Ребенок еще не начал говорить – есть ли повод для беспокойства? Когда дети впервые начинают говорить: определяемся с возрастом малыша для первых слов и целых предложений. Что следует делать, чтобы стимулировать малыша на говорение

Умилительный лепет соседского малыша часто вызывает у некоторых мамочек легкое чувство зависти и беспокойства, ведь ее карапуз с трудом освоил первые слова и не торопится вступать с родителями в задушевные беседы. Может быть, с крошкой что-то не так и пора обращаться к специалисту? На самом деле, каждый ребенок слишком индивидуален и развивается совершенно уникально. Задержка речевого развития, скорее всего, не связана с умственными способностями, а соответствует ли его словарный запас возрастным нормам — попробуем разобраться вместе.

Развитие речи ребенка на первом году жизни

От 0 до 3 месяцев

Первые недели своей жизни малютка привыкает к новым условиям существования и почти сутки напролет спит. Однако уже совсем скоро, во время кратковременного бодрствования, он начинает реагировать на свет, звук и фокусировать свой взгляд на маме. Следующие два месяца характеризуются более тесным знакомством и общением — при виде родного лица кроха улыбается, звучно радуется, а в 2-3 месяца начинает «гулить» — поначалу отрывистые звуки становятся более протяжными и мелодичными.

От 3 до 6 месяцев

Речевое развитие ребенка успешно продолжается — тягучие гласные звуки плавно переходят друг в друга, постепенно к ним начинают прибавляться согласные. Кроха пытается подражать маме с папой и радует первыми слогами — па-па-па, да-да-да. Эту стадию называют лепетом.

От 6 до 9 месяцев

Важный период — малыш начинает понимать речь. Между ним и родителями возникают диалоги, в которых кроха пытается повторить обращенные к нему слова, не особо вдумываясь в их смысл. Временами он приостанавливает свой лепет, наблюдая мамину реакцию, и, с еще большим воодушевлением, продолжает разговор. В девять месяцев некоторые детки могут порадовать первым коротеньким словом — на, мама, папа, дай.

От 9 до 12 месяцев

Четко произносимые гласные и согласные все успешнее складываются вместе, появляются новые слова, состоящие преимущественно из одинаковых слогов — баба, дядя, кака. Малыш понимает около двух десятков слов, старательно повторяет новые сочетания.

Речевое развитие ребенка может слегка отличаться от средних показателей, но это вполне допустимо. Чтобы разбудить в нем дремлющую речевую активность, сейчас с ним необходимо чаще разговаривать, знакомить с окружающими предметами, рассматривать яркие картинки в книжках, играть в «Ладушки», «Сороку-Белобоку» и другие подобные игры.

Малышу исполнился годик — первые итоги

С какими же успехами ваш кроха пришел к первому дню рождения и как узнать, соответствует ли норме развитие речи у ребенка. К этому рубежу малыш подошел ответственно — порадовал мамочку первыми словами, старательно учится повторять новые, с огромным удовольствием вступает в диалог и понимает правильное значение как минимум 20 слов. Однако уже сейчас могут появиться некоторые сигналы, которые должны насторожить маму с папой:

— малыш не реагирует на звук и не поворачивает головку, когда к нему обращаются;

— ребенок даже не пытается имитировать речь родителей, у него отсутствует реакция на смену интонации, в произношении могут отсутствовать звуки «б, п, м»;

— годовалый кроха не понимает значения слов, а для выражения своих желаний он использует только плач.

Если замеченная задержка речевого развития возникла из-за плохого слуха, то чем раньше доктор обнаружит причину и примет меры, тем лучше для крошки. Ведь поздняя диагностика может стать причиной потери драгоценного времени, когда еще возможно помочь малышу.

Иногда речевая задержка связана со слабым мышечным тонусом лица. Об этом свидетельствуют:

— дыхание через рот;

повышенное слюноотделение;

— нежелание разговаривать и невнятное произношение.

Основной причиной доктора называют раннее отнятие от груди, а справиться с проблемой помогут игры и веселые упражнения, развивающие мышцы рта. Среди игрушек должны присутствовать дудочки и свистульки, а вкусный сок лучше пить через трубочку.

Речевое развитие ребенка от 1 до 2 лет

Активное познавание окружающего мира продолжается. Вместе с ним происходит, иногда успешное, а порой и не совсем, речевое развитие ребенка, который с огромным наслаждением постигает неизведанное. Покорение пространства, первые достижения и опыт находят отражение в говорливости егозы. Малыш обожает общаться, реагирует на произносимые имена и знакомые названия предметов, в его лексиконе закрепляются новые слова. Он уже довольно многое понимает и даже с удовольствием выполняет простейшие мамины просьбы — принести книжку, показать собачку, продемонстрировать мычание коровки.

К полутора годам развитие речи у ребенка характеризуется наличием первых, совсем простеньких, предложений и безотказным выполнением требуемых действий. Конечно, еще рановато для длинных связных тирад, и ребенок плохо говорит, но усердно старается. Слишком длинные слова малыш может сокращать, оставляя лишь ударный слог, а многие понятия объединяет одним, хорошо понятным лишь ему, обозначением. Ам-ам, например, может обозначать еду, тарелку, хлеб и сытно облизывающегося у кормушки кота. При регулярном активном общении, к двум годам речевое развитие ребенка приятно радует. Его основные достижения:

— понимание и использование существительных мужского и женского рода, множественного или единственного числа;

— может применить глагол не только в настоящем времени, но и в прошедшем;

— любопытно требует от мамы называть незнакомые предметы;

— прекрасно знает имена родных;

— составляет предложения из двух слов — подлежащего и сказуемого.

Специалисты называют эту стадию развития детской речи автономной и считают, что если на данном этапе развитие речи у ребенка остановится, это будет свидетельствовать о задержке психического развития.

Малышу два года — подводим итоги речевого развития

Поводы для беспокойства родителей двухлетнего карапуза:

— невнятность речи, которую родители понимают на 50%;

— словарный запас составляет менее 20 слов;

— отсутствие желания общения и совместных игр со сверстниками;

— не называет членов семьи;

простые вопросы вызывают непонимание и невозможность ответа;

— незнание названий окружающих предметов.

У ребенка могут присутствовать один или несколько признаков из этого списка, но это весомая причина обратиться к доктору. Вполне возможно, что существует проблема со слухом, или имеет место отставание в развитии. Мамочке нужно как можно больше уделять внимания речевому общению — рассказывать сказки, читать книжки, петь песенки, знакомить с новыми предметами с использованием глаголов и прилагательных — мячик красный, кошечка мяукает, братик смеется. Немножко утешительных слов — мальчики, как правило, начинают разговаривать чуть позже. Может быть, у вас сын, и незначительная задержка речевого развития связана именно с этим?

Развитие речи у ребенка от 2 до 3 лет

Третий год жизни — этап связного характера речи. Предложения становятся более длинными и сложными, с различной интонацией и использованием прилагательных. Кроха часто задает свои вопросы, дает развернутые ответы на мамины, выполняет последовательные просьбы — подними книжку и положи на стол, например. Простые знакомые слова трехлетний карапуз выговаривает четко и без дефектов, а его лексический запас к этому времени составляет от 1 000 до 1 500 слов. Запинки, повторения, ошибки в произношении, конечно, присутствуют, но это дело поправимое. Однако, если ребенок плохо говорит и не выговаривает большинство букв — это повод для беспокойства.

Если в более раннем возрасте небольшая речевая задержка была допустима, то после трех лет это может стать причиной задержки развития психики малыша. Таким деткам в дальнейшем тяжело будет освоить азы чтения и письма. Даже принимать решения и реагировать на происходящие события они могут с запозданием. Поэтому стоит уделить самое пристальное внимание соответствию речевого развития ребенка возрастным нормам и, в случае необходимости, попросить помощи у психолога или логопеда. Доктор обязательно или успокоит зря разволновавшуюся маму, или предложит пути решения проблемы.

Как ставят диагноз «задержка речевого развития»

Для постановки правильного диагноза речевой задержки недостаточно заключение одного педиатра или невролога. Проводится комплексное обследование и консультации узких специалистовдетского психолога, логопеда, невропатолога. Оценивается моторика лицевых мышц, проверяется слух, проводится сравнительный анализ понимания и воспроизведения речи, предлагается тестирование уровня психомоторного развития. Определить недостаточное речевое развитие ребенка и его причину иногда помогают специальные анализы работы мозга — ЭХО-ЭГ, ЭКГ и другие.

Как помочь малышу с задержкой речевого развития

Родителям необходимо знать, что наиболее успешные результаты лечения речевой задержки возможны при своевременном обнаружении проблемы. Лучшим временем для этого считается возраст до двух лет. Поэтому, если ребенок плохо говорит и присутствуют другие вышеперечисленные признаки, не стоит откладывать визит к врачу. В случае, когда задержка речевого развития подтверждена результатами обследования, лечение назначается комплексное:

1. Медикаментозная терапия — доктор назначает препараты, которые питают нейроны мозга и стимулируют деятельность речевых зон.

2. Процедуры — широко используются электрорефлексотерапия и магнитотерапия, они восстанавливают деятельность центров мозга, отвечающих за интеллектуальные возможности, словарный запас, дикцию. Противопоказаниями служат эпилепсия и психические расстройства.

3. Иппотерапия и дельфинотерапия — прекрасные альтернативные методы лечения, которые назначаются индивидуально.

4. Уроки с педагогом-дефектологом — занятия, построенные в игровой форме, проводятся по индивидуальному плану.

5. Различные виды массажа, в том числе и логопедический.

6. Регулярные занятия с родителями — малыш с задержкой речевого развития требует немало времени и сил от папы с мамой. Песенки и сказки, скороговорки и звукоподражание, выполнение специальных упражнений, развитие лицевых мышц — все это требует терпения, но успешный результат вознаградит сторицей. Очень важно развивать мелкую моторику рук — как ни странно, но она играет немалую роль в развитии речи у ребенка.

С годами отставание от сверстников в психическом и интеллектуальном развитии будет увеличиваться. Трудности при чтении и письме, невозможность концентрации внимания, непонимание длинных предложений могут привести к тому, что потребуется перевод малыша в специализированную школу. Мамочкам необходимо понимать, что речевое развитие ребенка во многом зависит от того, насколько часто с ним разговаривают и как помогают освоиться в новом для него мире. Слыша ласковый голос мамы и чувствуя ее любовь, малыш обязательно ответит тем же.

Речевое развитие ребенка видео

С самого рождения младенец лежит только на спинке и основная его деятельность - это еда и сон.

Потом малыш проходит следующие этапы развития:

  1. Ребенок учится лежать на животике.
  2. Хватать игрушки.
  3. Переворачиваться.

Каждый раз родители с нетерпением ждут следующего нового навыка своего малыша.

Важным показателем развития является умение сидеть. Когда же ребенок начинает сидеть? У всех этот процесс происходит по-разному. Важно не торопить кроху и специально не присаживать, а только поддерживать и направлять его в новом начинании.

Когда ребенок начинает садиться?

У большинства детей желание подняться и увидеть что-то новое проявляется в возрасте от шести месяцев. Начиная сидеть, малютка видит больше интересного вокруг.

Грудничок может тянуть шею вперед к груди, лежа на спине, как будто хочет сесть. В этот момент родители хотят помочь крохе и берутся присаживать за ручки. Этого делать не следует.

Сначала у ребенка должны окрепнуть мышцы спины и это произойдет не сразу. Грудничок учится переворачиваться, вертеться со спины на живот и обратно, тем самым тренируя свои мышцы и спину.

Потом из положения «лежа на боку» и опираясь на руку, будет стараться поднять корпус. Может произойти и так, что сначала ребенок научится ползать, а уже из положения на четвереньках начнет сидеть.

Не надо торопить малыша и усаживать его, этот процесс может растянуться до девяти месяцев, что считается нормой.

Можно ли присаживать ребенка?

Не следует сажать малыша в подушки, если он не делает попыток приподняться, или легко заваливается на бок. Сидя, у него появляется больше возможностей для игры, но впоследствии может испортиться осанка и возникнет лишняя нагрузка на неподготовленный позвоночник.

Только у людей бывает такая болезнь как сколиоз, от хождения вертикально. Нет необходимости заранее нагружать неокрепший детский организм.

На руках у взрослого ребенка лучше располагать полулежа, без присаживания.

Миф о том, что рано присаживать девочек - опасно и чревато неправильным формированием женской физиологии, был опровергнут медиками. Тем не менее, лучше не рисковать и дождаться пока девочка сядет сама.

Не нужно пытаться присаживать до возраста шести месяцев, если кроха еще не начал переворачиваться. Лучше развивать ручки и укреплять спинку с помощью:

  • специальной гимнастики,
  • правильным ношением на руках, в соответствии с возрастом ребенка,
  • стимулировать нахождение ребенка на животе, завлекая интересными игрушками и разговорами.

Чтобы понять, когда ребенок готов начать сидеть самостоятельно нужно видеть, как он это делает. Рано присаживать малыша, если он заваливается на бок, сильно округляет спину при сидении.

По мнению докторов, чем позже тело примет вертикальное положение, тем лучше для позвоночника.

Какие этапы освоения навыка сидения проходит ребенок?

Одни детки развиваются быстрее своих сверстников, другие чуть позже. Врачи считают что возраст, когда ребенок начинает сидеть, колеблется от 6 до 9 месяцев. За этим умением следуют другие навыки в физическом развитии.

Грудничок учится стоять на коленях, подтягивать тело, держась за опору, стоять и потом ходить. Все эти действия связаны с умением держать равновесие, которое достигается не сразу:

  • В 6 месяцев малютка чаще всего еще не сидит самостоятельно.

Лежа на животе, поднимает грудь. Может держать голову наравне с телом. Без поддержки заваливается на бок, потому что мышцы еще недостаточно крепки.

Его можно подтянуть за ручки ненадолго, в качестве тренировки. Кроха гулит и агукает , подолгу играет с погремушкой.

  • В 7 месяцев грудничок сидит более уверенно.

Может просидеть какое-то время не заваливаясь, играть, поворачиваться в стороны всем телом. Издает фыркающие звуки. Кроха способен сесть самостоятельно из положения лежа, отталкиваясь руками.

  • В 8 месяцев большинство детей сидят самостоятельно.

Крутятся, вертятся с живота на спинку. Легко садятся из положения «лежа на боку». Перекладывают игрушку из руки в руку.

  • В 9 месяцев ребенок прилагает усилие, чтобы дотянуться до нужной ему погремушки, лежащей на расстоянии.

Играет в ладушки, сидит без опоры и пытается встать на четвереньки. Подтягивается из сидячего положения в стоячее. Неотчетливо произносит «мама», «папа». С удовольствием играет в «ку-ку».

Тревоги мам: что делать, если ребенок не хочет сидеть?

Многие мамы начинают переживать, если кроха не выполняет общепринятых норм в физическом развитии и думают, как научить ребенка сидеть самостоятельно. Не следует ли начать присаживать грудничка?

Чаще всего малыш сам учится очередным навыкам и ему просто надо время. Если кроха не начнет сидеть к 11 месяцам, следует обратиться к хорошему педиатру.

До этого времени не стоит беспокоиться, лучше помочь детскому организму окрепнуть. Регулярно заниматься с ребенком гимнастикой, правильно носить на руках, позволяя окрепнуть мышцам спины.

Сидя за столом, и прикармливая ребенка, можно держать его в позе, помогающей тренировке спины. Как правильно это сделать, Вы узнаете из курса по введению прикорма малышу.

Можно чаще выкладывать малыша на живот и выкладывать перед ним игрушки, чтобы он мог до них тянуться.

Родители должны помогать развиваться малышу физически с самого рождения. Часто научиться сидеть ребенку помогает курс общеукрепляющего массажа.

Проводить его лучше специалисту. Результаты будут видны сразу. Такой массаж проводится для необходимого толчка в физическом развитии ребенка.

СОВЕТЫ ОПЫТНЫХ МАМ:

  • не следует присаживать ребенка даже на коленях, лучше держать его полулежа;
  • подушки пригодятся, чтобы обезопасить ребенка от ударов об углы мебели;
  • надо ежедневно проводить массаж и гимнастику, которые помогут в укреплении мышц всего тела и малютка начнет сидеть;
  • одобрять ползанье крохи, разложив вокруг него любимые игрушки, чтобы грудничок пытался до них дотянуться.

Когда все-таки стоит встревожиться?

Иногда причиной, почему ребенок не сидит в 8 месяцев, служит задержка психомоторного развития. Тогда необходимо срочно обращаться к неврологу. Неумение сидеть не является единственным признаком и чаще всего бывает следствием:

  • гипоксии плода;
  • досрочных родов;
  • малокровия во время беременности;
  • недоношенности плода;
  • внутричерепного давления.

Как помочь ребенку научиться сидеть?

Бывает кроха сидит хорошо, но ему тяжело сделать это самостоятельно. Многие родители не знают, как направить ребенка и научить его сидеть. Существует ряд упражнений для укрепления мышц спины.

Проводить гимнастические упражнения следует каждый день, наряду с купанием и массажем:

  1. Подтягивание за ручки на 30 градусов . Надо подать малютке большие пальцы рук, чтобы он за них ухватился. Из положения «лежа» медленно приподнимать, но не присаживать. Таким образом тренируются мышцы пресса и рук.
  2. Из положения «лежа на животе» помочь перевернуться на спинку и обратно . Это упражнение будет легче выполнить, заинтересовав ребенка яркой погремушкой.
  3. Держать кроху на коленях полулежа, чтобы он опирался на ладони взрослого. Так развивается баланс тела и приводятся мышцы в тонус.
  4. Укрепить спинку поможет упражнение «самолетик» . Уложив ребенка на животик, следует подложить руки под грудь и под живот. Ножки в это время должны упираться в родителя. Голова при этом поднята, мышцы спинки и попы в напряжении. Продержаться так несколько секунд.

СОВЕТ ОПЫТНЫХ МАМ:

  • Сначала-ползать! Ставьте ребенка на четвереньки и учите передвигаться. Когда он научиться стоять на четвереньках из этого положения и подталкивать садиться.
  • Для того, чтобы научить ползать, можно под грудь поднимать на свернутой вчетверо пеленке, как бы обучая его стоять на четвереньках. И ребенку хорошо - его поддерживают, и маме сильно наклоняться не надо.
  • Не стоит вмешиваться в естественный процесс, ради того, чтобы похвалиться, как рано Ваш ребенок сидит. Учить этому малыша не нужно.

Замечательно укрепляют мышечный скелет грудничка занятия на фитболе. Это мяч для фитнес упражнений. Следует выбирать гладкий фитбол без ушек и выпуклостей, большого диаметра.

Упражнения следует выполнять спустя полчаса после еды:

  1. Покачивания. В положении животом на мяче тихонько покачивать кроху в направлениях вперед назад, придерживая за поясницу. Позже можно положить перед ним на пол игрушку, чтобы он мог к ней тянуться при покачивании.
  2. Покачивания вправо влево, медленно увеличивая наклон.
  3. Попружинить на мяче.
  4. Покачивания по кругу в одном и в другом направлении.
  5. Пружинить спиной к мячу.
  6. Выполнять покачивания спиной к мячу.

При регулярном выполнении массажа с легкими поглаживаниями в сочетании с гимнастикой и водными процедурами малютка научится сидеть самостоятельно.

Не надо подгонять ребенка ведь все дети разные и не вписываются в четкие стандарты. Главная задача родителей быть всегда рядом с малышом и поддерживать его на каждом этапе развития.

Ребенок начинается общаться с самого рождения с помощью крика — вкладывая в него эмоции. Так он привлекает к себе внимание, высказывает свои требования. Начинать учить его разговаривать нужно уже с этого возраста, потом будет поздно.

Рефлекторные голосовые реакции – первые слова

В первые месяцы жизни предречевые реакции являются рефлекторными. Они появляются у нормально развивающихся детей в одинаковые сроки, и не зависят от обучения.

  • гуление;
  • свирель;
  • лепет.

Гуление появляется к 1,5 месяцам. Оно бывает даже у глухих от рождения детей. Сначала ребенок произносит у-уу, а-аа, к 2 – 3 месяцам агу, бу, зы, агу. В этом возрасте нужно помочь ему произносить звуки. Разговаривая с ним, откликаясь на его зов.

После свирели ребенок начинает лепетать. Произносит часто повторяющиеся слоги ба-ба, мама, да-да-да, сопровождая речь ритмичными движениями. В этот период очень важна для ребенка свобода действий.

Проведя множество экспериментов ученые доказали что те дети, которые могут свободно передвигаться начинают разговаривать раньше, лучше.

В возрасте 8,5 – 9 месяцев проявляется модулированный лепет. Начинает звать родителей мама, папа. Ребенок повторяет слоги с различной интонацией и если его спросить, кто это он уверенно называет мама, папа,

К врожденным реакциям относятся проявления звукоподражания у детей от 2 до 7 месяцев. Гуление, лепет и свирель являются игрой. Если начинать с малышом разговаривать, произносить звуки он пытается повторить за взрослыми. Такая игра приносит ему удовольствие.

Важно знать! Малыш гулит и лепечет, когда находится в комфортных условиях. Ему тепло, сухо и он сыт. Особенно ему интересно повторять звуки за взрослыми. Но чтобы у него началась развиваться правильная артикуляция, нужно чтоб ребенок видел мимику лица говорящего взрослого. Надо чтобы мама, разговаривая с ним, смотрела на него. К тому же в помещении должно быть тихо.

У крохи, находящегося в шумной обстановке все голосовые реакции развиваются с большим опозданием.

Развитие осознанной речи

Многие родители интересуются, сколько малыш должен знать слов в определённом возрасте. Когда он должен говорить так, чтобы его поняли другие. В основном это всё индивидуально и зависит от различных факторов — физиологических и психологических особенностей, воспитания. Но в основном разница у нормально развивающихся детей сравнительно не большая.

В 1 год

Малыш произносит первые слова, которые повторяет за взрослыми. Девочки начинают разговаривать на пару месяцев раньше, чем мальчики . Словарный запас составляет около 10 слов (сюда входят собственные варианты названий различных предметов, например машина – бип-бип, часы – тик-так, ходить – топ-топ). Сначала дети произносят слова в именительном падеже (мама, папа) и звукоподражательные (гав би-би, ко-ко).

В полтора года, уже пытаются говорить предложениями из двух слов. Усваивают повелительное наклонение глаголов (дай, иди).

К 2-ум годам

Начинают употреблять формы множественного числа. Словарный запас состоит из 300 слов. В 1,5 – 2 года начинается первый период вопросов «Что это?». Таким образом, малыш познает мир вокруг себя, формирует свой словарный запас.

В 3 года

Ребенок начинает разговаривать предложениями, использует слова в различных падежах. Знает сколько предметов (много или один). Зачастую произносит слова неправильно, или сам придумывает новую форму. Очень часто мальчики употребляют по отношению к себе глаголы прошедшего времени в женском роде. С возрастом это проходит.

В 4 года

Ребенок уже должен разговаривать полноценными предложениями. Не использует звукоподражаний или неполноценных слов. Может пересказать сказку или бытовую историю. Разговаривает так, чтоб его понимала не только мама. Обычно в этом возрасте дети правильно не выговаривают -л-, -р-. На вопрос «Сколько?» отвечают называя цифру показывая при этом на пальцах. Чаще отвечают неправильно.

Важно знать! Чтобы малыш начал разговаривать правильно, вовремя и знал столько слов, сколько это необходимо по возрасту, с ним нужно заниматься.

Начинайте с рождения ребенка. С ним необходимо разговаривать, при чем он должен видеть лицо говорящего. Когда малыш начинает говорить, для него огромное значение имеет аудитория, он может сам с собой разговаривать, но очень быстро замолкает. Если же с ним будет говорить взрослый, малыш начнет вторить ему. Не забывайте для ребенка это игра.

Почему дети начинают поздно говорить

У детей причиной задержки речевого развития (ЗРР) могут быть:

  • несформированность сенсомотрной сферы;
  • неправильное воспитание.

Если у ребенка наблюдается ЗРР, связанная с несовершенством работы сенсомоторной сферы (заболевания, родовые травмы), то коррекция очень затруднена . В этом случае помочь могут только специалисты (невролог, психолог, психиатр, логопед).

Воспитывая своего малыша, родители очень часто допускают ошибки, которые приводят к ЗРР.

Самые распространенные:

  • отсутствие мотивации;
  • настойчивое обучение;
  • переизбыток эмоций;
  • недостаток свободы движения.

ЗРР может наблюдаться не только у детей, с которыми родители не занимались. Очень часто причиной является гиперопека. Когда родители, предугадывая желания своего малыша, тут же подают ему требуемую вещь, стоит ему только указать пальцем. В этом случае у ребенка нет мотивации к развитию речи. Зачем говорить, если достаточно просто показать и заплакать.

Очень часто родители, обучая свое чадо, требуют повторить слово. Но если малыш не хочет он начинает молчать, капризничать, взрослые на него сердятся, кричат, или требуют произнести слово правильно.

Таким образом ребёнку не помочь, у него разовьется неприязнь к разговорной речи. К тому же заставлять повторять ребенка какое-либо слово бесполезно. Дети запоминают лучше во время игры.

Ошибка в избыточной эмоциональности возникает тогда, когда ребенок сказал слово, родители обрадовались, рассмеялись. Когда он опять его произнес, он не понял значение слова, не связал название и предмет. Для него это просто набор букв, который вызвал позитивные эмоции у него и родителей. Дети запоминают только те слова, значение которых понимают.

Как ни странно, но недостаток свободы передвижения играет существенную роль для ЗРР. Моторная и речевая деятельность тесно связаны, а обусловлено это физиологией головного мозга. Замечено что дети, которые более подвижны, быстрее начинают разговаривать. Развитие мелкой моторики способствуют не только формированию речевых навыков, но и обучению чтения, письму.

Эксперимент был проведен с детьми 1 – 1,3 года. Создали две группы. В первой группе постоянно показывали одну и ту же книгу, повторяя слово «Книга», 500 раз. В другой группе с этой книгой производили действия. Говорили «Дай книгу», «Возьми книгу». Во втором случае слово «Книга» употреблялась 300 раз.

Затем в первой группе разложили различные книги и игрушки, положив между ними ту книжку, которую показывали. После чего экспериментаторы попросили детей дать им книгу. Сразу дети выполнили правильно, дав именно ту книгу, которую им показывали. Но когда их просили дать еще книгу, ребята терялись, давали различные игрушки. Во второй группе дети, после того как их попросили дать еще книги, начали подавать другие книжки.

Вывод : Производя манипуляции с различными предметами, дети не только запоминают название лучше, но начинают обобщать понятия.

Как помочь малышу заговорить

Если кроха разговаривает плохо или неправильно, для начала следует выяснить причину, почему это произошло. Желательно проконсультироваться у логопеда. Если есть подозрение на заболевание, следует обратиться за помощью к неврологу.

Чтобы ребенок начал говорить, с ним нужно постоянно заниматься. Только занятия должны быть в форме игры. Ни в коем случае его нельзя заставлять «Скажи то, скажи это». Все должно происходить в форме свободного диалога.

Также, если ребенок указывает на предмет, не нужно тут же ему подавать. Сразу надо назвать предмет, дождаться отклика ребенка — пусть даже он не назовет его правильно, или придумает свое название.

Для развития речи очень полезны игры, развивающие мелкую моторику (мозайка). С детьми до 3 лет в нее нужно играть под наблюдение взрослых , чтобы избежать проглатывания или засовывания в уши или нос мелких деталей.

Чтобы ребенок заговорил нужно отвечать на все его вопросы «Что это?», «Почему». Часто с ним разговаривать, при чем так, чтобы малыш не был пассивным слушателем. К примеру, забирая ребенка из садика нужно спросить, что он делал, что кушал. Поначалу, нужно будет ему подсказывать, но со временем он сам начнет рассказывать, что ел, во что играл, кого поставили в угол.

Первое слово малыша – это долгожданное событие для всей семьи.

У некоторых детей до года уже имеется десяток слов в словарном запасе, а другие малыши остаются «молчунами» до 1,5-2 лет.

Мы рассмотрим, какие факторы влияют на скорость появления речи у ребенка и как предотвратить задержку развития этого навыка.

Как происходит формирование речи у детей?

Появлению настоящей речи предшествует несколько этапов. Простейшие речевые реакции проявляются даже у новорожденных: малыш использует различные интонации для того, чтобы выразить те или иные чувства.

Весь первый год жизни ребенка происходит накопление его словарного запаса, сначала пассивное, затем – активное. На первой стадии малыш воспринимает речь взрослых и реагирует на неё, но не повторяет слова.

В период активного формирования словаря кроха уже копирует услышанные звуки, а позднее и составляет из них целые слова и фразы.

Можно выделить основные фазы развития речи у детей:

1 Речь до года. Первый этап, наступающий после крика, называют гулением. Он наступает в 2-3 месяца. Гуление – это простые гласные звуки и слоги: «а-гу», «ва».

В 4-5 месяцев к гулению добавляется смех, а также наблюдается смена интонации и тональности голоса.

К 6 месяцам речь у детей переходит в стадию лепета. Это более сложные звуки, чем гуление.

Кроха отчетливо произносит согласные буквы, в результате чего получаются слоги «ма», «ба», «па», «та».

В это же время появляется заметная реакция ребенка на голос родных людей и его тон. Малыши настораживаются и плачут, если слышат разговор на повышенных тонах.

А в ответ на ласковое обращение кроха улыбается и смеется.

2 Речь до 2 лет. В период от 1 года до 2 лет в речи появляются вопросительные обороты и просьбы. Из односложных и двусложных слов дети составляют предложения, рассказывают о том, что им нравится, а что – нет. Особенно активные малыши уже могут читать несложные стихи: считалки, потешки.

Интересно! Развитие ребенка в 9 месяцев: на что обратить внимание?

3 Речь до 3 лет. Большинство детей уже уверенно общаются с другими малышами, родственниками, воспитателями. Количества слов в лексиконе теперь хватает для того, чтобы в простой форме рассказать о событиях, произошедших за день, тревогах и радостях.

Во сколько ребенок начинает говорить?

Развитие речи, как и других базовых навыков – вопрос индивидуальный. Существуют только определенные рамки, разделяющие нормальное развитие речи от патологического. Обращаться к логопеду нужно в том случае, если к 2,5-3 годам ребенок так и не смог освоить фразы из нескольких слов.

Время появления первого слова зависит также от темперамента ребенка. Спокойные малыши, которые больше любят рассматривать картинки и книги, обычно начинают говорить раньше.

Непоседам же, как правило, просто не хватает энергии на то, чтобы учиться разговаривать. Родителям подвижных деток переживать не стоит: со временем их речевые навыки достигнут уровня сверстников.

Первым словом ребенка будет та совокупность повторяющихся звуков, которую крохе легче всего произнести.

Это и самое ожидаемое «мама», а также «баба», «ляля» и другие.

Кстати, в первое время словом «мама» дети называют почти всех знакомых людей.

Чуть позже, когда кроха научится придавать смысловые оттенки словам, он поймет, что мама у него только одна, а у остальных людей есть свои имена.

Отличить осознанные слова от простых подражаний можно, если проследить, в каких ситуациях малыш произносит те или иные звуки. Возможно, сначала вы даже не будете понимать, что именно кроха имеет в виду.

Если один и тот же набор звуков применяется ребенком при одинаковых обстоятельствах, значит, его речь стала приобретать осмысленный характер.

Как помочь ребенку начать говорить?

От воспитания также зависит то, насколько быстро малыш освоит разговорные навыки. Есть несколько простых приемов, помогающих развить детскую речь:

Интересно! Подгузники: за и против

1 Всегда разговаривайте с ребенком обычным голосом, внятно произнося слова. Не следует намеренно делать голос более высоким, имитируя детскую речь. Малыш должен слышать то, как нужно говорить правильно, и по возможности повторять за взрослыми.

2 Стремитесь расширять кругозор ребенка. Показывайте ему красочные иллюстрации, называйте окружающие предметы. Конечно, новая информация должна подаваться в умеренных количествах, чтобы не перегружать психику малыша.

3 Развивайте уже имеющиеся навыки. Например, звуковой маркер, обозначающий слово «машина» у ребенка – «би-би». Каждый раз, когда малыш называет этот предмет удобным для себя понятием, повторяйте его правильное название.

Обязательно задавайте вопрос, побуждающий малыша повторить за вами новое слово: «Что это?».

4 Не ограничивайте ребенка в общении с другими детьми.

Особенно хорошо, если круг общения малыша состоит из более старших детей или сверстников, уже умеющих разговаривать.

5 Читайте вслух детские книги, стишки, песенки. Сеанс чтения можно проводить не только на ночь, но и в течение дня.

Выбранная литература должна соответствовать возрасту ребенка.

6 Уделяйте время физическому развитию. Детская гимнастика несет не только оздоровительную, но образовательную функцию.

Непринужденная обстановка во время занятий физкультурой дает малышу отличную возможность выучить новые слова.

А повторяющиеся движения развивают чувство ритма, немаловажное для гармоничной речи.

Не нужно впадать в панику, заметив незначительное отклонение от норм развития речи у малыша. Но и игнорировать явное наличие дефектов произношения также нельзя.

Посоветуйтесь с доктором, если речь ребенка невнятна или малыш отказывается от общения. В большинстве случаев подобные проблемы легко решаются занятиями с логопедом или детским психологом.

Чем раньше начнется работа над нарушениями речи, тем скорее малыш освоит красивое и правильное произношение.

Наверное, каждая мама хорошо знает, как должен развиваться грудной ребенок, во сколько месяцев держать головку, а во сколько самостоятельно сидеть. Ситуация меняется, когда ребенок достигает возраста 1 года. Лишь немногие родители могут ответить на вопрос, типа «Когда ребенок должен научиться кататься на велосипеде или завязывать шнурки?» В этой статье мы постарались ответить на наиболее распространенные родительские вопросы.

Необходимо помнить, что каждого ребенка индивидуально и навыки вашего малыша могут отличаться от нормативных. Если только ваш ребенок не отстает от какого-то навыка на несколько месяцев либо отстает по нескольким навыкам сразу, поводов для беспокойства нет. Дети, родившиеся раньше срока, могут чуть отставать от детей, родившихся в срок. Как правило, к двум годам эта разница сглаживается. Но если помимо того, что ребенок «отстает» по нескольким пунктам, у него есть и другие тревожные симптомы: он редко улыбается, чрезмерно капризен, произносит слишком мало звуков или слишком редко, родителям следует обратить на это внимание врача.

В возрасте 1 года (12-14 месяцев) ребенок обычно:
· Ходит, либо делает 2-3 шага без поддержки.
· Хорошо стоит.
· Кладет предмет в коробку.
· Ставит друг на друга два кубика.
· Реагирует на простую команду, не сопровождающуюся жестами (например, «Дай!»).
· Кроме «ма-ма» и «па-па» говорит еще от 1 до 6 слов.
· Много лепечет.

Учеба: Уже в этом раннем возрасте можно начать учить ребенка буквам, цифрам, цветам и формам. Не думайте, что это слишком рано. Даже если полное понимание приходит немного позднее, эта информация так или иначе откладывается в мозгу ребенка. Разумеется, учеба должна быть ненавязчивой и происходить в игровой форме с помощью картинок, стихов и игрушек.

В 1,5 года (16-18 месяцев) ребенок:
· Хорошо ходит и бегает.
· Любит карабкаться по лестнице.
· Пьет из чашки.
· Пробует самостоятельно есть ложкой.
· Указывает на называемые взрослым знакомые предметы.
· Понимает несколько простых фраз.
· Показывает на игрушке нос, рот и глаза.
· Чиркает карандашами.
· Поднимает, наклоняясь, игрушку и переносит ее с места на место.
· Выражает жестами или звуками любовь, удовольствие, возбуждение.
· Отдает предпочтение любимым игрушкам.
· Говорит по крайней мере 15 слов.

Пустышка: Если вы давали ребенку пустышку, то лучше убрать ее от ребенка не позже полутора лет. До этого возраста применение пустышки считается, в общем, безвредным. У детей, которые сосут пустышку до 3-4 лет, могут впоследствии возникнуть проблемы с речью.

Первые обязанности: В этом возрасте начните приучать ребенка к - убирать за собой игрушки, класть белье в корзину для грязной одежды или приносить салфетки к обеденному столу. И если сначала ему понадобится ваша помощь, вы будете удивлены, как быстро он научится делать все это самостоятельно. По мере взросления ребенка добавляйте к этому новые обязанности, такие как: поливать , вытирать за собой, если опрокинул стакан с водой, застилать свою кровать и относить в мойку грязную посуду (пластиковую).

Первое посещение зубного врача: Первый визит ребенка к зубному врачу должен состояться примерно через 6 месяцев после появления у первого зуба. В дальнейшем посещайте врача раз в полгода-год, особенно если у ребенка есть проблемы с зубами – пятна на зубах или неправильный прикус.

Первый велосипед: Его можно купить ребенку уже сейчас. И даже если умение крутить педали придет позднее, ребенок может с удовольствием кататься взад-вперед, отталкиваясь ногами от земли, или наслаждаться ездой, когда вы сами толкаете велосипед.

В 2 года ребенок:
· Хорошо бегает и прыгает.
· Строит башню из 4-6 кубиков.
· Кидает и пинает ногой мячик.
· «Кормит» с ложечки куклу.
· Самостоятельно поднимается и спускается по лестнице.
· Знает свое имя и говорит о себе в третьем лице, называя по имени.
· Показывает на себе нос, рот и глаза.
· Разглядывает картинки в книге.
· Может самостоятельно снять некоторые предметы одежды.
· Говорит от 15 до 50 слов (отклонения от этих цифр вполне нормальны).
· В своей речи использует несколько словосочетаний из двух слов.
· Начинает контролировать мочевой пузырь и кишечник.

Первое «творчество»: К двум годам у ребенка существенно улучшается координация «глаза-руки». Поэтому в этом возрасте многие малыши любят рисовать («калякать»), раскрашивать, строить из кубиков, составлять картинки из простых паззлов и кубиков.

«Взрослая» кровать: В возрасте двух лет пора переселять ребенка из детской кроватки в большую кровать. В этом возрасте многие дети пытаются выбраться из своей детской кроватки, перекидывая ногу через поручень. Это может быть опасно.

Первый четвероногий друг: Не заводите домашних животных, пока ребенку не исполнится 2 года. В этом возрасте ребенок может с интересом следить, например, за рыбками в аквариуме, без особого вреда для них и для себя. С такими питомцами, как кошка или , лучше подождать, пока ребенок не научится быть более осторожным и понятливым, то есть пока ему не исполнится хотя бы 3-4 года.

В 3 года ребенок:
· Спускаясь и поднимаясь по лестнице, поочередно переставляет ноги.
· Может одеться и раздеться самостоятельно (с переменным успехом).
· Ездит на трехколесном велосипеде.
· Понимает и выполняет комбинированные команды из двух частей («Подними лопатку и положи в ведерко!»).
· Строит фразы из 4-5 слов.
· Использует в своей речи местоимения («Я», «ты» и т.д.)
· Членораздельно и понятно произносит большую часть слов.
· Хорошо понимает обращенную к нему речь (в разумных пределах сложности).
· Указывает в книжке по крайней мере на 4 знакомых предмета.
· Знает названия по крайней мере 6 частей тела.
· Играет и/или общается с другими детьми.
· Приучен к туалету (мелкие происшествия вполне допустимы).

К 3 годам у ребенка существенно улучшаются навыки речи. Уделите больше внимания разучиванию стишков и песенок, читайте с ребенком больше книжек, внимательно рассматривая и обсуждая картинки.

В 4 года ребенок:

· Уже хорошо контролирует свое тело. Он становится настоящим «специалистом» в области застегивания и расстегивания пуговиц, шнурков, молний, пугая вас стремлением к полной самостоятельности и независимости. Он так же умело пользуется ложкой и вилкой. В этом возрасте совершенно нормально, если ваш пухлый малыш превратится в долговязого «живчика». Не пугайтесь, постепенно за несколько лет детский жирок ребенка «растает» и сменится мышцами. Рост и вес ребенка должны увеличиваться равномерно. Если вес растет быстрее, чем рост, то ребенок может быть склонен к полноте. Обратите внимание на внутренние бедра и верхние предплечья ребенка – если жирок там висит складками, это тоже признак лишнего веса. В этом случае стоит пересмотреть ребенка и давать ему более полезную и здоровую пищу, а также активней вовлекать его в подвижные игры. Если ребенок за полгода заметно не вырос, проконсультируйтесь с врачом: некоторые дети могут испытывать недостаток гормона роста.
· Словарь четырехлетки может содержать уже 1000 слов! Он уже может строить фразы из 6-8 слов, а его речь уже понимают в достаточной степени посторонние люди.
· В этом возрасте дети начинают интересоваться своим телом и различиями между мужчинами и женщинами. Поэтому такой популярной становится игра «в доктора».

Шнурки: Ребенок должен уметь завязывать шнурки к тому времени, когда начнет посещать детский сад, в любом случае к 4-5 годам. Ботинки на липучке, конечно, удобнее, но тогда развитие мелкой моторики рук вашего ребенка (например, умение писать) займет гораздо больше времени.

Плавание: Ребенок может научиться плавать самостоятельно уже в 4 года. В этом возрасте можно записать его в бассейн. До 4 лет у ребенка, в среднем, еще недостаточно развиты соответствующие навыки и координация.