месяц жизни), младенчества (первый год жизни), раннего детства (от года до трех). После психологического портрета каждого возраста приводятся советы и рекомендации по воспитанию ребенка в указанный период. Эти рекомендации помогут наладить контакт с ребенком на первом, втором и третьем году жизни, правильно организовать его игру, преодолеть некоторые трудности в воспитании малыша. Особое внимание уделяется формированию личности ребенка - его самосознанию, активной позиции в мире, отношениям с окружающими людьми.

Авторы затрагивают и проблему адаптации ребенка к детскому учреждению , которая остро стоит для многих. К сожалению, не все родители имеют возможность оставить работу или учебу и первые три года жизни малыша посвятить ему. У многих возникает необходимость отдать ребенка в ясли, частный детский центр или няне. Часто этот переход из семьи в другую среду происходит болезненно и наносит много психических травм, которые отражаются на здоровье ребенка и его развитии. Как предотвратить эти травмы, как подготовить малыша к новой жизни и к вынужденной разлуке с мамой, вы узнаете, прочитав последний раздел нашего пособия.

Мы надеемся, что эта книга поможет вам и вашему малышу полноценно и счастливо прожить первый и очень важный этап жизни.

ПЕРВЫЙ ГОД ЖИЗНИ

(младенческий возраст)

Младенчество - особый возраст в жизни человека, непохожий на все другие. Младенец не умеет ходить, говорить, он беспомощен физически и целиком зависит от взрослых в удовлетворении жизненных потребностей. Вследствие этих особенностей возраста традиционно сложилось отношение к младенцу как к неполноценному существу, дозревающему вне утробы матери. До последнего времени воспитание ребенка первого года жизни в основном сосредоточивалось на заботе об организации правильного режима кормления, сна и бодрствования, о его физическом развитии, при этом важные психологические аспекты жизни младенца отодвигались на второй план либо вовсе игнорировались.

Благодаря полученным за последние 20 лет знаниям о психологии младенца, о неизвестных ранее его умениях, возможностях и способностях взгляд на ребенка первого года жизни кардинально изменился. Оказалось, что младенец располагает такими специфическими возможностями психики, которые свидетельствуют о наличии у него полноценной, хотя и своеобразной, внутренней жизни, совсем не ограничивающейся удовлетворением физических и физиологических потребностей, идущей по линии развития взаимоотношений с окружающими людьми, становления личности и самосознания.

Все важнейшие преобразования в психическом развитии младенца совершаются в процессе общения со взрослыми людьми. Поэтому в основу воспитания должна ложиться правильная организация общения с ребенком. Этапы в развитии общения служат вехами, разграничивающими первый год жизни на три возрастных периода: новорожденность, первое полугодие и второе полугодие. Каждый из этих периодов характеризуется своими отличительными особенностями различных сторон психики ребенка, его взаимоотношений с окружающими людьми, способов познания предметного мира и себя самого.

НОВОРОЖДЕННОСТЬ

Физическое развитие

Период новорожденности охватывает первый месяц жизни ребенка. Человеческое дитя принадлежит к числу незрело рождающихся существ. К моменту рождения ребенка ни один из его органов и систем не заканчивает своего развития. Появившись на свет, младенец продолжает быстро расти и развиваться.

В период новорожденности идет интенсивная перестройка всех жизнеобеспечивающих систем на их деятельность в условиях вне утробы матери. Благополучное течение периода зависит от степени развития ребенка, наличия или отсутствия воздействия различных вредоносных факторов во время беременности, от течения родов. Здоровый доношенный новорожденный имеет массу тела около 3-4 кг, длину тела около 50-52 см, окружность головки 35 см, окружность груди 34 см. Такой ребенок громко кричит, у него отмечаются активные движения, выраженный мышечный тонус, особенно сгибателей, определяются физиологические рефлексы. Характерная поза новорожденного: ручки согнуты в локтях, а согнутые ножки притянуты к животику.

С первым вдохом начинают функционировать легкие, кровообращение перестраивается на внеутробное - заполняется легочный круг кровообращения , прекращается поступление крови через пуповину. Начинает функционировать и пищеварительный тракт, идет приспособление к новым условиям питания. Происходят большие изменения в обмене веществ. Особенно важны изменения в водном обмене: новорожденный почти на 75% своей массы состоит из воды. В первые дни через расширенные сосуды кожи, через легкие теряется много воды. Следовательно, легко может наступить сгущение крови и относительное повышение содержания в ней солей. Поэтому новорожденный ребенок должен получать достаточно много жидкости (30-50, а в жаркое время до 100 мл в сутки).

Из-за потерь жидкости, отхождения природного кала, недостаточного получения пищи в первые дни жизни происходит так называемая физиологическая потеря веса (до 10% от первоначальной массы тела). Обычно исходного уровня масса тела ребенка достигает к концу первой - началу второй недели жизни. Температура тела новорожденного неустойчива, и в первые два дня может понизиться на 1-1,5 градуса. Может произойти

и повышение температуры тела на третий-четвертый день на несколько часов до 38-40 градусов. В первые дни жизни сосуды кожи расширены, и она выглядит покрасневшей. Примерно у половины детей возникает физиологическая желтуха, связанная с повышенным распадом эритроцитов и несовершенной системой выведения продуктов распада.

Новорожденный почти непрерывно спит, поскольку в нервной системе резко преобладают процессы торможения. Однако сон его неустойчив и беспорядочен. Во сне, как и во время бодрствования, отмечается хаотичность движений. Активность ребенка вызывается в основном голодом, болью или внешними воздействиями (резкий свет, звук, изменение температуры воздуха).

Для всех основных систем новорожденного характерно состояние «неустойчивого равновесия», в связи с чем даже небольшие изменения в окружающей среде могут нарушать состояние здоровья малыша. Новорожденный беззащитен перед многими видами болезнетворных бактерий, но при этом, как правило, нечувствителен ко многим детским инфекциям благодаря иммунитету, полученному от матери.

Психическое развитие

Потребности и умения новорожденного

Несмотря на незрелость, новорожденный располагает достаточными возможностями и способностями для восприятия внешнего мира и действия в нем. Уже в первые дни жизни ребенок обнаруживает способность не только слышать звуки, но и различать их по высоте, тембру и громкости, предпочитая звуки человеческой речи. Он не только видит близко расположенные предметы, но и различает их по форме, величине, предпочитает сложные и новые простым и известным конфигурациям, а среди сложных выделяет структуру человеческого лица. Новорожденный обладает достаточно развитым обонянием, наделен тактильной, болевой, вестибулярной чувствительностью. Все эти способности развивались в период внутриутробной жизни и необходимы ребенку для адаптации к внеутробной жизни. Характерно, что органы восприятия новорожденного наделены избирательной чувствительностью к воздействиям, исходящим от взрослого человека.

Ребенок от рождения обладает потребностью не только в физиологическом комфорте (в пище, тепле, продолжительном сне, сухих пеленках и пр.), но и в психологическом (в ощущении близости и внимания матери или другого взрослого).

Особенности взаимодействия новорожденного со взрослым

Ни одну из своих потребностей новорожденный не в состоянии удовлетворить самостоятельно, но природа наделила его способностью сигнализировать о своих нуждах криком. Мать устраняет причины дискомфорта, и малыш успокаивается, чаще всего засыпает. Внимательная, чуткая мать быстро научается распознавать причину плача малыша , предвосхищать ее, тем самым налаживая гармоничные взаимоотношения с самых первых дней жизни.

Взаимодействие ребенка и взрослого в период новорожденности имеет своеобразную особенность. Подавая сигналы, ребенок не адресует их конкретному человеку, не ищет его, кричит как бы в пространство. Испытывая удовлетворение, он также не адресует его взрослому, успокаивается и никаких действий, направленных на продолжение взаимодействия, не совершает. На этом этапе общение между младенцем и взрослым еще отсутствует.

Однако постепенно, начиная со второй-третьей недели жизни промежутки бодрствования у ребенка увеличиваются, и в это время можно заметить, что он начинает фиксировать взглядом лицо (обычно границу лба и волос) взрослого. Аналогичную реакцию можно наблюдать, поместив перед глазами младенца яркий предмет и поводив им из стороны в сторону. Взгляд ребенка как бы зацепляется за предмет и с некоторым отставанием движется за ним. Со временем малыш все успешнее научается фиксировать и прослеживать движение предмета.

Примерно в это же время ребенок начинает реагировать на слуховые воздействия. Если несколько раз тихим голосом сказать «агу» или позвонить колокольчиком, малыш замрет на несколько секунд и затем начнет искать глазами источник звука. Чуть позже в сторону звука он начнет поворачивать и голову. Настанет момент, когда ребенок в ответ на обращение к нему устремит свой взгляд в глаза взрослого.

Взгляд в глаза - это первый признак зарождающегося общения. Обычно он наблюдается в трехнедельном возрасте, однако дети настолько различаются между собой, что сроки появления той или иной реакции различны. Вместе с тем установлено,

что если взрослые не разговаривают с ребенком с первых дней жизни, мало уделяют ему внимания, то и появление взгляда в глаза отмечается гораздо позднее. Это происходит потому, что на этапе новорожденности малыш фактически еще не является партнером по общению, и взрослый, организуя атмосферу общения, должен выполнять роль обоих партнеров, как бы авансом наделяя младенца этим качеством. «Поток общения», в который взрослый погружает малыша, создает у него привычку и вкус к ласке, теплым словам, отношению к нему как к личности, а не только как к объекту воздействий, нуждающемуся в удовлетворении физиологических потребностей.

Если взрослый взаимодействует с ребенком лишь только по поводу удовлетворения органических нужд, то сроки возникновения общения у младенца задерживаются.

При правильном воспитании новорожденного к концу первого месяца в ответ на обращение взрослого малыш не только замрет, глядя ему в глаза, но и улыбнется. Улыбка очень важный момент в психическом развитии младенца. С первых дней появления на свет у ребенка наблюдается разнообразная мимика, в том числе и улыбка. Однако она сначала никому не адресована, появляется при закрытых глазах и, являясь отражением внутреннего состояния малыша , не имеет психологического содержания. Поэтому такую улыбку называются «физиологической». Улыбка же, появляющаяся в ответ на обращение взрослого при взгляде в глаза, называется «социальной». Появление «социальной» улыбки означает конец периода новорожденности и свидетельствует о появлении потребности в общении. Так совершается переход от взаимодействия ребенка со взрослым к общению с ним.

Почти одновременно появляются улыбки и при восприятии ребенком красочной игрушки. Познавательная активность новорожденного в отношении предметного окружения из примитивной ориентировочной реакции начинает преобразовываться в более сложные формы: заинтересованное рассматривание, слежение и т. п.

Итак, к концу периода новорожденности нормально развивающийся ребенок характеризуется умением сосредоточивать внимание на воздействиях взрослого и предметов, смотреть в глаза взрослому и улыбаться ему. Новорожденность выступает как подготовительный этап в развитии общения ребенка и взрослого.

Подготовка ребенка к общению

Ребенку следует организовывать адекватные условия для полноценного психического развития с самого момента рождения. К сожалению, не во всех родильных домах эти условия обеспечиваются. Появившись на свет, малыш должен находиться в тесном контакте с матерью, сразу прикладываться к ее груди. Это важно не только для ребенка, но и для матери, так как в первые часы после рождения начинают налаживаться механизмы совместного взаимодействия матери и ребенка не только на физиологическом уровне, но и на психологическом.

Находясь в непосредственной близости друг с другом, мать и дитя легче устанавливают тот режим взаимодействия, который наиболее благоприятен для них. Каждый ребенок рождается со своими индивидуальными особенностями, поэтому нуждается в индивидуальном режиме ухода и кормления. Одни дети чувствуют себя хорошо, лежа в отдельной кроватке, другие испытывают дискомфорт, не чувствуя рядом матери. Такие дети успокаиваются только у нее на руках. Некоторые малыши испытывают обостренную потребность в сосании, так как не удовлетворяют ее в процессе кормления, им следует давать пустышку. Другие новорожденные успокаиваются при покачивании, испытывая потребность в стимуляции вестибулярного аппарата.

Чем раньше мать включается в уход за младенцем, тем легче ей распознавать состояния малыша, правильно и вовремя удовлетворять его потребности. Психологи установили, что чем быстрее мать реагирует на признаки дискомфорта малыша в первые месяцы жизни, тем спокойнее и увереннее чувствует он себя во втором полугодии, подолгу самостоятельно занимаясь игрушками.

Мать или воспитатель не должны бояться избаловать ребенка, идя навстречу его капризам, напротив, следует во всем ориентироваться на потребности новорожденного: носить на руках, давать соску, кормить, если малыш голоден, не мучая его длительным ночным перерывом. К новорожденному нужно относиться уже как к личности: все, что вы делаете с ребенком, следует сопровождать ласковым разговором, комментариями, как будто малыш все понимает и может вам ответить. Вы можете обращаться к ребенку , вести с ним «диалог», говоря за себя и за него. Своим поведением и отношением к младенцу вы подготавливаете его к общению.

Другим условием, подготавливающим общение, является установление контакта взглядов. Как только вы заметите, что младенец лежит с открытыми глазами, глядя еще «невидящим взором», начинайте привлекать к себе его внимание. Пусть малыш не реагирует на обращение, не видит вас, все равно старайтесь поймать его взгляд и, смещаясь в ту сторону, куда скользит взгляд новорожденного, попробуйте удержать его на себе. С этой целью можно придвигать или слегка удалять свое лицо, отыскивая наилучшее расстояние для рассматривания его ребенком. Привлечь внимание малыша помогает тихое нежное обращение по имени, ласковые слова, которые всегда наготове у любящей матери. Встретившись с ребенком взглядом, улыбнитесь ему и вновь произнесите ласковые слова - это поможет продлить контакт. Лучше всего младенец выделяет лицо взрослого, находясь в положении под грудью, когда вы держите его на руках, как бы собираясь кормить. Но и во время пеленания или купания также не упускайте момент встретиться взглядом с ребенком и поговорить с ним.

На что еще следует обязательно обратить внимание - поощрение улыбки младенца. Если взрослый выделяет улыбку малыша, подкрепляет ее собственной и ласковыми словами, она очень скоро становится адресованной, сопровождается взглядом в глаза и начинает появляться сразу, как только ребенок сосредоточится на вашем лице и поймает ваш взгляд. Старайтесь вызвать его улыбку, обращаясь тихим нежным голосом, поглаживая тельце или щечку. Лучше всего это делать, когда малыш поел, но еще не заснул и достаточно активен. Проявляйте деликатность, не беспокойте ребенка, если он не в настроении или хочет спать. Предлагайте ему общение, но не навязывайте.

Создание условий для познавательного развития

С самых первых дней надо позаботиться о том, чтобы в кроватке ребенка находились удобные для рассматривания предметы. Ничего, что малыш пока их не замечает: вы не знаете, в какой момент он впервые заинтересуется игрушкой, лучше предоставить ребенку возможность для тренировки зрения раньше, чем запоздать. Дети любят устремлять взор на лампу или окно, - не следует специально затемнять комнату. Но если малыша раздражает яркий свет , позаботьтесь о подходящем освещении. В кроватку можно посадить куклу: человеческое лицо привлекает более всего внимание ребенка. Можно повесить яркую

пеленку с узорами, подвесить игрушки. Оптимальное расстояние предмета до глаз составляет примерно 50 см.

Как только вы заметили, что малыш фиксирует взор на чем-либо, можно предложить ему простые упражнения для тренировки зрения. Возьмите яркий блестящий предмет (это может быть игрушка) и медленно поводите им из стороны в сторону перед глазами ребенка, постарайтесь зацепить его взгляд. Малыш попытается проследить за ним, сначала не очень успешно, но со временем он научится делать это хорошо. Тогда можно попробовать удалять предмет и приближать (но не очень близко). Это упражнение способствует развитию конвергенции (фиксации обоими глазами).

Старайтесь подбирать те игрушки, которые привлекают наибольшее внимание ребенка, меняйте их время от времени. При этом не забывайте, что самый интересный объект для рассматривания - это ваше лицо, его не заменят никакие игрушки.

В последнее время многие родители стали обучать новорожденных детей плаванию. Это способствует общему развитию малыша, особенно двигательной сферы. Но не следует забывать, что все дети разные и то, что полезно одним, может оказаться неприемлемым для других. Ни в коем случае нельзя травмировать ребенка, если он пугается. Лучше прекратить погружения с головой, иначе сама процедура купания может превратиться в муку на долгое время.

Для успешного развития движений, лучшего овладения малыша своим телом полезно чаще держать ребенка неспеленутым. Чем свободнее он себя чувствует, тем быстрее научится координировать свои движения. Однако помните, что уже в первые дни после рождения нельзя оставлять младенца на пеленальном столике без присмотра. Малыши очень подвижны и, даже оставшись на несколько секунд одни, могут упасть. Ведь ребенок стремится постоянно находиться рядом с матерью, естественно, что его двигательная активность возрастает в ее отсутствие.

Это не означает, что мать ни на минуту не должна оставлять ребенка. Она нуждается в обязательном отдыхе, особенно в первые недели после родов. Отец и другие родственники вполне справятся со всеми процедурами (кроме кормления). И для ребенка, и для членов семьи полезно, если с первых дней жизни участвовать в уходе за малышом будут все, ведь научиться хорошо понимать ребенка легче общаясь с ним.

ПЕРВОЕ ПОЛУГОДИЕ ЖИЗНИ

Физическое развитие

Грудной ребенок обладает колоссальной энергией роста. Обычно к четырем с половиной - пяти месяцам ребенок удваивает свою массу, за каждый месяц первого полугодия вырастает на 2,5 см. Одновременно идет и интенсивное развитие всего организма малыша: развивается нервная система, совершенствуется и координируется деятельность мышц, пищеварительная система становится способной к перевариванию более твердой и разнообразной пищи.

Если новорожденный ребенок почти все время спит, то после месяца у него начинает устанавливаться биоритм сна и бодрствования. Этот околосуточный ритм крайне важен для ребенка - в дальнейшем на его основе будет формироваться режим малыша, приспособление его к жизни взрослых. Периоды бодрствования у ребенка до трех месяцев составляют около 5 часов.

К концу первого полугодия младенец должен освоить уже достаточно много движений. Постепенно уходит физиологическое напряжение мышц, которое сковывает свободу движений: гипертонус ручек сохраняется обычно до двух - двух с половиной месяцев, ножек - до трех-четырех месяцев, гасятся врожденные позные рефлексы , появляются выпрямляющие. Упорядоченность движений происходит по мере созревания нервной системы. Вначале координированные движения появляются у мышц шеи, что проявляется в удержании головы в вертикальном положении, в положении же на животе малыш только пытается в месяц удержать головку, к двум он удерживает ее достаточно долго, а к трем уже может лежать на животе, опираясь на предплечья, высоко подняв голову и рассматривая все вокруг.

Затем при соответствующих условиях происходит становление хватательной функции кисти, которой предшествует развитие мышц плеча и предплечья. К трем месяцам движения рук становятся более целенаправленными, ребенок протягивает ручки к игрушкам, подвешенным у него перед грудью, а в четыре месяца уже может захватить игрушку в кулачок.

В дальнейшем становятся более свободными и координированными движения туловища: в четыре месяца малыш сам поворачивается на бок, в пять - на живот и предпочитает такую

позу. Эти движения и позы являются подготовкой к ползанию. К пяти-шести месяцам ребенок подолгу лежит на животе, опираясь на ладошки выпрямленных рук и высоко подняв голову, свободно поворачивается в разные стороны и следит за окружающими. Он может стоять при поддержке взрослого, полностью разогнув ноги и опираясь всей стопой.

В этом возрасте малыш делает первые попытки ползать, но часто, вместо того чтобы передвигаться вперед, ползет назад. К шести месяцам у ребенка начинает формироваться поза сидения.

Сегодня ни у кого не вызывает сомнения истина, что подоплека особенности закладывается в раннем детстве, следовательно, воспитывать малыша необходимо от рождения. Первые три года жизни ученые выделяют в особый период - период раннего детства, что обусловлено существенными качественными и психофизиологическими особенностями детей этого возраста. В период раннего детства происходит становление и развитие детей во всех психических процессах - восприятия, памяти, наглядно-действенного мышления, речи, воображения и т.д. Малыш получает представление об окружающих предметах, начинает ориентироваться в их форме и величине.

Признавая приоритет семейного воспитания, государство предоставило матери возможность воспитывать ребенка до трех лет дома. Однако, как показала жизнь, далеко не все семьи смогли воспользоваться такой возможностью для полноценного развития своих детей.

Нужно понимать, что основные направления работы дошкольного учреждения с наименьшими - это обеспечить эмоциональный комфорт, создать внутренние предпосылки для дальнейшего психического и личностного развития детей, оказать квалифицированную помощь родителям в воспитании и обучении детей. Поэтому для малышей в детских садах должны быть созданы определенные условия, специфический режим, а содержание и методы воспитания должны быть отличны от тех, которые используются на последующих возрастных этапах.

С первых дней новорожденный ребенок требует от взрослого ласкового, приветливого внимания, ласкового отношения к себе. Начиная с двухнедельного возраста ребенка, нужно заботиться о развитии у него зрения, слуха и положительных эмоций. Для этого во время гигиенического ухода, подготовки к кормлению и активного бодрствования надо ласково разговаривать с ребенком, проговаривать все действия, которые выполняет взрослый, называть, предметы, но не слишком эмоционально. Нежное отношение к ребенку - главное условие формирования положительного отношения его к людям с первых недель жизни. Малыш еще не осознает, но чувствует свою значимость для близких, а это и есть основа его активности.

Первая реакция на действия взрослого (ритмичный стук, разговор, осязание) является предпосылкой к общению, которое выражается сосредоточенностью и зрительным поиском. В первые дни жизни это основная реакция ребенка на обращение взрослого. В конце первого месяца младенец начинает улыбаться взрослому. Психологи утверждают, что улыбка является первой социальной реакцией ребенка, сообщает взрослому о приятном ощущении его присутствия.

Очень важно заметить и поддержать эту социальную реакцию ребенка на взрослого. Активное, эмоциональное общение взрослого с ребенком побуждает к рождению первых социальных контактов младенца.

Улыбка как проявление позитивных эмоций появляется позже от плача - при зрительном сосредоточении на предмете или в ответ на ласковые слова и улыбку взрослого. Впоследствии у ребенка (второй-третий месяц жизни) вырабатывается особая эмоционально-двигательная реакция - комплекс оживления: сосредоточенный взгляд на лицо взрослого, оживленные движения руками и ногами, тихие звуки. Это проявление первой социальной потребности ребенка в общении со взрослым.

В четыре - пять месяцев ребенок начинает отличать своих от чужих, к своим проявляет радость, к чужим – негативное отношение. Сразу после рождения резко изменяется форма взаимодействия организма ребенка и среды. Чрезвычайно быстро происходят изменения в деятельности различных систем, органов и организма в целом в течении нескольких дней, даже часов после рождения. От скорости этих адаптивных изменений и преобразований, возникающих в организме новорожденного ребенка в связи с переходом в существенно новые условия среды, зависит степень физиологической полноценности и развития в постнатальном периоде.

Через две - пять недель после рождения, движения обоих глаз становятся хорошо согласованными, координированными, развивается реакция сосредоточенности, которая проявляется в остановке взгляда на предмете и прекращении в этот момент всех двигательных и голосовых реакций, а в три - пять месяцев появляется способность фиксировать взгляд на предмете в поле зрения.

Дети рано начинают различать цвета. Уже в три месяца можно выработать условный рефлекс на некоторые цвета (желтый, красный, зеленый), а с шести месяцев - на все цвета. Первые реакции на звук у новорожденного ребенка имеют характер ориентирующих рефлексов и проявляются в закрывании глаз, открывании рта, в разных мимических движениях. Малыши могут различать звуки одинаковой интенсивности, но разные по тембру и высоте. Разнородные звуки дети начинают различать из двух - трех месяцев, позже точность различения увеличивается. Функциональное развитие слухового анализатора длится до шести - семи лет.

В течение первых месяцев жизни ребенка органы зрения и слуха быстро совершенствуются, что обусловлено развитием нервной системы, особенно головного мозга. Развитие детей проходит очень интенсивно.

Ребенок начинает задерживать взгляд на неподвижных предметах, следить глазами за движением предметов, реагировать на нерезкие звуки и голос взрослых. На зрительные и слуховые раздражители возникает кратковременная задержка движений головы, рук, ног, прекращается плач - происходит зрительное и слуховое сосредоточение. Итак, совершенствуются реакции на внешние раздражители.

Зрение и слух развиваются быстрее, чем движения. Источником зрительных и слуховых впечатлений, необходимых для нормального развития нервной системы и органов чувств ребенка, является взрослый человек, который активизирует ее ориентировочные реакции. Правильное воспитание обуславливает переход ребенка от ее непосредственного общения со взрослым в совместной деятельности, в которой взрослый руководит действиями ребенка. Большое значение при этом имеет способность ребенка подражать действиям взрослых. Действия ребенка, которыми он овладевает под руководством взрослого, составляют основу для его психического развития.

С чего же начинать учить ребенка? Как его воспитывать? Анализ теоретических и экспериментальных исследований, анализ методик развивающего обучения свидетельствуют о том, что чем раньше начинать обучать малыша, тем выше будет интеллектуальное развитие ребенка в дошкольном возрасте.

Лучшие учителя для малыша - это его родители. Далеко не все они понимают, что умственное развитие детей зависит от их участия в воспитании и обучении. От семейного воспитания зависят и эмоциональные переживания ребенка, формируются ощущения. Малыш учится воспринимать окружающий мир, запоминать предметы, действия, ориентироваться в пространстве, выполнять умственные и практические действия, конечно, учится правильно разговаривать.

Полноценное развитие детей, обеспечивается в процессе его активной деятельности:
- Первый год - эмоциональное общение;

Второй год - предметная деятельность;

Третий год - игровая деятельность.

Начиная с двух-трех недельного возраста ребенка, нужно заботиться о развитии у него зрения, слуха и положительных эмоций. Родители должны знакомить малыша с теми предметами, которые его окружают, с игрушками разных цветов и разной формы. При этом надо стараться сосредоточить взгляд ребенка на предмете. Если взрослый держит младенца, вертикально на руках, то необходимо сосредоточить его взгляд на своем лице. Это способствует выработке у ребенка умения удерживать голову и развития зрительных реакций в вертикальном положении.

В возрасте двух с половиной - трех до пяти - шести месяцев продолжают развиваться органы зрения и слуха, вырабатывается умение находить источник звука, реагировать на присутствие взрослых, агукать, брать игрушки из рук взрослых. Ребенок начинает различать предметы, их цвет и форму, интонацию речи взрослых, у него формируются действия с предметами и активные движения.

Исследованиями было доказано, что, начиная с трех лет, младенца можно знакомить с буквами, цифрами, различными предметами, игрушками. При этом ученые рекомендуют использовать наглядный материал: игрушки, математические наборы, комплекты алфавита, рисунки предметов, картины художников, кассеты с классической и современной детской музыкой. Занятия с дидактическим материалом следует проводить три раза в день во время бодрствования ребенка. Для занятия взрослый выбирает такое время, когда младенец чувствует себя хорошо и может заниматься. Надо найти для малыша удобное место. Взрослый показывает перед глазами ребенка один предмет, громко называет его и побуждает ребенка смотреть на него. Это нужно делать очень быстро и заканчивать эмоциональной проявлением радости и похвалой ребенка. Такие занятия занимают 1-2 минуты.

Через пять дней один предмет или одно изображение предмета на картинке (растения, животные, написанные слова и др.) взрослый заменяет на новый предмет или его изображение. Быстрая замена взрослым одного предмета другим побуждает ребенка запоминать сам предмет и его название. Учеными доказано, что малыш лучше «фотографирует» предметы, которые быстро перемещаются перед его глазами. Если ребенку становится неинтересно, то виноват взрослый, слишком медлительный в своих действиях. Главное, чтобы взрослому и ребенку было интересно, и занятия приносили удовольствие. А когда нет удовольствия, то надо немедленно прекращать такие занятия. Основным методом на таких занятиях выступает игра. Взрослый играет с ребенком и в процессе игры знакомит его с новым материалом.

Обучение - это игра, которую нужно остановить раньше, чем устанет ребенок. Таким образом, предлагает проводить уроки живописи и знакомить малыша с художниками и их картинами. По такой методике можно рекомендовать родителям и воспитателям обучать детей родному языку, математике, знакомить с элементами географии, истории, биологии.

При правильной организации воспитания и обучения ребенка с первых дней жизни у малыша возникает любознательность, постепенно он овладевает простыми способами действий с предметами, начинает действовать на основе представлений. Большое значение приобретает общение взрослого с ребенком.

Взрослый активно разговаривает с малышом. Потребность в общении является основой для развития речи. После трех месяцев ребенок в хорошем настроении подает звуки гуление, в четырехмесячном возрасте младенец часто подражает ритм звуков воспроизводимых взрослым. Во втором полугодии многое лепечет, пытается повторить склады, произнесенные взрослым. Лепет способствует постепенному совершенствованию голосового аппарата. Вещание развивается на основе зрительного восприятия. Когда взрослый спрашивает у ребенка о каком-то предмете, то это вызывает у него ориентировочную реакцию, и он показывает этот предмет. В результате многократных повторений возникает связь между произнесенным словом и предметом, на который указывают. К концу первого года жизни возникает связь между названием предмета и самим предметом. Это и есть начальная форма понимания речи. Ребенок ищет предмет, чтобы продолжить общение со взрослым. Такое общение, когда младенец понимает речь взрослого, приносит ему большую радость. Причем сначала ребенок, только смотрит на предмет, позже - тянется к нему, а затем - представляет этот предмет взрослому или указывает на него.

Ребенок вместе со взрослым участвует в несложных учебных и подвижных играх. Взрослый учит выполнять игровые действия, постоянно поощряет его, хвалит. Итак, в конце первого года жизни дети уже выполняют действия, основанные на простых связях между предметами и их свойствами, производятся первоначальные представления об окружающем мире и возникают элементарные формы восприятия и мышления.

На втором году жизни ребенок учится произносить отдельные слова, объединять по два, а потом и по три слова, образуя простейшие комбинации слов, которые иногда имеют характер предложений. Малыш начинает произносить новые слова только после многократного повторения их взрослым. Ребенок учится запоминать маленькие стишки, сказки и пытается их рассказывать. Взрослый должен постоянно поддерживать интерес и желание к восприятию художественных произведений.

В первые три года у ребенка развиваются все функции языка, а с ним и мышления. Язык становится средством общения со взрослыми и детьми, средством познания. С его помощью ребенок сравнивает, устанавливает сходство, делает обобщения, элементарные условия, выводы.

Систематические занятия по родному языку, сенсорного воспитания, физической культуры, музыки позволяют ребенку ознакомиться с окружающим миром и постепенно войти в активную жизнь в нем.

Анализ теоретических и экспериментальных исследований дает возможность выделить принципы, которыми надо руководствоваться педагогам и родителям в воспитании и обучении детей раннего возраста:

Лучшие учителя для малыша - это родители;

Обучение - это игра, которую надо останавливать раньше, чем устанет ребенок;

Не надо проверять своего ребенка;

Любознательность поддерживается быстротой и новизной;

Не следует принуждать ребенка к обучению.

Следовательно, от того, насколько успешно будут реализовываться эти принципы, будет зависеть развитие детей. Своевременное начатое и правильно осуществляемое воспитание и обучения детей раннего возраста является важным условием их полноценного развития независимо от того, где растет и воспитывается ребенок, в семье или в детском саду.

Наверняка еще до того, как отправиться в роддом, Вы прочитали много статей и может быть даже не одну книгу на тему здоровья и воспитания ребенка. В этой статье нейропсихолог Валентина Паевская хотела бы отметить главное, о чем должна знать мама ребенка до 3 летнего возраста.

1. Первые врачи, которых Вы должны найти «под себя» - это педиатр и невролог. Если Вам ставят какой-либо неврологический диагноз - посетите еще 2-х врачей и только потом принимайте решение о медикаментозном вмешательстве. Если Вы видите, что Ваш ребенок на фоне других деток выделяется на детской площадке или в группе подготовки к детскому саду в отрицательном аспекте (это уже видно в полтора года), а невролог говорит, что все хорошо, то так же проверьте ребенка еще у нескольких специалистов. Я каждый месяц сталкиваюсь с различными ситуациями, которых можно было бы избежать, если бы мама проявила активность.

2. Ребенку по наследству передается только темперамент - сила нервной системы, характер формируется в течение жизни ребенка в зависимости от типа воспитания. Так же по наследству передается тревожность и агрессивность, на которые так же можно влиять воспитанием.

4. Формируйте свои «правильные» привычки с первых дней жизни малыша. Читайте книги вслух фоном. Это благотворно будет сказываться на развитии фонематического слуха. Не секрет, что дети сейчас начинают разговаривать около 3-х лет. Чтение «фоном» благотворно влияет на речевое развитие ребенка. Телевизор и радио не заменяют «живой голос».

5. Никогда не совмещайте в жизни ребенка телевизор-планшет-телефон и еду! Последствия этого микса плачевно проявляются в подростковом периоде. Пищевое поведение формируется в первые годы ребенка! Отсутствие развлечений во время еды благотворно влияет на развитие всех трех сфер малыша.

6. Старайтесь меньше делать за ребенка то, что он может делать сам - это также будет отражаться на всех сферах развития. Начал снимать носочки - пусть снимает сам, ест три ложки самостоятельно - пусть делает это во время каждого приема пищи. Это и есть естественное раннее развитие.Главенствует двигательный интеллект - ребенок не двигается, значит тормозит в развитии.

7. Как только ребенок начинает ходить сам - происходит первое осознание ребенком, что он и мама не одно целое. Первые полгода после этого готовьтесь к тому, что на каждое Ваше «нельзя» ребенок будет с улыбкой делать, то что запрещается. Таким образом он осознает, что теперь он от Вас отдельно. Мама говорит «нельзя», а я могу это делать.

8. После прохождения «физического отделения» до ребенка доходит следующая «напасть», что мама может уйти. И тут появляется один из первых страхов - «страх потери любви» или по-другому «страх потери мамы». Если Вам нужно отлучиться из дома - всегда прощайтесь! «Я вернусь из магазина, когда ты с бабушкой поиграешь, поешь и поспишь…».

9. Раньше 1,5 лет самостоятельно на горшок ребенок ходить не может. Раньше - это либо неправильное толкование «ходить на горшок», либо условный рефлекс, а не истинный контроль ребенка над своими физиологическими потребностями.

10. Примерно в 2,5-3 года у ребенка начнет снижаться аппетит. Примерно начнет есть 1/3 от своей обычной порции. Будут меняться вкусовые пристрастия. Ребенок, который всегда ел мясо и не пил молочку, начинает пить молочку и не есть мясо и много других метаморфозов - приближается главный гормональный кризис 3-х лет и кризис «Я Сам» - ребенок психологически отделяется от взрослых.

11. В первые три года идет созревание основных структур головного мозга, оценить работу которых родители смогут только в школе.

12. Знание о том, что происходит в каждом периоде жизни ребенка - залог его гармоничного развития!

Первый раз Валентина Паевская приезжает в Тюмень со своими двумя главными семинарами!

"В мельчайших подробностях о всех нюансах периода от рождения до 3-х лет я рассказываю на одноименном семинаре уже более 8 лет. Если Вы только готовитесь стать родителями или Вашему ребенку почти 3 года - Вам необходимо знать эту информацию, чтобы понимать, что ждет впереди, а что было сделано «не так» и каким образом исправить. Первые три года жизни - основа личности человека на всю жизнь. Я расскажу Вам то, о чем не пишут в книгах и не рассказываю врачи на приеме!", - говорит Паевская.

Показатели развития ребенка в раннем возрасте (от рождения до трех лет): развитие речи, сенсорное развитие, физическое развитие, развитие действий с предметами, социальное развитие и др. Подробное описание ориентировочных показателей по каждому возрастному этапу.

Развитие ребенка в раннем возрасте. Ориентировочные показатели.

Дорогие мамы, папы, бабушки, дедушки. В этой статье я хочу Вам рассказать об ориентировочных показателях развития детей раннего возраста, то есть детей от рождения до трех лет. Ко мне часто обращаются с вопросами, как развивается малыш – опережает ли возраст или отстает или развивается в соответствии со среднестатистической нормой. Об этом Вы сможете узнать, проанализировав таблицу показателей развития ребенка.

Для чего еще нужна эта простая и доступная всем табличка? Обязательно отмечайте в ней, как развивается Ваш малыш. Некоторые показатели развития ребенка могут понадобиться в дальнейшем, если вдруг возникнут проблемы. Например, некоторые мамы не могут ответить на вопрос, вовремя ли появился лепет у ребенка, когда он начал ползать и другие подобные вопросы. А эти данные о развитии малыша могут сказать многое специалистам, если возникнет ситуация, когда нужно будет оказать ребенку помощь или понять причину трудностей!

Для того, чтобы Вам было интереснее вести наблюдения за развитием ребенка , сделайте тетрадку или альбом «Я расту» , куда каждый месяц вписывайте то, что умеет малыш. Вписывайте в альбом интересные наблюдения, забавные ситуации, то, что Вас удивило или порадовало. Это будет Ваш дневник. А для ребенка, когда он вырастет – это будет неиссякаемый источник радости, силы, источник родительской любви, который он пронесет из детства через всю жизнь. Моя мама вела такой дневник и сохранила и свои записи, и свои письма в картинках ко мне и обо мне. И я очень благодарна ей за это. Не описать словами те чувства, которые возникают при перелистывании этих тетрадок!

Итак, что же умеет малыш в каждый месяц своего развития? Здесь, в этой статье даны классические научно-обоснованные и подтвержденные в многолетней практике и в серьезных исследованиях примерные показатели развития ребенка раннего возраста. Это база, основа, фундамент того, что умеет малыш в каждый возрастной период. Обратите внимание, что показатели даны по разным областям развития, ведь в развитии ребенка не должно быть перекосов в одну сторону в ущерб другим сторонам. Приведу пример «перекоса» в развитии: ребенок в год уже узнаёт – «читает» привычные и знакомые слова, то есть показывает нужные карточки со словами по просьбе мамы, которая с ним интенсивно занимается «ранним чтением». Но занимается в ущерб всему другому! Поэтому движения с предметами у этого малыша не развиты (он просто берет предмет на несколько секунд и сразу же его бросает, не обследует его), у малыша к году нет первых слов, и даже нет активного лепета, малыш в год не ходит, только ползает. Это отставание в развитии, а не «гениальность в чтении», и это надо понимать!

Сейчас в Интернете, в СМИ Вы можете встретить и другие показатели, которые серьезно занижены. Так, можно прочитать, что речь в норме у ребенка появляется только в 2 года. Почему такие разногласия?

Во-первых, всегда проще снизить норму и сказать, что всё в порядке. Ведь сейчас огромное количество детишек отстают от этих показателей прежних лет!

Во-вторых, чтобы малыш развивался, нужно общаться с ним во время ухода, причем общаться особым образом с учетом его возрастных особенностей. Нужно проводить с ребенком специальные игры с предметами, игры с пальчиками, физические упражнения, речевые игры — переклички. Причем каждой маме важно знать, какие конкретно упражнения нужны в каждом возрасте и как их проводить. Раньше эти знания давали всем мамам в поликлиниках, теперь уже такого обучения родителей нет (По крайней мере, в кругу моих знакомых нет ни одной семьи, которой бы рассказали о развитии ребенка в поликлинике. Обычно медики рассказывают о нормах, но как помочь малышу овладеть этими умениями и нормами – не говорят ни слова)! И получается, что малыши отстают от норм. Например, если регулярно и систематично не выкладывать ребенка на животик, а класть его всё время только на спинку, то он не сможет научиться держать голову в положенные сроки! А как научишься держать голову, если всегда лежишь на спине под развивающим детским центром и смотришь на игрушки прямо над собой! И малыш, и мама не «виноваты» в том, что ребенок не научился держать голову к нужному возрасту. Просто из-за незнания взрослых ребенок не получил тех упражнений, которые были ему жизненно необходимы в данном возрасте. А если с ним заниматься, как это было раньше, то многие проблемы просто бы не возникли.

Потеряв традиционную культуру развития ребенка в потешках, пестушках, в мамином массаже, в перекличках – диалогах с малышом, мы получили взамен суррогаты – «развивающие видео для трехмесячных детей» и прочие новшества – которые не развивают, а тормозят развитие ребенка, хотя носят громкое название «развивающих»! Именно поэтому я и стала вести , где даю классику игр, домашних занятий, упражнений для самых маленьких – действительно развивающих, составляющих базу, основу развития малышей. И даю показатели развития ребенка и перечень базовых игр и упражнений конкретно по каждому месяцу.

Нужно учитывать, что данные показатели развития ребенка – это база, основа, которая может быть дополнена в соответствии с индивидуальными особенностями развития каждого малыша. Ведь все семьи разные, и все малыши разные, и все развиваются в своем индивидуальном темпе.

Давайте познакомимся с ориентировочными показателями развития детей.

Показатели развития ребенка в младенческом возрасте (до года)

Ориентировочные показатели нервно-психического развития детей первого года жизни (Н.М. Щелованов, М.Ю. Кистяковская, Э.Л. Фрухт)

Информацию о показателях развития ребенка до 3 месяцев Вы найдете в статьях подрубрик:

Возраст 3 месяца

Поворачивает голову в сторону голоса взрослого. Ищет, откуда идет звук.

Зрительно сосредотачивается на лице говорящего с ним взрослого, на игрушках.

Эмоции при общении: Проявляет «комплекс оживления» в ответ на эмоциональное общение с ним, ищет глазами того, кто издает звуки.

Случайно наталкивается руками на игрушку, висящую над грудью.

Движения общие: Лежит на животе несколько минут, опираясь на предплечья и высоко подняв голову. При поддержке под мышки упирается о твердую опору ногами, согнутыми в тазобедренном суставе.

Издает отдельные звуки в ответ на разговор с ним. Повторно произносит отдельные звуки.

Подробное пошаговое описание упражнений и игр для ребенка 3 месяцев Вы найдете в рубрике

Возраст 4 месяца.

Слуховые ориентировочные реакции: Поворачивает голову в сторону невидимого источника звука и находит его глазами; различно реагирует на спокойную и плясовую мелодию.

Зрительные ориентировочные реакции: Узнает маму и радуется ей.

Эмоции при общении: Во время бодрствования часто и легко возникает «комплекс оживления». Ребенок громко смеется в ответ на эмоционально-речевое общение с ним. Ищет взглядом другого ребенка, радуется, тянется к нему.

Движения рук и действия с предметами: Рассматривает, ощупывает и захватывает низко висящую над грудью игрушку.

Движения общие: Более выраженные показатели трех месяцев.

Подготовительный этап развития речи: Гулит.

Игры, потешки и упражнения для детей 4 месяцев Вы найдете в статье

Возраст 5 месяцев.

Слуховые ориентировочные реакции: Узнает голос матери или близкого человека; различает строгую и ласковую интонацию обращенной к нему речи, по-разному реагирует на них.

Зрительные ориентировочные реакции: Отличает близких людей от чужих по внешнему виду (по-разному реагирует на лицо знакомого и незнакомого человека).

Эмоции при общении: Радуется ребенку, берет у него из рук игрушку, гулит.

Движения рук и действия с предметами: Четко берет из рук взрослого игрушку, удерживает ее в руке.

Движения общие: Долго лежит на животе, подняв корпус, опираясь на колени, стоит на выпрямленных руках; Переворачивается со спины на живот; Ровно, устойчиво стоит при поддержке под мышки.

Подготовительный этап развития речи: Подолгу, певуче гулит.

Подробнее о развитии ребенка в 5 месяцев, играх, игрушках, упражнениях для пятимесячных детей Вы можете прочитать в статье —

Возраст 6 месяцев.

Слуховые ориентировочные реакции: По-разному реагирует на свое и чужое имя.

Зрительные ориентировочные реакции: Ярче проявляются показатели пяти месяцев.

Эмоции при общении: Ярче проявляются показатели предыдущих месяцев.

Движения рук и действия с предметами: Свободно берет игрушки из различных положений и подолгу занимается, перекладывает из одной руки в другую.

Движения общие: Переворачивается с живота на спину; передвигается, переставляя руки или немного подползая.

Подготовительный этап развития речи: Произносит отдельные слоги (начало лепета).

Подробнее об играх и упражнениях с шестимесячными детьми и показателях их развития Вы можете прочитать в статье

Возраст 7 месяцев.

Движения рук и действия с предметами: Игрушкой стучит, размахивает, перекладывает, бросает ее.

Движения общие: Хорошо ползает – много, быстро и в разные стороны.

Подготовительный этап развития речи: На вопрос «Где?» находит взглядом предмет, неоднократно называемый и находящийся постоянно в определенном месте. Подолгу лепечет, повторно произносит одни и те же слоги.

Игры и упражнения с малышом Вы найдете в статье

А также из нее Вы узнаете, чо такое «деловое общение» с самыми маленькими детьми; с какого возраста полезно слушать аудиосказки, что такое эмоциональная привязанность, хорошо это или плохо.

Возраст 8 месяцев.

Эмоции при общении: Смотрит на действия другого ребенка и смеется или лепечет.

Движения рук и действия с предметами: Игрушками занимается долго и разнообразно действует с ними. Подражает действиям взрослого с игрушкой (например, толкает мяч, стучит, вынимает)

Движения общие: Сам садится, сидит и ложится. Придерживается руками за барьер, стоит и опускается. Перешагивает, держась за барьер.

Подготовительный этап развития речи: На вопрос «Где?» находит несколько предметов на постоянном месте. По слову взрослого выполняет разученные ранее действия (например, «пока-пока», «ладушки»)

Подробнее об особенностях развития ребенка 8 месяцев, игры и упражнения для этого возраста Вы найдете в статье

Возраст 9 месяцев.

Слуховые ориентировочные реакции: совершает плясовые движения под плясовую музыку.

Эмоции при общении: Ползет навстречу другому ребенку. Подражает действиям и движениям другого человека.

Движения рук и действия с предметами: С игрушками действует по –разному, в соответствии с их свойствами (катает, открывает и закрывает, вынимает и вкладывает и так далее).

Движения общие: переходит от одного предмета к другому, слегка придерживаясь за них руками.

Подготовительный этап развития речи: На вопрос «где?» показывает несколько знакомых предметов в разных местах независимо от их расположения. Знает свое имя, оборачивается на зов. Подражает взрослым, повторяя за ними слоги.

Возраст 10 месяцев.

Эмоции при общении: действует рядом с ребенком, одной игрушкой с ним.

Движения рук и действия с предметами: Самостоятельно и по просьбе взрослого выполняет разученные с игрушкой действия: вынимает, вкладывает, открывает, снимает. Действия с предметами принимают устойчивый характер.

Движения общие: Всходит на невысокую поверхность или на детскую деревянную горку. Держась за перила, сходит с горки.

Подготовительный этап развития речи: По просьбе «дай» находит и дает знакомые предметы. Выполняет по заказу и напоминанию разученные действия и движения: «догоню-догоню», «сорока-ворона» и другие. Подражает взрослому и повторяет за ним новые слоги.

Возраст 11 месяцев.

Эмоции при общении: радуется приходу детей, избирательно относится к ним.

Движения рук и действия с предметами: Овладевает новыми действиями с предметами и начинает выполнять их по слову взрослого – накладывает кубик на кубик, снимает и нанизывает кольца с большими отверстиями на стержень.

Движения общие: Стоит самостоятельно. Делает первые самостоятельные шаги.

Подготовительный этап развития речи: По словесной просьбе выполняет разные действия с игрушками (водит куклу, кормит собачку и т.п.) Появляются первые обобщения в понимаемой речи – например, по просьбе дать мяч дает любой мяч, а не один конкретный. Или по просьбе «дай лялю» дает любую куклу, а не одну конкретную. Произносит первые слова: «дай», «ав-ав», «бах» и другие.

Возраст 12 месяцев (1 год).

Слуховые ориентировочные реакции: По слову взрослого отличает кирпичик от кубика.

Зрительные ориентировочные реакции: Узнает знакомого взрослого на фотографии.

Эмоции при общении: Протягивает и отдает игрушку другому ребенку, сопровождая это словами или лепетом. Ищет игрушку, спрятанную другим ребенком.

Движения рук и действия с предметами: Различает предметы по форме (кубик от кирпичика). Выполняет самостоятельные разученные действия с игрушкой. Переносит действия, разученные с одним предметом, на другой: кормит мишку, куклу, лошадку, собачку и т.д.; водит киску, куклу, мишку, зайку и так далее.

Движения общие: Ходит самостоятельно, без опоры.

Подготовительный этап развития речи: Понимает без показа названия нескольких предметов, действий, имен детей и взрослых, отдельные поручения («найди», «принеси», «покажи» и т.п.). Понимает слово «нельзя». По слову взрослого выполняет разученные ранее действия с игрушкой. Легко подражает новым слогам, облегченным словам.

Показатели развития ребенка в раннем возрасте (от 1 года до 3 лет).

Данные ниже показатели развития ребенка выявлены в ходе изучения закономерностей развития детей в определенных условиях воспитания.

Разные умения формируются в разные периоды развития малыша с разной интенсивностью. Поэтому при оценке особенностей развития ребенка выявляются показатели в эпикризные сроки. Это 1 год 3 месяца, 1 год 6 месяцев, 1 год 9 месяцев, 2 года, 2 года 6 месяцев, 3 года. Именно в данном возрасте оцениваются достижения ребенка в развитии.

Систему игр и упражнений для детей 1-2 лет Вы найдете в рубрике

Ориентировочные показатели нервно-психического развития детей второго года жизни (Н.М. Аксарина, К.Л. Печора)

Возраст 1 год 1 месяц – 1 год 3 месяца

Развитие речи:

Ребенок легко отвечает на инициативу взрослого в общении, иногда сам проявляет инициативу.

А) Понимание речи: Запас понимаемых ребенком слов быстро растет.

Б) Активная речь: Лепечет, произносит отдельные облегченные слова в момент радости и двигательной активности.

Как определить?

  1. Понаблюдайте за ребенком во время игр и в быту.
  2. Попросите найти игрушку (например, часы, машину, мишку, собачку). Находит предметы обуви, одежды.
  3. Дайте игрушку и попросите поиграть с куклой Лялей, поплясать, положить спать. Малыш выполняет действия с куклой по Вашему слову, демонстрируя понимание Вашей речи.
  4. Спросите малыша, где кроватка, где стол, где мы кушаем, где мы моем ручки. Понимает ли он Вашу речь? Ориентируется ли дома по Вашему слову?

Сенсорное развитие: Ориентируется в двух контрастных величинах предметов (может показать большой и маленький предмет из двух предложенных, разница в размере 3 см).

Как определить: Возьмите два вкладыша – куба. Один размером грани 10 см, другой – 7 см. Выложите из большого куба маленький и положите рядом. Попросите ребенка вложить маленький куб в большой. Дайте ему возможность попробовать 2-3 раза. Не помогайте и не подсказывайте! Малыш делает задание сам.

Воспроизводит в игре действия с предметами, ранее разученные со взрослым (кормит куклу, нанизывает кольца на стержни).

В игре со строительным материалом ставит один кубик на другой (башенка), кладет кирпичики плашмя (дорожка), воспроизводит действия взрослых.

Как определить?

  1. Поставьте перед малышом куклу и игрушечную тарелочку или мисочку и предложите ему покормить куклу.
  2. Покажите, как построить из кубиков и кирпичиков простейшие постройки (дом, машинка» и предложите построить самому.
  3. Дайте малышу пирамидку с 4-5 кольцами и предложите нанизать колечки на стержень пирамидки (кольца одинаковой величины, их размер не учитывается). Ребенок должен выполнить все три действия.

Движения: ходит длительно, не присаживаясь (приседает, наклоняется, поворачивается, пятится).

Как определить? Понаблюдайте за ребенком во время игр и прогулки.

Навыки: самостоятельно ест густую пищу ложкой.

Как определить? Понаблюдайте, как ест ребенок — во время кормления ребенок должен самостоятельно съесть густую пищу из глубокой тарелки. Часть пищи он может съесть с помощью взрослого.

Изобразительные умения: Оставляет карандашом след на бумаге.

Возраст 1 год 4 месяца – 1 год 6 месяцев

Развитие речи:

Проявляет инициативу во взаимодействии со взрослыми по разным поводам.

А) Понимание речи: Обобщает предметы по существенным признакам в понимаемой речи (например, по просьбе «дай собачку» может дать разные игрушки-собачки из предложенных, так как выделяет главные, отличительные признаки собаки в отличие от других зверюшек)

Как определить? Поставьте перед ребенком на столике предметы в такой последовательности: собака черная, кошка черная, кошка черная, собака (кошка) белая, кукла. Попросите малыша найти собачку (можно дать другое задание – найти кошку). Затем поменяйте игрушки местами и еще раз скажите: «Где собачка? А где другая собачка?». Для задания лучше взять незнакомые игрушки.

Б) Активная речь: Произносит облегченные слова (би-би, кис-кис и другие) правильно. Произносит название предмета полностью в момент сильной заинтересованности (киса, утя)

Как определить? Возьмите красивую коробку или мешочек. Сюрпризный момент – Вы неожиданно показываете малышу игрушки, которые достаете из коробки или мешочка – например, куклу, зайчика, котенка, петушка или машинку. Спрашиваете при этом «Кто это?» Или «Что это?». Ребенок называет предметы облегченными словами или правильно (ляля, кукла).

Сенсорное развитие: Ориентируется в 3-4- контрастных формах предметов (отличает шар, куб, призму, кирпичик).

Как определить? Положите перед ребенком 3 кирпичика, 3 кубика, 3 шарика, 3 призмы. Прокатите шарик по горке (сделайте горку с желобком из подручных материалов). Попросите малыша найти еще шарики и скатить их. После этого возьмите один кубик, поставьте его. Попросите ребенка найти еще кубики и построить дом.

Игра и действия с предметами: Отображает в игре отдельные наблюдаемые жизненные и бытовые действия

Воспроизводит действия взрослых, ставит кирпичик на узкую грань (строит забор).

Как определить? Положите перед малышом предметы: куклу и расческу или куклу и носовой платочек. Скажите либо «Кукла не причесана», либо «У куклы грязный нос». Малыш причесывает куклу, вытирает ей нос.

Ребенок причесывает куклу и вытирает нос.

Движения: Перешагивает через препятствия приставным шагом.

Как определить ? Положите на пол брусочки или палку. Покажите, как перешагнуть через них приставным шагом. Попросите малыша перешагнуть.

Навыки: Самостоятельно ест жидкую пищу ложкой.

Как определить? Понаблюдайте за ребенком во время кормления. Малыш в 1 год 6 месяцев съедает ¾ жидкой пищи (суп) из глубокой тарелки. При этом он держи черенок ложки рукой сверху (в кулачке).

Изобразительные умения: Действуя карандашом, пытается целенаправленно оставить след на бумаге.

Возраст 1 год 7 месяцев – 1 год 9 месяцев.

Развитие речи:

Контактирует не только со взрослыми, но и со сверстниками, эмоционально отзывается на общение.

А) Понимание речи: Понимает несложные рассказ по сюжетным картинкам, отвечает на вопросы взрослого. Отыскивает на картинках изображения знакомых действий.

Как определить? Покажите малышу одну за другой картинки с изображением знакомых сюжетов (4-5 картинок, например: «Мальчик поит лошадку», «Дети умываются», «Мальчик кормит собаку», «Мама купает малыша», «Дети обедают»). По каждой картинке задайте вопросы ребенку: «Кто на картинке?», «Что делает?». Ребенок может ответить одним словом (не обязательно предложением).

Б) Активная речь: Пользуется предложениями из двух слов.Обозначает свои действия во время игры словами и двухсловными предложениями. Облегченные слова заменяет правильными.

Как определить? Понаблюдайте за ребенком во время игры и в быту. Ребенок в 1 год 9 месяцев сопровождает свои действия двухсловным предложением (пример — «Кукла спать»).

Сенсорное развитие: Ориентируется в 3-4 контрастных величинах предметов (типа кубиков, колец пирамидки) с разницей в 3-4-см.

Как определить? Вам понадобятся кубы-вкладыши (4 см, 7 см, 10 см). Достаньте кубы один из другого и поставьте их на столе вразнобой. Предложите малышу их собрать. Малыш в 1 год 9 месяцев собирает вкладыши – кубы в соответствии с их величиной.

Игра и действия с предметами: Воспроизводит несложные сюжетные постройки типа «Ворота», «Самолетик», «Дом», «Скамейка».

Как определить? Покажите малышу, как строить (поставить два кирпичика вертикально, положить один кирпичик на них сверху горизонтально). Предложите построить ворота.

Движения: Ходит по ограниченной поверхности шириной 15-20 см (доска, скамейка) и приподнятой над полом на 15-20 см)

Как определить? Малыш в 1 год 9 месяцев должен пройти по доске данного размера без Вашей помощи (войти на доску и сойти с нее может при помощи взрослого).

Навыки: Частично раздевается с небольшой помощью взрослого.

Как определить? Во время раздевания ребенок снимает ботинки (с развязанными шнурками), туфли (расстегнутые). Взрослый может немного помогать.

Изобразительные умения: Оставляет карандашом след на бумаге, не выходя за пределы листа.

Возраст 1 год 10 месяцев – 2 года.

Развитие речи:

А) Понимание речи: Понимает рассказ без показа, особенно бывший в опыте ребенка.

Как проверить: Расскажите малышу рассказ о хорошо знакомых ему событиях (как на прогулке видели собачку или кошку, как кормили голубей и т.п.). Не используйте картинок или игрушек при рассказывании. После рассказа задайте вопросы по его содержанию (3-4 вопроса). Ребенок отвечает на них словом или коротким предложением, демонстрируя понимание содержания Вашего рассказа.

Б) Активная речь: При общении со взрослым пользуется трехсловными предложениями, употребляет прилагательные и местоимения.

Как определить: Во время игр, прогулки, общения малыш обращается к взрослым с речью, говоря трехсловными предложениями (т.е. предложениями из трех слов).

Сенсорное развитие: Подбирает по образцу и по слову 3-4 контрастных цвета. Подбирает пары предметов по цвету (найди такого же цвета).

Как определить? Вырежете из цветного картона три пары носков или варежек (силуэты). Они должны быть трех цветов: красные, зеленые, синие. Разложите перед ребенком получившиеся картинки в следующей последовательности: красная, зеленая, синяя, красная, синяя, зеленая. Малыш подбирает к каждой варежке (или к каждому носку) пару по цвету.

Игра и действия с предметами: В игре воспроизводит ряд последовательных действий (начало сюжетных игр). Например, куклу сначала купает, затем вытирает полотенцем. Или мишке сначала моет лапки, потом завязывает нагрудник, потом кормит. Строит несложные постройки (стол, стул, кровать). Играет рядом со сверстниками (как другие дети кормит куклу, вставляет фигурки в отверстия и др.), проявляет интерес к играм сверстников.

Как определить: Положите перед малышом предметы и игрушки: куклу – голыша, кубик (вместо мыла), губку, полотенце, ванночку. Создайте игровую ситуацию, скажите «Кукла грязная, испачкалась». Ребенок сначала сажает куклу в ванночку, намыливает, трет губкой, моет, вытирает. Взрослый не подсказывает последовательность действий.

Движения: Перешагивает через препятствия чередующимся шагом.

Как определить? Разложите на полу 4 брусочка на расстоянии 20 см друг от друга. Покажите, как перешагивать через них чередующимся шагом (не приставляя одну ногу к другой во время перешагивания). Попросите малыша пройти так же.

Навыки: Частично надевает на себя одежду (ботинки, шапку) с небольшой помощью взрослого.

Как определить? Понаблюдайте, может ли ребенок сам надеть шапку, ботинки, носки. Допустима небольшая помощь взрослого.

Изобразительные умения: Рисует горизонтальные и вертикальные линии, подражая взрослому («дождик», «травка», «салют», «дорожка» и т.д.)

Ориентировочные показатели нервно-психического развития детей третьего года жизни (Н. М. Аксарина, Т.В. Пантюхина).

Возраст 2 года 1 месяц – 2 года 6 месяцев

Развитие речи

Активная речь: Ребенок говорит многословными предложениями (в предложении более 3 слов). В речи появляются вопросы «Где?», «Куда?», «Откуда?»

Понимание речи: Понимает рассказ без показа о событиях, которые были в опыте ребенка.

Как определить: Понаблюдайте за малышом в повседневном речевом общении, побеседуйте с ним на любую интересную для ребенка и близкую ему тему. В диалоге малыш хотя бы раз использует трехсловное предложение, может ответить на Ваши вопросы, сам задает вопросы.

Сенсорное развитие:

А) Воспроизведение формы: По образцу подбирает геометрические формы. Ориентируется в 6 контрастных формах предметов – шар, куб, кирпичик, призма, цилиндр, конус.

Как проверить: Попросите малыша подобрать такую же форму по образцу.

Б) Воспроизведение цвета: Подбирает по образцу разные предметы 4 основных цветов – красный, синий, желтый, зеленый («Спрячь мышку» и другие игры).

Как проверить: Вам понадобятся цветные карточки (красная, зеленая, синяя, желтая). Также подготовьте 8 предметов, должно быть по два предмета каждого цвета. Например, красный цвет – красный карандаш, красный кубик. Желтый цвет – желтый игрушечный утенок, желтый маленький мячик. Покажите малышу цветные карточки. Возьмите один предмет в руки и спросите, куда его нужно положить. Малыш подбирает по цвету два предмета к каждой цветной карточке.

Сюжетная игра: В игре сюжетного характера ребенок отражает взаимосвязь и последовательность 2-3 действий.

Как определить: Понаблюдайте за игрой малыша. В ней должны присутствовать цепочки последовательных логически обоснованных действий (например, сначала нужно помыть лапки мишке, завязать нагрудник, а потом уже его кормить, а не наоборот). Дайте ребенку игровой набор для игры в продавца, доктора или парикмахера. Понаблюдайте, выполняет ли малыш в игре цепочку из 2-3 связанных между собой действий.

Изобразительные умения: умеет рисовать замкнутую кривую линию.

Конструктивные умения: Самостоятельно делает сюжетные постройки из строительного материала и называет их.

Движения: Перешагивает через палку или веревку, горизонтально приподнятую от пола на 30 см.

Навыки: Ест достаточно аккуратно. Самостоятельно одевается, но не умеет сам застегивать пуговицы и завязывать шнурки.

Как определить: Понаблюдайте за ребенком после сна, во время сбора на прогулку. Малыш в два с половиной года может самостоятельно надеть шапку, рубашку, штаны, пальто (без завязывания шнурков и застегивания на пуговицы).

Возраст 2 года 7 месяцев – 3 года.

Развитие речи.

Активная речь: Начинает употреблять сложные предложения. Появляются вопросы «Когда?», «Почему?»

Понимание речи: Понимает сказки и рассказы о событиях, которых не было в опыте ребенка, но ему знакомы отдельные элементы.

Как определить: Понаблюдайте за ребенком во время общения с ним на разные темы. Есть ли у него в речи сложные предложения (хотя бы одно), какие вопросы он Вам задает, понимает ли Ваш рассказ о новых событиях, в которых ему знакомы лишь отдельные элементы.

Сенсорное развитие:

А) Воспроизведение формы: В своей деятельности правильно использует геометрические формы по назначению (накладывает на силуэт, вкладывает в отверстия соответствующей формы).

Б) Воспроизведение цвета: Называет 4 основных цвета.

Как определить: Возьмите 8 цветных предметов разной формы (это должны быть знакомые ребенку предметы) четырех основных цветов – красный (2 предмета – например, красный флаг и красный карандаш), зеленый (два предмета – например, зеленый мяч и зеленый игрушечный крокодил), желтый, синий. Показывайте предметы и спрашивайте, какого они цвета.

Сюжетная игра: Появляются элементы ролевой игры.

Как определить: Понаблюдайте за игрой ребенка. Он берет на себя роль и выполняет игровые действия в соответствии с ролью. Сопровождает свои действия речью.

Конструктивные умения: Появляются сложные сюжетные постройки (дом, лестница, гараж) , ребенок называет их и обыгрывает с игрушками.

Изобразительные умения: С помощью карандаша, пластилина, глины изображает простые предметы и называет их (яблоко, солнышко, зайка, окно, мячик и так далее).

Движения: Перешагивает через веревку, горизонтально приподнятую от пола на 30 см.

Навыки: Пользуется салфеткой при еде. Самостоятельно одевается при небольшой помощи взрослого. Может застегнуть пуговицы. Стремится к самостоятельности.

Литература по теме для специалистов, работающих с детьми раннего возраста:

  • Печора К.Л. Развитие и воспитание детей раннего и дошкольного возраста. Актуальные проблемы и их решение в условиях ДОУ и семьи. – М., 2006
  • Печора К.Л., Пантюхина Г.В., Голубева Л.Г. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях. – М., 2004
  • Сотникова В.М., Ильина Т.Е. Контроль за организацией педагогического процесса в группах раннего возраста ДОУ. – М., 2005

Психология развития ребенка от рождения до трех лет. Развитие ребенка до трех лет можно разделить на следующие периоды: период младенчества, который, в свою очередь, делится на период новорожденности, младенчество и кризис 1 года, и период раннего возраста от года до трех лет (кризис 3 лет). Рассмотрим данные периоды немного подробнее.

Период младенчества

Новорожденность - это переходный этап. Безусловные рефлексы -ориентировочные и защитные. Первые условные рефлексы появляются к концу первого месяца (ребенок реагирует на позу кормления).

Психическая жизнь . Мозг не вполне сформирован и продолжает развиваться. Ощущения новорожденного неразрывно слиты с эмоциями. Особо важные события - на 2-3 неделе возникает слуховое, а на 3 - 5 неделе зрительное сосредоточение. У ребенка специфическая ситуации развития - он беспомощен, биологически связан с матерью, зависим от взрослого человека.

Ребенок бурно реагирует на появление матери примерно в 1 месяц («комплекс оживления»). Начинается новый психологический период.

Младенчество

Познавательное развитие ребенка : к 4 месяцам ребенок не просто видит, а уже смотрит и активно реагирует на увиденное. Реагирует на свет. У него развивается пространственное восприятие. Для его развития нужно стараться, чтоб обстановка, которая его окружает, была интересной и не однообразной. У младенца появляется целостная картина мира.

Действие и движение . К 4 месяцам появляются движения рук, которые направлены к предмету. Малыш начинает ощупывать предмет. В 5 - 6 месяцев у ребенка появляется первое целенаправленное действие - он хватает предмет. После 7 месяцев в развитии встречаются «соотносящие» действия, то есть малыш начинает вкладывать маленькие предметы в большие, закрывает и открывает крышки коробочек. Первые функциональные действия появляются после 10 месяцев (подражание взрослым).

По восприятию и действию ребенка можно судить о начальных формах наглядно-действенного мышления.

Память . Первое узнавание появляется в 4-месяца, когда ребенок начинает отличать лицо знакомое от незнакомого. Воспроизведение появляется после 8 месяцев, у ребенка в памяти восстанавливаются образы.

Речь. В первом полугодии у ребенка формируется речевой слух. Во втором полугодии у ребенка после гуления появляется лепет, который обычно сочетается с жестикуляцией. К году ребенок начинает понимать 10 -20 слов, которые произносятся взрослыми, и сам произносит несколько первых слов. После, с появлением первых слов в развитии ребенка начинается новый этап.

Кризис 1 года

Период между младенчеством и ранним детством. У ребенка появляется всплеск самостоятельности, а также аффективные реакции в ответ на непонимание родителей. Главным приобретением данного периода является автономная речь. У младенца появляется своя логика, его слова становятся ситуативными и многозначными.

Ребенок пытается ходить или ходит; выполняет разные действия с предметами; так как он понимает взрослого, то с помощью речи можно организовать его восприятие и действия. Эмоциональное и познавательное развитие в первую очередь основывается на потребности в общении. Малыш становится независимым биологически.

Психология развития раннего возраста (от 1 года до 3 лет)

В раннем детстве наступает следующий этап, в котором ребенок психологически отделяется от матери.

Развитие психических функций.

Речь. Речь ребенка к трем годам приобретает предметное значение. Быстро растет пассивный и активный словарь. Ребенок к этому возрасту практически все понимает.

В раннем возрасте начинают развиваться другие психические функции - мышление, восприятие, внимание, память. Доминирует восприятие.

Восприятие. Это проявляется в том, что дети максимально связаны ситуацией. Их поведение является импульсивным. Без опоры на восприятия до 2 лет ребенок не может действовать вообще. Маленький ребенок не может солгать, что-то выдумать. Благодаря тому, что вещь привлекает ребенка, у него разворачивается импульсивное поведение - с ней нужно что-то сделать.

Память . Нет еще опоры на прошлый опыт, в основном, это узнавание.

Мышление в этом возрасте наглядно-действенное. Основывается оно на восприятии и действиях, которые осуществляет сам ребенок. Ребенок начинает переносить в другие условия уже освоенные действия.

В этот период ведущей деятельностью является - предметно-манипулятивная . Однако к концу раннего возраста все же появляется игра с сюжетом. Для развития игры важно появление замещающих и символических действий.

Эмоциональное развитие . Эмоционально ребенок реагирует только на то, что воспринимает. Его желания неустойчивы, ребенок не может сдерживать и контролировать их. Выбрать и остановиться на чем-то одном ребенок не способен - он еще не в состоянии самостоятельно принять решение.

Ребенок в этом возрасте при общении с детьми исходит только из собственных желаний, и при этом совсем не учитывает желания другого. Он не умеет сопереживать. Яркие эмоциональные реакции характерны для раннего возраста, они связаны с желаниями ребенка. Ребенка данного возраста еще легко отвлечь. Он мгновенно может переключиться и с удовольствием заняться новым делом. В 2 года ребенок узнает себя в зеркале. Ребенок осознает «я», «я сам», «я хороший» - это продвигает ребенка на другой уровень развития.

Кризис 3 л ет

В жизни ребенка это один из наиболее трудных моментов. Выделение своего «Я». Ребенок отделяется от взрослых, пытаясь установить с ними более глубокие отношения. Главный мотив действия ребенка - сделать наоборот.

В поведении ребенка меняется мотивация. Поведение ребенка определяется не желанием, а отношениями с другим человеком. Упрямство ребенка не потому, что ему чего-то хочется, а потому, что он сам этого захотел, и требует, чтобы считались с его мнением. Тенденция к самостоятельности проявляется ярко: ребенок хочет решать и все делать сам.

Обесценивание . 3-летний ребенок может отбросить или сломать игрушку, начать ругаться и т. п. У ребенка начинает изменяться отношение к себе и другим людям. Психологически он отделяется от взрослых.

Ведущая деятельность ребенка - предметно-манипулятивная, в рамках этой деятельности возникают примитивные игры. К 3 годам появляется сознание «я сам», это является центральным новообразованием этого периода. Возникает завышенная самооценка. В 3 года поведение ребенка мотивируется отношениями с людьми, а не только содержанием той ситуации, в которую погружен он. Поведение ребенка остается импульсивным, но уже появляются поступки, которые связаны не с сиюминутными желаниями, а уже с проявлением «я» самого ребенка.