Раннее развитие ребенка. Суть методики никитиных

О семье Никитиных впервые заговорили в конце 50-х годов ХХ века. Подмосковный поселок Болшево, где жили педагоги, был в шоке от того, каким образом молодые супруги воспитывают своих детей. Местную общественность удивлял тот факт, что никитинские дети, бегавшие босиком по снегу и способные выполнять головокружительные гимнастические упражнения, просто кипели здоровьем и поражали своим интеллектом. К трем-четырем годам эти малыши уже осваивали чтение и азы математики, с увлечением играли в придуманные отцом логические игры, а, едва начав учиться в школе, перескакивали через класс. Именно тогда, в 1960-1970-е годы Никитины заложили основы российской родительской педагогики, которые используются и по сей день.

Основные принципы воспитания «по-никитински»

По мнению Никитиных традиционно в общении с ребенком взрослые допускают две крайности. Первая – это заорганизованность . То есть, сверхзаботливый уход и непрерывные занятия, развлечения, игры. Времени для самостоятельной деятельности у ребенка не остается. Вторая крайность заключается в заброшенности ребенка. Это значит, что общение с малышом сводится только к его обслуживанию (накормить, напоить, спать уложить). Подобный подход ведет к депривации (психологическому голоданию), госпитализму (задержке в эмоциональном и психическом развитии) и, в итоге, к умственной отсталости. В основе системы Никитиных лежит, прежде всего, труд, естественность, близость природе и творчество. Ребята – хозяева себе, своим поступкам и распорядку. Родители ни к чему не принуждают их, лишь помогают разбираться в сложных жизненных и философских проблемах. Взрослые подталкивают, а не опережают детей, вступают с ними в диалог. Главной задачей воспитания, по мнению Никитиных, является максимальное развитие творческих способностей подрастающего человека и его подготовка к жизни . Основные принципы своей методы авторы определяют следующим образом. Во-первых, свобода творчества детей в занятиях. Никаких специальных тренировок, зарядок, уроков. Дети занимаются сколько хотят, сочетая спорт со всеми другими видами деятельности. Во-вторых, легкая одежда и спортивная обстановка в доме: спортивные снаряды входят в повседневную жизнь ребят с самого раннего детства, становятся для них естественной средой обитания, наравне с мебелью и другими домашними вещами. В-третьих, родительское неравнодушие к тому, что и как у малышей получается, участие взрослых в детских играх, соревнованиях, да и вообще – в самой жизни детей. У родителей должна быть только одна цель: не мешать развитию ребенка, а помогать ему, не давить на детей в соответствии с некими собственными замыслами, а создавать условия для дальнейшего их развития, ориентируясь на самочувствие и желание ребят. Лена Андреевна и Борис Павлович не ставили себе целью изначально научить своих малышей всему как можно раньше. Они заметили, что у ребят раньше развиваются те стороны интеллекта, для которых созданы соответствующие «опережающие» условия. Допустим, ребенок только начал говорить, а у него среди игрушек уже появляются кубики с буквами, разрезная азбука, пластмассовые буквы и цифры.

Как вызвать в ребенке желание заниматься?

Итак, условия для развития должны опережать этот процесс. Значит, их нужно подготовить заранее. То есть на стены детской комнаты надо повесить карту полушарий, таблицы сотен и тысяч, печатные и прописные буквы, измерительные приборы, книги. И первые впечатления могут непроизвольно возбудить интерес ребенка к какой-то области знаний и даже развить определенные способности. Общая работа или работа рядом - это обязательный интерес и к процессу труда, и к его результатам друг у друга, а вместе с тем, и повод для разговора, обмена мнениями. Здесь следует обратить внимание на один очень важный момент: никогда не стоит делать за малыша то, с чем он способен справиться сам, и не решать за него то, что он может решить самостоятельно. В любых занятиях детей взрослые должны стараться поощрять творчество, не навязывая своих мнений, и не торопясь обязательно предотвратить ошибку или сразу указать на нее. А в случае неудачи – не упрекать и не стыдить ребенка. Зато успех нужно отмечать обязательно и не скупиться на похвалу. Главное, чтобы взрослые никогда не оставались равнодушными к тому, что и как делают ребята, что у них получается.

Физическое развитие

Дети должны быть готовы воспринимать знания не только умственно, но и физически. Тело ребенка как бы само по себе инструмент познания. Не перегруженное лишней одеждой, не отягощенное сверхкалорийной пищей, оно легко и охотно «идет навстречу» требованиям умственного порядка. Спортивные снаряды чуть ли не с младенчества должны входить в детскую жизнь. Особое внимание Никитины уделяли закаливанию. И их опыт показал, что это действенный способ оградить ребенка от большинства простудных заболеваний.

Интеллектуальные игры Никитиных

Методика:

Помимо опережающих условий для развития, о которых шла речь выше, Никитин разработал целый ряд развивающих игр для ребят любого возраста. Никакая определенная программа обучения ребенку не навязывается. Он погружается в мир игры, в котором сам волен выбирать сферу деятельности. Никто не объясняет малышу новых правил, он просто вовлекается в игру с помощью сказки, подражая старшим, участвуя в коллективных играх. Как правило, сначала требуется активное участие взрослых или старших братьев и сестер, но затем дитя может заниматься уже самостоятельно. Так, естественно, кроха выполняет ряд задач, которые постепенно усложняются. При этом малышу нельзя подсказывать. Ему надо предоставить возможность думать самостоятельно. Если ребенок не может справиться с заданием, нужно вернуться к легким, уже освоенным заданиям, или временно оставить эту игру. Если заметно, что кроха достиг потолка своих возможностей или утратил интерес к игре, лучше ее на время отложить. Такая методика позволяет ребенку самостоятельно искать решение неизвестных ему задач, создавать новое, то есть ведет к развитию его творческих способностей.

Особенности:

Главное отличие - это многофункциональность игр и безграничный простор для творчества. Они могут заинтересовать и увлечь всех членов семьи Игры учат детей, переходя от простых от более трудным заданиям, получать радость и удовлетворение от умственной деятельности, думать, порой мучиться, но обязательно добиваться цели. Каждая игра - это набор задач , которые ребенок решает с помощью кубиков, кирпичиков, квадратов, деталей конструктора-механика. Задачи предлагаются малышу в различной форме: в виде модели, плоского рисунка, рисунка в изометрии, чертежа, письменной или устной инструкции, и таким образом, знакомят его с разными способами передачи информации . Задания расположены от простого к сложному. Уровней сложности несколько: от доступных двух-трехлетнему до непосильных для среднего взрослого, поэтому игры могут возбуждать интерес в течение многих лет . А постепенное возрастание трудности задач позволяет ребенку совершенствоваться самостоятельно , то есть развивать свои творческие способности . Используя в занятиях с ребенком никитинские развивающие игры, следует придерживаться определенных принципов:

  1. Нельзя объяснять ребенку способ и порядок решения задач и нельзя подсказывать ни словом, ни жестом, ни взглядом. Осуществляя решение практически, малыш учится брать всё необходимое из окружающей действительности самостоятельно.
  2. Нельзя требовать и добиваться того, чтобы ребенок решил задачу с первой попытки . Он, возможно, еще не дорос, и надо подождать день, неделю, месяц или даже больше.
  3. Решение задачи предстает перед малышом в виде рисунка, узора или сооружения из кубиков, кирпичиков, деталей конструктора, то есть видимых и осязаемых вещей. Это позволяет ребенку самому проверять точность выполнения задачи.
  4. Большинство развивающих игр не исчерпывается предлагаемыми заданиями, а позволяет детям и родителям составлять новые варианты и даже придумывать новые игры, то есть, заниматься творческой деятельностью.

Итак, главная особенность развивающих игр Никитиных – то, что в них удалось объединить один из основных принципов обучения – от простого к сложному – с очень важным условием творческой деятельности – делать всё самостоятельно. Разработанные Борисом Никитиным развивающие игры описаны им в книге, которая так и называется – «Интеллектуальные игры». Вот лишь несколько примеров самых популярных из них.

Рамки и вкладыши

Эта игра доступна самым маленьким. Она представляет собой 16 рамок с вкладышами в виде геометрических фигур: круг, квадрат, треугольник, эллипс (овал), прямоугольник и так далее. Начать лучше с показа вкладышей. Взять круг, овал, квадрат, равносторонний треугольник и, называя, показать их малышу. При этом лучше не держать их в руках, а выкладывать на однотонную поверхность (не на цветную скатерть или ковер, а хотя бы на лист бумаги). Показав по одной фигурке, можно дать их малышу для самостоятельных действий – пусть разглядывает и играет. Уместно будет предложить ему заодно коробочку или баночку, в которую он сможет все это положить, а затем высыпать обратно. Постепенно карапуз познакомится со всеми 16-ю фигурами комплекта. Если начинать с небольшого количества фигур, привлечь кроху к игре можно, начиная с 10-12 месяцев. Когда ребенок подрастет, можно усложнять задания: обводить контуры фигур карандашом, сначала по рамкам, потом – по вкладышам (это сложнее), делать двойной контур, заштриховывать полученное изображение, рисовать фигурки на счет (три кружка, два квадратика), создавать сюжетные рисунки (елочку из трех равнобедренных треугольников).

Сложи узор

Эта игра представляет собой 16 деревянных кубиков с ребром размером 3 см., где каждая грань имеет определенную окраску. Кубики должны быть уложены в деревянную или картонную коробку (ее наличие обязательно). Никитин советует начинать игру с ними с полутора лет. В начале (особенно с самыми маленькими) нужно просто сесть рядышком с ребенком и вместе рассмотреть кубики: «Смотри, какие красивые кубики! Вот я взяла 4 кубика: один, два, три, четыре. Смотри, это синяя сторона, а это – желтая. Какая красивая синяя дорожка у меня получилась! Давай возьмем зайку, видишь, как ему нравится по ней скакать? А теперь дорожка стала разноцветной: синий, желтый, синий, желтый». Возможно, малыш уже не слушает и смотрит по сторонам. Значит, знакомство с кубиками нужно было закончить на несколько минут раньше. Игра не должна надоедать ребенку. И еще: ее, как и любую другую, желательно хранить в таком месте, чтобы малыш видел, но сам достать не мог. Когда у крохи возникнет желание поиграть, он может сказать или показать на коробку, если разговаривать еще не умеет. Эти кубики способствуют «развитию пространственного воображения, аккуратности, внимания, графических способностей, умению анализировать, синтезировать и комбинировать».

Сложи квадрат

Эта игра возникла из головоломки, в которой требовалось из нескольких кусочков различной формы сложить квадрат. Это была достаточно трудная головоломка, поэтому Никитин решил сделать ряд более простых заданий. Получилась игра для детей от двух лет. Она имеет три категории сложности. В каждую входит по 12 разноцветных квадратов. Все 12 квадратов расположены на фанерке размером с альбомный лист и как бы вставлены в окошечки. Для детей 2 лет и младше надо оставить 4 самых простых квадрата. Пусть это будет целый квадрат, квадрат из двух прямоугольников, из двух треугольников и – разрезанный на две части по ломаной линии. Теперь можно начинать игру с ребенком. Детали нужно либо разложить по кучкам (в каждой – части одного цвета), либо показать, как из двух половинок получается целый квадрат. Дальше ребенку предоставляется возможность действовать самому. Постепенно малыш освоит этот уровень и перейдет на более сложный. По мнению Никитина, эта игра способствует развитию цветоощущения, усвоению соотношения целого и части, формированию логического мышления и умению разбивать сложную задачу на несколько простых.

Дроби

Возраст для начала этой игры указан разный, от 3-х до 5 лет. Она представляет собой комплект из трех фанерок размером с альбомный лист. На каждой из них расположено по 4 круга. Все они имеют одинаковый размер, но разные цвета. Первый круг целый, второй разрезан на две равные части, третий на три, и так далее, вплоть до 12 «долек». Сначала для игры оставляют только первую фанерку с четырьмя кругами. С их помощью можно повторить цвета посчитать вкладываемые кусочки, сравнить их между собой. С их помощью можно повторить цвета посчитать вкладываемые кусочки, сравнить их между собой. Таким образом, ребенок знакомится с математической терминологией. Можно попробовать сделать разноцветный кружок. Очень интересно строить лесенку: внизу – целый круг, дальше половинка, затем треть. С ее помощью можно наглядно понять, почему одна вторая больше, чем одна третья.

Уникуб

Это универсальные кубики, которые вводят малыша в мир трехмерного пространства. Развитие пространственного мышления позволит ребенку в будущем овладевать черчением, стереометрией, начертательной геометрией. Она учит четкости, внимательности, точности, аккуратности. «Уникуб» представляет собой 27 небольших деревянных кубиков. Грани каждого кубика выкрашены таким образом (всего три цвета), чтобы это сочетание граней было редким, если не уникальным. Именно поэтому так непросто выполнить задания по предлагаемым схемам. Никитин предлагает для «уникуба» 60 заданий. Первые из них автор выполнял с детьми 1.5 – 3 лет, а самые сложные – доступны далеко не всем взрослым.

С самого рождения ребёнка родители задумываются о том, как помочь ему освоить необходимые навыки, раскрыть творческие и интеллектуальные способности. Сегодня есть возможность отдать карапуза в специализированный центр или заниматься с ним дома по какому-либо авторскому методу. Одной из известных систем, позволяющих развивать и воспитывать малышей в процессе игр с раннего возраста, является методика семьи Никитиных. Что же предлагается брать за её основу и насколько она подходит современным детям?

Основные цели системы воспитания и раннего развития детей Бориса и Елены Никитиных

Борис и Елена Никитины - опытные педагоги и родители 7 детей. Они на своём собственном опыте разработали методику развития, которая приобрела большую популярность в 80-х годах XX века.

Основа системы воспитания детей, по мнению Никитиных, состоит в естественности процесса: помогать малышу раскрываться нужно как можно раньше. Чем младше ребёнок, тем успешнее он показывает себя в процессе обучения. Если упустить момент и не подтолкнуть его к развитию скрытых способностей, то их задатки позже уже невозможно развернуть в полную силу.

Принципы методики

Сами Никитины воспринимали свою систему воспитания не как методику, а как образ и стиль жизни. Она включает в себя не только принципы раннего развития, но и образ жизни детей с самого зачатия. Следует выделить основные моменты.

  1. Всё направлено на естественность. С наступлением беременности будущие родители уже несут полную ответственность за здоровье и развитие своего малыша. Медицинское вмешательство необходимо свести к минимуму, природа предусмотрела всё за человека, поэтому организм женщины настроен на вынашивание ребёнка и естественные роды. Врачи же рассматриваются как люди, обладающие специальными знаниями в области медицины и способные помочь в критической ситуации.
  2. Обязательное раннее физическое развитие. Организм ребёнка самой природой приспособлен к раскрытию заложенных в него способностей. Закаливание, хождение босиком по снегу, обтирание или обливание холодной водой, занятия на спортивных тренажёрах - все это только укрепляет малышей, делает их сильнее и выносливее. На детей следует надевать минимум одежды и только из натуральных тканей. Ещё один важный момент - питание: оно должно быть простым, без излишеств, деликатесов и вредных продуктов.
  3. Чем раньше, тем лучше. В каждом ребёнке с рождения заложены колоссальные способности, и не только физические, но и творческие, интеллектуальные. Поэтому чем раньше начать заниматься с детьми, тем быстрее и лучше они будут развиваться. Если же упустить момент, то эти задатки просто пропадут.
  4. Родители непосредственно участвуют в процессе развития детей, организовывая совместную деятельность. Девочки всегда должны помогать матери по дому, а мальчики - проводить большое количество времени с отцом. Во время игры взрослые не подсказывают, не помогают и не выполняют задания за своих чад. Ребёнка не ругают, если у него что-то не получается, а просто ждут, когда малыш самостоятельно поймёт как правильно сделать то или иное действие.
  5. Специальная обучающая среда, созданная в зависимости от потребностей и желаний ребёнка. В доме должны быть элементы спортивного инвентаря (турники, шведская стенка, скакалки, мячи и другое) и инструменты для творчества (логические игры, кубики, пазлы, развивающие доски). Все это помогает детям развиваться в естественном ритме.

Плюсы и минусы системы Никитиных

Существует много последователей методики воспитания Никитиных, но нельзя забывать и о минусах этой системы.

Положительные и отрицательные моменты в системе воспитания Никитиных - таблица

Плюсы
  1. Ребёнок принимает решения самостоятельно. Он занимается чем хочет, сколько хочет и когда хочет. Родители же предоставляют ему необходимые материалы для развития.
  2. Специальная окружающая среда позволяет максимально раскрыть физические и интеллектуальные способности малыша.
  3. Авторски разработанные игры помогают быстро развивать мышление, логику, интеллект.
  4. Начало занятий в раннем возрасте даёт возможность ребёнку быстро усваивать новые знания, применять их, руководствуюсь собственными логическими выводами.
Минусы
  1. Некоторые врачи ставят под сомнение необходимость и безопасность динамической гимнастики для новорождённых, которая предусматривает активное развитие рефлексов у младенцев с самого рождения. Ведь все дети индивидуальны и спешка в этом процессе не рекомендуется специалистами.
  2. Система оздоровления детей также вызывает много споров: чрезмерное закаливание, хождение в очень лёгкой одежде требуют особого подхода к каждому ребёнку.
  3. Проблемы с социумом. Никитины чрезмерно спешили в развитии, дети шли в школу младше положенного возраста, а потом ещё и перепрыгивали целые классы. Это отражалось на общении с одноклассниками, которые были на несколько лет старше. Учителя также не могли адаптироваться в процессе обучения и найти подход к самым младшим ученикам. Психологи утверждают, что только с 7 лет ребёнок приобретает способность абстрактно воспринимать вещи, усваивать информацию и осмысливать её. Конечно, шестилетка будет стараться не отставать от одноклассников, но для этого ему необходимо приложить титанические усилия.
  4. Недостаточное эмоциональное развитие. Методика предусматривает быстрое и постоянное совершенствование физических навыков и интеллекта, но не уделяет внимания эмоциональной сфере, похвале и мотивации детей. Здесь приветствуется принцип: быстрее, проще, без изысков. Это касается питания, одежды и других вещей.

Раннее развитие детей: мнение Комаровского - видео

Система Никитиных для детей до года

Методика Никитиных предусматривает воспитания и развития детей с самого рождения. Основные принципы системы для малышей до года:

  • физическая культура тела:
    • ребёнку предоставляется полная свобода движения с рождения;
    • как можно меньше одежды в любое время года;
    • больше физической активности;
    • закаливание и динамическая гимнастика;
  • питание: грудное вскармливание по требованию, прикладывание к груди сразу после рождения и до появления первого зубика, далее еда должны быть самой простой, без деликатесов, скромной и питательной;
  • специальная окружающая среда: создание условий с младенчества, чтобы малыш рос и быстро развивался;
  • роль родителей: мама и папа с первых дней крохи ведут дневник наблюдений, куда записывают всю информацию о нём и на её основе лечат карапуза и следят за его самочувствием;
  • интеллектуальное развитие: знакомить ребёнка с заданиями при помощи логических игр, кубиков следует как можно раньше, уже в 10–12 месяцев.

С момента рождения малыш быстро растёт, поэтому сразу нужно задуматься о его физическом развитии. С первых дней Никитины рекомендовали заниматься динамической гимнастикой. Сразу же начиналось и закаливание: ребёнка ненадолго оставляли голеньким, в остальное время на него надевали только белье или минимум лёгкой одежды. Как только карапуз начинал учиться ходить, можно было немного топать босиком по снегу.

Интеллектуальное развитие также начинается в столь раннем возрасте: ребёнку предлагают рисовать или играть с развивающими игрушками. Детям 10–12 месяцев можно дать геометрические рамки-вкладыши: сначала малыш будет пытаться поставить элементы на нужное место, а со временем поймёт, как собрать квадрат полностью. С помощью таких рамок он легко запомнит цвета и фигуры.

Динамическая гимнастика - видео

Метод Никитиных в развитии дошкольников

Никитины были против детских садов и школ и рекомендовали свести пребывание детей в учебных учреждениях до минимума. Они считали, что строгие рамки, режим и программа не дают естественной свободы и угнетают творческие и интеллектуальные способности, и старались дать больший объём информации в наиболее сжатые сроки именно дома.

Основные принципы развития детей дошкольного возраста включают в себя:

  • труд - обязательный вид деятельности для ребёнка;

    Как только кроха научился ходить, его можно привлекать к домашним обязанностям. В младшем возрасте это складывание игрушек и своих вещей, в более старшем - помощь по дому, уборка, мытьё посуды, работа в саду или на улице.

  • физические упражнения и закаливание, предполагающие ежедневное выполнение гимнастики, занятия в спортивном уголке, обливания холодной водой;
  • интеллектуальное развитие, которое происходит только в игровой форме.

    Ребёнка не заставляют выполнять то или иное упражнение, он сам решает, чем заняться в свободное время и сколько будет продолжаться игра. Родители не настаивают, но и не помогают малышу в процессе познания новых навыков.

Три принципа развития детей - фотогалерея

Играя, малыш развивается интеллектуально Помогая по дому, дети готовятся к взрослой жизни Физические нагрузки - важная составляющая здоровья ребёнка

Закаливание: мнение педиатра - видео

Развивающие игры по методике Никитина

Методика Никитиных предполагает раннее знакомство детей с буквами, основами математики, информацией об окружающем мире. Именно для этой цели автором системы были придуманы многочисленные логические игры и головоломки. Малышей учили по географическим картам и другим пособиям. Все это направлено на развитие разных навыков.

  1. Интеллектуальные игры помогают ребёнку развивать логику, математические способности и мышление.
  2. Творческие игры: здесь не нужны специальные материалы и пособия, занятия расширяют фантазию крохи и его творческие способности. Можно, например, угадывать слова или искать выход из сложной ситуации.
  3. Обыгрывающие игры знакомят малыша с окружающими предметами быта (часы, телевизор, телефон и т. д.), объясняют механизм их действия.

В процессе игры необходимо придерживаться следующих рекомендаций:

  • сначала выполняются лёгкие задачи, а как только дети справятся с ними, задания усложняются, что даёт возможность использовать одни и те же игры в разном возрасте;
  • ребёнку необходимо самостоятельно понять, как выполнить задание, он может пользоваться инструкциями, картинками, образцами, но найти решение должен сам, без помощи взрослых;
  • в играх практически нет правил, малыш может составить сам новый узор, пирамиду или другую фигуру.

Вся система раннего развития Никитиных построена на играх, которые пользуются популярностью и сегодня.

Кубики Никитиных

Больше всего заданий по методике Никитиных представлено в виде кубиков. Они отличаются размером, сложностью и правилами игры.

Детям интересно заниматься с кубиками: у них активно развивается мелкая моторика, ребёнок изучает цвета и геометрические фигуры, развивается воображение, логическое и творческое мышление.

Все игры с кубиками различаются по возрастной категории. Самые знаменитые из них:

  • «Сложи квадрат» для детей от 2 до 6 лет;
  • «Сложи узор» для детей от 4 до 8 лет;
  • «Дроби» для детей от 3 до 7 лет;
  • «Кирпичики» для детей от 2 до 6 лет;
  • «Кубики Никитина для всех» для детей с 5 лет;
  • «Уникуб» для детей с 6 лет.

Самые востребованные игрушки по методике Никитиных - фотогалерея

Кубики для складывания узоров развивают логику и внимание
С помощью Уникуба можно складывать всевозможные фигуры Играя квадратами, малыш учит цвета, фигуры и развивает логическое мышление Дроби учат выделять часть из целого Кирпичики развивают воображение и умение работать со схемами

Занятия с набором «Кубики для всех»

В основе этой игры 27 кубиков, которые представлены семью сложными конструкциями. Каждая конструкция состоит из трёх-четырёх частей, соединённых вместе и имеет свой цвет.

Ребёнок, играя с кубиками, учится выбирать те конструкции, которые нужны для определённой модели. В процессе творчества развивается пространственное мышление и умение комбинировать.

Кубики для всех - фотогалерея

Кубиками для всех любят играть дети школьного возраста В набор входят фигуры разной формы, размера и цвета К кубикам прилагается инструкция с изображением конструкций, которые можно собрать

Предназначение игры «Сложи узор»

В этом наборе используется 16 кубиков, каждая грань которого окрашена по-разному. Складывают их в деревянную или картонную коробку. В процессе игры ребёнок учится собирать предложенные в инструкции узоры. Занятия развивают мышление, логику, творческие способности и фантазию, учат детей анализу и комбинированию. Малыш может сам придумать новую картинку.

В самом начале занятий с набором «Сложи узор» ребёнок использует два кубика, затем задача усложняется и малыш складывает картинку из четырёх частей, постепенно увеличивая их количество.

Складываем узоры - фотогалерея

Пример простого узора из 16 кубиков Разноцветные кубики Никитина развивают творческие способности В набор входит инструкция с примерами картинок, которые можно сложить из кубиков Дети любят складывать узоры из кубиков

Описание кубиков «Сложи квадрат»

Эта игра имеет 3 уровня сложности. В каждую из категорий входит по 12 квадратов, которые расположены в рамке с углублениями. Кубики разделены на несколько частей и их нужно правильно сложить. Для маленьких детей рекомендуется начинать занятия с небольшого количества элементов, постепенно увеличивая их число. Для начала ребёнок может подобрать все нужные части по цветам. Следующий шаг - пробовать правильно собрать фигуру.

Игра развивает терпение, мышление и усидчивость. Она учит малыша тому, что большое целое состоит из более мелких частей, тренирует цветоощущение и сообразительность.

Складываем квадрат - фотогалерея

Игра имеет несколько уровней сложности в зависимости от возраста ребёнка Сложность игры зависит от того, на сколько частей разделен квадрат Складывание квадрата увлекает как малышей, так и старших дошкольников

«Кирпичики» и «Разноцветные постройки»

Набор «Кирпичики» состоит из 8 одинаковых по размеру неокрашенных брусочков. Собирая из них пространственные модели, дети развивают воображение и умение работать со схемами. В более старшем возрасте школьнику можно предложить зарисовать построенное сооружение, практикуя таким образом навыки черчения.

«Разноцветные постройки» не принадлежат к играм, придуманным семьёй Никитиных, но пользуются большой популярностью у детей. В набор входят окрашенные в разные цвета деревянные блоки и расчерченные карточки, на которых начинают строить фундамент. Такие игры развивают у детей чувство симметрии и асимметрии, ориентацию и внимательность.

Строим из деревянных блоков - фотогалерея

Кирпичики Никитиных - это своеобразная гимнастика для ума Из Кирпичиков можно собирать предложенные в инструкции фигуры или придумывать новые Игры с кубиками привлекают всех детей, ведь каждый из них любит строить что-то новое

Технология работы с уникубом

Уникуб представлен 27 кубиками, грани которого окрашены разными цветами. В наборе есть инструкция и примеры трёхмерных фигур, которые ребёнок может складывать.

Не помогайте ребёнку в процессе игры, позвольте ему развивать свое мышление самому

Как сделать кубики Никитина своими руками

Кубики Никитиных можно не только приобрести в магазин, но и изготовить своими руками. Для того чтобы сделать их самому, потребуются:

  • деревянные кубики (количество зависит от того, какой набор вы хотите изготовить);
  • клей ПВА;
  • ножницы;
  • цветная бумага или картон;
  • скотч.

Последовательность действий:

  1. Намочите кубики водой, чтобы старая картинка отклеилась. Очистите все грани от бумаги и клея.
  2. Из цветного картона вырежьте квадраты разных цветов.
  3. Обклейте каждый кубик. Комбинирование цветов зависит от того, какой именно набор вы хотите сделать.
  4. На заключительном этапе обклейте кубики скотчем. Игра готова.

Система Никитиных направлена прежде всего на естественный процесс занятий. Ребёнок в равной степени раскрывается физически и интеллектуально с самого рождения. Авторы методики акцентировали внимание на полной свободе детей: малыш сам принимает решения относительно вида занятий, их продолжительности и сложности. Родители не вмешиваются в процесс, не помогают и не хвалят. Они наблюдают и предлагают новые задания, которые их чада выполняют только сами.

Елена и Борис Никитины стали известны в нашей стране как учителя, родители и авторы, которыми была изобретена оригинальная методика воспитания детей. Кроме того, они являются приверженцами идеи, что творческие формируются с раннего детства. Никитины - счастливые родители семерых детей и бабушка с дедушкой двадцати четырех внуков.

Суть методики

Методика Никитиных построена на убеждении, что у каждого ребенка уже с детства есть колоссальные способности к любой деятельности, и главное - успеть реализовать их. В противном случае способности угаснут. По мнению авторов, лучше развиты способности и навыки у малышей, которые тренировались практически с рождения.

Борис Никитин - основоположник идеи, подразумевающей, что обязанностью каждого из родителей является создание правильной развивающей среды и «опережающих» условий для детей. То есть пространство, в котором они постоянно находятся (дом или квартира), должно быть наполнено пособиями и играми, способствующими развитию творчества и интеллекта, а также снарядами для физических упражнений.

Кроме того, необходимо много времени уделять занятиям со своим ребенком. Методика Никитиных устанавливает, что особое внимание нужно обращать на то, чтобы пособия для обучения малыша были немного сложнее на сегодняшний день, чем его возможности.

Основные идеи

Чтобы лучше понять названную методику, следует рассмотреть ее некоторые основные идеи.

  1. Нет нужды делать какую-то специальную зарядку, тренировки или уроки. Каждый из детей занимается ровно столько, сколько он хочет. При этом гимнастические занятия должны сочетаться с другой деятельностью.
  2. Каждый из родителей, будь то мама или папа, не должен с равнодушием относиться к навыкам и умениям малыша. Взрослые должны участвовать в соревнованиях, играх детей и в их жизни.
  3. Кормить новорожденного малыша необходимо по требованию, даже если ему захочется покушать ночью. Не нужно создавать никакого режима специально. То же самое касается и детей в возрасте после года. Елена и Борис придерживались правила не кормить малышей насильно.
  4. Методика Никитиных подтверждает и необходимость проводить регулярные процедуры закаливания, а также воздушные ванны. Дети при этом не должны находиться в абсолютно стерильной среде.
  5. Обучать основам гигиены малышей необходимо с самого их рождения. Для этого ребенка нужно выдерживать над тазиком, в том числе и в ночное время.
  6. Следует давать малышу специальные гимнастические упражнения, чтобы он был хорошо развит физически. Как подчеркивает методика Никитина, для детей желательно установить в квартире или доме спортивный комплекс, чтобы они могли тренироваться в свободное время.
  7. Детям нужно предоставлять полную свободу, чтобы дать возможность в полной мере познать окружающий мир. Такой способ поможет малышу занять активную позицию в жизни.
  8. Каждый из родителей должен знакомить ребенка с миром опасных предметов (к примеру, спички, ножницы). Малышу позволяется (под присмотром кого-нибудь из взрослых) дотронуться до горячей кастрюли или слегка уколоть палец иголкой. По словам Бориса Никитина, такой способ воспитания научит детей осторожности, и в будущем они будут аккуратно обращаться с опасными предметами.
  9. Если встречается большая угроза (например, автомобиль, окно, открытое настежь, или поезд), следует изобразить преувеличенный страх и опасение. Малыш должен взять такое поведение родителей за образец.
  10. Методика Никитина для детей гласит, что нельзя что-то категорически запрещать ребенку. Лучше говорить, что эту новую книжку нельзя рвать, а вот эту старую прочитанную газету можно.
  11. В первый раз давая малышу вилку, ложку или карандаш в руку, следует сразу же закрепить правильное положение предмета. В противном случае ребенка придется переучивать.

Игра «Уникуб»

В качестве поддерживающих описанную методику игр Никитины использовали "Уникуб". Он понравился многим последователям названной методики. В эту игру входят 27 кубиков. Каждая из их граней покрашена в желтый, красный и синий цвета. С помощью них ребенок узнает, что такое И благодаря этой игре, в будущем он сможет лучше освоить такие сложные науки, как черчение и математика.

В качестве дополнительных материалов к «Уникубу» прилагаются 60 видов заданий, каждое из которых имеет определенный уровень сложности.

Самое простое рассчитано на ребят в возрасте от 2 до 3 лет. Как говорят Никитины, методика раннего развития рассчитана на несколько завышенные требования для ребенка, дающие ему возможность расти и развиваться. В этом их поддерживает множество родителей, но часть специалистов считает, что давать «Уникуб» маленьким не стоит, так как развивать пространственное мышление в возрасте 2 или 3 лет не имеет смысла. Специалисты советуют играть в «Уникуб» младшим школьникам.

Методика Б. Никитина основана на том, что родители не должны заставлять малыша заниматься, если он не хочет это делать - не следует принуждать ребенка. А значит, и начинать разбираться с заданиями нужно с игры, которая должна проходить в свободной форме. Построенную модель можно изобразить на бумаге вместе с малышом.

Как играть в «Уникуб»

Для начала взрослые должны сами познакомиться с правилами игры. Авторы «Уникуба» советуют родителям попробовать собрать грани одних и тех же оттенков самостоятельно. Должен получиться куб. Малышу, конечно, может понадобиться помощь мамы или папы, но в будущем он будет с удовольствием играть сам.

Если же у ребенка не получается какая-либо модель, то взрослый не должен помогать. Лучше будет, если малыш на некоторое время отложит игру, а потом приступит к ней с новыми силами, пока не разберется сам. Как утверждает методика понравятся любому ребенку.

Никитины в своей книге «Интеллектуальные игры» дают рекомендации начинать заниматься с «Уникубом» с того момента, когда малышу исполнится 3 года. Дети могут сами определить, каков уровень их возможностей, при выборе заданий.

Но, как уже говорилось ранее, часть специалистов и педагогов настаивают, что данная игра больше подходит для дошкольников. «Уникуб», по их мнению, станет отличным подспорьем для родителей, которые готовят детей к поступлению в первый класс. Малыш благодаря таким занятиям станет более внимательным и усидчивым.

Игра "Сложи квадрат"

Следующая игра, которая входит в развивающую систему Никитиных, рекомендуется для развития логического мышления. Как утверждают авторы, она подойдет малышам, находящимся в возрастном диапазоне от 3 до 7 лет. «Сложи квадрат» выглядит как набор из различных геометрических фигур, из которых нужно собирать квадраты. Каждая их деталь покрашена в одинаковый цвет.

Игра представлена тремя уровнями сложности. В первом квадрат складывается из двух частей, во втором - из трех. С каждым новым уровнем число деталей увеличивается.

Методика развития Никитиных предполагает, что совсем маленьким детям рекомендуется давать не более трех деталей для собирания. Что же касается малышей постарше, то они могут разобраться с квадратом из пяти частей. А дети, которые готовятся к школе, могут брать задания и посложнее - от семи деталей.

Насколько успешно будет выполнено задание, зависит в первую очередь от заинтересованности малыша в игре и уровня его подготовки. По отзывам родителей, лучше всего начинать играть в «Сложи квадрат» с обычных заданий. Такой подход пробудит у ребенка интерес к занятиям. Кроме того, каждое правильно выполненное задание нужно закреплять похвалой. Никитины убеждают, что такой метод закрепит положительное отношение к игре.

Принципы игры «Сложи квадрат»

Каждая из составных частей перемешивается взрослым, после чего малыш рассортировывает все по нужным цветам. Для этого он выбирает кучку деталей одного оттенка и постепенно складывает небольшого размера квадраты. Делать это нужно не торопясь, и каждая часть в результате должна превратиться в большой квадрат. Игру следует усложнять постепенно. Три первых квадратика составляют из трех деталей, а следующие уже из четырех и т. д.

С помощью такой игры, как утверждают приобретшие ее родители, малыш может легко развить сообразительность, и ощущение цвета. Ребенок учится логике, думая, какой набор геометрических фигур можно составить в квадраты. Следует постепенно усложнять задания «методом ледокола». То есть нужно на время перестать заниматься сложным заданием, чтобы с ним было легче справиться в дальнейшем. Такой подход позволяет детям решать задания самостоятельно, без участия мамы и папы.

Игра «Сложи узор»

В следующую игру, по словам Никитиных, могут играть дети от 2 лет. Хотя, по отзывам родителей, и дошкольникам более старшего возраста интересно создавать узоры по образцу.

Игра представлена в виде 16 кубиков совершенно одинакового размера, каждая из граней которых покрашена в однотонный - синий, белый, желтый и красный - цвета. Остальные имеют диагональное разделение. Помимо того, они имеют контрастные оттенки (желто-синий и красно-белый).

В дополнение к коробке с игрой прилагается понятная инструкция, в которой представлены узоры методики Никитина различной сложности.

С помощью такого обучающего развлечения можно развить пространственное и художественные и конструкторские способности, а также фантазию и внимание. Названная игра пришлась по вкусу родителям малышей, более того, они обнаружили, что создать такие кубики можно и самостоятельно. Для этой цели подойдут любые кубики из картона, дерева или пластмассы. Их грани можно окрасить или обклеить с помощью цветной бумаги.

Основные правила игры «Сложи узор»

Каждое из заданий в названном развивающем развлечении имеет свой уровень сложности, поэтому малыш может сам выбрать подходящий ему по силам.

Каждый узор можно придумать самостоятельно или складывать по имеющемуся образцу. Во время наблюдения за старшими, которые создают конструкции, малыш с удовольствием сам начнет подражать им, а потом и делать свои рисунки. Маленькие дети могут сначала выполнить узор в натуральном масштабе на бумаге, а потом создать собственные изображения из геометрических фигур.

Никитины советуют освоить так называемый метод ледокола, о котором уже говорилось ранее. Это значит, что каждое из занятий следует начинать с небольшой паузы, при этом уйдя в обучении назад на несколько шагов. После того как малыш уже сможет повторить задание, с которым он знаком, мама или папа предлагают ему новое.

Кстати, взяв на вооружение "метод ледокола" Никитина, методика и технология работы социального педагога получат хорошее подспорье. Ведь любая сложность в жизни ребенка может решаться так же. Если проблему не удается преодолеть сразу - лучше оставить ее решение и заняться им спустя некоторое время, с новыми силами.

Как заинтересовать ребенка игрой?

Вопрос, как заинтересовать игрой ребенка, волнует многих родителей. Для этого следует не отступать от некоторых принципов:

  1. Обучение должно приносить радость и малышу, и его родителям. На этом и построена методика обучения Никитиных. Ведь каждое достижение ребенка - это еще и достижение его мамы и папы. Победа окрыляюще действует на детей, а это является залогом его успехов в будущем.
  2. Малыша следует заинтересовывать игрой, но ни в коем случае не заставлять насильно. Каждое из заданий ребенок должен выполнять самостоятельно. Родители же должны набраться побольше терпения и не подсказывать правильное решение. Малыш должен думать и искать ошибки своими силами. Постепенно поднимаясь, он начнет справляться с заданиями все большей сложности. Такая методика Никитиных помогает ребенку развить способности к творчеству.
  3. Перед тем как поручить детям задания, взрослым необходимо попробовать выполнить их самим. Кроме того, родители должны записывать время, за которое они смогут найти ответ на то или иное задание. Не только ребенок, но и мама с папой должны учиться делать его очень быстро.
  4. Начинать следует с задач, которые по силам малышу, или с самых простых частей. Обязательным условием является успех, полученный в самом начале игрового обучения.
  5. Бывают случаи, по отзывам, когда малыш не может справиться с заданием. Это значит, что взрослые переоценили уровень развития своего ребенка. Следует устроить небольшой перерыв на несколько дней, а затем начать с заданий полегче. Лучшим решением будет, если малыш сможет выбрать необходимый уровень самостоятельно. Ни в коем случае нельзя его торопить, иначе у ребенка пропадет интерес к обучению.
  6. Порядок игры по методике Никитина определяется просто. Начинать лучше всего с игры «Сложи узор». Родители могут включаться в такое творчество вместе с детьми.
  7. Каждое из увлечений малыша проходит волнообразно. Это значит, что если у него начинает пропадать интерес к обучению, следует не напоминать об игре несколько месяцев. По истечении этого времени ребенку можно напомнить о ней, и он снова с удовольствием приступит к выполнению заданий.
  8. После того как малыш научится складывать модели и узоры по готовым инструкциям, можно переходить к новым. Для этого опытные родители советуют завести тетрадь и зарисовывать туда (можно поручить это ответственное задание ребенку) фигуры для выполнения.
  9. Можно устраивать небольшие соревнования. Дети в этом случае решают задания наравне со взрослыми участниками. При этом не нужно бояться, что авторитет родителей пострадает. Развивающая методика Никитиных предполагает, что малышам понравится конкурировать с мамой или папой.

Спорные моменты

Описываемая методика вызывает до сих пор много споров. Как подчеркивают ее противники, Елена и Борис Никитины делали основной упор на развитие интеллекта, трудовых навыков и физических возможностей детей, но не уделяли внимание нравственной, гуманитарной и эстетической стороне воспитания. С помощью этих занятий, говорят они, происходит интенсивное воздействие на левую половину мозга, а правая практически не затрагивается.

То есть в случае если у малыша наблюдаются склонности к гуманитарным наукам, занимаясь по системе Елены и Бориса Никитиных, родители могут упустить возраст, который чувствителен к развитию таких способностей.

Еще один важный вопрос касается физического закаливания. Несмотря на то что методика семьи Никитиных очень рекомендует это, осуществляя такие процедуры, следует не перестараться. Нужно следить за самочувствием своего ребенка. Есть дети, которые прекрасно реагируют на температуру +18°С, но есть и категория, не переносящая такие условия. В этом случае следует смягчать условия.

Но в целом, если выбрать из методики Никитиных только то, что подходит ребенку, как подчеркивают ее последователи, можно развить его способности без особых усилий.

Система Никитиных

система никитиных признана в америке, японии, германии и родной россии. борис павлович никитин (21.01.1916-1999) и никитина лена алексеевна (31.01.1930) - родители, педагоги, авторы оригинального семейного воспитания, одни из основоположников методики формирования творческих способностей с самого раннего детства. они вырастили и воспитали семерых детей, на сегодняшний день у них 24 внука.

биография

борис павлович никитин родился на северном кавказе в семье кубанского казака. в 1941 году окончил военно-воздушную академию им. н. е. жуковского, служил в истребительной авиации. там - то он уже и начал создавать свои первые развивающие игры. в 1949 году он вышел в отставку и занялся научной педагогической работой в нио министерства трудовых резервов, затем — в институте теории и истории педагогики, нии психологии и институте трудового обучения и профориентации апн. в 1958 организовал группу педагогов, разрабатывал идею открытия школы, которая бы повторяла опыт макаренко.

лена алексеевна никитина родилась в 1930 году в поселке болшево московской области. мать, е.а. литвинова, - учительница. отец, а.д.литвинов, - военный инженер. в 1948 году лена окончила болшевскую среднюю школу с золотой медалью, в 1954 году - московский областной педагогический институт. два года работала учительницей в селе воеводское алтайского края. с 1956-го по 1960 г. работала в московской железнодорожной школе № 40. с 1960-го по 1980 г. - библиотекарем и заведующей болшевской библиотекой.

будущие супруги познакомились в 1958 году на городском педагогическом совещании. борису павловичу на тот момент было 42 года, лене алексеевне - 28. их объединили общие интересы - педагогика, творческая деятельность, школьные преобразования, ученики и преподавание.

школу открыть не удалось, зато получилось создать свою собственную семью.

в 1959 г. у них родился сын алексей, 1960 - антон, затем ольга, анна, юля, в 1969 - иван и самая младшая - любовь.

как всё это начиналось

когда в семье никитиных появился первенец, ни о какой системе развития и воспитания не было и речи. на тот момент борис и лена имели довольно примитивное представление о младенцах. они просто радовались своему сынишке, любили его и заботились о его потребностях.

но вскоре, они стали замечать, что малыш плачет по-разному, как будто о чем-то говоря; сопротивляется, когда на него надевают чепчик, реагирует на внешние раздражители и т.д. тогда борис и лена решили довериться своей интуиции и, вопреки стандартам воспитания, стали прислушиваться к желаниям и «подсказкам» своего сына, развивать его физические и интеллектуальные возможности. теперь их малыш ел и спал не по часам, а когда хотел и сколько хотел. а бодрствование проводил, занимаясь физкультурой, закаливанием, общаясь с мамой, слушая ее песни или самостоятельно находя для себя интересные занятия.
словом, никитины доверились природе, или, как считает лена алексеевна «то, чем мы занимались, было вовсе не новаторством, а всего лишь — возвращением к истокам». и результат не заставил себя ждать - сын стал развиваться намного быстрее, чем было написано в популярной литературе.

свои наблюдения, открытия и опыты решения проблем никитины тщательно записывали в тетрадочки - дневники. позже, эти записи и легли в основу книг никитиных.

интуитивно накопленный супругами никитиными опыт помогал им создавать естественные условия для дальнейшего развития способностей детей, исходя из их желаний и потенциалов. так постепенно, шаг за шагом, методом проб и ошибок, создавались их принципы семейного воспитания.

«правы ли мы»?

У супругов никитиных с появлением перового ребенка начались серьезные столкновения с родными бабушками и соседями. те считали, что лена и борис проводят «неумные эксперименты над своими собственными детьми».
в 1965 г о семье никитиных был снят первый кинофильм «правы ли мы?», в котором они рассказывали о своём опыте и возможностях раннего развития детей. тут же стали возникать первые столкновения с педагогами и медиками, которые утверждали, что никитины калечат своих детей. и это не удивительно, ведь в то время, то, что пропагандировали никитины, не укладывалось ни в какие рамки консервативных советских взглядов о воспитании детей.

но никитины, видя своих детей здоровыми, сильными, выносливыми, закаленными, увлеченными, к трем-четырем годам осваивающими чтение и азы математики, перескакивающими в школе через классы, продолжали их воспитывать в том же духе. конечно, многое из того, что возмущало тогдашнюю общественность, сейчас никому из нас не покажется чем-то новым или оригинальным:

Прикладывание новорожденного к груди сразу после рождения.
- кормление ребенка по требованию, в том числе и ночью. тоже самое относится и к ребенку после года - никитины считали, что детей нельзя заставлять есть насильно.
- совместный сон мамы и малыша.
- естественное грудное вскармливание без докорма до появления первого зуба (допаивать ребенка можно только водичкой).
- принятие воздушных ванночек, закаливающие процедуры.
- избегание специальной стерильности.
- обучение гигиеническим навыкам с рождения - выдерживание ребенка над тазиком, в том числе и ночью.
- специальные упражнения для развития физических данных ребенка, в дальнейшем - с использованием спорткомплекса.
- предоставление ребенку полной свободы для познания окружающего мира. это учит ребенка занимать активную жизненную позицию.
- родители сами знакомят детей с опасными предметами (спичками, иголками, ножницами т.д.), позволяя ребенку, например, дотронуться до горячего чайника. это учит его в дальнейшем осторожности.
- при встрече с большой опасностью (поезд, автомашина, открытое окно и т. п.), показываем преувеличенное опасение, чтобы ребенок видел образец поведения в подобной ситуации.
- если вы что-то запрещаете ребенку, нужно строго сказать, что «нельзя», но тут же рассказать, что можно: «рвать книги нельзя, а старую газету можно».
- впервые давая карандаш или ложку ребенку в руки, сразу закрепляем предмет в его руке правильно, чтобы не пришлось переучивать.
- для развития эмоциональной сферы ребенка очень важен физический контакт с мамой. поэтому стараемся почаще брать ребенка на руки, или, если такой возможности нет - пусть он нас хотя бы видит или слышит наш голос.
- хвалим ребенка, искренне радуемся его успехам, записываем динамику его достижений.
- с 11 месяцев малыш уже может испытывать сострадание и желание помогать старшим. возбуждаем и поощряем в нем сочувствие «мама устала, принесешь ей тапочки». делаем дела вместе с ребенком, вместе радуемся и огорчаемся.

главная задача воспитания - развитие способностей

основная идея методики никитиных - нувэрс - необратимого угасания возможностей эффективного развития способностей. каждый здоровый ребенок, рождаясь, обладает колоссальными возможностями развития способностей во всех видах человеческой деятельности. но для наиболее эффективного развития ума и тела существует определенное время и определенные условия. если способности вовремя не нашли своей реализации, то их потенциал угасает. способности, получившие поддержку на ранних стадиях жизни, потом развиваются в большей степени.

никитин считает, что у родителей должна быть только одна цель: не мешать развитию ребенка, а помогать ему. для этого надо создать «опережающие» условия и богатую развивающую среду. допустим, ребенок только начал говорить, а у него среди игрушек уже появляются кубики с буквами, разрезная азбука, пластмассовые буквы и цифры. так же было и с математикой (счеты, счетные палочки, цифры, измерительные приборы, таблица: сотни и тысячи, бусинки на проволоке и пр.), конструированием (всевозможные кубики, мозаика, конструкторы, строительные материалы, инструменты и др.), спортом (спортснаряды в разных сочетаниях в доме и во дворе).

основные принципы методики никитиных

Сами никитины выделяют три основных принципа, которые были выработаны ими в ходе практики жизни, в общения с детьми:

во-первых , это легкая одежда и спортивная обстановка в доме: спортснаряды вошли в повседневную жизнь ребят с самого раннего возраста, стали для них как бы средой обитания наравне с мебелью и другими домашними вещами.

во-вторых, это свобода творчества детей в занятиях. никаких специальных тренировок, зарядок, уроков. ребята занимаются сколько хотят, сочетая спортивные занятия со всеми другими видами деятельности.

в-третьих , это наше родительское неравнодушие к тому, что и как у малышей получается, наше участие в их играх, соревнованиях, самой жизни.

Никитины убеждены, что существуют две крайности, которых надо избегать. это "заорганизованность" (сверхзаботливый уход, непрерывные занятия, развлечения, игры, в результате чего у ребенка не остается времени для самостоятельной деятельности), и "заброшенность" (когда общение с малышом сводится только к его обслуживанию - накормить, одеть, уложить спать).

правильнее - просто радоваться успехам детей, это и будет поддерживать в них интерес. как писал б.никитин « самый совершенный спорткомплекс не вызывает его интереса, не "срабатывает", если мы, взрослые, остаемся равнодушны к тому, что с ним делает ребенок, как у него получается. а если упал, если неудача? тогда мы утешим, конечно, вытрем заплаканные глаза, ободрим ("не горюй, еще получится!")».

и дети учат нас

Все психологические тонкости общения никитиных со своими детьми пришли не сразу, а постигались нелегко, порой через ошибки и промахи.

и вот два тому примера:

первый.

когда ребенок попадал в трудное положение (упал и не мог встать, застрял и т.п.), лена и борис делали вид, будто не замечают этого. малыш старался, кряхтел, плакал, но в итоге сам справлялся с ситуацией. и какое-то время никитины считали, что они делают всё правильно. но однажды они увидели такую неприятную картину: их второй полуторагодовалый сын плакал от ушиба и испуга, а старший трехлетний сын даже не смотрел в его сторону, как и его родители. он был равнодушен к слезам брата. это заставило никитиных изменить свою тактику.

второй.

вся семья собралась за столом на ужин. самый маленький из детей, ему еще не было и года, сидел у мамы на коленях. взяв со стола ложку, он потянул было ее в рот, но уронил на пол и заплакал. лена спустила сына на пол и сказала, чтобы тот поднял ложку. но малыш заплакал еще громче и отпихнул ложку. мама, не желая потакать капризам, настаивала на своем, а малыш плакал еще пуще прежнего. все перестали есть, настроение было испорчено. «ну тогда ты мне не нужен такой!» - сказала мама и выбежала из кухни. плачущий малыш пополз за ней. и только опомнившись, лена поняла, как была несправедлива к нему: «сын искал у меня понимания и помощи, а получил - за простую оплошность - самое жестокое наказание: от него отказалась мама. он протестовал как мог, а я... даже не пыталась его понять, шла в своих действиях из каких-то затверженных
правил, а не от ребенка и его состояния...»

ошибки воспитания

Разумно используя идеи никитиных можно постараться вырастить своих детей здоровыми, крепкими и смышлеными. те же явные недочеты, о которых впоследствии лена и борис сами писали в своих книгах, скорее, относятся именно к их семье и их слишком большой увлеченности своей же собственной системой.

1. сосредоточенность на детях. несмотря на то, что и лена, и борис работали - всё остальное время они посвящали только детям.

2. семья никитиных жила в искусственно - изолированном мире. вся жизнь была сосредоточена только в их маленькой квартирке. дети не посещали детский сад - никитины не хотели, чтобы те проводили весь день в незнакомом месте. в результате дети и вправду чувствовали себя чужаками в обществе. в школе они были намного младше своих одноклассников и не имели друзей.

3. в семье никитиных были перепутаны функции мужчины и женщины. решение многих проблем легло на плечи лены, она была ведущим лидером.

4. серьезная жизнь порой подменялась игрой. у никитиных была мастерская. дети забавлялись в ней с инструментами и станками, но у них не было настоящего дела или задания, например, сделать свою табуретку, полку и т.п.

5. никитины большое внимание уделяли развитию физических возможностей, творческому интеллекту, трудовых навыков, а гуманитарная, эстетическая и нравственная сторона практически отсутствовала.

6. дети в семье никитиных, занимались только тем, что им было самим интересно, а значит легко. и соотношение «хочу» и «надо» сильно перевешивало в сторону первого. поэтому, если что-то детям никитиных не нравилось или было для них трудно - они этого избегали. когда заложенный в семье багаж знаний закончился и надо было учиться и трудиться, чтобы добывать знания - никому этого делать не хотелось. детям, не привыкшим к дисциплине, не нравилось ходить в школу - и мама оставляла их дома.

7. семья никитиных жила как в аквариуме - в их доме почти постоянно присутствовали какие-то посторонние люди - гости, врачи, педагоги, журналисты, «перениматели» опыта. при этом у каждого посетителя было своё видение системы - начиная от доброжелательно - положительного и заканчивая агрессивно - обвинительным. а семья и дом - это наша крепость, это личное.

Многие считали, что дети никитиных вырастут гениями, обладающими сверхвозможностями. но сами лена и борис не раз подчеркивали, что воспитывали не "вундеркиндов", а самостоятельных людей, способных вступиться за себя и ответить "нет". дети никитиных были одарены, интеллигентны, воспитаны в стремлении достигать цели. все они состоялись во взрослой жизни - каждый из них является специалистом в своей области. у всех есть крепкие семьи и, как минимум, двое детей.

список литературы

в книгах никитиных, как говориться, из первоисточников, вы сможете подробнее ознакомиться с их опытом по воспитанию детей. книги очень легко читаются - ведь они написаны живым родительским языком. если вам и не захочется последовать примеру супругов никитиных, то в любом случае их книги заставят более внимательно и вдумчиво отнестись к своим детям.

1. никитин б.п. наши уроки. - л., 1992.
2. никитин б.п. первый год, первый день. - м.: знание, 1994.
3. никитин б.п. развивающие игры. — м.: педагогика, 1985.
4. никитин б. п. ступеньки творчества или развивающие игры. — м.: просвещение, 1991. ссылка
5. никитина л. а. мама или детский сад.— м.: просвещение, 1990.
6. никитины л. и б. мы и наши дети.— м.: молодая гвардия, 1979. ссылка
7. никитины л. и б. мы, наши дети и внуки. - пермь, 1997.
8. никитины л. и б. резервы здоровья наших детей. — м.: физкультура и спорт, 1990. ссылка
9. никитин б. п. детство без болезней. — с-пб.: ик «комплект», 1996.
10. никитин б.п. здоровое детство без лекарств и прививок. - м.: лист-нью, 2001.
11. никитина л. а. отчий дом. — 1982.
12. никитина л. а. я учусь быть мамой. — м.: лист-нью, 2002.
13. никитина л. а. исповедь. — 1991.
14. никитина л.а., соколова ж.с., блудова л.а. родителям xxi века. - м.: знание, 1998.

Материал к занятию.

Бориса Павловича и Лену Алексеевну Никитиных многие называют классиками отечественной педагогики. На примере собственной многодетной семьи еще в советское время они продемонстрировали, как, ломая устоявшиеся стереотипы в воспитании, помочь ребенку превратиться в самостоятельную, гармонично развитую личность.

О семье Никитиных впервые заговорили в конце 50-х годов XX века. Подмосковный поселок Болшево, где жили педагоги, был в шоке от того, каким образом молодые супруги воспитывают своих детей. Местную общественность удивлял тот факт, что никитинские дети, бегавшие босиком по снегу и способные выполнять головокружительные гимнастические упражнения, просто кипели здоровьем и поражали своим интеллектом. К трем-четырем годам эти малыши уже осваивали чтение и азы математики, с увлечением играли в придуманные отцом логические игры, а едва начав учиться в школе, перескакивали через класс.

Именно тогда, в I960-1970-е годы Никитины заложили основы российской родительской педагогики, которые используются и по сей день.

Основные принципы воспитания "по-никитински"

По мнению Никитиных традиционно в общении с ребенком взрослые допускают две крайности. Первая - это заорганизованность . То есть сверхзаботливый уход и непрерывные занятия, развлечения, игры. Времени для самостоятельной деятельности у ребенка не остается.

Вторая крайность заключается в заброшенности ребенка. Это значит, что общение с малышом сводится только к его обслуживанию (накормить, напоить, спать уложить). Подобный подход ведет к депривации (психологическому голоданию), госпитализму (задержке в эмоциональном и психическом развитии) и, в итоге, к умственной отсталости.

В основе системы Никитиных лежит, прежде всего, труд, естественность, близость к природе и творчество. Ребята - хозяева себе, своим поступкам и распорядку. Родители ни к чему не принуждают их, лишь помогают разбираться в сложных жизненных и философских проблемах. Взрослые подталкивают, а не опережают детей, вступают с ними в диалог. Главной задачей воспитания, по мнению Никитиных, является максимальное развитие творческих способностей подрастающего человека и его подготовка к жизни .

Во-первых , свобода творчества детей в занятиях. Никаких специальных тренировок, зарядок, уроков. Дети занимаются сколько хотят, сочетая спорт со всеми другими видами деятельности.

Во-вторых , легкая одежда и спортивная обстановка в доме: спортивные снаряды входят в повседневную жизнь ребят с самого раннего детства, становятся для них естественной средой обитания, наравне с мебелью и другими домашними вещами.

В-третьих , родительское неравнодушие к тому, что и как у малышей получается, участие взрослых в детских играх , соревнованиях, да и вообще - в самой жизни детей.

У родителей должна быть только одна цель: не мешать , а помогать ему, не давить на детей в соответствии с некими собственными замыслами, а создавать условия для дальнейшего их развития, ориентируясь на самочувствие и желание ребят.

Лена Алексеевна и Борис Павлович не ставили себе целью изначально научить своих малышей всему как можно раньше. Они заметили, что у ребят раньше развиваются те стороны интеллекта, для которых созданы соответствующие "опережающие" условия. Допустим, ребенок только начал говорить, а у него среди игрушек уже появляются кубики с буквами, разрезная азбука, пластмассовые буквы и цифры.

Как вызвать в ребенке желание заниматься?

Итак, условия для развития должны опережать этот процесс. Значит, их нужно подготовить заранее. То есть на стены детской комнаты надо повесить карту полушарий, таблицы сотен и тысяч, печатные и прописные буквы, измерительные приборы, книги. И первые впечатления могут непроизвольно возбудить интерес ребенка к какой-то области знаний и даже развить определенные способности. Общая работа или работа рядом - это обязательный интерес и к процессу труда, и к его результатам друг у друга, а вместе с тем, и повод для разговора, обмена мнениями. Здесь следует обратить внимание на один очень важный момент: никогда не стоит делать за малыша то, с чем он способен справиться сам, и не решать за него то, что он может решить самостоятельно . В любых занятиях детей взрослые должны стараться поощрять творчество, не навязывая своих мнений, и не торопясь обязательно предотвратить ошибку или сразу указать на нее. А в случае неудачи - не упрекать и не стыдить ребенка. Зато успех нужно отмечать обязательно и не скупиться на похвалу. Главное, чтобы взрослые никогда не оставались равнодушными к тому, что и как делают ребята, что у них получается.

Физическое развитие

Дети должны быть готовы воспринимать знания не только умственно, но и физически. Тело ребенка - само по себе инструмент познания. Не перегруженное лишней одеждой, не отягощенное сверхкалорийной пищей, оно легко и охотно "идет навстречу" требованиям умственного порядка. Спортивные снаряды чуть ли не с младенчества должны входить в детскую жизнь. Особое внимание Никитины уделяли . И их опыт показал, что это действенный способ оградить ребенка от большинства простудных заболеваний.

Интеллектуальные игры Никитиных

Методика

Помимо опережающих условий для развития, о которых шла речь выше, Никитин разработал целый ряд развивающих игр для ребят любого возраста. Никакая определенная программа обучения ребенку не навязывается. Он погружается в мир игры, в котором сам волен выбирать сферу деятельности. Никто не объясняет малышу новых правил, он просто вовлекается в игру с помощью сказки, подражая старшим, участвуя в коллективных играх. Как правило, сначала требуется активное участие взрослых или старших братьев и сестер, но затем дитя может заниматься уже самостоятельно. Так естественно кроха выполняет ряд задач, которые постепенно усложняются. При этом малышу нельзя подсказывать. Ему надо предоставить возможность думать самостоятельно. Если ребенок не может справиться с заданием, нужно вернуться к легким, уже освоенным заданиям, или временно оставить эту игру. Если заметно, что кроха достиг потолка своих возможностей или утратил интерес к игре, лучше ее на время отложить.

Такая методика позволяет ребенку самостоятельно искать решение неизвестных ему задач, создавать новое, то есть ведет к развитию его творческих способностей.

Особенности Никитинских игр

Главное отличие - это многофункциональность игр и безграничный простор для творчества. Они могут заинтересовать и увлечь всех членов семьи. Игры учат детей, переходя от простых от более трудным заданиям, получать радость и удовлетворение от умственной деятельности, думать, порой мучиться, но обязательно добиваться цели.

Каждая игра - это набор задач, которые ребенок решает с помощью кубиков, кирпичиков, квадратов, деталей конструктора-механика. Задачи предлагаются малышу в различной форме: в виде модели, плоского рисунка, рисунка в изометрии, чертежа, письменной или устной инструкции, и таким образом, знакомят его с разными способами передачи информации. Задания расположены от простого к сложному.

Уровней сложности несколько: от доступных двух-трехлетнему до непосильных для среднего взрослого, поэтому игры могут возбуждать интерес в течение многих лет. А постепенное возрастание трудности задач позволяет ребенку совершенствоваться самостоятельно, то есть развивать творческие способности.

Используя в занятиях с ребенком никитинские развивающие игры, следует придерживаться определенных принципов.

  1. Нельзя объяснять ребенку способ и порядок решения задач и нельзя подсказывать ни словом, ни жестом, ни взглядом. Осуществляя решение практически, малыш учится брать всё необходимое из окружающей действительности самостоятельно.
  2. Нельзя требовать и добиваться того, чтобы ребенок решил задачу с первой попытки. Он, возможно, еще не дорос, и надо подождать день, неделю, месяц или даже больше.
  3. Решение задачи предстает перед малышом в виде рисунка, узора или сооружения из кубиков, кирпичиков, деталей конструктора, то есть видимых и осязаемых вещей. Это позволяет ребенку самому проверять точность выполнения задачи.
  4. Большинство развивающих игр не исчерпывается предлагаемыми заданиями, а позволяет детям и родителям составлять новые варианты и даже придумывать новые игры, то есть заниматься творческой деятельностью.

Итак, главная особенность развивающих игр Никитиных - то, что в них удалось объединить один из основных принципов обучения - от простого к сложному - с очень важным условием творческой деятельности - делать всё самостоятельно.

Разработанные Борисом Никитиным развивающие игры описаны им в книге, которая так и называется - "Интеллектуальные игры". Вот лишь несколько примеров самых популярных из них.


Рамки и вкладыши

Эта игра доступна самым маленьким. Она представляет собой 16 рамок с вкладышами в виде геометрических фигур: круг, квадрат, треугольник, эллипс (овал), прямоугольник и так далее. Начать лучше с показа вкладышей. Взять круг, овал, квадрат, равносторонний треугольник и, называя, показать их малышу. При этом лучше не держать их в руках, а выкладывать на однотонную поверхность (не на цветную скатерть или ковер, а хотя бы на лист бумаги). Показав по одной фигурке, можно дать их малышу для самостоятельных действий - пусть разглядывает и играет. Уместно будет предложить ему заодно коробочку или баночку, в которую он сможет все это положить, а затем высыпать обратно. Постепенно карапуз познакомится со всеми 16 фигурами комплекта. Если начинать с небольшого количества фигур, привлечь кроху к игре можно, начиная с 10-12 месяцев. Когда ребенок подрастет, можно усложнять задания: обводить контуры фигур карандашом, сначала по рамкам, потом - по вкладышам (это сложнее), делать двойной контур, заштриховывать полученное изображение, рисовать фигурки на счет (три кружка, два квадратика), создавать сюжетные рисунки (елочку из трех равнобедренных треугольников).

Сложи узор

Эта игра представляет собой 16 деревянных кубиков с ребром размером 3 см, где каждая грань имеет определенную окраску. Кубики должны быть уложены в деревянную или картонную коробку (ее наличие обязательно). Никитин советует начинать игру с ними с полутора лет. В начале (особенно с самыми маленькими) нужно просто сесть рядышком с ребенком и вместе рассмотреть кубики: "Смотри, какие красивые кубики! Вот я взяла 4 кубика: один, два, три, четыре. Смотри, это синяя сторона, а это - желтая. Какая красивая синяя дорожка у меня получилась! Давай возьмем зайку, видишь, как ему нравится по ней скакать? А теперь дорожка стала разноцветной: синий, желтый, синий, желтый". Возможно, малыш уже не слушает и смотрит по сторонам. Значит, знакомство с кубиками нужно было закончить на несколько минут раньше. Игра не должна надоедать ребенку. И еще: ее, как и любую другую, желательно хранить в таком месте, чтобы малыш видел, но сам достать не мог. Когда у крохи возникнет желание поиграть, он может сказать или показать на коробку, если разговаривать еще не умеет. Эти кубики способствуют "развитию пространственного воображения, аккуратности, внимания, графических способностей, умению анализировать, синтезировать и комбинировать".

Сложи квадрат

Эта игра возникла из головоломки, в которой требовалось из нескольких кусочков различной формы сложить квадрат. Это была достаточно трудная головоломка, поэтому Никитин решил сделать ряд более простых заданий. Получилась игра для детей от двух лет. Она имеет три категории сложности. В каждую входит по 12 разноцветных квадратов. Все 12 квадратов расположены на фанерке размером с альбомный лист и как бы вставлены в окошечки. Для детей 2 лет и младше надо оставить 4 самых простых квадрата. Пусть это будет целый квадрат, квадрат из двух прямоугольников, из двух треугольников и - разрезанный на две части по ломаной линии. Теперь можно начинать игру с ребенком. Детали нужно либо разложить по кучкам (в каждой - части одного цвета), либо показать, как из двух половинок получается целый квадрат. Дальше ребенку предоставляется возможность действовать самому. Постепенно малыш освоит этот уровень и перейдет на более сложный. По мнению Никитина, эта игра способствует развитию цветоощущения, усвоению соотношения целого и части, формированию логического мышления и умению разбивать сложную задачу на несколько простых.

Дроби

Возраст для начала этой игры указан разный, от З до 5 лет. Она представляет собой комплект из трех фанерок размером с альбомный лист. На каждой из них расположено по 4 круга. Все они имеют одинаковый размер, но разные цвета. Первый круг целый, второй разрезан на две равные части, третий на три, и так далее, вплоть до 12 "долек". Сначала для игры оставляют только первую фанерку с четырьмя кругами. С их помощью можно повторить цвета, посчитать вкладываемые кусочки, сравнить их между собой. С их помощью можно повторить цвета посчитать вкладываемые кусочки, сравнить их между собой. Таким образом ребенок знакомится с математической терминологией. Можно попробовать сделать разноцветный кружок. Очень интересно строить лесенку: внизу - целый круг, дальше половинка, затем треть. С ее помощью можно наглядно понять, почему одна вторая больше, чем одна третья.

Уникуб

Это универсальные кубики, которые вводят малыша в мир трехмерного пространства. Развитие пространственного мышления позволит ребенку в будущем овладевать черчением, стереометрией, начертательной геометрией. Игра учит четкости, внимательности, точности, аккуратности.

"Уникуб" представляет собой 27 небольших деревянных кубиков. Грани каждого кубика выкрашены таким образом (всего три цвета), чтобы это сочетание граней было редким, если не уникальным. Именно поэтому так непросто выполнить задания по предлагаемым схемам. Никитин предлагает для "уникуба" 60 заданий. Первые из них автор выполнял с детьми 1,5-3 лет, а самые сложные доступны далеко не всем взрослым.

О методике Никитиных рассказала их дочь Анна Ермакова

Комментировать статью "Методика раннего развития семьи Никитиных"

Игры Никитина. ...затрудняюсь выбрать раздел. Ребенок от 3 до 7. Воспитание, питание, режим дня, посещение детского сада и взаимоотношения с У моих детей только " Сложи квадрат ". Достаточно интересно. Сейчас смотрела на сайте и заинтересовалась уникубом и " сложи узор ".

Обсуждение

"Сложи квадрат" был хитом, все 9 уровней. "Сложи узор" тоже очень нравился, особенно если распечатать узор в натуральную величину, но без разбивки на элементы. Сначала по рисунку складывали, потом фантазия включалась. Еще ребенку в процессе очень нравилось переворачивать кубики - с той стороны тоже узор получается. Уникуб сложнее, младшая(7 лет) пока не освоила, только процесс укладывания в коробку нравится, а так терпения не хватает.
Еще у Никитина про дроби классная штучка, круговая. Очень детям нравится, и похоже, эффект надолго - по крайне мере у старшей с дробями вообще проблем или недопонимания нет.

Сложи узор Женя очень любит.
а вообще - от ребенка зависит)

Кубики Никитиных " Сложи узор ". Раннее развитие. Начал заниматься с ребенком кубиками Никитина " сложи узор ". Так вот вопрос - может кто подскажет где в инете можно найти графические изображения заданий к этой игре.

Всякие развивающие игры - куча, типа квадраты Никитина, Уникуб, Сложи узор и др. в уникубе в отличие от сложи узор кубики не одинаковые, плюс их надо складывать объемно. более подходящий материал в 4 года - это куб монтессори. в сложи узор в 4 года большинству...

Обсуждение

Уникуб моей в 2,5 очень даже интересен. Из него можно сложить кроватку, лошадку, лестницу...,а потом разных насекомых спать укладывать, катать. а "Сложи узор" использует только так игрушки для разбрасывания.

С 1,5 лет дочка начала играть в "Сложи узор", сейчас 4 - начали "Уникуб". В 3,5 пробовали - не пошёл, а на днях она сама стала складывать и неплохо получается.

Мы складывали квадраты, в дроби играем, но без научной базы, сложи узор. Остальное я не покупала, тк показалось очень похожим. ИМХО игры Никитиных рассчитаны в основном на развитие сообразительности, пространственного мышления, и умения решать проблемы, это...

Обсуждение

Оттого, что он сам (или не сам)отыщет какое-то решение, без вашей подсказки, мне кажется, вообще зависит вся его жизнь в дальнейшем, извините, за громкие слова. Просто решение, до которого доходишь сам, броском продвигает вперед, и повышает самооценку, и желание делать что-то еще и т.д. и т.п. Это потом и в школе, и в жизни. А подбадривать... ну, это, что ж, если помогает.

Мы складывали квадраты, в дроби играем, но без научной базы, сложи узор. Остальное я не покупала, тк показалось очень похожим.

ИМХО игры Никитиных рассчитаны в основном на развитие сообразительности, пространственного мышления, и умения решать проблемы, это можно и другими способами привить.

Обводит, но не Монтессори, а простые трафареты и остатки от фанерных моделей (самолетов и т.д.). В принципе, это для мелкой моторики только.

Я не помогаю и не подсказываю до тех пор пока получается. Если не получается, и сын расстраивается, прошу его спокойно подумать и попробовать еще раз. Если же это что-то качественно новое, пытаюсь плавно подвести, показать образец. Хвалю конечно. Иногда вспоминаю рекомендации и не говорю "Молодец", а говорю "Красиво собрал"- хвалю не его,а результат его деят-ти. В сложи узор иногда поправляю незаметно, иногда оставляю, чтобы сам увидел, что не так.

Думаю, что если что-то совсем никак не получается, значит рано, надо другими видами готовить к тому, чтобы потом получалось.

Если Вам не удалось сейчас заинтересовать, отложите -попробуйте позже. Моя дочка однажды сама сложила красную дорожку и гордо позвала меня, хотя до этого мы играли и собирала только я. Я ей предложила еще одну идею - не понравилось, снова отложили и т.д.

Моему сыну почти 2г., с рамками Монтессори начала знакомить около года, сейчас обводим рамки карандашом и составляем из вкладышей узоры (домики, ёлки, дорожки)."Сложи узор"- любит выкладывать и складывать кубики в коробку,строить башни и поезда, но заинтересовать выкладывать узоры пока не очень удаётся. Из "Сложи квадрат" и "Дроби" уверенно собирает до четырёх деталей.Но всё же это не самые любимые игры моего малыша. Ему больше нравиться кататься на велосипеде, строить из конструктора "MEGA BLOKS" гаражи для свох машин,рисовать красками, карандашами и фломастерами,лепить из пластелина, слушать разную музыку, играть со мной в подвижные игры и самое любимое- это чтение и просмотр книг,нравиться слушать сказки, стихи, детские энциклопедии,рассказы по картинкам. Сам может по часу,сидеть у своего ящика с книгами, рассматривать картинки, "читать" на своём языке.А какие игры, в этом возрасте,любимые у ваших человечков?

Первый уровень "Сложи квадрат" Маша у меня собирала в 1,5 года. У нас были с рамками. В этом возрасте ИМХО очень важна мотивация. Маше сначало нравилось собирать просто квадраты, а потом уже приходилось выдумывать разные игры. Я клала на дно рамочки вырезанных из бумаги котят (зайчиков и т.д) и просила сделать для них "домики", т.е. собрать сверху квадратик. Еще мы учим это делать мишек, кукол. Попробуйте заинтересовать именно игрой. В "Сложи узор" начали играть только сейчас (2.5). Получилось сразу (конечно, простые узоры). Но мы до этого очень много из кубиков обычных строили по образцу, мозаику выкладывали, учили последовательности. Попробуйте сначала объяснить последовательности (выкладывать, например, картинки эайчик-морковка-зайчик-морковка). Это важно в вашем возрасте. Еще мы в "Точечки" никитинские любим ирать

задания к " сложи узор ". Развивающие игры. Раннее развитие. Начал заниматься с ребенком кубиками Никитина " сложи узор ". Ребенок от 3 до 7. Воспитание, питание, режим дня, посещение детского сада и в уникубе в отличие от сложи узор кубики не одинаковые...

" Сложи узор ".. Раннее развитие. Методики раннего развития: Монтессори, Доман, кубики Зайцева, обучение чтению, группы, занятия Настоящая игра это или нет? Что лучше? Вообще-то я бы с удовольствием бы купила книгу Никитина " Развивающие игры ", но не знаю, где.

Подскажите, пожайлуста, есть где-нибудь в Интернете " Развивающие игры " Никитиных с картинками. А кстати в Центральном павильоне можно и развивающие игры купить (квадраты Никитина, сложи узор, уникуб по 85-90 руб., а также всякие пазлы, шнуровки...