«За горизонт»: Samsung организовал выставку работ потерявшего зрение фотографа. Как видит свои работы слепой фотохудожник

На днях в сети появился короткометражный документальный фильм «За горизонт» — история екатеринбуржца Александра Журавлева, который потерял зрение, но не любовь к жизни. Он путешествует по стране со своей собакой-поводырем по имени Умка и делает фотографии. На следующей неделе в столичном Центре фотографии им. братьев Люмьер откроется выставка его работ. Фильм появился в интернете как раз тогда, когда Рената Литвинова и Владимир Познер извинялась перед одноногим танцором, а страна узнала, что на «Евровидение» от России поедет певица в инвалидном кресле. «Никто уже не думает о том, как она поет. Все говорят только об инвалидности», — написал журналист Ян Шенкман. Мы взяли его слова на вооружение и попросили экспертов — екатеринбургских кураторов и фотографов — оценить снимки Александра Журавлева, не говоря им о том, что их сделал слепой человек.

Георгий Сапожников, фотограф, компания ZOOM ZOOM FAMILY

Очень понравились некоторые фотографии. Фактически акварельный пейзаж — он достаточно простой, но что-то в нем есть. Это такие заметки путешественника-натуралиста в классическом стиле. Они у меня вызывают ассоциации с иллюстрациями из журналов 90-х годов.

Фото: Александр Журавлев / Samsung.com/ru/horizon/d

Сергей Потеряев , художник, работающий с фотографией, куратор фотографического музея «Дом Метенкова»

Мне понравились две фотографии, но сложно что-то понять, смотря на разрозненные снимки. За отдельным кадром я не вижу работу головы и сердца автора. Отдельный красивый кадр снять не сложно. Фотоаппараты быстры, а фотошопы доведут до ума картинку. Хочется посмотреть сложенную историю, пока я этого не вижу.

Фото:

Марина Альвитр, основатель Alvitr Gallery

Фотографии похожи на большое количество снимков, которые можно увидеть на стоках. В них нет оригинальности, нового взгляда. Я не вижу в них идеи. Можно сказать, что это тревел-фотография. Автор не оригинален, но визуально приятен. Это хорошие фотообои для рабочего стола, но не более. Такие снимки можно увидеть на календарях-перевертышах, которые продаются в «Роспечати» и обычно висят в бухгалтерии на предприятиях.

Фото: Александр Журавлев / Samsung.com/ru/horizon/d

Сергей Преображенский, преподаватель фотографии и создатель проекта PHOTOTRIP

Я уже видел эти фотографии в интернете: они запоминающиеся и просто-напросто узнаваемые. Фактически работы простые, таких снимков много в сети, в инстаграме. Более того они каким-то непонятным образом очень трендовые. Подозреваю, что кто-то главному автору помогает их обрабатывать.

Фото: Александр Журавлев / Samsung.com/ru/horizon/d

Артем Беркович, куратор Центра фотографии «Март»

На мой взгляд, это скорее путешественник с фотоаппаратом в руках, чем яркая независимая творческая личность, которую можно назвать художником. Как будто записи на память человека, которому удалось оказаться в каких-то несомненно интересных местах и увидеть явления природы, который не каждый увидит. Он свои впечатления попытался унести с помощью фотоаппарата, что само по себе не хорошо и не плохо.

Разумеется, это не работы, которые имеет смысл выставлять в галереях или художественных музеях. Думаю, что у автора таких амбиций нет. На конкурсах тревел-фотографий эти снимки тоже вряд ли имеют шанс на успех, потому что они слишком просты, в них нет по-настоящему яркой эффектности и выразительности, которая позволила бы им быть лучшими в этом жанре.

Фото: Александр Журавлев / Samsung.com/ru/horizon/d

Иван Соснин, режиссер фильма «За горизонт»

Ограниченность зрения Александра однозначно влияет на оценку людей вокруг. Ведь люди воспринимают творческую деятельность Саши в контексте его возможности видеть, поэтому такой ажиотаж. Ценность этих снимков не столько в красоте изображения, сколько в бэкграунде — в преодолении. Это даже не фотографии, а своеобразный «перформанс», который ты пропускаешь через себя.

Фото: Александр Журавлев / Samsung.com/ru/horizon/d

30-летний Александр Журавлев живет со зрением в 2% от нормы. Технически это не то же самое, что полная слепота. Скорее похоже на блуждание в густом тумане: впереди то и дело проступают неясные очертания, которые не становятся четче при приближении к ним. Отличить тротуар от проезжей части еще можно, а вот различить выражение знакомых глаз или буквы в книге – уже нет.

Тем не менее Александр ухитряется вести активный образ жизни, путешествовать по миру и даже заниматься фотосъемкой. Застенчивый с детства, он, по собственным словам, стал более открытым и смелым. Например, принял участие в снятом в 2016 году короткометражном мотивационном фильме «За горизонт», посвященном его фотопутешествиям. А в марте 2017 года в Центре братьев Люмьер открылась его персональная выставка.

Мы поговорили с Александром о его жизни, творчестве и убеждениях.

Psychologies:

Как вы потеряли зрение?

Александр Журавлев:

До 11 лет я видел хорошо. А потом ударился о балку двери в саду у друга. Ну, поболело и прошло. Я даже забыл об этом. А потом какие-то процессы в голове начались из-за сотрясения, как нам сказали врачи. И зрение начало падать. Буквально за полмесяца я потерял зрение. Говорили, что надо было раньше обратиться, можно было все восстановить.

Когда я зрение потерял, у меня обострились слух, осязание, вкус. Внутри каких-то переживаний стало больше концентрироваться. И я подумал, что хочу все это донести

Но я все-таки не совсем слепой. То зрение, которые у меня было до 11 лет, − оно у меня внутри осталось. Видение мира, природы. Оно запечаталось где-то внутри. То есть я понимаю, что передо мной река, лес. Как бы пытаюсь все это переносить. Иногда даже забываю, что не вижу. Я ведь так же стою, как вы, так же иду. Глаза-то у меня на месте. И тростью не всегда пользуюсь. А некоторые даже не замечают. Однажды остановили в аэропорту. Подумали, пьяный. У меня же по глазам ничего не поймешь. Я им все объяснил, они потом извинялись.

Фото Александра Журавлева

Как вы восприняли новость, что больше не будете видеть как раньше?

Сначала не вполне осознал, что случилось. Начал стыдиться этого, стал замкнутым. Но потом понял, что все не просто так. В жизни случайностей нет. Я верующий, меня бабушка так воспитывала. И моя вера даже сильнее стала. Мне хотелось каким-то образом помочь даже, послужить. Я сам нуждаюсь иногда в помощи, поэтому понимаю, как важно помогать другим. Даже на улице рад подсказать, если знаю, где идти, где проехать.

А снимать... Когда зрение потерял, у меня обострились слух, осязание, вкус. Внутри каких-то переживаний стало больше концентрироваться. И я подумал, что хочу все это донести. Через фотографию, творчество, образ мысли.

Долго вы привыкали к новой жизни?

Не особенно. Детский возраст позволил быстро адаптироваться. Когда люди слепнут во взрослом возрасте, говорят, это труднее. Незрячие с рождения уже не знают, как по-другому жить. А я двойную жизнь пожил. И зрячую, и полуслепую. И нисколько не ущербный. Наоборот, мне нравится жить, делиться. Трудности есть. Так они у всех есть, не только же у меня. Потом, это не так плохо. Смотря как мы к этому относимся. Порой у людей есть все возможности. Руки, ноги есть. А они могут скорбеть, гневаться.

А увлечение фотографией когда возникло?

Только в последние года три, может, пять. Сначала меня просто друзья просили что-то снять. Где-то они направляли, где-то я сам. Постепенно это увлечение стало формироваться. В связи с путешествиями тоже. В последние два – два с половиной года я больше стал путешествовать по России – от Кавказа до Алтая. Был за границей, в Индии и Польше. Там особенно не снимал.

Путешествовать было трудно?

У меня уже был опыт. Мы на электричках добирались от Екатеринбурга до Москвы с другом. Он тоже незрячий, сам автостопом пробовал ездить по России, Европе. Ну и мои горизонты стали расширяться. Мы ночевали на вокзале, оставались у знакомых, и даже у незнакомых, которые соглашались нас приютить. Простые люди, простые семьи. Кто-то говорил: «Зачем вам это надо?» Я говорю: «Ну так если дома сидеть, ничего не будет надо. Вы вот дома сидите, что вы можете рассказать интересного?»

Мне нравится движение, перемещения. Нравится железная дорога. На станциях есть услуга «Помощь инвалидам». Могут встретить, посадить

Сначала я локально путешествовал. Я учился в разных интернатах Перми и Екатеринбурга. Приходилось часто ездить к родственникам в область. Бывало, мы на какие-то экскурсии выезжали со школой. В 2014 году мы с друзьями отправились через Москву в Анапу.

И я понял, что мне это нравится. Я тогда увлекся духовной практикой, стал изучать древние трактаты. Мне была интересна Индия. Древние ценности, знания. Я ведь уже много лет изучаю ведическую культуру. У меня появилась мечта побывать там, где она зародилась, и в 2015 году я смог ее осуществить.

Фото Александра Журавлева

А почему решили именно поездом ездить?

Мне процесс нравился. Движение, перемещения. Мне очень нравится железная дорога. Сам поезд, как он едет, как стучит. Я это все чувствую. Мы могли в разных городах выходить, пересаживаться. Где-то оставаться. Есть даже сайты для тех людей, которые путешествуют на электричках. Они состыковывают маршруты. На станциях есть услуга «Помощь инвалидам». Могут встретить, посадить.

А как возник проект со съемкой?

Режиссер Иван Соснин задумал его два года назад. До этого они делали локальные фильмы короткометражные. По Уралу, по Екатеринбургу. Сначала им нужен был такой человек − либо слепой, либо слабовидящий. Который любит снимать. И через кого-то они вышли на «Белую трость». Это организация, которая взаимодействует со здоровыми и с инвалидами по всей России. А потом уже нашли меня.

Я сразу согласился. У меня до этого был небольшой актерский опыт: в школах, интернатах. Мы встретились с продюсером, поговорили. Мне все понравилось. Они стали искать спонсоров. Эта встреча была в ноябре, а к началу февраля уже все решилось. Сказали: все в порядке, нам одобрили. Они состыковались с «Самсунгом». Я не ожидал, что все так будет. А мы и сами, говорят, не ожидали.

А в «Белой трости» чем занимаются?

Учат, как готовить, ходить с тростью, путешествовать. Даже ходить на яхтах. У них есть проект «Яхты», каждый год проводятся соревнования на пруду в День России. И выигравшая команда идет в один из участков. Я еще ни разу не пробовал, но тоже интересно. Еще есть желание полетать на воздушном шаре.

Как проходили съемки?

В начале февраля мы приехали в Челябинскую область на озеро Сугамак. Там сосновый бор рядом, Карабаш – гора такая. А рядом производство заводское. Достаточно большие выбросы. Несмотря на это, выбрали именно это место. Потому что природа очень красивая. Съемки проходили не всегда просто. Во-первых, были холода. Только начались съемки, ударили морозы. Ветер, пальцы мерзнут. А надо было еще подниматься в гору. Три полных дня в тяжелых условиях. Но у меня был опыт некоторый все-таки. И он сказался: никаких серьезных проблем не было.

А как вы понимали, когда делать снимок, нажать на кнопку?

Ну вот эти 2%, которые у меня остались, они позволяют что-то схватить. Остались цвета, формы. Вот я сейчас вижу, что навстречу идут люди. Вижу, что мы на каком-то бульваре. А в природных условиях – вижу очертания деревьев, реку, поле. И потом, я знаю, как что выглядит. Как может выглядеть заяц, птица, человек.

Все неслучайно. Если с человеком что-то произошло − может, это его уберегло от большей опасности?

Сейчас в телефоне есть и функции съемок, и голосовые программы. Есть приложения для слепых. У зрячих нажмешь, и страница сразу перелистывается. А здесь один раз нажал – и тебе голос озвучивает, что это. А чтобы программу открыть, нужно еще раз нажать.

Планируете еще снимать?

Да, моя задача в целом – что-то доносить, чем-то своим делиться. Хоть через фотографию, хоть через фильмы, хоть через театр.

Духовные практики как-то повлияли на ваш образ мысли, ваше отношение к миру?

Мне всегда была интересна какая-то глубина в вещах, в людях. А духовная, ведическая культура особенно увлекла: жизнь без насилия, без агрессии. Специально я это не искал. Можно сказать, случайно наткнулся. Просто с самого детства был какой-то запрос: кто мы, откуда, зачем? Я сейчас философски ко всему отношусь. Все не просто так. В чем-то я ограничен, но и от чего-то огражден тоже. От каких-то опасностей. Я думаю так: если что-то с человеком произошло, стоит задуматься – а может, это его оберегло от большей опасности.

Фото Александра Журавлева

Родные как относятся к вашим идеям, проектам?

Для них это непривычно: поездки, путешествия, ведическая культура. Когда-то это у них не укладывалось в голове. Может быть, они судят по себе: мы вот так привыкли жить, зачем еще что-то. А мне всегда хотелось жить своими идеями и мыслями. Несмотря на общественное мнение. Наверное, это у меня от мамы. Она мне всегда давала право выбора. Давала учиться. Благодаря ей я поехал в разные школы, интернаты. Она говорила, что так лучше будет. Она уже умерла.

Расскажите про интернаты, обучение.

В 12 лет, когда переехал в Пермь, меня обучили системе Брайля. Научился писать, обслуживать себя, ориентироваться. Мама меня всегда поддерживала, никогда не преграждала мне путь. Ей учителя порекомендовали. До этого я был на домашнем обучении, а тут нужно было уехать за 30 километров от дома. Для мамы это был шок, конечно. Я единственный был в семье. Долгожданный, желанный. Трудно было, но мы вместе приняли решение, и я на два года уехал учиться. Тоже были трудности: преодолевание, привыкание.

Потом врачи снова рекомендуют: давайте отправим вашего сына в интернат в Верхнюю Пышму в Свердловской области. Это знаменитая школа. Я говорю: «Только привык, опять ехать куда-то». А мама: «Так тебе же это лучше будет». А ей, конечно, было тяжело. Но эти трудности потом дали свои плоды. И я благодарен ей.

Как вам кажется, в обществе отношение к инвалидам меняется?

Я думаю, в плане обучения, подготовки раньше лучше было. Сейчас отношение в интернате такое: хочешь занимайся, хочешь нет. Нет системности, жесткости. Кому не надо, те гуляют, выпивают, покуривают. Я всегда за учебниками сидел, хотелось во все вникнуть. Потом в Екатеринбург приехал, отучился на массажиста. А раньше там же, в интернате, подготавливали к колледжу массажному. Больше этим занимались.

Когда общаешься с человеком, довольно быстро понимаешь, что он от тебя не так уж и отличается

У нас в обществе инвалиды как-то отдельно существуют. Потом они в жизнь выходят, на них смотрят как непонятно на кого. Сейчас отношение стало меняться. В аэропортах помогают. На вокзалах.

А на Западе инвалиды вместе со всеми учатся. И это лучше, я считаю. В интернате общаешься только с такими же, как ты, – слабовидящими, незрячими. Потом переходишь в общежитие, там тоже между собой. Выходишь в жизнь – нужно адаптироваться. Но не так просто всю эту систему перестроить. Поэтому приходится учиться всему самим.

Мне как раз нравится взаимодействовать с внешним миром. Я за инклюзию. Все эти проекты, та же «Белая трость» – про взаимодействие с другими. Неважно, ограничены ли у тебя возможности, колясочник ты или слабовидящий или относишься к другой религии и другой культуре. Когда общаешься с человеком, довольно быстро понимаешь, что он от тебя не так уж и отличается.

«За горизонт» − совместный проект Samsung Mobile, общественной организации «Белая трость» и сервиса Shazam в поддержку незрячих людей. Фотопейзажи на выставке представлены в двух форматах − так, как их видел бы любой человек со здоровым зрением, и так, как их видит Александр. А с помощью приложения «режим внутреннего зрения» и очков виртуальной реальности посетители могут посмотреть на мир глазами Александра.

Увидеть фотографии Александра Журавлева можно в Центре фотографии им. братьев Люмьер до 9 апреля.

Мы разучились удивляться

Во всех языках существует такая фигура речи, как оксюморон — сочетание несочетаемого. То, чего не может быть. Например, в названиях книг и фильмов оксюмороны можно встретить очень часто: "Мертвые души", "Обыкновенное чудо", "Назад в будущее". Очень любят конструировать оксюмороны поэты.

Встречаются они и в жизни. Но все-таки реже, чем в сфере искусства. Например, в Москве, в Центре фотографии им. братьев Люмьер, открылась выставка работ слепого фотографа. Звучит, как баловство рифмоплета. Ан нет!

В разбалованном гаджетами и чудесами современном мире люди отвыкли удивляться. Около уличных фокусников многие даже не останавливаются. И даже мимо бородатой женщины — пройдут, не обернутся. Но незрячий фотограф — все-таки чудо такого уровня, мимо которого не пройдешь бесстрастно.

И, конечно, любой человек задастся вопросом: а как он снимает? Беспорядочно щелкает камерой? А потом зрячие люди выбирают из всей кучи отснятой ерунды что-то более-менее удобоваримое? Других вариантов, собственно, не было. Поэтому на открытие выставки "За горизонт" автор этих строк шел с немалым скепсисом.

Но, конечно, правда оказалась сложнее и интереснее.

Художник в тумане

Во-первых, выясняется, что Александр Журавлев не совсем слепой. У него сохранилось 2% зрения. Каково ему — может понять любой посетитель выставки. В зале стоит стенд, на котором лежат виртуальные очки Gear VR. "Если вы их наденете, то поймете, как видит Александр Журавлев", — говорит молодой человек у стенда.

Надеваю. И погружаюсь в туман — густой, серый. И лишь где-то там, непонятно где, какое-то светлое пятнышко. Но любой туман (кроме разве что совсем уж стивенкинговского) может разогнать ветер. А Александр, получается, в этом тумане живет. С 11 лет. А сейчас ему — сильно за сорок.

Свои снимки Александр делал во время путешествия по горному Уралу — по Свердловской и Челябинской областям. Екатеринбургский режиссер Иван Соснин снял об этом путешествии небольшой, но очень красивый фильм. А постоянным и надежным спутником Александра в горных походах была любимая собака Умка. Которую, к сожалению, в Москву на выставку не возьмешь.

Обострение чувств

"Как и у всякого слабовидящего человека, у меня обострены другие органы чувств, — признается Александр Журавлев. — Благодаря им я и выбираю композицию для своих снимков".

Одно из главных чувств — осязание. Буквально ориентируясь на ощущения кончиков пальцев, Александр сделал в Челябинской области, на озере Сугомак, один из самых эффектных своих снимков. Он был навеян трением колыхаемых ветром колосков о руки фотографа.

Немаловажно и обоняние. Александр вспоминает, как в той же Челябинской области вышел из заброшенной шахты, а в лицо буквально ударил свежий воздух. Фотограф сфотографировал эту свежесть. Впрочем, ориентировался не только на обоняние, но и на слух — потому что шелестели листья.

А еще на съемках в заброшенной шахте незрячий фотограф ориентировался на звук тающей воды и на тепло — чем глубже погружение, тем теплее.

Ориентируется Александр и на ощущения земли под ногами, и на чувства, которые вообще неведомы зрячему человеку. Александр Журавлев знает, что чувств у человека не пять и даже не шесть. А много больше.

Корреспонденту Sputnik Александр признался, что путешествовал не только по горному Уралу. Довелось ему побродить и по Польше, и по Индии. Куда он поедет в следующий раз — пока не знает. Может быть, зависит от того, кто пригласит.

Дело техники

Конечно, во многом создание этих уникальных фото — дело техники. Техника действительно высококачественная, чуткая и умная. Смартфон, которым сделаны снимки, сам настраивался на резкость, выбирал режим съемки.

Выставка Александра Журавлева продлится до 9 апреля. Организовать ее помогли компания Samsung, общественное движение "Белая трость" и сервис Shazam.

Посмотреть выставку надо. И не столько ради самих фотографий, сколько для понимания того, что безвыходных положений, на самом деле, не бывает. Что даже человек, лишенный зрения, способен на многое. Что даже если с вами случилось непоправимое несчастье, это еще не повод опускать руки.

А еще Александр говорил о том, как много людям дано возможностей — всем, в том числе и ему. И призывал всех полнее использовать эти возможности — сегодня, завтра. Сейчас.

Во всех языках существует такая фигура речи, как оксюморон - сочетание несочетаемого. То, чего не может быть. Например, в названиях книг и фильмов оксюмороны можно встретить очень часто. Это "Мертвые души", "Обыкновенное чудо", "Назад в будущее". Очень любят конструировать оксюмороны поэты.

Встречаются они и в жизни. Но все-таки реже, чем в сфере искусства. Например, в Москве, в Центре фотографии им. братьев Люмьер открылась выставка работ слепого фотографа. Звучит, как баловство рифмоплета. А нет!

© photo: Sputnik / Лев Рыжков

В разбалованном гаджетами и чудесами современном мире люди отвыкли удивляться. Около уличных фокусников многие даже не останавливаются. И даже мимо бородатой женщины - пройдут, не обернутся. Но незрячий фотограф - все-таки чудо такого уровня, мимо которого не пройдешь бесстрастно.

И, конечно, любой человек задастся вопросом: а как он снимает? Беспорядочно щелкает камерой? А потом зрячие люди выбирают из всей кучи отснятой ерунды что-то более-менее удобоваримое? Других вариантов, собственно, не было. Поэтому на открытие выставки "За горизонт" автор этих строк шел с немалым скепсисом.

Но, конечно, правда оказалась сложнее и интереснее.

Художник в тумане

Во-первых, выясняется, что Александр Журавлев - не совсем слепой. У него сохранилось 2% зрения. Каково ему - может понять любой посетитель выставки. В зале стоит стенд, на котором лежат виртуальные очки Gear VR. "Если вы их наденете, вы поймете, как видит Александр Журавлев", — говорит молодой человек у стенда.

Надеваю. И погружаюсь в туман - густой, серый. И лишь где-то там, непонятно где, какое-то светлое пятнышко. Но любой туман (кроме разве что совсем уж стивенкинговского) может разогнать ветер. А Александр, получается, в этом тумане - живет. С одиннадцати лет. А сейчас ему - сильно за сорок.

Александр Журавлев

Свои снимки Александр делал во время путешествия по горному Уралу - по Свердловской и Челябинской областям. Екатеринбургский режиссер Иван Соснин снял об этом путешествии небольшой, но очень красивый фильм. А постоянным и надежным спутником Александра в горных походах была любимая собака Умка. Которую, к сожалению, в Москву на выставку не возьмешь.

Обострение чувств

"Как и у всякого слабовидящего человека, у меня обострены другие органы чувств, — признается Александр Журавлев. - Благодаря им я и выбираю композицию для своих снимков".

Одно из главных чувств - осязание. Буквально ориентируясь на ощущения кончиков пальцев, Александр сделал в Челябинской области, на озере Сугомак, один из самых эффектных своих снимков. Он был навеян трением колыхаемых ветром колосков о руки фотографа.

Александр Журавлев

Немаловажно и обоняние. Александр вспоминает, как в той же Челябинской области вышел из заброшенной шахты, а в лицо буквально ударил свежий воздух. Фотограф сфотографировал эту свежесть. Впрочем, ориентировался не только на обоняние, но и на слух - потому что шелестели листья.

А еще на съемках в самой заброшенной шахте незрячий фотограф ориентировался на звук тающей воды и на тепло - чем глубже погружение, тем теплее. Ориентируется Александр и на ощущения земли под ногами, и на чувства, которые вообще неведомы обычному, зрячему человеку. Александр Журавлев знает, что чувств у человека - не пять и даже не шесть. А много больше.

Нашему корреспонденту Александр признался, что путешествовал не только по горному Уралу. Довелось ему побродить и по Польше, и по Индии. Куда он поедет в следующий раз - пока не знает. Может быть, зависит от того, кто пригласит.

Дело техники

Конечно, во многом создание этих уникальных фото - дело техники. Техника действительно высококачественная, чуткая и умная. Смартфон, которым сделаны снимки, сам настраивался на резкость, выбирал режим съемки.

Выставка Александра Журавлева продлится до 9 апреля. Организовать ее помогли компания Samsung, общественное движение "Белая трость" и сервис Shazam.

Александр Журавлев

Посмотреть выставку надо. И не столько ради самих фотографий, сколько для понимания того, что безвыходных положений, на самом деле, не бывает. Что даже человек, лишенный зрения, способен на многое. Что даже если с вами случилось непоправимое несчастье - это еще не повод опускать руки.

А еще Александр говорил о том, как много людям дано возможностей - всем, в том числе и ему. И призывал всех полнее использовать эти возможности - сегодня, завтра. Сейчас.

Как видит и что чувствует Александр Журавлев, снимая свои фотографии, и что в итоге получается

Александр Журавлев практически полностью потерял зрение в 11 лет. Но это не помешало ему вести яркую, полную приключений жизнь. В рамках проекта «За горизонт» Александр отправился на Южный Урал, где сделал потрясающие снимки гор, озер и леса. Выставка работ Александра открылась в московском Центре фотографии им. братьев Люмьер. Проект реализован при поддержке Samsung, Shazam и общественной организации «Белая трость».

В Центре фотографии им. братьев Люмьер открылась необычная выставка «За горизонт». Фотограф Александр Журавлев с детства практически слепой. Но по его работам - захватывающим фотографиям природы - этого не скажешь. Вместе с приложением Shazam и организацией «Белая трость» Samsung реализовал проект «За горизонт», чтобы доказать - преодолеть можно любые преграды.

Разработкой креативной концепции кампании занималось агентство Cheil Russia. Кроме фотовыставки в рамках проекта вышел короткометражный документальный фильм об Александре и его путешествиях по России режиссера Ивана Соснина (агентство Red Pepper Film, отвечало за продакшн). Как рассказали Sostav авторы проекта, Иван и креативщики Cheil Russia захотели рассказать историю этого талантливого путешественника и фотографа, как только сами с ним познакомились через организацию «Белая трость». Затем агентством Cheil Russia была разработана креативная концепция проекта.

«В этом проекте мы хотели показать, что возможности каждого человека безграничны. Главное - видеть их, верить в себя и выбрать правильный инструмент для их реализации. У проекта максимально широкая целевая аудитория: как думающие, социально ответственные люди, так и огромная масса обычных людей, которые действительно не видят многообразия жизненных возможностей. Пример Александра способен многих заставить подумать о, сколько всего они могут реализовать, способен заставить попробовать заглянуть за горизонт.

Однажды наша команда познакомилась с Александром Журавлевым, путешественником, который почти полностью потерял зрение. Александр так увлеченно рассказывал о своих поездках, походах, экспедициях, что нам захотелось стать частью одного из таких путешествий. Более того, мы поняли, что хотим рассказать историю Александра и, возможно, вдохновить кого-то заглянуть за собственный горизонт», - Дмитрий Щербаков, digital creative lead агентства «Cheil Russia»

В основе концепции - показать на примере вдохновляющей истории Александра, что многие преграды, который кажутся непреодолимыми - лишь вызов самому себе. Если потерявший зрение фотограф смог «заглянуть за горизонт» и исполнить свою мечту, то и каждый из нас сможет, уверяют авторы.

«Самое сложное в этом мире - это увидеть свои возможности. Они все уже есть в тебе. Они окружают тебя повсюду. Тот, кто видит хотя бы линию горизонта, уже может за нее шагнуть», − прокомментировал сам герой кампании, Александр Журавлев.

Вместе со съемочной группой Александр отправился на Южный Урал (озера Сугомак и Кыштык, окрестные сопки и заброшенные шахты). Он сделал серию снимков с помощью смартфонов Samsung Galaxy S7. На выставке пейзажные фотографии представлены парами: слева снимок, показывающий, как видит мир Александр, а справа - обычная фотография того же места. Под каждой работой есть краткое описание автора. Он описывает свои ощущения от природы: что он слышит, чувствует и какие цвета может различить. Выставка продлится до 9 апреля. О путешествии Александра режиссер Иван Соснин снял небольшой документальный фильм.

«Это не просто фильм, а перформанс, не про инвалидность, а про каждого из нас. Те, кто посмотрит этот фильм и пропустит через себя, обязательно откроют что-то важное. Проект реализовала большая команда инициативных и заинтересованных в результате людей, и я с гордостью говорю, эта работа была сделана не зря», - отметил Иван Соснин, режиссер фильма «За горизонт».

На презентации проекта гости также получили возможность увидеть мир глазами Александра через очки виртуальной реальности Gear VR. Для этого в каждой точке, где фотограф делал снимки, на камеру Gear 360 записывалась панорама места. Затем эти изображения были обработаны в соответствии с особенностями зрения героя. Гости могли попробовать два режима: обычный и отредактированный.

На здании Гидропроекта в Москве на экране самого большого в мире смартфона демонстрируются снимки Александра. Через приложение Shazam прохожие могут перейти на промостраницу кампании «За горизонт» и узнать детали. Проект реализован совместно с порталом Zuzza.

Состав творческой группы

Samsung (клиент)

Seif El Hakim - руководитель отдела продуктового маркетинга и маркетинговых коммуникаций
Светлана Миллина - руководитель группы маркетинговых коммуникаций и совместного маркетинга
Елена Подольская - маркетинг-менеджер

Cheil Russia (креатив)

Митя Юсов - креативный групп-хэд
Дмитрий Щербаков - digital creative lead
Екатерина Смыгина - директор по стратегическому развитию digital
Татьяна Чепко - продюсер
Ирина Филина - копирайтер
Алена Клепикова - арт-директор
Анета Арабиди - менеджер проектов
Тимур Конусбеков - digital-продюсер
Анна Евстратова - контент-директор

Red Pepper (продакшн)

Иван Соснин - режиссер
Егор Процько - оператор
Данил Голованов - креативный продюсер
Яна Шмайлова - исполнительный продюсер
Егор Мясников - младший продюсер