1 ноября день всех святых. Когда отмечают день всех святых

Два первых ноябрьских дня в католической церкви посвящены памяти усопших - День всех святых (1 ноября) и День поминовения усопших (2 ноября) следуют один за другим.

Праздники имеют глубокие языческие корни. Около двух тысяч лет назад кельтские племена в это время праздновали наступление Нового года, в канун которого отмечался праздник Самхэйн (Samhain). Это пограничное время (переход к зиме) считалось временем волшебным и мистическим - сиды (нейтрально, а зачастую и враждебно настроенные к людям волшебные существа), проходят в мир людей, а люди тоже имеют возможность побывать в потустороннем мире.
Считалось также, что души умерших в этот день возвращаются в свои дома и требуют жертвенной пищи у живых. Примерно в это же самое время (в конце октября) древние римляне отмечали два праздника - Фералии, посвященные памяти усопших, и дни Помоны, богини древесных плодов.
Такое совпадение дат способствовало сохранению традиции поминовения умерших и после повсеместного распространения христианства. Праздник сросся в народном сознании с праздником церковным. Так появился День всех святых, который до сих пор празднуется католической церковью 1 ноября. All hallow ees (Месса всех святых) - таково было его искаженное староанглийское название, так что «Хэллоуин» - это не более чем «Канун Оллхолуиса». При этом языческие представления о сидах в средневековом христианском сознании превратились в представления о нечистой силе, выходящей в этот день пугать благочестивых обывателей. Именно поэтому в эпохи Средневековья и Нового времени Хэллоуин облюбовали ведьмы, обязательно устраивавшие в этот день шабаш.

Праздник Всех святых первоначально отмечался 13 мая, в этот день 609 (по другим источникам 910 г.) папа Бонифаций IV освящал римскую ротонду, посвященную Богоматери и всем великомученикам церкви. А в начале XI века папой Григорием ІІІ этот праздник был перенесен на 1 ноября (тогда этот день посвящался тем святым, у которых не было своего праздника в течение года).

Корни праздника Хэллоуин уходят в глубь веков. Но современное свое название он приобрел в VII веке, когда Папа Бонифаций утвердил 1 ноября как День Всех Святых. Католический День Всех Святых - All Hallows Eve позже стали называть Halloween, и в конце концов - Halloween.

Хеллоуин - праздник вампиров, ведьм, привидений и прочей нечисти, который отмечается в ночь с 31 октября на 1 ноября. Английское название Halloween. Этот праздник традиционно отмечается в англоязычных странах, хотя в последние годы праздник стал модным и популярным и в неанглоязычных странах Запада, Японии, Австралии, СНГ и др.

Хэллоуин - это еще и попытка понять связь между нашим и потусторонним мирами. Ночь Хеллоуина - это переход, ворота из одного мира в другой. Ворота в зиму, в холодный мир, где все живое умирает, но одновременно готовится к возрождению, освобождаясь от всего лишнего, как деревья от листвы.
Распространение хэллоуина во многом связано с популярностью праздничной символики: светильник Джека (тыква в виде головы со свечой или фонариком внутри), маскарадные и карнавальные костюмы, свечи.
По старому календарю друидов новый год в Англии наступает 1 ноября, и накануне, 31 октября, нужно прогнать всех злых духов, которые в эту ночь выходят на белый свет. Для этого и готовится специальный фонарик. Обычно его делают из тыквы, но можно сделать и из репы или большой дыни.

Есть и еще одна легенда, согласно которой истинным источником происхождения данной традиции является пьяница по имени Джек, заключивший сделку с дьяволом.
Ночные вечеринки, посвященные Хэллоуину, обычно проводятся под своеобразную символическую кладбищенскую музыку, зловещие звуки ночных животных, вой.

— один из десяти великих (обязательных) праздников. Это праздник в честь всех святых, официально канонизированных католической церковью, а также всех верующих, достигших небесной славы.

Он подчеркивает богословскую истину о том, что каждый человек призван к святости.

День памяти всех святых был известен еще в ранней христианской церкви. Тогда святыми называли всех христиан, как получивших в крещении новую жизнь и принадлежащих отныне Христу. "Находящимся в Эфесе святым", "всем святым во Христе Иисусе, находящимся в Филиппах", — так адресовал свои послания апостол Павел, обращаясь к первым христианам.

Первыми христианами, которых церковь стала почитать особым образом стали те, кто умер за веру. Первым известным почитаемым мучеником считается святой Поликарп Смирнский, чье мученичество было подробно описано в "Окружном послании Смирнской Церкви другим Церквам", датируемым 155 годом. В этом документе останки мученика названы ценностью большей, чем золото и драгоценные камни. Послание свидетельствовало о существовании обычая сохранять мощи мучеников как драгоценную реликвию, почитать место захоронения. Подобные празднования и молитвы на могилах мучеников за веру были приняты повсеместно, где имелись их захоронения. Днем почитания этих святых подвижников обычно считался день смерти, который стал именоваться днем их рождения для неба.

В дальнейшем культ мучеников распространился на все поместные церкви и помимо дней памяти отдельных мучеников, стал отмечаться и общий праздник в их честь . Святой Иоанн Златоуст свидетельствует, что византийская церковь почитала память всех мучеников в первое воскресенье по Пятидесятнице. В восточносирийском богослужении днем памяти мучеников была первая пятница после Пасхи.

В римской церкви праздник отмечали 13 мая, что было связано с днем освящения храма в Риме в 609 году (по другим данным в 610 году) в честь Девы Марии и мучеников. К этому дню из катакомб в церковь были перевезены 28 телег останков христиан, отдавших жизнь за веру. Ежегодное воспоминание об этом событии и стало первым празднованием дня, который теперь известен как Торжество всех святых.

Принятый в латинском обряде обычай отмечать День всех святых 1 ноября возник в Англии в VIII веке , как противовес существовавшей у кельтов-язычников традиции отмечать в тот же день Хэллоуин ("день духов", "день мертвых").

При Папе Григории IV праздник стал общепринятым. По примеру Англии и Ирландии время празднования было перенесено с весны на осень.

До XI века о святости свидетельствовало народное почитание того или иного подвижника или мученика. Первым официально канонизированным святым стал Ульрих Аугсбургский — процесс его канонизации завершился в 1093 году, через 120 лет после смерти.

Литургические молитвы Дня всех святых прославляют Бога — единый источник святости, выражают веру в бессмертие святых, а также взывают к их заступничеству. Чтения из Священного писания, в свою очередь, воспроизводят этический кодекс христианства (восемь "блаженств" из Нагорной проповеди) и свидетельствуют о присутствии бесчисленных воинств святых.

Был известен еще в ранней христианской церкви. Тогда святыми называли всех христиан, как получивших в крещении новую жизнь и принадлежащих отныне Христу. "Находящимся в Эфесе святым", "всем святым во Христе Иисусе, находящимся в Филиппах", — так адресовал свои послания апостол Павел, обращаясь к первым христианам. Первыми христианами, которых церковь стала почитать особым образом стали те, кто умер за веру. Первым известным почитаемым мучеником считается святой Поликарп Смирнский, чье мученичество было подробно описано в "Окружном послании Смирнской Церкви другим Церквам", датируемым 155 годом. В этом документе останки мученика названы ценностью большей, чем золото и драгоценные камни. Послание свидетельствовало о существовании обычая сохранять мощи мучеников как драгоценную реликвию, почитать место захоронения. Подобные празднования и молитвы на могилах мучеников за веру были приняты повсеместно, где имелись их захоронения. Днем почитания этих святых подвижников обычно считался день смерти, который стал именоваться днем их рождения для неба.

В дальнейшем культ мучеников распространился на все поместные церкви и помимо дней памяти отдельных мучеников, стал отмечаться и общий праздник в их честь. Святой Иоанн Златоуст свидетельствует, что византийская церковь почитала память всех мучеников в первое воскресенье по Пятидесятнице. В восточносирийском богослужении днем памяти мучеников была первая пятница после Пасхи.

В западной церкви праздник был введен в VI веке и первоначально отмечался, как и на Востоке, в первое воскресенье после Пятидесятницы.

Позже праздник был перенесен на 13 мая, что было связано с днем освящения храма в Риме (13 мая 610 года), перестроенного папой Бонифацием IV из языческого Пантеона, в честь Девы Марии и всех мучеников (S. Maria ad Martyres).

К этому дню из катакомб в церковь были перевезены 28 телег останков христиан, отдавших жизнь за веру. Ежегодное воспоминание этого события и стало первым празднованием дня, который теперь известен как Торжество всех святых. Спустя некоторое время, при папе Григории III, понятие святости расширилось и стало включать в себя и тех, кто претерпел гонения и страдания за веру в Христа, даже и тогда, когда гонения не завершились мученической смертью, а затем и подвижников, прославившихся добродетельной жизнью — "всех непорочных праведников, во всём круге земли почивших".

Папа Григорий IV официально ввел праздник Всех святых в церковную практику, перенеся его на 1 ноября. Время празднования было перенесено с весны на осень, по примеру Англии и Ирландии, где к этому времени уже более ста лет было принято совершать память всех святых в этот день.

До XI века о святости свидетельствовало народное почитание того или иного подвижника или мученика. Первым официально канонизированным святым стал святой Ульрик Аугсбургский — процесс его канонизации завершился в 1093 году, через 120 лет после смерти.

Торжество всех святых является одним из обязательных праздников католической церкви, участвовать в нем следует всем христианам, кроме тех, кто не может сделать этого по серьезным причинам.

Литургические молитвы Дня всех святых прославляют Бога — единый источник святости, выражают веру в бессмертие святых, а также взывают к их заступничеству. Чтения из Священного писания, в свою очередь, воспроизводят этический кодекс христианства (восемь "блаженств" из Нагорной проповеди) и свидетельствуют о присутствии бесчисленных воинств святых.

За Днем всех святых следует День поминовения всех усопших верных, который отмечается 2 ноября. Кроме того, в течение восьми дней, начиная с 1 ноября, принято служить заупокойные мессы, а верующие приглашаются к особенно усиленной молитве за дорогих их сердцу усопших.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Праздник посвящен почитанию всех Святых, которые, начиная с первых веков христианства, услышав Слово Божие, приняли Его в свое сердце и спасли свои души, следуя за Христом.

В православной церкви дата праздника является переходящей - День всех Святых православные празднуют в следующее воскресенье после Троицы.

Расскажет об истории возникновения праздника и традициях Праздника День всех Святых у католиков.

Праздник почитания Святых

Почитали память Святых еще с первых веков христианства. В те далекие времена Святыми называли всех получивших новую жизнь в крещении и отныне принадлежащих Иисусу Христу. Церковь почитать особым образом стала первых христиан, которые умерли за веру.

К сожалению, имена всех Святых, принявших мученическую смерть за веру в Христа, в том числе и разорванных дикими зверями на арене цирка, история не сохранила - о подвиге тысяч христиан-мучеников первых веков никогда не будет известно.

Но множество свидетельств сохранилось об обычае повсеместно сохранять мощи мучеников как драгоценную реликвию, почитать место захоронения. Обычно днем почитания этих Святых считался день смерти - его называли днем их рождения для неба.

Культ мучеников в дальнейшем распространился на все поместные церкви. А со временем, кроме дней памяти отдельных мучеников, стали отмечать и общий праздник - День всех Святых.

Впервые этот праздник упоминается в IV веке - византийская церковь, по свидетельству Святого Иоанна Златоуста, поминала всех мучеников в первое воскресенье по Пятидесятнице.

Католическая церковь, желая искоренить языческие традиции празднования кельтского Нового года, в IX веке перенесла День всех Святых на 1 ноября, но все ее попытки оказались тщетными.

Предпраздничная ночь на староанглийском языке звучала как All Hallows Even, то есть Вечер всех Святых, или сокращенно — Hallowe"en. Затем ее стали называть еще короче Halloween, вот так и появилось современное название праздника Хэллоуин - его отмечают по сей день и с каждым годом все масштабнее.

Традиции праздника у католиков

День всех Святых, по традиции, один из обязательных праздников католической церкви - в нем участвуют все католики, кроме тех, кто пропустил мессу по серьезным причинам.

Поэтому в День всех святых все католики посещают храмы. Литургические молитвы Дня всех Святых прославляют Господа — единый источник святости. Они также выражают веру в бессмертие Святых и просят их о заступничестве.

Католики на следующий день после Дня всех Святых, 2 ноября, отмечают День поминовения всех усопших верных и посещают могилы родных.

Католики, по традиции, сложившейся веками, по дороге на кладбище четыре раза останавливаются и произносят молитву за усопших. В пятый раз они проделывают этот обряд, возвращаясь с кладбища.

В разных странах много общих традиций, но есть и свои особенные.

© Sputnik / Alexander Imedashvili

В Польше, по традиции, раздают нищим монеты и обвалки, которые многие хозяйки выпекают за день-два до праздника. Этим они отдают почтение и уважение своим усопшим родственникам.

В Италии, по традиции, оставляют обычно еду для усопших на кухне - в основном хлеб и воду, но в некоторых регионах обязательно оставляют умершим воду и пирог "ossi da morti".

В Германии, вернее в некоторых ее землях, День всех Святых - государственный праздник и выходной, где вся семья, также как и во всех других странах, собирается вместе за вкусно накрытым столом.

Перед застольем, по традиции, они посещают кладбища и готовят могилы к зиме - убирают, перекрашивают и украшают вечнозелеными и морозостойкими растениями.

Материал подготовлен на основе открытых источников

Если сатана притих -
Наступил День всех святых.
Мы все слышим часто-густо:
Свято место не бывает пусто.

Только вот, сознаться честно,
Свято жить не интересно...
Выпьем же до дна и по единой
За нашу золотую середину.

День сегодня непростой,
Ветер свищет под метлой,
Все святые вылетают,
Почем зря народ пугают.

Хэллоуин вчера прошел,
Тыквы, вон, осклабились.
Всем бояться! Хорошо.
А то, вишь, расслабились...

Поздравляю с Днём всех святых и хочу пожелать, чтобы твой ангел тебя хранил от всех невзгод, чтобы святые лики и яркое пламя свеч озарили твою жизнь благодатью, чтобы твоё счастье было не по зубам тёмным силам, чтобы твоё сердце вспомнило самоотверженные поступки всех святых и направило тебя на путь благодеяний и добра.

Сегодня праздник, помянуть
Нам нужно всех святых,
Они ведь молятся за нас,
Мы молимся за них!

Пред этим праздником святым,
Вся нечисть убралась,
Покуролесив до утра,
По норам расползлась!

В День всех святых желаю вам,
Любви, надежды, веры,
Здоровья телу и душе,
И счастья вам без меры!

День всех святых - как память дань воздать
Забытым, близким и ушедшим в вечность,
Почтения всем вам пожелать,
Воспоминаний лишь приятных бесконечность.
И если кто стучится в дверь тайком -
Беги быстрее, можно босиком.

Помолись за тех, кого уже нет.
Без них померк наш божий свет.
Зажги свечу всем ангелам святым,
Чтобы спокойно покоилось им.

Открой ты двери в мир иной,
Чтобы вернулись все домой.
Потом возьми свечу в ладонь,
И пусть горит святой огонь.

Пусть горечь твоя молитвой уйдет,
А тыква в день Солнца успех принесет
Пусть с милостью Божьей удача нагрянет,
И мир пред тобой на коленочки встанет.

Пьянит «Игра престолов», словно виски.
Пожалуй, на ночь сагу зря читаю.
День всех святых. Ноябрь. Зима уж близко.
И монстры отовсюду наступают.

Вампир скребется в двери твои. Слышишь?
Глянь: оборотень мчится в шкуре волчьей!
Ну, что затих? Лежишь, совсем не дышишь.
Эй, с праздником тебя! Спокойной ночи!

В День Всех Святых тебе желаю
Удачи, мира и добра.
И пусть тебя оберегает
Та путеводная звезда.

Пусть счастье в дом к тебе стучится,
Пусть мир наполнит теплота.
И если вдруг чего случится,
Плохое пусть не у тебя.

Нынче праздник всех святых,
Смертные, пугайтесь!
Режьте тыкву для лампад
В чудищ наряжайтесь.

Чтоб беда вас в эту ночь
Точно не узнала,
Развлекайтесь от души,
Чтоб ей страшно стало.

Чтит свято народ суть забытых приданий,
И если поверить всезнающим слухам,
В канун Дня Святых лишь позволено «духам»,
Сквозь грани миров приходить на свидания.

Мы встретим достойно посланников ночи,
Нарядимся пышно, украсим жилище,
Преподнесем им дар жертвенной пищи,
Бесстрашно смотря в их бездонные очи.

Чтоб нам «духи злобные» не навредили,
Мы праздник устроим «исчадиям ада»,
Померкнет их злоба в цветах маскарада,
Угаснет их гнев в звуках дружной кадрили.

И чтобы не стало мучительно больно,
Завистливо глядя как празднует нечисть,
Мы в тыкву поставим зажженные свечи,
Оденем костюмы ужасно крамольные.

И будем прохожих пугать до рассвета,
И требовать дань из соседских домов,
Молясь по дороге не встретить ОМОН,
И не скоротать ночь в полицейских «каретах».

Умершие спят в сырой земле,
Ничего не слышат и не знают,
Мы - пока живые на земле,
О родных и близких вспоминаем.

В памяти так бережно храним,
Всех ушедших, кто теперь не с нами,
И, склоняя головы, молчим,
Под высоким небом с облаками.

Будем же достойными мы тех,
Кто старался праведным быть в мире.
Пусть живым сопутствует успех,
Только Бог да будет нам кумиром.