Васильев вечер и Васильев день. Кесаретский поросенок

Старый Новый год появился в результате того, что юлианский календарь был заменен на григорианский. В итоге получилось так, что Новый год стали праздновать на 13 дней раньше, то есть 1 января. Однако, православная церковь отказалась принимать новый календарь и по сей день отмечает этот праздник в ночь с 13 на 14 января. А в народе по этой причине закрепилось и название - Старый Новый год.

Щедрый вечер в православии или Васильев день

Помимо Старого Нового года, в православии этот день посвящен еще одному событию, а вернее человеку. Василию Великому из Кесарии Каппадокийской. Он родился в христианской семье и получил хорошее образование. В основном он вел аскетический и отшельнический образ жизни, посвящая все свободное время познанию Бога.

По возвращению в город, после уединения, Василий основывает два монастыря, а затем и вовсе становится епископом Кесарии Капподийской, но ненадолго, вскоре, через 8 лет он умирает как раз в первый день нового года по старому стилю.

Так как он многое сделал доброго для простого народа, Василий Великий заслужил уважение народа. Поэтому на похороны пришли не только христиане, но и язычники с иудеями. Православная церковь же канонизировала его образ, установив праздник в его честь. Все же образ празднования - традиции, приметы, обычаи и обряды, далеки от христианства, послушать даже песни-щедривки и можно в этом убедиться.

Традиции на Васильев день

Подготовка к празднику начиналась с того, что хозяйки готовили достаточно много различных яств, чтобы хватило угостить всех, кто придет в этот праздник в гости. при чем обязательно заготавливали много холодца, который предназначался для колядующих.

Как и сегодня, в щедрый вечер принято было колядовать. Но немного по-иному. Современные ребята посевают только утром. Но изначально было принято, чтобы ночью с 13 на 14 января девочки подростки щедровали, тем самым отгоняя злых духов из деревни, а уже утром мальчики. И это тоже не просто так, ведь в древности существовало поверье, что в Новый год первым гостем в доме должен быть именно парень. Тогда весь год пройдет в радости и счастье. Если же наоборот, первой войдет девушка, то беды не миновать. Основное отличие состоит еще и в том, что раньше угощали не только сладостями и дарили монеты, но еще гости должны были обязательно отведать блюда из свинины.

Помимо холодца, основным блюдом был обязательно поросенок. Это могло быть что угодно - главное, чтобы основным блюдом была свинина. Такой обычай скорее обусловлен тем, что Василий считался покровителем свиней.

Обязательно вся семья в этот день мылась и надевала все самые новые или просто чистые вещи. На столе также обязательно лежала новая скатерть.

Трапеза была обильная и богатая. Но Щедрым этот праздник называют не поэтому. В этот день готовилась особенная кутья, ведь в неё можно было добавить масла. А после праздничного ужина, весь народ старался посетить всех соседей для того, чтобы попросить прощения.

После того, как праздник отшумели и отгуляли, в каждом доме семьи собирались вместе для того, чтобы сжечь праздничный Дидух, то есть сноп сена. И его не просто сжигали во дворе, для этого разводили целый костер, в который бросали еще и старую одежду, различные вещи, которые по мнению хозяев приносят несчастья и многое другое.

Считалось, что в Васильев день вся нечисть выходит на Землю, оттого ночь с 13 на 14 прослыла страшной. Согласно поверьям нечисть вселяется в животных. Поэтому если во двор приблудилась чужая кошка или собака или еще кто, их старались тут же отогнать. А чтобы оградить свой скот от злых духов, его старались держать только в сарае. Также практиковался и такой обряд, с помощью которого хозяйки старались оградить дом от нечисти. Для этого они брали кочергу или простую палку, усаживались на неё как на метлу, и таким образом обходили дом три раза.

Во время щедрования вечером с девушками могли ходить и парни, но просто ради забавы. Так как помимо Васильева дня отмечался еще и праздник Меланки, то ребята устраивали небольшие представления, а один из них обязательно переодевался в женскую одежду и представлялся Меланкой. Остальные парни надевали различные маски и обязательно меховой кожух наизнанку, чтобы мех был наружу.

А для парней этот праздник был еще одной возможностью предложить замуж той даме, которая первый раз отказала. Попытать своего счастья, авось согласится?

Кашу на этот праздник нельзя было просто сварить, для этого существовал целый ритуал. Начинали готовить обязательно в два часа ночи. Самая старшая женщина в доме шла в амбар за крупой, а в это время старший мужчина отправлялся к колодцу за водой. Но пока не истопится печь, воду с крупой не трогали и продйукты все это время стояли на столе, более того, чтобы не было беды в доме к ним никто даже и не прикасался. Как только печь готова к использованию, звали всю семью и усаживали за стол. Женщина брала кашу и растирала, приговаривая:

«Сеяли, ростили гречу во все лето; уродилась наша греча и крупна, и румяна; звали-позывали нашу гречу во Царьград побывать, на княжой пир пировать; поехала греча во Царьград побывать со князьями, со боярами, с честным овсом, золотым ячменем; ждали гречу, дожидали у каменных врат; встречали гречу князья и бояре, сажали гречу за дубовый стол пир пировать; приехала наша греча к нам гостевать»

После этого женщина берет сосуд с кашей и поклоняется всей семье и ставит крупу в печь. Как каша сварится, женщина вынимала её из печи со словами: «Милости просим к нам во двор со своим добром». И всей семьей рассматривали как она сварилась. Если каши получилось так, что не помещается в горшок, то это к бедам на весь год. Когда снимали ножом пенку, смотрели какого цвета каша, лучше всего, если она красного цвета, это к хорошему урожаю, счастью в доме и талантливой дочери. Хуже всего, когда во время варки лопнул горшок, это к несчастью во всем доме.

Приметы на Щедрый Вечер

  • Если утром на Васильев день пушистый иней на ветках - ждали, что в грядущем году уродится много меда. А вот если снег будет утром, то зима будет снежной и весна поздно наступит. Также сильные снегопады в этот праздник сулили богатый урожай. Также о хорошем урожае говорил и гололед на улице.
  • Как мы уже упоминали, раньше в этот день праздновали Новый год, поэтому часто говорили, что как проведешь этот, так и год пройдет, если весело - то и дальше также будет, если с тоской и грустью, то и год будет печальным.
  • Если же на Васильев день рождался ребенок, то ему сулили богатую жизнь.
  • Чтобы уберечь скот от напастей, обязательно на столе должно быть печенье в форме различных зверей.

Гадания на Васильев день

Одно из самых распространенных девичьих гаданий было на башмаке. Для этого девицы брали что-то из обуви и выбрасывали в окно. Затем тут же выходили на улицу и смотрели куда смотрит носок башмака, оттуда должен и появиться суженый. Если же носок смотрел на дом девушки, то в грядущем году свадьбы не будет.

Также ночью выходили на улицу и спрашивали первого встречного имя суженного. Соответственно какое назовут, так и будет звать будущего мужа. При этом лучше, если это будет мужчина, да еще и пьяный. Это сулило счастье в личной жизни. Кроме того, если первый встречный, независимо женщина или мужчина, будет очень красив, то и будущий супруг будет таким же.

А это гадание зачастую проводили уже семейные женщины. Для этого необходимо было взять хлеб по числу членов семьи и положить его в воду, а затем пальцем размешать все, приговаривая: “Кружись хлеб да вода, здесь вся моя семья. Если будет беда, разлучи хлеб вода.” Если к утру все кусочки вместе, то год пройдет также сплоченно и дружно, а если кто-то отбился, то этот член семьи или уедет, или того хуже умрет.

В гаданиях часто участвовали и члены семьи и животные. Примером служит следующее гадание. Для этого девушка заходила в любую из комнат первой и закрывала дверь. После неё кто-то из членов семьи запускал собаку.Если она сразу подбежит к гадающей, то ждет её неземное счастье в будущей семейной жизни. Плохо если собака начнет что-то вынюхивать, тогда муж будет ревнивым, жестоким и злым. Если же собака будет ласкаться к девушке, то будущий муж будет наоборот, очень ласковым, добрым и любимым.

Васильев вечер отмечается в ночь с 13 на 14 января. Васильев день (Коляда) — 14 января (по новому стилю). Васильев вечер и день — это Старый Новый год.

Василий Великий из Кесарии Каппадокийской

Васильев вечер и Васильев день — это зимние праздники, названные в память о Святом Василии Великом, который был богословом и архиепископом Кесарии Каппадокийской. Василий Великий родился в 329 (330) году в богатой знатной семье (отец — адвокат и преподаватель риторики) в городе Кесария в Малой Азии. В семье было десять детей, пятеро (и их мать Емилия) в дальнейшем были причислены к лику святых. Василий получил прекрасное образование. Он изучал риторику, философию, астрономию, математику, физику и медицину. Молодым человеком познакомился с Григорием Богословом и будущим императором Юлианом. Эти люди сильно повлияли на мировоззрение юноши. Василий посетил Афины, Константинополь, Иерусалим.

Во время крещения в реке Иордан произошло чудо: все увидели огненную молнию и голубя, который из нее вылетел, окунулся в воду, после чего устремился ввысь к небу. Некоторое время Василий жил и проповедовал в Иерусалиме, но сложные отношения с местным архиепископом вынудили молодого человека отправиться в пустыню и стать отшельником. Вернувшись к людям, Василий стал таким прекрасным оратором и церковным писателем, что заслужил почет и уважение. Он вел жизнь аскета. После возвращения на родину в Кесарию Василий основал два монастыря, сам написал их Устав. В возрасте 41 года он стал епископом Кесарии Капподийской. Ограничения и аскетический образ жизни сказались на состоянии здоровья, и через 8 лет Василий Великий умер. На погребение пришли христиане, язычники и иудеи. Церковь канонизировала Василия Великого, а 14 января во многих приходах — престольный праздник.

Святой Василий является покровителем свиноводства. В этот день на Руси было принято жертвовать церкви свинину и деньги, чтобы местное духовенство молилось святому о здоровье и упитанности свиней, увеличению их поголовья. Часть денег раздавалась нищим.

Коляда

В Васильев вечер и день (14 января) исполняли новогодние песни-колядки, поэтому этот праздничный день еще называют «Коляда». У славянских народов праздник связан с началом нового годового цикла. У западных славян Каляду символизировал огромный сноп, который ставили в доме. Если в новогодний праздник с колядками приходили, то обязательно нужно было одарить гостей чем-нибудь вкусным, мелкими денежками, недорогими вещами. Обязательно угощали свининой или свиным холодцом. До сих пор сохранились некоторые шуточные присказки колядующих, например: «Кишку да ножки в верхнее окошко». В колядках желали, чтобы в новом году все были счастливы и здоровы. Пели и «засевальные» песни, которые сопровождали обряд рассыпания зерна (пшеницы, овса, ржи и др.) у порога дома.

В некоторых губерниях к Васильеву вечеру относились с опаской. Боялись, что в это время ведьмы могут не только скот испортить, но и месяц на небе спрятать, чтобы в темноте проще было бесчинствовать. Вера в охранительные кресты, которые смолой (мелом) писали на дверях и воротах, до сих пор сохранилась в народной традиции. К интересным обрядам Васильева вечера можно отнести катание на кочерге или на палке, символизирующей кочергу. Хозяйка должна была трижды «объехать» дом, чтобы оградить его от всех неприятностей.

Гадания

Гаданиям в Васильев вечер народ доверял. Они считались самыми верными: «все сбудется, не минуется». Для многих гаданий заранее готовили «васильевский огарок», т.е. кусочек обожженной лучины. Для этого лучину зажигали печными углями и давали ей почти полностью прогореть. Затем от огня оставшейся части горящей лучины зажигали лампу или свечу и лучину тушили. Во время гадания огарком очерчивали себя одним или двумя охранительными кругами.

Было распространено и такое гадание. К столу подавали вареники с разными сюрпризами-символами: изюмом, монетками, бусинками, пуговицами и другими мелкими предметами. По ним гадали, что ожидает в новом году.

Как встретишь Новый год — так его и проведешь

В Васильев вечер люди поздравляют друг друга с праздником. Обязательно желают счастья, здоровья и благополучия. До революции в новогодних богослужениях были молитвы за здравие и благоденствие царя-батюшки и всего царствующего дома.

Садоводы в эту праздничную ночь должны были в сад выйти, чтобы яблони встряхнуть. Это сулило богатый урожай плодов. В Васильев вечер надевали новую одежду, чтобы весь год с обновками быть. Ели в эту ночь досыта, чтобы год голодным не был. И веселились, чтобы печаль и грусть на новый год не перешла: «Сосед к соседу шел на беседу». Но денег в этот день не одалживали, считалось, что тогда их целый год не будет хватать. Говорили: «Взаймы деньги давать — что волка накормить». Утром Васильевого дня (14 января) устраивались конные соревнования, на которых побеждал самый быстрый конь. К вечеру все празднество стихало.

Васильев вечер называли щедрым: «Ешь больше, проживешь дольше». Готовили для праздника много вкусной еды и столы накрывали по-праздничному. Тут были пироги с рыбой, мясом и сушеными грибами, ватрушки с творогом. А каких только рулетов не было! На стол ставили рыбу жареную, мясо тушеное и кутью. Ее называли «богатой, жирной кутьей, или жирнухой». К числу ритуальных блюд относилась и «васильева каша», символизирующая благополучие семьи. Ее подавали на завтрак Васильева дня. Во многих губерниях кашу обязательно варили до рассвета. Считалось, что «густая каша семьи не разгонит». Готовили ее с приговорами. Очень боялись того, что каша из горшка убежит. Еще хуже, если горшок треснет. Часть каши оставляли и бросали в воду «за здоровье». Существовал и обычай выбрасывать в прорубь невкусную или подгоревшую кашу, чтобы год не испортила.

Жареный поросенок

На Васильев день (ночь) на стол ставили целиком зажаренного поросенка, фаршированного крупой и украшенного бумажными цветами. Он назывался «кесаретский поросенок». Поросенка жарили целиком, подавали неразрезанным. Перед тем, как приступить к трапезе, хозяин трижды приподнимал блюдо с поросенком и произносил: «Чтобы свиночки поросились, овечки ягнились, коровушки телились». Жарили и колбасу, которую делали сами. Для этого свиные кишки набивали измельченными субпродуктами, смешанными с крупой. К столу выносили и запеченную свиную голову. Из свиных голов варили щи, которые сами ели и угощали гостей и соседей. До сих пор на Васильев вечер традиционно варят студень из свиных ножек. Все кости, оставшиеся после еды, нужно было отнести в свинарник. Это была жертва, которую приносили Василию Кесарийскому, покровителю свиноводства. А так как все боялись ведьм и чертей, которые в это время в свинарнике могли прятаться, то только самые смелые мужчины соглашались туда отправиться.

Рецепт жареного поросенка (с гречневой кашей). Сначала небольшого поросенка нужно выпотрошить, оставив голову и ножки. Потом обмыть водой, обсушить салфеткой и натереть солью или горчицей. Через час поросенка укладывают на противень так, чтобы он лег животом вниз с подогнутыми ножками. Его поливают растопленным маслом и ставят в горячую духовку. Как только кожа зарумянится, огонь уменьшают. Время от времени поливают поросенка выделяющимся соком. За это время варят рассыпчатую гречневую крупу. Ее смешивают с колечками поджаренного лука, нарезанными яйцами, сваренными вкрутую, и распаренными сухофруктами. Готового поросенка выкладывают на большое блюдо. Вокруг него кладут кашу. Эту праздничную еду можно дополнить квашеной капустой, зеленью и яблоками, которые запекают вместе с поросенком в течение последних 20 минут.


ВАСИЛЬЕВ ВЕЧЕР

Канун нового года в России назывался Васильев вечер, в который провожали старый год со всевозможным весельем, чтобы Новый год был счастливым. Васильев вечер, канун Нового года, слившийся со Святками и Каледою в наше время, в прежнее время именовался то Богатым вечером, то Авсеньем, то Овсеньем, то Таусеном, то Усеном, то иногда Говсенем или Бауценем .
26 декабря на Руси начинались гадания и переряживания. Ряженые старались одеться как можно чуднее: цыганкой, горбуном, медведем, а лица ярко раскрашивали. У крыльца ряженые приговаривали:

Денег не мае, сами занимаем,
Пряники, орешки взяли сладкоежки,
Но нам неча горевать,
Будем петь да танцевать!

Васильев вечер для русских девиц был очень важным днем. Он приходился на восьмой день Святок, когда святочные гадания были в самом разгаре. Наши прапрабабушки думали, что святочные гадания на Васильев вечер всегда сбываются, и чтобы ни вышло по гаданию в этот вечер, то непременно и произойдет. Способов гадания было множество: со свечами и зеркалом, с водой и зажженной лучиной, расплавленный воск в воду лили, из темного сарая приносили в горницу полено, считали у дома частокол...

В России в Васильев Вечер совершались обрядовые действия, которые должны были способствовать хорошему урожаю, богатому приплоду скота : обсевали избу овсом или хмелем — символом изобилия, обходили дома с песнями-величаниями хозяев.
А еще в Васильев вечер варили кашу, «засевали зерна, ходили по домам. Старшая в доме женщина в два часа ночи приносила из амбара крупу. Старший мужчина приносил воды. Крупа и вода должны были стоять на столе до тех пор, пока не истопится печь. К ним никто не имел права прикасаться, в противном случае могла случиться какая-то беда. Когда нужно затирать кашу, все семейство садилось за стол, а старшая женщина, причитая, размешивала кашу со словами:
Сеяли, ростили гречу во все лето;
Уродилась наша греча и крупна и румяна;
Звали-позывали нашу гречу во Царьград побывать,
на княжой пир пировать;
Поехала греча во Царьград побывать со князьями,
со боярами, с честным овсом, золотым ячменем;
Ждали гречу, дожидали у каменных ворот;
Встречали гречу князья и бояре,
сожали гречу за дубовый стол пир пировать;
Приехала наша греча к ним гостевать.

После этого все вставали, а хозяйка вынимала кашу из печи со словами: «Милости просим к нам во двор со своим добром».
Завтрак из каши заканчивал попытки предсказать будущее. Первым делом смотрели, полон ли горшок. Нет хуже несчастья, если каша вылезет из горшка. Если горшок треснул — тоже ничего хорошего не жди. Потом снимали ножом пленку и делали выводы: каша полная, «красная» предвещала счастье всему дому, будущий хороший урожай и талантливую дочь. Каша мелкая, белая угрожала бедами. При плохих предзнаменованиях кашу выбрасывали в реку.
По церковному календарю 31 декабря — день одного из виднейших Отцов церкви Василия Кесарийского или Василия Великого . Одна из легенд повествует о том, что он как-то, благословляя людей, благословил случайно подвернувшегося поросенка. Поэтому в народе Василия Великого называли еще Василием Свинятником и молились ему о плодовитости свиней. Народ придумал множество поговорок об этом: «Свинку да боровка для Васильева вечерка», «На Василия Великого свиную голову на стол», «Кишка свиная — еда не худая». По обычаю в этот день на стол ставили голову поросенка или варили свиные ножки, а то и целиком зажаривали годовалого поросенка. При этом приговаривали:
Не чиста животинка свинья,
Да нет у Бога ничего нечистого:
Свинку-щетинку огонь опалит,
А Василий Зимний освятит.

При чем ели в этот вечер как можно больше, без меры. По древнему поверью, обильный стол обеспечивал благополучие на весь следующий год, считался залогом богатства семьи. Поселяне ходили в этот вечер под окнами, собирали пироги и холодец, приговаривая: «Свинку да боровку выдай для Васильева вечерка». Подходя к окнам, толпа причитала; «Кишку да ножки в верхнее окошко».
title=">В Васильевский вечер было принято колядовать">В Васильевский вечер было принято колядовать . Цель колядок — обрадовать, повеселить хозяина напоминанием о празднике, вселить надежду на лучшее будущее. Хозяевам полагалось одаривать колядующих, чем Бог послал. Чем больше они давали, тем громче колядующие славили гостеприимный и щедрый двор.
Васильев день на Руси считался особенно благоприятным для молитв. Как правило, молились о будущем урожае. По ряду примет узнавали о будущем: «Васильева ночь звездиста — лето ягодисто», «Вьюга в Васильев вечер обещает большой урожай орехов», «От ясного звездного неба в Васильев вечер ждали хорошего урожая гороха», «Если будет туман — к богатому урожаю». Садоводы должны обязательно стряхивать снег с деревьев — для получения большого урожая яблок.
Есть предание, что в Васильев вечер ведьмы крадут месяц, чтобы он не освящал ночных прогулок с нечистыми духами. Гадания в новогоднюю ночь — в самом разгаре.
Повсеместным поверьем на Руси являлось такое: как встретишь Новый год, так его и проживешь. Поэтому в новогоднюю ночь нельзя ссориться и плакать. Брать взаймы под Новый год не следует ни при каких обстоятельствах — весь год будешь в долгах. Обязательно надо надеть что-то новое из одежды, тогда наступающий год сложится удачно.

Васильев вечер (канун Нового года в славянской традиции) - народный праздник славян, отмечавшийся 31 декабря (13 января). Название праздника происходит от церковного дня памяти святого Василия Великого, приходившегося на следующий день. У белорусов и украинцев более известен как Щедрый вечер или Щедрец; в Поволжье, центральных и некоторых южных областях России (Тверская, Ярославская, Московская, Тульская, Рязанская, Нижегородская, Оренбургская, частично - Воронежская, Белгородская и Курская) был известен как Овсень, у болгар -Сурва. У славян-католиков канун Нового года называется День Святого Сильвестра.

Другие названия

рус. Маланья, Маланка, День святой Мелании, Васильева коляда, Щедрый вечер, Василь-вечер, Васильевская ночь, Васильева кутья, Богатый вечер, Богатая кутья, Щедрец, Овсень, Авсень, Порезуха; укр. День Маланки, День Василя, Обрізання; белор. Жирная кутья, Щедруха, Меланьи-желудочницы, Маланья толстая, Каза, Конiкi, Сільвестр, Шчодрая куцця, Багатая куцця, Васільеўская Каляда, Щедрец, Багаты вечар, Шчодрык, Язэп, Давыд, Якуб, Малання; полес. Шчодры вечар Куготы, Гаготы, Агатуха; болг. Сурваки, Васил вечер; ю.-серб. и макед. Сурва, серб. Сировари; польск. Szczodry wieczór, Tłusta wilija, Sylivester; сил. Starý Rok, Wigilja Nowego Rok; словацк. Sylvester.

Обряды

Специальным блюдом Васильева вечера был поросёнок, который символизировал плодородие земли и плодовитость скота в наступающем году. В Васильев вечер ели всё самое лучшее, что было в доме и что заготовлялось заранее: пироги, колбасу, мясо, блины, кутью, кашу, пили пиво, вино, водку и т. д. И. П. Калинский пишет:

Это подтверждается материалами А. А. Макаренко из Сибири:

Неумеренность под новый год объясняется поверьем, будто обилие еды в первый день нового года обеспечивает прибыток в хозяйстве на весь год. Стремление к обильной еде под новый год объясняется так называемой «магией первого дня».

В некоторых местах в этот день колядавали с особыми песнями:

Овсень

В Поволжье, средних и некоторых южных областях России (Тверская, Ярославская, Московская, Тульская, Рязанская, Нижегородская, Оренбургская, частично - Воронежская, Белгородская и Курская) был известен русский новогодний обходной обряд овсеньканье.

Одна из особенностей исполнения песен-овсеней - форсированный звук, громкий крик. По некоторым свидетельствам, усень - не песня, усень кричат (Розов, рукоп.). При обращении к хозяевам дома участники обхода обычно спрашивали разрешения: «Авсень кликать?», «Можно ли овсень кликать?», а те отвечали: «Кличьтя!» Это же выражение зафиксировано в церковных источниках XVII в., осуждавших московский обычай «в навечери Рождества Христова кликать коледы и усени».

Если русские колядки обычно имеют вид обобщённых величаний, адресованных всей семье в целом, то овсеневые песни часто исполнялись индивидуально, каждому члену семьи в отдельности. Наиболее значимые (призванные обеспечить благополучие дому и семье) овсени исполнялись хозяину и его старшим сыновьям. В цикле овсеневых песен, кроме величаний, фигурировали и особые кумулятивные тексты вопросно-ответной структуры, содержание которых не связано с поздравительной темой. Заключительная часть овсеней (как и всех других обходных песен) - просьба одарить исполнителей.

Щедрый вечер

Начало Щедрой недели, или Богатой Коляды. В Западном Полесье этот вечер назывался Куготы, Гаготы или Агатуха. Происхождение такого названия связано с обрядом: бросали в колодец кашу - тогда же гадали и кричали в колодец: «Ку-гу-гу!». По другим данным «Агатуха» происходит от глагола «гагатать» (веселиться, смеяться). С щедрым вечером связано много запретов, поверий и гаданий о будущем замужестве.

Обрядовый предновогодний ужин отличался богатством блюд и их скоромностью. В Белоруссии хозяин приглашал за стол: «Мороз, иди кутью есть. А летом не бывай, хвостом не виляй, а то буду пугой сечь». Праздничное застолье также называли «кутьёй святого козлика».

Щедровали под окнами и в домах, где славили хозяев. Водили «козу» («кобылку», «вола», «тура», «медведя», «журавля») и пели песни, главной из которых являлась «Го-го-го, коза». Щедровные песни отличались от рождественских в основном рефреном. В некоторых районах белорусы ходили по домам со «Щедрой» - нарядной девушкой, а украинцы - с «Василём» и «Маланкой».

Сербские традиции

На юго-востоке Сербии существовал обычай «Сыровары» (серб. Сировари), названный по двусловью - «Сирово-борово». Название обряда вероятно схоже с названием новогоднего обхода, который проводился в македонских и болгарских регионах (сурвакане). Накануне Старого Нового года ряженые посещают сельские дворы. В отличие от рождественских колядарей, они не надевают маски.

Как правило, парни-сыровары рядились «невестой» (бабой), «женихом» и другими лицами свадебной процессии (дед, свекровь, сваты). Как и в других обрядах, имитирующих свадьбу, «невеста» носила «ребёнка», сделанного из тряпок или дерева, и искала в каждом доме его отца. Сама игра была насыщена эротическими элементами (например, парня, переодетого в «невесту», пытаются ущипнуть). Участники процессии стучат палками, звенят и создают большой шум, чтобы отогнать нечистую силу («караконцуле»), которая была особенно активна в «некрещёные дни» (до Крещения) и считали, что она могла навредить людям, скоту.

Болгарские традиции

В Болгарии после полуночи и до рассвета начинался обряд сурвакане - новогоднего колядования. Символом обряда была украшенная ветка кизила - сурвачка. Ветка для изготовления сурвачки должна была быть свежесрезанной, пока она ещё «сырая», то есть пока ещё не высохла и хранит в себе жизненные силы природы. Сурвакары били этими ветками по спине каждого в доме, начиная с самого старшего, и домашних животных, приговаривая добрые величания и пожелания.

В юго-западной Болгарии новогодние дружины парней и молодых женатых мужчин устраивали новогодние пляски в своеобразных обрядовых костюмах и причудливых масках из дерева, перьев и меха. Наиболее старинными считаются маски, изображающие барана, козла или быка. В ночь под Новый годили в первое январское утро мужчины надевали свои страшные маски и костюмы и выходили на ритуальный обход по домам, неся с собой благословение и пожелания о здоровье, удаче, плодородии и благоденствии каждой семье. Обряд имел свойства маскарадной процессии, с эротическими элементами, анекдотами и забавами. Встречаются имитации «свадьбы», с играми, сценами «убийства» и «воскрешения». Под конец собирались на площади в центре села и там продолжали свои буйные танцы и игры до самого вечера.

У западных славян

У западных славян новый год совпадает с днём святого Сильвестра (у лужичан Новый год - Nowe leto). Сочельник Нового года у поляков называется «щчодры вечур» (польск. szczodry wieczor - щедрый вечер), в противоположность чехам и словакам, у которых «штедрым» зовётся Рождественский сочельник.

В восточной Мазовии канун Нового года называют также «жирным сочельником» - (польск. tlusta wilija), потому что в этот день едят много жирной пищи и обязательным блюдом на столе является лемеха (польск. lemiecha) - похлебка из пшеничной муки, сваренной на воде. Лемеху подавали густо политой жиром, чтобы «телята были толстыми». Девушки мазали головы друг другу на благополучную жизнь. В некоторых сёлах девочки ходили с лемехой по соседям и ею мазали им руки, с пожеланиями: «Дай бог, чтобы дождались счастливого следующего года». Парни мазали окна лемехой с сажей и пеплом, причём в первую очередь в тех домах, где есть девушки на выданье.

В польском Поморье совершалось «выщелкивание» (польск. wytraskiwanie) старого года: по деревне ходили конюхи и щёлкали кнутом перед усадьбой помещика, перед домом управляющего и приходского священника. За это они получали деньги, на которые устраивали пирушку.

В Польше вечером тем хозяевам, которые не заперли инвентарь, парни закидывали на крыши домов бороны, плуги, части телег. Сельские дворы обходили ряженые: «еврей», «дед», «цыган», «аист», «медведь» и другие персонажи. «Дед», придя к девушкам на подрядухи, старался засунуть кость в их пряжу. Считалось, что такая девушка может остаться старой девой. Приход ряженых заканчивался угощением в складчину и танцами.

Гадания под Новый год были особенно популярны и разнообразны. Так, в восточной Мазовии девушка, чтобы увидеть будущего жениха, должна была залезть на чердак и обежать три раза печную трубу. Многие боялись этого гаданья, так как думали, что может показаться и дьявол, наряженный мужчиной. Для того чтобы избежать встречи с ним, девушка раздевалась на чердаке, мылась и тогда уже трижды обегала дымоход против солнца.

У словаков в Сильвестров день сельские дома обходила «куриная баба» (словацк. kuriná baba) - мужчина, одетый в женское платье, на голове у него была соломенная корона с колокольчиком, вплетенным в середину. Его спутник был одет в платье из соломы и кожух, перевязанный перевяслом. Солому от этих нарядов в каждом доме понемногу отрывали и клали в гнездо курам для того, чтобы они хорошо неслись в предстоящем году.